История России, XX – нач. XXI в. 11 класс. Профильный уровень. Учебник / Шестаков. История россии шестаков


Trojden | Шестаков В. А.: Учебник по истории России. ХХ - начало XXI века. Профильный уровень

Шестаков В. А.: Учебник по истории России. ХХ - начало XXI века. Профильный уровень - 11 класс

Прочитать описание

Учебник соответствует требованиям Федерального компонента образовательного стандарта и даёт полноценные знания по новейшей отечественной истории на профильном уровне. Методический аппарат позволяет организовать разностороннюю деятельность старшеклассников, в том числе проектно-исследовательскую.

Глава 1. Российская империя: последние десятилетия

§1. Россия во второй половине XIX — начале XX в.

§2. Становление и развитие рыночной экономики в России

§3. Российское общество в условиях форсированной модернизации

§4. Культура России начала XX в.

Глава 2. Первая российская революция и её последствия

§5. Государство и власть. Русско-японская война

§6. Революционные потрясения 1905-1907 гг.

§7. От революции к реформам. Становление российского парламентаризма

Глава 3. Первая мировая война и крушение императорской России

§8. Россия в Первой мировой войне

§9. Первая мировая война и Февральская революция 1917 г.

Глава 4. Октябрьский переворот 1917 г. и Гражданская война

§10. Россия вступает в революцию

§11-12. Пролог Гражданской войны

§13-14. Большевики берут власть

§15. Начало революционных преобразований в экономике

§16-17. Гражданская война в России

Глава 5. Становление советской системы

§18. Начало новой экономической политики

§19-20. Эволюция большевистского режима

§21. Образование СССР

Глава 6. Советская модель модернизации

§22-23. Свёртывание нэпа. Консервативная революция в экономике

§24. От диктатуры класса к диктатуре вождя

§25. Становление нового хозяйственного механизма

§26. Советское общество накануне войны

§27. Массовый террор 1930-х гг.

Глава 7. СССР и Вторая мировая война

§28. Обострение международной обстановки

§29. «Хочешь мира — готовься к войне»

§30. Срыв планов молниеносной войны

§31. Решающие битвы

§32. Навстречу Победе

Глава 8. СССР в первое послевоенное десятилетие

§33. Начало «холодной войны»

§34. Новый стратегический курс Кремля

§35. Ядерный вызов. Трудное возрождение

§36. Власть и общество

Глава 9. Первые попытки либерализации системы

§37. Смена власти в Кремле

§38. Начало десталинизации

§39. Экономическое соревнование с Западом: планы и итоги

§40. Противоречия «либерального коммунизма»

§41. Конец правления Н. С. Хрущёва

Глава 10. Стагнация советской системы

§42. Нарастание консервативных тенденций

§43. Советское общество на переломе

§44. Развитой социализм: прожекты и реальность. Новые попытки совершенствования хозяйственного механизма

§45. Несостоявшаяся разрядка

Глава 11. Крах коммунистического режима

§46. Истоки перестройки М. С. Горбачёва

§47. Трудный поворот к рынку

§48. Демонтаж тоталитарных структур

§49. От внутрисистемных реформ — к распаду СССР

Глава 12. Современная Россия

§50-51. Становление новой российской государственности

§52. Возвращение рынка

§53. Российское общество в условиях системной трансформации

§54-55. Россия в конце XX — начале XXI в.

§56-57. Новые тенденции в развитии России

Словарь

Некоторые основные даты отечественной истории XX — начала XXI в.

trojden.com

История _учебное пособие_Шестаков Ю.А

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Российскийгосударственный университет экономики и сервиса» (ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»)

Ю.А. Шестаков

ИСТОРИЯ

Учебное пособие

Рекомендовано редакционно-издательскимсоветом ЮРГУЭС в качестве учебного пособия для студентов 1 курса бакалавриата всех направлений и специальности 210601 «Радиоэлектронные системы и комплексы» всех форм обучения

ШАХТЫ ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»

2012

УДК 93/94(075.8) ББК 63.32я73 Ш514

Рецензенты:

д.и.н., профессор

С.С. Казаров

к.и.н., доцент

В.И. Бондарев

Шестаков, Ю.А.

Ш514 История : учеб. пособие / Ю.А. Шестаков. – Шахты : ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2012. – 177 с.

ISBN 978-5-93834-748-9

В учебном пособии в соответствии с программой изложен теоретический материал, обеспечивающий подготовку студентов 1 курса бакалавриата всех направлений и специальности 210601 «Радиоэлектронные системы и комплексы» всех форм обучения к экзаменам по курсу «История».

УДК 93/94(075.8) ББК 63.32я73

Режим доступа к электронному аналогу печатного издания: http: // www.libdb.sssu.ru

ISBN 978-5-93834-748-9

© Шестаков Ю.А., 2012

 

© ФГБОУ ВПО «Южно-Российскийгосударственный

 

университет экономики и сервиса», 2012

4. Россия в XVI – XVII вв. в контексте развития

 

европейской цивилизации ...........................................................................

