Иллюстрации и рисунки по истории России с. История россии рисунки


Русская история в картинах художников

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Картины русских художников на тему отечественной истории, созданные мастерами живописи в основном в самый модерновый период в истории русской живописи – 1880-1914 годы.   Под каждой картиной даётся описание, чтобы было интересно разглядывать. Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Николай РерихСлавяне на Днепре1905

Славяне – самая большая семья народов в Европе и одна из самых больших в Азии. Не сразу из отдельных племён сложились народы, а некоторые, в том числе и многочисленные славянские племена вообще исчезли.Поляне, которые жили по берегам среднего течения Днепра, составили основу населения Киевской Руси. Ильменские словене были ядром Новгородской республики. Кривичи – предки смолян – были защитниками западных рубежей славянских земель. Потомки волынян и бужан, живших по берегам рек Западный Буг и Волынь, живут там и доныне. Столицей вятичей стал город Вятка. Потомки древлян живут в Полесье – украинском и белорусском…Недавно украинские археологи провели раскопки в Коростене – так называется столица древлян Искоростень – и сделали там много важных открытий. А дреговичи, жители некогда славного Туровского княжества, менее заметны на общем славянском фоне. “Растворились” среди других славянских народов и племена радимичей, северян, уличей и тиверцев.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Виктор ВаснецовБой скифов со славянами1881

На картине изображено сражение русских витязей с кочевниками. Как отличить русских от степняков? У русских металлические шлемы и кольчуги, да и оружие выковано или обито металлом – мечи и тяжёлая булава. И ещё у русичей были красные щиты, заострённые книзу. У кочевников железных доспехов не было, да и когда им металл добывать, выплавлять и ковать, если они всё время в пути? У скотоводов и одежда по большей части была из кожи, которую они ярко окрашивали. Волосы красили хной, и все казались рыжими. Степняки предпочитали вести бой короткими копьями с металлическими наконечниками: кололи ими врага или метали на небольшое расстояние. И, конечно, пользовались луками.Славяне вели осёдлый образ жизни, а кочевники пасли скот и жили разбоем. Разграбят и ускачут в бескрайнюю степь.Этот бой произошёл на границе. В стычке, судя по всему, побеждают русские воины, хотя их и меньше. На заднем плане русский воин рубит мечом щит, за которым спрятались двое. Вот-вот кожаный щит разлетится на куски. Что делать? Побыстрее бы убежать от границ Руси.По историческим представлениям начала XX века, художник назвал кочевников скифами. Сегодня уже известно, что славяне со скифами на историческом пространстве не пересекались.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Неизвестный художникТорг у древних Славян

На картине изображён славянский торг на реке Днепре. Из каких тоько краёв ни пожаловали купцы, что они только ни привезли!Удивляться такому разнообразию товаров, нарядов, языков, “валют” не приходится: через славянские земли проходило несколько важнейших торговых путей. Главный путь – “из варяг в греки”, то есть из Скандинавии в Византию. На юг ехали не только шведы, норвежцы и датчане, но и купцы из всех стран Северной Европы.А византийские греки спешили на север. Их целью не обязательно были страны, расположенные на берегах Балтийского моря. Они могли продать свой товар славянам, купить у них шкуры диких животных, мёд, изделия кузнецов и гончаров и вернуться домой, чтобы на берегах Босфора с большой выгодой продать товары с берегов Днепра. Можно было торговать изделиями славян и в Скандинавии… Торговых людей было много, и потому купцы, несмотря на опасности, которые подстерегали их в дальних странствиях, спешили в путь.Был и другой путь – “из варяг в персы”. Купцы плыли с севера по Волге в Каспийское море. И в обратном направлении.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная
Генрих СемирадскийПохороны знатного руса

Летом 921 года из Багдада в Волжскую Булгарию отправились арабские дипломаты, чтобы установить добрые отношения между двумя странами. В составе делегации был секретарь – Ахмад Ибн Фадлан. Он старательно описывал всё, что увидел во время путешествия. А увидел он много такого, о чём многие не знали ни до, ни после него.На берегах Волги встретил Ибн Фадлан русов, наших предков. Он описал их внешность и обычаи. Особенно подробно рассказал, как русы хоронили знатного соплеменника. Русы стрили для умершего огромную ладью, клали в неё всё, что было дорого тому в жизни, а потом поджигали ладью вместе с телом и всем добром. На вопрос Ибн Фадлана, зачем они это делают, один из русов объяснил:“Вы, арабы, берёте умершего, самого любимого для вас человека, самого уважаемого вами, и бросаете его в землю, и съедают его прах черви, а мы сжигаем его в мгновение ока, так что он входит в рай немедленно”.Описание древнего обряда было сделано арабским путешественником так точно и подробно, что спустя десять веков художник Генрих Ипполитович Семирадский смог его изобразить на своей картине.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Клавдий ЛебедевНочь на Ивана Купалу

У восточных славян Купала был главным персонажем праздника летнего солнцестояния – так называли чучело. Во время праздника его “купали”, то есть топили в реке – отсюда и название. А когда славяне приняли христианство, этот праздник был приурочен уже ко дню рождения Иоанна Крестителя, которого в народе стали называть Иваном Купалой, он в реке Иордан крестил Иисуса Христа.Хотя праздники совпали, но не смешались в один. Сохранилось ещё много языческих поверий и обычаев. В этот праздник трав, воды и гаданий девушки плели венки и пускали их по воде: важно, чтобы венок, подхваченный течением, уплыл далеко-далеко, где его найдёт будущий жених. В ночь на Ивана Купалу прыгали через костёр, чтобы сжечь все грехи.Люди верили, что только в эту ночь расцветает папоротник. Цветок будто бы светится в темноте. Кто сможет его найти и унести из леса, тот обретёт счастье. Цветок укажет, где зарыт клад. С цветком нужно уходить, не оглядываясь. Если оглянешься, нечистая сила выхватит ценное растение из рук, а человек окажется в темноте, в которой можно легко пропасть. Многие поверья этого праздника описаны Николаем Васильевичем Гоголем в повести “Вечер накануне Ивана Купала”.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Виктор ВаснецовВаряги1909

Картина изображает призвание новгородцами варягов Руси – Рюрика, Синеуса и Трувора, описанное много позже в “Повести временных лет”. Летопись Нестора гласит, что ильменские словене (жили по берегам озера Ильмень), кривичи и их финно-угорские соседи – чудь – жили богато, но договориться ни о чём не могли. И тогда решили они послать гонцов за море и призвать к себе русского князя Рюрика и двух его братьев, Синеуса и Трувора, опытных мореходов и воинов, закалённых в сражениях. Править они могли честь по чести. Называли их “русью”. От варягов, призванных из-за моря славянами, чудью и кривичами, чтобы прекратить междоусобицы и распри, была прозвана Русская земля.За братьями видны корабли, на которых они приплыли к новгородцам. В середине стоит Рюрик, справа от него – средний брат Синеус. С другой стороны от Рюрика – младший брат Трувор.

Справа стоят новгородцы – ильменские словене. У них длинные волосы и бороды, они в льняных домотканых рубахах и в подбитых мехом шубах. Они выложили дары для гостей – дорогие меха и мёд в горшках. Среди новгородцев выделяется седовласый высокий человек. Наверное, это новгородский посадник – избранный глава города. Может быть, он говорит варягам: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Неизвестный художникУбиение Аскольда и Дира Олегом

Из древних летописей известно, что ильменские словене (новгородцы) и финно-угорские народы говорили так: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет", - а потому пригласили править ими князя Рюрика. Пока Рюрик с двумя братьями наводили порядок в северных землях, двое его дружинников, варяги Аскольд и Дир, отправились на юг, в поход на Царьград. Тогда в Киеве не было правителя, и киевляне решили: пусть ими правят варяги.Бездетными умерли братья Рюрика. Оставив наследником Игоря, умер и сам князь Рюрик. Игорь был ещё мальчиком и не мог править самостоятельно, приглядывать за ним и помогать ему Рюрик попросил Олега.В 882 году Новгородский князь Олег собрал войско и пошёл водным путём на юг, заняв Смоленск и Любеч, спустился к Киеву. Согласно летописи, Олег обвинил Аскольда и Дира в том, что власть над Киевом они присвоили незаконно, потому что не принадлежали к призванному варяжскому роду. Аскольд и Дир были убиты.До сих пор в Киеве есть памятник – Аскольдова могила.А в Киеве сначала правил Олег, а когда Игорь подрос, власть перешла к нему. Так возникло государство Киевская Русь.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная

Николай РерихКняжья охота. Утро.1901

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Николай РерихКняжья охота. Вечер.1901

