Пасха мёртвых в 2019 году: 18 апреля. Пасха мертвых


как готовиться, что делать, как отмечают Радоницу в России

Как известно, нельзя посещать кладбище на Пасху. Считается, что это торжество живых, а вот Радоница — это Пасха мертвых. И именно по этой причине в этот день принято ходить на кладбище и поминать усопших. Как известно, Радоница каждый год выпадает на разное число. Это связанно с тем, что Пасха так же выпадает на разные даты, а Радоницу православные христиане отмечают через 9 дней после Пасхи. Так что в этом году Радоница выпала на 25 апреля. Древние традиции требуют возложения на могилу цветов, оставления приношения в виде крашеных яиц и пасхальных куличей.Это дата, когда живые «общаются» со своими умершими родными, рассказывают им о себе. Считается, что умершие радуются приходу родных. Те, кто оказался забыт родственниками, напротив, печалятся. Старые обычаи исключают печаль, грусть и слезы. Нужно радоваться общению с родными, которые ушли в другой мир. Слезы и горе будут тревожить души усопших — они желают видеть свои семьи благополучными и счастливыми. На месте упокоения от души угощались вкусной едой, рассказывали умершим о своей жизни, о светлой памяти, которая живет в душе. Праздник Радоница предполагает веселье без разгула, строгое и вдумчивое. Не нужно выпивать, петь песни и вести себя как на развеселом празднике.Пасха мертвых, что это: что нужно делать в рамках православия

Православные традиции, которые вплелись в языческий праздник, предполагают выполнение ряда церковных обрядов. Считается, что Радоница является Пасхой для умерших, когда они радуются воскресению Христа. Воскрешение Иисуса дает всем надежду на вечную жизнь и исключает в Радоницу печаль и слезы. Как и на Пасху пекут куличи и разную вкусную выпечку, красят яйца — их освящают в церкви. После Фомина воскресенья начинают петь литии по умершим. Утро Родительского дня православные начинают с молитвы в память усопших, зажигают поминальные свечи. На Радоницу нельзя отказывать в подаянии — все просящие должны получить милостыню. В Радоницу не ругаются, не злословят, не обманывают.Пасха мертвых, что это: как вести себя на кладбище

Церковь взяла Радоницу под свое покровительство. Это день поминовения усопших, дань их светлой памяти и их места в сердцах родных. Не следует забывать суть празднования ни на кладбище, ни после, на домашних посиделках. Какие ограничения устанавливает церковь при посещении могил?Церковь не одобряет, когда на могиле оставляют еду — эта традиция языческая. В качестве альтернативы — приготовить еду в избытке и раздать нуждающимся. Тем же, кто по обычаям оставляют на могиле кулич и крашеные яйца, советуют воздержаться от того, чтобы на месте захоронения ставить рюмку с водкой и черным хлебом. Употребление спиртных напитков не одобряется церковью. Запрета употреблять спиртное на Радоницу нет. Допустимо выпить в память об умерших дома, в разумных пределах, откровенное пьянство в этот день не приветствуется. Застолье на кладбище. Существует традиция накрывать около могил богатые столы, веселиться и петь. По мнению священнослужителей — это оскорбление памяти усопших. Православие признает Родительский день праздником радостного поминовения умерших. Но радость должна быть светлой, одухотворенной, и донести ее до ушедших родных лучше молитвой. Истинно верующие проводят праздник в молитве и духовных радостях. Начать утро Радоницы советуют в храме, где можно заказать панихиду, помолиться об ушедших и раздать нуждающимся приготовленную еду и милостыню. На кладбище в Родительский день ухаживают за могилой — убирают мусор, поправляют и красят оградки, украшают могилу цветами. Единственное приношение, которое одобряет православная церковь — цветы и зажженная свеча — в память об усопшем. Затем нужно вознести молитву — без слез, без грусти, просто от души пообщаться с родными, которых уже нет рядом. Несомненно, все молитвы будут услышаны.Пасха мертвых, что это: народные приметы на Радоницу

В старину в народе считали, что в Радоницу умершие посещают родной дом. Для них топили баню и оставляли в ней чистое белье — сутки после этого в бане не мылись и не входили в нее. Только после окончанию Радошницы все мылись в бане. Для покойных на окно ставили чашки с водой, а на стол — три лишних тарелки. Из них покойные должны были завтракать, обедать и ужинать. На Радоницу для поминовения усопших готовили еду и раздавали нуждающимся.На Радуницу была основная традиция — окликание дождя. Считается, что в Радуницу обязательно идет дождь. Детвора целый день поджидала дождь и окликала его, умывалась дождевой водой — на счастье. Дождь сегодня сулил богатый урожай. Девушки в тех случаях, когда дождь лил без грома, умывались дождевой водой через кольца, серебряные или золотые. Считалось, что это поможет сохранить красоту и молодость. В Родительский день на Руси ничего не сеяли и не сажали — тем, кто это делал, урожай обещали скудный и плохой.Работать на Радоницу можно было только утром — все дела заканчивали к обеду, затем все — и стар, и млад — шли на кладбище поминать покойных. Вечером в Родительский день все выходили на гулянье, молодежь до утра водила хороводы и пела — вечером на Радоницу никто не работал. Хотя в этот день поощряется веселье и радость, все же стоит помнить, что это день светлой памяти усопших. Застолье и веселье должны прийти после посещения церковной службы, молитв и посещения могил усопших родичей.

www.inpearls.ru

Пасха мёртвых — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пасха мёртвых — обычай поминовения предков у восточных славян на Страстной, Пасхальной или Радоницкой неделях[1].

Согласно славянским поверьям, перед Пасхой или после неё, усопшие возвращаются на землю, где пребывают до троицкого периода — Вознесения, Духовской субботы или Троицы[2].

Другие названия

рус. Навьи проводы[3]; укр. Мертвецький Великдень, Навський Великдень[4]; белор. Жыльнік, Наўскi вялікдзень, Нябожчыцкі вялікдзень, Пасха памерлых[5][6]; полес. Намска Паска, Мерцов Пасха, Наўски Великдэнь, Ўмэрших Великдэнь[7].

Народные представления

Народные представления — результат христианской ассимиляции древних славянских представлений о сезонном возвращении душ умерших предков на землю, совпадающего с пробуждением природы. Представления о весеннем воскресении природы и освобождении душ из потустороннего мира в народной традиции были поддержаны и преображены основным богословским смыслом Воскресения Иисуса Христа и освобождении душ из ада, совпавших с этим календарным периодом[8].

Считалось, что с Пасхи до Радуницы души умерших выпускаются на землю; мёртвые отмечают свою Пасху через некоторое время после живых: в эту ночь покойники встают из могил и приходят в храмы, где пасхальную службу служат умершие священники, при жизни служившие в данных храмах. Живым людям находиться в храме в это время опасно — покойники их могут разорвать[8].

