Федеральное казначейство. История казначейства россии


История

Казначейство прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития Российского государства в целом.

Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея – должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.

В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.

Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II, крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г. Согласно данному документу, в каждой губернии создаются казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определяются основные их функции: «1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были, 2) Дабы доходы куда надлежит доставлены были, 3) Дабы доходы в целости сохранены были».

Были определены и штаты соответствующих чиновников. В составе каждой губернии выделились такие административные единицы, как уезды, и впервые была определена должность уездного казначея как основного финансового чиновника низшего звена, который назначался государственным казначеем по представлению губернской казенной палаты на три года и был ей подотчетен. Губернская казенная палата стала центральной частью структуры финансового аппарата на местах.

Сохранение казны уже в то время стало делом государственной важности. Зачастую казначеи хранили государственные средства с риском для жизни. Так, в период пугачевских волнений в селе Малыковка (ныне г.Вольск) Саратовской губернии казначейша Тишина была казнена бунтовщиками за то, что не отдала им дворцовую казну.

Следующим этапом развития казначейства стали реформы АлександраI. В 1802 году был подписан манифест “Об учреждении министерств”, в соответствии с которым, наряду с другими министерствами, создается Министерство финансов, структура и сферы компетенции которого определялись изданным 25 июня 1811 года “Особенным учреждением Министерства финансов”. Управление финансами было распределено между тремя ведомствами – Министерством финансов, Государственным казначейством и Государственным контролером. Впоследствии Государственное казначейство становится подразделением Министерства финансов России. После ряда структурных преобразований 15 февраля 1821 года резолюцией императора Александра I «Быть по сему» был создан Департамент Государственного казначейства в структуре Министерства финансов, ставший ядром всей системы казначейской службы России.

Департаменту Государственного казначейства было определено ведомственное подчинение центральных и местных финансовых структур: Главного казначейства, губернских, окружных казначейств с состоящими в их ведомстве уездными казначействами, и «вообще Казенные палаты, по делам до приходов и расходов казначейств относящиеся».

Главными направлениями деятельности Департамента Государственного казначейства с 1821 года (с последующими дополнениями) были:

  • движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств;
  • главное счетоводство приходов и расходов всех казначейств;
  • заведование монетной (до основания почти через 40 лет Государственного банка России) и пробирной частями;
  • дела по предварительной проверке финансовых смет всех министерств;
  • дела по составлению росписи доходов и расходов;
  • дела по рассмотрению составляемых Министерством финансов проектов, положений, уставов и других законоположений, следствием введения в действие которых становились новые казенные расходы.

Именно с 1821 года в Российской Империи окончательно сложился и впоследствии был усовершенствован и отлажен четкий механизм деятельности казначейств от центрального – Департамента Государственного казначейства – до местных - губернских и уездных казначейств.

Во второй половине XIX века, в период великих реформ 60-70 годов, узакониваются и проводятся в жизнь принципы рационализации и единства бюджета. Государственная роспись доходов и расходов объявляется открытой и подлежит опубликованию. Происходит централизация государственного хозяйства. Вводится единство кассы. Такие экономические перемены требовали реорганизации казначейской службы и увеличения штатов казначейств различных уровней. Это привело к упрочению места казначейства в финансовой системе государства, которое в полном объеме стало вести бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам.

В начале XX века роль казначейства усиливается в связи с ростом доходов и расходов государства, усложнением финансовой системы. В свет выходят новые законы и внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств.

Предметами ведения казначеев в то время были:

  • прием и хранение всех принадлежащих Государственному казначейству доходов;
  • производство расходов и высылка сумм из поступающих в казначейство доходов;
  • продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов;
  • выдача промысловых свидетельств и бесплатных промысловых билетов;
  • счетоводство по всем поступающим в казначейство доходам и возложенным на них расходам, а также по порученному для хранения и продажи казенному имуществу;
  • открытие текущих счетов, размен денег, уплата процентов по купонам, перевод денег.