Люди охотились с древнейших времён. Не только для добычи пищи: охота считалась лучшей школой воспитания воинов. Все великие князья, а потом и цари из рода Рюриковичей были заядлыми охотниками.Первым из князей, кто упоминался как охотник, был Игорь Рюрикович. Не только воином, но и охотником был его сын Святослав. Из двенадцати сыновей Владимира Святославича двое были страстными охотниками.Ярослав Владимирович Мудрый описал как, на кого и с чем охотился. Если восточные владыки предпочитали стрелять в жертву из лука, то русские князья встречались со зверем один на один. Один князь уравновешивал шансы на победу в борьбе со зверем с помощью меча, другой предпочитал длинные охотничьи ножи, третьи выходили на медведя или кабана с рогатиной.Владимир Мономах не считал охоту жестокой забавой. Он писал: “Всё же то дал Бог на угоды человеком, на снедь, на веселье”. Да и живности в те времена в наших лесах и полях водилось множество, а в реках рыбы было столько, что лови, сколько хочешь, меньше её не станет.Охота разделялась на псовую и соколиную. На картине показана псовая охота – с собаками, которые почуяли лося.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная
Николай БодаревскийКнязь Олег прибивает свой щит на врата Царьграда

В центре картины изображён воин в латах – это Киевский князь Олег. Он наблюдает за тем, как по его приказу воин забивает гвоздь в каменную стену над арочными городскими воротами. Второй воин – он тоже поднимается по ступеням лестницы – держит красный боевой щит.Было это в 911 году у ворот столицы Византийской империи, Константинополя, который в те времена называли Царьградом. Киевский князь Олег с дружиной отправился в боевой поход на юг. Византийский император Лев VI Мудрый приказал закрыть ворота города и цепями загородить гавань, чтобы к городу нельзя было ни подойти, ни подплыть. Олег, по преданию, приказал корабли вывести из воды, поставить их на колёса – и поднять паруса!Подул ветер, и корабли покатились прямо к стенам города. Когда византийцы увидели корабли, они испугались невиданного зрелища, тут же предложили Олегу заключить мирный договор и выплатить дань. Князь получил по 12 гривен за корабль и уклады на русские города, в которых сидели Олеговы мужи. А для того, чтобы византийцы не забыли о своём обещании, Олег приказал прибить над входом в Царьград щит.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Виктор ВаснецовПрощание Олега с конём. Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”1899

На этой картине князь Олег прощается со своим любимым конём. И конь понурил голову, и его хозяин едва сдерживает слёзы. А расставаться нужно: волхв-провидец сказал князю, что он погибнет от своего коня. Приказал Олег отвести коня на конюшню, ухаживать там за ним, кормить вдоволь, не забывать на прогулку выводить, но хозяину больше коня не показывать.Распрощались они, и князь отправился в боевой поход на другом коне. Много лет он воевал, часто побеждал в сражениях, а когда вернулся с богатой добычей домой, то поинтересовался, жив ли его боевой товарищ. “Уже несколько лет, как умер”, - ответили конюхи.“Обманул меня волхв, - вздохнул князь, - я мог бы ещё долго не расставаться со своим конём. Где лежат его кости?” – спросил он конюхов.Пошёл за ними Олег и увидел белые кости. Наступил он на череп коня, а оттуда выползла ядовитая змея и ужалила Олега. Вскоре князь умер.Свершилось предсказание волхва: Олег принял смерть от своего коня.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Виктор ВаснецовБаян. Тризна.1910

В древности по погибшим воинам было принято устраивать тризны – поминальные трапезы, на которых исполнялись героические песни о подвигах погибших воинов. Вот и здесь мы видим, как на могиле князя Олега расположилась его дружина.Гусляр-сказитель поёт воинам и князьям песню о славных былых временах. Такие сказители были у многих народов. Ирландцы называли их “бардами”, греки – “аэдами”. Самым известным русским сказителем был Баян (в старину – Боян). Он упомянут в “Слове о полку Игореве”, есть о нём запись и на стене Софии Киевской. А в Новгороде Великом имеется улица Бояна. Имя этого певца происходит от слова “баять” – “сказывать”. Боянами называли когда-то выдающихся поэтов и исплнителей. Это имя распространено среди болгар и тюркских народов, предки которых были кочевниками.Баяна в “Слове…” называют “вещим”: он и песни пел, и предвещал будущее. Но его нельзя назвать гадателем: Баян был великим наставником князей и людей из народа. Его песни призывали к объединению не только русских княжеств, но и всех славянских народов.В Трубчевске и Новгород-Северском установлены памятники древнему сказителю.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Виктор ВаснецовГусляры1899

Гусли – струнный музыкальный инструмент. Его звучание, напевность соответствует русскому характеру, а потому на Руси было немало знаменитых гусляров.Древние греки играли на кифаре, армяне наслаждаются звуками своего канона, иранцам милее сантур, финны ни на что не променяют кантеле, а литовцы – канклес…Славяне ещё в IX веке удивляли игрою на гуслях византийских императоров. Гусли делались из долблёной сухой доски ели или клёна. Вид клёна Явор особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей – “яровчатые”. А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться “звончатыми”.Из былин мы знаем имя гусляра и новгородского купца Садко. На гуслях играл и богатырь Добрыня Никитич. Любил ударить по струнам и разбойник Соловей Будимирович.Но всех превзошёл лучший гусляр Киевской Руси Баян. Был он и вещим сказителем.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Василий СазоновПервая встреча князя Игоря с Ольгой

Сын Рюрика и его наследник, будущий великий Киевский князь Игорь, встретил псковитянку Ольгу и полюбил её. Согласно легенде, Ольга была простой крестьянкой – дочерью перевозчика через реку. На переправе Игорь и увидел девушку, и её красота покорила его. Свадьба состоялась позже, когда по требованию Игоря в столицу Киевской Руси привезли его невесту.Учёные до сих пор спорят о том, кем по происхождению была княгиня Ольга и в каком году она вышла замуж за Игоря. Некоторые исследователи утверждают, что она была княжной, возможно, скандинавского происхождения.В 945 году, возвращаясь с полюдья в Киев, Игорь решил обложить древлян повторной данью. Сначала к князю направили послов, которые напомнили ему, что вся дань уже собрана. Когда Игорь не уступил и настаивал на повторном сборе полюдья, его схватил и жестоко казнили.Княгиня Ольга осталась вдовой и правила страной единолично от лица малолетнего сына, Святослава Игоревича. Так она стала первой русской женщиной-правительницей. Первым делом она жестоко отплатила убийцам своего мужа, которого очень любила и сына которого, Святослава, растила.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Клавдий ЛебедевПолюдье. Князь Игорь собирает дань с подвластных древлян под Искоростенем осенью 945 года1903

Сбор дани при князе Игоре. Крестьяне, ремесленники и охотники должны были делиться нажитым добром с князем. Продукты и изделия шли на содержание дружины, которая защищала подданных от набегов врага. Кроме того, дружинники совершали военные походы, расширяя владения князя. Крестьяне, в частности, древляне, в этих походах и сражениях не участвовали: они пахали землю и собирали урожай. Существовали нормы дани, но крестьяне зачастую утивали продукты от сборщиков дани. После неудачного похода на Византию дружинники Игоря стали жаловаться, что они обеднели и желают отправиться за данью к древлянам.В 945 году князь с дружиной отправился к Искоростеню, древлянской столице. Когда дань была собрана, Игорь отправил часть войска домой, а с меньшей частью решил вернуться за новой данью. Древляне, узнав об этом, сказали своему князю Малу: “Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит”. Мал согласился с решением подданных. После этого древляне вышли из города, остановили Игоря на дороге и расправились с князем и его воинами.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Андрей ИвановПодвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году.Около 1810

Князь Святослав отправился в поход против Болгарского царства. В Киеве не было и воеводы Претича – он находился на другом берегу Днепра. Печенеги решили, что настало время отомстить киевлянам за поражения.Княгиня Ольга решила отправить гонцом юношу, который знал язык печенегов. Он должен был пройти через ряды врагов, вплавь переправиться через Днепр и отыскать Претича. Княгиня сказала, что, если юноша не приведёт подмогу утром, она прикажет сдать город.Вечером молодой киевлянин тайком выбрался из города. Он бродил от одного костра к другому и спрашивал на печенежском языке, не видел ли кто его лошадь. Воины только отмахивались – мол, сам упустил, сам и ищи. Парень добрался до воды и поплыл к противоположному берегу. Только тут печенеги догадались, что выпустили из города гонца.Получив сообщение княгини, воевода приказал тут же выступить в поход. С восходом солнца рать уже была на другом берегу реки. Но дружина небольшая, а печенегов – целое войско. Тогда Претич велел дуть в трубы, бить в барабаны – поднять шум, чтобы печенеги решили: Святослав вернулся. Осада была снята, и горожане спасены благодаря смелости юного киевлянина, имени которого так никто и не узнал.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Иван АкимовВеликий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев.1773

Великий князь Святослав – сын князя Игоря и Ольги. Сохранилось описание его внешности: “Был он среднего роста, довольно строен, но мрачен и дик видом, имел грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую, и на голове один клок волос, в знак его благородства в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином”.Был Святослав воином, ходил на болгар. Возвращение из этого похода изображено на картине. В то время, как княгиня Ольга осталась одна с внуками в Киеве, к городу подступили полчища печенегов. Но благодаря подвигу киевлянина Святослав вовремя получил известие о грозящей опасности, успел вернуться в Киев и спасти город.Картина выполнена в академической манере. Святослав на ней похож, скорее, на римского воина, нежели на русского князя. Это легко объяснить: историческая наука в 1773 году, в котором написана эта картина, только-только обратила своё внимание на русскую историю.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Клавдий ЛебедевСвидание Киевского князя Святослава с византийским императором Иваном Цимисхием.

