§ 16. Образование самостоятельных русских земель. Когда распалось древнерусское государство


Из-за чего распалось Древнерусское государство

Историки отсчитывают начало раздробленности на Руси с 1132 год, когда умер сын Владимира Мономаха, Мстислав Великий. Процесс разложения единого государства был длительным и имел множество предпосылок, во многом отличавшихся европейских.

Кризис княжеской власти

Наиболее явной причиной распада Киевской Руси принято считать кризис великокняжеской власти. Первые ростки будущего кризиса проявились еще в 1015 году со смертью Владимира Крестителя. Князь оставил после себя многочисленное потомство, причем каждый из сыновей обладал правом на Киевский «стол» по тем или иным причинам.

Святополк, хотя и имел сомнительное происхождение (сын «гречанки», вдовы великого князя Ярополка), был старшим сыном и, по традиции, главным претендентом. Однако Борис и Глеб были сыновьями Владимира от единственной «законной» жены, византийской царевны Анны и, с точки зрения православной церкви, имели больше прав на престол. В ходе разгоревшейся междоусобной войны с применением варяжских наемников и польских интервентов победу одержал Ярослав, который имел еще меньше законных оснований считаться наследником.

Взявший власть по праву сильного Ярослав Мудрый, тем не менее, пожелал установить порядок наследования. Появившаяся после него династическая система получила название «лествичной»: власть в Киеве передавалась к старшему по мужской линии. По мере того, как братья сменяли друг друга на престоле, князья также передавали друг другу города по старшинству: Чернигов, Переяславль, Смоленск и т.д. Постоянная смена правителей, казалось бы, должна была способствовать сплочению государства, ведь князья не задерживались в одной земле надолго.

Однако на деле сложная система вызывала постоянные противоречия, что ярко проявилось в междоусобицах Ярославичей. Помимо того, что родные братья повздорили из-за Киевского стола, произошедший «переход» не дал Владимиру Мономаху закрепиться в причитавшемся ему по старшинству Чернигове, в котором засели потомки Святослава Ярославича.

«Лествичная система», порождавшая войны, уже не отвечала интересам князей. В 1097 году сам Владимир Мономах, считавшийся главным сторонником княжеского единства, предложил узаконить раздробленность. Принятый на съезде в Любече принцип «Каждый да держит отчину свою» положил начало формированию местных династий.

С 1113 по 1132 государство удерживалось от распада только благодаря огромному авторитету Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого. На местах уже шел процесс укрепления власти мелких князей, а над некоторыми частями государства, такими как Великий Новгород, киевский князь не имел никакой власти.

Вместе с укреплением местных династий падало значение столицы государства, Киева, который уже не представлял интереса ни как экономический, ни как политический центр. Ярче всего это пренебрежение Киевом проявилось в 1169 году, когда Андрей Боголюбский взял некогда великую столицу «на щит» и отдал ее на разграбление своим союзникам. «Мать городов русских» окончательно утратила былое величие.

Распад единого рынка

Главной задачей создания Древнерусского государства было установление контроля над путем «Из варяг в греки». Именно с этой целью в 882 году Олег объединил воедино столь отдаленные друг от друга Старую Ладогу и Киев. Выгодная торговля с Византией диктовала также необходимость налогообложения местного населения.

Все это привело к формированию единого внутреннего рынка, ориентированного на экспорт. Появление на границах Древнерусского государства половцев сделало опасным прежний путь по днепровским порогам, в то же время росло значение торгового пути «Из варяг в арабы» по Волге. Экономика государства перестала быть экспортоориентированной и замкнулась в рамках отдельных земель, будущих независимых княжеств. Натуральное хозяйство не способствовало усилению связей и понижало роль крупных торговых центров, в частности, Киева.

С другой стороны, на окраинах страны усиливались торговые связи с заграницей. Например, Галицко-Волынское княжество ориентировалось на Польшу и Венгрию, в то время как Великий Новгород наращивал товарооборот с немецкими городами и Швецией. Их самостоятельность от центра росла, а необходимость товарах из русских княжеств сокращалась.

По-прежнему Новгород сильно зависел от поставок зерна с юга через Торжок. Этой уязвимостью новгородцев нередко пользовались владимирские князья, перекрывая доступ продовольствия в малоплодородные северные земли, чтобы устрашить вольную республику. Такие операции не способствовали единству княжеств.

Разные модели

Еще одной причиной, по которой разошлись пути русских княжеств, было различие в моделях управления. Во многом они определялись природными условиями и соседями княжеств. На Северо-востоке все еще происходила колонизация земель, жизнь здесь, в основном строилась вокруг торгово-ремесленных центров, городов, население которых зависело от князя.

Потоки переселенцев с юга, гонимые половецкой угрозой, были обязаны своим благополучием правителю, что делало власть боярской элиты незначительной. В будущем подобные отношения станут основой ядра Московского княжества, объединившего вокруг себя все русские земли. Напротив, на юге, в Галицко-Волынской земле почва была плодородной, и бояре-землевладельцы, соответственно, сильнее. Они нередко диктовали свою волю князьям и даже свергали их, часто при содействии венгерского и польского королей.

На севере, в Новгородской земле, сложилась совершенно иная модель властных отношений. Хотя современные исследователи не готовы назвать Господин Великий Новгород полноценной республикой, социальная база власти здесь была значительно шире.

Большую роль в управлении торговым городом и его пригородами наравне с крупными боярскими родами играло народное вече. Предприимчивые жители города гордились новгородскими «вольностями», что разительно отличало их от подданных Владимиро-Суздальского князя-суверена.

В результате столь различные по способу внутреннего управления княжества уже не могли быть частью одного государства. Процесс распада, начавшийся с кризиса великокняжеской власти, был завершен усилением различия между землями. Все это дополнялось развалом единого рынка и ориентацией окраинных земель на связи с заграницей. В 1134 году новгородский летописец подвел неутешительный итог: «И разадрася вся земля Русская».

labuda.blog

Почему распалось Древнерусское государство

Историки отсчитывают начало раздробленности на Руси с 1132 год, когда умер сын Владимира Мономаха, Мстислав Великий. Процесс разложения единого государства был длительным и имел множество предпосылок, во многом отличавшихся европейских.

Кризис княжеской власти

Наиболее явной причиной распада Киевской Руси принято считать кризис великокняжеской власти. Первые ростки будущего кризиса проявились еще в 1015 году со смертью Владимира Крестителя. Князь оставил после себя многочисленное потомство, причем каждый из сыновей обладал правом на Киевский «стол» по тем или иным причинам.

