История российских железных дорог. История ржд россии
История РЖД – история России. 175 лет железным дорогам страны.
Мультмедиа Арт Музей выводит искусство за пределы музейного пространства! 26 июля в Царской башне Казанского вокзала Москвы состоится открытие фотовыставки "История РЖД – история России", посвященная 175-летию Российских железных дорог.
Историю становления и развития железнодорожного транспорта в России можно будет проследить по работам фотографов царской России, ярких представителей советской фотографии и современных авторов.
Экспозиция включает в себя более 200 фотографий из собраний музея "Московский дом фотографии", Центрального музея железнодорожного транспорта России, Музея железнодорожной техники МЖД, Российской национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина и агентства "РИА Новости.
Встречайте выставку в своем городе: экпозиция будет ездить по стране, как и главные герои ее фотографий – поезда РЖД.
Подробнее об экспозиции:
История сети российских железных дорог начинается в 1837 года, когда состоялось официальное открытие Царскосельской железной дороги, построенной по проекту австрийского инженера Франца фон Герстнера). Помимо двух основных путей был обустроен Императорский путь, по которому мог перемещаться только императорский поезд между Санкт-Петербургом и Царским селом. Для августейших особ был устроен специальный Императорский павильон в Царском Селе и павильон на Введенском канале в Санкт-Петербурге, которые сохранились до нашего времени.
Фотодокументация развития российских железных дорог была одним из важнейших проектов царского правительства: с 1860-1870-х годов фиксировалось все, так или иначе связанное с железной дорогой - прокладка путей, возведение мостов, новые паровозы, строительство вокзалов и ремонтных мастерских и т.п. По окончании очередного проекта издавались подарочные фотоальбомы с подробной фиксацией всех событий; к этой фотолетописи привлекались лучшие фотографы Российской империи: К. Брандель,И. Гофферт, П. Майер, А. Кузнецов, позднее - С. Прокудин-Горский.
В экспозицию включены уникальные фотографии из таких альбомов «Виды линии Николаевской железной дороги», «Фотографического альбома, посвященного Императорскому поезду», «Постройка Западно-Сибирской железной дороги», «Великий путь. Виды Сибири и Великой сибирской железной дороги» и других.
При советской власти подобная тщательность документирования соблюдалась при строительстве БАМа, которое ездили снимать лучшие фотокорреспонденты – А.Шайхет, Д. Бальтерманц, Ю.Рост, А. Абаза, Ю. Садовников.
На многих фотографиях железная дорога и, в частности, вокзал, становится местом действия – как, например, встреча солдат-победителей в 1945 году на Белорусском вокзале (Г.Петрусов), возвращение в Россию Александра Солженицына в 1994 году или серия «Солдат вернулся» В.Тарасевича. Некоторых фотографов интересуют не столько железные дороги, сколько люди, обслуживающие эту сложную систему – рабочие-путейцы, укладчики рельсов, проводники и повара (серия снимков Ю.Садовникова).
Современная фотография продолжает документировать основные вехи развития российского железнодорожного транспорта – запуск высокоскоростного поезда «Сапсан» в 2009 году, первые рейсы электропоездов нового поколения и введение в эксплуатацию технических новшеств.
Выставка "ИСТОРИЯ РЖД – ИСТОРИЯ РОССИИ" будет проходить с 26 июля по 19 августа в Царской Башне Казанского вокзала
Адрес: Комсомольская площадь, дом 2
Открытие: 26 июля в 16:00
Читайте также:
cyrillitsa.ru
История Российских Железных Дорог
Первые железные дороги в России появились на горных заводах Алтая и Урала в начале 19 века. В 1810 году на Колыванском заводе на Алтае Петр Фролов проложил железную дорогу длинной в два километра с конной тягой. В 1834 году на Нижнетагильском заводе крепостные механики Ефим и Мирон Черепановы построили железную дорогу с паровой тягой. Первой железной дорогой общего пользования в России была Царскосельская железная дорога протяженностью 26 км, соединявшая с 1387 года Петербург с Царским Селом и Павловском.
В первый период железнодорожного строительства в России строились, прежде всего, дороги, обеспечивавшие стратегические интересы Российской империи и интересы государственного управления. В 1843-1851 годах были построены крупнейшие в Европе железные дороги Петербург – Москва и Петербург – Псков – Варшава – Вена, соединявшие главный центр торговли и промышленности страны Московский район с Петербургским морским портом, а столичный Петербургский район с сетью железных дорог Западной Европы.
Во второй период строительства (середина 60-х годов – 80-е годы 19 века) были обеспечены связи Москвы с её сырьевыми и продовольственными базами и основных хлебопроизводящих районов России с морскими портами. Железная дорога Москва - Нижний Новгород соединила Москву с главной речной магистралью - Волгой, а через неё и с более отдаленными районами России. Линии Москва – Рязань – Воронеж – Зверово, Козлов – Тамбов – Саратов, Москва – Тула – Орел – Курск –Харьков, продолженные затем до Севастополя, Ростова-на-Дону и Владикавказа, связывали старую столицу России с Черноземным центром, Украиной, Донбассом, Поволжьем и Северным Кавказом. Во втором периоде строительства были заложены основы железнодорожной сети европейской части России, напоминающей паутину, исходящую из одного центра – Москвы. Важным достижением этого периода был выход железных дорог к Волге, Балтийскому и Черному морям. К началу 90-х годов 19 века сеть железных дорог России составляла около 30 тыс.км.
В годы первой мировой войны для вывоза из внутренних районов Сибири были построены линии Новосибирск – Барнаул – Семипалатинск и Плетаево – Троицк – Кустанай. Для обеспечения связей с зарубежными странами в обход Балтийского моря, выходы из которого были блокированы Германией, срочно строилась дорога Волхов – Петрозаводск – Мурманск.
Наиболее крупным недостатком железных дорог России была техническая неполноценность, а также мощность составов и высокие цены за перевозки. Тем не менее, в 1913 году грузооборот был больше речного транспорта в 6 раз.
Первая мировая война вызвала необходимость срочной перестройки новых железнодорожных линий. В 1916 году было закончено строительство Мурманской железной дороги (от Петрозаводска до Мурманска). После Октябрьской революции казённые железные дороги перешли в видение государства, а в 1918 году были национализированы и частные дороги. Война 1914-1918 годов привела транспорт России в состояние разрухи. Для восстановления пути, сооружений и подвижного состава, а также налаживания работы транспорта требовались чрезвычайные меры.
В 1926 году был запущен первый в стране электрифицированный железнодорожный участок Баку – Сабунчи – Сураханы. Значительные успехи в реконструкции железных дорог и улучшении их работы были достигнуты за годы довоенных пятилеток (1928 – 1941 годы).
За годы Великой Отечественной войны фашистами было разрушено 65 тыс. км железнодорожного пути, 13 тыс. железнодорожных мостов, 4100 станций, 317 паровозных депо. В послевоенной пятилетке железнодорожный транспорт не только залечил раны войны, но и начал продвигаться вперёд в своем развитии.
В 1974 году началось сооружение Байкало–Амурской магистрали протяжённостью 3147 км для освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока и ускорения развития производительных сил в этих районах. Байкало-Амурская магистраль (БАМ) от Лены до Комсомольска-на-Амуре явилась крупнейшим в России сооружением XX в. 1 ноября 1989 г. после завершения строительства обхода Северо-Муйского тоннеля БАМ был принят в постоянную эксплуатацию по пусковому комплексу. В конце 2001 г. по 15-километровому Северо-Муйскому тоннелю прошел первый поезд.
После распада СССР и образования СНГ объем перевозок на железных дорогах, естественно, уменьшился и продолжал падать из года в год из-за нарушения экономических связей с бывшими республиками. В 1998 году грузооборот составил 44%, а пассажирооборот 60% от объема железнодорожных перевозок бывшего СССР.
В последние годы создаются новые технические средства, соответствующие уровню 21 века, в том числе локомотивы и вагоны для высокоскоростного движения, устройства автоматики, телемеханики и связи.
ruszd.narod.ru
ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В 1834 г. горное ведомство России пригласило к себе на работу профессора Венского политехнического института, строителя первой железной дороги общего пользования в Европе, Франца Антона фон Герстнера (1796 -1840), чеха по национальности. В том же году он был командирован на Урал для изучения условий сбыта продукции горных заводов и обзора местных путей сообщения. По возвращении в Петербург он предоставил Николаю I доклад о необходимости строительства железных дорог в России, в том числе и Петербурго-Московской магистрали. После рассмотрения технических и экономических аспектов строительства таких дорог специальным комитетом, Герстнеру была выдана привилегия на постройку Царскосельской железной дороги (Петербург-Царское Село-Павловск). Подробнее http://kfinkelshteyn.narod.ru/Tzarskoye_Selo/Gorod/Gel_dor.htm Понятие «железная дорога» включает в себя не только подвижной состав (локомотивы, пассажирские и грузовые вагоны и т.п.), но и полосу отчуждения земли со всеми сооружениями, постройками, имуществом и правом провоза товаров и пассажиров по ней. Подробнее 175 лет назад на Нижнетагильском горном заводе раздался гудок первого в России паровоза, построенного знаменитыми уральскими умельцами-самородками механиками Ефимом Алексеевичем Черепановым и его сыном Мироном Ефимовичем. Подробнее: http://www.zdt-magazine.ru/publik/history/2009/12-09.htm Уже на первых железных дорогах поезда ходили с неплохой скоростью - километров 60 в час. А нельзя ли еще быстрее? Каждая железнодорожная компания мечтала иметь особо скоростные локомотивы. Путь к этому был один: увеличивать диаметр движущих колес паровоза. В самом деле, чем больше колесо, тем большее расстояние пройдет оно за один оборот. Подробнее : http://locomotive.org.ua/publ/1-1-0-10^ Галерея фотографий старых паровозов, которые были построены или эксплуатировались в СССР http://locomotive.org.ua/starye-parovozy-sssr Почти столетие на железных дорогах единственным типом локомотива был стефенсоновский паровоз. В конце XIX века появились двигатели внутреннего сгорания. Сначала они были газовыми. Вагон-газоход, курсировавший на Дрезденской городской железной дороге в 1892 г., можно считать первым тепловозом. Подробнее: http://rrh.agava.ru/history/chapter3.htm Тепловозы Тепловоз – автономный локомотив, первичным двигателем которого является двигатель внутреннего сгорания, обычно – дизель. Проекты тепловозов в России появились в начале XX века. В 1905 году инженер Н. Г. Кузнецов и полковник А. И. Одинцов разработали проект тепловоза с электрической передачей. http://a-v-rusanov.narod.ru/magis.htm http://a-v-rusanov.narod.ru/teplov.htm Электровозы Электрово́з — неавтономный локомотив, приводимый в движение электродвигателями, установленными в нём и получающими электроэнергию из внешней электросети через тяговые подстанции и контактную сеть или от аккумуляторов, установленных на электровозе http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7 http://zdtechnika.3dn.ru/index/ehlektrovoz/0-107 http://all-trains.net.ru/publ/3-1-0-5 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%8B%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&stype=image
^ - это современный высокоскоростной поезд Российских железных дорог (РЖД), который с декабря 2009 г. используется на маршруте Москва - Санкт-Петербург - Москва, а с 30 июля также и на маршруте Москва - Нижний Новгород - Москва. Скорость движения поезда составляет 240 км/ч. Расстояние между двумя российскими столицами состоящий из 10 вагонов состав покрывает всего за 3 часа 45 минут. http://sapsan.su/ Протяженность Российских железных дорог http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3&p=3&img_url=i077.radikal.ru%2F1005%2Fe2%2F34f552309ba8.jpg&rpt=simage http://ural.rian.ru/economy/20070411/81551750.html ОАО «Росси́йские желе́зные доро́ги» (ОАО «РЖД») — одна из крупнейших в мире транспортных компаний, владелец инфраструктуры, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог. Образовано на базе Министерства путей сообщения России. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Штаб-квартира — в Москве по адресу ул. Новая Басманная, дом 2. Часть подразделений центрального аппарата (профильные железнодорожные департаменты) — ул. Каланчёвская, д. 3 История железной дороги России (библиографический список статей периодических изданий )