48

4.1. Начало Нового времени в Европе: развитие капиталистических

 

отношений, возрождение и реформация. Дискуссия

 

об определении и генезисе абсолютизма........................................

48

4.2. Цели, формы, результаты реформ Ивана Грозного ........................

52

4.3. Государство, политика, нравственность в России в XVI в.

 

Представление о миссии государства в России

 

и странах Западной Европы .............................................................

54

4.4. Смутное время в истории России.....................................................

55

4.5.Особенности социально-экономическихотношений

исословно-представительноймонархии в России XVII в.

Дискуссии о генезисе самодержавия...............................................

58

Контрольные вопросы.................................................................................

60

5. Модернизационные процессы в России и мире в XVIII – XIX вв.........

61

5.1. Развитие мирового капиталистического хозяйства в XVIII в.

 

Предпосылки промышленного переворота в Европе.....................

61

5.2.Пётр I и его борьба за преобразование традиционного общества

вРоссии: основные направления и результаты его реформ

в политической, социальной, военной, религиозной сферах.........

63

5.3. Пётр I и скачок в развитии российской промышленности.............

65

5.4. Освещение петровских реформ в отечественной историографии...

67

5.5. Пути трансформации западноевропейского абсолютизма

 

в XVIII в. Европейское Просвещение и рационализм....................

69

5.6. Екатерина II и просвещённый абсолютизм в России .....................

71

5.7.Европейские революции XVIII – XIX вв. и их влияние на политическое и социокультурное развитие Европы

и Северной Америки........................................................................

74

5.8. Попытки реформирования политической системы России

 

при Александре I; проект М.М. Сперанского.................................

78

5.9.Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические,

социальные и культурные последствия..........................................

80

5.10. Предпосылки, причины, итоги отмены крепостного права .........

83

5.11. Политические преобразования 60–70гг. XIX в............................

85

Контрольные вопросы .................................................................................

88

6. Нарастание общенационального кризиса в России

 

начала XX в. Общенациональный кризис и революция

 

в России в 1917 г..........................................................................................

90

6.1. Основные тенденции развития мировой экономики

 

на рубеже XIX – XX вв. Завершение раздела мира.......................

90

6.2. Российская экономика конца XIX – начала XX вв.:

 

особенности и основные тенденции развития...............................

93

6.3. Причины, характер, особенности, этапы

 

и итоги революции 1905–1907гг....................................................

96

6.4. Политические партии в России начала ХХ в.: генезис,

 

классификация, программы, тактика ............................................

103

6.5. Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги, влияние

 

на европейское развитие.................................................................

105

6.6. Участие России в Первой мировой войне и её влияние

 

на приближение общенационального кризиса .............................

108

6.7. Альтернативы развития России после Февральской революции.

 

Октябрь 1917 г. и причины победы большевиков........................

109

Контрольные вопросы................................................................................

113

7. Формирование основ советской экономики и политического режима ...

114

7.1.Гражданская война и интервенция: причины, лагери, итоги и уроки. Экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны

и начало формирования однопартийной системы........................

114

7.2.Политический кризис начала 1920-хгг. и переход от военного коммунизма к НЭПу. Свёртывание НЭПа:

причины и последствия..................................................................

117

7.3.Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Альтернативные пути выхода из мирового экономического

кризиса и идеологическое обновление капитализма....................

119

7.4. Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии.

 

Политическая система советского общества................................

123

7.5. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства,

 

её экономические и социальные последствия ..............................

126

7.6. Форсированная индустриализация: предпосылки,

 

источники накопления, методы, темпы.........................................

128

7.7. Культурная революция в СССР в 1930-гг.:

 

причины проведения и последствия..............................................

129

7.8. Советская внешняя политика накануне и в начале

 

Второй мировой войны. Современные споры

 

о международном кризисе 1939 г..................................................

130

7.9. Предпосылки и ход Второй мировой войны.................................

131

7.10. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма.

 

Причины и цена победы...............................................................

135

7.11. Начало холодной войны. Образование военно-политических

 

блоков............................................................................................

138

7.12.Трудности послевоенного переустройства и восстановления народного хозяйства. Ужесточение политического режима

и идеологического контроля в СССР в послевоенное время..... 140

7.13.Попытки реформирования и обновления социалистической системы во второй половине 1950-х– начале1960-хгг.

«Оттепель» в духовной сфере .....................................................

141

Контрольные вопросы................................................................................

