Эпоха просвещения в России. Просвещение история россии


Эпоха просвещения в России

В мировой культуре восемнадцатый век ознаменовался Эпохой просвещения, которая оставила свой глубокий отпечаток в истории. Именно в это время заканчивает свое существование такое направление, как барокко, уступив место рококо. В Европе начинается своеобразный конфликт между малообразованным, но благодаря книгам активным населением и образованной властью.

Родившиеся в Англии благодаря развитию интеллектуального движения основные идеи философии просвещения постепенно начали распространяться на Германию, Францию, Россию и остальные европейские страны.

Особенно влиятельными были просветители из Франции – Дидро, Руссо, Д'Аламбер, Гельвеций, Вольтер, которые называли себя «властителями дум». Они считали, что атеистический, рациональный образ мышления и знания в силах расшатать устаревший порядок, изменить его моральные и этические устои, а это ускорит течение исторического процесса и грядущие социальные преобразования.

Искусство эпохи Просвещения, пропагандирующее величие Разума, Свободы и Счастья, пыталось в действительности отразить эти идеи. Вот почему литература выводит на первое место таких персонажей, которые являются воплощением пытливого ума, чувства справедливости, умеют противостоять невежеству.

Литературное рококо предлагает читателю красочно описанные пейзажи, игру слов, ироническую речь, приправленную намеками, фривольностями и недомолвками. Особенно заметен этот стиль у Вольтера, Монтескье, Лесанжа.

Эпоха просвещения в России началась с Петра Первого. К концу его правления благодаря реформам русские уверенно шли к «европеизации», вовлеченные в культуру Запада. Становление науки, образования шло очень быстрыми темпами.

Эпоха просвещения в России принесла с собой журналы, газеты, портретную живопись.

К 18-му веку русское общество, считающееся мало-мальски образованным, состояло только из представителей московского и петербургского дворянств, а также из очень малочисленных интеллигентов-разночинцев.

Для Европы эталоном было французское Просвещение. Поэтому эпоха просвещения в России дала возможность расширению культурных связей с Францией, особенно после второй половины восемнадцатого столетия. Дворянам была дана возможность приобщаться к искусству и литературе во время их заграничных путешествий, а приличное владение языком Дидро и Вольтера позволяло им легко изучать труды этих просветителей. Образованное русское общество зачитывалось такими произведениями, как «Орлеанская девственница», «Монахиня», «Хромой бес», «Нескромные сокровища», «Персидские письма» и многими другими шедеврами просветительского направления, где описывался «быстротечный праздник, которым правили Венера и Вакх».

Однако эпоха Просвещения в России многим отличалась от европейского варианта, и ее семена, «проросшие» на отечественной почве, дали несколько иной результат, чем на Западе.

Россия петровского времени, а позже и при правлении Екатерины Второй, сильно отличалась от вольтеровской Франции. Блестящая империя, за фасадом которой находилась бескрайняя страна с населением, не поднимающим голову от тяжелого крестьянского труда, не имела третьего сословия, которое бы, как на Западе, предъявляло царю свои требования.

Эпоха Просвещения в России поддерживалась дворянами и самодержавием, которые использовали новые западно-культурные веяния для сохранения существующего крепостного порядка.

И хотя после смерти Петра его реформаторство продолжила Екатерина ll, мечтающая стать «просвещенной царицей», подлинными русскими просветителями были Дашкова, Голицын, Сумароков, Новиков, Фонвизин и другие, которые пытались осовременить российскую действительность.

fb.ru

§ 18. ПРОСВЕЩЕНИЕ. НАУКА. История России. XIX век. 8 класс

§ 18. ПРОСВЕЩЕНИЕ. НАУКА

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. В XVIII в. просвещение было доступно узкому кругу высшего дворянства. В первой четверти XIX в. его благами могли пользоваться и представители среднего дворянства. В 30 – 40-е гг. получить образование могли уже разночинцы, часть низших сословий. Это были знаменательные перемены. Вырос интерес к книге, печатному слову, искусству, театру, прессе.

Чтение журналов и книг стало в первой половине XIX в. не просто модой, но и насущной необходимостью для значительной части образованного общества. Уникальные для начала века библиотеки Д. П. Бутурлина или А. И. Мусина-Пушкина к 40-м гг. уже перестали вызывать удивление. Иметь частную библиотеку теперь было принято. Расширилась книжная торговля. Вспомним хотя бы знакомую по стихотворениям А. С. Пушкина книжную лавку Смирдина в Петербурге.

Основным проводником просвещения, естественно, оставались школы и высшие учебные заведения. Именно в первой половине XIX в. сложилась система высшего и среднего образования. В 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения, с 1804 г. по распоряжению Александра I страна была разделена на 6 учебных округов. К трем имевшимся университетам (Московскому, Виленскому, Дерптскому) добавились Петербургский, Харьковский и Казанский.

Университеты были центрами учебных округов. При них в губернских городах открывались гимназии, в уездных – училища. Низшей ступенью системы образования стали одногодичные приходские училища. Чуть позже открылись специализированные институты: Педагогический, Межевой, Лесной, Техническое училище, Строгановское училище декоративно-прикладного искусства и др. Сеть общеобразовательных и специальных заведений расширялась на протяжении всей первой половины XIX в., страна ощущала растущую потребность в инженерах, врачах, педагогах, агрономах.

Система образования вместе с тем находилась под постоянным и подчас удушающим контролем государства. Опасались распространения нежелательных идей, а университетская среда как раз и являлась их источником.

В конце 1810-х гг. Казанский университет подвергся ревизии, которую провел М. Л. Магницкий. Преподаватели математики Казанского университета были обязаны подчеркивать, что «гипотенуза в прямоугольном треугольнике есть символ сретения правды и мира, правосудия и любви, через ходатая Бога». Узнав, что на медицинском факультете имеется анатомический театр, М. Л. Магницкий приказал провести торжественное захоронение его экспонатов, на котором обязал присутствовать профессоров, преподавателей и студентов факультета. По подозрению в «неблагонадежности» были уволены 11 профессоров. М. Л. Магницкий предложил наказать университет «публичным стен оного разрушением». На столь радикальную меру правительство не отважилось, но М. Л. Магницкий был назначен попечителем Казанского университета: по сути, это было равносильно его разрушению. Главным учебным предметом стало богословие, которому должны были «соответствовать» все остальные преподаваемые науки.

Положение в сфере образования изменилось к худшему с воцарением Николая I. В 1828 г. был издан рескрипт, запретивший принимать детей крепостных крестьян в гимназии и университеты: молодые люди, как утверждалось, приучаются в них «к роду жизни, к образу мыслей и понятиям, не соответствующим их состоянию». В 1835 г. новый университетский устав уничтожил автономию (независимость), полученную университетами тридцатью годами ранее. В 1848 г. количество студентов каждого университета ограничили до 300, а лекции профессоров печатали только с разрешения попечителей учебных заведений. В том же году запретили отпускать в заграничные командировки служащих Министерства народного просвещения, в 1852 г. – приглашать иностранных ученых для преподавания в России. В 1854 г. в университетах было введено обязательное изучение артиллерии и фортификации.

Здание Петербургского университета

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. Начнем с гуманитарных наук, точнее, с истории; именно история России стала в начале XIX в. главным «открытием» россиян. Подлинный научный и гражданский подвиг совершил Н. М. Карамзин, создавший «Историю государства Российского». Работа ученого продолжалась с 1804 г., когда он был назначен официальным историографом, и до самой его смерти в 1826 г. Тщательный анализ летописей (многие из которых были введены в научный оборот впервые), государственных актов, иностранных хроник, исторического эпоса сделали его первым – по значению и месту – русским историком. Замечательный слог, яркие характеристики государственных деятелей позволили А. С. Пушкину назвать Н. М. Карамзина «последним летописцем». «История государства Российского» сохраняет свое очарование и научную ценность и сегодня.

Важные и очень конкретные проблемы обсуждались в русской экономической литературе. Отметим хотя бы работы замечательного государственного деятеля адмирала Н. С. Мордвинова, декабриста Николая Тургенева, славянофила Ю. Ф. Самарина. Они анализировали перспективы отказа России от устаревших отношений в экономике, постепенного приобщения к европейским достижениям. Ходячее представление о русском крестьянине как о неповоротливом и нерадивом хозяине они отвергали с фактами в руках. Продолжало свою деятельность Вольное экономическое общество, старавшееся помочь помещикам и мануфактуристам практическими советами и наглядными примерами.

Значительный вклад в науку внесли и ученые-естественники. У истоков учения о клетке как основном элементе строения растений и животных стоят Я. И. Кайданов и П. Ф. Го-ряинов. Переворот в математике произвел Н. И. Лобачевский, ставший в 23 года профессором Казанского университета. В 1826 г. он предложил новую неевклидову систему геометрии, которая была по достоинству оценена математиками лишь полвека спустя. Основы новой науки – эмбриологии – заложили труды академика К. М. Бэра.

В 1834 г. нижнетагильские мастеровые Черепановы построили первую в России железную дорогу с паровой тягой, а академик Б. С. Якоби сконструировал первый практически работающий электромотор. В 1838 г. он приспособил его для установки на железнодорожную тележку, т. е. сделал попытку создать электровоз.

Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826)

Николай Иванович Лобачевский (1792 – 1856)

Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881)

В 1842 г. профессор Казанского университета Н. Н. Зинин осуществил синтез анилина – вещества, употребляемого в качестве основы красителя в текстильной промышленности. До этого подобное вещество производили из индиго, растения, привозимого из-за границы. В те же годы П. П. Аносову удалось найти связь между строением и свойствами металлов, что помогло ему открыть тайну древнего булата. Во многом благодаря его работам родилась новая отрасль науки – металлография.

Время требовало расширения и улучшения медицинского дела. К середине XIX в. в России насчитывалось до 10 тысяч врачей. Многие тысячи солдат, офицеров и гражданских лиц были спасены применением антисептических средств при хирургических операциях, предложенных замечательным хирургом Н. И. Пороговым. Он же впервые в России начал широко использовать обезболивание и уже в 1847 г. проводил операции под эфирным наркозом.

Первая половина столетия стала периодом становления системы просветительных учреждений и развития университетской науки в России. В эти годы были заложены основы исторической школы нового времени, литературы, критики, философии. Достижения русских ученых в области естественных наук позволили инженерам сделать ряд интересных практических изобретений. Развитие науки нередко наталкивалось на непонимание и противодействие властей, но потребности страны и стремление к новым знаниям оказывались сильнее любых препятствий.

ЛЕТОПИСЬ

1802 – создание Министерства народного просвещения.

1804 – учреждение 6 учебных округов. Принятие университетских уставов.

1835 – принятие нового университетского устава. Отмена автономии университетов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1) Сравните отношение к просвещению Александра I и Николая I. В чем, на ваш взгляд, причины разного отношения императоров к средней и высшей школам?

2) Почему Николай I в годы европейских революций не решился, а это ему предлагали, закрыть университеты?

3) Почему власти в первой половине XIX в. (и позже) так жестко контролировали органы народного образования?

4) Расскажите о главных достижениях русских ученых в области гуманитарных и естественных наук.

СОБЫТИЕ – СОВРЕМЕННИК

УНИВЕРСИТЕТЫ ПРИ НИКОЛАЕ I

В университете установился совершенно новый строй. Прежняя свобода исчезла. Студентам запрещено было ходить в кондитерские, читать газеты. В стенах университета не позволено было уже ходить расстегнутым, на улице нельзя было показаться в фуражке: требовалось, чтобы студенты непременно были в треугольной шляпе и при шпаге. <…> От студентов, выезжавших в свет, требовалось, чтобы они на балах в высочайшем присутствии были в чулках и башмаках, хотя в то время эта форма сохранялась только при дворе. <…> Наконец, в Крымскую войну введено было военное обучение: студентов ставили во фронт на университетском дворе и заставляли маршировать. Московскому университету, да и всему просвещению в России, нанесен был удар, от которого они никогда не оправились.

Из воспоминаний Б. Н. Чичерина «Москва сороковых годов»

1) Что было запрещено студентам новым университетским уставом? Почему?

2) С какими целями, по вашему мнению, для студентов ввели военную подготовку?

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ в

При Николае воспитание в общественных заведениях было подорвано фальшивостью, двоедушием. С низших классов дети привыкали различать науку казенную от настоящей, которая представлялась им в виде запрещенного плода… Старый учитель был синонимом негодного учителя, чем моложе был учитель, тем более он ценился; он недавно еще слышал в университете новые лекции, последнее слово науки. <…> Вообще у нас так называемое высшее образование играет жалкую роль. Молодой человек отлично кончит курс в университете, поступит на службу и перестает читать, так что по прошествии известного времени он выходит хуже невежды.

Из «Моих записок для детей моих, а если можно, и для других» историка С. М. Соловьева

1) Чем объясняет С. М. Соловьев недоверие к «старому учителю»?

2) Почему историк утверждает, что высшее образование в России «играет жалкую роль»?

ЗАГАДКА ОТ ЧИНОВНИКА ПАТЕНТНОЙ СЛУЖБЫ

В начале XIX в. В. В. Петров открыл явление электрической дуги, позже названное именем Вольта. В 1832 г. П. Л. Шиллинг за пять лет до знаменитого С. Морзе изобрел электромагнитный телеграф.

В чем причина такой несправедливости в отношении российских ученых и изобретателей?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

§ 17. Просвещение, наука, литература. История России. XVII–XVIII века. 7 класс

§ 17. Просвещение, наука, литература

1. ОБРАЗОВАНИЕ

Начальная школа. Русский человек XVII в. был не прочь узнать что-нибудь новое, почитать книгу «мирского содержания», детей своих пристроить учиться. Даже среди крестьян находились «грамотеи», а многим посадским было доступно начальное образование, которое состояло в обучении чтению, письму и азам арифметики.

«Палаты учительные» действовали при церквах и монастырях. Были и учителя из отставных дьяков и подьячих, которые в особой палате за плату учили «малых робяток». Таким образом, Россия имела и общественную и частную начальную школу. Состоятельные люди приглашали учителей на дом.

В Москве время от времени возникали школы, где западнославянские, русские и греческие ученые монахи учили молодых людей греческому, латыни, основам риторики, истории, географии.

На нужды домашнего и школьного обучения рассчитаны были учебные издания: «Букварь» Кариона Истомина, «Азбука» Василия Бурцева, «Славянская грамматика» украинского ученого Мелетия Смотрицкого, «Краткий катехизис» ректора Киевской духовной академии Петра Могилы и др.

Школа в Московской Руси. Художник Б. М. Кустодиев

Мелетий Смотрицкий. Гравюра. XVII в.

Симеон Полоцкий. Гравюра. XVII в.

Андреевский монастырь в Москве. В 1649 г. доверенный советник царя, сторонник просвещения ?. ?. Ртищев за свой счет пригласил в Москву 30 ученых монахов из Киево-Печерской лавры и иных украинских обителей. Монахи эти принялись переводить на русский язык иноземные книги и обучать всех желающих греческому, латыни, славянской грамматике, риторике, философии и другим «словесным наукам». К приезжим украинским старцам примкнули некоторые московские ученые священники и монахи. Родилось ученое братство, заменявшее в России 50-60-х гг. XVII в. Академию наук.

Ртищев был другом царя с юных лет. Его влияние при дворе было огромным. Волей-неволей знатная молодежь потянулась учиться в Андреевский монастырь. А некоторых Ртищев просто заставил ходить к киевским старцам.

Интересно, что среди учащейся молодежи бытовали весьма противоположные взгляды на обучение в Андреевском монастыре, на западноевропейские новшества, ревностным пропагандистом которых был Ртищев. Одни ученики уважали учителей Андреевской обители, а про иных русских приказных учителей и учителей-монахов говорили: «Враки-де они вракают, слушать у них нечего и себе чести не делают, учат просто сами не знают, чему учат!» Другие ученики осуждали увлечение иностранной наукой, считая ее опасной.

Славяно-греко-латинская академия. Проект создания Славяно-греко-латинской академии, в которой учили бы языкам и наукам людей разного чина, сана и возраста и которая одновременно являлась бы блюстительницей православия и оплотом борьбы с ересью, разработал учитель царской семьи белорусский монах Симеон Полоцкий в 70-е гг. XVII в. Но открыли ее только в правление Софьи в 1687 г.

Срок обучения не регламентировался. Сначала обучение шло на греческом языке, по мере его усвоения переходили на латынь. Читали духовные сочинения, книги по риторике, философии, церковной истории, логике, грамматике. Преподаватели комментировали прочитанное в классе, для лучшего усвоения материала устраивали диспуты. Это были методы схоластического (от греч. -школьный) обучения, которые тогда практиковали во всех православных и католических духовных школах.

Устав академии обязывал ректора (главу) и преподавателей следить за тем, чтобы никто из лиц, не принадлежащих к академии, не держал у себя латинских, польских, лютеранских книг. Таким образом, академия обладала монопольным правом «прикасаться» к данным книгам, конечно, для их критики. Кроме того, академия надзирала за перешедшими в православие иноверцами и давала аттестацию ученым-иноземцам, которых принимали на русскую службу.

До 1694 г. работу Славяно-греко-латинской академии возглавляли греки – братья Иоанникий и Софроний Лихуды (в 1694 г. они были обвинены в распространении ереси и изгнаны из академии). Среди преподавателей были греки, малороссийские и русские ученые монахи. По словам В. О. Ключевского, академия создавалась в соответствии с преобразовательными идеями XVII в.: когда требовалось построить завод – звали «немца», когда хотели учить наукам – приглашали грека или киевлянина.

1687 Открытие Славяно-греко-латинской академии

2. НАУКА

Естественнонаучные знания. Распространению научных знаний способствовали книги – отечественные и переведенные с различных языков. Печатный двор в Москве выпускал по 10-15 тыс. книг в год; и они находили устойчивый спрос у русской читающей публики.

Для перевода научных книг нанимали знающих переводчиков. Например, печерский монах Арсений Сатановский перевел книгу «О граде царском» – сборник трудов греческих и «римских» писателей, язычников и христиан, охватывавший весь круг тогдашних познаний – от богословия до зоологии и минералогии. Другой киевлянин – Епифаний Славинецкий – перевел «Книгу врачевскую анатомию», «Гражданство и обучение нравов детских», труд по географии и первый том сочинения по астрономии В. и И. Блеу «Позорище (обозрение) всея вселенныя, или Атлас новый» (три других тома перевели другие переводчики). Вводная часть последнего труда включала в себя описание системы мироздания по Копернику.

В середине 70-х гг. XVII в. русские могли также прочесть в переводе «Селенографию» (описание Луны) Иоганна Гевелия. Книга развивала идеи Коперника.

Печатный двор. Акварель. XVIII в.

Часы солнечные компасные. XVII в.

Звездозаконник. Гравюра из «Букваря» Кариона Истомина. XVII в.

Кроме того, в России была издана большая настенная карта, наглядно изображавшая гелиоцентрическую картину мира, а Карион Истомин издал энциклопедическую книгу «Полис», в которой среди сведений о 12 науках находился большой раздел об астрономии.

В связи с расширением границ Русского государства в ходе путешествий землепроходцев расширялись географические познания. Были выпущены описания путешествий и множество «чертежей» (карт). Например, в 1627 г. была составлена «Книга Большому чертежу», содержащая перечень всех русских городов с указанием расстояний между ними и краткими этнографическими сведениями. В середине и конце XVII в. были составлены карты сибирских земель.

Русские путешественники первыми из европейцев обследовали моря, омывающие Северную Азию, собрали сведения о Таймыре, Чукотке, Камчатке, Курильских островах. Семен Дежнёв открыл пролив между Северной Азией и Америкой и путь из Ледовитого океана в Тихий.

Исторические труды. XVII век был богат грустными и радостными для россиян событиями. Историки стремились запечатлеть то, чему были свидетелями.

Наряду с традиционными летописными формами появились новые формы исторического повествования: мемуары, сказания, повести. Летописная форма сохранилась в официальных исторических трудах – хронографах, «Новом летописце».

С середины XVII в. утвердился прагматический подход в изложении исторических событий, для которого характерно подробное изложение фактов в их связи друг с другом. Если раньше ход истории объяснялся Божественной волей, то теперь историки искали объяснение происходящего в поступках людей. Интересно, что во многих сочинениях присутствует не только личное отношение автора к событиям, но и оценка событий с точки зрения различных социальных слоев. Например, сочинения Авраамия Палицына, Ивана Хворостинина, Ивана Тимофеева в качестве причины Смуты представляют «непослушное самовластие рабов», которые «хотя-ще быти господами». А псковские повести отмечают, что Смута и «великая разруха» произошли из-за «лучших людей», «мир всколебавших всякими неправдами». «Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском», написанная в конце 1610 – начале 1611 г., уже не акцентирует внимание на «войне меньших и лучших», а воспевает единение всех в «народном море всей земли» в борьбе за восстановление независимости и суверенитета.

3. ЛИТЕРАТУРА

В XVII в. образовался новый широкий круг читателей – посадские люди. Они любили читать сочинения светского характера, особенно сатирические произведения. Интерес к сатире, видимо, шел от любимых народом фарсов, которые разыгрывали на площадях скоморохи. Появляется множество сатирических иносказательных повестей, бичующих пороки – плутовство, ябедничество, обман («История о российском дворянине Фроле Скобееве»), земельные тяжбы, кончавшиеся победой сильного («Повесть о Ерше Ершовиче»), жадность и корыстолюбие судей («Повесть о Шемякином суде»), поощрение пьянства в царских кабаках («Служба кабаку»), заносчивость иноземцев на русской службе и их невежество («Лечебник»). Никон и иные ревнители православия пугались «обмирщения книг». А между тем многие сатиры как могли защищали старину. Откроем «Повесть о Горе-Злочастии». Перед нами герой – безымянный молодец, который пренебрег домостроевскими советами родителей и стал жить своим умом. И пришел он к похвальбе, к пьяному разгулу, а в конце концов, впал в «злую немерную наготу, босоту и бесконечную нищету». Не знал, куда голову преклонить, пока не ушел в монастырь и не стал иноком.

Лист из «Букваря» Кариона Истомина

Вопросы и задания

1. Как учили детей в XVII в.? 2. Какие новшества появились в школьном образовании? 3. Расскажите о Славяно-греко-латинской академии. 4. Как развивалась в России наука? 5. Чем исторические труды XVII в. отличались от летописания предшествующего времени? 6*. Ученые считают, что литература XVII в. стала носить более светский характер и была рассчитана на более широкий круг читателей. На основании каких фактов историки сделали этот вывод?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Историческое просвещение — История России

Весной этого года был проведен опрос среди экспертов портала по теме «Историческое просвещение». Мы благодарим наших коллег, ответивших на вопросы анкеты и подтвердивших свой экспертный статус.

Мы вынесли эту тему на обсуждение, потому что, на наш взгляд, значимость исторического просвещения в нашей стране осознается не в полной мере. Хотя, очевидно, что историческое просвещение, наряду с историческим образованием, играет важную роль в понимании и оценке событий прошлого в нашем обществе и касается каждого гражданина нашей страны. Историческое просвещение, в основном, реализуется посредством создания «мест памяти», т.е. определенных символических элементов наследия национальной памяти общества. Историческое просвещение должно последовательно выстраиваться на основе совместной работы государства и профессиональных историков.  Поэтому, на наш взгляд, важно определиться с отношением профессионального сообщества к существующей ситуации в области исторического просвещения.

Этим анкетированием мы хотели привлечь ваше внимание к самому понятию «историческое просвещение» и поставить перед каждым из вас вопрос о том, насколько эффективно оно реализуется сегодня в нашей стране.

Мы сделали небольшую подборку или наиболее типичных, или наиболее интересных ответов, касающихся только официальных праздников. Надеемся, что эта тема вас заинтересует и разговор об историческом просвещении будет продолжен.

 Вопрос: Какой смысл имеет праздник Защитника Отечества (23 февраля)? Праздник всех мужчин/праздник Советской армии/праздник Российской армии/другое? Нужен ли этот праздник сегодня?

 Ответ: Поскольку я являюсь историком Первой мировой войны, то исходная дата, к которой привязан праздник, для меня выглядит абсурдно: 23 февраля локально победили немцев, а 3 марта тотально капитулировали перед ними же.

Безусловно, День Защитника Отечества носит милитаристский характер и напоминает каждому мужчине о его гендерной роли независимо от его личного армейского опыта.

Таким образом, 23 Февраля и 8 Марта актуализируют традиционную бинарную оппозицию мужское/женское и в этом смысле полезны на фоне западной тенденции всеобщей гомогенизации, которую лично я не поддерживаю.

 Ответ: Конечно, праздник Советской армии (если ориентироваться на дату 23 февраля), который трансформировался в праздник всех мужчин (по образцу 8 марта). А иначе меня, старшину запаса, тоже поздравляли бы. Праздник нужен, но сначала нужно разобраться с преемственностью.

Ответ: Это один из праздников, несущий в себе огромный патриотический заряд. Праздник, несмотря на то, что он имеет корни в советском прошлом, необходим. Это интегрированная праздничная дата, не только тех, кто служил (служит) в Советской или Российской армии, независимо от пола, но и одновременно мужской праздник, как антипод 8 марта.

Ответ: Праздник нужен. Для меня праздник 23 февраля – день Защитника Отечества, который включает в себя все выше перечисленное. И очень хорошо, что в этот день мы вспоминаем и Советскую армию и Армию Российскую.

 Ответ: Для меня лично (старшего сержанта СА) день 23 февраля – это праздник всех тех мужчин, кто служил и служит в армии и на флоте. В последнее время его стараются сделать праздником всех мужчин, что, на мой взгляд, неверно. Представьте, человек «косил» от армии, а его поздравляют с этим праздником?! Конечно, такой праздник нужен сегодня. В том числе для того, чтобы повышать престиж службы в армии.

 Ответ: Никто, кроме историков, не знает об неоднозначных обстоятельствах учреждения этого праздника. Это – один из государственных символов. Пусть таковым и остается.

 Вопрос: Насколько внятно нашему обществу объясняется значение официального праздника Дня России 12 июня? Считаете ли Вы 12 июня 1990 г. праздником российской истории?

 Ответ: Вообще День России нужен, как и День Матери, День Защитника. Надеюсь, что находящаяся в разработке «Стратегия развития воспитания» сильно поможет со смысловым наполнением этого праздника. Пока он совершенно невнятный.

Думаю, что выстраивать его следует как «День российской идентичности». К примеру, в Латвии есть официально утверждённый «Латвийский культурный канон» - знаковые, определяющие, единичные и массовые вещи, явления. Что-то подобное могло бы пригодиться и нам.

Прошлая реинкарнация Дня России – День независимости – вообще никуда не годилась, ибо Россия не была ни от кого зависима. По большому счёту, даже от Золотой Орды.

Ответ: Мне понятно и без объяснений власти. Поэтому не прислушивалась, аргументов не знаю, а у других не спрашивала. Для меня это не праздник, т.к. многое, произошедшее после этой даты, постыдно.

 Ответ: До сих пор невнятное объяснение превалирует. Народ больше чтит эту дату, не как историческую, а как очередной выходной. Да и повода к гордости особой-то и нет, т.к. дата 12 июня- одна из длинного перечня преступных деяний тогдашней элиты, направленной на развал супердержавы. Кстати, распад СССР В.В. Путин недаром назвал «крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века». Кроме того, В.Путин отметил, что «Кто не сожалеет о распаде СССР, у того нет сердца, а у того, кто желает его возрождения, нет головы».

Ответ: В принципе, достаточно внятно, как день принятия "Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации".

 Ответ: Власть пытается объяснить значение этого праздника, но это трудно сделать, так как сам документ, принятый 12 июня (независимость от кого и от чего?) является весьма спорным. Я не считаю 12 июня 1990 г. праздником российской истории. Если праздновать День России, то можно найти другие даты. Например, 12 апреля.

 Ответ: Практически не объясняет и правильно делает. Независимость от себя – это «шедевр» политической мысли! Реально это была попытка Ельцина стать независимым от Горбачева. Это, фактически, было началом преступной акции по уничтожению СССР.

 Ответ: Власти внятно объясняют празднование этого праздника. В нашей школе даже разрабатывается план празднования Дня России

 Вопрос: Видели ли Вы официальное празднование Дня России на Красной площади в 2014 г.? Если да, то какое отношение к истории закладывается в таких концертах и закладывается ли вообще?

Ответ: Нет, не видела.

 Ответ: Я не сторонник такого формата. Наверно, на площади существует особая атмосфера, но я площадные действа плохо воспринимаю. 

Ответ: Да, видел. Это просто шоу, рекламирующее российскую государственную символику. Ничего плохого в этом нет. Но и повода гордиться этой датой оно не вызывает.

Ответ: Пусть лучше в такие Дни на большом экране покажут фильмы о истории российской государственности, нежели будут на сцене плясать и петь песни, которые и так всем надоели.

Вопрос: Введённый в 2005 г. официальный нерабочий День народного единства (4 ноября) должен был заменить собой праздник Октябрьской революции 7 ноября. Удалось ли это?

 Ответ: Нет, праздником 4 ноября не стало. Как и 23 февраля, и 12 июня – нечего праздновать, нет конкретного ясного повода. Но и 7 ноября уже мало кого касается. Поддерживаю В.В. Путина – пора оставить историю историкам (сказано в адрес поляков по поводу Катыни).

 Ответ: Как сохранение выходного дня – удалось. Но события XVII века по своей сути и значимости так невнятно усвоены гражданами (сужу по вопросам, задаваемым детьми в школе, т.к. родители не могут на них ответить), что в чем именно состоит это национальное единство мало кто понимает. Тем более, что в реальности его на настоящий момент просто нет: сравните условия жизни людей в разных регионах – огромная разница.

 Ответ: Частично удалось. По мере взросления нового поколения память об Октябрьской революции сойдёт на нет. Да и нужно ли праздновать событие, которое привело к кровопролитной гражданской войне… Сомневаюсь.

Ответ: Нет, не удалось. В массе своей народ смутно понимает, о чем идет речь. Отмена одних праздников, замена их на другие ни к чему хорошему не приводит. Только говорит о нашем «непредсказуемом прошлом», о нашей привычке свергать одних кумиров и на их место воздвигать новых.

 Ответ: Конечно же это удалось –Октябрьская революция помнится только старшим поколением, а о традициях празднования вообще молчу

Вопрос: Участвовали ли Вы когда-нибудь в праздновании 4 ноября? А 7 ноября? Что оставило более яркое впечатление?

 Ответ: Да и Да. В детстве всё выглядит заманчивым… Цветы из гофрированной бумаги, шарики разноцветные, кумачовые банты, машины украшенные с платформами… Особенно на фоне почти полного отсутствия в Советском Союзе «зрелищ» кроме концертов по ТВ. А в прошлом году у нас на главной площади духовой оркестр играл, очень симпатично было. Атмосферно, я бы сказала.

 Ответ: Да - школьницей, студенткой и т.д. Чем дальше от детства, тем более формально воспринимался этот праздник. Тем более, что на работе нас обязывали (!) проводить его только в коллективе, списки отсутствующих составляли и т.д.

Ответ: Да, участвовал. У нас  4 ноября проводится концерт художественной самодеятельности представителей народов, проживающих на территории нашего района. Неплохая традиция формируется.

Ответ: В праздновании 4 ноября не участвовала, а в праздновании 7 ноября – да. Конечно яркое впечатление оставило празднование 7 ноября.

 Ответ: Никогда не участвовал в праздновании 4 ноября. А вот в юности и в молодости всегда принимал участие в демонстрациях 7 ноября. Запомнилась радость общения с друзьями, коллегами, праздничное настроение, музыка, революционные песни. Приходилось носить и транспаранты, портреты вождей. Конечно, в этом последнем случае было много формализма.

 Ответ: В праздновании 4 ноября – нет, а 7 ноября - да, пару раз. Воспринимал как «обязаловку» .

 Ответ: К счастью, я могу сравнить и хочу сказать, что 7 ноября отмечали понимая, что это за праздник, а вот  4 ноября – мало кто представляет, какое событие стоит за этой датой.

 Вопрос: Считаете ли Вы официальные празднования вышеперечисленных дней политизированными? Если да, то какие идеи проводятся через эти культурно-массовые мероприятия?

 Ответ: Поскольку это гражданские праздники, учреждённые властью, существование которых поддерживается тоже властью, то эти мероприятия, безусловно, политизированы. Полагаю при этом, что с конкретным ценностным наполнением власть не определилась в силу отсутствия сформулированной официальной идеологии. То есть подготовлена оболочка, а наполнения нет.

 Ответ: Да, конечно. Для властей (возможно) смысл заключается в попытке консолидировать общество, находящееся в гражданском противостоянии.

Ответ: Любой светский праздник несёт в себе элемент политизированности. Это вполне допустимо. Особенно тогда, когда в мире у России столько недругов и, кроме того, необходимо возрождать патриотические настроения у молодых поколений.

Ответ: Идея одна – объединить российский народ. Поэтому отменили 7 ноября, чтобы не сеять рознь между коммунистами и либералами, «красными» и «белыми».

 Ответ: Трудно сказать. Кажется, сама власть еще не определилась, оставив все на усмотрение граждан. 4 ноября – это вообще нонсенс.

Ответ: Конечно политизированы в большей степени. На мой взгляд желание праздновать должно исходить от народа, а не навязывать это государством. Для этого нужно выбрать несколько крупных праздников и отмечать их по-особому, а у нас сегодня «море» праздников и для каждого месячник.

Вопрос: Ваше отношение к современной российской политике в области исторического просвещения. Что для Вас видится верным, неверным, эффективным, неэффективным в ней?

 Ответ: Убеждена, что история существует в двух ипостасях – как объективная (в идеале) наука, и как важнейшая основа национальной идентичности и официальной идеологии. Поскольку никто не озабочен просвещением народа, к примеру, в области органической химии, полагаю, что «историческое просвещение» представляет собой канал для трансляции некой официальной идеологии (по моему мнению, отсутствующей).

Столетний юбилей Первой мировой войны, к сожалению, наглядно это продемонстрировал: цели и интересы России в войне остались не определёнными, зачем была нужна эта война – как было сто лет непонятно рядовым её участникам, так и теперь неясно рядовым телезрителям. Когда 15 лет назад я начинала заниматься этой темой, она никому не была нужна кроме специалистов по истории России начала ХХ века, зато в прошлом году буквально все стали экспертами по Первой мировой и отметились в разного рода мероприятиях – от серьёзных конференций до проведённых «для галочки». Ну и бюджет освоили, кто сколько смог. В итоге приращения научного знания не произошло, действительного просвещения по этой теме – тоже (хотя теперь Первую мировую явно не назовёшь забытой), через год все переключились на другую тему (также, как и с Отечественной войной 1812 года).

Как резюме – много суеты и конъюнктурности, мало науки. С юбилеем Великой Отечественной ситуация лучше. Может, генетическая память помогает?

 Ответ: Считаю, что не только заучиванием гимна, толкованием государственных символов и участием в массовых мероприятиях можно и нужно формировать чувство истинного патриотизма и знание своей истории. Прекрасно, что с этого года сделали для школьников бесплатными посещения музеев федерального уровня, но они сосредоточены в центрах и малодоступны для детей из регионов. Ребята так же должны видеть(!) шедевры культуры, сохранившиеся в древнерусских городах. Думаю, что, хотя бы раз в год нужно государственное финансирование школьных поездок на экскурсии. Необходимо большее число краеведческих конференций и других форм, «оживляющих» историю. Нужно, чтобы события исторической давности воспринимались бы нашими детьми как часть собственной биографии. Исторического просвещения (т.е. процесса, результатом которого является самодостаточная, мыслящая и ответственная личность) вижу мало. Вся духовная сфера «переведена» в экономическую, приравнена к ее понятиям и категориям. Я думаю, что это чревато очень неожиданными и малоприятными последствиями.

 Ответ: Очень хорошо, что произошёл некоторый отход от очернительства советской истории, особенно 30-40-хх. годов. Стало больше объективности. Хотелось бы, чтобы в новом стандарте исторического образования было предусмотрено более объёмное преподавания отечественной истории синхронно с сокращением часов на изучение Всеобщей истории зарубежных стран.

Ответ: Положительное. Очень хорошо, что правительство заинтересовано в выяснении состояния и перспектив развития исторического образования и просвещения в России.

 Ответ: Я оцениваю отношение государства к современному историческому образованию по количеству часов на преподавание предмета «История». За последние 10 лет особо не изменилось отношение, т. к. 2 час в неделю остались и сегодня. На мой взгляд необходимо увеличение часов на «Историю». Ведь как скзал Л. Н. Толстой «Человек, не знающий своей истории, всегда остается ребенком». Так давайте не делать из будущих поколений «детей». И еще, государство не должно пересмотреть сетку вещания нашего телевидения. Не все имеют возможность смотреть спутниковое и кабельное телевидение. Основная масса детей приходит из школы в 16-00 и что же они смогут посмотреть??? Где старые добрые советские детские фильмы, мультфильмы и т. д.??? Сегодня все гонятся за рейтингами, а не думают о будущих поколениях. Если так и будет развиваться наше общество, то о настоящем историческом образовании говорить мы не сможем. В данном вопросе я обрисовал не очень радужную картину, но если всем вместе (а не только государству) сохранять свою историю можно быть спокойным за завтрашний день, который может быть уже сегодня.

 

Разговор продолжается...И нам важно ваше мнение.

histrf.ru

§ 35. ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА. История России. XIX век. 8 класс

§ 35. ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА

МЕСТО XIX ВЕКА В ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. В истории русской культуры XIX век занимает особое место. Это было время исключительного подъема духа, творческого взлета. Проблемы, поставленные русскими писателями, художниками, композиторами, оказались в центре внимания деятелей культуры всего мира. Причудливое переплетение традиций и новаторства национальных русских и европейских начал, глубина художественных открытий и прозрений – все это достояние классической культуры XIX в.

Середина столетия – золотое время русской научной и творческой интеллигенции. Преобразования страны, начатые правительством, пробудили надежды общества. Характерное явление русской истории середины и второй половины XIX в. – исключительный интерес интеллигенции к жизни народа, переплетенный с верой в его огромные возможности и пока еще дремлющие силы. Отсюда просветительское подвижничество образованных слоев общества, идея долга перед народом. Ее понимали по-разному.

Одни трудились во имя прогресса и процветания родины, во имя того, чтобы забитый крестьянин стал свободным тружеником и гражданином. Другие старались объяснить ему, что он не раб, а человек, такой же, как и его помещик или чиновник. Третьи пытались «подстегнуть» время, поднять крестьян на бунт, революцию, борьбу за лучшую жизнь.

Мысль о равенстве прав и возможностей людей укрепляла в них чувства личностного достоинства, гордости, независимости. К осознанию этих проблем вели не столько потребности философского или религиозного уровня, сколько реальная, очень сложная жизнь. Все, что происходило в России, заставляло общество внимательно вглядываться в будущее то с тревогой и опасением, то с надеждой.

В этих условиях, в мире этих проблем, побед, поражений и угроз развивалась русская классическая культура, уже современниками признанная великой.

ОБРАЗОВАНИЕ. К концу 50-х гг. всего 6 % населения России умело читать и писать. Ситуация стала меняться к лучшему после 1864 г., когда было принято «Положение о начальных народных училищах». Хотя оно и не создало строгой преемственности между начальной и средней школой, но отчасти решило задачу обучения детей «полезным знаниям». В те же годы открылись учительские семинарии (т.е. педагогические училища), получили распространение трехгодичные земские школы, крестьянские школы грамотности. К сожалению, в деле образования либеральный дух царил недолго. После выстрела Д. В. Каракозова в 1866 г. пост министра народного просвещения занял Д. А. Толстой, который начал упорную борьбу с реформами своего предшественника А. В. Головнина.

Новый министр ввел институт инспекторов народных училищ с полицейскими функциями, поставил во главе училищных советов предводителей дворянства, многие из которых не имели ничего общего с педагогикой. В начальных школах по-прежнему видели специальные учреждения для крестьян. Они не имели связи со средними школами. К земским школам добавили, вернее, противопоставили им, церковноприходские, на развитие которых с 1884 г. отпускались значительные бюджетные средства.

Центральным звеном образования считались 7-летние гимназии и прогимназии двух типов: классические и реальные. Они давали общее образование и готовили учащихся к поступлению в университеты или другие высшие учебные заведения. Д. А. Толстой постарался придать гимназиям «классический» характер, буквально насаждая в них преподавание древних языков и древней истории вместо естественных наук. Эти гимназии трудно назвать и гуманитарными учреждениями, так как преподавание русской словесности, новой истории, философии было в них сокращено. Министр не скрывал своей цели: отвлечь учащихся от насущных общественно-политических проблем, сформировать у них официально-религиозное мировоззрение.

В 70-е гг. исключение учащихся из гимназий достигло особого масштаба. Исключали до 60 % детей. Вершиной борьбы «верхов» за умы молодежи стал приказ, принятый в 1887 г. и получивший название циркуляра «о кухаркиных детях». Он предписывал начальникам гимназий и прогимназий принимать в свои учебные заведения «только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих… ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении необходимых удобств». Формулировка оставляла место для широкого толкования и лишала среднего образования значительный круг детей.

Мундир студента

Мундир учащегося реального училища

Во второй половине XIX в. продолжала расширяться сеть высших учебных заведений. В 1865 г. в Новороссийский университет был преобразован Ришельевский лицей в Одессе, а в 1888 г. был открыт университет в Томске. В 60 – 70-е гг. приняли первых студентов почти 60 новых высших учебных заведений, среди них Петербургский технологический и Горный институты, Московское высшее техническое училище, Петровско-Разумовская сельскохозяйственная академия, консерватории в Петербурге и Москве.

НАУКА. Вторая половина XIX в. – время мощного подъема естественных наук, с помощью которых человечество надеялось значительно повысить уровень жизни людей и установить более совершенные, справедливые общественно-политические порядки; открыть, подобно физическим или математическим, общественные законы счастливого существования людей. Наконец от создания «своей», отечественной науки зависела независимость России от иностранных ученых и специалистов, ее научно-технический суверенитет.

Развитию и успехам наук способствовало и развитие в России капитализма, требовавшее резкого увеличения числа инженеров, техников, разработки новых технологий, создания остроумных изобретений.

Прикладные, сиюминутно необходимые отрасли наук не могли развиваться без опоры на фундаментальные знания, что породило целую когорту замечательных ученых. Многие их открытия имели подлинно мировое значение и на долгие годы определили развитие той или иной отрасли науки.

Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907)

Софья Васильевна Ковалевская (7850 – 7897)

Иван Михайлович Сеченов (1829 – 1905)

Достаточно вспомнить периодический закон химических элементов Д. И. Менделеева, работы А. М. Бутлерова, открывшего теорию химического строения Вселенной, И. М. Сеченова, сформулировавшего современные представления о физических основах нервной деятельности животных и человека, физика-экспериментатора А. Г. Столетова, основателя отечественной агрохимии А. Н. Энгельгарда и многих других.

На промышленной выставке в Чикаго изобретения русских ученых и инженеров (среди них первые в мире контейнерные перевозки) были удостоены почетных наград. Эти же годы стали временем расцвета научных обществ, которые пропагандировали успехи наук, добивались выделения средств на их развитие, давали возможность ученым общаться друг с другом, координировали их работу, позволяли сосредоточить внимание на изучении важнейших вопросов и проведении совместных исследований. Велика роль Общества русских врачей, Русского астрономического общества, Математических обществ в Москве, Харькове, Казани, Русского химического общества. Работали открытые ранее Московское общество исследователей природы, Минералогическое общество, Русское географическое общество.

Не хотели отставать от своих коллег и ученые-гуманитарии. Продуктивно трудились в эти годы русские литературоведы и фольклористы, среди которых выделялись крупнейший знаток литературы эпохи Возрождения А. Н. Веселовский, а также Ф. И. Буслаев и А. Н. Афанасьев, которые ввели в научный оборот бесценное сокровище устного творчества русского народа. Академическое издание сказок, собранных А. Н. Афанасьевым, до сих пор остается непревзойденным.

Василий Осипович Ключевский (1841 – 1911)

Владимир Иванович Даль (1801 – 1872)

Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888)

В 1866 г. в Петербурге открылось Русское историческое общество, а через год было начато издание его сборников. Появились прекрасные научные журналы «Русский архив», «Русская старина», «Исторический вестник», «Древняя и Новая Россия». Повсеместный и тщательный сбор источников, интерес к истории своего народа и государства дали жизнь классическим произведениям ученых. Среди них необходимо особо отметить «Историю России с древнейших времен» С. М. Соловьева, «Историю России в жизнеописаниях ее важнейших деятелей» Н. И. Костомарова, многочисленные работы В. О. Ключевского. Значительными были успехи русских этнографов (Н. Н. Миклухо-Маклай, Н. М. Пржевальский) и востоковедов (В. П. Васильев, В. С. Голенищев).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1) Какие изменения в организации народного образования произошли в 60 – 70-е гг.? Чем отличалась политика А. В. Головнина и Д. А. Толстого на посту министра народного просвещения?

2) Какие новые типы начальных, средних и высших учебных заведений возникли в пореформенные годы?

3) Расскажите о важнейших достижениях естественных наук во второй половине XIX в.

4) Какую роль в жизни ученых играли научные общества? Почему?

5) Подготовьте сообщение об одном из великих русских историков второй половины XIX в.

СОБЫТИЕ – СОВРЕМЕННИК

ДИРЕКТОР НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ

Чеботарев оказался человеком интересным, типическим представителем людей «нового курса». Человек несомненно умный, ловкий и весьма приятный в обществе, охотник побалагурить и мастер прикидываться в компании добродушным болтуном, он с тою же ловкостью и полной беззастенчивостью перед начальством, – не только непосредственным, но и всяким, – прикидывается благочестивым ханжой и строгим блюстителем интересов православия и самодержавия, исполнительным чиновником, горячим верноподданным патриотом-народником в новом вкусе, якобы убежденным, что суть русской народности в рабской преданности церкви и престолу. При этом он всегда готов принести в жертву хоть родного отца – не на алтарь отечества, а на алтарь предержащей власти ради достижения личных выгод.

Из воспоминаний директора народной школы Н. Ф. Бунакова (1887)

1) О каком «новом курсе» идет речь в воспоминаниях Н. Ф. Бунакова?

2) Попробуйте охарактеризовать этот курс исходя из описания личности ее «типического представителя».

НАЧАЛО НАУЧНОГО ПУТИ АКАДЕМИКА И. П. ПАВЛОВА

…Кажется, в 1878 г. я попал в лабораторию при клинике проф. С. П. Боткина, где пробыл многие годы, состоя по окончании курса в 1879 г. в Институте врачей для усовершенствования, и потом по возвращении из 2-летней заграничной командировки вплоть до получения профессуры. Несмотря на нечто неблагоприятное, что было в этой лаборатории, – главное, конечно, скудость средств, я считаю время, здесь проведенное, очень полезным для моего научного будущего. Первое дело – полная самостоятельность и затем возможность вполне отдаться лабораторному делу (в клинике я не имел никаких обязанностей). Я работал тут, не разбирая, что мое, что чужое. По месяцам и годам весь мой лабораторный труд уходил на участие в работах других.

Из воспоминаний И. П. Павлова

1) О каких трудностях в работе лаборатории говорит И. П. Павлов?

2) Какие обстоятельства благоприятствовали молодому ученому?

ЗАГАДКА ОТ ПИСАТЕЛЯ

Антон Павлович Чехов в статье, написанной в связи с кончиной путешественника Н. М. Пржевальского, утверждал: «Изнеженный десятилетний гимназист мечтает бежать в Америку или Африку совершать подвиги – это шалость, но не простая… Это слабые симптомы той доброкачественной заразы, какая неминуемо распространяется по земле от подвига».

Какую «доброкачественную заразу» имеет в виду великий писатель?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru


Смотрите также