Конспект лекций по курсу «История отечества» Лекция 1 Вводная. Многоконцептуальная история россии


Многоконцептуальная история России : Учеб. пособие

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

Путешествие в прошлое

    Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование», «узнавание», «установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. Однако долгое время история рассматривалась не как наука, а относилась к литературе и искусству. В греческой мифологии покровительницей истории считалась одна из муз, изображавшаяся в виде молодой женщины с одухотворенным лицом и со свитком папируса или пергамента в руке Имя музы истории - Клио - произошло от греческого слова «прославляю». Первые  летописи, хроники, биографии посвящались, в основном, прославлению правителей.

 

     Представление о том, что такое история и чем она должна заниматься, исторически видоизменялось. В римской историографии слово «история» стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого.

     Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек - существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.

     Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Существуют внутренние связи между событиями во временном ряду.

Многоконцептуальная история России.

Часть I. С древнейших времен до конца XIX века.

Учебное пособие. / Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург:

Урал. гос. техн. ун-т. 2000.

Изменение европейских границ за последние 1000 лет

elenaalber.blogspot.com

umk1520

Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный экономический университет

ОТЕЧЕСТВЕННННААЯЯИИССТТООРРИИЯЯ

Методический комплекс для студентов дневного отделения

«Утверждаю»

Первый проректор УрГЭУ

__________________

А.Т. Тертышный

Екатеринбург

2006

Рекомендовано к изданию Научно-методическимсоветом Уральского государственного экономического университета

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Методический комплекс

Авторы-составители:

Е.Ю. Апкаримова, канд. ист. наук, И.В. Борзихина, канд. ист. наук, доц. М.А. Вельбой, ассистент Н.Д. Запецкая, канд. ист. наук, доц.

Л.А. Коноплева, канд. ист. наук, доц. И.Л. Мартюшова, канд. ист. наук, доц. А.В. Трофимов, д-рист. наук, проф.

Е.А. Цыпина, канд. ист. наук, доц. А.В. Шиловцев, канд. ист. наук, доц. Т.Е. Эйдис, канд. ист. наук, доц.

Ответственный за выпуск:

А.В.Трофимов, д-рист. наук, проф.

©Уральский государственный экономический университет, 2006

2

1. Цели и задачи дисциплины

Курс «Отечественная история» призван расширить, обобщить и систематизировать на новом более высоком уровне полученные в общеобразовательной школе исторические знания, приобщить студентов к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений россиян, к национальной культуре и народным идеалам.

Цель дисциплины «Отечественная история» – сформировать у студентов целостное представление об историческом пути России, базирующееся на современных научных знаниях, возможностях многоконцептуального подхода.

Признание широких познавательных возможностей, заложенных в формационной, либеральной, цивилизационной, модернизационной теориях исторического процесса, является ключом к использованию их сильных сторон при отходе от абсолютизации одной из концепций, позволяет студентам творчески подходить к изучению курса «Отечественной истории».

Рассмотрение истории России ведется с точки зрения диалогичности, включенности в мировую историю, с выяснением общего и особенного в ее развитии.

Курс «Отечественная история» способствует формированию национального самосознания, уважения к многовековой российской истории, окажет помощь студентам в понимании проблем и реалий современного мира. Изучение отечественной истории в высшей школе позволяет студентам выйти на качественно иной уровень логического мышления, является необходимой ступенью в овладении другими курсами социально-гуманитарногоцикла.

Задачи курса следующие:

ознакомить студентов с многоконцептуальным подходом к изучению истории России;

ознакомить студентов с факторами своеобразия российской истории;

сформировать у студентов умение оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из исторических источников, анализировать и оценивать факты, явления, события, раскрывать причинно-следственныесвязи между ними.

Курс отечественной истории решает ряд конкретных задач, имеет определенные социальные функции.

Во-первых,познавательную функцию, состоящую в самом изучении исторического пути нашего народа, в объективном изложении всех явлений и процессов, составляющих историю стра-

3

ны в ее целостности, как позитивного, так и негативного опыта, накопленного в ходе этого пути. Анализ ошибок вчерашнего дня дает возможность избежать ошибок сегодня и завтра.

Во-вторых,функциюпрактически-политическую.Еще древние римляне говорили, что история – учительница, наставница жизни. Без осмысления исторических фактов развития общества невозможно выработать научно обоснованный курс его дальнейшего развития, поскольку для правильного определения ориентиров движения необходимо знать предшествующий исторический путь.

