Книга: Семин В. «История России. Учебное пособие». История россии семин


История России. Конспект лекций. Предисловие (В. П. Сёмин)

Раскрываются основные этапы и содержание истории России с древнейших времен до настоящих дней, на конкретных примерах из различных эпох показана взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировано общее и особенное в истории России, определяется место российской цивилизации во всемирном процессе. Соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов вузов неисторического профиля.

Оглавление

Рецензенты:

С.Д. Половецкий, д-р ист. наук, проф.,

Являясь уникальной учебной дисциплиной, история обладает особыми средствами воздействия на разум и воображение людей. Она помогает формированию ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления опыта мировой и отечественной истории.

Цель учебного пособия – дать студентам необходимые исторические знания в процессе подготовки к экзаменам, сформировать у них историческое мировоззрение, представления об основных этапах и о содержании истории России с древнейших времен до наших дней. На конкретных примерах из различных эпох в книге выявляется органическая взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировано общее и особенное в истории России, что поможет студентам определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе. В учебном пособии показано, по каким проблемам отечественной истории сегодня ведутся споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии, проанализированы изменения в исторических взглядах, которые произошли в России в последние годы.

Своеобразием предлагаемого читателю издания является наличие в нем структурологических схем, что поможет студентам понять сущность рассматриваемых вопросов.

Содержание учебного курса «История России» обусловлено несколькими факторами. Во-первых, он подготовлен с учетом изучения студентами истории отечественного государства и права, истории государства и права зарубежных стран, культурологии и других дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла. Во-вторых, он написан в соответствии с программой курса «История России», целевая установка которого предполагает знание истории России на репродуктивном, а мировой истории – на ознакомительном уровне. В-третьих, изложение материала построено так, чтобы читатель мог ответить на целый ряд вопросов, главный из которых: «Почему жизнь россиян, история России именно таковы по сравнению с жизнью и историей других народов и стран?».

Важно, чтобы молодые люди не только знали историю своего отечества, но и понимали ее. Только с пониманием прошлого приходит уважение к своей родине и забота об усилении ее мощи.

kartaslov.ru

В.П. СЕМИН ИСТОРИЯ РОССИИ - PDF

История: РОССИЯ и мир

История: РОССИЯ и мир

Б А К А Л А В Р И А Т В. П. Семин История: РОССИЯ и мир Рекомендовано Научно-методическим советом по истории Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия по дисциплине

Подробнее

История: россия и мир

История: россия и мир Б А К А Л А В Р И А Т В. П. Семин История: россия и мир Рекомендовано Научно-методическим советом по истории Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия по дисциплине

Подробнее

Порядок проведения. Темы для подготовки

Порядок проведения. Темы для подготовки Порядок проведения Экзамен по истории проводится в устной форме. Содержание вопросов и уровень требований определяется на основе обязательного минимума федерального государственного образовательного стандарта

Подробнее

Календарно-тематический план

Календарно-тематический план

УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР «3» 0 9 2012г. ГБОУ СПО «Бузулукский лесхоз-техникум» Календарно-тематический план По дисциплине О ДБ. 04 «История» Для специальности 250110 - «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Подробнее

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Н.В. Михайлова ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям УДК 94(47)(075.8)

Подробнее

ЧТО ТАКОЕ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ЧТО ТАКОЕ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЧТО ТАКОЕ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Контрольная работа является научной реферативной работой, в которой с помощью анализа существующих источников (книг, статей, пособий и т.д.) раскрывается тема исследования.

Подробнее

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ Т.М. Тимошина ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ Учебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования

Подробнее

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт «УТВЕРЖДАЮ» Директор колледжа Куклина Л. В. «24» июня 2016 г. АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Подробнее

ОГЛАВЛЕНИЕ. Предисловие 3

ОГЛАВЛЕНИЕ. Предисловие 3 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 3 Происхождение Древнерусского государства: какие проблемы и теории являются спорными? 5 История русской летописи 6 Норманнская теория 9 Ломоносов о происхождении Русского государства...

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» ИСТОРИЯ

Подробнее

Н.В. Михайлова ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Н.В. Михайлова ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Н.В. Михайлова ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям КНОРУС

Подробнее

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 1 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ - Сформировать целостного представления об историческом пути России, об основных этапах, важнейших событиях Отечественной истории в контексте Всемирной истории. - Выявить

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В соответствии с учебным планом студенты 1 курса з\о по предмету «история» выполняют домашнюю работу. К выполнению контрольной работы студенты преступают в соответствии с графиком

Подробнее

История России 10 класс

История России 10 класс История России 0 класс Планируемы результаты освоения учебного предмета «История России» к концу 0 класса: знать, понимать: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность истории; периодизацию

Подробнее

СМК РГУТиС. Лист 1 из 6

СМК РГУТиС. Лист 1 из 6 Лист 1 из 6 Лист 2 из 6 Перечень изучаемых в курсе «Отечественная история» тем, выносимых на практические занятия: Занятие 1. Теория и методология исторической науки: 1. Сущность, формы, функции исторического

Подробнее

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

Подробнее

ПО НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ

ПО НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ Б А К А Л А В Р И А Т X. А. Арустамов СБОРНИК ЗАДАЧ ПО НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ С РЕШЕНИЯМИ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для

Подробнее

docplayer.ru

В.П. Сёмин РОССИИ. Конспект лекций. Учебное пособие

В.П. СЕМИН ИСТОРИЯ РОССИИ

В.П. СЕМИН ИСТОРИЯ РОССИИ В.П. СЕМИН ИСТОРИЯ РОССИИ Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника по дисциплине «Отечественная история» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по

Подробнее

История: РОССИЯ и мир

История: РОССИЯ и мир Б А К А Л А В Р И А Т В. П. Семин История: РОССИЯ и мир Рекомендовано Научно-методическим советом по истории Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия по дисциплине

Подробнее

Порядок проведения. Темы для подготовки

Порядок проведения. Темы для подготовки Порядок проведения Экзамен по истории проводится в устной форме. Содержание вопросов и уровень требований определяется на основе обязательного минимума федерального государственного образовательного стандарта

Подробнее

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Б А К А Л А В Р И А Т Н.И. ЛАХМЕТКИНА ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся

Подробнее

безопасность жизнедеятельности

безопасность жизнедеятельности СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко безопасность жизнедеятельности Практикум Рекомендовано ФГАУ «ФИРО» в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе

Подробнее

основы геополитики А.Р. Тузиков

основы геополитики А.Р. Тузиков А.Р. Тузиков основы геополитики Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Второе издание, стереотипное КНОРУС

Подробнее

Основы социологии и политологии

Основы социологии и политологии Среднее профессиональное образование Л.М. Куликов Основы социологии и политологии Рекомендовано ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в качестве учебного пособия для использования в учебном

Подробнее

История: россия и мир

История: россия и мир Б А К А Л А В Р И А Т В. П. Семин История: россия и мир Рекомендовано Научно-методическим советом по истории Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия по дисциплине

Подробнее

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ Т.М. Тимошина ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ Учебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования

Подробнее

ОРганизация и нормирование труда

ОРганизация и нормирование труда Б А К А Л А В Р И А Т а.и. Рофе ОРганизация и нормирование труда Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области экономики и экономической теории, национальной экономики и экономики труда в качестве

