История предпринимательства в России: этапы становления. История предпринимательства россии


1.2 История развития предпринимательства в России.

Предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.

В Конституции России определено, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества, для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать в своей деятельности права предпринимателей и свободу предпринимательства.

Данные статистики свидетельствуют о том, что предпринимательство стало заметным явлением в экономике России. Сегодня в стране работают около 850 тысяч малых предприятий с численностью постоянно занятых свыше 6 миллионов человек, зарегистрировано около 3,5 миллионов предпринимателей занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. С учетом работающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей, работающих без образования юридического лица, в предпринимательстве занято около 14 миллионов человек.

География устойчивого развития предпринимательства постоянно расширяется, хотя и сохраняется неравномерность его распространения: более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в восьми субъектах Российской Федерации, около четверти – в Москве.

Международный опыт убедительно показал, что развитие предпринимательства возможно только при наличии целенаправленной политики государства в отношении малого предпринимательства, исходящей из необходимости развития этого сектора экономики и понимания уязвимости малых предприятий по сравнению с крупными, обусловленной самим характером их функционирования.

История предпринимательства в России столь же глубока, как история самой России.

Еще в конце первого тысячелетия нашей эры, когда шел процесс становления Древнерусского государства, формировались условия и предпосылки для деятельности первых предпринимателей. Этому способствовало разложение первобытнообщинного строя, имущественное и социальное расслоение общества. Развитие различных форм собственности, углубление общественного разделения труда, связанного с обособлением земледельческого и скотоводческого типов хозяйств, выделением ремесла и торговли, как специальных форм деятельности.

По данным историков в VII-VIII веках предпринимательская активность славян достигла высокого уровня, так как удалось наряду с освоением лесных и лесостепных земель под хлебопашество, но и развить ремесла и выстроить крупные торговые города на всем протяжении торгового пути.

В X-XI веках активно развивалась внешняя торговля с восточными соседями, которые концентрировались вокруг Волги. В 1006г. Владимир Святой заключил торговый договор, с булгарами разрешавший им беспошлинно торговать по все территории Руси. Общение с волжскими народами позволило включиться в торговлю по Волжскому пути, являвшемуся ответвлением Великого шелкового пути.

Однако условия для развития предпринимательской деятельности в России на протяжении веков были весьма сложны, что объясняется целым рядом природно-географических и исторических факторов. Россия, особенно центр ее исторической территории обширная северная страна с малоплодородными почвами, суровым климатом (долгая зима, короткое лето, короткий вегетативный период). В связи этим производительность труда росла крайне медленно, что сдерживало развитие предпринимательства. Россия в течение веков развивалась вглубь евразийского континента, находилась вдали от теплых морей, бывших колыбелью древнейших цивилизаций, вдали от развитых коммуникаций древней и средневековой торговли, на чем основывалось процветание многих городов и целых стран южной и западной Европы.

Оплотом развития предпринимательства становились города как ремесленные торговые центры. Скандинавские источники именуют Русь «страной городов». При князе Владимире их было 25; в XI веке (период расцвета) – более 89; перед нашествием Орды (начало XIII века) – 271.[33,42]

Но и они отставали от городов Западной Европы по развитию городского самоуправления. Русские города находились в сильной зависимости от княжеской и боярской власти, затем от царской и имперской бюрократии.

С XVI века в Московской Руси начинается расцвет торгово-промышленного предпринимательства, подкрепляемого столичным купечеством. Зарождаются целые поколения предпринимателей. Первым из них считают род Строгановых, ставших крупнейшими купцами и промышленниками в период с XVI по XX века.[11,15]

Мощным импульсом развития предпринимательства в России стала эпоха Пера I. Увеличилось число мануфактур.

При Екатерине II было разрешено всем сословиям создавать мануфактуры.

В дореформенный период (до 1861г.) государство оставалось абсолютистским, продолжало опекать предпринимательскую деятельность путем административного надзора и всевозможных регламентаций.

С началом реформ (с 1861г.) в России отмечен второй этап развития предпринимательства. Реформы дали импульс широкому и интенсивному развитию частного предпринимательства. В этом году в Петербурге появился первый в России частный коммерческий акционерный банк; была выдана первая концессия на постройку железной дороги. Прошли первые форумы отечественных предпринимателей. Получила бурное развитие ведущая в современном рыночном хозяйстве форма предпринимательства: акционерно-паевая.[11,17]

В период с конца 50-х годов XIX века до начала первой мировой войны мощный государственный сектор охватывал кроме таких традиционно казенных отраслей, как связь, транспорт, оборонная промышленность, также и металлургию, горное производство, нефтедобычу, сельское хозяйство, что вызывало недовольство предпринимателей.

Первая мировая война оказала серьезное влияние на экономическое развитие России; война создала условия ля усиления монополий, концентрации производства, широкого развития кооперативного движения. Бешеная спекуляция крупных капиталистов и острый дефицит промышленных товаров вызвали массовый приток крестьянства в потребительскую кооперацию. Приток новых членов увеличил капиталы кооперативов, и они смогли успешнее конкурировать с крупным капиталом. В 1915-1916 годах многие купцы ликвидировали свои дела не довольные прибылью и вложили свои капиталы в производство на войну.[12,37]

Период после Октябрьской революции условно считают третьим этапом развития предпринимательства. В это время в несколько приемов происходит национализация предприятий крупной, средней и отчасти мелкой промышленности, транспорта, торговли, все банковско-кредитные учреждения. Ликвидированы все товарно-фондовые биржи, прежде всего в силу принципиального отрицания частной собственности, как источника эксплуатации, а также для преодоления сопротивления со стороны капиталистов.

Период НЭПа – новый (четвертый) этап развития предпринимательской деятельности. Сняты ограничения на частнопредпринимательскую деятельность. В июле 1921 года законодательством было допущено существование простых товариществ, в июле 1922 года акционерных обществ, полных товариществ, товариществ с ограниченной ответственностью. Новая экономическая политика способствовала восстановлению сельского хозяйства. Осуществление НЭПа привело к подъему производительных сил России и улучшению положения рабочих, крестьян и представителей всех других слоев российского общества.

Характерные для НЭПа демократические тенденции пресек сталинизм. Наиболее характерными чертами создаваемой в это время административно-командной системы стали тотальное огосударствление экономик и общественной жизни, всеобщая бюрократизация, подавление демократии и гласности, массовые репрессии. Центр тяжести борьбы с частным капиталом переносится в торговлю. Установление предельных розничных цен создавало на рынке устойчивое положение, частная торговля вынуждена была считаться с ценами государства.

Пятый этап в истории отечественного предпринимательства был самым драматичным. Он охватил период, длившийся около 60 лет – с конца 1920-х до второй половины 1980-х годов. В этот период безраздельно господствовали административно-командные системы. Из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано и перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику.

Находясь в «тени» предприниматели пытались реализовать свой коммерческий опыт через спекуляцию под вывеской колхозной или комиссионной торговли.

Во второй половине 1980-х годов при возрождении некогда забытых форм хозяйствования – подряд, аренда, кооперация – начался шестой этап развития предпринимательства.

Приход в 1985 году нового руководства страны во главе с М. С. Горбачевым породил в обществе новые надежды на осуществление политических и экономических реформ. Для развития арендных отношений, которые служили важной ступенью на переходе к новым кооперативам и другим формам частного предпринимательства, большое значение имел Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», принятый в 1987 году.[33,104]

Вводимые этим законом формы хозяйственного расчета способствовали освоению на малых предприятиях местной промышленности и бытового обслуживания прогрессивных форм арендных отношений. Арендный подряд стали осваивать кафе, бары, небольшие торговые предприятия, бригады и фермерские хозяйства.