143

ВВЕДЕНИЕ

История – это наука, рассматривающая человеческое общество во времени и пространстве. Рассматривая это развитие, она устанавливает причинно-следственныесвязи между событиями и явлениями, производя обобщение и анализ, делает выводы, которые оформляются в виде категорий и закономерностей общественного развития. Поэтому история должна располагать вполне определённым методологическим подходом к анализу и трактовке исторических процессов. Наиболее продуктивным подходом к преподаванию этой дисциплины, на наш взгляд, является подход цивилизационный. Его главное достоинство в том, что он позволяет рассматривать историю нашей Родины в контексте мировых событий и проанализировать её в сравнительном ключе. Такой вариант осмысления истории нашего Отечества может не только дать целостное представление об историческом пути России, но и способствовать пониманию его своеобразия, способен продемонстрировать место и роль нашей страны на фоне мировой цивилизации. Несмотря на то что цивилизационный подход позволяет оценитькультурно-историческоесвоеобразие отдельных стран, и в частности нашей, он в то же время основывается на признании прогресса, развития всего человечества. Основной категорией для обозначения вектора этого развития является понятие «модернизация». Она предполагает трактовку истории человечества как его движения от «традиционной» («аграрной», «доиндустриальной») стадии развития к «индустриальной» цивилизации и, наконец, к «информационному обществу». Учитывая колоссальную актуальность и настоятельную потребность проведения модернизации всех сторон жизни нашего общества в современную эпоху, взгляд на историю человечества через призму модернизационных процессов, освещение места и роли России в них, который предпринят в настоящем пособии, представляется нам вполне оправданным.

Настоящее учебное пособие представляет собой курс лекций, который читается по дисциплине «История». Курс предназначен для самостоятельных занятий студентов очной и заочной форм обучения всех направлений уровня бакалавриата. Лекции кратко и сжато излагают материал, достаточный для ответов на все контрольные вопросы и задания, предусмотренные рабочими программами дисциплины «История» ЮРГУЭС. Каждая лекция снабжена планом, пункты которого в основном соответствуют экзаменационным вопросам по дисциплине. В тексте выделены основополагающие понятия, категории и теоретические положения курса.

1. ИСТОРИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХНАУК. ОСНОВЫ ТЕОРИИМЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

1.1. Предмет исторической науки

История – гуманитарная наука. Вернее, она представляет собой целый комплекс наук, поскольку подразделяется на всемирную историю, историю отдельных стран, историю различных периодов развития общества и разнообразных социальных явлений. Кроме того, она включает в себя целый комплекс так называемых «вспомогательных исторических дисциплин». История изучает прошлое человечества во всей его конкретности и своеобразии. Предметом её изучения являютсязакономерности развития общества (а также отдельных его сегментов, явлений). Эти закономерности в силу гуманитарного, субъективного, характера науки носят «тенденциальный» характер. Конкретные формы этих «тенденциальных закономерностей» проявляются в исторических событиях и фактах. Иначе говоря, история – это развивающийся массив социального опыта человечества, передающийся от поколения к поколению. Каждый раз он осмысливается заново с учётом нового опыта. История даёт возможность на основе накопленного опыта решать различные проблемы, стоящие перед социумом. Но поскольку проблемы эти носятконкретно-исторический,преходящий характер, происходит постоянное переосмысление исторического опыта. На это переосмысление оказывает влияние также эволюция методов и методологии исторического исследования, имеющая целью максимальную объективизацию исторического знания, и в то же время неизбежный субъективизм историка и тех социальных групп, интересы которых он в той или иной степени отражает.

1.2. Функции исторической науки

Разумеется, анализ исторического опыта человечества преследует определённые цели. В связи с этим мы можем говорить о функциях исторического знания. Познавательная функция состоит в изучении конкретноисторического пути развития общества, его теоретическом обобщении, выявлении главных тенденций развития истории.Практически-рекоменда- тельная функция состоит в том, что история, выявляя закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный курс политики, жизни страны в целом, её международных отношений, направлять деятельность исторических личностей и т.д.Мировоззренческая функция играет важнейшую роль в формировании научного мировоззрения, 8

основанного на научном познании законов развития общества. Наконец, воспитательная функция позволяет применить комплексный подход к процессу всестороннего воспитания людей, т.е. соединить в воспитании патриотические, интернационалистские, трудовые, идеологические, нравственные моменты. История, таким образом, воспитывает нравственные качества, прививает навыки гуманного поведения во всех социальных сферах, формирует такие гражданские черты, как патриотизм и интернационализм. Она также позволяет проследить процесс и исторический контекст формирования моральных и нравственных качеств и ценностей человечества.

1.3. Теория и методология исторической науки. Общая характеристика российской цивилизации

Объективное познание истории обеспечивается научной методологией. Методология – эта система принципов и методов исторического исследования, которая основывается на теории исторического познания.

Принципы – это главные, основополагающие положения науки. Они исходят из изучения объективных законов истории, являются результатом этого изучения. Однако, в отличие от закономерностей, являются категорией логической, существующей лишь в сознании. Главными принципами исторического исследования являются объективность, историзм, социальный подход.Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Для этого историку необходимо отказаться от подстраивания фактов подкакую-либотеоретическую схему; от того, чтобы обращать внимание на одни факты и игнорировать другие − противоречащие определённым взглядам. Учёному не следует делить исторические явления и события на «факты» и «фактики». Ему необходимо принимать во внимание все точки зрения – как отвечающие настроениям и взглядам исследователя, так и противоречащие им. Этот принцип требует всесторонности изучения, достижения максимальной полноты и достоверности информации.Принцип историзма требует рассматривать любое явление прошлого какконкретно-историческое,как феномен, появившийся в определённом месте и времени, благодарякаким-токонкретным причинам развивающийся, определённым образом понимаемый и оцениваемый современниками и потомками, имеющий исторические последствия.Принцип социального подхода предполагает известную «ангажированность» историка, который обязательно отражает (в силу гуманитарного характера науки) в своих исследованиях интересы определённых социальных групп. Это делает ещё более очевидным необходимость неукоснительного следования двум другим вышеуказанным принципам.

