На какой территории было создано Древнерусское государство? На какой территории было создано древнерусское государство


На какой территории было создано Древнерусское государство? — КиберПедия

На какой территории было создано Древнерусское государство?

На территории современной Украины.

Кем было создано Древнерусское государство?

Древнерусское государство было создано в результате объединения ряда восточнославянских и фино-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей.

Какой город стал столицей Древнерусского государства?

Столица Древнерусского государства Киев.

Когда Русь приняла христианство?

Христианство принято в 988 году.

При каком князе произошло крещение Руси?

Крещение произошло при Владимире I

Что является религиозным символом христианства?

Христианским символом является православный крест.

Какие известные православные храмы были построены в Древней Руси?

Десятинная церковь, 3-главый пятинефный Софийский собор, церкви святой Ирины и великомученника Георгия, Спасо-Преображенский собор Чернигова

От какого государства попала в зависимость Русь в ХIII веке?

В ХIII веке Русь попала в зависимость от золотой орды

Кем был Александр Невский?

Александр Невский - великий русский полководец и защитник Русской земли.

Тема 2. Московское государство (ХIV–ХVII века)

Когда произошла Куликовская битва?

Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 года.

Кто победил в Куликовской битве?

В Куликовской битве победила Русь под руководством Дмитрия Донского.

Какой город стал центром объединения русских земель?

Центр объединения русских земель- Москва.

Когда русские земли объединились вокруг Москвы?

Вокруг Москвы русские земли объединились в середине XV века.

В каком году произошло освобождение Руси от ордынского ига (зависимости)?

Датой освобождения Руси от татаро-монгольского ига традиционно принято считать 1480-й год и связывать данное событие со Стоянием на Угре.

Какое имя в истории получил царь Иван IV?

Иван Грозный.

Какой художник ХV века написал знаменитую икону «Троица»?

Андрей Рублев.

8. Как называется архитектурный памятник-крепость в Москве, который был построен как символ образования единого Московского государства?

Московский Кремль.

В каком веке в России был период Смуты?

Начало ХVII века.

Когда Москва была освобождена от польского войска народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским?

Москва была освобождена в октябре 1612 года.

Какая династия начала править в России с 1613 года?

Династия Романовых.

 

РАЗДЕЛ II. Российская империя (ХVIII–начало ХХ веков)Тема 3. Россия в ХVIII веке

Кто проводил реформы в России в начале XVIII века?

Петр I.

Как называется город, который стал столицей России в эпоху Петра I?

Санкт- Петербург.

3. В каком городе в XVIII веке был создан первый в России университет?Первый университет был создан в Москве.

4. Какой русский ученый сыграл главную роль в создании первого в России университета?

Ломоносов Михаил Васильевич.

Когда и при какой российской императрице в состав России вошел Крымский полуостров?

8 апреля 1783 года Екатерина II подписала манифест "О присоединении полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под державу Российскую"

Кем был А.В. Суворов?

Граф, затем князь Александр Васильевич Суворов — великий русский полководец, военный теоретик, национальный герой России.

Какой памятник является символом города Санкт-Петербург?

Медный всадник памятник Петру I.

В каком городе находится самый крупный музей России — Эрмитаж?

Музей Эрмитаж находится в Санкт-Петербурге.

Тема 4. Россия в ХIХ веке

Когда была Отечественная война?

Отечественная война была в 1812 году.

Как называется самое крупное сражение Отечественной войны?

Бородинское сражение.

Кто победил в Отечественной войне?

Победа России; почти полное уничтожение армии Наполеона.

Кто был главнокомандующим русской армией в годы войны?

Кутузов М.И.

Кто такие декабристы?

Русские революционеры, поднявшие в декабре 1825 восстание против самодержавия и крепостничества.

Когда в России отменили крепостное право?

Отмена крепостного права состоялась в 1861 году.

При каком российском императоре отменили крепостное право?

При Александре II.

Когда произошло присоединение Средней Азии к России?

В 1880 году.

Кем был А.С.Пушкин?

А.С. Пушкин- русский поэт, драматург и прозаик.

Какой русский ученый открыл во второй половине ХIХ века периодический закон химических элементов?

Дмитрий Иванович Менделеев.

Кем был Л.Н.Толстой?

Русский писатель и мыслитель, почитаемый как один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя.

Кем был П.И.Чайковский?

Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Кем был Ф.М.Достоевский?

Великий русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Достоевский является классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения

Кем был А.П.Чехов?

А.П. Чехов- русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности. Один из самых известных драматургов мира.

Кто был президентом СССР?

Горбачев Михаил Сергеевич

Кем был А.И. Солженицын?

Солженицын Александр Исаевич— русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель.

 

РАЗДЕЛ IV. Современная Россия

Тема 10. Россия в ХХI веке

Как выглядит флаг России?

Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней —белого, средней — синего и нижней —красного цвета. Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3.

В какой срок территориальный ГУВМ МВД России обязан выдать иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, патент или уведомление об отказе в его выдаче?

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче патента, обязан выдать данному иностранному гражданину патент или уведомление об отказе в его выдаче.

Что такое срок годности?

Это сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем.

Как называется договор, по которому одна сторона обязуется выполнить по заданию другой стороны определенную работу и сдать ее результат, а другая сторона обязуется принять результат работы и оплатить его? Чем для работника отличается договор подряда от трудового договора?

Договор порядка. Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (то есть работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Законами какого государства определяется форма и порядок заключения брака на территории России? Законами какого государства определяются условия заключения брака на территории России? По законам какого государства определяются личные имущественные и неимущественные права супругов? Каковы форма и порядок, условия заключения брака в России?