С 1918 года казначейство было расформировано, и его функции получили новые финансовые органы. Финансирование всего народного хозяйства страны и всего советского аппарата, счетно–бюджетная работа, руководство денежным обращением были переданы организованной казначейской финансовой комиссии, а впоследствии - Наркомату финансов и Народному банку РСФСР, а затем – Министерству финансов СССР и союзных республик, Государственному банку СССР и его территориальным органам.

Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 (в принципиальном плане) и постановлением Правительства России от 27августа 1993 года № 864 (в организационном плане) был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента началось возрождение казначейства в России.

В середине 1999 года постановлением Правительства Российской Федерации принимается Федеральная целевая программа развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы. Основной ее целью является развитие казначейской системы как важнейшего инструмента повышения эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами.

Новый импульс в развитии Федеральное казначейство получило в связи с вступлением в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетный Кодекс Российской Федерации решил следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации:

  • закрепил казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации;
  • обеспечил необходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом о бюджете на текущий финансовый год;
  • определил, что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств;
  • установил ответственность Главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета за целевое использование выделяемых им средств.

В течение 2000-2002 годов было завершено создание вертикальной структуры органов федерального казначейства, включающей 89 управлений федерального казначейства и 2254 отделения федерального казначейства.

В 2002 году практически был завершен процесс перевода всех федеральных учреждений, за исключением отдельных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, на обслуживание через органы федерального казначейства.

Операции по внебюджетным средствам федеральных учреждений также были взяты под контроль органов федерального казначейства. С 1 января 2002 года счета по учету внебюджетных средств 33 тысяч федеральных учреждений открыты в органах федерального казначейства.

Новым этапом в развитии системы органов федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

В результате проведения данной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации.

В соответствии с данными преобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству, а также функция составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе» было утверждено Положение о Федеральном казначействе.

На современном этапе перед органами Федерального казначейства стоят следующие основные задачи:

  • проведение кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета;
  • осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса;
  • распределение (по законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;
  • осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
  • своевременное и качественное составление отчетности об исполнении федерального бюджета.

www.roskazna.ru

О Казначействе России

«Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

5.2. ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

5.3. открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

5.4. открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

5.5. ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

5.6. ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений; 

5.7. составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

5.8. получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

5.9. осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.10. осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

5.11. осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;

5.12. осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

5.13. обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;

5.14. осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

5.15. осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

5.16. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по его совершенствованию;

5.17. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций;

5.18. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.19. обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.20. организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Федерального казначейства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных федеральных казенных учреждений по их мобилизационной подготовке; (пп. 5.20 в ред. Постановления Правительства РФ от 18.06.2014 N 558)

5.20(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Федеральном казначействе;

5.21. организует дополнительное профессиональное образование работников Федерального казначейства;

5.22. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федерального казначейства;

5.23. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.24. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального казначейства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности; (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.01.2009 N 43)

5.24.1. ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;

5.24(2). осуществляет межведомственную координацию деятельности в сфере систематизации и кодирования технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области;

5.25. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации».

Планы

www.roskazna.ru

1.4 История развития казначейской системы в России

Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея – должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.

В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.

Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II, крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г. Согласно данному документу, в каждой губернии создаются казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определяются оссостоящими в их ведомстве уездными казначействами, и «вообще Казенные палаты, по делам до приходов и расходов казначейств относящиеся».

Главными направлениями деятельности Департамента Государственного казначейства с 1821 года (с последующими дополнениями) были:

- движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств;

- главное счетоводство приходов и расходов всех казначейств;

- заведование монетной (до основания почти через 40 лет Государственного банка России) и пробирной частями;

- дела по предварительной проверке финансовых смет всех министерств;

- дела по составлению росписи доходов и расходов;

- дела по рассмотрению составляемых Министерством финансов проектов, положений, уставов и других законоположений, следствием введения в действие которых становились новые казенные расходы.

