Икона «Святая Троица» - значение, в чем помогает? Икона святая троица
Икона «Святая Троица» - значение, в чем помогает?
Икона Святой Троицы имеет особенное значение для христиан, поскольку она показывает каких высот соединения с Богом можно достичь, если искренне служить Богу. Этот образ существует только в православной вере. На иконе изображены три ангела, которые олицетворяют собой трех странников, явившихся Аврааму.
«Святая Троица» была создана с той целью, чтобы каждый человек мог представить себе трисолнечный свет православия. Верующий, который смотрит на образ, способен осознать силу и труды Господа Бога.
В чем помогает и значение иконы «Святая Троица»?
Молитвенные прошения, возносимые перед образом, помогут справиться с разными испытаниями, найти правильный путь и т.п. Регулярные обращения к Высшим силам помогают избавиться от самых сильных драматических переживаний. Икона помогает увидеть необходимый и желанный луч надежды. Для верующих икона «Святая Троица» имеет важное значение, поскольку она помогает решить все проблемы, которые не дают покоя. Перед иконой можно читать исповедальные молитвы, которые позволят очиститься от существующего негатива и греховности. Считается, что рассказывая о своих грехах перед образом Святой Троицы, верующий практически напрямую разговаривает с Богом.
Где вешать и значение иконы «Святая Троица»?
Считается, что в доме иконы должны находиться в определенном месте. Можно иметь один образ, а можно целый иконостас. В христианстве принято молиться стоя лицом на восток, поэтому для иконы «Святая Троица» лучше всего подходит именно восточная стена. Перед образом должно быть достаточно свободного места, чтобы человек мог легко подойти к иконе и погрузиться в молитву, не испытывая дискомфорта. Разбираясь в том, где вешать икону Святой Троицы, чтобы она имела для семьи особое значение,
Икону можно просто повесить на стену, а можно оборудовать полочку или специальный шкафчик. Если вы используете в иконостасе несколько образов, то «Святая Троица» может находиться выше всех других икон, даже лика Спасителя и Богородицы. Считается, что правильно расположенные иконы, позволяют человеку открыть окно к более светлому и духовному.
womanadvice.ru
Икона Святой Троицы
Образ Святой Троицы почитается православными христианами всего мира. Молитвы перед этой иконой способны оградить вашу жизнь от всякого зла и переживаний.
История иконы
Икона Святой Троицы, иначе называемая «Гостеприимство Авраама», написана в 15 веке знаменитым иконописцем Андреем Рублевым.
По преданию, благочестивый муж Авраам в один из дней встретил возле своего дома трех странников, не назвавших своих имен. Авраам принял путников и предложил им отдых и трапезу. Во время беседы три таинственных человека сказали Аврааму, что они — посланники Господа, три Его ангела, и сообщили о скором рождении сына Исаака. После пророчества двое ангелов отправились погубить город Содом, вызвавший гнев Господа, а третий ангел остался и беседовал с Авраамом.
Где находится икона
Икона «святая Троица» представляет собой огромную ценность. В настоящее время образ находится в Третьяковской галерее.
Описание иконы
На вертикальной основе изображены три ангела, смыкающие круг возле стола. Стол накрыт, на нем стоит чаша и лежат виноградные ветви. Ангелы сидят под сенью священного дерева и горы, символизирующих вечную жизнь и любовь Господа.
Образ трех ангелов указывает православным на единство Господа в трех лицах и священное, сакральное содержание этого числа. Свет, любовь и всепрощение, заключенные в образе каждого ангела, указывают на возможность прийти в Царствие Небесное по одному из этих путей.
В чем помогает икона
Иконе Святой Троицы молятся, желая постичь всю силу благодати Божьей. Этот образ способен защитить дом и семью, направить сбившегося с истинного пути человека на верную дорогу и показать ему все величие и красоту божественных творений.
Иконе Святой Троицы молятся:
- чтобы получить исцеление физических и душевных недугов;
- о прощении грехов;
- о восстановлении справедливости и защите от врагов;
- прося об указании верного жизненного пути;
- об избавлении от тоски и печали.
Молитвы иконе Святой Троицы
«Пресвятая Троица, смиренно молю Тебя: как соединяется Отец, Сын и Святой Дух в единую силу, покровительствующую истинной вере и смирению, так и не оставит меня сила любви, веры и правды Господней. Да не сорвусь в пропасть геенны огненной, не сгину во грехе и неверии. Не оставьте меня, посланники Бога и справедливый Суд Его. Аминь».
Эту молитву следует читать, когда вам грозит несправедливое обвинение.
«Троица священная, символ великодушия и власти Господа, силою своей покаравшая неверных, принесшая служителю Господа великую радость! Вас молю, не оставьте меня в печали и горести, уберегите живот мой и дух мой от всякого зла. Аминь».
Эта молитва способна уберечь вас от опасности и физической угрозы.
День памяти иконы Святой Троицы празднуется на 50 день после Воскресения Христова. В это время любые молитвы Господу имеют особую силу и способны привести вас к внутреннему равновесию и радости. Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и
dailyhoro.ru
10 икон Святой Троицы — Кафедральный собор Рождества Христова
Один из отцов-основателей античной философии, а вместе с ней и всей европейской цивилизации древнегреческий философ Аристотель сказал: «Философия начинается с удивления». То же можно сказать и о христианской догматике — она не может не вызвать удивления. Миры Толкиена, Энде и Льюиса со всеми их сказочными загадками не тянут даже на тень таинственного и парадоксального мира христианского богословия.
Христианство начинается с великой тайны Пресвятой Троицы — тайны Божией Любви, явленной в одном этом непостижимом единстве. В. Лосский писал, что в Троице мы видим то единство, в котором пребывает Церковь. Подобно тому, как Лица Троицы пребывают неслиянно, но составляют Единое, все мы собраны в единое Тело Христово — и это не метафора, не символ, а такая же реальность, как реальность Тела и Крови Христа в Евхаристии.
