2. История развития Конституции России. История конституции россии


История конституции России | Наша среда

ПРАЗДНИКИ РОССИИ

Конституция Российской Федерации, на которой приносили присягу президенты РФ

Конституция Российской Федерации, на которой приносили присягу президенты РФ

«Наша среда online» — 12 декабря — День Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Среди прочего упразднила Съезд народных депутатов России, Верховный Совет России и заменила их Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

История конституции России

Элементы конституционной монархии наличествовали в России в начале XVII века — власть царя Василия Шуйского была ограничена крестоцеловальной записью. Документы конституционного содержания появились в России в первой половине XVIII века. В 1730 году Дмитрий Михайлович Голицын попытался ввести в России конституционную монархию. Власть императрицы Анны Иоанновны была ограничена «кондициями», но полноценная конституция не была введена. Опираясь на нижние чины армии, агитированные за абсолютную монархию Прокоповичем, Анна надорвала кондиции и стала абсолютной монархиней; члены Верховного тайного совета, к которому переходила полнота власти по кондициям, были почти все репрессированы.

В 1773 году дипломат Никита Иванович Панин и литератор Денис Иванович Фонвизин попытались осуществить переворот, возвести на престол царевича Павла Петровича (воспитателем которого был Панин), и ввести в России конституцию. Екатерина II узнала о заговоре, но не подвергла заговорщиков репрессиям. Панин был лишь удалён от Павла, но при этом отблагодарствован императрицей.

В начале своего царствования Александр I хотел ввести в России конституцию, но отказался от этой идеи. В 1815 году конституцию получило Царство Польское. Конституцию требовали ввести в России и декабристы, организации которых возникли в 1810-х годах. Проекты конституции, предлагавшиеся декабристами, были самыми различными: от проекта Никиты Муравьёва, который придерживался самых умеренных позиций, до радикальной Русской правды Павла Пестеля.

Основные государственные законы Российской империи, впервые кодифицированные в 1832 году под руководством М. М. Сперанского, в результате опубликования Манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» были значительно изменены и в редакции от 23 апреля 1906 года стали фактически первой конституцией России.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1918 года
Обложка Конституции РСФСР 1918 года

Обложка Конституции РСФСР 1918 года

Первая конституция, конституция РСФСР, была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) РСФСР и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Основные принципы, которые легли в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1925 года.

Конституция (Основной Закон) СССР 1925 года.

Утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР». Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года).

В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года.

Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года).

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 года.

Введена в действие с Декларацией Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую» Конституцию СССР 1977 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года.

В период с 27 октября 1989 года по 10 декабря 1992 года в текст Конституции вносился ряд значительных изменений. Например, 15 декабря 1990 года в Конституцию была включена преамбула и статья 1 Декларации о Государственном суверенитете РСФСР. 16 мая 1992 года согласно закону N 2708-I она стала называться Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации — России согласно новой редакции.

Уже летом 1992 года Конституция под новым названием была издана большим тиражом. Однако, в статье 147 осталось наименование «РСФСР». Более того, съезд народных депутатов отказался исключить из текста конституции упоминание о конституции и законах СССР, они продолжали упоминаться во 2 части 4 статьи Конституции.

Таким образом Конституция СССР 1977 года и законы СССР де-юре продолжали действовать на территории России до декабря 1993 года, несмотря на то, что де-факто распад СССР завершился двумя годами ранее.

Конституция Российской Федерации 1993 года

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года. За новую Конституцию проголосовало 58,43 % от числа принявших участие в голосовании, что при явке в 54,81 % составляло 32,03 % от числа зарегистрированных избирателей в России.

Источник: ru.wikipedia.org

nashasreda.ru

История российских Конституций - Биографии и справки

Предыстория конституции в России берет свое начало в начале ХIХ века. Первым конституционным проектом можно назвать "План государственного преобразования", разработанный в 1809 году графом Михаилом Сперанским. В документе закреплялась идея конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Свои проекты конституций предлагали декабристы Павел Пестель и Никита Муравьев.

В начале царствования императора Александра I появилась идея реформирования политического строя страны путем создания конституции, гарантирующей подданным личную свободу и гражданские права. В 1820 году была разработана "Государственная уставная грамота Российской империи", но принятие документа было отложено на неопределенный срок.

Во время реформаторского правления Александра II Россия была близка к принятию конституции. Был подготовлен проект конституции Михаилом Лорис-Меликова, в котором предложена программа преобразований, включавшая перестройку местного управления, расширение прав старообрядцев, пересмотр паспортной системы, урегулирование отношений предпринимателей и рабочих, изменения в системе народного образования и пр. Однако в 1881 году накануне подписания манифеста, предполагающего осуществление реформ, Александр II был убит народовольцами. Конституционный процесс в России был прерван.

После революции 1905 года император Николай II подписал манифесты (6 августа и 17 октября), в соответствии с которыми учреждались Государственная Дума и "Положение о выборах". Эти документы были восприняты как первый шаг к правовому строю.

Временное правительство после Февральской революции 1917 года взяло на себя функцию управления страной до созыва Учредительного собрания, призванного приступить к формированию в России правового государства. Однако созданное к началу 1918 года собрание решением ВЦИК было распущено уже 6 января того же года.

Первая Конституция РСФСР, утвержденная на V Всероссийском Съезде Советов 10 июля 1918 года, носила ярко выраженный классовый характер. В ней были воплощены лозунги, провозглашенные большевиками: вся власть передавалась Советам, отменялась частная собственность на землю, вводились ограничения в политических правах для отдельных социальных групп.

31 января 1924 года была принята Конституция Союза ССР, в значительной части включавшая в себя положения Конституции 1918 года. В соответствии с положениями союзной Конституции в 1925 году была принята новая редакция Конституции РСФСР. Ее особенность заключалась в том, что она не содержала положений о подавлении эксплуататорских классов и мировой революции. Одно из главных положений - разграничение полномочий и компетенции органов СССР и РСФСР.

5 декабря 1936 года VIII чрезвычайный съезд Советов принимает следующую советскую Конституцию, в которой был закреплен тезис о руководящей роли Коммунистической партии. В документ также были включены нормы, утверждающие экономические основы социализма. Впервые в истории государства в тексте Конституции говорилось о политических и личных правах и свободах.

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года. К ее особенностям можно отнести введение нормы о праве выхода РСФСР из Союза ССР.

Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 года. Особенностью этого документа было наличие вводной теоретической части, в которой перечислялись основные этапы построения в СССР развитого социалистического общества.

Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 года, опиралась на союзную Конституцию 1977 года. В ней был расширен перечень прав и свобод советских граждан, в частности, появились права на жилище и охрану здоровья.

14 марта 1990 года из Конституции СССР была исключена статья 6 о руководящей роли КПСС, соответствующие поправки были внесены и в Конституцию РСФСР.