Форма и порядок заключения браков определяются на территории Российской Федерации законодательством Российской Федерации независимо от гражданства обоих супругов. В соответствии с законодательством Российской Федерации признаются и порождают правовые последствия браки, заключенные только в органах записи актов гражданского состояния. Если в России заключается брак двух иностранных граждан, к каждому из них должно применяться законодательство государства, гражданином которого лицо является. Если одно из лиц, вступающих в брак, имеет гражданство двух государств, к нему применяется законодательство одного из государств по его выбору. Если лицо имеет двойное гражданство, в том числе гражданство Российской Федерации, к нему применяются положения законодательства Российской Федерации.

Тема 10. Взаимоотношения иностранных граждан с Федеральной миграционной службой РФ

Как расшифровывается ИНН?

Индивидуальный Налоговый Номер.

Тема 12. Взаимодействие иностранных граждан с консульскими учреждениями государства своего гражданства

1. Что такое консульское учреждение? В чем заключаются его функции?

Консульство — орган внешних отношений государства, учрежденный на территории другого государства для выполнения определённых функций. Функции заключаются в содействии укреплению дружественных отношений между представляемым государством и государством пребывания; в содействии развитию экономических, торговых, культурных, научных связей и туризма между представляемым государством и государством пребывания; в защите прав и интересов представляемого государства, его граждан и юридических лиц; в оказании помощи и содействия гражданам и юридическим лицам представляемого государства.

На какой территории было создано Древнерусское государство?

На территории современной Украины.

cyberpedia.su

РАЗДЕЛ I. История Руси — России (IХ–ХVII века)

Тема 1. Древняя Русь (IХ–ХIII века)

1. На какой территории было создано Древнерусское государство?

На территории современной Украины.

2. Кем было создано Древнерусское государство?

Древнерусское государство было создано в результате объединения ряда восточнославянских и фино-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей.

3. Какой город стал столицей Древнерусского государства?

Столица Древнерусского государства Киев.

4. Когда Русь приняла христианство?

Христианство принято в 988 году.

5. При каком князе произошло крещение Руси?

Крещение произошло при Владимире I

6. Что является религиозным символом христианства?

Христианским символом является православный крест.

7. Какие известные православные храмы были построены в Древней Руси?

Десятинная церковь, 3-главый пятинефный Софийский собор, церкви святой Ирины и великомученника Георгия, Спасо-Преображенский собор Чернигова

8. От какого государства попала в зависимость Русь в ХIII веке?

В ХIII веке Русь попала в зависимость от золотой орды

9. Кем был Александр Невский?

Александр Невский - великий русский полководец и защитник Русской земли.

Тема 2. Московское государство (ХIV–ХVII века)

1. Когда произошла Куликовская битва?

Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 года.

2. Кто победил в Куликовской битве?

В Куликовской битве победила Русь под руководством Дмитрия Донского.

3. Какой город стал центром объединения русских земель?

Центр объединения русских земель- Москва.

4. Когда русские земли объединились вокруг Москвы?

Вокруг Москвы русские земли объединились в середине XV века.

5. В каком году произошло освобождение Руси от ордынского ига (зависимости)?

Датой освобождения Руси от татаро-монгольского ига традиционно принято считать 1480-й год и связывать данное событие со Стоянием на Угре.

6. Какое имя в истории получил царь Иван IV?

Иван Грозный.

7. Какой художник ХV века написал знаменитую икону «Троица»?

Андрей Рублев.

8. Как называется архитектурный памятник-крепость в Москве, который был построен как символ образования единого Московского государства?

Московский Кремль.

9. В каком веке в России был период Смуты?

Начало ХVII века.

10. Когда Москва была освобождена от польского войска народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским?

Москва была освобождена в октябре 1612 года.

11. Какая династия начала править в России с 1613 года?

Династия Романовых.

www.grrf.ru

Раздел I. История Руси - России(iх–хvii века)

ИСТОРИЯ РОССИИ. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

 

Тема 1. Древняя Русь (iх – хiii века)

  1. На какой территории было создано Древнерусское государство?

История России начинается с расселения восточных славян по территории Восточной Европы в I тысячелетии новой эры.

По своему языку славяне относятся к большой группе индоевропейских народов. В I тысячелетии до н.э. из индоевропейской племенной общности выделилась группа племен, занявших территорию Чехии, Польши, вплоть до Днепра. От этих племен и началось развитие славянского этноса. В середине I тысячелетия в связи с Великим переселением народов славянское единство распадается. Выделяются три группы славян: западные, южные и восточные. Восточные славяне – предки русского, украинского и белорусского народов.

В IX в., в результате объединения двух главных городских центров Киева и Новгорода, у восточных славян возникает государство, которое принято называть Киевская Русь (по имени его столицы) или Древнерусское государство. Территория Руси тогда простиралась от Белого до Черного морей, от Волги до Карпат, занимала территорию Новгорода (северные племена) и Киева (южные племена), а также земли, расположенных вдоль пути «из варяг в греки» (поселения в районе Старой Ладоги, Гнёздова и др.)

  1. Кем было создано Древнерусское государство?

Согласно Норманской теории, государство в Древней Руси было создано извне варягами— Рюриком являвшемся приглашенным князем в город Киев, который начинает объединять северные племена вокруг Новгорода вIXвеке. После смерти Рюрика, к власти в Новгороде приходиткнязь Олег(приближенный к Рюрику), с именем которого и связывают создание Древнерусского государства. 882 год является датой создания государства на Руси, когда Олег (Вещий) захватил город Киев, тем самым объединив два главных центра на Руси.

3. Какой город стал столицей Древнерусского государства?

Город Киевявлялся столицей Древней Руси, местом, где правил Великий Князь- глава других удельных князей Руси.

4. Когда Русь приняла христианство?

В конце X в., политическое объединение восточных славян было подкреплено духовным единством. В 988 г. происходит крещение Руси. Русь принимает христианство в качестве государственной религии. Христианство на Русь пришло из Византии. Русь приняла восточно-византийский вариант христианства – православие и стала таким образом православным государством.