Как изобразить тайну? Только через другую тайну. Радостная тайна Боговоплощения позволила изображать Неизобразимое. Икона — символический текст о Боге и святости, явленной во времени и пространстве и пребывающей в вечности, подобно тому, как сказочный лес из «Бесконечной истории» Михаэля Энде, созданный в воображении главного героя, начинает существовать без конца и начала.
Постичь эту вечность мы можем благодаря еще одной, далеко не последней в мире христианского богословия тайне: Сам Бог просвещает каждого христианина вслед за Апостолами, даруя Самого Себя — Святого Духа. Дары Святого Духа мы получаем в Таинстве Миропомазания, Он же пронизывает весь мир, благодаря чему и существует этот мир.
Итак, Святой Дух приоткрывает нам тайну Троицы. И потому день Пятидесятницы — Сошествия Святого Духа на апостолов — мы называем «День Святой Троицы».
«Гостеприимство Авраама» — сюжет иконы Живоначальной Троицы
Изобразить неизобразимое можно лишь в той мере, в какой оно нам раскрылось. На этом основании Церковь не разрешает изображение Бога Отца. А самым правильным изображением Троицы является иконографический канон «Гостеприимство Авраама», отсылающий зрителя в далекие ветхозаветные времена:
И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного.
Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
(Быт.18:1-8)
Сюжет о гостеприимном старце, узнавшем Бога в трех мужах, сам по себе трогателен и поучителен для любого верующего: служишь ближнему — служишь Господу. Изображение этого события мы встречаем очень рано.
Мозаика на триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре в Риме создана в V веке. Изображение визуально поделено на две части. В верхней Авраам выбегает навстречу трем мужам (один из них окружен сиянием, символизирующим славу Божества). В нижней — гости уже сидят за накрытым столом, а Авраам им прислуживает. Сарра стоит за спиной у Авраама. Художник передает движение, изобразив старца дважды: вот он дает указания жене, а вот он обернулся, чтобы подать на стол новое блюдо.
К XIV веку канон «Гостеприимство Авраама» уже вполне сложился. Икона «Троица Зырянская», принадлежавшая, по преданию, кисти свт. Стефана Пермского — несколько видоизмененный ее вариант. Три ангела восседают за столом, под ним лежит телец, а слева внизу стоят Авраам и Сарра. На заднем плане изображен строение с башенкой (дом Авраама) и дерево (Мамврийский дуб).
Изображения могут меняться, но набор символов и персонажей остается прежним: три ангела, служащая им чета, внизу — телец (иногда с закалывающим его отроком), дуб, палаты Авраама. 1580 год, икона «Святая Троица в бытии», окруженная клеймами с изображениями событий, связанных с явлениями Троицы. Интересная деталь: Авраам и Сарра здесь не просто прислуживают за столом, но также за ним сидят. Икона расположена в Сольвычегодском историко-художественном музее:
Более типична, например, икона XVI века из Троице-Герасимовского храма в Вологде. Ангелы находятся в центре композиции, за ними — Авраам и Сарра.
Вершиной русской иконописи считается икона Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым. Минимум символов: три ангела (Троица), чаша (Искупительная жертва), стол (трапеза Господня, Евхаристия), обратная перспектива — «расширяющаяся» от зрителя (пространство иконы, описывающее мир горний, неизмеримо больше мира дольнего). Из узнаваемых реалий — дуб (Мамврийский), гора (тут и жертвоприношение Исаака, и Голгофа) и здание (дом Авраама? Церковь?..).
Это изображение станет для русской иконы классическим, хотя возможны некоторые разночтения в деталях. Например, иногда у среднего ангела на нимбе появляется крест — на иконах так изображают Христа.
XVII век
Другой пример: Симон Ушаков более детально изображает трапезу.
XVII век
Канон «Гостеприимство Авраама» является оптимальным для изображения Пресвятой Троицы: в нем подчеркивается единство сущности (три ангела) и различие ипостасей (ангелы присутствуют в пространстве иконы «автономно» друг от друга).
Поэтому подобный же канон используется при изображении явления Троицы святым. Один из наиболее известных образов — явление Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому:
Неканоничные изображения
Однако были попытки изображать Бога в Троице и иначе.
Крайне редко в западно-европейской и русской храмовой живописи попадается изображение, использовавшееся в иконографии эпохи Ренессанса, где три лика объединены в одном теле. В церковной живописи оно не прижилось из-за явной еретичности (смешение Ипостасей), а в светской — из-за неэстетичности.
Зато изображение «Троица Новозаветная» встречается часто, хотя в нем присутствует другая крайность — разделение Сущности Божества.
Наиболее известная икона данного канона — «Отечество» новогородской школы (XIV век). На троне восседает Отец в виде седовласого старца, на коленях у него — Отрок Иисус, держащий круг с изображением Святого Духа в виде голубя. Вокруг престола — серафимы и херувимы, ближе к раме — святые.
Не менее распространено изображение Новозаветной Троицы в виде Старца-Отца, по правую руку — Христа-Царя (либо Христа, держащего Крест), а в середине — Святого Духа также в виде голубя.
Как появился канон «Новозаветной Троицы», если изображение Бога Отца, Которого никто не видел, соборно запрещено? Ответ прост: по ошибке. В книге пророка Даниила упоминается Ветхий Денми — Бог:
Воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна. (Дан.7:9).
Существовало мнение, что Даниил видел Отца. На самом деле, точно так же апостол Иоанн видел Христа:
Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег…
(Откр.1:12-14).
Изображение «Ветхий денми» существует само по себе, но является образом Спасителя, а не Троицы. Например, на фреске Дионисия в Ферапонтовом монастыре хорошо виден нимб с Крестом, с которым всегда изображается Спаситель.
Богородица на изображениях Троицы
Из Католической церкви пришли еще два интересных изображения «Новозаветной Троицы». Употребляются они редко, но также заслуживают внимания.