Отрабатываемые при аренде и в кооперативах принципы и механизмы окупаемости, возвратности, самоконтроля способствовали проявлению предприимчивости, ответственности, нацеленности на конечный результат и умению противостоять известному риску. Именно эти черты свойственны малому частному предпринимательству.

Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (май 1987г.) обеспечил быстрый рост числа граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Именно в этот период происходит быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах. В 1990 году в стране насчитывалось уже 200 тысяч малых предприятий, на которых было занято почти 5 миллионов человек.[11,24]

Этому способствовало также принятие новых законов о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности, в частности, в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предпринимательство понимается как «инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли». Так под развитие предпринимательской деятельности подведена юридическая основа.[11,24]

Год 1992-й, первый год официально провозглашенных рыночных реформ вошел в историю страны, как период грандиозных, но так и не оправдавшихся надежд. Курс «младореформаторов», возглавивших Правительство Российской Федерации, открыли шлюзы для предпринимательской деятельности, пробудив надежды значительной части российского населения на быстрое достижение Россией западных стандартов уровня жизни, атрибутов общества потребления и свободного предпринимательства. Осуществленная тогда либеризация цен и введение налогового прессинга, значительно подорвали финансовую базу основные массы малых предприятий.

Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесцениванию сбережений населения, а с другой – к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности.

В это время происходит сокращение доли малых предприятий в промышленности и строительстве. Но относительное сокращение производственного сектора в российском предпринимательстве не может оцениваться только как отрицательное явление. Дело в том, что прекратилась деятельность полукриминальных малых предприятий, созданных ранее при советских государственных предприятиях лишь для того, чтобы получать исходное сырье и материалы по низким государственным ценам, а продавать продукцию по свободным высоким ценам. Либеризация цен сделала существование таких малых предприятий бессмысленным.

Принятый в июне 1995 года Закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства» снимал ограничения на занятие народными художественными и кустарными промыслами, ремесленничеством, извозом, ремеслом и другими видами бытового обслуживания; упрощалась регистрация тех, кто занимается предпринимательской деятельностью; снижались налоги; повышалась ответственность за предоставляемые декларации о доходах. Несмотря на значительные сложности развития предпринимательской деятельности в обществе постепенно менялось отношение к коммерсантам, предпринимателям.

В целом в 1990-е годы предпринимательство было составным элементом массового процесса «учредительства». Через него несколько веков назад прошли все ныне высокоразвитые рыночные страны. Через него уже проходила царская Россия.

В России предпринимательство пока не получило того развития, которое позволяло бы ему сыграть подобающую роль в реформировании экономики. Ныне российский рынок представляет собой не самую благоприятную среду для деловых начинаний. Но искусство предпринимательства состоит в том, чтобы использовать себе на пользу не только преимущества, но и трудности, превращать поражения в победу.

Правовой фундамент предпринимательства в России в настоящее время составляют:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года, которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной и других форм собственности.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I принята 21.10. 1994 года, часть II – 26.01.1996 года) – это своего рода «конституция» предпринимательства, так как в нем унифицировано правовое регулирование рыночных отношений, закреплены основные принципы гражданско-правового регулирования, обеспечены неприкосновенность и равенство защиты всех форм собственности, гарантированно развитие не противоречащих закону видов предпринимательской деятельности.

  3. Федеральные законы Российской Федерации специального назначения «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 года №202 – ФЗ; «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года №7 – ФЗ; «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 года №41 – ФЗ; «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 года №14 –ФЗ.

  4. Федеральные законы Российской Федерации общего назначения: «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12.05.1995 года; «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 года; «Об инвестиционной деятельности» от 26.06.1991 года; «Об иностранных инвестициях» от 04.07.1991 года; другие федеральные законы, указы президента, постановления правительства, нормативные акты.

К настоящему времени в России создана современная, достаточная и полная нормативно-правовая база для предпринимательской деятельности.[11,26]

    1. Предпринимательство в образовательном учреждении.

Действительное российское законодательство предусматривает финансирование образовательных учреждений их учредителем из принадлежащих им собственных средств, а так же за счет бюджетных ассигнований и поступлений из внебюджетных фондов органов государственного управления.

Вместе с тем Закон Российской Федерации «Об образовании» и изданные на его основе, регламентирующие документы поощряют деятельность самих образовательных учреждений, направленную на привлечение или дополнительное финансирование ресурсов. И это в настоящее время представляется вполне естественным.

С одной стороны расширение диапазона экономической самостоятельности образовательных учреждений вытекает из самой логики осуществляемых в отрасли реформ. С другой – это просто требование сегодняшней экономики.

В условиях кризиса и резкого снижения уровня финансирования всей социально-культурной сферы поиск и привлечение дополнительных источников поступления денежных средств приобретает для образовательных учреждений чрезвычайное значение.

Закон Российской Федерации «Об образовании» представляет образовательным учреждениям два основных направления привлечения собственных финансовых ресурсов. Первое связано с оказанием потребителю платных образовательных услуг, второе - предпринимательское поведение или так называемая предпринимательская деятельность. И если в работе по первому направлению у образовательных учреждений, как правило, нет особых проблем, так как уже имеются определенные знания или опыт, то развитие предпринимательства для большинства из них – совершенно новая сфера деятельности.[13,3]

К настоящему времени общеобразовательные школы уже имеют опыт в предпринимательстве. Располагая достаточной производственной базой, школы развивают швейное производство, выпускают хозяйственный инвентарь, простейшие столярные и слесарные инструменты, сельскохозяйственные орудия и инвентарь, игрушки, оборудование для детских площадок. Спрос на эти товары довольно большой, а конкуренция практически отсутствует.

При очевидной неразвитости сферы досуга определенные средства образовательные учреждения могут заработать, развивая такие виды деятельности как прокат кино и видеофильмов, организация дискотек, молодежных клубов и клубов по интересам.

Образовательные учреждения могут сдавать в аренду часть своих помещений или имеющиеся у них автотранспорт.

Возможно, и оказание образовательными учреждениями посреднических услуг коммерческим структурам следует, однако, нужно учитывать что, при осуществлении своей предпринимательской деятельности образовательные учреждения приравниваются к предпринимателям и попадают под соответствующее законодательство Российской Федерации. В частности, они в полном объеме платя предусмотренные законом налоги, поэтому, прежде чем приступать к развертыванию того или иного вида предпринимательства, следует тщательно просчитать его возможную доходность.

Успешность внебюджетной деятельности общеобразовательных учреждений во многом зависит от правильности выбора организационных форм ее проведения. И здесь у школ имеется достаточно широкий спектр решения.

Если объем работы в целом невелик и не намечается его сколько-нибудь существенного увеличения, «производство» дополнительных услуг в организационном плане целесообразнее всего осуществлять на основе трудовых соглашений с непосредственно занятыми работниками.

В тех случаях, когда внебюджетная деятельность значительна, а главное имеются долговременные перспективы ее развития предпочтительнее создание в школе специального структурного подразделение.

Так, в качестве структурных подразделений школ нередко выступают различные подсобные хозяйства, учебно-производственные мастерские, производящие товарную продукцию, так как в рамках учебной программы не предусмотрено производство товарной продукции, то практически все производство в школьных мастерских рассматривается органами налоговой инспекции как предпринимательская деятельность.

Образовательным учреждениям проводить через свои структурные подразделения в основном деятельность, связанную с производством товаров, промышленных и сельскохозяйственных приспособлений, так как здесь, при направлении части дохода на нужды непосредственно школы. Имеется возможность снизить суммы, выплачиваемые в виде налогов, которыми облагается предпринимательская деятельность. Однако зачастую дополнительную экономическую деятельность в образовании целесообразно проводить через специально создаваемые с участием образовательных учреждений новые организационные структуры, товарищества, общества и кооперативы.