В-третьих,функцию мировоззренческую. Мировоззрение может быть научным лишь опираясь на объективную реальность. Не зная исторических фактов, люди оказываются в плену псевдоисторических концепций, представлений и гипотез. Задача курса

– объективное освещение исторического опыта. Изучение истории формирует историзм мышления, приучает рассматривать явление не изолированно, а во взаимодействии с прошлым и последующим ходом развития событий.

В-четвертых,история обладает огромным воспитательным воздействием. Она показывает роль личности в развитии общества, моральные и нравственные ценности человека в их развитии. Нельзя быть гражданином своей страны, не зная истории.

В начале нового тысячелетия, в условиях напряженного поиска дальнейшего пути развития обновленной России особенно возрастает роль исторических знаний. Именно история помогает разбираться в нынешних процессах, определять свое отношение к происходящему вокруг и внутри России, отделять подлинно научное знание от ошибок и конъюнктуры.

Долгое время в истории существовал единая точка зрения на происходящее вокруг. Эта наука больше, чем другие общественные науки, зависела от идеологии. В условиях отказа от монополии на истину в исторической науке появились другие крайности – идеализация того, что ранее оценивалось резко негативно. Выход из ситуации в какой-томере был найден в многоконцептуальном подходе к российскому историческому процессу. С учетом его стали переиздаваться труды выдающихся историков дореволюционной России, вошедшие в золотой фонд отечественной историографии – Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, А.А. Корнилова, С.Ф. Платонова. Но историческая наука, как и любая другая, накапливает новые знания, поэтому эти труды нельзя использовать в качестве основного учебника по отечественной истории. При подготовке к семинарским

4

занятиям следует использовать и учебники, и научные труды современных авторов.

2.Требования к уровню освоения содержания

Врезультате изучения дисциплины студенты должны: понимать механизмы исторической преемственности в раз-

витии России; уметь анализировать процесс развития России с учетом ее

исторически сложившейся социокультурной, политической и экономической специфики;

иметь целостное представление об историческом пути России, базирующееся на современных научных знаниях, возможностях многоконцептуального подхода.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

 

Семестр

 

Общая

трудоемкость

 

170

 

 

 

 

 

дисциплины

 

 

 

 

 

 

 

Лекции

 

 

51

 

I–II

 

 

Аудиторные практиче-

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ские занятия

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

85

 

 

 

 

 

Вид итогового контроля

 

 

 

Экзамен

 

 

4. Разделы дисциплины и виды занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел

 

Лекции

Практические

 

Самостоя-

 

 

дисциплины

 

 

 

занятия

 

тельная

 

 

 

 

 

 

 

 

работа

 

Введение. Отечественная история:

4

2

 

10

 

предмет, теоретические и источ-

 

 

 

 

 

 

никовые основы изучения

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Становление русской го-

2

 

 

 

5

 

сударственности

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Возникновение Россий-

2

2

 

5

 

ского государства (XIV–XVIвв.)

 

 

 

 

 

 

Тема 3. Россия в XVI в.

 

2

2

 

5

 

Тема 4.Россия в XVII в.

 

4

2

 

10

 

Тема 5. Россия в XVIII в.

 

6

4

 

10

 

Тема 6. Россия в XIX в.

 

6

4

 

10

 

Тема 7. Россия в эпоху

войн и

6

2

 

5

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

революций

 

 

 

Тема 8. Россия в1917–1920гг.

4

2

5

Тема 9. СССР в1920–1930-егоды

4

4

5

Тема 10. Великая Отечественная

2

2

5

война

 

 

 

Тема 11. СССР в1945–1991гг.

6

4

10

Тема 12. Россия в конце ХХ –

2

4

10

начале XXI в.

 

 

 

Всего:

50

34

85

Выбор пути. История России 1861 – 1938 / Под ред. А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995.

Выбор пути. История России1939–2000:Учеб. пособие / Под ред. А.Т. Тертышного, В.Д. Камынина и А.В. Трофимова. Екатеринбург, 2001.

История России. С древнейших времен до 1861 г.: Учеб. пособие / Под ред. Н.И.Павленко. М., 2000.

История России: Учеб. пособие. / Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 2001; Ростов н/Д., 2004.

История России: учебник / Под ред. Ю.И.Казанцева, В.Г.Деева. М. - Новосибирск, 2000.

Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация от Великой победы до наших дней. М., 2001.

Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. М., 2003.Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировой циви-

лизации. М., 2001.

Новейшая отечественная история ХХ в. / Под ред. Э.М. Щагина, В.В. Лубкова: В 2 кн. М., 2004.

Отечественная история с древнейших времен до конца ХХ в.: учеб. пособие / Под ред. М.В. Зотовой. М., 2002.

Россия в мировой истории / Под ред. В.С. Порохни. М., 2003.

Соколов А.К., Тяжельников В.С. Курс советской истории 1917– 1991. В 2 кн. М., 1999.

Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005.

Троицкий Н.А. Россия в XIX в. Курс лекций. М., 1999.Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 2000.Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении. М., 1994.

6

О методике подготовки к семинарским занятиям

Важной формой работы студента во время учебного процесса являются семинарские занятия, которые учат студентов творчески подходить к изучению политической и социальноэкономической истории и наиболее важных тем курса.

Каждый студент в ходе подготовки к семинарским занятиям обязан глубоко изучить первоисточники, обязательную для чтения литературу.

В процессе подготовки к семинарским занятиям студенты должны быть готовы к таким формам их проведения, как дискуссия, пресс-конференция,метод «малых групп», теоретическая конференция, ролеваяигра-презентация,эссе, олимпиада, «круглый стол». Также в процессе ведения семинарского занятия преподаватель используетэкспресс-контроль.

Дискуссия – форма проведения семинарских занятий, которая предполагает обсуждение вопросов семинара в дискуссионном плане. Цель – научиться высказывать свое мнение и постараться своими аргументами убедить оппонентов в правильности избранной позиции. Студенты делятся на 2 команды (равное количество участников), каждой из которых предлагается найти аргументы «за» и «против» по обсуждаемой проблеме.

При проведении семинарского занятия по типу прессконференции создаетсяпресс-центриз5-6хорошо подготовленных студентов, а вся группа задает вопросы по изучаемой теме.

Метод «малых групп» предполагает состязательность между отдельными группами студентов в знании вопросов, поставленных на обсуждение семинарского занятия. Студенческая группа делится на подгруппы во главе с ведущими. Вопросы ставят преподаватель и студенты.

Для проведения исторической олимпиады группа делится на подгруппы. Каждой выдается задание, и результаты работы оцениваются по времени и качеству подготовки. За 3 недели до мероприятия преподавателем отбирается инициативная группа из3-4наиболее сильных студентов. Они получают задание по организации и подготовке олимпиады:

Через неделю преподаватель выслушивает предложения студентов, рассматривает примерный сценарий олимпиады и при необходимости корректирует его. К следующей встрече должен быть разработан детальный сценарий мероприятия с указанием всех видов заданий, их продолжительности и ответственных за их проведение.

7

Ролевая игра-презентация – студенты подразделяются на три группы. Первая группа – группа «презентации». Студенты должны подготовить и изложить все вопросы данной темы. При этом составляетсяплан-конспектответов по отдельным проблемам (в нескольких экземплярах) и указываются источники подготовки. В начале семинара студенты данной группы проводят экс-пресс-опроспо основным понятиям, которые рекомендованы в теме. Вторая группа – группа «экспертов». Студенты этой группы должны осуществлять контроль за последовательностью изложения материала и его содержания. «Эксперты» готовят вопросы и тесты для группы «презентации». Третья группа – группа «участников презентации». Студенты данной группы слушают информацию по теме, задают вопросы, дополняют ответы. В конце семинара эксперты подводят итоги и отмечают качество выступлений.

При проведении семинара по методу «круглого стола» ставятсяодна-двекрупные проблемы, которые в результате должны получить разрешение. Этот семинар дает право высказаться каждому участнику. Особая роль отводится ведущему, который выбирается из студентов, направляет ход обсуждения и подводит итоги.

При подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам необходимо использовать литературу, предлагаемую к темам в методическом пособии. Результаты работы студента на семинарских занятиях обязательно учитываются преподавателем при приеме зачета и экзамена. Для наиболее эффективной подготовки к занятиям на кафедре разработан мультимедийный интерак-

тивный учебник «Отечественная история».

Основными формами самостоятельной работы в вузе являются: подготовка реферата, сообщения по теме, контрольная работа, работа над понятиями, исторические диктанты. В каждом конкретном случае следует выполнять соответствующие требования. Так, для написания реферата по предлагаемой кафедрой теме необходимо использовать не менее 10 книг, статей и других источников. В реферате должно быть введение и заключение; во введении следует обосновать актуальность темы, в заключении сделать обстоятельные выводы, важным требованиям является также правильное оформление научного аппарата (см. Приложение).

