Книга: Самыгин С.И. «История. Учебник». История россии самыгин


Раздел 1

Серия «Среднее профессиональное образование»

История

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных заведений

Издание 7-е

Ростов-на-Дону

«Феникс»

2007

УДК 94(075.32) ББК 63.3(0)я723 КТК 030 С 17

Ответственный редактор: П.С. Самыгин

Рецензенты:

кандидат исторических наук,

доктор философских наук В.Н. Шевелев;

доктор исторических наук, профессор Н.С. Присяжный

Авторский коллектив

Самыгин П.С, Беликов К.С, Бережной С.Е.,

Вдовченков Е.В., Крот М.Н., Рудая О.И.,

Самыгин СИ.

Самыгин П.С С 17 История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. — 478, [1] с. — (Среднее профессиональное образование).

ISBN 5-222-10270-х

В соответствии с государственными образовательным стандартом в учебном пособии излагается курс истории.

Для студентов средних профессиональных учебных за­ведений.

ISBN 5-222-10270-х УДК 94(075.32)

ББК 63.3(0)я723

Самыгин П.С, Беликов К.С, Бережной С.Е., Вдовченков Е.В., Крот М.Н., Рудая О.И., Самыгин СИ., 2007 Оформление: изд-во «Феникс», 2007

ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ

В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителя­ми для обозначения общества, в котором царствуют свобо­да, справедливость и правовой строй. Становление цивили­зации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, об­разованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры и т. д. Цивилизация с позиций этого подхода — это социо­культурный феномен, ограниченный определенными про­странственно-временными рамками и имеющий четко вы­раженные параметры духовного, экономического и полити­ческого развития. На основе всех этих подходов можно дать такую обобщенную характеристику цивилизации.

Цивилизации — это крупные целостные социокультур­ные системы со своими закономерностями, которые вклю­чают в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образо­вания и воспитания и т. д.). Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Неповторимость цивили­зации придает духовный фактор — своеобразный склад пси­хической жизни, воплощающийся в особенностях культу­ры, ценностей, норм, обычаев, традиций и т. д. Взаимодей­ствуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо эле­ментов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.

Типология цивилизаций. Тип цивилизации — методоло­гическое понятие, используемое для наиболее крупного чле­нения культурно-исторического развития человечества, по­зволяющего обозначить специфические особенности, харак-

3

терные для многих обществ. В основу типологизации по­ложены четыре основных критерия: 1) общие фундамен­тальные черты духовной жизни; 2) общность и взаимоза­висимость историко-политической судьбы и экономичес­кого развития; 3) взаимопереплетение культур; 4) нали­чие общих интересов и общих задач с точки зрения перс­пектив развития. На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации: 1) природные сооб­щества; 2) восточный тип цивилизации; 3) западный тип цивилизации; 4) современный тип цивилизации.

Природные сообщества. Эта тип непрогрессивной фор­мы существования, к которому относятся исторические со­общества, живущие в рамках природного годового цикла, в гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, адаптировались к окружающей среде до та­кой степени, которая необходима для поддержания и вос­производства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между челове­ком и природой, в сохранений сложившихся обычаев, тра­диций, приемов труда, не нарушающих их единства с при­родой. Вся жизнь сообщества подчинена природному цик­лу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни.

Духовная культура, верования, связаны с обожествлени­ем сил природы. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляет­ся через образ — целостную наглядную структуру. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддержи­вается системой запретов — табу. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Влас­тные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование).

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к Ш тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней

4

Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Характер­ными чертами восточной цивилизации являются: 1. Тради­ционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая под­вижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 3. В мировоззренческом плане пред­ставление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на со­зерцательность, безмятежность, мистическое единение с при­родой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Общественная жизнь построена на принципах коллекти­визма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осу­ществляется абсолютное преобладание государства над об­ществом. 7. Экономической основой жизни в восточных ци­вилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности, а основным методом управления вы­ступает принуждение.

Западный тип цивилизации (западная цивилиза­ция) — систематическая характеристика особого типа ци-вилизационного развития, включающая в себя определен­ные этапы историко-культурного развития Европы и Се­верной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие: 1) ди­намизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоин­ства и уважения к человеческой личности; 3) индивидуа­лизм, установка на автономию личности; 4) рациональ­ность; 5) идеалы свободы, равенства, терпимости; 6) ува­жение к частной собственности; 7) предпочтение демокра­тии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Техногенная цивилизация — исторический этап в раз­витии западной цивилизации, особый тип цивилизационно-го развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару вплоть до конца XX столетия. Главную роль в культуре данного типа циви­лизации занимает научная рациональность, подчеркивает­ся особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

5

Характерные черты: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в про­изводстве научных знаний; 2) как результат слияния на­уки и производства происходит научно-техническая ре­волюция, существенным образом изменившая взаимоот­ношения человека и природы; 3) ускоряющееся обновле­ние той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иног­да на протяжении одного-двух поколений происходит из­менение образа жизни и формирование нового типа лич­ности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества — индустриальное и постиндустриаль­ное общество.

Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется разделение всех ти­пов цивилизаций на два основных типа: первичные цивили­зации и вторичные цивилизации. Первичными цивилиза­циями называют древние цивилизации, выросшие непосред­ственно из первобытности и не опиравшиеся на предшеству­ющую цивилизационную традицию. Вторичные возникли позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ. Современное состояние цивилизационного разви­тия привело к формированию глобальной цивилизации.

Глобальная цивилизация — современный этап цивилиза­ционного развития, характеризующийся возрастающей це­лостностью мирового сообщества, становлением единой об­щепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современ­ную эпоху все человечество входит в единую систему соци­ально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений. Возрастающая интенсивность глобаль­ных взаимосвязей способствует распространению по всей пла­нете тех форм социальной, экономической и культурной жиз­ни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как опти­мальные и наиболее эффективные для удовлетворения лич­ных и общественных потребностей. Иными словами, проис­ходит все возрастающая унификация социокультурной жиз-

6

ни различных стран и регионов земного шара. Основой этой унификации является создание общепланетарной сис­темы общественного разделения труда, политических ин­ститутов, информации, связи, транспорта и т. д.

Инструментом социокультурного взаимодействия являет­ся межцивилизационный диалог. В культурологии зафикси­рованы некоторые наиболее общие принципы межцивилиза-ционного диалога: 1) усвоение прогрессивного опыта при со­хранении особенностей каждого сообщества, культуры и мен­талитета народа; 2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей; 3) эле­менты иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество; 4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне много­образный, плюралистический характер. В этой цивилиза­ции усиливающаяся однородность социальных, экономичес­ких и политических форм сочетается с культурным много­образием.

Исследователи также отмечают, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние и, сле­довательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. Однако в последние десятиле­тия все более заметным становится возрастание значения результатов социально-экономического и культурного раз­вития восточных и традиционных обществ.

Предмет истории определяется неоднозначно. Предме­том истории может быть социальная, политическая, эко­номическая, демографическая история, история города, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоз­зрением историка. Историки, стоящие на материалисти­ческих позициях, считают, что история как наука изуча­ет закономерности развития общества, которые, в конеч­ном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу, а вовсе не конкретным людям при объяснении причиннос­ти. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является че-

7

ловек. (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой.

Научные категории. Какой бы предмет ни изучали ис­торики, все они используют в своих исследованиях науч­ные категории: историческое движение (историческое вре­мя, историческое пространство), исторический факт, тео­рию изучения (методологическую интерпретацию).

Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории — историческое время и историческое пространство. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духов­ных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени истории не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. По­чти до конца XVIII века историки различали эпохи по правлению государей. Французские историки в XVIII ста­ли выделять эпохи дикости, варварства и цивилизации. В конце XIX века историки-материалисты разделили исто­рию общества на формации: первобытнообщинную, рабов­ладельческую, феодальную, капиталистическую, коммуни­стическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный). Под историческим пространством понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на оп­ределенной территории. Под воздействием природно-гео­графических факторов формируются быт народов, заня­тия, психология; складываются особенности социально-политической и культурной жизни. С глубокой древности возникло деление народов на западные и восточные. При этом имеется в виду общность исторической судьбы, обще­ственной жизни этих народов.

Исторический факт — это реальное событие прошло­го. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов. Конкретно-исторические факты мы получаем из исторических источников, но для получения историчес­кой картины требуется выстроить факты в логическую цепочку и объяснить их.

Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация) определяются предме­том истории. Теория — логическая схема, поясняющая

8

исторические факты. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодиза­цию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы — варианты историчес­кого процесса — и предлагают свое видение прошлого, де­лают свои прогнозы на будущее.

По предметам изучения выделяются три теории изуче­ния: религиозно-историческая, всемирно-историческая, локально-историческая.

Научная категория теория исторического процесса (или теория изучения) определяется предметом изучения и пред­ставляет собой логическую цепочку причинно-следствен­ных связей, в которую вплетены конкретные факты исто­рии. Теории являются стержнем всех исторических тру­дов независимо от времени их написания.

История России. История России — научная дисцип­лина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных го­сударственных и общественных институтов.

Прошлое каждого народа уникально и неповторимо. В историческом развитии Российского государства следует выделить ряд определяющих факторов, к которым отно­сятся географическое положение, влияние природно-кли­матических условий, геополитический фактор, специфика распространения религиозных учений (поликонфессиональ-ность), веротерпимость, многонациональный состав насе­ления, вобравшего в себя различные традиции как Восто­ка, так и Запада. Наконец, значительную роль в истории России играют особенности национального сознания рос­сиян и специфика их ментальности (мировосприятия), а также традиции социальной организации — отсутствие жесткой структурированности общества и неразделенность, в отличие от Запада, интересов общества, государства и личности — соборность. Вместе с тем, это не означает от­сутствие корпоративных интересов отдельных групп и слоев населения, особенно тесно связанных с обслуживанием институтов государственной власти и управления. С дру­гой стороны, огромные пространства Российской держа­вы, слабо заселенные разными по языку и обычаям племе­нами, плохо связанные друг с другом, могли управляться

9

только при помощи сильной централизованной власти. Без этого распад уникальной этнокультурной общности был бы предрешен.

Многочисленные исследователи в настоящее время про­должают осмысливать и переосмысливать историю Рос­сии. В рамках данного учебного пособия курс истории Рос­сии представлен в контексте всемирной истории, что по­зволяет проследить исторический путь страны в его свое­образии и одновременно с точки зрения принадлежности к мировому развитию, в условиях взаимодействия россий­ского общества с различными цивилизациями.

Вопросы к разделу 1

  1. Определите предмет истории. Раскройте понятия «ис­торическое движение», «исторический факт», «теория исторического процесса».

  2. В чем отличия западного и восточного типов цивилиза­ции?

  3. Укажите характерные черты глобальной и техногенной цивилизации.

  4. Каково на ваш взгляд место России во всемирном исто­рическом процессе? Какие факторы определяют исто­рическое развитие российского общества?

studfiles.net

Раздел 1

Серия «Среднее профессиональное образование»

История

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных заведений

Издание 7-е

Ростов-на-Дону

«Феникс»

2007

УДК 94(075.32) ББК 63.3(0)я723 КТК 030 С 17

Ответственный редактор: П.С. Самыгин

Рецензенты:

кандидат исторических наук,

доктор философских наук В.Н. Шевелев;

доктор исторических наук, профессор Н.С. Присяжный

Авторский коллектив

Самыгин П.С, Беликов К.С, Бережной С.Е.,

Вдовченков Е.В., Крот М.Н., Рудая О.И.,

Самыгин СИ.

Самыгин П.С С 17 История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. — 478, [1] с. — (Среднее профессиональное образование).

ISBN 5-222-10270-х

В соответствии с государственными образовательным стандартом в учебном пособии излагается курс истории.

Для студентов средних профессиональных учебных за­ведений.

ISBN 5-222-10270-х УДК 94(075.32)

ББК 63.3(0)я723

Самыгин П.С, Беликов К.С, Бережной С.Е., Вдовченков Е.В., Крот М.Н., Рудая О.И., Самыгин СИ., 2007 Оформление: изд-во «Феникс», 2007

ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ

В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителя­ми для обозначения общества, в котором царствуют свобо­да, справедливость и правовой строй. Становление цивили­зации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, об­разованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры и т. д. Цивилизация с позиций этого подхода — это социо­культурный феномен, ограниченный определенными про­странственно-временными рамками и имеющий четко вы­раженные параметры духовного, экономического и полити­ческого развития. На основе всех этих подходов можно дать такую обобщенную характеристику цивилизации.

Цивилизации — это крупные целостные социокультур­ные системы со своими закономерностями, которые вклю­чают в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образо­вания и воспитания и т. д.). Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Неповторимость цивили­зации придает духовный фактор — своеобразный склад пси­хической жизни, воплощающийся в особенностях культу­ры, ценностей, норм, обычаев, традиций и т. д. Взаимодей­ствуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо эле­ментов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.

Типология цивилизаций. Тип цивилизации — методоло­гическое понятие, используемое для наиболее крупного чле­нения культурно-исторического развития человечества, по­зволяющего обозначить специфические особенности, харак-

3

терные для многих обществ. В основу типологизации по­ложены четыре основных критерия: 1) общие фундамен­тальные черты духовной жизни; 2) общность и взаимоза­висимость историко-политической судьбы и экономичес­кого развития; 3) взаимопереплетение культур; 4) нали­чие общих интересов и общих задач с точки зрения перс­пектив развития. На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации: 1) природные сооб­щества; 2) восточный тип цивилизации; 3) западный тип цивилизации; 4) современный тип цивилизации.

Природные сообщества. Эта тип непрогрессивной фор­мы существования, к которому относятся исторические со­общества, живущие в рамках природного годового цикла, в гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, адаптировались к окружающей среде до та­кой степени, которая необходима для поддержания и вос­производства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между челове­ком и природой, в сохранений сложившихся обычаев, тра­диций, приемов труда, не нарушающих их единства с при­родой. Вся жизнь сообщества подчинена природному цик­лу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни.

Духовная культура, верования, связаны с обожествлени­ем сил природы. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляет­ся через образ — целостную наглядную структуру. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддержи­вается системой запретов — табу. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Влас­тные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование).

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к Ш тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней

4

Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Характер­ными чертами восточной цивилизации являются: 1. Тради­ционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая под­вижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 3. В мировоззренческом плане пред­ставление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на со­зерцательность, безмятежность, мистическое единение с при­родой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Общественная жизнь построена на принципах коллекти­визма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осу­ществляется абсолютное преобладание государства над об­ществом. 7. Экономической основой жизни в восточных ци­вилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности, а основным методом управления вы­ступает принуждение.

Западный тип цивилизации (западная цивилиза­ция) — систематическая характеристика особого типа ци-вилизационного развития, включающая в себя определен­ные этапы историко-культурного развития Европы и Се­верной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие: 1) ди­намизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоин­ства и уважения к человеческой личности; 3) индивидуа­лизм, установка на автономию личности; 4) рациональ­ность; 5) идеалы свободы, равенства, терпимости; 6) ува­жение к частной собственности; 7) предпочтение демокра­тии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Техногенная цивилизация — исторический этап в раз­витии западной цивилизации, особый тип цивилизационно-го развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару вплоть до конца XX столетия. Главную роль в культуре данного типа циви­лизации занимает научная рациональность, подчеркивает­ся особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

5

Характерные черты: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в про­изводстве научных знаний; 2) как результат слияния на­уки и производства происходит научно-техническая ре­волюция, существенным образом изменившая взаимоот­ношения человека и природы; 3) ускоряющееся обновле­ние той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иног­да на протяжении одного-двух поколений происходит из­менение образа жизни и формирование нового типа лич­ности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества — индустриальное и постиндустриаль­ное общество.

Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется разделение всех ти­пов цивилизаций на два основных типа: первичные цивили­зации и вторичные цивилизации. Первичными цивилиза­циями называют древние цивилизации, выросшие непосред­ственно из первобытности и не опиравшиеся на предшеству­ющую цивилизационную традицию. Вторичные возникли позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ. Современное состояние цивилизационного разви­тия привело к формированию глобальной цивилизации.

Глобальная цивилизация — современный этап цивилиза­ционного развития, характеризующийся возрастающей це­лостностью мирового сообщества, становлением единой об­щепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современ­ную эпоху все человечество входит в единую систему соци­ально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений. Возрастающая интенсивность глобаль­ных взаимосвязей способствует распространению по всей пла­нете тех форм социальной, экономической и культурной жиз­ни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как опти­мальные и наиболее эффективные для удовлетворения лич­ных и общественных потребностей. Иными словами, проис­ходит все возрастающая унификация социокультурной жиз-

6

ни различных стран и регионов земного шара. Основой этой унификации является создание общепланетарной сис­темы общественного разделения труда, политических ин­ститутов, информации, связи, транспорта и т. д.

Инструментом социокультурного взаимодействия являет­ся межцивилизационный диалог. В культурологии зафикси­рованы некоторые наиболее общие принципы межцивилиза-ционного диалога: 1) усвоение прогрессивного опыта при со­хранении особенностей каждого сообщества, культуры и мен­талитета народа; 2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей; 3) эле­менты иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество; 4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне много­образный, плюралистический характер. В этой цивилиза­ции усиливающаяся однородность социальных, экономичес­ких и политических форм сочетается с культурным много­образием.

Исследователи также отмечают, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние и, сле­довательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. Однако в последние десятиле­тия все более заметным становится возрастание значения результатов социально-экономического и культурного раз­вития восточных и традиционных обществ.

Предмет истории определяется неоднозначно. Предме­том истории может быть социальная, политическая, эко­номическая, демографическая история, история города, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоз­зрением историка. Историки, стоящие на материалисти­ческих позициях, считают, что история как наука изуча­ет закономерности развития общества, которые, в конеч­ном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу, а вовсе не конкретным людям при объяснении причиннос­ти. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является че-

7

ловек. (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой.

Научные категории. Какой бы предмет ни изучали ис­торики, все они используют в своих исследованиях науч­ные категории: историческое движение (историческое вре­мя, историческое пространство), исторический факт, тео­рию изучения (методологическую интерпретацию).

Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории — историческое время и историческое пространство. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духов­ных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени истории не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. По­чти до конца XVIII века историки различали эпохи по правлению государей. Французские историки в XVIII ста­ли выделять эпохи дикости, варварства и цивилизации. В конце XIX века историки-материалисты разделили исто­рию общества на формации: первобытнообщинную, рабов­ладельческую, феодальную, капиталистическую, коммуни­стическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный). Под историческим пространством понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на оп­ределенной территории. Под воздействием природно-гео­графических факторов формируются быт народов, заня­тия, психология; складываются особенности социально-политической и культурной жизни. С глубокой древности возникло деление народов на западные и восточные. При этом имеется в виду общность исторической судьбы, обще­ственной жизни этих народов.

Исторический факт — это реальное событие прошло­го. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов. Конкретно-исторические факты мы получаем из исторических источников, но для получения историчес­кой картины требуется выстроить факты в логическую цепочку и объяснить их.

Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация) определяются предме­том истории. Теория — логическая схема, поясняющая

8

исторические факты. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодиза­цию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы — варианты историчес­кого процесса — и предлагают свое видение прошлого, де­лают свои прогнозы на будущее.

По предметам изучения выделяются три теории изуче­ния: религиозно-историческая, всемирно-историческая, локально-историческая.

Научная категория теория исторического процесса (или теория изучения) определяется предметом изучения и пред­ставляет собой логическую цепочку причинно-следствен­ных связей, в которую вплетены конкретные факты исто­рии. Теории являются стержнем всех исторических тру­дов независимо от времени их написания.

История России. История России — научная дисцип­лина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных го­сударственных и общественных институтов.

Прошлое каждого народа уникально и неповторимо. В историческом развитии Российского государства следует выделить ряд определяющих факторов, к которым отно­сятся географическое положение, влияние природно-кли­матических условий, геополитический фактор, специфика распространения религиозных учений (поликонфессиональ-ность), веротерпимость, многонациональный состав насе­ления, вобравшего в себя различные традиции как Восто­ка, так и Запада. Наконец, значительную роль в истории России играют особенности национального сознания рос­сиян и специфика их ментальности (мировосприятия), а также традиции социальной организации — отсутствие жесткой структурированности общества и неразделенность, в отличие от Запада, интересов общества, государства и личности — соборность. Вместе с тем, это не означает от­сутствие корпоративных интересов отдельных групп и слоев населения, особенно тесно связанных с обслуживанием институтов государственной власти и управления. С дру­гой стороны, огромные пространства Российской держа­вы, слабо заселенные разными по языку и обычаям племе­нами, плохо связанные друг с другом, могли управляться

9

только при помощи сильной централизованной власти. Без этого распад уникальной этнокультурной общности был бы предрешен.

Многочисленные исследователи в настоящее время про­должают осмысливать и переосмысливать историю Рос­сии. В рамках данного учебного пособия курс истории Рос­сии представлен в контексте всемирной истории, что по­зволяет проследить исторический путь страны в его свое­образии и одновременно с точки зрения принадлежности к мировому развитию, в условиях взаимодействия россий­ского общества с различными цивилизациями.

Вопросы к разделу 1

  1. Определите предмет истории. Раскройте понятия «ис­торическое движение», «исторический факт», «теория исторического процесса».

  2. В чем отличия западного и восточного типов цивилиза­ции?

  3. Укажите характерные черты глобальной и техногенной цивилизации.

  4. Каково на ваш взгляд место России во всемирном исто­рическом процессе? Какие факторы определяют исто­рическое развитие российского общества?

studfiles.net

История Самыгин, Беликов

-->

 

 

История / Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. и др. -7-е изд. - Ростов н/Д: 2007. — 480 с.

Учебник Самыгина, Беликова, Бережного и др. по истории излагает курс мировой истории с древнейших времен до нач. XXI века согласно Гособрстандарту. Студентам средних профессиональных учебных заведений.

-Содержание-

Понятие – типология цивилизаций. Место – роль России в сист. мировых цивилизаций 3Древнейшая – древняя история. Традиц-е общества 10Первобытный мир – зарождение цивилизации. ….10Цивилизации древнего мира 31История средних веков 57Христианская Европа – исламский мир … 56От Древней Руси – Московскому царству 97Индия – Дальний Восток …. 132История Нового времени 140Страны Европы …. 139Россия …. 162Традиционные общества Востока …… 207Страны Европы Северной Америки … 211Россия XIX в. 227Страны Востока – период колониализма 256Международные отношения … 259Мировое сообщество – пер. пол. XX века 270Мир 1900 – 1914 271Россия 1905 – 1917 279Первая мировая война: …. 299Россия 1917 году 304Страны Западной Европы – США … 313СССР 1918 – 1941 гг 334Страны Азии … 358Вторая мировая война. . …365Мир – втор пол XX в. 381Страны Западной Европы – США …. 381СССР -1945 – 1991 гг 393СССР – Запад: ….«Холодная война» 422Страны Азии ….429Россия 1991 – 2002 гг 443Кризис технократической цивилизации 460Международные отношения … 466

История. Учебник / Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. и др. -7-е изд.  -Ростов-на-Дону, 2007. – 480 с.

Скачать

История. Учебник / Самыгин, Беликов, Бережной и др.

Размер файла: 4 Мб; Формат:  djvu/

Вместе с «История Самыгин, Беликов» скачивают:

04.08.2016Admin

skachaj24.ru

Раздел 1

Серия «Среднее профессиональное образование»

История

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных заведений

Издание 7-е

Ростов-на-Дону

«Феникс»

2007

УДК 94(075.32) ББК 63.3(0)я723 КТК 030 С 17

Ответственный редактор: П.С. Самыгин

Рецензенты:

кандидат исторических наук,

доктор философских наук В.Н. Шевелев;

доктор исторических наук, профессор Н.С. Присяжный

Авторский коллектив

Самыгин П.С, Беликов К.С, Бережной С.Е.,

Вдовченков Е.В., Крот М.Н., Рудая О.И.,

Самыгин СИ.

Самыгин П.С С 17 История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. — 478, [1] с. — (Среднее профессиональное образование).

ISBN 5-222-10270-х

В соответствии с государственными образовательным стандартом в учебном пособии излагается курс истории.

Для студентов средних профессиональных учебных за­ведений.

ISBN 5-222-10270-х УДК 94(075.32)

ББК 63.3(0)я723

Самыгин П.С, Беликов К.С, Бережной С.Е., Вдовченков Е.В., Крот М.Н., Рудая О.И., Самыгин СИ., 2007 Оформление: изд-во «Феникс», 2007

ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ

В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителя­ми для обозначения общества, в котором царствуют свобо­да, справедливость и правовой строй. Становление цивили­зации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, об­разованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры и т. д. Цивилизация с позиций этого подхода — это социо­культурный феномен, ограниченный определенными про­странственно-временными рамками и имеющий четко вы­раженные параметры духовного, экономического и полити­ческого развития. На основе всех этих подходов можно дать такую обобщенную характеристику цивилизации.

Цивилизации — это крупные целостные социокультур­ные системы со своими закономерностями, которые вклю­чают в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образо­вания и воспитания и т. д.). Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Неповторимость цивили­зации придает духовный фактор — своеобразный склад пси­хической жизни, воплощающийся в особенностях культу­ры, ценностей, норм, обычаев, традиций и т. д. Взаимодей­ствуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо эле­ментов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.

Типология цивилизаций. Тип цивилизации — методоло­гическое понятие, используемое для наиболее крупного чле­нения культурно-исторического развития человечества, по­зволяющего обозначить специфические особенности, харак-

3

терные для многих обществ. В основу типологизации по­ложены четыре основных критерия: 1) общие фундамен­тальные черты духовной жизни; 2) общность и взаимоза­висимость историко-политической судьбы и экономичес­кого развития; 3) взаимопереплетение культур; 4) нали­чие общих интересов и общих задач с точки зрения перс­пектив развития. На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации: 1) природные сооб­щества; 2) восточный тип цивилизации; 3) западный тип цивилизации; 4) современный тип цивилизации.

Природные сообщества. Эта тип непрогрессивной фор­мы существования, к которому относятся исторические со­общества, живущие в рамках природного годового цикла, в гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, адаптировались к окружающей среде до та­кой степени, которая необходима для поддержания и вос­производства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между челове­ком и природой, в сохранений сложившихся обычаев, тра­диций, приемов труда, не нарушающих их единства с при­родой. Вся жизнь сообщества подчинена природному цик­лу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни.

Духовная культура, верования, связаны с обожествлени­ем сил природы. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляет­ся через образ — целостную наглядную структуру. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддержи­вается системой запретов — табу. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Влас­тные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование).

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к Ш тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней

4

Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Характер­ными чертами восточной цивилизации являются: 1. Тради­ционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая под­вижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 3. В мировоззренческом плане пред­ставление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на со­зерцательность, безмятежность, мистическое единение с при­родой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Общественная жизнь построена на принципах коллекти­визма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осу­ществляется абсолютное преобладание государства над об­ществом. 7. Экономической основой жизни в восточных ци­вилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности, а основным методом управления вы­ступает принуждение.

Западный тип цивилизации (западная цивилиза­ция) — систематическая характеристика особого типа ци-вилизационного развития, включающая в себя определен­ные этапы историко-культурного развития Европы и Се­верной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие: 1) ди­намизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоин­ства и уважения к человеческой личности; 3) индивидуа­лизм, установка на автономию личности; 4) рациональ­ность; 5) идеалы свободы, равенства, терпимости; 6) ува­жение к частной собственности; 7) предпочтение демокра­тии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Техногенная цивилизация — исторический этап в раз­витии западной цивилизации, особый тип цивилизационно-го развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару вплоть до конца XX столетия. Главную роль в культуре данного типа циви­лизации занимает научная рациональность, подчеркивает­ся особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

5

Характерные черты: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в про­изводстве научных знаний; 2) как результат слияния на­уки и производства происходит научно-техническая ре­волюция, существенным образом изменившая взаимоот­ношения человека и природы; 3) ускоряющееся обновле­ние той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иног­да на протяжении одного-двух поколений происходит из­менение образа жизни и формирование нового типа лич­ности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества — индустриальное и постиндустриаль­ное общество.

Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется разделение всех ти­пов цивилизаций на два основных типа: первичные цивили­зации и вторичные цивилизации. Первичными цивилиза­циями называют древние цивилизации, выросшие непосред­ственно из первобытности и не опиравшиеся на предшеству­ющую цивилизационную традицию. Вторичные возникли позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ. Современное состояние цивилизационного разви­тия привело к формированию глобальной цивилизации.

Глобальная цивилизация — современный этап цивилиза­ционного развития, характеризующийся возрастающей це­лостностью мирового сообщества, становлением единой об­щепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современ­ную эпоху все человечество входит в единую систему соци­ально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений. Возрастающая интенсивность глобаль­ных взаимосвязей способствует распространению по всей пла­нете тех форм социальной, экономической и культурной жиз­ни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как опти­мальные и наиболее эффективные для удовлетворения лич­ных и общественных потребностей. Иными словами, проис­ходит все возрастающая унификация социокультурной жиз-

6

ни различных стран и регионов земного шара. Основой этой унификации является создание общепланетарной сис­темы общественного разделения труда, политических ин­ститутов, информации, связи, транспорта и т. д.

Инструментом социокультурного взаимодействия являет­ся межцивилизационный диалог. В культурологии зафикси­рованы некоторые наиболее общие принципы межцивилиза-ционного диалога: 1) усвоение прогрессивного опыта при со­хранении особенностей каждого сообщества, культуры и мен­талитета народа; 2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей; 3) эле­менты иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество; 4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне много­образный, плюралистический характер. В этой цивилиза­ции усиливающаяся однородность социальных, экономичес­ких и политических форм сочетается с культурным много­образием.

Исследователи также отмечают, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние и, сле­довательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. Однако в последние десятиле­тия все более заметным становится возрастание значения результатов социально-экономического и культурного раз­вития восточных и традиционных обществ.

Предмет истории определяется неоднозначно. Предме­том истории может быть социальная, политическая, эко­номическая, демографическая история, история города, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоз­зрением историка. Историки, стоящие на материалисти­ческих позициях, считают, что история как наука изуча­ет закономерности развития общества, которые, в конеч­ном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу, а вовсе не конкретным людям при объяснении причиннос­ти. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является че-

7

ловек. (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой.

Научные категории. Какой бы предмет ни изучали ис­торики, все они используют в своих исследованиях науч­ные категории: историческое движение (историческое вре­мя, историческое пространство), исторический факт, тео­рию изучения (методологическую интерпретацию).

Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории — историческое время и историческое пространство. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духов­ных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени истории не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. По­чти до конца XVIII века историки различали эпохи по правлению государей. Французские историки в XVIII ста­ли выделять эпохи дикости, варварства и цивилизации. В конце XIX века историки-материалисты разделили исто­рию общества на формации: первобытнообщинную, рабов­ладельческую, феодальную, капиталистическую, коммуни­стическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный). Под историческим пространством понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на оп­ределенной территории. Под воздействием природно-гео­графических факторов формируются быт народов, заня­тия, психология; складываются особенности социально-политической и культурной жизни. С глубокой древности возникло деление народов на западные и восточные. При этом имеется в виду общность исторической судьбы, обще­ственной жизни этих народов.

Исторический факт — это реальное событие прошло­го. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов. Конкретно-исторические факты мы получаем из исторических источников, но для получения историчес­кой картины требуется выстроить факты в логическую цепочку и объяснить их.

Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация) определяются предме­том истории. Теория — логическая схема, поясняющая

8

исторические факты. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодиза­цию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы — варианты историчес­кого процесса — и предлагают свое видение прошлого, де­лают свои прогнозы на будущее.

По предметам изучения выделяются три теории изуче­ния: религиозно-историческая, всемирно-историческая, локально-историческая.

Научная категория теория исторического процесса (или теория изучения) определяется предметом изучения и пред­ставляет собой логическую цепочку причинно-следствен­ных связей, в которую вплетены конкретные факты исто­рии. Теории являются стержнем всех исторических тру­дов независимо от времени их написания.

История России. История России — научная дисцип­лина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных го­сударственных и общественных институтов.

Прошлое каждого народа уникально и неповторимо. В историческом развитии Российского государства следует выделить ряд определяющих факторов, к которым отно­сятся географическое положение, влияние природно-кли­матических условий, геополитический фактор, специфика распространения религиозных учений (поликонфессиональ-ность), веротерпимость, многонациональный состав насе­ления, вобравшего в себя различные традиции как Восто­ка, так и Запада. Наконец, значительную роль в истории России играют особенности национального сознания рос­сиян и специфика их ментальности (мировосприятия), а также традиции социальной организации — отсутствие жесткой структурированности общества и неразделенность, в отличие от Запада, интересов общества, государства и личности — соборность. Вместе с тем, это не означает от­сутствие корпоративных интересов отдельных групп и слоев населения, особенно тесно связанных с обслуживанием институтов государственной власти и управления. С дру­гой стороны, огромные пространства Российской держа­вы, слабо заселенные разными по языку и обычаям племе­нами, плохо связанные друг с другом, могли управляться

9

только при помощи сильной централизованной власти. Без этого распад уникальной этнокультурной общности был бы предрешен.

Многочисленные исследователи в настоящее время про­должают осмысливать и переосмысливать историю Рос­сии. В рамках данного учебного пособия курс истории Рос­сии представлен в контексте всемирной истории, что по­зволяет проследить исторический путь страны в его свое­образии и одновременно с точки зрения принадлежности к мировому развитию, в условиях взаимодействия россий­ского общества с различными цивилизациями.

Вопросы к разделу 1

  1. Определите предмет истории. Раскройте понятия «ис­торическое движение», «исторический факт», «теория исторического процесса».

  2. В чем отличия западного и восточного типов цивилиза­ции?

  3. Укажите характерные черты глобальной и техногенной цивилизации.

  4. Каково на ваш взгляд место России во всемирном исто­рическом процессе? Какие факторы определяют исто­рическое развитие российского общества?

studfiles.net

Самыгин, Сергей Иванович - История России : для студентов вузов

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

Книга: Самыгин С.И.. История. Учебник

Ольга Бызова,Константин Гацунаев,М. Ефремова,А. Мурашев,Татьяна Пантелеева,Ю. Посвятенко,В. ФроловИстория. УчебникВ учебнике в проблемно-хронологическом плане рассматриваются ключевые этапы становления и развития мирового сообщества и России, на конкретном историческом материале исследуются их основные… — НИУ МГСУ, (формат: Твердая бумажная, 464 стр.) Подробнее...20161132бумажная книга
История. УчебникВ учебнике в проблемно-хронологическом плане рассматриваются ключевые этапы становления и развития мирового сообщества и России, на конкретном историческом материале исследуются их основные… — НИУ МГСУ, (формат: 60x84/16, 288 стр.) Подробнее...2016728бумажная книга
Шевелев Владимир Николаевич, Самыгин Сергей Иванович, Самыгин Петр СергеевичИстория. УчебникОсвещаются основные этапы, важнейшие явления и события истории человечества. Раскрываются механизмы становления современной цивилизации. Дается синхронизированное изложение зарубежной и отечественной… — Кнорус, Среднее профессиональное образование Подробнее...20181092бумажная книга
История. УчебникВ соответствии с государственным образовательным стандартом в учебном пособии излагается курс истории от первобытности до конца XX века. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в… — Феникс, (формат: 84x108/32, 496 стр.) Среднее профессиональное образование Подробнее...2015225бумажная книга
История. УчебникВ соответствии с государственным образовательным стандартом в учебном пособии излагается курс истории от первобытности до конца XX века. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в… — Феникс, (формат: 84x108/32, 476 стр.) Среднее профессиональное образование Подробнее...2014242бумажная книга
С. И. Самыгин, П. С. Самыгин, В. Н. ШевелевИстория. УчебникОсвещаются основные этапы, важнейшие явления и события истории человечества. Раскрываются механизмы становления современной цивилизации. Дается синхронизированное изложение зарубежной и отечественной… — КноРус, (формат: 60x90/16, 306 стр.) Среднее профессиональное образование Подробнее...2016652бумажная книга
Самыгин П., Беликов К., Бережной С., Вдовеченков Е. и др.История. УчебникВ соответствии с государственными образовательным стандартом в учебном пособии излагается курс истории. . Для студентов средних профессиональных учебных заведений.. . . . . . . . . . . . . — Феникс, (формат: Твердая глянцевая, 474 стр.) Подробнее...2014292бумажная книга
Самыгин С., Самыгин П., Шевелев В.История. УчебникОсвещаются основные этапы, важнейшие явления и события истории человечества. Раскрываются механизмы становления современной цивилизации. Дается синхронизированное изложение зарубежной и отечественной… — КноРус, (формат: Твердая глянцевая, 312 стр.) Подробнее...2015803бумажная книга
Кузнецов И.История: УчебникВ учебнике на основе российских и зарубежных изданий рассматриваются основыне вехи российской истории с IX по начало XXI в. Учебный материал излагается по главам в хронологическом порядке, а внутри… — Дашков и К, (формат: Твердая глянцевая, 576 стр.) Подробнее...2015545бумажная книга
История. УчебникВ соответствии с государственным образовательным стандартом в учебном пособии излагается курс истории от первобытности до конца XX века. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в… — ФЕНИКС, (формат: Твердая бумажная, 464 стр.) Среднее профессиональное образование Подробнее...2015256бумажная книга
Самыгин С., Самыгин П., Шевелев В.История. УчебникОсвещаются основные этапы, важнейшие явления и события истории человечества. Раскрываются механизмы становления современной цивилизации. Дается синхронизированное изложение зарубежной и отечественной… — КноРус, (формат: Твердая глянцевая, 306 стр.) Подробнее...2018857бумажная книга
Синова Ирина Владимировна, Тропов Игорь АнатольевичИстория. Учебник для ВУЗовУчебник по базовой дисциплине "История" подготовлен в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и охватывает период с… — Литера, (формат: 60x84/16, 288 стр.) Подробнее...20161092бумажная книга
Синова И., Тропов И.История. Учебник для вузовУчебник по базовой дисциплине "История" подготовлен в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и охватывает период с… — Литера ИД, (формат: Твердая бумажная, 464 стр.) Подробнее...20161172бумажная книга
Синова Ирина Владимировна, Тропов Игорь АнатольевичИстория. Учебник для ВУЗовУчебник по базовой дисциплине&171;История&187;подготовлен в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и охватывает… — ЛИТЕРА, (формат: Твердая бумажная, 464 стр.) Подробнее...20161078бумажная книга

dic.academic.ru

Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.В.

978-5-406-02395-2

Главная  » Учебники и учебные пособия. Педагогика » Литература для ВУЗов и ССУЗов » Разные учебники для ССУЗов » История. Учебник серия: Среднее профессиональное образование Кнорус, 2014 г., 978-5-406-02395-2

Наличие в интернет-магазинах

Магазинов: 2, Цена: от 463 руб. посмотреть все

Описание книги

Освещаются основные этапы, важнейшие явления и события истории человечества. Раскрываются механизмы становления современной цивилизации. Дается синхронизированное изложение зарубежной и отечественной истории с древнейших времен и до наших дней. На фоне общих исторических закономерностей показаны особенности развития России. Учтены новейшие исторические исследования и разработки, появившиеся в последнее время в исторической науке. Соответствует ФГОС ВПО третьего поколения. Для учащихся средних профессиональных учебных заведений всех профилей.

Купить эту книгу можно в интернет-магазинах

  Лабиринт - 463 руб.   Читай-Город - 803 руб.

  Страница товара выбранного интернет-магазина откроется в новом табе

Поделиться ссылкой на книгу

Содержание книги

Глава 1. Вступление в историческое знаниеПредмет истории. Историческое знание и историческое познание. Концепции исторического развития. Периодизация истории. Цивилизационный подход в изучении историиРаздел IДревнейшая стадия истории человечества.Цивилизации Древнего мираГлава 2. Первобытный мир и переход к цивилизацииПериодизация и хронология древнейшей истории. Происхождение человека (антропогенез). Первобытное общество. Эпоха перехода к цивилизации. Происхождение государства и праваГлава 3. Ранние цивилизацииСтановление цивилизаций Древнего Востока. Цивилизация Двуречья. Египетская цивилизация. Древнеиндийская цивилизация Цивилизация Древнего Китая. Появление религий спасенияГлава 4. Античная цивилизацияАнтичная Греция. Сущность греческого полиса. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Александр Македонский и эллинизм. Древний Рим: этапы становления общества и государства. Хозяйственно-экономическая жизнь. Культурное наследие цивилизаций древностиРаздел II Цивилизации Востока и Запада в Средние векаГлава 5. Цивилизации Востока в Средние векаВосток в Средние века. Арабо-мусульманская цивилизация Индо-буддийская цивилизация в эпоху Средневековья. Китайско-конфуцианская цивилизация. Япония в Средние векаГлава 6. Становление и развитие западноевропейскойсредневековой цивилизацииКризис античной цивилизации. Cтановление христианской цивилизации: Западная Европа, Византия. Социально-политическое развитие. Церковь и власть. Западноевропейское общество Города. Крестовые походы. Пре одоление политической раздробленности и формирование национальных государств. Культура СредневековьяРаздел III История России с древнейших времен до конца XVII в.Глава 7. От Древней Руси к Московскому государствуВосточные славяне в VII-VIII вв. Рождение Киевской Руси. Крещение Руси. Культура и быт Древней Руси. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Держава Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие на Русь. Золотая Орда. Князь Александр Невский и борьба с иноземными захватчикамиГлава 8. От Руси к РоссииВозвышение Москвы. Иван III. Формирование органов центральной и местной власти. Россия в царствование Ивана Грозного Опричнина. Смута в России. Хозяйственно-экономическое развитие в первой половине XVII в. Становление элементов абсолютизма. Народные движения. Государство и церковь. Русская культура в ХIII-ХVII ввРаздел IV Становление индустриальной цивилизацииГлава 9. Страны Европы в XVI-XVIII ввМодернизация. Великие географические открытия. Образование колониальных империй. Переход ведущих стран к индустриальному обществу. Реформация и Контр реформация. Абсолютизм Открытия в науке и технике. Век ПросвещенияГлава 10. Революции XVI-XVIII вв. и их значениедля утверждения индустриального обществаРеволюция в Нидерландах. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. Война за независимость североамериканских колоний и образование США. Французская революция XVIII вРаздел V Россия в XVIII в.Глава 11. Россия в период реформ Петра IПредпосылки реформ. Особенности и содержание модернизационного процесса в России. Северная война и ее итоги. Культурный переворот петровского времениГлава 12. Эпоха дворцовых переворотов.Правление Екатерины IIПричины дворцовых переворотов. Смена правителей. Правление Елизаветы Петровны. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Реформы. Внешняя политика. Культура России в середине и второй половине XVIII вРаздел VI Европа, Восток, Россия в XIX в.Глава 13. Западная Европа и СШАСтановление индустриальной цивилизации. Социально-экономическое и политическое развитие Западной Европы и США. Культура XIX вГлава 14. Процессы модернизации в традиционныхобществах ВостокаТрадиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. Британская Индия. Китай. ЯпонияГлава 15. Россия в первой половине XIX столетияНачало правления Александра I. Отечественная война 1812 года Декабристы. Внутренняя и внешняя политика России в годы правления Николая I. Общественно-политическая мысльГлава 16. Россия в эпоху великих реформ Александра II.Пореформенная РоссияРеформы 60-70-х гг. XIX в. Пореформенная Россия. Общественно-политическое движение. Россия в системе международных отношений второй половины XIX в. Культура России в XIX вРаздел VII Россия и мир в первой половине XX в.Глава 17. Мир индустриальной цивилизации в 1900-1914 гг.Модернизация, научно-технический прогресс, массовое общество. Соединенные Штаты Америки. Великобритания. Франция ГерманияГлава 18. Россия в начале XX в. Первая мировая война.Общество: обострение противоречий и нарастание разрушительного потенциала. Русско-японская война. Первая российская революция. Начало парламентаризма. Аграрная реформа Столыпина. Начало Первой мировой войны. Ход военных действий в 1914-1916 гг. и роль Восточного фронта. Военные действия в 1917-1918 гг. и окончание войны. Февральская революция в России. Октябрь 1917 г.Глава 19. Мир в 1918-1939 гг.Формирование Версальско-Вашингтонской системы. Послевоенное развитие стран Западной Европы и США. Мировой экономической кризис. Восток в 1918-1939 гг.Глава 20. Советская Россия и Советский Союз в 1918-1941 гг.Гражданская война и политика "военного коммунизма". Образование СССР. Новая экономическая политика. "Социалистическая модернизация". Утверждение тоталитарного политического строя. Советский Союз в системе международных отношений Достижения и противоречия советской культурыГлава 21. Вторая мировая война. Великая ОтечественнаяНачало войны. Этапы и сражения Второй мировой войны. Великая Отечественная война: этапы и основные сражения. Разгром Японии. Итоги войныРаздел VIII Россия и мир во второй половине XX в. - первом десятилетии XXI в.Глава 22. Советский Союз в 50-80-е гг. XX в.:попытки реформ и нарастание кризисаПослевоенный Советский Союз. Попытка освободиться от наследия прошлого. Нарастание кризисных явлений. Перестройка Распад Советского СоюзаГлава 23. Российская ФедерацияСтановление новой российской государственности. Экономические реформы. Внутренняя и внешняя политика России в первое десятилетие ХХI вГлава 24. Мир во второй половине XX в. - первомдесятилетии XXI вФормирование постиндустриальной цивилизации. Глобализация. Страны третьего мира. Япония. Китай. Исламская революция в Иране. ТерроризмКраткая хронологическая таблицаГлоссарийЛитература для самостоятельного чтения

Об авторе

Самыгин П.С.Самыгин П.С. - 26 лет доктор социологических наук заведующий кафедрой в Ростовской экономической академии. Самыгин С.И.Самыгин Сергей Иванович родился в 1952 году. Профессор кафедры социологии и психологии. Действительный член Международной академии науки и практики организации производства. Работает в Ростовской государственной экономической академии. Специалист по проблемам социальной психологии, теории и практике межличностных коммуникаций, социологии молодежи, социологии и психологии управления. За последнее время вышло более 20 учебников и монографий, написанных при его участии.

Последние поступления в рубрике "Разные учебники для ССУЗов"

Заболевания шейки матки у беременных Заболевания шейки матки у беременных П. С., Т. М.

В книге в соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра отражены особенности диагностики, лечения и мониторинга при фоновых и предраковых заболеваниях шейки матки во время беременности....

Арифметика пародонтологии. Ручные инструменты Арифметика пародонтологии. Ручные инструменты Т. М.

Книга посвящена обзору современных ручных инструментов, применяемых в пародонтологии. Описаны их предназначения и различия. Рассмотрены правила и техника применения различных видов инструментов, показания и противопоказания к применению различных методик удаления зубных отложений....

Основы фармакологии с рецептурой. Учебное пособие. Гриф МО РФ Основы фармакологии с рецептурой. Учебное пособие. Гриф МО РФ Астафьев В.А.

Содержит разделы общей рецептуры, общей и частной фармакологии. В пособие включены общие сведения о рецепте, основных лекарственных формах и правилах их выписывания в рецептах. Рассматриваются характеристики конкретных фармакологических групп и......

Если Вы задавались вопросами "где найти книгу в интернете?", "где купить книгу?" и "в каком книжном интернет-магазине нужная книга стоит дешевле?", то наш сайт именно для Вас. На сайте книжной поисковой системы Книгопоиск Вы можете узнать наличие книги Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.В., История. Учебник в интернет-магазинах. Также Вы можете перейти на страницу понравившегося интернет-магазина и купить книгу на сайте магазина. Учтите, что стоимость товара и его наличие в нашей поисковой системе и на сайте интернет-магазина книг может отличаться, в виду задержки обновления информации.

www.knigo-poisk.ru


Смотрите также