Именно с 1821 года в Российской Империи окончательно сложился и впоследствии был усовершенствован и отлажен четкий механизм деятельности казначейств от центрального - Департамента Государственного казначейства – до местных - губернских и уездных казначейств.

Во второй половине XIX века, в период реформ 60-70 годов, узакониваются и проводятся в жизнь принципы рационализации и единства бюджета. Государственная роспись доходов и расходов объявляется открытой и подлежит опубликованию. Происходит централизация государственного хозяйства. Вводится единство кассы. Такие экономические перемены требовали реорганизации казначейской службы и увеличения штатов казначейств различных уровней. Это привело к упрочению места казначейства в финансовой системе государства, которое в полном объеме стало вести бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам.

В начале XX века роль казначейства усиливается в связи с ростом доходов и расходов государства, усложнением финансовой системы. В свет выходят новые законы и внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств.

Предметами ведения казначеев в то время были:

1) прием и хранение всех принадлежащих Государственному казначейству доходов;

2) производство расходов и высылка сумм из поступающих в казначейство доходов;

3) продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов;

4) выдача промысловых свидетельств и бесплатных промысловых билетов;

5) счетоводство по всем поступающим в казначейство доходам и возложенным на них расходам, а также по порученному для хранения и продажи казенному имуществу;

6) открытие текущих счетов, размен денег, уплата процентов по купонам, перевод денег.

С 1918 года казначейство было расформировано, и его функции получили новые финансовые органы. Финансирование всего народного хозяйства страны и всего советского аппарата, счётно-бюджетная работа, руководство денежным обращением были переданы организованной казначейской финансовой комиссии, а впоследствии - Наркомату финансов и Народному банку РСФСР, а затем – Министерству финансов СССР и союзных республик, Государственному банку СССР и его территориальным органам.

Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 года № 1556 и постановлением Правительства России от 27августа 1993 года № 864 (в организационном плане) был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов РФ. С этого момента началось возрождение казначейства в России.

В середине 1999 года постановлением Правительства РФ принимается Федеральная целевая программа развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы. Основной ее целью является развитие казначейской системы как важнейшего инструмента повышения эффективности управления и контроля над государственными финансовыми ресурсами.

Новый импульс в развитии Федеральное казначейство получило в связи с вступлением в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса РФ. Бюджетный Кодекс РФ решил следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов РФ:

- закрепил казначейское исполнение бюджетов в РФ;

- обеспечил необходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом о бюджете на текущий финансовый год;

- определил, что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств;

- установил ответственность Главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета за целевое использование выделяемых им средств.

В течение 2000-2002 годов было завершено создание вертикальной структуры органов федерального казначейства, включающей 89 управлений федерального казначейства и 2254 отделения федерального казначейства.

В 2002 году практически был завершен процесс перевода всех федеральных учреждений, за исключением отдельных учреждений Министерства обороны РФ, на обслуживание через органы федерального казначейства.

Операции по внебюджетным средствам федеральных учреждений также были взяты под контроль органов федерального казначейства. С 1 января 2002 года счета по учету внебюджетных средств 33 тысяч федеральных учреждений открыты в органах федерального казначейства.

Новым этапом в развитии системы органов федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

В результате проведения данной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов РФ и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов РФ.

В соответствии с данными преобразованиями функции по обеспечению исполнения федерального бюджета перешли от Министерства финансов РФ к Федеральному казначейству, а также функция составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета РФ.

Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе» было утверждено Положение о Федеральном казначействе.

На современном этапе перед органами Федерального казначейства стоят следующие основные задачи:

- проведение кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета;

- осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса;

- распределение (по законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;

- осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

- своевременное и качественное составление отчетности об исполнении федерального бюджета.

studfiles.net

История

От истоков до наших дней.

