Битва на Калке и Калинов мост. Битва на мосту калиновом


Сказка Вниз по волшебной реке Глава девятнадцатая. Битва на Калиновом мосту

Сказка Вниз по волшебной реке Глава девятнадцатая. Битва на Калиновом мосту Успенский читать

Митя с Бабой-Ягой ехали в избушке на курьих ножках позади богатырского войска. А войско уже приближалось к городу.Баба-Яга строго-настрого запретила Мите выходить из избушки.Но зато к ним всё время приходили гости. Посудачить немного и посмотреть на диковинного мальчика. Такой маленький, а уже умеет читать!Вот прибежал Домовой в сапогах-скороходах поблагодарить Бабу-Ягу за чудесное яблочко — по блюдечку.— Спасибо тебе, бабушка, от Ивана — Коровьего Сына, начальника нашего. Ему теперь всё видать, что у Кощея делается. Он ведь Кощей, что?— Что? — спрашивала Баба-Яга.— Он ведь, бессовестный, всех мужиков окрестных собрал и воевать заставляет. Кто, говорит, не пойдёт, у того семью погублю.— Дела! — говорила Баба-Яга. — Ну, а ещё что нового?— Военный совет идёт. Решают, кого против Лиха Одноглазого выпустить. Оно ведь такое — всё портит. Против него любой воин никудышным становится. И кони хромать начинают.А потом пришёл Макар.— Это ты, мальчик, со Змеем штуку выдумал?— Я, дядя Макар.— Спасибо тебе. Да говорят, ты ещё грамоте обучен. Верно ли?— Обучен, дядя Макар.— Иди ко мне писарем вместо Чумички. И жалованье хорошее. И работа неплохая. Лёгкая.— Нечего ему в писарях делать! Молод ещё! — вмешалась Баба-Яга. — Пусть дома сидит, отцу с матерью помогает. А ты чего здесь крутишься? — накинулась она на царя. — Сначала с Кощеем совладай, а потом на работу зови!Но Макар уже не слушал.Он смотрел, как два кузнеца на походной кузне-телеге чинили чью-то старую кольчугу.— И как ты молот держишь! Как держишь? — закричал Макар на молодого кузнеца. — Кто ж так молотом работает? А ну гляди, как надобно!Он на ходу забрался в телегу и уехал с кузнецами.

Впереди уже показался стольный город. А из города навстречу богатырям выезжал Кощей Бессмертный со свитою.Баба-Яга увидела в стороне высокий холм и велела избушке там остановиться.— Всё, — сказала она. — Теперь смотреть буду. А воевать не буду. Не бабье это дело — воевать!И Баба-Яга с Митей уселись на ступеньках крыльца.Оба войска сошлись у моста через Молочную реку. Первым от войска Кощеева вышел на мост страшный Соловей-разбойник. С новыми золотыми зубами.— Эй! — закричал он громким голосом. — Есть у вас храбрец против меня выступить? Выходи вперёд!— А и выйду! — ответил на это Иван — Коровий Сын. — Мало я на своём веку вашего брата порубливал!Мост заскрипел и зашатался под тяжестью противников.Соловей-разбойник сунул два пальца в рот и свистнул страшным посвистом. Даже трава вокруг пожухла. А все чёрные вороны, что слетелись на битву, попадали с неба замертво. Но Коровий Сын даже не дрогнул. Василиса Премудрая заставила его надеть под шлем зимнюю шапку. И соловьиный свист ему страшен не был.Они сошлись, как две горы съехались. Даже искры посыпались в разные стороны. Соловей-разбойник свистел хорошо, а честный бой вести не умел. Мечом владел плохо. Иван выбил у него меч из рук, поднял разбойника и швырнул под мост, прямо в кисельный берег. Полетели в разные стороны брызги, и Соловей увяз в киселе по самые уши.На мост выскочил Кот Баюн и посмотрел на Ивана — Коровьего Сына своими колдовскими глазами. Как ни крепился Иван, как ни боролся со сном, не устоял. Упал и, беззащитный, заснул прямо на мосту. Кот вскочил к нему на грудь и стал рвать кольчугу стальными когтями.Несколько всадников с левого берега бросились на помощь богатырю. Но Баюн направил на них свои глаза-фонари, и они попадали с лошадей, словно подкошенные.Но и это предусмотрела Василиса Премудрая. Она выступила вперёд, а в руках у неё было что-то, завёрнутое в тряпку. Из тряпки выскочила волшебная дубинка и полетела к Баюну. Напрасно таращил он глаза. Напрасно рычал и показывал когти. Дубинка подлетела к нему и давай колотить по бокам.Кот оставил богатыря и бросился под защиту Кощея Бессмертного.Тут уж Кощей решил выпустить Лихо Одноглазое.Оно не торопясь прошло мимо дубинки, и дубинка рассыпалась на мелкие щепочки. А Лихо встало на мосту и захихикало.Четыре юных богатыря — Иван-царевич, Степан-царевич, Афанасий-царевич и царевич Анисим — повскакали на коней и полетели вперёд.Но не доехали они и до середины моста, как мост под ними зашатался и рухнул. И все четверо вместе с конями упали в Молочную реку.— Вот так! — ласково сказало Лихо. — Умнее будете!Тогда вперёд выступил Марышко, Паранов сын. Человек виду богатырского. Немало он подвигов совершил на своём веку. Немало злодеев на место поставил.— Уж он-то с Лихом разделается! — сказала Мите Баба-Яга. — У него всё получается! Я его хорошо знаю! Он ко мне сто раз приезжал!…Марышко вынул боевой лук, вложил тяжёлую стрелу и прицелился. Но тетива вдруг дзинькнула и оборвалась. Она хлестнула богатыря по лицу, да так, что на лице у него надолго остался красный след.Марышко осерчал и захотел швырнуть в Лихо палицей. Но палица вырвалась из рук богатырских и улетела назад к своему войску. И там несколько всадников замертво попадали наземь.— Что, съел? — ещё ласковей сказало Лихо. — Так тебе и надо, толстопузому.Тут из войска Василисы вылетел Финист — Ясный Сокол.Он долетел до Лиха, ударился о землю и стал добрым молодцем. Но едва он размахнулся саблей, чтобы снести Лиху голову, крутой берег под ним обвалился, и Финист рухнул в реку.Лихо Одноглазое засмеялось в голос:— Где уж вам, богатырям, со мной справиться?! Дураки вы все!И наступило замешательство в войске Василисы Премудрой.А войско Кощеево обрадовалось.— Нет, — сказала Мите Баба-Яга. — Видно, без меня не обойтись! Сейчас я с этим Лихом разделаюсь! Ну-ка, подай ухват потяжелее!— Подожди, бабушка, — ответил мальчик. — Давай мы другое средство попробуем.— Какое средство?— А помнишь: у нас Волк есть знакомый? Серый Волк?— Помню. И что?— Понимаешь, он Волк хороший. А когда он к Лиху подойдёт, то плохим станет. Ведь Лихо всё портит. А если Волк плохим станет, никому несдобровать. Правильно?— Правильно-то правильно. Да где искать твоего Волка?— Его не надо искать. Он сейчас сам прибежит.Митя вытащил из кармана клок шерсти, который дал ему Серый Волк, и подбросил его кверху. И Волк оказался у крыльца.— Здравствуй, мальчик. Ты меня звал?— Звал, Серый Волк.— Зачем я тебе понадобился?— Вон видите, — сказал Митя, — на том берегу стоит мужчина в платье?— Нет, — отвечал Волк. — Я там вижу какую-то женщину в брюках.— Я про неё и говорю. Её надо покусать.— Не могу, — заупрямился Волк. — Пожилая женщина. Даже ничья не бабушка. Неудобно. Может, что-нибудь другое сделать?— А тебя не спрашивают, кого кусать, кого не кусать! Делай, что велено! — вмешалась Баба-Яга.Волк заколебался.— Всё равно не могу.— Ну ладно, не можете, не надо, — сказал Митя. — Попугайте тогда.— Попугать могу, — согласился Волк и побежал.Он переплыл речку и всё ближе начал подбираться к Лиху. А Лихо уставилось на него единственным маленьким глазом.Только на этот раз колдовство Лихо обернулось против него самого. Чем ближе подбегал Волк, тем злее становился. Шерсть на загривке у него поднялась, глаза засверкали. Он зарычал и даже завыл.Волк подбежал к Лиху и что было сил вцепился ему в ногу.— Караул! — закричало Лихо. — Грызут!И оно пустилось бежать. Кощей сразу понял, что пришла пора самому вмешаться в бой.— Вперёд! — закричал он и ринулся на богатырей.Стрельцы из его войска поскакали за ним, а мужики из окрестных деревень все, как один, поскакали в обратную сторону.Но не успел кощеевский конь сделать и трёх шагов, как Одноглазое Лихо, спасаясь от Волка, прыгнуло в седло позади Кощея.— Сгинь! — закричал Кощей, выхватывая огромный меч.Он замахнулся на Лихо, чтобы разделаться с ним. Но рукоять у меча отломилась, и лезвие отлетело в сторону.Безоружный Кощей развернул коня, чтобы ускакать от врагов. Но сейчас и конь подвёл. Он захромал и грянулся оземь. Вот что значило Лихо Одноглазое!Тут на Кощея налетели богатырские конники. Они развеяли его свиту по чистому полю, а самого Кощея связали железными цепями. И ничего не смог сделать Кощей. Потому что исчезла его сила вместе с войском.— Ваша взяла! — сказал он. — Значит, наше время ещё не пришло!Больше он ничего не говорил.