Подробнее

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ М.Э. СЕЙФУЛЛАЕВА МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Допущено Советом УМО по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия по дисциплине специализации «Менеджмент организации» Второе издание, стереотипное

Подробнее

А.В. Костина, Э.Ф. Макаревич, О.И. Карпухин

А.В. Костина, Э.Ф. Макаревич, О.И. Карпухин А.В. Костина, Э.Ф. Макаревич, О.И. Карпухин Основы рекламы Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся

Подробнее

Второе издание, стереотипное

Второе издание, стереотипное Допущено УМО по образованию в области прикладной математики и управления качеством в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 340100 «Управление качеством»

Подробнее

Основы социологии и политологии

Основы социологии и политологии Среднее профессиональное образование Л.М. Куликов Основы социологии и политологии Рекомендовано ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в качестве учебного пособия для использования в учебном

Подробнее

Н.В. Михайлова ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Н.В. Михайлова ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Н.В. Михайлова ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям КНОРУС

Подробнее

Основы управления организацией

Основы управления организацией Л.А. Горшкова, М.В. Горбунова Основы управления организацией Практикум с использованием активных методов обучения Под редакцией доктора экономических наук Л.А. Горшковой Рекомендовано Советом Учебно-методического

Подробнее

ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Н.М. ДЕМИДОВ, А.В. СОЛОДИЛОВ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ Рекомендовано ФГУ «Федеральный институт развития образования» в качестве учебного пособия для использования

Подробнее

учет финансовых вложений в ценные бумаги

учет финансовых вложений в ценные бумаги Н.Ю. ЧЕРНЕНКО учет финансовых вложений в ценные бумаги Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности

Подробнее

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Н.В. Михайлова ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям УДК 94(47)(075.8)

Подробнее

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАН И РЕГИОНОВ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАН И РЕГИОНОВ О.Н. Беленов, А.А. Анучин КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАН И РЕГИОНОВ Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по

Подробнее

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В.Ю. МИКРЮКОВ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Конспект лекций Учебное пособие КНОРУС МОСКВА 2015 УДК 614.8(075.8) ББК 68.9я73 М59 Рецензенты: М.А. Гареев, президент Академии военных наук РФ, генерал армии,

Подробнее

СМК РГУТиС. Лист 1 из 6

СМК РГУТиС. Лист 1 из 6 Лист 1 из 6 Лист 2 из 6 Перечень изучаемых в курсе «Отечественная история» тем, выносимых на практические занятия: Занятие 1. Теория и методология исторической науки: 1. Сущность, формы, функции исторического

Подробнее

Э.С. Хазанович, А.В. Моисеев

Э.С. Хазанович, А.В. Моисеев БАКАЛАВРИАТ и магистратура Э.С. Хазанович, А.В. Моисеев Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям

Подробнее

КОММЕРЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

КОММЕРЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ Б А К А Л А В Р И А Т Е.Л. Плисецкий КОММЕРЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И РЫНКА Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве

Подробнее

В.Н. Парахина Е.В. Галеев Л.Н. Ганшина

В.Н. Парахина Е.В. Галеев Л.Н. Ганшина Б А К А Л А В Р И А Т В.Н. Парахина Е.В. Галеев Л.Н. Ганшина Допущено Cоветом Учебно методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия по специальности

Подробнее

ПО НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ

ПО НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ Б А К А Л А В Р И А Т X. А. Арустамов СБОРНИК ЗАДАЧ ПО НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ С РЕШЕНИЯМИ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для

Подробнее

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. А.П. Садохин

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. А.П. Садохин А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ Рекомендовано УМО вузов РФ по образованию в области историко-архивоведения в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 033000

Подробнее

в курс мировой экономики

в курс мировой экономики Е.Н. Смирнов, С.М. Смагулова Введение в курс мировой экономики (экономическая география зарубежных стран) Практикум Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве

Подробнее

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА, практика

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА, практика Б А К А Л А В Р И А Т Т.С. БРОННИКОВА ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА, практика Допущено Советом Учебно методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия по специальности

Подробнее

docplayer.ru

Отечественная история Семин

-->

 

 

Отечественная история. Учебник / Семин В.П. -М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2006. — 560 с.

Учебник для вузов Семина по отечественной истории дает глубокие исторические знания, формирует историческое мировоззрение, представление о содержании истории России. На конкретных примерах выявляется органическая взаимосвязь отечественной и мировой истории. Проанализировано общее – особенное в истории страны, определено место российской цивилизации в мировом историческом процессе. Студентам вузов неисторического профиля, преподавателям, абитуриентам.

-Содержание-

Предисловие 3Введение….. 6Древнерусское государство: …31Предпосылки образования … 34Экономический социально-политический.. … 38Основные периоды истории… 41Раздробленность на Руси. …. 51Борьба – внешними врагами 62Предпосылки образования централизованного госуд-ва… 79Основные периоды … объединения Руси… 82Социально-экономическое политическое развитие…… 94Кризис … развития … 99Внешняя политика …. Ивана Грозного 111Внутреннее положение России ….121Начало интервенции. Лжедмитрий 124Борьба русского народа … 124Экономическое – политическое развитие … 129Эпоха Петра I 140Образование Российской империи 141Реформы Петра I 153Россия послепетровское время. 168«Просвещенный абсолютизм» 168Основные направления развития …. 187Реформы … Сперанского 200Кризис феодально-крепостнической сист. 203Отечественная война 1812 212Крымская война … 221Буржуазные реформы … 224Общественные движения … 231Революция 1905-1907 … 273Становление российского парламентаризма 288Столыпинские реформы… 296Первой мировой войне 3091917 год 320Политические кризисы 340Обострение ситуации …344Октябрьский переворот 346Гражданская война 356Основные события войны 367Новая экономическая политика 382Создание единого союзного государства 389Великая Отечественная война 400в послевоенные годы 440«Поздний» сталинизм … 440Реформы Н. Хрущева….450СССР годы перестройки ..477Реформа политической системы. 485Вместо заключения 530Основные особенности 536Краткая хронология 548

Отечественная история. Учебник / Семин В.П. -М., 2006.   -560 с.

