Легендарная Тридцатказнаменитый маршрут 30. Карта древнерусское государство


Карты древней Руси

Карта Киевской Руси

Карты древней Руси не раз меняли свой вид и границы. А началось всё с Киевской Руси.

Первые сведения о построение карт древней Руси доходят до нас из глубины допетровского времени. Еще крупные землевладельцы XIV века стремились обрисовать, хотя бы и схематично, свою собственность на бумаге. Упоминание же о «Чертеже московских земель», как о первой русской географической карте единой страны, датируется 1497 годом. В 1525 году Павел Иовий Новокомский, епископ и географ, опираясь на данные, полученные от русского посла Дмитрия Герасимова, составили книгу для жителей западной Европы. В нее была вложена карта Московии и описывалась география, нравы и быт жителей Руси. Кроме того, в этой книге впервые была выдвинута гипотеза о существовании Северо-Восточного прохода, по которому на кораблях можно было бы дойти от северных окраин Руси до Китая. Почти через 30 лет итальянский картограф Баттиста Аньезе поместил в свой атлас карту под названием «Московия. Чертёж, составленный по сведениям посла Деметрия».

Карты древней РусиКарта древней Руси Чертёж Московских земель 1497

Карты древней Руси Антоний ВидКарты древней Руси. Антоний Вид

Карта МосковииКарта Московии Герберштейна

Карта Московии

В 1542 году литовский картограф Антоний Вид создал «карту Московии», на основании сведений, полученных от Ляцкого. Через два года она увидела свет в составе «Космографии» Мюнстера. На этой карте впервые была изображена территория от Каспийского моря на юге до границ Финляндии на севере, и от Киева на западе до реки Обь на востоке. Параллельно с Мюнстером над своим вариантом карты Московии работал австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн. Его труд увидел свет в 1546 году в издательстве Хиршфогеля. Несмотря на то что карта Герберштейна выглядит более схематично, чем Мюнстера, но удивительно точно отображает Урал и леса юга Руси.

Книга Большому чертежу Книга Большому чертежу

Большой чертеж Ивана Грозного

В течении своей жизни Иван IV Грозный собрал в своих архивах около 250 карт, одной из которых был «Большой чертеж». Составленная по приказу царя во второй половине шестнадцатого столетия, эта карта пережила множество редакций и правок, но впоследствии была утеряна. Тем не менее, сохранилась «Книга Большому чертежу» – подробнейшее описание потерянной карты. Она включает в себя подробную информацию о природе, быте и хозяйстве народов, населяющих Россию, рассказывает о главных реках и морях, указывает города и расстояния между ними, включая приграничные крепости. Кроме того, при Иване IV, в 1556 году, составили и первое руководство для землемерения, которое называлось «Книга, именуемая геометрия или землемерие радиксом и циркулем…».

Карта Московских земель Карта Московских земель

«Карта Московских земель» считается первой напечатанной картой России, датой ее издания принято считать 26 января 1525 года. Однако, в основном карты древней Руси XVI и XVII веков оставались написанными от руки, и существовали в единственных вариантах. В связи с чем частые пожары, Смутное время, нерадивость хранителей, не видевших ценности старых чертежей, сделали свое дело и большинство карт того времени утеряно для нас навсегда.

valentin-pikul.ru

6. Древнерусское государство в IX-XI веках

РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ (КОНЕЦ Х -

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА Я в.)

Владимир I. После гибели Святослава великим киевским князем

стал его старший сын Ярополк (972-980). Его брат Олег получил Древ-

лянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его

рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил

Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице

Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал за море, откуда через два года

вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир

занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объедини-

лись в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вяти-

чи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило

дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья

и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры.

Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение за-

щиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен.

Для этого по рекам Десна, Осетр, Суда, Стугна был сооружен ряд кре-

постей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились заставы бога-

тырские, защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю

легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Принятие христианства. В 988 г. при Владимире I в качестве госу-

дарственной религии было принято христианство. Христианство, как

повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его про-

поведовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Хри-

ста. В начале нашей эры апостол Андрей - старший брат апостола Пет-

ра отправился в Скифию. Как свидетельствует Повесть временных

лет, апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил

на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет матерью горо-

дов русских. Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по

словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и

далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях от-

дельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и

Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство посте-

пенно входило в жизнь древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Кор-

суни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму (Херсонес

располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало

участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия

П с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не вы-

полнил своего обязательства - отдать за Владимира свою дочь Анну.

Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну

выйти замуж в обмен на крещение варвара, которого давно привлека-

ла греческая вера.

30

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем м весь на-

род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление

населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утвер-

ждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установи-

лось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего

развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни

(бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или

аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей

перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вель-

може, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими

своих обязанностей на земле.

Божий слуга - государь был, по византийским традициям, и спра-

ведливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защит-

ником границ державы. Принятие христианства укрепляло государст-

венную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело

большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, от-

вергнув примитивное язычество, становилась теперь равной другим

христианским странам, связи с которыми значительно расширились.

Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии рус-

ской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и

античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит,

назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Ру-

си возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах

и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви -

десятину (термин происходит от размеров налога, составлявшего на

первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер

этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополи-

чья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский,

основанный в первой половине XI в., получил название от пещер - пе-

чер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в

крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на

ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси

было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об

антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных

норм.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из оп-

ределяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

31

Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в кре-

щении Руси именуется равноапостольным.

Ярослав Мудрый. Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких

браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти ки-

евский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019).

Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя без-

винно были убиты братья - любимец Владимира и его дружины Борис

Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской

церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил про-

звище Окаянный.

Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, княжив-

ший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал

попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к

дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов,

Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать Святошку Окаянно-

го - зятя польского короля Болеслава Храброго — из Киева в Польшу,

где Святополк пропал без вести.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивыс-

шего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить

Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на

прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера

г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в При-

балтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г.,

владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав оконча-

тельно стал единодержавным князем Киевской Руси.

it-iatu.ru

Древнерусское государство - Стр 2

Страница из краткой редакции «Русской Правды»

После Ярослава Мудрого окончательно утвердился «лествичный» принцип наследования земли в роде Рюриковичей. Старший в роде (не по возрасту, а по линии родства), получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. Власть переходила от брата к брату, от дяди — к племяннику. Второе место в иерархии столов занимал Чернигов. При смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству. При появлении новых членов рода им определялся удел — город с землёй (волость). Определённый князь имел право княжить только в том городе, где княжил его отец, в обратном случае он считался изгоем.

Значительной частью земли со временем стала обладать церковь («монастырские вотчины»). С 996 года население выплачивало в пользу церкви десятину. Число епархий, начиная с 4, росло. Кафедра митрополита, назначаемого патриархом константинопольским, стала находиться в Киеве, а при Ярославе Мудром митрополит впервые был избран из числа русских священников, в 1051 году им стал приближённый к Владимиру и его сыну Иларион. Большим влиянием стали обладать монастыри и их избираемые главы, игумены. Центром православия становится Киево-Печерский монастырь.

Бояре и дружина составляли при князе особые советы. Князь советовался также с митрополитом, епископами и игуменами, составлявшими церковный собор. С усложнением княжеской иерархии к концу XI века стали собираться княжеские съезды («снемы»). В городах действовали веча, на которые зачастую опирались бояре для поддержки собственных политических требований (восстания в Киеве 1068 и 1113 года).

В XI — начале XII века сформировался первый письменный свод законов — «Русская Правда», который последовательно пополнялся статьями «Правды Ярослава» (ок. 1015—1016 гг.), «Правды Ярославичей» (ок. 1072 г.) и «Устава Владимира Всеволодовича» (ок. 1113 г.). В «Русской Правде» отразилось усиление дифференциации населения (теперь размер виры зависел от социального положения убитого), регламентировалось положение таких категорий населения, как челядь, холопы, смерды, закупы и рядовичи.

«Правда Ярослава» уравняла в правах «русинов» и «словенинов» (следует пояснить, что под именем «словене» летопись упоминает только новгородцев — «ильменских словен»). Это, наряду с христианизацией и другими факторами, способствовало формированию новой этнической общности, осознававшей своё единство и историческое происхождение.

С конца X века на Руси известно собственное монетное производство — серебряные и золотые монеты Владимира I, Святополка, Ярослава Мудрого и других князей.

Распад

Карта Древнерусского государства в 1054—1132 гг.

Основная статья: Распад Древнерусского государства

Первым от Киева обособилось Полоцкое княжество — это произошло уже в начале XI века. Сконцентрировав все остальные русские земли под своей властью лишь через 21 год после смерти своего отца, Ярослав Мудрый, умирая в 1054 году, разделил их между пятью пережившими его сыновьями. После смерти двух младших из них все земли оказались под властью троих старших: Изяслава Киевского, Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского («триумвират Ярославичей»).

С 1061 года (сразу после разгрома торков русскими князьями в степях) начались набеги половцев, пришедших на смену откочевавшим на Балканы печенегам. В ходе долгих русско-половецких войн южные князья длительное время не могли справиться с противниками, предприняв целых ряд неудачных походов и понеся чувствительные поражения (битва на реке Альте (1068), битва на реке Стугне (1093)).

После смерти Святослава в 1076 году киевские князья предприняли попытку лишить его сыновей черниговского наследства, и те прибегли к помощи половцев, хотя впервые половцы были использованы в усобицах Владимиром Мономахом (против Всеслава Полоцкого). В этой борьбе погибли Изяслав Киевский (1078) и сын Владимира Мономаха Изяслав (1096). На Любечском съезде (1097), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою». Таким образом, при сохранении лествичного права, в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной. Это открыло путь к политической раздробленности (феодальной раздробленности), так как в каждой земле утверждалась отдельная династия, а великий князь Киевский становился первым среди равных, теряя роль сюзерена. Однако это также позволило прекратить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами, которая была перенесена вглубь степей. Кроме того, заключались договоры с союзными кочевниками — «чёрными клобуками» (торками, берендеями и печенегами, изгнанными половцами из степей и поселившимися на южнорусских границах).

Русь, Польша и Литва в 1139 году

Во второй четверти XII века Древнерусское государство распалось на самостоятельные княжества. Хронологическим началом раздробленности современная историографическая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестали признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136), а сам титул стал объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей. Летописец под 1134 годом в связи с расколом в среде Мономаховичей записал «разодралась вся земля Русская». Начавшиеся междоусобицы не касались самого великого княжения, но после смерти Ярополка Владимировича (1139) следующий Мономахович Вячеслав был изгнан из Киева Всеволодом Ольговичем Черниговским.

На протяжении XII—XIII столетий часть населения южнорусских княжеств из-за постоянной угрозы, исходившей из степи, а также из-за непрекращавшихся княжеских усобиц за Киевскую землю переселялась на север, в более спокойную Ростово-Суздальскую землю, называвшуюся также Залесьем или Опольем. Пополнив ряды славян первой, кривицко-новгородской миграционной волны X века[26], переселенцы с многолюдного юга быстро составили большинство на этой земле и ассимилировали редкое[27][28] финно-угорское население. О массивной русской миграции на протяжении XII века свидетельствуют летописи и археологические раскопки[29][30]. Именно на этот период приходится основание и быстрый рост многочисленных городов Ростово-Суздальской земли (Владимир, Москва, Переяславль-Залесский, Юрьев-Опольский, Дмитров, Звенигород, Стародуб-на-Клязьме, Ярополч-Залесский, Галич и др.), названия которых нередко повторяли названия городов происхождения переселенцев. Ослабление Южной Руси также связывают с успехом первых крестовых походов и изменением основных торговых путей.