Казначейство - емкое и глубоко содержательное слово. Исконное его значение связано с такими понятиями как «сокровище», «казна», «деньги» в натуральном их виде. Смысл, определение современного понятия – то же самое, но в ином его понимании значении. На простом языке - это учет тех же самых денег, их движение и контроль в бумажном и электронном виде. Последний в наше время стал не только приоритетным, но постепенно и уверенно становится единственным видом и формой казначейского исполнения бюджета.

Становление и развитие казначейства происходило не на пустом месте. Казна первоначально была княжеской и боярской собственностью, переросшая позже в государственную казну.

Первоначально на Руси возникла должность казначея. Человек на этой должности был хранителем ценностей бояр и князей. Он был своего рода ответственным должностным лицом в администрации князя или боярина. Сами же эти ценности назывались казной. С расширением и укреплением Российского государства постепенно росла и его казна, требовавшая дополнительного контроля над сохранностью накапливаемых средств, что, в свою очередь, привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, так называемых, казенных дворов. Они еще небыли похожи на организации или учреждения в нашем нынешнем представлении. Эта задача была выполнена лишь почти три века спустя с созданием Счетной, или как его называли, Казначейской конторы в результате административных и финансовых реформ Петра I в 1710 году. Счетная палата занялась уже на постоянной основе финансовыми вопросами государства вплоть до её упразднения в 1742году.

Следующей вехой в развитии финансовой системы государства стал выход в 1775 г. «Учреждения для управления губерний Российской империи». В соответствии с данным документом, в каждой губернии образовывались казенные палаты и определялись основные их функции, которые сводились к управлению доходов императорского двора на местах – аналог нынешних территориальных органов казначейства.

Далее следует отметить реформы Александра I, с именем которого связано подписание в 1802 году манифеста “Об учреждении министерств” и создание, наряду с другими, Министерства финансов. Позже, в 1821 году в его составе был создан Департамент Государственного казначейства, который стал ядром всей системы казначейской службы России.

Во второй половине девятнадцатого столетия деятельность казначейства становится более прозрачным. Узакониваются и претворяются в жизнь принципы рационализации и единства бюджета. Государственная роспись доходов и расходов объявляется открытой и подлежит опубликованию. Происходит централизация государственного хозяйства. Вводится единство кассы. Такие перемены требовали перестройки казначейской службы и увеличения штатов различных уровней. Это привело к упрочению роли казначейства в финансовой системе государства, которое в полном объеме стало вести бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам.

В начале XX века значимость казначейства в финансовой системе России усиливается. Издаются новые законы и подзаконные акты по ведомствам, более отчетливо регламентирующие деятельность казначейств. На этом этапе ясно наблюдается системный подход к приему и хранению доходов и производству расходов. Счетоводство приобрело более понятные, ощутимые очертания по всем поступающим в казначейство доходам и возложенным на них расходам. Такие виды деятельности как открытие текущих счетов, размен денег, уплата процентов по купонам, перевод денег стали обыденной текущей работой для казначейских организаций.

После установления советской власти в России в результате октябрьской революции в 1917году казначейство было расформировано и её функции были переданы новым финансовым органам: Народному комиссариату финансов и Народному банку, а затем Министерству финансов.

Возрождение казначейства началось лишь спустя 74 года. В 1992г., 8 декабря Указом Президента Российской Федерации был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов. Спустя полгода, в августе 1993 года Постановлением Правительства России были решены и организационные вопросы. Образовано федеральное казначейство, представляющее собой единую централизованную систему органов, включающую Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

В течение 2000-2002 годов завершается создание вертикальной структуры с образованием территориальных органов федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, включающей 89 управлений федерального казначейства.

Одним из этих органов было Управление Федерального казначейства по Чеченской Республике.

