История русской культуры с древнейших времен до наших дней. История россии культура


История русской культуры с древнейших времен до наших дней

Глава 20. Культура последнего десятилетия ХХ в

Отличительная особенность культуры современной России -э-0 в ее многоликости, многообразии проявлений творческого начала во всех областях общественной жизни. Находясь "внутри" настоящего времени, очень…

Глава 18. Культура периода застоя

Застой, постепенно охватывавший общественно-политическую и экономическую жизнь в СССР после окончания краткой хрущевской "оттепели", затронул и культуру. Советская культура при Л. И. Брежневе развивалась…

Глава 15. Культурное развитие СССР в 30-е гг

Годы советской власти значительно изменили облик России. Произошедшие изменения нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, нельзя не признать, что в годы революции и после нее культуре был нанесен…

Глава 14. Литература и искусство в СССР в 20-е гг

Октябрьская революция оказала огромное воздействие и на развитие искусства. Литературный процесс первых лет советской власти отличается большой сложностью и многогранностью. Лидирующей сферой развития…

Глава 17. Наука и культура в период "оттепели"

азоблачение культа личности Сталина, произошедшее на ХХ съезде КПСС в 1956 г. ознаменовало начало нового периода в жизни нашей страны. Начавшиеся вслед за съездом демократические преобразования, общая…

Глава 9. Образование и наука в России I половины XIX в

Предыдущий XVIII век, век Просвещения, немало дал для развития системы образования. Были достигнуты существенные успехи в этой области: создана сеть двух- и четырехклассных школ, на время снявшая проблему…

Глава 8. Русская культура I половины XIX в

Ознаменованный сменой императоров рубеж веков оказался вехой и в развитии культуры. Новый этап характеризовался расширением культурного взаимодействия с другими странами и народами, общей демократизацией…

Глава 7. Русская культура II половины XVIII в

К середине столетия нововведения Петра уже вполне укоренились на русской почве. Воспринятые достижения западного мира дали импульс для дальнейшего развития русской культуры, которое шло теперь во многом…

Глава 6. Преобразования Петра I в области культуры

Эпоха Петра I (1672-1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений,…

Глава 5. Русская культура XVII в

XVII в., являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время был веком ее завершения. Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться…

Глава 3. Русская культура II половины XIII-XV вв

Монголо-татарское нашествие нанесло серьезный урон русской культуре. Военный разгром, тяжелая дань, увод в полон мастеров значительно обеднили культурный процесс. Однако традиция не прервалась. Более…

Глава 2. Культура русских земель XII - I половины XIII в

К XII в. византийские новшества, привнесенные на славянскую почву в связи с крещением, оказались органично включены в развитие национальной культуры, составив с ней неразрывное единство. Цивилизационное…

www.examen.ru

История России - 10 - Русская культура XIII-XV веков

ТЕМА 10. РУССКАЯ КУЛЬТУРА СЕРЕДИНЫ XIII-ХVВВ.

1.ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕРЕДИНЫ XIII-ХVВВ.

1.1.Монголо-татарскоенашествие и золотоордынское игооказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности.

1.1.1.Гибель многих тысяч людей и пленение лучших ремесленников привели не только к падению мастерства, но и к полному исчезновению некоторых сложных видов ремесленной техники. Были утрачены навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов,амфор-корчаг,полихромной (многоцветной) керамики, эмали, мозаики.

1.1.2.Массовые разрушения почти на полвека задержали развитие каменного строительства.

1.1.3.Разрушение основных культурных центров привело к сокращению исторически сложившихся связей между землями Северо-Восточной Руси.

1.1.4.В ходе завоевания было уничтожено множество архитектурных и литературных памятников, произведений изобразительного и прикладного искусства.

1.1.5.Общее ухудшение социально-экономическогоположения русских земель существеннозамедлило темпы культурного развития.

1.2. Возрождение русской культуры с конца XIV в. Более высокий уровень русской культуры способствовал сохранению ее самостоятельности и самобытности. Она не только выстояла под давлением чужеродной тюркской культуры, но и вобрала в себя ее достижения. Успехи хозяйственного строительства, начало процесса объединения русских земель и первая крупная победа над монголо-татарскими захватчиками способствовали началу возрождения русской культуры.

