Программа россии история


Программа дисциплины «История России»

Программа дисциплины «История России» - страница №1/3

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Программа дисциплины «История России» для направления 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Исторический факультет

Программа дисциплины «История России»

для направления 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра

Автор программы:

Ларионова И.Л., к.и.н., доц., [email protected],

Одобрена на заседании кафедры истории идей и методологии исторической науки

Зав. кафедрой И.Н. Данилевский

Рекомендована секций УМС по истории

Председатель Е.Б.Смилянская

Утверждена УС факультета истории

Ученый секретарь О.С. Воскобойников

«__»____________2013 г.

«__»____________2013 г.

«__»____________2013 г.

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки Данная программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» подготовки бакалавра, обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «История России».

Программа разработана в соответствии с:

  • ;
  • Образовательной программой 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра;
  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 230100.62 "Информатика и вычислительная техника", утвержденным в 2012г.
2. Цели освоения дисциплины

Целью дисциплины «История России» является изучение отечественной истории, включенной в понимаемый определенным образом всемирно-исторический процесс, выявление общего и особенного между странами Запада, Востока и Россией.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

основные историософские концепции всемирно-исторического процесса;

ключевые факты отечественной истории;

основные этапы исторического пути России;

основные точки зрения, существующие в историографии по ключевым проблемам отечественной истории.

Уметь:

находить общее и особенное в развитии России, стран Запада и Востока в различные периоды отечественной истории;

выявлять причины, предпосылки, сущность, последствия ключевых событий отечественной истории.

Иметь навыки:

работы с научной литературой по истории

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция Код по ФГОС/ НИУ Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной СК- Б1 Демонстрирует знания, умения и навыки в области анализа исторических процессов. Лекции, реферат, эссе, работа на семинаре, самостоятельная работа, экзамен
Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода) СК-Б6 Владеет навыками работы с научной исторической литературой, поиска нужной информации. Самостоятельная работа, реферат, эссе
Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность СК-Б10 Распознает различные историософские теории, подходы и концепции, существующие в историографии истории России, способен делать собственные аргументированные выводы. Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, реферат, эссе, экзамен
Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе. СЛК –Б6 Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в отечественной истории Лекции, семинарские занятия, реферат, эссе, самостоятельная работа, экзамен
Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации. СЛК –Б9 Имеет представление о различных системах историко-культурных ценностей, осведомлен об исторических ценностях России, понимает значение гуманистических политических ценностей для сохранения и развития цивилизации. Лекции, реферат, эссе, самостоятельная работа, экзамен

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, и согласно утвержденным в 2012 году рабочим учебным планам НИУ ВШЭ входит в базовую часть образовательных программ для направления 230100.62 "Информатика и вычислительная техника".

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

«История России», изучаемая в средней общеобразовательной школе

«Всемирная история», изучаемая в средней общеобразовательной школе.

«Обществознание», изучаемое с средней общеобразовательной школе

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

знание основных событий отечественной истории, ключевых событий всемирной истории, основных понятий, изучаемых в курсе «Обществознание»;

умение аргументировать собственную или разделяемую точку зрения;

владение навыками составления плана и конспекта текста социально-гуманитарного содержания.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

политология;

социология;

философия;

психология и педагогика;

социальная философия/ человек в современном мире.

