2. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Методы изучения истории:. Изучение истории россии


Как изучить историю России самостоятельно, чтобы хорошо в ней разбираться?

Ну-у-у-у-у изучать историю иначе, нежели читая книги по ней, невозможно. История России тут не исключение.  Нужно выбрать наиболее хороших авторов и читать. Впрочем - есть ряд подводных камней.

1) Какой начальный уровень?- Если речь идет о том, что читалвшколеплохопомню. То логично начать с учебников. Есть отличные школьные учебники по истории России. По истории до 20 века ОЧЕНЬ рекомендую двухтомник Буганова, Зырянова. Он содержит не очень много неточностей и ошибок, написан довольно неплохо и подойдет для стартового изучения. Для изучения времен Русской революции - хорошо подойдет учебник Жаровой и Мишиной. Дальше можно взять учебник по истории отечества Денисенко, Измоик, Островский и ко. История Отчества 1939 - 1996. Не стоит Сразу браться за более серьезную литературу с наскока. Потратьте несколько дней, месяц, полтора для изучения этих учебников. Даже если вам не очень близки их концепции - они освежат вам память и подготовят к более серьезному чтению.- Если вы прочитали эти учебники, или же помните историю лучше, чем "давнонеправда" - беритесь за вузовские учебники. Учебник СПбГУ Дворниченко до 20 века, Ратьковского после 20 века. Неплохие пособия.- Если вы хотите поглубже - то читайте крупные труды по истории России, Скрыльникова, Платонова, Ключевского. К сожалению современного научпопа не очень много сейчас издается, но посмотрите серию ЖЗЛ, там есть тоже приятные вещи.2) как изучать?- Постарайтесь чтобы все что вы читаете воплощалось в какую-то картинку. Смотрите фильмы, читайте худлит по соответствующему периоду. Чтобы оживить персонажей из учебника. Лермонтовский сказ о купце Калашникове не особо точное отображение эпохи Ивана Грозного, но для лучшего запоминания может быть полезен. Не стесняйтесь делать конспекты, сравнительные таблицы и все такое. Чтобы иметь наглядное пособие3) Только ли история России?- Нет! Изучайте историю России в контексте общемировой! Помните, что наша история не так отличается от многих других обществ. Поэтому старайтесь искать хорошую литературу по западной и восточной истории. Вот читаете вы про Ивана Грозного, почитайте сразу и про Генриха VIII и про религиозные войны во Франции. Чтобы представлять, что было в это время в мире.

Надеюсь, мои советы окажутся полезными    Чтобы не завалить сессию Как во время сессии запомнить то, что мне абсолютно не нужно?Как научиться красиво и грамотно говорить?Когда выгоднее идти сдавать: в первой волне или ближе к концу?

thequestion.ru

Как нужно изучать историю — Блог Дмитрия Родина

  02/12/2016       Дмитрий Родин      3 комментария

Здравствуйте! Этот пост скорее для меня самого, т.к. мне хочется разобраться в истории с нуля. Но может кому-то он покажется полезным…

history

Вопрос на форуме http://dxdy.ru/topic93138.html.

«Здравствуйте. Вопрос к историкам. Собственно вопрос такой. Чисто для себя решил почитать книги по истории начиная со средних веков и заканчивая текущим днем (Как Европы, так и России). Какие книги вы бы посоветовали? Просто авторы-то разные бывают и не хочется вляпаться во что-нибудь а-ля Бушков или Носовский с Фоменко.»

Подробный ответ одного из форумчан:

Как человек, у которого истфак МГУ за спиной (в том числе), даю «авторитетное мнение»:

Все советы данные выше — неверные. Часть рекомендованных книг хорошие или отличные (Кембриджская история, Карпов, Бродель, Гуреви), но совершенно не подходят ни для первого, ни даже для второго чтения. Часть советов откровенно вредны.

На мой взгляд, историю надо изучать системно. Либо не изучать вообще. Неполная картина, хоть и скроенная из отдельных неплохих книг, может дать очень неверное представление в целом о предмете, но при этом даст повод думать о себе много, а, как известно, надо быть скромнее :).

Поэтому надо изучать сразу Всеобщую историю, причем с самого начала. Изучать надо не отдельно историю России, и отдельно историю Европы или Мира. А историю России в контексте Всемирной Истории. Читать надо по периодам (средние века. ранее новое время, новое время, новейшее время). Сначала Европу, потом страны Азии и Африки (желательно), потом Россию. Прим. — Историю западных и южных славян я отношу к европейской истории.

Читать надо по срезам: социально-экономический, внутриполитический, внешнеполитический (и военный), культурный. Подобное чтение могут обеспечить только учебные пособия. Увы, легкого диванного чтива не предвидится.

Далее, многие любители традиционно много уделяют внимания внешнеполитическим и военным аспектам. Я бы рекомендовал бы больше обращать внимание на культурный аспект в широком смысле (т.е. это и образование и наука, и общественная мысль, а не только литература и искусство, как это зачастую воспринимается)

В целом, конечно надо знать Историю Древнего Мира, как минимум историю Римской империи, т.к. ее влияние на европейскую и нашу историю огромно. Но т. к. автор поста ограничил период начиная со средних веков то и составлять список буду исходя из этого.

Этапов четыре всего:

Этап I. Элементарный.

Школьные учебники. Да, да. Не смейтесь, но беда большинства наших соотечественников, не в том что им нечего прочитать, а то что они не читают, то что у них находиться буквально под носом. Нынешние школьные учебники (не все, но многие) полностью покрывают объем необходимых знаний по мировой и отечественной истории для неспециалиста. Надо просто знать какие серии написаны реальными историками.

1) Отечественная история:

Надо брать серию «МГУ-школе». Она написана истфаковскими специалистами, причем не простыми, а с Именем, как у Борисова, или Левандовского. Мироненко вообще директор Государственного Архива и завкафедрой, как и Борисов. Все они — настоящие специалисты в своем периоде, и при разности взглядов (либерал, коммунист, националист и государственник) являются первую очередь учеными. Плюсы этих учебников в том, что это переложенныое на человеческий язык (и возможности) изложение истфаковских курсов.

Н. Борисов, А. Левандовский. История России (до XX века). 10 класс. Базовый уровень. В двух книгахА. Левандовский, Ю. Щетинов, С. Мироненко. История России. ХХ — начало ХХI века. 11 класс. Базовый уровень.(Ни в коем случае не покупать и не скачивать т. н. «Продвинутый уровень» других авторов!)

2) Всемирная история:

Это не истфаковцы, хотя в редакторах мелькали наши специалисты с соответствующих кафедр, но учебники написаны достаточно толково, я по ним на практике в школе вел занятия. Рекомендую.

Екатерина Агибалова, Григорий Донской. Всеобщая история. Истоpия Сpедних веков. 6 классП. Баранов, А. Юдовская, Л. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 классП. Баранов, А. Юдовская, Л. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. 8 классО. Сороко-Цюпа, А. Сороко-Цюпа. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс.P.S. Есть истфаковский курс школьных учебников по всеобщей истории. 7-9 классы. Серия «Академия». Авторы: Медяков, Бовыкин и др. Я сам учебников не читал,листал только: отторжения не вызвали. Авторов знаю и доверяю. Так что их тоже можно можно использовать с уверенностью на 99,9% 🙂

Этап II. Продвинутый

«Всемирная история. В 6 т.». Создается коллективом историков Академии Наук. На данный момент вышло 5 томов.Если Вам уж совсем не хочется признаться себе, что Вам пора обратно в школу 🙂

Это достаточно авторитетное, но легко читаемое издание. По сути это сокращенная версия истфаковских курсов (взрослый вариант). Плюс то, что все собрано в одних томах по векам. В целом это наверное оптимальная вещь в качестве многотомника и для чтения и как справочник. P.S. правда стоимость одного тома около 1500 рублей, Т.к. формат увеличенный, то чтение электронной версии, будет не удобно, так что… И да, только не вздумайте качать советский 12-ти томник, не советую)

Этап III. Профессиональный (не рекомендуется)

Учебники истфака МГУ. Не рекомендую, потому что даже для подготовленного читателя (студента истфака) это не очень легкое чтение. Текст очень плотный, с высокой концентрацией информации, дат, имен, идей на абзац. Заставить влить в себя такой объем информации может только экзаменационная сессия, да и то настоящих «Гойко Митичей», сдающих, к примеру, годовой курс отечественную историю до XIX века по 1200 страницам из трехтоминка под ред. Милова буквально пять-шесть человек на поток. Остальные обходятся давно составленными шпорами/бомбами. Более того, в реальности эти тома подкрепляются семинарами, на которых читают и разбирают кучу толстых монографий, и отличными от других вузов курсовыми, являющимися по своей сути мини-исследованиями. Плюс лекции по предметам отличаются от учебников определенным образом и дополняют их, а не замещают. Плюс само общение с преподами, временами очень ценное. В итоге, у того, кто прочитает учебники получится следующая ситуация: затратит он сил немерено, наверное даже больше чем студент, и точно дольше. И дойдя до конца (что сильно вряд ли) будет считать что «все понял и все знает», короче «аналитег». Но это будет не так. Так что, подходить к этим курсам надо уже в конце, и то… стоит тогда подумать о поступлении на истфак… хотя бы для мотивации 🙂

Вторая проблема, это то что большинство учебников являются переизданиями авторами своих же, написанных еще в советские времена вариантов, с соответствующими недостатками. И если всякую откровенно идеологическую муть авторы вычистили, то исправить подачу материала многие уже не в состоянии (в силу возраста и нежелания что-то вообще делать за те деньги которые старикам платят). Поэтому, например, XIX-XX века всемирной истории (а это четыре кирпича) читать надо с оглядкой и с улыбкой.

1) Отечественная история

История России. Под ред. академика Милова в трех томах.Наиболее полный учебник из всех существующих. Связан одной сквозной концепцией, честно сворованной Миловым у Карамзина и Соловьева, и выданной за свою в его труде «Великорусский пахарь», за что он получил аж Государственную премию. Учебник написан многими авторами с разных кафедр, поэтому очень неровный по тексту и подаче материала. Известен скандалом с участием Сванидзе и «чеченских адвокатов», в результате чего третий том был фактически запрещен.

Для облегчения жизни студентам, и в связи со смертью Милова, каждая кафедра выпустила свой учебник являющийся облегченной и переделанной и главное доделанной версией трехтомника.

История России с древнейших времен и до конца XVII века под. ред .Б .Н. ФлориФедоров В.А. (ред.) История России XIX — начала XX в.Вдовин А. История СССР от Ленина до Горбачева. (подправленный запрещенный третий том Милова)была еще постсоветская история, неплохая, но что-то не могу найти

2) Всемирная история, из требуемых периодов:

Карпов С. П. История средних веков в 2 томах. Первый том читается через «не могу». Второй, по XVI веку очень неплох.История стран Европы и Америки в Новое время. В 2 частях. Полностью переписана с нуля. Тоже очень неплох.Новая история стран Европы и Америки. Первый период. под ред. Адо. Старый.Григорьева И.В. Новая история стран Европы и Америки. Начало 1870-х годов — 1918 гЯзыков Е. Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945).Предыдущее издание 1989 года было полным идеологическим говном. Попробуйте почитать это.Языков Е. Ф. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-1990История южных и западных славян (комплект из 2 книг).Тоже относительно новый учебник. Внимание! После прочтения 2-го тома становишься антикоммунистом 🙂История Востока. В 6 томах. Это не истфаковский учебник, но ИСАА-шные преподы, которые нам читали Историю стран Азии и Африки рекомндовали его для подготовки. Я их послушал и не жалею.

Вариант IV. Импортный :D

Есть отличная серия книг французской «школы анналов». Ряд книг вроде «Среневековой Европы Ле Гоффа являются культовыми и обязательными к чтению любым медиевистом.

Великие цивилизации. Книжная серия в 13 книгахА вот теперь можно прочитать экономическую историю Ф. Броделя «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV–ХVIII вв., в трех томах».По XIX-веку можно порекомендовать трехтомник Э. Хобсбаума (хоть он и марксист)

Век революции 1789-1848. Том 1Век Капитала 1848-1875. Том 2Век Империи 1875-1914. Том 3

А вот теперь можно читать Блока, Февра, Фукуяму, Тойнби, и прочих Шпенглеров и «порассуждать о конце истории и закате Европы», т.е заняться историософией.

После всего того материала что Вы прочитали, если вы конечно дошли до конца и не ушли на истфак еще, то вы можете выбрать период который Вам наиболее интересно и читать уже настоящие серьезные книги, например, в случае средних веков, того же Гуревича или А. Сванидзе. Кстати. в этом месте было бы неплохо ознакомиться с хотя бы с одной книжкой по источниковедению и историографии. чиста для понимания, как оно бывает.

ЧЕГО НЕ НАДО ЧИТАТЬ.

Я не сторонник запретов, но мозг человека устроен так что если туда первой попала какая-то х..я, то потом она оттуда вылезать упорно не хочет. Легче на на персоне поставить крест (и пристрелить :D) чем пытаться вернуть его в сознание. Поэтому я напишу кого и чего лучше избегать (надеюсь, до глупости типа чтения публицистики Пучкова(Гоблина) и прочих Прилепиных, Вы догадаетесь не опускаться):

Черный список

1. Фоменко и К2. Гумилев3. Г. Вернадский3. Бушков4. Бычков5. Широкорад6. Тарасов7. Мединский8. Нарочницкая9. Стариков (он. похоже, начал осваивать ниву истории)10. Суворов (Резун)11. Любые книги с заголовками с стиле «русы-арии», «русы-шумеры»12. Любые книги на тему «антинорманнизма»13. Вообще, избегайте литературы с титлами, начинающимися с «Вся правда о…»14. Все книги издательства «Центрполиграф», кроме мемуаров15 Не читайте учебные пособия под ред академика Сахарова. Там есть фактические грубые ошибки, местами антинаучные высказывания.16. Не смотрите ТВ. 🙂

Серый список

1. Избегайте по возможности советской исторической литературы. Там есть хорошие, серьезные книги, но Вы сейчас в этом не разберетесь.2. Избегайте дореволюционных книг, не по отечественной истории, они, как правило, устарели.3. Вообще, пока, не читайте ничего ранее 50-60-х годов. XX веа. На всякий случай.3. Западных книг о России написанных в годы Холодной войны — у них не было доступа в наши архивы.4. По возможности, избегайте покупки книг издательств Эксмо (АСТ) без предварительного наведения справок5. Осторожно относитесь в к переводу мемуаров от Центроплиграфа.6. Постарайтесь не читать Акунина «Историю Российского Государства». Этот уважаемый мною человек — не историк, взялся за тему, которую, очевидно, не тянет.7. Постарайтесь избегать «синих учебников» по истории России истфака МГУ Орлова, Георгиева. Плохому не научат, но и хорошее не превьют. А энергию отнимут.8. Академик Рыбаков это хорошо, но он был националистом, что определяет субъективность, а местами и спорность ряд его книг

Белый список

1. Спокойно читайте все, что издает издательство «Евразия/Клио» по Средневековой Европе.2. Читайте серию ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия». Все что издавалось за последние 10 лет. Хуже не будет.3. Серия «Повседневная жизнь» того же издательства тоже гуд.4. Издательство «Новое литературное обозрение» и «Кучково поле» выпускают, как правило, хорошую историческую литературу. «Новый хроногроф» тоже5. Берите со спокойной душой работы следующих авторов:Дорпетровская Россия:-Горский-Флоря-БорисовРоссия XIX век-Цимбаев (Цимбаева)-Айрапетов-Гайда-Левандовский-Шевырев-РыбаченокВеликобритания, Новое и Новейшее время-Айзенштадт-СуслопароваСША. Новое и Новейшее время-Маныкин-СогринФранция. Новое и новейшее время-БовыкинГермания. Новое и новейшее время-Патрушев-МедяковСредние века-Гуревич-Брагина-Карпов-Филиппов-Гусарова-А. Сванидзе (не путать с Николай!)-Е. КалмыковаИз иностранцев пишущих о России (из переведенных)-Доминик Ливен-Дэвид Схиммельпеннинк ван дер Ойе-Уильям Фуллер

Это конечно малый список, тех кого можно читать и еще меньший кого не стоит, но это то что вспомнилось сейчас.

P.S. Я крайне надеюсь что этот пост, прочитает более одного человека, он не пропадет и хотя бы несколько человек, следуя мои рекомендациям, станут образованее, а страна, как следствие, чуть умнее :D

Если Вам понравилась эта запись, пожалуйста, поделитесь с друзьями!

С уважением, Дмитрий Родин!

rodinblog.ru

Изучение истории дома

Я попросила моего хорошого друга, учителя истории, дать несколько советов родителям, которые учат своих детей дома. И попросила его поразмышлять на тему, как бы он учил своего ребенка истории дома, какую бы программу составил и какие методики бы использовал. И вот его ответ....

Если бы я учил истории своего ребенка дома

Не секрет, что современное школьное образование направлено в первую очередь на подготовку ученика к прохождению аттестационных испытаний, которые сейчас имеют в России форму теста. Также общеизвестно, что тестовая форма проверки знаний далека от совершенства, особенно в сфере гуманитарных наук, требующих высокого уровня владения словом.

Наверное, многих это удивит, но среди «пострадавших» наук оказалась и история. Почему? – Да потому что исторические знания и историческое мышление – это нечто большее, чем просто набор дат и определений, которые можно заучить наизусть, а проверить через тест понимание учеником той или иной темы практически невозможно. При этом знать историю очень важно как для полноценного образования, так и для развития кругозора будущей личности, понимания происходящих в обществе процессов, возможности предугадывать тенденции развития тех или иных событий в сферах экономики, политики, социальной жизни.

Что же делать тем родителям, которые хотят развить в своих детях широкие взгляды на мир, аналитическое мышление и предоставить возможность ориентироваться в мировых процессах? Ответов может быть несколько – учить детей истории самостоятельно, нанять репетитора или подобрать для ребенка школу, обеспечивающую полноценное историческое образование. В принципе, все варианты хороши, но и репетитор, и школа с нестандартной программой стоят денег, и чаще всего – немаленьких. Поэтому оптимальный путь – разбираться в нюансах исторического процесса вместе с ребенком. В результате такого подхода, родители всегда будут уверены в качестве знаний ребенка, а кроме этого, сами вспомнят и узнают много интересного.

Что важно помнить, если Вы учите ребенка самостоятельно

Если вы решили самостоятельно учить своего ребенка истории, то прежде чем разрабатывать методику занятий, важно понять некоторые особенности:

  1. Невозможно выучить все даты. Да, безусловно, уделять внимание хронологии и заучиванию важных в мировой и отечественной истории дат необходимо, но не стоит перегибать палку. Даты нужны лишь для привязки тех или иных событий ко времени, и сами по себе они не являются активным знанием.
  2. Невозможно выучить наизусть все определения. Конечно, ребенок должен уметь оформить словами суть того или иного процесса, но не стоит добиваться от него повторения определения из учебника слово в слово. Будет гораздо лучше, если он связно озвучит вам свое определение, которое будет точно отражать содержание «официального» определения из учебника. Если же вы услышите чересчур идеальную формулировку, то не поленитесь попросить ребенка перефразировать сказанное.
  3. Главное в истории – понимание сути процессов. Можно знать огромное количество исторических фактов и определений, но история – это не зубрежка исторических событий. Это понимание того, по каким причинам эти события произошли, почему они развивались именно таким путем, а не каким-то другим, какие последствия того или иного исторического события. Такой подход разовьет в ребенке понимание того, что все в истории взаимосвязано и научит самостоятельно выявлять исторические закономерности. В результате придет понимание того, что нельзя развязать войну и не получить в итоге экономического кризиса внутри страны; невозможно совершить государственный переворот так, чтобы никто не пострадал; не стоит изолировать свою страну от внешнего мира, потому что рано или поздно этот мир все равно ворвется в нее и так далее.
  4. Периодизация! Хотя для понимания исторического процесса важно видение исторической взаимосвязи событий, не меньшую роль играет и периодизация – разделение истории на глобальные периоды, качественно отличающиеся друг от друга. Это позволяет ребенку не запутаться в последовательности событий и, что самое важное, увидеть особенности того или иного периода истории.
  5. Обязательно проводите параллели. Исторические параллели – важный момент для развития умения понимать закономерности развития истории, а также для связывания между собой событий с точки зрения последовательности (хронологии) и территории. Если вы изучаете события одного периода в разных странах, то предложите ребенку вспомнить, что происходило в это же время в другой стране, история которой уже была вами изучена. Точно так же, если какое либо событие совпадает по своим признакам с событиями, уже изученными на уроках, то попросите ребенка провести параллели, выявить общие черты и отличия.
  6. Не перегружайте ребенка. История не любит частых мозговых штурмов. Объем материала, который вам нужно освоить по федеральным стандартам, не очень большой. Достаточно будет проводить с ребенком 2-3 занятия в неделю для начальной и средней школы, и 4 занятия – для старшей. А вот продолжительность занятия оценивайте сами – это зависит от используемой методики, ну а самое важное – от активности и интереса ребенка. Если интерес пропал, то поставьте в занятии логическую точку и вернитесь к рассмотрению материала в другое время или с другой, лучшим образом подходящей, методикой.

Итак, самое важное – научите вашего ребенка мыслить, видеть историческую ретроспективу и последствия событий. Ну а помогут вам в этом современные методики, которые, впрочем, нередко бывают уже хорошо известны, но слегка видоизменены. Используя приведенные ниже способы подачи исторического материала, вы сможете разнообразить уроки истории, привить ребенку интерес к ее изучению, а кроме этого обеспечить себя методической базой, которая и станет основой для ваших уроков.

Простые, удобные и эффективные методики изучения истории дома

Линия времени

Общеизвестная всем с первых уроков истории в общеобразовательной школе, и незаменимая для понимания хронологии в истории, линия времени, в современной школе получила новую жизнь. Во многом это произошло благодаря западным методикам, где линия времени называется timeline. Дело в том, что графическое определение хронологической последовательности событий уместно не только для отображения рубежа эпох (до Нашей эры и после Нашей эры), как это происходит в российской школе. Линия времени может применяться для отдельных протяженных исторических событий (например, войн), периодов развития какого-либо государства или в рамках глобальной исторической периодизации. Более того, ценность timeline в том, что несколько линий можно сопоставить между собой, и таким образом провести хронологические параллели между разными событиями.

Если вы решили всерьез заняться со своим ребенком изучением истории, то рекомендуем вам сделать единое историческое поле, где нарисовать несколько линий времени для разных исторических периодов и значимых событий. И в дальнейшем, при изучении определенного материала, наносить на линию времени важные даты, причем так, чтобы они между собой соотносились. В итоге у ребенка будет единое видение исторических событий и их хронологической взаимосвязи в разных странах и в разные периоды.

Исторические карточки

Для начальных классов отлично подходят карточки, изображающие то или иное событие с нанесенной на них датой. Заведите красивую и удобную коробку для карточек, нарежьте вместе с ребенком основу для них и затем в ходе урока предложите изобразить изучаемое событие на рисунке. Когда карточек накопится достаточное количество, они станут идеальным методом для того, чтобы проверить насколько хорошо ребенок запомнил даты изучаемого периода.

Кроме этого, если вам позволяет пространство, то можно совместить исторические карточки и линию времени. Сделайте достаточно длинную линию и не просто записывайте на ней даты, а прикрепляйте карточки с датами и рисунками – это и наглядность, и поле для эксперимента. Например, можно неправильно разместить карточки на линии времени и предложить ребенку найти ошибки.

Видео и аудио уроки

Отличный вариант для освоения фактологического материала – видео и аудио уроки по истории. Сейчас можно без больших сложностей найти видео, содержащее изложение какой-либо исторической темы. Вот несколько сайтов, где собраны неплохие подборки видео уроков по истории:

На этих же сайтах доступны и аудио уроки, которые также можно поискать и на крупнейших торрентах, загрузить на свой компьютер или на плеер и совмещать изучение истории с другими делами (поездки, прогулки и так далее).

Важно понимать, что недостаточно просто поставить ребенку видео лекцию и на этом успокоиться – якобы он знает после этого тему – НЕТ!. Перед началом лекции обязательно дайте ребенку задание, объясните, что именно он должен будет сделать после лекции, подготовьте список вопросов. Даже краткий конспект – это неплохое решение для обратной связи и лучшего запоминания. Также можно смотреть лекцию вместе с ребенком и после важных моментов останавливать воспроизведение, чтобы поговорить об изложенном материале.

Книжки

Еще один отличный способ подкрепить уроки истории возможностью погрузиться в ту или иную эпоху – книги исторического содержания. Сейчас достаточно большое количество авторов работает в этом направлении, и нет проблем найти историческую книжку для любого возраста. Даже «Три мушкетера» Александра Дюма дадут вашему ребенку отличное понимание атмосферы эпохи, послужат хорошей иллюстрацией при изучении европейской истории, религиозных войн между Англией и Францией. При изучении истории России обратите внимание на такие произведения как:

  • Александр Стрельцов «Сокровища хана Мамая»,
  • Станислав Пономарев «Стрелы Перуна»,
  • Анатолий Рыбаков «Кортик» и  так далее.

Поискать подходящие книги можно в крупных книжных интернет-магазинах, где зачастую публикуются целые подборки книг по разным историческим тематикам.

Исторические игры

Один из лучших способов совместить изучение истории и семейный досуг – исторические игры. За последние 20 лет в России появились и свои настольные игры военно-исторической тематики, и большое количество переведенных и адаптированных игр, созданных за границей. Подберите несколько игр для разных исторических эпох и в ходе игрового процесса объясняйте ребенку соответствующие исторические закономерности и реалии. Это поможет ему погрузиться в конкретный период, лучше запомнить активные для игры особенности этого периода истории. Более того, исторические знания помогут ребенку стать мастером игры, так как все серьезные игры основаны на действительных исторических закономерностях и событиях, знание которых дает игроку преимущество.

Среди самых популярных настольных исторических игр, которые можно рекомендовать для изучения истории можно перечислить:

  • Каркассон,
  • Каменный век,
  • Оборона Порт Артура,
  • Полтавская битва 1709 г.,
  • Самурай,
  • Тигр и Евфрат и так далее.

На крупнейших сайтах, посвященных настольным играм, обязательно есть раздел «Военно-исторические игры», где вы без труда найдете игру, соответствующую изучаемому вами периоду истории.

Исторические реконструкции

Сейчас почти в каждом городе действует клуб исторической реконструкции. В большинстве своем, реконструкторы – очень открытые и доброжелательные люди, которые с радостью посвятят вашего ребенка в тонкости воссоздаваемой эпохи, причем, сделают это совершенно бесплатно. Девочкам будет интересен исторический костюм, ну а мальчикам, естественно, доспехи, оружие и особенности военных действий. Возможно, это станет основой для более стойкого интереса вашего ребенка к конкретному историческому периоду или к истории в целом.

Вы также можете сами организовать для ребенка ролевую игру – дети их очень любят. Для этого достаточно придумать персонажа, которого ждут приключения и немного в него поиграть, отыгрывая сюжет на словах. Вам, как ведущему, отводится роль «голоса за кадром», описывающего события. При этом можно упоминать какие-либо исторические реалии, или наоборот, спрашивать у своего ученика как он представляет себе внешний вид города, людей. Выявляя логические ошибки в его объяснениях можно быстро сформировать критическое мышление, а конкретные исторические факты будут запоминаться через игру гораздо лучше.

Поездки и музеи

Конечно же не стоит забывать и про поездки и прогулки с детьми. В каком бы городе вы ни проживали, имеет смысл обратиться к архитектурным памятникам (особенно при изучении культуры), исторически значимым местам вашего города. Кроме этого, стоит обратить внимание и на ближайшие города – возможно, там тоже есть интересные с исторической точки зрения достопримечательности. В целом, при планировании любой поездки с ребенком, можно предварительно выяснить историю того места, куда вы отправляетесь и связать местные исторические события с событиями общероссийскими или общемировыми.

Даже если вы поехали с семьей на природу, и незадолго до этого проходили тему жизнь первобытных людей, то не лишним будет предложить ребенку поиграть в жизнь древних, вместе с ним смастерить копье, лук, каменный топор, устроить «охоту на мамонта» и так далее. Поверьте, знания, полученные в такой форме, останутся с вашим учеником на всю жизнь.

Нельзя не упомянуть о музеях, в которых нет недостатка в нашей стране. Проживающие на северо-западе России могут посетить со своим ребенком Эрмитаж, Русский Музей, военно-исторические музеи – всего в Санкт-Петербурге более 30 исторических музеев, полный список которых можно посмотреть здесь - http://www.peterburg.biz/museums.html#ist. В Центральном регионе можно организовать поездку в столицу, где кроме обязательной к посещению Третьяковской галереи, действует еще около 80 исторических музеев (полный список музеев Москвы можно посмотреть здесь - http://www.afisha.ru/msk/museums/museum_list/historical_museums/).

Как построить занятия

Итак, после того, как вы «вооружились» этими знаниями и методиками, можно приступать к построению образовательной программы. За основу изучения истории можно взять любую стандартную школьную программу и обычные учебники. Не стоит изобретать велосипед – на начальных этапах обучения вам в любом случае придется работать над фактологией, и  в любом случае – в хронологической последовательности. А вот через 2-3 года, когда таких фактов накопится достаточно, можно будет перейти к аналитическим урокам, дебатам, проведению исторических параллелей и так далее. Познакомиться с программами по истории можно на многочисленных сайтах для учителей, например, здесь - http://uchkopilka.ru/istoriya/programmy.

Самый эффективный вариант построения занятий – погрузиться в изучаемую эпоху. Предложите ребенку нарисовать рисунок на основе изученного материала, прочитать книгу, посмотрите вместе художественный фильм, сделайте костюм и поиграйте в настольную или ролевую игру. Метод погружения в эпоху особенно хорошо работает с маленькими детьми на начальных этапах изучения истории. По мере усложнения изучаемого материала и увеличения его объемов, следует больше внимания уделять систематизации и анализу информации, беседам и дебатам по пройденному материалу.

История – это интересно и увлекательно! И если вы почувствуете этот интерес при подготовке к очередному занятию, то без труда сможете поделиться им с вашим ребенком. 

www.withkids.ru

Расширяем границы исторических знаний / Newtonew: новости сетевого образования

Historypin: главный исторический сервис сети

Этот проект Google и некоммерческой организации Shift позволяет каждому в буквальном смысле оставить след в общей истории, разместив на карте старые фотографии различных мест и снабдив их историей. Пользователи могут создавать галереи и виртуальные туры, которые помогут путешествовать в глубь эпох. Каждый может быть как зрителем, изучающим разные периоды истории, так и создателем исторических слоёв.

У приложения Historypin, доступного для систем iOS и Android, большой потенциал использования для коллективных работ. На сайте создаются коллективные каналы, участники которых рассказывают об определённых периодах истории или территориях. Среди них, например, проект Имперского военного музея в Лондоне под названием Art on the Map: его команда находит на карте места, запечатлённые великими художниками на известных полотнах. Русскоязычный канал проекта «Виртуальная история» позволяет увидеть, как в разные периоды выглядели 20 российских городов.

Так Historypin совмещает прошлое и настоящее

Источник: Historypin

«История.РФ»: история России из проверенных источников

Портал существует уже несколько лет и сразу полюбился учителями истории. Здесь собраны материалы и ссылки на электронные каталоги, которые помогают сделать уроки в школе наглядными и организовать самостоятельную работу школьников. Создатели сайта используют разнообразные визуальные способы рассказа истории: инфографику, гипервидео, интерактивные карты, линию времени. Здесь можно прослушать цикл видеолекций по всему школьному курсу истории отечества.

«История.РФ»: история России из проверенных источников

Источник: «История.РФ»

100 главных документов российской истории

Этот ресурс предназначен для того, чтобы каждый мог ознакомиться с оригинальными текстами документов, которые определяли судьбу России на протяжении веков. Каждый текст представлен сканированным изображением, печатным переводом на современный русский язык и комментариями об истории возникновения. Так, здесь каждый может прочитать Табель о рангах Петра I, Судебник Ивана III, акт о капитуляции Германии 1945 года. Ресурс создан авторами проекта «История.РФ», о котором говорилось выше, и призван подчеркнуть значение работы с первоисточниками в исторической науке.

Манифест об отмене крепостного права на сайте «100 главных документов российской истории»

Источник: dok.histrf.ru

История в ста предметах

Проект Британского музея демонстрирует, что большое познаётся через малое. Изучение всемирной истории начинается здесь с любопытства, обращённого на предметы: маленькое королевское колечко или обычный глиняный горшок, а конкретнее — их происхождение и дальнейшая судьба, становятся началом исторического путешествия в эпоху викингов, античного мира или средневековой Франции. Процесс изучения истории здесь нелинейный, он похож на движение шарика в пинболе, когда каждая новая порция информации откидывает вас в противоположную часть поля, и вы не знаете, в какую эпоху приведёт следующий сюжет.

Разговор о Первой мировой войне можно начать с такой маски для лошади, которая должна была защищать животное от воздействия химического оружия

Источник: teachinghistory100

Мобильные приложения для изучения истории

В этой статье собраны мобильные приложения, которые, по крайней мере, способны вызвать интерес к изучению истории. Среди них особенно хочется выделить одно, которое может создать исторический контекст для каждого вашего дня. Это History Today для iOS — агрегатор текстовых материалов, цитат, изображений, подборок, касающихся исторических событий, которые произошли в текущую дату, только много лет назад.

 

Arzamas: еженедельный гуманитарный сериал

Российский проект Arzamas был запущен в конце января. За это время на сайте появились уникальные лекции и другие материалы, скомпонованные в виде курсов, посвящённые различным периодам истории и развития культуры. Так, здесь можно изучить курс об исторических подделках и подлинниках, углубиться в реализм живописи XIX века, узнать много нового о философии советского периода и совершить другие открытия благодаря ведущим российским экспертам гуманитарного знания. Сайт подкупает живой подачей материала и глубиной исследований.  

Исторический и культурологический подходы соединяются в проекте Arzamas

 

Скопировать ссылку

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

2. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Методы изучения истории:. Отечественная история: Шпаргалка

2. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Методы изучения истории:

1) хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;

2) хронологически-проблемный – предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;

3) проблемно-хронологический – применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;

4) периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;

5) сравнительно-исторический – основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;

6) ретроспективный – основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;

7) статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;

8) социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.

Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко-политического развития. Примерная классификация источников: 1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото-, фоно– и кинодокументы; 12) электронные средства информации.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

История России по классам | История мира

 

Человек и история неотделимы друг от друга. Мы и творцы истории, и носители основных черт времени одновременно. Исторический процесс — это не только войны, ожесточенные сражения, политические интриги и заговоры. Это прежде всего человеческие судьбы, в которых как в зеркале отражается история. Невозможно прожить жизнь полностью абстрагируясь от происходящего вокруг тебя. Без понимания истории своего народа, причин и следствий важных исторических процессов человеку трудно ориентироваться в современном мире. Ведь, как известно, именно изучение прошлого позволяет прогнозировать будущее и предостерегает от совершения ошибок.

Важность изучения истории своей страны неоспорима, именно поэтому ей уделяется должное место в школьной образовательной программе. Преподавание истории начинается уже в начальной школе, учителя знакомят детей с наиболее важными историческими событиями, героями своего времени, памятниками старины. В среднем звене начинается более серьезное изучение предмета, исторических процессов, происходящих не только в России, но и за рубежом. Также должное внимание уделяется и истории родного края.

Изучение истории в начальной школе.

Историю как отдельный предмет в начальной школе не проходят. Малыши знакомятся с историческими событиями в рамках школьного предмета “Окружающий мир”. В обучающей программе Перспективная начальная школа, история России 1 (первый) класс подразумевает получение первоначальных представлений о Родине: Россия — многонациональная страна, государственные символы, столица, Кремль.

История России 2 (второй) класс повторяет уже пройденный в первом классе материал, а также добавляется изучение важных памятных дат, знакомство с понятием Конституция.

История России 3 (третий) класс знакомит учеников с хронологией строительства Московского Кремля, городами “Золотого кольца” и их историей, а также с архитектурными и культурными памятникам, изучается история города Санкт-Петербург.

История России 4 (четвертый) класс более объемна. Здесь ученики знакомятся с правлением первых русских князей, с деятельностью Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского. Изучается история Москвы и важнейшие архитектурные памятники, а также исторические события, в честь которых они были воздвигнуты.

История в программе основного общего образования (5-9 класс)

История России 5 (пятый) класс.

Преподавание истории в 5 классе, по общепринятому мнению, наиболее интересно и увлекательно. Связано это и с самим учебным курсом, и с возрастными особенностями детей. Повествование предмета строится на увлекательных рассказах, красочных картинках, лишь совсем мало времени уделяя изучению дат, логики исторического процесса, исторической терминологии.

В 5 классе проходят историю Древнего мира. Изучение начинается с доисторических времен: появление первых людей, их занятия, быт, религиозные верования — а заканчивается падением Западной Римской империи, которым по общепринятому мнению, завершается эпоха Древнего мира и начинается средневековая история.

Условно весь учебный курс можно разделить на 5 блоков:

Блок 1. Что изучает история?

Блок 2. Первобытные люди.

Блок 3. Древний Восток.

Блок 4. Древняя Греция.

Блок 5. Древний Рим.

В разделе Древний Восток дети знакомятся с древнейшими цивилизациями: Египтом, Индией, Китаем. Помимо этого изучается Междуречье, Вавилонское царство, Финикия, Палестина, Ассирия, Персидская держава. Ученики узнают о жизни фараонов и их военных походах, образе жизни древних шумеров, законах царя Хамураппи, финикийских мореплавателях, библейских сказаниях, строительстве великой китайской стены, гибели Вавилонского царства под ударами персов и создании великой Персидской державы.

В разделе Древняя Греция дети знакомятся с афинским полисом, изучают основы античной демократии, устройством военного полиса Спарты, борьбой греков с персами, завоеваниями Александра Македонского. Дети погружаются в знаменитую античную культуру: древнегреческие мифы, подвиги Геракла, Одиссея, Троянская война, театр, олимпийские игры — встают перед ними.

История Древнего Рима столь же захватывающая и увлекательная. Здесь дети узнают о возникновении Рима, о расширении его могущества и влияния, рабстве. О попытках народах защитить свои права и начавшихся Гражданских войнах, о победах Цезаря и становлении его императором. Жестокий император Нерон, его гонения на христиан, упадок Римской империи и взятие Рима варварами — все это учит детей, что даже когда-то могущественное и сильное государство может пасть под ударами диких племен, если в нем нет порядка.

История России 6 (шестой) класс.

В шестом классе дети уже относительно повзрослели и обучение истории строится не только на увлекательных рассказах, но и на изучении причинно-следственных связей, исторической хронологии и терминологии, постижении логики исторического процесса. Изучение предмета делится на три курса: История России, История Средних веков и региональный компонент, то есть изучение истории родного края.

Хронологические рамки этих курсов одинаковы, приблизительно с V по XV-XVI века, то есть средневековье. В Истории России ученики начинают знакомиться с историей своего государства, от образования Киевской Руси до окончания правления Ивана Грозного, то есть фактически прекращения первой правящей династии — Рюриковичей. Дети узнают о многих значительных событиях, которые немало повлияли на ход нашей истории: начало правления Рюриковичей — призвание варягов на Русь, правление князей Олега, Игоря и Ольги, их сына Святослава. Эпоха расцвета Древней Руси: принятие Русью христианства при князе Владимире, реформы Ярослава Мудрого, древнерусская культура; и эпоха ее заката — феодальная раздробленность.

Затем на пути нашего государства встает новый и могущественный враг — Золотая Орда, под натисками которой разобщенной Руси устоять не просто и страна на долгие годы (1238 — 1480) оказывается под пятой Орды. Дети узнают о том, что эта беда не сломила властителей и в стране появляется новый центр — Москва, который начинает собирать вокруг себя земли для удара по татаро-монголам. Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Третий внесли большой вклад в освобождение Руси. И завершает этот учебный курс правление Ивана Грозного. Дети узнают об одной из самых противоречивых личностей в нашей истории, прославившейся своей крайней жестокостью, дела которой были столь же противоречивы.

В истории Средних веков дети узнают о самых ярких и значительных событиях европейских, азиатских государств: средневековых рыцарях, крестовых походах, Столетней войне между Англией и Францией и героической Жанне д’Арк, католической инквизиции и многом другом.

История России 7 (седьмой) класс.

В этом классе дети также проходят три курса: История России, Новая история, и история родного края, только хронологические рамки иные: XVII-XVIII века. В истории России дети знакомятся с очень интересным и значительным периодом в истории нашей страны: от начала правления новой династии Романовых, до времени расцвета абсолютизма в правление Екатерины Великой. Перед взором детей встают важные и эпохальные события, такие как Смутное время и Петровские преобразования, Дворцовые перевороты.

История Нового времени нацелена на изучение мировой истории, стран Европы, Америки, Азии и Африки. Дети узнают о таких важных событиях, как: Великие географические открытия, Английская революция в XVII веке, промышленная революция, Великая Французская революция, возникновение Американского государства, война за независимость от Англии, Наполеоновские войны.

История России 8 (восьмой) класс.

В этом классе дети также проходят три курса: Историю России, Новую историю, и историю родного края, только хронологические рамки иные: XIX век. Изучение исторической хронологии нашего государства строится на изучении правления российских императоров: Александра I (1801-1825), Николая I (1825-1855), Александра II (1855-1881), Александра III (1881-1894).

Правление Александра I включает в себя изучение таких событий, как: реформаторская деятельность императора, Отечественная война 1812 года, заграничные походы русской армии, участие в деятельности Венского конгресса, решавшего судьбу послевоенного устройства мира, восстание декабристов. Знакомятся с такими великими личностями эпохи, как М.М.Сперанский, М.И.Кутузов, Наполеон Бонапарт.

К правлению Николая I относят события Крымской, Кавказской войны, постройка первой железной дороги, ужесточение внутренней политики вследствие восстания декабристов. Ученики узнают о деятельности таких выдающихся лиц, как: реформаторы П.Д.Киселев и Е.Ф.Канкрин, адмирал П.С. Нахимов и генерал А.П.Ермолов.

Время царствия Алексанра II прославлено многими значимыми событиями: отмена крепостного права, «эпоха реформ», которая внесла изменения во многие сферы общественной жизни. Помимо этого, во время его правления происходит всплеск общественной активности, появляется много политических кружков: «нечаевцы», организация «Земля и воля», чайковцы, группы Лаврова и Бакунина и многие другие. Некоторые из них пропагандировали и применяли террористические методы борьбы, следствием чего стало большое количество политических убийств и ряд покушений на императора, последнее из них стало роковым и привело к гибели царя в 1881 году. Помимо этого дети знакомятся с событиями внешней политики: русско-турецкая война 1877-1878 годов, продажа Америке Аляски, определение отношений с азиатскими государствами.

Завершает изучение отечественного исторического курса в 8 классе правление Александра III, которое было непродолжительным и запомнилось современникам ужесточением внутренней политики, вследствие распространения революционных настроений и миролюбивостью внутренней политики, за что император удостоился прозвища Царь — Миротворец.

В курсе Новой истории дети знакомятся с мировыми событиями, происходившими в XIX веке, который из-за насыщенности событиями получил название «долгий XIX век». Важными событиями считаются: Венский конгресс, Опиумные войны, Гражданская война в Америке, англо-бурские войны.

История России в 9 (девятом) классе.

История в 9 классе нацелена на изучение исторических процессов и явлений, произошедших в XX веке. Это столетие изобилует грандиозными по своей значимости событиями: Первая русская революция, Первая мировая война, Великая революция 1917 года, гражданская война белых и коасных, возникновение СССР, Вторая мировая война, “холодная война” и противостояние двух великих держав, распад СССР и создание нового государства — Российской Федерации. Ученики рассматривают правление императора Николая II, приход к власти В.И.Ленина, особенности развития государства при различных советских и российских лидерах. В рамках курса Новейшей истории изучение предмета концентрируется на важнейших исторических событиях, происходящих в мире, которые в известной мере перекликается с тем, что происходило в нашем государстве, поскольку мы неотделимая часть мировой истории.

История в программе среднего общего образования (10-11 класс)

В российских школах преподавание исторической науки строится на концентрической основе. Это означает, что с 5 по 9 класс изучают все основные события, а в 10-11 классах начинают изучение заново, проходя за 2 года то, что проходили в течение 5 лет. Необходимость такого подхода объясняется тем, что в младших классах ученики в силу своего возраста проходили материал по упрощенной схеме, став старше они могут по иному взглянуть на уже изученные события, выстроить всю схему исторического процесса, отследить исторические связи и параллели.

Курс история России 10 (десятый) класс предполагает изучение событий, происходящих с момента образования государства по XIX век включительно. В курсе Всеобщей истории ученики проходят события Древнего мира, Средних веков и Новое время. История России 11 (одиннадцатый) класс нацелена на изучение событий XX века, происходивших как в нашей стране, так и во всем мире.

Изучение истории в школе позволяет понять роль нашей страны в мировом процессе, воспитать в подрастающем поколении чувство гордости за наши победы, свершения, воспитать патриотов своего государства. Благодаря этому предмету формируется историческое мышление, умение объяснять значение исторических событий, определять причины и прогнозировать следствия. Происходит также нравственное и гражданско-патриотическое воспитание.

history-of-world.ru

Библиовестник: Сайты по истории России

Центрами празднования 1150-летия российской государственности станут Москва, Великий Новгород и Киев. Часть мероприятий пройдет еще в трех городах: Изборске (Псковская область), Белоозере (Вологодская область) и Ростове Великом (Ярославская область).

История России в Интернете

http://runivers.ru/ – Электронная энциклопедия "Россия в подлиннике". Проект содержит электронные версии редких изданий, которые находятся в крупнейших книгохранилищах и государственных архивах. Ядро проекта – электронная факсимильная библиотека российских изданий ХIХ–начала ХХ века, прежде всего по истории, труды русских философов, библиографические справочники, энциклопедии и словари, сборники документов, карты, фотографии, которые были выведены из культурного оборота почти на столетие, и не переиздавались более. На сайте, например, размещены тексты исторического альманаха «Российский Архив» – уникального многотомного периодического (два тома в год) издания, продолжающего просветительские традиции знаменитого журнала П. И. Бартенева «Русский Архив». Главный принцип исторического альманаха – публиковать никогда не печатавшиеся архивные документы по русской истории ХVIII–начала ХХ века полностью и по рукописям. http://www.raremaps.ru/ – «Старинные карты Российской Империи с XVII по XXI век». Кроме карт, на сайте представлены литература (книги по губерниям, списки населенных мест) и полезные статьи. http://statehistory.ru/ – «История государства». Сайт посвящён истории России. Помимо статей, на сайте ведётся ежедневно обновляемый блог с короткими историческими заметками на разные темы из российской истории. Также на сайте имеется большая коллекция исторического видео, которое можно смотреть в онлайн. http://moscowia.su/ – Русская история при поддержке Императорского Русского исторического общества. Журнал «Русская история». Материалы о деятельности исторических и краеведческих музеев. http://xix-vek.ru/ – «История России XIX век». Письменные, статистические и графические источники, посвященные всем сферам жизни людей того времени: социальным, экономическим, политическим отношениям, культуре и быту. Таблицы, графики, диаграммы, гистограммы наглядно продемонстрируют статистические данные в развитии, в сравнении и соотношении. http://oldrushistory.ru/ – «История допетровской Руси». Допетровская Русь – широкое историческое понятие, включающее в себя Киевскую Русь, период феодальной раздробленности на отдельные княжества, татаро-монгольское иго, процесс объединения княжеств под эгидой Московского княжества и формирования Московского царства. На сайте собрано большое количество литературы, посвящённой этому периоду. http://www.rusempire.ru/ – «Российская Империя. История государства Российского». Сайт посвящен истории России, начиная с Петра I до современного времени. http://russia-history.my1.ru/ – «Российская история». Подборка учебников и пособий по истории России, карты и схемы, книги из серии «ЖЗЛ», труды видных российских историков, статьи по истории и биографии правителей, фотоархив. http://hrono.ru/ – Проект «Хронос» – всемирная история в Интернете, в значительной степени посвящен Истории России, хотя много информации и по Всемирной истории. В проекте: очень подробные хронологические таблицы от древних времен до конца XX века; книги и статьи; биографический и предметный указатели; генеалогические таблицы; карты и схемы по истории России. http://www.histerl.ru/ – «История России». На сайте – полный курс лекций по истории России и краткий курс истории России (для школьников) с древнейших времен до наших дней, аудиолекции, рефераты, учебники, таблицы и схемы, тесты с ответами ЕГЭ. http://bibliotekar.ru/rus/index.htm – «Древняя Русь – Россия»: Русская история, искусство, культура на сайте «Библиотекарь.Ру». Сайт «Библиотекарь.Ру» – электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература. http://hiztory.ru/ – Иллюстрированная энциклопедия Отечественной истории. Материалы представлены в виде отдельных статей, расположенных по разделам от Киевской Руси до Современной истории государства Российского. http://ote4estvo.ru/ – «Отечество.ру». История России: «Знай прошлое, живи настоящим, думай о будущем». http://lost-empire.ru/ – «Утерянная Империя». На сайте – историческая литература, видеотека и фотоархив, Хрестоматия по истории СССР, блог и форум, проект «Мифы истории», целью которого стало собрание полной коллекции мифов относительно советского периода нашей истории. http://kremlion.ru/ – «Кремлион». Все правители Руси и России. Князья, цари, императоры, президенты. http://www.praviteli.org/ – «Правители России и Советского Союза». Целью создания данного электронного ресурса является изложение истории России и Советского Союза в контексте архонтологии – исторической дисциплины, изучающей историю должностей в государственных, международных, политических, религиозных и других общественных структурах. В число политических деятелей, чьи краткие биографии представлены в «Правителях России и Советского Союза» включены в основном те, кто занимал государственные посты, эквивалентные современным понятиям «глава государства» и «глава правительства». http://www.magister.msk.ru/library/history/ – Материалы русской истории (Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, С. М. Соловьев, В. Н. Татищев и др.). http://historyfoundation.ru/ – «Историческая память» – Фонд содействия историческим исследованиям. Фонд – некоммерческая общественная организация, созданная осенью 2008 г. Цель деятельности – содействие объективным научным исследованиям актуальных страниц российской и восточноевропейской истории ХХ в. http://actualhistory.ru/ – Научно-публицистический журнал «Актуальная история». Статьи. Документы. Видеоматериалы. Биографический справочник. http://scepsis.ru/library/history/page1/ – Научно-просветительский журнал «Скепсис». Статьи по вопросам истории России XVIII-XX вв. http://his.1september.ru/ – Электронная версия газеты «История» – приложение к газете «Первое сентября». http://www.oldgazette.ru/ – Проект «Старые газеты» – электронные версии советских газет 30-50-х годов 20 века. Рассказы о жизни советских людей, занимательные истории в совершенно конкретных лицах и фактах. Репортажи В. Немировича-Данченко с фронтов Первой Мировой войны... Статьи о путешествиях и приключениях, бытовые подробности. Все это вместе взятое и есть дух того времени. http://www.hist.msu.ru/ER/ – Исторические источники по истории России XVIII - начала XX в. на русском языке в Интернете. Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. http://rus-history.blogspot.com/p/blog-page.html - Цикл документально-исторических фильмов, созданный на основе одноимённого труда Карамзина телекомпанией «ТВ Центр» в 2007 году на сайте "История России 

novonikbibl.blogspot.com


Смотрите также