1.2.1.Куликовская битва 1380 г. и более поздние победы надтатаро-монголамиспособствовали подъему национального самосознания и сыграли важную роль в восстановлении прерванныхмонголо-татарскимизавоеваниями связей с Византией и южнославянскими странами. Всенародная борьба с иноземными завоевателями обусловиладоминирующую роль патриотической тематики в культурной традиции Руси этого периода.

1.2.2.Возвышение Москвы и собирание вокруг нее русских земель способствовали восстановлению разрушенных связей между русскими землями. К концу XV в., когда Москва превратилась в важнейший экономический,военно-политическихйи духовный центр, активизировался процесс складывания русской народности и усиливаются тенденции формирования единой общенациональной культуры.

1.2.3.После завоевания в 1453 г. турками Константинополя Русь стала оплотом мирового православия. В конце ХV в. в"Изложении пасхалии" митрополита Зосимы

было впервые сформулировано представление об истории как смене мировых царств и о Москве как новом центре мирового христианства, "новом граде Константина". Это

способствовало росту международного авторитета Руси и дало новый импульс культурному развитию.

2.ЛИТЕРАТУРА И УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2.1.Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем устного народного творчества. Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига. Одна из самых известных легенд этого периода -"Сказание о невидимом граде Китеже", городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу.

2.2.Летописание не утратило в этот период своего значения, несмотря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в концеXIII-нач.XIV вв. возникли новые летописные центры (Тверь, Москва), начался новый подъем летописного жанра.

2.2.1. В это период летописание имело свои особенности.

•Обострение политической борьбы обусловило существенные отличия в политических концепциях местных летописных сводов.

•Но при всем различии политических тенденций и стиля изложения во всех летописях XIV-XVвв. отчетливо проявляется ихобщерусский характер.Патриотизм и идея единства русских земель являются характерной чертой всего русского летописания.

2.2.3. Возвышение Москвы предопределило и особую роль московского летописания.

После Куликовской битвы его содержание определяется идеей единства русских земель под главенством Москвы. Это проявилось как Троицкая летописи (начало XV в.)- общерусском летописном своде московского происхождения, так и в собственноМосковском летописном своде конца XV в., призванный обосновать историческую роль Москвы.

2.3. Наиболее распространенным литературным жанром этого периода былиисторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Нередко повести становились частью летописного текста. Борьбе с иноземными завоевателями до Куликовской битвы посвящены повесть"О битве на Калке", "Повесть о разорении Рязани Батыем", повести об Александре Невском,"Повесть о Щелкане", рассказывающая о восстании в Твери в 1327 г. Победе 1380 г. посвящен целый цикл исторических повестей:"О побоище на Дону", "Сказание о Мамаевом побоище", "Задонщина".

Многие из названных исторических повестей нередко относят к произведениям устного народного творчества, что обусловлено их народно-поэтическойосновой и общностью тематики.

2.4. Расцветжитийной литературы того времени также в значительной степени связан с процессом объединения русских земель и с необходимостью обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писателиПахомий Лагофет иЕпифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси:митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву;Сергия Радонежского, поддержавшего великого московского князя в борьбе за престол и в борьбе смонголо-татарами.

Житийная литература в этот период представлена житиями не только подвижников церкви, но и государственных деятелей, что сближает ее с историко-героическимипроизведениями.

2.5.Дальнейшее развитие получила литература путешествий -"хождения". В последней четверти XV в. появилась новая разновидность этого жанра -светские хождения, наиболее яркий ее образец - записки тверского купцаАфанасия Никитина, описывающие его путешествие в Индию ("Хождение за три моря"). Это был первый европейский письменный труд о хозяйстве, обычаях и религии Индии.

2.6.Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов - своеобразной всемирной истории того времени. В сер. XV в. Пахомием Лагофетом был составлен первый русский хронограф, в котором история Руси представлена в связи с историей всех славянских народов.

3. АРХИТЕКТУРА

Развитие градостроительства на Руси было приостановлено монголо-татарскимзавоеванием. Разрушенные в ходе сражений города долгое время невозможно было восстановить вследствие тяжелого экономического положения и отсутствия опытных мастеров. Но древние традиции в области зодчества не прервались. Новый подъем русской архитектуры начинается в концеXIV-нач.XV вв.

