Правление Рюрика на Руси. Рюрик история россии


Рюрик

Рюрик  РЮРИК (IX в.) — полулегендарный родоначальник русской княжеской династии Рюриковичей.

  Согласно "Повести временных лет", в 862 г. уставшие от междоусобных войн племена ильменских словен, мери, чуди и веси решили пригласить себе общего князя-варяга из-за моря, надеясь, что в равной степени всем им чужая власть сумеет примирить их между собой. На просьбу откликнулись три брата — Рюрик, Синеус и Трувор. Старший — Рюрик — сел в Новгороде, Синеус — на Белом озере, Трувор — в Изборске. В некоторых поздних летописях встречается легенда, будто братья не были совсем чужими для пригласивших их племен, так как являлись внуками легендарного новгородского князя-старейшины Гостомысла от его средней дочери Умилы, отданной замуж за некоего варяжского князя. Два года спустя Синеус и Трувор умерли, и Рюрик взял их области себе. В Новгороде Рюрик якобы женился на Ефанде, происходившей из местного знатного рода. В 864 г. новгородцы подняли восстание против власти Рюрика, которое возглавил Вадим Храбрый. Рюрик жестоко подавил восстание и убил Вадима. Многие новгородцы, спасаясь от жестокостей Рюрика в 867 г. бежали в Киев. В период правления Рюрика прроизошло еще одно не мало важное событие, в 862 г. два варяга — бояре новгородского князя Рюрика — Аскольд и Дир вместе со своими родственниками и дружинниками отпросились у князя в Константинополь (то ли в поход, то ли на службу наемниками), но не добравшись до Константинополя остались править в Киеве. Рюрик правил еще 12 лет и умер в 879 г., оставив все владения своему родственнику Олег. Ему же он поручил и заботы о своем малолетнем сыне Игоре.

  Легенда о призвании варягов вызывала и вызывает дискуссии среди историков. Остается неясным, был ли Рюрик скандинавом, финном или славянином из Южной Прибалтики. Местом, куда был призван Рюрик, кроме Новгорода называют также Ладогу. Остается неясным, было ли "призвание" добровольным или он захватил власть силой.

Правление князя Рюрика

  Имя Рюрик (Рорик) известно в Европе с IV в. По предположениям некоторых ученых, оно происходит от названия кельтского племени "руриков" или "рауриков". Известны князья VIII-IX вв. с именем Рюрик (Рорик), жившие на Ютландском п-ове. Имя Синеус образовано от кельтского слова "sinu" — "старший". Имя Трувор также возводится к кельтскому слову, означающему "третий по рождению".

  Некоторые ученые склонны отождествлять Рюрика с предводителем викингов Рериком. Что касается Синеуса и Трувора, то, по мнению некоторых исследователей, само появление их имен в русских летописях — результат неправильного прочтения летописцами шведского текста, который сообщал, что Рюрик пришел в земли славян и финнов со своими родичами (синеус) и верной дружиной (трувор).

  Большинство историков сходятся во мнении, что сюжет, связанный с призванием варягов, был внесен в летописи достаточно поздно — не раньше кон. XI- нач. XII вв. Тем не менее именно он стал основой одной из исторических концепций происхождения русской государственности (т.н. Норманнская теория).

автор статьи А. Королев

www.rushrono.ru

Рюрик – История России

Этническое происхождение варягов и руси таит в себе много вопросов, пока без ясных ответов. Ответы на эти вопросы актуальны, так как именно варяги и русы образовали господствующий слой будущей Киевской Руси, а русы дали свое имя складывающемуся государству.Еще в XVIII веке немецкие ученые, жившие тогда в России — Г.З. Байер, Г. Миллер и Л. Шлёцер — впервые стали утверждать, что русы и варяги, пришедшие к славянам, были германскими племенами, а точнее, шведами, известными в Европе под именем норманнов («северных людей»). Так возникла норманнская теория происхождения русов и варягов, существующая в исторической науке до сих пор. Но тогда же, в XVIII столетии норманнскую теорию решительно опроверг М.В. Ломоносов, считавший русов и варягов балтийскими славянами, жившими ранее в Южной Прибалтике.В «Повести временных лет» мы встречаем три разные характеристики варягов. Первая: варяги — это правители государственно-территориального образования, возникшего на Волго-Балтийском пути от Ютландии вплоть до Волжской Булгарии. Вторая: варяги — это какой-то отдельный этнос, но не германцы. Третья, самая поздняя: варяги — это разноэтничное определение «западных» народов Прибалтийского региона, в том числе и скандинавов. Иначе говоря, «Повесть временных лет» последовательно показывает нам, как на протяжении VIII—XI веков значение определения «варяги» менялось в представлении древнерусских летописцев, постоянно наполняясь новым содержанием.

Continue reading “Варяги.”

Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус. Илья Глазунов. 1986 годВнуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус. Илья Глазунов. 1986 год

Рюрик (ум. 879) — летописный варяг, первый новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей на Руси. Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.Существуют разные версии происхождения Рюрика. Некоторые исследователи отождествляют его с конунгом Рёриком (Hrørek, ум. до 882) из ютландского Хедебю (Дания) (норманская теория). Приверженцы антинорманистской интерпретации предполагают, что Рюрик — представитель княжеского рода ободритов, а его имя — это славянское родовое прозвище, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом. Continue reading “Рюрик”

russian-history.info

Краткая биография князя Рюрика

История Руси до Рюрика

Точных данных об истории Руси до Рюрика немного. Более того, известные факты могут трактоваться по-разному приверженцами норманской теории и антинорманистами. Первые связывают появление государства на территории славянских народов именно с приходом варягов, вторые утверждают, что государство славян уже существовало к этому времени. Однако стоит отметить, что даже то, к какому этносу принадлежал род легендарного князя Рюрика, ученым неизвестно. Теорий о его происхождении существует немало, но ни одну из них пока не удалось доказать. Затрудняется исследование этого вопроса и некоторыми сложностями чтения древнерусских летописей. Так, к примеру, точно не установлено, Русью назывался род Рюрика или же так в летописи именуется одно из племен, призвавших князя.

Правление Рюрика

Происхождение Рюрика до сих пор вызывает множество споров среди тех, кто считает его реальной исторической личностью. Приверженцы норманской теории утверждают, что Рюрик и его дружина были викингами - скандинавами. Норманисты ищут доказательства своей теории в этимологии имени князя, связывая его с латинским словом rex («король»). Известно, что имя Рюрик и сегодня используется в Швеции, Финляндии и некоторых других странах. Сторонники западнославянской версии связывают биографию Рюрика со славянским племенем ободритов, иначе называвшихся «ререгами» (соколами). Призвание Рюрика, согласно «Повести временных лет», произошло в 862 г. Племена весь, чудь, ильменские словене и кривичи, не сумев договориться о том, кто же будет править, и не желая усобицы, призвали к себе на княжение Рюрика. Он пришел в Новгород с братьями Синеусом и Трувором. Существует версия о том, что правление Рюрика началось не в Новгороде, а в Старой Ладоге. В соответствии с этой теорией Новгород был построен князем только через два года. Такие археологические находки, как Рюриково Городище, способны подтвердить эту теорию.