Сообщение к теме занимает10–15минут семинарского занятия. К оформлению сообщения не предъявляется строгих требований, но содержание должно включать актуальность темы, суть вопроса, заключение. Сообщение перед аудиторией должно

8

быть в форме самостоятельного изложения вопроса, а не чтения подготовленного текста.

Работа над понятиями проводится в виде исторического диктанта. В диктант могут быть включены персоналии и важнейшие исторические даты. Кроме того, студенты должны выполнить задания по темам, рекомендуемым для самостоятельного изучения.

Тема 1. Место и роль России в мировом историческом процессе

2 часа

Форма проведения семинара – дискуссия.

1.Основные теоретические измерения российского исторического процесса: цивилизационное, модернизационное, формационное, либеральное.

2.Факторы своеобразия российской истории: природноклиматический; геополитический; этно-конфессиональный;социокультурный.

Для более углубленного понимания поставленных проблем студентам необходимо ответить на ряд вопросов:

1.Чем вызван и в чем заключается поликонцептуальный подход к российскому историческому процессу?

2.Как определяли место России в мировой истории Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, Л.Н. Гумилев, Б.Н. Миронов?

3.Является ли российская цивилизация самостоятельной; если да, то какие характерные черты ей присущи?

4.Что составляет сущность понятия модернизация применительно к историческому процессу?

5.В чем состоит главное отличие формационного и либерального исторических измерений?

6.Как взаимосвязаны природно-климатическийфактор и прикрепление крестьян к земле?

7.В историческом плане каковы сильные и слабые стороны крестьянской общины?

8.В исторической ретроспективе для России какие геополитические условия можно считать благоприятными, а какие нет?

9.В чем сходство и различие двух ветвей христианства – католической и православной?

10.Из элементов каких культур формировалась русская культура?

9

Основные понятия

Геополитика, государство, концепция, либеральная политика, модернизация, общественно-экономическаяформация, социокультурный фактор, теория, цивилизация

Обязательная литература

Олейников Ю. Природный фактор исторического бытия России // Свободная мысль. 1999. № 2. С.82–90.

Поляков Ю.Н. Как отразить многомерность истории // Новая и новейшая история. 2003. № 4.

Проскурякова Н.А.. Концепции цивилизации и модернизации в отечественной историографии // Вопросы истории. 2005. № 7.

Смоленский Н.И. Проблема объективности исторического познания // Новая и новейшая история. 2004. № 6.

Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С.4–17.

Шахназаров О.Л.. Роль христианства в политической жизни Западной Европы и России // Вопросы истории. 2005. № 6.

Дополнительная литература

Аннин Г.П. Методы и концептуальные подходы при изучении истории // Свободная мысль. 2002. № 11.

История России: Учеб. пособие / Под ред. Б.В.Личмана. Ростов н/Д., 2004. С.29–50.

Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.

Многоконцептуальная история России. Кн. 1. С древнейших вре-

мен до конца XIX в.: Учеб. пособие / Под ред. Б.В. Личмана. Екатерин-

бург, 2000.

Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М., 1998.Шаповалов В.Ф. Россиеведение. М., 2001.

Самостоятельная работа

В тетради для самостоятельной работы выполните зада-

ние по теме «Различные теоретические подходы к осмыслению хода и направленности российской истории».

Для ответа на этот вопрос заполните таблицу.

10

studfiles.net

Конспект лекций по курсу «История отечества» Лекция 1 Вводная

152

История всегда вызывала широкий общественный интерес. В последние полтора десятилетия произошел взрыв всеобщего внимания к отечественному прошлому. Широкой общественности стали доступны новые архивные документы, запрещенные ранее публикации отечественных и зарубежных историков.

Исторические знания представляют собой один из важнейших компонентов человеческой культуры, и при отсутствии этого компонента образование человека не может считаться полным. Без знания истории, как показывает общественная практика, нет и не может быть цельной и стройной системы философских, экономических и социально-политических взглядов. Изучение истории дает людям историзм мышления - одну из предпосылок активной, целенаправленной деятельности личности.

