«Королевские» строительные войска Минобороны придут на смену Спецстрою? История спецстроя россии


Чем занимается Спецстрой и почему его упразднили? | Справка | Вопрос-Ответ

Министр обороны России Сергей Шойгу сообщил об упразднении «Спецстроя», вместо него созданы восемь ФГУПов, которые будут строить только спецобъекты Минобороны РФ. Ранее «Спецстрой» был единственным исполнителем работ по возведению спецобъектов, теперь решено привлечь крупных подрядчиков на конкурсной основе.

Поводом для ликвидации стали многочисленные претензии заказчиков и органов власти к срокам исполнения работ и финансовой дисциплине подведомственных агентству ФГУПов. В частности, власти недовольны большим количеством нарушений на строительстве космодрома Восточный.

Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства и связи силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства.

Руководство деятельностью «Спецстроя» осуществляет президент Российской Федерации.

В число задач федерального органа исполнительной власти входят:

— строительство объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок, а также обустройство войск, жилищное строительство и строительство объектов социальной инфраструктуры для Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— строительство и реконструкция предприятий и организаций ядерного комплекса, предприятий по хранению и уничтожению химического и иных видов оружия массового поражения, а также других критически важных для государства объектов;

— восстановление автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования на территории Российской Федерации;

— строительство и капитальный ремонт в мирное и в военное время автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования, осуществляемые в качестве подрядчика;

— эксплуатация и восстановление единой сети электросвязи Российской Федерации для обеспечения обороны и безопасности государства;

— участие в восстановлении специальных объектов в районах, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и стихийных бедствий;

— строительство и восстановление объектов мобилизационного назначения для федеральных органов исполнительной власти, а также объектов оперативного оборудования территории РФ в целях обороны;

— обеспечение в пределах своих полномочий боевой и мобилизационной готовности воинских формирований;

— организация подготовки военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований для решения задач специального и дорожного строительства, эксплуатации и восстановления единой сети электросвязи Российской Федерации.

Смотрите также:

www.aif.ru

Федеральное агентство по специальному строительству РФ. Досье - Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 22 декабря 2016 г. на коллегии Министерства обороны РФ глава ведомства Сергей Шойгу объявил о ликвидации Федерального агентства по специальному строительству РФ (Спецстрой России), деятельность которого курировало Минобороны.

По словам Шойгу, агентство заменят восемь федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), которые сосредоточатся на строительстве специальных объектов военного ведомства. 

Спецстрой России

Спецстрой - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий строительные и дорожные работы в интересах обороны и безопасности государства.

Общее руководство его деятельностью осуществляет глава государства. Федеральное агентство подведомственно Министерству обороны РФ, которое осуществляет координацию и контроль его работы.

История

Свою историю Спецстрой ведет от Управления строительства №565 Министерства внутренних дел СССР, созданного постановлением советского правительства 31 марта 1951 г. Данная организация вела строительство объектов системы противовоздушной обороны Москвы, используя труд заключенных, а также вольнонаемных работников. 13 июля 1953 г. управление было преобразовано в Главное управление специального строительства (Главспецстрой) Министерства среднего машиностроения (с 1954 г. передано в состав МВД, в 1956 г. - в состав Министерства строительства СССР).

С 1955 г. управление вело строительство объектов космических исследований, в том числе Центра управления полетами в городе Калининграде Московской области (ныне Королев), предприятий оборонной промышленности (завод "Энергомаш" в городе Химки, завод "Прогресс" в городе Куйбышеве и др.), жилья для военных и работников военно-промышленного комплекса и др. объектов. В 1965-1991 гг. Главное управление специального строительства являлось одним из подразделений Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР. В 1991 г. оно было подчинено напрямую Совету министров СССР.

Спецстрой является также преемником военно-строительных и военно-дорожных частей Вооруженных сил СССР (в частности, Центрального дорожно-строительного управления Минобороны СССР), а также Военно-восстановительного управления Наркомата (с 1946 г. - Министерства) связи СССР.

В 1993 г. Главспецстрой был преобразован в Федеральное управление специального строительства при правительстве. Наряду с ним вплоть до 1997 г. действовали Федеральное специализированное управление по строительству в восточных районах РФ при Госкомитете по жилищной и строительной политике, Главное военное эксплуатационно-восстановительное управление Госкомитета по связи и информатизации, а также Центральное управление военно-строительных частей при Министерстве по атомной энергии.

Указом президента Бориса Ельцина от 16 июля 1997 г. все эти ведомства были объединены в Федеральную службу специального строительства России (Росспецстрой). 9 марта 2004 г. Росспецстрой был переименован в Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) и подчинен Министерству обороны. Положение об агентстве было принято 16 августа 2004 г.

Задачи

Спецстрой ведет строительство и реконструкцию объектов специального, мобилизационного и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства; жилья и объектов социальной инфраструктуры для Вооруженных сил РФ, других войск; предприятий и организаций ядерного комплекса, предприятий по хранению и уничтожению химического и иных видов оружия массового поражения, а также других критически важных для государства объектов; автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования на территории РФ.

Руководство и структура

Спецстрой возглавляет директор, назначаемый и освобождаемый от должности президентом по представлению председателя правительства РФ. С 25 июля 2013 г. этот пост занимает Александр Волосов. Глава ведомства имеет пять заместителей, в том числе одного первого заместителя. Начальники Центрального производственно-распорядительного управления и Главного управления специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа также пользуются правами заместителей директора.

Центральный аппарат Спецстроя состоит из девяти управлений по основным видам деятельности и четырех отделов. По данным Росстата, в конце 2015 г. численность федеральных гражданских служащих центрального аппарата Спецстроя составляла 177 человек (предельная численность - 270 человек), средняя ежемесячная заработная плана - 121 тыс. руб.

Подведомственные организации

Спецстрой организует исполнение строительных работ силами подчиненных ему 18 ФГУПов. В их числе семь главных управлений строительства по федеральным округам; главное управление по дорожному и аэродромному строительству; Центральное проектное объединение; ФГУП "Спецстройсервис", "Спецстройинжиниринг" и др.