12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР провозгласил государственный суверенитет на всей территории страны, приняв Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. В этом документе была провозглашена необходимость принятия новой Конституции, отражающей новые политические реалии. Первая Конституция новой России была принята 12 декабря 1993 года.

tass.ru

2. История развития Конституции России.

За всю историю России принято 5 Конституций: в 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годах. Принятие каждой из них означало существенные изменения в жизни общества и определяло новый этап развития государства.

Первые четыре Конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими Конституциями. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, а затем его руководящей роли. При этом необходимо отметить, что всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере «фиктивный» характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни.

Сроки действия конституций РСФСР составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что говорит, учитывая сложный исторический путь развития России, в целом об относительной стабильности конституций.

Общие черты всех конституций РСФСР не исключают существенных особенностей в содержании каждой из них, юридической специфики закрепленных в них государственно-правовых институтов.

Конституция РСФСР 1918 года – первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, - имела следующие особенности:

1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями она как первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 года. Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий дореволюционный государственно-правовой опыт России.

2. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизирована, имела открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. В Конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23 Конституции).

3. Конституция 1918 года отличалась от последующих конституций РСФСР также значительным числом программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых будет направлена Конституция. В Конституции большое число «целевых» норм.

4. К специфическим чертам Конституции 1918 года относится то, что ее нормы и положения выходят за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления, ориентированные на все мировое сообщество, причем установления чисто политического характера. Так, в ст. 3 закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах...».

5. Следует указать и на такую особенность Конституции 1918 года, как открытое признание применения насилия для утверждения принципов нового, социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. Так, в ст. 3 Конституции говорилось об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие.

6. С точки зрения юридической техники, относящейся к оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 года была в значительной своей части несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов Федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.

Причиной замены Конституции 1918-го года Конституцией 1925-го года стало объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924-го года. Последняя устанавливала, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции». В отличие от своей предшественницы, Конституция РСФСР 1925-го года не включала в свой текст «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», однако декларировала, что исходит из основных ее положений и воспроизводила многие из них. Оставаясь открыто классовой, она существенно смягчила при этом формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Она стала юридически более строгой, без общих политических положений, присущих Конституции 1918 года.

Преемственность этой Конституцией положений Конституции 1918 года значительна. В ряде случаев имеются ссылки на нормы последней, что как бы пролонгирует их действие. Так, в ст. 20 было закреплено: «Всероссийский Съезд Советов составляется на основаниях, установленных ст. 25 Конституции (Основного Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом Советов». Аналогичная отсылка к нормам Конституции 1918 года имелась и в ст. 51 Конституции 1925 года.

Новое в содержании Конституции 1925 года, заключается в следующем:

1. Отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. В ст. 19 предусматривалось, что в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории РСФСР имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР.

Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций определялась не прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.

2. В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении них. В структуре Конституции была выделена гл. 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях», в которой устанавливались принципы формирования в них органов государственной власти, порядок принятия основных законов (конституций) АССР и Положений об автономных областях.

К ведению Всероссийского съезда Советов было отнесено окончательное утверждение конституций АССР.

Последующее конституционное развитие РСФСР уже напрямую связывалось с принятием новых союзных конституций. Причем шел процесс все большего совпадения структуры и содержания конституций республик и Конституции СССР и создания почти единообразного текста конституций всех союзных республик.

Принятие Конституции РСФСР 1937-го года явилось следствием введения в действие Конституции СССР 1936-го года. Обновление всей конституционной системы Союза ССР объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, «полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементом, что сделало возможным значительно расширить пределы социалистической демократии». В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку и введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, но в усеченном виде. Статья 127 предусматривала равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы». Также впервые были введены главы, содержащие широкий спектр основных прав и обязанностей граждан. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалось только «в соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строя».

Кроме того, следует отметить введение в текст Конституции постулата о руководящей роли коммунистической партии. Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР.

Конституции этого этапа и СССР, и РСФСР, а также других союзных республик отличаются следующими чертами:

1. Они сохранили, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминалось, в частности, в ст. 2 Конституции РСФСР 1937 года. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

2. В конституции впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, включавшие широкий спектр этих прав и обязанностей.

3. О сохранении классовой сущности всех конституций рассматриваемого этапа свидетельствует закрепление руководящей роли коммунистической партии, тогда именовавшейся ВКП(б). Норма о партии была введена в конституцию впервые.

4. Рассматриваемые конституции впервые утверждались, в отличие от прежних, как конституции построенного социализма. В них закреплялись все главные экономические основы социализма: отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана.

5. Конституции этого этапа по своей юридической форме приобрели более совершенный вид. В них четко выделены основные государственно-правовые институты, на объективных основах систематизированы конституционные нормы. Появились главы: «Общественное устройство», «Государственное устройство», «Основные права и обязанности граждан».

6. В Конституции РСФСР 1937 года более развернуто, чем в прежних, закреплены принципы ее вхождения в СССР. Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за ней права выхода из Союза ССР.

7. Значительно полнее, чем в прежних конституциях, в Конституции РСФСР 1937 года отражено ее собственное федеративное устройство. Появились самостоятельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР, об органах государственной власти автономных областей. Впервые была закреплена норма о национальных округах.

Последующее развитие конституционной системы РСФСР осуществлялось в связи с принятием Конституции СССР в 1977-ом году. На протяжении 15-летнего срока действия она претерпевала значительные изменения не только в содержании конкретных норм, но и в самой своей сущности. Она закрепляла статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем - и как независимого государства после распада Союза. Первые 10 лет Конституция характеризовала Россию как страну «развитого социализма», что означало превращение советского государства из инструмента диктатуры пролетариата в общенародное государство, а сама диктатура трансформировалась в «ведущую роль рабочего класса». Классовый характер Конституции подчеркивался и тем, что в тексте прямо отражалась роль коммунистической партии в качестве «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций». Вместе с тем рамки «социалистической демократии» были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и места жительства. Конституция закрепила также более полный перечень прав и свобод граждан, впервые включив в него право на жилище и охрану здоровья.

Конституция РСФСР 1978 года, характеризовалась следующими чертами:

1. Принятие всех конституций этого периода должно было отразить новый этап, в который, как утверждалось, вступило советское общество — этап «развитого социализма», означавшего превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, что прямо закреплялось в первых статьях всех конституций. В связи с этим в конституциях как СССР, так и республик было впервые введено понятие «народ»: именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.

2. Классовый характер конституций подчеркивался тем, что они еще более откровенно и прямо отражали роль коммунистической партии, которая является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций», как записано в ст. 6 Конституции СССР 1977 года и в ст. 6 Конституции РСФСР 1978 года.

3. В конституциях сохранялась и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Однако рамки ее были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях.

