Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. Д36 История России : учеб пособие. 2-е изд. История россии деревянко
История России. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. | |
История России. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 3Глава 1. Первобытная эпоха человечества 16Глава 2. Рабовладельческие цивилизации Закавказья, Средней Азии и Причерноморья. Древние славяне (I тыс. до н. э.—IV в. н. э.) 23Глава 3. Восточные славяне на пороге образования государства (VI-IX вв.) 28Глава 4. Древняя Русь в IX—XIII вв 354.1.Древнерусское государство (IX—XII вв.) 354.2. Русские земли и княжества в XI—первой половине XIII в 494.3. Борьба Руси за независимость в XIII в 56Глава 5. Образование Русского централизованного государства (конец XIII—первая половина XVI в.) 65Глава 6. Российское государство в XVI в. Иван Грозный 81Глава 7. Россия в XVII в 977.1. Россия на рубеже XVI—XVII вв. Смутное время 987.2. Внутренняя и внешняя политика России в XVII в. «Бунташный век» 105Глава 8. Русская империя в XVIII в 1218.1. Рождение империи: время Петра Великого (конец XVII—первая четверть XVIII в.) 1228.2. Россия в эпоху дворцовых переворотов, 1725—1762 гг 1358.3. Российская империя во второй половине XVIII в 148Глава 9. Россия в XIX в 1649.1. Российская империя в первой половине XIX в 1649.2. Российская империя во второй половине XIX в 191Глава 10. Россия в конце XIX—начале XX в 21010.1. Экономическое и социальное развитие 21110.2. Политический строй России в начале XX в 22310.3. Революционные кризисы в России в начале XX в 23510.4. Внешняя политика России в начале XX в 257Глава 11. Советская Россия в 1917—начале 20-х гг 263Глава 12. Советское государство в первой половине 20-х гг. XX в 282Глава 13. СССР во второй половине 20-х—30-е гг. XX 29513.1. Общественно-политическая жизнь Советского государства в 20-30-е гг. XX в 29513.2. Экономическое и социальное развитие СССР в 20-30-е гг 31413.3. Внешняя политика советского государства (1921-1941 гг.) 325Глава 14. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) 339Глава 15. Послевоенное восстановление и развитие СССР 363Глава 16. СССР в 1953—1964 гг. Десятилетие Хрущева 380Глава 17. СССР в середине 60—середине 80-х гг 400Глава 18. Перестройка в СССР (1985-1991) 422Глава 19. Россия в 90-е гг. XX в,—начале XXI в 441Глава 20. Культура России (IX—начала XXI в.) 47220.1. Культура древнерусского государства и эпохи удельных княжеств (IX—XIII вв.) 47320.2. Развитие культуры Московского государства (XIV-XVII вв.) 47820.3. Культурная эволюция Российской империи (XVIII-XX вв.) 48720.4. Советский период развития культуры России 51120.5. Современная социокультурная ситуация в России 534Правители 541
|
www.1variant.ru
ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 560 с — Мегаобучалка
2. Фортунатов, В.В. История: Учеб. пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / В.В. Фортунатов. – СПБ.: Питер, 2012. – 464 с.
Основная литература
1. Блок, М. Апология истории, или ремесло историка / М. Блок.– М.: Наука, 1986.– 256 с.
2. Всемирная история: учебник для студентов ВУЗов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2012. – 887 с.
3. История Европы / под. Общ. Ред. Ж. Карпатье и Ф. Лебрена. Пер. с фр. под общ.ред. М.Ю. Некрасова. – СПб.: Евразия, 2010. – 794 с.
4.История России IX-XX вв.: Учебник / под. ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА, 2006. – 816 с.
5. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие для гуманитарных специальностей / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. – М.: РГГУ, 2004. – 702 с.
6. Орлов, А.С. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 528 с.
7.Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебник для вузов по курсу «Отечественная история» / Л.И. Семенникова. – М.: КДУ, 2008. – 782 с.
8. Смоленский, Н.И. Теория и методология истории: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.И. Смоленский. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 272 с.
Дополнительная литература для всех тем
1. Гайдар, Е.Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории / Е.Т. Гайдар. – М.: Дело, 2005.- 656 с.
2. История и культура Отечества: Учеб. пособие для вузов / под. ред. В.В. Гудяевой. – М.: Академич. Проспект; Трикста, 2005. – 752 с.
3. История религий в России: Учебник / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 592 с.
4. История России в схемах: Учеб. пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 304 с.
5. История русской культуры / отв. ред. Н. Дубенюк. – М.: ЭКСМО, 2006. – 830 с.
6. Карташев, А.В. История русской церкви / А.В. Карташев. – М.: ЭКСМО, 2004. – 911 с.
7. Кириллов, В.В. История России: Учеб. пособие / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт, 2006. – 661 с.
8. Кириллов, В.В. Отечественная история в схемах и таблицах / В.В. Кириллов. – М.: Эксмо, 2007. – 320 с.
Дополнительная литература для темы 1
1. Визгин, В. П. История и метаистория / В.П. Визгин // Вопросы философии. 1998. № 10.– С. 99–114.
2. Гемпель, К. Г. Функция общих законов в истории / К.Г. Гемпель // Вопросы философии. 1998. № 10.– С. 89–99.
3. Ионов, И.Н. Теории цивилизаций и неклассическое знание (Социокультурные предпосылки макроисторических интерпретаций) / И.Н. Ионов // Обществ. науки и современность. 2004. № 5. – С. 141-156.
4. Проскурякова, Н.А. Концепции цивилизации и модернизации в отечественной историографии / Н.А. Проскурякова // Вопросы истории. 2005. № 7. – С. 153-164.
Дополнительная литература для темы 2
1. Медушевская, О. М. Архивный документ, исторический источник в реальности настоящего / О.М. Медушевская // Отечественные архивы. 1995. № 2.– С. 9-13.
2. Шмидт, С.О. Памятники художественной литературы как источник исторических знаний / С.О. Шмидт // Отечественная история. 2002. № 1. – С. 40-49.
Дополнительная литература для темы 3
1. История России с древнейших времен до конца XVII в. / отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – М.: АСТ, 2001. – 576 с.
2. Ключевский, В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х кн./ В.О. Ключевский. Кн. 1. – М. :Харвест, 2007. – 592 с.
3. Платонов, С.Ф. Лекции по русской истории / С.Ф. Платонов. – М.: АСТ, 2004 – 843 с.
4.Стефанович, П.С. Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя на Руси в X-XII вв./ П.С. Стефанович // Отечественная история. 2004. - № 1. С. 3-16
5.Фроянов, И.Я. Начала русской истории / И.Я. Фроянов. – М.:Парад, 2001. – 976 с.
Дополнительная литература для темы 5
1. Богданов, А.П. Патриарх Никон / А.П. Богданов // Вопросы истории. 2004. № 1. - С. 51-85 .
2. Ключевский, В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х кн./ В.О.. Ключевский Кн. 2. – М.: Мысль, 1993.- 584 с.
3. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н.И. Костомаров. – М.: ЭКСМО, 2004. – 1024 с.
4. Лобачев, С.В. У истоков церковного раскола/ С.В. Лобачев // Отечественная история. 2001. № 2. - С. 134-141
5. Морозова, Л.Е. Василий Иванович Шуйский / Л.Е. Морозова // Вопросы истории. 2000. № 10. С. 72-97.
6. Наумов, Е.Ю. Внешняя политика России в XVII в.: на пороге «общей» Европы / Е.Ю. Наумов // Новый исторический вестник. 2001. № 4. – http://www.nivestnik.ru
7. Нефедов, С.А. Первые шаги на пути модернизации России: реформы середины XVII в. / С.А. Нефедов // Вопросы истории. 2004. № 4. С. 33-52.
8. Сахаров, А.Н. Конституционные проекты и цивилизационные судьбы России / А.Н. Сахаров // Отечественная история. 2000. № 5. -С. 3-37
Дополнительная литература для темы 6
1. История России с начала XVIII до конца XIX века / отв. ред. А.Н. Сахаров. – М.: АСТ, 2001. – 544 с.
2. Алексеев, В.П. Секретные комитеты при Николае I / В.П. Алексеев // Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем : В 6 т. – М., 1911. – Т. 2. – С. 194-208.
3. Великие реформы в России. 1856-1874. : Сборник / под. ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. – М.: МГУ, 1992. – 333 с.
4. Еременко, М.В. Царствование Александра III / М.В. Еременко. – М.: Мир книги, 2007. – 239 с.
5. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России / П.А. Зайончковский. – М.: Просвещение, 1968. – 368 с.
6. Катаев, И.М. Законодательство о крестьянах при императорах Павле I и Александре I / И.М. Катаев // Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем : В 6 т. – М., 1911. – Т. 2. – С. 209-233 .
7. Конец крепостничества в России: Документы, письма, мемуары, статьи / сост., общ ред., вступ. ст. и коммент. В.А. Федорова. – М.: МГУ, 1994. – 526 с.
8 Князьков, С.А. Граф П.Д. Киселев и реформа государственных крестьян / С.А. Князьков // Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем: В 6 т. – М., 1911. – Т. 2. – С. 209-233.
9. Крестьянское движение в России в 1857 – мае 1861 гг. (Сборник документов) / под ред. С.Б. Окуня и К.В. Сивкова. - М.: Соцэкгиз, 1963.- 882 с.
10. Литвак, Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива / Б.Г. Литвак. – М.: Политиздат, 1991. – 300 с.
11. Милов, Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса /Л.В. Милов. – М.: РОССПЭН, 1998. – 573 с.
12. Отмена крепостного права. Доклады министров внутренних дел о проведении крестьянской реформы. 1861-1862 / отв. ред. С.Н. Валк. - М. ; Л.: Изд-во Академии Наук в Лгр, 1950. – 312 с.
13. Пайпс, Р. Россия при старом режиме / Р. Пайпс. – М.: Захаров, 2004 – 496 с.
14. Попова, А.Д. Судебная реформа 1864 г. и развитие гражданского общества во второй половине XIX в. / А.Д. Попова // Общественные науки и современность. 2002. № 3. – С. 89-100.
15. Протопопов, А.С. История международных отношений и внешней политики России (1649-2005) : Учебник для студентов вузов / А.С. Протопопов, В.М. Козьменко, Н.С. Елманова. – М.: Аспект Пресс, 2006.- 399 с.
16. Реформы Александра II: сборник / сост. О.И. Чистяков, Т.Е. Новицкая. -. М.: Юрид. лит., 1998. – 464 с.
17. Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. – т. 7: Документы крестьянской реформы / под общ. ред. О.И. Чистякова. - М.: Юрид. лит, 1989. – 431 с.
18. Христофоров, И.А. Аристократическая оппозиция реформам и проблемам организации местного управления в России в 50-70-е гг. XIX в. / И.А. Христофоров // Отечественная история. 2000. № 1. – С. 3-15.
19. Чернышов, В. Д. Жизнь и судьба Тверского реформатора / В.Д. Чернышов. – Тверь: Твер. Обл. книжно-журн. изд-во, 1998. – 224 с.
Дополнительная литература для темы 7
1. Ананьич, Б.В. Кризис самодержавия в России, 1895-1917 г. / Б.В. Ананьич, Р.Ш. Ганелин, Б.Б. Дубенцов. – Л.: Наука, 1984. – 664 с.
2. История политических партий в России : Учебник для студентов, обучающихся по специальности «История» / под. ред. А.И. Зевелева.- М.: Высшая школа, 1994. – 447 с.
3. История России. XX век / отв. ред. В.П. Дмитренко. – М.: АСТ, 2000. – 608 с.
4. Карелин А.П. С.Ю. Витте и бюджетно-финансовые реформы в России конца XIX в. // Отечественная история. 1999. № 3. - С. 42-64
5. Кимитака, М. Столыпинская реформа и российская агротехническая революция / М. Кимитака // Отечественная история. – 1992. № 6. – С. 194-200.
6. Мейси, Д. Земельная реформа и политические перемены: феномен Столыпина / Д. Мейси // Вопросы истории. 1993. № 4. – С. 88-102.
7. Миронов, Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII- начало XX в.) Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства: в 2 т. – 3-е изд., испр., доп. / Б.Н. Миронов. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. –Т. 1. – 548 с.; Т. 2 – 583 с.
8. П.А. Столыпин. Грани таланта политика / под. общ. ред. П.А. Пожигайло. – М.: РОССПЭН, 2006. – 622 с.
9. П.А. Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы. В 2 т. / под общ. ред. П.А. Пожигайло. - М.: РОССПЭН, 2003. – Т. 1. - 764 с.; Т. 2. – 799. с.
10. Рязанов, В.Т. Экономическое развитие России: Реформы и российское хозяйство в XIX-XX вв. / В.Т. Рязанов. – СПб.: Наука, 1998. – 796 с.
11. Сахаров, А.Н. Тяжкий путь российского реформаторства / А.Н. Сахаров // Исторические записки. Теоретические и методологические проблемы исторических исследований. Вып. 1 (119). – М., 1995.– С.172-203.
12. Хоскинг, Дж. История Советского Союза. 1917-1991/ Д. Хоскинг. – М.: Вагриус, 1994. – 510 с.
megaobuchalka.ru
Деревянко Алексей Пантелеевич, Шабельникова Наталья Алексеевна, Усов Алексей Вячеславович | История России. С древнейших времен до наших дней. Учебное пособие | В учебном пособии освещается история России с древнейших времен до начала ХХ I века. Рассматриваются проблемы социально-экономического и политического развития страны, основные аспекты внутренней и… — Проспект, Подробнее... | 2018 | 599 | бумажная книга |
Деревянко А.П. | История России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие | В учебном пособии освещается история России с древнейших времен до начала XXI века. Рассматриваются проблемы социально-экономического и политического развития страны, основные аспекты внутренней и… — Проспект, - Подробнее... | 2018 | 462 | бумажная книга |
Деревянко А., Шабельникова Н., Усов А. | История России: с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие | В учебном пособии освещается история России с древнейших времен до начала XXI века. Рассматриваются проблемы социально-экономического и политического развития страны, основные аспекты внутренней и… — Проспект, (формат: Мягкая глянцевая, 672 стр.) Подробнее... | 2018 | 445 | бумажная книга |
Данилов А.А. | История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах. Учебное пособие | В учебном пособии, подготовленном профессором, доктором исторических наук А. А. Даниловым, освещены события отечественной истории с древнейших времен до наших дней. Материал изложен в хронологическом… — Проспект, В вопросах и ответах Подробнее... | 2018 | 151 | бумажная книга |
Данилов Александр Анатольевич | История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах. Учебное пособие | В учебном пособии, подготовленном профессором, доктором исторических наук А. А. Даниловым, освещены события отечественной истории с древнейших времен до наших дней. Материал изложен в хронологическом… — Проспект, Подробнее... | 2018 | 175 | бумажная книга |
Алексей Вячеславович Усов | История России: с древнейших времен до наших дней. 4-е издание. Учебное пособие | В учебном пособии освещается история России с древнейших времен до начала ХХ I века. Рассматриваются проблемы социально-экономического и политического развития страны, основные аспекты внутренней и… — Проспект, электронная книга Подробнее... | 319 | электронная книга | |
Боханов А.Н., Морозова Л. Е., Рахматуллин М.А. | История России с древнейших времен до наших дней | Однотомное издание «История России» является новейшим историческим исследованием, подробно освещающим события с древнейших времен до сегодняшнего дня. Эта книга, написанная ведущими профессорами… — АСТ, История в одном томе Подробнее... | 2016 | 1287 | бумажная книга |
Сахаров А.Н. | История России. С древнейших времен до наших дней | Однотомное издание «История России» является новейшим историческим исследованием, подробно освещающим события с древнейших времен до сегодняшнего дня. Эта книга, написанная ведущими профессорами… — АСТ, История в одном томе Подробнее... | 2016 | 928 | бумажная книга |
Боханов А., Морозова Л., Рахматуллин М. и др. | История России. С древнейших времен до наших дней | Однотомное издание «История России» является новейшим историческим исследованием, подробно освещающим события с древнейших времен до сегодняшнего дня. Эта книга, написанная ведущими профессорами… — АСТ, (формат: Твердая бумажная, 1744 стр.) Подробнее... | 2016 | 1095 | бумажная книга |
Сахаров А.Н., Шестаков В.Н., Морозова Л.Е., Боханова А.Н. | История России с древнейших времен до наших дней | Однотомное издание"История России"является новейшим историческим исследованием, подробно освещающим события с древнейших времен до сегодняшнего дня. Эта книга, написанная ведущими профессорами… — Издательство «АСТ», (формат: Мягкая глянцевая, 672 стр.) История в одном томе Подробнее... | 2018 | 1149 | бумажная книга |
Морозова Л. Е., Рахматуллин М.А., Сахаров А. Н. | История России с древнейших времен до наших дней | Однотомное издание "История России" является новейшим историческим исследованием, подробно освещающим события с древнейших времен до сегодняшнего дня. Эта книга, написанная ведущими профессорами… — АСТ, (формат: Мягкая глянцевая, 672 стр.) Вся история в одном томе Подробнее... | 2018 | 919 | бумажная книга |
Сахаров А.Н. | История России с древнейших времен до наших дней | Однотомное издание «История России» является новейшим историческим исследованием, подробно освещающим события с древнейших времен до сегодняшнего дня. Эта книга, написанная ведущими профессорами… — АСТ, (формат: Мягкая глянцевая, 672 стр.) Вся история в одном томе Подробнее... | 2018 | 663 | бумажная книга |
Сахаров А.Н. | История России с древнейших времен до наших дней | Однотомное издание «История России» является новейшим историческим исследованием, подробно освещающим события с древнейших времен до сегодняшнего дня. Эта книга, написанная ведущими профессорами… — АСТ, (формат: 60x90/16, 1744 стр.) вся история в одном томе Подробнее... | 2018 | 853 | бумажная книга |
Сахаров А.Н. | История России с древнейших времен до наших дней | Однотомное издание"История России"является новейшим историческим исследованием, подробно освещающим события с древнейших времен до сегодняшнего дня. Эта книга, написанная ведущими профессорами… — Издательство «АСТ», (формат: 60x90/16, 1744 стр.) Вся история в одном томе Подробнее... | 2018 | 820 | бумажная книга |
Сахаров А.Н. | История России с древнейших времен до наших дней | В основу этого труда положены не только достижения российской исторической науки конца XX - начала XXI века, но и опыт мировой исторической науки применительно к изучению истории человечества в целом… — АСТ, (формат: 218.00mm x 145.00mm x 82.00mm, 1744 стр.) история в одном томе Подробнее... | 2016 | 1195 | бумажная книга |
dic.academic.ru
История России Деревянко А
Деревянко А.П., Шабельникова Н.А.
Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.
Д36 История России : учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 560 с.
В учебном пособии изложена история России с древнейших времен до наших дней с учетом последних исследований по отечественной истории. Освещены проблемы социально-экономического и политического развития страны, рассмотрены внутренняя и внешняя политика, культура. Пособие позволит успешно подготовиться к экзаменам и семинарским занятиям в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации. Для абитуриентов, студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех интересующихся историей.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие | 3 |
Глава 1. Первобытная эпоха человечества | 16 |
Глава 2. Рабовладельческие цивилизации Закавказья, Средней Азии и Причерноморья. Древние славяне (I тыс. до н. э.—IV в. н. э.) | 23 |
Глава 3. Восточные славяне на пороге образования государства (VI-IX вв.) | 28 |
Глава 4. Древняя Русь в IX—XIII вв | 35 |
4.1.Древнерусское государство (IX—XII вв.) | 35 |
4.2. Русские земли и княжества в XI—первой половине XIII в | 49 |
4.3. Борьба Руси за независимость в XIII в | 56 |
Глава 5. Образование Русского централизованного государства (конец XIII—первая половина XVI в.) | 65 |
Глава 6. Российское государство в XVI в. Иван Грозный | 81 |
Глава 7. Россия в XVII в | 97 |
7.1. Россия на рубеже XVI—XVII вв. Смутное время | 98 |
7.2. Внутренняя и внешняя политика России в XVII в. «Бунташный век» | 105 |
Глава 8. Русская империя в XVIII в | 121 |
8.1. Рождение империи: время Петра Великого (конец XVII—первая четверть XVIII в.) | 122 |
8.2. Россия в эпоху дворцовых переворотов, 1725—1762 гг | 135 |
8.3. Российская империя во второй половине XVIII в | 148 |
Глава 9. Россия в XIX в | 164 |
9.1. Российская империя в первой половине XIX в | 164 |
9.2. Российская империя во второй половине XIX в | 191 |
Глава 10. Россия в конце XIX—начале XX в | 210 |
10.1. Экономическое и социальное развитие |
211 |
10.2. Политический строй России в начале XX в | 223 |
10.3. Революционные кризисы в России в начале XX в | 235 |
10.4. Внешняя политика России в начале XX в | 257 |
Глава 11. Советская Россия в 1917—начале 20-х гг | 263 |
Глава 12. Советское государство в первой половине 20-х гг. XX в | 282 |
Глава 13. СССР во второй половине 20-х—30-е гг. XX | 295 |
13.1. Общественно-политическая жизнь Советского государства в 20-30-е гг. XX в | 295 |
13.2. Экономическое и социальное развитие СССР в 20-30-е гг | 314 |
13.3. Внешняя политика советского государства (1921-1941 гг.) | 325 |
Глава 14. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) | 339 |
Глава 15. Послевоенное восстановление и развитие СССР | 363 |
Глава 16. СССР в 1953—1964 гг. Десятилетие Хрущева | 380 |
Глава 17. СССР в середине 60—середине 80-х гг | 400 |
Глава 18. Перестройка в СССР (1985-1991) | 422 |
Глава 19. Россия в 90-е гг. XX в,—начале XXI в | 441 |
Глава 20. Культура России (IX—начала XXI в.) | 472 |
20.1. Культура древнерусского государства и эпохи удельных княжеств (IX—XIII вв.) | 473 |
20.2. Развитие культуры Московского государства (XIV-XVII вв.) | 478 |
20.3. Культурная эволюция Российской империи (XVIII-XX вв.) | 487 |
20.4. Советский период развития культуры России | 511 |
20.5. Современная социокультурная ситуация в России | 534 |
Правители | 541 |
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Наша эпоха — время мучительной переоценки ценностей и радикальных экспериментов, время выбора социально-политических, экономических, нравственно-этических ориентиров для каждой семьи, каждого человека. Нам с вами выпало жить, учиться, работать в период смены веков, кардинальных изменений в развитии общества, когда стремительно ускоряется темп перемен в жизни государств и народов и открываются новые, во многом еще не познанные перспективы в историческом развитии России и всего мира.
Известна истина — родителей не выбирают. В младенчестве и раннем детстве их любят за то, что они — родители. Потом их любят за заботу, ласку и помощь во всех делах. Если родители неласковы или жестоки, вряд ли ребенок ответит им чем-либо, кроме холодности. Взрослея, человек однажды пытается взглянуть на отца и мать как бы со стороны, глазами любопытствующего наблюдателя, оценить достоинства и недостатки их характера так же, как оценивает он других, неродных людей. Постепенно он определяет для себя, в чем родители хороши, а в чем — плохи, т. е. начинает относиться к ним осознанно, как к чему-то объясненному, ставшему понятным.Страна, в которой человек рождается, как мать и отец, может быть заботлива или неласкова. Настает время, когда приходится определять свое отношение к ней, сознательно избирая любовь или равнодушие. Чтобы не сделать ошибки,"следует знать историю своего отечества. Не только холодный перечень событий и действующих лиц, но и саму сущность истории нашей страны, ее родословность. Необходимо попытаться понять, что представляет собой родина, как она стала такой и какая судьба ее ожидает.
Мы получили от прошлых поколений духовное наследие, которое пополняем с учетом собственного опыта. Это — знание законов развития природы и общества (наука), эмоциональное восприятие окружающего (культура), свод правил общения (нравственность), идеалы и мотивы деятельности (идеология, религия), способы и формы передачи духовного наследия от поколения к поколению (образование).
В переломные эпохи происходит переоценка духовного наследия: смена научных парадигм, обновление культурных и этнических ценностей, разрушение прежних и становление новых идеалов, перемены в образовании. Это мучительный, болезненный, длительный процесс. Он связан с разрушением
4
привычных стереотипов мышления и поведения, с появлением множества альтернативных позиций, с внезапным вторжением давно забытых и отброшенных взглядов.
Как же выбрать верный путь в будущее, не допустить роковой ошибки, отличить истину в этой пестрой палитре заманчивых идей? В этом может помочь история, которая содержит не просто увлекательное или скучное (в зависимости от литературного дара летописца) описание прошедших событий, деяний исторических личностей и народов. Знание истории предполагает обобщение, осмысление прошлого опыта, каждая крупица которого оплачена дорогой ценой. При всей кажущейся уникальности происходящих ныне событий в них всегда можно обнаружить сходство, и немалое, с тем, что уже пережили в прошлом народы, нашедшие выход из подобных кризисов. Необходимо усваивать уроки истории, периодически пополняя полученные знания на основе собственного опыта. В этом смысле каждый из нас — ученик истории, прилежный или легкомысленный.История (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества.
Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта — первейшая задача истории. Historia est magistra vitae (история — наставница жизни), говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в мировом историческом опыте пытаются найти ответы на многие вопросы. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, красоте, свободе. Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.
Еще со времен античности наука о прошлом становится самостоятельной областью человеческого познания. Но сама наука история сложилась значительно позже (в России — примерно с начала XVIII в.). В XVIII—первой половине XIX в. произошло уточнение предмета истории в связи с обращением к изучению экономики, культуры и социальных отношений.
Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем. Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса. Историческая наука включает в себя всеобщую (всемирную) историю, в рамках которой изучается происхождение человека (его этногенез), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций (отечественная история) с древнейших времен до наших дней. При этом учитывается ее деление на историю первобытного общества, древнюю, средневековую, новую и новейшие.
История — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической,5
политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся этнография (изучает быт и культуру народов), археология (изучает историю происхождения народов по вещественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселениям, могильникам, кладам).
Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: генеалогия (наука о происхождении и родственных связях отдельных лиц и семейств), геральдика (наука о гербах), нумизматика (наука о монетах и их чеканке), хронология (наука, изучающая системы летосчисления и календари), палеография (наука, изучающая рукописные памятники и старинное письмо) и др.
К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография (история исторической науки), задача которой — описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.
История — наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. Она тесно связана с другими науками, но в отличие от них рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т. д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например история музыки, история кино и т. д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки, такие как историческая география, историческая геология и др.По обширности объекта изучения история может подразделяться на следующие группы:
shkolakz.ru
Деревянко, Алексей Пантелеевич - История России : учебное пособие
Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:author:иванов
Можно искать по нескольким полям одновременно:author:иванов title:исследование
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:исследование разработка
author:иванов title:разработка
оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:исследование OR разработка
author:иванов OR title:разработка
оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:исследование NOT разработка
author:иванов NOT title:разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":$исследование $развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:"исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.#исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:"исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.author:[Иванов TO Петров]
Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.author:{Иванов TO Петров}
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.search.rsl.ru
История России Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. Д36 История России : учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 560 с.
В учебном пособии изложена история России с древнейших времен до наших дней с учетом последних исследований по отечественной истории. Освещены проблемы социально-экономического и политического развития страны, рассмотрены внутренняя и внешняя политика, культура. Пособие позволит успешно подготовиться к экзаменам и семинарским занятиям в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации. Для абитуриентов, студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех интересующихся историей. СОДЕРЖАНИЕ
3 ПРЕДИСЛОВИЕ Наша эпоха — время мучительной переоценки ценностей и радикальных экспериментов, время выбора социально-политических, экономических, нравственно-этических ориентиров для каждой семьи, каждого человека. Нам с вами выпало жить, учиться, работать в период смены веков, кардинальных изменений в развитии общества, когда стремительно ускоряется темп перемен в жизни государств и народов и открываются новые, во многом еще не познанные перспективы в историческом развитии России и всего мира. Известна истина — родителей не выбирают. В младенчестве и раннем детстве их любят за то, что они — родители. Потом их любят за заботу, ласку и помощь во всех делах. Если родители неласковы или жестоки, вряд ли ребенок ответит им чем-либо, кроме холодности. Взрослея, человек однажды пытается взглянуть на отца и мать как бы со стороны, глазами любопытствующего наблюдателя, оценить достоинства и недостатки их характера так же, как оценивает он других, неродных людей. Постепенно он определяет для себя, в чем родители хороши, а в чем — плохи, т. е. начинает относиться к ним осознанно, как к чему-то объясненному, ставшему понятным. Страна, в которой человек рождается, как мать и отец, может быть заботлива или неласкова. Настает время, когда приходится определять свое отношение к ней, сознательно избирая любовь или равнодушие. Чтобы не сделать ошибки,"следует знать историю своего отечества. Не только холодный перечень событий и действующих лиц, но и саму сущность истории нашей страны, ее родословность. Необходимо попытаться понять, что представляет собой родина, как она стала такой и какая судьба ее ожидает. Мы получили от прошлых поколений духовное наследие, которое пополняем с учетом собственного опыта. Это — знание законов развития природы и общества (наука), эмоциональное восприятие окружающего (культура), свод правил общения (нравственность), идеалы и мотивы деятельности (идеология, религия), способы и формы передачи духовного наследия от поколения к поколению (образование). В переломные эпохи происходит переоценка духовного наследия: смена научных парадигм, обновление культурных и этнических ценностей, разрушение прежних и становление новых идеалов, перемены в образовании. Это мучительный, болезненный, длительный процесс. Он связан с разрушением 4 привычных стереотипов мышления и поведения, с появлением множества альтернативных позиций, с внезапным вторжением давно забытых и отброшенных взглядов. Как же выбрать верный путь в будущее, не допустить роковой ошибки, отличить истину в этой пестрой палитре заманчивых идей? В этом может помочь история, которая содержит не просто увлекательное или скучное (в зависимости от литературного дара летописца) описание прошедших событий, деяний исторических личностей и народов. Знание истории предполагает обобщение, осмысление прошлого опыта, каждая крупица которого оплачена дорогой ценой. При всей кажущейся уникальности происходящих ныне событий в них всегда можно обнаружить сходство, и немалое, с тем, что уже пережили в прошлом народы, нашедшие выход из подобных кризисов. Необходимо усваивать уроки истории, периодически пополняя полученные знания на основе собственного опыта. В этом смысле каждый из нас — ученик истории, прилежный или легкомысленный. История (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта — первейшая задача истории. Historia est magistra vitae (история — наставница жизни), говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в мировом историческом опыте пытаются найти ответы на многие вопросы. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, красоте, свободе. Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук. Еще со времен античности наука о прошлом становится самостоятельной областью человеческого познания. Но сама наука история сложилась значительно позже (в России — примерно с начала XVIII в.). В XVIII—первой половине XIX в. произошло уточнение предмета истории в связи с обращением к изучению экономики, культуры и социальных отношений. Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем. Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса. Историческая наука включает в себя всеобщую (всемирную) историю, в рамках которой изучается происхождение человека (его этногенез), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций (отечественная история) с древнейших времен до наших дней. При этом учитывается ее деление на историю первобытного общества, древнюю, средневековую, новую и новейшие. История — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, 5 политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся этнография (изучает быт и культуру народов), археология (изучает историю происхождения народов по вещественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселениям, могильникам, кладам). Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: генеалогия (наука о происхождении и родственных связях отдельных лиц и семейств), геральдика (наука о гербах), нумизматика (наука о монетах и их чеканке), хронология (наука, изучающая системы летосчисления и календари), палеография (наука, изучающая рукописные памятники и старинное письмо) и др. К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография (история исторической науки), задача которой — описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки. История — наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. Она тесно связана с другими науками, но в отличие от них рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т. д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например история музыки, история кино и т. д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки, такие как историческая география, историческая геология и др. По обширности объекта изучения история может подразделяться на следующие группы: |
kzdocs.docdat.com
Ю. А. Рябов | История России с древнейших времен до конца XIX века | Книга является первой частью общего курса, в котором автор, методист кабинета истории СПбАППО, компактном виде в хронологическом порядке представил основные вопросы истории России с древнейших времен… — СМИО Пресс, (формат: 60x90/16, 336 стр.) Подробнее... | 2004 | 245 | бумажная книга |
Андрей Сахаров | История России с древнейших времен до конца XVII века | Учебное пособие «История России» написано под редакцией выдающихся советских и российских историков, членов-корреспондентов РАН А. Н. Сахарова и А. П. Новосельцева. Пособие состоит из трех книг… — Директ-Медиа, (формат: 70x100/16, 96 стр.) электронная книга Подробнее... | 424.2 | электронная книга | |
В. В. Барабанов | История России с древнейших времен до конца XX века | Вы уже выбрали свой вуз? Хотите успешно сдать вступительные экзамены? Ищете добротные пособия для быстрой и качественной подготовки к ним? Тогда эта книга для вас!В пособии кратко освещаются основные… — АСТ, (формат: Мягкая глянцевая, 47 стр.) электронная книга Подробнее... | 49.9 | электронная книга | |
Владимир Васильевич Барабанов, Игорь Михайлович Николаев, Борис Григорьевич Рожков | История России с древнейших времен до конца XX века | Вы уже выбрали свой вуз? Хотите успешно сдать вступительные экзамены? Ищете добротные пособия для быстрой и качественной подготовки к ним? Тогда эта книга для вас!В пособии кратко освещаются основные… — АСТ, (формат: Твердая бумажная, 544 стр.) Подробнее... | 2003 | бумажная книга | |
История России с древнейших времен до конца XVIII века | Настоящий учебник представляет собой изложение университетского курса истории России с древнейших времен до начала XIX в. Прослежены развитие российской государственности, эволюция форм собственности… — Издательство МГУ, (формат: Мягкая глянцевая, 47 стр.) Подробнее... | 2010 | 1274 | бумажная книга | |
Флори Б. (ред.) | История России с древнейших времен до конца XVIII века | Настоящий учебник представляет собой изложение университетского курса истории России с древнейших времен до начала XIX в. Прослежены развитие российской государственности, эволюция форм собственности… — Издательство Московского университета, (формат: Твердая бумажная, 544 стр.) Подробнее... | 2010 | 1178 | бумажная книга |
История России с древнейших времен до конца XX века | В пособии, написанном с учетом последних достижений отечественной и западной историографии, дается целостная картина политического, социально-экономического и культурного развития России, начиная с… — ДРОФА, (формат: 60x90/16, 656 стр.) Высшее образование Подробнее... | 2002 | 620 | бумажная книга | |
С. В. Рыбаков | История России с древнейших времен до конца XVII века | В книге показаны ключевые тенденции исторического развития Руси во времена родоплеменного строя, в период Киевской державы, на стадии политической раздробленности и в эпоху Московского царства… — Флинта, Издательство Уральского Университета, (формат: 60x88/16, 192 стр.) Подробнее... | 2016 | 310 | бумажная книга |
История России с древнейших времен до конца XVII века | Научно-популярная энциклопедия - новая серия фундаментальных изданий, охватывающая разнообразные естественные и гуманитарные науки. В популярном изложении, выполненном ведущими специалистами… — (формат: Мягкая глянцевая, 47 стр.) Подробнее... | 455 | бумажная книга | ||
Гевуркова Е. | История России с древнейших времен до конца XVI века. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 6 класс | История России с древнейших времен до конца XVI века. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 6 класс — Экзамен, (формат: Мягкая глянцевая, 47 стр.) Подробнее... | 2013 | 76 | бумажная книга |
Е. В. Симонова | История России. 6 класс. Тесты к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной "История России. С Древнейших времен до конца XVI века. 6 класс" . ФГОС (к новому учебнику) | Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Предлагаемое пособие включает тесты по истории России для текущего и итогового… — Экзамен, (формат: 70x100/16, 96 стр.) Учебно-методический комплект УМК Подробнее... | 2016 | 75 | бумажная книга |
С. В. Перевезенцев, Т. В. Перевезенцева | История России. 10 класс. Программа курса и тематическое планирование. К учебнику С. В. Перевезенцева, Т. В. Перевезенцевой "История России с древнейших времен до конца XIX века" | Данная программа отражает основные положения учебника С. В. Перевезенцева, Т. В. Перевезенцевой "История России с древнейших времен до конца XIX века" — Русское слово - учебник, (формат: 60x90/16, 48 стр.) Подробнее... | 2013 | 138 | бумажная книга |
Л. Е. Морозова, Е. В. Пчелов | История России с древнейших времен до конца XVII века. Хрестоматия | Хрестоматия "История России с древнейших времен до конца XVII века" познакомит читателя с эпохой образования Древнерусского государства, путями его выдвижения в число сильнейших европейских… — Вербум-М, (формат: 60x90/16, 336 стр.) Подробнее... | 2003 | 350 | бумажная книга |
История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс. Рабочая тетрадь. 8-е изд. | Рабочая тетрадь является частью учебно-методического комплекта к учебнику А. Н. Сахарова `История России с древнейших времен до конца XVI века`. Тетрадь состоит из познавательных заданий различного… — (формат: 60x90/16, 656 стр.) Подробнее... | 138 | бумажная книга | ||
История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс: поурочные планы по учебнику А. Н. Сахарова, В. И. Буганова | В пособии представлены поурочные планы по истории для 10 класса общеобразовательной школы, составленные в соответствии с учебником: А. Н. Сахаров, В. И. Буганов. История России с древнейших времен до… — (формат: Мягкая глянцевая, 47 стр.) Подробнее... | 92 | бумажная книга |
dic.academic.ru