Скачать

Отечественная история. Учебник / Семин

Размер файла: 3 Мб; Формат: doc/

Вместе с «Отечественная история Семин» скачивают:

13.11.2017Admin

skachaj24.ru

Семин В.. История России. Учебное пособие

Коллектив авторовИстория России. Учебное пособиеУчебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации. Освещаются основные этапы российской истории с… — Когито-Центр, (формат: 84x108/32, 202 стр.) Современное образование (Когито-Центр) электронная книга Подробнее...2004150электронная книга
Коллектив АвторовИстория России. Учебное пособиеУчебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации. Освещаются основные этапы российской истории с… — Когито-Центр, (формат: 84x108/32, 202 стр.) Современное образование (Когито-Центр) Подробнее...2004бумажная книга
М. В. Кривошеев, М. В. ХодяковИстория России. Учебное пособиеВ настоящем издании изложены теоретические основы по курсу ИСТОРИЯ РОССИИ. Учебный материал четко систематизирован, отражает как традиционные, так и современные подходы к изучению предмета, написан в… — Юрайт, (формат: 84x108/32, 204 стр.) Профессиональное образование Подробнее...2015375бумажная книга
С. П. КарпачевИстория России. Учебное пособиеВ настоящем издании изложены теоретические основы по курсу ИСТОРИЯ РОССИИ. Учебный материал четко систематизирован, отражает как традиционные, так и современные подходы к изучению предмета, написан в… — Юрайт, (формат: 84x108/32, 274 стр.) Профессиональное образование Подробнее...2015656бумажная книга
М. В. Кривошеев, М. В. ХодяковИстория России. Учебное пособиеВ настоящем издании изложены теоретические основы по курсу "История России" . Учебный материал четко систематизирован, отражает как традиционные, так и современныеподходы к изучению предмета, написан… — Юрайт, (формат: 84x108/32, 202 стр.) Профессиональное образование Подробнее...2015371бумажная книга
Сёмин В.П.История России. Учебное пособиеРаскрываются основные этапы и содержание истории России с древнейших времен до настоящих дней, на конкретных примерах из различных эпох показана взаимосвязь российской и мировой истории. В этом… — КноРус, (формат: 84x108/32, 204 стр.) Конспект лекций Подробнее...2017154бумажная книга
Семин В.История России. Учебное пособиеЦель учебника — дать студентам непрофильных вузов глубокие исторические знания, сформировать у них историческое мировоззрение, представления об основных этапахи содержании истории России с древнейших… — КноРус, (формат: Твердая глянцевая, 440 стр.) Подробнее...2013451бумажная книга
Крамаренко Р.История России. Учебное пособиеВ учебном пособии представлен материал по курсу русской истории: рассмотрены теория и методология науки, история Древней Руси, Московского царства, Российской империи, СССР, Российской Федерации… — Юрайт, (формат: Твердая глянцевая, 187 стр.) Подробнее...2017536бумажная книга
С.П. КарпачевИстория России. Учебное пособие — (формат: 60x90/16, 728 стр.) Подробнее...2016752бумажная книга
Хузин Ф.,Пискарев В.История России. Учебное пособие к учебнику Е. В. Пчелова, П. В. Лукина "История России с древнейших времен до начала XVI века" . 6 класс. Региональный компонент (РеспубликаТатарстан)Данное пособие является приложением к учебнику Е. В. Пчелова, П. В. Лукина "История России с древнейших времён до конца XVI века" для 6 класса. Учебное пособие знакомитобучающихся с историей… — Русское слово, (формат: Мягкая бумажная, 104 стр.) Подробнее...2016167бумажная книга
Горинов М. М., Горский А. А., Данилов А. А.История России. Учебное пособие (комплект из 2 книг)Предложено новое, целостное осмысление истории России с учетом последних достижений отечественной и зарубежной историографии, а также закрытых до последнего времени архивных материалов. Рассмотрено… — Владос, (формат: 60x90/16, 728 стр.) Подробнее...19981000бумажная книга
Карпачев С.П.История России. Учебное пособие для СПОВ настоящем издании изложены теоретические основы по курсу «История России». Учебный материал четко систематизирован, отражает как традиционные, так и современные подходы к изучению предмета, написан… — Юрайт, (формат: 84x108/32, 204 стр.) Профессиональное образование Подробнее...2015801бумажная книга
Кривошеев М., Ходяков М.История России. Учебное пособие для СПО и бакалавриата. 3-е издание, переработанное и дополненноеВ настоящем издании изложены теоретические основы по курсу "История России" . Учебный материал четко систематизирован, отражает как традиционные, так и современныеподходы к изучению предмета, написан… — Юрайт, (формат: Твердая глянцевая, 202 стр.) Подробнее...2015375бумажная книга
Анжелика Николаевна ПавловаИстория России. Учебное пособие для вузовВ пособии представлены лекции по дисциплине «История России», раскрывающие основные этапы истории нашей страны от образования древнерусского государства до начала XXI в. Каждая тема включает вопросы… — ЮРАЙТ, (формат: 60x90/16, 728 стр.) Университеты России электронная книга Подробнее...2016269электронная книга
Анжелика Николаевна ПавловаИстория России. Учебное пособие для СПОВ пособии представлены лекции по дисциплине «История России», раскрывающие основные этапы истории нашей страны от образования Древнерусского государства до начала XXI в. Каждая тема включает вопросы… — ЮРАЙТ, (формат: 60x90/16, 728 стр.) Профессиональное образование электронная книга Подробнее...2016269электронная книга

dic.academic.ru

Фернандеш лучше всех нас знает историю России!

Вчера в гости к своему старому боевому товарищу, нашему обозревателю Евгению Ловчеву и остальным журналистам издания пришел легендарный Палыч. Мы встретили главного тренера чемпионов России-2017/18 тортом с тремя свечками – по числу золотых комплектов, которые он завоевал с «Локомотивом».

Свечей могло быть и 71 – 11 мая у Семина день рождения. Но заранее ведь не отмечают. Поэтому в адрес знаменитого тренера неслось только «Локомотив» – чемпион»! Следующие поздравления впереди…

А Палыч, тем временем, устроившись в кресле в пресс-центре «Советского спорта» напротив Ловчева, делился планами на вечер: «У меня билет в Ленком на 19.00». Как известно, главный тренер «Локо» – большой театрал. С детства дружит с актером МТЮЗа Валерием Бариновым. А вчера вечером он смотрел ленкомовский спектакль «Фальстаф и Принц Уэльский».

Но перед этим более часа отвечал на вопросы о долгожданном – первом за 14 лет – чемпионстве «Локо». И не только.

«ВСЕ УСПЕХИ «ЛОКО» – ОТ РАБОТЫ»

– «Локомотив» – это всегда команда-семья. Так было в «золотых» 2002 и 2004 годах. Та же аура исходит от нынешнего чемпионского состава. Как вам удается создать в коллективе такую обстановку? – Для меня самое важное – не обманывать игроков, относиться к ним ровно и всегда говорить правду. Иной раз она бывает сложная и футболистам не нравится, но это мой самый главный принцип.

Например, Мануэл Фернандеш, который в золотом матче с «Зенитом» играл со сломанным ребром, был недоволен тем, что мы не поставили его за тур до этого в Краснодаре. Дошло до определенной конфронтации… Но мы сели, поговорили о том, почему играл не он. Важно, что сделали это один на один. И Фернандеш стал лучшим в решающем матче.

V4x3 m 1525714678374 Маринато Гилерме: Миранчукам рано уезжать!

Это мой основной принцип, и он работает. 11 человек, которые играют, конечно, довольны, но за ними сидят еще 10, которые играют реже. Если эти 10 хорошо тренируются, значит, обстановка в команде нормальная. Если они работать перестают, нужно с ними говорить и перенаправить в правильное русло.

Считаю, мы выиграли чемпионат России потому, что у нас ничего по ходу сезона не сломалось. И это в том числе заслуга тех самых 10 ребят, которые в нужные моменты подменяли основных и приносили пользу.