У украинцев на мотив Пасхи мёртвых наложилось представление о блаженном народе рахманов, живущих под землёй. Рахманы не могут следить за временем и не знают когда наступает Пасха. Поэтому для них бросают скорлупу пасхальных яиц в реку. Когда эти скорлупки доплывут до рахманов (на Фомино воскресенье или на Преполовение) — те справляют «рахманьский Вэликдэнь»[8].

В большинстве случаев восточные славяне под Пасхой мёртвых понимают четверг Светлой недели. Также она могла проводиться в день Пасхи, во вторник или субботу Светлой недели, в воскресенье, понедельник или вторник Радуницкой недели — осмысление Радуницы как Пасхи мёртвых. В отдельных случаях под Пасхой мёртвых понимался последний день масленичной недели — Прощальное воскресенье[9].

На страстной неделе

«Навський Великдень» (укр.), Жильник (белорус.), Чистый четверг — название дня на Страстной неделе.

— Стоглав, 1863, 41 гл., вопр. 26

На Киевщине, Подолье и Левобережье «чистый четверг» — Навский Великдень[10] (др.-рус. навь — покойник, потусторонний мир). По славянским поверьям Бог трижды в год выпускает души умерших «потустороннего мира»: первый раз в «чистый четверг», второй раз — когда цветёт жито (вероятно на Семик), и третий раз — на Спас. Сохранились мифологические рассказы о выходе мёртвых в Страстной четверг в севернорусских и русинских (у лемков) материалах[11][10].

В некоторых уголках Восточного Полесья под вечер Чистого четверга готовился большой ужин из 12 постных блюд, во время которого поминали умерших родичей[12].

В Чистый четверг, как и в «родительский день» на Фоминой неделе, русские варили овсяную кашу[13].

На Украине и в Белоруссии считают, что на Навский Великдень покойники проводят своё богослужение и каются в грехах. В этот день они не боятся ни креста, ни молитвы, а как увидят живого человека, то стараются задушить. Для того, чтобы покойники не задушили, необходимо обливаться водой: «мертвецы боятся мокрого»[10] (также см. Поливальный понедельник).

На светлой неделе

В западных и южных губерниях Российской империи крестьяне шли на кладбище сразу после пасхальной литургии и «христосовались с покойными»[14]. Это связано с представлением о «Пасхе мертвых» или «Навьих проводах», согласно которому в канун Пасхи Господь открывает рай и ад (знаком чего являются открытые в церкви царские врата) и выпускает с «того света» души умерших, чтобы они могли посетить свои дома и отметить Пасху. С этим у восточных и южных славян связано поверье о том, что в течение всей пасхальной недели (либо в период от Пасхи до Вознесения) Христос ходит по земле и каждый умерший в это время человек попадает прямо в рай[15].

После утреней службы в первый день Пасхи ходят «христосоваться с усопшими» на кладбище[16][17]. Там трижды перекатывают через могилки яйца, говоря: «Христос воскрес», «Воистину воскрес!»[18], зарывают яйцо в могилу[19]. Поминовение умерших на Светлой неделе противоречит церковной практике (как несовместимое с радостью по поводу Воскресения Христа) и сохранило статус сугубо народного обычая[1].

Считалось, что на Пасху, как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак со свечой, горящей ещё с заутрени, можно увидеть домового[20].

Первый четверг после Пасхи белорусы называли — «Навский четверг». В Белоруссии в некоторых местах, и особенно у католиков, бывает на кладбище поминовение умерших. На могилах кладут красные яйца, которые на другой день собирают нищие в свою пользу. «Нуськи великдзень — пьятого дня на великодном тыжни», «Навский великдень побуждають покойника» (полесье). В Полесье на Пасху «идуть на кладбище первого дня и в четверг[21]. На кладбище порядок наводят, а дома уже ничего не делают. Идут сначала в церковь, а потом уже идут на кладбище. Хлеб, крашеные яйца, пасху, вино несут. Женщинам на кресты повязывают передники, мужчинам — рушники[22].

На радоницкой неделе

См. также

Напишите отзыв о статье "Пасха мёртвых"

Примечания

  1. ↑ 1 2 Агапкина, 2004, с. 642.
  2. ↑ Агапкина, 2002, с. 267.
  3. ↑ Левкиевская, 2004, с. 351.
  4. ↑ Пономарьов та ін., 1992, с. 598.
  5. ↑ Лозка, 2002, с. 92.
  6. ↑ Санько, 2004, с. 339.
  7. ↑ Виноградова, Левкиевская, 2010, с. 161.
  8. ↑ 1 2 3 Виноградова, Левкиевская, 2012, с. 161.
  9. ↑ Виноградова, Левкиевская, 2012, с. 162.
  10. ↑ 1 2 3 Воропай, 1958, с. 256.
  11. ↑ Агапкина, 2002.
  12. ↑ Васілевіч, 1992.
  13. ↑ Валенцова, 1999, с. 486.
  14. ↑ Мадлевская, 2005, с. 747.
  15. ↑ Агапкина, 2002, с. 566.
  16. ↑ Брокгауз и Ефрон, 1890—1907.
  17. ↑ [www.pravoslavie.ru/41923.html Традиционная культура: история и церковная миссия]
  18. ↑ Кривчикова, 2014, с. 5.
  19. ↑ Даль, 1880—1882.
  20. ↑ Левкиевская, 1999, с. 122.
  21. ↑ Толстая, 2005, с. 47.
  22. ↑ Валенцова, Узенёва, 2009, с. 149.