3.1.Первым городом Северо-ВосточнойРуси, возобновившим каменное строительство былаТверь, где уже в1285-1290гг.был возведенхрам Спаса-Преображения.Тверские мастера опирались на архитектурные традиции, установившиеся во владимиросуздальском зодчестве. Разгром города после восстания 1327г. надолго ослабил его и приостановил развитие каменного строительства.

3.2.Новгород иПсков меньше других русских земель пострадали отмонголо-татарскогонашествия и ранее других восстановили каменное строительство в широком масштабе.

3.2.1.Культовое строительство. Опираясь на архитектурные традиции домонгольского периода, новгородские и псковские мастера возводили на средства крупных бояр и купцов десятки небольших храмов. Старые традиции сочетались с новыми творческими исканиями. Переход к новому стилю, отличающемуся обилием декоративных украшений, отразился в наиболее известных храмовых постройках этого периода: церквиФедора Стратилата и церквиСпаса на Ильине (конец XIV в.) в Новгороде. В Пскове новый стиль не получил большого распространения. Вся архитектура города носила облик крепости. Большинство псковских храмов, ранним из которых была церковьВасилия на Горке (нач. XV в.), выдержаны в суровом и лаконичном стиле, почти лишены украшений.

3.2.2.Одновременно с культовым в Новгороде и Пскове велось и крупное гражданское строительство. В 1302 г.в Новгороде был заложен каменныйКремль, который впоследствии неоднократно перестраивался. Для торжественных приемов и заседаний Совета господ новгородские мастера совместно с немецкими построилиГрановитую палату (1433). В XV в. каменныйКремль был построен в Пскове.

3.3. Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в.Московская архитектурная школа складывалась на основе традиций владимиросуздальского зодчества, но впоследствии проявилось влияние и других архитектурных школ: псковской, черниговской, новгородской.

3.3.1.Как и в предыдущий период, основным направлением в архитектуре было культовое строительство. Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества являются:Успенский собор в Звенигороде (ок. 1400),Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405),Троицкий собор ТроицеСергиевой Лавры (1422),Спасский собор Андроникова монастыря (1410-1427).

3.3.2.Крупнейшей работой этого времени стало строительство Московского Кремля, история которого начинается еще в XII в., когда на Боровицком холме были построены деревянные кремлевские стены, разрушенныемонголо-татарамив 1237 г. При Иване Калите территория Кремля была расширена, построены новые дубовые кремлевские стены, создан первоначальный архитектурный ансамбль Соборной площади с каменными соборами, не сохранившимися до наших дней. Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены в 1367 г. Во второй половине XV в., когда Москва стала центром единого Русского государства началась перестройка Кремля с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе. Создание ансамбля Московского Кремля, в основном сохранившегося до наших дней, завершилось в концеXV-началеXVI вв. и стало символом могущества и величия столицы Российского централизованного государства.

3.4. Объединение русских земель вокруг Москвы способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению архитектурных традиций русских земель. Начался процесс слияния местныхархитектурно-художественныхшкол в единуюобщерусскую архитектурную

школу.

4. ЖИВОПИСЬ

Развитие русской живописи в этот период также характеризуется двумя основными тенденциями:

•развитие местных школ на основе традиций, сложившихся в домонгольский период;

•начало процесса слияния местных художественных школ в единую общерусскую живописную школу.

4.1.Как и в предшествующий период, определяющее влияние на развитие живописи

оказывала церковь.

4.2.Основным направлением в развитии живописи по-прежнемубылаиконопись, что в значительной степени объясняется широким распространением на Руси деревянных храмов, не приспособленных для стенной росписи.

4.2.1.Новгородская иконописная школа характеризуется лаконичными композициями (на иконах, как правило, изображался один святой), четкостью рисунка, чистотой красок, высокой техникой.

4.2.2.Псковская иконопись отличалась от новгородской смелостью композиции, типами лиц, более тяжелыми фигурами.

4.2.3.Ведущее положение с XIV в. занимает Московская школа, сложившаяся на основеРостово-Суздальской и вобравшая в себя лучшие достижения всех русских школ.

4.3.Наряду с иконами широкое распространение получила и фреска. Начиная с XIV в. усложняется ее сюжет, появляется пространственный характер, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения.

