Н.Н. Лисовой. Церковь, Империя, культура: очерки синодального периода. История россии лисовой


«Русская Православная Церковь – матрица национального исторического опыта» / Православие.Ru

Сегодня одна из главных проблем, которая несёт угрозу национальной безопасности России, её существованию – духовное состояние общества. Под красочной вывеской прогресса, политкорректности, толерантности идёт явная подмена ценностей: традиционные нормы морали и этики представляются скучными, немодными, глупыми, а зло – наоборот привлекательным и современным. В средствах массовой информации определенного толка нравственность подвергается насмешкам, Огромную актуальность в России в связи с кризисом в духовной сфере приобретает выстраивание отношений в системе «государство-общество-религия». На наши вопросы отвечает заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, известный историк Русской Православной Церкви, писатель, публицист Николай ЛИСОВОЙ

– Николай Николаевич, в чем вы видите миссию Церкви? Давайте поговорим об ответственности – не только о нашей ответственности перед Церковью, но и об ответственности Церкви перед обществом…

– Иисус Христос однократно и навсегда сделал Своё спасительное дело – принёс Себя в жертву за грехи мира, спас нас от греха и смерти. Но зачем-то Он оставил ещё нам Церковь в лице своих апостолов. А потом апостолы по всему миру основали общины.

Для чего же вообще Церковь и, в частности, Русская Православная Церковь? А для того, чтобы передать Учение, передать Таинства, которыми живёт Церковь. Институт передачи, институт предания – это и есть Церковь.

Да, у нас есть ответственность перед Церковью, как есть у каждого ответственность перед своей матерью. Но и у Церкви есть ответственность. Наша русская государственность, русская культура и русское общество – все они, прежде всего, исторически связаны с православной верой как образом жизни. Ведь когда-то именно Церковь созидала российскую православную державность, российскую государственность.

И поэтому в нашей истории, за исключением периода после 1917 года, мы не знаем в России государственности не православной. Мы не знаем культуры не православной. Мы не знаем русского литературного языка – как средства общения и средства воспитания! – не православного.

Конечно, кто-то может сказать, что, вот, 90 лет Россия уже живёт вне православия. И я отвечу – ну и что же хорошего? И сколько же мы утратили за эти 90 лет? И где достижения? И даже те достижения, которые были трудом, и подвигом, и кровью наших отцов и дедов к 1945 году достигнуты, где они? Мы все распродали, предали, потеряли в годы новой Смуты – 90-е годы XX века.

Русская Православная Церковь благословляла и помазывала на царство главу государства. Не формально благословляла, как теперь президента, – и несла за это ответственность. Если нужно было, то в лице святого митрополита Филиппа, она обличала того же самого Ивана Грозного, который его и призвал, с которым другом был. И если нужно было, Церковь поднимала народ на священную войну. Так, Церковь благословляла народное ополчение во главе с Мининым и князем Пожарским против польских интервентов. Так, Церковь разъясняла народу, что Наполеон – антихрист, и что власть, которую он несёт – это антихристова власть.

То есть Церковь на протяжении многих веков истории России реально выполняла весьма ответственные государственные и социальные обязанности.

– Так устроено, что у нас, в православном мире, Церковь всегда существует только внутри государства…

– Но, существуя внутри государства, она зависит от того, какую оболочку, какую защиту мы ей обеспечим – и государственную, и политическую, и духовную… Церковь при этом изнутри нас подпирает. Да, мы – граница, мы – пограничники. Но подпирает, держит нас изнутри Церковь. Значит, она несёт ответственность за то, что она делает, и что за Державу она изнутри держит.

К сожалению, в последнее время у нас в рядах духовенства и в церковном сознании в целом это понимание, мягко говоря, слабеет. И у нас, наоборот, смотрят, в основном, так: в отличие от 1930-х или других тяжёлых годов советского периода Церковь имеет теперь возможность совершать своё спасительное делание, а ты – иди, присоединяйся и молись…

Но ведь дело не в этом. Формально нам и в 1930-е годы разрешалось, и в 50-е, при Хрущёве, – иди и молись, желательно, чтобы тебя при этом никто не видел. Дело в том, что Церковь должна научить главному. А главное: ты есть русский православный человек, у тебя есть место и предназначение в мире и в истории, у тебя есть ответственность перед тем многовековым наследием, которое нам оставили наши великие князья, московские цари и императоры российские. У нас есть ответственность и за то наследие, которое нам оставили наши отцы и деды, защищавшие Отечество в Великую Отечественную войну.

А ещё мы несём ответственность за русское присутствие в мире в самом широком смысле. В том числе – наше присутствие в космосе, наше присутствие в мировой науке, в мировой культуре…

Мировой культуре совсем не нужны те современные безнациональные, безтрадиционные и внетрадиционные формы псевдо– или, как сейчас говорят, поп-культуры. Такого культурного «спама» в мире и так хватает. Мы в мировую культуру можем войти только с чем-то своим, национальным, своеобразным. И наоборот: национальное и своеобразное развивается только из общения, из здорового нормального общения. Не с попсой – Евровидением или ещё чем-нибудь -, а из общения с той самой мировой культурой. А мировая культура – это прежде всего культура христианская.

На российском телеканале «Культура» уже несколько лет выходит программа «Библейский сюжет». 90 процентов сюжетов мировой живописи связано с христианским пониманием жизни, истории, мира. Так вот, что почерпнёт для своей души не понимающий этих сюжетов человек, который приходит в Эрмитаж, Русский музей или Музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве? Как вы можете сказать, что человек приобщился к культуре? Да ни к чему он не приобщился.

И произведения русской и мировой литературы такой человек не поймёт. И русских поговорок половину не поймёт.

Если он не знает, что апостолу Павлу принадлежат слова «Кто не работает – тот не ест», то будет думать по-прежнему, что это коммунисты придумали. А коли так, то, значит, это можно и нужно выбросить вместе с коммунизмом и с его пережитками.

– Сегодня в Белгородской области, как и в старину, во время посевной священники освящают землю…

– Не говорю даже, что культура и культ – однокоренные слова. А если посмотрите на то, что такое в целом вообще культура, то у нас сложилась и, слава Богу, пока есть многовековая культура земледелия. Поэтому утрата навыков, с помощью которых наши деды пахали землю и давали хлеб России (а не покупали зерно, муку в Канаде или в Австралии!), обернется трагедией. Очень важно, что земледельцев на труд вновь благословляют пастыри.

– То есть на самом деле сфера церковного действия гораздо шире, чем пытаются её представить сейчас…

– И некоторые правозащитники, и многие несведущие публицисты активно пытаются загнать Церковь обратно в резервацию церковной ограды. Вы, мол, там исповедуйте-причащайте, в жизнь не вмешивайтесь – вот основной вопль общественного мнения.

А на самом деле, без Церкви, без церковного благословения ничего в мире не совершается. И Церковь это своё право не только должна иметь возможность защищать и утверждать законодательно, но она должна иметь возможность это и практически осуществлять.

Так, если Церковь сможет это практически осуществлять, мы вернёмся к условиям нормальной школы, нормальных средств массовой информации, которые действительно информировали бы и воспитывали, а не рассеивали внимание и не развращали бы.

– А что такое вообще развращать?

– Это именно рассеивать внимание. Вот в современном российском обществе многое построено на том, чтобы человека размотать, развратить, рассеять. А нужна, наоборот, сосредоточенность, концентрация.

– Широко известна фраза из директивы русским послам за границей великого дипломата, канцлера Александра Михайловича Горчакова: «Говорят, Россия сердится. Нет, Россия не сердится, она сосредотачивается».

– Сосредоточение должно быть. Но какое может быть сосредоточение без религиозной настроенности, без понимания того, что всякое служение: служение политическое, служение солдата в армии, служение чиновника за его рабочим столом, служение учителя в школе, служение врача в больнице, служение пахаря на пашне – есть разные формы служения Родине и Богу?

И сама державность российская – есть не что иное как разновидность нашего национального всенародного служения Богу.

Да, можно этого не понимать. И многие из наших отцов и дедов не понимали, что они служат Богу, служат Святой Руси, православной России. Однако, в 1944 году, когда кончалась Великая Отечественная война, когда мы вновь пришли освобождать Болгарию, советский поэт, капитан нашей армии Алексей Недогонов, посмертно удостоенный в 1948 году Сталинской премии, увидев православный храм на Шипке, скажет замечательные слова:

…Я к храму шел боями славы – Сквозь Сталинград, сквозь огнь и дым, – И я оружьем добыл правоСтать на колени перед ним…

– Вот – смысл служения!

– Да, можно даже не говорить никаких богословских слов. Оставаться советским или российским лейтенантом, капитаном, генералом… Все мы – рядовые солдаты нашей Родины. И при этом понимаем, что мы оружьем добываем право: не какое-либо иное, а именно право встать на колени перед Святой Русью, о которой мы упомянули. Перед храмом нашей православной державности, нашей великой культуры.

– Как вы трактуете в своих научных трудах, выступлениях на церковных и светских форумах: это и есть империя?

– Да, империя – не то, что думают многие сейчас: нечто подавляющее, распространяющееся на другие страны и народы, покоряющее и использующее, эксплуатирующее их.

Так живут американцы. Так жили англичане в своей колониальной системе. А настоящая империя – такой была и Римская империя, такой была и Византийская, такой осталась и Российская империя! – мы живём для того, чтобы людям вокруг нас лучше было.

Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади – вот важный для нас символ. Большие и малые народы как большие и малые купола этого храма. Разные народы, разные культуры – все они соединяются и собираются под защитой большого центрального шатра. Все они собираются под Покров Матушки-России.

Империя – это и есть матушка, которая собирает детушек разных национальностей, разных конфессий. В Российской империи было хорошо и калмыкам-буддистам, и татарам-мусульманам – всем было хорошо.

Так, якутам мы придумали письменность, мы им литературу создали. Мы их переводили на русский язык. Через русскую культуру они узнали и Шекспира, и Гёте, и всю мировую классику. В крупных вузах страны учились и учатся национальные кадры. Вот, что такое империя. Кстати сказать, может быть, Российская империя потому и рухнула, потому и советская власть рухнула, что слишком много вкладывала в свои российские окраины, в союзную периферию (круг второй), в социалистический лагерь (круг третий)…

– Иными словами, значит ли это, что, если сегодня, когда настало время «собирать камни», у нас не будет имперского мышления (именно в таком, общечеловеческом понимании!) и имперского отношения к государствам СНГ, другим нашим ближайшим соседям, мы можем получить врагов вокруг себя?

– Конечно! И сегодня Русская Православная Церковь является одной из немногих – почти единственной скрепой и дореволюционного имперского единства, и советского имперского единства. Потому что Церковь является матрицей всего нашего исторического национального опыта. И сегодня, по существу, только к ней обращаясь, мы имеем источник знания о том, как надо обустраивать жизнь. Это – жертвенное служение Отечеству. А что же это такое, если не христианская жертвенная жизнь?

Беседовал Николай Головкин

www.pravoslavie.ru

Историк Николай Лисовой: «Россия империей не может не быть» | ОБЩЕСТВО: События | ОБЩЕСТВО

Николай Лисовой

родился в 1946 г. в украинском городе Станислав. Российский историк Церкви, исследователь, писатель, публицист, автор телевизионных фильмов, общественный деятель. Член Императорского Православного Палестинского Общества, член Союза писателей России. Имеет учёные степени доктора исторических наук и кандидата философских наук, награды за вклад в научную и культурную деятельность.

«Нет, мы — империя добра, а не империя мы зла…», — написал больше тридцати лет назад замечательный поэт-сатирик Игорь Иртеньев. Тогда «империей зла» советская пресса называла США, с которыми шла «холодная война». А относительно недавно это слово снова прочно вошло в лексикон, только уже в отношении России.

Оно на языке у друзей и недругов РФ, обывателей и политиков. Нашей стране то припоминают «имперские привычки», то пугают кого-то её «имперскими амбициями», то ставят в вину «планы имперского размаха». Так ли страшна империя, как её малюют, осталась ли она в прошлом, или может стать нашим будущим? Об этом «АиФ-Крым» поговорил с Николаем Лисовым, главным научным сотрудником Института российской истории РАН.

Шатёр и купола

Наталья Дрёмова, «АиФ-Крым»: Николай Николаевич, справедливо ли называют, то с иронией, то почти всерьёз, современную Россию империей?

Николай Лисовой: А другой Россия не может быть. Мы, население огромной страны, не умещаемся на одном стадионе, как некоторые другие государственные образования. Мы — большая историческая сущность. А сущность империи у нас иногда неправильно понимают. Ведь это — способ государственного державного служения Богу. Это — ответственность за мир, за окружающий народ.

— То есть, имперского прошлого забыть мы действительно не можем?

— Не забудем никогда. Поймите, есть разные народы, некоторые не хотят отвечать даже сами за себя. Вот, к примеру, благополучная и сытая Швейцария. В XV веке она провозгласила вечный нейтралитет, разделилась на полтора десятка кантонов, у каждой деревни — свои законы. И живут! Никому не мешают, но и не на кого не влияют, не несут ответственности, повторюсь, даже за себя. Точно так же живут мелкие государства в Восточной Европе, в Прибалтике. Или даже скандинавские страны, Швеция или Норвегия. Последняя даже входит в НАТО, но полагается не на себя: если что, пусть, мол, американцы «разруливают».

А можно жить и по-другому. России Бог дал великую ответственность не только за себя, но и за окружающих. Когда Иван Грозный повелел строить храм Покрова на Красной площади, то одобрил идею одного большого центрального шатра, олицетворяющего Россию, а вокруг — самые разномастные, пёстрые малые купола: символ объединения больших и малых народов. Это и есть модель империи. Модель жертвы и ответственности.

— Но ведь великие империи, как правило, плохо заканчивали…

— Римская империя пала потому, что истратила свои ресурсы на цивилизацию окружающего мира. В современных Франции, Испании, Италии мы до сих пор видим результаты этих усилий: дороги, мосты, акведуки, строения. В Великобритании сохранился знаменитый Адрианов (Римский) вал. А себя империя истощила и пала под набегами варваров. Сколько для мира сделала Византийская империя, а сама скукоживалась, как шагреневая кожа, пока остался один только Константинополь. Но и Константинополь и его окрестности держались почти сто лет в турецком окружении.

— А как же страны, которые жертвовать не готовы, зато имеют воистину имперские амбиции?

— Когда про США говорят историки или публицисты, уместно всегда напоминать, что эта страна никогда не вела изнурительных освободительных войн. Это — отсутствие империи. А то, что США, как финикийцы когда-то, имеют свои базы по всему миру, это другой тип существования.

Фото: АиФ-Крым/ Екатерина Апонина

Казаки-разбойники

— Новая украинская идеология выбрала одним из своих столпов утверждение, что страна всегда вела изнурительную освободительную войну против российского имперского ига: насколько это отвечает действительности?

— Пока «освободительную войну» украинцы ведут, в основном, против себя самих. На самом деле, украинской государственности как таковой не существовало никогда. Когда под ударами монгольских орд пала южная Русь, Киев оказался сожжённым и никому не нужным, его взяли литовцы. Этот маленький народ не предполагал колонизировать всю эту огромную территорию, но они дали начало тому, что потом называлось Великим княжеством литовским, русско-литовскому государству. Поскольку оно оказалось неустойчивым, нужно было склониться к одной из сильных держав, его правитель Ягайло в XIV веке мучительно выбирал династический брак: Москва или Польша? Этот выбор решил судьбу будущей Украины, польский вариант, в итоге, привёл к тому, что эти земли перешли под власть Речи Посполитой. Но и в ней всегда существовали мятежные анклавы, одним из которых была Запорожская Сечь.

— Вот она-то и воевала…

— Да, но с кем и за что? Сегодня — с турками, объединяясь то с русскими, то с поляками, завтра сражалась с поляками, вместе с русскими и турками. А давайте вспомним, кто был главной силой польско-литовского нашествия на Русь в 1612 году? Всё те же славные запорожцы! За какую такую свободу они боролись, осаждая Рязань и Кострому? За свободу грабить! Поэтому говорить о том, что до возвращения левобережья Украины в Россию там была какая-то государственность, нелепо. Говоря имперским языком, пусть несколько грубоватым, но честным, Украина была поделена (и только могла быть поделена) между двумя сферами влияния. И тремя веками существования и процветания Украина обязана только Российской империи. И, кстати, расширением территорий: Донбасс ей прирезала советская власть, Галичину — Сталин. Вся нынешняя Украина была создана Советской Россией.

Во все времена империя народы, входящие в неё, ублаготворяла и спасала. Сколько крови было пролито на Украине во время Гражданской войны. Вспомнить хоть 200 тысяч жертв еврейских погромов при Петлюре, всех этих атаманов и батек! Только Советская власть смогла навести порядок тогда. Как и после Великой Отечественной войны, когда на Западной Украине зверствовали бандеровцы.

— А чем Крым был для Российской империи, что значит для нынешней России?

— Это — удивительное место. Сюда приходили народы, воевали и мирились, сливались, поглощались друг другом. Это лаборатория этносов и культур. А с последней трети XIX века, после Крымской войны, полуостров стал резиденцией последних русских царей. Великолепные дворцы, дачи, парки — это императорский Крым, стремление заявить всему миру об имперской идее.

— Крым и выбор крымчан уже год обсуждают политики, общественные деятели. Запомнилась фраза, прозвучавшая на одном из ток-шоу от человека, побывавшего на полуострове: «Я увидел, что крымчане — более русские, чем даже жители центральной России»…

— Я с этим полностью согласен! Так было всегда: русские люди на окраинах страны оказывались в чём-то более русскими. Потому, что они не избалованы государственной, церковной, культурной и всякой другой опекой, которая есть в центральных регионах. Они вынуждены отстаивать свою «русскость», они представляют её перед окружением. И с этой точки зрения, эта энергия действительно в Крыму «бьёт ключом», она бросается в глаза, если сравнивать с другими регионами.

Если вы просмотрите дореволюционные работы славянофилов, то увидите заголовки: «Польский вопрос», «Прибалтийский вопрос», «Литовский вопрос»… А в них речь идёт не о Литве, не о Польше, не о прибалтах — о русских, о том, что они не должны притесняться на окраинах Российской империи. Потому что он — основа, ветвь великой нашей солидарности, которую в советские годы мы называли интернационализмом, до революции — великой империей. И эта солидарность в наше время вдруг воскресла в сознании многих людей в связи с присоединением Крыма.

Смотрите также:

www.krym.aif.ru

Лисовой, Николай Николаевич — Википедия РУ

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лисовой.

Никола́й Никола́евич Лисово́й (род. 23 октября 1946 года Станислав, УССР) — российский историк Церкви, исследователь, писатель, публицист, автор телевизионных фильмов, общественный деятель. Член Императорского Православного Палестинского Общества (с 1974 года), в настоящее время — заместитель председателя ИППО. Член Союза писателей России (1992). Имеет учёные степени доктора исторических наук и кандидата философских наук.

Дата рожденияМесто рожденияСтрана
Николай Николаевич Лисовой

23 октября 1946(1946-10-23) (71 год)

Ивано-Франковск

  • Flag of the Soviet Union.svg СССР

Содержание

С 1967 года работал в Институте прикладной математики АН СССР; с 1974 года — в Институте иностранных языков имени М. Тореза; с 1975 года — на филологическом факультете МГУ; с 1981 по 1995 годы — в Государственном историческом музее.

С 1995 года — старший, затем ведущий, научный сотрудник Института российской истории РАН. В настоящее время — главный научный сотрудник Центра истории религии и церкви.

С 1969 года внештатно сотрудничал с Издательским отделом МП, печатаясь в издании РПЦ «Журнал Московской Патриархии» под псевдонимом «А. Вольгин» или анонимно.

Во второй половине 1990-х годов вёл ежедневную телепередачу «Православный календарь» на канале РТР[1].

http-wikipediya.ru

Познавательная передача «История России» на канале «Радость Моя», Хабаровск

Андрей Боголюбский

Лекции по истории России не случайно появились в эфире телеканала в 2012 году. Этот год был объявлен Годом российской истории, так как на него выпало сразу несколько важнейших дат - 200 лет со дня победы в Отечественной войне 1812 года, 150 лет со дня рождения известного российского реформатора Петра Столыпина, 1150 лет со дня создания Российского государства. Почти за 12 веков истории в жизни нашего государства было много спорного, неоднозначного. Цикл программ поможет зрителям разобраться в сложных исторических перипетиях. Курс телевизионных лекций по истории России ведёт Николай Николаевич Лисовой, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, член Союза писателей России.

История России. Андрей Боголюбский

+12

Радость МояРадость Моя
Ошибка в расписании

Пятница 14:35

История России

Андрей Боголюбский

Канал «Радость Моя»

В это время будет передача:

Ваше сообщение будет рассмотрено в ближайшее время. Спасибо!

Лекции по истории России не случайно появились в эфире телеканала в 2012 году. Этот год был объявлен Годом российской истории, так как на него выпало сразу несколько важнейших дат - 200 лет со дня победы в Отечественной войне 1812 года, 150 лет со дня рождения известного российского реформатора Петра Столыпина, 1150 лет со дня создания Российского государства. Почти за 12 веков истории в жизни нашего государства было много спорного, неоднозначного. Цикл программ поможет зрителям разобраться в сложных исторических перипетиях.

Курс телевизионных лекций по истории России ведёт Николай Николаевич Лисовой, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, член Союза писателей России.

Продолжительность

25 минут

Ведущие

Николай Лисовой

www.dvhab.ru

Н.Н. Лисовой. Церковь, Империя, культура: очерки синодального периода.

В книге рассматриваются уникальность и преемство российской истории и культуры с точки зрения теснейшего концептуального и институционального взаимодействия Церкви (как института преимущественного державосозидающего вероисповедания) и Империи (как гаранта сохранения православной цивилизации). В соответствии с моделью церковно-государственных отношений в восточно-христианском византийском и поствизантийском пространстве, православность была интегрирована во все основные сферы ментальности и самостояния русского человека: социально-политическую, научно-образовательную, культурно-просветительскую, внешнеполитическую. Результатом явился феномен Православной Империи, по сути не подвергавшийся научному исследованию – как таковой, с его исторической и историософской спецификой, законами функционирования и развития, на фоне многовекового и многофакторного конфессионально-цивилизационного противостояния Запада и Востока. Наиболее ярко специфика Православной Империи выразилась в синодальный период – в противоречиях творческого и духовного поиска, в антиномизме церковного подвига и казенного «духовного ведомства», связанных однако и взаимно определяемых общими державными задачами и приоритетами.

СОДЕРЖАНИЕПравославие Византийское, Русское, Вселенское.Вместо предисловия .................................................................................... 7Часть 1Церковь и государство:бреМя иМперии и крест иМператораГлава 1. Таинство Империи ..................................................................... 17Глава 2. Церковь в Империи и Император в Церкви ............................ 33Глава 3. «Нераздельно и неслиянно»: церковно-имперскийсимбиоз в отражениях светлейшего сана ................................ 49Часть 2иМперия и МоНашество: вызовы русской святостиГлава 1. Восемнадцатый век в истории русского монашества ............ 65Глава 2. Паисий Величковский: «Добротолюбие»и возрождение русского монашества ....................................... 89Глава 3. Святитель Феофан Затворник: путь к спасению .................. 103Глава 4. Век Серафима: Житие и Время .............................................. 137Глава 5. Огненный фокус: Амвросий Оптинский ............................... 166Глава 6. Старец Макарий (Иванов): «опчина» издателейкак умное делание .................................................................... 171Глава 7. «Всели в себя Бога»: святой Иоанн Кронштадтский ........... 183Глава 8. Афон и Россия: святоотеческий завет,национальный миф или требование эпохи? .......................... 189Часть 3подвижНики ЦерковНой НаукиГлава 1. Откровение истории: русский вклад ..................................... 199Глава 2. Церковное Предание и историческая реконструкция ......... 217Глава 3. Каноны совести и свобода Церкви.Памяти епископа Иоанна Смоленского ................................. 226Глава 4. «Освобождающая сила»: прорыв Михаила(Грибановского) и Антония (Храповицкого) ........................ 2366 СодержаниеЧасть 4«сердЦа, вМестившие восток»:Люди русской паЛестиНыГлава 1. «Рыцарь Святой Земли»: А.Н. Муравьев и его наследие ..... 261Глава 2. Епископ Порфирий (Успенский) —основатель Русской Духовной Миссии в Иерусалиме ......... 277Глава 3. Архимандрит Антонин (Капустин):между МИДом и Синодом ...................................................... 299Глава 4. Игумен Вениамин (Лукьянов)и его подворье в Иерусалиме .................................................. 328Глава 5. А.А. Дмитриевский — летописец Русской Палестины ....... 337Глава 6. «Мама Черкасова»: русские школы в Бейруте ...................... 381Глава 7. Епископ Арсений (Стадницкий) и его спутникив стране священных воспоминаний ....................................... 409Глава 8. Великая княгиня Елизавета Федоровна —от Иерусалима до Иерусалима ............................................... 425Часть 5Церковь и куЛьтураГлава 1. «К почести вышнего звания»:Академия Российская и Русская Церковь ............................. 457Глава 2. «Что видишь?» (Пушкин: дуэль с веком) .............................. 477Глава 3. «Заветные столицы» в поэзии и историософииФедора Тютчева ....................................................................... 489Глава 4. Понятие культурно-исторического типаи тема Империи в трудах Н.Я. Данилевского ....................... 518Глава 5. Петр и Достоевский ................................................................. 524Глава 6. Достоевский и Леонтьев .......................................................... 533Глава 7. Князь Хилков: выбор веры (Над страницамиписем бывшего толстовца и диссидента) .............................. 544Заключение ............................................................................................... 554Крестный ход Империи к Царству Небесному(Вместо послесловия) .............................................................................. 558

indrik.ru

Россия слишком долго забывала о Сирии / Радиостанция "Вести FM" Прямой эфир/Слушать онлайн

Сакральные связи России и Сирии - родины всего христианства. Гость Андрея Медведева, Сергея Корнеевского и Марии Фроловой в эфире "Вестей ФМ" - главный научный сотрудник института российской истории Академии наук, писатель, публицист, член Императорского православного палестинского общества Николай Лисовой.

Медведев: Да, по-прежнему "Медвежий угол" в эфире. Приветствую тех, кто к нам только что присоединился, и спасибо тем, кто остаётся с нами, начиная с предыдущего часа. Гость у нас поменялся. И сейчас у нас в гостях, я не побоюсь этого слова, крайне интересный человек - философ, историк, старший научный сотрудник Института России Российской академии наук. Правильно?

Лисовой: Неправильно.

Медведев: Неправильно. Вот сейчас поправите.

Лисовой: Главный научный сотрудник Института российской истории Российской академии наук.

Медведев: Заместитель председателя Православного палестинского общества Николай Николаевич Лисовой.

Лисовой: Теперь правильно.

Медведев: Вот здесь я не ошибся, надеюсь.

Лисовой: Нет.

Медведев: О многом мы, наверное, сегодня попробуем успеть поговорить. Надеюсь, с этого мы только начнём наше взаимодействие. Ещё увидимся в этой студии не раз. Николай Николаевич, хотел вас, знаете, о чём спросить? Вот только что у нас как раз, словно по заказу, Путин и Обама обсудили ситуацию в Сирии, договорились усилить взаимодействие, договорились всё-таки отделить умеренную от неумеренной оппозиции, чтобы спецслужбы обменивались информацией. И Обама наконец Путина, как сообщается, поблагодарил за операцию в Сирии. Но, скажем, внутри страны мнения были разные. Спор был: надо нам присутствовать в Сирии или нет? Но к вам как к историку. Ведь исторически мы довольно тесно связаны, насколько я понимаю. И Россия, и Сирия ещё со времён Российской империи.

Лисовой: На самом деле здесь нужно было бы говорить о тех древних сакральных связях, с которыми в своё время мы начали говорить относительно Крыма. Что вот в Крыму есть сакральный родник всей нашей духовности, и так далее.

Медведев: Ну, действительно есть.

Лисовой: Конечно, действительно есть. Но вот если говорить про Сирию, то там эти сакральные родники тоже есть и даже ещё более глубокие и древние, чем в Крыму. Во-первых, напомню сразу, что Сирия - это родина всего христианства. Именно в Сирии в Антиохии впервые при апостоле Павле христиан стали называть христианами. Само имя "христиане" появилось в Сирии. Это во-первых. Во-вторых, мы должны помнить, что, например, первый митрополит, который крестил Русь при Владимире Красном Солнышке, - это был Михаил Сирин. Документов про него никаких нет, скажу честно, как историк. Но есть зато документ, который, скажем так, нет более осязаемого, мощи его лежат среди старцев Киево-Печерских пещер. Вот в Киевских пещерах лежит в том числе Михаил Сирин - первый наш митрополит, крестивший Русь при Владимире, и который был, как вы видите, сириец. Это хватает для глубины связей?

Ещё про глубину связей. Сейчас, например, идёт у нас Великий пост. Народ про Великий пост всегда говорил так. Что такое Великий пост? "Это капуста да хрен, да книга Ефрем". Вот Ефрем Сирин - один из самых читаемых и один из самых уважаемых святых отцов, подвижник IV века, именно сириец, именно писал на сирийском языке. Потом его переводили на греческий, а потом с греческого уже переводили на славянский, например, если нам говорить.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

radiovesti.ru


Смотрите также