Литература

  1. Костер / [www.inslav.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=831:2011-08-29-08-34-05&catid=12:2009-08-05-10-49-56&Itemid=22 Т. А. Агапкина] // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепелка). — С. 620–6271. — ISBN 5-7133-1207-0.
  2. Агапкина Т. А. [www.inslav.ru/images/stories/pdf/2002_Agapkina_%20Mifopoeticheskie_osnovy_slav'anskogo_narodnogo_kalendar'a_Vesenne-letnij%20_cikl.pdf Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл]. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).
  3. Пасха / [www.inslav.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=831:2011-08-29-08-34-05&catid=12:2009-08-05-10-49-56&Itemid=22 Т. А. Агапкина] // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепелка). — С. 641-646. — ISBN 5-7133-1207-0.
  4. [new.bestiary.us/books/belaruskaja-mifalogija-encyklapedychny-slownik Беларуская міфалогія: Энцыклапедычны слоўнік] / С. Санько, Т. Вало­дзіна, У. Васілевіч і інш. — Мінск: Беларусь, 2004. — 592 с.  (белор.)
  5. Каша / Валенцова М. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 483–488. — ISBN 5-7133-0982-7.
  6. Полотенце / Валенцова М. М., Узенёва Е. С. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 147—150. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  7. Васілевіч Ул. А. [starbel.narod.ru/kalendar.htm Беларускі народны каляндар] (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мінск, 1992. — С. 554-612.
  8. Воропай О. [www.svit.in.ua/kny/voropaj/znn_t1.pdf Звичаї нашого народу]. — Мюнхен: Українське видавництво, 1958. — Т. 1. — 310 с.
  9. Пасха // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.</span>
  10. Кривчикова Н. В. [bgcnt.ru/assets/files/CULTURAL_HERITAGE/EDITIONS/03_EXPEDIT-BOOKS/EB-25_STO_14.pdf Традиционная обрядовая культура Старооскольского района] // Традиционная культура Старооскольского района Белгородской области. — «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 25. – Сборник научных статей и фольклорных материалов / Сост. и науч. ред. В. А. Котеля. — Белгород: ГБУК «БГЦНТ», 2014. — С. 3—12.
  11. [ec-dejavu.ru/g-2/Goblin.html Домовой] / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 120–124. — ISBN 5-7133-0982-7.
  12. Нави / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепелка). — С. 351—353. — ISBN 5-7133-1207-0.
  13. Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2.  (белор.)
  14. Народная демонология Полесья: Публикации текстов в записях 80–90-х гг. XX века / Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. — М.: Языки славянских культур, 2010. — Т. [books.google.ru/books?id=uSmLAQAAQBAJ&pg=PA635&dq=%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C+%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B0&hl=ru&sa=X&ei=PIl_U5jjDuTByQP_kYDYAw&ved=0CCwQ6AEwAA#v=onepage&q=%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B0&f=false I: Люди со сверхъестественными свойствами]. — 648 с. — (Studia philologica). — ISBN 978-5-9551-0446-1.
  15. Народная демонология Полесья: Публикации текстов в записях 80–90-х гг. XX века / Сост. Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. — Т. [books.google.ru/books?id=buB6AgAAQBAJ&pg=PA161&dq=%D0%BD%D0%B0+%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8+%D0%BE+%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%B5+%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D1%8B%D1%85&hl=ru&sa=X&ei=jN40VaC_LcrCywOd0ICYDg&ved=0CBsQ6AEwAA#v=onepage&q&f=false II: Демонологизация умерших людей]. — 800 с. — (Studia philologica). — ISBN 978-5-9551-0606-9.
  16. Мадлевская Е. Л. Пасха, светлое Христово Воскресенье // [royallib.com/book/madlevskaya_e/russkaya_mifologiya_entsiklopediya.html Русская мифология. Энциклопедия]. — М.: Мидгард, Эксмо, 2005. — 784 с. — ISBN 5-699-13535-9.
  17. Пасха, в этнографии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  18. Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
  19. [www.universalinternetlibrary.ru/book/28777/ogl.shtml Українці: народні вірування, повір'я, демонологія] / Упор., прим, та біогр. нариси А. П. Пономарьова, Т. В. Косміної, О. О. Боряк. — К.: Либідь, 1992. — 640 с. — (Пам'ятки історичної думки України). — ISBN 5325003712.

Отрывок, характеризующий Пасха мёртвых

– Что вы об этом думаете, князь? – позволил себе Десаль обратиться с вопросом. – Я! я!.. – как бы неприятно пробуждаясь, сказал князь, не спуская глаз с плана постройки. – Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам… – Ха ха ха! Театр войны! – сказал князь. – Я говорил и говорю, что театр войны есть Польша, и дальше Немана никогда не проникнет неприятель. Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда. – При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот… – Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске… – А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке? Десаль опустил глаза. – Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он. – А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали. – Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать… Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе. Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом. Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец. – Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.) – А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья. – Как же с, уж он давно ждет.

Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти. Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча. На листочке бумаги у него было записано то, что нужно было в Смоленске, и он, ходя по комнате мимо дожидавшегося у двери Алпатыча, стал отдавать приказания. – Первое, бумаги почтовой, слышишь, восемь дестей, вот по образцу; золотообрезной… образчик, чтобы непременно по нем была; лаку, сургучу – по записке Михаила Иваныча. Он походил по комнате и заглянул в памятную записку. – Потом губернатору лично письмо отдать о записи. Потом были нужны задвижки к дверям новой постройки, непременно такого фасона, которые выдумал сам князь. Потом ящик переплетный надо было заказать для укладки завещания. Отдача приказаний Алпатычу продолжалась более двух часов. Князь все не отпускал его. Он сел, задумался и, закрыв глаза, задремал. Алпатыч пошевелился. – Ну, ступай, ступай; ежели что нужно, я пришлю. Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору. Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок. Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут. Тихон принес с официантом постель и стал уставлять. – Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе. «Ну, наконец все переделал, теперь отдохну», – подумал князь и предоставил Тихону раздевать себя. Досадливо морщась от усилий, которые нужно было делать, чтобы снять кафтан и панталоны, князь разделся, тяжело опустился на кровать и как будто задумался, презрительно глядя на свои желтые, иссохшие ноги. Он не задумался, а он медлил перед предстоявшим ему трудом поднять эти ноги и передвинуться на кровати. «Ох, как тяжело! Ох, хоть бы поскорее, поскорее кончились эти труды, и вы бы отпустили меня! – думал он. Он сделал, поджав губы, в двадцатый раз это усилие и лег. Но едва он лег, как вдруг вся постель равномерно заходила под ним вперед и назад, как будто тяжело дыша и толкаясь. Это бывало с ним почти каждую ночь. Он открыл закрывшиеся было глаза. – Нет спокоя, проклятые! – проворчал он с гневом на кого то. «Да, да, еще что то важное было, очень что то важное я приберег себе на ночь в постели. Задвижки? Нет, про это сказал. Нет, что то такое, что то в гостиной было. Княжна Марья что то врала. Десаль что то – дурак этот – говорил. В кармане что то – не вспомню». – Тишка! Об чем за обедом говорили? – Об князе, Михайле… – Молчи, молчи. – Князь захлопал рукой по столу. – Да! Знаю, письмо князя Андрея. Княжна Марья читала. Десаль что то про Витебск говорил. Теперь прочту. Он велел достать письмо из кармана и придвинуть к кровати столик с лимонадом и витушкой – восковой свечкой и, надев очки, стал читать. Тут только в тишине ночи, при слабом свете из под зеленого колпака, он, прочтя письмо, в первый раз на мгновение понял его значение. «Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там». – Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он. Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке. «Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтобы теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!»

Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги. В тот же вечер, как князь отдавал приказания Алпатычу, Десаль, потребовав у княжны Марьи свидания, сообщил ей, что так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности, а по письму князя Андрея видно, что пребывание в Лысых Горах небезопасно, то он почтительно советует ей самой написать с Алпатычем письмо к начальнику губернии в Смоленск с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы. Десаль написал для княжны Марьи письмо к губернатору, которое она подписала, и письмо это было отдано Алпатычу с приказанием подать его губернатору и, в случае опасности, возвратиться как можно скорее. Получив все приказания, Алпатыч, провожаемый домашними, в белой пуховой шляпе (княжеский подарок), с палкой, так же как князь, вышел садиться в кожаную кибиточку, заложенную тройкой сытых саврасых. Колокольчик был подвязан, и бубенчики заложены бумажками. Князь никому не позволял в Лысых Горах ездить с колокольчиком. Но Алпатыч любил колокольчики и бубенчики в дальней дороге. Придворные Алпатыча, земский, конторщик, кухарка – черная, белая, две старухи, мальчик казачок, кучера и разные дворовые провожали его. Дочь укладывала за спину и под него ситцевые пуховые подушки. Свояченица старушка тайком сунула узелок. Один из кучеров подсадил его под руку. – Ну, ну, бабьи сборы! Бабы, бабы! – пыхтя, проговорил скороговоркой Алпатыч точно так, как говорил князь, и сел в кибиточку. Отдав последние приказания о работах земскому и в этом уж не подражая князю, Алпатыч снял с лысой головы шляпу и перекрестился троекратно. – Вы, ежели что… вы вернитесь, Яков Алпатыч; ради Христа, нас пожалей, – прокричала ему жена, намекавшая на слухи о войне и неприятеле. – Бабы, бабы, бабьи сборы, – проговорил Алпатыч про себя и поехал, оглядывая вокруг себя поля, где с пожелтевшей рожью, где с густым, еще зеленым овсом, где еще черные, которые только начинали двоить. Алпатыч ехал, любуясь на редкостный урожай ярового в нынешнем году, приглядываясь к полоскам ржаных пелей, на которых кое где начинали зажинать, и делал свои хозяйственные соображения о посеве и уборке и о том, не забыто ли какое княжеское приказание. Два раза покормив дорогой, к вечеру 4 го августа Алпатыч приехал в город. По дороге Алпатыч встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы, но звуки эти не поразили его. Сильнее всего поразило его то, что, приближаясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие то солдаты косили, очевидно, на корм и по которому стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча, но он скоро забыл его, думая о своем деле. Все интересы жизни Алпатыча уже более тридцати лет были ограничены одной волей князя, и он никогда не выходил из этого круга. Все, что не касалось до исполнения приказаний князя, не только не интересовало его, но не существовало для Алпатыча. Алпатыч, приехав вечером 4 го августа в Смоленск, остановился за Днепром, в Гаченском предместье, на постоялом дворе, у дворника Ферапонтова, у которого он уже тридцать лет имел привычку останавливаться. Ферапонтов двенадцать лет тому назад, с легкой руки Алпатыча, купив рощу у князя, начал торговать и теперь имел дом, постоялый двор и мучную лавку в губернии. Ферапонтов был толстый, черный, красный сорокалетний мужик, с толстыми губами, с толстой шишкой носом, такими же шишками над черными, нахмуренными бровями и толстым брюхом. Ферапонтов, в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. Увидав Алпатыча, он подошел к нему.

wiki-org.ru

Пасха мёртвых в 2019 году: 18 апреля

Пасха мёртвых — название праздника, перешедшего в православие из язычества. Ещё одно название данного праздника, более известное и популярное, — Радоница. Такое название появилось не случайно, ведь это действительно классическая Пасха, но только для тех, кто уже покинул свои тела.

Родительский день не получил конкретной даты и, как и многие важные праздники в православии, он рассчитывается на основании отсчёта от других праздников. Так вот, Радоница полностью зависит от Пасхи, наступает ровно на 9-ый от неё день.

18 апреля мы будем встречать Пасху мёртвых.

Не стоит думать, что в этом празднике есть что-то негативное — в нём есть только очень большой смысл и совершенно ничего плохого. Дело в том, что это день поминовения усопших, а они, в свою очередь, в православии не воспринимаются как огромная трагедия. Те, кто покинул наш мир, отправились в мир Господа, а там у них точно всё хорошо. Смерть в православии — лишь этап, при помощи которого можно перейти из мира материального в духовный — вот и всё. Тем не менее, забывать своих близких, ушедших из нашего мира, нет повода — нужно помнить интересные события, связанные с ними, особенности их характера, а ещё лучше — вспомнить то, чему они нас научили.

Даже если вы раньше никогда не читали молитв, почему бы не познакомиться с ними? Отправляйтесь к могилам ваших родных, поговорите с ними, попросите у Господа защиты для них и заботы — он всё слышит и всё понимает. Помимо этого, неплохо будет собраться с близкими и друзьями, вспомнить людей, которые оставили в ваших жизнях след, но их больше нет. Несмотря на то, что данный праздник может выпадать на дни поста, в него разрешается готовить рыбу, так что праздничный стол будет достаточно насыщенным и сможет удовлетворить запросы всех гостей.

Несмотря на то, что этот день может показаться вам не особенно-то праздничным, обязательно стоит подумать о том, что лежит в его основе на самом деле. Ещё раз подумайте о том, каким будет правильное отношение к тем, кого с нами нет. Можно назвать это своеобразной проверкой вашей веры, ведь горевать будет только тот, кто не понимает, что у человека ныне покойного началась новая жизнь, бесконечная и исполненная множеством чудных открытий. Будем надеяться на то, что вы поймёте эту простую, но очень важную истину, ведь это откроет перед вами много интересного.

nicstyle.ru

Радоница - Пасха для душ умерших

Радоница - Пасха для умерших

Пасха для умерших

Во вторник второй недели после Пасхи, через день после Фо­мина воскресенья, православная церковь отмечает день поми­новения усопших. В дни поминовения все стараются побывать на могилах своих родных.

Этот день называется Радоницей и считается Пасхой для душ умерших людей. В 2018 году она выпадает на 17 апреля.

Радоница у славян связана с праздником плодородия, который приходился на середину апреля. Для земледельцев урожай являл­ся главной ценностью. Ушедшие предки находились и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на ее плодородие. Поэтому земля, где похоронены предки, — святая! Са­мым мерзким преступлением явля­лось надругательство над могилой. В христианские времена языческое почитание кладбищ, как святых мест, сохранилось.

Именно на Радоницу существу­ет обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные угощения, где совершается поми­нальная трапеза.

Распространенный же в настоящее время обычай посе­щать кладбища в Пасху противоре­чит древнейшим правилам Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Пасха это празд­ник победы над смертью и над вся­кой скорбью и печалью — время особой и исключительной радости.

Но и на Радоницу печалиться тоже не принято. Слово «радоница» восхо­дит к слову «радость». Этот праздник как бы обязывает христиан не скор­беть и не сетовать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную.

Изначально Радоницы (радоницы, тризны) — имена божеств, оли­цетворяющих почитание усопших, хранительниц душ умерших людей. Раньше наши предки Радоницам и их подопечным приносили жертвы из обильных пиршеств и возлияний на погребальных курганах, чтобы еще не отлетевшая душа покойно­го могла насладиться зрелищем то­го уважения, которое ей оказывают живые. Постепенно слово «тризна» стало обозначать поминки, а «радо­ница» — весеннее поминовение усоп­ших. Именно весеннее, потому что живые особенно старались задобрить покойников в пору расцвета природы, окончательного отступления зимы — поры мертвого сна всей земли.