«Поклонение Святой Троице» Альбрехта Дюрера (картина хранится в венском музее истории искусств): в верхней части композиции изображен Отец, под Ним — Христос на Кресте, а над ними — Дух как голубь. Поклонение Троице оказывает Церковь Небесная (ангелы и все святые с Божией Матерью) и Земная — носители светской (император) и церковной (папа) власти, священники и миряне.
Изображение «Коронование Божией Матери» связано с богородичными догматами Католической Церкви, но вследствие глубокого почитания Пречистой Девы всеми христианами также получило распространение и в Православии.
В центре композиции изображена Богородица, Отец и Сын держат над Ее головой корону, а над ними парит голубь, изображающий Святого Духа.
"Троица ветхозаветная": описание иконы
Основной догмат христианства состоит в учении о трёх лицах единого по существу Бога, являющих Собой Пресвятую Троицу. Эти три заключённых в Нём ипостаси ― Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух не слитны между собой и нераздельны. Каждая из них является проявлением одной из его сущностей. Святая церковь учит о полном единстве Троицы, творящей мир, промышляющей в нём и освящающей его.
Святая Троица является традиционным сюжетом православной иконописи. Но так как непосредственное изображение Бога явилось бы нарушением концепции о его вечности и непостижимости, выраженной в словах евангелиста Иоанна: «Бога не видел никто и никогда», принято использовать его символические изображения, главным из которых является Ветхозаветная Троица.
Для раскрытия этого образа иконописцы традиционно прибегают к изображению сцены, описанной в 18 главе библейской Книги Бытия. Она получила название «Гостеприимство Авраама». В стихах с 1 по 18 рассказывается о том, как праотец Авраам, во время дневного отдыха, сподобился посещения трёх мужей. Узрев духовными очами, что в их образе перед ним явился сам Бог, Авраам оказал пришедшим величайшее почтение и гостеприимство.
Именно эта сцена стала основой традиционного иконописного сюжета ― Троица Ветхозаветная. Как было сказано выше, лишённые возможности непосредственного изображения Творца мира, мастера прибегали в своих работах к символике, которая стала их основным выразительным приёмом. Так вошло в традицию, закреплённую благословением церковных иерархов, представлять мужей, посетивших Авраама в виде трёх ангелов.
Появление Святой Троицы в живописных сюжетах
Впервые изображения, в которых представлена Троица Ветхозаветная, появились во II веке на стенах римских катакомб, где первые христиане втайне от языческих властей совершали богослужения. Эти рисунки ещё не соответствовали канонам, установленным в более поздние века, и представленные на них сцены выглядели достаточно историчными. Но уже в этот период, неизвестные нам художники пытались подчеркнуть одинаковость всех трёх гостей Авраама.
Позднее в богословии появился термин "изокефальность", которым обозначалась равноправность путников. В настенных изображениях римских катакомб она подчёркнута нарочитой одинаковостью поз и одежд трёх мужей. Постепенно изображение гостей, посетивших ветхозаветного праотца, стало принимать всё более символический характер, и со временем сложилась традиция изображения их в ангельском виде.
Важно отметить, что сюжет "Троица Ветхозаветная" нередко преподносится в двух вариантах ― изокефальный и неизокефальный. В первом случае, как понятно из самого термина, при полной статичности композиции подчёркивается взаимная равноправность трёх ангелов. Во втором же ― один из них бывает выделен с помощью нимба, изображения креста или соответствующей надписи.
Мозаика древней базилики
Кроме Святой Троицы, на стенах катакомб одним из древнейших Её изображений является мозаика V века на Триумфальной арке римской базилики Санта-Мария Маджоре. Композиция изображения достаточно сложна. Она визуально делится на две части. В верхней изображён Авраам, выбегающий навстречу странникам, один из которых окружён сияющим ореолом ― символом святости, а в нижней представлен накрытый стол, за которым сидят гости. Хозяин дома Авраам в ней изображён дважды ― прислуживающим гостям и отдающим указание своей жене Саре. Фоном служит вид богатого строения с башней ― очевидно, дома Авраама и Мамврийского дуба, под которым произошла встреча.
Окончательный вариант композиции
В XIV веке композиция икон, изображающих Святую Троицу, сложилась в том виде, в котором написаны наиболее прославленные её образцы. Об этом свидетельствует икона «Троицы Зырянская», созданная в этот период и приписываемая кисти святого Стефана Пермского. Принято считать, что именно в ней впервые представлена сцена, центром композиции которой являются ангелы, восседающие за накрытым столом.
Андрей Рублёв: "Троица Ветхозаветная"
Об этом произведении было написано и сказано очень много. И это неслучайно, ведь среди многообразия икон, написанных на сюжет «Гостеприимство Авраама», особое место занимает "Ветхозаветная Троица" Рублева. По единодушному мнению искусствоведов и всех ценителей древнерусской живописи, в ней художник достиг высшей степени раскрытия духовной сути Триединого Божества. Это произведение, созданное в XV веке, стало одной из самых прославленных русских икон.
Композиционное решение образа весьма своеобразно. Фигуры ангелов как бы вписаны в невидимый круг, символизирующий единосущность всех трёх ипостасей. В то же время художник достигает эффекта, при котором взгляд зрителя не задерживается ни на одном из них, а свободно пребывает внутри образованного ими пространства, смысловым центром которого является чаша с головой жертвенного агнца. Именно вокруг неё происходит безмолвный диалог жестов.
Следует отметить, что "Ветхозаветная Троица" ― икона, полная символической атрибутики, выражающей основные христианские догмы. Неслучайно фоном для изображения фигур ангелов являются дом, дерево и гора. Их изображения полны конкретного смысла. Так, ангел, находящийся слева, символизирует Бога Отца. Об этом говорит помещённое над Ним изображение дома ― палат Авраама, что соответствует исходному моменту Божественного домостроительства, совершаемого по его воле.