4. Конституция РСФСР вслед за Конституцией СССР весьма значительно изменилась структурно. В отличие от Конституции 1937 года, в ней имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция стала значительно более объемной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. Так, в разд. I «Основы общественного строя и политики» были выделены главы: «Политическая система», «Экономическая система», «Социальное развитие и культура», «Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества». Все это свидетельствовало о значительном расширении предмета конституционной регламентации, более совершенном уровне формирования государственно-правовых институтов.

5. Применительно к положениям Конституции РСФСР о ее федеративном устройстве можно отметить следующие новые моменты. В Конституции не было предусмотрено утверждение органами РСФСР конституций АССР; национальные округа были преобразованы в автономные и впервые перечислены; повысился уровень нормативных актов об автономных областях и автономных округах (указано, что их статус определяется законом РСФСР, а ранее предусматривалось Положение о них).

6. Конституция 1978 года впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством.

Такова основная, но далеко не полная характеристика Конституции РСФСР 1978 года на первом этапе ее действия.

Реформирование Конституции, начавшееся в 1989 году, шло по линии постепенного изменения, прежде всего, ее сущностных черт.

Начавшийся процесс перестройки, демократизации всех сторон жизни общества в правовой форме был ознаменован законами РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР», принятыми в 1989 году.

Этими законами существенно менялись система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет - постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом.

Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов.

В этом процессе могут быть выделены следующие тенденции: постепенные изменения сущности Конституции; признание ее общедемократического характера, воплощение в ней воли всего народа.

Отметим нововведения Конституции, которые проводились поэтапно: а) отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного федеративного; отказ и от таких определений, как «социалистическая собственность», «социалистическая демократия», «социалистическая законность» и т.п.; исключение положений о строительстве коммунизма как цели общества; б) устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы; коренное изменение содержания ст. 6, означающее конституционное признание многопартийности; в) признание приоритета прав человека и гражданина; г) признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности; отказ от признания государственной собственности в качестве основной; допущение свободы экономической деятельности; д) постепенное видоизменение структуры советской власти, отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.

Все названные и другие изменения Конституции свидетельствовали о качественном преобразовании ее сущности.

С распадом Союза ССР Конституция РСФСР приобрела новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция субъекта федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства.

Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете. В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая начала эту работу. Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции.

В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис.

В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента России. Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции России 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

В конституционном референдуме приняло участие 54,8% избирателей, «за» проголосовало - 58,4%. Результаты означали, что Конституция РФ принята. Одновременно были проведены выборы в новые органы государственной власти (Государственную Думу и Совет Федерации). Этим завершился конституционный кризис, а в стране установилась новая форма правления.

studfiles.net

История Конституции Российской Федерации

История Конституции Российской Федерации

История Конституции России – это череда постоянных изменений, которые и привели к созданию современного варианта действующей конституции. Годы принятия Конституций отображают определенные этапы в развитии страны и исторические процессы.

КонституцияПервая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года. Она состояла из 6 разделов: «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», «Общие положения Конституции РСФСР», «Конструкция советской власти», «Активное и пассивное избирательное право», «Бюджетное право», «О гербе и флаге РСФСР».

После объединения республик в единое государство в январе 1924 года Вторым съездом Советов была принята Конституция СССР, которая состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

Следующее принятие Конституции СССР было в 1936 году. Согласно этому документу всем гражданам предоставлялось равное всеобщее, избирательное право, право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, свобода совести, слова, печати, собраний и митингов. Провозглашались неприкосновенность личности, тайна переписки.

На смену Конституции 1936 года 7 октября 1977 года пришла новая Конституция, официально закрепившая однопартийную политическую систему и действовавшая до распада Советского Союза.

Исходным событием для принятия новой Конституции стало создание Первым Съездом народных депутатов РСФСР в 1990 году Конституционной комиссии, председателем которой был Борис Николаевич Ельцин, а ответственным секретарем - Олег Германович Румянцев. Эта комиссия разработала несколько вариантов проекта российской конституции, которые сыграли важную роль и при разработке окончательного варианта. В частности, именно вариант Конституционной комиссии лег в основу главы о правах и свободах человека и гражданина. Вместе с тем процесс разработки и принятия Конституции Российской Федерации затянулся на три года. В течение этих лет страна продолжала жить по старой Конституции РСФСР. Однако ее статьи расходились с проводимыми преобразованиями. С целью устранения несоответствий в нее вносились изменения и дополнения, которые в конечном итоге влияли на ее содержание. Зачастую одна статья начинала противоречить другой. В период с ноября 1991 года по декабрь 1992 года в Конституцию было внесено более 400 поправок. В 1992 году появились два проекта, один из которых был разработан Сергеем Михайловичем Шахраем, а другой - Анатолием Александровичем Собчаком и Сергеем Сергеевичем Алексеевым, а в 1993 году - общий проект Шахрая-Собчака-Алексеева.

15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ.Конституция РФ

Голосование состоялось 12 декабря 1993 года. За принятие конституции проголосовало большинство - 58,43 %. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года. 

День 12 декабря объявлен государственным праздником, но выходным днём этот день в России не является. 12 декабря -  памятная дата России.

Конституция РФ является основным законом государства и закрепляет юридические, политические и идеологические характеристики страны. Президент РФ принимает присягу на экземпляре Конституции РФ.

Конституционное право должно соблюдаться на всей территории Российской Федерации. Нарушение конституционного права влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством РФ.

 

 

Подробную информацию Вы можете узнать

по телефону 24-57-03, доб. 134 (отдел гуманитарных наук)

Если Вас интересуют другая информация по данной теме,

задайте свой вопрос по Виртуальной справке

Информацию подготовила Елисеева И. С.

 

old.nbrkomi.ru

13. История конституционного развития России

В истории Российской Федерации насчитывается пять Конституций — 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г.. Сроки действия прежних Конституций составляли соответственно 7, 12, свыше 40 и 15 лет.

Принятие каждой Конституции обозначало, как правило, существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

Изучение порядка разработки и принятия каждой из этих Конституций, общего их содержания относится к предмету науки истории государства и права России.

Наука конституционного права исследует особенности каждой конституции с позиций ее роли как основного источника одноименной отрасли, формирования и развития в ней конституционно-правовых институтов, сущности отражаемых в ней концепций.

Первые четыре Конституции РСФСР были советского типа, им был присущ, о чем уже говорилось, фиктивный характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к утверждаемым в них принципам принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного устройства России, возможностям использования гражданами закрепленных в Конституциях прав и свобод.

Общие черты всех Конституций РСФСР не исключают существенных особенностей в содержании каждой из них, юридической специфики отражения государственно-правовых институтов.