Радоница — День поминовения

Как же отмечался весенний язы­ческий праздник, он же день по­миновения? Наши древние предки проводили Радоницу не в трауре, а с песнями и плясками. Ибо о мерт­вых, считали они, надо не грустить, а радоваться. Память о них — осно­ва жизни и восхождения рода. От этих двух слов — «род» и «радость» — и произошло название праздника Радоница. Христианская религия привязала Радоницу к Пасхе, уста­новив для дня поминовения втор­ник следующей за Светлым Христо­вым Воскресением недели. В ран­нехристианские времена на могиле закапывали крашеное яйцо, христо­суясь с умершим, затем рассажива­лись вокруг и устраивали ритуаль­ный плач. А вечером народ шел по кабакам, пел и веселился.

В наше время на кладбища тоже относят крашеные яйца и кусочки пасхального кулича. А вот традиция обильно есть и выпивать на погосте сходит на нет. Считается, что это является пережитком язычест­ва Нужно поставить око­ло памятника свечу, прибрать моги­лу, положить цветы.

Стоит побеседовать с предками о делах. После беседы нужно при­копать небольшое угощение (напри­мер, конфету) и сказать:

«Все обо мне знаете, ведаете. Спо­койно спите, обо мне не тужите. Сон вам в сладость, гостинец — в радость. Аминь».

Если же вы вдалеке от своих свя­тых могил, в другом городе, то при­дите на местное кладбище. Найдите скромную могилу с именем таким же, как имя вашего предка. Зажгите на этой могиле свечу, положите цве­ты, поклонитесь и произнесите:

«Раб Божий (имя)! Тебя поминаю, на тебя уповаю! Передай мой поклон зем­ной моим родным (имена), что лежат далеко, чтобы не было мне от них упрека. Память и любовь в сердце хра­ню да с тобой передаю. Аминь».

Так ваше поминовение дойдет до умерших родственников.

Также на Радоницу многие выпол­няют обряд, который, по мнению зна­харей, облегчает душе пребывание в загробном мире. Выполняется он сле­дующим образом.

В церкви нужно купить 12 све­чей одинакового размера. Вернувшись домой, их все нужно зажечь возле фотографии покойного. За­тем, глядя на его изображение, крес­тясь, сказать вслух 3 раза заговор:

«Господи, помилуй душу грешную раба(ы) Твоего(ей) (имя усопшего), не оставь его(ее) на растерзание бесов и чертей проклятых, не пус­ти в котел горючий, будь милос­тив и прости ей все прегрешения. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

После этого свечи нужно затушить и в этот же день поставить в церк­ви, а фотографию убрать на прежнее место.

Советуем прочитать:

Пасхальные обереги, заговоры на куличи, вино.яйца

 

 

 

 

sovetyli.ru

Радоница - "Пасха мертвых". Праздник ли?...

«Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес» (Лк. 24:5,6)

В течение последнего месяца, намереваясь написать статью о событиях в Японии, я перечитывала книги так называемых больших пророков Библии. Несколько раз пробовала писать, но как-то не шло. Сегодня Господь показал мне почему. У нас происходят события намного значительней Японского цунами. Наше «цунами» уничтожает человеческие души…

Цитирую один из официальных сайтов:

"По свидетельству Святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.

Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем, особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников сразу после Светлой пасхальной недели как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную.

Радоница - не уставная служба, а традиция Русской Православной Церкви ради народа. В день поминовения усопших, в Радоницу, мы несем радость Пасхального Торжества умершим, христосуемся с умершими. Этот день называют еще "Пасхой мертвых". Панихида в Радоницу приобретает другой смысл, пасхальный и состоит из пасхальных стихир, песнопений, тропарей – все поется радостно, торжественно. Православные молятся не о прощении грехов усопших, а приветствуют их: Христос Воскресе! Ради умершего народа через неделю после Пасхи несем "Христос Воскресе!" усопшим.

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, совершается поминальная трапеза, а часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых". В Воскресении Христовом все едины, у Господа все живы"

(Здесь и далее выделено мной - З.Г.)

В Священном Писании нет подобного праздника! Нигде в Писании вы не найдете, что «Ради умершего народа через неделю после Пасхи» надо «нести "Христос Воскресе!" усопшим».

Пасха (Песах) у евреев празднуется в честь Исхода из Египта. Это центральный праздник Ветхого и Нового Завета.

Праздник Пасхи, в христианстве также Воскресение Христово, установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Иисус воскрес на Песах.

В Библии нет даже намека на то, что можно «праздновать» на кладбищах. А как «нести радость Пасхи умершим» и «приветствовать их», и как иметь «реальное, живое, бытовое общение с усопшими» (!) – это вообще остается загадкой.

«Живое общение с усопшими» звучит даже кощунственно…

В ответ на просьбу одного из своих учеников: «Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего», Иисус сказал ему: «иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Матф.8:21,22).

Этим ответом Господь показал ученику, что для мертвых уже все закончилось в этой жизни. Для них остается только надежда на воскресение в жизни будущей, о которой учил Иисус.

И вовсе не все мертвые «у Господа живы». А только те, кто к моменту своей смерти уже знали Его, уже шли за Ним. Именно поэтому Иисус так торопил ученика – привести к спасению как можно больше людей.

Параллельный стих есть в Евангелии от Луки: «Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лк.9:60).

Сегодня утром, 1-го мая, мы проснулись от толчков. Молдову слегка потрясло. Как сообщили - 4,5 балла.

Почему-то это событие сразу же напомнило мне стих из Библии:

"Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их... Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его" (Ис.13:11,13).

Если вы прочтете пророческие книги Библии, вы найдете множество подобных стихов.

Приведу только некоторые:

"по коварству они отрекаются знать Меня, говорит Господь. Посему так говорит Господь Саваоф; вот, Я расплавлю и испытаю их; ибо как иначе Мне поступать со дщерью народа Моего?... Неужели Я не накажу их за это? говорит Господь; не отмстит ли душа Моя такому народ, как этот?" (Иер 9:6-9).

«Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли» (Ис.28:22).

"Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте" (Иер.7:3).

Более 400 Имен Бога мы находим в Библии. С Именем Саваоф Господь предстает нам как Бог Воинств.

"Савао́ф (ивр. צבאות‎, Цеваот, буквально «(Господь) Воинств») — один из имён-эпитетов Бога в иудейской и христианской традициях. Это имя может означать как «Господь воинств Израилевых», так и

«Господь воинств Ангельских». В Ветхом Завете слово Саваоф встречается начиная с Первой книги Царств.