Вскоре после дунайского похода Святослава Киев был окружён печенегами, и великий князь был вынужден вернуться на защиту столицы. Отбив печенегов, он снова вернулся в Болгарию, а около 971 года в союзе с болгарами и венграми начал войну с Византией. После боя с превосходящим войском у Большого Преслава и Доростола русское войско выдержало трёхмесячную осаду. А в 971 году Святослав Игоревич заключил мир с Византией.На картине Клавдия Лебедева изображена встреча великого князя Святослава Игоревича с византийским императором Цимисхием после заключения мирного договора. По описанию историка-очевидца Льва Диакона, он приплыл на встречу с императором в лодке, причём работал веслом наравне с другими гребцами. Киевский князь был одет в простую рубаху, зато в его ухе красовалась серьга с двумя жемчужинами и рубином.На обратном пути, уже у днепровских порогов, Святослав был убит поджидающими его в засаде печенегами.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Андрей РябушкинПир богатырей у ласкового князя Владимира1888

На пиру богатырей, устроенном великим князем Владимиром Святославичем, они с княгиней сидят в правом углу, а в левой части картины мы видим сказителя с гуслями. Он кланяется князю, благодарит за угощение и, похоже, готов исполнить былину о подвигах героев.Писатель Константин Аксаков говорил: “Великий князь Владимир, добрый и ласковый, гостеприимный и пирующий, постоянно окружённый гостями и богатырями, пришедшими со всех сторон Русской земли, соединяющий всех их около себя и всех радующий приветом и празднеством, - живо остался в памяти и песнях народных с постоянным эпитетом своим “Красное Солнце”, эпитетом, в котором выражается благотворное и вместе всерусское значение великого князя Владимира”.К этому нужно добавить, что пир – это не только застолье, но и древний, тщательно разработанный ритуал, в котором не было мелочей. Нужно было твёрдо знать, в какие дни можно устраивать пиры, сколько они должны длиться, а главное, как правильно рассадить гостей. Хозяин должен был знать, какие кушанья и в каком порядке подавать на стол… Малейшая ошибка могла смертельно оскорбить гостя.Ритуал русских застолий был отменён введенными Петром I ассамблеями, на которых были иные порядки, не имеющие корней в русской культуре.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Виктор ВаснецовБогатыри1898

На знаменитой картине “Богатыри” три могучих витязя, защитника Руси, “богатырская застава”. В центре – Илья Муромец. Слева от него – Добрыня Никитич на белом коне. Справа – Алёша Попович. Они стали символом единения русских земель: Добрыня – из Рязани, Илья – из Мурома, Алёша – из Ростова. Есть на картине и символы Света и Тьмы: Алёша – как Зоренька Ясная, Добрыня Никитич – Белый День, а Илья – Ноченька Тёмная. Три мужские силы: удаль молодецкая, неодолимая мощь зрелости и опыт старшего возраста. А были ли эти богатыри на самом деле? Конечно, были! Добрыня Никитич – дядя великого князя Владимира, который крестил Киев, а Добрыня – Новгород.Илья Муромец охранял границы Киевской Руси, а потом стал монахом Киево-Печерского монастыря. Потому и похоронен Илья в Ближних пещерах лавры.О приключениях сына ростовского священника, озорного Алёши Поповича, много былин сложено.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Виктор ВаснецовВитязь на распутье1882

Эту картину художник Виктор Васнецов назвал “Витязь на распутье”. Считается, что на ней изображён былинный богатырь Илья Муромец. Родился он в деревне Карачарове, но тридцать три года не мог ходить. Но пришли к нему калики перехожие, излечили его да ещё и силой богатырской наделили. Нашлись для богатыря меч, латы и конь подходящий. Оседлал он коня и поехал вершить добрые дела, с нечистью бороться. Но вдруг преградил ему путь-дорогу камень. На нём что-то написано, но на картине не прочитать: часть букв стёрлась, а другие мхом поросли.Художник в письме к другу сообщил, что на камне написано: “Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному. Направо ехати – женату быти; налеву ехати – богату быти”.В этом и есть главное испытание для витязя: какую дорогу выбрать? Если жениться, ему станет не до подвигов: будет дома с любимой женой жить. Богатому тоже незачем по чистому полю на коне скакать, ему бы свои богатства подсчитывать да увеличивать. А тот, кто смерти не боится и прямо поедет, и есть настоящий витязь.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Евграф СорокинЯн Усмовец, удерживающий быка1849

Самые знаменитые богатыри на Руси – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Но были и другие – среди них Ян Усмовец.В 992 году пришли на Русь печенеги и начали похваляться силой. Собрались перед сражением два войска: русское и печенежское. Главный печенег и говорит: пусть, мол, выйдет русский силач и померяется силой с нашим богатырём. Но никто не спешил выходить на поединок первым. Князь Владимир боялся, что придётся признать поражение. Но тут один старик сказал, что его меньшой сын так силён, что разрывает кожу быка. Решили испытать силача. Бежит зверь – вот-вот поднимет молодца на рога! В последний момент Ян отступил в сторону и схватил быка за бок одной рукой. Да так, что тот никак не мог вырваться. А когда всё же вырвался, в руке у Яна остался кусок бычьей шкуры.Увидели это печенеги и поняли: русский богатырь сильнее их поединщика. Так и ушли в свои степи.В том месте, где Ян показал свою силу, построили город и назвали его Переяславом. Назвали так, потому что Ян Усмовец перехватил – перенял – славу у печенежского силача.Прошли годы, и люди стали прославлять силу Никиты Кожемяки: рассказывали и о таком же случае. Были ли это два разных человека или один, неведомо. Много было на Руси сильных богатырей.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Василий ПеровПервые христиане в Киеве1880

Художник Василий Перов изобразил первых христиан в тогда ещё языческой столице Киевской Руси – в городе Киеве. Это собрание происходило в IX веке – до того, как великий князь Владимир Святославович крестил Русь. Тогда у христиан ещё не было своей церкви и им негде было молиться Богу. Первыми христианами были представители разных народов – греческие купцы, скандинавские воины или местные славяне: всех объединяла вера в Единого Бога.Как показано на картине, христиане собирались в уединённом месте, вечером, и читали Священное Писание: днём их могли заметить язычники. Но темнота на картине имеет и символическое значение – это тьма неверия в Бога. И только горящая свеча заставляет её отступить: это свет веры, который исходит не только от пламени, но и от самого Священного Писания.Пройдёт немного времени – и в Киеве построят первый каменный православный храм, Десятинную церковь, и зажгут там свечи, рассевающие тьму неверия. Построят прекрасный Софийский собор. Будет основана Киево-Печерская лавра, в которой станут обитать монахи: иконописцы, лекари, летописцы. Но это будет потом, а пока в темноте зажигают свою свечу первые киевские христиане.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная Клавдий ЛебедевУбиение двух варягов1903

Вдова великого князя Игоря, княгиня Ольга, в конце жизни поехала в Константинополь, тогда же и крестилась. А её сын, князь Святослав Игоревич, остался язычником. Он погиб в 972 или 073 году, когда на него у днепровских порогов напали печенеги. После смерти великого князя остались трое сыновей: Ярополк, Олег и Владимир. После отца Киевским князем стал старший сын, Ярополк. Правил он недолго – с 970 по 980 годы. Он, как и отец, тоже был язычником, но с пониманием относился к другим верованиям. При нём в нижней, торговой части города стали строить первые христианские храмы. Строили себе дома и сами христиане – строили, где хотели, в том числе и рядом с княжеской крепостью, детинцем. Там же стояли и языческие идолы. Двое крещёных варягов поселились как раз в этом месте. После крещения отец получил имя Феодор, а сына нарекли Иоанном.Как сообщают летописи, волхвы, недовольные тем, что рядом с их кумирами живут иноверцы, натравили на них народ. Когда варяги заперлись в доме, язычники разобрали строение по брёвнышку и убили его хозяев.Феодор и Иоанн стали первыми русскими мучениками за православную веру.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная ХромолитографияНестор-летописецВиктор ВаснецовКнягиня Ольга1885-1896

Монах Нестор жил на рубеже XI и XII веков, а княгиня Ольга – в X веке. Их разделяло столетие, и оба они – знаковые фигуры в древней истории нашего государства.Нестор – летописец, автор известной летописи “Повесть временных лет”. Из этого исторического труда мы узнаём о том, как возникло наше государство, как была крещена Русь и о других важных событиях. Он считается автором “Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба” – труда о первых русских святых, и “Жития Феодосия Печерского” – описания жизни основателя Киево-Печерской лавры, монахом которой был и Нестор.Княгиня Ольга, вдова князя Игоря и мать князя Святослава, стала первой русской княгиней, принявшей христианство. После крещения она получила новое имя – Елена.Княгиня Ольга умерла в 969 году. Потомки сохранили о ней добрую память: недаром древний летописец назвал её “провозвестницей христианской земли”.Её внук, князь Владимир Святославич, по некоторым данным, в 1007 году повелел перенести останки княгини в Десятинную церковь. Рассказывали о чудесах, которые происходили возле гробницы княгини Ольги. Многие люди исцелялись от болезней. 