Конституция РСФСР 1918 г. — первая Конституция, принятая вскоре после Октябрьской революции, роспуска Учредительного Собрания, — имела следующие особенности

  • По сравнению со всеми последующими советскими Конституциями она, как первая Конституция, не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опиралась на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 г.

Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт прежней России, не оставила камня на камне от государственных институтов и структур последней. Между тем 23 апреля 1906 г. были приняты Основные Государственные законы, которые, хотя и не именовались официально Конституцией, но фактически таковыми были. Эти законы представляли собой внушительное нормативно-правовое образование, состоящее из 11 глав и 124 статей, включающих в себя основные государственно-правовые институты.

Как и подобает конституции, законы наделялись особой юридической силой, они изменялись в особом порядке. Так, законодательная инициатива по внесению изменений в Основные законы принадлежала исключительно императору, однако самостоятельно изменить их он не мог.

Впервые в своей истории Основные законы провозгласили гражданские права и свободы: неприкосновенность личности, жилища, свободу передвижения, места жительства, свободу печати, слова, собраний, совести и т.п. С приобретением этих прав подданные России становились ее гражданами. Конституция России 1906 г. принадлежала к числу октроированных, т.е. дарованных монархом, за что она в дореволюционный период подвергалась критике. Однако такой порядок принятия первых конституций был характерен для большинства стран мира.

  • Из всех советских Конституций Конституция 1918 г. была в наибольшей степени идеологизированной, носила открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Конституция лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23).

  • Конституция 1918 г. отличается от последующих также значительным количеством программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых в будущем направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем.

  • К числу отличительных черт Конституции 1918 г. относится выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления чисто политического характера, причем ориентированные на все мировое сообщество. Так, в ст. 3 закреплялось в качестве основной задачи «…уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах…». В ст. выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма.

  • Следует указать и на такую особенность Конституции 1918 г., как открытое признание применения насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя. Эта черта нехарактерна для последующих советских Конституций. Так в ст. 3 Конституции говорится об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие.

  • С точки зрения юридической техники, относящейся к правовому оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 г. была в значительной своей части несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог еще быть представлен в обобщенном виде и раздел об основах общественного строя, поскольку последний только закладывался.

Все отмеченные особенности Конституции 1918 г. характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существующие до переворота или революции.

Причиной замены Конституции 1918 г. Конституцией 1925 г. явилось объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г. Последняя устанавливала: «Союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции». Поэтому в постановлении XII Всероссийского Съезда, утвердившего текст Конституции 1925 г., он назван «измененным текстом Конституции».

В отличие от Конституции 1918 г. Конституция РСФСР 1925 г. не включала в свой текст «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», однако записала, что исходит из основных ее положений, и воспроизводила многие из них.

Конституция 1925 г. в значительной мере сохранила некоторые отмеченные выше черты, свойственные Конституции 1918 г. Оставаясь открыто классовой, она существенно смягчила при этом формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества.

В 1936 и 1937 гг. были приняты соответственно Конституции СССР и РСФСР. Это объяснялось тем, что страна, как считалось, завершила в основном построение социализма. Были ликвидированы эксплуататорские классы, поэтому социальная структура общества существенно изменилась — остались два класса: рабочий класс и колхозное крестьянство, а также трудовая интеллигенция. Изменились формы собственности. В основном остались государственная и колхозно-кооперативная вместо многочисленных форм собственности и экономических укладов хозяйства в предшествующий период.

Конституция РСФСР 1937 г. характеризуется определенными чертами. Она, как и прежние Конституции, носила классовый характер. Было введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Закреплены права и обязанности граждан, в частности право на труд. Несмотря на широкий спектр политических прав и свобод, пользоваться ими можно было только в интересах трудящихся и укрепления социалистического строя. Закреплялась руководящая роль партии, что превращало ее в государственную структуру. Впервые в Конституции появилась норма о возможности выхода РСФСР из состава Союза.

Последующее развитие конституционной системы осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 г. На ее основе в России 7 октября 1978 г. была принята новая Конституция РСФСР. На протяжении 15-летнего срока своего действия она претерпевала значительные изменения не только в содержании конкретных норм, но и в самой своей сущности. Она закрепляла статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем, после распада Союза, — как независимого государства.

Принятие Конституции РСФСР 1978 г. не было острой необходимостью, как принятие предыдущих, поскольку никаких существенных изменений в общественном строе СССР и РСФСР к этому времени не произошло. Считалось, что социализм победил полностью и окончательно, т.е. на века. Однако уже через 15 лет от него не останется и следа.

До начала периода, получившего название «перестройка», для новой конституционной системы были характерны следующие черты:

  • Принятие этих Конституций должно было отразить новый этап, в который, как утверждалось, вступило советское общество, — этап «развитого социализма», означавшего превращение советского государства из диктатуры пролетариата в общенародное государство.

Впервые было введено понятие «народ», именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.

  • Классовый характер Конституций подчеркивался и тем, что они еще более откровенно и прямо отражали роль Коммунистической партии, определив ее в ст. 6 в качестве «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций».

Знаменательно, что появилась отдельная статья о партии, причем включенная в первую главу Конституции СССР (в прежней она включалась в десятую, и положение о ней составляло часть ст. 126). Это означало дальнейшее конституционное утверждение роли партии как основы всей государственной структуры.

  • Сохранилась в Конституциях и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Однако ее рамки были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних Конституциях.

Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, охрану здоровья и т. д.

Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.

  • Конституция Российской Федерации 1978 г. впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ РСФСР.

  • Конституция весьма значительно изменилась структурно. Она состояла из 11 разделов, делившихся на 22 главы.

  • В отношении положений Конституции РСФСР, отражающих ее федеративное устройство, можно отметить следующие новые моменты: Конституция не предусмотрела необходимости утверждения органами РСФСР Конституций АССР; преобразовала национальные округа в автономные, впервые перечислила их поименно в Конституции; повысила уровень актов об автономных областях и автономных округах, указав, что их статус определяется Законом РСФСР (ранее предусматривалось Положение).

  • Конституция 1978 г. впервые включила прямую норму о суверенитете РСФСР.

Последующие процессы реформирования Конституции, начавшиеся в 1989 г., шли по линии постепенного изменения, прежде всего, ее сущностных характеристик.

Начавшийся процесс «перестройки», демократизации всех сторон жизни общества, в правовой форме в РСФСР был ознаменован законами РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР», принятыми в 1989 г.

С принятием данных законов существенно изменились система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет — постоянно действующий законодательный, исполнительный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом.

Новый избирательный закон, хотя и не предусматривал обязательной альтернативности выборов (т.е. наличия в бюллетене не менее двух кандидатов), тем не менее, своими нормами давал полный простор для возможности ее реализации, что и было осуществлено в практике первых свободных выборов.

Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов.

В этом процессе могут быть выделены следующие тенденции: постепенные изменения сущности Конституции как советской, социалистической; переход на признание ее общедемократического характера, воплощения в ней воли всего народа.