5. При каком князе произошло крещение Руси?

При князе  Владимире Святославовиче (980–1015 гг.) официальной религией Руси становится христианство.

6. Что является религиозным символом христианства?

Главный символ христианства - крест. Символ креста сопрягается с образом великой жертвы Иисуса Христа. Крестом увенчаны храмы, одежды священнослужителей, его носят на теле верующие, без него не обходится ныне ни один христианский обряд.

7. Какие известные православные храмы были построены в Древней Руси?

Храм в православии — православное богослужебное религиозное сооружение, имеющее алтарь, престол, купол.

Кресто́во-ку́польный храм — основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства на Руси каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989—996 гг) и продолжается в XXI веке в связи с активным церковным строительством по всей России.

Наиболее яркие примеры этого периода:

Собо́р Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р) — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева.

Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики.

Успе́нский собо́р во Влади́мире — выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. 

studfiles.net

На какой территории было создано Древнерусское государство? ...

1) Древнеру?сское госуда?рствогосударство в Восточной Европе, возникшее в последней четверти IX в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также земель, расположенных вдоль пути «из варяг в греки» (поселения в районе Старой Ладоги, Гнёздова и др.). В 882 князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства. В 988—89 Владимир I Святославич ввёл христианство как государственную религию (см. Крещение Руси). В городах (Киев, Новгород, Ладога, Белоозеро, Ростов, Суздаль, Псков, Полоцк и др.) развивались ремёсла, торговля, просвещение. Устанавливались и углублялись связи с южными и западными славянами, Византией, Западной и Северной Европой, Кавказом, Средней Азией. Древнерусские князья отражали набеги кочевников (печенегов, торков, половцев). Правление Ярослава Мудрого (1019—54) — период наибольшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались Русской правдой и другими правовыми актами. Во второй половине XI в. княжеские междоусобицы и набеги половцев привели к ослаблению государства. Попытки сохранить единство древнерусского государства были предприняты князем Владимиром II Мономахом (правил в 1113—25) и его сыном Мстиславом (правил в 1125—32). Во второй четверти XII в. государство вступило в завершающую фазу распада на самостоятельные княжества, Новгородскую и Псковскую республики.2)В настоящее время корректнее говорить не о территории, а о территориях, которые занимали 14 восточнославянских племен. Племена расселялись по рекам и волокам с юга на север вдоль торговых путей из варяг в греки, а также в другие торговые и промысловые районы. Славяне потеснили и смешались с некоторыми карело-финским и степными народами тюркского и иранского происхождения. В результате была занята почти вся равнина, получившая название Русской, до Поморья, Поочье и Верхняя Волга, Карпаты, частично Северный Кавказ и Крым. Однако степи Северного Причерноморья от нижнего Дона до Дуная под полный контроль взять так и не удалось. Государство имело поначалу северный и южные центры в Великом Новгороде (земли словен) и Киеве (земли полян) и каждый Великий князь Киевский прежде должен был княжить в Новгороде (за редким исключением во времена киевских бунтов, например, когда на княжение был посажен Симеон Полоцкий), затем центры передвинулись на Запад и Восток, заняв соответственно земли у Владимира Волынского на Юго-Западе и Владимира на Клязьме (куда он был перенесен из Суздаля) на Северо-Востоке. Отказ Андрея Боголюбского от киевского стола, коронация галицких князей папой римским, возвышение Литвы и нашествие монголо-татар в 13 веке положило конец формально единому древнерусскому государству.

Оцени ответ

zadachki.net

На какой территории было создано Древнерусское государство?

Догосударственный период славян

В III веке н.э. на территории восточной Европы расселились славянские племена. Сюда входили две большие племенные группы Анты и Венеды. Так же эти племена подверглись вторжению гуннов, которое произошло в 4-5 веке. В связи с чем, часть гуннов ассимилировалась со славянами. После того, как их власть ослабла, в 6 веке начало происходить формирование славянской державы.

Период расширения Киевской Руси

На расширение территорий государства влияло несколько факторов:

  1. Военные походы - границы государства расширялись за счет территорий других стран в ходе военной кампании.
  2. Договора - территории увеличивались за счет присоединения мирным путем других княжеств или племен.

За период правления Олега с 882 по 912 к Киевской Руси присоединились территории, которые занимали северяне, радимичи и вятичи. За время правления князя Игоря, территория государства практически не изменилась. Этот факт объясняется тем, что Игорь, как политик был слаб, а все военные кампании, которые он вел не приносили значительных успехов. После него во времена княжения Ольги и её сына Святослава, территория Руси вновь увеличилась за счет земель уличей и тиверцев. Так же в состав государства вошло Тмутарканское княжество и область Хозарского каганата - Саркел. За Владимира 978-1015 границы Руси продвинулись на запад за счет Червенсокой руси, где проживали племена ятвягов.

 Киевская Русь - Империя

Под конец правления Ярослава 1054 территория Русского государства достигла своих максимальных размеров 1 300 тыс. кв. км. Смотря на выше описанные факты, можно сказать, что границы Руси расширялись на протяжении долгих лет за счет военных походов князей. В период своего расцвета Русь охватывала большие территории, где южной границей был Таманский полуостров, северной - Северная Двина, западные границы упирались в Днестр и Вислу, и притоков Волги на востоке. В её состав входило много племен и народностей. Но после прихода монгол в 13 веке, Киевская Русь начала угасать и терять свои территории.

 

 

 

 

vashurok.ru

Древнерусское государство - это... Что такое Древнерусское государство?