Метод – совокупность правил и процедур, приёмов и операций, регулирующих деятельность исследователя и обеспечивающих решение исследовательской задачи. Это конкретный способ извлечения из исторических фактов новых знаний. Помимо так называемых общенаучных методов, которые роднят историю с другими областями научного знания (логический, классификации и типологизации, статистического анализа, идеализации, индукции и дедукции, моделирования, в том числе математического, системного подхода, структурного и функционального анализа и т.д.), у исторической науки существуют специфические методы исследования. Они называются«специально-историческими».К специальным историческим методам исследования относится,во-первых,историко-генетический метод. Согласно ему исторические явления изучают в процессе их развития – от зарождения до гибели или современного состояния. Он предполагает описательное восхождение от конкретных фактов к общим выводам. Этот метод направлен на анализ динамики исторических процессов и позволяет выявитьпричинно-следственныесвязи и закономерности исторического развития. Второй метод –историко-сравнительный.Он состоит в сопоставлении исторических объектов во времени и пространстве с целью выявления сходства и различий между ними. Возможно синхронное (сравниваются одинаковые явления в разных странах и временных периодах) и диахронное сравнение (когда явление сравнивается само с собой на разных стадиях развития). Особенно ценным в науке является типологическое сравнение, при котором выделяют общие черты в пространственных группах исторических событий и явлений и однородные стадии в их непрерыв-но-временномразвитии. Типологизация, таким образом, представляет собой классификацию, т.е. качественный анализ явления. Третьим методом являетсяисторико-системный.Этот метод рассматривает определённое историческое явление как систему –структурно-функциональнуюсовокупность взаимосвязанных элементов. Аналитическое исследование его структуры предполагает выявление основных признаков системы, её системообразующих элементов, внешних и внутренних связей между элементами. Исследуя функции системы, историк раскрывает место системы в иерархии реальностей, функциональные связи системы с окружающим миром. Этот метод позволяет раскрыть внутренние механизмы функционирования и развития крупныхобщественно-историческихявлений.

Определённая теория исторической науки предполагает наличие самого общего подхода по вопросу о закономерностях и движущих силах исторического процесса. Такие подходы складывались постепенно по мере развития исторической науки. Ныне господствующим общетеоретическим подходом являетсяцивилизационный.Цивилизация – крупная целостная социокультурная система, сориентированная во времени и пространстве, включающая в себя различные элементы (менталитет, экономика, соци-

studfiles.net

Читать онлайн "Новейшая история России" автора Шестаков Владимир - RuLit

В.А. Шестаков

Новейшая история России

Раздел I

Россия в период великих потрясений

Глава 1. Российская империя в конце XIX – начале ХХ века

§ 1. Вызовы индустриального мира

Особенности развития России в конце XIX – начале ХХ века. Россия вступила на путь современного индустриального роста на два поколения позже, чем Франция и Германия, на поколение позже, чем Италия, и примерно одновременно с Японией. К концу XIX в. наиболее развитые страны Европы уже заканчивали переход от традиционного, аграрного в своей основе общества к индустриальному, важнейшими составляющими которого являются рыночная экономика, правовое государство и многопартийность. Процесс индустриализации в XIX в. можно считать общеевропейским явлением, в котором были свои лидеры и свои аутсайдеры. Великая французская революция и наполеоновский режим создали условия для быстрого экономического развития в большей части Европы. В Англии, ставшей первой индустриальной державой мира, беспрецедентное ускорение промышленного прогресса началось еще в последние десятилетия XVIII века. К концу Наполеоновских войн Великобритания была уже несомненным мировым промышленным лидером, на долю которого приходилось около четверти совокупного мирового выпуска промышленной продукции. Благодаря своему промышленному лидерству и статусу ведущей морской державы она также завоевала позиции лидера мировой торговли. На долю Великобритании приходилось около трети мировой торговли, что более чем в два раза превосходило долю ее главных соперников. Великобритания сохраняла свое доминирующее положение и в промышленности, и в торговле на протяжении всего XIX в. Хотя во Франции модель индустриализации отличалась от английской, ее результат был также впечатляющим. Французским ученым и изобретателям принадлежало лидерство в ряде отраслей, включая гидроэнергетику (строительство турбин и производство электроэнергии), выплавку стали (открытая домна) и алюминия, автомобилестроение, а в начале ХХ в. – самолетостроение. На рубеже ХХ в. появляются новые лидеры индустриального развития – Соединенные Штаты, а затем и Германия. К началу ХХ в. развитие мировой цивилизации резко ускорилось: достижения науки и техники изменило облик передовых стран Европы и Северной Америки и качество жизни миллионов жителей. Благодаря непрерывному росту производства на душу населения, эти страны достигли беспрецедентного уровня благосостояния. Позитивные демографические изменения (снижение уровня смертности и стабилизация уровня рождаемости) освобождают индустриальные страны от проблем, связанных с перенаселением и установлением заработной платы на минимальном уровне, обеспечивающем лишь существование. Питаемые совершенно новыми, демократическими импульсами, появляются контуры гражданского общества, которые получают общественный простор в последующем ХХ в. Одна из важнейших черт капиталистического развития (которое в науке имеет и другое название – современный экономический рост), начавшегося в первые десятилетия XIX в. в наиболее развитых странах Европы и Америки, – появление новых технологий, использование достижений науки. Этим можно объяснить устойчивый долговременный характер экономического роста. Так, в период между 1820 и 1913 гг. средние темпы роста производительности труда в ведущих европейских странах были в 7 раз выше, чем в предшествующее столетие. За этот же период душевой валовый внутренний продукт (ВВП) в них увеличился более чем втрое, а доля занятых в сельском хозяйстве сократилась на 2/3. Благодаря этому скачку к началу ХХ в. экономическое развитие приобретает новые отличительные черты и новую динамику. Объем мировой торговли вырос в 30 раз, начала формироваться глобальная экономика и глобальная финансовая система.