Вместе с тем следует отметить, что казначейство Чеченской Республики было создано еще ранее – в 1995 году. Именно с этого времени, в тяжелый для чеченского народа период, когда кругом разруха, военные действия, жизнь человека ничего не стоила, началась настоящая неподдельная история становления казначейства Республики. Это, конечно, трудно представить сегодня, когда сегодня Управление Федерального казначейства по Чеченской Республике стало важнейшим звеном в системе управления государственными финансами, с современной технической базой, передовыми информационными технологиями, профессиональными кадрами, которые обеспечивают высокое качество и максимально гибкий сервис обслуживания государственных учреждений независимо от их правового статуса.

Потом после известных августовских событий 1996 года был вынужденный перерыв. В апреле 2000 года казначейство Чеченской Республики заработало в новом качестве, когда Министерством финансов России своим приказом за № 38 возобновил работу Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Чеченской Республике. С этого момента начался новый этап в становлении казначейства Республики. Из-за возможных рисков как для государственных учреждений, так и для персонала, было принято решение перевести Управление в Москву, где и сложился её основной костяк, на плечах которого лежит основная нагрузка и сегодня. Важным, если не главным, в тот период для руководства Управления был подбор кадров. Тогда во власть мало кто стремился. Небыло никакой определенности. Общество было расколото. Каких либо дивидендов, кроме кропотливого труда и постоянной опасности, работа в государственных учреждениях, во властных структурах тогда ничего не сулила. Особенно это касалось, когда нужно было идти работать в совершенно новое, неизвестное, как для современной России, так и для Республики учреждение. Учитывая перспективу возвращения на Родину, ставка была сделана на опытных и грамотных специалистов из числа коренных жителей Республики. Ведь рано или поздно Управление пришлось бы перевести в Грозный. И это в последствии оказалось оправданным, когда осенью 2005 года из 46 работников переехало в г.Грозный 30. Сменив благополучную Москву на разрушенный Грозный, коллектив Управления осуществил свой переезд ответственно и с умом в выходные дни, без перерыва в графике работы, чтобы не сорвать ни один операционный день.

Немало испытаний выпало в тот период на долю сотрудников казначейства. Достаточно вспомнить трагическое утро 27 декабря 2002 года, когда произошел взрыв в правительственном комплексе Чеченской Республики. Многие сотрудники Отделения Федерального казначейства по г. Грозный тогда были ранены. Но несмотря на это, они уже на второй день, когда никто не ожидал их увидеть в разрушенном здании, восстановили поврежденное оборудование и успешно завершили все расходные операции, закрыли финансовый год.

В этих тяжелейших условиях за короткий срок в отдаленных районах Республики были построены здания и оснащены новым оборудованием для размещения и полноценного функционирования 8 Отделений федерального казначейства . Все эти работы проводились параллельно с мероприятиями по реализации бюджетной и административной реформ, а также реформы госслужбы, осуществляемой в целом по России.

В 2006 году, в праздничной обстановке и в присутствии тогдашнего руководителя Федерального казначейства Т.Г.Нестеренко, было открыто новое трехэтажное здание Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике, оснащенное новейшим современным оборудованием, на уровне всероссийских стандартов.

Возрожденная система казначейства Чеченской Республики сегодня представляет собой динамично развивающуюся структуру, которая добилась больших успехов, превратившись, по образному выражению, в кровеносную систему финансовой системы страны и Республики, от эффективности и слаженности работы которой зависит ситуация в экономике в целом.

chechnya.roskazna.ru

История

История казначейства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

8 декабря 1992 года обычный день в истории страны, но необычный для ее финансовой системы. В этот день первый Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал Указ № 1556 «О федеральном казначействе», положивший начало действенной государственной бюджетной политике, эффективному управлению доходами и расходами в процессе исполнения бюджета Российской Федерации, повышению оперативности в финансировании государственных программ, усилению контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

В соответствии с Указом Президента в России должна была появиться единая централизованная система органов Федерального казначейства, включающая Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и территориальные органы на местах – в республиках, краях, областях, автономных образованиях, городах и районах. По всей стране началась трудная и планомерная работа по созданию органов Федерального казначейства, которая по времени совпадала с одним из самых сложных периодов в истории государства.