В ходе двух крупных междоусобных войн середины XII века Киевское княжество утратило Волынь (1154), Переяславль (1157) и Туров (1162). В 1169 году внук Владимира Мономаха, владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский послал на юг войско во главе со своим сыном Мстиславом, которое захватило Киев. Впервые город был жестоко разграблен, были сожжены киевские храмы, жители уводились в плен. На киевское княжение был посажен младший брат Андрея. И хотя вскоре, после неудачных походов на Новгород (1170 год) и Вышгород (1173 год) влияние владимирского князя в других землях временно упало, Киев начал постепенно терять, а Владимир — приобретать политические атрибуты общерусского центра. В XII веке кроме киевского князя титул великого стали носить также владимирские князья, а в XIII веке эпизодически также князья галицкий, черниговский и рязанский.

Руины Десятинной церкви на рисунках Вестерфельда, XVII век

Киев, в отличие от большинства остальных княжеств, не стал достоянием какой-либо одной династии, а служил постоянным яблоком раздора для всех сильных князей. В 1203 году он был вторично разграблен смоленским князем Рюриком Ростиславичем, боровшимся против галицко-волынского князя Романа Мстиславича. В битве на реке Калке (1223), в которой участвовали практически все южнорусские князья, произошло первое столкновение Руси с монголами. Ослабление южнорусских княжеств усилило натиск со стороны венгерских и литовских феодалов, но одновременно способствовало усилению влияния владимирских князей в Чернигове (1226), Новгороде (1231), Киеве (в 1236 году Ярослав Всеволодович на два года занял Киев, при этом его старший брат Юрий остался княжить во Владимире) и Смоленске (1236—1239). В ходе монгольского нашествия на Русь, начавшегося в 1237 году, в декабре 1240 года Киев был обращён в руины. Его получили владимирские князья Ярослав Всеволодович, признанный монголами старейшим на Русских землях, а позднее его сын Александр Невский. Они, однако, не стали переезжать в Киев, оставшись в отчинном Владимире. В 1299 году туда же перенёс свою резиденцию киевский митрополит. В некоторых церковных и литературных источниках — например, в высказываниях константинопольского патриарха и Витовта в конце XIV века, — Киев продолжал рассматриваться как столичный город и в более позднее время, однако к этому моменту он уже был провинциальным городом Великого княжества Литовского[31][32]. С 1254 года галицкие князья носили титул «Король Руси». Титул «великих князей всея Руси» с начала XIV века стали носить владимирские князья.

В советской историографии понятие «Киевскую Русь» распространяли как до середины XII века[33], так и для более широкого периода середины XII — середины XIII веков[34], когда Киев оставался центром страны и управление Русью осуществлялось единым княжеским родом на принципах «коллективного сюзеренитета»[35]. Оба подхода сохраняют актуальность и в настоящее время.

Дореволюционные историки, начиная с Н. М. Карамзина, придерживались идеи о переносе политического центра Руси в 1169 году из Киева во Владимир, восходящей к трудам московских книжников, или во Владимир и Галич[36][37]. В современной историографии нет единства мнений на этот счёт. Часть историков считает, что эти идеи не находят подтверждения в источниках[38]. В частности, некоторые из них указывают на такой признак политической слабости Суздальской земли, как малое количество укреплённых поселений по сравнению с другими землями Руси. Другие историки, наоборот, находят в источниках подтверждение тому, что политический центр русской цивилизации переместился из Киева сначала в Ростов и Суздаль, а позднее во Владимир-на-Клязьме[39].

Характер государственности русских земель

Основная статья: Русские княжества

Собор св. Софии, премудрости Божией, в Новгороде — символ республики.

Историки по-разному оценивают характер государства данного периода: «варварское государство», «военная демократия», «дружинный период», «норманнский период», «военно-торговое государство», «складывание раннефеодальной монархии».

Древнерусское государство объединило под своей властью обширные территории, населённые восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами[40]. В летописях государство называлось Русь; слово «русский» в сочетании с другими словами встречалось в различных написаниях: как с одной «с», так и с двойной; как с «ь», так и без него. В узком смысле под «Русью» понималась территория Киевской (за исключением древлянской и дреговичской земель), Чернигово-Северской (за исключением радимичских и вятичских земель) и Переяславской земель; именно в таком значении термин «Русь» вплоть до XIII века употребляется, например, в новгородских источниках[41].

Глава государства носил титул великого князя, князя киевского. Неофициально к нему иногда могли прилагаться и другие престижные титулы, среди которых тюркский каган и византийский царь. Княжеская власть была наследственной. Помимо князей в управлении территориями участвовали великокняжеские бояре и «мужи» — дружинники, нанимавшиеся князем. Бояре также имели свои наёмные дружины, которые в случае необходимости сводились в единое войско. При князе также иногда выделялся один из бояр-воевод, который зачастую выполнял функции реального управления государством; такими воеводами были Олег (при малолетнем Игоре), Свенельд — при Ольге, Святославе и Ярополке, Добрыня — при Владимире. На местном уровне княжеская власть имела дело с племенным самоуправлением в виде веча и «градских старцев».

При распаде Древнерусского государства в середине XII века на Руси образовалось около 15 относительно территориально устойчивых княжеств (в свою очередь, делившихся на уделы). Наиболее могущественными княжескими династиями являлись черниговские Ольговичи, смоленские Ростиславичи, волынские Изяславичи и суздальские Юрьевичи. В период раздробленности Руси политическая власть из рук князя и младшей дружины частично перешла к усилившемуся боярству. Если ранее бояре имели деловые, политические и экономические отношения с целым родом Рюриковичей во главе с великим князем, то теперь — с отдельными княжескими семьями.

В Киевском княжестве бояре для ослабления накала борьбы между княжескими династиями поддерживали в ряде случаев дуумвират (соправление) князей и даже прибегали к физическому устранению пришлых князей (Юрий Долгорукий был отравлен). Киевское боярство симпатизировало власти старшей ветви потомков Мстислава Великого[37], но внешнее давление было слишком сильным, чтобы позиция местной знати стала определяющей в вопросе выбора князей. В Новгородской земле, которая, как и Киев, не стала вотчиной какой-либо из княжеских ветвей рода Рюриковичей, в результате антикняжеского восстания был установлен республиканский строй — князь стал приглашаться и изгоняться вечем. Во Владимиро-Суздальской земле известен случай, когда боярство (Кучковичи) и младшая дружина физически устранили князя-«самовластца» Андрея Боголюбского[42], но в ходе борьбы за власть после его смерти старое ростово-суздальское боярство было разгромлено, и личная власть владимирских князей существенно усилилась. В южнорусских землях городские веча играли огромную роль в политической борьбе (хотя упоминания о вечах и во Владимиро-Суздальской земле встречаются вплоть до XIV века)[43]. В Галицкой земле имел место уникальный случай избрания князя из числа боярства[44].

Основным типом войска стало феодальное ополчение, началось расслоение княжеской дружины на полк как территориальное воинское соединение и княжеский двор. Для обороны города, городской округи и слобод использовалось городское ополчение. В Великом Новгороде княжеская дружина фактически была наёмной по отношению к республиканской власти, особый полк имел владыка, горожане составляли «тысячу» (ополчение во главе с тысяцким), также имелось и боярское ополчение, образованное из жителей «пятин» (пять зависимых от новгородских боярских семей районов Новгородской земли). Обычно походы проводились силами нескольких союзных княжеств. В летописях упоминаются численности порядка 10—20 тыс. чел.

Битва новгородцев и суздальцев в 1170 году, фрагмент иконы 1460 г.,

Единственным общерусским политическим органом оставался съезд князей, который решал в основном вопросы борьбы с половцами. Церковь также сохраняла своё относительное единство (исключая возникновение местных культов святых и почитания культа местных мощей) во главе с митрополитом и боролась с разного рода региональными «ересями» путём созыва соборов. Однако позиции церкви были ослаблены усилением племенных языческих верований в XII—XIII вв. Религиозная власть и «забожни» (репрессии) были ослаблены. Кандидатура архиепископа Великого Новгорода предлагалась новгородским вечем, также известны случаи изгнания владыки (архиепископа).

Название Русь сохранялось в этот период[37] за землями в Среднем Поднепровье. Жители разных земель обычно называли себя по столичным городам княжеств: новгородцы, суздальцы, куряне и т. д. Вплоть до XIII века, по данным археологии, сохраняются племенные различия в материальной культуре, также не был единым и разговорный древнерусский язык, сохраняя регионально-племенные диалекты. После нашествия практически все русские земли вступили в новый виток раздробленности, и в XIV веке количество великих и удельных княжеств достигало примерно 250[45].

Население Древней Руси

Основная статья: Население Древней Руси

Города и крепости

Города

«Новгородский торг» — картина Аполлинария Васнецова

На протяжении веков число городов, упоминаемых в летописях и, других источниках, неуклонно росло[46]. В IX-X веках упоминаются 25 городов, в XI веке — ещё 64, в XII веке — ещё 135 и в XIII веке к ним добавляются ещё 47 городов. Всего ко времени нашествия Батыя Киевская Русь насчитывала до 300 городов или в среднем по 20—25 на княжество[46]. Помимо них существовали безымянные укреплённые поселения, порой довольно крупные. Всего их насчитывалось более тысячи. Соотношение городов и таких поселений в различных областях составляло от 1:3 до 1:7. При этом, эти укрепления в летописях не считались городами. Вероятно, летописцы относили их к погостам или слободам[46].

По мнению историка Даркевича, в домонгольской Руси можно выделить три периода градообразования: середина X — первая половина XI века; вторая половина XI — середина XII века; вторая половина XII — до 1237-1240 годов[47]. В первый период идёт массовое строительство городов по Днепру и Волхову. На второй период приходится начало феодальной раздробленности на Руси — в это время возрастает роль малых и периферийных городов. Третий период характеризуется максимальным развитием древнерусского города и его культуры[47].

Раскопки зданий XIII века в историко-археологическом музее «Берестье»

Крупные города имели сложные оборонительные системы. Отдельно защищался детинец — центр города. Укрепления покрывали значительную территорию, в случае опасности за ними могло укрыться не только население города, но и его окрестностей[47][48]. Каждый такой город был и княжеской резиденцией со своим княжеским двором (до 2000 м2). В то же время, в ряде городов, таких как Новгород, Киев, Рязань и Смоленск, существовали и дворы обычных горожан (до 600 м2)[49]. Наличие дворов в значительной степени сказалось на городской планировке. Как правило, одна-две улицы проходили вдоль рек и пересекались малыми улочками и переулками. Ещё одной характерной чертой русского города XI—XIII веков было обязательное наличие церкви или храма. В древнерусских городах насчитывалось от двух-трёх, до нескольких десятков церквей. Монастыри могли располагаться и вне города[48].

Академик Б. А. Рыбаков выделял следующие функции города в Древнерусском государстве: военная, экономическая, административная, идеологическая и культурная. По его мнению, с социальной точки зрения древнерусский город был местом концентрации феодальной знати[50]. Схожие функции выделял В. П. Даркевич[47].

Крепости и укрепления

Валы Переславского кремля в Переславле-Залесском

В истории Древней Руси укрепления играли огромную роль. Они постоянно менялись и совершенствовались в зависимости от исторической обстановки и характера вражеских нападений. Значительное влияние на архитектуру оборонительных сооружений оказывали развитие военной тактики и осадных средств[51]. С развитием экономики и производительности на Руси росло число укреплений. Их возведением занимались те же мастера, которые создавали как здания, ставшие памятниками культуры, так и обычные жилые постройки.

Большинство укреплений и крепостей в Древнерусском государстве были деревянными. По мнению историка Тихомирова, в условиях отсутствия огнестрельного оружия и слабого применения осадных орудий, такая защита была вполне достаточной[52]. Для русских укреплений того времени характеры такие части как ров, городские стены, забрала и насыпной вал. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. Такое положение послужило причиной, по которой во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами». Иногда оборонительные сооружения строили у крутых и обрывистых оврагов, делавшими их недоступными с разных сторон[53]. В лесистых и болотистых местностях Северной Руси крепости располагались на невысоких холмах. В качестве прикрытий для них использовались топкие низины и болота. Для таких крепостей типичен высокий вал, как например в Дмитрове[53].