В этом плане следует отметить поэтапные изменения Конституции, выразившиеся в следующих нововведениях:

а) отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного федеративного; снятие постепенно и таких определений, как «социалистическая собственность», «социалистическая демократия», «социалистическая законность» и т.п., исключение положения о строительстве коммунизма как цели общества;

б) устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы; коренное изменение содержания ст. 6, означающее конституционное признание многопартийности;

в) признание приоритета прав человека и гражданина;

г) признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности, отказ от признания государственной собственности в качестве основной; допущение свободы экономической деятельности;

д) постепенное видоизменение структуры советской власти, отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.

Все названные и другие изменения Конституции свидетельствовали о качественном преобразовании ее сущности.

С распадом Союза ССР Конституция РСФСР приобрела иное сущностное свойство. Это уже была не Конституция субъекта федерации, а Конституция независимого самостоятельного государства.

В начале 90-х гг. возникла необходимость коренных конституционных реформ и принятия нового Основного закона. Эта необходимость была обусловлена следующими причинами.

  • Конституция РСФСР 1978 г. принималась как конституция республики в составе СССР, а в 1991 г. СССР.

  • Конституция РСФСР 1978 г. принималась в период так называемого «развитого социализма», а в конце 80-х — начале 90-х гг. произошел отход от социалистического строя.

  • Конституция РСФСР 1978 г. устанавливала систему власти Советов, в то время как в 1990-е гг. данная система работала менее эффективно.

  • В 1991 г. прекратила свое существование КПСС, руководящая роль которой закреплялась в Конституции РСФСР 1978 г.

  • В 1992 г. в России началась радикальная экономическая реформа, а Конституция закрепляла в экономике социалистический уклад.

  • Реальностью в России стала многопартийность.

  • Установился особый порядок принятия и изменения Конституции.

  • Был введен пост Президента России, что значительно повлияло на ситуацию в стране.

  • Старая система власти уже не работала, а новая не была закреплена конституционно, что порождало острую борьбу между различными ветвями власти.

Объективно и неотвратимо назревавшая, копившаяся в годы застоя потребность перемен достигла своей критической точки и первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе и РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.

В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, в том числе принципа разделения властей.

Была образована Конституционная комиссия Съезда, которая начала эту работу.

В основном процесс реформирования пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию. Конституция приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность служила правовой основой того ожесточенного противостояния и противоборства законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 г., разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис.

В этих условиях принятие новой Конституции должно было стать основой, способствующей установлению необходимой стабильности в обществе. Проектов новой Конституции в предшествующие годы было подготовлено много. Основными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента Российской Федерации. Последний вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе «Положения о проведении всенародного голосования проекта Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.», утвержденного Указом Президента.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования — 25 декабря 1993 г. Общие особенности, которые присущи этой Конституции и отличают ее от бывших советских Конституций, весьма значительны. Они закладывались еще в последних редакциях постепенно реформируемой Конституции 1978 г.

Конституция РФ 1993 г. придала характеристике сущности закрепляемого и утверждаемого ею общественного и государственного строя строго последовательное правовое оформление. Она впервые применила дефиницию общественного строя как конституционного, что означает коренное отличие его принципов от постулатов и устоев социалистического строя.

В Конституции более четко проработаны нормы о разделении властей. Она внесла значительные изменения в систему органов государственной власти. Вместо Съезда и Верховного Совета учредила Федеральное Собрание, коренным образом преобразовала принципы двухпалатного построения представительного органа государственной власти.

Конституция обеспечила высокий уровень своей стабильности, закрепив достаточно сложный характер внесения поправок.

studfiles.net

2. История возникновения конституций

Первые конституции появились в XVIII в. и были призваны найти оптимальное соотношение между властью и свободой. В 1787 г. появилась Конституция США. Создатели Конституции попытались обойтись без раздела о правах и свободах граждан, с опорой на английский принцип “что не запрещено, то дозволено”. Но народ быстро заставил законодателей поправить положение, вследствие чего спустя два года был принят “Билль о правах” (первые десять поправок к Конституции). Во Франции была принята первая Конституция в 1791 г. Ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных актов, появился еще раньше — в 1215, 1628, 1679, 1689 гг. в Англии.

Буржуазные революции XIX в. вызвали появление конституций в большинстве стран Европы. В современном мире лишь несколько государств (Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан, Оман и др.) не имеют конституционных сводов законов.

3. Развитие конституционализма в России

В нашей стране долгое время существовало нигилистическое отношение к конституции. Славянофилы, например, считали, что у России — особый путь и ей чужды западный политический порядок и конституция. Со своими конституционными проектами выступали многие мыслители дореволюционной России. Например, М. М. Сперанский (1772 — 1839 гг.) мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила “и правление доселе самодержавное учредить на непременном законе”. Известна как проект радикальных государственных преобразований "Конституция" декабриста Н. М. Муравьева. Формой правления, наилучшей именно для России, Н. М. Муравьев считал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей.

Либералы-государствоведы второй половины XIX в. Б. Н. Чичерин (1828 — 1904 гг.), Н. М. Коркунов (1853 — 1904 гг.), М. М. Ковалевский считали, что идеалом для России может быть только конституционная монархия, так как именно в ней наиболее очевидно соглашение различных общественных элементов. Но только революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. 17 октября 1905 г. издается Манифест Николая II “Об усовершенствовании государственного порядка”, ставший первым конституционным актом. 23 апреля 1906 г. появились “Основные законы Российской империи”, но они, к сожалению, уже не смогли обеспечить эволюционный путь развития России к новым формам жизни. Перестройка абсолютной монархии в конституционную шла в России медленно и мучительно, сопровождаясь нарастанием в стране революционного движения, террористическими актами и ответными репрессиями правительства.

Манифест 17 октября 1905 г. провозгласил незыблемыми свободы совести, слова, собраний, союзов, неприкосновенность личности. Монарх как бы принимал на себя обязательство не нарушать и охранять провозглашенные права и свободы. Это был, конечно, ограниченный, но все же первый в истории России акт о гражданских свободах. Весь мир приветствовал эту победу первой русской революции, и только большевики проигнорировали Манифест, объявив его ловушкой, пустым, формальным актом. Манифест провозгласил также создание законодательного органа, несколько ограничивающего власть самодержавного монарха. Возник двухпалатный парламент. Верхней парламентской палатой являлся Государственный Совет, нижней палатой — Государственная Дума.

Для избрания Государственной Думы вводилось избирательное право, основанное на привлечении к выборам широких слоев населения, хотя и на неравных условиях. Государственной Думе предоставлялось право утверждения всех законов, ее депутаты были неподотчетны избирателям. Государственный Совет имел те же права, что и Дума. Он рассматривал все законопроекты, принятые первой палатой и лишь в случае их одобрения верхней палатой законопроект передавался на утверждение царя. Состав Государственного Совета наполовину назначался царем, а другая его половина избиралась от духовенства, Академии наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговцев и промышленников.

За императором оставались широкие полномочия, без его одобрения ни один закон не приобретал силы. I Государственная Дума оказалась бесплодной и просуществовала 72 дня, II — сто два дня. Монарх активно пользовался правом издания указов законодательного характера “во время прекращения занятий Государственной Думы”, а также правом роспуска Думы. Между Думой и Советом постоянно возникали разногласия, Государственным Советом был отклонен ряд важных законопроектов, принятых Думой. Происходили частые смены главы и состава правительства, акты исполнительной власти стали доминировать.

В ходе Февральской революции 1917 г. монархия была свергнута. Государственная Дума сформировала Временное правительство и вскоре прекратила свою работу. Временное правительство принимает ряд правовых актов, значительно расширяющих демократические права и свободы граждан. Были упразднены жандармерия, полиция, цензура, запрещены аресты без суда, отменена смертная казнь (восстановленная затем в августе для военнослужащих), проведена политическая амнистия. Временное правительство при содействии Юридического Совещания разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось внести на рассмотрение в Учредительное собрание. Учредительное собрание и должно было решить вопрос о будущей форме правления в России. Главой государства и правительства должен был стать президент республики с сильными полномочиями, от имени которого должны были вноситься законопроекты в Учредительное собрание. Оно тем самым превращалось в законодательный орган. Проект создания сильной исполнительной власти не был реализован. Октябрьская революция разрушила как все эти проекты, так и действующую систему власти, управления и суда.

После Октябрьской революции 1917 г. начинает складываться тоталитарное государство. Общий подход большевиков к государству был далек от распространенной на Западе концепции. Государство рассматривалось как главное орудие построения коммунизма, закреплялось государственное руководство обществом, контроль огромной бюрократической машины распространялся на каждое действие человека. В июле 1918 г. была принята Конституция РСФСР, которая не оставляла никаких надежд на демократическое государственное устройство.

Новая структура власти практически исключила свободу выборов. Глава 13 Конституции лишала избирательного права лиц, использующих наемный труд, живущих на проценты с капитала, частных торговцев, священнослужителей, служащих и агентов бывшей полиции, охранного отделения и жандармов. Это нарушало основной признак избирательного права — всеобщий характер. Представительство от разных социальных групп не было равным, при выборах в высшие органы власти преимущества имел сравнительно малочисленный рабочий класс (рабочие и другие жители городов избирали на съезд Советов одного представителя от 25 тысяч избирателей, а крестьяне — одного депутата от 125 тысяч избирателей). Выборы были не прямыми, многоступенчатыми (для отсева "чуждых элементов").

Конституция 1918 г. утверждала Россию как Республику Советов. В. И. Ленин объявил, что парламентская республика была бы “шагом назад”. Не шло речи ни о каких парламентских учреждениях, ответственном правительстве, признании прав оппозиции. На словах декларировались гражданские права, но государству никаким образом не предписывалось их охранять или воздерживаться от вмешательства в индивидуальную свободу. Было обосновано единство исполнительной и законодательной власти. Высшим органом власти Конституция 1918 г. провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, который избирал ВЦИК — Всероссийский Центральный исполнительный комитет. ВЦИК формировал Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты (внутренних дел, по военным и морским делам, финансов, иностранных дел, юстиции, по делам национальностей и т. д.). Съезды Советов созывались нерегулярно, большевики манипулировали ими, как хотели, и практически не ставили на их обсуждение вопросов первостепенного значения. Фактически высшим органом власти являлись не съезд и не ВЦИК, а Совнарком. Совнарком мог издавать декреты без предварительного обсуждения их с ВЦИК и работал при закрытых дверях.

Большевики быстро разделались с другими политическими партиями, они были запрещены, а их лидеры репрессированы. Советы оказались под руководством партийного аппарата. Произошло сращивание партийной и государственной власти и ее полная централизация. На съездах Коммунистической партии и на пленумах ЦК открыто обсуждались и решались коренные вопросы жизни страны, затрагивающие права и интересы всех граждан, независимо от их партийной принадлежности. Все назначения в советский аппарат, общественные организации, прессу и т. д. осуществлялись только через партийные решения. Диктатура пролетариата, провозглашенная Конституцией 1918 г., как социальная основа новой государственности, превратилась таким образом в диктатуру одной партии, а через нее — в диктатуру вождей.

После образования в 1922 г. СССР потребовалась новая Конституция, которая была утверждена Вторым съездом Советов в январе 1924 г. Она содержала Договор и Декларацию об образовании СССР. За исключением Договора и Декларации, новая Конституция представляла собой слепок с Конституции РСФСР 1918 г. Однотипное содержание имели и принятые вслед за этим конституции всех союзных республик. Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федерального союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. К ведению органов власти Союза были отнесены международные связи, руководство вооруженными силами, внутренняя и внешняя безопасность, общее управление народным хозяйством, финансами. Интересы республики были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) ее представителями. Однако Конституция 1924 г. не меняла суть советской государственности.

В 30-е годы в нашей стране складывается режим личной власти Сталина; партийный аппарат распространяет свое влияние на все сферы действия государственных органов, наблюдается ужесточение законодательства и вообще карательной политики. В 1933 г. организовывается Прокуратура СССР. В 1934 г. ОГПУ сливается с НКВД. Последний становится всесильным ведомством. Страна покрывается густой сетью лагерей, лагпунктов, колоний и спецпоселений. Происходят также существенные экономические и социальные изменения. Многоукладная экономика была реконструирована, произошло свертывание рыночных отношений, усилился государственный плановый сектор. Были ликвидированы остатки "эксплуататорских классов", сильные изменения произошли в среде крестьянства. В феврале 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) выступил с инициативой внести изменения в Конституцию с учетом тех перемен, которые произошли в обществе. Так появилась Конституция 1936 г. Конституция была вполне демократической для того времени, однако действительность резко противоречила ее содержанию. Она отменяла откровенную дискриминацию в избирательном праве, провозгласив принцип равноправия всех граждан.

Высшим органом власти в стране провозглашался Верховный Совет СССР, избираемый на основе прямого тайного голосования, но о свободных выборах в условиях сталинского режима говорить не приходилось. Выборы в Советы, например, свелись к голосованию за единственного кандидата от так называемого “блока коммунистов и беспартийных”.