Эдер вышел с «Зенитом» на замену и забил решающий гол. А ведь до этого он тоже сильно обиделся, что после успешного матча с «Динамо» я выпускал не его, а Ари. Мы такой агрессивный настрой приветствуем, потому что психология в спорте – ключевой компонент. Все дни перед «Зенитом» Эдер очень хорошо тренировался. Потому и появился на поле. Иначе я бы ни за что его не выпустил…

Что такое футбольная семья? Необязательно садиться вместе за стол в ресторане и говорить какие-то прекрасные тосты. Семья – это когда человек выходит на футбольное поле и работает за тебя. Когда ты можешь в жесткой форме сказать партнеру: «Ты ноги не убирай». А что делается за футбольным полем, не влияет на результаты. Никак.

– Вы часто практикуете индивидуальные беседы с игроками? – Да. Но я должен чувствовать и видеть, когда надо с человеком поговорить. Отмечу заслугу всего тренерского штаба в налаживании тонкой связи с игроками. Мои помощники становились чемпионами с «Локомотивом», как футболисты, их признают и уважают все. Потому что они сами в прошлом проделали такой же путь к золоту.

Особенно приятно было проделать этот путь сейчас, когда перед началом сезона на «Локомотив» никто не ставил. Интересно посмотреть, какие были букмекерские котировки прошлой осенью.

– Поставили бы на чемпионство, столько бы заработали! – Как тренер, не имею права играть на ставках (улыбается). Да и не угадываю никогда. К хорошему результату надо готовиться, предсказать его невозможно.

Вообще у нас все успехи идут от работы. «Локомотив» – крепкая, рабочая команда. Хорошо потрудились целый сезон, потому и выиграли чемпионат России. Хорошо, что наших футболистов называют сейчас звездами. Однако звездой может стать только тот, кто хорошо работает.

«СМОРОДСКАЯ ОСТАВИЛА ТОЛЬКО БОЛЬШИЕ ДОЛГИ»

– После чемпионства «Локомотива» бывший президент клуба Ольга Смородская сделал много интересных заявлений. Дескать, в этом золоте есть и ее заслуга. – Я человек – незлопамятный. Нормально отношусь ко всем ситуациям и очень хорошо помню ту, в 2010-м, когда пришлось уйти. От меня тогда помощи «Локомотиву» быть не могло, потому что руководители, которые приглашали Ольгу Юрьевну, меня совершенно не слышали.

Я же в «Локомотиве» с тех времен, когда на команду ходили сто человек. Если вы спросите Валерия Филатова (экс-президента «Локо» и многолетнего соратника Семина. – Прим. ред.), он расскажет, как нам удалось в 90-е годы сохранить команду. Бывало, платили зарплату игрокам из своих средств.

Однако Филатов, сам бывший футболист, никогда не давал мне таких рекомендаций: «Знаешь, твоя линия обороны играет очень близко к своим воротам. В Европе играют выше»… Какой-нибудь впечатлительный человек или молодой тренер принял бы эти слова как руководство к действию, но не я же.

V4x3 m 1525659168942 Николай Наумов: Затишье в отношениях Семина и Геркуса – временное

Что сделала для клуба Смородская? Филатов, например, построил интернат, потрясающую школу, поля, тренировочную базу. Николай Наумов (еще один экс-президент «Локо». – Прим. ред.) возвел арену, на которой сейчас играет дублирующий состав. У него тоже было много идей…

Если Ольга Юрьевна считает, что много сделала для «Локомотива», пусть расскажет, что именно. Остались только большие долги, которые легли на совет директоров. Из-за которых мы игроков долгое время толком не приглашали.

Вот и вся история. Если честно, мне неинтересно ее вспоминать. Я же тогда сам собрал свои вещи в Баковке и уехал тренировать киевское «Динамо». Там у меня тоже были счастливые времена. Помню, был последний матч, и болельщики вывесили баннер: «Палыч, не уходи!». На Украине такая поддержка дорогого стоит.

Вообще у меня с футбольными людьми конфликтов никогда не было. Ни с Филатовым, ни в «Мордовии», ни в Киеве. Игорь Суркис, кстати, одним из первых сейчас поздравил.

– От кого были самые неожиданные поздравления? – Ринат Леонидович Ахметов позвонил. Для меня это большая честь – у нас с «Шахтером» были настоящие битвы.

– А бывшие игроки «Локо» поздравили? Легионеры? – Да, многие.

– Лима, например? – К сожалению, о нем давно уже никто ничего не слышал. Его помнят все болельщики, он сильно нам помог выиграть в 2004 году золотые медали.

«ДЛЯ УСПЕХА В ЕВРОКУБКАХ НУЖЕН НЕДЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ»

– Вы и в 70 лет продолжаете регулярно ездить на тренерские семинары. Зачем? – Мне нравится футбольная тусовка и футбольная атмосфера. Нравится сидеть на стадионе. Помню финал, в котором ЦСКА выиграл Кубок УЕФА. У меня потекли слезы. Бывает такое – расчувствовался…

Что касается возраста, не вижу разницы между молодым тренером и возрастным. Если я возрастной и делаю результат, в чем преимущество молодого?

Вспомните Юппа Хайнкеса в «Баварии». Наверное, он все-таки что-то знает, раз так хорошо работает. Если тренер все время учится, анализирует и принимает быстрые правильные решения, возраст не мешает.

Как только потеряю интерес выходить на тренировку, сразу закончу. У меня нет финансовых проблем, не надо держаться за работу, чтобы прокормить семью. Но сейчас интерес остается, «Локомотив» наверху – буду продолжать.

V4x3 m 1525603114194 Вчера я плакал вместе с Палычем и Денисовым. Сдержаться было невозможно

– «Локомотиву» перед Лигой чемпионов требуется усиление состава? – Оно требуется всегда, а особенно после значительных побед, как нынешняя. И дело не только в Лиге чемпионов. В России сильная лига и хороший футбол. Какой вид спорта у нас собирает по 40 тысяч зрителей?

При этом мы не можем конкурировать с Англией. Там крутятся баснословные деньги, поэтому выступают самые талантливые игроки мира. В Испании правильно выстроена организация, начиная с детско-юношеского футбола. В Германии тоже деньги играют очень большую роль. Но ведь мы находимся на шестом месте в Европе. Считаю, что Франции мы не уступаем, Португалию и Голландию уже обошли.

Выиграть чемпионат России на одной ноге невозможно, потому что здорово выросли команды, находящиеся внизу турнирной таблицы. Да, лидеры не прибавили – из РФПЛ ушли Халк, Витсель, Вальбуэна, Ньяс.

Но надо правильно выстраивать свое хозяйство, чтобы побеждать европейских грандов не деньгами, а чем-то другим. Например, ЦСКА в 2005 году имел недельный цикл перед каждым еврокубковым матчем. Это дало результат в Кубке УЕФА. А в нынешнем сезоне у нас после матча со «Спартаком» сразу шел выезд в Мадрид к «Атлетико», после «Урала» – ответная встреча с испанцами в Москве… В трехдневном цикле конкурировать с «Атлетико» было нереально.

– Как оцениваете перспективу увидеть осенью три российских клуба в групповом этапе Лиги чемпионов? – Соперники в квалификации будут сильные, но шансы все равно хорошие. Все-таки это большие деньги и мотивация. Российский футбол однозначно движется вперед. А какие стадионы построили к чемпионату мира! В Краснодаре арена просто уникальная. Я много стадионов видел и знаю, о чем говорю.

– Вы возвращаетесь в Лигу чемпионов после длительного перерыва. Помните битву в плей-офф-2004 с «Монако»? – Конечно, я помню все хорошее. Мы тогда вышли из группы и против «Монако» смотрелись очень хорошо.

– Та Лига чемпионов завершилась сенсационным финалом «Порту» – «Монако». Сейчас такое возможно? – Думаю, нет. Очень большое расслоение. Некоторые футболисты стоят уже по 100 миллионов, а бывает даже больше…

«МОЗГОВ У НАС МНОГО»

– В чемпионской раздевалке вы сказали Соломону Кверквелии, что он давал команде дух… – У «Локомотива» в хорошие времена всегда были грузины. Он царь Соломон, очень мощный человек.

– Если Кверквелия – дух «Локомотива», то кто его мозг? – Мозгов у нас много, но в футболе еще и бегать надо (улыбается).

– Как вам удалось найти контакт с Игорем Денисовым, имеющим репутацию конфликтного футболиста? – Ситуация очень простая – выполняет игрок мои требования или не выполняет? Он выполняет: приходит вовремя, хорошо тренируется и готовится к матчам. Есть к нему претензии на футбольном поле? Нет. По самоотдаче – тоже. Для меня это главный критерий. А нравлюсь я ему или нет, это не проблема.

V4x3 m 1525603338658 Игорь Денисов как критерий истины. «Зенит». «Анжи». «Динамо». «Локомотив»

– Но характер-то у Денисова сложный. – Со своим характером он ничего негативного в команду не принес. Только одни плюсы. От футболиста, которые противопоставляет себя интересам команды, надо избавляться. Но Денисов никогда не ставил себя выше коллектива.

– Была ситуация с его выходкой после допинг-контроля… – Во-первых, он пошутил. Во-вторых, это были какие-то назойливые допинг-офицеры. Так, конечно, нельзя говорить, но когда из-за них задерживается тренировка, когда тебя сопровождают даже в туалет, это раздражает. Ну, сколько можно проверять?

Еще я не могу понять, зачем в футболе допинг? Здесь же матч за матчем следует. Если сегодня ты допинг принял, через два дня не восстановишься – будешь «трупом» лежать. Не вижу темы допинга в футболе. Только если кто-нибудь что-нибудь покурит (смех в зале). У нас 60 матчей в годe. И что, ты один матч отыграл и сдох?

– Братья Миранчуки активно общаются с Фернандешем. Можно ли сказать, что это сыграло роль в их значительном прогрессе? – Не думаю. Считаю, куда важнее, что они живут футболом и искренне им интересуются.

– А Фернандеш по-русски говорит? – Да, прекрасно. Эдер – тоже. Вообще любой человек, который приезжает сюда в любом качестве, должен говорить по–русски. А еще принимать традиции страны. Кстати, историю России в «Локомотиве» лучше всех знает Фернандеш. Он столько книг читает…

«ПУСТЬ ВСЕ НАШИ ЛЕГИОНЕРЫ ПОДОЛЬШЕ ЗАДЕРЖАТСЯ НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА»

– Приходилось бороться с тем, что Фернандеш часто передерживает мяч? – Это нормальная ситуация. С ним можно нормально разговаривать. Сделали ему замечание, и он все понял.

– Фернандеш сказал, что вы спасли его карьеру. Для вас это что-нибудь значит? – Для меня это значит, что игрок остался в «Локомотиве» и помог команде стать чемпионом России. Я вижу радость в его глазах, рад его возвращению в национальную сборную. То же касается и Джефферсона Фарфана. Потому что на позитиве всегда лучше работается.

– Хотелось бы, чтобы ваши сборники-легионеры пораньше вернулись в «Локомотив» с чемпионата мира? – Конечно, нет! Я буду только рад, если они пройдут со своими сборными как можно дальше. Лучше они вернутся радостные от хорошего результата, чем «убитые» от негатива. Это ведь мировое первенство – оно у многих игроков бывает только раз в жизни.

V4x3 m 1525600548859 Теперь народная команда – «Локомотив», а не «Спартак». И вот почему

Те наши футболисты, которые перед ЧМ-1994 в США подписали письмо четырнадцати, до сих пор об этом жалеют.

– Не все. – Все.

– Игорь Шалимов не жалеет. – Жалеет (улыбается). Той атмосферы, тех матчей у них уже никогда не будет. Это было наше самое сильное поколение за последние годы. Они могли что-то выиграть. И могли выйти вместо Швеции из группы.

– Не боитесь, что Миранчуки вернутся с чемпионата мира, прибитые негативом? – Не надо торопить события. Многое будет зависеть от того, как сборная России проведет подготовительный период. Хорошо подготовится – выйдет из группы… Не будем говорить, что мы аутсайдеры, но ведь и аутсайдеры выигрывают. Примеры есть – Греция, Исландия.

Все зависит от цикла подготовки. Точно так же хоронили команду Гуса Хиддинка перед Евро-2008. А игроки провели очень удачную работу и физически были на сто процентов готовы, и по сей день мы вспоминаем их игру. Также ставку на работу непосредственно перед турниром делал и Валерий Лобановский.

«ВДОХНОВЛЯЮСЬ «АТЛЕТИКО» СИМЕОНЕ»

– Имеет ли смысл Станиславу Черчесову сделать из «Локо» базовый клуб сборной на волне чемпионства? – С моей стороны было бы некорректно ему что-то советовать. Если ему потребуется, он может позвонить и сам спросить меня о моих игроках… Скажу только, что есть еще два-три игрока, которые никогда не призывались в сборную России, но сейчас набрали хорошую форму.

– Это футболисты «Локомотива»? – Нет.

V4x3 m 1525544805815 Семин выиграл. А кто проиграл?

– В игре «Локомотива» много общего с «Атлетико» Диего Симеоне, о котором вы уже говорили… – Симеоне мне очень симпатичен, но у него одни игроки, а у меня – другие. У Симеоне очень большое «я», он ни под кого подстраиваться не будет. Он пошел не как все, отказался от тотального контроля мяча – и нашел свою игру. Дважды выводил команду в финал Лиги чемпионов, выигрывал Лигу Европы. Надеюсь, выиграет финал и в этом году, будем за «Атлетико» болеть.

– Но можно ли сказать, что в определенном смысле вы вдохновлялись его идеями? – Да. Однако, повторюсь, у нас разные игроки под рукой. В текущем сезоне мы играли и в два центральных защитника, и в три, но не всегда это вопрос тактики. Иной раз других игроков просто нет. Как-то осталось три защитника, мы и в три играли.

– Какое-то время на позиции правого латераля играл Фарфан. Как перуанец это воспринял? – Нормально, он профессионал. Для него главное – в первые 11 попасть.

«В ОДНУ РЕКУ МОЖНО ВОЙТИ ДВАЖДЫ. ЕСЛИ ПРАВИЛЬНО ВХОДИТЬ»

– Вы как-то сказали, что график работы сборной для вас в силу возраста более удобен. Сейчас готовы были бы рассмотреть такое предложение и войти в одну реку дважды? – В одну реку можно войти дважды, если правильно входить. Сейчас об этом сложно рассуждать, ведь я тренер «Локомотива», у меня контракт с клубом.