В отличие от других названий Саваоф выдвигает особенно свойство всемогущества, образ которого заимствован от воинства. Название это не встречается в древнейших книгах Библии, но оно часто употребляется у пророков и в псалмах («Господь Саваоф»). Ввиду того, что это название заимствовано от воинства, некоторые видят в Саваофе просто «Бога войны»; но это мнение опровергается уже тем фактом, что название Саваоф совсем ещё не употребляется в то время, когда еврейский народ развивал свою высшую воинственную деятельность (при завоевании Ханаана), и, напротив, часто употребляется в ту эпоху, когда воинственность давно уступила место мирному развитию. Правильнее видеть в этом термине идею Бога как всемогущего Владыки всех сил неба и земли, так как, по библейскому представлению, звезды и другие космические явления — тоже своего рода «воинства», повелитель которых есть Бог, как Иегова Саваоф — «Господь сил» (1Цар.17:45; Пс.23:10, Ис.1:24 и др.).

Древний христианский гимн «Свят, свят, свят», используемый и в католической, и в православной церкви, славословит Бога как Саваофа." (Саваоф – Википедия)

Кое - что я бы поправила в этом определении из Википедии, но, суть остается верной.

Итак, Бог Саваоф – Всемогущий Владыка всего, Владыка всех воинств – и небесных, и земных. Именно Бог Саваоф – Вседержитель предстает в Писании как выходящий на суд с обитателями земли:

"суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет замля сия, и изнемогут все, живущие на ней ... Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения» (Осия 4:1-3,6).

"И земля осквернена под живущими на ней; ибо он преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней" (Ис.24:5,6).

"Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых, и не будет взирать на величие Господа" (Ис. 26:9,10).

Так пророки Ветхого Завета понимали и передавали волю Бога Его народу.

Господь будет судиться с нами за то, что мы осквернили землю, преступили Его законы, отвернулись от истины.

Многие скажут: "Так это о нечестивых речь идет, я не таков". Но, Бог думает иначе...

«Блуд, вино и напитки завладели сердцем их... ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и блудодействуя они отступили от Бога своего" (Осия 4:11,12).

"Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри их, и Господа они не познали" (Осия 5:4).

Что Господь называет «блудодействием»? Это все те действия, который совершает народ вопреки воле Бога.

«оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими» (Пс.105:39).

«Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи» (1Кор.10:8).

«Вот вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! Вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и притом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь» (Иер.7:8-11).

Несколько лет назад в Пасхальную неделю мы похоронили маму. На кладбище было множество людей, убирающих мусор. Они очищали надгробья от упавших веток и прошлогодних листьев, красили ограды. В соответствии с православной традицией люди старались навести порядок ко дню Радоницы.

Но, даже Православная церковь запрещает посещение кладбищ в Светлую Пасхальную Неделю. Ничего плохого нет в том, чтобы заботиться о порядке на могилах близких. Но, ведь это можно делать в любой другой день года.

Если вы бывали в развитых странах или, может быть, наблюдали по телевидению, то вы заметили, что, кроме могильных плит, на кладбищах даже скамьи не установлены, разве только на аллеях. У нас же не только скамьи, но и столики и столы, которые с целью совершения поминальной трапезы накрываются всевозможными пасхальными яствами. Можно видеть даже целые застолья с алкогольными напитками на таких поминках. Люди возливают на могилы воду, вино, крошат куличи и яйца. Этот обряд означает своеобразное угощение усопших родственников.

В Библии есть описание подобных излияний:

«женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияние иным богам, чтоб огорчать Меня. Но Меня ли огорчают они? Говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему? Посему так говорит Господь Бог: вот, изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и скот, и на дерева полевые и на плоды земли, и возгорится и не погаснет» (Иер.7:18-20).

Подобные действия людей, которые идут вопреки воле Господа, Писание и называет «хождением во след иных богов» и «возлиянием иным богам».

Подобное, цитирую, «реальное, живое, бытовое общение с усопшими» не имеет ничего общего со Словом Бога Живого!

«Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екклесиаст 9:10).

«Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне» (Исайя 38:18,19).

Пасха, Воскресение Христово, не имеет ничего общего с останками усопших в местах их захоронений!

Изучайте Писание – Живое Слово Живого Бога!

Тогда вы всегда будете знать волю Господа в отношении вашей жизни на земле.

«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:8).

Тогда никто не сможет увлечь вас «в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер.23:32).

Сам Бог предупреждает:

«так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них: потому что Я… говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне» (Ис.66:4).

Не ищите Живого Бога среди мертвых! Его там нет! ОН ВОСКРЕС!

"Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия;

Я, Господь, делаю все это...

Я создал землю и сотворил на ней человека;

Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я...

Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли;

ибо Я Бог, и нет иного" (Ис. 45:7-22)

Аминь!

 

Зинаида Главненко

РЦ ХВЕ

gospelhouse.ru

Пасха мёртвых — WiKi

Другие названия

рус. Навьи проводы[3], Навий день[4]; укр. Мертвецький Великдень, Навський Великдень[5]; белор. Жыльнік, Наўскi вялікдзень, Нябожчыцкі вялікдзень, Пасха памерлых[6][7]; полес. Намска Паска, Мерцов Пасха, Наўски Великдэнь, Ўмэрших Великдэнь[8].

Народные представления

Народные представления — результат христианской ассимиляции древних славянских представлений о сезонном возвращении душ умерших предков на землю, совпадающего с пробуждением природы. Представления о весеннем воскресении природы и освобождении душ из потустороннего мира в народной традиции были поддержаны и преображены основным богословским смыслом Воскресения Иисуса Христа и освобождении душ из ада, совпавших с этим календарным периодом[9].

Считалось, что с Пасхи до Радуницы души умерших выпускаются на землю; мёртвые отмечают свою Пасху через некоторое время после живых: в эту ночь покойники встают из могил и приходят в храмы, где пасхальную службу служат умершие священники, при жизни служившие в данных храмах. Живым людям находиться в храме в это время опасно — покойники их могут разорвать[9].

У русских сохранился обычай «катание яйца крестом» на могиле и христосования с предками: пшеном делали крест на могилке и по этому кресту катают яйцо, приговаривая «Христос воскрес!»[10].

У украинцев на мотив Пасхи мёртвых наложилось представление о блаженном народе рахманов, живущих под землёй. Рахманы не могут следить за временем и не знают, когда наступает Пасха. Поэтому для них бросают скорлупу пасхальных яиц в реку. Когда эти скорлупки доплывут до рахманов (на Фомино воскресенье или на Преполовение) — те справляют «рахманьский Вэликдэнь»[9].

В большинстве случаев восточные славяне под Пасхой мёртвых понимают четверг Светлой недели. Также она могла проводиться в день Пасхи, во вторник или субботу Светлой недели, в воскресенье, понедельник или вторник Радуницкой недели — осмысление Радуницы как Пасхи мёртвых. В отдельных случаях под Пасхой мёртвых понимался последний день масленичной недели — Прощальное воскресенье[11].

На страстной неделе

«Навський Великдень» (укр.), Жильник (белорус.), Чистый четверг — название дня на Страстной неделе.