Святополк, хотя и имел сомнительное происхождение (сын «гречанки», вдовы великого князя Ярополка), был старшим сыном и, по традиции, главным претендентом. Однако Борис и Глеб были сыновьями Владимира от единственной «законной» жены, византийской царевны Анны и, с точки зрения православной церкви, имели больше прав на престол. В ходе разгоревшейся междоусобной войны с применением варяжских наемников и польских интервентов победу одержал Ярослав, который имел еще меньше законных оснований считаться наследником.

Взявший власть по праву сильного Ярослав Мудрый, тем не менее, пожелал установить порядок наследования. Появившаяся после него династическая система получила название «лествичной»: власть в Киеве передавалась к старшему по мужской линии. По мере того, как братья сменяли друг друга на престоле, князья также передавали друг другу города по старшинству: Чернигов, Переяславль, Смоленск и т.д. Постоянная смена правителей, казалось бы, должна была способствовать сплочению государства, ведь князья не задерживались в одной земле надолго.

Однако на деле сложная система вызывала постоянные противоречия, что ярко проявилось в междоусобицах Ярославичей. Помимо того, что родные братья повздорили из-за Киевского стола, произошедший «переход» не дал Владимиру Мономаху закрепиться в причитавшемся ему по старшинству Чернигове, в котором засели потомки Святослава Ярославича.

«Лествичная система», порождавшая войны, уже не отвечала интересам князей. В 1097 году сам Владимир Мономах, считавшийся главным сторонником княжеского единства, предложил узаконить раздробленность. Принятый на съезде в Любече принцип «Каждый да держит отчину свою» положил начало формированию местных династий.

С 1113 по 1132 государство удерживалось от распада только благодаря огромному авторитету Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого. На местах уже шел процесс укрепления власти мелких князей, а над некоторыми частями государства, такими как Великий Новгород, киевский князь не имел никакой власти.

Вместе с укреплением местных династий падало значение столицы государства, Киева, который уже не представлял интереса ни как экономический, ни как политический центр. Ярче всего это пренебрежение Киевом проявилось в 1169 году, когда Андрей Боголюбский взял некогда великую столицу «на щит» и отдал ее на разграбление своим союзникам. «Мать городов русских» окончательно утратила былое величие.

Распад единого рынка

Главной задачей создания Древнерусского государства было установление контроля над путем «Из варяг в греки». Именно с этой целью в 882 году Олег объединил воедино столь отдаленные друг от друга Старую Ладогу и Киев. Выгодная торговля с Византией диктовала также необходимость налогообложения местного населения.

Все это привело к формированию единого внутреннего рынка, ориентированного на экспорт. Появление на границах Древнерусского государства половцев сделало опасным прежний путь по днепровским порогам, в то же время росло значение торгового пути «Из варяг в арабы» по Волге. Экономика государства перестала быть экспортоориентированной и замкнулась в рамках отдельных земель, будущих независимых княжеств. Натуральное хозяйство не способствовало усилению связей и понижало роль крупных торговых центров, в частности, Киева.

С другой стороны, на окраинах страны усиливались торговые связи с заграницей. Например, Галицко-Волынское княжество ориентировалось на Польшу и Венгрию, в то время как Великий Новгород наращивал товарооборот с немецкими городами и Швецией. Их самостоятельность от центра росла, а необходимость товарах из русских княжеств сокращалась.

По-прежнему Новгород сильно зависел от поставок зерна с юга через Торжок. Этой уязвимостью новгородцев нередко пользовались владимирские князья, перекрывая доступ продовольствия в малоплодородные северные земли, чтобы устрашить вольную республику. Такие операции не способствовали единству княжеств.

Разные модели

Еще одной причиной, по которой разошлись пути русских княжеств, было различие в моделях управления. Во многом они определялись природными условиями и соседями княжеств. На Северо-востоке все еще происходила колонизация земель, жизнь здесь, в основном строилась вокруг торгово-ремесленных центров, городов, население которых зависело от князя.

Потоки переселенцев с юга, гонимые половецкой угрозой, были обязаны своим благополучием правителю, что делало власть боярской элиты незначительной. В будущем подобные отношения станут основой ядра Московского княжества, объединившего вокруг себя все русские земли. Напротив, на юге, в Галицко-Волынской земле почва была плодородной, и бояре-землевладельцы, соответственно, сильнее. Они нередко диктовали свою волю князьям и даже свергали их, часто при содействии венгерского и польского королей.

На севере, в Новгородской земле, сложилась совершенно иная модель властных отношений. Хотя современные исследователи не готовы назвать Господин Великий Новгород полноценной республикой, социальная база власти здесь была значительно шире.

Большую роль в управлении торговым городом и его пригородами наравне с крупными боярскими родами играло народное вече. Предприимчивые жители города гордились новгородскими «вольностями», что разительно отличало их от подданных Владимиро-Суздальского князя-суверена.

В результате столь различные по способу внутреннего управления княжества уже не могли быть частью одного государства. Процесс распада, начавшийся с кризиса великокняжеской власти, был завершен усилением различия между землями. Все это дополнялось развалом единого рынка и ориентацией окраинных земель на связи с заграницей. В 1134 году новгородский летописец подвел неутешительный итог: «И разадрася вся земля Русская».

labuda.blog

Образование самостоятельных русских земель



1. Когда распалось древнерусское государство? Объясните политические и экономические причины превращения отдельных волостей в самостоятельные земли.

Древнерусское государство распалось, когда удельные князья перестали подчиняться великому князю киевскому, наоборот киевский престол стал играть роль приза в их борьбе. Формальной датой начала распада считается год смерти сына Владимира Мономаха Мстислава Великого – 1132. Произошло это по следующими причинам.

Политические и идеологические причины.

- Чтобы прекратить усобицы была отменена лествичная система и каждому князю было предписано держать удел своего отца. Но из-за этого князьям больше не было нужды заботиться о единстве государства, раз у большинства из них не было надежды его когда-нибудь возглавить.

- Земля (государство) в то время было связано в мировоззрении людей с личностью князя, потому логично было, что вокруг каждого самостоятельного князя образовалась и своя земля.

Экономические причины.

- Разные города стояли на разных экономических путях, потому имели разные интересы.

- Города достаточно расцвели, чтобы дать князьям базы для самостоятельного правления, без помощи Киева.