ДРЕВНЕРУ́ССКОЕ ГОСУДА́РСТВО (Киевская Русь), государство 9 — начала 12 вв. в Восточной Европе, возникшее в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей (см. РЮРИКОВИЧИ) двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Старой Ладоги, Гнездова), расположенных вдоль пути «из варяг в греки» (см. ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ). В период своего расцвета Древнерусское государство охватывало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе, до верховьев Северной Двины на севере. Образованию государства предшествовал длительный период (с 6 в.) созревания его предпосылок в недрах военной демократии (см. ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ). За время существования Древнерусского государства восточнославянские племена сложились в древнерусскую народность. Социально-политический строй Власть на Руси принадлежала киевскому князю, который был окружен дружиной (см. ДРУЖИНА), зависящей от него и кормившейся в основном за счет его походов. Некоторую роль играло и вече (см. ВЕЧЕ). Управление государством осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, т. е. по признаку военной организации. Доходы князя имели различные источники. В 10 — начале 11 вв. это в основном «полюдье», «уроки» (дань), получаемые ежегодно с мест. В 11 — начале 12 вв. в связи с появлением крупного землевладения с различными видами ренты функции князя расширились. Владея собственным крупным доменом, князь вынужден был вести сложное хозяйство, назначать посадников, волостелей, тиунов, руководить многочисленной администрацией. Он был военным вождем, теперь ему приходилось организовывать не столько дружину, сколько ополчение, приводимое вассалами, нанимать иноземные войска. Усложнились мероприятия по укреплению и защите внешних границ. Власть князя была неограниченной, но ему приходилось считаться с мнением боярства. Роль веча снижалась. Княжеский двор стал административным центром, куда сходились все нити управления государством. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями управления. Во главе городов стоял городской патрициат, образовавшийся в 11 в. из крупных местных землевладельцев — «старцев» и дружинников. Знатные роды играли большую роль в истории городов (например, род Яна Вышатича, Ратибора, Чудина — в Киеве, Дмитра Завидича — в Новгороде). Большим влиянием в городе пользовалось купечество. Необходимость охраны товара при перевозках обусловила появление вооруженной купеческой стражи, среди городского ополчения купцы занимали первое место. Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники как свободные, так и зависимые. Особое место занимало духовенство, делившееся на черное (монашествующее) и белое (мирское). Во главе Русской церкви стоял обычно назначаемый константинопольским патриархом митрополит, которому подчинялись епископы. Монастыри с игуменами во главе подчинялись епископам и митрополиту. Сельское население состояло из свободных крестьян-общинников (число их уменьшалось), и уже закрепощенных крестьян. Существовала группа крестьян, оторванных от общины, лишенных средств производства и являвшихся рабочей силой внутри вотчины. Рост крупного землевладения, закрепощение свободных общинников и рост их эксплуатации привели к обострению классовой борьбы в 11—12 вв. (восстания в Суздале в 1024; в Киеве в 1068—1069 гг.; на Белоозере около 1071; в Киеве в 1113). Восстания в большинстве случаев были разобщены, в них участвовали язычники-волхвы, использовавшие недовольных крестьян для борьбы с новой религией — христианством. Особенно сильная волна народных выступлений прокатилась по Руси в 1060—1070-х гг. в связи с голодом и нашествием половцев. В эти годы был создан сборник законов «Правда Ярославичей», ряд статей которого предусматривал наказания за убийство служащих вотчины. Общественные отношения регулировались Русской правдой (см. РУССКАЯ ПРАВДА (свод права)) и другими правовыми актами. Политическая история Ход исторических событий в Древнерусском государстве известен по летописям (см. ЛЕТОПИСИ), составленным в Киеве и Новгороде монахами. По данным «Повести временных лет (см. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ)», первым князем Киева был легендарный Кий. Датировка фактов начинается с 852 г. н. э. В летопись включена легенда о призвании варягов (862) во главе с Рюриком, ставшая в 18 в. основой норманской теории о создании Древнерусского государства варягами. Два сподвижника Рюрика — Аскольд и Дир двинулись на Царьград по Днепру, по дороге подчинив своей власти Киев. После смерти Рюрика власть в Новгороде перешла к варягу Олегу (ум. 912), который, расправившись с Аскольдом и Диром, захватил Киев (882), а в 883—885 гг. покорил древлян, северян, радимичей и в 907 и 911 гг. совершил походы на Византию. Преемник Олега князь Игорь продолжал активную внешнюю политику. В 913 через Итиль он совершил поход на западное побережье Каспия, дважды (941, 944) нападал на Византию. Требования дани с древлян послужили причиной их восстания и убийства Игоря (945). Его жена Ольга одной из первых на Руси приняла христианство, упорядочила управление на местах и установила нормы дани («уроки»). Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (княжил 964—972) обеспечил свободу торговых путей на восток, через земли волжских булгар и хазар, упрочил международное положение Руси. Русь при Святославе обосновалась на Черном море и на Дунае (Тмутаракань, Белгород, Переяславец на Дунае), но после неудачной войны с Византией Святослав был вынужден отказаться от завоеваний на Балканах. При возвращении на Русь он был убит печенегами. Святославу наследовал его сын Ярополк, убивший конкурента — брата Олега, древлянского князя (977). Младший брат Ярополка Владимир Святославич с помощью варягов овладел Киевом. Ярополк был убит, и Владимир стал великим князем (княжил 980—1015). Необходимость замены старой идеологии родоплеменного строя идеологией народившегося государства побудила Владимира ввести на Руси в 988—989 гг. христианство в форме византийского православия. Первыми восприняли христианскую религию социальные верхи, народные массы еще долго держались языческих верований. На княжение Владимира приходится расцвет Древнерусского государства, земли которого раскинулись от Прибалтики и Карпат до причерноморских степей. После смерти Владимира (1015) возникла усобица между его сыновьями, в которой были убиты два из них — Борис и Глеб, —причисленные церковью к лику святых. Убийца братьев Святополк бежал после борьбы со своим братом Ярославом Мудрым, ставшим киевским князем (1019—1054). В 1021 против Ярослава выступил полоцкий князь Брячислав (княжил в 1001—1044), мир с которым был куплен ценой уступки Брячиславу ключевых пунктов на торговом пути «из варяг в греки» — Усвятского волока и Витебска. Через три года против Ярослава выступил его брат — тмутараканский князь Мстислав. После битвы у Листвена (1024) Древнерусское государство было поделено по Днепру: правобережье с Киевом досталось Ярославу, левобережье — Мстиславу. После смерти Мстислава (1036) единство Руси было восстановлено. Ярослав Мудрый вел энергичную деятельность по укреплению государства, устранению