— Стоглав, 1863, 41 гл., вопр. 26

На Киевщине, Подолье и Левобережье «чистый четверг» — Навский Великдень[12] (др.-рус. навь — покойник, потусторонний мир). По славянским поверьям Бог трижды в год выпускает души умерших «потустороннего мира»: первый раз в «чистый четверг», второй раз — когда цветёт жито (вероятно, на Семик), и третий раз — на Спас. Сохранились мифологические рассказы о выходе мёртвых в Страстной четверг в севернорусских и русинских (у лемков) материалах[13][12].

В некоторых уголках Восточного Полесья под вечер Чистого четверга готовился большой ужин из 12 постных блюд, во время которого поминали умерших родичей[14].

В Чистый четверг, как и в «родительский день» на Фоминой неделе, русские варили овсяную кашу[15].

На Украине и в Белоруссии считают, что на Навский Великдень покойники проводят своё богослужение и каются в грехах. В этот день они не боятся ни креста, ни молитвы, а как увидят живого человека, то стараются задушить. Для того, чтобы покойники не задушили, необходимо обливаться водой: «мертвецы боятся мокрого»[12]. В Польше и на Западной Украине обряд обливания практикуется также в Пасхальный понедельник.

На светлой неделе

В западных и южных губерниях Российской империи крестьяне шли на кладбище сразу после пасхальной литургии и «христосовались с покойными»[16]. Это связано с представлением о «Пасхе мертвых» или «Навьих проводах», согласно которому в канун Пасхи Господь открывает рай и ад (знаком чего являются открытые в церкви царские врата) и выпускает с «того света» души умерших, чтобы они могли посетить свои дома и отметить Пасху. С этим у восточных и южных славян связано поверье о том, что в течение всей пасхальной недели (либо в период от Пасхи до Вознесения) Христос ходит по земле и каждый умерший в это время человек попадает прямо в рай[17].

После утренней службы в первый день Пасхи ходят «христосоваться с усопшими» на кладбище[18][19]. Там трижды перекатывают через могилки яйца, говоря: «Христос воскрес», «Воистину воскрес!»[20], зарывают яйцо в могилу[21]. Поминовение умерших на Светлой неделе противоречит церковной практике (как несовместимое с радостью по поводу Воскресения Христа) и сохранило статус сугубо народного обычая[1].

Считалось, что на Пасху, как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак со свечой, горящей ещё с заутрени, можно увидеть домового[22].

Первый четверг после Пасхи белорусы называли — «Навский четверг». В Белоруссии в некоторых местах, и особенно у католиков, бывает на кладбище поминовение умерших. На могилах кладут красные яйца, которые на другой день собирают нищие в свою пользу. «Нуськи великдзень — пьятого дня на великодном тыжни», «Навский великдень побуждають покойника» (полесье). В Полесье на Пасху «идуть на кладбище первого дня и в четверг[23]. На кладбище порядок наводят, а дома уже ничего не делают. Идут сначала в церковь, а потом уже идут на кладбище. Хлеб, крашеные яйца, пасху, вино несут. Женщинам на кресты повязывают передники, мужчинам — рушники[24].

На радоницкой неделе

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 Агапкина, 2004, с. 642.
  2. ↑ Агапкина, 2002, с. 267.
  3. ↑ Левкиевская, 2004, с. 351.
  4. ↑ Афанасий (Сахаров) «О поминовении усопших по уставу Православной церкви» — с. 34
  5. ↑ Пономарьов та ін., 1992, с. 598.
  6. ↑ Лозка, 2002, с. 92.
  7. ↑ Санько, 2004, с. 339.
  8. ↑ Виноградова, Левкиевская, 2010, с. 161.
  9. ↑ 1 2 3 Виноградова, Левкиевская, 2012, с. 161.
  10. ↑ Дубровина, 2012, с. 25.
  11. ↑ Виноградова, Левкиевская, 2012, с. 162.
  12. ↑ 1 2 3 Воропай, 1958, с. 256.
  13. ↑ Агапкина, 2002.
  14. ↑ Васілевіч, 1992.
  15. ↑ Валенцова, 1999, с. 486.
  16. ↑ Мадлевская, 2005, с. 747.
  17. ↑ Агапкина, 2002, с. 566.
  18. ↑ Брокгауз и Ефрон, 1890—1907.
  19. ↑ Традиционная культура: история и церковная миссия
  20. ↑ Кривчикова, 2014, с. 5.
  21. ↑ Даль, 1880—1882.
  22. ↑ Левкиевская, 1999, с. 122.
  23. ↑ Толстая, 2005, с. 47.
  24. ↑ Валенцова, Узенёва, 2009, с. 149.

Литература

  • Костер / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 620–6271. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).
  • Пасха / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 641-646. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Беларуская міфалогія: Энцыклапедычны слоўнік / С. Санько, Т. Валодзіна, У. Васілевіч і інш. — Мінск: Беларусь, 2004. — 592 с.  (белор.)
  • Каша / Валенцова М. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 483–488. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Полотенце / Валенцова М. М., Узенёва Е. С. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 147—150. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мінск, 1992. — С. 554-612.
  • Воропай О.[uk]. Звичаї нашого народу. — Мюнхен: Українське видавництво, 1958. — Т. 1. — 310 с.
  • Пасха // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Дубровина С. Ю. Состав и системная адаптация лексики православия в русских диалектах (на материале тамбовских говоров): Монография. — Тамбов, 2012. — 213 с.
  • Кривчикова Н. В. Традиционная обрядовая культура Старооскольского района // Традиционная культура Старооскольского района Белгородской области. — «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 25. – Сборник научных статей и фольклорных материалов / Сост. и науч. ред. В. А. Котеля. — Белгород: ГБУК «БГЦНТ», 2014. — С. 3—12.
  • Домовой / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 120–124. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Нави / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 351—353. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2.  (белор.)
  • Народная демонология Полесья: Публикации текстов в записях 80–90-х гг. XX века / Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. — М.: Языки славянских культур, 2010. — Т. I: Люди со сверхъестественными свойствами. — 648 с. — (Studia philologica). — ISBN 978-5-9551-0446-1.
  • Народная демонология Полесья: Публикации текстов в записях 80–90-х гг. XX века / Сост. Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. — Т. II: Демонологизация умерших людей. — 800 с. — (Studia philologica). — ISBN 978-5-9551-0606-9.
  • Мадлевская Е. Л. Пасха, светлое Христово Воскресенье // Русская мифология. Энциклопедия. — М.: Мидгард, Эксмо, 2005. — 784 с. — ISBN 5-699-13535-9.
  • Пасха, в этнографии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
  • Українці: народні вірування, повір'я, демонологія / Упор., прим, та біогр. нариси А. П. Пономарьова, Т. В. Косміної, О. О. Боряк. — К.: Либідь, 1992. — 640 с. — (Пам'ятки історичної думки України). — ISBN 5325003712.

ru-wiki.org

Радуница. Пасха мертвых. Часть 2

Радуница не единственный поминальный день в Пасхальный период. Она – только один из многих, который отмечается, прежде всего, русскими.