- Городам было выгодно не выплачивать ничего в столицу, а оставлять все доходы для собственного развития.

- Бояре благодаря вотчинам уже были привязаны к определённым землям, потому им также было выгодно, чтобы князь заботился об интересах этой земли, а не о Киеве.

2. Что оставалось общим для русских земель в эпоху раздробленности?

Общей оставалась правящяя династия – все князья продолжали быть Рюриковичами. При этом до поры самым главным среди них продолжал считаться престол Киева, хотя это главенство и было формально. Но со временем (например, во Владимиро-Суздальской земле с Андрея Боголюбского) князья перестали гнаться за Киевом, а стали заботиться лишь о своих землях.

Общей осталась и православная церковь – вся она по-прежнему была единой иерархией во главе с митрополитом.

Древнерусский язык никуда не исчез, но в разных землях существовали разные его диалекты.

В культуре сохранялись общие черты, но в каждой земле выработались свои местные стили.

3. Объясните, как изменилось положение князей и бояр с распадом Руси на отдельные княжества.

До раздробленности все князья были членами одной семьи и у каждого было место в «лестнице» – очерёдности на престол Киева. С началом раздробленности каждый князь стал полным хозяином в собственных владениях. Но теперь сложные отношения сложились между княжествами с балансом слабых и сильных князей и их союзов.

Положение бояр после начала раздробленности стало разных в разных землях. В Галицко-Волынской земле они получили очень большую силу, контролировали князя, часто фактически в их руках находилась реальная власть. В Новгороде и Пскове бояре также фактически правили, но уже как лидеры вече и богатейшие, а значит самые влиятельные люди этих республик. В то же время во Владимиро-Суздальской земле наоборот князь постепенно ограничивал влияние бояр, постепенно полностью лишив их влияния.

4. Охарактеризуйте положительные и отрицательные последствия раздробленности Руси. Систематизируйте материал в таблице.

5*. Проведите обсуждение вопроса: «Можно ли сказать, что распад древнерусского государства был неизбежным, закономерным?» Аргументируйте своё мнение.

Древнерусское государство на самом деле никогда не было единым. Все князья до Владимира начинали своё правление с того, что подавляли восстания подвластных племён, которые, видимо, никогда не забывали о своей свободе. Смерть каждого великого князя начиная со Святослава вызывала борьбу между его сыновьями с опорой, опять же на города – центры тех или иных племён. Исключением стал Мстислав Великий, который после смерти Владимира Мономаха получил киевский престол без усобицы, но исключение только подтверждает правило. До поры, пока в Киеве было больше богатств, чем в остальных городах, борьба приводила к восстановлению единства. Но неизбежно должен был наступить тот момент, когда ресурсы местных центров возросли до того, что они могли выдержать борьбу со столицей. Так на самом деле и произошло.

resheba.com

Распад Древнерусского государства Википедия

Доисторический период Средневековая государственность (IX—XIV века) Казацкий период
 История Украины
Трипольская культура
Ямная культура
Киммерийцы
Скифы
Сарматы
Зарубинецкая культура
Черняховская культура
Племенные союзы восточных славян и Киевская Русь
Распад Киевской Руси: Киевское, Галицко-Волынское и другие княжества
Монгольское нашествие на Русь
Великое княжество Литовское
Запорожская Сечь (Войско Запорожское)
Речь Посполитая
Восстание Хмельницкого
Гетманщина
Переяславская рада

ru-wiki.ru

Распад Киевской Руси - это... Что такое Распад Киевской Руси?

В середине XII века Киевская Русь распалась на независимые княжества, однако формально ограничено просуществовала до монголо-татарского нашествия (1237—1240) и Киев продолжал считаться главным столом Руси.

Эпоху XII-XVI веков принято называть удельным периодом или политическая раздробленность (в советской марксисткой историографии — феодальной раздробленностью). Рубежом распада считается 1132 — год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Итогом распада стало возникновение на месте Древнерусского государства новых политических образований, отдалённым следствием — формирование современных народов: русских, украинцев и белорусов.

Причины распада

Подобно большинству раннесредневековых держав распад Киевской Руси был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения[1]. В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского.

Назревание кризиса

Первая угроза целостности страны возникла сразу же после кончины Владимира I Святославича. Владимир управлял страной, рассадив 12 своих сыновей по основным городам. Старший сын Ярослав, посаженный в Новгород, уже при жизни отца отказался посылать в Киев дань. Когда Владимир умер (1015), началась братоубийственная резня, закончившаяся гибелью всех детей, кроме Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Два брата поделили «Русскую землю», являвшуюся ядром владений Рюриковичей, по Днепру. Только в 1036 после смерти Мстислава Ярослав стал править единолично всей территорией Руси, кроме обособившегося Полоцкого княжества, где с конца X века утвердились потомки другого сына Владимира — Изяслава[2].

Киевская Русь в XI — нач. XII веках

После смерти Ярослава в 1054 году Русь была разделена в соответствии с его завещанием между пятью сыновьями. Старшему Изяславу отошли Киев и Новгород, Святославу — Чернигов, Рязань, Муром и Тмутаракань, Всеволоду — Переяславль и Ростов, младшим, Вячеславу и Игорю — Смоленск и Волынь[3]. Установившийся порядок замещения княжеских столов получил в современной историографии название «лествичного». Князья продвигались поочерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Со смертью одного из князей происходило передвижение нижестоящих на ступеньку вверх. Но, если один из сыновей умирал раньше своего родителя и не успевал побывать на его столе, то его потомки лишались прав на данный стол и становились «изгоями». С одной стороны, такой порядок препятствовал изоляции земель, так как князья постоянно перемещались от одного стола к другому, но с другой, порождал постоянные конфликты между дядьями и племянниками.

Всеслав, князь полоцкий, вначале поддерживавший Ярославовичей, совершивший с ними поход на торков, в 1065 году совершает нападение на Псков. В 1067 году занимает Новгород. В 1068 году, пленённый Ярославовичами, доставляется в Киев. Однако в результате мятежа, поднятого киевлянами, становится великим князем Киевским, объединив тем самым под своей властью земли Руси на три года.

В 1097 году по инициативе Владимира Мономаха следующее поколение князей собралось на съезд в Любече, где было принято решение о прекращении усобиц и провозглашён новый принцип: «каждый да держит отчину свою»[4]. Тем самым был открыт процесс создания региональных династий.

Киев по решению Любечского съезда был признан отчиной Святополка Изяславича (1093—1113), что означало сохранение традиции наследования столицы генеалогически старшим князем. Княжение Владимира Мономаха (1113—1125) и его сына Мстислава (1125—1132) стало периодом политической стабилизации, и практически все части Руси, включая Полоцкое княжество, вновь оказались в орбите Киева.

Мстислав передал киевское княжение своему брату Ярополку. Намерение последнего выполнить замысел Владимира Мономаха и сделать своим преемником сына Мстислава — Всеволода в обход младших Мономашичей — ростовского князя Юрия Долгорукого и волынского князя Андрея привело к всеобщей междоусобной войне, характеризуя которую, новгородский летописец в 1134 году записал: «И раздрася вся земля Русская»[5].

Возникновение суверенных княжеств

Киевская Русь в 1237 году накануне монгольского нашествия

К середине XII века Киевская Русь фактически разделилась на 13 княжеств (по летописной терминологии «земель»), каждое из которых проводило самостоятельную политику. Княжества различались как по размеру территории и степени консолидации, так и по соотношению сил между князем, боярством, нарождавшимся служилым дворянством и рядовым населением.

Девять княжеств управлялись собственными династиями. Их структура воспроизводила в миниатюре систему, ранее существовавшую в масштабе всей Руси: местные столы распределялись между членами династии по лествичному принципу, главный стол доставался старшему в роду. Столы в чужих землях князья занимать не стремились, и внешние границы этой группы княжеств отличались стабильностью.

В конце XI века за сыновьями старшего внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича закрепились Перемышльская и Теребовальская волости, позже объединившиеся в Галицкое княжество (достигшее расцвета в правление Ярослава Осмомысла). В Черниговском княжестве с 1127 правили сыновья Давыда и Олега Святославичей (впоследствии только Ольговичи). В отделившемся от него Муромском княжестве правил их дядя Ярослав Святославич. Позже из состава Муромского княжества выделилось княжество Рязанское. В Ростово-Суздальской земле закрепились потомки сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого. Смоленское княжество с 1120-х закрепилось за линией внука Владимира Мономаха Ростислава Мстиславича. В Волынском княжестве стали править потомки другого внука Мономаха — Изяслава Мстиславича. Во второй половине XII века за потомками князя Святополка Изяславича закрепляется Турово-пинское княжество[6]. Со 2-й трети XII века за потомками Всеволодка (его отчество в летописях не приводится, предположительно он был внуком Ярополка Изяславича), закрепляется Городенское княжество[7]. Анклавные Тмутараканское княжество и город Белая Вежа прекратили своё существование в начале XII века, пав под ударами половцев.

Три княжества не закрепились за какой-либо одной династией. Не стало отчиной Переяславское княжество, которым на протяжении XII века — XIII веков владели младшие представители разных ветвей Мономаховичей, приходившие из других земель.

Киев оставался постоянным яблоком раздора. Во второй половине XII века борьба за него шла в основном между Мономаховичами и Ольговичами. При этом область вокруг Киева — так называемая «Русская земля» в узком смысле слова — продолжала рассматриваться как общий домен всего княжеского рода и столы в ней могли занимать представители сразу нескольких династий. Например в 1181—1194 Киев находился в руках Святослава Всеволодовича Черниговского, а в остальной части княжества правил Рюрик Ростиславич Смоленский.

Новгород также остался общерусским столом. Здесь сложилось чрезвычайно сильное боярство, которое не дало закрепиться в городе ни одной княжеской ветви. В 1136 году Мономахович Всеволод Мстиславич был изгнан, и власть перешла к вечу. Новгород стал аристократической республикой. Боярство само приглашало князей. Их роль ограничивалась выполнением некоторых исполнительных функций, и усилением новгородского ополчения княжескими дружинниками. Схожий порядок установился в Пскове, который к середине XIII века стал автономным от Новгорода.

После пресечения династии галицких Ростиславичей (1199) в числе «ничейных» столов временно оказался Галич. Им завладел Роман Мстиславич волынский, и в результате объединения двух соседних земель возникло Галицко-Волынское княжество. Однако после смерти Романа (1205) галицкое боярство отказалось признать власть его малолетних детей, и за Галицкую землю развернулась борьба между всеми основными княжескими ветвями[8], победителем из которой вышел сын Романа Даниил.

Упадок Киева

Для Киевской земли, превратившейся из метрополии в «простое» княжество, было характерно неуклонное уменьшение политической роли. Территория самой земли, остававшаяся под контролем киевского князя, также постоянно уменьшалась. Одним из экономических факторов, подорвавших могущество города, было изменение международных торговых коммуникаций. «Путь из варяг в греки», являвшийся стержнем Древнерусского государства, потерял свою актуальность после Крестовых походов. Европа и Восток теперь были связаны в обход Киева (через Средиземное море и через волжский торговый путь).

В 1169 году в результате похода коалиции 11 князей, действовавших по инициативе владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, Киев впервые в практике княжеских усобиц был взят штурмом и разграблен, и впервые князь, завладевший городом, не остался в нём княжить, посадив на княжение своего ставленника[9]. Андрей был признан старейшим и носил титул великого князя[10], но не делал попыток сесть в Киеве. Тем самым традиционная связь между киевским княжением и признанием старейшинства в княжеском роде стала необязательной. В 1203 году Киев подвергся второму разгрому, на этот раз от рук смоленского Рюрика Ростиславича, до этого уже три раза воцарявшегося в городе.

Летом 1212 года (или 1214) Киев был взят войсками коалиции Мономаховичей. Основными руководителями похода выступили Мстислав Романович Старый Смоленский, Мстислав Мстиславич Удатный Новгородский и Ингварь Ярославич Луцкий[11].

Страшный удар был нанесён Киеву в ходе монгольского нашествия в 1240 году. В этот момент город управлялся уже только княжеским наместником, в период с начала нашествия в нём сменилось 5 князей. По свидетельству посетившего город шесть лет спустя Плано Карпини, столица Руси превратилась в городок, насчитывающий не более 200 домов. Существует мнение, что значительная часть населения Киевщины ушла в западные и северные области. Во 2-й пол. XIII века Киев управлялся владимирскими наместниками[12], а позже — ордынскими баскаками и местными провинциальными князьями, имена большинства из которых неизвестны[13]. В 1299 году Киев утратил свой последний столичный атрибут — резиденцию митрополита. В 1321 году в битве на реке Ирпени киевский князь Судислав, потомок Ольговичей, потерпел поражение от литовцев и признал себя вассалом литовского князя Гедимина, одновременно оставаясь и в зависимости от Орды. В 1362 году город был окончательно присоединён к Литве[14].

Факторы единства

Несмотря на политическую дезинтеграцию, идея единства русской земли сохранилась. Важнейшими объединяющими факторами, которые свидетельствовали об общности русских земель и одновременно отличали Русь от других православных стран были:

  • Киев и титул киевского князя как старшего. Город Киев даже после 1169 года формально оставался столицей, то есть старейшим столом Руси[15]. Его называли «старействующим градом» и «матерью городов». Он воспринимался как сакральный центр православной земли[16]. Именно к киевским правителям (вне зависимости от их династической принадлежности) в источниках домонгольского времени используется титул «князей всея Руси»[17]. Что касается титула «великий князь», то он в тот же период применялся как к киевским, так и к владимирским князьям. Причём в отношении вторых более последовательно. Но в южнорусском летописании его употребление обязательно сопровождалось ограничивающим уточнением великий князь «суздальский»[18].
  • Княжеский род. До завоевания южнорусских земель Литвой абсолютно все местные престолы занимали только потомки Рюрика. Русь находилась в коллективном владении рода. Деятельные князья в течение своей жизни постоянно перемещались от стола к столу. Зримым отголоском традиции общеродового владения было убеждение, что защита «Русской земли» (в узком смысле), то есть Киевского княжества является общерусским делом. В крупных походах против половцев в 1183 и монголов в 1223 принимали участие князья почти всех русских земель.
  • Церковь. Вся древнерусская территория составляла единую митрополию, управлявшуюся киевским митрополитом. С 1160-х гг. он стал носить титул «всея Руси». Случаи нарушения церковного единства под воздействием политической борьбы периодически возникали, но носили кратковременный характер. К их числу относятся учреждение титульной митрополии в Чернигове и Переяславле во время триумвирата Ярославичей XI в., проект Андрея Боголюбского по созданию отдельной митрополии для Владимиро-Суздальской земли, существование Галицкой митрополии (в 1303—1347, с перерывами и др.). В 1299 резиденция митрополита была перенесена из Киева во Владимир, а с 1325 — в Москву. Окончательное разделение митрополии на Московскую и Киевскую произошло только в XV веке[19].
  • Единая историческая память. Отсчёт истории во всех русских летописях всегда начинался с Начальной летописи Киевского цикла и деятельности первых киевских князей.
  • Осознание этнической общности. Вопрос о существовании единой древнерусской народности в эпоху формирования Киевской Руси является дискуссионным. Однако складывание таковой к периоду раздробленности серьёзных сомнений не вызывает. Племенная идентификация у восточных славян уступила место территориальной. Жители всех княжеств называли себя русскими и свой язык русским[20]. Ярким воплощением идеи «большой Руси» от Северного Ледовитого океана до Карпат являются «Слово о погибели Русской земли», написанное в первые годы после нашествия, и «Список русских городов дальних и ближних» (кон. XIV в.)

Последствия распада

Являясь закономерным явлением, раздробленность способствовала динамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры. С другой стороны, раздробленность привела к снижению оборонного потенциала, что совпало по времени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией. К началу XIII века помимо половецкой опасности (которая снижалась, так как после 1185 года половцы не предпринимали вторжений на Русь вне рамок русских междоусобиц) Русь столкнулась с агрессией с двух других направлений. Появились враги на северо-западе: католические немецкие Ордена и литовские племена, вступившие на стадию разложения родоплеменного строя, угрожали Полоцку, Пскову, Новгороду и Смоленску. В 1237-1240 годах произошло монголо-татарское нашествие с юго-востока, после которого русские земли попали под власть Золотой Орды.

Тенденции к объединению

В начале XIII века общее количество княжеств (с учётом удельных) достигло 50. В то же время вызревало несколько потенциальных центров объединения. Наиболее могущественными русскими княжествами являлись на северо-востоке Владимиро-Суздальское и Смоленское. К нач. XIII века номинальное главенство владимирского великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо признавалось всеми русскими землями, кроме Чернигова и Полоцка, и он выступал арбитром в споре южных князей за Киев. В 1-й трети XIII века лидирующие позиции занимал дом смоленских Ростиславичей, которые в отличие от других князей не дробили своё княжество на уделы, а стремились занимать столы за его пределами. С приходом в Галич представителя Мономаховичей Романа Мстиславича на юго-западе самым могущественным княжеством стало Галицко-Волынское. В последнем случае формировался полиэтнический центр, открытый для контактов с Центральной Европой.

Однако, естественный ход централизации оказался перечёркнут монгольским нашествием. Дальнейшее собирание русских земель проходило в тяжёлых внешнеполитических условиях и диктовалось в первую очередь политическими предпосылками. Княжества северо-восточной Руси в течение XIV - XV веков консолидировались вокруг Москвы. Южные и западные русские земли вошли в состав Великого княжества Литовского.

См. также

Примечания

  1. ↑ Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества. М.,1982.
  2. ↑ Котляр Н. Ф. Мстислав Тмутороканский и Ярослав Мудрый // Древнейшиие государства Восточной Европы. 1998 г. — М.: «Восточная литература» РАН, 2000. С.134-142.
  3. ↑ Назаренко А. В. Древнерусское политическое старейшинство по «ряду» Ярослава Мудрого и его типологические параллели — реальные и мнимые // Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне.- М.,2009.
  4. ↑ Повесть временных лет, статья 6605.
  5. ↑ Новгородская первая летопись, статья 6642.
  6. ↑ Горский А. А. Русские земли в XIII—XIV веках: Пути политического развития. М., 1996. — С.6-7.
  7. ↑ Назаренко А. В. Городенское княжество и городенские князья в XII в.// Древнейшиие государства Восточной Европы. 1998 г. — М.: «Восточная литература» РАН, 2000. С.169-188.
  8. ↑ Горский А. А. Русские земли в XIII—XIV веках: Пути политического развития. М., 1996. — С.13-23.
  9. ↑ Пятнов А. П. Киев и Киевская земля в 1167—1173 гг.
  10. ↑ Назван один раз в статье 6683. Постоянное употребление эпитета «великий» применительно к владимирским князьям начинается с Всеволода Большое гнездо.
  11. ↑ Пятнов А. П. БОРЬБА ЗА КИЕВСКИЙ СТОЛ В 1210-х ГОДАХ: СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ХРОНОЛОГИИ //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 1(7). С. 83–89.
  12. ↑ В 40-х гг. XIII в. в Киеве сидел боярин Ярослава Всеволодовича — Дмитр Ейкович. (Ипатьевская летопись). Последнее упоминание Киева в качестве центра «Русской земли» и символа старшинства в княжеском роде относится к 1249 году, когда после смерти Ярослава стол был передан его сыну — Александру Невскому. Согласно поздней Густынской летописи Киевом владел и преемник Александра Ярослав Ярославич Тверской
  13. ↑ Горский А. А. Русские земли в XIII—XIV веках: Пути политического развития. — С.29-30.
  14. ↑ Ф. М. Шабульдо. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского. Киев, 1987.
  15. ↑ Часто встречающееся мнение о переносе в этом году столицы Руси из Киева во Владимир или разделении Руси на две части — «Киевскую» и «Владимирскую», является общераспространённой неточностью. См. Толочко А. П. История Российская Василия Татищева. Источники и известия. М.,- Киев, 2005. С.411-419. Горский А. А. Русь от славянского Расселения до Московского царства. М.,2004. — С.6.
  16. ↑ Назаренко А. В. Была ли столица в Древней Руси? Некоторые сравнительно-исторические и терминологические наблюдения // Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне.- С.105-107.
  17. ↑ Горский А. А. Князь «всея Руси» до XIV века // Восточная Европа в древности и средневековье: политические институты и верховная власть. М., 2007. — С.57.
  18. ↑ Там же.
  19. ↑ Несмотря на смену резиденции, митрополиты продолжали именоваться «киевскими» и посещали все части Руси. То, что они обосновались у конкурента, сильно осложнило отношения Литвы с православной церковью. Литовские князья добились от константинопольского патриарха учреждения собственной митрополии (1416, (окончательно с 1459). Положение ещё более осложнилось после Флорентийской унии (1439), которую в Литве приняли, а в Москве отвергли. С 1448 года московская митрополия стала автокефальной, а киевская продолжала оставаться в ведении Константинополя.
  20. ↑ Флоря Б. Н. О некоторых особенностях развития этнического самосознания восточных славян в эпоху средневековья — раннего нового времени.

{{{заглавие}}}

{{{содержание}}}

 

{{{заглавие}}}

{{{содержание}}}

 

{{{заглавие}}}

{{{содержание}}}

 

dic.academic.ru

Распад древнерусского  государства и древнерусские земли 12-начало13веков.

Есть храмы, летописи, письменные законы. Идут процессы изменяющие уклад жизни.

11 век можно назвать переломным в истории домонгольской Руси. Процесс феодолизации – свободные земледельцы начинали попадать в зависимость от князей и монастырей.

Как это вышло?

Князья раздавали в награду дружиннику право собирать дань в свою пользу с определённой территории.  В 11-ом веке князья стали раздавать уже землю вместе с поселенцами, а земледельцы должны были платить за право пользования землёй. Хозяин мог переводить селянина из одного села в другое – власть над личностью.

Появлялись феодалы – дружинники, князь духовенства, жившие за счёт зависимых от них крестьян. Во второй половине 11-ого века усложнилась социальная структура Руси.  На ряду со свободными землепашцами, платящими дань князю, как во главе государства появляются те, кто зависим от феодала и платит только ему. Свобода этих ограниченна феодалом. Всех вместе их именовали одним название – смерды.

Зависимые пока составляли меньшинство в отличии от стран западной Европы.

Третий слой населения – люди в рабской или полурабской зависимости от феодалов: холопы(мужчины) и рабы(женщины). А иноземных рабов называли по-прежнему – челядь.

Главным хлебом стала рожь(пшеница и просо отошли на второй план). Рожь угнетает сорняки, меньше требует плодородия от почвы. Благодаря ржи на Руси стало больше хлеба – стало чем кормить неземледельческое население.

Городская революция 11-ого века.

Быстрый в геометрической прогрессии рост числа городов – поселений с многообразными функциями, культурным своеобразием. Именно в 11-ом веке возникает новое социальное явление – древнерусский город, подобно которому не было на западе.

Там город и село были связаны только деловыми отношениями, а на Руси селяне могли прятаться в городе в специальных домах от войны. В Европе город был противопоставление феодалам, они жили в замках за пределами городов. На Руси князья и бояре имели свои дворы в города. Города были для них коллективным замком.

Появляется новое слово – общество. Горожане – люди градские.

Благодаря революции 11-ого века, 12 век становиться золотым веком древнерусской культуры, так как именно в городах могла развиваться многообразная деятельность – накапливаться культура. Ремесло было развито высоко и уровень жизни горожанина 12 – начала 13 веков был довольно высок: у них была стеклянная посуда, украшения, кожаная обувь, качественное оружие.

К концу 11-ого века исчезает ополчение из селян, оно сменивается ополчением горожан – городовыми полками. Пешие, но хорошо вооружённые.

В Европе же  до 14 века боевой силой были лишь только рыцари. Прочие – сволочь(согнанные) добивали и грабили.

Аналог рыцарей – дружинники. Схожая психология, кодекс чести, символы рыцарского достоинства – меч и шпоры. Шпоры – символ силы и мужества всадника, дружинники(бояре и отроки) по-прежнему составляли элиту войска. Конные воины – профессионалы – «сверхчеловеки», практически не уязвимые для пехоты. Они были тренированны и одеты в кольчугу, пластинчатый доспех – «дощатые брони», шлем с забрало (личиной). Князья и дружинники не зря увлекались охотой.

Но в связи с феодализацией многие дружинники становятся материально независимы от великого князя. Раньше дружинники  были привязаны к великому князю, к Киеву, к центру. Теперь же появился независимый источник доходов – вотчина, сёла. Это привязывает его к определённой местности и служить князю ему уже неудобно – отрываться от вотчины. С большим удовольствием такой муж служил бы местному князю. А местному князю есть где обосноваться – города богаты и их много, есть чего взять.

Так происходил распад на суверенные земли.

3. Фактор – неуправляемость огромного государства, при тогдашнем развитии связи и транспорта.

2. Фактор – революция.

1. Фактор – феодализация.

Распад не фиксировался не какими документами, а шёл незаметно из под воль.

Ярослав Мудрый был ещё единовластцем, а после его смерти установился порядок, при котором Русь считалась общим достоянием потомков Ярослава, каждый из которых правит определённой областью – «волостью». Одни считались более престижными, другие менее и распределялись согласно старшинства в княжеском роду, а старшинство исчислялось от старшего брата к младшему брату, далее сын старшего брата к сыну младшего брата и так далее.

Самому старшему полагался Киев, а после его смерти всё полагалось переместить на одну ступень вверх. Киевский князь был всем прочим в отца, руководить остальными. Каждый князь теоретически мог стать великим.

Русь снова стала федерацией (в теории)!!!

А на деле порядок не работал. Многие князья предпочитали волость поскромнее, но в наследственное владение. Стремились отсоединиться от Киева. Если не добром, то силой. С 1070 годов на Руси не прекращались усобицы – княжеские войны. Добавилась ещё и половецкая опасность.

На смену ушедшим за Дунай печенегам к юго-восточным границам Руси прикочевали тюркские – племена половцы (кипчаки).

В 1080 годах половецкий натиск стал просто невыносимым, как натиск печенегов за сто лет до того. Ханы Баняк, Тугукан(прототип Тугарина) подходили к самому Киеву. В борьбе с половцами и прославился переяславский князь Владимир Всеволодович Мономах. Он перешёл от обороны к наступлению и организовывал походы в глубь их земель к реке Дон. Он делал это весной, когда кони были истомлены зимней бескормицей(если случалась оттепель, а потом мороз, то лошади не могли выкапывать траву и умирали или тощали).

Мономах загнал половцев за Дон, на Кавказ.

1120 год – сын Мономаха пошёл на Дон, а половцы ушли. Следующий натиск начался лишь в 1180-х годах(«Слово о полку Игореве»).

Мономах приобрёл авторитет: «добрый страдалец за русскую землю». Этот авторитет ему и помог в 1113-1125 – стать князем Киевским и укрепить единство Руси, приостановив распад. При Мономахе и его сыне Мстиславе Великом Князья были послушными вассалами, которых они переселяли, созывали на войну или изгоняли. Но причины распада устранены не были.

1132 год – умер Мстислав великий и процесс распада пошёл ускоренными темпами.

1130-1149 годы период агонии Древнерусского государства. В это время великие князья распоряжались ещё какими-то землями кроме Киева.

С 1150 года под властью великого князя остаётся лишь киев, а прочие земли становятся суверенными, каждая из этих земель была похожа на древнерусское государство в миниатюре: в главном городе – князь, а в прочих князья – вассалы. Но власть князя ограничивалась городским вечем (князья не были монархами, ни полновластными).

Вече изгоняло, приглашало или ограничивало князей.

Древнерусское государство окончательно распалось в середине 12-ого века, в те же годы, когда впервые упоминается Москва.

Рассмотрим особенности  каждой из суверенных земель.

Галицкая земля – столица город Галич. Современное – Прикарпатье на Украине. Выделялось необыкновенно сильным боярством. Они имели свои дружины, могли попрекать князя. А в 1211 году боярин провозгласил себя князем Галицким.

Главный храм, символ земли – храм успения и богородицы (Успенский собор).

Смоленская земля (волынская). Северо-запад современной Украины.

Князья – потомки Мстислава Великого, классические рыцари: Мстислав Удалой, Мстислав Храбрый и так далее. Они носили шлемы западно-европейского образца (вёдра).

Символ и главный храм Волыни и Смоленска и Собора успения богородицы. Это не случайно – богородица считалась покровительницей Руси.

Переяславская земля – современная полтавщина на Украине. Часто подвергалась половецким нашествиям. Главный храм – Михайловский собор.

Рязанская земля. Население – вятичи  - непокорная, дерзкая. Маленькая, но гордая земля. Главный храм – Борисоглебский собор. Первоначально называлось Рязань.

 Суздальская земля(Владимиро-суздальская).

Колыбель современной России. Здесь возникло Московское княжество. Окраинный, но общирный лесной край, с плодородными полянами – опольями. Первый суздальский князь Юрий(Гюргий) Долгорукий сын Мономаха. Князья крепкие хозяева, администраторы, стороители.

При сыне долгорукого Всеволоде Большое Гнездо суздальская становиться самой сильной из всех русских земель. Здесь устанавливается самая сильная княжеская власть. Князя окружали чуть ли не священным ореолом. Эта политическая традиция возникла при старшем сыне Долгорукого – Андрее Боголюбском. Её заимствовали и позднейшие русские государства.

Главная  святыня – Богоматерь Владимирская, перенесённая во Владимир Андреем Боголюбским. Она по преданию была написана первым евангелистом – Лукой. Нигде так не почитали Богородицу,как здесь.

Отсюда пошёл праздник покрова.

До 1160-х годов столица Суздаль – Суждаль. После 1160-х – Владимир – Влолодимир. Главный храм Суздаля рождественский собор (Собор Рождества Богородицы). Во Владимире – успенский собор.

Новгородская земля.

Выделялась этническим характером населения – люди суровые, непокорные, независимые, люди действия, любящие простоту и ясность, говорили кратко, но выразительно.

Отсюда и новгородская архитектура – храмы с минимумом декора, монолиты – символ силы, суровости и воли. Такова и живопись – яркая, смелая.

Это обусловило особенное политическое устройство: к началу 13 века утвердился порядок, когда верховная власть принадлежала выборному посаднику, а князя лишь приглашали.

Кто выбирал посадника? Разные мнения: все взрослые мужчины, только бояре.

Символ Новгорода – Святая Софья Новгородская. Точно такой же храм был в Полоцке.

Полоцкая земля(современная Белоруссия).

Обособилась раньше всех, ещё при Ярославе Мудром. Воюет с литовцами, латгалами (латышами) и земгалами. Вторая (кроме новгородской) республика Древней Руси.

С середины 12 века там управляло вече, а в конце 12 века там не было даже князя.

Туровская земля.

Юг современной Белоруссии(Полесье).

Черниговская земля(Юг современной Украины + русские области). Главный храм – Спасопреображенский собор.

Киевская земля.

Главный храм – Святая София Киевская. Не стала ничьим наследственным владением. За право княжения боролись многие князья. Киев оставался главным городом.

У верхушки всех земель – бояр, князей, духовенства было единое этническое самосознание. Все они считали себя древнерусской народностью. Они говорили и действовали – «за всю русскую землю».

Единое этническое самосознание было и у горожан. Например: новгородцы говорили о себе, что они русские,  кроме того, что словене.

Было ли единое этническое самосознание у селян? Неизвестно, скорее всего нет. Селяне вряд ли знали даже о существовании друг друга, и даже обычаи у них были все разные.

