История экономики России. Экономическая история россии


Кризис 1921 года

ГЛАВА 1

ского и Ладожского озер до низовий рек Прут, Днестр, Южный Буг, от Карпат до Оки и Волги. Здесь проживали многочисленные племен ные союзы (княжения) полян, древлян, радимичей, дреговичей, северян, уличей, волынян, белых хорватов, кривичей, вятичей и др. В тесном со седстве с ними находились иные племена: на северо западе это были эсты (чудь), водь, ижора, лопари, корелы и другиеугро финские племе на. На севере жили югра, остяки, вогулы, весь. В междуречье Волги и Оки жили мещера, мурома, меря, черемисы, мордва, а далее на вос ток — вотяки, зыряне, пермяки (коми). На западе со славянами со седствовали многочисленныеприбалтийские племена: ливы, жмудь, пруссы, ятвяги, корсь и другие, а также поляки (ляхи), жившие по

берегам Вислы.

Природно климатические условия способствовали формированию успешной хозяйственной деятельности славян: полноводные реки, плодородные почвы, густые леса, полные различных зверей и птиц, умеренный ровный климат. Эти условия сыграли заметную роль в раз витии экономики древних славян. На южных плодородных землях люди занимались земледелием, в юго восточных степях — кочевым скотоводством, в северных и северо западных районах — охотой, до бычей меха ценных пород зверей, бортничеством (сбором меда диких пчел и воска).

Археологические раскопки поселений говорят о том, что основ ным занятием восточных славян во II—Vвеках было земледелие. Они сеяли просо, рожь (жито), пшеницу, лен и другие культуры. Широко применялисьрало — примитивная деревянная соха с железным на конечником (наральником), мотыга, серп, грабли, коса. Позже по явился плуг с железным лемехом.

Земледелие осуществлялось в переложной (залежной) илиподсеч% но%огневой форме. Перелог предполагал использование одних и тех же участков в течение нескольких лет подряд, после чего он не обраба тывался примерно20—30лет до восстановления естественного пло дородия. Эта система существовала в основном в степных и лесостеп ных районах. Подсечная система применялась чаще всего в северных лесных краях, где сначала подрубали (подсекали) деревья, а когда они высыхали, их сжигали, чтобы зола при этом служила удобрением по чвы. Но эта система требовала больших затрат физического труда лю дей, объединенных вродовую общину.

Большая патриархальная семья располагалась обычно в виде посе ления, которое называлось двор (дворище, городище, печище). Это была отдельная хозяйственная единица с коллективной собственностью на

studfiles.net

История экономики России - это... Что такое История экономики России?

1992—1999

Многие цели и методы экономической политики властей, проводившейся в 1990-е годы, формировались исходя из указаний международных финансовых организаций, в первую очередь МВФ.[1]

Методы экономической политики, применявшиеся в 1995—1998 годах, напоминали «дурную бесконечность»: вновь и вновь повторялись похожие по смыслу меры, несмотря на то, что они каждый раз давали отрицательные результаты.[1] Ставка постоянно делалась на крайне ограниченный набор денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер.[1] Характеристика основных из этих мер:[1]

  • Абсолютный приоритет мер по противодействию инфляции над мерами по стимулированию капиталообразующих инвестиций и производства.[1]
  • В качестве основной и фактически единственной меры по борьбе с инфляцией использовалось сокращение предложения денег.[1] Эта мера включала в себе в том числе задержку в выплатах пенсий, неоплату за продукцию по государственному заказу, неисполнение финансовых обязательств перед бюджетными организациями и т. п.[1]
  • Применение завышенного курса российского рубля в качестве меры по сдерживанию инфляционных ожиданий.[1]
  • Сохранение больших ставок налогов с целью сокращения дефицита госбюджета.[1]
  • Финансирование дефицита госбюджета за счёт продажи на рынке долговых обязательств государства (ГКО, ОФЗ и других).[1] Причём объём их размещения постоянно увеличивался (со 160 млрд рублей в 1995 году до 502 млрд рублей в 1997 году), а нужный объём спроса на них поддерживался большими ставками процентов и значительным привлечением спекулятивных финансовых ресурсов из-за границы.[1] Ориентация на иностранный капитал потребовала ликвидации многих ограничений на вывоз капитала за границу.[1]
  • Абсолютный приоритет идеологических и бюджетно-налоговых мотивов при проведении приватизации над мотивом поиска эффективных собственников.[1]

Эти меры не оправдали даже небольшой доли тех ожиданий, которые на них возлагались.[1] В условиях всеобщего недоверия и неопределённости чисто монетарные антиинфляционные меры были неэффективными.[1] Хотя темпы инфляции уменьшились, это не привело к возникновению рыночных импульсов, которые обеспечили бы активизацию процессов модернизации экономики и рост капиталовложений.[1] Участники экономических процессов по-прежднему не считали финансовую ситуацию в стране стабильной, полагали уровень рисков чрезмерно большим и воздерживались от значительных инвестиций в основной капитал.[1] Причём государство, применяя сомнительные меры противодействия инфляции и превратившись в крупнейшего нарушителя финансовых обязательств, внесло очень значительный вклад в поддержку большого уровня недоверия в экономике.[1] Кроме того, экономическая политика властей, применявшаяся в те годы, не смогла эффективно противодействовать той составляющей инфляции, которая возникала вследствие воздействия всплесков цен на мировом рынке, структурных и технологических перекосов в экономике и т. д.[1] Вследствие этого, вложения в основной капитал в российской экономике продолжали снижаться опережающими темпами вплоть до 1999 года.[1]

Другие аспекты экономической политики 1995—1998 годов также имели негативные последствия для динамики производства в стране.[1] Чрезмерное уменьшение предложения денег приводило к росту неплатежей, бартера и взаимозачётов, что, в частности, приводило к сильному увеличению трансакционных издержек фирм.[1] Завышенный обменный курс российского рубля значительно снижал ценовую конкурентоспособность российских производителей.[1] Слишком большая налоговая нагрузка приводила к росту либо долговой нагрузки у законопослушных фирм, либо неформальной антиналоговой активности у нелояльных фирм.[1] Финансирование бюджетного дефицита за счёт заимствований на финансовых рынках также имело ряд негативных последствий для экономики.[1] Во-первых, высокая прибыльность операций с государственными ценными бумагами оттягивала финансовые ресурсы из реального сектора экономики в финансовый сектор.[1] Во-вторых, ориентация расходов госбюджета на рефинансирование государственных ценных бумаг значительно суживала возможности государства по поддержанию социальной сферы и экономики страны.[1] В-третьих, резкий рост государственного долга приводил к значительному увеличению рисков, связанных с колебаниями курсов ценных бумаг и курса российского рубля.[1] В-четвёртых, либерализация международных операций с валютой ослабляла защиту экономики страны от внешнего давления на российский рубль и от утечки капиталов.[1]