Несмотря на различия, страны первого эшелона модернизации имели много общих черт, и главное – резкое сокращение в индустриальном обществе роли сельского хозяйства, что отличало их от стран, еще не осуществивших переход к индустриальному обществу. Рост эффективности сельского хозяйства в индустриальных странах давал реальную возможность прокормить несельскохозяйственное население. К началу ХХ в. значительная часть населения индустриальных стран была уже занята в промышленности. Благодаря развитию крупномасштабного производства население концентрируется в больших городах, происходит урбанизация. Использование машин и новых источников энергии дает возможность создавать новые товары, которые непрерывным потоком поступают на рынок. Это еще одно отличие индустриального общества от традиционного: появление большого числа людей, занятых в сфере услуг.

Не менее важно и то, что в индустриальных обществах социально-политическое устройство основывалось на равенстве всех граждан перед законом. Сложность обществ этого типа делала необходимой всеобщую грамотность населения, развитие средств информации.

Огромная Российская империя к середине XIX в. оставалась сельскохозяйственной страной. Подавляющая часть населения (свыше 85 %) проживала в сельской местности и была занята в сельском хозяйстве. В стране имелась одна железная дорога Петербург—Москва. На фабриках и заводах трудилось всего 500 тыс. человек, или менее 2 % трудоспособного населения. Россия добывала угля в 850 раз меньше, чем Англия, а нефти в 15–25 раз меньше, чем США.

Отставание России было обусловлено как объективными, так и субъективными факторами. На протяжении XIX в. территория России расширилась примерно на 40 %, в состав империи вошли Кавказ, Средняя Азия и Финляндия (правда, в 1867 г. России пришлось продать США Аляску). Только европейская территория России почти в 5 раз превосходила территорию Франции и более чем в 10 раз Германии. По количеству населения Россия находилась на одном из первых мест в Европе. В ее новых границах в 1858 г. проживало 74 млн человек. К 1897 г., когда прошла первая Всероссийская перепись, численность населения выросла до 125,7 млн человек (без Финляндии).

Огромная территория государства, многонациональный, многоконфессиональный состав населения порождали проблемы эффективной управляемости, с которыми практически не сталкивались государства Западной Европы. Освоение колонизируемых земель требовало больших усилий и средств. Суровый климат и разнообразие природной среды также отрицательно сказывались на темпах обновления страны. Не последнюю роль в отставании России от европейских стран сыграл более поздний переход к свободному владению землей крестьянами. Крепостничество в России существовало значительно дольше, чем в других странах Европы. Из-за господства крепостного права до 1861 г. большая часть промышленности в России развивалась на основе использования принудительного труда крепостных крестьян на крупных мануфактурах.

В середине XIX в. признаки индустриализации в России становятся заметными: количество промышленных рабочих возрастает со 100 тыс. в начале века до более 590 тыс. человек накануне освобождения крестьян. Общая неэффективность хозяйствования, и в первую очередь понимание Александром II (император в 1855–1881 гг.) того, что военная мощь страны напрямую зависит от развития экономики, заставила власть наконец отменить крепостное право. Его отмена в России произошла примерно через полвека после того, как это сделали большинство европейских стран. По мнению специалистов, эти 50–60 лет и есть минимальная дистанция отставания России от Европы в экономическом развитии на рубеже ХХ в.

Консервация феодальных институтов делала страну неконкурентоспособной в новых исторических условиях. Некоторые влиятельные политические деятели Запада видели в России «угрозу цивилизации» и готовы были всеми средствами способствовать ослаблению ее мощи и влияния.