– В 2005 году на пике тренерской карьеры вы ушли в сборную. Жалеете об этом? – Нет. Какое-то время казалось, что это была ошибка, а сейчас уже даже и не знаю. Жизнь так определила.

www.sovsport.ru

от раздробленности к централизованному государству (В. П. Сёмин)

Лекция 3. Русь: от раздробленности к централизованному государству

Предпосылки и особенности образования российского централизованного государства

Проблемы образования Московского государства всегда находились в центре внимания отечественной исторической науки.

Современная историческая наука рассматривает генезис государственности как закономерный процесс исторического развития нашего Отечества, обусловленный комплексным воздействием целого ряда социально-экономических, политических и духовных факторов.

Рассмотрим основные предпосылки образования Российского централизованного государства (рис. 6).

Основные периоды политического объединения Руси и их характеристика

В отечественной исторической науке сложилась следующая периодизация создания централизованного Российского (первоначально Московского) государства (рис. 7, 8).

Рис. 6. Образование Российского централизованного государства XIII–XVI вв.

Рис. 7. Политическое объединение на Руси XIII–XVI вв.

Рис. 8. Закрепощение крестьян в Российском государстве

Рассмотрим семь основных характерных черт процесса формирования Московского царства.

1. Московские князья использовали различные формы и методы для подчинения других русских князей и их земель.

а) Значительное число русских княжеств было приведено под руку московских князей силой оружия.

В 1327 году Иван Калита во главе московского войска помог хану Золотой Орды Узбеку подавить восстание в Твери против баскака Чолхана. В результате этого и других не всегда нравственных шагов Калита получил право именоваться великим князем всея Руси.

Дмитрий Донской в 1375 г. нанес существенное военное поражение Твери в борьбе за первенство среди русских земель, этот поход стал также ответом на три совместных набега литовско-тверского войска под командованием Михаила Тверского на Москву в 1368, 1370, 1372 гг.

В 1472 году войско Ивана III покорило Пермский край, а в 1489 г. – Вятские земли. 1471 год ознаменовался сокрушительным поражением 40-тысячного новгородского ополчения от 5-тысячной московской дворянской конницы Ивана III.

В 1478 году московское войско взяло Новгород осадой, глава антимосковской партии, вдова посадника Марфа Борецкая, была брошена в темницу, а вечевой колокол как символ независимости Новгорода увезен в Москву.

б) В интересах подчинения русских земель своей власти московские князья активно использовали экономические рычаги.

В 1332 году Иван Калита добился от хана права собирать дань – «выход» со всей Руси для Золотой Орды. Отправляя дань в Орду, Калита не обижал и себя.

Дмитрий Донской принудил волжских булгар к уплате дани Москве, чем создал условия для подчинения Нижегородского княжества, получавшего значительный доход именно от булгарской дани.

Василий II и Иван III просто купили у обедневших ростовских князей их вотчину по частям в течение нескольких лет.

Василий III после присоединения к Москве последних самостоятельных княжеств – Рязани и Пскова – резко ограничил права оставшихся полутора десятков удельных князей, находившихся от него в вассальной зависимости, запретив им чеканить свою монету.

в) Отдельные русские земли входили в состав Московского княжества на добровольных началах.

В частности, так было со Смоленском, население которого после освобождения его войском Василия III от литовского владычества в ходе войны 1512–1514 гг. с Литвой изъявило желание перейти под руку Москвы (1514).

2. Процесс образования Московского государства сопровождался активной борьбой московских князей за свержение монголо-татарского ига и возвращение так называемого киевского наследства, т. е. земель, входивших в IX–XII вв. в состав Новгородско-Киевской Руси.

3. Если говорить о татаро-монгольском влиянии на генезис российской государственности, то представляется, что далеко не безосновательными являлись утверждения историков Н.И. Костомарова, В.И. Сергеевича, ряда современных исследователей, в частности А.Л. Хорошкевич, о том, что оно сыграло существенную роль в движении московского общества к деспотии восточного типа.

Молодое Московское государство вело также активную борьбу за возвращение «киевского наследства». Эта проблема имела для московских князей не только хозяйственное, но и геополитическое значение. Это был вопрос международного престижа и авторитета.

О темпах роста Московии свидетельствует тот факт, что если, по подсчетам В.О. Ключевского, Василий II оставил по духовной грамоте старшему сыну Ивану 14 городов с уездами, а остальным сыновьям вместе 11 или 12 городов, то Иван III завещал старшему сыну уже 66 городов, а остальным сыновьям – 30. Таким образом, к началу XVI в. появившееся название «Россия» обозначало крупнейшую державу Европы и Азии.

В тот период усилилась изоляция Московского государства от европейского мира. Путь «из варяг в греки» в условиях монгольского завоевания потерял свое значение, в силу чего снизилась активность хозяйственно-торговых связей русских земель с Европой.

Духовная и ментальная изоляция Московии от Европы еще больше усилилась после подписания многими православными церквами Флорентийской унии 1439 г. Согласно ей, они признавали главенство папы римского и католических догматов в условиях нарастания турецкой агрессии.

Подписавший унию митрополит Московский Исидор по возвращении в Москву был лишен сана и брошен в темницу по решению Василия II. Впоследствии Исидор бежал за границу и стал католическим кардиналом.

После взятия в 1453 г. турками Константинополя и падения Византии Русская православная церковь фактически оторвалась от всего христианского, в том числе православного, мира, так как все международные контакты Московской митрополии шли в основном через Константинопольскую патриархию.

Однако было бы неверным рассматривать процесс отчуждения России от Европы исключительно как самоизоляцию. Ему в значительной степени способствовала активная католическая экспансия, направленная кроме политических целей и на разрушение системы духовных ценностей русского народа.

Единственным сильным государством, с которым Русь в XIII–XV вв. имела постоянные и непосредственные контакты, являлась Золотая Орда. Именно этот сильный сосед, как в IX–XI вв. Византия, и стал во многом образцом для московских князей при строительстве молодого общества и государства.

Безусловное цивилизационное влияние оказывали и активные связи Московии со среднеазиатскими государствами, осуществлявшиеся помимо Золотой Орды.

4. Процесс формирования Московского государства сопровождался утверждением обожествляемой самодержавной власти.

Именно владимиро-суздальские князья, сводные братья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, могут быть названы основоположниками государственно-самодержавной идеи на Руси. Именно они поставили знак равенства между великим князем и государем, по отношению к которому все прочие князья и тем более бояре если не подданные, то, по крайней мере, вассалы самого низшего разряда.

Первым из московских князей стал титуловаться великим князем всея Руси Иван Калита. Большой шаг в реализации идеалов самодержавной власти сделал Дмитрий Донской, опираясь на поддержку московского боярства, стремящегося к новым богатствам. В 1371 году он заставил монголо-татар и северовосточных русских князей признать его великим князем московским и владимирским, а в 1389 г. завещал это великое княжение своему сыну Василию I (1389–1425), игнорируя лествичную систему наследования и право хана на дачу ярлыка.

В 1485 году Иван III начал именоваться великим князем московским и всея Руси Божией милостью, а в переписке с иноземными монархами называть себя царем. Важными шагами в усилении единодержавной власти стали брак Ивана III в 1472 г. с племянницей последнего византийского императора Константина IX – Софьей Палеолог и венчание им своего внука Дмитрия шапкой Мономаха и титулом наследника и государя Божией милостью.