Единый этнос так и не успел сложиться к 13 веку(только начал).

histor-ru.ru

Почему распалась Киевская Русь?

В представлениях древних русских о власти господствовали две ценности — князь и вече. Круг вопросов, подлежавших решению веча, были вопросы о войне и мире, о продолжении или прекращении военных действий. Но главной функцией Веча в XI—XII вв. был выбор князей. Изгнание неугодных князей было обычным делом. В Новгороде с 1095 по 1304 гг. на этом посту побывало 40 человек, и некоторые из них по нескольку раз. Из 50 князей, занимавших киевский престол до нашествия татар, лишь 14 были призваны вечем.

Киевское вече не имело ни постоянного места созыва, ни постоянного состава, ни закрепленного способа подсчета голосов. Однако власть вече оставалась весомой и его состав укреплялся за счет купцов, ремесленников, духовенства. В Новгороде вече — собрание владельцев городских усадеб (максимально — 500 человек). Иными словами, настоящими хозяевами были бояре и купцы. Причем новгородское боярство, в отличие от других земель, являлось кастовым, т. е. боярином здесь можно было только родиться.

Другим полюсом политической жизни была власть князя. Главными функциями древнерусского князя являлись защита Руси от нападений извне, сбор налогов, суд. Определенную роль при князе играла — Боярская дума, которая состояла из старших дружинников. До XI в. она заседала совместно с городскими старейшинами — тысяцкими, начальниками ополчения, выбиравшимися вечем. В XI и XII вв. тысяцкие уже назначаются князем и сливаются с Боярской думой.

Князь и вече олицетворяли две ценности, которые боролись между собой в политической жизни Руси: авторитаризм и соборность, единоличный и коллективный способ решения важнейших вопросов жизни государством. И если княжеская власть эволюционировала, совершенствовалась, то вече оказалось неспособным к этому.

С конца X — начала XI в. начинает складываться особый порядок княжеского правления. В то время князья Рюриковичи составляли единый род, глава которого — отец правил в Киеве, а сыновья управляли городами и областями в качестве его наместников и платили ему дань. По смерти князя-отца вступал родовой принцип наследования — от брата к брату, и после смерти последнего из братьев переходил к старшему племяннику. Такой порядок назывался очередным. Этим самым провозглашалась мысль о сохранении единства родства, соответствовавшая родоплеменным идеалам восточных славян. Она соединялась в сознании князя с мыслью о единстве Киевского государства.

Именно поэтому конфликт между сыновьями князя Владимира — Святополком, с одной стороны, и Борисом и Глебом, с другой, в 1015 г. обрел поистине историческое значение. Святополк вопреки воле отца за­нял киевский престол, убив братьев. Тем самым он выступил против единства рода, которое было высшей ценностью. Поэтому в истории Святополк получил прозвище «Окаянный», а Борис и Глеб стали первыми святыми — заступниками русской земли. Их канонизировшими еще в 1072 г. Народ одобрил свержение Святополка с Киевского престола пришедшим из Новгорода князем Ярославом, видя в этом божью кару за брато­убийство. Родовой принцип наследования отличал Русь от Западной Европы, где обычно отцу наследовал лишь старший сын. Если же королевство дробилось между братьями, то каждый затем передавал свою часть собственным детям, а никак не брату или детям своих родственников.

Па рубеже XI—XII вв. древнерусское государство распадается на ряд самостоятельных областей и княжеств из-за долгих кровавых столкновений после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) между многочисленными его сыновьями и внуками. Когда в 1057 г. умер четвертый сын Ярослава Вячеслав Смоленский, Смоленск, по решению старших князей, достался не его сыну, а его брату, пятому сыну Ярослава Мудрого Игорю. В 1073 г. князья Святослав и Всеволод, заподозрив киевского князя Изяслава в кознях противных, свергли его с престола и выслали из Киева. На Киевский престол сел Святослав. Чернигов —его бывшее княжение —достался Всеволоду. После смерти Святослава в Киеве стал князем его брат Всеволод, а не сыновья Святослава. При этом Изяслав все еще сохранял, как старший в роде, формальные права на киевский престол. Когда он с войском пришел отвоевывать Киев, Всеволод добро­вольно уступил его старшему брату, вернувшись в Чернигов.

Теоретически, Ярославичи владели наследием своих отцов нераздельно — поочередно. Но фактически основную роль в распределении княжений играл киевский князь. В XI—XIII вв. между отдельными ветвями рода Ярослава развернулась борьба за киевское княжение, т. е. за право распределять земли. Шла борьба индивидуальных интересов князей, интересов отдельных семей — ветвей рода Ярославичей.

С течением времени родовые ценности должны были отступать под давлением индивидуальных и семейных интересов. Важным этапом в этом процессе был съезд русских князей в г. Любече в 1097 г., на котором семейный принцип наследования был официально признан наравне с родовым. Князья решили, что «каждый да держит отчину свою», т. е. потомки старших сыновей Ярослава: Изяслава, Святослава и Всеволода должны были владеть лишь теми волостями, где правили их отцы. Владения получали по наследству, как отчину и дедину, а не по праву старшинства. Неразделимость родового владения разрушалась, а вместе с ней разрушалась и единая Киевская Русь. Родовой идеал нераздельности всей земли постепенно замещался семейным идеалом «отчины», наследования своему отцу.

Этот принцип не сумел стать непреложным законом — усобицы вскоре возобновились. Внуку Ярослава Мудрого, Владимиру Мономаху, и его сыну Мстиславу удалось с 1113 по 1132 гг. возродить единство земли, но после их смерти оно распалось окончательно. Родовой идеал продолжал существовать. Князья всех ветвей рода Ярослава продолжали бороться за киевский престол вплоть до 70-х годов XIII в., несмотря на то, что киевское княжество перестало быть самым богатым.

Киевское государство начало распадаться в конец XI в. К середине XII в. образовалось 15 княжеств, к началу XIII в. их было уже около 50. Процесс раздробления большого раннесредневекового государства бы естественным и не был исключительно русским явлением. Европа также пережила полосу распада раннесредневековых государств, раздробленности.

На рубеже XII в. произошел не распад Древней Руси, а превращение ее в своеобразную федерацию кня­жеств и земств. Номинально киевский князь оставался лавой государства. На какой-то период раздробленность ослабила силы государства, делала его уязвимым перед внешней опасностью.

histerl.ru