Курс лекций по Истории России (стр. 1 из 65). Лекции история россии


История России

Курс лекций и практикум

Допущено Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования Министерства образования РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов

ББК

Курс лекций разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта второго поколения и с учетом примерной программы дисциплины «История России», утвержденной Министерством образования РФ 3 июля 2000 г.

Концепции авторов каждого раздела являются индивидуальными и могут не совпадать с мнением редакции.

Ответственный редактор и руководитель авторского коллектива – д. и. н., профессор В.А. Бердинских

В написании курса лекций и практикума принимали участие следующие авторы:

д. и.н., профессор В. А. Бердинских — раздел I;

к. и. н., доцент В. М. Кашина — раздел III: лекции 1, 3, 4;

к. и. н., доцент Е. С. Останин — раздел IV;

к. и. н., доцент И. А. Соловьева — введение, раздел III: лекция 2;

к. и. н. С. А. Трушков — раздел II.

Научные редакторы:

кандидат исторических наук, доцент В. М. Кашина,

кандидат исторических наук, доцент Е. С. Останин,

кандидат исторических наук, доцент И. А. Соловьева

Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор Удмуртского государственного университета А. А. Тронин; кандидат исторических наук, профессор Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института В. Д. Сергеев.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. курс лекций. ВВЕДЕНИЕ

Раздел I. РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В IX — XVII ВЕКАХ

Лекция 1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В IХ — ХII ВЕКАХ

Лекция 2. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

В XIV — XVI ВЕКАХ

Лекция 3. РОССИЯ В XVI — XVII ВЕКАХ. МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО

Раздел II. РОССИЯ В XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Лекция 1. РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ МОДЕРНИЗАЦИИ

Лекция 2. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX ВЕКЕ

Лекция 3. РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Раздел III. КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СТАНОВЛЕНИЕ

КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (1914 — КОНЕЦ 1930-х гг.)

Лекция 1. Первая мировая война — катализатор мирового исторического процесса. Россия в 1917 г.

Лекция 2. ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Лекция 3. ПОИСК СОВЕТСКИМ РУКОВОДСТВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗМА: «ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ», НЭП

Лекция 4. Советское общество в период «форсированного строительства социализма»

Раздел IV. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ И ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ (1939 — 1990-е гг.)

Лекция 1. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1939 — 1945 гг.

Лекция 2. СССР В ПОСЛЕВОЕННОМ МИРЕ (1945 — 1985 гг.)

Лекция 3. ЧЕТВЕРТАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1985 — 1990-е гг.)

II. ПРАКТИКУМ

Основные положения государственного образовательного стандарта

по курсу «Отечественная история»

Содержание основных тем курса «Отечественная история»

Основная литература по курсу

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

ХРЕСТОМАТИЯ

Тема 1. Древнерусское государство

ТЕМА II. РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В ХIV – ХVI вЕКАХ

Тема III. «СМУТНОЕ ВРЕМЯ» И ДАЛЬНЕЙШЕЕ УКРЕПЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ В XVII ВЕКЕ

Тема IV. Модернизация России в XVIII веке

Тема V. ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ XIX вЕКА В РОССИИ

Тема VI. Общественно-политические доктрины и движения в России в XIX веке

Тема VII. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ И ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.

Тема VIII. РОССИЯ В 1917 ГОДУ: ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ

Тема IX. Россия советская (1918 – 1920 гг.)

Тема X. СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПЕРИОД «ФОРСИРОВАННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИЗМА» В СССР (КОНЕЦ 20-х – НАЧАЛО 30-х гг.)

ТЕМА XI. ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ В СССР

Тема XII. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (1939 – 1945 гг.)

Тема XIII. СССР после второй мировой войны (1945 – 1985 гг.)

Тема XIV. ПЕРЕСТРОЙКА В СССР. РАСПАД СОВЕТСКОГО СОЮЗА. (1985 – 1991 гг.)

Тема XV. РОССИЯ В 1990-е гг. XX века – начале XXI века: СМЕНА МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ПО КУРСУ “ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ”

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Примерные вопросы для экзаменов

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемые учебно-методические материалы включают в себя учебник и практикум (хрестоматию, планы семинарских занятий, темы контрольных работ для студентов заочного отделения и примерные вопросы для экзамена по курсу «Отечественная история»).

Материалы подготовлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта второго поколения и с учетом примерной программы дисциплины «Отечественная история», утвержденной Министерством образования РФ 3.07.2000 г. Они служат пособием для студентов дневного отделения, изучающих курс «Отечественной истории», а также предназначены для оказания помощи студентам заочного отделения в самостоятельном изучении курса.

В учебник включены документы, охватывающие все периоды отечественной истории с древнейших времен до конца ХХ века. Авторы стремились опубликовать в первую очередь материалы по ключевым проблемам истории России. Приведены источники, содержащие различные оценки современниками наиболее важных исторических событий и выдающихся личностей. История России рассматривается в контексте истории мировых цивилизаций, в ее связях с другими народами.

Опубликованные материалы позволяют судить как об общих закономерностях российской истории, так и ее особенностях. Источники содержат различные или даже противоположные мнения участников о событиях прошлого, что дает возможность альтернативного объяснения исторического процесса, способствует активизации творческой, познавательной деятельности и самостоятельного мышления учащихся.

Хрестоматия, входящая в состав пособия, имеет учебно-познавательный характер. Наиболее эффективно она может быть использована параллельно с материалами предложенного учебника по истории России, а также учебниками для вузов, рекомендованными Министерством образования РФ.

Хрестоматия построена на основе проблемно-хронологического принципа. Большинство документов приведено в извлечениях и отрывках. Часть документов публикуется под их официальным или исторически сложившимся названием, часть – под заголовком, отражающим проблемно-тематический характер их содержания. Тексты документов сопровождаются краткими примечаниями, вопросами для самоконтроля.

В пособии содержатся также примерные планы семинарских занятий и темы контрольных работ по всем темам курса и указана основная литература к ним.

Для всех студентов изучение отечественной истории представляет особый смысл и интерес. История – это важнейший способ самоидентификации общества, средство ориентации людей в социальном пространстве. Кроме того, история является и формой социальной памяти человечества. Для любого человека память – основа логики, мышления; общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций. История – это не только «преданья старины глубокой», но и сегодняшний день, и наше будущее.

studfiles.net

Курс лекций по Истории России

Раздел I. Русь Древняя и средневековая

Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси.

Вопрос 1. Русь изначальная.

Вопрос 2. Образование восточнославянского государства. Киевская Русь.

Вопрос 3. Киевская Русь в Х—ХI вв.

Тема: Русские земли в XII—XIV вв.

Вопрос 4. Феодальная раздробленность. Русь удельная.

Вопрос 5. Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (X—XIIIвв.).

Тема: Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в.

Вопрос 6. Противостояние Руси монголо-татарскому нашествию.

Вопрос 7. Борьба Руси против вторжений с Запада в ХШ в.

Тема: Образование единого Российского государства .

Вопрос 8. Предпосылки объединения русских земель.

в единое государство.

Вопрос 9. Выдвижение Москвы как центра объединения и борьбы за национальную независимость.

Вопрос 10. Борьба с Ордой за национальную независимость. Куликовская битва.

Вопрос 11. Московская Русь в конце XIV—XV в. Образование единого государства России.

Тема: Эпоха царя Ивана Грозного. Россия в XVI — начале XVII в.

Вопрос 12. Российское государство в начале XVI в.

Вопрос 13. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.

Вопрос 14. Опричнина.

Вопрос 15. Культурная и духовная жизнь России в ХIV—XVI вв.

Вопрос 16. Россия на рубеже XVI—XVII вв. Смутное время.

Раздел II. Россия в новое время (XVII в. - до конца XIX в.).

Тема: Исторические судьбы России в XVII в.

Вопрос 17. Россия в начале Нового времени. Социально-экономическое развитие России в середине и во второй половине XVII в.

Вопрос 18. Политическое развитие России в XVII в.

Вопрос 19. Церковный раскол.

Вопрос 20. «Бунташный» век. Народные движения во второй половине XVII в.

Вопрос 21. Основные направления внешней политики и расширение территории России в XVII в.

Вопрос 22. Культура и духовное развитие российского общества в XVII в.

Тема: Эпоха Петра I . Рождение империи .

Вопрос 23. Петр I и политическая борьба 80-х годов XVII в.

Вопрос 24. Начало правления Петра I. Причины и истоки реформ.

Вопрос 25. Социально-экономические преобразования Петра I.

Вопрос 26. Государственные и административные реформы Петра I.

Вопрос 27. Реформы и российское общество в эпоху Петра I.

Вопрос 28. Северная война 1700—1721 гг.

Вопрос 29. Преобразования в области культуры и быта при Петре I.

Тема: Российская империя в XVIII столетии .

Вопрос 30. Эпоха дворцовых переворотов.

Вопрос 31. «Просвещенный абсолютизм» в России.

Вопрос 32. Особенности социально-экономического развития России во второй половине XVIII в.

Вопрос 33. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

Вопрос 34 . Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

Вопрос 35. Россия в конце XVIII в. Павел I.

Вопрос 36. Развитие культуры и общественной мысли в России во второй половине XVIIIв.

Тема: Российская империя в первой половине XIX в.

Вопрос 37. Экономическое, социальное и политическое развитие России в начале XIX в.

Вопрос 38. Внутренняя и внешняя политика России в 1801—1812 гг. Реформы М. Сперанского.

Вопрос 39. Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии.

Вопрос 40. Внутренняя политика России в 1812—1825 гг. Движение декабристов.

Вопрос 41. Социально-экономическое развитие России и внутренняя политика Николая I (1825—1855).

Вопрос 42. Общественное движение в России при Николае I (1825 — 50-е годы).

Вопрос 43. Внешняя политика Николая I.

Вопрос 44. Культура России в первой половине XIX в.

Тема: Россия во второй половине XIX в.

Вопрос 45. Отмена крепостного права в России. Либеральные реформы 60—70-х годов XIX в.

Вопрос 46. Экономическое развитие России во второй половине XIX в. (в пореформенное время.

Вопрос 47. Общественное движение в 60 — начале 80-х годов XIX в. Народничество.

Вопрос 48. Внешняя политика России в 60—70-х годах XIX в. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

Вопрос 49. Внутренняя и внешняя политика России в 80—90-е годы XIX в. Контрреформы Александра III. Русское общество в конце XIX в.

Вопрос 50. Общественное движение в России в конце XIX в. Рабочее движение. Распространение марксизма в России.

Вопрос 51. Культура России во второй половине XIX в. Раздел III. Россия, СССР в новейшее время (XX век).

Раздел I. Русь древняя и средневековая

Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси

Вопрос 1. Русь изначальная

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства.

Б. Племенные союзы восточных славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные отношения.

В. Религия восточных славян.

А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства.

1. Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Их численность — почти 300 млн. человек.

Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV— III тысячелетии до н. э. расселились на громадной территории Европейского материка — от Европы до Индии. Ближайшими родственниками славян по языку были балты — предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и западе — германцы, которых славяне называли общим именем «немцы». Восточными соседями — западноиранские племена — скифы и сарматы. К этой же семье относились индийцы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы.

2. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных тогда под именем «венедов», относятся к 1—11 вв. н. э. и встречаются в трудах греко-римских историков Плиния Старшего, Тацита, Птолемея и др. Обширные сведения о славянах содержатся в произведениях византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского и готского историка Иордана. Они первыми рассказали о появлении славян у границ Византии и в Северном Причерноморье — пределах Готской империи, об их быте, обычаях, походах, отношениях с соседями. Прокопий сообщает довольно подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова. Еще более важны сведения историка Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки — венедов, антов и склавинов. В последние годы археологи установили, что этим сведениям можно доверять. Богатейшие сведения о жизни древних славян содержатся в русских летописях, и прежде всего в «Повести временных лет».

3. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке — праславянском. Однако по мере расселения древние славяне все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

> западные славяне — поляки, чехи, словаки;

> южные славяне — болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;

> и самая большая, третья ветвь — восточные славяне — это русские, украинцы, белорусы.

Б. Племенные союзы восточных славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные отношения

1. В середине I тысячелетия племена восточных славян занимали огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке.

2. В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен или, как их называет летописец Нестор, «племенных княжений». Согласно «Повести временных лет», картина их расселения выглядела следующим образом:

> поляне — по среднему течению Днепра;

> древляне — на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье;

> славяне (славяне ильменские) — по берегам реки Волхов и озера Ильмень;

> дреговичи — между реками Припять и Березина;

> вятичи — в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;

> кривичи — в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;

> полочане — по Западной Двине и ее притоку реке Полота;

> северяне — в бассейнах Десны, Сейма, Суды и Северного Донца;

> радимичи — на Соже и Десне;

> волыняне, бужане и дулебы — на Волыни, по берегам Буга;

> уличи, тиверцы — на самом юге, в междуречьях Буга и Днестра, Днестра и Прута;

> белые хорваты — в предгорьях Карпат.

3. Рядом с восточными славянами жили угро-финские племена: весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами строились в основном мирно.

4. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зонах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трехпольным севооборотом. Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом. У славян лесной зоны было подсечное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 4—5 лет снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Важными сельскохозяйственными техническими культурами были лен и конопля.

Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась земледелием: они занимались и скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домашнюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. Занимались славяне и бортничеством — сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки.

mirznanii.com

2 Древнейшая история Руси. Образование государства у восточных славян

Лекция первая. Введение

  1. Предмет науки истории, методы исторического познания

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

История – наука многоотраслевая, она состоит из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии, археологии, этнографии и т.д.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Европы, Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история Франции, история России).

История - не только одна из двух тысяч существующих наук, но и одна из наиболее древних, она тесно связана с другими науками (философией, социологией, психологией, экономической теорией, языкознанием, литературоведением и т.д.) В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.)

История выполняет несколько социальных функций, они следующие:

1 Познавательная, интеллектуально развивающая, которая состоит в самом изучении истории.

2 Практически-политическая, помогающая вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории. Историческое знание имеет практическое значение.

3 Мировоззренческая, поскольку формирует взгляд на мир, общество, законы его развития. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

4 Воспитательная функция, оказывающая огромное воздействие на людей. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Историческая наука формирует историческое сознание. Оно заключает в себе знание истории, обобщение исторического опыта, отношение к историческим событиям и деятелям, их оценку. Стержнем исторического сознания является научное восприятие прошлого, знание его. Содержанием исторического сознания является стремление людей с помощью знания прошлого осмыслить настоящее и заглянуть в завтрашний день.

История как всякая наука имеет свой метод (способ исследования, способ построения и обоснования знаний). Существуют два основных подхода к исторической мысли: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.

Представители идеалистического подхода к истории считают, что дух и сознание первичны, поэтому в основе исторического процесса лежит духовное, нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.

Сторонники материалистического подхода утверждают первичность материальной жизни по отношению к сознанию людей и считают, что именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми.

Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Объективность исторического познания обеспечивается и научными принципами:

  1. Принцип историзма предполагает изучение всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало.

  2. Принцип объективности требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, когда при изучении исторических событий берутся не отдельные случайные факты, моменты, а совокупность всех фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу, изучается их взаимосвязь с другими событиями и конкретными ситуациями, их породившими. Это избавляет от хаоса случайностей и позволяет выявить общие закономерности развития.

  3. Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип иногда называют принципом классового, партийного подхода, он обязывает соотносить интересы классовые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.

  4. Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

  1. Этапы развития исторической науки

Историческая наука имеет в своем развитии следующие основные этапы:

  1. Исторические представления Древнего мира. Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов, вся человеческая история рассматривалась как проявление воли божества: рок определял судьбу народов. Высшим достижением исторической мысли древнего мира были труды античных авторов: Геродота (490-480 – ок. 425 до н.э.), которого считали «отцом истории», Фукидида (ок. 460-400 до н.э.), Полибия (ок. 200 - ок. 120 до н.э.), древнекитайского историка Сым – Цяня (145 или 153 – ок. 86 до н.э.).

  2. Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии, поэтому историки данной эпохи трактовали исторический процесс общественного развития идеалистически. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354 – 430). Оставалась популярной и теория древнего мира о великих людях и героях, творящих историю с помощью героев и по воле богов. «Отцом варварства» считают европейского историка Григория Турского (538 или 539 – 593 или 594), автора «Истории франков» в десяти томах. На Арабском Востоке крупным историком был автор «Всеобщей истории» Якуби (X в. н.э.), в Китае в XI в. историк Сым Гуан создал огромный труд (294 книги), охватывающий всю историю китайского народа с V по конец IX века.

В средневековой Руси в начале XII в. была создана «Повесть временных лет» Нестора – летописца Киево-Печерского монастыря, затем появилось «Слово о полку Игореве».

Новое развитие изучение истории получило в эпоху Возрождения и перехода от Средневековья к Новому времени, когда засилью религиозной идеологии было противопоставлено культурное наследие античности. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский государственный деятель Н. Макиавелли (1469 – 1527) в работе «Государь» (1513) назвал одну из причин борьбы людей в истории – имущественную.

  1. В эпоху Нового времени уже появляется попытка объяснить причинно-следственную связь материального мира исходя из него самого. Эта идея принадлежит итальянскому философу, историку Д.Вико (1668 – 1774), утверждавшему объективный характер исторического процесса. Французские просветители считали, что идеи правят миром. Они же развили идею естественного права и позднее пришли к идее просвещенного монарха (А.Тюрго, Ф.Гизо (1747 – 1874), О.Тьерри (1795 – 1856) и др.). Однако в целом западно-европейская историческая наука периода становления и утверждения капиталистических отношений оставалась на идеалистических позициях.

В XIX веке утвердился исторический метод познания, что имело огромное значение для развития исторической науки. Начало этому методу положили представители немецкой классической философии, в частности Г. Гегель (1770 – 1831). Однако последовательно исторический принцип подхода к действительности как развивающейся и изменяющейся во времени, был разработан К.Марксом (1818 – 1883) и Ф.Энгельсом (1820 – 1895). Его отличительная черта – распространение на все сферы объективной действительности – природу, общество, мышление. Отсюда понятно утверждение Маркса и Энгельса: «Мы знаем только одну-единственную науку – науку истории». (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., Т. 3. С.16, Прим.).

В России в XVIII в. имели место первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это семитомная «История Российская с самых древнейших времен» В. Н. Татищева (1686 – 1756), «История Российская» М.М.Щербатова (1733 – 1799) в 20 книгах. В XIX веке выходит «История Государства Российского» Н.М.Карамзина (1766 – 1826), 29-томная «История России с древнейших времен» С.М.Соловьева (1820 – 1879), «Русская история» Н.И.Костомарова (1817 – 1885) и «Курс русской истории» В.О.Ключевского (1841 – 1911). Специалистом по всеобщей истории был Т.Н.Грановский (1813 – 1855).

  1. В Новейшее время (конец XIX – XX в.) историческая наука получила огромное развитие. В это время в западной историографии были разработаны различные концепции исторического развития: А.Тойнби, У.Ростоу, М.Вебера и др. Среди отечественных историков новейшего времени наиболее известны С.Ф.Платонов (1860 – 1933), М.Н. Покровский (1868 – 1932), Е.В.Тарле (1876 – 1955), В.В.Струве (1889 – 1965), М.В.Нечкина (1901 – 1985), М.А.Берг и др. В советский период, особенно в 30 – 50-е годы, историческая наука в нашей стране испытала сильное влияние коммунистической идеологии, что обусловило узость взглядов и определенную необъективность оценок как исторических событий, так и исторических трудов, а также наличие многих запрещенных тем в изучении отечественной истории. В настоящее время эти перекосы устраняются. Вышли многие издания отечественной истории, подготовленные на основе объективных подходов к осмыслению исторического опыта России.

  1. Типы цивилизаций. Россия в мировом сообществе цивилизаций

Одной из важнейших проблем исторической науки является проблема периодизации истории. Существует множество различных вариантов периодизации общественного развития. Наиболее известными и общеупотребительными являются два подхода: формационный и цивилизационный.

Основоположником формационного подхода являются К.Маркс и Ф.Энгельс. Им принадлежит приоритет введения в научный оборот таких понятий, как «производительные силы» и «производственные отношения», в разрешении противоречия между которыми и состоит прогресс. Они же используют понятие «общественно-экономическая формация», которая, с их точки зрения, наиболее полно характеризует общество на разных стадиях развития. Именно в последовательной смене формаций и заключается прогресс, конечным итогом которого должно быть установление справедливого миропорядка.

Формационному подходу к изучению мировой истории противостоит цивилизационный подход, видными представителями которого являются О.Шпенглер и А.Тойнби. Развитие человечества, с их точки зрения, происходит в форме сменяющих друг друга цивилизаций, каждая из которых вырабатывает свои культурно-исторические традиции, этические нормы, религиозные системы. Цивилизации развиваются замкнуто, наличие контактов между ними не изменяет суть той или иной цивилизации. Итогом развития человечества должно быть создание единой мировой цивилизации, с единой мировой религией.

Оба подхода имеют полное право на существование. Не утратило своей актуальности понятие «формация», а в рамках одной формации могут существовать несколько цивилизаций одновременно, а некоторые цивилизации проходят за свою историю несколько формационных стадий.

Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса учитывает различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями.

Выделяют три основных типа цивилизации:

  1. Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. К этому типу относится первобытное состояние общества, в настоящее время он представлен отдельными племенами – в Австралии, Африке, Америке, Сибири.

  2. Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, сильно централизованная власть. Прогресс идет циклами, замедленно.

  3. Европейский (прогрессивный). В его основе – идея непрерывного развития. Для него характерны рационализм, развитая частная собственность, рыночные отношения, наличие гражданского общества.

Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В первом решена проблема гармонии человека и природы, но человек не самореализуется. Восточное общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская цивилизация дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе.

По вопросу особенностей русской истории существуют три точки зрения.

  1. Все страны и народы проходят в своей эволюции общие стадии развития. Особенности России трактуются как «отсталость» России (западники, С.М.Соловьев).

  2. Каждая из цивилизаций эволюционизирует по своему собственному пути. Существует особая русская, славянская цивилизация (Н.Я. Данилевский).

  3. Примиряет оба подхода. Существуют внутренние тенденции, присущие всякому обществу в его развитии. Но есть и особенности материальной среды, обстановки, в которой данному обществу суждено развиваться (П.Н. Милюков).

Все три подхода признают наличие мощных факторов, которые создают значительные отличия истории России от истории западных обществ:

1 Природно-климатический фактор.

2 Геополитический: «История России есть история страны, которая колонизуется» (В.О.Ключевский), «История России есть история муки и борьбы: от печенегов и хазар – до великой войны двадцатого века» (И.А.Ильин).

3 Конфессиональный (религиозный) фактор. На Запад и в Россию христианство пришло из разных источников.

4 Фактор социальной организации, когда под влиянием указанных выше факторов сложилась специфическая социальная организация (государство – демиург (творец) гражданского общества, обладает сакральным характером, государство, общество, личность целостны, соборны, взаимопроникаемы и т.п.).

Лекция вторая. Основные тенденции формирования средневеково- го общества. Древняя Русь (V – XII вв)

  1. Рождение средневековой Европы

Начало средневековой Европы приходится на конец V века. В 476 году был свергнут последний римский император Ромул Августул, пала Римская империя. Этот акт был уже чисто символическим (вождь племени скиров Одоакр отослал знаки императорской власти в Константинополь), ибо к этому времени на территории Западной Римской империи уже существовали германские государства. Это королевство вестготов на Пиренейском полуострове (418 г.), алеманов (420 г.) в Северной Галлии, вандалов (429 г.) в Северной Африке.

Через десять лет после низложения Ромула Августула в Северной Галлии утвердилось господство франков (486 – 843 гг.), в 493 году в Италии сложилось государство остготов.

Таким образом, гибель Западной Римской империи, а вместе с нею и античного мира была предрешена. Причины:

  1. Кризис римского общества: трудности с воспроизводством рабов, проблемы управляемости огромной империи, возрастание роли армии, милитаризация политической жизни, усиление апатии, тяги к роскоши.

  2. Натиск германских племен, начавшимся в IV – VII вв. «великим переселением народов».

У истоков средневековья стояли два мира: греко-римская цивилизация, а также родо-общинный строй и генетический тип варварских народов (германских, кельтских, славянских). Становление Европы носило синтезный характер. Большую роль в ее становлении сыграла церковь. Она была, по существу, единственным и хорошо организованным социальным институтом и начала успешно решать задачу христианизации варварских народов. В 800 г. папа Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной. Государство франков было провозглашено империей. Этот факт имел большое значение в том смысле, что, во-первых, это был успех синтеза римских и германских элементов, завершившийся к этому времени; во-вторых, короновавшийся король Карл Великий стал символом единства христианского мира. Средневековая Европа стоит на плечах империи Карла Великого, сформировавшейся к началу IX века.

Наряду с германскими племенами большую активность в Центральной и Восточной Европе, прибалтийском регионе, на Балканах проявили также славяне. В VI веке Византия подверглась натиску славянских племен, которые, аналогично другим варварским народам, от простых грабительских набегов приступили к планомерной колонизации Балканского полуострова и Малой Азии. За редким исключением славянам не удалось в VI – VII веках создать свои государства на территории Византийской империи, но многие внутренние районы Балкан, заселенные переселенцами, практически вышли из–под власти императора и были независимыми.

В VII веке европейские народы и поданные Византии столкнулись с арабами. В середине VII - начале IX вв. в результате арабских завоеваний был создан Халифат – крупнейшее государство в мире, владения которого протянулись от Индии до побережья Атлантического океана. Столь мощный импульс арабской экспансии придала новая религия – ислам, создателем которой был пророк Мухаммед (ок. 570 – 632 гг.). Ислам – третья по времени возникновения мировая религия, составившая скоро серьезную конкуренцию христианству. Одну из основных задач приверженцы новой религии видели в обращении всех инаковерующих в свою веру, именно этим объясняется та энергия, с которой арабы вели свои завоевания. Наступление арабов было остановлено только во Франции, в битве при Пуатье Карлом Мартеллом (732 г.).

В X – XIII века завершается процесс образования основных европейских государств. Завершается история средних веков, по одной точке зрения, в середине XVII века, с началом Английской буржуазной революции. Сегодня превалирует другая точка зрения, что географические открытия (1492 г. – Америка), падение Константинополя (1453 г.), начало Реформации (1517 г.) свидетельствуют о переходе Европы к Новому времени, в эпоху модернизации, обновления традиционного общества.

Условия русского юга, благоприятные для развития человеческой деятельности, очень рано привлекали туда разноплеменное население. Ранее всего на берегах Черного моря возникли греческие колонии. Колонизируя морское побережье, древние греки не удалялись вглубь страны, а привлекали туземцев – варваров к торговому обмену, подчиняли их своему культурному влиянию. Туземцев греки называли скифами. Согласно Геродоту, скифы пришли в Причерноморье из Азии, вытеснив отсюда киммерийцев, создали скифское царство. В течение III – V века н.э. относительно мирный путь развития региона был прерван нашествием племен, получившим наименование «великого переселения народов». Сначала сарматское нашествие опустошило Скифию, сарматов сменили роксаланы и аланы. Затем эти племена были вытеснены германскими племенами готов, их сменяют гунны. С гуннов открывается ряд последовательных азиатских вторжений в VI – VII вв. в южные степи нынешней России и Европу (авары, угры, хазары, печенеги, торки, половцы и, позднее всех, монголо–татары). Кочевники держались в степной полосе, не заходя далеко на север, в лесные пространства нынешней средней России. Леса спасали здесь от разгрома оттесненное к северу постоянное местное население, состоявшее главным образом из славян и финнов.

Славяне. Полагают, что древнейшим местом жительства славян в Европе были, видимо, Карпаты. В результате «переселения народов» началось движение славян по трем основным направлениям: на юг, запад и восток. Восточная ветвь славян пришла на Днепр, вероятно, в VII в. и постепенно расселяясь, дошла до озера Ильмень на севере и до верхней Оки на востоке.

Славяне находились на уровне родо-племенных отношений. По летописям нам известны основные славянские племена – поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, словене. Соседями славян были финские, литовские племена, хазары, волжские болгары. Перечень соседей русских славян будет неполон без варягов, приходивших к ним «из-за моря».

Быт славян. Славяне - народ оседлый, а не кочевой, главным занятием их было земледелие. Земледелие было подсечно-огневым, истощив пашню, славяне покидали свои жилища и осваивали новые места. Пашенное земледелие развилось рано и было большим шагом в развитии производительных сил. Славяне занимались также охотой, бортничеством, рыболовством. Издавна была у них развита торговля (с арабами, греками, хазарами), поэтому у них рано возникли города как торгово-ремесленные центры. Скандинавские саги, знакомые с Русью, звали ее Гардарик, т.е. страной городов (Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев, Чернигов).

Религия славян была языческой. Они поклонялись как обожествляемым силам природы: солнце – Ярило, ветер – Стрибог, гроза – Перун, так и прародителям всего живого – Роду и Роде и многим другим богам. Верили также в таких существ, как лешие, водяные, русалки, домовые и т.п. Культы отправлялись, как правило, под открытым небом, имели место жертвоприношения.

Политическая жизнь. На первой стадии своей исторической жизни славяне жили своим родом во главе с родовым старейшиной. С течением времени, когда племена и роды расселялись на больших пространствах, родо-племенное устройство заменялось территориально-общинным. Общины управлялись так называемыми вече, т.е. властью избранных старейшин. Мелкие общины сливались в волости или княжества, в которых людей объединяли уже не родственные отношения, а гражданские. С развитием торговли появилась необходимость охраны товаров в складах и на путях их транспортировки на хазарские и греческие рынки. С этой целью в городах образовывались военные дружины, во главе их стоял князь. Князья нанимались на службу в городах и становились владетельными князьями. А так как городу обычно подчинялась окружающая его волость, то в таком случае образовывалось целое княжество. На основе этих княжеств происходило складывание славянских ранне-средневековых государств. И лишь с течением времени отдельные волости и княжества объединились под одной государственной властью. Государство восточных славян оформилось в IX – X веках. Его территориальным ядром стал союз полян с центром в Киеве, получившим название Русь.

Образование государства у восточных славян происходит в IX – X вв., когда киевские князья подчиняют своей власти князей других восточнославянских союзов племенных княжеств. К концу X века этот процесс завершается и складывается структура единого государства, состоящего из крупных территориальных единиц – волостей, управляемых князьями – наместниками киевского князя.

Проблема происхождения государства Древней Руси, его названия и статуса русских князей стояла и стоит в центре внимания отечественной историографии. Сегодня историки пришли к выводу, что возникновение древнерусского государства стало возможным лишь в результате экономического и социального развития, внутренних процессов. Внешние влияния лишь могли несколько ускорить или замедлить зарождение государства, но не отменить. Последний вопрос касается варягов, их роли в возникновении государства. По этому вопросу позднее сложились две исторические школы:

  1. Скандинавская гипотеза. Суть ее в том, что Русь – это те же скандинавы, жившие по берегам Балтийского моря и осевшие на юге России. Таким образом, восточным славянам отказывали в способности создать государство самостоятельно, и только вмешательство представителей германских народов привело к образованию Киевской Руси.

  2. Славянская школа. Суть ее в том, что Русь всегда была славянской и никогда не смешивалась у историков раннего средневековья с варягами и делается известной раньше варягов.

Несомненно, государство не может быть принесено «из-за моря», не приходится говорить и о каком-либо культурном превосходстве варягов над восточными славянами. Однако это не дает повода сомневаться в значительной роли варягов в формировании Киевского государства и их роли в истории восточных славян вообще.

Если не учитывать летописных легенд о новгородцах, которые пригласили княжить к себе Рюрика (862 г.), то историческая действительность становится видна лишь со времени новгородского князя Олега (879 – 912 гг. правления), который, перейдя с Ильменя (882 г.) на Днепр, покорил Смоленск, Любеч и, основавшись в Киеве на житье, дал ему имя «матери всех городов русских». Олег создал из разобщенных городов и племен большое государство с центром в Киеве, вывел южных славян из подчинения хазарам, путем договоров устроил равноправные торговые отношения Руси с Византией, т.е. стал создателем русско-славянской силы и независимости. После смерти Олега правил Игорь (1912 – 945), после Игоря правительницей стала Ольга (945 – 957). Сын Ольги и Игоря Святослав (957 – 972) покончил с существованием хазарского каганата, попытался создать собственную державу на Балканах в 970 – 971 годах и вступил из-за этого в конфликт с Византией и Болгарией. Продолжался процесс включения восточнославянских племен, других этнических групп (в основном финно-угорских) в состав Киевской Руси.

После смерти Святослава на Руси произошли междоусобия между его сыновьями (старшие сыновья Ярополк, Олег, Владимир), в которых первые два сына погибли. Владимир остался единодержавным, однако государство обнаружило первые признаки внутреннего кризиса, пошатнулось и внешнее могущество Руси после неудач Святослава. Владимир вел много войн, принял христианство по греческому образцу.

Принятие христианства (988 – 989 гг.) явилось важным событием в истории Киевской Руси и имело большие последствия. Христианство укрепило древнерусское государство, поддержало княжескую власть, облегчило связи с европейскими государствами и Византией. В городах возводились храмы, складывалась русская живопись и архитектура. При церквах собиралось много книг, работали переписчики, открывались школы. Жизнь стала культурнее. Особенно это было заметно при Ярославе Мудром (978 – 1054). При нем было положено начало русскому письменному законодательству («Русская правда»), устанавливался государственный порядок.

studfiles.net


Смотрите также