Дерево ― дуб Мамврийский, изображённый над центральной фигурой, невольно переосмысливается как древо жизни, и ассоциируется с крестными муками Спасителя. Соответственно, у зрителя не остаётся сомнений в том, что центральной фигурой композиции автор изобразил Сына Божьего Иисуса Христа.
Что же касается фигуры левого ангела, то подсказкой её принадлежности служит изображённая над ней гора ― символ духовного восхождения, осуществляемого через действие третьей ипостаси Святого духа. С образом горы в Библии связаны самые значительные события. Это дарование скрижалей Завета на Синае, Преображение Господне на Фаворе и Вознесение на Елионской горе в Иерусалиме.
Следует отметить и ещё одну важную идею, которую выражает "Троица Ветхозаветная". Андрей Рублев в своём поистине гениальном творении сумел создать прообраз истинного единения и любви. Его фигуры, лишённые активного движения, и как бы погружённые в неподвижное созерцание, полны безмолвного общения. Перед глазами зрителя предстаёт процесс сообщаемости божественной энергии, заключённой внутри трёх ипостасей Божьих.
Икона Симона Ушакова
Широко известна также ещё одна икона "Ветхозаветная Троица", автор которой - мастер Серебряной палаты при Оружейном приказе Московского Кремля Симон Ушаков. Написана она была в 1667 году. По своей композиции ушаковская "Ветхозаветная Троица" следует традиции Андрея Рублева. В ней представлена та же сцена явления странников праотцу Аврааму, и так же фигуры ангелов вписаны в круг, создающий у зрителя впечатление некоего единства. Однако это произведение имеет свои индивидуальные особенности.
Декоративность, заменившая символизм
Нетрудно заметить, что ангелы Ушакова хотя и близки по своему рисунку фигурам, изображённым на иконе Андрея Рублёва, отличаются от них излишней телесностью и природностью. Их крылья, выписанные с тщательной деталировкой, кажутся тяжёлыми и не способными поднять в воздух даже бесплотных духов.
Разительные отличия заключает в себе и фон, на котором представлена вся сцена. Если у Рублёва он имеет, в первую очередь, символический смысл, то у Ушакова, скорее, декоративный. Это просто красивый пейзаж со старинным палаццо, горой и живописным деревом. Этот автор в иконе "Ветхозаветная Троица" практически лишил все три пейзажных атрибута их символического значения. Даже беглого взгляда на них достаточно, чтобы вспомнить подобные детали на картинах Веронезе.
Привлекает внимание также убранство стола. Если у Рублёва оно ограничено лишь одной чашей с головой тельца, что также полно символического смысла и направляет мысли зрителя на размышления об искупительной жертве Сына Божьего, то в данном случае живописец подчеркнул богатую сервировку, сочетающуюся с изысканной росписью кресел. Такое обилие декоративности не характерно для иконы.
Троица Нового Завета
Сюжет описанных выше икон взят из Ветхого Завета, поэтому они носят название "Троица Ветхозаветная". Но нельзя обойти стороной и часто встречающиеся изображения Новозаветной Троицы ― иного варианта изображения Божественного Триединства. Он основан на словах Иисуса Христа, приведённых в Евангелии от Иоанна: «Я и Отец одно». В этом сюжете три Божественные ипостаси представлены изображениями Бога Отца в виде седовласого старца, Бога Сына, то есть Христа, в виде мужа средних лет и Святого Духа в виде Голубя.
Варианты изображения Новозаветной Троицы
Данный сюжет известен в нескольких иконографических вариантах, отличающихся между собой, главным образов положением, изображённых в нём фигур. Наиболее распространённый из них ― «Сопрестолие», представляет фронтальное изображение Бога Отца и Бога Сына, восседающих на престолах или облаках, и парящего над Ними Голубя - Святого Духа.
Другой также широко известный сюжет носит название «Отечество». В нём Бог Отец представлен восседающим на престоле с младенцем Спасом Эммануилом, сидящем на его коленях и держащем в руках сферу в голубом сиянии. Внутри её помещено символическое изображение Святого Духа в виде Голубя.
Споры о возможности изображение Бога Отца
Существуют и иные иконописные варианты Новозаветной Троицы, такие как «Распятие в лоне Отчем», «Предвечный Свет», «Отослание Христа на землю» и ряд других. Однако, несмотря на их широкую распространённость, среди богословов на протяжении веков не затихают споры о правомочности изображения такого рода сюжетов.
Скептики апеллируют к тому, что, согласно Евангелию, Бога Отца никто и никогда не видел, а следовательно, его невозможно изображать. В подтверждение своего мнения они упоминают Большой Московский Собор 1666-1667 года, 43-й пункт постановления которого запрещает изображение Бога Отца, что дало в своё время повод для изъятия из пользования многих икон.
Их оппоненты также основывают свои утверждения на Евангелии, приводя слова Христа: «Видевший Меня видел Отца Моего». Так или иначе, но Новозаветная Троица, несмотря на споры, прочно входит в сюжеты икон, почитаемых православной церковью. Кстати, все перечисленные варианты Новозаветной Троицы появились в русском искусстве сравнительно поздно. До XVI века они были неизвестны.
fb.ru
Троица: какая икона «правильная»? - Культура
Православные христиане уже начали подготовку к одному из самых больших праздников — Троице. В этом году он приходится на 23 июня. В праздновании Святой Троицы смешались языческие и православные традиции. Верующие в воскресенье с утра обязательно идут в церковь с букетами из душистых трав, тонких березовых и яблоневых веточек. Их окропляет святой водой священник, облаченный в зеленые одежды. Пол в храме и в домах застилают скошенной травой и цветами. Прихожане в храмах молятся у иконы «Святой Троицы». При этом многие обращают внимание, что эта икона может выглядеть по-разному. Так, в одном случае на иконе Святая Троица изображена в виде трех ангелов. В другом случае Бог Отец имеет вид старца, рядом с ним - Иисус Христос, а вот Дух Святой изображен в виде голубя. С чем же связаны эти различия?