Следствием проводившейся в 1995—1998 годах экономической политики стали: экономический спад, значительный отток капитала из страны, нехватка денег в реальном секторе и в социальной сфере, усилившийся оппортунизм со стороны фирм, значительное ослабление связей между неблагополучными и благополучными секторами экономики, усиление структурных и технологических диспропорций в экономике, низкий уровень жизни населения и т. п.[1]

К августу 1998 года власти утратили ресурсы для финансирования краткосрочного госдолга и удержания курса рубля.[1]17 августа 1998 года был объявлен дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ) и фактически объявлено об отказе поддерживать курс рубля.[1] Это означало крах макроэкономической политики, проводившейся с 1992 года.[1] В результате финансового кризиса российская экономика получила тяжелейший удар, следствием чего стало резкое обесценивание рубля, спад производства, значительный рост инфляции, падение уровня жизни населения.[1] Экономический спад был кратковременным и вскоре сменился масштабным экономическим ростом.[1]

Значительную роль в переходе от спада к росту сыграли изменения в макроэкономической политике.[1] К концу 1998 года многие фирмы в России были готовы к увеличению выпуска своей продукции, сдерживало их только отсутствие благоприятной макроэкономической обстановки в стране.[1] И как только экономическая политика властей стала более адекватной и обеспечила фирмам необходимые условия для осуществления деятельности, в стране начался экономический рост.[1] Новая макроэкономическая политика гораздо больше ориентировалась на реальные потребности экономики, а советы международных финансовых организаций перестали восприниматься российскими властями как догма, отношение к этим советам стало более взвешенным.[1] По сути было принято решение об отказе от наиболее неадекватных мер, применявшихся в рамках предыдущей экономической политики.[1] В первую очередь изменения коснулись финансовой и антиинфляционной политики.[1]

Во-первых, возобновление экономического роста было признано более важным приоритетом, чем сдерживание инфляции.[1]

Во-вторых, было признано неэффективным использование завышенного курса рубля как средства сдерживания инфляции.[1] После августа 1998 года формирование курса российского рубля фактически стало рыночным.[1] Хотя переход к рыночному курсообразованию привёл к краткосрочному всплеску цен (в первую очередь, из-за резкого повышения импортных цен), другие его последствия были для экономики благотворными.[1] В частности, снижение курса рубля значительно уменьшило издержки российских предприятий, измеренные в долларах, вследствие чего значительно выросла конкурентоспособность продукции российских фирм.[1] Кроме того, рыночное формирование курса рубля облегчило возможность накопления валютных резервов, а это привело к повышению устойчивости финансовой системы страны.[1]

В-третьих, денежно-кредитное регулирование стало более гибким.[1] Хотя политика ограничения предложения денег с целью сдерживания инфляции сохранилась, были предприняты меры по ликвидации задержек по пенсиям, пособиям и зарплатам.[1] Так, если в III квартале 1998 года долги по зарплатам бюджетникам составляли 20,9 млрд рублей, то к началу 2000 года они уменьшились до 7,1 млрд рублей.[1] Помимо этого, государство практически полностью отказалось от имевшей место до этого практики неисполнения своих финансовых обязательств перед подрядчиками по госзаказам и перед бюджетными организациями, что позволило повысить доверие к экономической политике государства и нормализовать ситуацию с финансами в бюджетной сфере.[1]

В-четвёртых, было принято решение об отказе от восстановления рынка финансовых гособязательств, поскольку было признано, что покрытие дефицита бюджета за счёт масштабных займов создаёт значительные риски экономической стабильности, не обеспечивая при этом достаточного эффекта сдерживания инфляции.[1] Кроме того, фактическая ликвидация рынка ГКО-ОФЗ снизила прибыльность вложений в ценные бумаги и тем самым повысила привлекательность вложений в товарные активы, вследствие чего значительная часть освободившихся финансов была направлена в реальный сектор экономики, что стало одним из факторов возобновления роста производства.[1]

В-пятых, в конце 1998 года и в 1999 году власти успешно применили регулирование цен естественных монополистов (железнодорожного транспорта, электроэнергетики, газовой промышленности) как экономический рычаг, в результате чего до начала 2000 года темп роста цен на продукцию естественных монополий был примерно в 1,7 раза ниже среднего темпа роста цен в экономике.[1] Вследствие этой меры удалось замедлить темпы инфляции и придать дополнительный импульс производственному росту в экономике, потому что в тот период у многих российских фирм удельные затраты на транспорт и энергию фактически снизились.[1]

C 2000 года

Динамика ВВП России после 1991 года

В 1990-е годы уровень налогообложения в России был завышенным и неприемлемым для фирм и, несмотря на постоянное ужесточение налогового законодательства в те годы, предприятия продолжали массово и успешно уклоняться от налогов.[1] В 2000-е годы президентом России В. В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15)[2][3][4][5]. В 2006 году замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор[5]. Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов[6][7][2][8] и стимулировала экономический рост[6][9][10][11][8].

В октябре 2001 года В. В. Путин подписал новый Земельный кодекс РФ, который закрепил право собственности на землю (кроме земель сельхозназначения) и определил механизм её купли-продажи.[3] В июле 2002 В. В. Путиным был подписан федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который санкционировал куплю-продажу и земель сельскохозяйственного назначения.[3]

Был проведён ряд других социально-экономических реформ: пенсионная (2002), банковская (2001—2004), монетизация льгот (2005), реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.

К 1 июля 2006 года российский рубль стал конвертируемым по текущим и капитальным операциям.[12]

В экономике России отмечался рост ВВП (в 2000 — 10 %, в 2001 — 5,7 %, в 2002 — 4,9 %, в 2003 — 7,3 %, в 2004 — 7,2 %, в 2005 — 6,4 %, в 2006 — 7,7 %, в 2007 — 8,1 %, в 2008 — 5,6 %), промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения.[13] Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 13 % в 2007).[14][15] С 1999 по 2007 годы индекс производства обрабатывающих отраслей промышленности вырос на 77 %, в том числе производства машин и оборудования — на 91 %, текстильного и швейного производства — на 46 %, производства пищевых продуктов — на 64 %.[16]

Объём ВВП в 2005 году составил 21 665,0 млрд руб. и увеличился на 6,4 % по сравнению с предыдущим годом. Прирост промышленного производства в 2005 году составил 4,0 %, оборот розничной торговли — 12,0 %, инвестиций в основной капитал — 10,5 %, грузооборота транспорта — 2,6 %. Индекс потрбительских цен составил 10,9 %, дефлятор ВВП — 18,8 %. Внешнеторговый оборот в 2005 году составил $370,4 млрд. Сальдо торгового баланса — $120,1 млрд.

Объём российского ВВП в 2006 году составил, по предварительным данным, 26 621 млрд рублей[17], или $979,1 млрд по средневзвешенному курсу за год (год назад — $763,2 млрд), что в реальном выражении на 6,7 % больше. Налоговые поступления, перечисленные Федеральной налоговой службой в федеральный бюджет в 2006, составили 3000,7 млрд руб. (рост на 19,7 % по сравнению с 2005). Российский золотовалютный резерв установил очередной рекорд — по состоянию на 5 января 2007 года золотовалютные резервы центрального банка составляли $303,9 млрд[18]. Это обеспечило России третье место по этому показателю в мире после Китая и Японии. Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были окончательно утверждены в следующем размере: расходы в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, доходы в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей. Официальная инфляция составила 9 %.

