Система образования в России: история становления. История образования россии


История образования в России

История образования в России

Началом складывания российской системы образования стоит считать школы (училища) при княжеских дворах Владимира Святославича в Киеве и Ярослава Мудрого в Новгороде, послужившие примером для создания школ и при дворах других князей. Школы открывались в столицах княжеств и при монастырях. В школах обучали грамоте и иностранным языкам. В 1086 году в Киеве открылась первая школа для женщин]

О распространенности образования и грамотности населения в Древней Руси говорят берестяные грамоты и граффити на стенах.

Первым высшим учебным заведением стала в 1687 году Славяно-греко-латинская академия. В XVIII веке были созданы первые российские университеты — Академический университет при Петербургской Академии наук (1724 год) и Московский университет (1755 год). С правления Петра Великого начинается активное создание технических учебных заведений, направленных на подготовку инженеров.

Началом государственного женского образования стоит считать 1764 год, когда был основан Смольный институт благородных девиц, при котором в следующем году открылось отделение для „мещанских девиц“, готовившее гувернанток, экономок, нянь. После этого стали создаваться и частные пансионы для дворянок.

В 1779 году при разночинной гимназии Московского университета была открыта Учительская семинария, ставшая первым педагогическим учебным заведением в России.

В начале XIX века система образования в России претерпела изменения. По уставу 1804 года образование можно было получать последовательно в приходских училищах, уездных училищах, губернских гимназиях и университетах. Школы двух первых типов были бесплатными и бессословными. Кроме того, существовали духовные училища и семинарии, подведомственные Священному Синоду, благотворительные училища Ведомства учреждений императрицы Марии и учебные заведения Военного министерства[32].

Были созданы учебные округа во главе с попечителями, систему образования округа возглавлял университет.

При Николае I после восстания декабристов образование стало более консервативным. Школы были выведены из подчинения университетам и напрямую подчинены попечителю учебного округа, назначаемого Министерством народного просвещения. Частные учебные заведения были закрыты или преобразованы для большего согласования их учебных планов с учебным процессом в государственных училищах и гимназиях. Высшие учебные заведения были лишены автономии, ректоры и профессора стали назначаться Министерством народного просвещения

В ходе реформ Александра II при университетах стали создаваться высшие женские курсы — организации, дающие для женщин образование по программам университетов (хотя высшим образованием это еще назвать нельзя). Первые такие курсы были открыты в 1869 году. Статус высших учебных заведений высшие женские курсы получили лишь незадолго до революции 1917 года. В 1864 году Положением о начальных училищах вводились общедоступность и бессословность начального образования. Средние образовательные учреждения делились на классические гимназии и реальные училища. В них мог поступить каждый, кто успешно сдал вступительные экзамены. Поступить же в университеты могли только выпускники классических гимназий и те, кто сдал экзамены за курс классической гимназии. Выпускники реальных училищ могли поступать в другие высшие учебные заведения (технических, сельскохозяйственные и другие).

В 1863 году университетам была возвращена автономия, отменены ограничения на прием студентов. Значительно выросла роль общественности в системе образования (попечительские и педагогические советы)

После Октябрьской революции произошло кардинальное изменение системы образования. Декретом СНК РСФСР от 11 декабря 1917 года все учебные заведения были переданы в ведение Наркомпроса РСФСР.Частные учебные заведения были запрещены, образование стало бессословным и общедоступным

Основной задачей в области образования для Советского правительства стала ликвидация массовой неграмотности населения, решением чего стал декрет „О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР“ от 26 декабря 1919 года. Декретом была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности при Наркомпросе РСФСР, руководившая всей работой в этом направлении. Активно открывались школы для взрослых и пункты ликвидации неграмотности, увеличивалась публикация учебной литературы.

В 1923 году совместным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР была введена плата за обучение в старших классах школы и вузах. От платы освобождались некоторые категории граждан — военные, работники образования, крестьяне, инвалиды, безработные, пенсионеры, государственные стипендиаты, Герои СССР и Герои Социалистического Труда. Устанавливался предел бесплатных мест в вузах. Плата за обучение не взимается в коммунистических высших учебных заведениях, рабочих факультетах и педагогических техникумах Плата за обучение сохранялась до 1950-х годов.