 

zagopod.com

Шедевры русской графики из собрания ГИМ

Поздравляю всех читателей с наступившим Новым годом! Спасибо всем, кто прислал свои поздравления!

Хочу представить интересную коллекцию "русской" графики из собрания Государственного исторического музея.К сожалению, кнопка перепоста в ЖЖ по-прежнему отключена без объяснения причин, поэтому остаётся только давать ссылку на оригинальный пост. Отсюда.

Большинство представленных работ мне были известны и ранее, но есть и масса совершенно незнакомых (надеюсь, их загрузят на Паствю!).Например, цветной вариант почти фотографического вида церкви Николая Чудотворца «Большой Крест» на Ильинке в Москве работы известного немецкого ведутиста Эдуарда Гертнера, 1838 год:

Далее весь текст из источника по ссылке.

Совершенно бездарно профукав презентацию Лисицкого, в этот раз я собрал волю в кулак и в назначенный час, 19.00 23 ноября, был в Лаврушинском. ГИМ и ГТГ в этот раз представили совместный проект, приуроченный к 145-летию Государственного исторического музея. На выставке представлено более двухсот самых разнообразных графических работ из фондов ГИМ, позволяющих проследить развитие русской рисовальной школы от ее зарождения в XVIII столетии до начала XX века.Гости собирались в зале Врубеля, где их приветствовали кураторы и организаторы выставки.

После приветственных и пояснительных слов, все направились в выставочные залы.

Зал 54Рисунок и акварель XVIII векаКоллекция графики XVIII века представлена на выставке раритетными произведениями, выполненными в годы царствования Екатерины II и Павла I. Самая ранняя работа — аллегорическая композиция Г.И. Козлова, посвященная восшествию на престол Екатерины II (1762).

Примечательны акварели родоначальников пейзажного жанра: М.М. Иванова, Г.С. Сергеева, В.П. Петрова и В.П. Причетникова. Особое место в этом ряду занимает многофигурный лист М.М. Иванова «Смерть светлейшего князя Г.А. Потёмкина-Таврического в Бессарабских степях» (1791), гравированный Г.И. Скородумовым. Любительские акварели А.Т. Болотова запечатлели дворцово-парковый ансамбль Богородицкого имения Екатерины II.Работы художников-иностранцев представлены московскими видами Дж. Хирна и Ф. Гильфердинга, историческими композициями П.Э. Строли, а также ранними произведениями А.О. Орловского, связанного с польской художественной культурой. К архитектурной «россике» относятся графические листы виртуозного рисовальщика Дж. Кваренги.

Зал 53Видовая графика первой четверти XIX векаИсторический музей хранит одну из лучших в стране коллекций видовой графики XIX столетия. Виды допожарной Москвы демонстрирует знаменитая графическая «сюита» Ф.Я. Алексеева, направленного в Первопрестольную по особому указу Павла I. Древняя столица и ее живописные окрестности также запечатлены в работах московских архитекторов А.Н. Бакарева и И.А. Лаврова. Последний изобразил знаковое событие — посещение Кремля императором Александром I в 1816 году, впервые после Отечественной войны 1812 года.Петербургские виды представлены в работах М.Н. Воробьёва — ведущего пейзажиста своего поколения. Многоцветность и детализация, необходимые для городского вида, сочетаются в произведениях мастера с полупрозрачностью акварельной техники. Помимо М.Н. Воробьёва, образы Северной Пальмиры оставили С. Ф. Галактионов и Б. Патерсен.Виды Кавказа, Крыма и окраин обширной империи отражены в работах художника-путешественника Е.М. Корнеева. Изящному графическому стилю его акварелей вторит изысканная рифмовка планов, соответствующая точности передачи пространства в изображении.

Зал 52Рисунок эпохи романтизмаРасцвет искусства эпохи романтизма связан с творчеством К. П. Брюллова, О. А. Кипренского,А. О. Орловского и В. А. Тропинина.В Историческом музее хранится уникальная по полноте коллекция работ В. А.Тропинина, происходящая из семьи художника. Его рисунки являются не самостоятельными листами, а эскизами к живописным произведениям. В них мастер набрасывает композицию, выбирает позу модели, определяется с трактовкой образа. Интересны виртуозно выполненные штудии рук, в которых художник ищет выразительный жест модели.А.О. Орловский прославился различными сценами из крестьянской жизни. В 1810-е годы художник изображает эффектных башкир и черкесов, казачьи биваки и привалы — темы, появившиеся в связи с заграничными походами русской армии. Портретный жанр в его творчестве представлен автопортретом и несколькими карикатурами, исполненными в типичной для А.О. Орловского заостренной манере, утрирующей портретные черты.Этот зал на снимках ниже не представлен.

Зал 51Золотой век акварельного портретаИсторический музей по праву гордится коллекцией русского акварельного портрета, который во второй четверти XIX века переживал расцвет. На выставке представлены работы ведущих мастеров— братьев А.П. и К.П. Брюлловых, П.Ф. Соколова, В.И. Гау, а также Н.А. Бестужева.Акварельный портрет получил распространение в эпоху романтизма. Моду на него во многом обусловили созвучная времени быстрота создания цветового решения, непосредственность и камерность образа.Формирование жанра акварельного портрета связано с именем П.Ф. Соколова. В ранних работах художник осторожно пользуется цветом, показывает модель крупным планом, как бы приближая ее к зрителю. Позже его портреты меняются, мастер отдает предпочтение поколенным изображениям. Появляется стремление к усложнению композиции, декоративности, интенсивности цвета.Придворный художник В. И. Гау внимателен к индивидуальности модели и строг в выборе антуража. Его портретный тип соединяет безупречное сходство, безупречный внешний вид и столь же безупречное соответствие человека месту, занимаемому в общественной иерархии.

Зал 50Видовая графика середины XIX векаВ середине XIX века в моду входит яркая многослойная техника акварели, насыщенная и плотная по фактуре. Значимой темой остаются изображения двух столиц и происходящих на фоне их величественных декораций важных исторических событий.Открывают галерею акварельные листы К.И. Кольмана «Восстание на Сенатской площади» (1830-е) и К.И. Гампельна «Закладка Москворецкого моста» (1830). На выставке демонстрируются редкие виды Первопрестольной,созданные московскими художниками К.П. Бодри, И.И. Вивьеном, Н.Е. Маковским, В.П. Рыбинским и другими, обучавшимися в Кремлевском архитектурном училище и Московском училище живописи и ваяния. Они зафиксировали классические панорамы Кремля и набережных Москвы-реки, старинных соборов и церквей. В серии работ И. И. Шарлеманя показаны с высоких точек зрения центральные улицы и площади Москвы середины XIX века.Стоит отметить виды Москвы и Санкт-Петербурга, выполненные выдающимся придворным мастером B.C. Садовниковым. В ряду видовых акварелей его произведения выделяют особое изящество и живописность манеры.

Зал 49Придворное искусство второй половины XIX векаВо второй половине XIX века в акварельных видах ценятся прежде всего репрезентативность и нарядность. Такие листы с 1850-х годов создает плеяда прославленных придворных художников: B.C. Садовников, А. И. Шарлемань, М.А. Зичи. Их рисунки отличают виртуозное владение техникой акварели, эффектность представления события и точность в передаче деталей.М.А. Зичи создал изобразительную летопись последних царствований: «Прием в Зимнем дворце после покушения на Александра II» (1866), «Пребывание Александра III в Киеве» (1885). Отличительная черта этих работ — детализация, стремление передать подробности придворной жизни.Портреты и интерьеры второй половины XIX века воссоздают на бумаге красочность вкусов эпохи Александра II и Александра III. Это хорошо заметно в парадных портретах цесаревича Александра Александровича и князя А. И. Барятинского работы С.Ф. Александровского, в интерьерных видах B.C. Садовникова, исполненных по заказу князей Юсуповых в начале 1870-х годов.Завершающим аккордом выставки служат акварели А. И. Шарлеманя и Н.Н. Каразина, изображающие коронацию Николая II в 1896 году.

visualhistory.livejournal.com

Журнальные рисунки как источник по ранней фотоистории России. Часть 1

Занимаясь систематическим изучением фотоистории России я пришёл к интересному открытию: если журнальные рисунки (с конца 1850-х гг.) имеют геометрически правильный вид, то почти наверняка являются репродукцией с фотографии. В то время не было иного способа типографской (газетно-журнальной) печати снимков, для этих целей приходилось переводить их в как бы рисованные гравюры. Позднее, к концу 19 века, когда появилась технология непосредственного воспроизведения фотографий в массовых изданиях, их по традиции продолжали называть "рисунками".Поскольку старинные журнальные иллюстрации-рисунки лишь в редких случаях содержат пометку "с фот. такого-то", до последнего времени практически никто даже не догадывался, что имеет дело именно с фотографиями.Это открытие имеет большое значение для изучения ранних этапов видовой фотографии в России, т.к. в большинстве случаев исходники, увы, бесследно исчезли, уникальные альбомные репродукции погребены в архивах, а оцифрованные старые журналы всё чаще появляются в Интернете.Однако даже если "нормальный" вариант фотографии сохранился, его журнальная репродукция имеет огромное значение для правильной датировки, поскольку даже специалисты очень часто не знают, насколько ранним является тот или иной снимок.