Такого государства, как Советский Союз, занимавшего одну шестую часть планеты, больше не существовало. Возрождалась новая Россия, которая остро нуждалась в создании эффективной системы управления государственными финансовыми ресурсами.

Не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое. В Советском энциклопедическом словаре (1989г.) слово «казначейство» трактовалось так: «В ряде капиталистических стран (США, Великобритания, Франция) - государственный финансовый орган, ведающий кассовым исполнением бюджета. Казначейство также организует взимание налоговых сборов, выпускает казначейские билеты».

В 1775 году в России были учреждены Казенные палаты и должность уездного казначея, который назначался на три года. В Тобольске такая палата появилась в 1782 году. В 1802 году императором Александром I были учреждены министерства, в том числе и Министерство финансов, так что в 2007 году у Минфина России тоже юбилей – 205 лет с момента образования.

От Министерства финансов в каждой губернии действовали Казенные палаты, на уровне уездов – казначейства, куда поступали налоги. Кроме того, казначейства осуществляли финансирование некоторых мероприятий на местах. Впоследствии им вменили в обязанность контролировать винокуренные заводы и ведать казенными магазинами, которые торговали алкогольной продукцией.

В 1821 году в структуре Министерства финансов был образован департамент Государственного казначейства, которому подчинялись все казначейства на местах. Как утверждают историки, с этого времени в Российской империи окончательно сложилась структура управления казначейскими органами.

В 60-х годах ХIХ века финансовая система России подверглась реформам. Был изучен опыт в сфере управления финансами Бельгии, Франции, Австрии, Пруссии. В основу проекта финансирования реформ был положен принцип единства бюджета, то есть все государственные доходы должны были быть сосредоточены в одном финансовом ведомстве, откуда и следовало производить все государственные расходы.

Казенные палаты на местах не занимались сбором налогов, их главная функция заключалась в надзоре и ревизии подведомственных казначейств и подготовке обобщенных отчетов по их деятельности, которые потом передавались в Министерство финансов.

В Тобольской губернии, в состав которой входила территория, ныне занимаемая Ханты - Мансийским автономным округом, казначейства были в 8 городах, в том числе, на севере в Березово. Какое-то время, до 1866 года, в Сургуте действовало отделение Березовского казначейства, но его упразднили. На ходатайство генерал-губернатора о необходимости возрождения казначейства в Сургуте был получен отказ.

Деятельность казначейства еще больше расширилась в середине 90-х годов ХIХ века в результате реформы, которая проводилась по инициативе министра финансов С.Ю. Витте. Оборотная наличность казначейства слилась с наличностью Государственного банка, и это обеспечивало последнему доступ к немалым средствам казначейства.

На рубеже ХIХ - начала ХХ веков Россия динамично развивалась и нуждалась в банковских учреждениях на местах, но их открытие шло недостаточными темпами, поэтому государство было вынуждено возложить простейшие банковские операции на казначейства. На севере, в Березово, где имелось казначейство, финансовые операции тормозились из-за отсутствия телеграфа. Перевод денег приходилось осуществлять с помощью почты. Это занимало немало времени и не могло удовлетворить предприимчивых людей.

Березовское казначейство ХIХ - начала ХХ века – прообраз ныне существующих в городах и райцентрах округа казначейств.

При Березовском казначействе еще в 1885 году была открыта сберегательная касса № 617, а всего к 1915 году в Тобольской губернии было 177 сберегательных касс, 140 из них были при казначействах. Казначей одновременно являлся и заведующим сберегательной кассой. На зданиях казначейств также были вывески «Государственная сберегательная касса». Как правило, численность служащих казначейства была невелика, а объем работы, включая деятельность сберегательных касс, огромный. К примеру, через Березовское казначейство в 1890 году прошло около трех тысяч входящих и исходящих бумаг. Входящие - это были в основном так называемые «ассигновки» – распоряжения правительственных органов, изложенные на специальном бланке о выдаче казначейством предъявителю определенной суммы.