«Начало эпохи великих реформ». Поражение в Крымской войне (1853–1856 гг.) вполне наглядно показало миру не только серьезное отставание Российской империи от Европы, но и обнажило исчерпание того потенциала, с помощью которого феодально-крепостническая Россия вошла в ряд великих держав. Крымская война подготовила почву для целого ряда реформ, самой значительной из которых была отмена крепостного права. С февраля 1861 г. в России начался период преобразований, получивший позже название эпохи Великих реформ. Подписанный Александром II 19 февраля 1861 г. Манифест об отмене крепостного права навсегда ликвидировал юридическую принадлежность крестьян помещику. Им присваивалось звание свободных сельских обывателей. Крестьяне без выкупа получили личную свободу; право свободно распоряжаться своим имуществом; свободу передвижения и могли отныне вступать в брак без согласия помещика; от своего имени заключать разного рода имущественные и гражданские сделки; открывать торговые и промышленные предприятия; переходить в иные сословия. Тем самым закон открывал определенные возможности для крестьянского предпринимательства, способствовал отходу крестьян на заработки. Закон об отмене крепостного права был результатом компромисса различных сил, по этой причине он не удовлетворил до конца ни одну из заинтересованных сторон. Самодержавная власть, отвечая на вызовы времени, взялась вести страну к капитализму, который ей был глубоко чужд. Поэтому она избрала наиболее медленный путь, сделала максимум уступок помещикам, всегда считавшимся главной опорой царя и самодержавной бюрократии.

www.rulit.me

Новейшая история России с начала XX в и до сегодняшнего дня. Шестаков В.А. 2008

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу и похожие книги в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес», и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Название: Новейшая история России с начала XX в и до сегодняшнего дня.

Автор: Шестаков В.А.2008

   Здесь представлены события отечественной истории с начала XX века и до сегодняшнего дня: великие потрясения Первой мировой войны и революций, становление и развитие советского общества, грозные годы Великой Отечественной войны и эпохи «развитого социализма».Подробно рассмотрены проблемы становления рыночной экономики и российского общества в условиях реформ. Особое внимание уделено первым годам нового века, основным направлениям внутренней и внешней политики Российской Федерации.Эта книга – прекрасное учебное пособие для студентов ВУЗов и широкого круга читателей, интересующихся новейшей историей России.

Новейшая история России с начала XX в и до сегодняшнего дня. Шестаков В.А. 2008

   Особенности развития России в конце XIX – начале ХХ века.  Россия вступила на путь современного индустриального роста на два поколения позже, чем Франция и Германия, на поколение позже, чем Италия, и примерно одновременно с Японией. К концу XIX в. наиболее развитые страны Европы уже заканчивали переход от традиционного, аграрного в своей основе общества к индустриальному, важнейшими составляющими которого являются рыночная экономика, правовое государство и многопартийность. Процесс индустриализации в XIX в. можно считать общеевропейским явлением, в котором были свои лидеры и свои аутсайдеры. Великая французская революция и наполеоновский режим создали условия для быстрого экономического развития в большей части Европы. В Англии, ставшей первой индустриальной державой мира, беспрецедентное ускорение промышленного прогресса началось еще в последние десятилетия XVIII века. К концу Наполеоновских войн Великобритания была уже несомненным мировым промышленным лидером, на долю которого приходилось около четверти совокупного мирового выпуска промышленной продукции. Благодаря своему промышленному лидерству и статусу ведущей морской державы она также завоевала позиции лидера мировой торговли. На долю Великобритании приходилось около трети мировой торговли, что более чем в два раза превосходило долю ее главных соперников. Великобритания сохраняла свое доминирующее положение и в промышленности, и в торговле на протяжении всего XIX в. Хотя во Франции модель индустриализации отличалась от английской, ее результат был также впечатляющим. Французским ученым и изобретателям принадлежало лидерство в ряде отраслей, включая гидроэнергетику (строительство турбин и производство электроэнергии), выплавку стали (открытая домна) и алюминия, автомобилестроение, а в начале ХХ в. – самолетостроение. На рубеже ХХ в. появляются новые лидеры индустриального развития – Соединенные Штаты, а затем и Германия. К началу ХХ в. развитие мировой цивилизации резко ускорилось: достижения науки и техники изменило облик передовых стран Европы и Северной Америки и качество жизни миллионов жителей. Благодаря непрерывному росту производства на душу населения, эти страны достигли беспрецедентного уровня благосостояния. Позитивные демографические изменения (снижение уровня смертности и стабилизация уровня рождаемости) освобождают индустриальные страны от проблем, связанных с перенаселением и установлением заработной платы на минимальном уровне, обеспечивающем лишь существование. Питаемые совершенно новыми, демократическими импульсами, появляются контуры гражданского общества, которые получают общественный простор в последующем ХХ в. Одна из важнейших черт капиталистического развития (которое в науке имеет и другое название – современный экономический рост), начавшегося в первые десятилетия XIX в. в наиболее развитых странах Европы и Америки, – появление новых технологий, использование достижений науки. Этим можно объяснить устойчивый долговременный характер экономического роста. Так, в период между 1820 и 1913 гг. средние темпы роста производительности труда в ведущих европейских странах были в 7 раз выше, чем в предшествующее столетие. За этот же период душевой валовый внутренний продукт (ВВП) в них увеличился более чем втрое, а доля занятых в сельском хозяйстве сократилась на 2/3. Благодаря этому скачку к началу ХХ в. экономическое развитие приобретает новые отличительные черты и новую динамику. Объем мировой торговли вырос в 30 раз, начала формироваться глобальная экономика и глобальная финансовая система.