В «Положении о временном трудоустройстве несовершеннолетних» отмечается, что основной задачей является приобщение детей к труду, получение профессиональных навыков, адаптация к трудовой деятельности. На организуемом школьном предприятии учащиеся смогут на практике применить приобретенные знания, умения и навыки, кроме этого получат возможность заработать, что немаловажно в нынешней экономической ситуации. Исходя из этого, если комитетом образования будет положительно рассмотрен вопрос о создании на базе школы мастерской по бисероплетению, то это принесет только положительные результаты, а школа будет иметь все потенциальные возможности не только для осуществления предпринимательской деятельности, но и для экономического образования детей.

В данном случае бисер как материал выбран не случайно. Бисерные материалы доступны (цена, наличие), не требуют для обработки сложного оборудования и технологий, школьная мастерская обеспечена всем необходимым для производства изделий из бисера, располагает соответствующими площадями для размещения материалов и готовой продукции.

За несколько лет обучения в кружке бисероплетения (3 года) учащиеся получают определенные знания, умения и навыки работы с материалом и инструментами, поэтому продукцией мастерской могут стать изделия из бисера, требующие на изготовление небольшого количества времени, материала, простоты изготовления и способные занять нишу на рынке товаров.

В настоящее время очень популярны украшения: женщины во все времена стремились украсить себя. Потребитель хотел бы иметь украшения для каждого определенного случая (рождения, свадьбы, крестин, повседневного использования) гармонично сочетающегося с нарядом, соответствующего его (потребителя) требованиям, вкусам и моде. Современный мир купается в бисере. Следуя народным традициям многие мастера, создают украшения, но не утруждают себя созданием новых форм и образов, предпочитая работать по удобным для них шаблонам. Поэтому готовые комплекты, гарнитуры не всегда могут гармонировать с одеждой потребителя, а уж тем более стать его неотъемлемой частью.

Из вышесказанного следует, что наиболее рациональным решением для организации на базе школы мастерской – является мастерская бисероплетения, работающая также по индивидуальным заказам. В которой дети смогут не только изготавливать эксклюзивные изделия, выражая творческий потенциал, но и приобщаться к предпринимательской деятельности. Наблюдать за динамикой спроса и предложения на их продукцию, вступать в борьбу с конкурентами, влиять на политику ценообразования.

Следует заметить, что спрос на изделие зависит не только от заинтересованности покупателей, потому что покупатель не всегда может себе позволить дорогие украшения из драгоценных металлов и камней и, поэтому, как альтернативу выберет эксклюзивные изделия из бисера, но также и от успешной рекламной компании и ценовой политики предприятия.

При разработке ценовой политики следует исходить из следующих факторов: постоянный рост стоимости товаров, ограниченный выпуск изделий, способность выпускать продукцию высокого качества.

Так же возможны варианты проведения рекламы таких изделий. Например, через издания периодической местной печати, заказ «бегущей строки» на кабельном телевидении, размещение рекламных буклетов, в магазинах торгующих бижутерией, участие в выставках, конкурсах, ярмарках.

Доказательство умеренной стоимости продукции из бисера, изготавливаемой учащимися в мастерской, соразмерной затратам, способной конкурировать на рынке данного товара, приведено в следующем параграфе на примере комплекта бисерных украшений «Розовая фантазия».

    1. Расчет себестоимости дипломного изделия.

В мастерской по бисероплетению учащиеся в количестве15 человек под руководством преподавателя изготавливают комплект бисерных украшений, состоящий из колье, браслета и серег.

  1. Расчет времени работы.

Работа по изготовлению комплекта украшений осуществляется три раза в неделю по два часа.

Таким образом, (2x3)x4= 24 часа в месяц работает каждый.

Так как мастерская работает 8,5 месяца то, 24x8,5=204 часа в год.

  1. Расчет времени работы представлен в таблице 1.

Таблица 1

Расчет времени работы

Наименование операции

Время (мин)

Изготовление схемы изделия

30

Плетение изделий

360

Пришивание фурнитуры

30

Итого

420=7 часов

Источник: собственная разработка

  1. Количество выпускаемых изделий в месяц

24:7= 3 изделия

3x8,5=25 изделий в год.

  1. Расчет оплаты труда

Заработная плата организатора (9разряд) –5879рубля в месяц

Заработная плата работника (1 разряд) –2884рубля в месяц

5879:24x7=1714,70руб. заработная плата организатора за 15 комплектов украшений.

2884:24x7=841,16руб. заработная плата работника за один комплект украшений.

  1. Сумма отчислений на заработную плату (социальный налог 26,2%)

Организатор: 1714,70x26,2%=446,25 руб.

Работники: 841,16x26,2%=220,38 руб.

Чистая заработная плата составит:

Организатора: 1714,70-446,25=1268,45 руб.

Работника: 841,16-220,38=620,78 руб.

  1. Расчет материалов на одно изделие:

Таблица 2

Расчет материалов

Наименование материала

Расход на 1 комплект

Цена за 1 ед. измерения (руб.)

Сумма (руб.)

1

Бисер розовый

2 упаковки по 10 грамм

10 руб.

20 руб.

2

Бисер красный

1 упаковка по 10 грамм

10 руб.

10 руб.

3

Бисер серебристый

1 упаковка по 10 грамм

10 руб.

10 руб.

4

Леска

5 метров

0,20 руб.

1 руб.

5

Иголка для бисера

1 штука

1 руб.

1 руб.

6

Замочки

2 штуки

2,50 руб.

5 руб.

7

Швензы

1 пара

5 руб.

5 руб.

Итого

52 руб.

Источник: собственная разработка

  1. Стоимость основных фондов представлена в таблице 3.

Таблица 3

Стоимость основных фондов

Наименование оборудования

Стоимость за 1 ед.

Количество оборудования (шт.)

Сумма (руб.)

1

Универсальное рабочее место

1350 руб.

15

20250 руб.

Итого

20250 руб.

Источник: собственная разработка.

Амортизационный износ основных фондов в год рассчитывается по формуле:

А=N x10%, (1)

где: А – амортизационный износ;

N – стоимость основных фондов.

А=20250x10%=2025 руб. в год на все изделия.

Таким образом, так как в год изготавливается 25 изделий, амортизационный износ на одно изделие составит:

2025:25=81 руб.

  1. Себестоимость одного комплекта украшений.

С.с=з.п.о.+ н.з.о+з.п.р.+н.з.р+м.з+А, (2)

где: С.с – себестоимость изделия;

з.п.о. – заработная плата организатора;

н.з.о. – налог на заработную плату организатора;

з.п.р. – заработная плата работника;

н.з.р. - налог на заработную плату работника;

м.з. – материальные затраты;

А – амортизационный износ.

С.с=(1268,45+446,25):15+620,78+220,38+52+81=1088,47

Соответственно, исходя из формулы (2), себестоимость одного комплекта украшений из бисера составит 1088,47 руб.

  1. Расчет величины прибыли.

Прибыль составляет 29% от себестоимости продукции. Таким образом:

Пр. = С.с x 29%, (3)

где: Пр. – прибыль;

С.с – себестоимость.

Пр. = 1088,47x29%=315,65

Прибыль с одного комплекта украшений составляет 315,65 руб.

  1. Цена от производителя.

Цена от производителя рассчитывается по формуле:

Ц=Пр.+С.с, (4)

где: Ц – цена от производителя;

Пр. – прибыль;

С.с – себестоимость.

Ц= 315,65+1088,47=1404,12

Цена, по которой будет продаваться изделие составляет 1404,12 руб.

  1. Расчет рентабельности предприятия.

Рентабельность предприятия показывает результативность текущих затрат, определяется отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции:

Р.=Пр.: С.сx100%, (5)

где: Р. – рентабельность;

Пр. – прибыль;

С.с – себестоимость.