Согласно Конституции 1977 года, всем гражданам СССР было гарантировано право на получение бесплатного высшего и средне специального образования. Всем отличникам учебы, обучавшихся на очных отделениях вузов, а также в средних специальных учебных заведениях было гарантировано право на получение стипендии от государства. Государство также через систему распределения гарантировало трудоустройство по специальности каждому выпускнику вуза и среднего специального учебного заведения.

С 1990-х годов в российском образовании проводится реформа. Её основными направлениями стали ориентация на развитие частных образовательных учреждений, участие гражданина в финансировании собственного образования, отмена системы государственных гарантий трудоустройства выпускников вузов и техникумов, свертывание системы профессионально-технических училищ, развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков (компетенций), стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства, переход на многоуровневую систему высшего образования и введение единого государственного экзамена как формы совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы.

multiurok.ru

Система образования в России: история становления :: SYL.ru

Начало русской национальной школе было положено в Киевской Руси. В развитии древнерусской культуры и просвещения немалую роль сыграло введение улучшенной азбуки (кириллицы), которая была создана на основе звукобуквенного греческого алфавита с учетом фонетики древнеславянского языка.

Начало положено...

Централизованная система образования в России берет свое начало в X-XIII веках, с момента создания и открытия церковно-приходских школ, учреждений при монастырях и дворцах князей. Педагогические начинания князя Владимира успешно продолжены Ярославом Мудрым, которому принадлежала идея создания первой библиотеки при Софийском соборе в Киеве. Если верить берестяным грамотам XI-XV веков, грамотность в Древней Руси получила достаточное распространении не только среди знати, но и среди горожан, ремесленников, торговцев, благодаря «мастерам грамоты» - дьячкам, которые занимались обучением детей.

Первый ВУЗ

Первое высшее учебное заведение было организовано на территории современной Украины – Киевско-Братская Коллегия, позже переименованная в Академию, была открыта в 1632 году. Студентами данного учебного заведения были дети зажиточных горожан, духовенства, представителей казачества. Система образования в России того времени одним из методов преподавания выбрала диспут, а само обучение происходило на греческом языке. система образования в россииСтудентам преподавались такие предметы, как славянский, греческий и польский языки, латынь, грамматика, риторика, пиитика, музыка, философия, геометрия, арифметика, астрономия, богословие. А на территории современной России, в Москве, первой была открыта Славяно-греко-латинская академия в 1687 году. Именно в этом учебном заведении получили образование архитектор В. Баженов и М. Ломоносов, благодаря которому в 1755 году открылся Московский университет.

система непрерывного образования в россии

Образование и народ

В XVIII-XIX веках, в эпоху реформации при правлении Петра I, была затронута и система образования в России. Именно с этого времени обучение стало доступно простому народу, поскольку открывались народные школы. Начальным звеном стали церковно-приходские, в которых осваивали знания в области богословия, счета и чтения в течение одного года; далее – начальные, где готовили кадры для уездных школ. В них преподавались основы математики, литературы, профессиональных наук, обучение проходило в течение двух лет. Выпускники данных школ подготавливали кадры для гимназий, следующая ступень после которой – университет. Обучение в этом заведении было четырехлетним, на одном их факультетов: юридическом, медицинском, словесности, искусств. Эта система образования в России существовала в шести округах, во главе каждого стоял попечительский совет.

Преемственность

Исторически так сложилось, что дошкольное образование в России было прерогативой родителей ребенка или его бабушек и дедушек, оно никогда не являлось обязательным. Первые детские сады возникли в конце XIX века, изначально разделившись на «народные» и «для представителей интеллигенции». Во времена Советского Союза подобное деление перестало быть актуальным, а поскольку люди большую часть своего времени проводили на работе, дошкольные учреждения получили широкое распространение, в них стали отдавать детей, едва достигших пары месяцев. Именно в те годы начала складываться система непрерывного образования в России, предполагающая преемственность между всеми звеньями воспитательно-образовательного процесса. Так, сначала ребенок посещал детский сад, затем поступал в школу, а далее уже, в зависимости от способностей, возможностей и желания – в высшие или средне-специальные учебные заведения. современная система образования в россииДля тех же, кто хотел свою жизнь посвятить науке, существовало послевузовское образование и различные научно-исследовательские институты.

И вновь реформы...

Современная система образования в России претерпела некоторые изменения по сравнению с советской. Кроме общеобразовательных школ появились лицеи и гимназии, профтехучилища стали гордо именоваться «колледжами», в высших учебных заведениях стало возможно учиться как на бюджетной, так и на договорной основе. В последнее время получили распространение частные детские сады и школы, развивающие центры. С принятием нового закона «Об образовании» реформирование этой сферы продолжится и в дальнейшем.

www.syl.ru

История образования в России

История образования в России1687

Основана Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России.

История образования в России1724

Основана Петербургская академия наук – прообраз нынешней Российской академии наук (РАН).

История образования в России1755

Основан Московский государственный университет (с 1940 года – МГУ им. М. Ломоносова).

История образования в России1870

Открыты первые высшие женские курсы.

История образования в России1899

В России действуют 56 высших учебных заведений.

Изображение №6 – История образования в России1904

Выдающийся русский ученый Иван Павлов, выпускник Петербургского университета (ныне СПбГУ), первым из россиян удостоен Нобелевской премии за исследования физиологии пищеварения.

История образования в России
1913

4 500 человек профессорско-преподавательского состава работают в высшей школе России, 127 400 студентов обучается в вузах страны.

История образования в России1917

В России 150 вузов.

История образования в России1918

Россия первой в мире сделала высшее образование бесплатным. Принят декрет, согласно которому поступать в вузы могли все трудящиеся, начиная с 16 лет. Гражданство, пол и наличие аттестата об окончании школы значения не имели.

История образования в России1918-1919

Созданы десятки новых университетов. В первую очередь, их открывали в крупных городах Советской Республики.

История образования в России
1928

Начали открываться первые политехнические институты.

История образования в России1930

В ходе реформы высшего образования вузы подчинили ведомствам. На базе факультетов крупных университетов стали создавать отраслевые институты. В 30-е годы было основано свыше 40 педагогических, медицинских, экономических и других институтов. Научные подразделения выделялись в научно-исследовательские институты. Открылись первые вечерние и заочные факультеты и институты.

История образования в России1944

Cоздан фонд диссертационных работ.

История образования в России1950-е

В рамках повышения качества обучения идет процесс укрупнения вузов. Открываются вузы и факультеты, готовящие специалистов в области радиоэлектроники, электронной и вычислительной техники, автоматики, биофизики и биохимии.

История образования в России1981

В СССР работают 494 государственных вуза.

История образования в России1990

180 тысяч иностранцев обучается в образовательных учреждениях России.

История образования в России2003

Россия подписала Болонскую декларацию, став частью единого европейского пространства высшего образования.

История образования в России2007

В России введены бакалавриат, специалитет и магистратура.

История образования в России2010

Выпускникам МФТИ Андрею Гейму и Константину Новосёлову вручена Нобелевская премия по физике за открытие графена. Всего Россия дала миру 42 нобелевских лауреата.

История образования в России2014

21 российский вуз вошел в институциональный рейтинг QS.

История образования в России2013

Запущена программа академического превосходства российских университетов – Проект 5-100, призванная повысить конкурентоспособность ведущих российских вузов в мире.

Начал действовать закон, который расширил права граждан при получении образования, установил требования к образовательным программам и стандартам, гарантировав их соответствие мировым стандартам обучения.

История образования в России2015

13 вузов из России вошли в список лучших университетов мира по версии THE

История образования в России2017

Запущен приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».

24 университета – в институциональном рейтинге QS.

28 вузов заняли более 140 позиций в 38 категориях предметных и отраслевых рейтингах QS.

27 университетов названы среди лучших вузов мира в рейтинге THE.

История образования в России2016

В России 896 вузов.

22 университета – в списке лучших по версии QS.

24 вуза вошли в институциональный рейтинг THE.

studyinrussia.ru

История высшего образования в России

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KakiGdeUchitsya.ru. Сегодняшняя статья – история высшего образования в России не имеет никакого практического смысла и не научит Вас как готовиться к экзаменам или защищать диплом. Но культурный человек должен знать историю своей страны, ведь, как известно «народ который не знает своего прошлого, не имеет будущего», а история высшего образования тоже является частью истории России, причем достаточно интересной и поучительной.

Всю историю высшего образования в России можно разделить на 4 этапа:

  • Высшее образование до XVIII века.
  • Высшее образование в XVIII-XIX веках.
  • Высшее образование при Советском Союзе.
  • Высшее образование в современной Российской Федерации.