Троица Ветхозаветная
Икона, где Святая Троица — это три ангела, именуется Ветхозаветной. Такое изображение основано на библейском повествовании.
- Еще во времена Ветхого Завета, был такой патриарх Авраам, которому было явление трех ангелов. Это было явление Троицы, - поясняет протоиерей Александр Маличенко (Спасо-Преображенский собор). - Ему явились три ангела, которые возвестили ему: его супруга Сара родит ему потомство великое, хотя они были уже довольно престарелыми людьми. И когда это исполнилось, Авраам понял, что ему было явление Бога. И с того времени каноническое изображение признается Святой церковью в виде трех ангелов.
Ветхозаветная «Святая Троица» изображается в виде трех ангелов, сидящих под деревом. На столе перед ними — угощение, предложенное Авраамом, который стоит рядом. Сара находится либо тут же, вместе с Авраамом, предстоя перед Святой Троицей, либо в шатре. На иконе же, написанной Андреем Рублевым, изображены только три Ангела. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца. Он символизирует новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения - жертвенная любовь. Левый ангел (Бог Отец) правой рукой благословляет чашу. Средний ангел (Сын) изображен в евангельских одеждах Иисуса Христа. Его правая рук с символическим перстосложением опущена на престол. Бог-Сын выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву.
Новозаветная Троица
Здесь Бог Отец изображен в виде старца. В нимбе над его головой - те же буквы, которые пишутся в нимбе Спасителя, означающие «Сущий». Хотя сам нимб может быть не круглым, а треугольным. Иисус Христос восседает рядом с Богом Отцом. В правой руке Спаситель держит раскрытое Евангелие, в левой — орудие Спасения, Крест. Бог Дух Святой изображен в виде голубя, парящего над ними. Бог Святой Дух изображается в виде голубя, потому что именно так Он явил Себя при Крещении Спасителя.
- Икону, где изображены Господь Саваоф (одно из библейских имен Бога Отца), Господь наш Иисус Христос и Дух Святой в виде голубя, мы не отвергаем. Оно также присутствует в наших храмах, - говорит протоиерей Александр Маличенко (Спасо-Преображенский собор). - Но будем говорить, что это для того, чтобы мы могли понять Святую Троицу. Мы знаем, что есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Но видя на иконе Трех Ангелов Святых, та бабушка, которая приходит в храм, не может постичь этого. Для большего вразумления этой бабушки, не сведущей в догмате Троицы, изображается вот такая более понятная для прихожан икона.
- Говорят, что нельзя изображать Бога Отца, - продолжает тему протоиерей Роман Викнянский (храм Владимирской иконы Божьей Матери), - но каждый человек изображен по образу и по подобию Божию. Поэтому мы изображаем Бога Отца в образе старика с седой бородой, ведь сам Господь явился нам образе человека сына Девы Марии. То есть, если бы Бог имел какое-то другое изображение, то на верняка, по моему мнению, сын явился бы в каком-то другом образе, не человека. Даже те ангелы, которые являлись людям, они всегда являлись в образе человека. И никак по-другому. К этому церковь относится довольно позитивно. И в том, что Бог Отец изображается в образе престарелого человека, никакого канонического отступления нет.
Отечество
Существуют и иконы Святой Троицы, где у Бога Отца, изображенного Старцем, на коленях сидит Спас-Эммануил, то есть Спаситель, изображенный в младенческом или отроческом возрасте. Над ними, как и на иконе «Новозаветной Троицы», — Святой Дух в виде голубя. Такое изображение называется «Отечество». Эти два изображения Святой Троицы, строго говоря, являются неканоническими, но нередко встречаются в православных храмах.
Символичность «Троицы»
Символика и многозначность образов «Троицы» восходят к древнейшим временам. У большинства народов такие понятия, как древо, чаша, трапеза, дом (храм), гора, круг, треугольник (пирамида) имели символическое значение.
- Много символов есть в обыденной нашей жизни, - рассказывает протоиерей Александр Маличенко (Спассо-Преображенский собор). - И когда люди начинают разбираться в этом всем, вникать, то иногда приходят к мнению, что пирамида имеет масонское значение. Нет, здесь все иначе. Есть такие десять свойств Божьих, которые подчеркиваются в символах. Один из них — это треугольник (а не пирамида) — это символ всезнания и того, что Бог — вездесущ. Глаз - это Всевидящее око. Это образ Бога Отца. То есть Бог вездесущ, он все видит, все знает.
Но в одном все священники солидарны: даже если вы не разбираетесь во всех этих нюансах и тонкостях, главное - иметь Бога в сердце, быть искренним в молитве и соблюдать «золотую середину» во всем.
Некоторые отличия канонического и академического письма
- Канонический и академический стиль написания икон отличаются. Например, в Верхнем храме Спасо-Преображенского собора иконы написаны в академическом стиле, в Нижнем храме — в каноническом, - уточняет протоиерей Александр Маличенко (Спассо-Преображенский собор).
Каноническое письмо:
- Преподобные изображаются в полный рост и по пояс, в монашеском облачении. Правая рука - в именном благословляющем перстосложении, в левой - может быть развернутый или, чаще всего, скрученный свиток.
- Характерная деталь иконографии преподобных — это четки, символ монашеского молитвенного труда.
- Фоном для икон преподобных может служить панорамное изображение обители, в которой пребывал святой.
- На иконе отсутствует внешний источник света, а цвет несет символическую функцию.
- В канонической иконе соблюдается одновременность изображения: все события происходят сразу.
Неканоническое (академическое) письмо:
- Ярко выраженная чувственность и эмоциональность.
- Отсутствие Иисуса Христа или его подмена ангелом.
- Многочисленные необязательные детали, относящиеся к земному.
- Возможно отсутствие важных символических элементов.
Молитва Святой Троице
Пресвятая Троица, помилуй нас! Господи, очисти грехи наши, Владыка, прости беззакония наши, Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради!
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
История возникновения праздника
Праздник Святой Троицы посвящен сошествию Святого Духа на апостолов. Произошло это в пятидесятый день после воскресения Христова. Именно с этого момента начала свое существование Церковь Христова. Можно сказать, что праздник Троицы — это своеобразный День рождения Церкви.
А в древности славяне праздновали в это время проводы весны и встречу лета: именно тогда сложилась традиция ходить на кладбище и обметать могилы ветками березы, чтобы умилостивить и успокоить духов умерших предков. Считалось, что в этот день ветви дерева обретают особую целительную силу.
Травы, освященные в церкви, и по сей день принято высушивать и бережно хранить до следующего года. Их используют только в крайнем случае, например, при лечении тяжелых болезней. Отмечали праздник Святой Троицы и на природе. Расстилали на траве зеленые скатерти, специально приготовленные к празднику, караваи украшали цветами и зеленью. Девушки затевали игры и гадания: бросали ложки в березу, чтобы узнать, кто из них выйдет замуж первой, катались на лодках, щедро украшенных зеленью. Для гадания на Троицу принято было плести венки и бросать их в воду. Если утонет веночек – к беде, завертится на месте – к разладу и раздору в семье, поплывет - быть удаче, к скорой свадьбе. Многие из этих традиций исчезают, но и сейчас люди в день Святой Троицы выезжают за город, устраивают праздники, а особо инициативные организуют костюмированные гуляния. Верующие же православные в этот день предпочитают провести в молитве.
Рекомендуем также почитать по этой теме:
Не все то золото, что молчит.
odessa-life.od.ua
значение, в чем помогает, куда вешать реликвию?
Христианская догматика полна загадок и недосказанности. Лишь так можно выразить величайшую тайну православного вероучения – постулат о единстве Господа в трёх ликах. А радостное событие Боговоплощения позволило создать зримое изображение Создателя, запечатлев Его на рукотворной святыне. Именно этот образ являет верующим икона «Святая Троица». Значение, в чём помогает реликвия, а также какие её вариации создавали мастера – обо всём этом рассказано в статье.
«Гостеприимство Авраама» – попытки запечатлеть непостижимое
Многие отцы церкви считали, что истинный лик Господа невозможно узреть и понять человеческим разумом. Поэтому в православном христианстве довольно долго существовал запрет на изображение Бога-Отца. Однако иконописцы всё же рисовали Троицу, руководствуясь ветхозаветным текстом. В книге Бытия рассказывается, как Творец явился Аврааму во время «зноя дневного», когда тот сидел у своего шатра, раскинутого возле дубравы Мамре. Праведник узрел трёх мужей, земно поклонился им и пригласил в дом, а затем приготовил лучшее угощение. Это напоминает верующим о том, как важно проявлять любовь и милосердие к ближним, ведь служение им – лучший способ угодить Создателю.
Мозаика на триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре | Икона «Троица Зырянская» св. Стефан Пермский |
Сюжет о гостеприимном старце, который смог узнать Господа в обличье трёх мужчин, вдохновлял многих художников. Так, этому библейскому эпизоду посвящена мозаика на триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре (Рим, V ст.). Силуэты ангелов на ней окружены сиянием, напоминая зрителю об их божественной славе. Разделив изображение на две части, мастер сумел передать и благоговейный трепет праведника, и его желание угодить гостям, и тщание, с которым была приготовлена трапеза. А благодаря тому, что фигура Авраама показана дважды, рисунок производит впечатление динамичности и живости.
К XIV ст. образ был усовершенствован и дополнен символическими деталями. В частности, показанная на этом фото икона «Троица Зырянская», принадлежащая кисти св. Стефана Пермского, демонстрирует зрителям трёх херувимов, восседающих за столом, а слева можно различить небольшие фигуры благочестивого старца и его жены, Сарры. Позади видно дерево – Мамврийский дуб (он олицетворяет древо жизни, а также служит напоминанием о крестной смерти и воскресении Спасителя) и дом – палаты Авраама (воплощение творящей воли Господа и матери-церкви, духовно окормляющей всех верующих).
Икона «Святая Троица в бытии» (Сольвычегодский музей, 1580 г.) | Икона «Святая Троица» Андрей Рублёв |
В схожей манере выполнена и реликвия «Святая Троица в бытии» (Сольвычегодский историко-художественный музей, 1580 г.). На ней показан и отрок, закалывающий тельца для угощения, и гора – знак духовного восхождения, а ещё образ окружен миниатюрными клеймами. На них запечатлены события, связанные с сошествием ангелов – разрушение Содома и Гоморры, пророчество о рождении Исаака, обетование о «народе великом и сильном».
Однако эталоном иконописи считается произведение преп. Андрея Рублёва. Каждая деталь святыни насыщена глубоким смыслом: так, чаша олицетворяет жертву Иисуса Христа, а стол – таинство Евхаристии. Расширяющаяся от зрителя обратная перспектива напоминает о том, что небесный мир, который изображен на святыне, неизмеримо больше земного. Есть на реликвии и традиционные символы – Мамврийский дуб, гора (с ней связан целый ряд эпизодов Евангелия – от жертвоприношения Исаака до Голгофы) и строение.
Икона «Троица Ветхозаветная»Симон Ушаков, 1671 г. | Икона «Троица Живоначальная» Старец Паисий, 1484—1485 гг. |
Именно этот образ стал классическим. Впоследствии мастера вносили в него лишь незначительные изменения: Симон Ушаков детальнее запечатлел трапезу странников, а на иконе старца Паисия «Троица Живоначальная» (1484-1485) на нимбе восседающего в центре ангела виден крест – канонический знак Спасителя.
Святая Троица в обличье трёх ангелов присутствует и на других реликвиях. Например, именно в таком виде Создатель запечатлён на образе «Явление Бога преподобному Александру Свирскому», где праведник благоговейно склоняется, протягивая руку к сияющему видению. Подобный образ учит христиан проявлять нравственную и духовную стойкость, убеждённость в вере, постоянно чтить Господни заповеди.