Р.=315,65:1088,47x100%=29%

Таким образом, предприятие будет рентабельно, что обеспечит его дальнейшее развитие и увеличение выпуска продукции.

В данном расчете не учитывается аренда помещения и коммунальные услуги, так как согласно договору с арендодателем персонал мастерской обязуется изготавливать сувениры для праздников, оформлять выставки, изготавливать украшения для костюмов для школьных театрализованных постановок, что и будет, являться платой за аренду и коммунальные услуги.

Исходя из всего вышесказанного цена, по которой будет продаваться один комплект бисерных украшений, составит 1404.12 руб., что на 500-600 руб. дешевле аналогичных.

В дальнейшем при уменьшении почасовой нормы на выпускаемые изделия, свободное время будет использоваться на изготовление дополнительных изделий. Также в дальнейшем планируется создание марки мастерской, этому будут способствовать: высокое качество изготовляемых изделий; определенная эксклюзивность изделий; изделия выполняются с учетом тенденций моды. Планируется демонстрация изготовленной продукции на различных конкурсах, фестивалях городского и районного статуса, на различных мероприятиях города; выставки-продажи готовой продукции; увеличение количества работников мастерской, расширение рынка сбыта и вследствие этого получение более высокой прибыли.

На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предпринимательство – это созидательный, творческий и нелегкий труд. Только разрушив давние стереотипы, воспитав уважение к любой сфере деятельности и к хозяйственному успеху, как особой социальной ценности можно сформировать необходимую общественную среду для предпринимательства.

В данной главе было рассмотрено, что такое предпринимательская деятельность и собственно предпринимательство, кто является субъектами предпринимательской деятельности, как может осуществляться предпринимательская деятельность. Была рассмотрена история развития предпринимательства в России, истоки его возникновения и влияния на его развитие различных событий, происходящих в стране в разные годы. Также в этой главе было проведено исследование в пользу организации мастерской по бисероплетению на базе школьной мастерской и расчет себестоимости дипломного изделия. На основании данных материалов можно придти к заключению, что организация предпринимательской деятельности на базе школы реальна, перспективна и выгодна.

studfiles.net

История предпринимательства в России: этапы становления :: SYL.ru

История предпринимательства в России начала свое становление еще во времена Киевской Руси в виде различных промыслов – бортничества и звероловства. Именно купцы считаются первыми его массовыми представителями. Наряду с развитием торговой деятельности формировались крупные зоны российской предпринимательской деятельности.

История предпринимательства в России

Первые документы о предпринимательстве

В XI веке на Руси был принят первый документ для регулирования отношений между купцами. В нем предусматривалась возможность банкротства и были закреплены принципы неприкосновенности собственности. Но позднее, из-за нападений татаро-монголов, история предпринимательства в России проявлялась преимущественно в виде сельских промыслов. Далее отмечается развитие торговли воском, льном, смолой, металлическими и кожаными изделиями. В XVI в. была основана Нижегородская ярмарка. В этом же веке происходит расцвет и торгово-промышленной деятельности, укрепленной столичным купечеством.

Начало XX в - становление торгово-промышленного бизнеса

Государственное предпринимательство в России

История развития российского предпринимательства – это становление и появление первых крупных купцов и производственников, которые начинаются с рода Строгановых. Мощным толчком для торгово-промышленного бизнеса послужила эпоха Петра. В группы самых крупных деловых людей того времени входят обеспеченные ремесленники, торговцы и крестьяне. Уже к началу XX в. предпринимательской деятельностью в России занималось примерно пять миллионов человек. В этот же период было основано порядка полутора тысяч акционерных обществ, процветал частный и семейный бизнес.

Революция 1917 года - значение для предпринимательства

История предпринимательства в России снова приостановила свое развитие во время революции 1917 года. И только с 1921 года в период НЭПа торговцы и купцы возобновили торговые отношения. В 1965 году произошла реформа, которая упростила сотрудничество между торговцами, но только через 25 лет государственное предпринимательство в России стало официальным.

Период 1996-1999 гг.

История развития российского предпринимательства

В 1995 году численность представителей малого бизнеса значительно сократилась. Причиной такой ситуации стал принятый правительством закон о поддержке этого вида деятельности, который, как водится, принес обратные результаты. Но в 1997 году история предпринимательства в России вышла на новый уровень. В этот период отмечался рост общей численности малых предприятий. По данным Госналогслужбы РФ на 1.07.1997 года количество частных бизнесменов составило 3,5 млн. человек.

Состояние дел сегодня

За прошедшие годы сложившаяся структура в отрасли малого предпринимательства практически не изменилась. Сфера производства все так же не привлекает малые предприятия. Большая часть частных компаний работает в сфере общественного питания и торговли (43,2%). Небольшая доля приходится на строительную и промышленную отрасль (16,5 и 15%). Такую тенденцию развития можно объяснить спецификой малого бизнеса как экономического сектора и ситуацией на мировом рынке, где нематериальная сфера деятельности доминирует над производственными отраслями. В частности, это касается именно малого предпринимательства.

www.syl.ru

История российского предпринимательства

Введение

Трудно себе представить, но русскому предпринимательству действительно более тысячи лет. Несомненно, государство Российское за столь долгий период не смогло бы выполнить своих задач без тесного союза с русским предпринимательством. Опираясь на предпринимательство и частную инициативу, оно сумело освоить безбрежные просторы страны. Благодаря самостоятельному труду русских предпринимателей государство получило мощные экономические ресурсы. Однако XIX в. принес России глубокие перемены: финансовые реформы 60-х годов; крестьянскую реформу 1861 г.; земскую и судебную реформы 1864 г. и др. Все эти события происходили в условиях кризиса феодально-крепостнической системы, который проявился обострением революционной ситуации. Нарастающая роль российской буржуазии в развитии прогрессивных экономических отношений привела к демократизации государственного строя России, появлению новых форм предпринимательских отношений.

Наконец, в феврале 1917 г. произошла буржуазно-демократическая революция. После победы социалистической революции в октябре 1917 г. крупное и среднее предпринимательство было фактически запрещено, и из российской жизни оказался изъятым важнейший элемент экономического развития. За несколько лет был ликвидирован слой предпринимателей — профессиональных организаторов экономики, которых Россия воспитывала столетиями. К 1920 г. было физически истреблено или вынуждено эмигрировало более 100 тыс. предпринимателей. Вплоть до 80-х годов XX в. предпринимательство по закону считалось уголовно наказуемым. Потеря слоя предпринимателей была непоправимой для России. Страна лишилась уникальных тружеников, которые по своей культуре, психологии, образу жизни заметно отличались от западных предпринимателей. Русские предприниматели наряду с крестьянством в гораздо большей мере, чем другие слои общества, сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности русского национального сознания и русской культуры.

Итак, цель работы – проследить историю российского предпринимательства.

1. Предпринимательство на Руси с IX до XIX вв.

В результате объединения Киевского и Новгородского княжеств в 882 г. образовалось Древнерусское государство. Условно можно выделить три центра торгово-предпринимательской деятельности на Руси: Киевскую Русь (862 — 1237 гг.), Новгородскую республику (1136 — 1478 гг.), Владимиро-Суздалъское княжество (1239 — 1362 гг.), хотя, разумеется, велось предпринимательство и в Смоленском, Черниговском, Псковском, Полоцком и других княжествах.Древнюю Русь называли страной городов. Именно города были оплотом предпринимательства, где сосредоточивались массы товаров, продаваемых как у себя в стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникали торговые и промысловые поселения. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда возникла традиция ярмарочной торговли. Купцы и предприниматели на Руси не выделялись в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества, в том числе князья и бояре. Со второй половины IX в. по Волжскому пути особенно активно велась торговля новгородских, суздальских, ростовских, владимирских и рязанских купцов с арабами. Зародилась торговля с Корсунем, а затем и с Константинополем.