События 1917 года стали началом конца казначейской системы дореволюционной России, иначе и не могло быть в драматическую пору разрыва хозяйственных связей, национализации предприятий, снижения налоговой дисциплины. Новая революционная власть не нуждалась в чиновниках старой гвардии, служивших в банках и казначействах. Получив месячное пособие, они увольнялись.

В конце 1917 года был образован наркомат финансов Советской Республики. С утверждением 31 октября 1918 года Советом народных комиссаров положения об организации финансовых отделов губернских и уездных исполкомов фактически были ликвидированы старые финансовые органы. Слово «казначейство» вышло из обихода, на смену ему пришли финотделы исполнительных комитетов, сначала Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, позже - Советов народных депутатов. Но на этом история казначейства в России не завершается, в ней лишь наметился перерыв, правда, весьма длительный по времени – более 70 лет.

90-е годы ХХ века войдут в историю не только как период развала Советского Союза, но и время создания новых структур, а точнее сказать, возвращения из небытия старой, хорошо зарекомендовавшей себя в прошлом казначейской системы. Примечательно, что власть не стала искать новых слов, а вернула в наш лексикон хорошее русское слово «казначейство». Слово, которое наполнилось новым содержанием

hantymansiysk.roskazna.ru

Руководители ФК новейшего времени

Руководитель Казначейства России в 1998 - 2007 гг.

Нестеренко Татьяна Геннадьевна

Родилась 5 августа 1959 года во Владивостоке Приморского края.

Образование высшее, окончила Хабаровский институт народного хозяйства. Кандидат экономических наук.

Государственный деятель, первоклассный экономист, экспериментатор, завершивший формирование казначейской системы исполнения федерального бюджета. В период ее руководства достигнут максимальный охват казначейскими процедурами средств федерального бюджета, осуществлена разработка и внедрение необходимого массива нормативных документов, регламентирующих процедуры исполнения и учета операций со средствами федерального бюджета, подготовлены и утверждены концептуальные документы, устанавливающие стратегию полномасштабного развития системы казначейства в России. При ее непосредственном участии воссоздана казначейская система на территории Чеченской Республики и создана казначейская система на территории Республики Татарстан, завершены организационные работы по созданию отделений Федерального казначейства в Республике Башкортостан, осуществлено дальнейшее продвижение по внедрению казначейских технологий в системе Министерства обороны России, заключено Соглашение с Постоянным комитетом Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства через органы Федерального казначейства. Под ее руководством и при ее непосредственном участии проработан и создан единый казначейский счет, разработан и начал осуществляться проект модернизации казначейской системы Российской Федерации, обеспечен контроль над формированием новых государственных структур в период Административной реформы 2004 года, осуществлено образование Федерального казначейства, как органа исполнительной власти.

В 1981 – 1984 гг. – экономист Анадырского райисполкома Чукотского автономного округа.

В 1984 – 1989 гг. – ревизор - инспектор по бюджету, заместитель заведующего - начальник инспекции по бюджету Анадырского райфинотдела Чукотского автономного округа.

В 1989 – 1991 гг. – заведующий финансовым отделом Чукотского окрисполкома.

В 1991 – 1994 гг. – заместитель Главы администрации - начальник финансового управления Чукотского автономного округа.

В 1994 – 1998 гг. – депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В 1998 – 2004 гг. – заместитель Министра финансов Российской Федерации - начальник Главного управления федерального казначейства, Директор департамента Главного управления федерального казначейства.

В 2005 – 2007 гг. – руководитель Федерального казначейства (Казначейства России).

С 2007-2012 гг. – заместитель Министра финансов Российской Федерации.