Чтобы не быть голословным, я решил сделать серию постов с конкретными примерами.

Вид в Кремле. В.Ф.Тимм Русский художественный листок, издаваемый с Высочайшего соизволения Василием Тиммом СПб., 1856 год:

Когда я впервые увидел 2-3 года назад этот рисунок Тимма, то подумал, какой фотографической точности достигла русская техника рисования к середине 19 века!Лишь недавно мне стало понятно, откуда у этой точности "росли ноги".

Кремлёвская площадь в Москве. Джованни Бианки, 1855 год:

Уже по этой первой паре мы может увидеть, насколько печатная гравюра (рисунок) достоверно воспроизводить оригинальное фотоизображение. Художник, как правило, добавляет людей, животных, но все остальные детали, включая очертания теней, точно копируют то, что мы видим на снимке.

Пойдём дальше.Не так давно мы показывали в блоге один из самых ранних снимков Троице-Сергиевой Лавры, который был сделан в период между 1860 и 1862 гг. неизвестным фотографом:

Как оказалось, эту фотографию потом на протяжении почти 20 лет воспроизводили в виде различных гравюр и даже картин.

Верхнюю датировку удалось определить благодаря  художественной репродукции этого снимка, опубликованной типографией Лавры в ноябре 1862 года:

Эта самая ранняя известная фотография Выборга датируется 1860-1867 гг.:

А вот такой её увидели современники в журнале "Всемирная иллюстрация" за 1870 год:

Одна из старейших фотографий Твери, "Миллионная улица с башни бани", 1860-е годы:

А вот научные сотрудники ГИМ думали, что это гравюра:

Удачные снимки воспроизводили по 20 лет и более. Вот она же в издании 1886 года:

Старейшая фотопанорама Омска, 1862 год:1862 Омск.jpgКРУПНО

Ну кто бы мог подумать, что рисунок в журнале "Живописная Россия" аж за 1895 (!) год сделан именно с неё:

Астрахань с Волги. Ателье Светопись Вишневского, 1866-67 гг.:1866-67 Астрахань с Волги. Начало 1870-х, Ателье Светопись Вишневского.jpg

Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация" за 1871 год:

Обратите внимание: в подписи нет даже намёка, что это с фотографии!

Казань. Вид на Благовещенский собор Казанского кремля. М. Настюков, 1867 год:

Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация" за 1871 год:

Углич. Дом царевича Дмитрия. М.Настюков, 1867 год:

Диапозитив черно-белый стеклянный, дом царевича Димитрия в г.Угличе:

Даже диапозитивы для световых проекторов в 19 веке были рисованными!

Для начала достаточно.Продолжение следует.

visualhistory.livejournal.com

История Российской империи в картинах российских художников

И. Айвазовский "Морской бой"

Почему иногда живописная историческая картина может сказать больше, чем словесный рассказ о событии? Видимо, потому, что всегда важнее увидеть, чем услышать. А живописцы стремятся не только и не столько точно показать происходящее, сколько выразить своё отношение к нему и передать атмосферу события.

В Европе первые изображения исторических событий появились в монументальной живописи и картинах эпохи Возрождения, когда активно изучалась античная культура. В это время Рафаэль создал фреску «Афинская школа», в которой на фоне сочинённых архитектурных сооружений представил спор древнегреческих философов Платона и Сократа.

В России историческая картина появилась во второй половине XVIII в. и  сразу же заняла ведущее место в живописи. Основоположником исторического жанра был А. П. Лосенко. Его картина «Владимир и Рогнеда» (1770) изображала сюжет из русской истории.

В данной статье речь пойдёт о некоторых живописных полотнах русских художников, которые обращались к теме истории Российской империи.

Н. Ге «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874)

Н. Ге "Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы"

Эта картина Н. Ге не пользовалась успехом ни при жизни художника, ни после его смерти. Да и сейчас полотно находится не в основной экспозиции Третьяковской галереи, а в её фондах. Существует мнение, что она написана не по творческому вдохновению, а к определенному событию или, как сейчас сказали бы, конъюнктурная работа.

Между тем, картина эта глубокая, полная философского и психологического анализа. Для того чтобы лучше понять смысл картины, давайте обратимся к «Запискам Екатерины II». Она пишет: «Счастие не так слепо, как обыкновенно думают. Часто оно есть не что иное, как следствие верных и твердых мер, не замеченных толпою, но, тем не менее, подготовивших известное событие. Еще чаще оно бывает результатом личных качеств, характера и поведения. Чтобы лучше доказать это, я построю следующий силлогизм: ПЕРВАЯ ПОСЫЛКА: качества и характер. ВТОРАЯ — поведение. ВЫВОД — счастие или несчастие. И вот тому два разительных примера: ПЕТР III — ЕКАТЕРИНА II».

Чтобы лучше понять эти рассуждения Екатерины II, вспомним её биографию и те обстоятельства, при которых она вступила на русский престол, об этом читайте на нашем сайте: Дворцовый переворот 1762 года, Петр III.

Любой человек, не лишённый нравственности, не может видеть в императрице Екатерине II только Екатерину Великую. Вот и художник, который проблему нравственного достоинства ставил превыше всего, не мог воспринимать Екатерину II как идеальную женщину, несмотря на её «величие». Но в то же время он не стремился её осуждать. Готовясь к написанию картины, он прочитал мемуарные источники, хорошо изучил время, в которое происходили события, изображённые в картине. Что же происходило? Кратко: в 1762 г. Екатерина Алексеевна захватила власть, по праву принадлежавшую мужу, Петру III. «Мне хотелось изобразить здесь рознь между Екатериной II и Петром III», — писал Н. Ге. Посмотрим, как это у него получилось.

Княгиня Е. Дашкова и сама Екатерина II утверждали, что сразу же после кончины императрицы Елизаветы Петровны ее племянник, Петр III, предался безудержному веселью, столь неуместному для такого случая. Вот что пишет Екатерина II: «Сей был вне себя от радости и оной ни мало не скрывал, и имел совершенно позорное поведение, кривлаясь всячески, и не произнося окроме вздорных речей, не соответствующих ни сану, ни обстоятельствам, представляя более не смешного Арлекина, нежели инаго чево, требуя однако всякое почтение».

А вот воспоминания Е. Дашковой: «Императрица приходила почти каждый день и орошала слезами драгоценные останки своей тетки и благодетельницы. Ее горе привлекало к ней всех присутствующих. Петр III являлся крайне редко, и то только для того, чтобы шутить с дежурными дамами, подымать на смех духовных лиц и придираться к офицерам и унтер-офицерам по поводу их пряжек, галстуков или мундиров».

На картине изображён момент неожиданной встречи Екатерины и Петра, после которой они расходятся каждый в свою сторону. Петр изображён со спины, поспешно удаляющимся; он в нарядном белом мундире (прусского образца). Екатерина в траурных одеждах приближается к гробу Елизаветы Петровны, который художник сделал недоступным для зрителей. Виден только стоящий в почётном карауле военный.

На первом плане картины – Екатерина. Поверх платья на ней широкая орденская лента из красного муара. Женский орден святой Екатерины был пожалован ей императрицей Елизаветой Петровной 9 февраля 1744 года — в день рождения великого князя Петра Федоровича, когда скромная немецкая принцесса София Фредерика Августа прибыла в Москву в сопровождении матери, чтобы стать невестой наследника российского престола.

Один миг из придворной жизни запечатлён на картине, но этот миг говорит зрителям о многом. «Картина не слово. Она дает одну минуту и в этой минуте должно быть всё — а нет — нет картины», — считал художник.

Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871)

Н. Ге "Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

Эта картина впервые была выставлена на передвижной выставке в 1871 г. Обратимся снова к воспоминаниям художника. В 1892 г. он писал в своих «Записках»: «Две картины: «Петр I с царевичем Алексеем» и «Екатерина II во время похорон императрицы Елизаветы» — измучили меня. Исторические картины тяжело писать, такие, которые бы не переходили в исторический жанр. Надо делать массу изысканий, потому что люди в своей общественной борьбе далеки от идеала. Во время писания картины «Петр I и царевич Алексей» я питал симпатии к Петру, но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость его, но убивало идеал…».

В этой картине также на первом месте психология. Драма столкновения двух противоположных (хоть и родственных) личностей и жизненных ценностей. Известно, что царевич Алексей был прекрасно образованным человеком, знавшим несколько иностранных языков. Обычно пишут, что он был противником отцовских реформ. Можно сомневаться в этом, потому что Алексей был слишком умён, чтобы не понимать их необходимость. Но вот деспотические и жесткие формы правления своего отца он принять не мог и бежал на Запад, откуда был возвращён и замучен до смерти под пытками в Петропавловской крепости с ведома и по распоряжению Петра. В картине ощущается это сильное эмоциональное напряжение, хотя внешне герои спокойны. Весь накал страстей и переживаний сконцентрирован внутри персонажей, и зрители это чувствуют.

Произведение художника было встречено с большим интересом и вызвало споры, обсуждавшие позицию автора и отношение Петра I к сыну.

Полотно сразу же приобрел П.М. Третьяков. Н.Н. Ге в следующем году сделал повторение своей картины, которое находится в Государственном Русском музее.

В. Перов «Суд Пугачева» ( 1875)

В. Перов «Суд Пугачева»

В начале 1870-х годов В. Перов искал новую тему для серьезной работы. В 1872 г. он писал портрет В. Даля, который сопровождал А.С. Пушкина во время поездки в Оренбург, когда он собирал материал для «Истории Пугачева», и вполне возможно, что именно В. Даль натолкнул художника  на этот сюжет. Первоначально Перов задумал серию из трех картин о Пугачёве, но работа остановилась только над одной из них.

Картина имеет явно антипугачёвский смысл. Она даже вызывает ужас перед всем изображённым: в центре картины кланяющийся в ноги Пугачёву человек и труп убитой жертвы. Чуть левее – помещик со связанными руками, к которому тянется калмык, чтобы схватить его за ворот. Возможно, он отказывается признавать в Пугачёве государя Петра III, и именно для него предназначена изображённая слева виселица…

Пугачев, в красном кафтане, сидит на крыльце, окруженный своими сообщниками. Лицо его не слишком выразительно – видимо, художник не ставил целью показать чувства и помыслы Пугачёва или просто у него это не получилось  — картина осталась неоконченной… А вот передать обстановку полного беззакония и самоуправства, стихийного бунта ему удалось. Вспоминаются слова Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

В. Верещагин «Мир во что бы то ни стало. Наполеон и генерал-адъютант Лористон» (1899—1900)

В. Верещагин «Мир во что бы то ни стало. Наполеон и генерал-адъютант Лористон»

Эта картина из серии, посвящённой Отечественной войне 1812 г. Наполеон, заняв Москву, надеялся на то, что Александр I пойдёт на его мирные предложения, заявленные ещё месяц назад в Смоленске. Наполеон видит, что его армия разваливается, что в России разворачивается народная война, что впереди – холода и непогода… Наполеону во что бы то ни стало нужен мир. 23 сентября он посылает к Кутузову, который в это время находился в Тарутино, своего генерал-адъютанта Лористона для предложения мирных переговоров. Кутузов принимает Лористона, но объявляет ему, что никаких переговоров о мире быть не может: «Не имею на это никакого наставления; при отправлении меня к армии и название мира ни разу не упомянуто. Впрочем — все сии слова, от вас мною слышанные, происходят ли они из собственного суждения, либо имеют источник свыше, я ни в каком случае передать своему Государю не желаю. Я подверг бы себя проклятию потомства, если бы сочли, что я подал повод к какому бы то ни было примирению; таков, в настоящее время, образ мыслей нашего народа».

На лице Наполеона мы не видим его обычной самоуверенности и превосходства – это лицо уставшего и надеющегося на благополучный исход переговоров человека.

Г. Мясоедов «Чтение Манифеста 19 февраля 1861 года» (1873)

Г. Мясоедов «Чтение Манифеста 19 февраля 1861 года»

Картина посвящена теме крестьянства после отмены крепостного права. Выражено неоднозначное отношение крестьян к Манифесту. В выражении лиц, позах крестьян, слушающих манифест, чувствуется разочарование: за помещиками сохраняется часть их прежних привилегий. Крестьяне не испытывают особого воодушевления от услышанного, но … русский мужик терпелив.

Каждый персонаж художник выписывает крупным планом. Поток света освещает крестьян вокруг читающего Манифест мальчика. Лица и фигуры героев жизненны и колоритны.

И. Крамской. Серия портретов Александра III

И. Крамской – известный русский портретист. Он создал галерею портретов выдающихся людей своего времени, в том числе писателей Л. Толстого, А. Грибоедова, Н. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина и др.

Возможно, в Александре III И. Крамской видел, кроме императора, ещё и собрата по живописи – известно, что Александр III увлекался живописью и сам неплохо рисовал. Сохранились акварели, написанные его рукой, например вот эта: «Морской пейзаж».

Александр III "Морской пейзаж"

Кроме того, Александр III коллекционировал картины русских художников, в том числе и передвижников. В его собрании были и работы И. Крамского. Это собрание впоследствии составило основу Русского музея императора Александра III (теперь Государственный Русский музей), открывшегося в 1898 г. в Михайловском дворце уже после смерти императора. О музее подробнее читайте на нашем сайте: Государственный Русский музей: история создания.

Крамской создал несколько картин, посвященных коронации императора и императрицы: «Причащение святых тайн государя императора», «Коронование государя императора Александра III в Успенском соборе Московского Кремля 15 мая 1883 г.», «Коронование государыни императрицы Марии Фёдоровны в Успенском соборе Московского Кремля», «Представление государю императору его императорским высочеством атаманов всех казачьих войск, войсковых депутатов».

И. Крамской «Представление государю императору его императорским высочеством атаманов всех казачьих войск, войсковых депутатов».

Портрет императора стал одной из последних работ художника. Полотно было заказано А.А. Половцовым — членом Государственного совета, меценатом, почетным членом Императорской Академии художеств. Он приложил много сил и собственных средств для развития отечественной культуры и искусства. После кончины государя А.А. Половцов передал его в дар музею Императора Александра III.

И. Крамской "Император Александр III"

Портрет создаёт объёмный и пластичный образ императора, его непоказную доброту и миролюбие. И действительно, особенностью царствования Александра III  было отсутствие войн. За свою внешнюю политику он был прозван «миротворцем». В 1893 г. Александр III подписал франко-русскую военную конвенцию, чем обезопасил Россию от растущей агрессивности Германии.

И. Левитан «Владимирка» (1892)

И. Левитан "Владимирка"

Казалось бы, какое отношение к истории может иметь простой сельский пейзаж, мастером которого был Левитан? На самом деле, Владимирка – это начальный каторжный этап, по которому арестанты в кандалах шли до пересылочной тюрьмы во Владимире, а дальше путь лежал в Сибирь. Владимирка — так в просторечии называли Владимирский тракт, грунтовую дорогу из Москвы на восток, в сторону Владимира, печально известную тем, что с XVIII века вдоль неё пеше-этапным порядком отправляли сосланных на каторгу в Сибирь заключённых. К концу XIX века, когда была написана картина, заключённых уже отправляли на поездах. Кажется, настроение картины совершенно безнадёжно: грязная разбитая дорога, низкие свинцовые тучи, бескрайняя и горестная Россия. Низкий горизонт подчёркивает бесконечность пути… Но надежда есть. И это впечатление подчёркивается маленькой церковью вдали и просветом у горизонта.

И. Левитан подарил эту картину Третьяковской галерее.

В. Суриков «Меншиков в Березове» (1883)

В. Суриков "Меншиков в Березове"

Пожалуй, это одна из самых известных картин В. Сурикова. Картина действительно производит сильное впечатление и останавливает внимание зрителя внутренней силой персонажей. Особенно это касается фигуры А. Меншикова. Из истории мы знаем, что сподвижник Петра I был в своё время всесильным человеком – и вот он, постаревший, но не сломленный, сидит в тесной и тёмной избе. Волосы в беспорядке, подбородок не брит, но всё та же гордая осанка и сила духа. Рядом с ним — трое его детей. Перед нами настоящий шекспировский сюжет. Или русская поговорка о том, что нельзя зарекаться от сумы и от тюрьмы. История здесь показана в движении.

И. Репин «Арест пропагандиста» (1880-1889)

И. Репин "Арест пропагандиста"

И. Репин был первым художником, который обратился к теме народничества, пытаясь показать взрывоопасность это движения. Революционеры «Народной воли» предстают на полотнах Репина борцами, но в то же время очевидно их внутреннее одиночество: отправившись «в народ», они не чувствовали поддержки тех, ради кого они работали – русские крестьяне были равнодушны к пропаганде. Иногда они таких пропагандистов сами выдавали властям…Очевидно, такой момент и запечатлён художником.