2. Источники права в сфере предпринимательства

Ранними источниками предпринимательского права считаются договоры Руси с Византией (911, 944 и 971 гг.), содержащие нормы торгового права, например правила регистрации отдельных товаров «наволок».

Одним из древнейших источников предпринимательского права является Русская Правда. Это древний памятник светского писаного права Руси X—XIII вв. Русская Правда закрепляла правовые обычаи и судебную практику, регулирующую такие отношения, как нарушение прав собственности, долговые отношения, наследование, семейные отношения и др. В основе построения Русской Правды лежит казуальная система, предусматривающая различные жизненные ситуации, однако в ней отсутствует абстрактная терминология: «владение», «собственность», «преступление».Значительное влияние на древнерусское право оказало оккупационное законодательство. В период правления Золотой Орды источником права была Великая Яса Чингисхана (1206 г.), содержавшая нормы обычного и уголовного права. Предпринимательские отношения древней Руси испытывали влияние источников права Великого княжества Литовского (первый статут Великого княжества Литовского (1529 г.), второй и третий Литовские статуты).Следует упомянуть и Псковскую ссудную грамоту (1467 г.). По сравнению с Русской Правдой в ней более подробно регулировалось обязательственное право, например оформление договоров купли-продажи, залога, займа, мены, поклажи, разграничивались способы возникновения права собственности. В XV—XVII вв. предпринимательские отношения начинают регулироваться специальными нормами: различными грамотами, судебниками. Получает широкое распространение письменный договор. В соответствии с Судебником 1497 г. вводится в действие нотариальная (крепостная) форма сделок. Крупнейшим памятником русского феодального права стало Соборное Уложение 1649 г. Оно представляло собой кодификацию всех основных отраслей законодательства. Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. предоставили торговым людям посада право свободной торговли. При этом на купечество возлагались новые управленческие и финансовые обязанности. В период правления Петра I начинается унификация российского законодательства в соответствии с европейским правом. Возникли передовые организационно-правовые формы предпринимательской деятельности (компании, артели, простые товарищества, товарищества на вере). Российские предприниматели совместно с иностранными пайщиками создают акционерные компании. Развитие предпринимательской деятельности контролируется государством через Берг-, Мануфактур- и Коммерцколлегии. Принятый в 1729 г. Вексельный устав имел большое значение для расчетов предпринимателей. Однако после смерти Петра I усилиями дворянских реакционеров была приостановлена кодификация, и Верховный Тайный совет постановил разобрать законы по старому Соборному Уложению, дополнив их положениями Указа о единонаследии.1800 г. ознаменовался принятием Устава о банкротах. Этот документ регламентировал ведение учета и бухгалтерии всеми торговыми людьми по определенному образцу. Значение Устава было огромно как для развития науки о коммерции, так и для разрешения споров, поскольку в несистематизированных записях, ведущихся каждым купцом по-разному, разобраться было очень сложно. При Александре I продолжилась деятельность по кодификации, проводимая в правление Екатерины II и Павла I.Вступление в царствование Николая I ознаменовалось началом работы (1826 г.) по составлению Свода законов Российской Империи.

3. Российское предпринимательство во второй половине XIX — начале XX вв.

Особый этап русского предпринимательства приходится на конец XIX - начало XX вв. Он связан с отменой крепостного права 19 февраля 1861 г. и проведением реформ: земской, городской, судебной, военной, просвещения и печати 1864— 1874 гг. Широкие слои населения России получили право заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в управлении государством. Под контролем Сената с 1863 г. издается периодическое Собрание узаконений и распоряжений правительства, в которое входят уставы акционерных и кредитных обществ, постановления министров, публикуется сенатская практика. Происходит быстрый рост различных организационно-правовых форм экономической деятельности. Предприниматели создают общества: в 1866 г. — Русское техническое общество, в 1867 г. Общество для содействия развитию русской промышленности. В 70-е — 80-е годы состоялись торгово-промышленный съезд с участием представителей правительства, ряд отраслевых съездов, на которых согласовывались вопросы экономической политики, проводимой правительством, предпринимателями и финансистами. В этот период произошли большие изменения в структуре предпринимательства. Лидерство в деловом мире постепенно перешло от фабрикантов традиционных отраслей (текстильных, переработки сельхозпродуктов и т.п.) Усиливается роль банков и страховых учреждений, ведущий становится акционерная форма предпринимательства. Быстро развивается предпринимательское законодательство, ширится кооперативное движение. Издаются «Устав о промышленности заводской и фабричной» (регламентирующий деятельность казенных, частных и частных посессионных предприятий), новый «Ремесленный устав», типовые «Торговый устав», «Биржевой устав» и «Устав о торговой несостоятельности». В 1895 г. принято «Положение об учреждении мелкого кредита», предусматривающее создание кредитных, ссудно-сберегательных товариществ и волостных банков и касс. В 1897 г. принимается «Примерный устав потребительских кооперативных обществ», в 1898 г. — уставы сельскохозяйственных обществ и товариществ. В это время в предпринимательском праве окончательно сформировалось понятие «юридическое лицо».Символом предпринимательства новой эпохи становится деятельность семьи Рябушинских и концерна Стахеева. Рябушинские — выходцы из крестьян Калужской губернии — уже в середине XIX в. организуют несколько небольших текстильных фабрик. Во второй половине века они расширяют свою деятельность, строят хлопчатобумажные предприятия, занимаются кредитными операциями, развивают льняную, стекольную, бумажную и полиграфическую промышленность.

Аграрная реформа, начавшаяся в 1905 г., активизировала предпринимательские отношения среди крестьянства и ускорила формирование класса сельской буржуазии. Правовое регулирование экономики становится одной из основных задач законодателя. В октябре 1906 г. принимается указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий». В 1910-1916 гг. в России возникло крупнейшее предпринимательское объединение — концерн Стахеева, сформировавшееся на основе «системы участия», «личной унии» разнообразных предприятий, подчиненных единой системе управления и контроля путем сближения Русско-Азиатского банка с семейным предприятием — торговым домом «И. Г. Стахеев» (город Елабуга). Концерн возглавили крупнейшие предприниматели России А.И. Путилов, П.П. Батолин, И.И. Стахеев. Вопреки устоявшемуся мнению о каком-то особом зависимом положении России от иностранного капитала общий объем зарубежных вложений в промышленность составлял не более 9—14% всех промышленных капиталов, т.е. не больше чем в ведущих западноевропейских странах, что было связано с общей тенденцией к интернационализации капитала. Отечественные предприниматели определяли всю промышленную политику России. Иностранцы обычно допускались лишь в те отрасли, куда отечественная буржуазия побаивалась вкладывать свои капиталы. В стране было достаточно внутренних средств, чтобы вложить их в промышленность. На протяжении 1876 — 1880 гг., вплоть до 1913 г., наша страна имела непрерывный активный торговый баланс. В этих условиях русский рубль был устойчивой конвертируемой валютой, которую высоко ценили иностранцы. С момента отмены крепостного права по 1913 г. объем промышленного производства вырос в 10 — 12 раз. Торговля и общественное питание были одними из самых развитых в мире. Широкая предпринимательская деятельность позволила России во второй половине XIX — начале XX вв. сделать мощный промышленный рывок и стать одним из наиболее развитых и богатых государств. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности были унифицированы применительно к требованиям европейских рыночных отношений. Российская юридическая наука и законодатель подробно разрабатывают понятие «юридические лица», которые подразделялись на публичные (казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления, частные (общества, товарищества) и учреждения. Юридические лица формировались путем соглашения нескольких лиц, концессионным (специальным разрешением власти), явочным (путем регистрации) порядком. Частные юридические лица подразделялись на товарищества полные и на вере, а также акционерные общества.

mirznanii.com

История российского предпринимательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Бадмаева А. В. История российского предпринимательства // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 171-172. — URL https://moluch.ru/archive/47/5844/ (дата обращения: 23.06.2018).

