Древняя российская история: этапы развития, древние города, описание. Древняя россия история


этапы развития, древние города, описание

Первым крупным трудом по древней российской истории является книга знаменитого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. В своем труде, который ученый составлял с 1751 по 1758 год, Ломоносов выделил две части: Россия до Рюрика и российские князья, которые находились на престоле с 862 по 1054 год. Эта работа Ломоносова была переведена на немецкий и французский языки.

Михаил Васильевич Ломоносов

Памятник Ломоносову

М. В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Жажда к получению знаний заставила его в 19 лет покинуть свою деревню вместе с караваном купцов, который направлялся в Москву. Развитая способность от природы учиться позволила Ломоносову закончить славянскую греко-латинскую академию в Москве, а затем продолжить свое обучение в санкт-петербургской академии наук, а также в учебных заведениях Германии.

В итоге М. В. Ломоносов стал знаменитым ученым, философом, физиком, химиком, математиком, географом, писателем и полиглотом. Он стал основателем Российской Академии Наук, в 1755 году он основал первый российский университет, который в настоящее время носит его имя. В 1751 году ученый получил задание от императрицы Екатерины Второй написать древнюю российскую историю. Помимо истории, он является автором "Риторики" (1748 год) и первой "Грамматики русской" (1755 год).

Предпосылки для написания "Древней российской истории"

До середины XVIII века Российская империя не имела единого труда по своей истории. Существовала "Летопись временных лет" Нестора, Киевский Синопсис середины XVII века, который представлял краткие очерки об истории Руси первого тысячелетия нашей эры, а также некоторые другие очерки. В первой половине XVIII столетия сразу несколько ученых начинают заниматься составлением единой истории государства российского с древних времен.

В первую очередь следует отметить записки Байера и Миллера. Оба ученых являются немцами по происхождению. Незнание русского языка привело к их ограниченным взглядам на историю Руси, поскольку их труды основаны только на иностранных источниках. В итоге исторические записки этих ученых привели к возникновению сильной критики, по причине того, что они не смогли должным образом прославить русский народ и его богатую историю.

Начинал писать в 1730-е годы историю российскую с древнейших времен и Татищев Василий Никитич, тайный советник императрицы и астраханский губернатор. Однако его работа была закончена и напечатана только в 1769-1784 годах.

Екатерина Вторая

Отсутствие единой истории Руси и критика иностранных рукописей по этой тематики заставили Екатерину Вторую поручить написание этого труда русскому ученому, которым стал Ломоносов.

Исторический труд Ломоносова

В 1751 году ученый приступил к выполнению порученного императрицей дела. Он в течение нескольких лет изучал источники Древней Руси, привлекал материалы греческих и византийских авторов, проработал труды Байера и Миллера, общался с Татищевым и ознакомился с его историей и источниками, которые Татищев использовал при ее написании. То есть Ломоносов как автор "Древней российской истории" подошел к ее написанию комплексно, учитывая различные точки зрения. Знание порядка 10 иностранных языков оказало огромную помощь ученому в его работе.

В итоге спустя 7 лет после начала работы, в 1758 году, первый том был завершен, а в 1759 году он начал печататься. Однако рукопись была отозвана из печати самим автором для доработки замечаний и изысканий и передана снова в печать лишь спустя 4 года. Тем не менее при печати рукописи многие из этих изысканий были утеряны.

Ученый планировал продолжить дальше свою работу, поскольку первый том описывал историю древнероссийского государства до 1054 года, но смерть Ломоносова 15 апреля 1765-го нарушила эти планы.

Общее описание "Истории" Ломоносова

Стиль, с помощью которого Ломоносов описывает исторические события, является художественным, а не научным, поскольку в середине XVII века в России ценились именно произведения, написанные красноречивым языком. В цивилизованной Европе, в свою очередь, в это время начинают предъявляться уже другие требования к стилю изложения исторических фактов: приветствуется не красота речи, а точность фактов и их подтверждение соответствующими документальными источниками.

Том "Древней российской истории" Ломоносова Михаила Васильевича состоит из двух частей, которые изложены на 140 страницах печатного текста:

  1. Россия до восшествия на престол Рюрика ("О России прежде Рюрика").
  2. Россия в первые два столетия с начала установления династии Рюриковичей ("От начала княжения Рюрикова до кончины Ярослава Первого").

Первая часть посвящена самобытности руссов и славянского народа и независимому от других европейских народов его развитию. Вторая часть описывает подробно 8 первых российских князей, которые ведут происхождение из варяг-россов. Отдельная глава второй части посвящена вопросу крещения Руси при князе Владимире.

Происхождение российского народа

Пример славянского корабля

Ломоносов "Древнюю российскую историю" начинает с повествования о происхождении русского народа. Автор говорит, что он вытекает из слияния славян и чуди. Причем роль славян в его формировании является определяющей, поскольку русский язык от древнеславянского несильно отличается. Что касается чуди, то многие города во времена Ломоносова сохранили чудские названия.

Сам славянский народ автор восхваляет, описывает его сильным в военном и экономическом плане уже в VI веке нашей эры, приводит многообразие славянских племен, в состав которых входили новгородские славяне, древляне, поляне, полочане, кривичи и другие. Эти племена часто вели военные действия с датчанами на севере и с греками на юге.

Крупными процветающими городами славян были Ладога, Новгород, Киев, Смоленск, которые вели торговлю в двух основных направлениях:

  1. Через Днепр в Черное море.
  2. Через Неву в Варяжское море.

Описание славян

Согласно историческим источникам книга древней российской истории описывает славян следующим образом: это были высокорослые люди, волосы которых были не черные и не белые, а русые. В военные походы они ходили пешими, в сражениях использовали щит и копье, брони и лат не носили. Уклад жизни древних славян был весьма простой, они жили в хижинах, почитали идолов богов, главным образом бога грома. Также поклонялись другим природным объектам: деревьям, рекам. Приносили жертвы богам, чтобы их задобрить перед военными походами.

Сражение между византийцем и славянином

Описание варягов

История российская от древнейших времен описывает варягов не только, как шведов, но также англов, норвежцев, датчан, варягов-россов и других племен. То есть "История" Ломоносова говорит о том, что варяги представляли собой совокупность северных племен, которые занимались морским и сухопутным разбоем. Именно последний факт объединяет всех варягов.

Варяги описываются как славные войны, которые участвовали в походах речными и сухопутными путями на юг до самого Средиземного моря и Африканского континента. При этом предводителями в таких походах часто выступали представители славянских племен.

Варяги-россы и новгородское княжество

В 862 году новгородские славяне позвали к себе княжить Рюрика, который происходил из рода варягов-россов. Этот род относился к славянским племенам. В "Древней российской истории" Ломоносов пишет, что варяги-россы являются племенами, из которых вытекают пруссы. Автор полагает, приводя ряд доказательств, что название племен пруссов, а также их обычаи произошли от варягов-россов.

До середины IX века славянские племена жили рассеянно, городов у них было мало, и они сами считали себя свободными людьми, хотя нужно сказать, что дань варягам новгородские славяне и хазарам киевские поляне платили. Призвание Рюрика с его братьями на княжение в Новгород было обусловлено существованием постоянных распрей и кровопролитных споров между знатными дворами Новгорода, для прекращения которых нужен был единый князь. Ломоносов отмечает, что Рюрик происходил не от северных варягов Швеции и Дании, поскольку большое расстояние и разность в языке и обычаях не позволяла это сделать, а из варягов-россов и, скорее всего, имел римские корни.

Первые князья российские

В своем труде Ломоносов пишет, что Рюрик пришел княжить к северным славянам с двумя своими братьями: Синеусом и Трувором, первый осел в Белом Озере, а второй в Изборске. Сам же Рюрик княжил в Ладоге, а затем перебрался в Новгород.

С начала своего княжения Рюрик стремится воссоединить славянские племена россов, чуди и другие в одно княжество. В связи с этим он посадил своих наместников во многих русских городах, включая Полоцк, Ростов и Муром.

Что касается Киева, то в него княжить были посланы Рюриком Аскольд и Дир - два боярина знатного варяжского рода. Утвердившись на киевском престоле, Аскольд и Дир предприняли первый поход против Царьграда, однако поход закончился неудачно ввиду неблагоприятных погодных условий, как описывает автор во второй части свой книги.

Княжение Олега, Игоря и его супруги Ольги

После смерти Рюрика "Древняя российская история" Ломоносова повествует о том, что в Новгороде стал княжить его сын-младенец Игорь и его родственник Олег. Эти князья продолжили дело Рюрика о воссоединении в одно княжество всех славянских племен. После убийства Аскольда и Дира в Киеве стал княжить Олег. Новый князь сразу начинает обширную кампанию завоеваний против кривичей, любчан, радимичей, полян, древлян и некоторых других народов, облагая каждый из них данью.

Олег прославился тем, что смог установить мирное соглашение с греческими царями, которого он добился после того, как собрал огромное войско и подступил к стенам Царьграда.

Осада Константинополя

Игорь продолжил завоевания Олега, укрепил мир с греками, а также с печенегами, которые впервые пришли на славянские земли. Погиб Игорь в сражении с древлянами, к которым он отправился за сбором дани с небольшим войском.

После смерти мужа Ольги, Игоря, древляне решили использовать слабость Киева и посадить на его престол своих князей. Однако им это сделать не удалось из-за хитрости Ольги. Которая, поклявшись отомстить за смерть Игоря, смогла сжечь главный город древлян, привязав к голубям древлян зажженные фитили, а сам народ обложить тяжелой данью.

Княжение Святослава и междоусобные войны его сыновей

Святослав против печенегов

Сын Ольги, Святослав, знаменит своими военными походами, как повествует "Древняя российская история". Он даже спал в седле и был искусным и храбрым воином. Прославился он своей войной с греками в окрестностях Переяславца, куда Святослав перенес столицу своего княжества. Погиб Святослав от того, что, возвращаясь с одного из своих военных походов, он попал в засаду к печенегам.

Святослав оставил после себя трех сыновей: Ярополка в Киеве, Олега в древлянской земле и Владимира в Новгороде. После смерти Святослава начинаются междоусобные войны братьев, победителем в которых вышел младший брат - Владимир.

Княжение Владимира

Развалины старой церкви

В X веке Российское государство оставалось языческим. В различных славянских племенах поклонялись тем или иным богам, которые отождествлялись с силами природы. В истории древнероссийского государства Ломоносов отмечает сходство славянских Богов с пантеоном греческих и римских Богов.

Идолопоклонничество приводило к постоянным распрям между различными славянскими племенами, поэтому Владимир решил ввести единую веру на всей территории российского государства. После того как князь послушал об обычаях различных религиозных учениях, он остановил свой выбор на христианской православной вере, в которую уже была обращена его бабушка Ольга.

Немецкая критика труда Ломоносова

Прерывается "Древняя российская история" Ломоносова на княжении Ярослава первого. Труд был переведен сначала на немецкий, а затем на французский языки. Немецкие ученые того времени во главе со Шлецером подвергли этот труд жесткой критике, Ломоносова называли вредителем российской истории, поскольку он многие факты приводил от себя, не ссылаясь на проверенные источники. Кроме того, художественный стиль изложения книги уже не использовался в то время в Германии для повествования об исторических фактах. О самом Ломоносове отзывались в немецких кругах как о человеке отсталом, который описывает события так, как это делали в Германии 200 лет назад.

Во Франции книга не вызвала такой ажиотаж, как в Германии, и в настоящее время не найдены отзывы французских ученых об этом труде.

fb.ru

Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года Ломоносов читать, Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года Ломоносов читать бесплатно, Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года Ломоносов читать онлайн

Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года. Михаил Васильевич Ломоносов ВСТУПЛЕНИЕ. Народ российский от времен, глубокою древностию сокровенных, до нынешнего веку толь многие видел в счастии своем перемены, что ежели кто междоусобные и отвне нанесенные войны рассудит, в великое удивление придет, что по толь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и славы достигнул. Извне угры, печенеги, половцы, татарские орды, поляки, шведы, турки, извнутрь домашние несогласия не могли так утомить России, чтобы сил своих не возобновила. Каждому несчастию последовало благополучие большее прежнего, каждому упадку высшее восстановление; и к ободрению утомленного народа некоторым Божественным Промыслом воздвигнуты были бодрые государи. Толикие перемены в деяниях российских: соединение разных племен под самодержавством первых князей варяжских, внутренние потом несогласия, ослабившие наше отечество, наконец, новое совокупление под единоначальство и приобщение сильных народов на востоке и на западе рассуждая, порядок оных подобен течению великия реки представляю, которая, от источников своих по широким полям распростираясь, иногда в малые потоки разделяется и между многими островами теряет глубину и стремление; но, паки соединясь в одни береги, вящую быстрину и великость приобретает; потом присовокупив в себя иные великие от сторон реки, чем далее протекает, тем обильнейшими водами разливается и течением умножает свои силы. Возрастая до толикого величества Россия и восходя чрез сильные и многообразные препятства, коль многие деяния и приключения дать могла писателям, о том удобно рассудить можно. Из великого их множества немало по общей судьбине во мраке забвения покрыто. Однако, противу мнения и чаяния многих, толь довольно предки наши оставили на память, что, применясь к летописателям других народов, на своих жаловаться не найдем причины. Немало имеем свидетельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели. Инако рассуждать принуждены будут, снесши своих и наших предков и сличив происхождение, поступки, обычаи и склонности народов между собою. Большая одних древность не отъемлет славы у других, которых имя позже в свете распространилось. Деяния древних греков не помрачают римских, как римские не могут унизить тех, которые по долгом времени приняли начало своея славы. Начинаются народы, когда другие рассыпаются: одного разрушение дает происхождение другому. Не время, но великие дела приносят преимущество. Посему всяк, кто увидит в российских преданиях равные дела и героев, греческим и римским подобных, унижать нас пред оными причины иметь не будет, но только вину полагать должен на бывший наш недостаток в искусстве, каковым греческие и латинские писатели своих героев в полной славе предали вечности. Сие уравнение предлагаю по причине некоторого общего подобия в порядке деяний российских с римскими, где нахожу владение первых королей, соответствующее числом лет и государей самодержавству первых самовластных великих князей российских; гражданское в Риме правление подобно разделению нашему на разные княжения и на вольные городы, некоторым образом гражданскую власть составляющему; потом единоначальство кесарей представляю согласным самодержавству государей московских. Одно примечаю несходство, что Римское государство гражданским владением возвысилось, самодержавством пришло в упадок. Напротив того, разномысленною вольностию Россия едва не дошла до крайнего разрушения; самодержавством как сначала усилилась, так и после несчастливых времен умножилась, укрепилась, прославилась. Благонадежное имеем уверение о благосостоянии нашего отечества, видя в единоначальном владении залог нашего блаженства, доказанного толь многими и толь великими примерами. Едино сие рассуждение довольно являет, коль полезные к сохранению целости государств правила из примеров, историею преданных, изыскать можно. Велико есть дело смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел должную славу и, пренося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила. Мрамор и металл, коими вид и дела великих людей изображенные всенародно возвышаются, стоят на одном месте неподвижно и ветхостию разрушаются. История, повсюду распростираясь и обращаясь в руках человеческого рода, стихии строгость и грызение древности презирает. Наконец, она дает государям примеры правления, подданным - повиновения, воинам - мужества, судиям - правосудия, младым - старых разум, престарелым - сугубую твердость в советах, каждому незлобивое увеселение, с несказанною пользою соединенное. Когда вымышленные повествования производят движения в сердцах человеческих, то правдивая ли история побуждать к похвальным делам не имеет силы, особливо ж та, которая изображает дела праотцев наших? Предпринимая тех описание, твердо намеряюсь держаться истины и употреблять на то целую сил возможность. Великостию сего дела закрыться должно все, что разум от правды отвратить может. Обстоятельства, до особенных людей надлежащие, не должны здесь ожидать похлебства, где весь разум повинен внимать и наблюдать праведную славу целого отечества: дабы пропущением надлежащия похвалы - негодования, приписанием ложныя - презрения не произвести в благорассудном и справедливом читателе. ЧАСТЬ I О РОССИИ ПРЕЖДЕ РУРИКА Глава 1. О СТАРОБЫТНЫХ В РОССИИ ЖИТЕЛЯХ И О ПРОИСХОЖДЕНИИ РОССИЙСКОГО НАРОДА ВООБЩЕ Старобытные в России обитатели, славяне и чудь, по преданиям достоверных наших летописателей известны.[1] Древние внешние авторы скифов и сармат, на разные поколения разделенных, под разными именованиями в ней полагают.[2] Обои народы одержали великое участие в обширном сем земель пространстве. Славенское владение возросло с течением времени. Многие области, которые в самодержавство первых князей российских чудским народом обитаемы были, после славянами наполнились. Чуди часть с ними соединилась, часть, уступив место, уклонилась далее к северу и востоку. Показывают сие некоторые остатки чудской породы, которые по словесным преданиям от славенского поколения отличаются, забыв употребление своего языка. От сего не токмо многих сел, но рек и городов и целых областей чудские имена в России, особливо в восточных и северных краях, поныне остались. Немалое число чудских слов в нашем языке обще употребляется. Соединение двух сих народов подтверждается согласием в избрании на общее владение князей варяжских, которые с р?ды своими и со множеством подданных к славянам и чуди преселились и, соединив их, утвердили самодержавство. В составлении российского народа преимущество славян весьма явствует, ибо язык наш, от славенского происшедший, немного от него отменился и по толь великому областей пространству малые различия имеет в наречиях. Сих народов, положивших по разной мере участие свое в составлении россиян, должно приобрести обстоятельное по-возможности знание, дабы уведать оных древность и сколь много их дела до наших предков и до нас касаются. Рассуждая о разных племенах, составивших Россию, никто не может почесть ей в уничижение. Ибо ни о едином языке утвердить невозможно, чтобы он с начала стоял сам собою без всякого примешения. Большую часть оных видим военными неспокойствами, преселениями и странствованиями, в таком между собою сплетении, что рассмотреть почти невозможно, коему народу дать вящее преимущество. Глава 2. О ВЕЛИЧЕСТВЕ И ПОКОЛЕНИЯХ СЛАВЕНСКОГО НАРОДА Множество разных земель славенского племени есть неложное доказательство величества и древности. Одна Россия, главнейшее оного поколение, довольна, к сравнению с каждым иным европейским народом. Но представив с нею Польшу, Богемию, вендов, Моравию, сверх сих Болгарию, Сербию, Далмацию, Македонию и другие, около Дуная славянами обитаемые земли, потом к южным берегам Варяжского моря склоняющиеся области, то есть курландцев, жмудь, литву, остатки старых пруссов и мекленбургских вендов, которые все славенского племени, хотя много отмен в языках имеют, наконец, распростершиеся далече на восток, славено-российским народом покоренные царства и владетельства рассуждая, не токмо по большей половине Европы, но и по знатной части Азии распространенных славян видим. Таковое множество и могущество славенского народа уже во дни первых князей российских известно из Нестора и из других наших и иностранных писателей.[3] Ибо в России славяне новогородские, поляне на Днепре, по горам Киевским, древляне в Червонной России, между Днепром и Припятью, полочане на Двине, северяне по Десне, по Семи и по Суле, дулебы и бужане по Бугу; кривичи около Смоленска, волынцы в Волыни, дреговичи[4] меж Припятью и Двиною, радимичи на Соже, вятичи на Оке и другие поколения, по разным местам обитая и соединяясь с варягами-россами, пресильные войны подымали против греков. Вне России ляхи по Висле, чехи по вершинам Албы, болгары, сербы и моравляне около Дуная имели своих королей и владетелей, храбрыми делами знатных. По южным берегам Варяжского моря живших славян частые и кровавые войны с северными, а особливо с датскими королями, весьма славны.[5] Множество и величество городов хотя тогда не таково было, как ныне, однако же весьма знатно. В российских пределах великий Новград, Ладога, Смоленск, Киев, Полотск паче прочих процветали силою и купечеством, которое из Днепра по Черному морю, из Южной Двины и из Невы по Варяжскому в дальные государства простиралось и состояло в товарах. разного рода и цены великой. Меж другими славенскими селениями оставил по себе с развалинами великую славу пребогатый купеческий город и пристань Виннета при устьях реки Одры; разорен около помянутых времен от датчан. Сравнив тогдашнее состояние могущества и величества славенского с нынешним, едва чувствительное нахожу в нем приращение. Чрез покорение западных и южных славян в подданство чужой власти и приведение в магометанство едва ли не последовал бы знатный урон сего племе ни перед прежним, если бы приращенное могущество России с другой стороны оного умаления с избытком не наполнило. Того ради без сомнения заключить можно, что величество славенских народов, вообще считая, стоит близ тысячи лет почти на одной мере. Но то же еще усматриваю много далее в древности.[6] В начале шестого столетия по Христе славенское имя весьма прославилось; и могущество сего народа не токмо во Фракии, в Македонии, в Истрии и в Далмации было страшно, но и к разрушению Римской империи способствовало весьма много. Венды и анты, соединяясь со сродными себе славянами, умножали их силу. Единоплеменство сих народов не токмо нынешнее сходство в языках показывает, но и за тысячу двести лет засвидетельствовал Иорнанд,[7] оставив известие, что „от начала реки Вислы к северу по безмерному пространству обитают многолюдные вендские народы, которых имена хотя для разных поколений и мест суть отменны, однако обще славяне и анты называются”. Присовокупляет еще, что от Вислы простираются до Дуная и до Черного моря. Прежде Иорнанда Птоломей[8] во втором столетии по Христе полагает вендов около всего Вендского по ним проименованного залива, то есть около Финского и Курландского. Сей автор притом оставил в память, что Сармацию одержали превеликие вендские народы. И Плиний[9] также свидетельствует, что в его время около Вислы обитали венды и сарматы. Итак, хотя Тацит[10] сомневался о вендах, к сарматам ли их, или к германцам причислить, к чему подали ему повод жившие тогда