 

www.miloliza.com

Битва на Калке и Калинов мост

Битва, ставшая предвестницей катастрофы, после чего Русь станет зависимой от Золотой орды …

 

Павел Рыженков. Битва на Калке

790 лет назад, 31 мая 1223 года на реке Калке произошла битва, несчастливая для Руси, ставшая предвестницей катастрофы 1236-1241 годов, после чего Русь на 210 лет станет зависимой от Золотой орды Великой империи монголов ...

Это лишь кажется, что русское поражение XIII века удалено во времени так, что уже и ни в чём не актуально в наших реалиях, в веке ХХI. Время - известный кудесник, умеющий прятать суть явлений за одеждами модного покроя, за масками новой чеканки.

* * *

Как некогда в 1068 году неведомо откуда у границ Руси появились половцы, так в начале 1220-х Русь услышала о монголо-татарах.

Информационные атаки, предшествующие войнам хищническим, захватническим, - древнее изобретение. Чингисхан знал в этом толк. Его разведчиками были порой купцы и их окружение. Они собирали множество сведений о будущей жертве и распространяли в среде потенциального противника выгодные для монголов слухи - чаще устрашающие, а когда надо, судя по всему, и принижающие свою силу. Русские князья до поры до времени совершенно ничего не ведали о грозе, собирающейся на Востоке. Не до того было, они были заняты междоусобными распрями.

Поход войска Джэбэ и Субэдэя первоначально являлся карательной экспедицией в Хорезм, для наказания хорезмшаха Мухаммеда II, который в 1218 году отверг предложение Чингисхана о союзе, казнил его купцов-послов и отправил Чингису их головы. В 1220 году Хорезмская империя, в которую входили и территории западного Ирана и Азербайджана, перестала существовать, города разрушены, народ вырезан. Сам Мухаммед бежал и в поисках спасения укрылся на островке для прокажённых в Каспийском море, где и умер. Корпус Джэбэ и Субэдэй, оставляя за собой реку крови, пройдя через Кавказ, рассорив грузинского царя с половцами, вышел через Железные ворота (Дербент) в Половецкую степь.

Это была разведка. Чингисхан уже принял решение о покорении Кавказа, всей Степи и Руси.

* * *

Моголы презирали половцев за обман и назвали своими рабами. Но политическая элита половцев давно уже состояла в родне с русскими князьями. Некоторые были крещены. Хан Котян приходился князю Мстиславу Удалому тестем и стал вымаливать у русских князей помощи. Летопись передаёт: «И принес он многие дары - коней, и верблюдов, и буйволов, и невольниц, и, кланяясь, одарил всех русских князей, говоря: "Сегодня нашу землю татары отняли, а вашу завтра придут и возьмут, и поэтому помогите нам"».

Самыми сильными князьями на Руси были три Мстислава (это эпоха праправнуков Мономаха): Мстислав Романович - великий князь Киевский, Мстислав Удалой из Галича и Мстислав Черниговский. На княжеском совете решили помочь...

После смерти благоверного Владимира Мономаха прошло без малого сто лет, и князьям были сладостно памятны его походы. Мономах в своё время загнал половцев за Железные ворота Кавказа, где те пошли в услужение к грузинскому царю Давиду Строителю, который дал им подданство и землю. Князья помнили, что Мономах разгромил половцев на их территории, на Дону, в их «логове», и решили не только повторить подвиг великого предка, но и превзойти его, вовсе не подпустить нового хищника, превентивно напасть и уничтожить монголо-татарское войско за границей Руси. При этом того единства, к которому призывал Мономах в своём Завещании, среди князей не было. Но такое стремление к единству, надо сказать, выказывали княжеские военные элиты. Один из сильнейших полководцев той поры Александр Попович (из Ростова), после того как в силу вошёл враг его бывшего князя, передаёт «Повесть о битве на Калке», «стал бояться за свою жизнь, как бы великий князь не отомстил ему... Быстро сообразив всё это, посылает он своего слугу к богатырям, которых он знал и которые были в то время поблизости, и призывает их к себе в город, устроенный под Гремячим колодцем на реке Гзе... Собравшись здесь, богатыри решили, что если они будут служить князьям в разных княжествах, то они поневоле перебьют друг друга, поскольку между князьями на Руси постоянные раздоры и частые сражения. И приняли они решение служить одному великому князю в матери всех городов Киеве».

* * *

Но сцементировать Русь они не успели. Единство осталось мечтой. При этом русские дружины мало что знали о своём новом противнике, в отличие от Мономаха, который половцев знал как облупленных. Не знали князья толком и имени нового хищнического народа. Татары же, составлявшие значительную часть корпуса Джэбэ и Субэдэя, являлись лишь одним из племён, покорённых Чингисханом. В свою очередь монголы знали многое, знали даже и историю взаимоотношений Руси и половцев. Поэтому, когда русские дружины, общим числом 80 тысяч (не дождавшись подхода дружины из Владимира), выдвинулись из своих пределов вниз по Днепру, к острову Варяжскому, монголы отправили к князьям послание, в котором со знанием дела писали: «Слышали мы, что идёте вы против нас, послушавшись половцев. А мы вашей земли не занимали, ни городов ваших, ни сел ваших, и пришли не на вас. Но пришли мы, посланные Богом, на конюхов и холопов своих, на поганых половцев, а вы заключите с нами мир. И если прибегут половцы к вам, вы не принимайте их, и прогоняйте от себя, а добро их берите себе. Ведь мы слышали, что и вам они много зла приносят, поэтому мы их также бьем».

Мономах не стал бы казнить монгольских послов. А они казнили. Монголы знали историю. А они забыли. Забыли, какое бедствие в 1093 году вызвала казнь половецких послов великим князем Киевским Святополком Изяславичем. Не соразмерив сил, он вывел Русь к реке Стогне на брань и поплатился. Тогда почти полностью полегли русские полки, в том числе и дружина Мономаха, сожжены были пригороды Киева, монастыри, села...

И второе послание отправили монголы русским князьям, зная из своего огромного военного опыта все их последующие шаги. На Хортице князья с изумлением читали текст высокого слога: «Если вы послушались половцев, послов наших перебили и идёте против нас, то идите. А мы вас не трогали, и пусть рассудит нас Бог». На этот раз послы монголов ушли беспрепятственно.

* * *

Монголо-татарское войско, выматывая русские силы, но и внушая князьям мысль о скорой их победе, допуская поражение мелких отрядов, имитируя своё бегство, восемь дней заманивало русские дружины в степь. Добыча казалась верной. И вот, пройдя две сотни километров, русские дружины вышли к реке Калка.

Калка - небольшой приток одной из рек, впадающих в Азовское море...

Интересно, что нынешние дорожники на 17 км трассы Донецк-Мариуполь, перед мостом, установили указатель «р. Калка», хотя эта река на всех картах уже давно обозначается как «Малый Кальчик».

* * *

Вероятно, недаром многих восхищает талант Субэдэй-багатура и Джэбэ-нойона, осуществивших столь успешный многотысячекилометровый поход. Приставка нойон указывает на принадлежность полководца к высшей аристократии, приставка багатур («герой», «богатырь») говорит о том, что это выходец из низов. Для Чингисхана определяющими были личные качества. Субэдэй на Калке сумел своё 29-тысячное войско направить на половецкое войско таким образом (удар был подобен кумулятивному взрыву), что, смяв, опрокинув половцев, те обратились в бегство, но не хаотичное, а направленное на русскую дружину. Случился эффект падающего домино. Н.М. Карамзин пишет, что «два Мстислава, Киевский и Черниговский, ещё не успели изготовиться к битве: ибо Мстислав Галицкий (Удалой), желая один воспользоваться честию победы, не дал им никакой вести о сражении». Всё было опрокинуто.