Главным управлениям Спецстроя в качестве филиалов подчинены шесть предприятий строительной промышленности. Помимо организаций, связанных с основной сферой деятельности, в ведении агентства находится шесть лечебно-оздоровительных учреждений. Общая численность сотрудников предприятий агентства превышает 46 тыс. человек.

Деятельность

В 2015 г. в федеральном бюджете на деятельность Спецстроя было выделено 18 млрд 386 млн руб. Согласно данным ведомства, объем выручки агентства за тот же период составил 234,6 млрд руб. Из них от реализации подрядных работ - 191,7 млрд руб.; от реализации промышленной продукции - 1,5 млрд руб.; от реализации услуг производственного характера - 41,4 млрд руб. По заключению Счетной палаты, опубликованному в июне 2016 г., деятельность Спецстроя в 2015 г. была убыточной.

В 2015 г. более 80% проектов, реализованных Спецстроем, относились к ведению Минобороны. Среди них - Центр боевой подготовки Сухопутных войск (Мулино в Нижегородской обл.), инфраструктура космического ракетного комплекса "Ангара" на космодроме Плесецк; объекты базирования сил военно-морского флота; инфраструктура РВСН. Также работы велись по заказу "Роскосмоса" (космодром Восточный), Минпромторга, "Росатома" и "Ростеха".

Скандалы, связанные с деятельностью Спецстроя

В 2015-2016 гг. деятельность агентства была связана с многочисленными коррупционными скандалами. С критикой работы Спецстроя выступал вице-премьер Дмитрий Рогозин. В частности, в докладе президенту РФ в 2015 г., он указывал, что агентство выполняет работы лишь на 15-40% от стоимости заключенных контрактов, перепоручая сторонним структурам не только основной объем работ, но и создание проектно-сметной документации. В том же году Сергей Иванов (на тот момент - глава Администрации президента РФ) обвинил Спецстрой в срывах срока реконструкции аэропорта в Петропавловске-Камчатском, охарактеризовав ситуацию вокруг объекта "безалаберностью, разгильдяйством и безответственностью".

В 2016 г. Федеральная антимонопольная служба выяснила, что ФГУП "Спецстройинжиниринг" (подведомственное Спецстрою) сорвало сроки выполнения работ по госконтрактам на общую сумму более 150 млрд руб. По данным Минобороны отставаний от графика работ не было только на 11 из 83 военных объектов, где вел работы Спецстрой, состояние 61 оценивалось как "критическое".

В ходе расследования нарушений при строительстве космодрома Восточный было возбуждено более 30 уголовных дел, в том числе в отношении руководителей подведомственных учреждений агентства. В июле 2016 г. по обвинению в мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) был арестован Александр Буряков, заместитель руководителя Спецстроя.

Символика и награды

Федеральное агентство имеет собственный военный геральдический знак-эмблему и флаг. Агентство имеет ряд собственных наград, в том числе медаль "За трудовую доблесть", ведомственные знаки отличия ("Ветеран Спецстроя России" и др.), памятные медали ("65 лет Спецстрою России", "60 лет Спецстрою России" и др.), грамоты.

tass.ru

Справка: Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России)

Президент России Владимир Путин подписал указ об упразднении Федерального агентства специального строительства (Спецстроя), сообщает пресс-служба Кремля.

МОСКВА, 29 декабря — РИА Новости. Президент России Владимир Путин подписал указ об упразднении Федерального агентства специального строительства (Спецстроя), сообщает пресс-служба Кремля.

Ниже приводится справочная информация.

История Федерального агентства специального строительства ведет свое начало с 31 марта 1951 года, когда постановлением Совета министров СССР было создано Управление строительства в составе МВД СССР, его правопреемником стало Главное управление специального строительства (Спецстрой), образованное 13 июля 1953 года.

16 июля 1997 года указом президента РФ была образована Федеральная служба специального строительства России (Росспецстрой), объединившая Федеральное управление специального строительства при правительстве РФ, Федеральное специализированное управление по строительству в восточных районах РФ при Государственном комитете РФ по жилищной и строительной политике, Главное военное эксплуатационно-восстановительное управление Государственного комитета РФ по связи и информатизации и Центральное управление военно-строительных частей при министерстве РФ по атомной энергии.

6 октября 1997 года указом президента РФ Федеральной службе специального строительства Российской Федерации было передано Федеральное дорожно-строительное управление при министерстве обороны (ФДСУ).

9 марта 2004 года указом президента РФ Федеральная служба специального строительства РФ (Спецстрой России) переименована в Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России).

Спецстрой России являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства и связи силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства.

Минобороны России осуществляло координацию и контроль деятельности Спецстроя.

Среди задач Спецстроя России – строительство объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок, а также обустройство войск, жилищное строительство и строительство объектов социальной инфраструктуры для ВС РФ; строительство и реконструкция предприятий и организаций ядерного комплекса; строительство и капитальный ремонт в мирное и в военное время автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования; эксплуатация и восстановление единой сети электросвязи РФ для обеспечения обороны и безопасности государства и др.

С 1955 года в различных регионах Спецстроем осуществлялось строительство объектов космических исследований: Центра управления полетами (ЦУП) в Калининграде, завода "Энергомаш" в городе Химки, завода "Прогресс" в Самаре и многих других. На протяжении всей деятельности Спецстрой осуществлял строительство объектов авиационной промышленности. Возведены и реконструированы Тушинский машиностроительный и Жуковский экспериментальный заводы, фирмы "Зенит", "Знамя труда", "Стрела", "Салют", Саратовский и Воронежский авиазаводы, Московский и Ухтомский вертолетные заводы и другие комплексы.

С 1970 года строители Северодвинского управления Спецстроя участвовали в создании производственных мощностей по строительству и ремонту атомных подводных лодок. Были сданы в эксплуатацию сотни производственных корпусов, среди которых Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение, Воронежский механический завод, Самарский завод гидроавтоматики, "Ижмаш", "Ижавто", "Ижсталь".

В Москве построены инженерные корпуса для НИИ телевидения, НИИ автоматической аппаратуры, в Воронеже — объекты НИИ связи, в Санкт-Петербурге — ОКБ "Радуга" и многие другие. Было построено и сдано более 17 миллионов квадратных метров благоустроенного жилья, осуществлено строительство различных по назначению объектов соцкультбыта, в том числе уникального велотрека в Крылатском к Олимпиаде-1980.

За время существования Спецстроем России построено около 7 тысяч километров автомобильных дорог, в том числе 5,2 тысячи километров дорог общего пользования, отсыпано более 104 миллионов кубических метров земполотна, построено 266 мостов и 6,6 тысячи водопропускных труб.

29 декабря 2016 года президент РФ Владимир Путин подписал указ об упразднении Спецстроя. Функции упраздненного Спецстроя переданы Минобороны России, а основная часть сотрудников – в ведение Вооруженных сил РФ. Ликвидация агентства должна завершиться к 1 июля 2017 года.

realty.ria.ru

Армейский полигон XXI века, и он в России

Сегодня я предлагаю перенестись в посёлок Мулино, что в Нижегородской области, именно здесь силами Главного управления инженерных работ № 2 Спецстроя России завершается возведения Центра межвидовой подготовки для сухопутных войск, это будет полигон 21 века. На площади 25 тыс. гектаров создаётся комплекс, который включает в себя, как традиционный полигон, так и новые технологии, компьютерное 3D-моделирование, в общем, всё, чтобы наши бойцы по полной смогли отработать задачи любой сложности, в независимости от погодных условий и места их географического пребывания в будущем. Важно отметить, что аналогов такому уникальному комплексу ни в России, ни в мире просто нет. Наша история будет состоять из двух частей. Сначала мы побываем на традиционном полигоне, где возведены деревни, да что мелочиться, целый город (в целом, здесь возводится около 100 зданий и сооружений различного назначения), ну а потом... а пусть это будет интрига, в общем, все инсайды для Вас!

То, что такую стройку доверяют только лучшим, это и так понятно без слов. На оборонку сейчас не жалеют ни сил, ни денег, ФГУП «ГУИР № 2 при Спецстрое России» именно такой. Можно смело сказать, что они - наша строительная элита. Свою историю эти ребята ведут аж с 1946 года, когда приказом № 26 от 15 июня 1946 года начальника Главпромстроя МВД СССР генерала Александра Комаровского была создана монтажная контора №4 (МК №4, позже УС № 4), ставшая родоначальницей Второго главка. После войны строить нужно было много, и они с этой задачей справлялись. МГУ, жилой дом на Котельнической набережной - это всё про них, задачи любой сложности отрабатывали на ура. Строили заводы, оборонкой не брезговали, а география с каждым годом только росла: Новороссийск, Камбарка, Железногорск, архипелаг Земля Франца-Иосифа и т.д. Уже в современной России Главное управление инженерных работ № 2 при Спецстрое России много раз отмечалось профессиональным сообществом в различных рейтингах.

2. Штаб строительства

Про 25 тыс. гектаров и про около 100 сооружений различного назначения я уже сказал, чтобы понять масштаб, расстояние между ними будет достигать до 30 км. Общая площадь строительства около 100 тыс. кв. метров. На сооружение комплекса проектом предусмотрено 5,5 тыс. куб. метров кирпичной кладки, 4,2 тыс. тонн металлоконструкций, 40 тыс. куб. метров бетона, 12 тыс. кв. метров сэндвич-панелей, 2,5 тыс. штук пустотных плит-перекрытий. На территории центра уже проложено более 70 километров линий оптоволоконной связи, более 25 километров временных дорог, свыше 10 километров сетей канализации, теплотрасс и водопровода. Сам тактико-учебный полигон будет состоять из двух посёлков: Бой в поселке №1 «Груздевая» и Бой в поселке №2 «Командная», а также специализированный полигон, напоминающий город, Бой в городе «Центральный», а также пяти Тетр (комплексы с радиовышкой и другой электроникой).

Когда тут всё заработает, этот полигон станет крупнейшим в мире. Он рассчитан на обучение батальонной и бригадной тактических групп. Америка опять останется позади… Её подобный полигон находится в пустыне Мохава (штат Калифорния), он рассчитан на подготовку 2-3 батальонных тактических групп. Третьи немцы, их Центр боевой подготовки Сухопутных войск располагается вблизи Магдебурга, занимает площадь около 23 тыс. га.

3. Первым делом мы приехали в «Бой в поселке №1 «Груздевая»

4. Данное место предназначено для отработки бойцами боевых действий в населённых пунктах. Всего по проекту тут 25 зданий.

Первоначально планировалось, что реализацией этого проекта займётся немецкая компания, производитель военной техники компания Rheinmetall. Они должны были поставить сюда лазерные имитаторы стрельбы и соответствующие программное обеспечение. И вот 2014 год, санкции, мы вспомнили про импортзамещение, в общем, всё, что ни делается, всё к лучшему. Главное, все первоначальные стандарты проекта соблюдены, а рулят теперь наши - ОАО «НПО «РусБИТех».

5.

6. При строительстве зданий немцы задали такой тон (мол, их техника работать в других условиях не сможет или чтоб перепрограмировать оборудование необходимо ещё 40 000$), что, например, когда построили первое здание, по плану оно должно быть 6х6 м, а в реале получилось 5,99х6,02 м и по высоте была погрешность 1,5 см, всего лишь, так пришлось разбирать и строить новое. Итак, на этом полигоне везде, каждый кирпичик мерили, каждый миллиметр учли, вот в этом и сложность данного объекта.

7.

8.

9.

10.

11.

12. А мы двигаемся дальше. Одна из смотровых площадок

13. Аналогичный первому, «Бой в поселке №2 «Командная». Причём, когда тут говорят аналогичный, то он прямо один в один, по проекту погрешность составляет до 1 мм, представляете, что нужно было сделать, чтоб совершить такой строительный подвиг. Со всей страны сюда везли лучшие кадры, чтоб добиться подобного результата.

14. А между делом, тут такие знаки :) Мы привыкли видеть "Осторожно, лоси", "Осторожно, коровы". А тут - танки!!!

15. Далее двигаемся в сторону города.

В городе уже целые кварталы (двух и трёхэтажные здания), помимо остановки предусмотрен подземный переход, даже целую железнодорожную станцию построят (между прочим, уже закуплен железнодорожный состав с разными вагонами, скоро его сюда доставят), кроме этого и моя любимая промка предусмотрена, для отработки различных мероприятий построены три производственных зданиях, так что тут всё на высоте.

16.

17. Кирпичная кладка и тут один в один, кирпичик к кирпичику

18. Будущая ЖД станция

19. Подземный переход

20. Все двери открываются в обе стороны

21. Как мы видим, хоть электроника ещё пока не подключена, но и это не мешает проводить здесь учения. Первые занятия в Мулино начались уже в 2014 году.

22. Между собой все строения соединены вот таким туннелем, говорят, мы в первых рядах по нему прошлись, наши топовые СМИ в этом плане нервно курят в сторонке, Спецстрой России уважает блогеров, а мы им отвечаем взаимностью.

23. А мы опять на высоте, общий вид на город.

24. Данный объект состоит из 13 зданий

25. Это те самые три производственных строения

26. Радиовышка Tetra 1, напоминаю, их тут пять таких. Места их расположения выбирали с особенной тщательностью, не смотря на рельеф и растительность, всё должно работать, как часы.

27. Командно-наблюдательный пункт

28.

29. Ещё одна важная особенность, что весь комплекс работает в автономном режиме

30. 5 блок-модулей с дизель-генераторными установками 1000 кВт

31. Дизель-генераторная установка

32.

33. 5 блок-модулей для хранения топлива

34. Один из четырех блок-модулей с ГПУ 3352 кВт

35.

36. Котельная

37. Монтажный комплекс со складом

38. Именно здесь на наши танки будут навешивать и снимать дополнительное оборудование, они будут проходить техническое обслуживание, а также будет осуществляться настройка прицелов.

39. Столовая. Предусмотрено 3 обеденных зала.

40. Здесь будет располагаться персонал обслуживающих подразделений и размещаться караул.

41. Складские помещения

42. Штаб центра боевой подготовки ВС РФ

43.

44. Уже подготовлены лекционные залы для разбора полётов

45. Ещё одно потверждение, что мы страна мирная, сами нападать не собираемся, а если к нам с мечом, ответим, как надо!

46. Один из залов планирования тактических учений

47. Забежали и в эту комнату, а тут всё из металла, прям, как наши парни в бою

48. А вот, что находится в том здании, я покажу в следующий раз, оставайтесь с нами, будет круто!. Продолжение следует...

Большое спасибо пресс-службе Спецстрой России и ФГУП "ГУИР № 2 при Спецстрое России" за уникальную возможность побывать в этом месте.

Другие наши поездки на объекты Спецстрой России:

Космодром «Восточный».jpg Наша правда про Космодром «Восточный».jpg Циолковский.jpg Центра межвидовой подготовки ВС РФ в Мулино 2.jpg Почему наша армия лучшая в мире.jpg

spetsstroy.livejournal.com

«Королевские» строительные войска Минобороны придут на смену Спецстрою?

Президент России Владимир Владимирович Путин принял решение ликвидировать подчиняющееся Министерству обороны Федеральное агентство по специальному строительству. Функции по строительству объектов для обеспечения обороноспособности страны предполагается напрямую замкнуть на Министерство обороны, в распоряжение которого перейдут активы упраздненного агентства. Но означает ли это возрождение военно-строительного комплекса России – пока еще большой вопрос.

2c88bf7d5123b4155a389636b2c757c9.jpg

О Военно-строительном комплексе СССР (в солдатском фольклоре – «королевских войсках») и военно-строительных формированиях (военно-строительных отрядах или, в обиходе сокращенно ВСО), а в просторечье «стройбате» было сложено и действуют поныне множество мифов, диких вымыслов и легенд.

Да, конечно присутствовал действительный негатив специфики военно-строительной службы. Строительных войск сторонились многие призывники, а военное руководство страны Советов время от времени выступало против существования строительного направления в составе Министерства обороны.

Поэтому достаточно легко и просто Минобороны России избавилась от строителей в погонах и попыталось взвалить груз ответственности по возведению объектов оборонного значения на Федеральное Агентство Специального строительства.

Получилось столь удручающе, что самостоятельная деятельность Спецстроя в дальнейшем стала бессмысленна и просто невозможна из-за огромных государственных затрат, наглых коррумпированных схем и нацеленности на максимальное получение личной прибыли любыми путями, в то числе и преступными.

Такой ситуации в военно-строительном комплексе Министерства обороны СССР не было и быть не могло. Но все новое – это хорошо забытое старое – припомнили в военном руководстве страны и, видимо, решили вернуться к старой системе военно-строительного комплекса напрямую подчинив его Минобороны.

В среде псевдо-либеральных деятелей России поднялась ожидаемая волна ожесточенной критики действий Верховного Главнокомандующего и министра обороны. Из ветхих запасников истории военно-строительных войск некоторые политологи и историки принялись вытаскивать самые неприглядные факты о деятельности военно-строительного комплекса МО СССР.

05ff1be1b53c7b294a5d701b5a2f858e.jpg

Но славу Богу, в нашем государстве не все потеряли память и совесть, много еще осталось ветеранов, прошедших тернии службы в «королевских войсках».

Вопросы на засыпку

  • Может ли держава не ведущая строительства оборонительных объектов претендовать на солирующую роль в симфонии мировых государств? 
  • Что хорошего и что плохого содержалось в деятельности Военно-промышленного комплекса СССР»? 
  • Отчего его реформа привела к созданию такого уродливого монстра как Спецстрой? 
  • Почему военно-строительные формирования должны быть нацелены на результат, а не на получение коммерческой прибыли?

Не может государство, ведущее только приватное (частное) строительство быть державой мирового значения.

Данный тезис одинаково бесспорно воспринимается и в военных академиях России и святилище американской науки – Вейст-Понте. А хулители наших военных строителей как будто бы и не ведают (может и впрямь не знают?), что масштабные военно-строительные работы многие десятилетия активно ведет Инженерный корпус армии США и почти два миллиона военнослужащих КНР.

09cb9cac5e9d5b7bbedebd43a6450fb2.jpg

Разве не общеизвестно, что военно-строительные формирования под разными названиями существуют во всех странах мира и были во все времена, начиная с библейских времен? Кстати, даже древние римляне, у которых современное человечество позаимствовало немало полезного, полагали, что строительство – одна из важнейших воинских специальностей.

Посему Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 2016 года, «Об упразднении Федерального агентства специального строительства», вполне закономерен и логичен для государства ведущего огромное оборонительное строительство.

Согласно этому Указу, до 1 июля 2017 года Спецстрой прекращает свою самостоятельную деятельность, а его функции передаются Министерству обороны Российской Федерации.

Так откуда ведут свой исторический отсчет военно-строительные формирования России?

Более или менее единая система военно-строительных формирований начала складываться в Русской армии перед Первой мировой войной и совершенствовалась вплоть до Октябрьской революции 1917 г.

В период создания Вооруженных сил Советского государства, организации военно-строительных частей также уделялось серьезное внимание, поскольку большевистское руководство страны последовало совету царских военных министров Беляева и Поливанова, которые справедливо полагали, что без данных формирований, обеспечить обороноспособность молодой Советской республики будет крайне затруднительно.

Только в период с 1918 по 1921 г. для строительства оборонительных сооружений было сформировано 48 управлений военно-полевого строительства, личный состав которых во многом обеспечил разгром белого движения.

Приказом Реввоенсовета СССР от 01.01.01 г. № 000/96 в структуре Вооруженных сил было образовано Строительное управление (с 1925 г. – Военно-строительное) с подчинением Главному начальнику снабжений Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

На это управление возлагались задачи по объединению оборонительного, казарменного, специального строительства и квартирного обеспечения РККА и руководству ими. Таким образом, в системе РККА впервые был создан единый орган управления, в котором сосредоточивалось руководство деятельностью, связанной со строительством и содержанием всех военных объектов.

Строительная гвардия страны Советов в Великой Отечественной Войне

Великая Отечественная война остро поставила перед военно-строительными формированиями задачу строительства оборонительных сооружений.

97b8484814c60d026bcbf9af9a01114b.jpg

Причем строительство мобилизационных оборонительных рубежей в глубине страны, включая Государственный рубеж обороны на дальних подступах к Москве (Ржевско-Вяземский рубеж) планировалось военным руководством заблаговременно. В одном из документов рукой заместителя начальника Генерального Штаба Красной Армии генерала Ватутина была вписана фраза о необходимости начать строительство Ржевско-Вяземского рубежа уже в мирное время.

Это говорит о том, что в руководстве Красной Армии были люди, которые не боялись вполне реалистически рассматривать самые разные варианты развития событий в случае войны с Германией и предпринимали на свой страх и риск соответствующие подготовительные меры.

Накануне войны в состав Красной Армии вошли специальные строительные войска (правильнее – трудармии), которые отвечали за строительство и ремонт военных объектов и гражданских сооружений смежного назначения.

Когда началась война, большинство строительных войск Красной Армии помогало ее инженерным войскам в сооружении новых укрепленных районов в западных военных округах. Немецкое вторжение в считанные дни уничтожило эти войска, вынудив НКО практически с нуля формировать новые строительные части, необходимые для возведения в тылу дополнительных рубежей обороны.

В дополнение к этой официальной структуре строительных войск Красная Армия имела большое количество спешно сформированных строительных батальонов, колонн и отрядов, которые она использовала для строительства оборонительных рубежей, а также прочих сооружений военного и гражданского назначения.

Созданные, как правило, на временной основе, эти подразделения комплектовались в первую очередь личным составом из неславянских этнических и религиозных меньшинств, которые считались политически слишком ненадежными для выполнения боевых задач. Эти специальные строительные войска включали в себя как мужчин, так и женщин, многие из которых либо еще не достигли обычного призывного возраста, либо давно миновали его.

На протяжении войны более 330 таких частей участвовали в оборонительном строительстве, в том числе свыше 100 – в армии, 60 – во флоте и 100 – в военно-воздушных силах.

«Два солдата из стройбата заменяют экскаватор»

В июне 1949 года было решено объединить военно-строительные структуры в единый Военно-строительный комплекс Вооружённых Сил и ввести должность Заместителя Министра обороны по строительству и расквартированию войск. Им был назначен генерал полковник Белоскоков В.Е.

e7bf1211f63f5f7b76d5344e49c64933.jpg

В его подчинение от Начальника тыла Вооружённых Сил были переданы Главное строительное управление, Управление материальных фондов и Квартирно-эксплуатационное управление.

В то время страна только частично залечила раны, нанесенные Великой Отечественной войной. А международная обстановка и ситуация в мире требовали скорейшего возведения противоракетного щита, промышленных и других объектов оборонного комплекса страны.

Это обусловило создание военизированной структуру капитального строительства Вооруженных Сил и ряда гражданских министерств, в первую очередь Министерства среднего машиностроения то бишь ведомства занятого созданием атомной бомбы и ядерной энергетики.

Данная структура включала в свой состав строительно-монтажные управления, где в качестве рабочей силы использовались в основном военно-строительные отряды (ВСО) четырех- или пятиротного состава, организованные по принципу отдельных батальонов. Штатная численность роты составляла 120 человек.

Термин «строительный батальон» или в повседневном обиходе «стройбат» родился в Постановлении Совета народных комиссаров СССР от 13 февраля 1942 года о формировании Военно-восстановительное управления, которое занималось ремонтом и строительством объектов на территориях, освобожденных от немецких оккупантов.

Неоднократно данный термин пытались вывести из официального обращения.

Первая попытка была сделана в 1954–1956 году. В тот период в связи с общим сокращением Вооруженных сил строители также были выведены из состава численности Министерства обороны, став «рабочими по военному призыву». А их формирования стали называться строительными колоннами Однако уже в 1958 году это решение было пересмотрено и окончательно появились «военные строители» и Военно-строительные отряды.

Однако словосочетание «строительный батальон» продолжало использоваться в отношении некоторых групп зарубежных войск. «Стройбатовцы» иронично называли себя «королевскими войсками».

Весьма кратко о военно-строительных формированиях Советского Государства – военно-строительных отрядах (ВСО).

Как самостоятельная финансово-хозяйственная единица, военно-строительный отряд (ВСО) имел счет в банке, смету расходов и входил в состав Управления начальника работ (УНР) либо военно-строительного управления (ВСУ).

Военно-строительные отряды (ВСО) имели статус войсковых частей, комплектовались рядовым и сержантским составом через Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба, а офицерами — через Главное управление кадров Министерства обороны.

ВСО комплектовались в основном из призывников, окончивших строительные учебные заведения. Часто стройотряды пополнялись за счет выходцев из сельских районов, «умеющих держать инструмент в руках». Туда же отправляли неблагополучную молодежь, зачастую уже с судимостью.

d30dccf6e7208597a033874e3ea3e0b7.jpg

Хоть говорить об этом было не принято, национальный признак был еще одним критерием отбора в стройбат. Так, доля кавказских и среднеазиатских народов в некоторых строительных батальонах, доходила до 90% личного состава.

Распространено мнение, что причиной, по которой выходцы из Средней Азии и Кавказа допускались в основном к строительным работам, было плохое знание русского языка. Национальный состав стройотрядов отпугивал многих призывников.

Еще одна категория призывников, которым дорога в стройбат «была заказана» – юноши с ограничениями по состоянию здоровья. Их родители всеми правдами и неправдами искали всевозможные обходные пути, чтобы оградить детей от трудовой повинности.

У советской молодежи стройбат считался не самым престижным местом для несения воинской службы. Его непопулярность во многом была вызвана тем, что непосредственно к военному делу он имел лишь формальное отношение.

Тем не менее, новобранцы, пополнявшие состав строительных отрядов имели определенные преимущества перед призванными в другие рода войск. Согласно приказу №175 министра обороны СССР от 30 мая 1977 года военному строителю за работу начислялась заработная плата, из которой, правда, вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения – тех, что объединялись понятием «вещевая задолженность». В среднем, заработок прилежного военного строителя составлял 80-110 рублей в месяц, при вычете за содержание ежемесячно от 30 до 50 рублей.

В течение почти четверти века — с середины 1960-х до начала 1990-х годов — практика применения военно-строительных отрядов, их структура, содержание и материальное стимулирование труда обеспечивали рентабельность этих подразделений и выполнение ими поставленных задач. Выполнение норм выработки практически всеми военно-строительными отрядами составляло не ниже 100 %. Но не только стройкой были озабочены командиры.

3c90aaf66230923a733dcfb15eeda9bb.jpg

Один день в неделю — суббота — был специально отведен на боевую подготовку. Проводилась политическая учеба, изучение уставов Вооруженных сил, строевая, огневая и тактическая подготовка. В каждой роте имелись оружейные комнаты, а в каждой войсковой части — полосы препятствий (штурмполосы).

Предыстория Федерального Агентства Специального строительства

В период начала «холодной войны» из состава Министерства обороны СССР выделяются управления и подразделения, осуществляющие строительство специальных объектов., именно с этого периода можно говорить о выделении из комплекса военно-строительных формирований СССР особых частей, осуществляющих специальное строительство и имеющих статус, отличный от других строительных формирований.

Тридцать первого марта 1951 г. постановлением Совета Министров СССР на базе 1-го и 3-го Главных управлений Совета Министров СССР создается Главное управление для обеспечения проектирования и строительства системы «Беркут», состоявшее из 14 строительно-монтажных управлений, 10 отдельных строительных участков и пяти промышленных предприятий различного профиля, выполнявших задачи по строительству особо важных оборонных объектов.

Впоследствии все строительные формирования, осуществлявшие строительство особо важных оборонных объектов, были подчинены Главному управлению специального строительства и военно-строительных частей Министерства среднего машиностроения СССР, просуществовавшего до 1954 г.

После этого указанное управление было преобразовано в Главное управление специального строительства при Министерстве монтажных и строительных работ СССР. С 1981 г. данное управление переподчиняется Совету Министров СССР, и в таком статусе оно просуществовало вплоть до распада СССР в 1991 г.

Критика военно-строительных формирований в составе гражданских министерств и его последствия

Сам факт существования военно-строительных отрядов в составе гражданских министерств не раз подвергался критике высшим военным руководством, которое считало подобные формирования неэффективными и даже «нелегальными».

Так, в 1956 году, министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский докладывали, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба … должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР».

7e39334678dd3b1e7d5ed08adbe21125.jpg

Вполне естественно, в связи с этим, резкое недовольство военнослужащих, направленных на работу в военно-строительные части и, в частности, в военно-строительные отряды. Они сразу же сознают своё ложное положение формально призванных в ряды Советской Армии, фактически же используемых вне армии в качестве рабочей силы.

Факты показывают, что эти военнослужащие рассматривают использование их на работах вместо службы в армии незаконным и многие из них выражают протест во всевозможных формах, вплоть до открытого неповиновения и дезертирства.

Данные тезисы были буквально повторены в Указе Президента СССР от 15 ноября 1990 года № УП-1048. А его постановляющая часть звучала могильным аккордом военно-строительному комплексу:

«Расформировать в 1992 году военно-строительные отряды (части), работающие на сооружении объектов народнохозяйственного назначения в гражданских министерствах и ведомствах, кроме Минатомэнергопрома СССР, Минсвязи СССР, Росвостокстроя и Главного управления специального строительства при Совете Министров СССР.

В связи с этим прекратить призыв граждан СССР на действительную срочную военную службу в указанные военно-строительные отряды (части) начиная с осени 1991 года.

Высвобождаемую после расформирования военно-строительных отрядов (частей) численность военнослужащих и военных строителей направлять на укомплектование военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны СССР».

И пошла писать губерния» – в муках реформотворчества все без исключения строители в погонах были признаны вредным пережитком коммунистического прошлого России.

Но сложность строительства оборонных объектов на коммерческой основе возросла на несколько порядков.

Муки по Спецстрою

16 июля 1997 года была образована Федеральная служба специального строительства (Росспецстрой), наследница истории, а самое главное активов Главного управления специального строительства при Министерстве монтажных и строительных работ СССР.

9 марта 2004 года Росспецстрой был переименован в Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России). Положение об Агентстве утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1084.

Серьезные вопросы к Спецстрою, структурно закрепленному за Минобороны, появились в 2015 году: в июле из-за обрушения секции казармы 242-го учебного центра ВДВ в Омске погибли 24 военнослужащих, а в ноябре 2015 года Владимиру Путину пришлось перенести на апрель 2016 года первый в истории пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с космодрома Восточный. И то, пункт управления был оборудован в неприспособленном для этой функции ДЗОТе.

682df7510262a19a65f50dfbb6f53eb6.jpg

Наш лидер крайне не любит разгильдяйства. Компетентные органы, в том числе и Прокуратура Российской Федерации провели соответствующие проверки и выяснили нижеследующие:

  • Спецстрой выполняет работы лишь на 15-40% от стоимости заключенных контрактов, перепоручая сторонним структурам не только основной объем работ, но и создание проектно-сметной документации.
  • Только на Восточном оказалось более 250 компаний, из которых многие не обладали ни нужными компетенциями, ни оборудованием, ни специалистами.

Министерство обороны тогда начало реформу агентства, которая подразумевала ликвидацию примерно половины из 18 ФГУПов Спецстроя.

Реформирование началось, но спустя год претензий к строителям меньше не стало. В октябре 2016 года Федеральная антимонопольная служба выяснила, что ФГУП «Спецстройинжиниринг» сорвал сроки выполнения работ по госконтрактам на общую сумму более 150 млрд руб.

Следственный комитет России возбуждает уголовные дела по фактам невыплаты заработной платы строителям на Восточном и хищениям, руководство госкорпорации «Роскосмос» постоянно жалуется на неудовлетворительное качество работ, а Минстрой – на низкую финансовую дисциплину генподрядчика.

Результатами работы Спецстроя были недовольны и в Генштабе ВС РФ: в начале октября на одном из ведомственных совещаний прозвучало, что отставаний от графика нет только на 11 из 83 военных объектов, а состояние 61 оценивается как «критическое».

Надо напомнить, что в 2011 году тогдашний Директор агентства Григорий Нагинский при содействии Министра обороны Анатолия Сердюкова, буквально «отжал» Спецстрой от военного ведомства, лишив его гарантированной ежегодной прибыли в 130-150 млрд рублей и самое главное, лишив военных возможности работы на конечный результат.

fe36c5b20a8c4ec8c592c0de63da8a3f.jpg

В связи с этим не удивительно, что первое, что сделало военное ведомство после выхода Указа Президента России, это лишило руководство Спецстроя возможности как-либо влиять на происходящее. Ведь под угрозой находится самый большой с послевоенных времен план ввода в строй оборонных объектов.

Что будет после возвращения «Спецстроя» родную военную гавань? Последует возрождение военно-строительного комплекса России?. Не факт.

Вместо Спецстроя будет создано восемь ФГУПов, которые войдут в состав вооруженных сил и будут заниматься строительством военных объектов. Таким образом, все функции по строительству объектов, обеспечивающих обороноспособность страны, будут замкнуты напрямую на Минобороны, которому достанутся активы агентства. Обеспечивать подготовку к ликвидации и передачу Минобороны функций Спецстроя будет замминистра обороны по расквартированию Тимур Иванов.

Иванов – самый молодой заместитель Шойгу. Тимур Иванов сблизился с Сергеем Шойгу в период своей работы заместителем председателя правительства Московской области в 2012 г., когда регион возглавлял Шойгу.

Гендиректором «Оборонстроя» (дочерняя компания принадлежащего Минобороны АО «Гарнизон») Иванов был назначен, когда Шойгу стал министром обороны. Выполнив несколько важных поручений, он заслужил доверие министра.

Например, при Иванове «Оборонстрой» урегулировал сложную ситуацию со строительной компанией «СУ-155», нарушившей сроки сдачи жилых домов для военнослужащих, в 2014 г. за три месяца построил Севастопольское президентское кадетское училище, быстро завершил строительство парка «Патриот», на открытии которого присутствовал Владимир Путин. Это было в 2015 г. Чуть позже Путин присвоил ему звание «Заслуженный строитель РФ».

Теперь именно Тимуру Иванову предстоит курировать работу подразделений, которые Минобороны получит от Спецстроя.

В ближайшее время министерство оценит, необходимы ли ему все 18 ФГУПов и семь главков Спецстроя. Не исключено, что отдельные активы будут переданы другим федеральным органам, например Минстрою.

1f802ff756a4d49de90e5eff1b74b31c.jpg

Заключение

1. Военно-строительные формирования на протяжении всего периода своего существования являются одним из важнейших базовых элементов, обеспечивающих безопасность государства. Однако, только находясь в составе вооруженных сил, они приобретают особый статус определяемый спецификой военной службы.

2. В 1949 г. ряд военно-строительных формирований приобрели особый статус, который во многом определялся спецификой сооружаемых объектов, что и было закреплено на уровне общегосударственных нормативно-правовых актов.

3. В настоящее время имеются все экономические и юридические предпосылки для решения вопроса о возрождении военно-строительного комплекса России.

Борис Скупов

ardexpert.ru

История Спецстроя: строители, выигравшие битву в тылу

На строительстве мартеновской печи

Удмуртия во времена Великой Отечественной войны стала главной кузницей русского оружия и одной из крупнейших госпитальных баз страны. С момента нападения фашистской Германии сюда эвакуировали 34 предприятия с частью сотрудников. Требовалось создание огромной инфраструктуры, при этом предприятия испытывали жесточайший кадровый голод и нехватку рук: республика отдала фронту каждого четвертого своего жителя. На фронт уходили и простые рабочие, и руководители. Все строительство в республике легло на плечи рабочих двух трестов: «Удмуртстройтреста» и «Ижевскпромстроя».

Ветеран производства Гусмангали Могданов, более 40 лет проработавший строителем, вспоминал: «Кувалда, клин и лопата были нашими основными инструментами. В войну был введен особый режим работы. Все жили в бараках внутри завода, Выходных не было, их стали давать лишь в самом конце войны. Домой отпускали один-два раза в месяц. Ложки носили в карманах. Баня и прачечная – тоже только внутри завода. Но, несмотря на все трудности, мы обеспечивали выполнение возросших производственных заданий, и тем самым внесли свой вклад в Победу».

Места отдыха строителей, находившихся на казарменном положении

Производственные рекорды той поры поражают воображение.

М.И. Каменщикова, поставившая рекорд, июль 1942 г.

Мария Каменщикова со своим звеном из 3 человек уложила за смену 28 336 штук кирпича, выдав 753% нормы. Рабочий Вахратдин Насардинов смонтировал 13 тонн металлоконструкций, выполнив 609% нормы. Шофер Габидуллин перевез за смену 40 тыс. штук кирпича – 500% плана. Для этого он лишь сменил три машины, чтобы не терять время на заправку и обслуживание. Штукатур Никита Подшивалов с помощником оштукатурили 574 кв. метра стен и потолков – 1064%. Землекоп Абдулла Губаев со своим звеном при рытье котлована одними лопатами вынули 69,3 куб. метров грунта – производительность превысила 700%.

Подвиг удмуртских строителей не остался незамеченным. В январе 1944 года пятьдесят лучших работников Треста № 51 (до 41 года - «Ижевскпромстроя») были награждены орденами и медалями.

В довоенный период в Ижевске производилось лишь чуть более 2 тысяч винтовок, а уже в январе 1942 года город за сутки мог вооружить одну стрелковую и одну авиационную дивизию. За годы войны предприятия Удмуртии, построенные военными строителями, дали фронту более 11 млн единиц стрелкового оружия – вдвое больше, чем все заводы Германии. Здесь выпускались пистолеты и винтовки, автоматы и пулеметы, противотанковые ружья и авиапушки.

Завод в Воткинске за четыре года войны выпустил 52 тысячи орудий различных калибров – 11% всей наличной артиллерии Красной Армии. Чтобы быстрее доставить на фронт, их красили прямо на железнодорожных платформах в пути. Ижевские металлурги выдали почти 1,5 млн тонн стали, 1,1 млн проката, почти 150 тыс. тонн штамповок и поковок, 100 тыс. тонн проволоки, калибровки и ленты, которые поступали на полторы сотни оборонных предприятий страны. Снаряды для реактивных минометов, коленчатые валы для самолётов, корпуса морских мин и многое другое необходимое фронту, производившееся за пределами самой Удмуртии, в конечном итоге также несло в себе частичку труда военных строителей из Ижевска.

spetsstroy.livejournal.com

Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России)

18:0329.12.2016

(обновлено: 18:06 29.12.2016)

110000

История Федерального агентства специального строительства ведет свое начало с 31 марта 1951 года, когда постановлением Совета министров СССР было создано Управление строительства в составе МВД СССР, его правопреемником стало Главное управление специального строительства (Спецстрой), образованное 13 июля 1953 года.

16 июля 1997 года указом президента РФ была образована Федеральная служба специального строительства России (Росспецстрой), объединившая Федеральное управление специального строительства при правительстве РФ, Федеральное специализированное управление по строительству в восточных районах РФ при Государственном комитете РФ по жилищной и строительной политике, Главное военное эксплуатационно-восстановительное управление Государственного комитета РФ по связи и информатизации и Центральное управление военно-строительных частей при министерстве РФ по атомной энергии.

6 октября 1997 года указом президента РФ Федеральной службе специального строительства Российской Федерации было передано Федеральное дорожно-строительное управление при министерстве обороны (ФДСУ).

9 марта 2004 года указом президента РФ Федеральная служба специального строительства РФ (Спецстрой России) переименована в Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России).

Спецстрой России являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства и связи силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства.

Минобороны России осуществляло координацию и контроль деятельности Спецстроя.

Среди задач Спецстроя России — строительство объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок, а также обустройство войск, жилищное строительство и строительство объектов социальной инфраструктуры для ВС РФ; строительство и реконструкция предприятий и организаций ядерного комплекса; строительство и капитальный ремонт в мирное и в военное время автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования; эксплуатация и восстановление единой сети электросвязи РФ для обеспечения обороны и безопасности государства и др.

С 1955 года в различных регионах Спецстроем осуществлялось строительство объектов космических исследований — Центра управления полетами (ЦУП) в Калининграде, завод "Энергомаш" в городе Химки, завод "Прогресс" в Самаре и многие другие. На протяжении всей деятельности Спецстрой осуществлял строительство объектов авиационной промышленности. Возведены и реконструированы Тушинский машиностроительный и Жуковский экспериментальный заводы, фирмы "Зенит", "Знамя труда", "Стрела", "Салют", Саратовский и Воронежский авиазаводы, Московский и Ухтомский вертолетные заводы и другие комплексы.

С 1970 года строители Северодвинского управления Спецстроя участвовали в создании производственных мощностей по строительству и ремонту атомных подводных лодок. Были сданы в эксплуатацию сотни производственных корпусов, среди которых Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение, Воронежский механический завод, Самарский завод Гидроавтоматики, "Ижмаш", "Ижавто", "Ижсталь".

В Москве построены инженерные корпуса для НИИ телевидения, НИИ автоматической аппаратуры, в Воронеже — объекты НИИ связи, в Санкт-Петербурге — ОКБ "Радуга" и многие другие. Было построено и сдано более 17 миллионов квадратных метров благоустроенного жилья, осуществлено строительство различных по назначению объектов соцкультбыта, в том числе — уникального велотрека в Крылатском к Олимпиаде-80.

За период своего существования Спецстроем России построено около семи тысяч километров автомобильных дорог, в том числе 5,2 тысячи километров дорог общего пользования, отсыпано более 104 миллионов кубических метров земполотна, построено 266 мостов и 6,6 тысячи водопропускных труб.

29 декабря 2016 года президент РФ Владимир Путин подписал указ об упразднении Федерального агентства специального строительства (Спецстроя). Функции упраздненного Спецстроя переданы Минобороны России, а основная часть сотрудников — в ведение Вооруженных сил РФ. Ликвидация агентства должна завершиться к 1 июля 2017 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru


Смотрите также