церковной зависимости от Византии (образование в 1037 самостоятельной митрополии) и расширению градостроительства. При Ярославе Мудром укрепились политические связи Древней Руси с государствами Западной Европы. Древнерусское государство имело династические связи с Германией, Францией, Венгрией, Византией, Польшей, Норвегией. Наследовавшие Ярославу сыновья поделили владения отца: Изяслав Ярославич получил Киев, Святослав Ярославич — Чернигов, Всеволод Ярославич — Переяславль Южный. Ярославичи пытались сохранить единство Древнерусского государства, старались действовать заодно, но процесса государственного распада предотвратить не могли. Положение осложнилось натиском половцев, в битве с которыми Ярославичи потерпели поражение. Народное ополчение потребовало оружия для оказания сопротивления врагу. Отказ привел к восстанию в Киеве (1068), бегству Изяслава и вокняжению в Киеве полоцкого Всеслава Брячиславича, изгнанного в 1069 объединенными силами Изяслава и польских войск. Вскоре среди Ярославичей возникли распри, приведшие к изгнанию Изяслава в Польшу (1073). После смерти Святослава (1076) Изяслав вновь вернулся в Киев, но вскоре был убит в бою (1078). Ставший киевским князем Всеволод Ярославич (княжил в 1078—1093) не смог сдержать процесс распада единого государства. Лишь после нашествий половцев (1093—1096 и 1101—1103) древнерусские князья объединились вокруг киевского князя для отражения общей опасности. На рубеже 11—12 вв. в крупнейших центрах Руси княжили: Святополк Изяславич (1093—1113) в Киеве, Олег Святославич в Чернигове, Владимир Мономах в Переяславле. Владимир Мономах был тонким политиком, он убеждал князей теснее сплотиться в борьбе с половцами. Созванные с этой целью съезды князей себя не оправдали (Любечский съезд, Долобский съезд). После смерти Святополка (1113) в Киеве вспыхнуло городское восстание. Мономах, приглашенный на киевское княжение, издал компромиссный закон, облегчавший положение должников. Постепенно он усиливал свои позиции как верховного правителя Руси. Усмирив новгородцев, Владимир посадил своих сыновей в Переяславле, Смоленске и Новгороде. Он почти единовластно распоряжался всеми военными силами Древней Руси, направлял их не только против половцев, но и против непокорных вассалов и соседей. В результате походов вглубь степи половецкая опасность была устранена. Но, несмотря на усилия Мономаха, предотвратить распад Древнерусского государства не удалось. Объективные исторические процессы продолжали развиваться, что выразилось прежде всего в быстром росте местных центров — Чернигова, Галича, Смоленска, тянувшихся к самостоятельности. Сыну Мономаха Мстиславу Владимировичу (княжившему в 1125—1132) удалось нанести новое поражение половцам и выслать их князей в Византию (1129). После смерти Мстислава (1132) Древнерусское государство распалась на ряд самостоятельных княжеств. Начался период раздробленности Руси. Борьба с кочевниками. Древняя Русь вела постоянную борьбу с кочевыми ордами, попеременно жившими в причерноморских степях: хазарами, уграми, печенегами, торками, половцами. Кочевья печенегов в конце 9 в. занимали степи от Саркела на Дону до Дуная. Их набеги заставили Владимира Святославича укреплять южные границы («ставить городы»). Ярослав Мудрый в 1036 фактически уничтожил западное объединение печенегов. Но затем в причерноморских степях появились торки, которым в 1060 объединенными силами древнерусских князей было нанесено поражение. Со второй половины 11 в. степи от Волги до Дуная начали занимать половцы, овладевшие важнейшими торговыми путями между Европой и странами Востока. Крупную победу над русскими половцы одержали в 1068. Сильный натиск половцев Русь выдержала в 1093—1096 гг., для чего потребовалось объединение всех ее князей. В 1101 отношения с половцами наладились, но уже в 1103 половцы нарушили мирный договор. Понадобилась серия походов Владимира Мономаха на половецкие зимовьям в глубь степей, завершившаяся в 1117 откочевкой их на юг, к Северному Кавказу. Сын Владимира Мономаха Мстислав оттеснил половцев за Дон, Волгу и Яик. Хозяйство В эпоху образования Древнерусского государства пашенное земледелие с упряжными почвообрабатывающими орудиями постепенно повсеместно (на севере несколько позднее) сменило мотыжную обработку почвы. Появилась трехпольная система земледелия; выращивались пшеница, овес, просо, рожь, ячмень. Летописи упоминают хлеб яровой и озимый. Население занималось также скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством. Деревенское ремесло имело второстепенное значение. Ранее всего выделилось железоделательное производство, базирующееся на местной болотной руде. Металл получали сыродутным способом. Письменные источники дают несколько терминов для обозначения деревенского поселения: «погост» («мир»), «свобода» («слобода»), «село», «деревня». Изучение древнерусской деревни археологами позволило выявить различные типы поселений, установить их размеры и характер застройки. Основной тенденцией развития общественного строя Древней Руси было становление феодальной собственности на землю, с постепенным закрепощением свободных общинников. Результатом закабаления деревни явилось ее включение в систему феодального хозяйства, основанного на отработочной и продуктовой ренте. Наряду с этим существовали и элементы рабовладения (холопство). В 6—7 вв. в лесной полосе места поселений рода или небольшой семьи (городища) исчезают, и на смену им появляются неукрепленные деревенские селища и укрепленные усадьбы знати. Начинает складываться вотчинное хозяйство. Центр вотчины — «княждвор», в котором временами жил князь, где, кроме его хором, находились дома его слуг — бояр-дружинников, жилища смердов, холопов. Вотчиной управлял боярин — огнищанин, распоряжавшийся княжескими тиунами (см. ТИУН). Представители вотчинной администрации имели как экономические, так и политические функции. В вотчинном хозяйстве развивалось ремесло. С усложнением вотчинной системы усадебная замкнутость несвободных ремесленников начинает исчезать, возникают связь с рынком и конкуренция с городским ремеслом. Развитие ремесла и торговли обусловило появление городов. Наиболее древние из них — Киев, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Ростов, Ладога, Псков, Полоцк. Центром города был торг, где реализовалась ремесленная продукция. В городе развивались различные виды ремесел: кузнечное, оружейное, ювелирное (ковка и чеканка, тиснение и штамповка серебра и золота, филигрань, зернь), гончарное, кожевенное, портняжное. Во второй половине 10 в. появились клейма мастеров. Под византийским влиянием в конце 10 в. возникло производство эмалей. В крупных городах существовали торговые подворья для заезжих купцов — «гостей». Торговый путь из Руси в восточные страны проходил по Волге и по Каспийскому морю. Путь в Византию и Скандинавию (путь «из варяг в греки»), помимо главного направления (Днепр — Ловать), имел ответвление на Западную Двину. На запад вели два пути: из Киева в Центральную Европу (Моравия, Чехия, Польша, Южная Германия) и из Новгорода и Полоцка через Балтийское море в Скандинавию и Южную Прибалтику. В 9 — середине 11 вв. на Руси было велико влияние арабских