Слово "история" (греч.) означает повествования о событиях и в настоящее время используется в двух смыслах: 1) для обозначения процесса развития человеческого общества во времени; 2) когда речь идет о науке, изучающей этот процесс. Наукой в современном понимании слова она стала в XVIII веке. В современной исторической литературе встречается до 30 определений предмета истории как науки. Определение предмета истории связано с мировоззрением историка, его философскими взглядами.

Предметом истории является изучение общества как результата деятельности людей (как индивидуальной, так и социальных групп, классов, наций), объективных и субъективных факторов становления и развития исторического процесса, сложного многопланового, состоящего из разнообразных потоков: общих и единых, противоположных и противоречивых. Содержанием курса "Отечественная история" будет история России, как составной части мирового сообщества.

Все исторические источники, на основании которых мы получаем конкретно-исторические данные, то есть исторические знания, можно разделить на 6 групп:

  1. Наиболее многочисленная группа источников - письменные источники (древние надписи на камне, металле, керамике, посуде и проч.; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте, бумаге, печатные материалы и др.).

  2. Вещественные памятники (орудия труда, монеты, оружие, украшения, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, архитектурные сооружения и т.д.).

  3. Этнографические памятники из древнего быта различных народов.

  4. Фольклорные материалы - памятники устного народного творчества.

  5. Лингвистические памятники - географические названия, личные имена и т.д.

  6. Кинофотодокументы.

Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.

Отечественную историографию открывают первые письменные источники - летописи. Обзор отечественной истории начат древнерусским летописцем Нестором (XI - нач. XII вв.) автором первой редакции "Повести временных лет" ("Откуда есть пошла Русская земля").

С образованием Российского государства с центром в Москве появляется потребность определить его место среди других стран, обосновать происхождение, незыблемость и вечность царского самодержавия. В 1560-63 гг. делается попытка написать историю страны изданием "Степенной книги", где история преподносится как смена княжений и царствований.

В период образования империи Петра I "птенец гнезда Петрова" - Василий Никитич Татищев (1686-1750) в своем труде "История Российская с древнейших времен" (в 4-х книгах) - предпринимает первую попытку создания обобщающей работы по истории России. Он ввел в научный оборот много новых источников: "Русскую правду", "Судебник 1550 г.", ряд летописей. В своем труде доказывает полезность самодержавия, вред аристократического правления, необходимость покорности царю. Обзор событий его труда охватывает от скифских времен до конца XVI в. (правление Ивана Грозного). Таким образом, в эпоху Петра I происходит осмысление истории России как истории государства Российского.

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), являясь основоположником русского сентиментализма, издателем популярных журналов ("Московский журнал", "Вестник Европы"), главный свой труд посвятил истории - "История государства Российского" в 12-ти томах. Его концепция - "государственность": Россия - громадная страна и ее государственным строем должна быть монархия. По Карамзину успехи самодержавия определяли благосостояние Руси, периоды упадка самодержавного режима несли стране беды. На положительных и отрицательных примерах правления русских монархов он хотел учить царствовать во блага людей.

Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) определил целый этап исторической науки в XIX в. Его труд "История России с древнейших времен" (в 29-ти томах) значителен по содержанию и обилию используемых источников, рассматривает развитие российской государственности от Рюрика до Екатерины II. Считая государственность основной силой общественного процесса, признавал внутреннюю обусловленность и закономерность исторического процесса, успехи в развитии государственности, не приписывал царю, самодержавию, придавал значение природе, географической среде в истории. Все явления в истории объяснял внутренними причинами.

Василий Осипович Ключевский (1841-1911) - последователь идей Соловьева. В "Курсе русской истории" (в 5-ти томах) В.О.Ключевский первый среди российских историков отошел от периодизации по царствованиям монархов. По его мнению, история делится на периоды: Днепровский, Верхневолжский, Московский или Великорусский, Всероссийский. Теоретическое построение Ключевского опирается на триаду: "человеческая личность, людское общество и природа страны". Основное место в "Курсе русской истории" занимают вопросы социально-экономической истории России. Термин "народ" употребляет в этническом и этическом смысле. Дает яркие характеристики исторических деятелей, оригинальную трактовку источников, широкий показ культурной жизни русского общества.