И чтобы не смешивать всё это в кучу, каждый из выделенных временных промежутков будет описан в отдельном пункте статьи.

Высшее образование в России до XVIII века

В современном понимании то, что происходило в XII-XVIII веках в образовании сложно назвать высшим образованием, но развивающиеся отношения с другими странами, мореплавание и культура требовали и развития общества. Однако, образование оставалось во власти церкви, так что высшее образование представляло собой смесь из философии Аристотеля и христианского богословия.

история высшего образования в РоссииСимеон Полоцкий, основатель Славяно-греко-латинской академии

Но всё же это были первые шаги, которые прошли и Европейские страны, здесь никаких отличий не было, кроме временного промежутка, в Европе это всё же закончилось и открылись первые университеты раньше, чем в России. Первые европейские университеты были открыты в XII-XV веках, так что нужно признать, что развитие образования в России происходило с некоторым запозданием относительно Европы.

Высшее образование в России в XVIII-XIX веках

Этот временной промежуток характеризуется тем, что от образования, основанного на схоластических взглядах Россия стала переходить к университетскому образованию. Во многом здесь надо сказать спасибо Петру I и его реформам, которые позволили открыть первые университеты:

  1. Академический университет в Петербурге (ныне Санкт-Петербургский государственный университет) – 1726 г.
  2. Московский университет (ныне МГУ) – 1755 г.

Вообще университеты открывались не сказать, что сильно часто, и до 1917 года их было открыто 11. Но были еще открыты высшие учебные заведения, так называемого, неуниверситетского типа – это были педагогические, сельскохозяйственные и технические институты. Но с их открытием значение университетов продолжало оставаться огромным и только увеличивалось.

Наиболее престижным было военное и военно-техническое образование, это определялось военно-феодальным режимом Российской империи. Высшее образование оставалось доступно только членам привилегированных сословий (дворянство и купечество). И тут дело не только в высокой стоимости обучения, но и в том, что крестьяне не видели необходимости в таком обучении и знаниях, которые на тот момент давали высшие учебные заведения. Воспитание оставалось общинным, традиционным для крестьян.

Итогом стало то, что к началу XX века общая грамотность была на очень низком уровне. Для того, чтобы исправить ситуацию был подготовлен проект открытия еще 15 университетов, но начавшаяся Первая мировая война и отсутствие средств в бюджете не позволили воплотить проект в жизнь.

Высшее образование при Советском Союзе

Первой задачей, которую решали власти СССР в сфере образования была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. 20-е годы XX века были посвящены решению в основном этой проблемы, но и высшее образование не было забыто.

В период первой пятилетки (1928-1932 годы) число студентов резко возросло, но упало качество их обучения. Рост числа студентов был связан с тем, что наблюдался острый недостаток специалистов с высшим образованием. Качество обучения стали улучшать уже во времена второй пятилетки. Вместе с улучшением качества образования увеличилось число ВУЗов, в 1933 году их число составило 832.

история высшего образования в РоссииГраждане СССР имеют право на высшее образование

В 40-50 годы XX века увеличился интерес к получению высшего образования, в первую очередь университетского. Связано это было с успехами в освоении космоса, развитии ядерной энергетики. Число ВУЗов изменилось незначительно.

80-е – начало 90-х годов можно отметить сближение технических и гуманитарных специальностей, что проще всего было сделать в университетах. И, кроме того, увеличилось сотрудничество разных стран – это обмен студентами и преподавателями, и, кроме того, совместные разработки в области совместных научных проектов, унификация учебных планов.

Высшее образование в современной Российской Федерации

Прекращение существования Советского Союза принесло как проблемы, так и положительные результаты.

К проблемам можно отнести то, что взаимодействие с университетами бывших Союзных республик стало сложнее или вообще невозможно. Кроме того, значительная часть преподавателей из России мигрировали в Европу или США.

Положительная сторона распада Союза была в том, что в Россию переехало большое количество специалистов высокой квалификации, выехавших по разным причинам из ныне независимых государств ближнего зарубежья.

Для того, чтобы преодолеть отставание количества университетов от Европейских показателей в 1992 году большое количество узкоспециализированных институтов были переименованы в университеты, таким образом число университетов за один 1992 год возросло с 48 до 97.

