Вернадский Георгий Владимирович. Вернадский история россии


Вернадский Георгий Владимирович

ВЕРНАДСКИЙ Георгий (Джордж) Владимирович

(20.8.1887, Петербург — 12,6.1973, Нью-Йорк) — историк. Родился в семье потомственного дворянина, будущего академика и члена ЦК кадетской партии Владимира Ивановича Вернадского. Отец и мать Вернадского (урожд. Наталья Егоровна Старицкая) были самыми близкими его друзьями и советчиками.

Занимал пост начальника отдела печати в администрации Врангеля, поражение которого заставило Вернадского эмигрировать. 1.02.1920 он отплыл в Константинополь, через 3 месяца переехал в Афины, где изучал источники и литературу по византиноведению в библиотеке Греческой археологической ассоциации. В феврале 1922 был приглашен в Чехословакию, в качестве профессора Русского юридического института в Праге читал курс по истории права Российской империи, выпустил учебник “Очерк истории права Русского государства XVIII-XIX вв.” (1925). Участвовал в работе семинара (впоследствии Института) Н.Кондакова, публиковал статьи в его “Трудах”, а в 1925 возглавил институт. Воспринял выводы Кондакова о взаимосвязи степной, византийской и славянской культур; в сочетании с интересом В. к проблеме колонизации русскими Сибири это привело его к основанному П.Савицким и Н.Трубецким движению евразийцев. Не присоединяясь к этому движению политически, Вернадский заимствовал евразийский словарь и своими работами подвел исторический фундамент под евразийскую доктрину; книги “Начертание русской истории” (Прага, 1927), “Опыт истории Евразии” (Берлин, 1934), “Звенья русской культуры” (Берлин, 1938). В основу концепции Вернадского легло изучение взаимодействия природных и социальных факторов в ходе русской истории, он предложил оригинальную ее периодизацию, основанную на “соотношении леса и степи”, употребляя эти понятия “не в почвенно-ботаническом их значении, а в совокупности их природного и историко-культурного значения”. Достижение русским народом психического и физического единства с окружающей этнической и географической средой явилось, по мнению Вернадского, логическим завершением многочисленных попыток создания на территории Евразии единого государства. Унаследовав традиции монгольской государственности и византийского православного христианства, Россия превратилась в евразийскую империю. Вернадский выдвинул идею периодической ритмичности государствообразующего процесса на территории Евразии — чередования государственности и политической раздробленности, начиная со “Скифской державы” и кончая созданием СССР.

С 1927 Вернадский жил и работал в США, куда его пригласил по рекомендации М.Ростовцева и Ф.Голдера Йельский университет. К моменту переезда В. еще не знал английского языка и не мог вести занятий со студентами. Однако в первый год пребывания в США он получил заказ на написание однотомной “Истории России”, впервые изданной в 1929. Эта работа стала своего рода визитной карточкой В. “История” несколько раз переиздавалась, причем Вернадский дополнял главу по истории современного Советского Союза. Последнее издание вышло в 1969. Книга была переведена на европейские и японский языки. Рецензент 1-го издания Р.Кернер отметил объективность Вернадского-эмигранта по отношению к советской истории и согласился с Ростовцевым в том, что автор “не злоупотребил своей евразийской точкой зрения”.

С 1931 Вернадский преподавал в Йельском университете, в дальнейшем также в Гарвардском, Колумбийском и Чикагском университетах. Участвовал во многих международных научных конференциях в США и в Европе. Для съезда Американской исторической ассоциации в 1933 подготовил доклад “Русская история: управление экономикой при киевских князьях, царях и Советах”; выступил на международном конгрессе в Цюрихе (1938) с докладом “Феодализм в России”, на 20-м международном конгрессе востоковедов в том же году — с докладом о Ясе Чингисхана. Пользовался исключительной популярностью среди коллег, библиотекарей и архивистов как знаток исторических источников. Был обладателем коллекции русских грамот XVI-XVIII вв.; изучил, расшифровал и описал около 300 рукописей из семейных архивов Тамбовской и Пензенской губерний, предполагал опубликовать сборник документов о провинциальной жизни и обществе в России XVI-XVIII вв. (проект остался нереализованным). Работами педагога-популяризатора явились книги Вернадского “Ленин: красный диктатор”, “Русская революция: 1917-1932” (Бостон, 1936). “Политическая и дипломатическая история России” (Бостон, 1936). В середине 30-х задумал совместно с Карповичем создание многотомной “Истории России”; первые 6 томов из 10 должен был написать В. Он написал 5 книг: в 1943 вышла “Древняя Русь”, в 1948 — “Киевская Русь”, в 1953 — “Монголы и Русь”, в 1958 — “Россия в средние века”, в 1968 — “Московское царство”. Вернадский дописал русскую историю до 1682 (преждевременная смерть Карповича помешала завершению проекта). В этих работах проводилась мысль об определяющем влиянии “месторазвития” на исторические особенности всех общественных институтов, но, в отличие от представителей других историко-философских направлений (немецкой геополитики, французской “географической школы” и самого евразийства). Вернадский не придавал действию природно-географического фактора самодовлеющего значения, понимая, что основным источником прогресса материальной и духовной культуры является внутреннее саморазвитие общества, а внесоциальные факторы лишь накладывают на него печать своеобразия. Наряду с натурализмом, он старался избежать и другой крайности в оценке взаимодействия природы и общества — вульгарного социологизма.

В годы 2-й мировой войны Вернадский активно участвовал в гуманитарной и политической поддержке Советского Союза, к этому его побуждала и тревога за родителей, оставшихся в СССР. Последний раз он встречался с ними в Западной Европе осенью 1936. Мать Вернадского умерла в 1943: в 1944 он получил разрешение приехать в СССР повидаться с отцом, но перед самым отлетом узнал о его смерти. Позже состояние здоровья не позволило Вернадскому воспользоваться приглашением на конференцию востоковедов в Москве (1960).

В 1956 вышел в отставку, получив звание заслуженного профессора истории Йельского университета, В 1958 Колумбийский университет присудил Вернадскому звание почетного доктора гуманитарных наук. Студенты Вернадского посвятили ему сборник статей (1964). Американская ассоциация содействия славянским исследованиям избрала его в 1965 пожизненным почетным президентом, в 1970 он был удостоен высшей награды ассоциации. В США широко отмечал>и его 70- и 80-летие. На склоне лет он начал писать и публиковать воспоминания, работал над рукописью о патриархе Никоне. За всю свою творческую жизнь им было создано около 300 работ. Д.Кларксон в 1964 назвал Вернадского бесспорно одним из “выдающихся живущих авторитете по русской истории”. Ученик Вернадского А.Фергюс писал в некрологе, что “с его смертью заве шилась великая эра русской исторической науки”. Сам же Вернадский считал себя продолжателем историографических традиций России.

Источник: Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. – С.142-144.

www.runivers.ru

История России в 5 тт | Вернадский Г. В.

Вернадский Г. В.

Книга История России в 5 тт. История России в 5 тт. Книги Исторические Автор: Вернадский Г. В. Год издания: 2004 Формат: other Издат.:Тверь – Москва, "ЛЕАН" — "Аграф" Страниц: много Размер: 5 Язык: Русский0 (голосов: 0) Оценка:Георгий Владимирович Вернадский (1887 - 1973) - сын В. И. Вернадского. Выдающийся русский историк. Ученик В.О.Ключевского, С.Ф.Платонова, Ю.В.Готье, А.А.Кизеветтера. С 1920 года в эмиграции. Профессор русской истории Карлова университета (Чехословакия) с 1922 г. и Йельского университета (США) с 1927 г. по 1956 г. Один из теоретиков евразийского движения. Л.Н.Гумилев называл себя последователем Г.В.Вернадского.Георгий Владимирович - автор многочисленных статей и монографий по русской истории. Вершиной творчества Г.В.Вернадского стала многотомная `История России`, которая явилась воплощением исторической концепции евразийства.После приглашения в 1927 г. в США Вернадским и его близким другом, профессором Гарвардского университета, М.М. Карповичем был задуман грандиозный по своему масштабу проект: создание многотомнойИсторий России . Серия должна была состоять из десяти томов: первые шесть - до создания Российской империи - создавал Г.В. Вернадский, следующие четыре - с начала XIX по XX век включительно - М.М. Карпович.Вернадский написал пять книг.Первый том -Древняя Русь- вышел в 1943 г. (ныне и в России ряд переизданий, включая тексты в Интернете), второй -Киевская Русь- в 1948, в 1953 г. появился третий -Монголы и Русь , спустя 5 лет - в 1958 г. - четвертый -Россия на пороге нового времени , и в конце шестидесятых, в 1968 г. - пятый -Московское царство . Смерть Карповича в 1959 году помешала завершить проект, иИстория РоссииВернадского и Карповича осталасьИсториейодного Вернадского.т.1 - Древняя Русь (ISBN 5-85929-014-4), 2004 г., 448 стр/>В книге Древняя Русьвнимание автора сосредоточено в основном на истории степных народов - скифов, сарматов, готов, гуннов, авар, хазар. Автор настолько подробно прослеживает появление, перемещения и исчезновение этих народов, что создается впечатление, будто он пишет историю юга России, неоправданно мало внимания уделяя истории севера. Трудно не согласиться с мнением академика М.Н. Тихомирова:...не готы, авары или аланы создали русскую государственность, а славяне. Поэтому славяне и должны были находиться в поле внимания историка России... Между тем истории славян отведено в книгепроф. Вернадского поразительно мало места.( Жизнь и труды Г.В. ВернадскогоБорис Николаев)т.2 - Киевская Русь (ISBN 5-85929-024-1), 1999 г., 448 стр.- вторая книгаИстории России Г.В. Вернадского, посвящена периоду от прихода варягов до монголо-татарского нашествия. На основе громадного количества источников автор сделал попытку отобразить все стороны жизни раннего русского государства.т.3 - Монголы и Русь (ISBN 5-85929-004-6), 2004 г., 480 стр/>- книгапосвящена периоду монголо-татарского нашествия, анализу его влияния на дальнейшие судьбы развития России. На основе обширного спектра источников автор предлагает читателю собственное видение социокультурных последствий вторжения монголов в Россию.т.4. - Россия в средние века (ISBN 5-85929-016-6), 1997 г., 352 стр./>- книгапосвящена периоду XV начала XVI веков, когда происходит становление централизованного русского государства. Обращаясь к обширному кругу источников, автор рисует панораму экономической, социально-политической и культурной истории Московского царства в эпоху обретения им независимости от татаро-монголов и постепенного роста его мощи.т. 5 - Московское Царство (Часть I - ISBN 5-85929-016-0 и Часть II - ISBN 5-85929-017-9), 512 стр + 416 стр.- книга,завершающаяИсторию РоссииГ.В.Вернадского. Автор повествует о событиях отечественной истории от эпохи царствования Ивана Грозного до Смутного времени и восхождении на престол и утверждении династии Романовых. На основе обширного круга источников, читатель знакомится с определяющими тенденциями экономической, социально-политической и культурной жизни России этого периода.

booksee.org

Читать книгу История россии 1 »Вернадский Георгий »Библиотека книг

30е годы – время расцвета творческих сил Вернадского. Он пишет монографии: «Русская революция. 191732», «Политическая и дипломатическая история России». Его избирают членом «Американской академии средних веков». На русском языке выходят работы Вернадского: «Опыт Истории Евразии с VI в. до настоящего времени» (1934) и «Звенья русской культуры» (1938), в которых Георгий Владимирович продолжал развивать идею взаимодействия природных и социальных факторов в русской истории, впервые высказанную в книге «Начертание русской истории». В это же время Вернадским и его близким другом, профессором Гарвардского университета, Михаилом Михайловичем Карповичем был задуман грандиозный по своему масштабу проект: создание многотомной «Историй России». По замыслу авторов серия должна была состоять из десяти томов: первые шесть – до создания Российской империи – пишет Г. В. Вернадский, следующие четыре – с начала XIX по XX век включительно – М. М. Карпович. Несмотря на то, что проект был совместным, авторы в предисловии к первому тому подчеркнули, что каждый из них несет персональную ответственность за свою работу. Вернадский написал пять книг. Первый том – «Древняя Русь» – вышел в 1943 г., второй "Киевская Русь" – в 1948, в 1953 г. появился третий – «Монголы и Русь», спустя 5 лет – в 1958 г. – четвертый – «Россия на пороге нового времени», и в конце шестидесятых, в 1968 г. – пятый "Московское царство". Смерть Михаила Михайловича в 1959 году помешала завершить проект, и «История России» Вернадского и Карповича осталась «Историей» одного Вернадского. Нужда в подобном издании была очевидна, так как «в течение последних десятилетий в области русской истории имело место внушительное накопление новых материалов первоисточников, и в монографической литературе как в России, так и в других странах, выявилось много новых существенных точек зрения». Авторы задались целью «систематически представить общий ход русской истории» с широким «использованием вновь собранного материала, так же как и результатов специальных научных исследований». Грандиозность идеи заключалась в том, что Г.В. Вернадский, впервые в зарубежной литературе, в одиночку, решился проанализировать и синтезировать результаты исследований советских историков того времени. В самом Союзе в этот период аналогов подобному проекту не существовало, а «История СССР с древнейших времен...», над которой трудился весь цвет советской исторической науки, появилась гораздо позже и в незавершенном виде. Вернадский выступал не только в роли интерпретатора и популяризатора русской истории и советской исторической науки. В своей «Истории...» он развивал историческую концепцию, изложенную им в более ранних работах. Идея взаимосвязи природы и общества как главного двигателя всемирноисторического процесса легла в основу его исторической концепции. По Вернадскому, своеобразие национального развития русского народа было обусловлено саморазвитием социального организма и влиянием на общество природногеографических факторов. Причем Георгий Владимирович главную роль в прогрессе материальной и духовной культуры отводил саморазвитию общества, а природногеографический фактор рассматривал лишь как элемент своеобразия. В «Истории России» получил дальнейшее развитие и тезис о влиянии «месторазвития» на исторические особенности общественных институтов, изложенный Вернадским в «Начертании русской истории». Первая книга «Истории России» – «Древняя Русь» – вышла в 1943 году, когда США и СССР были союзниками в войне против фашистской Германии. Интерес к Советскому Союзу, к его истории и культуре был огромен, поэтому выход первой книги, как и последующих, вызвал широкий резонанс в Америке и в СССР. В Соединенных Штатах восторженные рецензии сменяли одна другую, автора называли «крупнейшим знатоком вопроса», говорили о нем как об ученом, который «дал грандиознейшую и увлекательнейшую по схеме, по подробностям и общей манере изложения картину истории евразийского мира, столь судьбоносно включавшего в себя русское месторазвитие»22. В СССР к работам Г.В. Вернадского отнеслись иначе. Первые отклики появились в 1946 г., когда две великие державы перешли от военного союза к соперничеству в разделе мира. Кроме того, для советской исторической школы концепция евразийства была неприемлема. Тем не менее рецензенты благосклонно отметили многие стороны труда Вернадского и прежде всего масштабность его работы. Позитивную оценку получили «...широкий исторический фон, увязка фактов русской истории с историей других народов и с далеким, античным и первобытным прошлым нашей страны, широкое использование разнообразных источников, особенно археологических, многочисленные ссылки на советскую литературу, вплоть до новейшей, положительные оценки, даваемые автором советской науке и трудам советских ученых»23. «Проф. Вернадский, конечно, прав в том, что начинает историю России с отдаленных первобытных времен. Это внимание к отдаленным эпохам составляет, несомненно, ценную сторону труда проф. Вернадского, так как многие явления позднейших периодов уходят своими корнями в очень отдаленное прошлое»24. Но это, пожалуй, все плюсы, которые подметили советские историки в трудах Г.В. Вернадского. Наибольшей критике была подвергнута концепция Георгия Владимировича. Его ругали, главным образом, за «...последовательное игнорирование важнейшего, что внесла в историографию именно советская наука», за то, что «часто сочувственно цитируя те или иные работы советских ученых (акад. Б.Д. Грекова, проф. Б.А. Рыбакова и др.), автор развивает в своей книге взгляды прямо противоположные концепциям этих исследователей»25. Вернадскому вменяли в вину предложенную им периодизацию истории России, его концепцию смены «народовгоспод», подчиняющих и «организующих» другие, более слабые племена, гипотезу о происхождении Русского государства, которую окрестили «новым изданием норманнской теории».26 Рецензии советских историков имели явную политическую окраску, впрочем, в 40х 50х гг. иначе быть не могло. Конечно же, «История России» Г.В. Вернадского не бесспорна. В первой книге «Древняя Русь» внимание автора сосредоточено в основном на истории степных народов – скифов, сарматов, готов, гуннов, авар, хазар. Автор настолько подробно прослеживает появление, перемещения и исчезновение этих народов, что создается впечатление, будто он пишет историю юга России, неоправданно мало внимания уделяя истории севера. Трудно не согласиться с мнением академика М.Н. Тихомирова: «...не готы, авары или аланы создали русскую государственность, а славяне. Поэтому славяне и должны были находиться в поле внимания историка России... Между тем истории славян отведено в книге проф. Вернадского поразительно мало места.»27 Некоторые проблемы истории Киевской Руси получили и трудах Вернадского новую интерпретацию. Так, например, основываясь на лингвистических данных, он придерживается гипотезы о единстве славянской (русской) и туранской (восточной) культур. Эта гипотеза и аргументы, ее подтверждающие, не были приняты большинством историков и лингвистов28. Слабым местом работы Г.В. Вернадского является идеализация роли степи и кочевников в прошлом России. Особенно это проявилось в третьей книге «Истории России» – «Монголы и Русь», значительная часть которой посвящена истории монгольской империи, в то время как история Руси представлена фрагментарно, без описания обширных сфер социальной, экономической и культурной жизни России под властью монголов. Стоит, впрочем, заметить, что подобный подход характерен для евразийской концепции. Тем не менее, как бы мы ни относились к евразийству, нельзя отрицать рационализм некоторых наблюдений его последователей. Исследования отдельных сторон евразийской теории убеждают в назревшей потребности «первопрочтения» работ ее идеологов. Ряд трудов евразийцев уже стал достоянием современного читателя, однако они не могут заменить знания фундаментальных работ, содержащих собственно научноисторическую и политикогеографическую аргументацию идеологии евразийства. Историческую основу евразийской концепции составляет прежде всего «История России» Г.В. Вернадского, ставшая заметным событием не только в научной жизни русской эмиграции, но и всей культуры России.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В течение последних десятилетий был собран внушительный объем новых источников по русской истории, и в монографической литературе, выпущенной как в России, так и за ее пределами, появились многие новые и значимые точки зрения. Широта охвата русской истории значительно увеличилась во времени, были осуществлены дальнейшие исследования как недавних, так и ранних периодов, и многие, не получившие ранее достаточного внимания, аспекты были разработаны значительно полнее, хотя и в неравной степени. Авторы этой серии убеждены, что в настоящее время в достаточной степени подготовлена почва для систематического представления целостного курса русской истории с соответствующим размахом, позволяющим предложить ее глубокое изложение, которое бы базировалось как на собранном источниковом материале, так и на результатах специальных научных исследований.Планируется опубликовать историю в десяти томах, из которых первые шесть, написанные профессором Вернадским, будут связаны с освещением периода от начала русской истории до конца восемнадцатого столетия, а оставшиеся четыре, принадлежащие профессору Карповичу, – отрезка истории от начала девятнадцатого века до нашего времени.Хотя каждый из авторов несет индивидуальную ответственность за свою часть работы, мы надеемся, что сохранится определенное единство подхода, поскольку были согласованы общие основания создания серии в целом. Наряду с рассмотрением основных тенденций русской политической, экономической и социальной истории, будет предпринята попытка их объединения с анализом культурного развития страны. Особое внимание будет уделено истории составляющих частей Российской империи до и после их объединения под единой политической властью. Положение русских в мире будет обсуждаться на каждой стадии истории России не только с точки зрения внешней политики государства, но и в перспективе культурных контактов.Авторы, каждый из которых преподает русскую историю в американских университетах более пятнадцати лет, испытывают глубокое удовлетворение от того факта, что недавно русские исследования пустили крепкие корни в стране и значительно прогрессируют. Особенно важно формирование среди младшего поколения американских исследователей серьезных специалистов в области русской истории, которые уже имеют на своем счету солидное количество ценных монографических работ. С другой стороны, сложился постепенно растущий общий интерес к русской проблематике. Таким образом, можно надеяться, что настоящая попытка развернутого рассмотрения целостного курса русского исторического развития будет отвечать подлинной потребности как специалистов, так и широкого круга читателей.Публикация этой работы не могла бы быть осуществлена без финансовой поддержки Гуманитарного Фонда НьюЙорка, и авторы хотят выразить свою признательность этой организации.Георгий Вернадский Михаил Карпович

ВВЕДЕНИЕ

Том, предлагаемый вниманию читателя, освещает наиболее ранний период русской истории вплоть до прихода варягов. Подход автора к материалу в этом томе требует некоторого объяснения. До недавнего времени было принято начинать русскую историю с варягов, в то время как все произошедшее до этого времени, если и вовсе упоминалось, относилось к «доистории» с точки зрения изучавшего прошлое России. Именно археологи, отталкивающиеся от «доистории», впервые попытались проанализировать наиболее ранние тенденции развития истории России, и публикация двадцать лет назад рабрты М.И. Ростовцева «Иранцы и греки в Южной Руси» может рассматриваться как важная отправная точка в русской историографии.Намерение автора при написании настоящего тома состояло в подходе к раннему периоду не с точки зрения археолога или историка классики, а с позиций историка России: целью было рассмотреть его как органическую часть русской истории. Поэтому он начинает не с девятого, а со второго века, не с варягов, а с антов и ранних племен русь. В то время как вряд ли ктолибо будет отрицать значимость такого плана, его исполнение встречается с почти непреодолимыми трудностями, поскольку соответствующие письменные, в особенности отечественные источники, характеризующие наиболее ранний период, чрезвычайно редки. Можно сравнить эту задачу с восстановлением сломанной вазы из фрагментов, среди которых лишь немногие остались невредимыми; изза широких пробелов трудно поставить на свои места даже те кусочки, которыми мы обладаем. Поэтому во многих случаях было необходимо обращаться к методу предположения, но в каждом из них автор попытался многократно проверить свою гипотезу при помощи всех доступных непрямых свидетельств. Учитывая широкую миграцию ранних славянских племен, в этом томе внимание было уделено не только событиям в границах географического пространства самой России, но также развитию некоторых прилегающих регионов, как, например, на Балканском полуострове, а также политике существовавших в то время империй – Византийской империи, Тюркского каганата и халифата. Тем не менее, хотя читатель найдет в этой книге много информации об истории Византийской империи, булгар, хазар и т.д., автор хочет пояснить, что этот том ни в коей мере не является очерком византийской или балканской истории. Лишь некоторые моменты истории византийского мира, которые имеют прямое или косвенное отношение к развитию народа и русской цивилизации, привлечены в данной связи. Что касается глав I и II, рассматривающих «доисторию» и скифский период, то они должны послужить просто введением.

www.libtxt.ru


Смотрите также