В конце XIX в. в результате распространения марксизма в России появляется новая интерпретация фактов русской истории. Исходной точкой концепции является социально-экономическая предопределенность развития общества, а исторический процесс трактуется как смена социально-экономических формаций в результате классовой борьбы. Марксистская концепция истории создана Михаилом Николаевичем Покровским (1868-1922). Она нашла отражение в его труде "Русская история с древнейших времен" (в 5-ти томах). М.Покровский считается родоначальником школы советских историков. Несмотря на господство марксистской концепции в советской историографии, ряд историков плодотворно работали, решая проблемы: этногенез славян, зарождение и развитие российской государственности, история русской культуры и др. Начальные века русской истории исследовали Б.А.Рыбаков, А.П.Новосельцев, И.Я.Фроянов, П.П.Толочко, Л.Н.Гумилев; эпоху средневековья - А.А.Зимин, В.Б.Кобрин, Д.А.Альшиц, Р.Г.Скрынников, А.Л.Хорошкевич; эпоху петровских преобразований - Н.И.Павленко, В.И.Буганов, Е.В.Анисимов; историю русской культуры - Д.С.Лихачев, М.Н.Тихомиров, А.М.Сахаров, Б.И.Краснобаев и др. Многие работы указанных авторов публиковались и получили признание не только в нашей стране, но и за рубежом. Своеобразную историческую концепцию в исторической науке утверждают труды Льва Николаевича Гумилева (1912-1992). Действительный член Российской академии естественных наук, доктор географических и доктор исторических наук, создал новое направление науки - этнологию, лежащую на стыке нескольких отраслей знаний: истории, этнографии, психологии и биологии. Л.Гумилев писал о гуннах, тюрках, хазарах, монголах, русских. Среди его монографий можно выделить: "География этноса в исторический период", "Этногенез и биосфера Земли", "Древняя Русь и Великая степь", "От Руси до России" и др.

Среди историков и трудов последних лет особый интерес вызывают исследование доктора исторических наук, профессора МГУ им. М.В.Ломоносова Людмилы Ивановны Семенниковой. В своей работе "Россия в мировом сообществе цивилизаций" автор дает свой взгляд на особенности выбора пути развития страны, сравнивая ее историю со странами Запада и Востока.

Характерной особенность состояния исторической науки на современном этапе является феномен "белых пятен". Мы с удивлением узнаем, что многие наши исторические сведения являются ложными, не соответствуют тому, что было. Другим обстоятельством, характерным для современной историографии, стала смена идеализации советского периода истории, сопровождавшейся "очернением" дооктябрьского времени, прямо противоположной тенденцией - идеализацией дооктябрьского периода и "очернение" советского. Это рождает сомнение в объективности исторического знания и свидетельствует о зависимости его от политической или иной конъюнктуры.

Надо признать, что пока не удалось создать многоконцептуальную историю России ХХ века.

studfiles.net

Конспект лекций по курсу «История отечества» Лекция 1 Вводная

152

История всегда вызывала широкий общественный интерес. В последние полтора десятилетия произошел взрыв всеобщего внимания к отечественному прошлому. Широкой общественности стали доступны новые архивные документы, запрещенные ранее публикации отечественных и зарубежных историков.

Исторические знания представляют собой один из важнейших компонентов человеческой культуры, и при отсутствии этого компонента образование человека не может считаться полным. Без знания истории, как показывает общественная практика, нет и не может быть цельной и стройной системы философских, экономических и социально-политических взглядов. Изучение истории дает людям историзм мышления - одну из предпосылок активной, целенаправленной деятельности личности.

Слово "история" (греч.) означает повествования о событиях и в настоящее время используется в двух смыслах: 1) для обозначения процесса развития человеческого общества во времени; 2) когда речь идет о науке, изучающей этот процесс. Наукой в современном понимании слова она стала в XVIII веке. В современной исторической литературе встречается до 30 определений предмета истории как науки. Определение предмета истории связано с мировоззрением историка, его философскими взглядами.

Предметом истории является изучение общества как результата деятельности людей (как индивидуальной, так и социальных групп, классов, наций), объективных и субъективных факторов становления и развития исторического процесса, сложного многопланового, состоящего из разнообразных потоков: общих и единых, противоположных и противоречивых. Содержанием курса "Отечественная история" будет история России, как составной части мирового сообщества.

Все исторические источники, на основании которых мы получаем конкретно-исторические данные, то есть исторические знания, можно разделить на 6 групп:

  1. Наиболее многочисленная группа источников - письменные источники (древние надписи на камне, металле, керамике, посуде и проч.; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте, бумаге, печатные материалы и др.).

  2. Вещественные памятники (орудия труда, монеты, оружие, украшения, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, архитектурные сооружения и т.д.).

  3. Этнографические памятники из древнего быта различных народов.

  4. Фольклорные материалы - памятники устного народного творчества.

  5. Лингвистические памятники - географические названия, личные имена и т.д.

  6. Кинофотодокументы.

Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.

Отечественную историографию открывают первые письменные источники - летописи. Обзор отечественной истории начат древнерусским летописцем Нестором (XI - нач. XII вв.) автором первой редакции "Повести временных лет" ("Откуда есть пошла Русская земля").

С образованием Российского государства с центром в Москве появляется потребность определить его место среди других стран, обосновать происхождение, незыблемость и вечность царского самодержавия. В 1560-63 гг. делается попытка написать историю страны изданием "Степенной книги", где история преподносится как смена княжений и царствований.

В период образования империи Петра I "птенец гнезда Петрова" - Василий Никитич Татищев (1686-1750) в своем труде "История Российская с древнейших времен" (в 4-х книгах) - предпринимает первую попытку создания обобщающей работы по истории России. Он ввел в научный оборот много новых источников: "Русскую правду", "Судебник 1550 г.", ряд летописей. В своем труде доказывает полезность самодержавия, вред аристократического правления, необходимость покорности царю. Обзор событий его труда охватывает от скифских времен до конца XVI в. (правление Ивана Грозного). Таким образом, в эпоху Петра I происходит осмысление истории России как истории государства Российского.

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), являясь основоположником русского сентиментализма, издателем популярных журналов ("Московский журнал", "Вестник Европы"), главный свой труд посвятил истории - "История государства Российского" в 12-ти томах. Его концепция - "государственность": Россия - громадная страна и ее государственным строем должна быть монархия. По Карамзину успехи самодержавия определяли благосостояние Руси, периоды упадка самодержавного режима несли стране беды. На положительных и отрицательных примерах правления русских монархов он хотел учить царствовать во блага людей.

Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) определил целый этап исторической науки в XIX в. Его труд "История России с древнейших времен" (в 29-ти томах) значителен по содержанию и обилию используемых источников, рассматривает развитие российской государственности от Рюрика до Екатерины II. Считая государственность основной силой общественного процесса, признавал внутреннюю обусловленность и закономерность исторического процесса, успехи в развитии государственности, не приписывал царю, самодержавию, придавал значение природе, географической среде в истории. Все явления в истории объяснял внутренними причинами.

Василий Осипович Ключевский (1841-1911) - последователь идей Соловьева. В "Курсе русской истории" (в 5-ти томах) В.О.Ключевский первый среди российских историков отошел от периодизации по царствованиям монархов. По его мнению, история делится на периоды: Днепровский, Верхневолжский, Московский или Великорусский, Всероссийский. Теоретическое построение Ключевского опирается на триаду: "человеческая личность, людское общество и природа страны". Основное место в "Курсе русской истории" занимают вопросы социально-экономической истории России. Термин "народ" употребляет в этническом и этическом смысле. Дает яркие характеристики исторических деятелей, оригинальную трактовку источников, широкий показ культурной жизни русского общества.

В конце XIX в. в результате распространения марксизма в России появляется новая интерпретация фактов русской истории. Исходной точкой концепции является социально-экономическая предопределенность развития общества, а исторический процесс трактуется как смена социально-экономических формаций в результате классовой борьбы. Марксистская концепция истории создана Михаилом Николаевичем Покровским (1868-1922). Она нашла отражение в его труде "Русская история с древнейших времен" (в 5-ти томах). М.Покровский считается родоначальником школы советских историков. Несмотря на господство марксистской концепции в советской историографии, ряд историков плодотворно работали, решая проблемы: этногенез славян, зарождение и развитие российской государственности, история русской культуры и др. Начальные века русской истории исследовали Б.А.Рыбаков, А.П.Новосельцев, И.Я.Фроянов, П.П.Толочко, Л.Н.Гумилев; эпоху средневековья - А.А.Зимин, В.Б.Кобрин, Д.А.Альшиц, Р.Г.Скрынников, А.Л.Хорошкевич; эпоху петровских преобразований - Н.И.Павленко, В.И.Буганов, Е.В.Анисимов; историю русской культуры - Д.С.Лихачев, М.Н.Тихомиров, А.М.Сахаров, Б.И.Краснобаев и др. Многие работы указанных авторов публиковались и получили признание не только в нашей стране, но и за рубежом. Своеобразную историческую концепцию в исторической науке утверждают труды Льва Николаевича Гумилева (1912-1992). Действительный член Российской академии естественных наук, доктор географических и доктор исторических наук, создал новое направление науки - этнологию, лежащую на стыке нескольких отраслей знаний: истории, этнографии, психологии и биологии. Л.Гумилев писал о гуннах, тюрках, хазарах, монголах, русских. Среди его монографий можно выделить: "География этноса в исторический период", "Этногенез и биосфера Земли", "Древняя Русь и Великая степь", "От Руси до России" и др.