После этого каждый из старших князей сделал ошибку.

Л.Н. Гумилёв перечисляет: «Мстислав Удалой и "младший" князь Даниил (Галицкий) бежали за Днепр, они первыми оказались у берега и успели вскочить в ладьи. При этом остальные ладьи князья порубили, боясь, что и монголы смогут переправиться вслед за ними. Тем самым они обрекли на гибель своих соратников, у которых лошади были хуже княжеских. Разумеется, монголы убили всех, кого настигли.

Мстислав Черниговский со своим войском начал отступать по степи, не оставив арьергардного заслона. Монгольские всадники гнались за черниговцами, легко настигали их и рубили.

Мстислав Киевский расположил своих воинов на большом холме, забыв, что нужно обеспечить отход к воде...»

Великий князь Киевский Мстислав Романович, в дружине которого были все русские богатыри, числом 70, огородился кольями на скалистом холме. Богатыри, оказавшись на малом пространстве в блокаде, три дня вели воистину героическую оборону. Одолели их обманом. Некий Плоскиня - вождь бродников (была такая этническая группа тюрко-славянского происхождения) уговорил великого князя сдаться. Летописец пишет: «Этот окаянный воевода целовал крест великому князю Мстиславу, и двум другим князьям, и всем, кто был с ними, что татары не убьют их, а возьмут за них выкуп, но солгал окаянный: передал их, связав, татарам...»

Всех перебили.

1223 год оставил нам несколько литературных памятников, у одного из которых полное название: «Повесть о битве на Калке, и о князьях русских, и о семидесяти богатырях». В тот же год появилась и песенная былина «Как перевелись богатыри на святой Руси». Не удивительно, что мало кто из участников запомнил имя хищного народа, как и название реки. Погибли 70 тысяч русских, в том числе 12 князей и 70 богатырей. Уцелел лишь каждый десятый. Поэтому в былине и Софт-река - заимствованное название.

О причине бедствия летописец говорит: «Из-за грехов наших пришли народы неизвестные, безбожные моавитяне, о которых никто точно не знает, кто они и откуда пришли, и каков их язык, и какого они племени, и какой веры...»

Их восприняли как выходцев из ада (от этого и паническое бегство).

В детстве по-особому ужасной воспринималась битва на Калке. Из-за чудовищной муки, которую приняли русские князья, попавшие в плен. Их, связанных, татары уложили на землю, сверху устроили настил (из кольев и щитов?). Пировали на этом настиле и задавили князей.

Павел Рыженков. Калка

Что это за изуверская казнь? Л.Н. Гумилёв говорит, что этим татары буквально исполнили данное князьям обещание - не проливать их крови.

И действительно, они не могли обещать обменять их на выкуп. Вероятно, это коварная придумка Плоскини. Великая Яса Чингисхана гарантировала смерть и за много меньшее.

* * *

На Калке Русь была потрясена чудовищной катастрофой. Но как-то быстро и забыла о ней, как о дурном сне. В запасе было 13 лет. И наши предки их никак не использовали для создания единого центра, для накопления сил и средств...

Пока гром не грянет.

Сами не смогли объединиться, Золотая орда объединила. А иначе б и рассыпались на 200 княжеств... Об этом говорил вслед за Карамзиным и В.О. Ключевский. Его мнение о князьях, потерявших родовую память: «Если бы они были предоставлены вполне самим собой, они разнесли бы всю Русь на бессвязные, вечно враждующие между собой удельные лоскутья».

Когда-то в детской моей голове соединились Калка и Калинов мост. Есть такая сказка «Бой на Калиновом мосту». Калинов - не от слова «калина», но от слова «калить», «раскалённый», это и понятно: мост-то не абы над какой рекой, а над Смородиной, рекой огненной, из-за которой прёт на Русь вражья сила, прёт преисподняя - Чуды-Юды, одно мощнее другого.

Точно как в жизни.

А на битву с ними вышли Иван-царевич, Иван-попович и Иван крестьянский сын. И пока Иван крестьянский сын не нашёл способа разбудить братьев, сам воюя, чуть весь под землю не ушёл.

А как проснулись все, - нашли метод на 12-тиглавого.

В решающий момент, говорит сказочник, «изловчился Ванюшка и отсёк Змею огненный палец (которым он себе головы приращивал). Тут уж стали братья бить-колотить, отсекли Змею все двенадцать голов, туловище в воду бросили.

Отстояли Калинов мост».

Хорошая сказка. Жуткая. Но оптимистичная.

Потому как из жизни взята. 

 

http://odnarodyna.com.ua/node/13972  

ruskline.ru

Славяно-хазарская война | Калинов мост. Блог-книга Александра Головкова

НАЧАЛО БЛОГ-КНИГИ ЗДЕСЬ, ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА ЗДЕСЬ.

Константин Васильев. Бой Добрыни на Калиновом мосту. Набросок

Мечи были вручены хазарским послам в Киеве, предположительно, в 788-789 гг. Точнее датировать это событие, декларировавшее независимость Поднепровской Руси, не представляется возможным (20). Мы не знаем, и вряд ли узнаем имена князя (князей) и его (их) соратников, решившихся на такой акт. Решение было, надо полагать, коллективным – ибо не об одном мече, а о мечах, посланных хазарам, упоминает «Повесть временных лет». Тех, кто бросил дерзкий вызов властителю Хазарского каганата, можно назвать общим именем – Киевичи. Так будет правильнее и приличнее, чем оставлять безымянными этих древних героев нашего Отечества.

Отказавшись платить дань, Киевичи, по всей видимости, стали готовиться к войне: собирали войска, выставили дозоры на степных рубежах, возможно, даже послали лазутчиков в Итиль. Также – запросили поддержки у союзников (в том числе, у правителей братской Словенской земли). И, конечно же, обратились за помощью к богам – прародителям и покровителям славянского племени.

По версии исторического мифоповествования (содержание которого частично дошло до нас в былинах и сказках) это обращение достигло цели.

В трех доблестных витязях из сказки «Бой на Калиновом мосту» вполне угадывается триада главных богов древнеславянского пантеона: Дажьбог, Волос и Перун.

Чтобы ополчить на врага этих воителей, их, по понятиям языческой эпохи, надлежало особым образом почтить и улестить.

Самые пышные обряды совершались в честь Перуна, которому, по его статусу главного небесного воителя, надлежало особо отличиться в битве с Чудом Юдом.

Переосмысленная память о тех обрядах сохранилась в былине «Илья Муромец и Калин царь», герою которой, русскому витязю Илья переданы ролевые функции бога-громовержца, фигурировавшего в древнем сказании. Накануне битвы киевский князь чествует того, на кого возлагает все свои надежды: «Заводил его да за столы дубовыи, да садил Илью-то ён да подли себя, и кормил его да ествушкой сахарнею, да поил-то питьицем да медвяныим».

Серьезного воина, каким был Перун, накануне славного дела стоило накормить чем-то более сытным, чем сахарные коврижки – например, целым быком.

Может быть, след именно такого жертвоприношения сохранился в странном имени героя сказки «Иван Быкович»? Быкович – тот, кто появился в этом мире благодаря быку. Иначе говоря, быка (может быть, и не одного) заклали в честь Перуна, и он пришел на помощь.

Угощая небесного воителя, его, надо полагать, еще и развлекали боевыми играми, в которых состязались – испытывали силушку – лучшие воины ополчения, собравшегося против хазар. Об этом сообщает исторический контент, выделяемый из сказки «Иван Быкович».

Указанные сюжетные моменты – жертвоприношение быка (быков) и опробование силы воина (воинов) – проглядывают в древнейшем содержательном слое легенды об основании города Переяславля (ныне – Переяслав-Хмельницкий), помещенной в «Повести временных лет» и откорректированной в духе основной концепции ПВЛ.

Эта старинная легенда повествовала, что Переяславль был основан на том месте, где русское воинство одолело («переяша славу») сильного врага. Авторы «Повести временных лет», переделывая все это на свой лад, отнесли данное событие к эпохе Владимира Святославича (конкретно, к 992 году), но упустили из виду, что название Переяславля (Переславля) упомянуто еще в договоре Вещего Олега с греками от 907 года.

С учетом всех сведений (включая сообщения арабских авторов о русских городах IX в.), основание Переяславля следует отнести к двадцатым-тридцатым годам IX века.

То, что в массовом сознании наших предков его название упорно увязывалось с победой, некогда там одержанной, свидетельствует, что эта победа была беспрецедентной по значимости. Иначе как объяснить, что ее памятником стал целый город, при том – одни из важнейших в Поднепровской Руси?

Можно предположить, что именно там – на месте будущего Переяславля – славяне-русичи некогда «переяли славу» хазар.

По срокам все сходится. Если решающее сражение большой славяно-хазарской войны происходило на рубеже восьмидесятых-девяностых годов VIII века (незадолго до похода Боривоя на Тавриду), память о том сражении через сорок-пятьдесят лет была еще живой. И, надо полагать, успела запечатлеться в народном названии города, вытеснившем официальное Пъреславль (буквально – «принадлежащий преславному», т.е. князю) (21).

Пъреславль-Переяславль был построен у реки, имеющей своеобразное название Трубеж. Существующие версии происхождения данного гидронима не слишком убедительны. Между тем, в его основе вполне можно различить древнерусское слово трупь – побоище, масса трупов. Соответственно этому, изначально река могла называться Трупьшь, т.е. – Побоищная, Трупная.

Практически таким же по смыслу было первоначальное наименование сказочной реки, перекрытой Калиновым мостом – Смъръдна (т.е. смрадная – река мертвецов, пахнущая мертвечиной).

Названия Трупная (Побоищная) и Смрадная (Мертвечинная) – это, по всей видимости, два разных варианта наименования одной и той же реки, некогда использовавшиеся вместе, или попеременно. Одно из них породило реальный гидроним. Второе легло в основу гидронима сказочного. А впервые оба эти названия, надо думать, появились после жестокой битвы – побоища, усеявшего речные берега мертвыми телами, от которых долго потом исходил смрадный дух.

По всей видимости, рассказчики былин, по соображениям благопристойности и благозвучия, переименовали Смрадную реку своих сказаний в Смородину. Таким же образом поступили и жители Переяславля: внушавшее отвращение название Трупъшъ они переозвучили в Трубеж. Получилось непонятно, но красиво.

Итак, можно с большой вероятностью предположить, что сражение, в котором решалась судьба Поднепровской Руси, разыгралось на берегах реки Трубеж, невдалеке от места ее впадения в Днепр (где ныне стоит город Переяслав-Хмельницкий).

Произошло это сражение примерно в 789-790 гг. До этого хазары не могли двинуться на Русь, поскольку часть их войск была занята подавлением мятежа готов (случившегося не ранее 787 г.). А где-то в 790-792 гг. (не позднее) Боривой совершил свой поход в Восточную Тавриду – очевидно, уже после отражения хазарского нашествия на Поднепровье.

Обстоятельства битвы у Калинова моста (так ее можно назвать, соответственно эпической традиции) раскрываются при сопоставлении былинно-сказочного сюжетного материала с конкретно-историческими реалиями.

Хазарский правитель, судя по всему, решил сокрушить непокорных вассалов ударом по сердцевине Поднепровской Руси – Полянской земле и Киеву.

Туда вели многие пути; шад юбиги Калин должен был выбрать оптимальный маршрут, исходя из цели кампании и особенностей своего войска.

Военная организация хазар была унаследована от Тюркского каганата. Основной ударной силой служила тяжелая конница, в которой и всадники, и кони защищались крепкими доспехами из кожи и металлических пластин. Всадники имели мечи, при этом особо ценились клинки западноевропейской работы. Такая конница (напоминавшая европейскую рыцарскую или древнюю парфянскую) могла сокрушать противника плотным строем.

Легкоконные отряды, необходимые в дальних походах, набирались из степняков-кочевников, не имевших доспехов, но виртуозно владевших искусством стрельбы из лука.

Пехота (в нее, как водится, рекрутировали представителей социальных низов) выполняла вспомогательные функции: ее использовали при осадах крепостей, для охраны обозов и т.д.

Лучшим временем дл начала боевого похода на Поднепровье был период, охватывающий конец весны – начало лета, когда кони уже откормлены после зимовки, а впереди еще немало теплых дней, чтобы успеть дойти до намеченной цели и воевать в комфортных погодных условиях.

Предполагаемый маршрут хазарского войска, возглавлявшегося шад юбиги Калином, начинался от берегов Дона и Донца, и вел, на первом этапе, к большой излучине Днепра у его порогов. Далее хазары, весьма вероятно, двигались по левому берегу великой реки, одолевая поочередно ее притоки.- Ворсклу, Псел, Сулу.

Если бы шад юбиги двигался севернее, по прямому маршруту на Киев, его воинству пришлось бы проходить по территории, изрезанной множеством рек и речушек (стекающихся к притокам Днепра), изобиловавшей болотами и лесными дебрями, среди которых прятались славянские поселения-крепости. Там продвижение хазар существенно замедлилось бы, а их силы могли истрепаться в мелких стычках с местными обитателями. Неизбежная в таком случае потеря времени могла бы сгубить весь замысле кампании: явившись в Полянскую землю в пору осенних дождей, когда пути-дороги становятся мало проходимыми, хазарское войско утратило бы преимущества подвижности и могло бы застрять где-нибудь под Киевом, не добившись решительной победы. А там и зима не за горами.

Был еще вариант: переправиться через Днепр за пределами славянской территории, где-нибудь у порогов, а затем идти на Киев уже по правому берегу. При этом сама переправа прошла бы без помех, но затем пришлось бы пробиваться с боями по территории уличей, сравнительно плотно заселенной, изобиловавшей естественными и рукотворными преградами. И на выходе в Полянскую землю пришлось бы одолевать самый мощный в Поднепровье оборонительный рубеж на реке Рось, издревле укрепленный т.н. Змиевыми валами.

Опытный полководец Калин, как представляется, решил идти левым берегом Днепра, по лесостепной, сравнительно сухой равнине. Встречавшиеся на пути хазар реки (притоки Днепра), вблизи устьев не слишком глубоки, не широки и не заболочены. В VIII веке они были полноводнее, чем сейчас, но и тогда не были серьезными преградами на пути хазарского войска. Легкая конница без труда переправлялась через них вплавь или вброд, тяжелую конницу и обоз (с сопровождавшей его пехотой) переводили по оперативно наводившимся переправам – мостам наплавного типа.

Переправившись через Сулу, хазары вошли в Полянскую землю. Подошли к очередному притоку Днепра (позднее названному Трубежем), и вблизи устья его нашли удобный брод. Тем не менее, главнокомандующий Калин приказал навести надежную переправу – он не хотел рисковать.

Калинов мост возводили спешно, работы проводились даже в ночное время.

По окончании работ, ранним утром началась переправа ударных конных частей армии Калина.

А невдалеке от того места, под прикрытием лесных зарослей, уже сосредоточилось славянское (русское) войско – преимущественно, пешее.

Если бы славяне вздумали обороняться на речном берегу, хазарская конница легко обошла бы их позиции с флангов. Поэтому воеводы Поднепровской Руси не препятствовали строительству Калинова моста.

Они стояли и ждали подходящего момента, чтобы напасть на врага.

Славянские воины готовы были биться не на жизнь, а на смерть. Они стояли на родной земле, и надеялись, что она, матушка подсобит своим детям. И с ними были великие боги – солнцеликий Дажьбог, и могучий, многохитрый Волос, и непобедимый воитель Перун.

Общий рисунок великой битвы вполне просматривается в фантастических узорах дошедшей до нас сказки.

Войско Руси вышло из укрытия и начало битву, когда часть хазарского войска уже переправилась через реку, а другая часть еще только подтягивалась к переправе. В результате, тяжеловесные конные отряды шад юбиги вынуждены были вступать в бой поочередно. При этом хазарам не хватало места для маневрирования и развертывания в общий боевой порядок. Две массы вооруженных людей столкнулись лоб в лоб, стена на стену. Исход дела решался в зависимости от того, чей боевой дух окажется крепче.

Окованная доспехами конница волнами рушилась на пеший строй славянских воинов, давила их тяжестью коней, вбивала в землю копытами.

Русская рать прогибалась под ударами хазар, но держалась, смыкала ряды над павшими и отбивала вражеский натиск.

Желто-оранжевое знамя шад юбиги реяло над полем боя подобно огненному персту, указывая рассыпающимся после атак отрядам, где им собираться, чтобы вновь броситься в схватку. А по Калинову мосту подходили все новые и новые подразделения тяжелой хазарской конницы.

В критический момент, когда казалось, что хазары начинают одолевать, русские воеводы ввели в бой свежие силы, до поры до времени стоявшие в резерве. Их повел на хазар сам киевский князь.

Немногочисленная славянская конница врезалась в хазарские ряды. Следом двигалась живая стена пехоты, ощетиненная копьями. Пало огненное знамя, и хазарские всадники, вырываясь из гущи боя, уже не смыкались отрядами, а рассыпались по полю.

И все хазарское войско стало отступать. Вскоре отступление превратилось в бегство.

На пути бегущих была река, неглубокая, но коварная. Переходя ее вброд, кони вязли в придонном иле, спотыкались, сбрасывали всадников, и те тонули под тяжестью доспехов. Бежавшие через Калинов мост скопились на нем и перед ним беспорядочной массой. Иные, не удерживаясь в седлах, падали и гибли под копытами. Других тесная толпа выталкивала с моста, и они рушились в воду вместе с конями. И на весь этот скоп, людской и конский, сыпались тучи славянских стрел.

Ужасный Чудо Юдо бежал с недобитыми остатками своего войска в Дикое поле.

Славяне радовались победе, печалились об убиенных сородичах. Жрецы – хранители памяти народной – по горячим следам тех событий сложили повествование, передававшееся потом от поколения к поколению устами певцов-сказителей.

В том повествовании прославлялась доблесть воинов, одолевших грозного врага.

Культа правителей-предводителей еще не было в ту пору у наших предков. А потому князей, участвовавших в битве, похвалили скромно, в меру заслуг – не стали их представлять главными творцами общей победы. Но не пожалели мудрые сказители красивых слов и ярких сравнений, чтобы восславить богов.

Не нам, не нам, земнородным, но имени твоему, великий Перун – честь и слава! И тебе слава, Дажъбог, княже небесный, и тебе Волос! ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

__________________________________

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 7

20. Несколько важнейших событий хазарской истории спрессовались в коротком промежутке времени между 787 и 793 гг. Первым из них было восстание таврических готов, идейным вождем которого стал епископ Иоанн Готский. Оно происходило не ранее 787 года, когда в Никее был созван церковный собор, получивший название VII Вселенского. На том соборе присутствовал представитель Иоанна, следовательно, мятежный епископ Готии еще пребывал тогда на своей кафедре (при подавлении восстания он был заключен в тюрьму и затем выслан в Амастриду). Завершающим событием указанного судьбоносного периода стал поход Бортвоя-Бравлина. Из захваченного Сурожа славянская рать ушла не позднее 793 года, когда был произведен ремонт храма Святой Софии (очевидно, поврежденного варварами), о чем сохранились письменные свидетельства. Вероятнее всего, рать Бравлина побывала в Тавриде чуть ранее – между 790 и 792 гг. Неудачный поход Калина на поднепровских славян был совершен где-то в промежутке между указанными событиями – ориентировочно, в 789-790 гг. Хазарских послов жестоко унизили в Киеве, преподнеся им мечи вместо дани, надо полагать, несколько ранее. Можно предположить, что оскорбленный правитель Хазарии не замедлил с ответом, и в карательный поход отправился примерно через год после того злополучного посольства, которое, таким образом, можно отнести на 788 или 789 год.

21. Название Пъреславль – «город преславного» могло возникнуть, как подражание наименованиям многих населенных пунктов в Римской, а затем Византийской империи, звучавшим в греческой речи, как Себастия или Себастополь. Впервые такая калька появилась, по-видимому, у болгар: Преслав (вторая столица Дунайской Болгарии) был основан рьяным градостроителем Омортагом около 820 года. Далее мода на «города преславных» прошла по всему славянскому миру. Появились такие названия у западных славян (позднейшие Бреслау-Вроцлав и Пренцлау), а также на Руси – целых три Переяславля, и первый из них, на Днепре, вероятнее всего, был основан вскоре после Преслава Болгарского. О существовании русского города Пъреславля (Славия, Селябе) в первой половине IX века упоминают арабские географы, в частности Аль-Балхи. К временам Вещего Олега это был весьма значимый политический центр Русского государства – он фигурирует в тексте договора с греками, заключенного в 907 году.

www.peremeny.ru

Глава девятнадцатая БИТВА НА КАЛИНОВОМ МОСТУ • Вниз по волшебной реке

Глава девятнадцатая

БИТВА НА КАЛИНОВОМ МОСТУ

Митя с Бабой-Ягой ехали в избушке на курьих ножках позади богатырского войска. А войско уже приближалось к городу.

Баба-Яга строго-настрого запретила Мите выходить из избушки.

Но зато к ним всё время приходили гости. Посудачить немного и посмотреть на диковинного мальчика. Такой маленький, а уже умеет читать!

Вот прибежал Домовой в сапогах-скороходах поблагодарить Бабу-Ягу за чудесное яблочко — по блюдечку.

— Спасибо тебе, бабушка, от Ивана — Коровьего Сына, начальника нашего. Ему теперь всё видать, что у Кощея делается. Он ведь Кощей, что?

— Что? — спрашивала Баба-Яга.

— Он ведь, бессовестный, всех мужиков окрестных собрал и воевать заставляет. Кто, говорит, не пойдёт, у того семью погублю.

— Дела! — говорила Баба-Яга. — Ну, а ещё что нового?

— Военный совет идёт. Решают, кого против Лиха Одноглазого выпустить. Оно ведь такое — всё портит. Против него любой воин никудышным становится. И кони хромать начинают.

А потом пришёл Макар.

— Это ты, мальчик, со Змеем штуку выдумал?

— Я, дядя Макар.

— Спасибо тебе. Да говорят, ты ещё грамоте обучен. Верно ли?

— Обучен, дядя Макар.

— Иди ко мне писарем вместо Чумички. И жалованье хорошее. И работа неплохая. Лёгкая.

— Нечего ему в писарях делать! Молод ещё! — вмешалась Баба-Яга. — Пусть дома сидит, отцу с матерью помогает. А ты чего здесь крутишься? — накинулась она на царя. — Сначала с Кощеем совладай, а потом на работу зови!

Но Макар уже не слушал.

Он смотрел, как два кузнеца на походной кузне-телеге чинили чью-то старую кольчугу.

— И как ты молот держишь! Как держишь? — закричал Макар на молодого кузнеца. — Кто ж так молотом работает? А ну гляди, как надобно!

Он на ходу забрался в телегу и уехал с кузнецами.

Впереди уже показался стольный город. А из города навстречу богатырям выезжал Кощей Бессмертный со свитою.

Баба-Яга увидела в стороне высокий холм и велела избушке там остановиться.

— Всё, — сказала она. — Теперь смотреть буду. А воевать не буду. Не бабье это дело — воевать!

И Баба-Яга с Митей уселись на ступеньках крыльца.

Оба войска сошлись у моста через Молочную реку. Первым от войска Кощеева вышел на мост страшный Соловей-разбойник. С новыми золотыми зубами.

— Эй! — закричал он громким голосом. — Есть у вас храбрец против меня выступить? Выходи вперёд!

— А и выйду! — ответил на это Иван — Коровий Сын. — Мало я на своём веку вашего брата порубливал!

Мост заскрипел и зашатался под тяжестью противников.

Соловей-разбойник сунул два пальца в рот и свистнул страшным посвистом. Даже трава вокруг пожухла. А все чёрные вороны, что слетелись на битву, попадали с неба замертво. Но Коровий Сын даже не дрогнул. Василиса Премудрая заставила его надеть под шлем зимнюю шапку. И соловьиный свист ему страшен не был.

Они сошлись, как две горы съехались. Даже искры посыпались в разные стороны. Соловей-разбойник свистел хорошо, а честный бой вести не умел. Мечом владел плохо. Иван выбил у него меч из рук, поднял разбойника и швырнул под мост, прямо в кисельный берег. Полетели в разные стороны брызги, и Соловей увяз в киселе по самые уши.

На мост выскочил Кот Баюн и посмотрел на Ивана — Коровьего Сына своими колдовскими глазами. Как ни крепился Иван, как ни боролся со сном, не устоял. Упал и, беззащитный, заснул прямо на мосту. Кот вскочил к нему на грудь и стал рвать кольчугу стальными когтями.

Несколько всадников с левого берега бросились на помощь богатырю. Но Баюн направил на них свои глаза-фонари, и они попадали с лошадей, словно подкошенные.

Но и это предусмотрела Василиса Премудрая. Она выступила вперёд, а в руках у неё было что-то, завёрнутое в тряпку. Из тряпки выскочила волшебная дубинка и полетела к Баюну. Напрасно таращил он глаза. Напрасно рычал и показывал когти. Дубинка подлетела к нему и давай колотить по бокам.

Кот оставил богатыря и бросился под защиту Кощея Бессмертного.

Тут уж Кощей решил выпустить Лихо Одноглазое.

Оно не торопясь прошло мимо дубинки, и дубинка рассыпалась на мелкие щепочки. А Лихо встало на мосту и захихикало.

Четыре юных богатыря — Иван-царевич, Степан-царевич, Афанасий-царевич и царевич Анисим — повскакали на коней и полетели вперёд.

Но не доехали они и до середины моста, как мост под ними зашатался и рухнул. И все четверо вместе с конями упали в Молочную реку.

— Вот так! — ласково сказало Лихо. — Умнее будете!

Тогда вперёд выступил Марышко, Паранов сын. Человек виду богатырского. Немало он подвигов совершил на своём веку. Немало злодеев на место поставил.

— Уж он-то с Лихом разделается! — сказала Мите Баба-Яга. — У него всё получается! Я его хорошо знаю! Он ко мне сто раз приезжал!

…Марышко вынул боевой лук, вложил тяжёлую стрелу и прицелился. Но тетива вдруг дзинькнула и оборвалась. Она хлестнула богатыря по лицу, да так, что на лице у него надолго остался красный след.

Марышко осерчал и захотел швырнуть в Лихо палицей. Но палица вырвалась из рук богатырских и улетела назад к своему войску. И там несколько всадников замертво попадали наземь.

— Что, съел? — ещё ласковей сказало Лихо. — Так тебе и надо, толстопузому.

Тут из войска Василисы вылетел Финист — Ясный Сокол.

Он долетел до Лиха, ударился о землю и стал добрым молодцем. Но едва он размахнулся саблей, чтобы снести Лиху голову, крутой берег под ним обвалился, и Финист рухнул в реку.

Лихо Одноглазое засмеялось в голос:

— Где уж вам, богатырям, со мной справиться?! Дураки вы все!

И наступило замешательство в войске Василисы Премудрой.

А войско Кощеево обрадовалось.

— Нет, — сказала Мите Баба-Яга. — Видно, без меня не обойтись! Сейчас я с этим Лихом разделаюсь! Ну-ка, подай ухват потяжелее!

— Подожди, бабушка, — ответил мальчик. — Давай мы другое средство попробуем.

— Какое средство?

— А помнишь: у нас Волк есть знакомый? Серый Волк?

— Помню. И что?

— Понимаешь, он Волк хороший. А когда он к Лиху подойдёт, то плохим станет. Ведь Лихо всё портит. А если Волк плохим станет, никому несдобровать. Правильно?

— Правильно-то правильно. Да где искать твоего Волка?

— Его не надо искать. Он сейчас сам прибежит.

Митя вытащил из кармана клок шерсти, который дал ему Серый Волк, и подбросил его кверху. И Волк оказался у крыльца.

— Здравствуй, мальчик. Ты меня звал?

— Звал, Серый Волк.

— Зачем я тебе понадобился?

— Вон видите, — сказал Митя, — на том берегу стоит мужчина в платье?

— Нет, — отвечал Волк. — Я там вижу какую-то женщину в брюках.

— Я про неё и говорю. Её надо покусать.

— Не могу, — заупрямился Волк. — Пожилая женщина. Даже ничья не бабушка. Неудобно. Может, что-нибудь другое сделать?

— А тебя не спрашивают, кого кусать, кого не кусать! Делай, что велено! — вмешалась Баба-Яга.

Волк заколебался.

— Всё равно не могу.

— Ну ладно, не можете, не надо, — сказал Митя. — Попугайте тогда.

— Попугать могу, — согласился Волк и побежал.

Он переплыл речку и всё ближе начал подбираться к Лиху. А Лихо уставилось на него единственным маленьким глазом.

Только на этот раз колдовство Лихо обернулось против него самого. Чем ближе подбегал Волк, тем злее становился. Шерсть на загривке у него поднялась, глаза засверкали. Он зарычал и даже завыл.

Волк подбежал к Лиху и что было сил вцепился ему в ногу.

— Караул! — закричало Лихо. — Грызут!

И оно пустилось бежать. Кощей сразу понял, что пришла пора самому вмешаться в бой.

— Вперёд! — закричал он и ринулся на богатырей.

Стрельцы из его войска поскакали за ним, а мужики из окрестных деревень все, как один, поскакали в обратную сторону.

Но не успел кощеевский конь сделать и трёх шагов, как Одноглазое Лихо, спасаясь от Волка, прыгнуло в седло позади Кощея.

— Сгинь! — закричал Кощей, выхватывая огромный меч.

Он замахнулся на Лихо, чтобы разделаться с ним. Но рукоять у меча отломилась, и лезвие отлетело в сторону.

Безоружный Кощей развернул коня, чтобы ускакать от врагов. Но сейчас и конь подвёл. Он захромал и грянулся оземь. Вот что значило Лихо Одноглазое!

Тут на Кощея налетели богатырские конники. Они развеяли его свиту по чистому полю, а самого Кощея связали железными цепями. И ничего не смог сделать Кощей. Потому что исчезла его сила вместе с войском.

— Ваша взяла! — сказал он. — Значит, наше время ещё не пришло!

Больше он ничего не говорил.

www.xn--80aobchcjq2a.xn--p1ai

Битва на Калиновом мосту. Юрий Воробьевский.

Символы связывают нас с незримой реальностью. Драконы – вымышленные и настоящие. На Афоне ничего не происходит случайно. Россия – последний бастион на пути антихриста.

С автором книг «Чёрный ящик», «Потаённая Россия», «Стук в золотые врата» и др. Юрием Юрьевичем ВОРОБЬЕВСКИМ беседует главный редактор журнала «Русский Дом» Александр Николаевич КРУТОВ. Речь идёт о новой работе писателя – книге «Царь-змееборец».

– Сегодня у нас в гостях известный писатель – Юрий Юрьевич Воробьевский. Он известен как прекрасный журналист, сценарист и режиссёр. Юрий Юрьевич, в своей новой книге «Царь-змееборец» вы, по-моему, впервые в своём творчестве обратились к драконам и змеям. И притом драконы у вас, оказывается, существуют в реальности.

– Не совсем так. Одна из моих первых книг называлась «Как змеи». Опять-таки это был образ, потому что «шагом змеи» называется ритуальный шаг посвящения в масонство. Вообще змеиная символика в христианстве – стержневая. Достаточно вспомнить первородный грех или икону Георгия Победоносца. А замысел этой книги родился совершенно неожиданно, благодаря Афону.

– Афону?

– Да. Так получилось, что этот момент был даже заснят на видеокамеру. Мы беседуем с опытным афонским насельником, монахом Никоном, он уже подвизается там лет тридцать. И речь заходит об афонских змеях. Мне отец Никон говорит: «Ты знаешь, что на Афоне, конечно, рай, но будь поосторожнее. В кладке у нас живет гадюка, мы её не трогаем, и она нас не трогает». И разговор заходит о рептилиях, очень ядовитых, смертельно опасных. И питоны огромные на Святой Горе встречаются. И вдруг он говорит вскользь: «Летающие змеи бывают»…

– Летающие?!

– Я говорю: «Отец Никон, не понял». Он отвечает: «Ну что тут не понять? Вылетел из ущелья, пролетел над морем и снова в пещеру». Я повторяю: «Отец Никон, всё равно не понял». Он по-русски плохо говорит, подбирает слова и наконец вспоминает: «Змей Горыныч – вот что это такое!» Я ему: «Отец Никон, ну знаете!» Он уже сам удивляется: «Ты столько лет на Афоне, а впервые слышишь?» Дело в том, что на Афоне есть предание такое, что Матерь Божия держит этих тварей скованными в пещерах, под горой. В последние времена они вылезут и будут жрать людей.Потом уже аккуратненько, чтоб не прослыть человеком очень наивным, я стал выспрашивать об этом у афонских старцев.

– В пещерах Афона живут скованные змеи, летающие драконы?

– Ну да. И в последнее время их видят всё чаще. Я спрашиваю у святогорцев, и вдруг, к моему удивлению, разговор с полуоборота начинает продолжаться: «Да, был такой случай, два-три года назад…» И начинают рассказывать… Уж не буду подробности пересказывать, в книге всё это есть. Но книга-то ведь не о криптозоологии, не о поисках дракона, вы понимаете?

– Но вам самому не удалось увидеть?

– Нет, нет. Но я знаю людей, которые видели. Они мне об этом рассказывали.

– А как вы объясняете, что именно там, на Афоне, существуют такие твари?

– Кто был на Афоне, тот знает, что ничего просто так не случается, – это удел Богородицы. И вот один афонский старец мне говорил: «Я думаю, что, возможно, каким-то образом допотопные твари сохранились там». Кстати, Кусто же исследовал глубины у берегов Афона. Действительно, рядом с Афоном – километровая бездна. И входы в карстовые пещеры подводные. Если Матерь Божья или Господь сохранили там этих допотопных тварей, то, возможно, это напоминание легкомысленному человечеству. Если сейчас они появляются наружу, то это знак: на наших глазах происходит ремейк, повтор допотопной цивилизации со всеми её страшными грехами. То есть суть в том, что самые главные чудовища – это не те, которые вылезают из карстовых пещер. Самые страшные чудовища – те, которые появляются из недр уязвлённой древним змеем человеческой души.

– То есть, по вашим словам, получается, что человечество как бы сделало определённый круг истории и возвернулось к допотопным временам?

– Да, старец сказал именно в таком плане. Что это некое предупреждение. Снова восстают все мыслимые и немыслимые грехи. Более того, в странах Западной Европы они получают правовой статус. Вот, например, в Скандинавии. Об этом пишет известная журналистка Ирина Бергсет, многие знают эту женщину, которая имела несчастье выйти замуж за норвежца. Потом ювенальная юстиция отобрала у неё детей. Мне она переслала большую подборку из материалов скандинавской прессы. Целые политические движения, общественные и молодёжные партии выступают за легализацию, за узаконивание – чего? Волосы дыбом становятся: инцеста, каннибализма, зоофилии, некрофилии… Не буду вдаваться в подробности, в моей книге есть целая глава, посвящённая этому. И опять возвращается образ древних скандинавских сказаний, там ведь есть нечто такое, что напоминает нам библейского Левиафана. Кстати, змей, дракон, чудовище – эти понятия встречаются в Ветхом Завете многократно. Что такое Левиафан, кстати? «Дыхание его раскаляет угли», это не просто хладнокровная рептилия, это дьявол. Так и у скандинавов есть змей под названием Ермуганд. В последние времена он, выросший и ставший размером с целый океан, выйдет на берег.

– Напоминает змея Уробороса.

– Да, ещё один символ из этого ряда. Это уже, когда эта злая сила опоясывает весь мир, змей Уроборос кусает себя за хвост. То есть мир под её контролем. Но всё время что-то мешает змею в последний момент, что-то стоит на его пути. Русское православное царство – её главный враг.

– Меня всегда поражало, что в древности и в Библии, и у христиан змей – это олицетворение сатаны, дьявола. А мы в медицине сделали этого змея символом здоровья. А ведь змей – это символ Асклепия, древнего бога медицины. А как появился Асклепий? Он вылез в качестве змея из чрева мёртвой женщины. Есть медицина Асклепия, а есть – святого Пантелеимона. Мальчика укусила змея, и по молитве Господу змея взорвалась, а мальчик ожил. Это уже другая медицина. Она апеллирует к Господу, к Его силе. Ваша книга о поиске змей, драконов по миру или?..

– Нет, конечно, это не криптозоология. Здесь самые разные аспекты, которые основаны на легендах, преданиях, символике самых разных стран. Ведь куда ни кинем свой взгляд, везде сказки, былины, предания о змеях и о борьбе с ними. Русские змееборцы, наши богатыри: на реке Смородина, на Калиновом мосту происходит решающий бой с той силой, которая находит на нас, на нашу Русь. Змей Тугарин – образ очень характерный. Мне кажется, современная российская геополитика чрезвычайно технократична, она не учитывает гуманитарного аспекта. Архетипов, символов войны. Что я имею в виду? Ну вот, возьмём исторический прецедент. Царь Иван Грозный идёт на Казань. Всадник – символ Москвы, мы знаем. Он идёт на Казань, а символ Казани – змей Зилант. Иван Грозный вывел из плена казанского сто тысяч людей! И это при тогдашнем населении Руси всего в несколько миллионов человек. Русский Царь – словно богатырь, который спасает похищенную змеем княжескую дочь и выводит из поганого плена.

А если сейчас мы посмотрим на наших геополитических противников? Китай – дракон. Лондонский Сити – финансовый центр мировой закулисы, охраняется по периметру десятью статуями драконов. Символ Ротшильда, главного финансиста закулисы – тоже дракон. Мне кажется, что в этой символике очень многое можно прочесть.

– То есть символы вы олицетворяете с сегодняшним днём. Скажите, а царь-змееборец, он тоже принадлежит России?

– Да, я считаю, что речь идёт и об Иване Грозном, и Александре I, и Александре III, и святом царе Николае II. Но пытаюсь также заглянуть в будущее. Символы, которые входят в нашу жизнь, вдруг начинают властно управлять процессами. Вот смотрите, после падения Советской власти на монетках уже появились двуглавые орлики. Сначала они казались похожи на птиц-мутантов с двумя головами, потому что ни короны, ни скипетра – ничего. Сейчас уже смотрим – появляются державные признаки. Монархические символы потихонечку входят в нашу жизнь, вопреки всем политическим раскладам.

– Вы хотите сказать, что будущее России – это не только превращение в сильную, могучую державу, в борьбе со змеями глобализации, капитала, змеями мамоны.

– Конечно. Таким всегда было предназначение православного Царства.

– Вы хотите сказать, что Россия идёт по этому пути, даже независимо от людей, независимо от властей предержащих? Или наоборот, уже они начинают понимать, в чём предназначение России?

– Думаю, что власти предержащие улавливают и встраиваются в то течение, которое можно назвать Волей Божьей. И это хорошо для России. И я верю, что Россией будет править государь – Помазанник Божий.

– Путин – православный человек, искренне православный человек, он, может, внутренне уже понимает предназначение России. Но это видят и наши враги. И значит, они будут делать всё, чтобы, скажем, не дать развиваться России в этом направлении…

– Или в том числе спровоцировать ложную монархию, декоративную. У нас же находятся господа, которые ездят по России и смело раздают ордена, медали как бы от имени царского дома. Вот это очень странно. Ну, а коли мы говорим о России, то предназначение России – быть удерживающей силой. Удерживающей до поры, конечно. Мы знаем, что рано или поздно придёт антихрист и будет Второе пришествие Господа Иисуса Христа. Но до той поры именно Россия остаётся последним бастионом, последней удерживающей силой. Главные события в мире происходят в России. Всё главное связано с Россией.

По нашей территории протекает река Смородина, и Калинов мост, который брошен через неё, – здесь. Он Калинов не потому, что сделан из калинового дерева. Он Калинов потому, что он раскалённый. Ведь река Смородина – огненная. На другом её берегу – дьявольские инфернальные силы, которые нападают на Россию. Но в то же время Калинов мост находится в сердце каждого нашего гражданина, каждого русского православного человека. И ему дано копьё на этого змея. Копьё это в первую очередь молитвенное. Только молитва способна пронзить древнего змея. В глотку его!

– Спасибо, Юрий Юрьевич. Думаю, что многие из наших уважаемых читателей с интересом прочитают новую книгу Юрия Юрьевича Воробьевского «Царь-змееборец».

shabdua.livejournal.com

Битва на Калиновом мосту — сказка про СССР и союзников

Автор сказки счел ее слишком неполиткорректной и удалил. Внутренняя цензура существует и в наше время, кто бы сомневался. Тем не менее сказка слишком хороша, чтобы умереть в безвестности. Так что автора у нее нет - просто анонимный текст найденный в инете.

Бой на Калиновом мосту кипел вовсю. Спрятавшись в кустах, братья с интересом наблюдали, как Иванушка дерётся со Змеем Двенадцатиглавым.

-Как думаешь, одолеет али нет?- спросил Средний Брат.

-Да ну, где ему такую громадину одолеть...- с сомнением протянул Старший.- Сломается, пожалуй.

-Вот и я так думаю,- поддакнул Средний и осторожно высунулся из-за кустов, чтобы лучше видеть.- Эй, слышь, а он ведь уже три головы срубил!

-Ха!- фыркнул Старший.- У Змея их ещё девять осталось.

-А может, подсобить братцу?- нерешительно предложил Средний.- А то как-то не по-людски, он там сражается, а мы тут...-Я ему и так уже помог,- жёстко отрезал Старший.- Меч у него мой. И кольчуга с моего плеча, почти не ношеная. Ну и хватит! Тебе вот охота со Змеем связываться? Иди, рискни.

-Да не, я так, чисто теоретически,- тут же сдал назад Средний.- Мы сделали что могли, дальше пусть сам справляется, всё правильно. Я вот, например, его из своих запасов на каждом привале кормил.

-Вот и пусть отрабатывает,- подытожил Старший Брат.

Братья снова выглянули из-за кустов.

-А красиво дерётся,- признал Средний.- Уже шесть голов срубил, кто бы мог подумать! Хотя его самого уже тоже вона как...

-Ничего, на ногах пока стоит.

Иван, улучив минутку, сорвал с руки рукавицу и бросил в стену дома, где братья ночевали последние трое суток. Дом зашатался, часть крыши обвалилась внутрь.

-Во силища-то!- восхищенно пробормотал Средний Брат.- А правильно мы сделали, что там не остались.

-Угу,- кивнул Старший.- Тут-то нас балкой бы и приложило. Ну, как там у Ивана со здоровьем?

Средний Брат достал окровавленное сигнальное полотенце и деловито его ощупал.

-Плохи дела,- заключил он.- Силы у него на исходе.

-Ну-ну,- невнятно пробурчал Старший Брат и снова уставился на картину боя.- Нет, ты посмотри, как он с моим мечом обращается! Он же совсем его не щадит! Чтобы я ему ещё хоть раз что-нибудь одолжил...

-Ты же ему этот меч, вроде, продал?- напомнил Средний Брат.

-За сущие гроши, поверь мне! Практически себе в убыток. А теперь, ты глянь, это же металлолом! Если на переплавку только...

-А между тем, только три головы осталось,- заметил Средний.- Иван-то наш молодец, а?

-Ну, дурацкое дело не хитрое,- пожал плечами Старший.

-Нам не пора ещё?

-Нет пока, погоди. Тут главное, нужный момент поймать.

Братья замолчали, наблюдая за развязкой. Змей явно стал сдавать, пятился задом, злобно огрызаясь в три глотки, Иван из последних сил наседал на него с иззубренным мечом, не давая передышки. Вот и ещё одна голова покатилась по мосту, за ней последовала вторая...

-Пора!- скомандовал Старший Брат, и оба брата с громким гиканьем выскочили из кустов, натягивая луки. Две стрелы пропели в воздухе и вонзились чудищу под хвост. Змей вздрогнул, оглянулся - и тут же был обезглавлен последним ударом меча.

-Ура!- закричал Средний Брат.- Победа! Какие мы молодцы!

-Что, братец, тяжело было?- Старший брат по-отечески положил руку на плечо Иванушке.- Во-время мы с подмогой подоспели. А то бы уделал тебя Змей, как пить дать!

-Спа-сибо,- прохрипел Иванушка и повалился вниз лицом на Калинов мост.

-Угу, ты полежи, отдохни,- заботливо погладил его по слипшимся кудрям Старший Брат.- А мы пока со средним братцем будем добычу делить. По-честному, по справедливости. По-братски.

vedomir.info

Переход по дну Чермного моря — битва на Калиновом мосту. Дорога Домой

Переход по дну Чермного моря — битва на Калиновом мосту

Следующая история, которая привлекла меня, рассказывает о том, как Моисей провёл народ израильский по дну моря.

В Библии написано, что Моисей, спасаясь от преследования фараона и его солдат, прошёл вместе с израильтянами по дну Чермного моря, а переводится это название как Красное море. Почему? Потому что в наше время рядом с ним географически находятся Палестина, Египет, гора Синай. Но ни один серьёзный учёный не верит, что гора Синай, которая находится на Синайском полуострове, и гора Синай в Библии — это одна и та же гора.

Более того, в Библии есть великое множество мест, в которых описываются снег, дожди, холод, богатая растительность, которых НЕТ в современной Палестине и никогда НЕ БЫЛО. Значит, речь в Библии идёт о каком-то другом месте. Но в этом пусть разбираются учёные, а нас с вами интересует ум и превращение в Любовь, в Разум. История перехода Моисея по дну Чермного моря очень может быть нам полезной.

Почему Чермное море переводится как Красное? Потому что когда-то стали считать, что слово красный означает цвет. Но выше мы с вами выяснили, что слово красный изначально НЕ ИМЕЕТ отношения к цвету. Тогда что же обозначает слово чермный? В русском языке есть несколько слов, примерно обозначающих этот цвет: «багровый, червлёный, тёмно-красный, то есть чёрно-красный». «Воды чермны, яко кровь»; «Небо чермнуется» (см. словарь Даля).

Тогда через какое Чермное море перевёл Моисей себя и свой народ? Какое Чермное море расступилось перед ним?

Я думаю, в этой истории присутствуют все необходимые элементы битвы на Калиновом мосту. История Моисея здесь в точности повторяет сюжет русских сказок.

Судите сами. Палестина — стена пала/огня. Помните, что в сказках это царство от другого отделяет огненная река? Слова «Моисей ведёт свой народ в Палестину» дословно переводятся как «Не-ум ведёт человека к мудрости», ведь огненная река — это речка Смородина русских сказок, а она олицетворяет Мудрость, как мы выяснили выше.

Чермное море… Помните, как князь Игорь хотел зачерпнуть воды из синего Дону, то есть с чёрного/чермного дна? Сила Жизни находится на самом дне, в царстве Велеса, и там же находится столь желанная Мудрость.

Черное — смерть — ничто — каль — Калинов мост. Герой бьётся со Змеем на чёрном дне, на мосту, который соединяет этот и тот миры.

Чтобы процветать в жизни, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПРОЙТИ ЧЕРЕЗ НИЗ, ЧЕРЕЗ АД — через царство Велеса, где сгорает его «я». Когда «я» умирает, оба мира — верх и низ — соединяются. «Я» превращается в ничто, поэтому именно ничто — Калинов мост/мост из Ничто — соединяет миры. И этот мост находится на самом дне, на дне Чермного моря — в чермном царстве Велеса.

Поэтому наши сказки и направляли героя в подземное и подводное царство. Это наша древняя традиция, а Велес/Сила Жизни, которым мы клялись, проводил наших предков через дно Чермного моря — через самое дно ада. Проводил каждого, кто приходил к нему с желанием познать Любовь и Мудрость.

А где же в этой истории змей, с которым должен биться герой, чтобы обрести Мудрость? Это фараон. Раз фараон занимает высокое положение, значит, он символизирует гордыню. А ум — змей желаний — это и есть гордыня и жадность.

Моисей смог пройти по дну Чермного моря, потому что соединил в себе верх и низ (гора Синай). Когда он победил змея-гордыню, он стал Моисеем, то есть Му-сей — Мудрость сей.

Видите, здесь опять пример нелинейного мышления предков, когда будущее и прошлое составляют одно целое, собираясь в каждый момент в точку? Истории горы Хорив, горы Синай, перехода по дну Чермного моря, гибели фараона, имени Моисей/Мудрость-сей, которое присваивается, только когда «я» умирает на дне в царстве Велеса, — все эти события смешались в здесь и сейчас.

История фараона и его поглощённых морем солдат также символизирует то, что становится с человеком, который остаётся в гордыне. Его поглощают чёрные воды жизни-ада. Над гордыней всегда смыкаются чермные, багровые воды ада. Тот, кто соединил в себе верх и низ, проходит через любые препятствия. Тот, у кого есть гордыня, гибнет в аду.

Вывод. Моисей прошёл через царство Велеса, в котором сжёг своё «я», соединился с Великой Матерью, и поэтому он получил имя Моисей — Му/Мощь-сей.

Заметьте себе: Историю Моисея с самого начала и до конца следует понимать как историю духовных поисков человека: как стать тем, кто сеет Му/Не-ум/Мощь.

Возможно, в Библии и рассказывается реальная история какого-то народа, который Моисей вывел из Египта и повёл в землю обетованную, но я думаю, что главная цель Библии, как и русских сказок, заключается в том, чтобы показать человеку его земной путь на Небо. Поэтому историю Моисея с самого начала и до конца следует понимать как подробное указание о том, что нужно сделать с собой, чтобы обрести землю обетованную.

В сказках даются советы, как это делать, в летописях и былинах даются советы, как обрести разум и мудрость, и в священных христианских книгах, в Библии и Евангелии, тоже даются подробные инструкции, как обрести Царство Божие, разум, как прийти в землю обетованную, как соединиться с Богом — всё это разные названия одного и того же процесса под названием «превращение человека в Любовь/Бога».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru