Издательство «Просвещение»Серия «История России». История россии просвещение


Серия книг История России | издательство Просвещение

Сегодня «Просвещение» — это образовательный холдинг, который предлагает учебно-методическую литературу, современные методики и решения для образовательного процесса и развития системы образования. Издания «Просвещения» предназначены учителям, школьникам и их родителям. В числе стратегических партнеров «Просвещения»: МГУ им. Ломоносова, Российская академия образования, Российское историческое и Российское военно-историческое общества, Международный детский лагерь «Артек», Образовательный центр «Сириус», известные зарубежные издательства, такие как Express Publishing, Cornelsen, Klett, CLE International, Anaya, компании Didacta, Westermann и многие другие.Приоритет издательства — сочетание традиций и инноваций в образовании. Цель — создавать условия для достижения максимального образовательного результата, стремления к совершенствованию знаний на протяжении всей жизни.

История России

Сегодня «Просвещение» — это образовательный холдинг, который предлагает учебно-методическую литературу, современные методики и решения для образовательного процесса и развития системы образования. Издания «Просвещения» предназначены учителям, школьникам и их родителям. В числе стратегических партнеров «Просвещения»: МГУ им. Ломоносова, Российская академия образования, Российское историческое и Российское военно-историческое общества, Международный детский лагерь «Артек», Образовательный центр «Сириус», известные зарубежные издательства, такие как Express Publishing, Cornelsen, Klett, CLE International, Anaya, компании Didacta, Westermann и многие другие. Приоритет издательства — сочетание традиций и инноваций в образовании. Цель — создавать условия для достижения максимального образовательного результата, стремления к совершенствованию знаний на протяжении всей жизни.

Внимание! Если Вы обнаружили ошибку на странице серии "История России", пишите об этом в сообщении об ошибке. Спасибо!

www.labirint.ru

§ 1. Просвещение. История России XVIII-XIX веков

§ 1. Просвещение

Как и в предыдущие столетия, основным субъектом, основным активным созидательным элементом в области культуры были представители господствующего класса дворян. Задавленное эксплуатацией, забитое и темное крестьянство не имело ни средств, ни сил, ни времени, ни условий для получения образования, для деятельности в области науки, литературы, искусства и т. п. Поэтому вполне понятно, что и в данной главе речь пойдет о достижениях главным образом в области дворянской культуры.

Однако нужды и последствия социально-экономического развития страны ставили перед наукой, просвещением, общественно-политической мыслью и т. п. задачи, выходившие за пределы, ограниченные потребностями дворянского класса. Это приобщило в XVIII столетии к активной деятельности в некоторых областях культуры выходцев из городского мещанства, купечества, белого духовенства, государственных и экономических крестьян, и со времен Петра просвещение в России обретало все более четкий светский характер, все более определенную практическую направленность.

Вместе с тем традиционная форма «обучения грамоте» все еще была наиболее массовой и повсеместной. Речь идет о групповом обучении чтению часослова и псалтири дьячками и другими служителями культа.

Увеличилось число солдатских гарнизонных школ — прямых продолжателей традиций петровских «цифирных школ». В 1721 г. их насчитывалось около 50, а в 1765 г. школы были при 108 гарнизонных батальонах, где училось до 9 тыс. солдатских детей. Здесь обучали не только чтению, письму и арифметике, но давали начальные сведения в области геометрии, фортификации и артиллерии. Менее способные ученики обучались различным ремеслам. Существовали национальные военные школы на Кавказе.

Основное же внимание уделялось образованию дворянских детей в закрытых учебных заведениях. В 1731 г. был создан Сухопутный шляхетский корпус, а в 1752 г. — Морской шляхетский корпус. В 1758 г. артиллерийская и инженерные школы в Петербурге объединились и составили третье закрытое дворянское учебное заведение — Артиллерийский и инженерный шляхетский корпус. Помимо этого, дворянских детей обучали в частных пансионах, а также в домашних условиях. В XVIII в. входит в моду приглашение учителей-иностранцев, особенно французов. Во второй половине века это увлечение достигло своих крайних, извращенных форм.

Важнейшим событием середины XVIII столетия была организация первого в стране высшего гражданского учебного заведения — Московского университета. Куратором его, как уже говорилось, был влиятельнейший елизаветинский вельможа И. И. Шувалов — основатель и президент Академии художеств, известный меценат, оказавший содействие развитию русской культуры.

Однако идейным строителем Московского университета был гениальный русский ученый М. В. Ломоносов. Он разработал проект организации университета. Он добивался того, чтобы университет был бессословным и светским учебным заведением (в нем не было богословия). Открытый в 1755 г., Московский университет принял первых студентов на свои три факультета: философский, юридический и медицинский. Первые студенты были преимущественно представителями разночинных слоев тогдашнего общества. И только позднее, при Екатерине И, состав университетского студенчества становится преимущественно дворянским. В первые 20 лет XIX в. число университетов увеличивается (Петербург, Харьков и др.).

Для подготовки студенческих кадров при университете была создана специальная гимназия с двумя отделениями для дворян и разночинцев. Здесь изучались русский, латинский, один из европейских языков, математика, словесность и история. В создании учебников активное участие принял М. В. Ломоносов, написавший «Риторику» и «Российскую грамматику».

На русском языке велось преподавание и в самом университете, что отличало его от типичных западноевропейских университетов. Во второй половине столетия Московский университет стал крупнейшим центром русской науки и просвещения. В нем преподавали такие выдающиеся ученые-профессора, как С. Е. Десницкий, Д. С. Аничков, Н. Н. Поповский, А. А. Барсов и др. Большую пользу принес университет в деле распространения просвещения среди нерусских народов России. По образцу московской была создана гимназия в Казани. Из стен университета вышла чувашская грамматика, грузинская и татарская азбуки.

Несмотря на столь крупные успехи в области просвещения в России, потребность в организованной системе школьного образования ощущалась все более остро. По инициативе императрицы проекты школьного образования были поручены одному из образованнейших представителей русской знати — И. И. Бецкому.

Главная идея плана И. И. Бецкого, опиравшегося и на французских просветителей, отчасти на Дж. Локка и даже на Я. А. Коменского, заключалась в создании из молодого поколения «новой породы людей» — людей гуманных и справедливых, которые смогут и общество сделать справедливым. Однако для реализации этой идеи И. И. Бецкой предложил систему закрытых учебных Заведений, где бы дети жили от 6 до 18 лет. При этом соблюдался сословный принцип организации училищ — для дворян особо, для купечества особо и т. п. И. И. Бецкой пропагандировал гуманную систему обучения без наказаний и принуждения ребенка, с учетом его склонностей. Реализация этого плана выразилась в реформе гимназии в Петербурге, Сухопутного и Морского шляхетских корпусов. Кроме того, было создано училище для мальчиков при Академии художеств, коммерческое училище в Москве, открыт московский Воспитательный дом для «незаконнорожденных» детей и подкидышей.

И. И. Бецкой был инициатором женского образования. Под Петербургом, возле деревни Смольной, в 1764 г. был открыт первый в России институт благородных девиц с широкой программой обучения. При Смольном институте было особое «мещанское» отделение. Закрытые учебные заведения с течением времени превратились в чисто сословные заведения для дворян, с программой воспитания членов особой высшей касты дворянского общества.

Деятельность И. И. Бецкого и реализация его плана ни в коей мере не решали проблему создания системы начального образования, потребность в котором с годами возрастала все больше. Для решения этого вопроса в 1782 г. организуется «Комиссия об учреждении училищ». Первым итогом работы этой Комиссии было открытие главных (четырехклассных) и малых (двухклассных) народных училищ в Петербургской губернии. В 1786 г. такие училища были открыты в 25 губерниях. Программа малых народных училищ ограничивалась преподаванием навыков чтения, письма, чистописания и рисования, знанием основ грамматики и «христианского закона и добронравия». Программа главных училищ сверх того включала изучение российской грамматики, арифметики, геометрии, механики, физики, российской и всеобщей географии, российской и всеобщей истории, естественной истории и гражданской архитектуры. Помимо того, учащимся прививались навыки в составлении делопроизводственных документов и деловых писем.

Всего в конце XVIII в. в России насчитывалось около 550 различных учебных заведений с числом учащихся до 62 тыс. человек. Из них около 400 народных училищ, свыше 60 духовных семинарий и школ и около 60 закрытых дворянских учебных заведений. Это был огромный шаг в развитии просвещения, хотя по отношению к общей численности населения страны их было еще очень немного. Из каждой тысячи человек в России училось в среднем лишь двое. Крестьянству путь в школу был закрыт.