В чём помогает икона «Святой Троицы»? Она очищает и возвышает душу, избавляет от сложных, драматических переживаний, страхов и тревог, позволяет обрести радость и надежду. Считается, что, поверяя свои мысли, грехи и поступки этой святыне, Вы напрямую разговариваете с Господом. Поэтому реликвия часто используется как исповедальная – молитва перед ней способствует раскаянию, уничтожает любой негатив, изгоняет сомнения и соблазны. Кроме того, образ подсказывает выход из затруднительных жизненных ситуаций, наставляет на праведный путь и укрепляет в вере.
Другие каноны – что означает Святая Троица?
Три прекрасных херувима – традиционная ипостась Святой Троицы в православном христианстве. Но есть и иные способы показать сущность единоначального и могущественного Бога.
В эпоху Ренессанса иконописцы пытались соединить три лика Создателя в одном теле. Впрочем, это начинание просуществовало недолго – церковная живопись признала подобную попытку еретической, так как она намекала на смешивание ипостасей, а в светском искусстве такие произведения воспринимались как крайне неэстетичные.
Икона «Святая Новозаветная Троица» (Оятечество) | Икона «Святая Троица» |
Гораздо чаще встречается новозаветный образ Господа. Кто изображен на иконе «Святая Троица», выполненной в подобной манере? На ней сущности Творца разделены на Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Наиболее знаменитым примером реликвий такого канона является святыня «Отечество» (Новгородская школа, XIV ст.), где седовласый старец держит на коленях отрока, в руках которого сжат белоснежный голубь. Вокруг трона расположены миниатюрные фигурки херувимов и серафимов, а ближе к окладу видны силуэты святых.
Также распространён образ, где рядом восседают Бог-Отец в обличии престарелого пророка и Иисус Христос – Вселенский Судия, а над ними воспаряет белокрылый голубь (эта птица издавна была воплощением Святого Духа за свою кротость и чистоту). Подобная святыня позволяет постичь часть божественного бытия, полнее осмыслить тайну Господней любви, милосердия и согласия, почувствовать близость Творца и Его участие в жизни каждого христианина.
«Поклонение Святой Троице» Альбрехт Дюрер 1471-1528 гг. | «Коронование девы Марии» Диего Веласкес 1645г. |
В католическом вероучении существуют и другие иконы Новозаветной Троицы. Одна из них – «Поклонение Святой Троице» Альбрехта Дюрера. Живописец показал Бога-Отца как увенчанного золотой короной и богатыми ризами праведника, под ним виден Спаситель на кресте, а над всей композицией взлетает голубь. Тщательно проработаны и те, кто поклоняется Создателю – это ангелы во главе с Богородицей, олицетворяющие Небесную Церковь, а также священники, воины и миряне, воплощающие земное бытие. Масштабность и выразительность этой картины впечатляют зрителей уже многие годы.
Три ипостаси Господа присутствуют и на реликвии «Коронование Девы Марии». На подобных святынях в центр рисунка помещается Небесная Владычица, над Её главой держат венец Иисус Христос и Бог-Отец, а голубь-Святой Дух осеняет всё своими белоснежными крыльями. Такие образа изначально появились в католичестве, но сейчас они создаются и православными мастерами.
Популярные товары |
Как расположить образ в жилище?
Эта реликвия – одна из наиболее почитаемых в христианстве. Она должна находиться выше любых других святынь, зримо являя верховенство и могущество Господа. Однако есть и другие нюансы размещения – узнайте о них из нашей статьи!
Выбирая, где вешать в доме икону «Святая Троица», стоит предпочесть восточную стену, ведь молитвы принято читать, обратившись лицом к встающему Солнцу. Образ лучше поставить на специально оборудованную подставку либо полочку, застеленную чистой белой тканью или вышитыми рушниками. Рядом не должно быть никаких фотографий, книг, плакатов и других светских произведений – всё это лишь отвлечёт Вас от духовного бдения, помешает сосредоточиться и обратиться к Богу. Перед собранием реликвий необходимо оставить свободное место, чтобы Вам было удобно склоняться в молитве.
Кроме того, святыню можно поместить в изголовье детской или супружеской кровати. Тогда она будет оберегать Ваш сон, защищать от опасностей и недугов, указывать истинный путь. А икона, расположенная возле входной двери либо напротив неё, охранит Ваш дом от любого негативного влияния, козней врагов и недоброжелателей, изгонит из жилища злые силы, порчу и сглаз.
Впрочем, действенность и сила образа зависят не от его расположения, а от искренности обращённых к нему молитв – поэтому Вам стоит тщательно изучить посвящённые реликвии акафисты и кондаки. Сначала следует читать прославление всей Святой Троицы, а затем – молитвы к Богу-Отцу, Богу-Сыну и Богу-Святому Духу. А в день Пятидесятницы – именно тогда совершается поминовение святыни – её украшают цветами и зелёными ветвями. Подобный убор символизирует обновление, радость и ликование, которые охватывают христиан при чудесной вести о сошествии Господней благодати на апостолов и все народы земли, принявшие учение Христа.
Молитва Святой Троице
"Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради."
Теперь, когда Вы знаете, что означает и от чего оберегает икона «Святая Троица», Вы сможете сделать её частью своего личного собрания реликвий. Понимание глубокого смысла и богословского толкования этой удивительной святыни придаст Вашим молитвам искренность, прочувствованность и трепет. А приобрести подобное произведение Вам поможет интернет-магазин «Янтарь Полесья». Все изделия, представленные в нашем ассортименте, выполнены вручную из натуральных солнечных самоцветов – это придаёт работам красочность, выразительность и долговечность. Такой образ будет покровительствовать многим поколениям Вашей семьи, даря всем домочадцам мир, радость, гармонию и благодать.
yantar.in.ua
Икона «Святая Троица»
Основу сюжета иконы «Святая Троица» составляет библейский сюжет из Ветхого Завета (Бытие, глава 18), когда к праотцу Аврааму и его жене Саре у мамврийского дуба явился Бог в лице трех мужей: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь». После трапезы мужи предсказали супругам, что у них родится сын. Но те не могли этому поверить, так как были глубокими стариками: «рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась"? И услышала ответ - «Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын». И чуть далее Господь говорит Аврааму: «От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем.»