Картина была задумана под впечатлением проходившего в Петербурге в 1878 г. политического «Процесса 193-х».

В. Суриков «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (1899)

В. Суриков "Переход Суворова через Альпы"

В. И. Суриков удивительно талантливо сумел показать подвиг народа и народного полководца. Хотя Суворов один гарцует на лошади, а остальные пешие, но он неотделим от народа. На картине много персонажей, все они разные, но всех объединяет одно дело. Спуск очень сложен, но движущаяся по скользкому обрыву  группа солдат превращается в лавину, с которой врагу следует считаться.

Мастер батальной живописи В. Верещагин критиковал Сурикова за ошибки. По его мнению, конь не станет перед пропастью спокойно гарцевать. Но Суриков отвечал, что «уход от прямой фактологии нужен ему во имя художественной правды, которая «выше правды жизни»: штыки — чтобы подчеркнуть и усилить впечатление падения в пропасть, гарцующий конь — для привлечения внимания к фигуре полководца».

И. Айвазовский «Чесменский бой» (1848)

И. Айвазовский "Чесменский бой"

Чесменское сражение – одна из самых героических страниц в истории российского флота. Айвазовский не был (и не мог быть) свидетелем события, которое происходило в ночь на 26 июня 1770 г. Но картину морской битвы он изобразил очень убедительно и достоверно. Взрываются и горят корабли, взлетают к небу обломки мачт, поднимается пламя, и ало-сизые дымы смешиваются с облаками, сквозь которые смотрит на происходящее луна. Но создаётся впечатление, что он присутствовал во время боя, где русскими моряками была одержана блестящая победа.

Сюжетом для картины стал эпизод русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Россия на протяжении десятилетий вела с Турцией войны за обладание Черным и Средиземным морями. Две русские эскадры, вышедшие из Кронштадта, после длительного перехода по Балтике миновали Ла-Манш, обогнули берега Франции и Португалии, прошли Гибралтар и вышли в Средиземное море. Здесь они встретились с турецким флотом, считавшимся тогда сильнейшим в мире. После нескольких военных столкновений турецкий плот в панике укрылся в Чесменской бухте. Российские корабли закрыли выход из бухты и в течение ночного боя практически полностью сожгли и уничтожили турецкий флот. С российской стороны погибло 11 моряков, с турецкой – 10 000.

Чесменская колонна в Царском Селе

Это была беспримерная в истории морских сражений победа. В память о ней была выбита медаль, граф Алексей Орлов, командовавший эскадрами, получил титул Чесменского, а в Царском Селе Екатерина II велела воздвигнуть памятник этой битве – Чесменскую колонну. Она и сейчас возвышается посреди Большого пруда. Ее мраморный ствол завершает аллегорическая скульптура – двуглавый орел ломает мраморный полумесяц.

В. Серов «Петр I» (1907)

В. Серов "Пётр I"

Содержание этой картины В. Серова не требует комментариев. Приведем лишь слова художника и критика А. Бенуа, которые точно раскрывают её смысл: «Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр… Он похож на Божество Рока, почти на смерть; ветер гудит ему по вискам и напирает в грудь, на глаза. Еле поспевают за ним испытанные, закаленные «птенцы», с которых он смыл и последний налет барского сибаритства, которых он превратил в денщиков и рассыльных. Глядя на это произведение, чувствуешь, что… в императора Петра I вселился грозный, страшный бог, спаситель и каратель, гений с такой гигантской внутренней силой, что ему должен был подчиниться весь мир и даже стихии».

Похожие статьи:

  1. Герб Российской империи: история
  2. Меценаты Российской империи
  3. Образование судов в Российской империи
  4. Учреждения высшего образования в Российской империи
  5. Первая перепись в Российской империи

www.rosimperija.info

Рисунок, как отражение века 19-го

2nd-Dec-2016 02:07 pm

3. Северный мыс. Северный мыс находится за полярным кругом..jpgРисунок, 19 век, из прошлого России...1872 год, Россия, ретро, память, старина, прошлое, история, фото из интернета , 12. Кремль. Общий вид. Город, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями..jpg

9. Новодевичий монастырь. Православный женский монастырь в Москве, на Девичьем поле в излучине Москвы-реки..jpg

16. Церковь староверов в окрестностях Москвы. Это первый храм старообрядцев в Москве, построенный в 1907—1908 гг. архитектором И.Е.Бондаренко в стиле северных церквей.jpg

18. Троице-Сергиев монастырь. Общий вид. Монастырь расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре.jpg

21. Тарантас. Четырёхколёсная конная повозка на длинных дрогах, уменьшающих дорожную тряску в длительных путешествиях.jpg

11. Симонов монастырь. Один из самых крупных и богатых монастырей ближайшего Подмосковья..jpg

22. Вырубка леса. Превращения земель, занятых лесом, в земельные угодья без древесного покрова.jpg

28. Русская деревенька. Светлый уголок памяти и та часть жизни, что дороже целого для наших предков.jpg

2. Изба на севере России. Деревянный срубный жилой дом в сельской лесистой местности..jpg

10. Внутренний вид терема. Богатое внутреннее убранство терема..jpg

13. Общий вид Москвы. Вид Москвы с Воробьевых гор, 1825 год..jpg

14. Кремль. Терем. Теремной дворец Кремля..jpg

17. Троице-Сергиева лавра. Крупнейший мужской ставропигиальный монастырь России. .jpg

24. Лагерь преступников в горах. Тайный лагерь высоко в горах.jpg

20. Зимний дворец. В прошлом главный императорский дворец России.jpg

29. Русский дом. Деревянный русский дом.jpg

27. Русская деревня. Так выглядела русская деревня.jpg

23. Хижина в горах. Небольшая бедная изба.jpgРисунки из 1872 года, на которых изображена Россия и её жители.Рисунки из 1872 года, на которых изображена Россия и её жители..jpg

*** 4. Племя самоедов. Урало-алтайское племя, близкое к финнам, но отличающееся от них типом и языком. .jpg *** 5. Собор Василия Блаженного. Православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры.jpg *** 8. Спасские ворота. Главные ворота в Кремле, и через них по традиции въезжали в Кремль русские цари и императоры.jpg *** старина, ретро, память, рисунок, фото из интернета, история, 1872 год, РОССИЯ

foto-history.livejournal.com

Иллюстрации и рисунки по истории России с

Описание презентации Иллюстрации и рисунки по истории России с по слайдам

 Иллюстрации и рисунки по истории России с IX века по начало Иллюстрации и рисунки по истории России с IX века по начало XVI века.

 Р азвитие познавательного интереса у школьников к предмету. Р азвитие познавательного интереса у школьников к предмету.

 • Учить извлекать новые знания с помощью наглядного материала; учить формулировать вопросы • Учить извлекать новые знания с помощью наглядного материала; учить формулировать вопросы к просмотренным иллюстрациям, объяснять термины и понятия; • Развивать мышление, память, образное восприятие, внимание и речь школьников; • Воспитывать глубокое уважение к истории России, бережное отношение к историческому достоянию нашей Родины; поддерживать интерес к предмету.

Портреты князей. Рюри к Олег Игор ь Оль га Святосл ав Владим ирПортреты князей. Рюри к Олег Игор ь Оль га Святосл ав Владим ир

Киев XI век. Городище славян VIII в. IX в. Киев XI век. Городище славян VIII в. IX в.

XII в. XIV в. XV в. XII в. XIV в. XV в.

Пахота Бороновани е Посев Жатва Молотьба. Помол зерна. Просеиван ие муки. Выпечка хлеба Пахота Бороновани е Посев Жатва Молотьба. Помол зерна. Просеиван ие муки. Выпечка хлеба

Московский базар XV в. Торг в Новгороде XII в. Московский базар XV в. Торг в Новгороде XII в.