Псковский Кром

Основным видом городских укреплений были городские стены[54]. Они устанавливались на валах и состояли из городниц — деревянных срубов, наполненных землёй. В некоторых крепостях срубы оставляли пустыми, приспосабливая под для жилья и хозяйственных нужд[55]. На верху стен имелась широкая площадка, внешнюю сторону которой прикрывали «забрала» или «заборола». В них были устроены щели для стрельбы по противнику — «скважни». Стены укреплялись «вежами» — башнями, иногда на каменном фундаменте. Также в стенах располагались ворота, количество которых зависело от размера крепости или города[56]. При этом термин «отворити ворота» означал сдачу города. В столицах княжеств присутствовало стремление к обозначению больших парадных ворот, как например Золотые ворота в Киеве или Владимире, бывшие монументальными постройками башенного характера[57]. В угрожаемых местах крепостные стены дополнялись рвом, мосты через который строили на столбах[58].

Крупные города и крепости состояли из внутренней крепости, детинца и внешних укреплений. По мере разрастания города за крепостные стены создавались новые стены, образующие новый пояс укреплений, именуемых острогом. Поддержка и обновление городских стен были важной частью жизни древнерусского города. Этим заведовал специально назначаемый человек — «городник», а население платило пошлину — «городное»[59].

Военная организация

Основная статья: Войско Древней Руси

Древнерусское войско состояло из двух основных частей: дружины и ополчения — в IX—X веках племенного, затем городского.

Дружина в IX–X вв. была наёмной. Значительную её часть составляли пришлые варяги. Также её пополняли выходцы из прибалтийских земель и местных племён. Размеры ежегодной оплаты наёмника оцениваются историками по-разному. Жалование выплачивалось серебром, золотом и мехами. Обычно воин получал около 8–9 киевских гривен (более 200 серебряных дирхемов) в год, однако к началу XI века плата рядовому воину составляла лишь одну северную гривну. Кроме того, дружина кормилась за счёт князя. Изначально это выражалось в форме столования, а затем превратилось в одну из форм натуральных налогов — «кормление», содержание дружины податным населением во время полюдья и за счёт средств от сбыта его результатов на международном рынке. Среди дружин, подчинённых великому князю, выделялась его личная «малая», или младшая, дружина, которая включала 400 воинов.

Общая численность древнерусского войска достигала, по данным летописей, от 20 до 40 тысяч человек.

Экономика

Денежная система

Северная древнерусская гривна из селища в районе Копорья

Становление денежного обращения на славянских землях Восточной Европы происходит на рубеже VIII—IX веков, когда началась активная торговля Северной и Восточной Европы со странами Халифата. Восточноевропейские страны, лишённые крупных рудных запасов монетного металла активно импортировали серебро. В первой трети IX века в Древней Руси получили распространение монеты, которые чеканили в африканских центрах Халифата и которые попадали на Русь кавказским и среднеазиатским торговыми путями. С 830-х годов распространение получают дирхемы азиатской чеканки[60].

Во второй половине X века появились две территориальные русские системы, определившиеся на фоне разного тяготения северного и южного регионов к международным рынкам. Главным средством обращения Южной Руси (Киев, Чернигов, Смоленск и т.д.) стали вырезки из дирхемов весом 1,63 грамма, составляющие 1/200 византийской литры. Аналогичные вырезки использовались на землях Северной Руси, однако их вес был 1,04 грамма или 1/200 серебряной гривны. Важным памятником этой системы явлюятся сферические весовые гирьки, употреблявшиеся в северных областях Руси для взвешивания серебряных монет. После угасания притока восточных монет на Русь из-за ослабления Халифата их заменили товаро-деньги. На рубеже X-XI веков во времена Владимира Красное Солнышко и Святополка была предпринята попытка чеканки собственных монет. Однако вскоре она была прекращена из-за отсутствия сырьевой базы[61].

В северных областях на замену дирхемам пришли западноевропейские денарии германской, английской и скандинавской чеканки. Они имели хождение до начала XII века[62].

Земледелие

Этот раздел статьи ещё не написан.

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Основная статья: Сельское хозяйство в Древней Руси

Ремёсла

Основная статья: Ремёсла в Древней Руси

Фрагменты стеклянных браслетов, Крапивенское городище. Древнерусская культура, X–XIII века. Из фондов Шебекинского историко-художественном музея

С развитием феодального строя часть общинных ремесленников переходила в зависимость от феодалов, некоторые покидали сельскую местность и уходили в города и крепости, где создавались ремесленные посады[63]. В них к XII веку насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Часть ремёсел основывалась на металлургическом производстве, о высоком уровне развития которого свидетельствует применение ремесленниками сварки, литья, ковки металла, наварки и закалки стали.

studfiles.net

Древнерусское государство — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Власть на Руси принадлежала киевскому князю, который был окружен дружиной, зависящей от него и кормившейся в основном за счет его походов. Некоторую роль играло и вече. Управление государством осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, т. е. по признаку военной организации. Доходы князя имели различные источники. В 10 — начале 11 вв. это в основном «полюдье», «уроки» (дань), получаемые ежегодно с мест.

В 11 — начале 12 вв. в связи с появлением крупного землевладения с различными видами ренты функции князя расширились. Владея собственным крупным доменом, князь вынужден был вести сложное хозяйство, назначать посадников, волостелей, тиунов, руководить многочисленной администрацией. Он был военным вождем, теперь ему приходилось организовывать не столько дружину, сколько ополчение, приводимое вассалами, нанимать иноземные войска. Усложнились мероприятия по укреплению и защите внешних границ. Власть князя была неограниченной, но ему приходилось считаться с мнением боярства. Роль веча снижалась. Княжеский двор стал административным центром, куда сходились все нити управления государством. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями управления. Во главе городов стоял городской патрициат, образовавшийся в 11 в. из крупных местных землевладельцев — «старцев» и дружинников. Знатные роды играли большую роль в истории городов (например, род Яна Вышатича, Ратибора, Чудина — в Киеве, Дмитра Завидича — в Новгороде). Большим влиянием в городе пользовалось купечество. Необходимость охраны товара при перевозках обусловила появление вооруженной купеческой стражи, среди городского ополчения купцы занимали первое место. Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники как свободные, так и зависимые. Особое место занимало духовенство, делившееся на черное (монашествующее) и белое (мирское). Во главе Русской церкви стоял обычно назначаемый константинопольским патриархом митрополит, которому подчинялись епископы. Монастыри с игуменами во главе подчинялись епископам и митрополиту.

Сельское население состояло из свободных крестьян-общинников (число их уменьшалось), и уже закрепощенных крестьян. Существовала группа крестьян, оторванных от общины, лишенных средств производства и являвшихся рабочей силой внутри вотчины. Рост крупного землевладения, закрепощение свободных общинников и рост их эксплуатации привели к обострению классовой борьбы в 11-12 веках (восстания в Суздале в 1024 году; в Киеве в 1068-1069 годах; на Белоозере около 1071 года; в Киеве в 1113 году). Восстания в большинстве случаев были разобщены, в них участвовали язычники-волхвы, использовавшие недовольных крестьян для борьбы с новой религией — христианством. Особенно сильная волна народных выступлений прокатилась по Руси в 1060-1070-х годах в связи с голодом и нашествием половцев. В эти годы был создан сборник законов «Правда Ярославичей», ряд статей которого предусматривал наказания за убийство служащих вотчины. Общественные отношения регулировались Русской правдой и другими правовыми актами.Ход исторических событий в Древнерусском государстве известен по летописям, составленным в Киеве и Новгороде монахами. По данным «Повести временных лет», первым князем Киева был легендарный Кий. Датировка фактов начинается с 852 г. н. э. В летопись включена легенда о призвании варягов (862) во главе с Рюриком, ставшая в 18 в. основой норманской теории о создании Древнерусского государства варягами. Два сподвижника Рюрика — Аскольд и Дир двинулись на Царьград по Днепру, по дороге подчинив своей власти Киев. После смерти Рюрика власть в Новгороде перешла к варягу Олегу (ум. 912), который, расправившись с Аскольдом и Диром, захватил Киев (882), а в 883-885 гг. покорил древлян, северян, радимичей и в 907 и 911 гг. совершил походы на Византию.

Преемник Олега князь Игорь продолжал активную внешнюю политику. В 913 году через Итиль он совершил поход на западное побережье Каспия, дважды (941, 944) нападал на Византию. Требования дани с древлян послужили причиной их восстания и убийства Игоря (945). Его жена Ольга одной из первых на Руси приняла христианство, упорядочила управление на местах и установила нормы дани («уроки»). Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (княжил в 964-972 годах) обеспечил свободу торговых путей на восток, через земли волжских булгар и хазар, упрочил международное положение Руси. Русь при Святославе обосновалась на Черном море и на Дунае (Тмутаракань, Белгород, Переяславец на Дунае), но после неудачной войны с Византией Святослав был вынужден отказаться от завоеваний на Балканах. При возвращении на Русь он был убит печенегами.

Святославу наследовал его сын Ярополк, убивший конкурента — брата Олега, древлянского князя (977). Младший брат Ярополка Владимир Святославич с помощью варягов овладел Киевом. Ярополк был убит, и Владимир стал великим князем (княжил 980-1015). Необходимость замены старой идеологии родоплеменного строя идеологией народившегося государства побудила Владимира ввести на Руси в 988-989 гг. христианство в форме византийского православия. Первыми восприняли христианскую религию социальные верхи, народные массы еще долго держались языческих верований. На княжение Владимира приходится расцвет Древнерусского государства, земли которого раскинулись от Прибалтики и Карпат до причерноморских степей. После смерти Владимира (1015) возникла усобица между его сыновьями, в которой были убиты два из них — Борис и Глеб, —причисленные церковью к лику святых. Убийца братьев Святополк бежал после борьбы со своим братом Ярославом Мудрым, ставшим киевским князем (1019-1054). В 1021 против Ярослава выступил полоцкий князь Брячислав (княжил в 1001-1044), мир с которым был куплен ценой уступки Брячиславу ключевых пунктов на торговом пути «из варяг в греки» — Усвятского волока и Витебска. Через три года против Ярослава выступил его брат — тмутараканский князь Мстислав. После битвы у Листвена (1024) Древнерусское государство было поделено по Днепру: правобережье с Киевом досталось Ярославу, левобережье — Мстиславу. После смерти Мстислава (1036) единство Руси было восстановлено. Ярослав Мудрый вел энергичную деятельность по укреплению государства, устранению церковной зависимости от Византии (образование в 1037 самостоятельной митрополии) и расширению градостроительства. При Ярославе Мудром укрепились политические связи Древней Руси с государствами Западной Европы. Древнерусское государство имело династические связи с Германией, Францией, Венгрией, Византией, Польшей, Норвегией.

Наследовавшие Ярославу сыновья поделили владения отца: Изяслав Ярославич получил Киев, Святослав Ярославич — Чернигов, Всеволод Ярославич — Переяславль Южный. Ярославичи пытались сохранить единство Древнерусского государства, старались действовать заодно, но процесса государственного распада предотвратить не могли. Положение осложнилось натиском половцев, в битве с которыми Ярославичи потерпели поражение. Народное ополчение потребовало оружия для оказания сопротивления врагу. Отказ привел к восстанию в Киеве (1068), бегству Изяслава и вокняжению в Киеве полоцкого Всеслава Брячиславича, изгнанного в 1069 году объединенными силами Изяслава и польских войск. Вскоре среди Ярославичей возникли распри, приведшие к изгнанию Изяслава в Польшу (1073). После смерти Святослава (1076) Изяслав вновь вернулся в Киев, но вскоре был убит в бою (1078). Ставший киевским князем Всеволод Ярославич (княжил в 1078-1093 годах) не смог сдержать процесс распада единого государства. Лишь после нашествий половцев (1093-1096 и 1101-1103 годы) древнерусские князья объединились вокруг киевского князя для отражения общей опасности.