История железных дорог России (библиографический список документов) 1. Айзинбуд, С. Я. История техники железнодорожного транспорта : учеб. пособ. / С.Я. Айзинбуд; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 1999. - 111 с. Содержание: Джордж Стефенсон - инженер, изобретатель, предприниматель Первые железные дороги в России Первая в мире тепловозная дорога ^ Петербург- Московская (Николаевская) железная дорога [Текст] : [иллюстрированное издание] / О. Т. Авдеев. - М. : Маршрут, 2005. - 119 с. 3. Аксененко, Н. Е. Железные дороги России [Текст] : От реформы к реформе / Н.Е. Аксененко, Б.М. Лапидус, А.С. Мишарин. - М. : Транспорт, 2001. - 335 с. ^ Творцы новой техники в крепостной России. Очерки жизни и деятельности выдающихся русских изобретателей XVIII-пер. пол. XIX века. [Текст] / В. С. Виргинский. - М. : Гос. учебно-педагогическое изд. Мин. прос. РСФСР, 1957. - 368 с. : ил. ^ Строительство Северной железной дороги и ее роль в развитии северного региона (1858-1917 гг.) [Текст] / О.В. Гудкова. - Вологда : Древности Севера, 2002. - 189 с. ^ История и современность в фотодокументах [Текст]. - СПб. : Петро-Ньюс, 1996. - 287 с. : ил. 7. Железнодорожный путь Восточно-Сибирской [Текст] / Сост. С.С. Черняк. - Иркутск : Издательство Иркутского ун-та, 2003. - 422 с. ^ таежно-болотистой местности [Текст] / Под ред. Г.С.Переселенкова. - М. : Транспорт, 1982. - 280 с. 9. Зайцев, А. А. Вехи перемен в развитии железнодорожного транспорта [Текст] : В 2-х т. / А.А. Зайцев, А.Н. Ефанов, В.П. Третьяк. - М. : Парус, 1998. - 423 с. ^ Транссибирская магистраль [Текст] : ее прошлое и настоящее: Ист. очерк / Д.В. Залужная. - М. : Мысль, 1980. - 287 с. 11. Инженеры путей сообщения: Магистраль Санкт-Петербург-Москва [Текст] : великий Сибирский путь. Т. 3 / Ред. С.В. Любимов. - М. : Путь-прресс, 2001. - 253 с. ^ России [Текст]. - М. : [б. и.], 1994 в 2 томах: Т. 1 : 1836-1917. - 1994. - 335 с. 13. История в фотографиях, 1837-2007, 1878-2008 [Текст] : к 170-летию Российских железных дорог : 130-летию Свердловской железной дороги. - Екатеринбург : [б. и.], 2008. - 43 с. : фото. - (170 лет железным дорогам России, 1837-2007). ^ (IX-XXвв.) [Текст] : конспект лекций спецкурса "История Отечества" для студентов всех форм обучения / М. Т. Крючков [и др.]. ; МПС РФ, УрГУПС. - Екатеринбург : УрГУПС, 2001. - 176 с. ^ развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 г. [Текст] : справочное издание / МПС РФ. ЦНТБ ; МПС РФ. ЦНТБ. - М. : [б. и.], 1996. - 223 с. 16. Крейнис, З. Л. Очерки истории железных дорог. Два столетия [Текст] / З. Л. Крейнис. - М. : Учебно-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп., 2007. - 333 с. : ил. - Библиогр.: с. 331. ^ / А. А. Конов. - С.87-97 18. Конов, А. А. Электрификация железнодорожного транспорта на Урале в 1956-1970 гг. / А. А. Конов. - С.98-115. Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 2000 гг. [Текст] / МПС РФ. ЦНТБЖТ России ; Сост. Г.М. Афонина. - 2-е изд., доп. - М. : ЦНТБЖТ России, 2002. - 229 с 19. Люди дела. Вклад железнодорожников в социально-экономическое развитие России [Текст] : [монография] / [В. В. Агафонов и др.] ; под ред. В. В. Фортунатова. - М. : Учебно-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп., 2007. - 291 с. ^ инженер, ученый, государственный деятель [Текст] / М.И. Воронин, М.М. Воронина, И.П. Киселев и др. - СПб. : Гуманистика, 2003. - 471 с. 21. Министры и наркомы путей сообщения [Текст] : сборник / Редкол.: А.О. Богданович ; МПС Рос. Федерации. - М. : Транспорт, 1995. - 272 с. ^ России [Текст] / Сост. В.Ф. Зуев. - Хабаровск : Частная коллекция, 2001. - 350 с. 23. Першин, С. П. Развитие строительно-путейского дела на отечественных железных дорогах / С.П. Першин. - М. : Транспорт, 1978. - 296 с. ^ [Текст] : научно-популярная литература / Под общ. ред. Т.Л.Пашковой. - М. : Вече, 2007. - 442 с. 25. Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта [Текст] : материалы Всероссийской научно-технической конференции. Т. 2. Проблемы эксплуатационной работы на железнодорожном транспорте, развитие телекоммуникаций и информатизация / УрГУПС ; УрГУПС. - Екатеринбург : УрГУПС, 2003. - 347 с. - 180.00 р., 60.00 р. ^ Железнодорожный транспорт России в эпоху войн и революций (1914-1922 гг.) [Текст] : монография / А. С. Сенин. - М. : Учебно-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп., 2009. - 319 с. ^ служб пути русских железных дорог [Текст]. Т.5. - М. : Путь АРТ, 2005. - 535 с. 26. Сотников, Е. А. Железные дороги мира из XIX в XXI век [Текст] / Е.А. Сотников. - М. : Транспорт, 1993. - 200 с. ^ дорог России 1865-1995 [Текст] : фотоальбом / МПС ; МПС. - М. : [б. и.], 1996. - 75 с. 30. Страницы истории России [Текст] : сб. науч. тр. Вып. 30(113) / УрГУПС ; Под ред. М.Т. Крючкова. - Екатеринбург : УрГУПС, 2004. - 147 с. Содержание: Курасова, А. А. "Цель оправдывает средства". К вопросу о тактических разногласиях Российской политической партии в революции 1905 - 1907 гг. / А. А. Курасова. - С.3-15 ^ / С. А. Лоскутов. - С.15-24 Дмитриева, Т. В. Привлечение работниц и крестьянок Урала к государственной деятельности в годы гражданской войны / Т. В. Дмитриева. - С.25-32 ^ / С. П. Панфилов. - С.32-38 Ганиев, А. М. Решение проблемы питания железнодорожников Урала в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) / А. М. Ганиев, С. П. Панфилов. - С.38-46 ^ / Н. К. Покровская. - С.46-51 Конов, А. А. Технический прогресс на Свердловской и Южно-Уральской дорогах в середине 1950-х - середине 1960-х гг. / А,А. Конов. - ^ .51-79 Козлов, В. А. Советское общество в первое послесталинское десятилетие (1953-1964 гг.) / В. А. Козлов, Л. С. Карамышева. - С.80-103 Крючков, М. Т. Железнодорожный транспорт России на рубеже XX - XXI вв. / М. Т. Крючков. - С.103-114 Шестакова, О. В. Рубрика "Из истории железных дорог" в журнале "Железнодорожный транспорт" / О. В. Шестакова. - ^ .114-130 Задворнова, Е. Е. Особенности развития благотворительности на Урале в конце XIX - начале XX век / Е. Е. Задворнова. - С.130-140 Иванова, Л. И. Деятельность профсоюзных организаций по развитию творческой активности работников Свердловской железной дороги (1971 - 1975 гг.) / Л. И. Иванова. - С.140-146 ^ [Текст] : сборник научных трудов / Уральский государственный ун-т путей сообщения ; Под ред. М.Т. Крючкова. - Екатеринбург : УрГУПС, 2005. - 150 с. - (Труды / УрГУПС ; вып. 45(128)). -Содержание: Климов, И. П. Политические репрессии на транспорте Урала (1917-1938 гг.) / И. П. Климов. - ^ .25-42 Крючков, М. Т. Развитие материально-технической базы на Свердловской железной дороге во второй половине XX век / М. Т. Крючков, М. А. Мезенцев. - С.67-79 Шестакова, О. В. Исторические традиции как жизненно важный элемент железнодорожной отрасли / О. В. Шестакова. - С.116-134 ^ дорог России 1865-1995 [Текст] : фотоальбом / МПС ; МПС. - М. : [б. и.], 1996. - 75 с. 33. Транспортное строительство [Текст] : рубежи, события, перспективы / Под ред. И.Д. Соснова. - М. : Транспорт, 1983. - 271 с. ^ магистрали. Мост между прошлым и будущим России [Текст] / Под ред. В.Н. Тарасовой и В.С. Наговицына. - М. : Транспорт, 2005. - 347 с. Музей основан в 1813 г. как учебный при СПб Путейском институте. Экспонаты демонстрировались на всероссийских и международных выставках XIX и XX вв. Является единственным государственным железнодорожным музеем России и СНГ. Экспозиция отражает историю развития железнодорожного строительства, паровозного, тепловозного и вагонного парка, средств сигнализации, централизации, блокировки и связи России и СССР с момента зарождения железных дорог до настоящего времени. http://www.museum.ru/M171 Виртуальный музей паровозов http://history.rzd.ru/steams/index.html http://www.railroad.ru/cmrt/ Музей ж.д. транспорта в Санкт-Петербурге http://www.museum.ru/Museum/RAILWAY/musru.htm http://www.otdihinfo.ru/photo/2044.html - все экспонаты http://www.modellmix.su/modelists/gallery/museums/central.htm Музеи железнодорожной техники в Москве и Санкт-Петербурге |
do.gendocs.ru