Книга: Самыгин С.И. «История. Учебник». История россии самыгин
Раздел 1
Серия «Среднее профессиональное образование»
История
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных заведений
Издание 7-е
Ростов-на-Дону
«Феникс»
2007
УДК 94(075.32) ББК 63.3(0)я723 КТК 030 С 17
Ответственный редактор: П.С. Самыгин
Рецензенты:
кандидат исторических наук,
доктор философских наук В.Н. Шевелев;
доктор исторических наук, профессор Н.С. Присяжный
Авторский коллектив
Вдовченков Е.В., Крот М.Н., Рудая О.И.,
Самыгин СИ.
Самыгин П.С С 17 История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Ростов н/Д: «Феникс», 2007. — 478, [1] с. — (Среднее профессиональное образование).
ISBN 5-222-10270-х
В соответствии с государственными образовательным стандартом в учебном пособии излагается курс истории.
Для студентов средних профессиональных учебных заведений.
ISBN 5-222-10270-х УДК 94(075.32)
ББК 63.3(0)я723
Самыгин П.С, Беликов К.С, Бережной С.Е., Вдовченков Е.В., Крот М.Н., Рудая О.И., Самыгин СИ., 2007 Оформление: изд-во «Феникс», 2007
ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.
МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ
В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй. Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры и т. д. Цивилизация с позиций этого подхода — это социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного, экономического и политического развития. На основе всех этих подходов можно дать такую обобщенную характеристику цивилизации.
Цивилизации — это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые включают в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.). Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Неповторимость цивилизации придает духовный фактор — своеобразный склад психической жизни, воплощающийся в особенностях культуры, ценностей, норм, обычаев, традиций и т. д. Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.
Типология цивилизаций. Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, харак-
3
терные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия: 1) общие фундаментальные черты духовной жизни; 2) общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития; 3) взаимопереплетение культур; 4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития. На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации: 1) природные сообщества; 2) восточный тип цивилизации; 3) западный тип цивилизации; 4) современный тип цивилизации.
Природные сообщества. Эта тип непрогрессивной формы существования, к которому относятся исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранений сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой. Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни.
Духовная культура, верования, связаны с обожествлением сил природы. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляется через образ — целостную наглядную структуру. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддерживается системой запретов — табу. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Властные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование).
Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к Ш тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней
4
Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются: 1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. 7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности, а основным методом управления выступает принуждение.
Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика особого типа ци-вилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 3) индивидуализм, установка на автономию личности; 4) рациональность; 5) идеалы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности; 7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.
Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационно-го развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару вплоть до конца XX столетия. Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.
5
Характерные черты: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний; 2) как результат слияния науки и производства происходит научно-техническая революция, существенным образом изменившая взаимоотношения человека и природы; 3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества — индустриальное и постиндустриальное общество.
Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется разделение всех типов цивилизаций на два основных типа: первичные цивилизации и вторичные цивилизации. Первичными цивилизациями называют древние цивилизации, выросшие непосредственно из первобытности и не опиравшиеся на предшествующую цивилизационную традицию. Вторичные возникли позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ. Современное состояние цивилизационного развития привело к формированию глобальной цивилизации.
Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений. Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Иными словами, происходит все возрастающая унификация социокультурной жиз-
6
ни различных стран и регионов земного шара. Основой этой унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д.
Инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог. В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилиза-ционного диалога: 1) усвоение прогрессивного опыта при сохранении особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа; 2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей; 3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество; 4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.
Исследователи также отмечают, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние и, следовательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. Однако в последние десятилетия все более заметным становится возрастание значения результатов социально-экономического и культурного развития восточных и традиционных обществ.
Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу, а вовсе не конкретным людям при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является че-
7
ловек. (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой.
Научные категории. Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию).
Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории — историческое время и историческое пространство. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени истории не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Почти до конца XVIII века историки различали эпохи по правлению государей. Французские историки в XVIII стали выделять эпохи дикости, варварства и цивилизации. В конце XIX века историки-материалисты разделили историю общества на формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный). Под историческим пространством понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории. Под воздействием природно-географических факторов формируются быт народов, занятия, психология; складываются особенности социально-политической и культурной жизни. С глубокой древности возникло деление народов на западные и восточные. При этом имеется в виду общность исторической судьбы, общественной жизни этих народов.
Исторический факт — это реальное событие прошлого. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов. Конкретно-исторические факты мы получаем из исторических источников, но для получения исторической картины требуется выстроить факты в логическую цепочку и объяснить их.
Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация) определяются предметом истории. Теория — логическая схема, поясняющая
8
исторические факты. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы — варианты исторического процесса — и предлагают свое видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее.
По предметам изучения выделяются три теории изучения: религиозно-историческая, всемирно-историческая, локально-историческая.
История России. История России — научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных государственных и общественных институтов.
Прошлое каждого народа уникально и неповторимо. В историческом развитии Российского государства следует выделить ряд определяющих факторов, к которым относятся географическое положение, влияние природно-климатических условий, геополитический фактор, специфика распространения религиозных учений (поликонфессиональ-ность), веротерпимость, многонациональный состав населения, вобравшего в себя различные традиции как Востока, так и Запада. Наконец, значительную роль в истории России играют особенности национального сознания россиян и специфика их ментальности (мировосприятия), а также традиции социальной организации — отсутствие жесткой структурированности общества и неразделенность, в отличие от Запада, интересов общества, государства и личности — соборность. Вместе с тем, это не означает отсутствие корпоративных интересов отдельных групп и слоев населения, особенно тесно связанных с обслуживанием институтов государственной власти и управления. С другой стороны, огромные пространства Российской державы, слабо заселенные разными по языку и обычаям племенами, плохо связанные друг с другом, могли управляться
9
только при помощи сильной централизованной власти. Без этого распад уникальной этнокультурной общности был бы предрешен.
Многочисленные исследователи в настоящее время продолжают осмысливать и переосмысливать историю России. В рамках данного учебного пособия курс истории России представлен в контексте всемирной истории, что позволяет проследить исторический путь страны в его своеобразии и одновременно с точки зрения принадлежности к мировому развитию, в условиях взаимодействия российского общества с различными цивилизациями.
Вопросы к разделу 1
Определите предмет истории. Раскройте понятия «историческое движение», «исторический факт», «теория исторического процесса».
В чем отличия западного и восточного типов цивилизации?
Укажите характерные черты глобальной и техногенной цивилизации.
Каково на ваш взгляд место России во всемирном историческом процессе? Какие факторы определяют историческое развитие российского общества?
studfiles.net
Раздел 1
Серия «Среднее профессиональное образование»
История
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных заведений
Издание 7-е
Ростов-на-Дону
«Феникс»
2007
УДК 94(075.32) ББК 63.3(0)я723 КТК 030 С 17
Ответственный редактор: П.С. Самыгин
Рецензенты:
кандидат исторических наук,
доктор философских наук В.Н. Шевелев;
доктор исторических наук, профессор Н.С. Присяжный
Авторский коллектив
Самыгин П.С, Беликов К.С, Бережной С.Е.,
Вдовченков Е.В., Крот М.Н., Рудая О.И.,
Самыгин СИ.
Самыгин П.С С 17 История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Ростов н/Д: «Феникс», 2007. — 478, [1] с. — (Среднее профессиональное образование).
ISBN 5-222-10270-х
В соответствии с государственными образовательным стандартом в учебном пособии излагается курс истории.
Для студентов средних профессиональных учебных заведений.
ISBN 5-222-10270-х УДК 94(075.32)
ББК 63.3(0)я723
Самыгин П.С, Беликов К.С, Бережной С.Е., Вдовченков Е.В., Крот М.Н., Рудая О.И., Самыгин СИ., 2007 Оформление: изд-во «Феникс», 2007
ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.
МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ
В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй. Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры и т. д. Цивилизация с позиций этого подхода — это социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного, экономического и политического развития. На основе всех этих подходов можно дать такую обобщенную характеристику цивилизации.
Цивилизации — это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые включают в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.). Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Неповторимость цивилизации придает духовный фактор — своеобразный склад психической жизни, воплощающийся в особенностях культуры, ценностей, норм, обычаев, традиций и т. д. Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.
Типология цивилизаций. Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, харак-
3
терные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия: 1) общие фундаментальные черты духовной жизни; 2) общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития; 3) взаимопереплетение культур; 4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития. На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации: 1) природные сообщества; 2) восточный тип цивилизации; 3) западный тип цивилизации; 4) современный тип цивилизации.
Природные сообщества. Эта тип непрогрессивной формы существования, к которому относятся исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранений сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой. Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни.
Духовная культура, верования, связаны с обожествлением сил природы. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляется через образ — целостную наглядную структуру. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддерживается системой запретов — табу. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Властные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование).
Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к Ш тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней
4
Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются: 1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. 7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности, а основным методом управления выступает принуждение.
Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика особого типа ци-вилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 3) индивидуализм, установка на автономию личности; 4) рациональность; 5) идеалы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности; 7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.
Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационно-го развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару вплоть до конца XX столетия. Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.
5
Характерные черты: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний; 2) как результат слияния науки и производства происходит научно-техническая революция, существенным образом изменившая взаимоотношения человека и природы; 3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества — индустриальное и постиндустриальное общество.
Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется разделение всех типов цивилизаций на два основных типа: первичные цивилизации и вторичные цивилизации. Первичными цивилизациями называют древние цивилизации, выросшие непосредственно из первобытности и не опиравшиеся на предшествующую цивилизационную традицию. Вторичные возникли позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ. Современное состояние цивилизационного развития привело к формированию глобальной цивилизации.
Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений. Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Иными словами, происходит все возрастающая унификация социокультурной жиз-
6
ни различных стран и регионов земного шара. Основой этой унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д.
Инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог. В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилиза-ционного диалога: 1) усвоение прогрессивного опыта при сохранении особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа; 2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей; 3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество; 4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.
Исследователи также отмечают, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние и, следовательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. Однако в последние десятилетия все более заметным становится возрастание значения результатов социально-экономического и культурного развития восточных и традиционных обществ.
Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу, а вовсе не конкретным людям при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является че-
7
ловек. (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой.
Научные категории. Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию).
Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории — историческое время и историческое пространство. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени истории не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Почти до конца XVIII века историки различали эпохи по правлению государей. Французские историки в XVIII стали выделять эпохи дикости, варварства и цивилизации. В конце XIX века историки-материалисты разделили историю общества на формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный). Под историческим пространством понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории. Под воздействием природно-географических факторов формируются быт народов, занятия, психология; складываются особенности социально-политической и культурной жизни. С глубокой древности возникло деление народов на западные и восточные. При этом имеется в виду общность исторической судьбы, общественной жизни этих народов.
Исторический факт — это реальное событие прошлого. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов. Конкретно-исторические факты мы получаем из исторических источников, но для получения исторической картины требуется выстроить факты в логическую цепочку и объяснить их.
Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация) определяются предметом истории. Теория — логическая схема, поясняющая
8
исторические факты. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы — варианты исторического процесса — и предлагают свое видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее.
По предметам изучения выделяются три теории изучения: религиозно-историческая, всемирно-историческая, локально-историческая.
Научная категория теория исторического процесса (или теория изучения) определяется предметом изучения и представляет собой логическую цепочку причинно-следственных связей, в которую вплетены конкретные факты истории. Теории являются стержнем всех исторических трудов независимо от времени их написания.
История России. История России — научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных государственных и общественных институтов.
Прошлое каждого народа уникально и неповторимо. В историческом развитии Российского государства следует выделить ряд определяющих факторов, к которым относятся географическое положение, влияние природно-климатических условий, геополитический фактор, специфика распространения религиозных учений (поликонфессиональ-ность), веротерпимость, многонациональный состав населения, вобравшего в себя различные традиции как Востока, так и Запада. Наконец, значительную роль в истории России играют особенности национального сознания россиян и специфика их ментальности (мировосприятия), а также традиции социальной организации — отсутствие жесткой структурированности общества и неразделенность, в отличие от Запада, интересов общества, государства и личности — соборность. Вместе с тем, это не означает отсутствие корпоративных интересов отдельных групп и слоев населения, особенно тесно связанных с обслуживанием институтов государственной власти и управления. С другой стороны, огромные пространства Российской державы, слабо заселенные разными по языку и обычаям племенами, плохо связанные друг с другом, могли управляться
9
только при помощи сильной централизованной власти. Без этого распад уникальной этнокультурной общности был бы предрешен.
Многочисленные исследователи в настоящее время продолжают осмысливать и переосмысливать историю России. В рамках данного учебного пособия курс истории России представлен в контексте всемирной истории, что позволяет проследить исторический путь страны в его своеобразии и одновременно с точки зрения принадлежности к мировому развитию, в условиях взаимодействия российского общества с различными цивилизациями.
Вопросы к разделу 1
Определите предмет истории. Раскройте понятия «историческое движение», «исторический факт», «теория исторического процесса».
В чем отличия западного и восточного типов цивилизации?
Укажите характерные черты глобальной и техногенной цивилизации.
Каково на ваш взгляд место России во всемирном историческом процессе? Какие факторы определяют историческое развитие российского общества?
studfiles.net
История Самыгин, Беликов
-->
Учебник Самыгина, Беликова, Бережного и др. по истории излагает курс мировой истории с древнейших времен до нач. XXI века согласно Гособрстандарту. Студентам средних профессиональных учебных заведений.
-Содержание-
Понятие – типология цивилизаций. Место – роль России в сист. мировых цивилизаций 3Древнейшая – древняя история. Традиц-е общества 10Первобытный мир – зарождение цивилизации. ….10Цивилизации древнего мира 31История средних веков 57Христианская Европа – исламский мир … 56От Древней Руси – Московскому царству 97Индия – Дальний Восток …. 132История Нового времени 140Страны Европы …. 139Россия …. 162Традиционные общества Востока …… 207Страны Европы Северной Америки … 211Россия XIX в. 227Страны Востока – период колониализма 256Международные отношения … 259Мировое сообщество – пер. пол. XX века 270Мир 1900 – 1914 271Россия 1905 – 1917 279Первая мировая война: …. 299Россия 1917 году 304Страны Западной Европы – США … 313СССР 1918 – 1941 гг 334Страны Азии … 358Вторая мировая война. . …365Мир – втор пол XX в. 381Страны Западной Европы – США …. 381СССР -1945 – 1991 гг 393СССР – Запад: ….«Холодная война» 422Страны Азии ….429Россия 1991 – 2002 гг 443Кризис технократической цивилизации 460Международные отношения … 466
История. Учебник / Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. и др. -7-е изд. -Ростов-на-Дону, 2007. – 480 с.
Скачать
Размер файла: 4 Мб; Формат: djvu/
Вместе с «История Самыгин, Беликов» скачивают:
04.08.2016Adminskachaj24.ru
Раздел 1
Серия «Среднее профессиональное образование»
История
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных заведений
Издание 7-е
Ростов-на-Дону
«Феникс»
2007
УДК 94(075.32) ББК 63.3(0)я723 КТК 030 С 17
Ответственный редактор: П.С. Самыгин
Рецензенты:
кандидат исторических наук,
доктор философских наук В.Н. Шевелев;
доктор исторических наук, профессор Н.С. Присяжный
Авторский коллектив
Самыгин П.С, Беликов К.С, Бережной С.Е.,
Вдовченков Е.В., Крот М.Н., Рудая О.И.,
Самыгин СИ.
Самыгин П.С С 17 История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Ростов н/Д: «Феникс», 2007. — 478, [1] с. — (Среднее профессиональное образование).
ISBN 5-222-10270-х
В соответствии с государственными образовательным стандартом в учебном пособии излагается курс истории.
Для студентов средних профессиональных учебных заведений.
ISBN 5-222-10270-х УДК 94(075.32)
ББК 63.3(0)я723
Самыгин П.С, Беликов К.С, Бережной С.Е., Вдовченков Е.В., Крот М.Н., Рудая О.И., Самыгин СИ., 2007 Оформление: изд-во «Феникс», 2007
ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.
МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ
В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй. Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры и т. д. Цивилизация с позиций этого подхода — это социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного, экономического и политического развития. На основе всех этих подходов можно дать такую обобщенную характеристику цивилизации.
Цивилизации — это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые включают в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.). Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Неповторимость цивилизации придает духовный фактор — своеобразный склад психической жизни, воплощающийся в особенностях культуры, ценностей, норм, обычаев, традиций и т. д. Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.
Типология цивилизаций. Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, харак-
3
терные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия: 1) общие фундаментальные черты духовной жизни; 2) общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития; 3) взаимопереплетение культур; 4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития. На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации: 1) природные сообщества; 2) восточный тип цивилизации; 3) западный тип цивилизации; 4) современный тип цивилизации.
Природные сообщества. Эта тип непрогрессивной формы существования, к которому относятся исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранений сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой. Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни.
Духовная культура, верования, связаны с обожествлением сил природы. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляется через образ — целостную наглядную структуру. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддерживается системой запретов — табу. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Властные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование).
Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к Ш тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней
4
Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются: 1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. 7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности, а основным методом управления выступает принуждение.
Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика особого типа ци-вилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 3) индивидуализм, установка на автономию личности; 4) рациональность; 5) идеалы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности; 7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.
Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационно-го развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару вплоть до конца XX столетия. Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.
5
Характерные черты: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний; 2) как результат слияния науки и производства происходит научно-техническая революция, существенным образом изменившая взаимоотношения человека и природы; 3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества — индустриальное и постиндустриальное общество.
Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется разделение всех типов цивилизаций на два основных типа: первичные цивилизации и вторичные цивилизации. Первичными цивилизациями называют древние цивилизации, выросшие непосредственно из первобытности и не опиравшиеся на предшествующую цивилизационную традицию. Вторичные возникли позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ. Современное состояние цивилизационного развития привело к формированию глобальной цивилизации.
Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений. Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Иными словами, происходит все возрастающая унификация социокультурной жиз-
6
ни различных стран и регионов земного шара. Основой этой унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д.
Инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог. В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилиза-ционного диалога: 1) усвоение прогрессивного опыта при сохранении особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа; 2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей; 3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество; 4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.
Исследователи также отмечают, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние и, следовательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. Однако в последние десятилетия все более заметным становится возрастание значения результатов социально-экономического и культурного развития восточных и традиционных обществ.
Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу, а вовсе не конкретным людям при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является че-
7
ловек. (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой.
Научные категории. Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию).
Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории — историческое время и историческое пространство. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени истории не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Почти до конца XVIII века историки различали эпохи по правлению государей. Французские историки в XVIII стали выделять эпохи дикости, варварства и цивилизации. В конце XIX века историки-материалисты разделили историю общества на формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный). Под историческим пространством понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории. Под воздействием природно-географических факторов формируются быт народов, занятия, психология; складываются особенности социально-политической и культурной жизни. С глубокой древности возникло деление народов на западные и восточные. При этом имеется в виду общность исторической судьбы, общественной жизни этих народов.
Исторический факт — это реальное событие прошлого. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов. Конкретно-исторические факты мы получаем из исторических источников, но для получения исторической картины требуется выстроить факты в логическую цепочку и объяснить их.
Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация) определяются предметом истории. Теория — логическая схема, поясняющая
8
исторические факты. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы — варианты исторического процесса — и предлагают свое видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее.
По предметам изучения выделяются три теории изучения: религиозно-историческая, всемирно-историческая, локально-историческая.
Научная категория теория исторического процесса (или теория изучения) определяется предметом изучения и представляет собой логическую цепочку причинно-следственных связей, в которую вплетены конкретные факты истории. Теории являются стержнем всех исторических трудов независимо от времени их написания.
История России. История России — научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных государственных и общественных институтов.
Прошлое каждого народа уникально и неповторимо. В историческом развитии Российского государства следует выделить ряд определяющих факторов, к которым относятся географическое положение, влияние природно-климатических условий, геополитический фактор, специфика распространения религиозных учений (поликонфессиональ-ность), веротерпимость, многонациональный состав населения, вобравшего в себя различные традиции как Востока, так и Запада. Наконец, значительную роль в истории России играют особенности национального сознания россиян и специфика их ментальности (мировосприятия), а также традиции социальной организации — отсутствие жесткой структурированности общества и неразделенность, в отличие от Запада, интересов общества, государства и личности — соборность. Вместе с тем, это не означает отсутствие корпоративных интересов отдельных групп и слоев населения, особенно тесно связанных с обслуживанием институтов государственной власти и управления. С другой стороны, огромные пространства Российской державы, слабо заселенные разными по языку и обычаям племенами, плохо связанные друг с другом, могли управляться
9
только при помощи сильной централизованной власти. Без этого распад уникальной этнокультурной общности был бы предрешен.
Многочисленные исследователи в настоящее время продолжают осмысливать и переосмысливать историю России. В рамках данного учебного пособия курс истории России представлен в контексте всемирной истории, что позволяет проследить исторический путь страны в его своеобразии и одновременно с точки зрения принадлежности к мировому развитию, в условиях взаимодействия российского общества с различными цивилизациями.
Вопросы к разделу 1
Определите предмет истории. Раскройте понятия «историческое движение», «исторический факт», «теория исторического процесса».
В чем отличия западного и восточного типов цивилизации?
Укажите характерные черты глобальной и техногенной цивилизации.
Каково на ваш взгляд место России во всемирном историческом процессе? Какие факторы определяют историческое развитие российского общества?
studfiles.net
Самыгин, Сергей Иванович - История России : для студентов вузов
Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:author:иванов
Можно искать по нескольким полям одновременно:author:иванов title:исследование
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:исследование разработка
author:иванов title:разработка
оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:исследование OR разработка
author:иванов OR title:разработка
оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:исследование NOT разработка
author:иванов NOT title:разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":$исследование $развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:"исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.#исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:"исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.author:[Иванов TO Петров]
Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.author:{Иванов TO Петров}
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.search.rsl.ru
Ольга Бызова,Константин Гацунаев,М. Ефремова,А. Мурашев,Татьяна Пантелеева,Ю. Посвятенко,В. Фролов | История. Учебник | В учебнике в проблемно-хронологическом плане рассматриваются ключевые этапы становления и развития мирового сообщества и России, на конкретном историческом материале исследуются их основные… — НИУ МГСУ, (формат: Твердая бумажная, 464 стр.) Подробнее... | 2016 | 1132 | бумажная книга |
История. Учебник | В учебнике в проблемно-хронологическом плане рассматриваются ключевые этапы становления и развития мирового сообщества и России, на конкретном историческом материале исследуются их основные… — НИУ МГСУ, (формат: 60x84/16, 288 стр.) Подробнее... | 2016 | 728 | бумажная книга | |
Шевелев Владимир Николаевич, Самыгин Сергей Иванович, Самыгин Петр Сергеевич | История. Учебник | Освещаются основные этапы, важнейшие явления и события истории человечества. Раскрываются механизмы становления современной цивилизации. Дается синхронизированное изложение зарубежной и отечественной… — Кнорус, Среднее профессиональное образование Подробнее... | 2018 | 1092 | бумажная книга |
История. Учебник | В соответствии с государственным образовательным стандартом в учебном пособии излагается курс истории от первобытности до конца XX века. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в… — Феникс, (формат: 84x108/32, 496 стр.) Среднее профессиональное образование Подробнее... | 2015 | 225 | бумажная книга | |
История. Учебник | В соответствии с государственным образовательным стандартом в учебном пособии излагается курс истории от первобытности до конца XX века. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в… — Феникс, (формат: 84x108/32, 476 стр.) Среднее профессиональное образование Подробнее... | 2014 | 242 | бумажная книга | |
С. И. Самыгин, П. С. Самыгин, В. Н. Шевелев | История. Учебник | Освещаются основные этапы, важнейшие явления и события истории человечества. Раскрываются механизмы становления современной цивилизации. Дается синхронизированное изложение зарубежной и отечественной… — КноРус, (формат: 60x90/16, 306 стр.) Среднее профессиональное образование Подробнее... | 2016 | 652 | бумажная книга |
Самыгин П., Беликов К., Бережной С., Вдовеченков Е. и др. | История. Учебник | В соответствии с государственными образовательным стандартом в учебном пособии излагается курс истории. . Для студентов средних профессиональных учебных заведений.. . . . . . . . . . . . . — Феникс, (формат: Твердая глянцевая, 474 стр.) Подробнее... | 2014 | 292 | бумажная книга |
Самыгин С., Самыгин П., Шевелев В. | История. Учебник | Освещаются основные этапы, важнейшие явления и события истории человечества. Раскрываются механизмы становления современной цивилизации. Дается синхронизированное изложение зарубежной и отечественной… — КноРус, (формат: Твердая глянцевая, 312 стр.) Подробнее... | 2015 | 803 | бумажная книга |
Кузнецов И. | История: Учебник | В учебнике на основе российских и зарубежных изданий рассматриваются основыне вехи российской истории с IX по начало XXI в. Учебный материал излагается по главам в хронологическом порядке, а внутри… — Дашков и К, (формат: Твердая глянцевая, 576 стр.) Подробнее... | 2015 | 545 | бумажная книга |
История. Учебник | В соответствии с государственным образовательным стандартом в учебном пособии излагается курс истории от первобытности до конца XX века. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в… — ФЕНИКС, (формат: Твердая бумажная, 464 стр.) Среднее профессиональное образование Подробнее... | 2015 | 256 | бумажная книга | |
Самыгин С., Самыгин П., Шевелев В. | История. Учебник | Освещаются основные этапы, важнейшие явления и события истории человечества. Раскрываются механизмы становления современной цивилизации. Дается синхронизированное изложение зарубежной и отечественной… — КноРус, (формат: Твердая глянцевая, 306 стр.) Подробнее... | 2018 | 857 | бумажная книга |
Синова Ирина Владимировна, Тропов Игорь Анатольевич | История. Учебник для ВУЗов | Учебник по базовой дисциплине "История" подготовлен в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и охватывает период с… — Литера, (формат: 60x84/16, 288 стр.) Подробнее... | 2016 | 1092 | бумажная книга |
Синова И., Тропов И. | История. Учебник для вузов | Учебник по базовой дисциплине "История" подготовлен в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и охватывает период с… — Литера ИД, (формат: Твердая бумажная, 464 стр.) Подробнее... | 2016 | 1172 | бумажная книга |
Синова Ирина Владимировна, Тропов Игорь Анатольевич | История. Учебник для ВУЗов | Учебник по базовой дисциплине&171;История&187;подготовлен в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и охватывает… — ЛИТЕРА, (формат: Твердая бумажная, 464 стр.) Подробнее... | 2016 | 1078 | бумажная книга |
dic.academic.ru
Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.В.
Наличие в интернет-магазинах
Магазинов: 2, Цена: от 463 руб. посмотреть всеОписание книги
Освещаются основные этапы, важнейшие явления и события истории человечества. Раскрываются механизмы становления современной цивилизации. Дается синхронизированное изложение зарубежной и отечественной истории с древнейших времен и до наших дней. На фоне общих исторических закономерностей показаны особенности развития России. Учтены новейшие исторические исследования и разработки, появившиеся в последнее время в исторической науке. Соответствует ФГОС ВПО третьего поколения. Для учащихся средних профессиональных учебных заведений всех профилей.
Купить эту книгу можно в интернет-магазинах
Лабиринт - 463 руб. Читай-Город - 803 руб.Страница товара выбранного интернет-магазина откроется в новом табе
Поделиться ссылкой на книгу
Содержание книги
Глава 1. Вступление в историческое знаниеПредмет истории. Историческое знание и историческое познание. Концепции исторического развития. Периодизация истории. Цивилизационный подход в изучении историиРаздел IДревнейшая стадия истории человечества.Цивилизации Древнего мираГлава 2. Первобытный мир и переход к цивилизацииПериодизация и хронология древнейшей истории. Происхождение человека (антропогенез). Первобытное общество. Эпоха перехода к цивилизации. Происхождение государства и праваГлава 3. Ранние цивилизацииСтановление цивилизаций Древнего Востока. Цивилизация Двуречья. Египетская цивилизация. Древнеиндийская цивилизация Цивилизация Древнего Китая. Появление религий спасенияГлава 4. Античная цивилизацияАнтичная Греция. Сущность греческого полиса. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Александр Македонский и эллинизм. Древний Рим: этапы становления общества и государства. Хозяйственно-экономическая жизнь. Культурное наследие цивилизаций древностиРаздел II Цивилизации Востока и Запада в Средние векаГлава 5. Цивилизации Востока в Средние векаВосток в Средние века. Арабо-мусульманская цивилизация Индо-буддийская цивилизация в эпоху Средневековья. Китайско-конфуцианская цивилизация. Япония в Средние векаГлава 6. Становление и развитие западноевропейскойсредневековой цивилизацииКризис античной цивилизации. Cтановление христианской цивилизации: Западная Европа, Византия. Социально-политическое развитие. Церковь и власть. Западноевропейское общество Города. Крестовые походы. Пре одоление политической раздробленности и формирование национальных государств. Культура СредневековьяРаздел III История России с древнейших времен до конца XVII в.Глава 7. От Древней Руси к Московскому государствуВосточные славяне в VII-VIII вв. Рождение Киевской Руси. Крещение Руси. Культура и быт Древней Руси. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Держава Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие на Русь. Золотая Орда. Князь Александр Невский и борьба с иноземными захватчикамиГлава 8. От Руси к РоссииВозвышение Москвы. Иван III. Формирование органов центральной и местной власти. Россия в царствование Ивана Грозного Опричнина. Смута в России. Хозяйственно-экономическое развитие в первой половине XVII в. Становление элементов абсолютизма. Народные движения. Государство и церковь. Русская культура в ХIII-ХVII ввРаздел IV Становление индустриальной цивилизацииГлава 9. Страны Европы в XVI-XVIII ввМодернизация. Великие географические открытия. Образование колониальных империй. Переход ведущих стран к индустриальному обществу. Реформация и Контр реформация. Абсолютизм Открытия в науке и технике. Век ПросвещенияГлава 10. Революции XVI-XVIII вв. и их значениедля утверждения индустриального обществаРеволюция в Нидерландах. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. Война за независимость североамериканских колоний и образование США. Французская революция XVIII вРаздел V Россия в XVIII в.Глава 11. Россия в период реформ Петра IПредпосылки реформ. Особенности и содержание модернизационного процесса в России. Северная война и ее итоги. Культурный переворот петровского времениГлава 12. Эпоха дворцовых переворотов.Правление Екатерины IIПричины дворцовых переворотов. Смена правителей. Правление Елизаветы Петровны. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Реформы. Внешняя политика. Культура России в середине и второй половине XVIII вРаздел VI Европа, Восток, Россия в XIX в.Глава 13. Западная Европа и СШАСтановление индустриальной цивилизации. Социально-экономическое и политическое развитие Западной Европы и США. Культура XIX вГлава 14. Процессы модернизации в традиционныхобществах ВостокаТрадиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. Британская Индия. Китай. ЯпонияГлава 15. Россия в первой половине XIX столетияНачало правления Александра I. Отечественная война 1812 года Декабристы. Внутренняя и внешняя политика России в годы правления Николая I. Общественно-политическая мысльГлава 16. Россия в эпоху великих реформ Александра II.Пореформенная РоссияРеформы 60-70-х гг. XIX в. Пореформенная Россия. Общественно-политическое движение. Россия в системе международных отношений второй половины XIX в. Культура России в XIX вРаздел VII Россия и мир в первой половине XX в.Глава 17. Мир индустриальной цивилизации в 1900-1914 гг.Модернизация, научно-технический прогресс, массовое общество. Соединенные Штаты Америки. Великобритания. Франция ГерманияГлава 18. Россия в начале XX в. Первая мировая война.Общество: обострение противоречий и нарастание разрушительного потенциала. Русско-японская война. Первая российская революция. Начало парламентаризма. Аграрная реформа Столыпина. Начало Первой мировой войны. Ход военных действий в 1914-1916 гг. и роль Восточного фронта. Военные действия в 1917-1918 гг. и окончание войны. Февральская революция в России. Октябрь 1917 г.Глава 19. Мир в 1918-1939 гг.Формирование Версальско-Вашингтонской системы. Послевоенное развитие стран Западной Европы и США. Мировой экономической кризис. Восток в 1918-1939 гг.Глава 20. Советская Россия и Советский Союз в 1918-1941 гг.Гражданская война и политика "военного коммунизма". Образование СССР. Новая экономическая политика. "Социалистическая модернизация". Утверждение тоталитарного политического строя. Советский Союз в системе международных отношений Достижения и противоречия советской культурыГлава 21. Вторая мировая война. Великая ОтечественнаяНачало войны. Этапы и сражения Второй мировой войны. Великая Отечественная война: этапы и основные сражения. Разгром Японии. Итоги войныРаздел VIII Россия и мир во второй половине XX в. - первом десятилетии XXI в.Глава 22. Советский Союз в 50-80-е гг. XX в.:попытки реформ и нарастание кризисаПослевоенный Советский Союз. Попытка освободиться от наследия прошлого. Нарастание кризисных явлений. Перестройка Распад Советского СоюзаГлава 23. Российская ФедерацияСтановление новой российской государственности. Экономические реформы. Внутренняя и внешняя политика России в первое десятилетие ХХI вГлава 24. Мир во второй половине XX в. - первомдесятилетии XXI вФормирование постиндустриальной цивилизации. Глобализация. Страны третьего мира. Япония. Китай. Исламская революция в Иране. ТерроризмКраткая хронологическая таблицаГлоссарийЛитература для самостоятельного чтения
Об авторе
Самыгин П.С.Самыгин П.С. - 26 лет доктор социологических наук заведующий кафедрой в Ростовской экономической академии. Самыгин С.И.Самыгин Сергей Иванович родился в 1952 году. Профессор кафедры социологии и психологии. Действительный член Международной академии науки и практики организации производства. Работает в Ростовской государственной экономической академии. Специалист по проблемам социальной психологии, теории и практике межличностных коммуникаций, социологии молодежи, социологии и психологии управления. За последнее время вышло более 20 учебников и монографий, написанных при его участии.Последние поступления в рубрике "Разные учебники для ССУЗов"
Заболевания шейки матки у беременных П. С., Т. М.
В книге в соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра отражены особенности диагностики, лечения и мониторинга при фоновых и предраковых заболеваниях шейки матки во время беременности.... | |
Арифметика пародонтологии. Ручные инструменты Т. М.
Книга посвящена обзору современных ручных инструментов, применяемых в пародонтологии. Описаны их предназначения и различия. Рассмотрены правила и техника применения различных видов инструментов, показания и противопоказания к применению различных методик удаления зубных отложений.... | |
Основы фармакологии с рецептурой. Учебное пособие. Гриф МО РФ Астафьев В.А.
Содержит разделы общей рецептуры, общей и частной фармакологии. В пособие включены общие сведения о рецепте, основных лекарственных формах и правилах их выписывания в рецептах. Рассматриваются характеристики конкретных фармакологических групп и...... |
Если Вы задавались вопросами "где найти книгу в интернете?", "где купить книгу?" и "в каком книжном интернет-магазине нужная книга стоит дешевле?", то наш сайт именно для Вас. На сайте книжной поисковой системы Книгопоиск Вы можете узнать наличие книги Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.В., История. Учебник в интернет-магазинах. Также Вы можете перейти на страницу понравившегося интернет-магазина и купить книгу на сайте магазина. Учтите, что стоимость товара и его наличие в нашей поисковой системе и на сайте интернет-магазина книг может отличаться, в виду задержки обновления информации.
www.knigo-poisk.ru