90-е годы принесли повышение интереса к гуманитарным специальностям, продолжалось это и в начале 2000-х, в результате в настоящее время наблюдается избыток специалистов экономических и юридических специальностей. Наиболее востребованными являются технические специальности. Кроме того, на данный момент недостаточно количество кадров со средне-специальным образованием.

 

Спасибо, что дочитали, надеюсь, что хоть кому-то было интересно. До встречи на страницах блога KakiGdeUchitsya.ru.

Если статья показалась Вам интересной, пожалуйста, поделитесь ею с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже.

Если у Вас остались вопросы, пишите в комментариях, постараюсь ответить максимально подробно и ясно.

Возможно Вас заинтересует:

(Visited 1 033 times, 1 visits today)

kakigdeuchitsya.ru

Николай Сидоров: История образования в России: от Петра до наших дней

Чуть меньше чем через год мы отметим, если, конечно, вспомним, трёхсотлетие Указа Петра I «О учинении школ». Это был первый шаг по реализации простой, но очень перспективной идеи: организовать за государственный счёт систематическое обучение свободных граждан свободной страны. Государство принимало на себя обязательства по инвестированию средств в народное образование и, вместе с тем, оно формировало заказ к системе образования, какими знаниями и умениями должны овладеть выпускники образовательных учреждений. Больше того, государство обосновалось на позициях не только инвестора и заказчика, но ещё и потребителя продукции образования.

Петр I. Поль Деларош, 1838

Надо сказать, что с общеобразовательными школами у Петра I как-то не заладилось, зато школы профессиональные: навигацкие, инженерные, бомбардирские, коновальные, лекарские, рудные, – регулярно поставляли в войска и на мануфактуры тысячами грамотных исполнителей монарших планов. Такой «образовательный перекос» объясним: употребление в государственных интересах готовых матросов и штурманов, военных строителей и артиллеристов, лекарей и рудознатцев не составляет проблемы, а вот для чего государству нужны свободные граждане с общим образованием не понятно. Да и нужны ли? В те времена данная проблема решалась просто, и гражданская свобода индивида заканчивалась там, где начиналась его учёба, организованная государством в своих интересах (и это при том, что об обучении крепостных даже и речи не было). Формально свободные простолюдины, самовольно оставившие учёбу, рассматривались как дезертиры, а неуспешные в учёбе недоросли (несовершеннолетние дворянские дети) отдавались в матросы без права производства в чин.

Екатерина II. Ф. С. Рокотов, 1763

Ситуация в народном образовании России кардинально изменилась во второй половине XVIII века в период царствования Екатерины II. Главная причина этих изменений заключалась в том, что императрица вменила образованию иную миссию – воспитание народа. При Екатерине II создаётся сеть народных училищ, в которых главное внимание, кроме письма и арифметики, уделяется Священной Истории, а также чтению и проработке «Книги о должностях человека и гражданина». Здесь «о должностях» означает «об обязанностях» по отношению к Богу, Начальству (именно так – с заглавной буквы) и ближним. Такой поворот был обусловлен, во-первых, веяниями эпохи Просвещения и, во-вторых, необходимостью что-то противопоставить настроениям, вполне выразившимся в восстании Емельяна Пугачёва. Для поддержания порядка в стране законопослушание населения важнее его профессионализма. У императрицы была амбициозная идея «вывести новую породу людей» – разночинцев, – которая необходима для заселения вновь созданных губернских и уездных городов общим числом около полутора сотен. Принуждения к обучению, как при Петре I, не было, а число учеников – мальчишек и девчонок – выросло многократно.

Александр I. Франсуа Паскаль Симон Жерар, 1817

Очередной крутой поворот в истории отечественного образования приходится на начало XIX века. Александр I проводит масштабную административную реформу, в рамках которой появляется Министерство Народного Просвещения, а само народное образование приобретает черты системности. Элементы этой системы: университеты, гимназии, уездные училища, церковно-приходские школы, – являют собою пирамиду, но главное состоит в том, что между учебными программами разных уровней есть преемственность. (Надо заметить, что церковно-приходские школы получили это имя по названию наименьшей административной единицы – церковный приход, а сама РПЦ в организации институализированного образования играла гораздо меньшую роль, чем это принято обычно считать). Выпускники гимназий имеют право поступать на службу с присвоением им гражданского чина. Уже состоявшиеся к тому времени чиновники могут продвигаться по карьерной лестнице только при условии получения университетского диплома. Таково было значение образования, оплаченного государством: последнее занималось воспроизводством собственных грамотных управленческих кадров. Кстати, по этой причине получение образования в гимназиях и университетах было исключительно мужским занятием. На всём пространстве Российской Империи созданием системы народного образования руководит Министерство, в штате которого всего-то 12 человек, не считая сторожей и курьеров.

Отмена крепостного права добавила в число свободных и равноправных граждан России более 22 миллионов абсолютно неграмотных соотечественников. Такое изменение социальной ситуации потребовало совершенно иной модели народного образования, и она была создана к 1864 году, то есть, за 2-3 года. Её особенностью было привлечение в образование на правах инвесторов, заказчиков и потребителей образования, наравне с государством, частных лиц и общественных объединений. Многообразие типов школы было невиданным ранее: школы государственные, частные, ведомственные, воскресные, дворянские, купеческие, домашние и так далее. Чуть позже решается вопрос об институализации женского образования. Создаются Комитеты грамотности и начинается «хождение в народ». В общем, «реформа школы – дело всенародное!» Государственная власть всемерно поощряла такое многообразие, поскольку оно заметно сокращало её собственные расходы на народное образование. Особая роль принадлежала земствам. При этом, правда, был утрачен тотальный контроль государства над содержанием образования молодых людей, который тщательно выстраивался Николаем I в предшествующие десятилетия. Возможно, данный факт сыграл свою роль в последующих исторических событиях.

Новое резкое изменение внутриполитической и социальной ситуации произошло в 1917 году. Идея социального равенства была реализована в сфере народного образования отменой сословных школ и учреждением единой трудовой школы. Новая государственная власть создала Наркомпрос и поставила перед ним две задачи: а) ликвидация неграмотности всего населения страны в возрасте до 50 лет и б) «Школа должна стать орудием диктатуры пролетариата, т.е. не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного, воспитывающего влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс, в интересах полного подавления сопротивления эксплуататоров и осуществления коммунистического строя». То есть, на первый план опять выходит задача государственного воспитания обучающихся, но уже на других принципах. Государство диктатуры пролетариата превращается в единственного инвестора, заказчика и потребителя в сфере образования со всеми вытекающими отсюда решениями в отношении гражданских свобод. Выполнение решений о введении повсеместно всеобщего обязательного начального образования контролировалось постоянно и очень жёстко вплоть до установления материальной ответственности для родителей (лиц, их заменяющих), административной ответственности для должностных лиц, уголовной ответственности для председателей Советов.

А.В. Луначарский

Актуализация задачи построения материально-технической базы социализма и, прежде всего, индустриализация вновь изменили облик школы – с 1929 года она стала единой трудовой политехнической общеобразовательной школой с производственным обучением. Советская школа 1930-х – начала 1960-х годов была ориентирована на подготовку молодых людей, обладающих знаниями основ наук, к производственной деятельности на промышленных предприятиях. После 1966 года ситуация несколько изменилась: по мысли государственных властных структур школа должна «…формировать у молодого поколения марксист­ско-ленинское мировоззрение, воспитывать у учащихся высокое чувство советского патрио­тизма — любовь к Родине, своему народу, Ком­мунистической партии Советского Союза…; обеспечивать всестороннее гармоническое раз­витие учащихся, их эстетическое и физическое воспитание, укрепление их здоровья…». Обучение – всеобщее и обязательное.

Последняя по времени модернизация советской школы проводилась в 1984 году и получило название «Андроповской реформы». Последующие дискуссии профессионалов, прошедшие в начале 1990-х годов, были очень горячими, но, по моему мнению, мало что изменили в отношениях государства к школе, школы к обучающимся, учеников и их родителей – к школе. Простая и продуктивная идея организовать за государственный счёт систематическое обучение детей и таким образом отстранить от формирования заказа на содержание образования и их самих, и их взрослых законных представителей работает до сих пор.

Система образования, как инструмент государственного регулирования в социальной сфере, всегда создавалась вполне осмысленно и столь же осмысленно время от времени реформировалась, и поэтому её появление и изменения не стоит объяснять только лишь безликим «ходом исторического развития» или анонимным «социальным заказом». Эта система во все времена выстраивалась конкретными людьми в зависимости от того, в чём ими усматривался государственный интерес на конкретном историческом этапе, и каковы обстоятельства, в которых принимались те или иные решения. Совокупность этих условий позволяла каждый раз при необходимости формулировать новую более или менее проработанную и адекватную требованиям своего времени политико-социальную модель институализированного образования.