На рубеже 11-12 веков в крупнейших центрах Руси княжили: Святополк Изяславич (1093-1113) в Киеве, Олег Святославич в Чернигове, Владимир Мономах в Переяславле. Владимир Мономах был тонким политиком, он убеждал князей теснее сплотиться в борьбе с половцами. Созванные с этой целью съезды князей себя не оправдали (Любечский съезд, Долобский съезд). После смерти Святополка (1113 год) в Киеве вспыхнуло городское восстание. Мономах, приглашенный на киевское княжение, издал компромиссный закон, облегчавший положение должников. Постепенно он усиливал свои позиции как верховного правителя Руси. Усмирив новгородцев, Владимир посадил своих сыновей в Переяславле, Смоленске и Новгороде. Он почти единовластно распоряжался всеми военными силами Древней Руси, направлял их не только против половцев, но и против непокорных вассалов и соседей. В результате походов вглубь степи половецкая опасность была устранена. Но, несмотря на усилия Мономаха, предотвратить распад Древнерусского государства не удалось. Объективные исторические процессы продолжали развиваться, что выразилось прежде всего в быстром росте местных центров — Чернигова, Галича, Смоленска, тянувшихся к самостоятельности. Сыну Мономаха Мстиславу Владимировичу (княжившему в 1125-1132 годах) удалось нанести новое поражение половцам и выслать их князей в Византию (1129 год). После смерти Мстислава (1132 год) Древнерусское государство распалась на ряд самостоятельных княжеств. Начался период раздробленности Руси.

Борьба с кочевниками. Древняя Русь вела постоянную борьбу с кочевыми ордами, попеременно жившими в причерноморских степях: хазарами, уграми, печенегами, торками, половцами. Кочевья печенегов в конце 9 в. занимали степи от Саркела на Дону до Дуная. Их набеги заставили Владимира Святославича укреплять южные границы («ставить городы»). Ярослав Мудрый в 1036 году фактически уничтожил западное объединение печенегов. Но затем в причерноморских степях появились торки, которым в 1060 году объединенными силами древнерусских князей было нанесено поражение. Со второй половины 11 века степи от Волги до Дуная начали занимать половцы, овладевшие важнейшими торговыми путями между Европой и странами Востока. Крупную победу над русскими половцы одержали в 1068 году. Сильный натиск половцев Русь выдержала в 1093-1096 годах, для чего потребовалось объединение всех ее князей. В 1101 году отношения с половцами наладились, но уже в 1103 году половцы нарушили мирный договор. Понадобилась серия походов Владимира Мономаха на половецкие зимовьям в глубь степей, завершившаяся в 1117 году откочевкой их на юг, к Северному Кавказу. Сын Владимира Мономаха Мстислав оттеснил половцев за Дон, Волгу и Яик.

В эпоху образования Древнерусского государства пашенное земледелие с упряжными почвообрабатывающими орудиями постепенно повсеместно (на севере несколько позднее) сменило мотыжную обработку почвы. Появилась трехпольная система земледелия; выращивались пшеница, овес, просо, рожь, ячмень. Летописи упоминают хлеб яровой и озимый. Население занималось также скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством. Деревенское ремесло имело второстепенное значение. Ранее всего выделилось железоделательное производство, базирующееся на местной болотной руде. Металл получали сыродутным способом. Письменные источники дают несколько терминов для обозначения деревенского поселения: «погост» («мир»), «свобода» («слобода»), «село», «деревня». Изучение древнерусской деревни археологами позволило выявить различные типы поселений, установить их размеры и характер застройки.

Основной тенденцией развития общественного строя Древней Руси было становление феодальной собственности на землю, с постепенным закрепощением свободных общинников. Результатом закабаления деревни явилось ее включение в систему феодального хозяйства, основанного на отработочной и продуктовой ренте. Наряду с этим существовали и элементы рабовладения (холопство).

В 6-7 ввеках в лесной полосе места поселений рода или небольшой семьи (городища) исчезают, и на смену им появляются неукрепленные деревенские селища и укрепленные усадьбы знати. Начинает складываться вотчинное хозяйство. Центр вотчины — «княждвор», в котором временами жил князь, где, кроме его хором, находились дома его слуг — бояр-дружинников, жилища смердов, холопов. Вотчиной управлял боярин — огнищанин, распоряжавшийся княжескими тиунами. Представители вотчинной администрации имели как экономические, так и политические функции. В вотчинном хозяйстве развивалось ремесло. С усложнением вотчинной системы усадебная замкнутость несвободных ремесленников начинает исчезать, возникают связь с рынком и конкуренция с городским ремеслом.

Развитие ремесла и торговли обусловило появление городов. Наиболее древние из них — Киев, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Ростов, Ладога, Псков, Полоцк. Центром города был торг, где реализовалась ремесленная продукция. В городе развивались различные виды ремесел: кузнечное, оружейное, ювелирное (ковка и чеканка, тиснение и штамповка серебра и золота, филигрань, зернь), гончарное, кожевенное, портняжное. Во второй половине 10 века появились клейма мастеров. Под византийским влиянием в конце 10 века возникло производство эмалей. В крупных городах существовали торговые подворья для заезжих купцов — «гостей».