В марте 1936 г., незадолго до принятия Конституции, И. В. Сталин изложил собственное видение свободы при социализме, отвергая мысль, что социализм отрицает личную свободу: “Это общество мы построили не для ущемления личной свободы, а для того, чтобы человеческая личность чувствовала себя действительно свободной. Мы построили его для действительной личной свободы, свободы без кавычек... Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена эксплуатация, где нет угнетения одних людей другими, где нет безработицы и нищенства, где человек не дрожит за то, что завтра может потерять работу, жилище, хлеб. Только в таком обществе возможна настоящая, а не бумажная, личная и всякая другая свобода”.

В соответствии с таким подходом первое место среди зафиксированных Конституцией прав занимали социально-экономические права: на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, на образование. Это были не столько индивидуальные права, сколько направления государственной социальной политики. Гарантии этих прав опирались только на государственные меры, исключающие какие-либо частные системы (страхования, школ, бирж труда, санаториев и т. д.).

В Конституции были записаны политические права и свободы (слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, на объединение), которые в условиях жесткой однопартийности и уголовной репрессии на могли быть воплощены.

Лицемерием и цинизмом были пронизаны положения Конституции, связанные со свободой совести. Сталинская Конституция, провозгласив свободу антирелигиозной пропаганды, исключила свободу религиозной пропаганды, сведя свободу совести к свободе отправления религиозных культов. При Совете Министров СССР был создан Совет по делам Православной церкви, без разрешения которого церковь не могла ступить ни шагу; она также была поставлена под контроль органов государственной безопасности. Продолжалось уничтожение и закрытие храмов и монастырей, о церковном образовании и издательской деятельности не могло быть и речи. Конституция 1936 г. закрепила неприкосновенность личности, жилища и тайну переписки. Это была абсолютно формальная декларация, поскольку ни свободного правосудия, ни контроля за карательными органами в стране не существовало. По иронии судьбы подобные конституционные нововведения совпали по времени с чудовищными репрессиями против миллионов людей, которые без суда и следствия лишались свободы, подвергались заключению в концлагеря.

Совершенно формальным являлся советский федерализм, легший в основу государственного устройства СССР. Фактически СССР представлял собой унитарное государство, где центр мог полностью контролировать республики. В 1937 г. была принята Конституция РСФСР (копия Конституции СССР 1936 г.).

Некоторое обновление государственно-правовых институтов происходит после XX съезда КПСС (1956 г.), когда была сделана попытка отбросить наиболее одиозные стороны сталинизма. Произошла демократизация правосудия, были несколько расширены гражданские свободы, но над всеми процессами давил контроль партаппарата, не желавший расстаться с властью. Государственно-правовая политика в 60–70-х гг. отличалась двойственностью. С одной стороны, происходили судебные процессы против инакомыслящих, сотни диссидентов были лишены свободы, отправлены в лагеря и психбольницы, высланы из страны, происходило идеологическое оболванивание народа. С другой стороны, правящие круги СССР решились на ратификацию принятых ООН в 1966 г. Пактов о правах человека. В 1975 г. Л. И. Брежнев подписал Хельсинский документ, в котором провозглашалась незыблемость общепринятых демократических прав и свобод человека.

Конституция СССР 1977 г. сохранила в неприкосновенности антидемократическую машину власти, но несколько попыталась расширить перечень прав и свобод. Конституция 1977 г. констатировала построение “развитого социализма” и создание “общенародного государства”, закрепляла новые формы “непосредственной демократии”; всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права; право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство и на критику действий государственных и общественных организаций. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. Однако права и свободы, закрепленные Основным Законом, не соответствовали международным стандартам и подчинялись целям конституционного строительства. В Конституцию была включена пресловутая ст. 6, закрепившая руководящую роль КПСС в общественной и государственной жизни. Советам как представительным органам отводилось место придатка к государственным органам. Конституция РСФСР, принятая в 1978 г., в основном повторяла положения Союзного Основного Закона.

С конца 80-х годов в Советском Союзе начался процесс реформ, который затронул и государственное право. Была разрушена монополия КПСС на руководство обществом и государством, произошла отмена ст. 6 Конституции СССР, а затем и соответствующей статьи Конституции РСФСР. Была сделана попытка повысить роль представительных органов (Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР). Был введен пост Президента СССР. Начался процесс расширения прав союзных республик. В апреле 1990 г. был провозглашен суверенитет РСФСР, а 12 июня 1991 г. впервые всенародно избран ее Президент — Б. Н. Ельцин. В декабре 1991 г. в Беловежской пуще руководители России, Украины и Белоруссии договорились о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). После этого были упразднены все союзные структуры власти и управления. Российская Федерация была провозглашена правопреемницей союзного государства.

После провозглашения России суверенным государством произошли определенные изменения в государственном устройстве и организации государственной власти. Появляются новые органы власти (двухпалатный Верховный Совет и Конституционный Суд), расширились права местных органов власти. И в то же время в политической жизни страны сохранялось еще немало противоречий:

  • прежние герб и гимн;

  • отсутствие четкого принципа разделения властей, что порождало разногласие между исполнительной властью и Советами всех уровней — Съезд народных депутатов стоял над Верховным Советом и мешал его работе;

  • Палаты Верховного Совета РФ (Совет Республики и Совет Национальностей) не обладали независимостью, ибо управлялись одним органом — Президиумом Верховного Совета.

В 1992–1993 гг. между Президентом и Верховным Советом стали назревать серьезные разногласия, которые завершились острым конституционным кризисом. Кризис был разрешен исполнительной властью силовым путем: роспуском Советов народных депутатов в центре и в регионах.

Одновременно шла работа над созданием новой Конституции РФ. Еще 22 июня 1990 г. была образована Конституционная Комиссия, создавшая проект Конституции. В мае 1993 г. проект Конституции был опубликован и одобрен Верховным Советом РФ. Это был фактически проект парламентской республики, который ставил Президента под контроль Верховного Совета. В мае 1993 г. было созвано Конституционное Совещание, составившее новый проект Конституции. Этот проект давал, напротив, чрезмерные права Президенту. В конституционный проект было внесено 500 поправок, 40 новых норм, после чего он был вынесен на всенародное обсуждение. 12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование по проекту Конституции. Новая Конституция РФ была принята 58,4 % избирателей, принявших участие в голосовании. Одновременно были проведены выборы в новые органы власти (Государственную Думу и Совет Федерации). Этим завершился конституционный кризис, а в стране установилась новая форма правления.

Итоги референдума вызвали неоднозначную оценку, в частности, из-за несоответствия его проведения процедуре, установленной Законом о референдуме 1990 г., согласно которому для внесения изменений в Конституцию, а следовательно, и для принятия новой Конституции необходимо было получить абсолютное большинство голосов избирателей, включенных в списки для голосования. Однако снижение избирательной активности в последние годы сделало нереальным проведение конституционного референдума по жесткой формуле прошлых лет. Отсутствие всеобщего одобрения можно рассматривать как нормальное, типичное для свободных выборов явление. Ни Федеральное Собрание, ни субъекты федерации не опровергли правомерность результатов этого референдума. Даже критикуя отдельные положения Конституции, необходимо соблюдать и уважать ее.

studfiles.net

История конституции России - это... Что такое История конституции России?