Политико-социальная модель институализированного образования – это комплекс требований властных государственных структур к определяющим моментам организации систематического обучения и просвещения подданных; требований, обусловленных господствующими политическими и идеологическими установками (тенденциями), наличными социальными обстоятельствами, уровнем развития материальной и духовной культуры.

Вообще за всю трёхсотлетнюю историю отечественного народного образования существовало шесть различных моделей. Они различались между собою по той миссии, которая возлагалась на образование; по инвесторам и заказчикам образования; по номенклатуре типов образовательных учреждений и особенностям структуры управления образованием. Проще всего обозначить эти шесть моделей именами политических деятелей: Пётр I, Екатерина II, Александр I, Александр II, А.В. Луначарский, И.В. Сталин. Все реформы отечественного институализированного образования – то есть, переход от одной политико-социальной модели к другой – на протяжении трёх веков не меняли его сути: быть тем инструментом государственной власти, с помощью которого она подготавливала «живую составляющую» для решения актуальных или перспективных государственных задач. Именно по этой причине государство всегда занимало позицию основного инвестора народного образования.

Основного, но не единственного. В нашей истории были периоды, когда система государственного образования принимала те или иные социальные группы, а также отдельных индивидов в роли инвесторов и заказчиков образования. Успешно работали коммерческие училища (или коммерческие классы в государственных гимназиях), организованные на средства купеческих обществ, дворянские пансионы – на средства губернских дворянских собраний. В таких случаях учебные планы и программы обучения составлялись индивидуально, «под заказ». То есть, таким образом отдельные группы свободных граждан, представляющих гражданское общество, поддерживали свои собственные бытийные основания посредством обращения к образованию при минимальном участии государства.

Журнальная статья мало подходит для подробного сравнительного анализа политико-социальных моделей отечественного образования, и потому здесь уместен только один важный тезис: беру на себя смелость утверждать, что современная общеобразовательная школа продолжает жить по социалистической политико-социальной модели образования. А это означает, что никакие модернизации не смогут вытащить современную школу из кризиса, о котором не говорит только ленивый. Суть этого кризиса состоит в рассогласовании наличной социальной ситуации и изжившей себя модели народного образования.

Социальное и имущественное расслоение современного общества есть факт, но на самые разнообразные случаи у нас есть только одна форма – государственное бюджетное образовательное учреждение – ГБОУ. (Переименование прежних общеобразовательных школ в лицеи и гимназии проблемы не снимает; количество частных школ ничтожно, корпоративные учебные заведения распространены ещё менее).

Нынешний процесс обучения, при отсутствии образовательной потребности, превращается в повинность, и нести её нужно, поскольку без документа об образовании жизнь значительно осложняется. Значимость выпускных экзаменов (в любой их форме) вообще проблематична: зачем же экзаменовать после завершения процесса, когда сделать уже ничего нельзя?

Индивид вынужден удовлетворять свою образовательную потребность тем способом, который избран государством-заказчиком. Для индивида с развитым самосознанием противоречивость данной модели очевидна. Очевидно и то, что принятая модель народного образования в полной мере отражает степень недоверия государственных управляющих структур к гражданам своей страны.

Общее образование потеряло самоценность и превратилось в пропедевтическую ступень ВУЗа, а это означает, во-первых, крайнюю рационализацию школьного знания и, во-вторых, утрату такого важного аспекта, который можно было бы обозначить как «социальный инкубатор».

Научность, которая берётся в современном обучении за образец, – это научность позапрошлого века. Постнеклассическая рациональность наших дней основывается на другой методологии научного исследования и в своём активе имеет уже другие методы, отличные от методов классической науки. Ни со школьной парты, ни с рабочего места школьного учителя «переднего края науки» уже не видно.

Советская модель образования сформировала в обществе устойчивые потребительские настроения: нам государство обязано дать образование. Ничего подобного, поскольку государству интересно научить человека читать (указы) и писать (расписываться за прочитанное). А всё остальное образование уже является интересом самого индивида и той группы, которая составляет его ближайшее социальное окружение.

polit.ru

История образования в России — Отечественные записки

Систематическое профессиональное образование начинает складываться в России в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Например, в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681 году, обучалось к 1684 году 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора. В организации учебного процесса особую роль играли старосты, которым выплачивался «поденный корм» и в обязанности которых входило «спрашивать уроки у товарищей».

