Хронологическая таблица по истории таможни и таможенной политики. История таможни россии


История таможенной службы России История российской таможни

Описание презентации История таможенной службы России История российской таможни по слайдам

История таможенной службы России История таможенной службы России

История российской таможни начинается с конца X века, с первых упоминаний о торговых пошлинах,

История российской таможни начинается с конца X века, с первых упоминаний о торговых пошлинах, которыми были обложены в древнерусском государстве предметы потребления на пути их следования от производителя к потребителю. Самая древняя из них — Мыт или Мыто, упоминаемая в Русской правде Ярослава Мудрого (XI век). Она взималась с купцов, проезжающих с товаром по сухопутным и водным путям сообщения. Происходил сбор пошлины на заставах ‘мытниками’ или ‘мытчиками’. Сборщики мыта — предшественники таможенников, а заставы- таможен. От мыта до тамги

В середине XIII века монголо-татары вводят свою пошлину - тамгу. Тамга (с тюркского) означаетВ середине XIII века монголо-татары вводят свою пошлину — тамгу. Тамга (с тюркского) означает знак собственности, клеймо или печать. Поначалу тамга бралась, когда при продаже требовалось приложение клейма (печати) князи или наместника. Постепенно тамга превратилась в одну из наиболее доходных пошлин, взимаемых со стоимости товара. Со временем название ее перешло на все сборы, получившие наименование таможенных, и на место их сбора, таможню.

 В середине XVII века в царствование Алексея Михайловича были приняты Торговый устав (25 В середине XVII века в царствование Алексея Михайловича были приняты Торговый устав (25 октября 1653 года), Уставная таможенная грамота (1654 год) и Новоторговый устав (1667 год). Эти документы стали началом реформ в российской таможенной системе, в то время самой запутанной и архаичной.

В XVII веке таможнями управляли таможенный головы и их помощники-целовальники, называемые так потому,

В XVII веке таможнями управляли таможенный головы и их помощники-целовальники, называемые так потому, что при вступлении в должность они целовали крест и приносили присягу служить верно. Помимо целовальников процедуру таможенного оформления помогали осуществлять работавшие по найму дьяки и подьячие, в обязанности которых входило записывать в таможенные книги данные о товарах и их обложении. Таможенные головы выбирались из первостатейных купцов и служили бесплатно. ГОЛОВЫ И ЦЕЛОВАЛЬНИКИ

 Целовальников выбирали из торгового посадского населения. Как голове, так и целовальникам, строго Целовальников выбирали из торгового посадского населения. Как голове, так и целовальникам, строго запрещалось производить какие-либо торговые операции. За превышение сумм сборов головы получали награду, а если доходы таможни по вине управляющих уменьшались по сравнению с прошлыми годами, с головы и целовальников взыскивали недочет. В случае важных злоупотреблений головы подвергались и более строгому наказанию- битью кнутом, а то и ‘смертной казнью без всякой пощады’.

 В царствование Петра I изменилось название управляющих таможен. С 1700 года они начинают В царствование Петра I изменилось название управляющих таможен. С 1700 года они начинают называться таможенными бурмистрами, а с 1720 года — В 1753 -1757 годы вновь была проведена таможенная реформа, завершившаяся перестройку таможенной системы в России. Начало ей положил Манифест от 20 декабря 1753 года. Купцам на содержание

Для надзора над купцами учредили «Главную над таможенными сборами канцелярию» , а с

Для надзора над купцами учредили «Главную над таможенными сборами канцелярию» , а с 1789 года надзор был возложен на Таможенные экспедиции казенных палат. 15 ноября 1796 года была восстановлена деятельность Коммерц-коллегии, и таможни переподчинили ей. Министр коммерции стал главным начальником всех таможенных учреждений России.

Контрабанда являлась в середине XIX века одним из широко поставленных способов торговли. В рядеКонтрабанда являлась в середине XIX века одним из широко поставленных способов торговли. В ряде мест она велась почти явно, например, в Бродах — на границе с Австрией или в Мемеле — на границе с Пруссией, где открыто существовали компании, которые за умеренную плату страховали контрабандные грузы. Характерным является пример, когда в 1831 году на северо-западной границе в районе Паланген была задержана контрабанда на сумму 48, 281 рубль. Слух о задержании такой дорогой партии контрабанды дошел до Николая I, и он пожелал лично осмотреть груз. Увиденное так потрясло царя, что с этого времени он стал постоянно интересоваться охраной границ, требуя усиленной борьбы с контрабандой. Фантазии контрабандистов

CCCР и таможня В декабре 1921 года был принят закон о борьбе сCCCР и таможня В декабре 1921 года был принят закон о борьбе с контрабандой, в соответствии с которым при ВЧК начала работать Центральная комиссия по борьбе с контрабандой под председательст вом Реввоенсовета. В комиссии активно участвовали таможенные органы.

Таможенный устав СССР 1924 года Это первый кодифицированный акт по таможенному делу, окончательно закрепивший

Таможенный устав СССР 1924 года Это первый кодифицированный акт по таможенному делу, окончательно закрепивший сформировавшуюся систему таможенного управления. Главной задачей таможенных органов стал контроль за экспортно-импортными операциями в рамках государственной монополии внешней торговли.

Современная таможня 25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР образован Государственный таможенный комитетСовременная таможня 25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР образован Государственный таможенный комитет России.

История создания формы таможенников Официально российский таможенный мундир был высочайше утвержден 23 августа 1827История создания формы таможенников Официально российский таможенный мундир был высочайше утвержден 23 августа 1827 года в Положении о мундирах для таможенных чиновников.

Очень бурно таможенная униформа стала изменяться после революционных событий 1917 года. Таможенная служба осталасьОчень бурно таможенная униформа стала изменяться после революционных событий 1917 года. Таможенная служба осталась одной из немногих организаций, которая при смене государственного строя и полном изменения государственной символики смогла сохранить за собой традиционный символ – перекрещенные жезлы Меркурия.

1924 год. В 1924 году после окончания гражданской войны была проведена общая реформа обмундирования.1924 год. В 1924 году после окончания гражданской войны была проведена общая реформа обмундирования. Именно тогда появилась и первая советская официально утвержденная таможенная форма. Носить ее имели право сотрудники главного таможенного управления (ГТУ). По своему покрою она была военно-унифицированн ой и очень напоминала форму сотрудников ОГПУ.

1943 год С 1943 года в связи с общей реформой обмундирования форма одежды сотрудников

1943 год С 1943 года в связи с общей реформой обмундирования форма одежды сотрудников таможенных органов вновь была изменена. Новая форма ориентировалась на образцы эпохи Императора Александра III. В едином стиле были разработаны эмблемы, используемые в таможне, Наркомате юстиции, Наркомате иностранных дел и Наркомате путей сообщения.

Новое серьезное изменение в таможенной форме последовало в 1946 году. Тогда был существенноНовое серьезное изменение в таможенной форме последовало в 1946 году. Тогда был существенно расширен список предметом обмундирования таможенников, введены такие элементы как летнее и зимнее нательное белье, носки, чулки, брюки-бриджи, свитеры. Введенный новый форменный китель черного цвета предусматривал подшивку белого подворотничка. Впервые форма одежды таможенников была разделена на повседневную и парадную. Кокарда на головные уборы уже не имела на себе перекрещенных кадуцеев, а только Герб СССР.

Существенное сокращение форменной одежды Количество предметов, входящих в набор форменной одежды было существенно сокращеноСущественное сокращение форменной одежды Количество предметов, входящих в набор форменной одежды было существенно сокращено в 1964 году. При этом цвет одежды был определен как темно-серый. С рукавов пиджаков исчезли нарукавные ромбы и обшлага. Таможенаая форма того периода (1960 -е – 1970 -е года) была достаточно обезличена и зачастую сотрудников таможни путали с лесниками и железнодорожниками.

12 февраля 1986 год 12 февраля 1986 года было утверждено Главное управление Государственного12 февраля 1986 год 12 февраля 1986 года было утверждено Главное управление Государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР. Таким образом, таможенное ведомство было выведено из юрисдикции Министерства Внешней торговли СССР. Соответственно изменения были внесены и в форменную одежду сотрудников таможенных органов. Новая форма описывалась специальным документом, утвержденном 30 марта 1987 года. Основным отличием от предыдущих вариантов было введение поперечных погонов (контрпогонов) с десятиконечными звездами нового типа. Также были введены новые эмблемы на воротник и для головного убора. Цвет новой формы стал серо-голубой.

Создание Государственного Таможенного комитета российской Федерации Государственный Таможенный комитет российской Федерации был создан 25

Создание Государственного Таможенного комитета российской Федерации Государственный Таможенный комитет российской Федерации был создан 25 октября 1991 года указом Президента Российской Федерации. Через год, 10 ноября 1992 года утверждены и новые правила ношения форменной одежды. Для должностных лиц таможенных органов российской Федерации предусматривалось четыре вида форменной одежды: представительская, повседневная, оперативно-служебная и специальная. Эстетика формы была приближена к образцам форменной одежды представителей правоохранительных органов – Министерства безопасности и Министерства Внутренних дел.

present5.com

Лекция 1. История таможенного дела россии

План лекции:

1. Возникновение таможенного дела.

2. Советский период развития таможенного дела.

3. Постсоветский этап развития таможенного дела.

4. Перспективы развития таможенного дела в России.

1. Возникновение таможенного дела.

В настоящее время, в эпоху коренных изменений в экономике России, либерализации внешнеэкономической деятельности и восстановления функции таможни как регулятора внешнеэкономических связей изучение таможенно-правовых отношений как предмета и в целом таможенного дела как объекта правового регулирования отрасли таможенного права следует проводить не только на основе произошедших в последнее десятилетие глобальных перемен в этой сфере, но и опираясь на многовековой опыт и традиции российской таможни в ее далеком прошлом

История возникновения и развития таможенного дела тесно связана с историй возникновения и развития конкретного государства. В свое время по этому поводу К. Лодыженский писал: «Внутренняя история народа не может быть признана всестороннею и полною, если в ней не затрагивается вопрос о последовательном ходе изменений, которым подвергалась его таможенная политика, в связи с причинами, вызывавшими такие перемены»1.

Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его зарождения определить вряд ли возможно, но, как утверждают историки, уже в Ш веке до н. э. в городе Тарифа (в нынешней Андалузии), в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его единицы измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины была названа в честь города — «тариф». С тех пор таможенный тариф стал для государства одним из важнейщих инструментов пополнения казны (а ныне — государственного бюджета).

В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунк­тах и на перекрестках древних торговых путей, от возникновения там сборных торговых или так называемых «гостиных» мест, пунктов промышленного обмена, пере­валки и складирования товаров. Их появление историки относят к VIII веку. В Киевской Руси среди многочисленных сборов и пошлин были распространены «осмничее» и «мыт» — сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, либо за покровительство, оказываемое купцам.

Большое влияние на развитие таможенного дела в России оказали монголо-татарские завоеватели. В этот период в оборот вошло тюркское слово «тамга», т. е. пошлина, от которой произошли слова «тамжить», т. е. взыскивать пошлину, «таможня» — место на ярмарке или рынке, где тамжили товар, ну и, естественно, «таможенник» — служилый человек, взымавший тамгу.

Картины развития таможенного дела в Киевской Руси и других государствах во многом сходны. Его основная цель и направленность всегда была в удовлетворении потребностей государственной казны посредством взимания торговых пошлин и сборов и в регулировании внешнеторговых связей. А по мере того, как складывалось само понятие торговых пошлин и сопутствующих им торговых сборов за право купли-продажи товаров, формировались обычаи, правила и процедуры их взимания или невзимания (т. е. формировались таможенные правила), создавалась и развивалась таможенная служба, обустраивались таможни. Со временем все эти меры получили свое организационное, правовое и дипломатическое (международно-правовое) закрепление.

Содержание и сущность таможенного дела, появившегося вместе с государством и развивающегося вместе с ним, по мнению авторов, занимающихся историей этого вопроса, определяется соответствующим историческим типом государства, его общественным строем или типом общественно-экономических формаций. На этом основана, например, периодизации истории таможенного дела, разработанная Ю.Г. Кисловским, который исторический отрезок времени с V в. до 2003 г. разделяет на 11 периодов, причем 8-й период (XIX в.) он подразделяет на три этапа, 10-й период (1921—1991 гг.) — на четыре и 11-й период (октябрь 1991 г. — 2003 г.) — фактически на три этапа.

Анализ законодательства и юридической литературы позволил нам выделить три этапа возникновения и развития таможенного дела в России. Первый этап, поименованный как досоветский, охватывает период с X в. до октября 1917 г., второй этап (советский) — с октября 1917 г. и по 1991 г., третий этап (постсоветский) — с 1991 г. и до настоящего времени).

Возникновение таможенного дела во многом предопределено возникновением торговли, поэтому вопросы их истории рассматриваются параллельно.

Кроме того, более чем тысячелетняя история возникновения и развития государственности является одновременно и историей возникновения и развития таможенного дела.

Договоры русских князей с Византией, заключенные в начале X в., положили начало возникновению таможенного дела. Установление торговых отношений потребовало выработки определенных правил при перемещении товаров через границы различных государств, а также обеспечения безопасности участников торговых операций. Иначе говоря, наметился переход от политики разбоя к таможенному делу в торговле. Как пишет И.М. Кулишер, «из грабежей, совершаемых вместо взимания таможенных сборов или в связи с ними видно лучше всего, что эти сборы возникли из грабежа и лишь постепенно заменили его. Отсюда и возникло впоследствии общее правило, что имущество проезжающего, отказывающего уплатить причитающиеся с него сборы, подвергается конфискации. Совершается переход от грабежа к взиманию определенных сборов очень медленно». Этот процесс продолжался в течение длительного периода времени вплоть до XV в.

Торговля в то время осуществлялась в ущерб русскому купечеству. Иностранный торг получил монополию. Иностранным купцам выдавались так называемые тарханные грамоты, которые освобождали их владельцев от различных сборов и податей при осуществлении торговых операций.

Таможня, став неотъемлемым атрибутом внутренней и внешней торговли, посредством своей деятельности всегда оказывала мощное влияние и на формирование благоприятного торгово-экономического режима в стране. Тем самым она обеспечивала животворное воздействие торговли на политическую, экономическую и социальную сферы общественной жизни, в том числе на становление общероссийского рынка, включение его в сферу межгосударственного обмена. Прогрессивные по своему характеру эти процессы со временем превратились в один из решающих факторов утверждения русской государственности, объединения удельно-княжеской Руси вокруг Москвы, создания централизованного российского государства, установления и развития его международных связей.

В начале XVI века, когда завершилось создание Московского государства, предпринимаются первые попытки унификации сбора пошлин с товаров. В грамоте таможенникам г. Дмитрова 1521 г. содержались отдельные правовые нормы и о порядке сбора пошлин с некоторых товаров. Позже, в Таможенной Новгородской грамоте о сборе пошлин от 17 марта 1571 г., наряду с росписями о ставках пошлин с товаров, впервые было отражено требование о ведении таможенных книг. Постепенно складывалось таможенное законодательство и упорядочивались процедуры его применения.

По мере становления и развития в России централизованного государства развивалась и его таможенная охрана (прототип современных таможенных органов), основной задачей которой являлся сбор пошлин для пополнения государственной казны.

Очень многое для таможенного дела было сделано в царствование царя Алексея Михайловича. 25 октября 1653 г. был принят Указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием поскольку взято и с каких товаров». Этот нормативный правовой акт иногда называют «Торговым уставом» и рассматривают его в качестве первого русского таможенного тарифа, хотя слово «тариф» в то время в русском языке еще не употреблялось.

22 апреля 1667 г. был принят Новоторговый устав царя Алексея Михайловича (иное наименование — Новоуказные торговые статьи 7175 г.). Новоторговый устав включал в себя постановления относительно ввоза товаров, размеров внешних и внутренних сборов, относительно устройства таможен, таможенных обязанностей и пр., а поэтому часто его рассматривают и как первый таможенный тариф, и как первый таможенный устав русского государства. По отношению к внешней торговле по Новоторговому уставу была допущена почти полная свобода.

Допущение свободного привоза заграничных товаров в Россию при царе Алексее Михайловиче, по мнению К. Лодыженского, объяснялось двумя причинами. Во-первых, русское правительство было заинтересовано в том, чтобы торговые обороты России с Западной Европой производились беспрерывно и были как можно обширнее, что позволяло России получать необходимые драгоценные металлы. Во-вторых, важнейшие преобразования, предпринятые в царствование «тишайшего» царя Алексея Михайловича, были вызваны давлением со стороны народа. Идея свободного допущения иностранных товаров на русские рынки приветствовалась основными слоями населения.

Однако постепенно доктрина свободного перемещения товаров была заменена протекционизмом, теоретически обоснованным в сочинениях Ивана Посошкова и законодательно закрепленным в царствование Петра Великого. С 1717 г. издается ряд указов экономического характера, касавшихся народного труда, а именно возбуждения частной инициативы и предпринимательства.

К середине ХVII века таможни имелись практически во всех городах и иных крупных поселениях, а в больших городах (в Москве и др.) их было по нескольку. Формирование таможен и их укомплектование служилыми людьми (таможенниками) в то время осуществлялось двумя способами.

Первый способ именовался «верным» способом исходя из того, что таможенная служба строилась на безвозмездной основе — «служба на веру»: к выполнению обязанностей на таможне привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, они принимали присягу и на безвозмездной основе в течение определенного срока отбывали повинность. Возглавляли таможни так называемые «таможенные головы» - представители купечества, назначаемые на должность царским указом. Суть деятельности таких таможен сводилась к следующему: намечалась определенная сумма пошлин к сбору за год и если по итогам г. суммы собранных пошлин превышали ранее намеченную величину, то таможенные головы и иные служилые люди поощрялись.

Вторым способом формирования таможен и сбора пошлин в те времена была «сдача таможен на откуп»: заинтересованное лицо заранее вносило в государственную казну определенную сумму денег, равную среднему сбору таможенных пошлин за несколько прошедших лет, получало за это «таможню на откуп» и далее в течение г. собирало все пошлины в свою пользу, формируя при этом штат таможни на свое усмотрение.

Какой из этих способов пополнения казны за счет таможенных пошлин был более приемлемым и эффективным, сказать однозначно трудно. В обоих способах были и свои плюсы, и свои минусы.

Бурное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому способствовало бурное развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства, открывшие путь русским товарам в Европу. Таможенная политика Петра Великого, помимо позитивной, имела и негативную сторону. В частности, реформа осуществлялась непоследовательно и поэтому часто не достигала тех целей, на достижение которых она была рассчитана. Вероятно, это одна из причин фактического забвения реформы таможенного дела Петра Великого его последователями.

Активизировалось развитие внешней торговли, в чем немалую роль сыграл таможенный тариф 1724 г. Таможенная политика России тогда носила явную протекционистскую направленность. Высокими таможенными пошлинами (до 75 % с цены) облагались товары, производство которых в России было уже освоено или налаживалось (это железо, парусина, шелк, воск, сухие кожи и др.). На товары, не произво­димые в стране, пошлина была умеренная (от 4 до 10 %), вывозимые товары облагались пошлиной всего в 3 %, за исключением промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик, вывоз которых был практически запрещен.

20 декабря 1753 г. Высочайшим манифестом был принят тариф, которым отменялись внутренние таможенные пошлины. Как писал К. Лодыженский, «со времени объявления Ништадского мира ни одно событие не возбуждало такого восторга. Опубликование Манифеста 20 декабря сопровождалось великолепным фейерверком, иллюминацией и т.п.».

Свидетельств влияния российской таможенной политики на международные отношения, международную торговлю очень много. Впечатляет исторический факт о том, что Наполеон избрал в качестве повода для вторжения в Россию принятый ей в 1811 г. таможенный тариф, сорвавший, по существу, установленную им экономическую блокаду Англии.

Период в истории таможенного дела с конца царствования Екатерины II вплоть до 1822 г. характеризовался сильным влиянием политических отношений между Российской империей и различными европейскими государствами. С принятием тарифа в 1822 г. этот период закончился.

Период истории таможенного дела с 1822 по 1842 г. можно характеризовать как строго охранительный. В этот период на таможенную политику в значительной мере оказывал влияние министр финансов Российской империи граф Е.Ф. Канкрин. О роли этого известного политического и общественного деятеля К. Лодыженский писал: «Нельзя не пожалеть, что у нас не существует полного собрания сочинений и записок знаменитого министра. Помимо научного и исторического значения, его труды представляют интерес и в том смысле, что, относясь к недавнему, сравнительно, прошлому, они содержат в себе много указаний, которые и для настоящего времени могли бы иметь известное практическое значение».

После выхода в отставку графа Е.Ф. Канкрина в 1843 г. таможенная политика постепенно стала переходить от строго охранительной системы к более умеренному протекционизму. Теоретическое обоснование этого процесса было дано известным экономистом Л.В. Тенгеборским. Это подтверждается последовательно принимавшимися тарифами 1857, 1864 и 1868 гг.

Тариф 1891 г. известен тем, что он разрабатывался при непосредственном участии известного русского ученого Д. И. Менделеева, поэтому данный тариф иногда именуют «менделеевским». В нем получил закрепление принцип покровительства всем последовательным стадиям производства

Немало в истории и так называемых «таможенных войн». Примером могут служить взаимоотношения России и Германии в период 1893-1894 гг., когда в течении полугода эти страны в отношении друг друга трижды поднимали ставки ввозных таможенных пошлин. Причиной этого послужило непредоставление Германией льгот для ввоза и транзита русских товаров.

При всей сложности и противоречивости исторического пути российской таможни опыт его свидетельствует о том, что таможенное дело, таможенная политика в России сложились как важнейшая сфера экономической политики государства, инструмент регулирования внешней торговли и защиты национальных интересов.

Завершая рассмотрение досоветского этапа приведем периодизацию истории таможенного дела, разработанную авторами уже упоминавшихся выше публикаций Ю.Г. Кисловским, И.М. Кулишером, Н.Н. Шапошниковым:

  • второй период (XVI — начало XVIII в.) — развитие внешней торговли, усиление роли государства в сфере внешнеэкономической деятельности;

  • третий период (XVIII в.) — таможенное дело при Петре Великом и Екатерине II;

  • четвертый период (начало XIX в. — 60-е гг. XIX в.) — таможенное дело переходного периода от феодализма к капитализму, реформаторская деятельность Е.Ф. Канкрина и Л.В. Тенгеборского;

  • пятый период (60-е гг. XIX в. — 1917 г.) — таможенное дело при капитализме.

studfiles.net

Хронологическая таблица по истории таможни и таможенной политики

Хронологическая таблица по истории таможни и таможенной политики

X в. – предположительное время возникновения таможенного дела в Киевской Руси.

944 г. – заключен Русско-Византийский договор.

1191 – 1192 гг. – торговый договор Новгорода с Готландом. В договоре устанавливалось, что никакой конфликт, возникший в торговых делах немцев в Новгороде или новгородцев «в немцах», не должен был становиться поводом для конфискации товаров («рубежа не творите») или для прекращения торговли. Договор предписывал представлять иск только виновному лицу, не наказывая всех немецких или новгородских купцов в случае нарушения одним из них правил торговли.

1192 г. – купцы из немецких городов, составившие на Готланде торговое общество (Товарищество купцов Римской Империи, посещающих Готланд), открыли в Новгороде немецкий двор с церковью св. Петра.

1229 г. – заключен Торговый договор между смоленским князем Мстиславом Давидовичем, с одной стороны, и целым рядом ливонских северогерманских и фризских городов (в их числе Рига, Любек, Сест, Мюнстер, Гронинген, Дортмунд, Бремен), с другой стороны.

1259 г. – Любек (с 1226 г. свободный город), Вимар, Росток заключили первый договор для борьбы с пиратами.

1262 – 1263 гг. – заключен договор между Александром Невским и немцами.

1270 г. – орденские власти объявили закрытым путь по Западной Двине из-за якобы постоянно совершавшихся ограблений немецких купцов русскими.

1277 г. – орден пытался ограничить торговлю немцев пределами Ливонии, запретив им посещать русские рынки. Одновременно происходило усиление влияния Западной Орды на Смоленск, что тоже создавало затруднения в торговле.

Конец XIII в. – Витебский князь Михаил Константинович запретил немцам торговать в своем княжестве с приезжими купцами.

Примерно 1300 г. – было заключено специальное соглашение относительно весов и весового сбора, где речь шла о воске, олове, меди, хмеле.

1323 г. – при посредничестве ганзейских купцов впервые был заключен мирный договор между Швецией и Новгородом – Ореховый мир, который завершил 30-летний период военных действий.

1346 г. – ганзейский съезд принял решение о том, чтобы все товары, предназначенные для Новгорода, привозились сначала в ливонские порты Ригу, Ревель и Пернау. Запрещалась доставка товаров в Новгород через Пруссию, Курляндию или Швецию по суше.

1348 г. – Новгород отказался от права посылать в Псков посадника и вызывать псковичей на суд гражданский и церковный. Псков обрел самостоятельность и стал называться «младшим братом» Новгорода.

1356 г. – первый общеганзейский съезд.

1368 г. и 1375 г. – взаимные договорные грамоты между великим князем Дмитрием Ивановичем Московским с великим князем Михаилом Александровичем Тверским.

1380 г. – договорные грамоты между Новгородом и Москвой.

1382 – договорные грамоты между Москвой и Рязанью.

1382 г. – взаимные договорные грамоты между великим князем Дмитрием Ивановичем Московским с великим князем Олегом Ивановичем Рязанским.

1395 г. – Смоленск был завоеван литовским князем Витовтом.

1396 г. – договорные грамоты между Москвой и Тверью.

1402 г. – взаимные договорные грамоты между великим князем Дмитрием Ивановичем Московским с великим князем Федором Олеговичем Рязанским.

1405 г. – литовские власти запретили немецким купцам в Полоцке торговать с новгородцами и москвичами.

1407 г. – половчане заключили договор с рижанами о свободной торговле между обоими городами.

XIV – XV вв. – зона торговой деятельности ганзейцев была сужена до пределов самого Новгорода, а в 1416 г. и розничная их торговля по решению вечевого схода была запрещена.

1421 г. – заключен договор между Новгородом и Орденом, который обеспечивал новгородским купцам «путь чист» для торговли в земле и в городах магистра с правом покупки и продажи товаров «без вывета и без рубежа» (без исключения и без препятствий).

1423 г. – новгородцы и ганзейцы пришли к соглашению, и немцам было дозволено самостоятельно транспортировать грузы небольшого размера.

1423, 1434, 1436, 1450, 1466, 1472 гг. – мирные соглашения, на основании которых ганзейцы брали на себя обязательство оберегать новгородских купцов как своих собственных, давать им «чистый путь горою и водою» и «управу» по всем «обидным делам» (аналогичные обязательства принимала на себя и русская сторона).

1448 г. – после войны Новгорода с Ордером 1443 – 1448 гг. между сторонами был заключен договор, который свидетельствовал о значительном месте торговли в общем комплексе русско-ливонских отношений.

1451 г. – взаимные договорные грамоты между великим князем Василием Васильевичем Московским с великим князем Борисом Александровичем Тверским.

1478 г. – немецкие купцы подверглись аресту.

1481 г. – заключен мирный договор между Новгородом (фактически Московским государством) и Ливонией.

1487 г. – заключен договор между Новгородом и Ганзой о прежних торговых отношениях.

1489 г. – ганзейские купцы обязаны были отдавать в переплав новгородским денежникам ввозимое серебро. При этом «на них перекладывались убытки от передела низкопробного серебра (так называемый «угар»), от которого раньше страдали новгородцы.

1494 г. – Иван III закрыл ганзейский торговый двор в Новгороде и отменил все прежние привилегии ганзейских купцов на русской территории.

1496 г. – договорные грамоты между великим князем Иваном Васильевичем Рязанским с младшим братом князем Федором Васильевичем.

Во второй половине XIV века – Смоленск стал подпадать под влияние Литвы, а постоянные войны с немцами подорвали его торговлю.

1510 г. – Псков подчиняется Москве.

1595 г. (18 мая) – заключен Тявзинский мирный договор России со Швецией.

XVI век – появление «таможенных грамот» – законодательных актов Московского государства. Осуществление принудительного набора на таможенную службу представителей купечества, которые становились «таможенными головами» и управляли таможнями.

1617 г. – заключен Столбовский мир.

1649 г. – принятие Соборного уложения, запретившего иностранцам торговать в пределах Московского государства (кроме Архангельска).

1653 г. – введение Торгового устава, заменившего многочисленные российские таможенные сборы единой «рублевой пошлины».

1654 г. – принятие Уставной грамоты. Отмена откупного порядка взимания таможенных сборов.

1661 г. – Кардисский мир. Алексей Михайлович подтвердил привилегию подданных шведского короля свободно торговать во всех пограничных и внутренних городах.

1667 г. – введение Новоторгового устава, представлявшего собой первый российский таможенный тариф.

1681 г. – «по случаю оказавшихся больших недоимок» откупы вновь возрождаются и снова широко применяются в первой половине XVIII столетия, вплоть до самого момента упразднения внутренних таможен и таможенных сборов.

1699 г. – передача управления таможнями в руки таможенных бурмистров.

1712 г. – восстановление откупной системы взимания таможенных сборов по сухопутной границе России.

1718 г. – сосредоточение непосредственного руководства таможенным делом страны в Коммерц-коллегии.

1720 г. – передача управленческих функций таможенных бурмистров оберцольнерам (чиновникам).

1721 г. – подтверждение откупного содержания всех таможен по сухопутной границе.

1724 г. – утверждение протекционистского таможенного тарифа, заменившего Новоторговый устав 1667 г.

1726 г. – начало понижения тарифных ставок.

1729 г. – издание вексельного устава. Начало формирования национальной таможенной статистики.

1731 г. – принятие Морского пошлинного регламента, или устава.

1731 г. – принятие нового таможенного тарифа. Отмена покровительственной системы Петра I.

1741 г. – спуск на воду первой таможенной «яхты-служителя».

1753 – 1754 гг. – отмена внутренних таможенных пошлин и всех «мелочных сборов». Введение единообразной таможенной пошлины, взимавшей со всех ввозимых товаров.

1754 г. – учреждение Корпуса пограничной стражи и института таможенных объездчиков.

1757 г. – утверждение протекционистского таможенного тарифа.

1758 г. – частичная передача таможен на откупное содержание.

1762 г. – окончательная отмена откупной системы в таможенном деле. Восстановление таможен в казенном управлении. Учреждение Главной над таможенными сборами канцелярии.

1 марта 1767 г. – введение умеренного таможенного тарифа.

27 сентября 1782 г. – подписание Екатериной II именного указа «Об учреждении особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров». Учреждение таможенной пограничной стражи в западных пограничных губерниях.

27 сентября 1782 г. – утверждение либерального таможенного тарифа, отвечавшего духу физиократизма и свободной торговли.

Середина 1789 г. – издание указа о запрещении привоза в Россию товаров через сухопутные таможни по западной границе.

8 апреля 1793 г. – подписание Манифеста, нацеленного на разрыв экономических отношений с Францией.

14 сентября 1795 г. – утверждение таможенного тарифа умеренно протекционистской направленности и его введение в 1797 г. Подверженность таможенной политики России внешнеполитическим обстоятельствам.

8 сентября 1802 г. – принят Высочайший манифест об учреждении министерств. Таможенные учреждения остались в составе Министерства коммерции.

1810 г. – разработка специальной таможенной комиссией под руководством М. М. Сперанского запретительного таможенного тарифа.

1811 г. – утверждение «Положения об устройстве военной стражи на границах западных губерний».

25 июня 1811 г. – подписан манифест о новом учреждении министерства.

1819 г. – принятие нового Таможенного устава.

1819 г. – принятие таможенного тарифа, снявшего все запреты на импорт и экспорт товаров.

1822 г. – утверждение фискально-запретительного таможенного тарифа.

1827 г. – принятие «Положения об устройстве пограничной таможенной стражи». Реорганизация погранично-таможенной службы. Сосредоточение непосредственного руководства таможенным делом России в Департаменте внешней торговли Министерства финансов.

1844 г. – начало движения за отмену вывозных и снижение ввозных пошлин.

13 октября 1850 г. – утверждение нового таможенного тарифа, положившего начало умеренно-протекционистскому этапу таможенной политики.

1857 г. – принятие нового Таможенного устава. Создание единой системы таможенных органов.

25 апреля 1857 г. – утверждение нового таможенного тарифа. Очередная уступка в пользу свободной торговли.

1864 г. – реорганизация Департамента внешней торговли Министерства финансов в Департамент таможенных сборов МФ.

3 июня 1868 г. – утверждение нового таможенного тарифа, отвечавшего в целом принципам «свободной торговли».

1 января 1877 г. – введение порядка уплаты таможенных платежей золотом. Усиление меркантильно-фискальной и фискально-протекционистской направленности таможенной политики.

1877 г. – установление пошлины на привозной хлопок.

1880 г. – введение дополнительного 10% сбора всех ввозимых товаров.

11 июня 1891 г. – утверждение протекционистского таможенного тарифа.

1892 г. – принятие нового Таможенного устава.

1893 г. – принятие закона о «двойном таможенном тарифе».

1893 г. – русско-германская «таможенная война».

1894 г. – подписание Россией и Германией торгового договора сроком на 10 лет. Отказ от принципа таможенно-тарифной автономии. Принятие «конвенционного тарифа».

1900 г. – значительное повышение пошлин более чем по 100 статьям тарифа 1891 г.

1903 г. – издание последнего в дореволюционной истории общего таможенного тарифа.

15 июля 1904 г. – заключение дополнительной конвенции к русско-германскому торговому договору 1894 г.

1904 г. – принятие нового Таможенного устава.

16 февраля 1906 г. – введение в действие тарифа 1903 г.

1910 г. – принятие нового Таможенного устава.

1914 г. – прекращение деятельности таможенных учреждений в связи с войной и потерей ряда приграничных территорий.

Сентябрь 1917 г. – создание съездом таможенных служащих России ЦК профсоюза таможенных работников.

28 декабря 1917 г. – Постановление ВСНХ о запрещении привоза в Россию предметов роскоши.

29 декабря 1917 г. – Постановление СНК о разрешениях на ввоз и вывоз товаров. Постановлением введена разрешительно-запретительная система внешней торговли. Согласно постановлению, ввоз и вывоз товаров впредь до окончательной организации подотдела международной и экономической политики при ВСНХ разрешаются исключительно отделом внешней торговли Народного комиссариата торговли и промышленности (НКТиП). «Вывоз и ввоз товаров без таковых разрешений признается контрабандой и будет преследоваться по всей строгости законов Республики».

Начало 1918 г. – возобновление работы Департамента таможенных сборов при Наркомате финансов.

22 апреля 1918 г. – В. И. Лениным был подписан Декрет о национализации внешней торговли. Введение этим декретом монополии государства на осуществление внешнеторговых операций явилось новым фактором в торгово-экономических отношениях между РСФСР и иностранными государствами. Непосредственным участником крупных торговых сделок с иностранными фирмами стал выступать Народный комиссариат торговли и промышленности. В 1918 г. Советская страна вела товарообменные операции с девятью государствами и продолжала прилагать усилия для дальнейшего расширения своих внешнеэкономических связей.

31 марта 1918 г. – учреждена Комиссия внешней торговли при Комитете хозяйственной политики ВСНХ. В ее состав вошли В. И. Ленин, Г. И. Ломов, В. П. Милютин, М. Г. Вронский и др. Все рекомендации комиссии подлежали утверждению Советом народных комиссаров.

Март 1918 г. – подписано постановление НКФ РСФСР о порядке вывоза денег и ценностей за границу. Вывоз денег разрешен в сумме не более 500 руб. и драгоценных вещей весом не более 16 золотников на одно лицо.

22 апреля 1918 г. – подписан Декрет СНК о национализации внешней торговли.

29 мая 1918 г. – издание декрета Совнаркома РСФСР «О разграничении прав центральных и местных советских властей по собиранию пошлин и регулированию деятельности местных таможенных учреждений».

29 июня 1918 г. – переименование Департамента таможенных сборов при Наркомфине в Главное управление таможенного контроля и переподчинение его Наркомату торговли и промышленности (НКТиП).

19 сентября 1918 г. – подписан Декрет СНК о запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины. Председателем оценочно-антикварной комиссии назначен А. М. Горький.

30 апреля 1919 г. – подписан Декрет СНК о мерах к проведению национализации внешней торговли, развивающий Декрет о национализации внешней торговли от 22 апреля 1918 г. Согласно декрету ни одно учреждение и ни одна частная фирма или лицо Советской России не полномочны заключать договоры на ввоз в РСФСР или вывоз товаров без разрешения Народного комиссариата торговли и промышленности.

11 июня 1920 г. – преобразование НКТиП в Наркомат внешней торговли (НВТ) с передачей ему всех функций в сфере управления таможенным делом.

8 июля 1920 г. – опубликовано заявление государственного департамента США, в котором говорится о разрешении вывоза американских товаров в Россию при условии, что торговля с Россией может совершаться на собственный риск частных торговых групп, которым правительство США не будет оказывать никакой помощи.

12 ноября 1920 г. – издание декрета Совнаркома РСФСР «О порядке приема, хранения, отпуска импортных и экспортных товаров».

3 января 1921 г. – издание декрета Совнаркома РСФСР «О реквизициях и конфискациях».

3 ноября 1921 г. – издание декрета Совнаркома РСФСР «О взыскании налагаемых на транспортных служащих за нарушение таможенных правил».

14 февраля 1922 г. – утверждение первого советского таможенного тарифа по европейской привозной торговле.

23 февраля 1922 г. – учреждение Таможенно-тарифного комитета (ТТК) при Совнаркоме РСФСР.

13 марта 1922 г. – подписан Декрет ВЦИК о внешней торговле. Не отменяя Декрета СНК от 11 июня 1920 г. «Об организации внешней торговли и товарообмена РСФСР», ВЦИК подтвердил положение о том, что внешняя торговля РСФСР является государственной монополией и осуществляется Народным комиссариатом внешней торговли. ВЦИК установил порядок осуществления государственной монополии внешней торговли в отношении экспорта и импорта. Декрет предоставил Центросоюзу право непосредственных сделок с заграничными кооперативными объединениями. НКВТ организует с утверждения СТО специальные акционерные предприятия – русские, иностранные и смешанные, имеющие целью привлечь иностранный капитал для заготовки экспортных товаров внутри страны, сбыта их за границей и для ввоза в страну предметов, необходимых для восстановления народного хозяйства и внутреннего товарообмена.

31 марта 1922 г. – утверждение Временного положения о местных таможенных учреждениях.

15 июля 1922 г. – утверждение первого советского таможенного тарифа по европейской вывозной торговле.

16 октября 1922 г. – подписан Декрет ВЦИК и СНК «О внешней торговле». В развитие декрета ВЦИК от 13 марта 1922 г. декрет от 16 октября 1922 г. устанавливал порядок, согласно которому все коммерческие оперативные органы, а также отдельные представители народных комиссариатов, ведомств и учреждений, направляющиеся за границу для осуществления торговых операций, действуют под непосредственным руководством и контролем торговых представителей. Государство, народные комиссариаты и отдельные ведомства, которым данные государственные, центральные и местные хозяйственные органы подведомственны, не несут никакой солидарной или дополнительной имущественной ответственности по таким сделкам.

12 апреля 1923 г. – подписан Декрет ВЦИК и СНК о внешней торговле. В целях укрепления государственной монополии внешней торговли и надлежащего ее регулирования постановлено основными торговыми органами РСФСР за границей считать торговые представительства РСФСР. Государственным организациям и учреждениям предоставлено право иметь своих представителей в торгпредствах. Государственные предприятия, получающие право совершения торговых операций на внешних рынках, могут экспортировать за границу только предметы своего производства и импортировать лишь предметы, необходимые для собственного производства.

12 апреля 1923 г – подписан Декрет ВЦИК и СНК о порядке допущения иностранных фирм к производству торговых операций в пределах РСФСР. Согласно декрету, иностранные фирмы допускались к производству торговых операций на территории РСФСР; им было предоставлено право открывать конторы, отделения и представительства не иначе как с разрешения Главного концессионного комитета и по заключению Наркомвнешторга.

12 апреля 1923 г. – подписан Декрет СНК о контингентах, лицензиях и удостоверениях на ввоз и вывоз. НКВТ по согласованию с Госпланом представляет в СТО для утверждения контингента на основные товары, ввоз и вывоз которых подлежит ограничению, и выдает лицензии и удостоверения в пределах этих контингентов.

12 ноября 1923 г. – утверждение положения о НКВТ.

8 января 1924 г. – утверждение СНК СССР таможенного тарифа Союза ССР по европейской торговле.

2 марта 1924 г. – утверждение приказом НКВТ Положения о главном таможенном управлении (ГТУ).

14 декабря 1924 г. – утверждение Президиумом ЦИК СССР Таможенного устава СССР.

1925 г. – создание отделения ГТУ в БССР, УССР, ЗСФСР и Средней Азии и 11 районных таможенных инспекторских управлений.

5 мая 1925 г. – утверждения Положения о технических совещаниях как рабочих органах таможенных учреждений.

11 февраля 1927 г. – утверждение третьего советского таможенного тарифа.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

История таможенного дела и таможенного законодательства РФ

Реферат: История таможенного дела и таможенного законодательства РФ

1. 1. Основные моменты развития таможенного дела и законодательства о нем в дореволюционный период

История не сохранила для нас документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России. В договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления.

В 5-6 веках до нашей эры в городах Причерноморья существовали таможенные порядки; знали о них и в Скифском государстве, торговавшем и воевавшем с Оливией, Херсоном и другими городами. Издавна у русских как норма обычного права существовало правило взимать мыт, или мыто, - сбор за провоз товаров через заставы. Было мыто «сухое» - при провозе товаров по суше и мыто «водяное» - при провозе по воде.

В XI-XII веках быстро растут торгово-ремесленные центры - города, богатеет городская знать - бояре, растет авторитет купцов и сборщиков пошлин. Постепенно единство Киевской Руси в XI веке начали разрушать местные князья, которые рассматривали свои владения как наследственные вотчины и отказывались подчиняться Киевскому князю. В XII - начале XIII века государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы - феодалы на свих территориях стали изобретать собственные системы таможенных пошлин, подчиненных целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими или торговыми.

К проезжим пошлинам относится в первую очередь уже упомянутый мыт. С людей, сопровождавших товар, иногда собирались костки - по 1 деньге с души. Мостовщина и перевоз взимались при проезде по мосту или за пользование перевозом, но уже не мытинками, а мостовщиками и перевозчиками, под предлогом улучшения мостов и перевозов.

Торговые пошлины были более разнообразны. Замыт взыскивался не с воза, а с цены товара - с рубля стоимости товара по 1 деньге - и давал право торговать этим товаром. Явка - сбор с торговца по 1-3 деньге за предъявление товара на заставе. Амбарное - за наем амбара под товар на гостином дворе. Взимались также другие пошлины и сборы.

Внутренние таможенные пошлины взыскивались со всех привозимых на продажу товаров. Это правило не распространялось на необходимые владельцу предметы потребления. В некоторых случаях особыми жалованными грамотами освобождались от уплаты пошлин лица духовного звания, монастыри, жители новых городов и отдельных местностей, а также люди, оказавшие услуги государству или княжеству. Такое положение закреплялось в некоторых правовых актах того времени.

К концу 15 века усиливается объединение вокруг Москвы близлежащих княжеств, что укрепляло Русское государство. Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались в фискальных целях упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев. Однако таможенное обложение оставалось чрезвычайно высоким.

Так, по Новгородской таможенной грамоте 1571 года с местных горожан брали пошлину в размере 0, 75% от стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода - 2%, с торговцев из других областей - 4%, с иноземцев - 7%. В Судебнике 1550 года предусматривались таможенные сборы за клеймение лошадей, поскольку коневодство в условиях феодального государства было важнейшей отраслью хозяйства.

В период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары правительство объявило заповедными и запретило торговать ими частным лицам, сосредоточив в своих руках всю выгоду от продажи этих товаров. Не разрешался ввоз в Россию табака. Потребление которого строго преследовалось, а также хлебных вин, бывших предметом государственной монополии.

Следующий шаг таможенного реформирования - Торговый Устав 1653 года. Многочисленные российские таможенные пошлины были заменены единой рублевой пошлиной в размере 5% с каждого рубля цены товара, с соли - 10% от цены, с рыбы и пушнины - особые пошлины. Иностранные купцы были обязаны платить пошлины: 6% с цены товара во внутренних таможнях и 2% проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе русских товаров. Идеи монетаризма, которые были заложены еще Иваном Грозным, запретившим ввозить в Россию предметы роскоши и вывозить драгоценные металлы и изделия из них, были закреплены в Новоторговом Уставе 1667 года. Пошлины стали взиматься монетами, золотом. Новоторговый Устав 1667 года ужесточил порядок ввоза иностранных товаров, пошлина на них увеличилась в 4 раза. Иностранцы могли торговать только в приграничных городах: Архангельске, Новгороде, Пскове - с целью развития инициативы русских оптовиков-скупщиков. Иностранцам под угрозой конфискации товара запрещалось вести различную торговлю и обмен друг с другом, минуя таможню. Ужесточение режима ввоза иностранных товаров способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого случайный характер.

Можно говорить о создании к концу 17 века в России, довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. В Москве существовали Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба (предъявлялись к обложению пошлиной скот, сено и др.), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а также таможенные избы в уездах.

В царствование Петра I одним из первых таможенных мероприятий был Указ 1699 года о взимании в Архангельске пошлин с привозных напитков. В Петровскую эпоху развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства дало внутренней торговле новый толчок. А выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства открыли путь русским мануфактурным товарам в Европу. Активизировалось развитие внешней торговли, в чем немалую роль сыграл принятый в 1724 году протекционистский таможенный тариф. В интересах отечественной промышленности высокими таможенными пошлинами облагались товары, производство которых в России или уже было освоено, или налаживалось. Железо, парусина, шелковые ткани, ленты, иглы, воск, сухие каши, пергамент облагались пошлиной в размере 75% с цены; полотно, бархат, золоченое и прядильное серебро - 50%, шерстяные ткани, железное оружие - 25% с цены. На товары, не производимые в стране, была умеренная пошлина от 10 до 4%. Постепенно совершенствовалась организация таможенного деле в России. Управление таможенными сборами с 1718 года начала осуществлять учрежденная Петром I Коммерц-коллегия, которая была самостоятельным управленческим ведомством. Для того чтобы обеспечить успешное проведение таможенных мероприятий, при Петре I укреплялись государственные границы: на западе их охраняли регулярные войска. В конце его царствования здесь существовало 15 крепостей. Преемники Петра I стремились продолжить политику поощрения вывоза российских товаров и увеличивать доходы Казны взиманием таможенных пошлин и борьбой с контрабандой. В 1731 году был принят Морской пошлинный Устав, определивший порядок захода иностранных торговых судов в российские порты.

В середине 18 века в России взималось 17 различных таможенных сборов. Процедура осмотра товаров и записей в книгах была весьма сложной. Все это серьезно препятствовало расширению торговли и по инициативе графа П. Н. Шувалова, который направлял внутреннюю политику России в 50-х годах 18 века и придерживался протекционистского внешнеторгового курса, в 1753-1757 годах была проведена крупная таможенная реформа.

Указом 1753 года с января 1754 года отменялись рублевая пошлина и все 17 таможенных сборов с внутренней торговли. Это была радикальная мера. Чтобы компенсировать доходы казны были увеличены в среднем на 13% пошлины с операций российских и иностранных купцов в портовых и пограничных таможнях. Таким образом внутренние таможенные границы были ликвидированы и таможенные операции выносились на линию государственной границы.

Либерализация таможенной политики во второй половине 18 века способствовала росту капиталистических отношений в экономике России и отражала общую направленность действий правительства. Манифестом 1755 года и Указом 1767 года были отменены промышленные монополии и провозглашена свобода промышленности и торговли. Крестьянству предоставлялась возможность заниматься изготовлением и продажей промышленных изделий, быстро рос объем внешней торговли России.

Таможенным тарифом 1766 года большинство провозимых товаров облагалось невысокими пошлинами (от 12 до 30%), а тариф 1782 года вообще освободил большинство из них от пошлин, установив для оставшихся товаров сбор в размере 10% их стоимости.

В период 1790-1822 годов на таможенную систему сильное воздействие оказали политические отношения России с европейскими державами. В связи с началом Французской буржуазной революции Россия договаривается с Англией, Австрией и Пруссией не вывозить во Францию хлеб и сырье и не ввозить французскую мануфактуру. Затем манифестом 1793 года Екатерина II запретила вывоз во Францию вообще каких бы о ни было российских товаров и ввоз из Франции всяких товаров. В 1797 году Павел I разрешил ввоз в Россию некоторых товаров, а в 1800 году в целях развития отечественного производства был вновь подтвержден запрет ввоза в Россию шелковых и бумажных тканей, стекла, фарфора, фаянса. После разгрома армии Наполеона Россия восстановила нормальные внешнеторговые связи с европейскими государствами и в 1816 году частично отменила запреты, введенные на французские изделия. В 1819 году был принят Таможенный устав, в котором охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу министерства финансов. Таможенный устав 1819 года уточнил понятие контрабанды в России, понимая под ней не только провоз или пронос товаров через границу мимо таможни, но и неуказание товаров владельцами в поданных в таможню объявлениях и грузовых документах.

Систему таможенных учреждений середины 19 века можно представить по Таможенному уставу 1857 года. В зависимости от объема операций таможни делились на крупнейшие - первого класса (Архангельская, Санкт-петербургская, Московская и другие), средние - второго класса (Евпаторийская и другие) и малые - третьего класса (Николаевская, Мариупольская и другие). Некоторые таможни имели передовые филиалы.

mirznanii.com

Развитие таможенного дела в России

Развитие таможенной службы в России

Возникновение таможенного дела важная страница российской истории. Она существует в нашем государстве не менее тысячи лет.

Древнерусская таможня

Считается общепризнанным, что история таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси и напрямую связана с появлением торгового обмена. Первые письменные упоминания о существовании специальных таможенных сборов и людях, осуществлявших такие сборы, относятся к концу X в. Именно в это время летописи отмечают возникновение торговых пошлин, взимаемых при въезде в города, причаливании к пристаням, проезде через заставы. Так сохранился Тустань — древнерусский оборонный комплекс, таможня и город-крепость. Его остатки находятся в Карпатских горах (Восточные Бескиды).

Тустань, древнерусская таможня

Ученые смогли воспроизвести графическую реконструкцию этой скальной крепости. Высота застройки составляла 25 м, а вместе со скалами высота достигала 80 метров. Название Тустань прямо связано с предназначением сооружения (таможенный контроль для торгового шелкового пути между Китаем и Португалией, контроль торговых путей с Венгрией). Словосочетание «тут стань» дало название месту. Каждый кто приходил сюда, должен был остановиться, заплатить налог, объяснить свои намерения и только тогда мог идти дальше.

Исторические документы свидетельствуют о том, что таможенное дело играло важную роль в период становления российской государственности, помогают понять общественное и государственное значение таможни как важного национального интереса, как гражданского и правового целого, как необходимой и неотъемлемой части государственной системы.

Термин «таможня» – более позднего происхождения. В переводе с тюркского «тамга» означает «печать, клеймо». Специальное клеймо ставили на товары, сборы за которые при их провозе через границу государства были уплачены. Место, где такие сборы взимались и где ставилась тамга, с XIII в. стало именоваться «таможня».

Таможни царской России

В стране, где развивалась торговля и активно формировались жизненно необходимые государственные институты, назревала необходимость таможенной реформы. Поворотным моментом в истории таможенного дела стал Новоторговый устав 1667 г., в котором появились статьи относительно видов и размеров внешних и внутренних сборов, устройства таможен. Впервые встречаются нормы, закрепляющие производство таможенного досмотра. В конце царствования Петра I в 1724 г. был принят первый в России таможенный тариф, который носил протекционистский характер. Вывоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских производителей, был запрещен. В 1819 г. приняты Таможенный устав по европейской торговле и новый таможенный тариф — самый либеральный из всех предыдущих, а также и всех последующих таможенных тарифов.

В 1877 и 1891 гг. таможенные тарифы увеличились более чем на 50%. Происходили и организационные изменения в системе таможенных органов. Так, в соответствии с таможенными уставами 1892, 1904 и 1910 гг. сложилась новая структура таможенной системы во главе с департаментом таможенных сборов Министерства финансов. В его подчинении находились окружные и участковые таможенные управления, таможни, таможенные заставы, таможенные пункты и посты. Кроме того, в октябре 1893 г. пограничная стража была выведена из подчинения начальников департамента таможенных сборов и таможенных округов, ей присвоили название Отдельного корпуса пограничной стражи, который переводился в непосредственное подчинение министра финансов.

В мае 1912 г. была проведена последняя реорганизация таможенной службы в царской России.

Таможенная политика Советского Союза

В годы Первой мировой войны деятельность российских таможенных органов была парализована, большинство таможен закрыли. К реформированию внешней торговли приступило уже Временное правительство. Последующие перемены произошли после Октябрьской революции 1917 г. В первые месяцы советской власти, а затем и в период военного коммунизма таможенное обложение практически не применялось. Это объяснялось тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары. Почти полностью отсутствовала торговля внутри страны, и внешнеторговая деятельность была незначительной. Товарный голод в стране, дезорганизация рынка, переставшего быть регулятором производства, низкое качество продукции и высокая себестоимость отечественных товаров при недостаточном ввозе — таковы были объективные условия, благоприятствовавшие развитию контрабанды.

Возврат к таможенно-тарифным методам во внешней торговле произошел в 1922 г. в связи с переходом к НЭПу. Декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК), который занимался:

  • разработкой вопросов о введении новых и изменении действующих ставок таможенных пошлин;
  • составлением новых и изменением старых списков товаров, запрещенных к ввозу и вывозу;
  • решением вопросов по применению таможенного тарифа;
  • рассмотрением жалоб по вопросам применения таможенного тарифа;
  • составлением заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений по вопросам таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Правовой статус ТТК был закреплен в Таможенном уставе СССР 1924 г. и Таможенном кодексе СССР 1928 г., окончательно закрепившем сформировавшуюся систему таможенного управления. Главной задачей таможенных органов стал контроль над экспортно-импортными операциями в рамках государственной монополии на внешнюю торговлию.

Приказом НКВТ от 2 марта 1924 г. было учреждено Главное таможенное управление (ГТУ), на которое были возложены функции по организации борьбы с контрабандой на территории Советского государства.  Таможенный устав СССР 1924 г. устанавливал четырехзвенную систему таможенных учреждений:

  1. ГТУ;
  2. отделения ГТУ в союзных республиках;
  3. районные таможенные инспекторские управления;
  4. таможни и таможенные посты.

В целом на рубеже 20-30-х гг. XX вв. усилился командно-бюрократический стиль управления экономикой, вновь укрепился принцип государственной монополии, резко сократилось число участников внешнеторговых связей, таможенный контроль стал вспомогательным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности. 21 января 1930 г. был принят Свод таможенных тарифов СССР. 1 октября 1961 г. вступил в силу новый таможенный тариф СССР, в котором учитывались изменения, сложившиеся в практике мировой торговли в послевоенный период, а также новые взаимоотношения между странами – членами Совета экономической взаимопомощи.

Новый Таможенный кодекс СССР был принят 5 мая 1964 г. Впервые в Кодексе вводилось понятие таможенного режима. Таможенный кодекс предусматривал три таможенных режима: режим экспорта, импорта и транзита. Таможенным кодексом СССР 1964 г. управление таможенным делом на территории СССР передавалось в ведение Министерства внешней торговли СССР и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление. К основным функциям таможенных учреждений относились контроль соблюдения государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой.

Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом:

  • ГТУ;
  • таможни и таможенные посты.

Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно связаны с принятием в 1993 г. Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и Таможенного кодекса Российской Федерации. Была создана российская правовая база для осуществления таможенной политики и таможенного дела в новых условиях. Таможенная служба России активно включилась в международное сотрудничество по вопросам торгово-тарифной политики таможенного дела. В 1991 г. Россия как правопреемница СССР стала членом международного Совета таможенного сотрудничества и Всемирной таможенной организации (ВТАО), была избрана членом политической комиссии и финансового комитета ВТАО.

Стратегические цели развития современной таможенной системы

Важной вехой в развитии правовых основ таможенной деятельности стал Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», вступивший в силу 1.09.1997 г. Закон определил новые условия прохождения службы на контрактной основе, повысил ответственность и престиж человека в таможенной форме, утвердил Кодекс чести таможенника РФ и ритуал принятия присяги сотрудниками таможенного органа РФ. Было завершено формирование кадрового корпуса таможенной службы. На 1 января 2000 г. его численность составила более 56 тыс. человек.

Сегодня таможня – это современная, профессиональная и хорошо обеспеченная служба, которая осуществляет эффективную защиту общества. Она обеспечивает соблюдение таможенных правил на внешней границе и на территории страны.

Таможенные органы России стремятся к тому, чтобы люди осознавали такую важную миссию таможни, как защита экономических интересов страны, которая включает в себя широчайший спектр задач. Среди них и борьба с контрабандой культурных и исторических ценностей, и защита рядового потребителя от фальсифицированной продукции, и многое другое.

Наталья Степашкина

Источник: Первый пермский правовой портал

Материалы по теме

 

 

02.10.2012 12:00

territoriaprava.ru


Смотрите также