Согласно летописной версии братья Рюрика стали княжить в славянских землях. Синеус получил Белоозеро, а Трувор - Изборск в землях кривичей. Но правили они недолго. Через два года, после их смерти, Рюрик стал единоличным правителем. Стоит отметить, что некоторые историки придерживаются версии о том, что братьев у Рюрика не было. Они переводят слово «трувор» как «верная дружина», а «синеус» как «свой род». Сведений о правлении Рюрика немного. Летописи довольно скупо сообщают о том, что он стремился укреплять границы своих владений, строил города, а также подавил мятеж Вадима Храброго в Новгороде. Из этого можно заключить, что приход Рюрика на Русь повлек за собой укрепление государственности и централизацию власти. Смерть Рюрика датируется примерно 879 г. Власть унаследовал сын Рюрика (предположительно от норвежской княжны) Игорь, позже ставший киевским князем. Существуют сведения о том, что у Рюрика были и другие дети.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

 

historynotes.ru

Рюрик, князь – краткая биография

Имя Рюрика носил первый известный истории русский князь. Биографические сведения о нем летописей довольно скудны.

Древнейшие летописи (Лаврентьевская и Ипатьевская) впервые упоминают о Рюрике в рассказе за 862 год о восстании северных племен, покоренных варягами и обложенных данью, против своих поработителей – восстании, окончившемся изгнанием варягов. Освободившиеся племена начали управляться самостоятельно, но «не было в них правды», «встал род на род, и была в них усобица». Тогда они решили поискать себе князя – и «пошли за море к варягам-руси; ибо звались те варяги русью, как другие зовутся свеями (шведами), урманами (норманнами), англянами (англичанами), готами. Сказали руси чудь, славяне (ильменские) и кривичи и весь: земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; придите княжить и владеть нами». Новгородская летопись рассказ об изгнании варягов и посольстве к ним приводит наряду с другими известиями 854 г., с неопределенным дополнением, что эти события произошли во времена княжения в Киеве Кия, Щека и Хорива. Отсутствует в Новгородской первой летописи и объяснение племенного имени варягов – Русь.

Варяги на Руси

Заморские гости (варяги). Художник Николай Рерих, 1901

 

В ответ на предложение отправленного к варягам посольства (призвание варягов) три брата из варяжского племени русь – Рюрик, Синеус и Трувор – с родичами своими отправились в путь. Летописи по-разному говорят о месте, куда прибыли эти варяжские князья, и о том, где остановился Рюрик, старший из них. Ипатьевская летопись и некоторые списки Лаврентьевской повествуют, что Рюрик основал город Ладогу и сел там княжить, тогда как Синеус утвердился в Белоозере, а Трувор – в Изборске. «И от тех варягов-руси получила название Русская земля». Однако по утверждению Троицкого списка Лаврентьевской летописи, Рюрик сел княжить в Новгороде. Новгородская первая летопись рассказывает, что в Новгород с сильной дружиной вначале пришли все три брата. Те своды, которые считают, что Рюрик вначале обосновался в Ладоге, рассказывают: через два года оба брата его умерли, и он, пойдя к озеру Ильмень, срубил над рекой Волхов город, назвав его Новгородом.

 

 

Ранние летописи дают очень мало сведений о дальнейшей жизни и деятельности Рюрика. Известно только, что Рюрик раздавал своим дружинникам волости и города (Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром). Двое из его «мужей» – Аскольд и Дир с собственными отрядами двинулись, с согласия Рюрика, к Киеву, а оттуда к Царьграду (Константинополю). Рюрик имел сына Игоря, который в год его смерти (879) был ещё очень мал. По этой причине Рюрик поручил вести княжеские дела, до того как вырастет Игорь, своему родственнику (племяннику?) Олегу.

Рюрик в Ладоге

Прибытие Рюрика в Ладогу. Художник В. Васнецов

 

Эти скудные данные о Рюрике поздние летописи дополняют новыми подробностями. По словам Густынской и Воскресенской летописей, совет послать за мудрым мужем в прусскую землю дал новгородцам старейшина Гостомысл. Они пошли в прусскую землю, нашли там князя Рюрика, происходившего, якобы, от рода римского императора Августа, и умолили его идти княжить к ним. Происхождение Рюрика от Октавиана Августа положено в основу целого ряда древних княжеских родословных. По словам Никоновского летописного свода, ильменские славяне (новгородцы), меря и кривичи не сразу послали за князем к варягам. Поначалу думали избрать его из своих или призвать от хазар, полян, с Дуная. Когда же посланные пришли к варягам, те сначала не хотели идти княжить к ним, «боясь звериного их обычая и нрава», однако потом на это всё же согласились Рюрик и два его брата. Спустя два года после того, как Рюрик сел в Новгороде (6372 год по старому летоисчислению, 864 год по новому), новгородцы, призвавшие его, забунтовали и, много пострадав от него, стали говорить, что не хотят дальше быть рабами варягов. Рюрик, по той же Никоновской летописи, жестоко расправился с недовольными, убив их вождя Вадима и многих его сторонников. Спокойствие не водворилось и после смерти бездетных Синеуса и Трувора. Согласно Никоновской летописи, и в 867 году много новгородцев бежало от Рюрика в Киев.

Князь Рюрик

Князь Рюрик на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

Автор фото - Дар Ветер

 

Некоторые поздние летописные своды (например, Воскресенский) рассказывают, что Рюрик не был миролюбив и по отношению к соседям. Едва утвердившись в Новгороде, он «начал воевать повсюду». В одном позднем летописном сборнике есть рассказ о посылке Рюриком в 866 году воеводы Валета для завоевания Карелии, причем и сам Рюрик будто бы спустя 13 лет умер в этой войне. Согласно большинству летописей, Рюрик умер в 879 году, однако один из списков (Ермолинский) датирует его кончину десятью годами ранее.

Сказание летописи о первых русских князьях и о Рюрике породило в русской исторической науке, так называемый «варяжский» вопрос. Споры вокруг него продолжаются по сей день. Имеется много теорий, по-разному объясняющих начало «Русской земли», но ни одна из них до сих пор целиком не возобладала над другими.

 

rushist.com

Откуда пришёл Рюрик? | Древняя Русь

Кем был Рюрик? Ответив на этот вопрос, мы ответим и на вопрос «откуда есть пошла земля русская». Историки уже не один век ломают копья над этим вопросом, приводя различные аргументы в пользу той или иной теории.

Журнал: История от «Русской Семёрки», Альманах №3, осень 2017 годаРубрика: Тайны древней РоссииТекст: Русская Семёрка

Датчанин

Фото: князь РюрикПервая версия гласит, что «наш» Рюрик — это Рорик Ютландский, датский конунг из династии Скьёльдунгов, ведущей свою родословную от самого Одина. Упоминания о Рорике встречаются во франкских хрониках, где он называется правителем Дорестада и нескольких фризских земель в 841-873 годах. В Ксантенских анналах его также называют «язвой христианства».Первым версию о тождественности «нашего» Рюрика и датского Рорика высказал пастор X. Холлман в своей работе «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт», опубликованной в 1816 году. Через 20 лет профессор Дерптского университета Фридрих Крузе также отождествил Рюрика с Рориком Ютландским.Из российских учёных первым о тождестве этих исторических фигур написал Николай Тимофеевич Беляев в работе «Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи», изданной в Праге в 1929 году. В качестве доказательств верности теории учёный приводит временные пробелы в фризских хрониках (863-870 годы) и соответствующие упоминания о Рюрике Новгородском в русских летописях.Также в качестве аргумента приводится близкое соответствие археологических слоёв ютландского города Рибе и Ладоги Рюрикова времени.Из современных российских учёных датскую версию происхождения Рюрика поддерживали Борис Рыбаков, Глеб Лебедев, Дмитрий Мачинский и другие.

Швед

Вторая версия: Рюрик был шведом. Эта гипотеза имеет не больше доказательств, чем предыдущая. По ней Рюрик — это шведский конунг Эйрик Эмундарсон. Его упоминает исландский скальд Снорри Стурлусон в «Круге земном». Скальд описывает тинг (всенародный сход) в 1018 году, проходивший в Упсалле. Один из его участников вспоминает об конунге Эйрике, говоря, что тот каждое лето ходил в походы и покорял разные земли: Финланд, Кирьялаланд, Эйстлайнд, Курланд и много земель в Аустрленде.В сагах Финландом называлась Финляндия, Кирьялаландом — Карелия, Эйстландом — Эстония, Курландом — Курляндия, Аустрвегом — Восточный путь («из варяг в греки»), Аустрлендом назывались земли, позже ставшие русскими.Однако, как следует из русских летописей, Рюрик был призван править, а не пришёл с завоевательным походом. Во-вторых, в «Повести временных лет» шведы не считаются варягами. «Варязи» и «свей» считаются разными народами: «Афетово бо и то колено: Варязи, Свей, Урмане, Готе, Русь…».В-третьих, Эйрик и Рюрик — это всё-таки разные имена. Они и переводятся по-разному. Эйрик (Eric, Erik) означает в переводе с древнегерманского «богатый честью», Рюрик (Ro/rik) — «славный знатностью».

Славянин

По антинорманской теории Рюрик «из наших, из славян». Есть две версии славянского происхождения родоначальника русской государственности.По первой версии, Рюрик был вождём славян-ободритов (полабские славяне), сыном Готлейба — ободритского князя, погибшего в 808 году. Эта гипотеза объясняет происхождение герба Рюрика — родовой тамги с пикирующим соколом, поскольку племенным символом славян-ободритов был именно сокол (по западнославянски «ререг/рарог»).По генеалогии Фридриха Хемница (XVII век), Рюрик и его братья также считались сыновьями уже упоминаемого Готлейба. Братьями Рюрика там названы Сивар и Тру-ар. Что показательно, память о Рюрике, сыне Готлейба, сохранялась в тех местах (северо-восток Германии) ещё долго. О князе Рюрике писал путешествующий в тех местах в середине XIX века француз Ксавье Мармье.Вторая славянская версия говорит о происхождении Рюрика с балтийского острова Руян, который сегодня называется Руген. Происхождение Рюрика отсюда может объяснить само название «Русь» (версия с ободритами этого не объясняет). У того же Меркато-ра в «Космографии» остров Руян называется не иначе как «Русция». Историк Николай Трухачёв также отмечал, что в западных источниках жители Руяна неоднократно именуются русинами или рутенами. Также типичным для острова Руян был культ белого коня, его следы сохранились в русском фольклоре, а также в традиции устанавливать на крыши изб «коньков».

Чеченец

В 2007 году в газете «Чеченское общество» вышла статья под авторством историка Муртазалиева. В ней рассказывается о том, что англосаксы, готы, норманы и русь — это один народ.Дальше «доказывается», что, поскольку русы также отождествляются с аланами, а аланы с чеченцами, значит, «русы были не кем-нибудь, а чеченцами. Выходит, что Рюрик и его дружина, если они действительно из варяжского племени русь, чистокровные чеченцы, причём из царского рода и говорившие на родном чеченском языке».Заканчивает статью Муртазалиев так: «Но всё-таки хотелось бы, чтобы чеченские учёные не останавливались на достигнутом, а развивались в этом направлении, учитывая, что «погреть руки» на чеченской истории против логики хотят многие, игнорируя все моральные преграды. Всё это отбрасывает наш народ год за годом, на десятилетия, а может, и на сотни лет назад».

Кто же он?

Вопрос о том, кем был на самом деле Рюрик (и был ли от вообще), является одним из вечных вопросов русской историографии. Научная полемика норманистов и антинорманистов продолжается, но, по мнению историка Игоря Данилевского, по большому счёту, она бессодержательна, поскольку Рюрик уже персонаж легендарный.Вплоть до конца XV века никто из русских князей не называл себя «Рюриковичем», а история научного диспута на тему установления личности Рюрика восходит уже к более позднему времени — к XVIII веку, когда немецкими историками во главе с Герардом Миллером, работавшими в России по приглашению правительства, была выдвинута так называемая норманская теория.С резкой критикой этой теории выступил тогда Михаил Ломоносов. В 1761 году он написал записку в президиум Академии наук, что никаких доказательств того, что Рюрик со своей дружиной явился из Скандинавии, а не из других близлежащих к Новгороду регионов, нет.Народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманов.В первую очередь Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.

Что такое лествичное право

Наибольшую сложность у историков вызывает составление генеалогического древа Рюриковичей. Дело не только в отдалённости эпох, но и в широте географии рода, в его социальном переплетении, в отсутствии надёжных источников.Определённые трудности в изучении династии Рюриковичей создаёт так называемое лествичное (очередное) право, существовавшее на Руси до XIII века, при котором в качестве преемника великого князя выступал не его сын, а следующий по старшинству брат. Более того, князья нередко меняли удел, переезжая из города в город, что ещё больше запутывает общую картину родословной. Правда, вплоть до правления Ярослава Мудрого (978-1054) наследование в династии шло по прямой, и только после его сыновей Святослава и Всеволода, в период феодальной раздробленности, ветви Рюриковичей начали беспрестанно множиться, распространяясь по древнерусским землям. Одна из ветвей Всеволодовичей приводит к Юрию Долгорукому (10967-1157). Именно от него свой отсчёт начинает линия, впоследствии приведшая к появлению великих князей и царей московских.

  • < Назад
  • Вперёд >

bagira.guru

История России до Рюрика | News Politics

Историю Руси обычно принято вести от «призвания варягов». Тем не менее, наличие государственности на Руси и «до Рюрика» подтверждает обилие фактов.

Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей.

Однако в последнее время многие исследователи ставят под сомнение такую точку зрения.

В частности, политолог Сергей Черняховский утверждает, что начало русской государственности следует отодвинуть, по крайней мере, на 200 лет вглубь истории. И не безосновательно.

О централизованном Русском государстве до Рюриковичей говорят многие источники, например, «Иоакимовская летопись», опубликованная в XVIII столетии Василием Татищевым.

Если допустить, что варягов «призвали на княжение» в русские земли, тогда напрашивается вывод о том, что здесь были не разрозненные славянские племена, а народ, который имел представление о централизованной власти. Впрочем, если признать верной мысль историка Бориса Рыбакова о том, что Рюрик стал княжить после завоевания Новгорода, то и в этом случае мы видим подчиняющиеся единой столице владения.