купцов, укреплялись торговые связи с Византией и Хазарией. Древняя Русь экспортировала в Западную Европу меха, воск, лен, полотно, серебряные изделия. Ввозились дорогие ткани (византийские паволоки, парча, восточные шелка), серебро и медь в диргемах, олово, свинец, медь, пряности, благовония, лекарственные растения, красящие вещества, византийская церковная утварь. Позднее, в середине 11—12 вв. в связи с изменением международной обстановки (распадом Арабского халифата, засильем половцев в южнорусских степях, началом крестовых походов) были нарушены многие традиционные торговые пути. Проникновение западноевропейских купцов в Черное море, конкуренция генуэзцев и венецианцев парализовали торговлю Древней Руси на юге, и к концу 12 в. она в основном была перенесена на север — в Новгород, Смоленск и Полоцк. Культура Культура Древней Руси уходит своими корнями в глубины культуры славянских племен. В период образования и развития государства она достигла высокого уровня и была обогащена влиянием византийской культуры. В результате Киевская Русь оказалась в ряду передовых по культуре государств своего времени. Средоточием культуры был город. Грамотность в Древнерусском государстве была сравнительно широко распространена среди народа, о чем свидетельствуют берестяные грамоты и надписи на хозяйственных предметах (пряслицах, бочках, сосудах). Есть сведения о существовании на Руси в то время школ (даже женских). До наших дней дошли пергаментные книги Древней Руси: переводная литература, изборники, богослужебные книги; среди них древнейшая — «Остромирово Евангелие (см. ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ)». Наиболее образованными на Руси были монахи. Выдающимися деятелями культуры были киевский митрополит Иларион (см. ИЛАРИОН (митрополит)), новгородский епископ Лука Жидята (см. ЛУКА Жидята), Феодосий Печерский (см. ФЕОДОСИЙ Печерский), летописцы Никон (см. НИКОН (летописец)), Нестор (см. НЕСТОР (летописец)), Сильвестр (см. СИЛЬВЕСТР Печерский). Усвоение церковнославянской письменности сопровождалось перенесением на Русь основных памятников раннехристианской и византийской литературы: библейские книги, сочинения отцов церкви, жития святых, апокрифы («Хождение Богородицы по мукам»), историография («Хроника» Иоанна Малалы), а также произведений болгарской литературы («Шестоднев» Иоанна), чехоморавской (жития Вячеслава и Людмилы). На Руси переводились с греческого языка византийские хроники (Георгия Амартола, Синкелла), эпос («Девгениево деяние»), «Александрия», «История иудейской войны» Иосифа Флавия, с древнееврейского — книга «Есфирь», с сирийского — повесть об Акире Премудром. Со второй четверти 11 в. развивается оригинальная литература (летописание, жития святых, проповедь). В «Слове о законе и благодати» митрополит Иларион с риторическим искусством трактовал проблемы превосходства христианства над язычеством, величия Руси среди других народов. Киевское и новгородское летописание было проникнуто идеями государственного строительства. Летописцы обращались к поэтическим преданиям языческого фольклора. Нестор пришел к осознанию родства восточнославянских племен со всеми славянами. Его «Повесть временных лет» приобрела значение выдающейся хроники европейского средневековья. Житийная литература насыщалась актуальной политической проблематикой, и ее героями стали князья-святые («Жития Бориса и Глеба»), а затем подвижники церкви («Житие Феодосия Печерского», «Киево-Печерский патерик»). В житиях впервые, хотя в схематической форме, изображались переживания человека. Патриотические идеи выражались в жанре паломничества («Хождение» игумена Даниила). В «Поучении» к сыновьям Владимир Мономах создал образ справедливого правителя, рачительного хозяина, примерного семьянина. Древнерусские литературные традиции и богатейший устный эпос подготовили возникновение «Слова о полку Игореве (см. СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ)». Опыт восточнославянских племен в деревянном зодчестве и сооружениях укрепленных поселений, жилищ, святилищ, их ремесленные навыки и традициؠхудожественного творчества были усвоены искусством Древней Руси. В его становлении огромную роль сыграли веяния, шедшие из-за рубежа (из Византии, балканских и скандинавских стран, Закавказья и Ближнего Востока). В относительно краткий период расцвета Древней Руси русские мастера освоили новые для них приемы каменного зодчества, искусство мозаики, фрески, иконописи, книжной миниатюры. Типы рядовых поселений и жилищ, техника возведения деревянных зданий из горизонтально уложенных бревен долго оставались теми же, что и у древних славян. Но уже в 9 — начале 10 вв. появились обширные дворы вотчинников, а в княжеских владениях — деревянные замки (Любеч). Из укрепленных поселков развиваются города-крепости с жилыми домами внутри и с хозяйственными постройками, примыкающими к оборонительному валу (Колодяжненское и Райковецкое городища, оба в Житомирской области; разрушены в 1241). На торговых путях у слияния рек или у речных излучин из крупных поселений славян вырастали города и основывались новые. Они слагались из крепости на холме (детинец, кремль — резиденция князя и убежище для горожан при нападении врагов) с оборонительным земляным валом, рубленой стеной на нем и со рвом извне, и из посада (порой укрепленного). Улицы посада шли к кремлю (Киев, Псков) или параллельно реке (Новгород), местами имели деревянные мостовые и застраивались в безлесных районах мазанками (Киев, Суздаль), а в лесных — бревенчатыми домами в один-два сруба с сенями (Новгород, Старая Ладога). Жилища богатых горожан состояли из нескольких связанных между собой срубов разной высоты на подклетах, имели башню («повалушу»), наружные крыльца и размещались в глубине двора (Новгород). Хоромы в кремлях с середины 10 в. имели двухэтажные каменные части, либо башнеобразные (Чернигов), либо с башнями по краям или посредине (Киев). Порой хоромы вмещали залы площадью более 200 кв2 м (Киев). Общими для древнерусских городов были живописность силуэта, где доминировал кремль с его красочными хоромами и храмами, сиявшими позолотой кровель и крестов, и органическая связь с ландшафтом, возникавшая благодаря использованию рельефа местности не только в стратегических, но и в художественных целях. Со второй половины 9 в. летописи упоминают деревянные христианские храмы (Киев), число и размеры которых возрастают после крещения Руси. Это были (судя по условным изображениям в рукописях) прямоугольные, восьмигранные или крестообразные в плане постройки с крутой крышей и главкой. Позднее их венчали пять (церковь Бориса и Глеба в Вышгороде близ Киева, 1020—1026, зодчий Миронег) и даже тринадцать глав (деревянный Софийский собор в Новгороде, 989). Первая в Киеве каменная Десятинная церковь (989—996, разрушена в 1240) была сложена из чередующихся рядов камня и плоского квадратного кирпича-плинфы на растворе из смеси толченого кирпича с известью (цемянка). В этой же технике кладки возводились появившиеся в 11 в. каменные проездные башни в городских укреплениях (Золотые ворота в Киеве), каменные крепостные стены (Переяслав Южный, Киево-Печерский монастырь, Старая Ладога; все конец 11 — начало 