С октября 2012 - первый заместитель Министра финансов Российской Федерации.

Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.

Государственные награды:

Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени» (2001), Почетное звание «Заслуженный экономист Российской Федерации» (2004), «Орден Почета» (2007), «Орден Дружбы народов» (2012).

Имеет благодарности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

www.roskazna.ru

История УФК

История развития казначейства в Томской области

Казначейство прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории Российского государства. Казначейская служба зародилась еще в Древней Руси, когда появилась должность казначея – лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей или так называемой казны. С расширением и укреплением границ Российского государства постепенно росла казна, требующая дополнительного контроля над сохранностью средств. Это привело к тому, что роль казначеев резко возросла, и в ХV в., в период царствования Ивана III, стали появляться казенные дворы. В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная и Казначейская конторы, которые должны были следить за правильным поступлением налогов. Они просуществовали до 1742 года.

Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году в эпоху царствования Екатерины II, крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775г. Согласно данному документу, в каждой губернии создаются казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества». Во время правления Александра I, а именно с 1821 года, в Российской империи окончательно сложился и впоследствии совершенствовался четкий механизм деятельности казначейства от центрального департамента Государственного казначейства, до местных – губернских и уездных. 60-70 гг. XIX века – время великих реформ в Российской Империи. Происходит централизация государственного хозяйства, вводится единство кассы, что приводит к укреплению места казначейства в финансовой системе государства. Такие экономические перемены требуют преобразования казначейской службы.

В 1863 году в связи с реорганизацией органов финансового управления России было создано Томское губернское казначейство. Возглавлял его казначей, а старшими сотрудниками являлись старший бухгалтер, старший кассир, бухгалтеры I и II разрядов, отчетные чиновники и письмоводитель, канцелярские служащие. По вольному найму в Казначействе работали писцы, присяжные счетчики, сторожа.

В октябре 1918 года Казначейство было расформировано. Его функции получили новые финансовые органы молодой республики. Но в Сибири сложились особые исторические обстоятельства. Советская власть в 1918 году была свергнута, и руководящим органом стало Временное Сибирское правительство, передавшее власть А.В. Колчаку, объявленному Верховным правителем России. Старые структуры не были разрушены, и служащие Казначейства возвращались на свои присутственные места, чтобы исполнять привычное дело.

Советская власть утвердилась в Томске 20 декабря 1919 года. В этот день состоялось общее собрание служащих, на котором «постановлено поддерживать власть Советов как наиболее жизненную форму правления». Но такое выражение лояльности не спасло положение. После изучения казначейских дел, проведенного финансовым отделом Томского губернского революционного комитета в январе 1920 года, Томское губернское казначейство было ликвидировано.

Указ Президента Российской Федерации от 08 декабря 1992 года № 1556 «О федеральном казначействе» положил начало казначейской системы исполнения Федерального бюджета в Российской Федерации.

Управление Федерального казначейства по Томской области (далее – Управление) создано в 1993 году. 23 марта 1993 года приказом Министерства Финансов России № 193 л/с на должность начальника Управления была назначена Ревенкова Галина Григорьевна – Государственный советник Российской Федерации 3-го класса, заслуженный экономист Российской Федерации. С 1 июня 1993 года она приступила к работе, и под ее чутким руководством казначейство формировалось, развивалось, завоевало авторитет и продолжает это делать по сегодняшний день.

19 сентября 2011 года приказом Министерства Финансов России № 1329 л/с руководителем Управления назначена Бродюк Елена Николаевна.

Развитие казначейской системы не прекращается ни на минуту, постоянно совершенствуется ее функционал и структура. Сегодня в Управлении и 19 территориальных отделах работают 363 сотрудника (из них 153 – в территориальных отделах).

В настоящий момент Управление состоит из 38 отделов, каждый из которых имеет свою историю.

Виртуальный 3D-тур по музею УФК по Томской области

tomsk.roskazna.ru


Смотрите также