Но на Украине, в Болгарии и на Балканах – другие традиции и другие поминальные дни в пасхальный период.

Поэтому весенние "задушки" и походы на кладбища совершаются и в Лазареву субботу, и в Вербное воскресенье, и в страстной четверг, и в Радуницу, не говоря уже о Пасхе и Троицыной субботе.

А поскольку, например, та же Москва (или Питер) многонациональный мегаполис, то на кладбища текут рекой, начиная с Вербного воскресения, у кого какая традиция. Ведущие радиостанции «Маяк» говорят, что это неправильно. Неправда.

Народ не ошибается. Потому что важно поминание по народной традиции, а она у всех разная. В русской традиции больше всего приходят на кладбища в Радуницу. И сегодня, в этот день, в очередной раз порадовалась, что так много людей на кладбище.

Праздник, настоящий народный праздник, хоть и день рабочий. Без всякой организации и официоза. Люди знают: надо сходить, убрать могилки, помянуть предков и близких. И все было тихо, мирно и с радостью. Играла музыка, люди помогали друг другу, шли целыми семьями. И погода была летней, и настроение было радостным.

Весенние поминальные праздники у славян (Радуница, Семик, Троицкие русалии) берут начало от древней греко-римской традиции и весь весенний период посвящен предкам. Конкретное же их поминание зависит от местной традиции: в Пасхальный или в Троицын период.

Церковь открывает весенний поминальный период мясопустной родительской субботой, которая приходится на последнюю субботу перед воскресеньем Страшного суда и следующей за ним Масленицей.

Пик поминовения предков приходится на Пасху и Троицу. Поэтому их часто объединяют в единый Пасхально-Троицкий поминальный цикл, который длится семь недель, являясь своеобразной лестницей вниз от Великого Пасхального дня.

Все семь недель этого периода расписаны в особой богослужебной книге – «Цветной Триоди», которая начинается с Пасхи и заканчивается Пятидесятницей (Троицей), а по объему и значимости равна "Постной Триоди", включающей все службы подготовительных недель и самого Великого Поста.

Но народные поминальные дни не совпадают с церковными, лишь частично пересекаясь. Связано это с народными мифами, согласно которым предки возвращаются на землю в один из дней, предшествующих Пасхе или в Светлую седмицу, пребывают на ней вплоть до Троицы, Духова дня и даже Петровского поста, уходя обратно в загробный мир: в эти дни врата неба закрывались.

Начало возвращения предков на землю и их встреча у разных народов происходит в разные дни: например, у Балканских народов - в Вербное воскресенье, Страстной Четверг, в Пасху или в Марков день (25 апреля/8 мая). В эти дни люди ходят на кладбища встречать души предков.

Женщины раздают на кладбищах просфорочки и лепешки, оставляют коливо на могилках и дома устраивают поминальные столы. Этот же миф распространен у гагаузов, в Бессарабии, в Сербии и у греков. У хорватов принято встречать души предков в Вербное воскресенье. Посещая кладбища, они втыкают в могилки освященные оливковые веточки и молятся.

В Боснии принято посещать могилы в день святого апостола Марка – 8 мая по новому стилю, на Балканах - в Лазареву субботу. В этот день девочки разносят по соседям поминальные хлебцы - психудии (от слова «психэ» - душа) и принято пускать специальный хлеб по воде. На могилках в эти дни жгут свечи, кладут крашенные яйца, украшают кресты и памятники цветами, кладут на могилки освященные вербочки.

Считается, что вернувшись на землю, души предков обитают в цветах и травах, кружатся в воздухе и жужжат. Поэтому на православных кладбищах придается особое внимание цветам. Нигде в других  традициях, например, в католичестве, цветы на могилах не оставляют.

Ритуальное поминовение и встреча  предков сопровождается тем, что мертвых не только кормят, но и «поят»: льют воду на могилки, поливают их вином, раздают кувшины для воды на кладбищах. Известна также традиция разведения на кладбищах поминальных костров у изголовья каждой могилки. Это называется «греть покойников», а также зажигает покойникам свет, чтобы они его видели по выходе из могил. То же самое у некоторых народов принято делать во дворах.

У русского народа считалось, что предки приходят на землю в Страстной четверг, поэтому именно он считался поминальным днем. Отсюда было принято в Страстной четверг топить для мертвых баню и готовить для них снедь, оставляя ее для них тоже в бане.

Другими словами, все обычаи и традиции в дни прихода душ предков связаны с облегчением их входа и дальнейшим пребыванием на земле. Случается это и в другие дни, а не только  в предпасхальный период, например, в день Пасхи или в Пасхальный четверг, с чем и связано посещение кладбищ именно в эти дни.

Мифы о приходе душ умерших в предпасхальные и Пасхальные дни связаны с апокрифом «Хождение Богородицы по мукам», в котором рассказывается, как Богородица спускалась в ад и, видя мучения грешников и жалея их говорила, что отпускает их и освобождает от мучений от страстного четверга до Пятидесятницы (Троицы), чтобы они прославляли Троицу.

Апокриф породил в России большую фольклорную традицию и духовные стихи на эту тему. Существует такая же фольклорная традиция и у других славянских народов. И есть явная перекличка этих сказаний у разных народов, потому что они возникли на основе общего апокрифа о хождении по мукам Богородицы.

Светлая седмица была временем  посещения душ предков домов родных и близких. В связи с этим у многих народов существует "Пасха мертвых" или  "Навский («нав» – мертвый) Великий день", который приходится на Пасхальный четверг. От него и вплоть до проводов мертвых в первых три дня (начиная с воскресенья) следующей недели души предков пребывают в домах и в церкви.

Праздник прощания с мертвыми называется в западно-славянской части "Проводами", а в восточно-славянской части – "Радуницей" или на современный лад – "Радоницей". Иногда этот день называется "Радуницей на Проводах", соединяющей оба слова.

Таким образом, подчеркнем, что в народной традиции существует два праздника, связанных с поминанием предков. Первый - "Встреча предков" или «Пасха мертвых», которая приходится на предпасхальный или Пасхальный период.

Это первых два дня Светлой седмицы или Пасхальный четверг - "Навский Великий день".  А второй – "Проводы мертвых", которые проходят в три дня, начиная с Фомина воскресенья и заканчивая Радуницей.

Смешение этих двух праздников и дает тот разнобой в посещении кладбищ, который мы наблюдаем сегодня. Кто-то приходит только встречать души предков, кто-то только их провожать, а кто-то делает и то, и другое, хотя ни первые, ни вторые, ни третьи могут и не знать, почему они именно в эти дни посещают кладбище, потому что мифология праздников фактически утрачена.

Но остались хорошие обычаи: поправлять могилки, красить кресты и оградки, высаживать цветы, менять рушники на крестах (где принято их оставлять), жечь свечи, молиться, оставлять еду для усопших и поливать могилки водой или вином. И так будет всегда.

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru