1.1. Из истории аналитической журналистики России. Аналитическая история россии


1.1. Из истории аналитической журналистики России

Российская журналистика с первых ее шагов принимала активнейшее участие в общественной жизни. Анализ значимых социальных яв­лений был одной из форм такого участия. В прессе анализировались, оценивались практически все важнейшие стороны российской жизни. Уже в публикациях петровских «Ведомостей» обнаруживаются зачатки аналитического рассмотрения актуальных для того времени событий (прежде всего — в материалах по военной тематике). С переходом печатного дела, после смерти Петра I, в ведение Академии наук и Московского университета в периодику приходит много ученых. На первый план выдвигаются задачи просвещения, популяризации науки и культуры. В связи с этим активно печатаются аналитические тексты, которые освещали как научные открытия и проблемы, так и художе­ственно-литературные достижения.

Степень аналитичности публикаций была разной и определялась в первую очередь масштабом личности авторов. Среди них были выдающиеся ученые и писатели В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев и др. В этот период М. В. Ломоносов создал известные «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии». В этой работе он излагает принципиально важные для журналистов-аналитиков положения. В частности, он указывает на то, что успешно решать задачи может лишь журналист «ученый, проницательный, справедливый и скромный». Такой журналист должен уметь, схватывать самое «новое и существенное» в отображаемом явлении, освободить свой ум от всякого предубеждения, с уважением относиться к сочинениям, признанным «достойными опубликования людьми, соединенные познания которых естественно должны превосходить познания журналиста». Корреспондентам не следует спешить с осуждением гипотез, быть «высокого представления о своем превосходстве», они должны служить разысканию истины, поэтому «силы и добрая воля — вот что от них требуется. Силы — чтобы основательно и со знанием дела обсуждать те многочисленные и разнообразные вопросы, которые входят в их план; воля — для того, чтобы иметь в виду одну только истину, не делать ни­каких уступок ни предубеждению, ни страсти».

Важными для журналистов-аналитиков (как и журналистов вообще) являются и мысли, высказанные Ломоносовым в другом его труде — «Кратком руководстве к красноречию», в котором, характеризуя особен­ности публичной речи, он говорит как о значимости логической строй­ности выступлений, связности мыслей в них, так и о живости, эмоцио­нальности их языка2. Помочь авторам освоить такое искусство подачи материала должно было разработанное великим мыслителем учение о «трех штилях», нацеленное на демократизацию русского литературного языка, устранение из него устаревших церковнославянизмов, упрочение в публичной речи живых национальных языковых элементов.

Примеры, демонстрирующие умение авторов достойно исследовать, анализировать действительность, содержат многие издания XVIII-XIX вв. В это время в России складывались вызревшие в недрах феодаль­ного уклада новые капиталистические отношения. Возникают и разви­ваются идеи русского просветительства, крепнет буржуазная идеология, вступающая в борьбу с феодально-монархической. Формируется также новая, демократическая концепция журналистики, противостоящая ста­рой, официозной (охранительной). Все это становится объектом посто­янного анализа, обсуждения на страницах периодической печати.

Публикации высокой степени аналитичности, посвященные рас­смотрению актуальных общественных проблем, в том числе проблем журналистики, появлялись на страницах издаваемого императрицей Екатериной II журнала «Всякая всячина». Таковыми были полемические тексты Н. И. Новикова и Екатерины II. Чтобы завоевать симпатию читателей, надо было обладать и фактическим материалом и рассудительностью, владеть искусством анализа, аргументации. Уверенный в себе в этом отношении, Н. И. Новиков писал: «Увидит публика из будущих наших писем, кто из нас прав». И действительно, внимание публики ему завоевать удалось. Как во «Всякой всячине», так и в своем журнале «Трутень» Н. И. Новиков отстаивал право журналистики на критическое осмысление действительности, борьбу с конкретными носителями пороков за чистоту нравов, искоренение социального зла. Это предполагало, по его мнению, определенные требования к журналисту: «чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый разум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматических и, наконец, истинное о вещах понятие».

Созвучным творчеству Н. И. Новикова было творчество Д. Фонвизина, который полагал, что сочинители должны быть стражами общего блага, им необходимо возвысить свой громкий глас против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству. То же самое можно сказать и о творческой позиции А. Н. Радищева, ратовавшего за единство истинного слова и дела, за «беспощадность» анализа, продемонстрированные им в публицистической книге «Путешествие из Петербурга в Москву». Достойный вклад в развитие представлений о задачах журналистики (в том числе и исследовательской) внес Н. М. Карамзин, видевший в авторе личность, имеющую богатый внутренний мир, понимающую людей и сочувствующую им.

В конце XVIII в. в России идет активный поиск новых форм и идей в журналистике, возрастает внимание к литературно-критической и критико-библиографической стороне деятельности газет и журналов. Появляются такие издания, как «Российский феатр», «Московский журнал», «Российский магазин "Санкт-Петербургские ведомости"» и другие, целью которых становится активное исследование культурной жизни России. В первой четверти XIX в. в России происходят драматические события — война с Наполеоном, восстание декабристов. Они оказали большое влияние на ход общественной жизни и стали важнейшими направлениями исследования в журналистских выступлениях.

В журналистике закрепляется роль журналов как ведущей группы. Именно они были максимально приспособлены для публикации аналитических произведений. Об этом убедительно свидетельствуют тексты, напечатанные в указанный период на страницах таких журналов, как «Современник», «Вестник Европы», «Сын отечества», «Телескоп», «Отечественные записки». На страницах «Современника», основанного А. С. Пушкиным, печатались выдающиеся писатели, поэты, публи­цисты Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов, Ф. И. Тютчев, П. А. Вяземский, П. Б. Козловский, герои Отечественной войны 1812 г. Д. В. Давыдов и «кавалерист-девица» Н. А. Дурова. Пушкинский «Современник» положил начало типу аналитических по своему духу «толстых журналов», ставших властителями дум многих поколений читателей.

На полосах «Вестника Европы», пытавшегося соединить опыт отечественной журналистики и европейской, активно выступали как сам его основатель Н. М. Карамзин, так и выдающиеся писатели Г. Р. Державин, М. М. Херасков, В. А. Жуковский, А. Е. Измайлов. В «Сыне отечества» Н. И. Греча, служившего главной идее — побуждению в читателях патриотического чувства, публиковались выдающиеся писатели, публицисты, будущие декабристы А. А. Бестужев, А. Ф. Грибоедов, Ф. Н. Глинка, Н. М. Муравьев, К. Ф. Рылеев, Н. И. Тургенев, В. К. Кю­хельбекер, А. С. Пушкин и другие авторы.

В «Телескопе», основанном Н. И. Надеждиным, публиковались такие выдающиеся авторы, как А. С. Пушкин и В. Г. Белинский. Если Пушкин прославился на страницах этого издания прежде всего как сатирик (под псевдонимом «Феофилакт Косичкин»), то Белинский заявил о себе как о создателе множества талантливых аналитических публикаций (прежде всего по литературной тематике).

В «Отечественных записках» А. А. Краевского публиковались А. И. Герцен, К. В. Липерт, В. Г. Белинский, М. Ю. Лермонтов, В. И. Даль, Н. И. Тургенев, Ф. М. Достоевский и другие писатели. Наиболее интересные аналитические выступления журнала были посвящены литературе, науке, политике.

В этот период наблюдается рост влияния журналистики на жизнь российского общества. Об этом на страницах журнала «Москвитянин» в своем «Обозрении современного состояния словесности», в частности, говорит И. В. Киреевский: «Перевес журналистики в литературе доказывает, что в современной образованности потребность наслаждаться и знать уступает потребности судить — подвести свои наслаждения и знания под один обзор, отдать себе отчет, иметь мнение». Разумеется, что потребностям аудитории «судить», «иметь мнение» соответствовали, прежде всего, журналистские выступления аналитического плана.

В середине XIX в. аналитические выступления прессы сыграли важную роль в борьбе за социальные реформы. В это время в России возникло свыше 150 новых журналов и газет. Примером активного участия в решении общественных проблем можно считать деятельность некрасовского «Современника». С его страниц к читателям обращались со своими мыслями, анализом российской реальности Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. И. Тургенев и другие выдающиеся писатели и публицисты. На страницах журнала «Русское слово» публиковался Д. И. Пи­сарев, предлагавший революционные пути переустройства жизни в России. Такими же идеями отличался герценский «Колокол», выходивший в Лондоне (хотя сам А. И. Герцен выступал за мирные преобразования).

После реформы 1861 г. в России продолжает расти число газет и журналов — политических, литературных, музыкальных и пр. Основное воздействие на аудиторию в это время оказывают толстые политические и литературные журналы. Заметную роль в освещении проблем общественной жизни играют журналы либерально-народнической ориентации «Русское богатство», «Русская мысль». Не менее значимыми оказываются и массовые газеты «Новое время» А.С. Суворина, «Голос» А. А. Краевского, «Московские ведомости» М. Н. Каткова, «Русский инвалид» П. П. Пезаровиуса. На их страницах публикуются основанные на глубоком анализе действительности произведения многих известных авторов, в том числе, А. П. Чехова («Остров Сахалин»), В. Г. Короленко («Мултанское жертвоприношение») и др.

По мере роста промышленности растет число пролетариев, появляются первые марксистские кружки, пропагандирующие освобождение рабочих от гнета капитала, возникает почва для печати социалистиче­ской ориентации. Вместе с развитием революционной ситуации в начале XX в. в стране возникают и развиваются издания разных политических направлений, такие как «Искра», «Вперед», «Пролетарий», «Революционная Россия», «Освобождение», «Новая жизнь», «Социал-демократ», «Правда», «Речь», «Русское знамя», «Черносотенец», «Русские ведомости», «Известия», «Деревенская беднота» и т.д. На их страницах публикуются выступления А. М. Горького, В. И. Ленина, П. Б. Струве, А. И. Куп­рина, И. А. Бунина, К. И. Чуковского. А. С. Серафимовича, А. В. Луначарского, В. В. Воровского, М. С. Ольминского, Ю. М. Стекловар В. А. Бонч-Бруевича и др.

В конце XIX — начале XX в. в России формируется журналистика открытой партийной направленности. Все ее усилия связаны с целями политической борьбы, что сказывается и на характере аналитических выступлений, в которых неизбежно проявляется тенденциозность, нередко мешающая объективности анализа актуальных явлений. После победы Октябрьской революции идет огосударствление периодической печати, она превращается в коммунистическую печать, печать «нового типа». Ее главной задачей становится идеологическая борьба с контрреволюцией, буржуазией, разрухой, вызванной гражданской войной. После смерти В. Й. Ленина и завершения введенной по его инициативе НЭП в стране формируется культ личности И. В. Сталина.

Печать все больше становится оружием идеологической борьбы и пропаганды задач и достижений хозяйственного строительства, но не объективного анализа возникающих социальных проблем. Развивается как центральная, так и отраслевая, молодежная, военная, региональная печать, число изданий непрерывно растет. Накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в стране выходило более 8800 газет тиражом более 30 млн экземпляров. В период войны все усилия журналистики были подчинены интересам борьбы с врагом, воодушевления народа на победу над ним. А после войны — восстановлению разрушенного хозяйства, очередному подъему экономического, военного потенциала. При этом пресса обязана была продвигать в массы решения партии и правительства, быть их рупором, пропагандировать успехи в экономике, строительстве социализма. Но, несмотря на такой социальный статус СМИ, на страницах советских газет и журналов появлялось достаточно много глубоких аналитических публикаций.

По ходу развития аналитического направления в российской, а затем — советской журналистике постепенно складывается система соответствующих этому направлению жанров. К началу XX в. костяк этой системы составляли следующие жанры: корреспонденция, эпистола, статья (общеполитическая, экономическая, литературно-критическая, библиографическая, передовая), беседа, трактат, обозрение, рецензия (прежде всего театральная), судебный отчет, эссе. Корреспонденция стала, пожалуй, первым жанром, использованным для анализа событий на страницах российской печати. Первоначально она заявила о себе как о газетном жанре, появившись в петровских «Ведомостях». В конце XIX в. корреспонденция перекочевала и на страницы журналов. В публикациях этого жанра подробно освещались различные события, происходившие как в столицах, так и в провинции, за рубежом. Авторами их были известные писатели, общественные деятели, ученые, такие как Н. М Гарин-Михайловский, Н. И. Кареев, И. С. Тургенев, П. Д. Боборыкин и др. Талантливые корреспонденции о событиях на театре русско-турецкой войны 1877-1878 гг. писал В. И. Немирович-Данченко (в дальнейшем они вошли в его двухтомную книгу: «Годы войны. Дневник русского корреспондента»).

Статья в российской журналистике стала одним из основных аналитических жанров. Первоначально она была представлена такими главными разновидностями, как публицистическая, критическая, научная. Явственно о себе этот жанр заявил на страницах периодических изданий после перехода печатного дела в первой половине XVIII в. в ведение Академии наук и Московского университета, когда на первое место вышли вопросы просвещения, популяризации достижений науки и культуры. Статьи писали А. С. Пушкин, В. Г. Белинский. Выдающимися мастерами статейного жанра были представители демократического направления в журналистике Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. К. Михайловский. Классическими образцами научной статьи стали публикации К. Д. Ушинского, К. Ф. Рулье, К.А. Тимирязева, А. Д. Градовского, В. О. Ключевского.

Одна из разновидностей статьи — передовая, получила широкое рас­пространение в прессе в середине 60-х годов XIX в. Чаще всего она встречалась в газетных изданиях. Как правило, передовые статьи их авторами в то время не подписывались. Но поскольку влиятельные издания имели свой постоянный круг авторов, владевших искусством подготовки передовых статей, то публика легко определяла по стилю авторство той или иной публикации. В передовых, какправило, четко отражалась определенная политическая позиция. Такими были передовые статьи М. Н. Каткова в «Московских ведомостях», А. Д. Градовского в «Голосе», Л. Н. Полонского в «Стране». В социал-демократиической прессе выдающимся автором передовых статей, отражавших позицию революционно настроенных слоев населения, был В. И. Ленин.

Примерно в то же время, что и статья, появились в периодической печати и такие жанры, как рецензия, беседа, трактат, которые также стали важным средством анализа научных и художественно-литературных достижений, проблем, открытий. К концу XVIII в. эти жанры используют многие издания («Российский феатр», «Московский журнал», «Новое время», «Российский магазин "Санкт-Петербургские ведомости"» и др.)

В начале 20-х годов XIX в. в «Вестнике Европы», «Сыне отечества», «Полярной звезде» и ряде других изданий появился новый аналитический жанр — обозрение. Его главными видами стали литературные и политические (внутренние) обозрения, а также иностранные обозрения и обозрения (обзоры) печати. Выдающимся автором литературных обозрений того времени был А. Ф. Бестужев. Его публикации отличались глубиной анализа, концептуальностью, четкой хронологией, сюжетной стройностью. Прекрасными обозревателями были Н. В. Шелгунов, Н. Ф. Анненский, Л. А. Полонский, С. Н. Кривенко, Г. 3. Елисеев. Большим вниманием публики пользовались политические и иностранные обозрения К. А. Скальковского и П. Н. Кудрявцева. Рекорд преданности жанру литературного обозрения продемонстрировал автор «Вестника Европы» А. Н. Пыпин, выступавший в нем на протяжении сорока с лишним лет.

В начале XX в. пример активного использования жанра обозрения можно найти в журнале «Заря». Здесь было опубликовано «Внутреннее обозрение» В. И. Ленина, которое можно считать образцовым аналитическим выступлением.

Еще одним аналитическим жанром, активно заявившим о себе на страницах прессы в середине XIX в., был судебный отчет. Подобные отчеты посвящались, прежде всего, судебным процессам или же состоявшимся судебным делам. Аналитические отчеты, подготовленные для газет и журналов такими выдающимися авторами-юристами, как В. Д. Спасович, А. Ф. Кони, П. Н. Обнинский, Г. А. Джаншиев, Можно считать эталонными для того периода в развитии журналистики.

В то же время во многих изданиях начинают публиковаться и аналитические эссе! Их темами становятся многие явления российской жизни. Свободная форма изложения материала в данном жанре позволяла авторам применять самые неожиданные ассоциации, добираться до сущностных глубин исследуемых явлений.

Необходимо сказать и о той роли, которую играли в исследовании актуальной действительности художественно-публицистические жанры, и прежде всего, очерк, поскольку многие публикации, выполненные в этом жанре, строились на базе серьезного документального анализа отображаемых явлений. Классическим образцом можно считать опубликованный на страницах «Современника» уже упоминавшийся выше очерк А. С. Пушкина «Путешествие в Арзрум», а также публикации В. А. Слепцова («Владимирка», «Клязьма»), Н. В. Шелгунова («Очерки русской жизни»), В. Г. Короленко («Павловские очерки», «В голодный год»), С. Н. Терпигорева («Оскудение», «Очерки, заметки, размышления тамбовского помещика»), А. С. Серафимовича («Очерки Выговского края»), Н. М. Астырева («В волостных писарях»), М. М. Пришвина («В краю непуганых птиц»), Н. К. Златовратского («Город рабочих») и т.д.

Исключительно полезным для начинающих журналистов сегодняшних СМИ может оказаться творческое наследство не только лучших журналистов дореволюционного, но и. советского периода, который имеет свои неповторимые черты. Особенно интересен опыт подготовки аналитических публикаций, накопленный журналистами, работавшими в периодической печати. Прежде всего, это творчество таких авторов, как М. Е. Кольцов, М. С. Шагинян, П. Г. Лидин, Ф. В. Гладков, Ф. И. Панфе­ров, Б. Н. Агапов, А. Бовин, Б. А. Галин, Б. Л. Горбатов, В. П. Ставский, И. Рябов, А. Колосов, И. Г. Эренбург, Т. Тэсс, Г. Г. Радов, А. А. Аграновский, В. И. Селюнйн, А. Ф. Стреляный и др. Многие из их журналистских творений вошли в книги, ставшие достоянием истории журналистики

studfiles.net

Аналитическая хронология истории России - То, что я с вами спорю, не означает, что я отказываю вам в праве на иную точку зрения.

Про Сталина я обязательно закончу. Но в данный момент я немного отвлекся. Потому что в истории все взаимосвязано.

Звучит тривиально. Но в моей системе исторических ритмов и циклов эта взаимосвязь совсем уж очевидна, ее трудно игнорировать.И вот я решил зайти немного пораньше, потом еще пораньше.…И остановился только на послепетровском периоде.

Это 24 и 25 циклы развития российского социума. 24-й цикл начинается в 1726 году, 25-й - в 1735.  Они накладываются, 24-й цикл уходит в фон, 25-й цикл доминирует. Его время – 1735-1819 гг. Причем 25-й цикл – это первый цикл предпоследнего Малого периода истории (1735-1963) второго Большого периода (1276-2116), в котором поколенческая последовательность задается на основе социально-идеологических споров поколений, то есть в процессе борьбы за ту или иную реорганизацию социально-идеологической подсистемы государства.

Именно в рамках этого Малого периода происходит революция 1904-1907 гг.В этот же период возникает и либеральная общественная мысль России, наряду с антицаристским гражданско-политическим течением, которое уже не прерывается более.То есть генезис революций лежит где-то здесь.

Правда, революции 1917 г. произошли не в рамках второго, а в рамках третьего Большого, властно-политического по своим исходным импульсам, периода.Однако предпосылки этой глобальной смены парадигмы развития с идеологической на политическую проявились именно в это время. 

Полную периодизацию истории России можно посмотреть здесь: http://sociology.vg-saveliev.ru/Russia.html.

Так вот, решил я между делом отредактировать и повесить на своем сайте аналитическую хронологию событий российской истории этого периода. От 1726 года по эпоху товарища Сталина.И уж потом вернуться к анализу Сталинской эпохи  с опорой на хронологически упорядоченные исторические факты.Для ясности, наглядности, достоверности и предметности картины, так сказать.Только, боюсь, это займет некоторое время.

Пока есть хронология 1726-1819 гг.: http://sociology.vg-saveliev.ru/Russia%2024-25%20cycles.htm.

События, кончено, указаны не все.Они взяты их нескольких источников.Использованы некоторые советские и постсоветские учебники истории.А также труды Ключевского, Вернадского.Интернет.Нет нужды писать подробную библиографию.Спорных фактов и событий я не особенно касался, задача была не в этом.Хотелось набросать аналитическую хронологию, распределив события по подсистемам.Отдельно деятельность, отдельно властно-политические события, отдельно социально-идеологические процессы.

Трех колонок, правда, оказалось недостаточно.Пока будет так, как сейчас, дальше, в процессе работы, может быть, внесу коррективы.Хорошо бы, конечно, проработать отдельные моменты, но пока времени нет, увы.

А Сталина вообще придется отложить.Сейчас я редактирую хронологию событий 26 цикла.И затем уже дойду до собственно революционного периоды, до комплекса из 27-го, 28-го и 29-го цикла.После чего хочу вернуться к описанию Сталинской эпохи.

vg-saveliev.livejournal.com

Анализ истории России: VIKENT.RU

«Лучше всего анализ ситуации в Советском Союзе давался историкам, а вовсе не советологам, поскольку первые видели перспективу, а вторые - выбирали крупицы информации из напыщенных и лживых выступлений того или иного советского начальника.

С возвратом России к своей старой форме и самобытности история приобретает ещё большее значение как основа для наших оценок.

Очень точно подмечено, что «самое тяжёлое и неумолимое бремя России из всех, которые ей доводилось нести, - это груз её прошлого». Россия вполне могла пойти другим путём. Ход истории не является неизбежным. Однако он, бесспорно, необратим. Чтобы обнаружить хотя бы отзвук какой-нибудь истинно русской традиции, которая могла породить либерализм, подобный западному, нужно углубиться далеко в историю. Стиль правления царей, с конца Средних веков владевших необъятными территориями, делает понятным многое в современной России.

Во-первых, они не признавали ничьих прав собственности, кроме своих: распоряжались государством так, словно оно принадлежало им, а в собственниках (за исключением Церкви) видели лишь ответственных арендаторов. В условиях полного отсутствия частной собственности - прежде всего собственности на землю - и речи не могло идти ни о каких законах, кроме самодержавных указов. В отсутствие законов не могло быть процветающего среднего класса, поскольку не было безопасности, необходимой для накопления богатства, развития торговли и предпринимательства. Российские города оставались немногочисленными, мелкими и неразвитыми.

Во-вторых, цари не допускали ни малейшего институционального или даже теоретического контроля над своей властью. Им совершенно не требовалось согласие со стороны подданных на установление налогов. Российские институты представительной власти конца XIX - начала XX века имели крайне слабую связь с народным большинством и воспринимались царем без должного почтения.

В-третьих, отношения между царями и Русской православной церковью приобрели форму необычного симбиоза. С одной стороны, царь полностью контролировал Церковь: традиции православия, уходящие корнями в Византийскую империю, чрезвычайно способствовали этому, не признавая четкого разделения между духовной и политической сферами.

С другой стороны, русское православие, претендовавшее на объявление Москвы «третьим Римом», насадило в российском государстве такие установки, которые являлись совершенно антизападными. Эти три элемента переплелись удивительным образом с четвёртым - путём, на котором становление государственности в России совпадало с превращением её в империю. И то, и другое было причудливым образом взаимосвязано, ибо, по словам одного из ведущих авторитетов, «с XVII столетия, когда Россия уже была крупнейшим государством мира, беспредельность владений служила россиянам своего рода психологической компенсацией за их отсталость и нищету». (Ричард Пайпс)

Представителям западных стран, прибывавшим в царскую Россию, сразу же становилось ясно, что они сталкиваются с чем-то совершенно чужеродным и неевропейским. Более непредвзятым, чем те интеллектуалы, которые столетие спустя совершали псевдопаломничество в Советский Союз, оказался маркиз де Кюстин, написавший воспоминания о посещении России в 1838 году. Он отправился туда как почитатель России, а возвратился ярым критиком.

Характеристику политическому состоянию России можно дать в одном предложении: это страна, в которой правительство говорит то, что ему нравится, поскольку право говорить имеет только оно. В России страх заменяет, т. е. парализует, мысль... В этой стране к историческим фактам относятся ничуть не лучше, чем к святости клятвы... даже мёртвые не могут избежать капризов того, кто правит живыми. (Маркиз де Кюстин).

Не правда ли, очень похоже на описание советской коммунистической диктатуры? Это не простое совпадение, поскольку она сформировалась на традиции российского полицейского государства, которая к тому времени укоренилась очень глубоко. Картина отсталости и репрессий, нарисованная де Кюстином, впрочем, далеко не полная. Опустошение, которое позднее принёс России коммунизм (и всё ещё несет из своего политического гроба), намного превосходит всё, что было придумано царями». 

Маргарет Тэтчер, Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира, М., «Альпина Паблишер», 2003 г., с. 97-99.

 

Далее Маргарет Тэтчер приводит статистические данные, что в 1913 году царская Россия занимала 4-е место в мире среди промышленно развитых государств мира и делает вывод из всей главы:

«В России отсутствовали социальные и политические институты, способные справиться со столь стремительным экономическим ростом. Более того, империя находилась на грани вступления в ужасную войну, которая обнажила её слабые места, привела сначала к анархии, потом к революции и, наконец, к навязыванию большевиками тотальной диктатуры в невиданных до того масштабах».

Маргарет Тэтчер, Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира, М., «Альпина Паблишер», 2003 г., с. 100.

 

vikent.ru

Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР 1959 г.. История России.

В мае 1959 года д-р Ц.Р.С. Мэндэрс подготовил для комитета по вопросам науки НАТО доклад на тему "Научно техническое образование и кадровые резервы в СССР". С ним мы и предлагаем вам ознакомиться.

-- СОВЕТ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОЮЗА ЯЗЫК ОРИГИНАЛА: АНГЛИЙСКИЙ 13 мая 1959 г.

ДОКУМЕНТ НАТО БЕЗ ГРИФА «СЕКРЕТНО» AC/ 137-D/ 40

КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ НАУКИ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРОВЫЕ РЕЗЕРВЫ В СССР

Записка Секретаря

Напоминаем членам Комитета, что на заседании 22 и 23 апреля 1959 г. они заслушали доклад доктора Ц.Р.С.Мэндерса на вышеназванную тему. Было принято предложение о публикации текста этого доклада отдельно от протокола заседания. Согласно этому, доктор Мэндерс любезно предоставил текст доклада вместе с соответствующими графиками и таблицами, которые приложены к настоящему документу для рассмотрения и использования Комитетом. (Подписано) Х.УЭСТ-БЕРХЭМ Дворец Шайо, Париж, 16-ый округ.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРОВЫЕ РЕЗЕРВЫ В СССР

I. Вступление. II. Некоторые факторы, способствовавшие быстрому улучшению образования при советском режиме. III. Ступени образования и изменения. IV. Профессионально подготовленные кадровые резервы СССР и темпы производства. V. Сложности и недостатки. VI. Дисциплины, представляющие интерес для обороны. VII. Выводы. VIII. Приложения.

I. ВСТУПЛЕНИЕ

1. Когда Советский Союз был образован немногим более 40 лет назад, государству пришлось столкнуться с огромными трудностями. Урожай советского юга был уничтожен нашествием саранчи, в результате чего отмечался дефицит продовольствия и низкий моральный дух населения. Обороне не способствовало ничего, кроме рационального использования территориальных и климатических условий. Государство отставало в образовании и других социальных сферах, неграмотность была широко распространена, и спустя почти 10 лет советские журналы и печатные издания по-прежнему сообщали о том же уровне грамотности. Сорок лет назад безнадежно не хватало обученных кадров, чтобы вывести советский народ из трудной ситуации, а сегодня СССР оспаривает право США на мировое господство. Это достижение, которое не знает равных в современной истории.

II. НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВОВАВШИЕ БЫСТРОМУ УЛУЧШЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ СОВЕТСКОМ РЕЖИМЕ 2. Естественным образом, целый ряд факторов способствовал советскому прогрессу последних сорока лет, и те, что упоминаются здесь, представляют лишь малую часть того, что имело значение. Несмотря на то, что настоящий документ был написан в отношении научно-технического образования, большая часть сказанного может быть отнесена к любой другой сфере человеческой мысли. Советская практика во многом отличается от практики западных стран, и данная работа уделяет необходимое внимание этим различиям.

(i) Руководители, получившие научно-техническое образование

С самого начала советские руководители отчетливо понимали, что наука и техника – важнейшие средства достижения военных и экономических целей коммунизма. Научно-технические дисциплины, на которые более сорока лет делался акцент, хорошо представлены в основном образовании действующих советских руководителей. Президент Академии Наук СССР в силу занимаемой должности является членом Президиума, который можно сравнить с кабинетом Премьер-министра Великобритании или кабинетом Председателя Правления Франции. 39 из 67 членов этого органа власти получили научно-техническое образование. К тому же, первый заместитель председателя и 9 из 13 заместителей председателя Совета Министров получили научно-техническое образование. У научно-технологических проектов в СССР больше шансов быть принятыми на высшем административном уровне, нежели в западных странах.

(ii) Централизованный контроль и планирование

Эти факторы предоставляют очевидные преимущества для достижения максимальной эффективности программ профессиональной подготовки. Можно установить единый образовательный стандарт для всей страны, упростить систему обучения и устранить большинство причин, вносящих путаницу в западных странах, где система стала раздробленной. Если планирование и производство согласованы, то отсутствует безработица, а на всех рабочих местах, необходимых государству, оказываются люди с подходящей квалификацией. В централизованной системе, разумеется, существует возможность быть либо блестяще правым, либо катастрофически заблуждаться. Суть советского метода такова: министерства прогнозируют свои потребности в материалах и людских ресурсах на 5 (теперь 7) -летний план в соответствии с общей директивой от партийного руководства. Изложенные министерствами требования, которые каждый год немного изменяются на основании опыта, сопоставляются, и Государственный плановый комитет разрабатывает планы. Части плана, касающиеся научно-технических вопросов, утверждаются Академией Наук.

(iii) Вновь обученные кадры в распоряжении государства

Почти все, кто обучается сверх образовательного минимума, установленного законодательством Советского Союза, получают государственное финансирование. Государство требует, чтобы выпускники высших или средне-специальных учебных заведений отработали три года по распределению после завершения обучения. Из числа молодых людей, не обремененных другими обязательствами, около 750 тысяч получили высшее образование и 1,2 миллиона – средне-специальное образование. Эти кадровые резервы в любой момент могут быть подключены к решению приоритетных задач государства, таких как грандиозные планы развития, преподавание и других. Эти 2 миллиона специалистов не являются низкооплачиваемыми сотрудниками, они получают достойную зарплату и, более того, не обязаны служить в армии.

(iv) «Малые» дисциплины

СССР – большое государство, поэтому оно способно организовать полноценные группы по изучению таких предметов, как создание и устройство гироскопов и паровых котлов. В то же время западные страны могут предложить лишь эпизодические курсы не самого высокого качества по причине малого количества студентов и преподавателей.

(v) Тщательное изучение западных ресурсов

Западные публикации обычно доступны в переводе в основных советских учреждениях не позднее 2 месяцев после оригинальной публикации. Академический Институт научной информации располагает лучшей и самой полной службой реферирования в мире. Если этого требуют обстоятельства, Советы готовы получать информацию путем шпионажа.

(vi) Возвращение в систему образования

На протяжении многих лет значительная доля обученных кадров возвращается обратно в систему образования, чтобы подготовить еще больше специалистов. Преподавание – хорошо оплачиваемое и престижное занятие. Чистый ежегодный прирост обученных кадров составляет 7% в СССР (для сравнения, в США 3,5%, в Великобритании 2,5 – 3 %).

(vi) Усиленное изучение основных дисциплин

В последние годы, по крайней мере, во всех учебных программах, предлагаемых в Советском Союзе, делается упор на усиленное изучение основных дисциплин. В каждом из 200 учебных планов технической направленности, действующих в высших учебных заведениях, 10% времени отведено высшей математике и столько же физике. Большое количество обученных кадров и быстрый технологический прогресс достигнуты отнюдь не поверхностными усилиями.

(viii) Подготовка преподавателей – первоочередная задача

С каждым новым этапом научно-технического прогресса начинается соответствующая программа подготовки преподавателей. С 1955 года в Московском государственном университете готовят преподавателей программирования (Приложение 1).

(ix) Эффективная пропаганда

На Западе советскую пропаганду и ложь часто считают синонимами. Пропаганда успешно держит национальные цели в поле зрения советских людей, испытывающих радостное волнение по мере достижения этих целей. В СССР есть должности, которые занимают неохотно, рабочие места, на которых трудятся без особого желания. Пропаганда в учебных заведениях изображает работу на таких должностях и позициях как увлекательное испытание и заставляет молодых людей (iii) c готовностью трудиться на благо своей страны в не самых благоприятных условиях.

III. Ступени советского образования

3. Диаграмма в Приложении 1 представляет положение дел во время последнего 5-летнего плана (от которого отказались), и хотя в начальном и среднем образовании грядут изменения, диаграмма показывает систему, которая будет применяться большую часть времени текущей семилетки.

4. Обучение в учебных заведениях в Советском Союзе начинается с 7 лет. Начальное образование длится 7 лет. К 1960 году последний 5-летний план ставил целью сделать 10-летнюю школу общедоступной. Там, где 10-летнее образование школьное образование доступно, местное законодательство делает его обязательным, в результате чего число выпускников 10-летней школы выросло в течение последнего 5-летнего плана с 440 тысяч до 1,5 миллионов в год. Юноши и девушки обучаются по одинаковой программе в 7- и 10-летней школах. На второй стадии классического образования, то есть в восьмом, девятом и десятом классах 10-летней школы, ученики проводят 42% времени за изучением математики, физики и химии. Выпускники 10-летней школы не так хорошо обучены, как выпускники шестого класса английской гимназии с научным уклоном или юноши и девушки, окончившие вторую научную ступень французского лицея. Значительно более высокий средний уровень в научных дисциплинах достигается, однако, всеми, кто завершил курс 10-летней школы в СССР. Речь идет о гораздо большем числе учеников, чем на Западе (Приложение 3).

5. Другие возможности по окончании 7-летнего обучения проиллюстрированы на диаграмме в Приложении 1. Для выпускников существует возможность трудоустроиться, но число тех, кто это делает, резко сократилось во время последней пятилетки. Школы трудового резерва работают совместно с промышленностью и сельским хозяйством. Специальные средние школы, преимущественно техникумы при соответствующих министерствах, предоставляют специальное образование по двум с лишним тысячам специальностей; курсы имеют ярко выраженную практическую направленность.

6. В последние годы около 40% выпускников 10-летней школы наряду с меньшим процентом выпускников средне-профессиональных учебных заведений продолжают обучаться в высших учебных заведениях (Приложение 2). Ходят слухи об увеличении этого показателя до 70%. Университеты готовят лишь 10% обученных кадров в Советском Союзе, а преподавание в них ведется только по основным дисциплинам. Курс педагогического института длится 4 года, обучение основным дисциплинам в университетах (не включая физику) длится 5 лет. Большинство технических учебных программ (также по физике) рассчитано на 5,5 лет, а программа по медицине – на 6 лет. Студенты всех специальностей, кроме педагогики, на протяжении 6 месяцев работают над дипломным проектом; результаты исследования воплощаются в письменной дипломной работе, которая защищается публично. Примерно 1 из 6 или 7 выпускников высших учебных заведений продолжает образование. Студенты, аспиранты и докторанты должны обладать знанием одного, двух и трех иностранных языков соответственно.

ВНОСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

7. В Меморандуме Хрущева в сентябре 1958 года был намечен переход от 7-летнего начального образования к 8-летнему. За ним будет следовать среднее образование продолжительностью от 3 до 4 лет в одном из пяти типов школ, а именно: (а) средней школе академической направленности, отличающейся от восьмого, девятого и десятого классов 10-летней школы наличием четырех классов и принимающей примерно 20% окончивших 8-летнюю ступень обучения; (б) средней школе технической направленности; (в) специализированной средней школе для нужд театра, балета, изобразительных искусств, военной службы и т.д.; (г) средней школе с неполной нагрузкой, позволяющей совмещать обучение с работой на фабриках и в сельском хозяйстве; (д) вечерних школах трудового резерва. Совершенно очевидно, что изменения в системе не означают снижения стандартов. Более того, учебная база существующих средних школ без труда может быть адаптирована для выполнения новых целей.

IV. КАДРОВЫЕ РЕЗЕРВЫ И ТЕМПЫ ПРОИЗВОДСТВА

8. Приложение 4 представляет обобщенную картину по этому пункту. Первая таблица демонстрирует сильный уклон в научно-технологическую сферу в СССР. Также можно увидеть, что те, кто получил научно-техническое образование, склонны оставаться в этих областях. Престиж и награды в этих сферах деятельности высоки, особенно для преподавателей. 9. На уровне пост-дипломного образования СССР не испытывает нехватки в профессионалах, способных управлять государственными проектами. В высшем и школьном образовании все указывает на то, что количество профессионально подготовленных выпускников не только без труда останется на прежнем уровне, но может быть увеличено. 10. Приложения 5 и 6 приводят процентные соотношения, последнее также кратко описывает послевоенные достижения. В этой таблице также видна заметная доля женщин в числе обученных кадров СССР.

V. СЛОЖНОСТИ И НЕДОСТАТКИ

11. Советская система образования, на различных уровнях которой обучается около 35 миллионов человек, является гигантской. Одно из ее выдающихся достоинств, вытекающих из централизованного контроля и планирования, – ее относительная простота. Будет интересно выяснить, как Советский Союз успешно справился с проблемами, которые преследуют западные страны.

(i) Учебные помещения

В советских учебных заведениях любого уровня нормой остается обучение в 2 смены, а обучение в 3 смены не является чем-то неслыханным. Обеспеченность учебными классами, лекционными залами и лабораториями, без сомнения, самая сложная проблема, с которой приходится справляться советскому образованию. Недовыполнение программы строительства послужило одним из факторов, способствовавших отказу от плана последней пятилетки. С высокой долей уверенности можно утверждать, что этот фактор ускорил изменения в системе образования на уровне средней школы. Ходят слухи, что все кандидаты на получение высшего образования должны будут отработать два года в производственно-технической сфере перед поступлением. Два года передышки позволят программе строительства наверстать упущенное. Приложение 1 показывает, что нехватка помещений – не новая проблема для СССР.

(ii) Оборудование

Западные эксперты, как правило, завидуют количеству и качеству оборудования в советских учебных заведениях.

(iii) Коэффициент учащихся на одного преподавателя

Как упоминалось ранее, в Советском Союзе нет проблемы с преподавателями, в то время как в большинстве западных стран ситуация оставляет желать лучшего.

[прим. statehistory - в этой таблице, видимо, речь идёт о том, сколько учащихся приходится на одного преподавателя]

СССРСШАВеликобритания
Высшие учебные заведения1 – 12,61 – 14,11 – 9
Школы1 – 17,6 1 – 21 (средняя) 1 – 30 (начальн.) 1 – 18,1 (сред. гимназия) 1 – 22,3 (сред. школа) 1 – 30,5 (начальная)

(iv) Военная служба В силу называвшихся ранее причин в СССР не представляет никакой проблемы. (v) Соотношение выпускников высших и средне-специальных учебных заведений Западный опыт указывает на то, что на рабочих местах на одного выпускника высшего учебного заведения приходится три выпускника средне-специальных учебных заведений. В большинстве советских учреждений, которые посетили западные эксперты, эта пропорция, похоже, повсеместно применяется. Коэффициент 3 к 1 не характерен для системы образования, поэтому можно предположить, что где-то в СССР существует нехватка выпускников средне-специальных учебных заведений, которая влечет определенные трудности. То, что эти трудности не очевидны, означает, что в СССР выпускники высших учебных заведений могут быть задействованы в сферах деятельности, которые на западе считаются некоммерческими.

VI. ДИСЦИПЛИНЫ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕРЕС ДЛЯ ОБОРОНЫ

(i) Математика 12. Этот предмет в СССР считается самым престижным. В стране существует первоклассная математическая традиция, а современный уровень математики в Советском Союзе уступает только уровню в Соединенных Штатах. При изучении множества советских научных работ, в особенности по физике, естественным наукам и машиностроению, становится заметным, с каким удовольствием советские ученые делают отступления в область математики. Научные работы в Великобритании часто состоят из двух частей: первая часть излагает теорию, а вторая – подтверждение этой теории, полученное опытным путем. Советские научные работы часто состоят исключительно из теории.

Первоклассные советские математики играют гораздо большую роль, чем их западные коллеги, на инженерных конференциях, которые отличаются достаточно неформальным характером. Подобный научный подход к решению инженерных проблем, возможно, частично объясняет быстрый прогресс в этой области. Советские математики готовы применять математическую теорию в довольно мелкомасштабных опытных исследованиях. Они с удивительной легкостью работают в областях, где западным ученым потребовались бы дополнительные экспериментальные данные. Там, где советский метод оказывается успешным, становится возможным обойтись без промежуточных стадий исследовательской разработки. Без сомнения, недавний советский прогресс в аэродинамике и химическом машиностроении многим обязан советам математиков.

Занятие математикой настоятельно поощряется в школах. Олимпиады и математические конкурсы для учеников 8, 9 и 10 классов 10-летней школы проводятся на городском, региональном, республиканском и национальном уровнях. Особо одаренных учеников выделяют на очень ранней стадии и в последующем способствуют их обучению.

В большинстве стран существует явная вертикальная структура научных дисциплин и вертикальная иерархия среди ученых. Это мешает междисциплинарному обмену научными идеями. В СССР математика является активнодействующим компонентом во взаимном обогащении дисциплин. Достойным упоминания примером служит Лаборатория вибраций Физического института им. Лебедева Академии Наук СССР. Лаборатория является исследовательской организацией; сотрудники этой московской лаборатории, которые работают здесь один или два месяца в году, также трудятся в учреждениях по всему Союзу. Они занимают лидирующие позиции в целом ряде дисциплин: астрономии, радиоастрономии, спектроскопии, акустике, теоретической физике, приборостроении, морской гидрологии, электротехнике и многих других отраслях. Единственное, что их объединяет, - это интерес к волновым движениям. Возможности для обмена научными идеями в Лаборатории вибраций огромны.

В Приложении 8 приводится подробный университетский учебный план по прикладной математике, а в Приложении 7 – по чистой математике. Обозначено количество часов отраслевой практики, а также перспективы автоматизации в пунктах 19 и 20 Приложения 7.

(ii) Физика

Практически по всем вопросам этой дисциплины советские ученые находятся наравне с мировой наукой. Теоретическая физика достигла огромных высот, а в последние пять лет выдающиеся успехи демонстрируют советские исследования в области полупроводников. В Приложении 9 представлен учебный план по физике, включая значительное количество часов, отводимых на высшую математику и отраслевую практику.

(iii) Химия

Состояние этой дисциплины в СССР описывают как довоенное, но не нужно считать это утверждение истинным. Советский Союз отстает в химическом машиностроении, но присутствует ясное понимание данной ситуации и движение в сторону улучшения в этой области. Учебный план по химии в Приложении 10 опять же выделяет большое количество часов занятиям высшей математикой и отраслевой практике.

(iv) Машиностроение

Приложение 11 типичным образом демонстрирует, что большое количество времени выделено для занятий высшей математикой и физикой. Также отведены часы для отраслевой практики. В условиях растущей экономики, потребности который удовлетворяются за счет развития индустриализации, машиностроение входит в число приоритетов Советского Союза. В 1958-59 годах планируется выпустить в 3 раза больше инженеров, чем в Соединенных Штатах. Вполне возможно, что признаки насыщенности специалистами инженерного профиля скоро станут очевидны.

VII. ВЫВОДЫ

13. На Западе существует значительная тенденция придерживаться крайних взглядов в отношении Советского Союза. Его граждане, однако, не супермены и не второсортный материал. На самом деле, это люди с такими же способностями и эмоциями, как и все остальные. Если 210 миллионов человек на Западе будут слаженно работать с такими же приоритетами и таким же рвением, как их коллеги в Советском Союзе, они добьются похожих результатов. Государства, самостоятельно соревнующиеся с СССР, впустую растрачивают свои силы и ресурсы в попытках, обреченных на провал. Если невозможно постоянно изобретать методы, превосходящие методы СССР, стоит всерьез задуматься над заимствованием и адаптацией советских методов. Это может включать, помимо прочего:

(i) отказ от почитаемых, традиционных взглядов в отношении роли женщин;

(ii) выполнение необходимой государству работы теми, чье обучение сверх образовательного минимума, установленного законодательством, было профинансировано за счет бюджетных средств;

(iii) упразднение «свободного рынка» квалифицированных трудовых ресурсов; принятие и, возможно, усиление мер по его государственному регулированию.

14. Что бы ни случилось, любое государство, испытывающее нехватку преподавательского состава, должно решать эту проблему в срочном, внеочередном порядке.

(Подписано) Ц.Р.С.МЭНДЕРС

Просмотров: 60769

Источник: http://archives.nato.int/uploads/r/null/6/1/6109/AC_137-D_40_ENG.pdf

statehistory.ru в ЖЖ:

statehistory.ru


Смотрите также