4.4.Большое значение в живописи приобретает личность художника. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевает влияние местных традиций. Творчество такиххудожников-иконописцевкак Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий выходит за рамки отдельных живописных школ.

4.4.1.Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (ок.1340-после1405 гг.), приехавший из Византии. Его произведения (фрески, иконы) отличаются монументальностью, выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. В творчестве Феофана Грека выделяются два периода: бунтарский новгородский и более спокойный московский. В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и вместе с Андреем Рублевым и старцем Прохором - Благовещенский собор в Кремле (сохранилась часть иконостаса Благовещенского собора работы Феофана Грека).

4.4.2.Наивысший расцвет Московской школы связывают с именем современника Феофана Грека, великого русского художника Андрея Рублева, канонизированного Русской Православной Церковью. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом. Самое известное его произведение, ставшее одной из вершин мирового искусства - икона"Троица", написанная для иконостаса Троицкого собора ТроицеСергиевой Лавры (хранится в Третьяковской галерее). Кисти Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора в Загорске, Благовещенского собора Московского Кремля и погибшие в XVIII в. фрески Спасского собораСпасо-Андрониковамонастыря в Москве.

5.ИТОГИ

5.1.Завоевание Руси монголо-татарамисущественнозамедлило темпы культурноисторического процеса, но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры так называемого домонгольского периода и периода ее восстановления и нового расцвета.

5.2.Русская культура сохранила национальный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород и Псков. Насильственное вмешательство чужеродной культуры не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры.

5.3.Конец XIV-XVвв. характеризуются началом длительного процессаслияния местных

литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу. Продолжался процесс складывания русской народности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Дайте общую характеристику развития русской культуры в период монголотатарского ига.

2.Когда и под влиянием каких факторов начинается процесс возрождения русской культуры?

3.В чем заключаются особенности развития литературы в этот период? Перечислите новые жанры, назовите причины их возникновения.

4.Расскажите о возобновлении каменного строительства на Руси.

5.Докажите, что живопись этого периода отразила величайший взлет религиозной духовности в России.

6.Согласны ли Вы с утверждением, что монголо-татарскоеиго не уничтожило самобытность и самостоятельность русской культуры? В чем проявилась преемственность в ее развитии?

ЛИТЕРАТУРА

1.Бобров В.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. Спб., 1995

2.Бычков В.В. Духовно-эстетическиеосновы русской иконы. М., 1995

3.Выголов В.П. Архитектура Московской Руси середины XV в. М., 1988

4.Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVIIвеков. М., 1990

5.История русского и советского искусства М., 1989 - Гл. 4

6.Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966

7.Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1974

8.Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева. М., 1974.

studfiles.net

Введение в историю русской культуры

1. Культура как духовность

Культура есть выражение духовности и свободы человека. В этом ее главное отличие от материального производства. Поэтому едва ли правомерно выделять еще и так называемую “материальную культуру”, как это до недавнего времени делалось в советском марксизме. Хотя культура и материальное производство тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга, тем не менее это разные способы проявления человеческой жизнедеятельности, приспособления к окружающей среде.

Производство вырастает из естественного навыка живых существ к самосохранению. Человек сочетает этот навык с собственным трудом, отделяющим его от остальных особей. Созданное трудом материальное благо доставляет человеку необходимую свободу, открывающую путь к созиданию и творчеству. Здесь-то и кроется предпосылка возникновения духовного мира, воплощением которого является культура .

2. Методологические подходы

В новоевропейской науке выделяются три основных позиции в трактовке истории культуры: во-первых, это концепция линейного прогресса как общей закономерности развития культуры; во-вторых, противостоящий ей фактографический эмпиризм, сводящий изучение культуры к простой хронологии; наконец, в-третьих, теория “локальных цивилизаций”, достигшая расцвета на рубеже XIX-XX вв. Степень их влияния неоднозначна и определяется скорее региональными пристрастиями.

Так, американская культурология отдает предпочтение эмпирико-хронологическому приему, усматривая в нем возможность обосновать право “последних” стать “первыми”. В Германии традиционно господствует линейно-прогрессистская методология, замешанная на принципах политизированного культуртрегерства. Англия, напротив, склоняется к локально-цивилизационной парадигме, демонстрируя тем самым исключительность своего культурно-исторического процесса.