Русь образовалась как государство восточных славян во многом благодаря предпринимательской активности наших предков, так как торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян. Круговорот торговой жизни способствовал сближению племен и объединению разрозненных русских земель, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути «из варяг в греки». Славянские поселения стали ремесленно- торговыми центрами. Отмечен рост городов на всем протяжении торгового пути и на развитие торгово-экономических отношений влияла политическая обстановка в регионе.

Из среды славян в IX—XIII вв. выделяются купцы — люди, занятые в сфере торговли и производившие сложные торговые операции. Понятие «купец» становится как торговое сословие и профессия. Словом «купцы» называли и торговые корабли. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же купцы стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен. Все большее число людей, в том числе князья и бояре, вовлекалось в эту экономическую деятельность. Лесной промысел, развитие сельских и городских ремёсел, обработка дерева и металла в сочетании с торговлей становились сферами российского предпринимательства. И русские купцы становятся его первыми представителями. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры и другие тогдашние «промышленники». Места эти получали названия погостов (от слова «гостьба»). В городах совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. Традиция ярмарок стала главной чертой русского предпринимательства, ибо ярмарки были для России своего рода биржами. Ярмарка товаров была одновременно и ярмаркой-смотром всех творческих сил, технических новинок. Русские купцы торговали в Византии, в арабских государствах и в Европе. Варяги предлагали им бронзовые и железные изделия – мечи, топоры, олово, свинец. Арабы - бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности. В 1679 г. Россия заключила с Китаем торговый договор на поставку чая. В то время Китай был единственной страной, которая торговала чаем. Из истории известно, что чай появился в 1638 г. при дворе Михаила Федоровича, первого царя из династии Романовых. Возвращавшийся из монгольского ханства царский посол боярин Василий Стариков получил от монгольского хана в подарок для русского царя четыре пуда кирпичного китайского чая. Монголы, кочевавшие по обширным степям и пустыням вдоль границ Северного Китая, получали чай в обмен на лошадей. Царь Алексей Михайлович поощрял торговлю и с Востоком, и с Западом. В Москве была основана купеческая компания, организовавшая доставку чая из Пекина верблюжьими караванами через Монголию и Среднюю Азию. Весь путь каравана, в котором на каждого верблюда навьючивалось 15 пудов груза, занимал около года.

Русская Правда, сборник правовых норм Руси XI в., называет «купчин», ремесленников, ростовщиков, на них распространялись все статьи о защите чести, достоинства и жизни. За жизнь купца полагается штраф вдвое больший, чем за голову простолюдина. В Русской Правде существуют понятия: отдача имущества на хранение (поклажа), простой заём, бескорыстная ссуда, одолжение по дружбе, отдача денег в рост из определённого условленного процента, процентный заём краткосрочный и долгосрочный, торговая комиссия, вклад в торговое компанейское предприятие. В ней определен порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, то есть порядок торгового конкурса с различением несостоятельности злостной и несчастной.

Вплоть до XV – XVI вв. предпринимательство существовало в виде сельских промыслов. Первыми промышленниками в эпоху Ивана Грозного были Строгановы, которые торговали с народами Урала и Поволжья. В 1557 г. Аника Федорович Строганов докладывает при царском дворе о выгодах этой торговли, доказывает необходимость освоения Урала и Сибири. За свои заслуги он получает от царя огромную территорию по Каме в Перми Великой. Его сыновья — Яков и Григорий строят там крепость, города, храмы, основывают предприятия. А его сын Семен становится инициатором похода Ермака в Сибирь. Во время польско-шведской интервенции Строгановы проявляют себя как подлинные патриоты, помогают и деньгами, и людьми освобождению Руси от завоевателей, избранию русского царя Михаила Романова. При Петре I по всей России создаются мануфактуры, бурно развиваются такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. В этот период прославилась семья Демидовых, которые построили 40 заводов, производившие 40% чугуна всей России. Частные предприниматели для устройства фабрик и заводов получали ссуды без процентов; их снабжали инструментами и орудиями производства; освобождали от государственной службы; предоставляли временные льготы от податей и пошлин, беспошлинный привоз из-за границы машин и инструментов; обеспечивали гарантированными государственными заказами. Жалованная грамота 1785 г. Екатерины II намного возвысила положение российских предпринимателей. Введено понятие «именитый гражданин». Он по статусу был выше купца первой гильдии и получал право иметь загородные дачи, сады, заводы и фабрики.

«Золотой век предпринимательства» наступает с отменой крепостного права в 1861 г.: в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось в акционерных, паевых и других коллективных формах предпринимательской деятельности и лишь 1/3 приходилась на единоличные формы. Крупными фирмами были «Продамет», «Продвагон», «Продуголь», товарищества Российско-американской мануфактуры, братьев Нобель.

В 1917 г. был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Крупное российское предпринимательство практически перестало существовать.

В марте 1921 г. в России была введена новая экономическая политика (НЭП). В промышленном производстве и в сфере услуг было разрешено частное предпринимательство. Но в июне 1926 г. был введен сверхналог на нэпманов. Заниматься предпринимательской деятельностью стало невыгодно и опасно. Предприниматели стали уходить из производства, а затем из торговли, и предпринимательство вновь перестало существовать. Его реанимация началась в 1990 г. принятием Закона «О собственности в РСФСР» и Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Люди занимались торговлей, открывали видеосалоны, частные парикмахерские, создавали частные страховые компании, издавали свои газеты, началось развитие акционерных обществ, товариществ, других форм деятельности предприятий.

Предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной экономики, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Их занятость способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; содействию структурной перестройке экономики. Они деловые, энергичные люди, способные организовать такую предпринимательскую деятельность, которая позволяет получать прибыль самому предпринимателю и способствовать процветанию других людей и России в целом.

Литература:

  1. Е.Ф. Борисов. Экономическая теория. М., 2005.

  2. Предпринимательство. Под редакцией В..Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара М., 2008.

moluch.ru

история российского предпринимательства

-высокая информированность о клиентах, конкурентах и в целом

осфере бизнеса.

Из перечисленных качеств личности идеального предпринимателя вид- но, что одни из них можно выработать в процессе обучения или приобрести на практике, другие же являются врожденными, их надо лишь развивать.

Что же характеризует предпринимателя как личность? Прежде всего, внутреннее стремление к поиску, новаторству, к активной преобразующей и созидательной деятельности в интересах общества. Вероятно, это и есть тот тип личности, которую Л.Н. Гумилёв определил как личность пассионарную,

икоторая, согласно его концепции, обладая огромной энергией, способна воздействовать на окружающих ее людей и совместно с ними создавать оча- ги локальной цивилизации.

Определив характерные черты личности предпринимателя, нетрудно понять мотивы его деятельности. До недавнего времени как в литературе, так

ив общественном сознании они сводились в основном к самообогащению. О других предпринимательских мотивах практически речи не шло. На самом деле спектр деловой мотивации гораздо шире и многообразнее. Он включает в себя стремление занять должное место в обществе, приобрести власть, до- казать свое превосходство над другими, продолжить семейные традиции и т.д. «Настоящий предприниматель действует не только ради денег, обогаще- ния. Его увлекает масштабность и новизна, казалось бы, неподъемных за- дач», – пишет авторитетный современный бизнесмен И.Х. Кивелиди(цит. по кн.: Бизнесмены России: 40 историй успеха. М., 1994. С. 144). Именно в этом

исостоит главное предназначение предпринимателя, когда предприниматель, обогащая себя, в то же время содействует приумножению богатства страны.