12 вв.) и величественные трехнефные (Спасо-Преображенский собор в Чернигове, начат до 1036) и пятинефные (Софийские соборы в Киеве, 1037, Новгороде, 1045—1050, Полоцке, 1044—1066) храмы с хорами вдоль трех стен для князей и их приближенных. Универсальный для византийского культового строительства тип крестово-купольного храма, по своему истолковывается древнерусскими зодчими — купола на высоких световых барабанах, плоские ниши (возможно с фресками) на фасадах, узоры из кирпича в виде крестов, меандра. Древнерусское зодчество сходно с архитектурой Византии, южных славян и Закавказья. В то же время в древнерусских храмах проявляются и своеобразные черты: многоглавие (13 глав Софийского собора в Киеве), ступенчатое расположение сводов и отвечающих им на фасадах рядов полукружий-закомар, паперти-галереи с трех сторон. Ступенчато-пирамидальная композиция, величавые пропорции и напряженно-медлительный ритм, уравновешенность пространства и массы делают архитектуру этих значительных по высоте зданий торжественной и полной сдержанной динамики. Их интерьеры с контрастным переходом от невысоких, затененных хорами боковых нефов к просторной и ярче освещенной подкупольной части среднего нефа, ведущего к главной апсиде, поражают эмоциональной напряженностью и вызывают богатство впечатлений, которые порождаются пространственными членениями и многообразием точек обзора. Наиболее полно сохранившиеся мозаики и фрески Софийского собора в Киеве (середина 11 в.) исполнены преимущественно византийскими мастерами. Росписи в башнях — полные динамики светские сцены плясок, охот, ристалищ. В изображениях святых, членов великокняжеской семьи движение порой лишь обозначено, позы фронтальны, лица строги. Духовная жизнь передается посредством скупого жеста и широко раскрытых больших глаз, взгляд которых устремлен прямо на прихожанина. Это сообщает напряженность и силу воздействия изображениям, проникнутым высокой духовностью. Монументальным характером исполнения и композиционно они органически связаны с архитектурой собора. Миниатюра Древней Руси («Остромирово евангелие» 1056—1057) и красочные инициалы рукописных книг отличаются цветовым богатством и тонкостью исполнения. Они напоминают современную им перегородчатую эмаль, украшавшую великокняжеские венцы, подвески-колты, которыми славились киевские мастера. В этих изделиях и в шиферных монументальных рельефах мотивы славянской и античной мифологии совмещаются с христианскими символами и иконографией, отражая типичное для средних веков двоеверие, долго удерживавшееся в народной среде. В 11 в. получает развитие и иконопись. Произведения киевских мастеров пользовались широким признанием, особенно иконы работы Алимпия (см. АЛИМПИЙ), которые вплоть до монголо-татарского нашествия служили образцами для иконописцев всех древнерусских княжеств. Однако икон, безоговорочно относимых к искусству Киевской Руси, не сохранилось. Во второй половине 11 в. на смену княжескому строительству храмов приходит монастырское. В крепостях и загородных замках князья сооружают лишь небольшие церкви (Михайловская божница в Остре, 1098, сохранилась в руинах; церковь Спаса на Берестове в Киеве, между 1113 и 1125), а ведущим типом становится трехнефный шестистолпный монастырский собор, более скромный по размерам, чем городские, часто без галерей и с хорами только вдоль западной стены. Его статичный, замкнутый объем, массивные стены, разделенные на узкие части плоскими выступами-лопатками, создают впечатление мощи и аскетической простоты. В Киеве строят соборы однокупольные, иногда без лестничных башен (Успенский собор Киево-Печерского монастыря, 1073—1078, разрушен в 1941). Новгородские храмы начала 12 в. увенчаны тремя куполами, один из которых — над лестничной башней (соборы Антониева, заложен в 1117, и Юрьева, начат в 1119, монастырей), или пятью куполами (Николо-Дворищенский собор, заложен в 1113). Простота и мощь архитектуры, органичное слияние башни с основным объемом собора Юрьева монастыря (зодчий Петр), придающее цельность его композиции, выделяют этот храм как одно из высших достижений древнерусского зодчества 12 в. В это же время меняется и стиль живописи. В мозаиках и фресках Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (около 1108, собор не сохранился, восстановлен заново) выполненных византийскими и древнерусскими художниками, свободней становится композиция, изысканный психологизм образов усиливается живостью движений и индивидуализацией характеристик. Вместе с тем по мере вытеснения мозаики более дешевой и доступной по технике фреской возрастает роль местных мастеров, которые в своих работах отходят от канонов византийского искусства и в то же время уплощают изображение, усиливают контурное начало. В росписях крещальни Софийского собора и собора Кирилловского монастыря (оба — в Киеве, 12 в.) преобладают славянские черты в типах лиц, костюмах, фигуры становятся приземистей, их моделировка цветом сменяется линейной проработкой, краски светлеют, исчезают полутона; образы святых становятся ближе к фольклорным представлениям. Художественная культура Древнерусского государства получила дальнейшее развитие в период раздробленности в различных древнерусских княжествах, обусловленное особенностями их экономической и политической жизни. Возникли ряд местных школ (владимиро-суздальская, новгородская), сохраняющих генетическую общность с искусством Киевской Руси и некоторое сходство художественно-стилистической эволюции. В местных течениях приднепровских и западных княжеств, северо-восточных и северо-западных земель сильней дают о себе знать народные поэтические представления. Выразительные возможности искусства расширяются, но слабеет пафос формы. Разнообразные источники (народные песни, былины, летописи, произведения древнерусской литературы, памятники изобразительного искусства) свидетельствуют о высоком развитии древнерусской музыки. Наряду с различными видами народного творчества важную роль играла военная и торжественно-церемониальная музыка. В военных походах участвовали трубачи и исполнители на «бубнах» (ударных инструментах типа барабана или литавр). При дворе князей и у дружинной знати состояли на службе певцы и исполнители-инструменталисты, как местные, так и из Византии. Певцы воспевали ратные подвиги современников и легендарных богатырей в песнях и сказаниях, которые они сами слагали и исполняли под аккомпанемент гуслей. Музыка звучала во время официальных приемов, празднеств, на пирах князей и именитых людей. В народном быту видное место занимало искусство скоморохов, в котором были представлены пение и инструментальная музыка. Скоморохи нередко появлялись и в княжеских дворцах. После принятия и распространения христианства широкое развитие получила церковная музыка. С ней связаны ранние письменные памятники русского музыкального искусства — рукописные богослужебные книги с условной идеографической записью напевов. Основы древнерусского церковно-певческого искусства были заимствованы из Византии, но дальнейшая постепенная их трансформация привела к образованию самостоятельного певческого стиля — знаменного распева, наряду с которым существовал особый род кондакарного пения.