Школьная реформа 1786 г. распространилась и на Левобережную Украину, где была создана сеть четырехклассных, трехклассных и двухклассных училищ. Основным центром развития просвещения и науки в Украине была Киево-Могилян-ская академия, где учились представители казацкой старшины, духовенства и отчасти мещан, казаков и крестьян. Программа обучения в академии носила традиционный богословско-схоластический характер и лишь под влиянием успехов просвещения в России во второй половине XVIII в. в нее были введены изменения. Появились такие предметы, как география, математика, естественная история, иностранные языки. В конце века основным языком преподавания вместо латыни стал русский язык. Помимо академии в Левобережной Украине действовали три духовных коллегиума (в Переславле, Чернигове и Харькове).

В Белоруссии система просвещения была под сильным католическим влиянием. Белорусская шляхта учила своих детей в шести орденских школах (католических и униатских), двух кадетских корпусах и нескольких духовных семинариях. Туда же попадали и дети горожан. Помимо этого, существовали и частные пансионы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Ключевые преимущества и особенности новой линии учебников по истории России издательства «Просвещение»

«АКАДЕМИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ»

«АКАДЕМИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ» «АКАДЕМИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ» Курсы повышения квалификации «Актуальные вопросы преподавания истории России в контексте требований ФГОС ООО и Историко-культурного стандарта» Продолжительность обучения: 72 ч Итоговый

Подробнее

Уважаемые руководители!

Уважаемые руководители! 1432020/2016-7493(2 ) ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМ ИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ пер Антоненко, д 8, Санкт-Петербург, 190000 Тел (812) 570-3179 Факс (812) 570-3829 E-mail kobr@gov spb ш http //www.k-obr spb

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 1089 «Об утверждении федерального компонента

Подробнее

ИЗДАТЕЛЬСТВО Русское слово

ИЗДАТЕЛЬСТВО Русское слово ИЗДАТЕЛЬСТВО Русское слово в Федеральном перечне учебников, ных (ных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный

Подробнее

Список учебной литературы учебный год

Список учебной литературы учебный год п/п Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная / дополнительная), наименование предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом Список учебной литературы 2015-2016

Подробнее

Аннотации к рабочим программам

Аннотации к рабочим программам Аннотации к рабочим программам Предмет (курс) 5 класс история 5 класс Уровень образования В соответствии с документами образования государственным стандартом основного общего образования, на основе рабочих

Подробнее

Основная школа. 5 класс

Основная школа. 5 класс Основная школа 5 класс Автор, название Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. Учебник. В 2 частях. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях Г.В.Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.-

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «История» составлена на основе авторских программ по всеобщей истории: 5 класс «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И.С.Свенцицкой;

Подробнее

Задачи изучения истории:

Задачи изучения истории: Аннотация к рабочей программе по ИСТОРИИ 5-9 классы Рабочая программа предназначена для обучающихся с 5 по 9 классы ГБОУ Школы 1231 им. В. Д. Поленова. Содержание предмета выстроено с учётом межпредметных

Подробнее

Список рабочих тетрадей 1 класс

Список рабочих тетрадей 1 класс Список рабочих тетрадей 1 класс УМК «Школа России» сегодня это: Мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реальная возможность достижения личностных,

Подробнее

Список учебной литературы учебный год

Список учебной литературы учебный год Список учебной литературы 2016 2017 учебный год п/п Уровень, ступень образования, вид образовательной программы Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории в 8 классе разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования; учебным планом муниципального

Подробнее

комитета по образованию РАСПОРЯЖЕНИЕ

комитета по образованию РАСПОРЯЖЕНИЕ Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 03.03. 90 РАСПОРЯЖЕНИЕ Об организации введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в системе образования

Подробнее

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ РОССИИ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ РОССИИ Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт» «Утверждаю»

Подробнее

ТЕХН Ч О Е Л Р О ЧЕ ГИ Н Я ИЕ

ТЕХН Ч О Е Л Р О ЧЕ ГИ Н Я ИЕ ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕРЧЕНИЕ Система учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха» Линии УМК, соответствующие ФГОС Линия учебно-методических комплектов Авторский коллектив: Н.В. Матяш, Н.В. Синица, А.Т. Тищенко,

Подробнее

docplayer.ru


Смотрите также