Другим базовым понятием курса является понятие «предприниматель- ство». В литературе наших дней обнаруживаются различные его определе- ния. В одних публикациях, как правило, экономического направления, оно определяется как важнейшая экономическая функция, которая характеризу- ется риском, поиском и реализацией нововведений, комбинированием произ- водственных факторов. В других работах предпринимательство определяется

итрактуется как психология поведения и управления, предполагающая само- стоятельное принятие решений, организационное новаторство, творческий поиск. В соответствии с третьим подходом предпринимательство определя- ется как особый вид человеческой деятельности, направленный на приумно- жение личного и общественного богатства и отличающийся: а) свободой в выборе направлений и методов деятельности; б) самостоятельностью в при- нятии решений; в) ответственностью и г) ориентацией на получение коммер- ческого эффекта и вероятной прибыли(Абалкин Л.И. На перепутье: Раз- мышление о судьбах России. М., 1993. С. 151).

Исходя из вышеприведенных трактовок понятий «предприниматель» и«предпринимательство», можно считать, что предпринимательство выступа- ет как один из важнейших видов человеческой деятельности, объективно со- четающий в себе личные и общественные интересы, обеспечивающий в ко- нечном итоге приумножение общественного богатства.

4

studfiles.net

История предпринимательства в России

Древнерусское государство, созданное в конце IX века складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути “из варяг в греки”. Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян.

Оплотом развития предпринимательства на Руси становились города, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры и другие тогдашние "промышленники". Места эти получали названия погостов. После принятия христианства здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь, складывались товары, а также хранились торговые договоры.

Купцы и предприниматели в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества (в том числе князья и бояре). По словам византийского императора Константина Багрянородного русские купцы в ноябре отправлялись вглубь страны, на погосты, чтобы распродать византийские товары и скупить товары для зарубежной торговли на следующий год. Весной они возвращались в Киев, а из Киева на суднах добирались до Царьграда. В данном городе русские купцы пользовались различными льготами. Шесть месяцев они торговали в Царьграде и возвращались к себе на родину не ранее октября. Такая предпринимательская деятельность велась Русью не одно столетие. Круговорот торговой жизни сыграл огромную роль в освоении и объединении русских земель.

Русские купцы вели торговлю не только с Царьградом. Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами, откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности.

Первый русский свод законов "Русская правда" был пронизан духом предпринимательства. Он мог возникнуть только в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. В своде законов четко были определены такие понятия как краткосрочный и долгосрочный займы, торговая комиссия и вклад в торговое компанейское предприятие, торговый кредит и другие; давался определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел.

Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купец Климята (Клемент), живший в конце XII - начале XIII века, сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов.

Он не только предоставлял кредиты, но и брал их.

По поводу предпринимательского кредита на Руси было особое мнение. Считалось не по-христиански брать высокие проценты. Однако пришлые люди пытались заниматься ростовщичеством под огромные проценты, что зачастую кончалось для них плачевно. Позднее Владимиром Мономахом был введен Устав, который резко ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20% в год), и тем самым подрывал позиции паразитического предпринимательства, наживавшегося на народной нужде.

В эпоху Ивана Грозного символом русского предпринимательства становится энергичная деятельность купцов Строгановых. Самый знаменитый основатель рода Строгановых Аника Федорович продолжил и довел до совершенства сольвычегодские варницы и построил множество варниц на Кольской губе. Он также вел большую торговлю с иностранными купцами. Строгановы торговали и с народами Урала и Приуралья, что способствовало началу активного освоения русскими людьми Урала и Сибири.

Потомки Аники Федоровича строили города, предприятия, множество разных храмов, были инициаторами отправления отрядов Ермака на завоевание Сибири, всячески способствовали освобождению Руси от интервентов. Строгановы прославились не только предпринимательской деятельностью, но и меценатством.

Рядом со Строгановыми успешно работали их многочисленные конкуренты, крупные солепромышленники, торговцы, гости: Никитниковы, Шорины, Светешниковы, Веневитиновы и другие.

Москва XV века, по свидетельству многих иностранцев, бывших там, отличалась особым изобилием дешевых съестных продуктов, что свидетельствовало о широком развитии товарных отношений среди крестьян. Ремесленными изделиями торговали в лавках, на рынках и в мастерских. С глубокой древности ряд дешевых массовых товаров, изготавливаемых городскими ремесленниками, распространялся купцами-коробейниками по всей стране.

Русские купцы вели торговлю с Литвой, Персией, Хивой, Бухарой, Крымом, Кафой, Азовом и другими странами.

Уже в XVI-XVII веках Россия обладает сильно развитой торговой сетью. В городах, посадах, селах, возле монастырей, на ярмарках ведут оживленную торговлю многие тысячи купцов и торговцев, идет интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны, т. е. возникает всероссийский рынок.

В XVII веке в Москве торговое, купеческое сословие из разряда тяглых людей выделяется в особую группу городских или посадских людей, которая в свою очередь разделялась на гостей, гостиную и суконную сотни и слободы. Самое высшее и подчетное место принадлежало гостям. Звание это получали от царя самые крупные предприниматели с торговым оборотом не меньше 20 тысяч в год. Они были свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины.

Члены гостиной и суконной сотен пользовались также большими привилегиями, занимали видное место в финансовой иерархии, но уступали гостям в "чести". Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины.

Низший разряд купечества представляли жители черных сотен и слобод. Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом продавали.

Сфера деятельности русских купцов и предпринимателей XVII века была огромна, отражала всю географию экономического освоения России. Из Москвы брали начало 6 основных путей торгово-предпринимательской деятельности русских купцов: Беломорский (Вологодский), Новгородский, Поволжский, Сибирский, Смоленский и Украинский.

Беломорский путь шел через Вологду по Сухоне и Северной Двине в Архангельск и на Белое море, а оттуда в зарубежные страны. Центрами русского предпринимательства на этом пути были: Великий Устюг, Тотьма, Сольвычегодск, Яренск, Усть-Сысольск.

Новгородский (Балтийский) торговый путь шел из Москвы в Тверь, Торжок, Вышний Волочек, Валдай, Новгород, Псков, затем к Балтийскому морю.

Поволжский путь проходил по рекам Москва, Ока и Волга, а затем через каспийское море в Персию, Хиву и Бухару. Главным предпринимательским центром на этом пути был Нижний Новгород.

Сибирский путь шел водой из Москвы до Нижнего Новгорода и до Соликамска. От Соликамска купцы волоком двигались до Верхотурья, а затем снова водой до Тобольска, через Туринск и Тюмень. Далее дорога шла на Енисейск мимо Сургута, Нарыма. От Енисейска купцы двигались в сторону Илимского острога по Тунгуске и Илиму. Часть купцов продолжала путь и дальше, достигая Якутска и Охотска, проникая даже на Амур. Главным предпринимательским центром Руси по торговле с Китаем был Нерчинск.

Смоленский (Литовский) путь шел из Москвы через Смоленск и Польшу, но из-за постоянных войн этот путь для широкой торговли использовался сравнительно мало.

Степной Малороссийский (Крымский) путь пролегал через рязанские, тамбовские, воронежские края, выходил к донским степям, а оттуда в Крым. Главными предпринимательскими центрами данного пути были Лебедянь, Путивль, Елец, Козлов, Коротояк, Острогожск, Белгород, Валуйки.

В экономическое освоение огромной территории России предприниматели вложили гигантские усилия. Осуществляя торговлю теми или иными товарами, они нередко принимали участие в организации их производства.

Русский купец из посадских людей города Ярославля Григорий Леонтьевич Никитников вел крупную торговлю в Европейской России, Сибири, Средней Азии и Иране. Но основу его богатства составила торговля сибирской пушниной. В 1614 году он получает звание гостя. Никитников вкладывал капиталы в солеваренную промышленность. В конце 30-х годов в Соликамском уезде Никитникову принадлежали 30 варниц. Он торговал солью во многих городах России.