После революции в России среднее профессиональное образование стало частью системы народного образования. С 1919 года управление учебными заведениями было централизовано и сосредоточено в Главпрофобре при Наркомпросе РСФСР. В техникумах готовили как инженеров узкой специализации, так и помощников инженеров. Сроки обучения и планы приема были различными. К началу 1929 года в стране было свыше 1030 средних специальных учебных заведений. В сентябре 1929 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об установлении единой системы индустриально-технического образования». Техникумы стали готовить специалистов на базе семилетний школы,40–50процентов учебных часов отводилось на практическое обучение. Многие техникумы были реорганизованы в отраслевые. Управление средним профобразованием стало строиться по отраслевому принципу. Рост количества промышленных предприятий, курс на индустриализацию потребовали привлечения квалифицированных специалистов и перестройки образования.

В 30-х годах наблюдается рост числа техникумов, контингент учащихся которых к 1941 году составил 800 тысяч человек. Стимулом для начала разработки группы проблем — в первую очередь высшей школы и техникумов, большинство из которых появились в этот период —послужило постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах». В этот период были разработаны стабильные учебные планы.

В период Великой Отечественной войны подготовка специалистов со средним профессиональным образованием резко сократилась, но уже к 1947 году был достигнут довоенный уровень.

В 60-е годы в период развертывания технологического этапа развития научно-технической базы учебных заведений возрос контингент обучающихся, что было связано с растущей общественной потребностью в квалифицированных специалистах.

В 1961/1962 учебном году в стране было 3416 учреждений среднего профессионального образования с контингентом учащихся 2,4 миллиона человек. Поскольку ряд отраслей народного хозяйства стал нуждаться в квалифицированных кадрах, было открыто более 30 новых направлений их подготовки. К 1981 году система среднего специального образования осуществляла подготовку кадров для всех отраслей народного хозяйства страны (более чем 500 специальностей).

В настоящее время в России функционирует 2812 средних профессиональных учебных заведений, из них 142 негосударственных, которые обеспечивают подготовку специалистов среднего звена более чем 280 специальностей. Численность студентов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях, составляет 2147 тысяч человек.

www.strana-oz.ru

История образования в России - это... Что такое История образования в России?

 История образования в России

   см. Россия

   Ч33(2Р)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

  • История
  • История педагогики

Смотреть что такое "История образования в России" в других словарях:

  • История президентства в России — Михаил Сергеевич Горбачев был избран президентом СССР 15 марта 1990 года на III внеочередном Съезде народных депутатов СССР. 25 декабря 1991 года, в связи с прекращением существования СССР как государственного образования, М.С. Горбачев объявил о …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • История либерализма в России — «Свобода России» (Плакат кадетской партии 1917 г.) Либерализм …   Википедия

  • История математики в России — Данная статья  часть обзора История математики. Содержание 1 Древность и средневековье 2 XVII век 3 …   Википедия

  • История евреев в России —     Истории еврейского народа …   Википедия

  • История вооруженных сил России — История Вооружённых Сил России разделена на несколько периодов. Военная униформа с X по XVIII век Содержание 1 С древнейших времён до XIII века 1.1 V VIII веков …   Википедия

  • История масонства в России — Масонство Масонство …   Википедия

  • История книгопечатания в России — Основная статья: Книгопечатание В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Россия, Российская Федерация (история образования) —     Государство в восточной части Европы и северной части Азии. Площадь 17075,4 тыс. км2. Население 145,9 тыс. чел. (1999). Государственный язык русский. Столица Москва.    История образования. Дошкольные учреждения в 18 19 вв. рассматривались гл …   Педагогический терминологический словарь

  • 200-летие образования в России министерств (монеты) — Памятные монеты Центрального банка Российской Федерации, посвящённые 200 летию образования в России министерств Основная статья: Памятные монеты России 8 сентября 1802 года Император Российской Империи Александр I издал Манифест, которым на базе… …   Википедия

  • История энтомологии — История науки …   Википедия

pedagogical_dictionary.academic.ru


Смотрите также