dic.academic.ru

На какой территории было создано Древнерусское государство?

Догосударственный период славян

В III веке н.э. на территории восточной Европы расселились славянские племена. Сюда входили две большие племенные группы Анты и Венеды. Так же эти племена подверглись вторжению гуннов, которое произошло в 4-5 веке. В связи с чем, часть гуннов ассимилировалась со славянами. После того, как их власть ослабла, в 6 веке начало происходить формирование славянской державы.

Период расширения Киевской Руси

На расширение территорий государства влияло несколько факторов:

  1. Военные походы - границы государства расширялись за счет территорий других стран в ходе военной кампании.
  2. Договора - территории увеличивались за счет присоединения мирным путем других княжеств или племен.

За период правления Олега с 882 по 912 к Киевской Руси присоединились территории, которые занимали северяне, радимичи и вятичи. За время правления князя Игоря, территория государства практически не изменилась. Этот факт объясняется тем, что Игорь, как политик был слаб, а все военные кампании, которые он вел не приносили значительных успехов. После него во времена княжения Ольги и её сына Святослава, территория Руси вновь увеличилась за счет земель уличей и тиверцев. Так же в состав государства вошло Тмутарканское княжество и область Хозарского каганата - Саркел. За Владимира 978-1015 границы Руси продвинулись на запад за счет Червенсокой руси, где проживали племена ятвягов.

 Киевская Русь - Империя

Под конец правления Ярослава 1054 территория Русского государства достигла своих максимальных размеров 1 300 тыс. кв. км. Смотря на выше описанные факты, можно сказать, что границы Руси расширялись на протяжении долгих лет за счет военных походов князей. В период своего расцвета Русь охватывала большие территории, где южной границей был Таманский полуостров, северной - Северная Двина, западные границы упирались в Днестр и Вислу, и притоков Волги на востоке. В её состав входило много племен и народностей. Но после прихода монгол в 13 веке, Киевская Русь начала угасать и терять свои территории.

 

 

 

 

shkolnikru.com