3. Теория культурно-исторических типов

Россия в этом отношении близка к Англии. Она также в большой мере тяготеет к теории локальных цивилизаций, или культурно-исторических типов.

Разработка этой теории принадлежит Н. Я. Данилевскому (1822-1885), автору знаменитого трактата «Россия и Европа». В трактате развивается тезис о том, что человечество не может вечно двигаться в одном и том же направлении - в надежде достичь уравнительного прогресса. У каждого народа свой путь, свое призвание в мировой истории, но лишь некоторые из них приходят к созданию самобытных культур, воплощающих одно из четырех духовных начал - религиозное, философское, научное или политическое.

Такими народами в разное время были китайцы, индусы, евреи, греки и т. д. Всего Данилевский насчитывал десять существовавших в истории цивилизаций. Последняя цивилизация – европейская - находится в стадии своего заката. На очереди - возникновение славянского культурно-исторического типа, который, на взгляд русского мыслителя, сможет сразу воплотить в себе все четыре духовных начала, объединив их под эгидой православия. Возглавит же славянское культуротворчество Россия, являющаяся в силу этого историческим “противовесом Европе во всей ее общности и целости” .

4. Теократические формы русского культуротворчества

Всякая культура, как следует из рассуждений Данилевского, этнонациональна и идеократична. Этнонационалъна - потому что “культурно-исторические типы соответствуют великим лингвистико-этнографическим семействам или племенам человеческого рода” . Идеократична - потому что воплощает определенную идею, которая пронизывает дух и самосознание нации, формирует ее мировоззрение и нравственные ориентации.

В то же время вовсе не обязательно, чтобы эта идея всегда оставалась одной и той же. Отдельные нации переживают несколько идеократических стадий в развитии собственной культуры, сохраняя при этом способность к однозначной самоидентификации и оценке. Смена господствующей идеи обычно сопровождается кризисом сложившейся культурной традиции, обусловленным как внутренними, так и внешними причинами. Взять, к примеру, античный мир 1 в. и. э., когда монотеистическое христианство пришло на смену старому язычеству.

В основе этого процесса лежала внутренняя эволюция духовной жизни эллинов и римлян. Однако чаще всего переход от одной идеократической парадигмы к другой совершается вследствие заимствования: таково именно культуротворчество ново-европейских народов. Немцы, англичане, французы, испанцы, а вслед за ними и другие нации в качестве начального культурного капитала перенимали духовное достояние арабов и греков. Благодаря этому они быстро выходили из “тьмы веков” и становились участниками общечеловеческого культурного движения.

Заимствование определяет и содержание русской культуры, которая за свою тысячелетнюю историю пережила три идеократические ломки, по существу всякий раз начиная заново культуротворческое дело.

В X в. Русь отвергает верования и культы автохтонного язычества, заменяя их византийским христианством, православием. На целые столетия в русской культуре утверждается идеократия святости как духовной противоположности секуляризованного знания. Весь образ жизни древнерусского общества регламентируется канонами и уставом православия. Борьба с католицизмом и протестантизмом способствует укоренению глубокой неприязни к Западу и его культуре. Эта неприязнь в основном сохраняется в православии и в наши дни .

С середины XVII в. Россия выбирает путь европеизации и просвещения. Толчком к этому послужило присоединение Украины (1654). Долгое время находившаяся в зависимости от католической Польши, она прониклась более светскими, толерантными началами. Царь Алексей Михайлович, опираясь на “киевских нехаев” - выучеников Киево-Могилянской академии, резко изменяет положение церкви: отныне и патриарх, и духовенство судятся по общему государственному закону, а не по особому, церковному, как это было раньше.

Петр I и вовсе упраздняет патриаршество (1721), не желая больше терпеть двоевластие. В его глазах окончательно меркнет старая мифология византинизма (тем более что самой Византийской империи не существовало уже с 1453 г.). Мечтая о могуществе России, он устремляется в сторону реального европеизма с его идеей просвещения и блага. Претворение заветов монарха-преобразователя легло на плечи интеллигенции - новой социальной силы, сменившей у власти духовенство. Она произвела революцию в русской культуре. Ее усилиями в течение XVIII и XIX вв. создаются новая литература, новое искусство, новое законодательство. И хотя церковь сохраняет политико-идеологическое значение, православное культуротворчество отходит на второй план, подвергаясь маргинализации и опрощению.

Однако союз монархии и интеллигенции оказался менее прочным, чем союз монархии и духовенства.

Раскол между интеллигенцией и властью явственно обозначился после Отечественной войны 1812-1814 гг. Победоносное шествие русских войск по Западной Европе, завоевание Берлина и Парижа вовлекли в процесс европеизации рядовые массы русского народа, изменили его самосознание. Со всей остротой был поднят вопрос об уничтожении крепостного права. Интеллигенция не могла, да и не желала больше заниматься апологией чистого просветительства: от идеи блага как знания она быстро переходит к идее блага как равенства.

На горизонте социальной жизни России забрезжила политическая революция. Первый шаг к ней сделали декабристы (1825). Царизм пытался исправить ситуацию, ослабив влияние интеллигенции. Церкви вновь была возвращена монополия духовной власти. В университетах запрещается преподавание философии, естествознание подводится под схему библейского шестоднева.

Но это лишь разжигает активность интеллигенции: начинается “хождение в народ”, создаются политические партии и группировки. В конце XIX - начале XX вв. доминирующее положение в обществе занимает марксистская идеология, проводниками которой выступают большевики. Они доводят борьбу с самодержавием до победного конца, преобразуя Россию в соответствии с идеалом уравнительного коммунизма. Развитие русской культуры принимает атеизированные формы, происходит ее омассовление и идеологизация. На это уходит почти все двадцатое столетие.

5. Примеры из историографии

Падение коммунистического режима вновь завело русскую культуру в трагический тупик. Теперь ей предстоит либо очередная идеократическая ломка, овладение новой “национальной идеей”, либо освоение и развитие культурно-исторических традиций прошлого. Попытки постсоветской системы продвинуться в первом направлении пока что ни к чему не привели, да и вряд ли способны в ближайшей перспективе дать нечто положительное. Остается один путь - путь синтезирования и освоения духовного достояния предков. Необходимо освободиться от конфронтационной риторики, от тех идеологизированных Филиппин, которыми исполнена наша историография.

Сошлемся на некоторые примеры. Так, П. Н. Милюков, придерживавшийся либерально-западнических ориентаций, касаясь вопроса о роли церкви в русском культурно-историческом процессе, отмечал, что православное духовенство всегда было и остается носителем архаического сознания, чуждого науке и прогрессу. Церковь никак не ознаменовала себя в качестве культуро-образующей силы. Даже в допетровский период, утверждал он, занимая преобладающее положение в духовной жизни страны, она “оказалась не в состоянии устроить школу не только для распространения знаний в обществе, но даже для поддержания знаний в собственной среде”. Точка зрения Милюкова характерна и для многих современных мыслителей и историков.

В ответ на подобные суждения из православно-консервативного лагеря раздаются не менее жесткие обвинения в адрес русской интеллигенции. Она объявляется носителем “ассоциированного (т. е. нерусского. - А. 3. ) сознания и ассоциированной психологии”, которые, с одной стороны, нацелены “не на духовное совершенствование личности и общества, а на захват власти и последующее ее удержание”, а с другой - обусловлены интернациональной природой капитала, всепланетарным характером транспорта, связи, средств информации, особенностями современного развития производства, торговли, науки.

Ассоциированное сознание лишено “духовной опоры и нравственного ориентира”, оно развернуто “в сторону материальных ценностей и полностью секуляризовано”, а потому “не способно противостоять искушению и сознательно или бессознательно принимает сторону дьявола”. “Порабощенная темной силой, - утверждает церковный иерарх, - эта реальность (т. е. русская интеллигенция. - А. 3. ) становится одновременно и жертвой и орудием зла”.

Едва ли можно согласиться с какой-либо из этих позиций. Обе они, по сути дела, утверждают собственное право на монопольное видение России, понимание ее исторических судеб. Но против этого восстает русская культура, объединившая в себе разнородные идеократические тенденции. Все они имели жизненное значение для России, и их нельзя рассматривать в парадигме борьбы и отрицаний. Культура народа - не поле для ристалищ, а место встречи и единения поколений. Уяснение этого составляет базис целостности и развития русской нации.

Материал создан: 01.05.2016

комментарии к статье

iamruss.ru


Смотрите также