В 2007 году Россия вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития[19][20][21].

Разразившийся мировой экономический кризис не обошёл стороной и Россию. По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований».[22] Произошёл обвал на фондовом рынке России, девальвация рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали значительных трат. По состоянию на 1 июля 2009 года международные резервы Центрального банка составляли $412,6 млрд. По сравнению с 1 июля 2008 года, когда объём международных резервов России составлял $569 млрд, этот показатель снизился на 27,5 %. В мае 2009 года ВВП России снизился на 11 % по отношению к аналогичному месяцу прошлого года. Экспорт за этот месяц упал по сравнению с маем 2008 на 45 %, составив $23,4 млрд; импорт снизился на 44,6 % до $13,6 млрд. Сальдо торгового баланса уменьшилось в 1,8 раза.[23] Во второй половине 2009 года экономический спад был преодолён, в III и IV кварталах этого года рост ВВП России с учётом сезонности составил 1,1 % и 1,9 % соответственно.[24] По итогам 2009 года ВВП России упал на 7,9 %, что являлось одним из худших показателей динамики ВВП в мире, в то же время показав лучшую динамику, чем несколько стран бывшего СССР.[25][26][27]. Данные показатели позволили России выйти на третье место по ВВП на душу населения среди стран бывшего СССР, обогнав по этому показателю Латвию и уступив только Эстонии и Литве [28][29].

В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса[30]. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство[30].

По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии.[31]

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 Д. Б. Кувалин «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Способы адаптации российских предприятий к трансформационному экономическому кризису» // М.: МАКС Пресс, 2009
  2. ↑ 1 2 Налоги для богатых? Экономику не пустили в «тень» // Прайм-ТАСС, 13 мая 2010
  3. ↑ 1 2 3 Барсенков А. С., Вдовин А. И., «История России. 1917—2007» — М.: Аспект Пресс, 2008 — стр. 772
  4. ↑ Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг. // Министерство финансов Российской Федерации
  5. ↑ 1 2 Высказывания руководства // Минфин РФ
  6. ↑ 1 2 Налоговая политика Путина сулит успех // The Wall Street Journal, 26 ноября 2002, Перевод на русский
  7. ↑ Возрождение России // Financial Times, 30 октября 2001
  8. ↑ 1 2 Жуков подтверждает планы правительства по снижению НДС | Экономика | Лента новостей «РИА Новости»
  9. ↑ Политический жест // Эксперт, 24 марта 2008
  10. ↑ Филиппов А. В. «Новейшая история России. 1945—2006 гг»
  11. ↑ Менеджеры от экономики делают ставку на Путина // Frankfurter Allgemeine Zeitung, 11 марта 2004, Перевод на русский
  12. ↑ Background Note: Russia // Государственный департамент США
  13. ↑ Роскомстат. Динамика реального объема произведенного ВВП
  14. ↑ Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения
  15. ↑ Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения, процент // Росстат
  16. ↑ Индексы производства по отдельным видам экономической деятельности Российской Федерации в % к 1992 году // Росстат
  17. ↑ http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d020/i020400r.htm
  18. ↑ http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.asp?file=inter_res_07.htm
  19. ↑ Россия и Белоруссия вошли в список стран с высоким уровнем человеческого развития
  20. ↑ Беларусь и Россия вошли в список стран с высоким уровнем человеческого развития.
  21. ↑ Беларусь и Россия вошли в список стран с высоким уровнем человеческого развития
  22. ↑ «Доклад об экономике России» № 18 // Всемирный банк
  23. ↑ Экономика России в мае обвалилась на 11 процентов
  24. ↑ Доклад «Итоги деятельности Минэкономразвития России в 2009 году и задачи на 2010 год» // Министерство экономического развития России, 2010
  25. ↑ Индексы физического объема (% к предыдущему году) (1996-2009гг.) (xls). Федеральная служба государственной статистики. Проверено 22 апреля 2010.
  26. ↑ CIA — The World Factbook — Country Comparison :: National product real growth rate // CIA; (207 место в рейтинге роста ВВП из 214)
  27. ↑ Индийский премьер смутил Путина ростом ВВП // Lents.ru, 8 декабря 2009
  28. ↑ CIA — The World Factbook — Country Comparison :: GDP — per capita (PPP)
  29. ↑ Rank Order — GDP — per capita (PPP) // Фактбук ЦРУ за 2008 год
  30. ↑ 1 2 Всемирный банк поверил в Россию // РБК, 24 марта 2010
  31. ↑ РФ неплохо выглядит в G8, если не считать инфляцию // Новые известия, 24 мая 2010

dal.academic.ru

История экономики России - это... Что такое История экономики России?

1992—1999

Многие цели и методы экономической политики властей, проводившейся в 1990-е годы, формировались исходя из указаний международных финансовых организаций, в первую очередь МВФ.[1]

Методы экономической политики, применявшиеся в 1995—1998 годах, напоминали «дурную бесконечность»: вновь и вновь повторялись похожие по смыслу меры, несмотря на то, что они каждый раз давали отрицательные результаты.[1] Ставка постоянно делалась на крайне ограниченный набор денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер.[1] Характеристика основных из этих мер:[1]

  • Абсолютный приоритет мер по противодействию инфляции над мерами по стимулированию капиталообразующих инвестиций и производства.[1]
  • В качестве основной и фактически единственной меры по борьбе с инфляцией использовалось сокращение предложения денег.[1] Эта мера включала в себе в том числе задержку в выплатах пенсий, неоплату за продукцию по государственному заказу, неисполнение финансовых обязательств перед бюджетными организациями и т. п.[1]
  • Применение завышенного курса российского рубля в качестве меры по сдерживанию инфляционных ожиданий.[1]
  • Сохранение больших ставок налогов с целью сокращения дефицита госбюджета.[1]
  • Финансирование дефицита госбюджета за счёт продажи на рынке долговых обязательств государства (ГКО, ОФЗ и других).[1] Причём объём их размещения постоянно увеличивался (со 160 млрд рублей в 1995 году до 502 млрд рублей в 1997 году), а нужный объём спроса на них поддерживался большими ставками процентов и значительным привлечением спекулятивных финансовых ресурсов из-за границы.[1] Ориентация на иностранный капитал потребовала ликвидации многих ограничений на вывоз капитала за границу.[1]
  • Абсолютный приоритет идеологических и бюджетно-налоговых мотивов при проведении приватизации над мотивом поиска эффективных собственников.[1]

Эти меры не оправдали даже небольшой доли тех ожиданий, которые на них возлагались.[1] В условиях всеобщего недоверия и неопределённости чисто монетарные антиинфляционные меры были неэффективными.[1] Хотя темпы инфляции уменьшились, это не привело к возникновению рыночных импульсов, которые обеспечили бы активизацию процессов модернизации экономики и рост капиталовложений.[1] Участники экономических процессов по-прежднему не считали финансовую ситуацию в стране стабильной, полагали уровень рисков чрезмерно большим и воздерживались от значительных инвестиций в основной капитал.[1] Причём государство, применяя сомнительные меры противодействия инфляции и превратившись в крупнейшего нарушителя финансовых обязательств, внесло очень значительный вклад в поддержку большого уровня недоверия в экономике.[1] Кроме того, экономическая политика властей, применявшаяся в те годы, не смогла эффективно противодействовать той составляющей инфляции, которая возникала вследствие воздействия всплесков цен на мировом рынке, структурных и технологических перекосов в экономике и т. д.[1] Вследствие этого, вложения в основной капитал в российской экономике продолжали снижаться опережающими темпами вплоть до 1999 года.[1]

Другие аспекты экономической политики 1995—1998 годов также имели негативные последствия для динамики производства в стране.[1] Чрезмерное уменьшение предложения денег приводило к росту неплатежей, бартера и взаимозачётов, что, в частности, приводило к сильному увеличению трансакционных издержек фирм.[1] Завышенный обменный курс российского рубля значительно снижал ценовую конкурентоспособность российских производителей.[1] Слишком большая налоговая нагрузка приводила к росту либо долговой нагрузки у законопослушных фирм, либо неформальной антиналоговой активности у нелояльных фирм.[1] Финансирование бюджетного дефицита за счёт заимствований на финансовых рынках также имело ряд негативных последствий для экономики.[1] Во-первых, высокая прибыльность операций с государственными ценными бумагами оттягивала финансовые ресурсы из реального сектора экономики в финансовый сектор.[1] Во-вторых, ориентация расходов госбюджета на рефинансирование государственных ценных бумаг значительно суживала возможности государства по поддержанию социальной сферы и экономики страны.[1] В-третьих, резкий рост государственного долга приводил к значительному увеличению рисков, связанных с колебаниями курсов ценных бумаг и курса российского рубля.[1] В-четвёртых, либерализация международных операций с валютой ослабляла защиту экономики страны от внешнего давления на российский рубль и от утечки капиталов.[1]

Следствием проводившейся в 1995—1998 годах экономической политики стали: экономический спад, значительный отток капитала из страны, нехватка денег в реальном секторе и в социальной сфере, усилившийся оппортунизм со стороны фирм, значительное ослабление связей между неблагополучными и благополучными секторами экономики, усиление структурных и технологических диспропорций в экономике, низкий уровень жизни населения и т. п.[1]

К августу 1998 года власти утратили ресурсы для финансирования краткосрочного госдолга и удержания курса рубля.[1]17 августа 1998 года был объявлен дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ) и фактически объявлено об отказе поддерживать курс рубля.[1] Это означало крах макроэкономической политики, проводившейся с 1992 года.[1] В результате финансового кризиса российская экономика получила тяжелейший удар, следствием чего стало резкое обесценивание рубля, спад производства, значительный рост инфляции, падение уровня жизни населения.[1] Экономический спад был кратковременным и вскоре сменился масштабным экономическим ростом.[1]

Значительную роль в переходе от спада к росту сыграли изменения в макроэкономической политике.[1] К концу 1998 года многие фирмы в России были готовы к увеличению выпуска своей продукции, сдерживало их только отсутствие благоприятной макроэкономической обстановки в стране.[1] И как только экономическая политика властей стала более адекватной и обеспечила фирмам необходимые условия для осуществления деятельности, в стране начался экономический рост.[1] Новая макроэкономическая политика гораздо больше ориентировалась на реальные потребности экономики, а советы международных финансовых организаций перестали восприниматься российскими властями как догма, отношение к этим советам стало более взвешенным.[1] По сути было принято решение об отказе от наиболее неадекватных мер, применявшихся в рамках предыдущей экономической политики.[1] В первую очередь изменения коснулись финансовой и антиинфляционной политики.[1]

Во-первых, возобновление экономического роста было признано более важным приоритетом, чем сдерживание инфляции.[1]

Во-вторых, было признано неэффективным использование завышенного курса рубля как средства сдерживания инфляции.[1] После августа 1998 года формирование курса российского рубля фактически стало рыночным.[1] Хотя переход к рыночному курсообразованию привёл к краткосрочному всплеску цен (в первую очередь, из-за резкого повышения импортных цен), другие его последствия были для экономики благотворными.[1] В частности, снижение курса рубля значительно уменьшило издержки российских предприятий, измеренные в долларах, вследствие чего значительно выросла конкурентоспособность продукции российских фирм.[1] Кроме того, рыночное формирование курса рубля облегчило возможность накопления валютных резервов, а это привело к повышению устойчивости финансовой системы страны.[1]

В-третьих, денежно-кредитное регулирование стало более гибким.[1] Хотя политика ограничения предложения денег с целью сдерживания инфляции сохранилась, были предприняты меры по ликвидации задержек по пенсиям, пособиям и зарплатам.[1] Так, если в III квартале 1998 года долги по зарплатам бюджетникам составляли 20,9 млрд рублей, то к началу 2000 года они уменьшились до 7,1 млрд рублей.[1] Помимо этого, государство практически полностью отказалось от имевшей место до этого практики неисполнения своих финансовых обязательств перед подрядчиками по госзаказам и перед бюджетными организациями, что позволило повысить доверие к экономической политике государства и нормализовать ситуацию с финансами в бюджетной сфере.[1]

В-четвёртых, было принято решение об отказе от восстановления рынка финансовых гособязательств, поскольку было признано, что покрытие дефицита бюджета за счёт масштабных займов создаёт значительные риски экономической стабильности, не обеспечивая при этом достаточного эффекта сдерживания инфляции.[1] Кроме того, фактическая ликвидация рынка ГКО-ОФЗ снизила прибыльность вложений в ценные бумаги и тем самым повысила привлекательность вложений в товарные активы, вследствие чего значительная часть освободившихся финансов была направлена в реальный сектор экономики, что стало одним из факторов возобновления роста производства.[1]

В-пятых, в конце 1998 года и в 1999 году власти успешно применили регулирование цен естественных монополистов (железнодорожного транспорта, электроэнергетики, газовой промышленности) как экономический рычаг, в результате чего до начала 2000 года темп роста цен на продукцию естественных монополий был примерно в 1,7 раза ниже среднего темпа роста цен в экономике.[1] Вследствие этой меры удалось замедлить темпы инфляции и придать дополнительный импульс производственному росту в экономике, потому что в тот период у многих российских фирм удельные затраты на транспорт и энергию фактически снизились.[1]

C 2000 года

Динамика ВВП России после 1991 года

В 1990-е годы уровень налогообложения в России был завышенным и неприемлемым для фирм и, несмотря на постоянное ужесточение налогового законодательства в те годы, предприятия продолжали массово и успешно уклоняться от налогов.[1] В 2000-е годы президентом России В. В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15)[2][3][4][5]. В 2006 году замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор[5]. Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов[6][7][2][8] и стимулировала экономический рост[6][9][10][11][8].

В октябре 2001 года В. В. Путин подписал новый Земельный кодекс РФ, который закрепил право собственности на землю (кроме земель сельхозназначения) и определил механизм её купли-продажи.[3] В июле 2002 В. В. Путиным был подписан федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который санкционировал куплю-продажу и земель сельскохозяйственного назначения.[3]

Был проведён ряд других социально-экономических реформ: пенсионная (2002), банковская (2001—2004), монетизация льгот (2005), реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.

К 1 июля 2006 года российский рубль стал конвертируемым по текущим и капитальным операциям.[12]

В экономике России отмечался рост ВВП (в 2000 — 10 %, в 2001 — 5,7 %, в 2002 — 4,9 %, в 2003 — 7,3 %, в 2004 — 7,2 %, в 2005 — 6,4 %, в 2006 — 7,7 %, в 2007 — 8,1 %, в 2008 — 5,6 %), промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения.[13] Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 13 % в 2007).[14][15] С 1999 по 2007 годы индекс производства обрабатывающих отраслей промышленности вырос на 77 %, в том числе производства машин и оборудования — на 91 %, текстильного и швейного производства — на 46 %, производства пищевых продуктов — на 64 %.[16]

Объём ВВП в 2005 году составил 21 665,0 млрд руб. и увеличился на 6,4 % по сравнению с предыдущим годом. Прирост промышленного производства в 2005 году составил 4,0 %, оборот розничной торговли — 12,0 %, инвестиций в основной капитал — 10,5 %, грузооборота транспорта — 2,6 %. Индекс потрбительских цен составил 10,9 %, дефлятор ВВП — 18,8 %. Внешнеторговый оборот в 2005 году составил $370,4 млрд. Сальдо торгового баланса — $120,1 млрд.

Объём российского ВВП в 2006 году составил, по предварительным данным, 26 621 млрд рублей[17], или $979,1 млрд по средневзвешенному курсу за год (год назад — $763,2 млрд), что в реальном выражении на 6,7 % больше. Налоговые поступления, перечисленные Федеральной налоговой службой в федеральный бюджет в 2006, составили 3000,7 млрд руб. (рост на 19,7 % по сравнению с 2005). Российский золотовалютный резерв установил очередной рекорд — по состоянию на 5 января 2007 года золотовалютные резервы центрального банка составляли $303,9 млрд[18]. Это обеспечило России третье место по этому показателю в мире после Китая и Японии. Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были окончательно утверждены в следующем размере: расходы в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, доходы в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей. Официальная инфляция составила 9 %.

В 2007 году Россия вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития[19][20][21].

Разразившийся мировой экономический кризис не обошёл стороной и Россию. По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований».[22] Произошёл обвал на фондовом рынке России, девальвация рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали значительных трат. По состоянию на 1 июля 2009 года международные резервы Центрального банка составляли $412,6 млрд. По сравнению с 1 июля 2008 года, когда объём международных резервов России составлял $569 млрд, этот показатель снизился на 27,5 %. В мае 2009 года ВВП России снизился на 11 % по отношению к аналогичному месяцу прошлого года. Экспорт за этот месяц упал по сравнению с маем 2008 на 45 %, составив $23,4 млрд; импорт снизился на 44,6 % до $13,6 млрд. Сальдо торгового баланса уменьшилось в 1,8 раза.[23] Во второй половине 2009 года экономический спад был преодолён, в III и IV кварталах этого года рост ВВП России с учётом сезонности составил 1,1 % и 1,9 % соответственно.[24] По итогам 2009 года ВВП России упал на 7,9 %, что являлось одним из худших показателей динамики ВВП в мире, в то же время показав лучшую динамику, чем несколько стран бывшего СССР.[25][26][27]. Данные показатели позволили России выйти на третье место по ВВП на душу населения среди стран бывшего СССР, обогнав по этому показателю Латвию и уступив только Эстонии и Литве [28][29].

В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса[30]. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство[30].

По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии.[31]

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 Д. Б. Кувалин «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Способы адаптации российских предприятий к трансформационному экономическому кризису» // М.: МАКС Пресс, 2009
  2. ↑ 1 2 Налоги для богатых? Экономику не пустили в «тень» // Прайм-ТАСС, 13 мая 2010
  3. ↑ 1 2 3 Барсенков А. С., Вдовин А. И., «История России. 1917—2007» — М.: Аспект Пресс, 2008 — стр. 772
  4. ↑ Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг. // Министерство финансов Российской Федерации
  5. ↑ 1 2 Высказывания руководства // Минфин РФ
  6. ↑ 1 2 Налоговая политика Путина сулит успех // The Wall Street Journal, 26 ноября 2002, Перевод на русский
  7. ↑ Возрождение России // Financial Times, 30 октября 2001
  8. ↑ 1 2 Жуков подтверждает планы правительства по снижению НДС | Экономика | Лента новостей «РИА Новости»
  9. ↑ Политический жест // Эксперт, 24 марта 2008
  10. ↑ Филиппов А. В. «Новейшая история России. 1945—2006 гг»
  11. ↑ Менеджеры от экономики делают ставку на Путина // Frankfurter Allgemeine Zeitung, 11 марта 2004, Перевод на русский
  12. ↑ Background Note: Russia // Государственный департамент США
  13. ↑ Роскомстат. Динамика реального объема произведенного ВВП
  14. ↑ Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения
  15. ↑ Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения, процент // Росстат
  16. ↑ Индексы производства по отдельным видам экономической деятельности Российской Федерации в % к 1992 году // Росстат
  17. ↑ http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d020/i020400r.htm
  18. ↑ http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.asp?file=inter_res_07.htm
  19. ↑ Россия и Белоруссия вошли в список стран с высоким уровнем человеческого развития
  20. ↑ Беларусь и Россия вошли в список стран с высоким уровнем человеческого развития.
  21. ↑ Беларусь и Россия вошли в список стран с высоким уровнем человеческого развития
  22. ↑ «Доклад об экономике России» № 18 // Всемирный банк
  23. ↑ Экономика России в мае обвалилась на 11 процентов
  24. ↑ Доклад «Итоги деятельности Минэкономразвития России в 2009 году и задачи на 2010 год» // Министерство экономического развития России, 2010
  25. ↑ Индексы физического объема (% к предыдущему году) (1996-2009гг.) (xls). Федеральная служба государственной статистики. Проверено 22 апреля 2010.
  26. ↑ CIA — The World Factbook — Country Comparison :: National product real growth rate // CIA; (207 место в рейтинге роста ВВП из 214)
  27. ↑ Индийский премьер смутил Путина ростом ВВП // Lents.ru, 8 декабря 2009
  28. ↑ CIA — The World Factbook — Country Comparison :: GDP — per capita (PPP)
  29. ↑ Rank Order — GDP — per capita (PPP) // Фактбук ЦРУ за 2008 год
  30. ↑ 1 2 Всемирный банк поверил в Россию // РБК, 24 марта 2010
  31. ↑ РФ неплохо выглядит в G8, если не считать инфляцию // Новые известия, 24 мая 2010

xzsad.academic.ru

История экономики России - это... Что такое История экономики России?

1992—1999

Многие цели и методы экономической политики властей, проводившейся в 1990-е годы, формировались исходя из указаний международных финансовых организаций, в первую очередь МВФ.[1]

Методы экономической политики, применявшиеся в 1995—1998 годах, напоминали «дурную бесконечность»: вновь и вновь повторялись похожие по смыслу меры, несмотря на то, что они каждый раз давали отрицательные результаты.[1] Ставка постоянно делалась на крайне ограниченный набор денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер.[1] Характеристика основных из этих мер:[1]

  • Абсолютный приоритет мер по противодействию инфляции над мерами по стимулированию капиталообразующих инвестиций и производства.[1]
  • В качестве основной и фактически единственной меры по борьбе с инфляцией использовалось сокращение предложения денег.[1] Эта мера включала в себе в том числе задержку в выплатах пенсий, неоплату за продукцию по государственному заказу, неисполнение финансовых обязательств перед бюджетными организациями и т. п.[1]
  • Применение завышенного курса российского рубля в качестве меры по сдерживанию инфляционных ожиданий.[1]
  • Сохранение больших ставок налогов с целью сокращения дефицита госбюджета.[1]
  • Финансирование дефицита госбюджета за счёт продажи на рынке долговых обязательств государства (ГКО, ОФЗ и других).[1] Причём объём их размещения постоянно увеличивался (со 160 млрд рублей в 1995 году до 502 млрд рублей в 1997 году), а нужный объём спроса на них поддерживался большими ставками процентов и значительным привлечением спекулятивных финансовых ресурсов из-за границы.[1] Ориентация на иностранный капитал потребовала ликвидации многих ограничений на вывоз капитала за границу.[1]
  • Абсолютный приоритет идеологических и бюджетно-налоговых мотивов при проведении приватизации над мотивом поиска эффективных собственников.[1]

Эти меры не оправдали даже небольшой доли тех ожиданий, которые на них возлагались.[1] В условиях всеобщего недоверия и неопределённости чисто монетарные антиинфляционные меры были неэффективными.[1] Хотя темпы инфляции уменьшились, это не привело к возникновению рыночных импульсов, которые обеспечили бы активизацию процессов модернизации экономики и рост капиталовложений.[1] Участники экономических процессов по-прежднему не считали финансовую ситуацию в стране стабильной, полагали уровень рисков чрезмерно большим и воздерживались от значительных инвестиций в основной капитал.[1] Причём государство, применяя сомнительные меры противодействия инфляции и превратившись в крупнейшего нарушителя финансовых обязательств, внесло очень значительный вклад в поддержку большого уровня недоверия в экономике.[1] Кроме того, экономическая политика властей, применявшаяся в те годы, не смогла эффективно противодействовать той составляющей инфляции, которая возникала вследствие воздействия всплесков цен на мировом рынке, структурных и технологических перекосов в экономике и т. д.[1] Вследствие этого, вложения в основной капитал в российской экономике продолжали снижаться опережающими темпами вплоть до 1999 года.[1]

Другие аспекты экономической политики 1995—1998 годов также имели негативные последствия для динамики производства в стране.[1] Чрезмерное уменьшение предложения денег приводило к росту неплатежей, бартера и взаимозачётов, что, в частности, приводило к сильному увеличению трансакционных издержек фирм.[1] Завышенный обменный курс российского рубля значительно снижал ценовую конкурентоспособность российских производителей.[1] Слишком большая налоговая нагрузка приводила к росту либо долговой нагрузки у законопослушных фирм, либо неформальной антиналоговой активности у нелояльных фирм.[1] Финансирование бюджетного дефицита за счёт заимствований на финансовых рынках также имело ряд негативных последствий для экономики.[1] Во-первых, высокая прибыльность операций с государственными ценными бумагами оттягивала финансовые ресурсы из реального сектора экономики в финансовый сектор.[1] Во-вторых, ориентация расходов госбюджета на рефинансирование государственных ценных бумаг значительно суживала возможности государства по поддержанию социальной сферы и экономики страны.[1] В-третьих, резкий рост государственного долга приводил к значительному увеличению рисков, связанных с колебаниями курсов ценных бумаг и курса российского рубля.[1] В-четвёртых, либерализация международных операций с валютой ослабляла защиту экономики страны от внешнего давления на российский рубль и от утечки капиталов.[1]

Следствием проводившейся в 1995—1998 годах экономической политики стали: экономический спад, значительный отток капитала из страны, нехватка денег в реальном секторе и в социальной сфере, усилившийся оппортунизм со стороны фирм, значительное ослабление связей между неблагополучными и благополучными секторами экономики, усиление структурных и технологических диспропорций в экономике, низкий уровень жизни населения и т. п.[1]

К августу 1998 года власти утратили ресурсы для финансирования краткосрочного госдолга и удержания курса рубля.[1]17 августа 1998 года был объявлен дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ) и фактически объявлено об отказе поддерживать курс рубля.[1] Это означало крах макроэкономической политики, проводившейся с 1992 года.[1] В результате финансового кризиса российская экономика получила тяжелейший удар, следствием чего стало резкое обесценивание рубля, спад производства, значительный рост инфляции, падение уровня жизни населения.[1] Экономический спад был кратковременным и вскоре сменился масштабным экономическим ростом.[1]

Значительную роль в переходе от спада к росту сыграли изменения в макроэкономической политике.[1] К концу 1998 года многие фирмы в России были готовы к увеличению выпуска своей продукции, сдерживало их только отсутствие благоприятной макроэкономической обстановки в стране.[1] И как только экономическая политика властей стала более адекватной и обеспечила фирмам необходимые условия для осуществления деятельности, в стране начался экономический рост.[1] Новая макроэкономическая политика гораздо больше ориентировалась на реальные потребности экономики, а советы международных финансовых организаций перестали восприниматься российскими властями как догма, отношение к этим советам стало более взвешенным.[1] По сути было принято решение об отказе от наиболее неадекватных мер, применявшихся в рамках предыдущей экономической политики.[1] В первую очередь изменения коснулись финансовой и антиинфляционной политики.[1]

Во-первых, возобновление экономического роста было признано более важным приоритетом, чем сдерживание инфляции.[1]

Во-вторых, было признано неэффективным использование завышенного курса рубля как средства сдерживания инфляции.[1] После августа 1998 года формирование курса российского рубля фактически стало рыночным.[1] Хотя переход к рыночному курсообразованию привёл к краткосрочному всплеску цен (в первую очередь, из-за резкого повышения импортных цен), другие его последствия были для экономики благотворными.[1] В частности, снижение курса рубля значительно уменьшило издержки российских предприятий, измеренные в долларах, вследствие чего значительно выросла конкурентоспособность продукции российских фирм.[1] Кроме того, рыночное формирование курса рубля облегчило возможность накопления валютных резервов, а это привело к повышению устойчивости финансовой системы страны.[1]

В-третьих, денежно-кредитное регулирование стало более гибким.[1] Хотя политика ограничения предложения денег с целью сдерживания инфляции сохранилась, были предприняты меры по ликвидации задержек по пенсиям, пособиям и зарплатам.[1] Так, если в III квартале 1998 года долги по зарплатам бюджетникам составляли 20,9 млрд рублей, то к началу 2000 года они уменьшились до 7,1 млрд рублей.[1] Помимо этого, государство практически полностью отказалось от имевшей место до этого практики неисполнения своих финансовых обязательств перед подрядчиками по госзаказам и перед бюджетными организациями, что позволило повысить доверие к экономической политике государства и нормализовать ситуацию с финансами в бюджетной сфере.[1]

В-четвёртых, было принято решение об отказе от восстановления рынка финансовых гособязательств, поскольку было признано, что покрытие дефицита бюджета за счёт масштабных займов создаёт значительные риски экономической стабильности, не обеспечивая при этом достаточного эффекта сдерживания инфляции.[1] Кроме того, фактическая ликвидация рынка ГКО-ОФЗ снизила прибыльность вложений в ценные бумаги и тем самым повысила привлекательность вложений в товарные активы, вследствие чего значительная часть освободившихся финансов была направлена в реальный сектор экономики, что стало одним из факторов возобновления роста производства.[1]

В-пятых, в конце 1998 года и в 1999 году власти успешно применили регулирование цен естественных монополистов (железнодорожного транспорта, электроэнергетики, газовой промышленности) как экономический рычаг, в результате чего до начала 2000 года темп роста цен на продукцию естественных монополий был примерно в 1,7 раза ниже среднего темпа роста цен в экономике.[1] Вследствие этой меры удалось замедлить темпы инфляции и придать дополнительный импульс производственному росту в экономике, потому что в тот период у многих российских фирм удельные затраты на транспорт и энергию фактически снизились.[1]

C 2000 года

Динамика ВВП России после 1991 года

В 1990-е годы уровень налогообложения в России был завышенным и неприемлемым для фирм и, несмотря на постоянное ужесточение налогового законодательства в те годы, предприятия продолжали массово и успешно уклоняться от налогов.[1] В 2000-е годы президентом России В. В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15)[2][3][4][5]. В 2006 году замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор[5]. Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов[6][7][2][8] и стимулировала экономический рост[6][9][10][11][8].

В октябре 2001 года В. В. Путин подписал новый Земельный кодекс РФ, который закрепил право собственности на землю (кроме земель сельхозназначения) и определил механизм её купли-продажи.[3] В июле 2002 В. В. Путиным был подписан федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который санкционировал куплю-продажу и земель сельскохозяйственного назначения.[3]

Был проведён ряд других социально-экономических реформ: пенсионная (2002), банковская (2001—2004), монетизация льгот (2005), реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.

К 1 июля 2006 года российский рубль стал конвертируемым по текущим и капитальным операциям.[12]

В экономике России отмечался рост ВВП (в 2000 — 10 %, в 2001 — 5,7 %, в 2002 — 4,9 %, в 2003 — 7,3 %, в 2004 — 7,2 %, в 2005 — 6,4 %, в 2006 — 7,7 %, в 2007 — 8,1 %, в 2008 — 5,6 %), промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения.[13] Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 13 % в 2007).[14][15] С 1999 по 2007 годы индекс производства обрабатывающих отраслей промышленности вырос на 77 %, в том числе производства машин и оборудования — на 91 %, текстильного и швейного производства — на 46 %, производства пищевых продуктов — на 64 %.[16]

Объём ВВП в 2005 году составил 21 665,0 млрд руб. и увеличился на 6,4 % по сравнению с предыдущим годом. Прирост промышленного производства в 2005 году составил 4,0 %, оборот розничной торговли — 12,0 %, инвестиций в основной капитал — 10,5 %, грузооборота транспорта — 2,6 %. Индекс потрбительских цен составил 10,9 %, дефлятор ВВП — 18,8 %. Внешнеторговый оборот в 2005 году составил $370,4 млрд. Сальдо торгового баланса — $120,1 млрд.

Объём российского ВВП в 2006 году составил, по предварительным данным, 26 621 млрд рублей[17], или $979,1 млрд по средневзвешенному курсу за год (год назад — $763,2 млрд), что в реальном выражении на 6,7 % больше. Налоговые поступления, перечисленные Федеральной налоговой службой в федеральный бюджет в 2006, составили 3000,7 млрд руб. (рост на 19,7 % по сравнению с 2005). Российский золотовалютный резерв установил очередной рекорд — по состоянию на 5 января 2007 года золотовалютные резервы центрального банка составляли $303,9 млрд[18]. Это обеспечило России третье место по этому показателю в мире после Китая и Японии. Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были окончательно утверждены в следующем размере: расходы в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, доходы в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей. Официальная инфляция составила 9 %.

В 2007 году Россия вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития[19][20][21].

Разразившийся мировой экономический кризис не обошёл стороной и Россию. По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований».[22] Произошёл обвал на фондовом рынке России, девальвация рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали значительных трат. По состоянию на 1 июля 2009 года международные резервы Центрального банка составляли $412,6 млрд. По сравнению с 1 июля 2008 года, когда объём международных резервов России составлял $569 млрд, этот показатель снизился на 27,5 %. В мае 2009 года ВВП России снизился на 11 % по отношению к аналогичному месяцу прошлого года. Экспорт за этот месяц упал по сравнению с маем 2008 на 45 %, составив $23,4 млрд; импорт снизился на 44,6 % до $13,6 млрд. Сальдо торгового баланса уменьшилось в 1,8 раза.[23] Во второй половине 2009 года экономический спад был преодолён, в III и IV кварталах этого года рост ВВП России с учётом сезонности составил 1,1 % и 1,9 % соответственно.[24] По итогам 2009 года ВВП России упал на 7,9 %, что являлось одним из худших показателей динамики ВВП в мире, в то же время показав лучшую динамику, чем несколько стран бывшего СССР.[25][26][27]. Данные показатели позволили России выйти на третье место по ВВП на душу населения среди стран бывшего СССР, обогнав по этому показателю Латвию и уступив только Эстонии и Литве [28][29].

В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса[30]. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство[30].