Действующая Конституция Российской Федерации, была принята в 1993 году.

Ранее действовали другие конституции.

Предыстория

Элементы конституционной монархии наличествовали в России в начале XVII века — власть царя Василия Шуйского была ограничена крестоцеловальной записью. Документы конституционного содержания появились в России в первой половине XVIII века. В 1730 году Дмитрий Михайлович Голицын попытался ввести в России конституционную монархию. Власть императрицы Анны Иоанновны была ограничена «кондициями», но полноценная конституция не была введена. Опираясь на нижние чины армии, агитированные за абсолютную монархию Прокоповичем, Анна надорвала кондиции и стала абсолютной монархиней; члены Верховного тайного совета, к которому переходила полнота власти по кондициям, были почти все репрессированы.

В 1773 году дипломат Никита Иванович Панин и литератор Денис Иванович Фонвизин попытались осуществить переворот, возвести на престол царевича Павла Петровича (воспитателем которого был Панин), и ввести в России конституцию. Екатерина II узнала о заговоре, но не подвергла заговорщиков репрессиям. Панин был лишь удалён от Павла, но при этом отблагодарствован императрицей.

В начале своего царствования Александр I хотел ввести в России конституцию, но отказался от этой идеи. В 1815 году конституцию получило Царство Польское. Конституцию требовали ввести в России и декабристы, организации которых возникли в 1810-х годах. Проекты конституции, предлагавшиеся декабристами, были самыми различными: от проекта Никиты Муравьёва, который придерживался самых умеренных позиций, до радикальной Русской правды Павла Пестеля.

Основные государственные законы Российской империи, впервные кодифицированные 1832 году под руководством М. М. Сперанского, в результате опубликования Манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» были значительно изменены и в редакции от 23 апреля 1906 года стали фактически первой конституцией России.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1918 года

Обложка конституции РСФСР 1918 года

Первая конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) РСФСР и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР»[1]. Основные принципы, которые легли в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1925 года.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1925 года

Утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР». Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года).

В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года

Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года).

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 года

Логотип Викитеки

Введена в действие с Декларацией Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую» Конституцию СССР 1977 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года.

В период с 27 октября 1989 года по 10 декабря 1992 года в текст Конституции вносился ряд значительных изменений. Например, 15 декабря 1990 года в Конституцию была включена преамбула и статья 1 Декларации о Государственном суверенитете РСФСР[2]. 16 мая 1992 года согласно закону N 2708-I она стала называться Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации — России согласно новой редакции[3]:

В названии Конституции и преамбуле слова «Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» и «РСФСР» заменить словами «Российской Федерации — России». В наименованиях разделов I, III—VIII, X, XI и глав 8, 13 — 16, 19 — 21, в статьях 2, 4, 7, 10 — 12, 17 — 19, 22, 24, 27, 30, 71, 75, 80, 81 — 84, 86, 87, 92, 97, 102—123, 125, 127—136, 140, 146, 149, 152—157, 160—165, 167, 168, 171, 173, 176—185 слова «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика», «Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» и «РСФСР» заменить соответственно словами «Российская Федерация», «Российской Федерации». Из статей 97, 109 (пункт 20), 140, 167, 173 исключить слова «Конституция СССР», «СССР», «Союз ССР». Статьи 69, 74, 76, 77 исключить. Из статьи 134 слова «СССР», «Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР,» и «Совета Министров СССР и» исключить.

Логотип Викитеки

Уже летом 1992 года Конституция под новым названием была издана большим тиражом[4]. Статья 67 закона N 2708-I гласила:

Верховному Совету Российской Федерации привести законодательство Российской Федерации в соответствие с настоящим Законом.

Однако, этого сделано не было. Более того, cъезд народных депутатов отказался исключить из текста конституции упоминание о конституции и законах СССР, они продолжали упоминаться во 2 части 4 статьи Конституции:

Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации (РСФСР), Конституцию СССР, законы Российской Федерации (РСФСР) и СССР, конституции и законы республик, входящих в состав Российской Федерации (РСФСР), изданные в пределах их полномочий.

— Конституция РСФСР, Глава 1.[5][6]

Таким образом Конституция СССР 1977 года де-юре продолжала действовать на территории России до декабря 1993 года, несмотря на то, что де-факто распад СССР завершился двумя годами ранее. В конституции СССР Россия называлась «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР)»[7]. До декабря 1993 года (до принятия нынешней конституции) действовали нормативные акты, законы, регулировавшие деятельность органов государственной власти, Конституционного суда, Президента и описание государственной символики, где употреблялось наименование «РСФСР».

В современной России до сих пор действуют некоторые документы, в которых осталось старое название «РСФСР»:

  • Закон РСФСР от 15.12.1978 (ред. от 25.06.2002) «Об охране и использовании памятников истории и культуры»
  • Закон РСФСР от 08.07.1981 (ред. от 07.05.2009) «О судоустройстве РСФСР»
  • Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»
  • Закон РСФСР от 24.10.1990 N 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР»
  • Закон РСФСР от 31.10.1990 N 293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР»
  • Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (действует только статья 4)
  • Закон РСФСР от 26.04.1991 N 1107-1 (ред. от 01.07.1993) «О реабилитации репрессированных народов»
  • Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 (ред. от 30.12.2008) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»
  • Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1490-1 (ред. от 02.02.2006) «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами»
  • Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 N 211 (с изм. от 26.06.1992) «О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений»
  • Указ Президента РСФСР от 21.11.1991 N 228 «Об организации Российской академии наук»
  • Указ Президента РСФСР от 25.11.1991 N 232 (ред. от 21.10.2002) «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР»
  • Указ Президента РСФСР от 28.11.1991 N 240 (ред. от 21.10.2002) «О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания населения в РСФСР»
  • Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 255 «О первоочередных мерах по организации работы промышленности РСФСР»
  • Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 256 «О мерах по стабилизации работы промышленного комплекса РСФСР в условиях экономической реформы»
  • Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 (ред. от 28.02.1995) «О мерах по либерализации цен»
  • Указ Президента РСФСР от 12.12.1991 N 269 (ред. от 21.10.2002) «О едином экономическом пространстве РСФСР»
  • Закон РСФСР от 25.12.1991 N 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» (переименование государства в Российскую Федерацию)
  • Постановление Правительства РСФСР от 24.12.1991 N 62 (ред. от 13.11.2010) «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР» (действует до 1 января 2018 года)

Конституция Российской Федерации 1993 года

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года. За новую Конституцию проголосовало 58,43 % от числа принявших участие в голосовании, что при явке в 54,81 % составляло 31,02 % от числа зарегистрированных избирателей в России[8].

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru


Смотрите также