5. Тематический план учебной дисциплины

Название раздела Всего часов Аудиторные часы Самостоятельная работа
Лекции Семинары Практические занятия
1 История в системе наук. Историческая реальность как объект изучения 10 2 2 6
2 Всемирно-исторический процесс: общая характеристика. Специфика исторического пути России 11 2 2 7
3 Киевская Русь как государство западного типа 9 2 2 5
4 Русские земли в удельный период (XII-XV вв.). Изменение типа исторического развития 9 2 2 5
5 Московское государство в XVI – XVII вв.: особенности политического развития и общественного устройства 11 2 2 7
6 Реформы Петра Великого: начало модернизации и европеизации России 10 2 2 6
7 Судьба петровской модернизации в России (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.) 9 2 2 5
8 Россия в эпоху Великих реформ. 10 2 2 6
9 Социально-экономическая модернизация и реформа политической системы России в конце XIX - начале XX вв. 9 2 2 5
10 Участие России в Первой мировой войне. Революция 1917 года и гражданская война в России 10 2 2 6
11 Развитие Советской России - СССР в 20-30 гг. XX века: от нэпа к сталинской модели государства и общества 9 2 2 5
12 СССР в годы Второй мировой войны. Великая Отечественная война 9 2 2 5
13 Советский Союз в послевоенный период (1945-1985 гг.) 10 2 2 6
14 Холодная война: причины, аспекты, этапы, итоги 9 2 2 5
15 От СССР к России. Российская Федерация в конце XX – начале XXI вв. 9 2 2 5
Всего 144 30 30 84

6. Формы контроля знаний студентов 6.01. Общая информация

Тип контроля
Форма контроля
1 год Параметры
1 2 3 4
Проверка самостоятельной работы студентов Домашние работы * * Недели. См. таблицу 6.02
Объем 500-1000 слов.
Текущий Эссе

Реферат

* * Объем 1000-1500 слов. Срок сдачи: 5-я неделя или раньше

Объем 9000-10000 слов. Срок сдачи: 12-я неделя или раньше.

Итоговый Экзамен * Устный ответ 30 минут.
6.02. Распределение домашних работ по учебным неделям (указаны недели сдачи работ)
Неделя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
* * * *

6.1. Критерии оценки знаний, навыков

Домашние работы представляют собой краткую, в ряде случаев схематическую характеристику исторического процесса или явления, предполагающую осмысление и переструктурирование прочитанной литературы (СК-Б1, СК-Б6).

В процессе написания эссе студент должен дать творческий анализ одной из проблем истории России: аргументированно изложить имеющиеся точки зрения и сделать обоснованный вывод (СК-Б6, СК-Б10, СЛК-Б6). При написании эссе осуществляется поддержка студента преподавателем (при желании студента): консультации, предварительный просмотр черновых вариантов с рекомендациями по доработке. В реферате студент должен показать владение навыками работы с исторической научной литературой, выявлять существующие в науке концепции по изучаемой проблеме, самостоятельно анализировать исторические события, продемонстрировать умение делать промежуточные и итоговые выводы (СК-Б1, СК-Б6, СК-Б10, СЛК–Б6). При написании реферата осуществляется поддержка студента преподавателем (при желании студента): консультации, предварительный просмотр черновых вариантов с рекомендациями по доработке.

На экзамене студент должен показать способность ориентироваться в изученном материале, продемонстрировать знание основных концепций исторической науки, основных фактов и этапов отечественной истории, умение анализировать исторический материал, ориентироваться в различных системах ценностей (СК-Б1, СК-Б10, СЛК –Б6, СЛК –Б9).

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 7. Содержание дисциплины Тема 1. История в системе наук. Историческая реальность как объект изучения.

2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий

История как одна из социально-гуманитарных наук. Объект и предмет исторической науки. Специфика предмета истории по отношению к предметам других наук, изучающих общество. Определение исторической науки.

Критерии, позволяющие отличить научную работу по истории от литературного произведения, летописи, публицистики, от лженаучных концепций.

Понятие исторического источника. Исторический источник как носитель информации. Исторический источник как посредник между исторической реальностью и исследователем. Классификация исторических источников. Критика источников как метод исторической науки.

Методы исторических исследований. Классификация методов. Формы представления результатов в исторической науке. Научно-исторические факты и исторические концепции. Функции исторической науки.

Теория и методология исторической науки, их взаимосвязь. Понятие методологии истории. Роль методологии в историческом исследовании. Основные проблемы методологии истории. Проблема определяющего фактора. Проблема субъекта, структуры и направленности исторического процесса. Проблема общественного прогресса.

Основные подходы к осмыслению всемирной истории. Стадиальный подход (формационная теория К. Маркса, теория модернизации Д. Лернера, У. Ростоу, С. Блека и др., теория постиндустриального общества Д. Белла). Цивилизационный подход (теория множественности независимых цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби, теория двух миров Аристотеля и М. Вебера, концепции типов исторического развития Н.А. Данилевского, Л.И. Семенниковой, Л.С. Васильева). Синтезный подход (концепция чередования лидерства Востока и Запада А.С. Панарина, мир-системный анализ Ф. Броделя и И. Валлерстайна, глобально-стадиальная эстафетная концепция Ю.И. Семенова). Достоинства и недостатки концепций и подходов. Перспективность синтезного подхода к истории.

Вопросы к семинарским занятиям:

  1. Объект и предмет истории. Проблема исторического факта
  2. Проблема определяющего фактора в истории
  3. Стадиальный подход к истории (формационная теория, теория модернизации, теория постиндустриального общества)
  4. Цивилизационный подход к истории (теория множественности независимых цивилизаций, теория двух миров, концепции типов исторического развития)
  5. Синтезный подход к истории (мир-системный анализ, концепция чередования лидерства Востока и запада, концепция Ю.И. Семенова)

Самостоятельная работа студента (6 часов): чтение учебной и научной литературы по теме, выбор темы эссе Литература:

Основная:

  1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: КДУ,2009. С.5-28.
  2. Валлерстайн И. Политические дилеммы на рубеже веков. М.: Весь мир, 1996. С.27-40
  3. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории / Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. М.: РГГУ, 1998.
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч. 2-е изд. Т.13. С.7.
  5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю. Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России. М.: Простор, 2002. С.3-6.
  6. Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XX веке. М.:Логос, 1998. С.386-388.
  7. Семенов В.И. Философия истоРИИ. М.: Современные тетради, 2003. С.250-258, 425-508, 333-424.
  8. Уколова В.И. историк в поисках ответа на вызов// Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Арис-Пресс, 2004. С.5-17.
Дополнительная :
  1. Блок М. Апология истории. М., 1973.
  2. Данилевский Россия и Европа. М.: Книга, 1991
  3. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Айрис-Пресс, 2004. С.18-112.
  4. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.
  5. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.
  6. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогрнозы. М.: Наукуа, 1999. С.230-241.

Тема 2. Всемирно-исторический процесс: общая характеристика. Специфика исторического пути России

2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий

Проблема макроструктуры человечества. Понятие цивилизации и его аспекты. Понятие локальной цивилизации. Основные локальные цивилизации. Типы исторического развития и цивилизации, для которых эти типы развития характерны. Развитие в рамках годового цикла (сообщества, не достигшие стадии цивилизации), восточный тип развития (исторические древневосточные цивилизации, конфуцианская, индо-буддийская, исламская), западный тип развития (западная цивилизация и историческая древнерусская), смешанный тип развития (историческая византийская цивилизация, российская, латиноамериканская, центральноафриканская).

Проблема периодизации всемирной истории. Критерии периодизации и границы периодов. Краткая характеристика основных периодов истории человечества, учитывающая возникновения локальных цивилизаций и типов исторического развития. Первобытное общество (40 тыс. лет назад – 4-3 тыс. до н.э.). Древний Мир (4-3 тыс до н.э. – 5 в. н.э.). Средние Века (5-15 вв). Новое Время (16 – 60-е гг. XX вв.). Новейшее Время ( с 60- 70 гг. XX в.).

Проблема места России в мире. Причины существования проблемы. Основные подходы к решению проблемы. Россия – общество западного типа (западники, российские либералы, советская историография, Ю.В. Яковец и др.). Россия – общество восточного типа (К. Витфогель). Россия – самобытное общество (Филофей, славянофилы, евразийцы, Л.В. Милов, А.С. Панарин, Д.Е. Сорокин и др.). Россия – искусственное объединение различных цивилизаций (А.С. Ахиезер, Л.И. Семенникова и др.). Аргументы «за» и «против» обозначенных подходов. Идентификация России как самобытного общества, самостоятельной пограничной цивилизации, относящейся к смешанному типу исторического развития (наложение восточного влияния на изначальный западный тип).

Возникновение и развитие исторической науки в России. Изучение отечественной истории в Российской империи, крупнейшие историки и их концепции исторического пути России. Историческая наука в СССР и ее особенности. Историческая наука в современной России: характерные черты. Ключевые проблемы отечественной истории. Вопросы к семинарским занятиям:

  1. Понятие цивилизации и его аспекты. Основные локальные цивилизации
  2. Понятие типа исторического развития. Сравнительная характеристика четырех типов исторического развития
  3. Проблема места России в мире: основные подходы и концепции
  4. Факторы, определяющие специфику исторического пути России, и их основные следствия. Целесообразность учета особенностей российской цивилизации в ходе разработки инженерных проектов
  5. Отечественная историография истории России: характеристика основных периодов (дореволюционная, советская, современная историография)

Примерные темы домашних работ

  1. Основные способы интерпретации всемирной истории: подходы и концепции. Начертить схему.
  2. Проблема историко-культурной идентичности России: варианты решения Начертить схему.

Самостоятельная работа студента (7 часов): написание домашней работы, чтение учебной и научной литературы по теме, работа над эссе эссе Литература:

Основная:

  1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: КДУ,2009. С.12-28; 33-38.
  2. Васильев Л.С. История Востока. М.: Высшая школа, 2005. Т.1. С.16-19.
  3. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998. С.532-566.
  4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю. Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России. М.: Простор, 2002. С.7-15 (проблемы историографии отечественной истории).
Дополнительная :
  1. Семенникова Л.И. Концепт цивилизации в современной историографической ситуации в России//История России. Теоретические проблемы. М., 2002.С.28-45.
  2. Семенов Ю. И. Философия истории. М., 2003. С 89-269.
  3. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия /сост. Ерасов Б.С. М., 1998 (гл. 1-5, 15,17
  4. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.

следующая страница >>

davaiknam.ru

Телеканал "История" / Смотреть онлайн / Russia.tv

Телеканал "История" дополняет познавательную линейку телеканалов "Цифрового телевидения", куда уже входят российские телехиты "Моя Планета" и "Наука 2.0". С появлением телеканала "История" познавательный пакет ЦТ удовлетворит все интересы зрителей в области путешествий, познания, науки, технологий, истории, фактов и судеб. Высокое качество программ, большой объем контента собственного производства, межпрограммные форматы и оформление телеканала обеспечит новому продукту ЦТ признание зрителей и высокую популярность.

Телеканал "История" берется доказать: история - это ярко, интересно, интригующе и познавательно.

Философия телеканала "История" - это самый широкий взгляд на эволюцию человечества: от древнейших цивилизаций и великих открытий прошлого до величайших загадок и тайн настоящего, а также великие войны и победы, великие люди, великая любовь и предательство – все то, что делает историю интересной и увлекательной. Программное наполнение телеканала состоит из продуктов собственного производства и лучших зарубежных форматов крупнейших мировых студий.

"Символы России" – цикл о достижениях, символах и именах России, признанных и известных во всем мире: матрешка, спутник, автомат Калашникова, русская икра, Большой театр, Гагарин, КГБ, истребители МиГ и многое другое.

"История России в орденах" – цикл расскажет обо всех наградах, которые когда-либо были в истории нашего Отечества: от Московского княжества, Российской империи и СССР до нынешней Российской Федерации.

"История 100 великих сражений", "100 великих полководцев мира", "История оружия" - в этих циклах зритель проследит всю военную историю человечества от древнейших времен до сегодняшнего дня.