Рассказ – описание по картине. Беседа по картине Рассказ – описание по картине. Беседа по картине

 Воображаемое путешествие Воображаемое путешествие

Необходимый уровень: Во времена, какого князя была принята христианская вера? Программный уровень Назовите датуНеобходимый уровень: Во времена, какого князя была принята христианская вера? Программный уровень Назовите дату принятия христианства на Руси. 1 Олег 2. Владимир 3. Святослав 4. Ярослав

Необходимый уровень: Найди карточку, которая показывает ответ на заданный вопрос. Программный уровень: НазовитеНеобходимый уровень: Найди карточку, которая показывает ответ на заданный вопрос. Программный уровень: Назовите термин обозначающий занятие славян Вопросы: Извлекают, выбивают зерна из колосьев. Убирают урожай зерновых. Человек , который сеет семена. Человек, который пашет землю. Человек, который занимается рубкой леса. Выкапывание пней. Приспособление для помола зерна. Орудие для мелкого рыхления почвы у славян

 Учащиеся получают новые знания с помощью наглядного материала; уч атся Учащиеся получают новые знания с помощью наглядного материала; уч атся формулировать вопросы к рисункам и иллюстрациям, увеличивают свой словарный запас. Благодаря разным приёмам подачи материала у детей развивается мышление, память, образное восприятие, внимание и речь. • Большой объем иллюстративного раздаточного материала в виде «исторического лото» позволяет проводить разные виды работы на уроке, и решает проблему организации групповой работы школьников

present5.com

Исторический жанр в изобразительном искусстве: описание, представители

Италия, где зародился исторический жанр в изобразительном искусстве, имела все предпосылки для возникновения этого вида живописи. Римская империя обладала очень высоким уровнем культурного развития, и её достижения стали основой искусства всех стран Западной Европы. Неудивительно, что именно в Италии в эпоху Возрождения, в XV веке, возник исторический жанр в изобразительном искусстве.

Краткая история

Для понимания, что такое исторический жанр в искусстве, необходимо учитывать особенности развития рассматриваемого периода. Время Возрождения – это эпоха расцвета гуманистических идей, которые обусловили интерес не только к человеческой личности, но и к гражданской и политической истории.

События героического прошлого страны и должен был отображать исторический жанр в изобразительном искусстве. Примеры можно привести следующие: картины Андреа Мантенья «Триумф Цезаря» (1485-1492), разнообразные полотна Пауло Уччелло, посвящённые сражению при Сан-Романо и другие. Достижения эпохи Возрождения в Италии быстро распространились по всей Европе, где исторический жанр в изобразительном искусстве также начал своё развитие.

Европейские художники исторической живописи XVII-XVIII веков

События прошлого привлекали мастеров и в западноевропейских странах. Развитие этого направления можно отнести к XVII веку – времени расцвета классицизма и барокко. Следует отметить, что в художественной культуре на передовые позиции вышел именно исторический жанр. Все другие разновидности изобразительного искусства на какое-то время уступили ему место по значимости, поскольку классицизм предполагал создание в первую очередь героических образов и монументальных полотен.

исторический жанр в изобразительном искусстве

В таком стиле, на историческую тематику, работали Питер Пауль Рубенс (картина «Битва греков с амазонками», 1619-1620 гг.), Никола Пуссен («Похищение сабинянок», 1614-1615 гг.), Жак-Луи Давид, который писал как на античную, так и на современную тематику. Эти работы отличаются пафосным духом, героическими позами, возвышенными мимикой и жестами. По своей композиции полотна напоминали действие античных пьес и отличались некоторой театрализованной напыщенностью. К этому направлению можно отнести картины, написанные на евангельские сюжеты. Например, Харменс ван Рейн Рембрандт создал полотно «Возвращение блудного сына» (1669).

исторический жанр в живописи

Историческая живопись в Европе в первой половине XIX веке

Классицизм и барокко вскоре уступили место новому культурному течению – романтизму. Представители этого направления отошли от героической интерпретации прошлого, сделав упор на эмоциональную составляющую. Художники задались целью создавать такие образы, чтобы вызвать сочувствие и сопереживание у зрителей. Исторический жанр в живописи получил совершенно иное оформление, поскольку на первый план вышла тема человеческих переживаний и эмоций. В качестве примера можно привести картину Эжена Делакруа «Резня на острове Хиос», написанную в 1826 году. Исторические мотивы можно обнаружить и творчестве другого видного французского художника Оноре Домье: картина «Восстание» (1848).

Западноевропейская историческая живопись периода романтизма

Во второй половине XIX столетия исторический жанр в изобразительном искусстве претерпел существенные изменения. Это связано с возникновением нового направления – реализма. Его представители стремились к созданию более правдоподобных образов и сюжетов. К этому течению можно отнести работы Адольфа фон Менцеля, создавшего в 1850-м серию картин, посвящённых эпохе Фридриха Великого. Интерес к истории в эту эпоху объясняется во многом многочисленными революциями, которые потрясли Европу в то время. Очаги восстаний вспыхнули в Италии, Франции, Германии. Поэтому учёные, художники, писатели искали ответы на настоящее в прошлом, чем и объясняется возникновение реализма в культуре.что такое исторический жанр в искусстве

Возникновение российского исторического жанра в живописи

Интересна для анализа и отечественная история искусства. Истоки, виды и жанры в России – это тема для отдельного разговора, поскольку наша культура очень многое позаимствовала из европейского искусства. Эпоха классицизма на просторах родины датируется XVIII веком: именно в это время отечественные художники обратились к событиям прошлого в своих работах.

Основоположник исторического жанра русского изобразительного искусства – Антон Павлович Лосенко. Его перу принадлежат известные картины из прошлого Древней Руси («Владимир и Рогнеда», 1770 год) и полотна, посвящённые античным сюжетам. Его последователями были Иван Акимов, также обратившийся к событиям Киевской Руси, Пётр Соколов, изображавший мифологические образы, Григорий Угрюмов, обратившийся к истории XIII века. Эти работы, так же как и европейские полотна в стиле классицизма, отличаются возвышенностью образов и сюжетов.

Историческая тематика в российской живописи в 1800-1850 годах

Жанры живописи картин в изобразительном искусстве были самыми разнообразными, однако, в связи с развитием академизма, в первой половине столетия исторические сюжеты заняли господствующее направление в художественной культуре. Художники этого направления во многом продолжали традиции классицизма, выбирая объектом для своих работ героические факты из прошлого. Исторический жанр в изобразительном искусстве, картины которого отличались особенной выразительностью, пользовался наибольшей популярностью как среди интеллигенции, так и у массовой публики.

история искусства истоки виды и жанры

К этому направлению можно отнести работы Антона Иванова «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году» (1810), Алексея Егорова «Отдых на пути в Египет» (1830). В это же время возникло новое направление – романтизм, представители которого создавали яркие, эмоциональные образы, насыщенные психологической напряжённостью. Например, Карл Павлович Брюллов, создавший знаменитое полотно про гибель Помпеи, Фёдор Антонович Бруни и Александр Андреевич Иванов, писавшие библейские сюжеты.

жанры живописи картин в изобразительном искусстве

Исторические сюжеты в работах авторов последней четверти века

Во второй половине XIX столетия живописцы начали рисовать сюжеты из истории России. В искусстве появляется ряд картин, посвящённый тем или иным событиям из прошлого нашей страны. Исторический жанр в изобразительном искусстве представлен следующими полотнами: картинами Ильи Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» (1879) и «Иван Грозный убивает своего сына» (1884), работами Василия Сурикова, обратившегося к наиболее драматичным событиям из истории России XVIII века. Эти произведения отличаются как красочностью и выразительностью образов, так и фоном обстановки.

исторический жанр в изобразительном искусстве примеры

Исторический бытовой жанр изобразительного искусства

Отечественные художники стали обращаться не только к политическим событиям, но и к изображению повседневной жизни русских людей. Поэтому видное место в живописи занял так называемый бытовой исторический жанр. Изобразительное искусство этого направления получило большую популярность среди образованной общественности того времени.

В качестве примера можно назвать работы следующих авторов: Вячеслава Шварца, создавшего картину про царскую охоту, Константина Маковского, написавшего полотна про Московское царство в XVII веке. Историческая бытовая тематика занимала большое значение в творчестве представителей объединения «Мир искусства». Особенностью их картин было воспроизведение пышности и торжественности, но с оттенком грусти (Альберт Бенуа, изображавший помпезные выходы российских императоров и императриц в XVIII веке, Евгений Лансере, запечатлевший роскошную обстановку при дворе, Валентин Серов, нарисовавший царские увеселения).

Исторический жанр в живописи советского и современного времени

В советское время художники довольно часто обращались к событиям прошлого России. При этом они возродили традиции академизма XIX века, изображая героические эпизоды из отечественной истории. Например, художник В. Е. Попков считается основателем «сурового стиля» в советской живописи (картина, запечатлевшая строительство ГЭС). Особое значение в его творчестве занимает тема Великой Отечественной войны («Мезенские вдовы», 1965-1968 гг.). А перу Т. Е. Назаренко принадлежат работы, на которых можно видеть переломные моменты: восстания Пугачёва, декабристов.

 где зародился исторический жанр в изобразительном искусстве

Современные художники проявляют большой интерес к истории России. И. С. Глазунов прославился созданием монументальных полотен, посвящённых осмыслению прошлого нашей страны: произведение, в символическом виде показывающее судьбу автора, «Россия, проснись!» (1994) и другие.

Итак, подводя итоги, можно констатировать, что историческая тематика занимала очень видное место как в европейском изобразительном искусстве, так и в российской живописи. Правдивостью и точностью, драматизмом и торжественностью всегда отличался исторический жанр. Все жанры изобразительного искусства передают экспрессию, но этот стиль является лидером.

fb.ru


Смотрите также