В греческих и латинских источниках называются крупные города, вокруг которых концентрировалось древнерусское население. Кроме Киева и Новгорода там упоминаются забытые сейчас Изборск, Полоцк, Белозерск, Любечь, Вышгород. Например, баварский географ IX века насчитал у славян до 4000 городов!

Одним из признаков государственности является существование письменности. Сейчас уже ясно, что в дохристианской Руси она была. Об этом, к примеру, говорит писатель X века Ибн-Фодлан, как очевидец, утверждавший, что на могильном столбе русы всегда указывали имя покойного, а также князя, которому тот подчинялся. Византийцы и скандинавы не только упоминали, что славяне имеют собственные письмена – буквицу, но и называли их образованным народом.

Более того, в византийских источниках при описании жизни русов отразились и явные признаки их государственного устройства: иерархия знати, административное деление земель. Упоминаются также мелкие князья, над которыми стояли «цари».

По общепринятой версии, первую правящую династию на Руси заложил Рюрик. Однако современные исследователи предполагают, что Рюриковичи свергли или, по крайней мере, сменили уже существовавшую здесь династию. Историк Александр Самсонов говорит о тесной преемственности на Руси других развитых культур – скифской и сарматской, откуда и могли прийти первые князья русских земель.

История России до Рюрика

В «Сказании о Словене и Русе» повествуется о двух братьях – сыновьях Скифа, двинувшихся вверх от черноморских земель в поисках новых территорий. Они достигли берегов реки Волхов, где и основали город Словенск, который позднее стал называться Великим Новгородом.

Дальше, как сказано в летописи, «Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Такоже по них сынове их и внуцы княжаху по коленом своим и налезоша себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком». Также в источнике упоминаются тесные связи государства Словена и Руса как с варварскими народами, так и с развитыми странами Запада и Востока.

Доказательством подлинности этой истории могут выступать арабо-персидские источники XII века, которые писали о русах и славянах, ссылаясь на эпонимы Руса и Словена. Византиец Симеон Логофет в X веке также упоминает Руса, как предка русского народа. А греки, называя эти земли «Великой Скифью», по сути, подтверждают, что здесь правили потомки Скифа.

Исходя из летописей, земли Словена и Руса неоднократно подвергались запустению, но правящая династия сохранилась. Потомком первых князей стал Гостомысл, который после смерти четырех сыновей оказался последним в роду. Волхвы, растолковав один из снов Гостомысла, предсказали, что новым правителем в Новгороде будет сын его дочери Умилы и варяжского князя Годослава. Этот сын и есть легендарный Рюрик, которого призвали сменить (или продолжить, учитывая родство) новгородскую династию.

Впрочем, историки неоднозначно относятся к такой версии династической преемственности. В частности, Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев ставили под сомнение реальность Гостомысла. Более того, некоторые археологи не уверены в самом существовании Новгорода до IX века. Раскопки «Рюрикова городища» подтвердили только следы позднего скандинавского и западнославянского присутствия в этих землях.

История России до Рюрика

Если можно поставить под сомнение достоверность «Сказания о Словене и Русе», то факт существования «Северных архонтств» историками признан. Так византийцы называли непокорные земли-государства, расположившиеся в Северном Причерноморье, которые в VI и VII веках являлись для Константинополя серьезной угрозой.

Раскопки в центральной Украине подтвердили существование здесь некогда развитых и густозаселенных территорий. Эти протогосударственные образования были объединены понятием «Черняховской культуры». Установлено что на этих землях развивались железообрабатывающее, бронзолитейное, кузнечное, камнесечное производство, а также ювелирное дело и чеканка монет.

Историки отмечают высокий уровень хозяйствования и активную торговлю представителей «Черняховской культуры» с крупными античными центрами. По мнению академика В. В. Седова, основным населением этих мест были славяне-анты и скифо-сарматы.

Позднее, где-то с V века, именно в центре «Черняховской культуры» начинает свое возвышение Киев – будущая столица Древнерусского государства, основателем которого, согласно «Повести временных лет», стал Кий.

Правда, историк Н. М. Тихомиров время основания Киева отодвигает на VIII век. Другие исследователи возражают и находят новую дату в IV столетии, приводя в пример один из средневековых летописных источников: «Бысть основание его в лето от Христа 334».

Сторонник более ранней версии основания Киева историк М. Ю. Брайчевский, опираясь на труды византийского писателя Никифора Григоры, утверждает, что Кий, как и многие правители соседних стран, получил из рук Константина Великого символ власти. В тексте Григоры есть упоминание о «повелителе Руси», которому император вручил титул «царского кравчего».

Так, получив добро на княжение, Кий стал у истоков правящей династии молодой державы со столицей в Киеве.

В «Велесовой книге» (которая, конечно, не может считаться достоверным источником) Кий описан как выдающийся полководец и администратор, который, объединив под своим началом большое количество славянских племен, создал могучее государство.

Польский историк Ян Длугош, отмечая роль Кия в становлении древнерусской государственности, выдвигает тезис о том, что киевский князь основал линию династической преемственности: «После смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру».

Как мы знаем из «Повести временных лет», в 882 году преемник Рюрика Олег убил Аскольда и Дира и завладел Киевом. Правда в «Повести» Аскольд и Дир называются варягами.

Если опираться на версию польского историка, то Олег прервал законную династию, идущую от Кия, и заложил основы для правления новой династической ветви – Рюриковичей.

Так, удивительным образом сходятся судьбы двух полулегендарных династий: новгородской, берущей начало от Словена и Руса, и киевской, происходящей от Кия. Обе версии небезосновательно позволяют предположить, что древнерусские земли могли быть полноценными государствами задолго до «призвания варягов».

newspolitics.ru

Первые русские князья: Рюрик

 

Традиционно к первым русским князьям относят Рюрика, Олега, Игоря Рюриковича и Святослава Игоревича. Родоначальник династии – Рюрик был варягом. Этот факт по крайней мере не оспаривается. Согласно легенде его призвали править разрозненные славянские племена. По сей день не утихают споры о происхождении Рюрика, был ли он местным, славянином или пришел из далекой Скандинавии. На этот вопрос и попытается ответить настоящая статья.

 

 

Памятник «Тысячелетие России», Великий Новгород, 1862 г. На нем есть изображения первых русских князей

 

Памятник «Тысячелетие России», Великий Новгород, 1862 г. На нем есть изображения первых русских князей

 

 

Некоторые предлагают относить к первым русским князьям еще и Аскольда с Диром, а также легендарных Кия, Щека и Хорива. Согласно «Повести временных лет», Аскольд и Дир были боярами князя Рюрика, которые вместо того, чтобы выполнять его поручение – идти на Царьград – обосновались у полян в Киеве, где захватили власть и стали княжить. В целом, Аскольд и Дир представляются вполне себе реальными персонажами, однако, в историографической традиции в качестве первых русских князей они не рассматриваются. Мы намерены упоминать их по ходу анализа.

 

 

Аскольд и Дир. Иллюстрация из Радзивилловской летописи (список не уточняется, вероятнее всего Радзивилловский), XIII в.

 

Аскольд и Дир. Иллюстрация из Радзивилловской летописи (список не уточняется, вероятнее всего Радзивилловский), XIII в.

 

 

Материальных доказательств существования Кия, Щека, Хорива и Лыбяди, основателей Киева, пока не существует (возможно, что в будущем они будут найдены, хотя вряд ли), поэтому рассматривать их как реальных исторических персонажей не представляется возможным. К тому же, даже легенды не сохранили для нас каких-либо подробностей их жизни, кроме того, что по одним сведениям Кий был перевозчиком, и что на том месте им был основан Киев.

 

Традиционно история Русского государства в отечественной историографии начинается с 862 г. Именно в этом году, согласно летописям, на север Руси пришел княжить варяг Рюрик, потомки которого правили Русью вплоть до XVII в.

 

Первым русским князьям и, в частности, Рюрику принадлежит историческая заслуга формирования древнерусской государственности, сплочения множества разрозненных славянских племен под эгидой одного государства и одного правителя.

 

 

Изображение Рюрика в «Титулярнике». 1672 г.

 

Изображение Рюрика в «Титулярнике». 1672 г.

 

 

В древнерусских летописях находится чрезвычайно мало сведений о Рюрике, сообщается, что он был варягом и пришел на Русь после того, как его просили об этом представители многочисленных народов, мотивируя это тем, что среди них нет порядка. Эта история хорошо известна еще со школьной скамьи (хотя она и вошла в учебники только после распада СССР). Однако, и в таком маленьком тексте было найдено множество разночтений, породивших жаркие споры относительно происхождения Рюрика, целей его прихода и т.п. Подобные баталии разворачивались в основном в околонаучных кругах, в строго научном понимании сегодня уже не вызывает сомнений ни норманнское происхождение Рюрика, ни его роль в закладывании основ русской государственности.

 

Рисуя историческую панораму, на которой разворачиваются события начального периода русской истории, отметим, что главным игроком на политической сцене в IX в. была Византия, наследница Древнего Рима, считавшая себя (и бывшая на самом деле) наиболее развитым государством тогдашней эйкумены. С 820 г. Византийской империей правила Аморийская (Фригийская) династия, первым императором которой является Михаил II Травл. В 829 г. на престол вступает его сын Феофил, а в 842 г. его сменяет – Михаил III. Именно в правление Михаила III завершается период иконоборчества в Византии, а в 860 г. империя сталкивается с ранее неизвестным ей народом – русами, пришедшими под стены Царьграда. Любопытно, что все русские летописи считают года от «царя Михаила», как будто до этого они и не слыхивали про других византийских царей. Но именно так и было, только в 860 г. русы вышли на мировую арену и с этого момента попали в письменную историю.

 

На востоке с Византией соседствовал Арабский халифат, в котором в то время правила династия Аббасидов. С 861 по 862 гг. на престоле был халиф ал-Мунтасир, а с 862 по 866 гг. халиф ал-Мустаин.

 

С VII в. к северу от Византии существовало два независимых друг от друга государства, образовавшихся, правда, из одного корня - Тюркского каганата. Это – Великая Болгария (основана ханом Кубратом) и Хазарский каганат. Севернее Болгарии находилось Великоморавское княжество, которое в свою очередь, с запада соседствовало с территориями Франкской империи. В Скандинавии же в указанный период безраздельно господствуют викинги.

 

 

Похороны викинга. Худ. Ф. Дикси, 1893 г., Манчестерская картинная галерея, Манчестер, Великобритания

 

Похороны викинга. Худ. Ф. Дикси, 1893 г., Манчестерская картинная галерея, Манчестер, Великобритания

 

 

Викинги, сиречь норманны, были грозной силой в Европе, они совершали опустошительные побеги, грабили все земли, до которых можно было доплыть на драккарах, и вообще чувствовали себя вольготно. Археология свидетельствует, что викинги доходили и до Царьграда. В частности, на это указывают рунические надписи, найденные на статуе льва, установленной в порту Пирея. Даже в Северной Америке находят стоянки викингов.

 

 

Рунические надписи на копии пирейского льва. Копия выполнена в 1890 г. из гипса и находится в Историческом музее Стокгольма, Швеция

 

Рунические надписи на копии пирейского льва. Копия выполнена в 1890 г. из гипса и находится в Историческом музее Стокгольма, Швеция

 

 

В указанный период на территории будущей России проживало множество угро-финских, балтских и славянских племен, центральное место среди которых занимали поляне с племенным центром в г. Киеве. Самым северным племенем были ильменские словене, с центром в г. Новгороде, куда и пришел княжить Рюрик.

 

 

Летописи о Рюрике

 

 

Основные сведения о Рюрике и о начальных годах Древнерусского государства содержаться в «Повести временных лет», составленной около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Под 859 г. в ней читаем:

 

«Имаху дань варязи из заморья на чюди и на словенех, на мери и на всех, кривичех. А козари имаху на полянех, и на северех, и на вятичех, имаху по беле и веверице от дыма». Перевод Д. Лихачева: «Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма».

 

А вот, что пишет Нестор под 862 г., тем, который считается датой образования Древнерусского государства.

 

«Изъгнаша варяги за море, и не даша им дани, и почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и въста род на род, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе: "Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву". И идоша за море к варягом, к руси. Сице бо ся зваху тьи варязи русь, яко се друзи и зъвутся свие, друзии же урмане, анъгляне, друзии гъте, тако и си. Реша русь чюдь, словени, и кривичи и вси: "Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами". И изъбрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старейший, Рюрик, седе Новегороде , а другий, Синеус, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Трувор. И от тех варяг прозвася Руская земля, новугородьци, ти суть людье ноугородьци от рода варяжьска, преже бо беша словени. По двою же лету Синеус умре и брат его Трувор. И прия власть Рюрик, и раздая мужемъ своим грады, овому Полотеск, овому Ростов, другому Белоозеро. И по тем городом суть находници варязи, а перьвии насельници в Новегороде словене, въ Полотьски кривичи, В Ростове меря, в Беле-озере весь, в Муроме мурома; и теми всеми обладаше Рюрик. И бяста у него 2 мужа, не племени его, но боярина, и та испросистася ко Царюгороду с родом своим. И поидоста по Днепру, и идуче мимо и узреста на горе градок. И упрошаста и реста: "Чий се градок?" Они же реша: "Была суть 3 братья, Кий, Щек, Хорив, иже сделаша градоко сь, и изгибоша, и мы седим, род их, платяче дань козаром" . Асколд же и Дир остаста въ граде семь, и многи варяги съвокуписта, и начаста владети польскою землею, Рюрику же княжащу в Новегороде».

 

 

Гонец. Восстал род на род. Худ. Н. Рерих, 1897 г., Третьяковская галерея, Москва

 

Гонец. Восстал род на род. Худ. Н. Рерих, 1897 г., Третьяковская галерея, Москва

 

 

Перевод Д. Лихачева: «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,– на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И былo у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок?" Те же ответили: "Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде».

 

 

Призвание варягов. Миниатюра в Радзивилловской летописи. XV в.

 

Призвание варягов. Миниатюра в Радзивилловской летописи. XV в.

 

 

В этом отрывке содержится вся история призвания варягов на Русь, а также все то, что нам известно о Рюрике. Во всей летописи Рюрик упоминается еще раз только в год своей смерти в 879 г., где он передает власть Олегу, своему родственнику, а вместе с ней вручает своего малолетнего сына Игоря.

 

В некоторых списках, например в Ипатьевском, сообщается, что Рюрик сел в Ладоге, а Новгород срубил только после того, как умерли его братья. Археологические изыскания подтверждают именно этот вариант.

 

 

Староладожская крепость (до реставрации) в Старой Ладоге – первой столице Рюрика. Сейчас в Ленинградской области. Фото: С. М. Прокудина-Горского. 1909 г.

 

Староладожская крепость (до реставрации) в Старой Ладоге – первой столице Рюрика. Сейчас в Ленинградской области. Фото: С. М. Прокудина-Горского. 1909 г.

 

 

Раскопки Рюрикова городища в Великом Новгороде подтверждают существование здесь в IX-X вв. поселения скандинавов-варягов. В культурном слое указанного периода было обнаружено множество остатков скандинавского военного снаряжения, берестяных грамот, свинцовых княжеских печатей, арабских, византийских и западноевропейских монет и т.п. На одной из берестяных грамот прямо говорится о присутствии князя в городе. Как указывается в Википедии, по числу находок скандинавского круга древностей в культурных слоях поселений (0,5 - 1,5 % от общего числа находок) Рюриково городище, наряду с Гнёздовом на Днепре, является самым богатым на территории Восточной Европы. Они непосредственно следуют за такими центрами самой Скандинавии, как Бирка и Хедебю.

 

 

Руины церкви благовещения в Рюриковом городище. Великий Новгород. 1103 г.

 

Руины церкви Благовещения в Рюриковом городище. Великий Новгород. 1103 г.

 

 

Кстати первая недатированная часть «Повести...» также упоминает о варягах, когда рассказывает о разделе земель сыновьями ветхозаветного Ноя. Варяги относятся к владениям Афета, третьего сына Ноя, наравне с финно-угорскими, балтийскими племенами, поляками, прусами, шведами, франками, фрягами и т. д. В статье под 862 г. летописец прямо указывает, что некоторые варяги суть русь, так же как и другие варяги могут быть шведами или англами. По сути идет перечисление варяжских кланов-племен. Когда новгородцы оказываются под властью варягов-руси, меняется и их название, они становятся русскими (русью), что в данном контексте означает не племенную, но государственную принадлежность. Так же как, например, жители Татарстана сегодня именуются россиянами, т.е. гражданами государства России, оставаясь при этом татарами по национальности.

 

 

Прибытие Рюрика в Ладогу. Худ. В. Васнецов, 1909 г., Дом-музей В. Васнецова, Москва

 

Прибытие Рюрика в Ладогу. Худ. В. Васнецов, 1909 г., Дом-музей В. Васнецова, Москва

 

 

Под 898 г. летописец еще раз напоминает, что русью восточно-славянские племена стали прозываться именно от варягов. В переводе на современный язык: «Поэтому учитель славян – апостол Павел, из тех же славян – и мы, русь; поэтому и нам, руси, учитель Павел, так как учил славянский народ и поставил по себе у славян епископом и наместником Андроника. А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались Русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами прозваны были потому, что сидели в поле, а язык был им общий – славянский». Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что для летописца варяги Рюрик с сотоварищами пришли в славянские земли из Скандинавии, а слово «русь» несомненно варяжского происхождения.

 

Рюрик правил Русью долгих 17 лет, однако никаких свидетельств его деятельности (политической, экономической, военной) в летописи не содержится. Сыном Рюрика был Игорь, от которого и пошла вся династия древнерусских князей, осевшая в разных уголках европейской части России и ознаменовавшая собой удельный период в истории нашей страны. В XV-XVI вв., однако, сведения «Повести...» относительно происхождения Рюрика были подвергнуты пересмотру.

 

 

Заметки о происхождении Рюрика

 

 

Объединение всех русских земель под властью Ивана III – знаменует собой новый этап в русской историографии или, если будет угодно, в летописании. Именно в этот период, на рубеже XV-XVI вв. проявляется интерес к родоначальникам правящей княжеской династии, который объясняется нарождающейся российской государственностью. Иван III начинает титуловать себя «государем всея Руси», что подчеркивает претензии Руси на роль царства и даже империи. Кроме собственно территориальных претензий имелись притязания религиозные, Русь видела себя оплотом православной веры, в противовес миру католическому, где властвовала Священная Римская империя. Именно в этот период формируется идея «Москва – Третий Рим».

 

 

Изображение Рюрика в московской Грановитой палате. Стенная роспись 1882 г.

 

Изображение Рюрика в московской Грановитой палате. Стенная роспись 1882 г.

 

 

Своего рода биографом Рюрика в этот период выступил митрополит Спиридон, получивший назначение в 1476 г. в Киевскую митрополию. Написанное им в 90-летнем возрасте «Послание о Мономаховом венце» излагает генеалогию русских и московских князей в общемировом контексте и представляет самого Рюрика потомком римского императора Августа. Вот как Спиридон описывает призвание Рюрика на Русь:

 

«Август же начят ряд покладати на вселеную. Постави брата своего Патрикиа царя Египту; и Агусталиа, брата своего, Александрии властодержьца постави; и Киринея Сирии властодержъца положи; и Ирода Антипатрова от Аманит за многия дары и почтениа постави царя еврейска в Ерусалиме; а Асию всю поручи Евлагерду, сроднику своему; и Илирика, брата же своего, постави в повершиа Истра; и Пиона постави в Затоцех Златых, иже ныне наричютца Угрове; и Пруса в березех Вислы реки в град, глаголемый Морборок, и Торун, И Хвоиница, и пресловы Гданеск, и иных многих градов по реку, глаголемую Немон, впадшую в море. И вселися ту Прус многими временны лет, пожит же до четвертаго рода по колену племена своего; и до сего часа по имени его зовашеся Пруская земля. И сиа о сих.

 

И в то время некий воевода новогородскы имянем Гостомысль скончявает житье и съзва владалца сущая с ним Новагорода, и рече: "Совет даю вам, да послете в Прусскую землю мудра мужа и призовите князя от тамо сущих родов римска царя Августа рода". Они же шедшее в Прусскую землю и обретошя тамо некое го князя имянем Рюрика, суща от рода римска царя Августа, и молишя его с посланми всех новгородцев. Князь же Рюрик прииде к ним в Новгород и име с собою два брата; имя единому Трувор, другому Синеус, а третий племенник имянем Олег. И оттоле наречен бысть Новъгород Великий; и княжай в нем князь великы Рюрик.

 

И от великого князя Рюрика четвертое колено князь великий Володимер, просетивый землю Русскую святым крещением, нареченный в святом крещении Василие. И от него четвертое колено князь велики Владимир Всеволодичь».

 

В этом рассказе опального киевского митрополита фантастично все – Август у него назван братом Юлия Цезаря, наследование (раздача земель) идет по горизонтальной традиции (от старшего брата к младшему), сами наследники целиком вымышленные персонажи, кроме Ирода, современника Августа. По словам Спиридона, Рюрик происходит из рода Пруса, а Прус был одним из родственников Августа, получивший из его рук землю. Прус здесь, конечно же, немец, образованный от Пруссии. Выше мы уже говорили, что варяги имели разное происхождения и могли быть и прусами, и англами, и свеями.

 

Современными историками выдвигалась гипотеза о том, что средневековые книжники и, в частности, Спиридон «польстились» на созвучие названий «Русь» и «Прусссия» и сделали заключение, что Русь произошла от Пруса. Кроме этого, Пруссия идеально расположена на севере Европейской равнины, а варяги – норманны – викинги пришли именно с севера.

 

Историки полагают, что труд Спиридона послужил источником для «Сказания о князьях Владимирских», написанном в первой трети XVI в. Легенда о призвании Рюрика на царство и его генеалогия в «Сказании...» идентичны «Посланию...» митрополита Спиридона. В эпоху Ивана Грозного эта версия о происхождении Рюриковичей становится канонической и единственно верной. Примеру Великих князей последовали и аристократы, которые начали выводить свои рода от заграничных предков, приехавших на Русь, как однажды варяги. Интереснейшие генеалогические истории записаны в «Бархатной книге» русского дворянства. Отделить правду от вымысла в них, конечно, не представляется возможным за отсутствием каких бы то ни было письменных свидетельств.

 

В дальнейшем летописании, в частности в Воскресенской летописи, Прус становится не просто родственником, но братом Августа, а Рюрик его прямым потомком в 14 колене.

 

При Иване Грозном был составлен фундаментальный летописный свод, получивший название Никоновской летописи. В ней находим новые неизвестные «Повести...» подробности о жизни Рюрика. Про призвание Рюрика в Никоновской летописи говорится все то же самое, что и в «Послании...» Спиридона и в «Сказании о князьях Владимирских», то есть то, что пришел он «из немец», сел в Новгороде, а братья его в Белоозере и Изборске. А вот под 863 г. сообщается много интереснейших, можно даже сказать скандальных сведений:

 

«Убиен бысть от Болгар Осколдов сын. Того же лета оскорбишася Новгородци, глаголюще: "Яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его". Того же лета уби Рюрик Вадима храбраго, и иных многих изби Новгородцев съветников его».

 

Как мы помним Аскольд вместе с Диром были боярами Рюрика, которых он послал на Царьград, и которые вместо этого осели в Киеве и стали там княжить. «Повесть...» не сообщает нам о каких-либо действиях, предпринятых Рюриком, чтобы наказать своевольников, как известно, с ними потом расправится Олег. Итак, Никоновская летопись сообщает, что у Аскольда был оказывается сын, погибший от рук болгар, а княжение Рюрика, как выясняется, не было таким уж безоблачным. Те же новгородцы, что призвали его или те самые, что стали жить в городе, им основанном (смотря какой список летописи верней), возмутились поведением варяжского князя и даже, видимо, восстали против него. За что Рюрик их и «изби», а вместе с ними и их предводителя Вадима Храброго. Современные историки считают, что история, рассказанная в Никоновской летописи в целом верна, и это несмотря на то, что она присутствует в единственном довольно позднем источнике, отстоящем почти на семь веков от описываемых событий. К слову о самом новгородском мятеже, его движущих силах и последствиях в Никоновской летописи нет ни слова. Вызывает много вопросов и имя предводителей новгородцев Вадима. Имя это не славянское и до XVIII в. не упоминается более ни в одном историческом источнике. Откуда взялся этот неведомый Вадим в Новгороде IX в. так и осталось загадкой.

 

Согласно той же Никоновской летописи, в год, когда умерли братья Рюрика Трувор и Синеус (865 г.), у князя родился наследник – Игорь. После этого летопись описывает как Рюрик раздает города своим приближенным, а затем воюет с Аскольдом и Диром, которые сначала ходили воевать Царьград, потом печенегов (это противоречит свидетельству «Повести...», где войны с печенегами впервые упоминаются под 910-ми гг.), а потом и самого Рюрика, вместе с бежавшими от него новгородцами. О смерти Рюрика, княжившего 17 лет, Никоновская летопись сообщает то же, что и предыдущие – умер, а до этого назначил правителем родственника своего Олега, поскольку Игорь был малолетним.

 

В целом, в современной историографии Никоновская летопись рассматривается в качестве источника с большой осторожностью, ибо считается тенденциозной и слишком художественной (в противовес документальной).

 

Еще более сказочные подробности о жизни Рюрика находим в так называемой Иоакимовской летописи, на которую часто и много ссылается В. Н. Татищев (1686-1750 гг.). Татищев объясняет, что в Новгороде в IX в. был воевода Гостомысл (упоминаемый в некоторых списках «Повести...»), и когда пришло его время, он наказал новгородцам выбрать себе князя не из своей среды. Дескать у Гостомысла не было наследников, посему древний обычай наследования не соблюдался, а выбирать князя пока еще не привыкли. Кроме того, иноземный правитель помешал бы междоусобным войнам, которые бы непременно случились, выбери они себя князя из своей среды. Кстати, вместе с легендарным Гостомыслом (легендарным, потому что существование его пока доказано не было) Татищев упоминает не менее легендарного Вадима Храброго и размышляет, могли ли эти два человека быть родственниками. Варяга Рюрика Татищев считает не шведом, а финном.

 

 

Портрет В. Н. Татищева. Рисунок с обложки книги «Татищев» Аполлона Кузьмина

 

Портрет В. Н. Татищева. Рисунок с обложки книги «Татищев» Аполлона Кузьмина

 

 

Согласно Иоакимовской летописи (которая была составлена, как потом выяснилось, не ранее XVIII в.), а вслед за ней и согласно Татищеву, матерью Рюрика была дочь Гостомысла – Умила. Отголоски этой легенды находятся в чешских исторических хрониках, в частности, у Козьмы Пражского. В летописи говорится и о женах Рюрика, самой любимой из которых была Ефанда, дочь урманского князя. Именно она родила ему сына Игоря, за что получила в свое владение целый город. Олег, которому по смерти Игоря переходит власть, назван Татищевым князем урманским, то есть братом Ефанды. Ольга, жена Игоря, также происходит из рода Гостомысла.

 

 

Норманнская версия происхождения Рюрика: современное состояние

 

 

Все варяжское племя и сам варяг Рюрик долгое время являлись объектом дискуссий в исторической науке. Некоторым ученым было довольно сложно признать иноземное происхождение правящей русской династии, поэтому предпринимались теоретические поиски другой версии происхождения Рюрика и первых русских князей. Как мы знаем, это вылилось в противодействие «западников»- норманнистов и «славянофилов», считавших Рюрика славянским князем.

 

В начале XVI в. норманнскую версию происхождения власти на Руси выдвинул С. Герберштейн, посол Священной римской империи. Изучая русские летописи, он предположил, что раз море между Россией Швецией и Пруссией носит название Варяжского, то логично, что варяги – кто-то из представителей этих трех государств. Там же в стародавние времена существовало государство вандалов, называемое Вагрия, которое, по словам Герберштейна, имело сходные со славянами язык, обычаи и нравы. Вполне вероятно, что именно туда отправились представители славянских племен за князем.

 

Вагрия действительно существовала, она находилась на южном побережье Балтийского моря и в ней проживали западные славянские племена. Вполне логично, что славяне искали князя у своих же сородичей славян.

 

Академический период существования норманнской теории начинается в XVIII в. и связан с именами нескольких ученых немецкого происхождения. Речь идет, конечно же, о петербургском академике Г. Ф. Миллере, немецком профессоре Шлёцере и профессоре греко-римских древностей в Петербургской академии наук Г. З. Байере.

 

Впервые вопрос о норманнском происхождении рюриковичей был поднят в монографии Байера «О варягах». В ней ученый отвергает версию о славянском происхождении Рюрика, однако, не предлагает ничего взамен. По сути он констатирует, что «Какое же было имя варягам, где они жили, то никто так совершенно не изъяснил, чтоб я на его мнение всячески пристать мог». Теорию о происхождении Рюрика от римского императора Августа Байер называет «баснью», а лингвистические изыскания Герберштейна достаточно поверхностными.

 

В своем труде Байер обращается к широкому кругу летописей, как русских, так и иностранных, в частности, он тщательно исследует рассказ Бертинских анналов о послах «хакана росов» (кагана русов? – прим. авт.), оказавшихся у Людовика Благочестивого в 839 г. Анналы относят этих людей к шведам. Лингвистические изыскания ученого (древнескандинавские хроники, рунические надписи, сочинения Константина Багрянородного) показали что имена первых русских князей сплошь скандинавские.

 

Горячий спор относительно истинности норманнской теории разгорелся в 1740-х гг. между М. В. Ломоносовым и Г. Ф. Миллером. Миллер написал диссертацию под названием ««Происхождение народа и имени российского», которую сильно раскритиковал Ломоносов и другие академики. Вот, что пишет Ломоносов: «Происхождение первых великих князей российских от безъимянных скандинавов в противность Несторову свидетельству, который их именно от варягов-руси производит, происхождение имени российского весьма недревнее, да и то от чухонцев, в противность же ясного Несторова свидетельства; презрение российских писателей, как Преподобного Нестора, и предпочитание им своих неосновательных догадок и готических басней; наконец частые над россиянами победы скандинавов с досадительными изображениями не токмо в такой речи быть недостойны, которую господину Миллеру для чести России и Академии и для побуждения российского народа на любовь к наукам сочинить было велено, но и всей России перед другими государствами предосудительны, а российским слушателям досадны и весьма несносны быть должны». Миллер считал варягов скандинавами и ссылался при этом на монографию Байера.

 

В продолжении дискуссии с Миллером (а может быть и несмотря на нее) Ломоносов сам взялся за изложении российской истории и успел написать первый том, оканчивающийся временем правления Ярослава Мудрого. В нем он затронул вопрос происхождения варягов и Рюрика, в том числе. Варягов ученый считал собирательным этнонимом, под которыми можно понимать множество народов. Варяги-росы, по его мнению, были пруссами. Предками славян-пруссов были роксоланы, обитавшие по Волге и Дону. В целом работа Ломоносова выглядит достаточно надуманной и пафосной, анализ источников проведен поверхностно и соответствует духу XVIII в., времени когда имперская идея начинает проявляться с особой силой.

 

А. Л. Шлецер, опубликовавший фундаментальный труд «Нестор» в 5 томах и проделавший огромную работу по изучению и, как он сам писал, «реконструкции» «Повести временных лет», однозначно относил Рюрика к скандинавам. Шлецер впервые в научном мире провел компаративный анализ разных средневековых источников и легенд и выявил много общего в структурном отношении (три брата-правителя, призвание иноземного князя и т.п.). Шлецер довольно резко отзывался о Татищеве и Иоакимовской летописи, считая ее полнейшей выдумкой, а исторические изыскания Татищева называл «бреднями».

 

Норманнскую линию поддерживал крупнейший русский историк Н. М. Карамзин. В его «Истории государства российского» скандинавское происхождение Рюрика и варягов считается «неоспоримой истиной». Всего Крамазин приводит 6 аргументов в пользу верности теории:

 

1) Имена первых князей чисто скандинавские и в указанный период известны именно там.

 

2) Европейские хроники (Карамзин ссылается на Лиутпранда, жившего в Х в.) свидетельствуют, что русы – это скандинавы.

 

3) Слово vara, vaere в переводе с готского означает «союз, сообщество». В указанную эпоху много скандинавских воинов отправлялось искать счастья на юг, в направлении Византии, по дороге они могли попасть на Русь и осесть там.

 

4) В сочинениях Константина Багрянородного (Х в.) приводятся русские названия днепровских порогов, которые при прочтении оказываются совсем не русскими, но скандинавскими.

 

5) Схожесть «Правды Русской» (правового источника) с немецкими и скандинавскими кодексами.

 

6) Свидетельство Нестора в «Повести...» о месте проживания варягов – на Балтийском море, к Западу.

 

 

Портрет Н. М. Карамзина. Худ. В. Тропинин, 1818г., Третьяковская галерея, Москва

 

Портрет Н. М. Карамзина. Худ. В. Тропинин, 1818г., Третьяковская галерея, Москва

 

 

Помимо вышеуказанных историков к норманнскому лагерю примыкали такие ученые как: Н. А. Полевой (1796-1846 гг.), А. А. Куник (1814-1899 гг.), М. П. Погодин (1800-1875 гг.), С. М. Соловьев (1820-1879 гг.), В. Томсен (1848-1827 гг.), А. А. Шахматов, (1864-1820 гг.), Г. В. Вернадский (1887-1973 гг.)

 

На рубеже XIX-XX вв. достижения археологии, лингвистики, истории и историографии склонили чашу весов в пользу норманнской теории. Сегодня только любители альтернативной истории пытаются доказать несостоятельность версии происхождения первых русских князей от скандинавов.

 

Сегодня все еще сосуществует две версии о происхождении Рюрика. Первая (норманнская) – выводит его от скандинавов, вторая (славянофильская) – от славян-ободритов, поскольку имя его сходно с наименованием сокола – рарога. Кстати норманнисты предлагают даже конкретного исторического персонажа, известного многим европейским историческим анналам. По их мнению, Рюрик Новгородский никто иной как конунг Рёрик Ютландский, родом из датского Хедебю. Теория это довольно стройная, однако, грешит условностями, поэтому и продолжает оставаться только теорией. То же можно сказать и славянофильской версии, в ней имен претендентов на легендарного Рюрика не называется вовсе, а предположения строятся от рода Гостомысла, легендарность которого пока в общем-то не опровергнута.

 

Генетические исследования, выполненные в последнее время, подтверждают скандинавские происхождение потомков Рюрика. Маркерные галлотипы Рюриковичей чаше всего встречаются в районе Уппсалы, ранее бывшей столицей шведского королевства.

 

 

Автор: Санникова Ю.

 

 

Обсудить статью на форуме

 

 

 

 

 

 

www.historicus.ru


Смотрите также