В этом сюжете многие богословы видят прообраз Пресвятой и Единосущной Троицы. «Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому, – исповедал Единого Бога в Трех лицах» - пишет Блаженный Августин (О граде Божьем. Гл. 26). Авраам, видя перед собой трех мужей, обращается к ним в единственном числе «Владыко». Вот эту встречу Авраама и Сары с Господом называют в иконописи Ветхозаветной Троицей.
Существует много икон ветхозаветной Троицы. Ранние изображения (до иконы Андрея Рублева) глубоко историчны – на них изображалась бытовая сцена: три ангела (мужа) сидят под дубом за накрытым столом, рядом Авраам, Сара, всевозможные атрибуты сервировки стола, отрок, закалывающий тельца. Говорить о прообразе Святой Троицы здесь невозможно. Эти изображения называли «Гостеприимство Авраама».
Православная Церковь допускает только символическое изображение Святой Троицы, так как непосредственное изображение противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда» (Ин.1:18).
«Троица Святая неизобразима в своем существе, и если Церковь и имеет и чтит изображение Святой Троицы, то изображение это никак нельзя почитать как изображение существа Божия, и нельзя это изображение рассматривать как изображение естества Божия, но следует, думается нам, отнестись к этой иконе как к изображению глубочайшим образом символическому, и только так этот образ может быть совершенным. Вне символического разумения иконы Святой Троицы не может быть правильного почитания ее, и, можно сказать, - не может возникнуть самое изображение Святой Троицы» - пишет Инок Григорий.(2).
Преподобный Андрей Рублев сумел изобразить на своей иконе главный догмат христианства: Бог един в трех лицах – Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. В православном учении Троица именуется Единосущной, Нераздельной, Живоначальной и Святой. Преподобный Андрей Рублев отказался на своей иконе от подробностей сюжета Ветхого Завета: на его иконе отсутствуют Авраам, Сара, отрок, сервировка стола изменилась - на нам только чаша. Чаша - Символ жертвы и икона наполнилась совершенно другим содержанием - это уже не трапеза – совершается Таинство Искупительной жертвы.
Все центральное место иконы занимают три ангела. Принцип Единосущности трех ипостасей Бога передан на иконе изображением фигур ангелов однотипно, все они наделены равным достоинством. Каждый из ангелов изображен с жезлом в руке. Нераздельность у Рублева видна из того, что изображенные ангелы объединены стоящей на престоле жертвенной чашей, символом евхаристической жертвы. На иконе есть еще несколько символов. Маврийский дуб – дерево - символизирует дерево жизни - указывает на живоначальность Троицы, Гора воплощает святость Троицы, а дом — Божие Домостроительство.
Ангелы на иконе изображены одинаково, но есть и различие. И естественно возникает вопрос, какое лицо Святой Троицы с каким ангелом отождествлять, ведь иконописцем по этому вопросу ничего не указано Можно выделить три мнения к этому вопросу. (1).
Согласно одному мнению в центре расположен Бог Отец, по правую руку от Отца (одесную) – Бог Сын, соответственно с другой стороны Бог Святой Дух. Это толкование показывает иерархичность личностных отношений внутри Святой Троицы, Хочу подчеркнуть, что именно личностных. От Бога Отца извечно рождается Бог Сын, и исходит Бог Святой Дух. Центральное место на иконе (условно главное) отдается, таким образом, Богу Отцу – «Отец Мой более Меня» (Ин. 14:28).
Согласно второго мнения слева расположен Бог Отец, в центре Бог Сын, соответственно справа Бог Святой Дух. Ангелы расположены в порядке определенном Символом Веры – Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, в том порядке, который заключен в словах молитвы Господней: "Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя".
Согласно третьей точки зрения, выраженной решением Стоглавого Московского Собора 1551г. икона должна рассматриваться, как единое целое, запрещается отмечать на иконе Святой Троицы различные ипостаси: «У Святой Троицы пишут перекрестье ови у среднего, а иные у всех трех. А в старых писмах и в греческих подписывают «Святая Троица», а перекрестье не пишут ни у единого. А иные подписывают у среднего «IС ХС Святая Троица». И о том ответ. Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Ондрей Рублев и прочий пресловущии живописцы, а подписывать «Святая Троица». А от своего замышления ничтоже претворяти(А от своих представлений ничего не дописывать)». Нужно отметить, что в качестве образца написания икон Святой Троицы Собор рекомендовал творение Андрея Рублева.
Но я солидарен с мнением академика Бориса Раушенбаха: «Несомненно, однако, что проблема отождествления ангелов и Лиц имеет второстепенный характер. Ведь как бы ни решался вопрос о соответствии между ангелами и Лицами, Троица продолжает оставаться лишь Троицей. Меняется лишь толкование жестов, но никак не кардинальное качество иконы, которым естественно считать полноту выражения догматического учения о Троице».
По толкованию греков, образ Троицы — не только воплощение Триединого Божества, но и образ веры, надежды и любви. И хотя «он не в иконостасе Троицкого собора, но обращен к людям, в большинстве своем далеко отстоящим от Церкви. Образ Троицы близок не только людям, никогда не покидавшим Церковь, но и далеко ушедшим от нее, и даже, как это ни странно, враждебным ей. И надо в этом усматривать изволение Самой Живоносной Троицы. Это благовестие, влекущее всех к источнику неиссякаемой жизни...»(2).
Источник:
- http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=359&did=12
2 Инок Григорий (Круг) Мысли об иконе http://www.hram-veshnjaki.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3061:2011-10-24-22-19-18&catid=100:everyone-know&Itemid=155
Статью подготовил Игорь Зайцев
borisov-spas.by