lomonosov.filosoff.org

Древняя Русь | ИСТОРИЯ РОССИИ вики

Древнерусское государствоRus-1015-1113

Основная статья: Древнерусское государство

Традиционно основание Древнерусского государства связывают с призванием князя Рюрика в 862 году на княжение восточнославянским племенным союзом словен. Государство Рюрика включало в себя территории южного Приладожья (Старая Ладога, Великий Новгород) и верхней Волги (Белоозеро, Ростов). Население составляли славяне (словене и кривичи), финно-угорские племена (весь, меря, чудь), военную аристократию составляли варяги. Преемник Рюрика — Вещий Олег — присоединил к своим владениям южный центр восточных славян, сделав в 882 году главный город полян — Киев своей столицей. В историографии объединение северного и южного центров под властью Рюриковичей рассматривается как окончание процесса формирования Древнерусского государства.  Расширение государства на юг привело к столкновению с могущественной Хазарией, центр которой располагался на нижней Волге. Князь Святослав нанёс хазарам сокрушительный удар в 965 году. Его мать княгиня Ольга в частном порядке приняла христианство, а её внук Владимир окончательно закрепил христианство на Руси в 988 году. Сыном и преемником Владимира I Ярославом Мудрым была издана «Русская правда», представлявшая собой свод гражданского и уголовного права. Правящий класс древней России представляло боярство во главе с князьями, трудовой народ составляли свободные крестьяне-общинники.  Действовавший порядок наследования (лествичное право), по которому все сыновья обладали правом наследования отцовского стола, с одной стороны, сдерживал территориальное дробление, но с другой, делал достаточно широким круг претендентов, которые ожесточённо боролись между собой. Своеобразным «антигероем» той эпохи стал князь Святополк Окаянный, от рук убийц которого в 1015 году погибли причисленные позже к лику святых братья Борис и Глеб. В 1054 году Ярослав Мудрый передал власть троим старшим сыновьям, правление которых получило в историографии название «триумвирата Ярославичей», а в 1097 году его внуки для прекращения усобиц пошли на признание друг друга наследниками владений своих отцов. После смерти Мстислава Великого (1132) процесс распада государства стал необратимым.

Русские земли в период раздробленностиBlessing Dmitry Ivanovich (Novoskoltsev)

Основная статья: Русские княжества

Крупнейшими русскими землями стали Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Новгородская земля, Полоцкое княжество, Рязанское, Смоленское и Черниговское княжество. Главной особенностью Новгородской земли был республиканский строй, при которой вече во главе с боярством назначало посадников, приглашало и изгоняло князей. Во Владимиро-Суздальском княжестве утвердилась сильная великокняжеская власть. Галицко-Волынское княжество, включившее в себя земли Прикарпатья и Волыни, отличалось мощной земельной аристократией. Междоусобная борьба осложнялась половецкими набегами из причерноморских степей.  Киев стремительно терял свое влияние. Когда владимирский князь Андрей Боголюбский приступом взял древнерусскую столицу в 1169 году, то он не сделал Киев своей резиденцией. Когда в 1240 году монгольская армия осадила Киев, то обороной руководил галицкий тысяцкий Дмитр. Монгольское нашествие хана Батыя (1237—1240) фактически поставило точку в истории Киевской Руси. Русские войска потерпели ряд поражений (особенно тяжёлое на реке Сити (1238)), многие русские города подверглись разорению. Владимиро-Суздальское княжество предпочло в 1243 году вассальное подчинение выделившейся из Монгольской империи Золотой Орде.  С 1263 года в Московском княжестве (одном из уделов Владимирского) правил сын Александра Невского Даниил Александрович и его потомки. К тому же времени Миндовг основал Великое княжество Литовское. В 1320-е годы Литва распространила свою власть на западнорусские земли, а в 1328 году Москва одержала верх в борьбе с Тверью за великое княжение Владимирское. С 1363 года ярлык на великое княжение Владимирское принадлежал в основном только московским князьям, а Ольгерд литовский распространил свою власть на всю южную Русь, затем провёл серию походов против Московского княжества. Дмитрий Донской нанёс несколько поражений монголо-татарам (Куликовская битва и др.), после чего новый хан Тохтамыш признал великое княжение Владимирское наследственным владением московских князей. К рубежу XIV—XV веков практически все русские земли были разделены между Московским и Литовским великими княжествами, их граница прошла на р.Угре.

ru.istoriarussia.wikia.com


Смотрите также