ОглавлениеРаздел I . Россия в период великих потрясенийГлава 1. Российская империя в конце XIX — начале XX векаГлава 2. Самодержавие и революцияГлава 3. Первая мировая война и крушение императорской РоссииГлава 4. Революция 1917 гГлава 5. Россия, кровью умытаяРаздел II . Становление советского обществаГлава 6. На перепутьеГлава 7. «Страна победившего социализма»Глава 8. В годы войныГлава 9. Возвращение к мирной жизниГлава 10. Последний шанс советской системыГлава 11. Эпоха «развитого социализма»Раздел III . От СССР к современной РоссииГлава 12. Крах Советской властиГлава 13. Россия в условиях системной трансформации

Купить книгу Новейшая история России с начала XX в и до сегодняшнего дня. Шестаков В.А. 2008

Дата публикации: 19.01.2012 12:52 UTC

Теги: учебник по истории :: история :: Шестаков :: история России

Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:

Следующие учебники и книги:

Предыдущие статьи:

nashol.com

История России 11 класс Шестаков

-->

 

 

История России, XX - начало XXI века. 11 класс. Профильный уровень / Шестаков В.А., под ред. Сахарова А.Н. 5-е изд. - М.: 2012. - 400 с.

Учебник 11 класса Шестакова под ред. Сахарова по истории России соответствует ФГОС. Рассчитан на предоставление полноценных знаний по новейшей истории России на профильном уровне. Методаппарат поможет организации    разносторонней деятельности обучаемых. Продолжает  известные учебники 10 класса под ред. Сахарова «История России до конца XVII в.» и «История России. Конец XVII—XIX вв».

-Содержание-

От автора 3Российская империя: …6Становление рыночной экономики 6Российское общество в … модернизации 17Культура России 40Первая российская революция 35Русско-японская война 36Революционные потрясения 43Становление российского парламентаризма 49Первая мировая война 54Россия мировой войне 53Февральская революция 60Октябрьский переворот 65Пролог Гражданской войны 65Большевики берут власть 75Начало революционных преобразований 90Гражданская война 110Становление советской системы 126Начало НЭП 126Эволюция большевистского режима 135Образование СССР 145Советская модель модернизации 156Свёртывание нэпа. 156к диктатуре вождя 165Становление нового механизма 175Советское общество 190Массовый террор 200Вторая мировая война 205Обострение международной обстановки 206Срыв планов молниеноснойвойны 220Решающие битвы 230Навстречу Победе 240СССР послевоенное десятилетие 245Начало «холодной войны» 246Новый стратегический курс 255Ядерный вызов. 260Власть и общество 264Первые попытки либерализации 267Смена власти 267Начало десталинизации 275Экономическое соревнование Западом: 280Противоречия «либерального коммунизма» 285Конец правления Хрущёва 290Стагнация советской системы 294Нарастание консервативных тенденций 295Советское общество 300Развитой социализм: 305Несостоявшаяся разрядка 310Крах коммунистического режима 315Истоки перестройки Горбачёва 315Трудный поворот рынку 325Демонтаж тоталитарных структур 330От внутрисистемных реформ 335Современная Россия 341Становление новой государственности 350Возвращение рынка 360Российское общество 370Новые тенденции 375Заключение 380Словарь 390Рекомендуемая литература 395Интернет-ресурсы 400

История России, XX – нач. XXI в. 11 класс. Профильный уровень. Учебник / Шестаков В. А.; под ред. Сахарова А.Н. 5-е изд. – М., 2012. – 400 с.

Скачать

История России, XX - нач. XXI в. 11 класс. Профильный уровень. Учебник / Шестаков

Размер файла: 97 Мб; Формат: pdf/

Вместе с «История России 11 класс Шестаков» скачивают:

04.07.2016Admin

skachaj24.ru

Шестаков В.. Новейшая история России Шестаков

Шестаков В.Новейшая история России ШестаковЗдесь представлены события отечественной истории с начала XX века и до сегодняшнего дня: великие потрясения Первой мировой войны и революций, становление и развитие советского общества, грозные годы… — АСТ, (формат: Твердая бумажная, 479 стр.) Подробнее...2008196бумажная книга
Шестаков В.А.Новейшая история РоссииЗдесь представлены события отечественной истории с начала XX века и до сегодняшнего дня: великие потрясения Первой мировой войны и революций, становление и развитие советского общества, грозные годы… — АСТ, Учебники по истории Подробнее...2008144бумажная книга
Шестаков В.А.Новейшая история РоссииЭта книга прекрасное учебное пособие для студентов вузов и широкого круга читателей, интересующихся новейшей истисторией России. Здесь представлены события отечественной истории с начала XX века и до… — АСТ, (формат: Твердая бумажная, 479 стр.) Подробнее...209бумажная книга
Сахаров Андрей Николаевич, Боханов Александр Николаевич, Шестаков Владимир АлексеевичНовейшая история России. УчебникУчебник охватывает один из самых драматичных и сложных периодов отечественной истории - от конца XIX до начала XXI века. Авторы на основе последних достижений российской и мировой историографии… — Проспект, Подробнее...2017533бумажная книга
В. А. ШестаковНовейшая история РоссииЗдесь представлены события отечественной истории с начала XX века и до сегодняшнего дня: великие потрясения Первой мировой войны и революций, становление и развитие советского общества, грозные годы… — АСТ, Астрель, ВКТ, ОГИЗ, (формат: 84x108/32, 480 стр.) Подробнее...2008133бумажная книга
Боханов, Александр Николаевич, Сахаров, Андрей Николаевич, Шестаков, Владимир АлексеевичНовейшая история России: учебникУчебник охватывает один из самых драматичных и сложных периодов отечественной истории - от конца XIX до начала XXI века. Авторы на основе последних достижений российской и мировой историографии… — Проспект, (формат: 205.00mm x 140.00mm x 20.00mm, 480 стр.) Подробнее...2017339бумажная книга
А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. ШестаковНовейшая история России. УчебникУчебник охватывает один из самых драматичных и сложных периодов ответственной истории - от конца XIX до начала XXI века. Авторы на основе последних достижений российской и мировой историографии… — Проспект, (формат: 60x90/16, 480 стр.) Подробнее...2016416.7бумажная книга
В. А. ШестаковНовейшая история РоссииЗдесь представлены события отечественной истории с начала XX века и до сегодняшнего дня: великие потрясения Первой мировой войны и революций, становление и развитие советского общества, грозные годы… — АСТ, Астрель, ВКТ, ОГИЗ, (формат: 84x108/32, 480 стр.) Подробнее...2008147бумажная книга
Владимир ШестаковНовейшая история РоссииЭта книга — прекрасное учебное пособие для студентов вузов и широкого круга читателей, интересующихся новейшей историей России. Здесь предс — АСТ, (формат: Твердая бумажная, 479 стр.) Подробнее...2008159бумажная книга
В. А. ШестаковНовейшая история РоссииЗдесь представлены события отечественной истории с начала XX века и до сегодняшнего дня: великие потрясения Первой мировой войны и революций, становление и развитие советского общества, грозные годы… — АСТ, Астрель, ВКТ, (формат: Твердая бумажная, 479 стр.) Подробнее...2008165бумажная книга

dic.academic.ru

читать История России 9 класс Шестаков онлайн

Инфо

Вот и прочти История России 9 класс Шестаков здесь: это интересно:

Категория: Учебники 9 класс

Пасторальный богословия в ЛБА.

Выложи с пасторального богословия были основаны на приобретенном теоретическом и практическом опыте работы в сообществе "Вера и Свет", которая известна своей работой среди лиц с особыми потребностями. Основателем которой является Жан Ванье, родился он в 1929 году в семье генерал? губернатора Канады. Сначала Жан Ванье был морским офицером, а дальше стал профессором философии Торонтского университета. Однако впоследствии он оставляет университетскую карьеру, чтобы основать сообщество "Лярш? Ковчег "(1964) и" Веру и Свет "(1971)? христианские общины для лиц с особыми потребностями и тех, кто хочет разделить с ними свою жизнь. Эти сообщества, как пишет в своей книге "Сообщество местом радости и прощения" Жан Ванье является "образованы вокруг людей инвалидов, помогают нам открыть ценность людей слабых и убогих, их способность открывать наши сердца любви. Эти сообщества принимают людей, принадлежащих к различным религиозным традициям и, следовательно, могут служить орудием единения в странах, где существует еще столько разобщенности ". Координатором работы этого сообщества в Украине господин Олег Романчук. С Его инициативы в Богословской Академии начался курс лекций пасторального богословия, а также в течение предыдущих лет Он был ведущим преподавателем этого предмета. В лекционной программе, основываясь на концепцию сообщества "Вера и Свет" представлял необходимость открытости студентов-богословов на современные проблемы общества, на это указывают темы занятий, как например:

? "Основные психологические препятствия к внутреннему развитию и духовной жизни";

? "Сообщество, как место встречи с Богом, духовности жизни христианской общины";

? "Служение бедным и малым мира сего, как основа христианской жизни";

? "Любовь, как основа христианской жизни".

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН:

Вы прочитали История России 9 класс Шестаков отличной Вам учебы!

newgdz.com


Смотрите также