Среди историков и трудов последних лет особый интерес вызывают исследование доктора исторических наук, профессора МГУ им. М.В.Ломоносова Людмилы Ивановны Семенниковой. В своей работе "Россия в мировом сообществе цивилизаций" автор дает свой взгляд на особенности выбора пути развития страны, сравнивая ее историю со странами Запада и Востока.

Характерной особенность состояния исторической науки на современном этапе является феномен "белых пятен". Мы с удивлением узнаем, что многие наши исторические сведения являются ложными, не соответствуют тому, что было. Другим обстоятельством, характерным для современной историографии, стала смена идеализации советского периода истории, сопровождавшейся "очернением" дооктябрьского времени, прямо противоположной тенденцией - идеализацией дооктябрьского периода и "очернение" советского. Это рождает сомнение в объективности исторического знания и свидетельствует о зависимости его от политической или иной конъюнктуры.

Надо признать, что пока не удалось создать многоконцептуальную историю России ХХ века.

studfiles.net

Теоретическое осмысление проблем развития современного исторического знания | Камынин

Алеврас Н. Н. Историографические исследования в уральских научных центрах: актуальная проблематика и перспективы коммуникаций историографов в начале ХХI века // Урал индустриальный: Бакунин. чтения : Материалы VIII Всерос. науч. конф., 27–28 апр. 2007 г., Екатеринбург: в 2 т. Екатеринбург, 2007. Т. 1.

Алексеев В. В. Модернизация и революция в России: синонимы или антиподы? // Урал. ист. вестн. Екатеринбург, 2000. № 5–6.

Алексеев В. В. На перепутье эпох: Воспоминания современника и размышления историка. Екатеринбург, 2013.

Введение // Многоконцептуальная история России / под ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург, 2000. Кн. 1: С древнейших времен до конца ХIХ в.

Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

Историография истории России / под ред. А. А. Чернобаева. 2-е изд. М., 2015.

Камынин В. Д. К вопросу о роли учебника в процессе модернизации преподавания истории // Многоконцептуальность в науке : Материалы международ. науч. конф., посвящением 65-летию проф. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 2011.

Ковальченко И. Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований: Заметки и размышления о новых подходах // Новая и новейшая история. 1995. № 1.

Кузьмин А. Кого спасет новый «единорог»? // Курган и курганцы. 2011. 7 сент.

Курс лекций по истории России с древнейших времен до наших дней / под ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург, 1992.

Личман Б. В. Толерантная история России: Многоконцептуальность. Екатеринбург, 2008.

Медушевская О. М., Румянцева М. Ф. Методология истории. М., 1997.

Поппер К. Нищета историцизма: пер. с англ. М., 1993.

Прядеин В. С. Историческая наука в условиях обновления: философские основы, принципы познания, методы исследования (историографический анализ). Екатеринбург, 1995.

Русская историография ХI – начала ХХI века / под ред. А. А. Чернобаева. М., 2010.

Смирнов А. И. О многоконцептуальности в математике // Многоконцептуальность в науке. С. 84.

Смыкалин А. С. Новые концептуальные подходы в изучении права в современной историко-правовой науке // Там же.

Сперанский А. В. Россия и исторический процесс: концептуально-методологические интерпретации // Россия между прошлым и будущим: исторический опыт национального развития. Екатеринбург, 2008.

Сперанский А. В. История России в контексте концептуального осмысления // Актуальные проблемы юридической и исторической науки. Екатеринбург, 2012.

Сперанский А. В. Многоконцептуальная история и марксизм: проблемы теоретического осмысления // Многоконцептуальность в науке.

Сперанский А. В. На войне как на войне… Свердловская область в 1941–1945 гг. Екатеринбург, 2012.

Тертышный А. Т., Трофимов А. В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005.

Тертышный А. Т., Трофимов А. В. Россия: образы прошлого и смыслы настоящего. Екатеринбург, 2012.

journals.urfu.ru


Смотрите также