По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии.[31]

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 Д. Б. Кувалин «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Способы адаптации российских предприятий к трансформационному экономическому кризису» // М.: МАКС Пресс, 2009
  2. ↑ 1 2 Налоги для богатых? Экономику не пустили в «тень» // Прайм-ТАСС, 13 мая 2010
  3. ↑ 1 2 3 Барсенков А. С., Вдовин А. И., «История России. 1917—2007» — М.: Аспект Пресс, 2008 — стр. 772
  4. ↑ Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг. // Министерство финансов Российской Федерации
  5. ↑ 1 2 Высказывания руководства // Минфин РФ
  6. ↑ 1 2 Налоговая политика Путина сулит успех // The Wall Street Journal, 26 ноября 2002, Перевод на русский
  7. ↑ Возрождение России // Financial Times, 30 октября 2001
  8. ↑ 1 2 Жуков подтверждает планы правительства по снижению НДС | Экономика | Лента новостей «РИА Новости»
  9. ↑ Политический жест // Эксперт, 24 марта 2008
  10. ↑ Филиппов А. В. «Новейшая история России. 1945—2006 гг»
  11. ↑ Менеджеры от экономики делают ставку на Путина // Frankfurter Allgemeine Zeitung, 11 марта 2004, Перевод на русский
  12. ↑ Background Note: Russia // Государственный департамент США
  13. ↑ Роскомстат. Динамика реального объема произведенного ВВП
  14. ↑ Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения
  15. ↑ Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения, процент // Росстат
  16. ↑ Индексы производства по отдельным видам экономической деятельности Российской Федерации в % к 1992 году // Росстат
  17. ↑ http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d020/i020400r.htm
  18. ↑ http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.asp?file=inter_res_07.htm
  19. ↑ Россия и Белоруссия вошли в список стран с высоким уровнем человеческого развития
  20. ↑ Беларусь и Россия вошли в список стран с высоким уровнем человеческого развития.
  21. ↑ Беларусь и Россия вошли в список стран с высоким уровнем человеческого развития
  22. ↑ «Доклад об экономике России» № 18 // Всемирный банк
  23. ↑ Экономика России в мае обвалилась на 11 процентов
  24. ↑ Доклад «Итоги деятельности Минэкономразвития России в 2009 году и задачи на 2010 год» // Министерство экономического развития России, 2010
  25. ↑ Индексы физического объема (% к предыдущему году) (1996-2009гг.) (xls). Федеральная служба государственной статистики. Проверено 22 апреля 2010.
  26. ↑ CIA — The World Factbook — Country Comparison :: National product real growth rate // CIA; (207 место в рейтинге роста ВВП из 214)
  27. ↑ Индийский премьер смутил Путина ростом ВВП // Lents.ru, 8 декабря 2009
  28. ↑ CIA — The World Factbook — Country Comparison :: GDP — per capita (PPP)
  29. ↑ Rank Order — GDP — per capita (PPP) // Фактбук ЦРУ за 2008 год
  30. ↑ 1 2 Всемирный банк поверил в Россию // РБК, 24 марта 2010
  31. ↑ РФ неплохо выглядит в G8, если не считать инфляцию // Новые известия, 24 мая 2010

dikc.academic.ru

Экономическая история России. Тимошина Т.М.

Экономическая история России. Тимошина Т.М.

 Экономическая история России.  Тимошина Т.М. 

297 small

altОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 7Глава 1. Патриархальное хозяйство восточных славян. Экономика Киевской Руси (IX—XII века) 8Хозяйственная деятельность людей в первобытную эпоху 8Хозяйство древних восточных славян. Разложение родовой общины .. 9 Объективные предпосылки образования Древнерусского государства ... 12 Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси 15Развитие ремесленного производства и образование городов 18Торговля и денежное обращение 20Вопросы для повторения 22Глава 2. Феодальная раздробленность Руси (конец XII — первая половина XV века) 23Причины и последствия феодальной раздробленности 23Русь в условиях монголо-татарского владычества 25Хозяйство Руси в период феодальной раздробленности 28Развитие ремесленного производства и торговли 32Вопросы для повторения 35Глава 3. Экономическое развитие централизованного Русского государства (вторая половина XV—XVII века) 36Основные условия и этапы объединения русских земель в централизованное государство 36Экономическая политика России во второй половине XV—XVII веках 40Процесс закрепощения крестьян 48Развитие ремесленного производства и промышленности 53Образование всероссийского рынка 55Вопросы для повторения 62Глава 4. Россия в эпоху петровских преобразований 64Предпосылки петровских преобразований 64Сущность реформ Петра I 66Развитие промышленности 67Реформа системы управления 70Внутренняя и внешняя торговля 74Изменения в финансовой системе 77Военная реформа 79Итоги реформ Петра 1 81Вопросы для повторения 83Глава 5. Экономика России во второй половине XVIII века 84Развитие сельского хозяйства и промышленности 84Торговля и денежное обращение 89Социально-экономическая политика во второй половине XVIII века 93Вопросы для повторения 103Глава 6. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века 104Состояние сельского хозяйства 105Развитие промышленности и транспорта 108Торговля, денежное обращение, финансы 114Социально-экономическое развитие России в дореформенный период 117Вопросы для повторения 129Глава 7. Реформы Александра II 131Предпосылки «Великих реформ» 131Отмена крепостного права. Аграрная реформа 133Реформы I860—1870-х годов и их последствия 138Вопросы для повторения 145Глава 8. Россия на рубеже XIX—XX веков 146Сельское хозяйство в пореформенный период 146Становление и развитие рыночной экономики России в 1880—1890-х годах 149Социально-экономическая политика на рубеже веков. Российский реформатор С.Ю. Витте 158Столыпинская аграрная реформа 169Экономика России в начале XX века 179Российская экономика в годы Первой мировой войны 189Вопросы для повторения 196Глава 9. «Военный коммунизм» как этап становления командно-административной системы (1917—1921 годы) 198Становление советской власти 198Первые экономические мероприятия советской власти 201Политика «военного коммунизма» 210Вопросы для повторения 218Глава 10. Россия в годы новой экономической политики (1921—1927 годы) 219Кризис 1921 года 219Экономическое развитие страны 221Изменения в денежной и кредитно-финансовой сфере 230Признаки кризисных явлений в экономике 237Вопросы для повторения 239Глава 11. Формирование экономики власти (1928—1940 годы) 241Процесс свертывания нэпа и формирование командно-административной системы 241Коллективизация сельского хозяйства 250Первые пятилетние планы и ход их выполнения 259Индустриализация в СССР 267«Страна победившего социализма»: социально-экономическая сущность 274Вопросы для повторения 278Глава 12. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 годы). Послевоенное развитие народного хозяйства (1945—1953 годы) 280Экономика СССР накануне войны 280Советская экономика в годы войны 287Послевоенное развитие народного хозяйства 294Вопросы для повторения 305Глава 13. Попытки реформирования командно-административной системы (1953—1964 годы) 306Страна накануне реформ 306Реформирование советской экономической системы 307Преобразования в социальной сфере 321Итоги номенклатурной «либерализации» 326Вопросы для повторения 327Глава 14. Советская экономика в эпоху «развитого социализма» (1965—1991 годы) 329Реформа 1965 года: сущность и последствия 329Нарастание кризисных явлений в советской экономике 339«Перестройка» и ее итоги 353Вопросы для повторения 367Глава 15. Экономическое развитие России на рубеже XX—XXI веков 368Состояние экономики в конце 1991 года 368Начало экономических реформ в России 370Развитие реформ в 1993—1994 годах 374Проведение массовой приватизации 378Особенности развития российской экономики в конце XX — начале XXI веков 386Вопросы для повторения 400Приложения 402Приложение 1. Схема династий Рюриковичей и Романовых 402Приложение 2. Табель о рангах 408Приложение 3. Сословная структура России второй половины XVIII века 409Хронология дат и событий 410Список литературы 421 

scroll back to top < Предыдущая Следующая >
 

www.1variant.ru


Смотрите также