"История СССР. Как это было" - цикл о важнейших событиях и именах советского периода российской истории.

"Музейные тайны" – проект, благодаря которому зритель побывает во всех крупнейших и самых знаменитых музеях нашей планеты.

Программа "Русский мир" - о вкладе наших соотечественников в культуру и историю, "История Большой игры" - о тайнах важнейших исторических событий XIX - XX веков и другие.

Главный редактор: Алексей ДенисовГлавный режиссер: Дмитрий ГрачевДиректор дирекции цифрового телевидения ВГТРК: Игорь Шестаков

russia.tv

Игра “История России”: полезное приложение для студентов

Подробности Категория: Обучение Опубликовано: 28.11.2016 12:50 Автор: Евгений

Коротко о приложении "История России: Игра"

Мне посчастливилось попасть в ряды студентов высших учебных заведений, и в первом же семестре мне выпал экзамен по истории России. Разбирая приложение, которое сегодня попало к нам на обзор, я пожалел, что его у меня не было раньше. Почему – сегодня и попытаюсь рассказать.

Интерфейс

В Google Play в названии программы фигурирует слово “игра”. По-настоящему назвать это игрой у меня язык не поворачивается. Есть игровой элемент, связанный с использованием монеток (получить их можно при переходе по внутренним ссылкам). Но, по сути дела, это приложение. Интересное, увлекательное, я бы даже сказал вполне полезное. 

Периоды и основная информация

Интерфейс программы довольно типичен для большинства приложений, выпущенных для ОС Android. Свайпом слева направо можно вытянуть шторку меню. Там обнаружим следующие категории: периоды, новые статьи, открытые статьи, выполненные статьи, монеты. Все это непосредственно касается использования. Ну а ниже есть справка для тех, кто не знает, с чего начать. Так, в целом, ничего не настраивается, цветовая схема не меняется.

Периоды

Информация о правителях

Думаю, что это грамотный подход – разбить всю историю России на несколько временных диапазонов. Это вам и Киевская Русь, если угодно, и удельная Русь, и Русское царство, и Российская Империя, и Российская Республика, и СССР. Даже период гражданской войны присутствует. Пользователю приложение изначально советует начинать изучение с самого первого периода. Что я и сделал.

Хороший разработчик и рассказы интересные

Внутри каждого периода выделены основные темы. Например, для Киевской Руси это такие события, как первичное образование государства, княжение Олега, Игоря, Ольги, Святослава, а также междоусобица. В ходе чтения основной статьи пользователь найдет ответвления, которые представлены внутренними ссылками. Что-то вроде принципа, заложенного в Википедию. Это может быть информация о правителях или событиях.

Итоговое тестирование

После изучения всех материалов можно приступить к тестированию. В тесте будут содержаться наиболее важные контрольные вопросы по пройденной теме. Правильные ответы подсвечиваются зеленым цветом, неверные – красным. Ведется учет количества ошибок. А пользователь за прохождение теста получает монетки, которые потом сможет потратить, чтобы разблокировать разделы раньше времени.

Заключение

Мне приложение “История России: Игра” понравилось. Информация подается не так развернуто, как во всевозможных учебниках, но в этом есть своя прелесть: голова не будет забита лишней информацией. Только самое необходимое. Вот, что я называю рационализмом. Уверен, что большинству студентов (а учеников общеобразовательных школ так и подавно) этого хватит с головой. Недовольными останутся историки, но они должны понимать, что их уровень абсолютно другой.

Чего не хватает? Я бы посоветовал разработчику отойти от концепции минимализма и добавить ну хоть какие-нибудь анимации в переходах. А то выглядит все это дело не очень-то весело и красиво.  Зато то, что в текстах приводятся иллюстрации и картинки, меня порадовало. Неплохое украшение, с которым информация запоминается гораздо лучше, нежели обычно.

Скачать "История России: Игра" можно отсюда.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

android4all.ru


Смотрите также