При Иване III и Василии III войско стало общерусским, и именно на этой основе великие князья выступали уже как самодержавные государи по отношению к удельным князьям и боярам, которые тем не менее продолжали иметь свои собственные небольшие военные отряды.

Наконец, Иван IV (будущий Грозный) венчался в 1547 г. царским венцом и стал первым официально провозглашенным российским царем, самодержцем, получившим власть и венец из рук главы церкви и от имени Бога.

5. В процессе становления Московского царства в русских землях фактически была уничтожена социальная группа собственников и утвердилась власть – собственность в лице царя и государственной бюрократии.

В последующем, в XIII–XVI вв., позиции власти-собственности еще более усилились. Если в начале XV в. 2/3 всех удобных земель принадлежали боярам, князьям, церкви, а великому князю – всего 1/3, то к середине XVI в. положение изменилось на диаметрально противоположное: у знати и церкви – 1/3, а у великого князя – 2/3. К концу же царствования Ивана IV собственниками земли в России были лишь царь и церковь, причем собственность последней была существенно сокращена.

Права собственности удельных князей из великокняжеского дома были подорваны Василием II, после того как он учредил на их землях уезды, которые управлялись наместниками, назначаемыми великим князем из числа московских бояр и получавшими «корм» со своей должности.

Василий III и Иван IV приняли последовательные меры к ограничению церковных вотчин. Сначала князьям и боярам было запрещено давать вотчины в монастыри без царского ведома; затем земли, отобранные церковью у дворян, были возвращены владельцам, а земли, розданные боярами церкви в малолетство Грозного, – в казну; с 1580 г. в монастыри разрешалось делать только денежные вклады.

6. Острая социально-политическая борьба, и прежде всего за власть, сопровождала образование Московского царства. Наиболее кровавым и жестоким ее проявлением стала феодальная война в России (1425–1453). В борьбе за великое московское княжение столкнулись Василий II, его дядя, Юрий Галицкий с сыном Василием Косым.

Поводом к войне стало столкновение двух традиций престолонаследия: древней, лествичной, по которой после смерти сына Дмитрия Донского, Василия I, великим князем должен был стать второй сын, Юрий Галицкий. И новой, рожденной Донским, когда наследником Василия I должен был стать его сын Василий II Темный, получивший свое прозвище в связи с тем, что в ходе войны он не только трижды изгонялся своими противниками из Москвы, но и был ими ослеплен.

Бояре долго ограничивали царское единодержавие Ивана Грозного, они заставили его в 1547 г. отказаться от войны с Литвой, а в 1550 г. добились включения в Судебник (сборник законов) ст. 98, согласно которой новые царские указы не могли быть приняты без согласия Боярской думы. Народные волнения и бунты, особенно в городах, также были частыми.

7. Образование Московского государства сопровождалось усилением роли и значимости Русской православной церкви в жизни общества.

Киевский митрополит Кирилл венчал Александра Невского на великое владимирское княжение и прожил большую часть жизни во Владимире. Его усилиями в столице Золотой Орды, Сарае, была создана православная епархия, через которую в последующем московские князья имели постоянную связь с ханом и Византией.

В 1325 году митрополит Петр перенес свою кафедру из Владимира в Москву и завещал похоронить себя в этом городе. Владимир же в это время был владением тверского князя.

Митрополит Алексей (1293–1378), дважды съездив в Орду, добыл у хана ярлык на великое княжение малолетнему Дмитрию Донскому, отбив его у суздальского князя Дмитрия Константиновича. Он активно поддерживал Дмитрия Донского в его борьбе с суздальско-нижегородскими князьями.

На рубеже XV–XVI вв. иосифлянское руководство церкви сформулировало теорию «Москва – Третий Рим», которая в условиях падения Византии и Флорентийской унии (1439) провозглашала Москву единственной хранительницей истинной веры – православия.

Россия в эпоху Ивана IV (Грозного)

С окончанием формирования Российского централизованного государства союз московских князей и бояр, позволявший им сосредоточивать в своих сундуках богатства бояр покоренных князей, рухнул.

После смерти Василия III начался период боярского правления. Знатнейшие боярские роды (Глинские, Шуйские, Бельские, Оболенские, Воронцовы, Кубенские, Старицкие), пользуясь фактическим отсутствием ввиду малолетства Ивана IV центральной власти, стремились достичь максимального обогащения и политической независимости.

С декабря 1533 г. по апрель 1538 г. правили регентша, мать Ивана IV Елена Глинская, и ее фаворит князь И.Ф. Овчина-Телепнев-Оболенский. Россия потеряла в войне с Литвой Любеч и Гомель. После смерти Елены ее фаворит был казнен (1539), а к власти пришел «боярский совет» во главе с князьями Шуйскими.

На протяжении 1538–1547 гг. шла борьба за верховную власть между родами Шуйских и Бельских.

В 1543 году 13-летний Иван IV, с детства не страдавший излишним гуманизмом, затравил собаками главу рода князя Андрея Шуйского, после чего реальная власть перешла к боярам Воронцову и Кубенскому, но и их казнили летом 1546 г. по приказу набиравшего силу Ивана за недостаточную настойчивость в проведении казанской политики. В течение следующего года на вершине пирамиды власти оказались бабка Ивана IV – Анна Глинская и ее сыновья.

Кончилась боярская эпопея раздоров 16 января 1547 г., когда Иван IV Грозный (1547–1584) венчался на царство, причем не просто великим князем, а государем всея Руси и царем московским, чем подчеркивалось божественное происхождение его власти.

Утвердившись на престоле, Иван IV начал бурное реформирование устоев жизни московского общества (рис. 9). В целом реформы середины XVI в. в России были реформами феодального государства, проводившимися за счет крестьянства и, что характерно для России, за счет крупных собственников – бояр, в интересах дворянства, как опоры царя, с целью усиления самодержавной централизованной государственной власти, сосредоточения в ее руках не только политической власти, но и всех прав собственности.

Главной особенностью ментальности Ивана Грозного как государственного деятеля, а также определенной части российского служилого сословия было утверждение в их сознании приоритета государственного устройства на жестких вертикальных связях и подданства всего общества власти обожествляемого единоличного правителя. Для воплощения этого идеала Иван Грозный создал специальный механизм – институт опричнины (1564–1572).

3 декабря (Николин день) 1564 года Иван Грозный с семьей и, что удивило московский люд, с казной, святыми иконами и громадным обозом выехал из столицы в Коломенское на богомолье.

Только через месяц царь объявился в Александровской слободе, откуда отправил письмо митрополиту Афанасию, в котором сообщал, что положил свой гнев «на архиепископов и епископов, и на архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого, и на конюшего, и на окольничих, и на казначеев, и на дьяков, и на детей боярских, и на всех приказных людей», а на простой народ государь, мол, гнева не держит. Таким путем царю удалось создать в среде посадского и крестьянского населения мнение, что изменники вынудили его оставить царство и бежать куда глаза глядят. Ну а в ряды изменников Иван записал всех, кто мог представлять хоть малейшую угрозу его единовластию.

Рис. 9. Иван IV Грозный (1533–1584)

Все это дало возможность царю выдвинуть ультиматум Думе и митрополиту. Сущность царских требований сводилась к следующему. Вся территория государства разделялась на земщину и опричнину («опричь» – кроме). В земщине сохранялись старые порядки, и управлялась она Боярской думой. В опричных же землях всем распоряжался царь (рис. 10, 11).

Рис. 10. Сущность опричнины

Рис. 11. Итоги опричнины

В 1572 году опричнина была отменена, а само упоминание о ней запрещено под страхом наказания кнутом.

В 1575–1576 годах Иван Грозный частично организационно восстановил опричнину, выделив особый «государев удел» и поместив в нем верных себе дворян.

Чтобы хоть как-то спасти от разорения главную военную силу государства – владельцев поместий, одна треть которых была переселена в новые местности, Грозный в 1581 г. издал так называемый «Указ о заповедных летах», предусматривавший временное, на неопределенный срок прекращение выхода крестьян в Юрьев день и их вывоза с определенных территорий.

Между 1575 годом и своей смертью в 1584 г. Иван Грозный успел убить старшего сына, наследника престола царевича Ивана, не отличавшегося характером от отца в лучшую сторону; назначить наследником престола слабого здоровьем Федора, жениться в пятый, шестой и седьмой раз. (Его жены – Анастасия Захарьина-Юрьева, Мария Темрюковна, Марфа Собакина, Анна Колтовская, Анна Васильчикова, Василиса Мелентьева, Мария Нагая.) Может быть, царь успел бы и в восьмой раз сходить под венец, но умер внезапно, за игрой в шахматы.

Главные усилия Грозного после отмены опричнины были направлены на внешнеполитические дела.

Рассмотрим кратко итоги внешней политики Ивана IV по трем основным направлениям.

1. Восточное направление. Главными соперниками Москвы здесь были образовавшиеся на развалинах Золотой Орды Казанское и Астраханское царства, Большая Ногайская Орда (между реками Яиком и Волгой).

Они перекрывали волжские торговые пути, дипломатические каналы России в Каспийское море и Азию, а также были серьезным препятствием в освоении Урала и лежащих за ним земель. Кроме того, татарские отряды совершали постоянные грабительские набеги на юго-восточные русские земли.

В 1547–1548 годах отряд князя Александра Горбатого начал присоединение Марийского края и Чувашии к России.

В 1549–1550 годах русские войска под командованием царя две недели простояли у казанских стен, но взять город не смогли.

После неудачных дипломатических попыток сделать казанского царя вассалом Москвы в 1552 г. 150-тысячное русское войско со 150 пушками под командованием Ивана Грозного, Владимира Старицкого, Андрея Курбского, Александра Горбатого, Петра Серебряного, Семена Шереметева, Михаила Воротынского штурмом взяло Казань, оборонявшуюся 30-тысячным гарнизоном.

В 1552–1557 годах русские войска завоевали всю территорию Казанского царства, т. е. Среднее Поволжье. 1556 год был ознаменован взятием 30-тысячным русским войском под командованием князя Юрия Пронского-Шемякина и Александра Вяземского Астрахани и последующим присоединением Астраханского царства к России.

После этих важных завоеваний началась активная колонизация русскими Поволжья и Приуралья. Были построены города Самара, Саратов, Уфа, Чебоксары, Тетюш.

Присоединение Поволжья открыло выход России к Уралу и просторам Сибири.

Таким образом, восточное направление внешней политики характеризовалось высокой активностью и результативностью.

2. Южное направление. Основную опасность для молодого Российского государства представлял один из осколков Золотой Орды – Крымское ханство.

Практически каждый год, как правило ранней осенью, в период завершения сельскохозяйственных работ отряды крымских татар вторгались в русские земли, захватывая богатую добычу и уводя русских людей на невольничьи рынки в Крыму.

В набег 1571 года крымскому хану Девлет Гирею удалось отрезать Ивана Грозного в районе Серпухова от основной части царского войска. Царь в панике бежал во главе опричников, оказавшихся годными лишь для карательных функций, сначала в Александровскую слободу, а затем и дальше – в Ростов Великий. Девлет Гирей разграбил и сжег Москву, в которой уцелел лишь Кремль. Сразу же после этого царь казнил главного военачальника опричного войска – князя Михаила Черкасского.

С тревогой наблюдавший за успехами Москвы в Поволжье турецкий султан Селим пытался предпринять в 1569 и 1571 гг. крупные походы против России, но его планы были сорваны дипломатическими усилиями московского правительства.

Главным итогом внешней политики России на юге стало в целом успешное сдерживание крымско-турецкой экспансии.

3. Западное направление. Основные события здесь произошли в ходе Ливонской войны, которую Россия вела в 1558–1583 гг. против коалиции Ливонского ордена, Швеции, Польши и Великого княжества Литовского (с 1569 г. – Речи Посполитой). Ливония являлась конфедерацией пяти феодальных государств: Ливонский орден, Рижское архиепископство, Курляндское, Дерптское и Эзель-Викское епископства.

Следует учитывать, что Ливонская война отражалась в ментальности московского общества не как завоевательные походы, а как возвращение исконно русских земель.

На первом этапе войны, в 1558–1561 гг., русские войска под командованием князей Мстиславского, Петра Шуйского, Петра Серебряного взяли Нарву, Дерпт, всего около 20 городов и разгромили Ливонский орден.

На втором этапе, в 1562–1578 гг., русские войска под командованием Ивана Грозного вели войну с переменным успехом. В 1563 году Иван IV взял Полоцк, что стало последней крупной военной победой русских. В 1572 году при штурме Виттенштейна (Эстония) погиб Малюта Скуратов. Если верить литовским летописям, Грозный устроил кровавую тризну по своему подручному, приказав сжечь всех захваченных в городе шведов.

В 1566 году Земский собор отказался от предложения Литвы заключить мир и забыть о территориальных претензиях России. Война продолжалась.

После смерти бездетного польского короля Сигизмунда Августа Иван Грозный в 1573 и 1575 гг. предлагал свою кандидатуру на выборы короля в польском сейме.

В 1575–1576 годах Грозный вел неудачные переговоры с императором Габсбургской империи Максимилианом, стремясь добиться его дипломатической поддержки в войне.

На третьем этапе, в 1579–1583 гг., русские войска вели в основном оборонительные сражения. В 1579 году новый польский король Стефан Баторий после трехнедельной осады взял Полоцк.

В 1580 году Стефан Баторий взял Великие Луки. В 1581 году 100-тысячное польское войско Батория не смогло овладеть Псковом, который обороняли 50 тыс. русских во главе с князем Иваном Петровичем Шуйским.

Россия оказалась истощенной войной, и Иван Грозный вынужден был пойти на ее прекращение. В 1582 году в Ям-Заполье (южнее Пскова) при посредничестве папского посла Антонио Поссевина было заключено 10-летнее перемирие с Речью Посполитой, по которому Россия лишалась Полоцка и Ливонии, но вернула ряд своих городов, захваченных поляками.

В 1583 году на реке Плюссе было подписано перемирие со Швецией, согласно ему Россия теряла Ивангород, Ям, Копорье, Корелу с уездами. Из небольшого плацдарма бывших новгородских владений на Балтийском побережье у Москвы осталось лишь устье Невы.

kartaslov.ru


Смотрите также