Петр I создал благоприятные условия для реализации лучших качеств русского предпринимателя и работника. Он сделал ставку на использование их творческой инициативы и самостоятельности. Петр I, по словам академика Струмилина, своими реформами впервые открывал широкую дорогу индустриальному предпринимательству.

Весьма характерно, что большая часть русских предпринимателей Петровского времени, как и в более поздний период, вышла из крестьян или посадских людей. И это, прежде всего, самые выдающиеся фамилии русских предпринимателей - Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Гарелины, Грачевы, Локаловы, Горбуновы, Скворцовы и многие другие. Каждый из этих предпринимателей организовывал огромные производства, которые снабжали своей продукцией десятки, а то и сотни тысяч людей в России и за границей.

Для развития индустриального предпринимательства при Петре I создаются специальные правительственные органы - Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия, которые разрабатывают программу мероприятий содействия промышленному развитию путем предоставления различных привилегий и льгот. Частные предприниматели для устройства фабрик и заводов получали ссуды без процентов; их снабжали инструментами и орудиями производства; освобождали от государственной службы; предоставляли временные льготы от податей и пошлин, беспошлинный привоз из-за границы машин и инструментов; обеспечивали гарантированными государственными заказами.

mirznanii.com

История развития предпринимательства в России

Введение

Глава I Основы предпринимательской деятельности

1.1 Сущность предпринимательства

1.2 Признаки предпринимательской деятельности

1.3 Формы и виды предпринимательства

Глава II История развития предпринимательства в России

2.1 Зарождение предпринимательства в Древней Руси

2.2 История предпринимательства в России 19-20 вв.

2.3 История предпринимательства в СССР : 1987-1991 гг.

2.4 Развитие предпринимательства Россия: 1992-1996 гг.

2.5 История российского предпринимательства в 1996-1999 гг.

Глава III Перспективы развития малого предпринимательства

3.1 Развитие малого предпринимательства в регионах России

Заключение

Список используемой литературы

Приложение А «Виды предпринимательской деятельности »

Введение

Предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.

Малое предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.

В Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Права и свободы человека и гражданина, а значит, и право свободной предпринимательской деятельности осуществляются на всей территории Российской Федерации и распространяются на каждого гражданина страны. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать в своей деятельности права предпринимателей и свободу малого предпринимательства, а их противодействие должно рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.

Большое значение при анализе развития предпринимательства в Российской Федерации играют нормативно-правовые акты. Существует Закон РФ «О государственной поддержке предпринимательства в РФ», который закладывает основы нормативно-правового регулирования частного предпринимательства в России и, соответственно, в Республике Татарстан. Наиболее важным, с правовой точки зрения, для эффективной реализации государственной политики в сфере поддержки предпринимательства является Федеральный закон «О государственной поддержке и среднего предпринимательства в России». Принятый в 1995 году, он до сих пор играет исключительную роль в правовом регулировании взаимоотношений между государством и предпринимательством, хотя и имеет свои недостатки

Статистические данные свидетельствуют о том, что малое предпринимательство стало заметным явлением в экономике России.

Основной целью курсовой работы является поэтапное рассмотрение развития российского предпринимательства в соответствии с историческими аспектами.

Объектом исследования являются законопроекты, принимаемые для развития малого предпринимательства на территории Российской Федерации.

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе описываются основы предпринимательская деятельности. Во второй главе данной курсовой работы я наиболее подробно рассмотрела развитие российского предпринимательства с его зарождения и до сегодняшнего дня, в соответствии с историческими аспектами развития России.

1.1 Сущность предпринимательства

Кредит (ростовщичество) и коммерция (купечество или торговый капитал) - первые формы капитала (бизнеса). На их основе возникла более сложная форма - предпринимательский (промышленный) капитал. Его специфика заключается в том, что он действует в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве, т.е. является производительным.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) является важнейшим институтом любо рыночной экономики, ибо она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов. Это - движущая сила поступательного развития современного рыночного хозяйства, поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.

Под предпринимательской деятельностью надо понимать не любую деятельность, связную с производством и реализацией товаров и услуг, а лишь связанную с обязательным вовлечением в хозяйственный процесс инновационного, поискового элемента, который может заключаться в различных моментах - поиске и освоении нового рынка, производстве новых товаров путем изменения профиля существующего производства или основания нового предприятия; внедрение новых методов организации производства, контроля за качеством продукции, новой техники и технологий; нахождение и использование новых источников материальных и финансовых ресурсов.

Предпринимательство является сферой профессиональной деятельности особой группы людей - предпринимателей. Предприниматель является самостоятельным экономическим агентом, действующим на свой собственный страх и риск и под свою ответственность, в том числе и материальную. Он может не быть собственником всего функционирующего капитала, но должен обладать правами на его использование, скажем, «пучком» из четырех прав: 1) права исключительного владения; 2) права использования; 3) права управления, то есть права решать, кто и как будет обеспечивать использование благ; 4) права на доход.

Предпринимательство по своей природе является рисковой деятельностью, поскольку то или иное действие предпринимателя содержит в себе возможность определенных потерь. Если предприниматель не рискует, то не сможет воплотить свою идею в жизнь. Риск представляет собой вероятность убытков или сокращения доходов по сравнению с экспертной оценкой, на основе которой принималось предпринимательское решение.

Предприниматель, чтобы добиться успеха в конкурентной борьбе, должен учитывать фактор риска, тщательно анализировать его причины, возможные последствия. Здесь, конечно, важны расчетливость, умение сопоставлять вероятные потери и выгоды, что требует определенного объема знаний в области общеэкономической теории, конкретной экономики; методики применения количественных методов анализа. Нельзя сбрасывать со счета и предпринимательскую интуицию, основывающуюся на прошлом опыте и проницательности.

В современных условиях деловые качества предпринимателя должны включать в себя, по крайней мере: способность к творчеству при выявлении потребностей рынка, выработке предпринимательской идеи, других описанных выше логически последовательных предпринимательских действий; способность к принятию решений и ответственности за них, к контролю за их выполнением; умение подобрать необходимых для достижения поставленной цели работников и партнеров, стимулировать их заинтересованность в максимально эффективном сотрудничестве, улучшать собственные структуры и взаимодействие с внешними контрагентами.

1 .2 Признаки предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность отличается рядом признаков, что позволяет говорить о предпринимательской деятельности как о понятии более узком, чем понятие "хозяйственная деятельность".

Основными и обязательными признаками предпринимательской деятельности являются:

1) самостоятельная деятельность;

2) цель деятельности — получение прибыли;

3) систематический характер получения прибыли;

4) хозяйственный риск;

5) факт государственной регистрации участников.

Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской.

1. Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на правах хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения собственником имущества.

Самостоятельность в организации производства дополняется коммерческой свободой. Субъект предпринимательской деятельности определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь дело. Экономические связи закрепляются договорами.

Важное условие коммерческой свободы — свободное ценообразование. Однако в экономике абсолютной свободы производителей не существует. предприниматель имеет полную, самостоятельность в, том смысле, что над ним, нет инстанции, выдающей команды: что делать, как и сколько. Он не свободен от рынка, от его жестких требований. Поэтому можно говорить лишь об определенных рамках самостоятельности.

2. Предпринимательская деятельность предполагает систематическое получение прибыли, которая является продуктом специфического человеческого ресурса — предпринимательских способностей. Труд этот непростой и соединяет в себе, во-первых, проявление инициативы по соединению вещественных и людских факторов для производства товаров и услуг, во-вторых, принятие неординарных решений по управлению фирмой, организации труда и, в-третьих, внедрение инноваций путем производства нового вида продукции или радикального изменения производственного процесса. Все это дает основания говорить о предпринимательстве как о профессиональной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

mirznanii.com


Смотрите также