Торговый путь из Руси в восточные страны проходил по Волге и по Каспийскому морю. Путь в Византию и Скандинавию (путь «из варяг в греки»), помимо главного направления (Днепр — Ловать), имел ответвление на Западную Двину. На запад вели два пути: из Киева в Центральную Европу (Моравия, Чехия, Польша, Южная Германия) и из Новгорода и Полоцка через Балтийское море в Скандинавию и Южную Прибалтику. В 9 — середине 11 вв. на Руси было велико влияние арабских купцов, укреплялись торговые связи с Византией и Хазарией. Древняя Русь экспортировала в Западную Европу меха, воск, лен, полотно, серебряные изделия. Ввозились дорогие ткани (византийские паволоки, парча, восточные шелка), серебро и медь в диргемах, олово, свинец, медь, пряности, благовония, лекарственные растения, красящие вещества, византийская церковная утварь. Позднее, в середине 11-12 веков в связи с изменением международной обстановки (распадом Арабского халифата, засильем половцев в южнорусских степях, началом крестовых походов) были нарушены многие традиционные торговые пути. Проникновение западноевропейских купцов в Черное море, конкуренция генуэзцев и венецианцев парализовали торговлю Древней Руси на юге, и к концу 12 в. она в основном была перенесена на север — в Новгород, Смоленск и Полоцк.

Культура Древней Руси уходит своими корнями в глубины культуры славянских племен. В период образования и развития государства она достигла высокого уровня и была обогащена влиянием византийской культуры. В результате Киевская Русь оказалась в ряду передовых по культуре государств своего времени. Средоточием культуры был город. Грамотность в Древнерусском государстве была сравнительно широко распространена среди народа, о чем свидетельствуют берестяные грамоты и надписи на хозяйственных предметах (пряслицах, бочках, сосудах). Есть сведения о существовании на Руси в то время школ (даже женских).

До наших дней дошли пергаментные книги Древней Руси: переводная литература, изборники, богослужебные книги; среди них древнейшая — «Остромирово Евангелие». Наиболее образованными на Руси были монахи. Выдающимися деятелями культуры были киевский митрополит Иларион, новгородский епископ Лука Жидята, Феодосий Печерский, летописцы Никон, Нестор, Сильвестр. Усвоение церковнославянской письменности сопровождалось перенесением на Русь основных памятников раннехристианской и византийской литературы: библейские книги, сочинения отцов церкви, жития святых, апокрифы («Хождение Богородицы по мукам»), историография («Хроника» Иоанна Малалы), а также произведений болгарской литературы («Шестоднев» Иоанна), чехоморавской (жития Вячеслава и Людмилы). На Руси переводились с греческого языка византийские хроники (Георгия Амартола, Синкелла), эпос («Девгениево деяние»), «Александрия», «История иудейской войны» Иосифа Флавия, с древнееврейского — книга «Есфирь», с сирийского — повесть об Акире Премудром.Со второй четверти 11 века развивается оригинальная литература (летописание, жития святых, проповедь). В «Слове о законе и благодати» митрополит Иларион с риторическим искусством трактовал проблемы превосходства христианства над язычеством, величия Руси среди других народов. Киевское и новгородское летописание было проникнуто идеями государственного строительства. Летописцы обращались к поэтическим преданиям языческого фольклора. Нестор пришел к осознанию родства восточнославянских племен со всеми славянами. Его «Повесть временных лет» приобрела значение выдающейся хроники европейского средневековья. Житийная литература насыщалась актуальной политической проблематикой, и ее героями стали князья-святые («Жития Бориса и Глеба»), а затем подвижники церкви («Житие Феодосия Печерского», «Киево-Печерский патерик»). В житиях впервые, хотя в схематической форме, изображались переживания человека. Патриотические идеи выражались в жанре паломничества («Хождение» игумена Даниила). В «Поучении» к сыновьям Владимир Мономах создал образ справедливого правителя, рачительного хозяина, примерного семьянина. Древнерусские литературные традиции и богатейший устный эпос подготовили возникновение «Слова о полку Игореве».

Опыт восточнославянских племен в деревянном зодчестве и сооружениях укрепленных поселений, жилищ, святилищ, их ремесленные навыки и традиции художественного творчества были усвоены искусством Древней Руси. В его становлении огромную роль сыграли веяния, шедшие из-за рубежа (из Византии, балканских и скандинавских стран, Закавказья и Ближнего Востока). В относительно краткий период расцвета Древней Руси русские мастера освоили новые для них приемы каменного зодчества, искусство мозаики, фрески, иконописи, книжной миниатюры.

Типы рядовых поселений и жилищ, техника возведения деревянных зданий из горизонтально уложенных бревен долго оставались теми же, что и у древних славян. Но уже в 9 — начале 10 вв. появились обширные дворы вотчинников, а в княжеских владениях — деревянные замки (Любеч). Из укрепленных поселков развиваются города-крепости с жилыми домами внутри и с хозяйственными постройками, примыкающими к оборонительному валу (Колодяжненское и Райковецкое городища, оба в Житомирской области; разрушены в 1241 году).

На торговых путях у слияния рек или у речных излучин из крупных поселений славян вырастали города и основывались новые. Они слагались из крепости на холме (детинец, кремль — резиденция князя и убежище для горожан при нападении врагов) с оборонительным земляным валом, рубленой стеной на нем и со рвом извне, и из посада (порой укрепленного). Улицы посада шли к кремлю (Киев, Псков) или параллельно реке (Новгород), местами имели деревянные мостовые и застраивались в безлесных районах мазанками (Киев, Суздаль), а в лесных — бревенчатыми домами в один-два сруба с сенями (Новгород, Старая Ладога). Жилища богатых горожан состояли из нескольких связанных между собой срубов разной высоты на подклетах, имели башню («повалушу»), наружные крыльца и размещались в глубине двора (Новгород). Хоромы в кремлях с середины 10 в. имели двухэтажные каменные части, либо башнеобразные (Чернигов), либо с башнями по краям или посредине (Киев). Порой хоромы вмещали залы площадью более 200 кв2 м (Киев). Общими для древнерусских городов были живописность силуэта, где доминировал кремль с его красочными хоромами и храмами, сиявшими позолотой кровель и крестов, и органическая связь с ландшафтом, возникавшая благодаря использованию рельефа местности не только в стратегических, но и в художественных целях.

Десятинная церковь

Со второй половины 9 века летописи упоминают деревянные христианские храмы (Киев), число и размеры которых возрастают после крещения Руси. Это были (судя по условным изображениям в рукописях) прямоугольные, восьмигранные или крестообразные в плане постройки с крутой крышей и главкой. Позднее их венчали пять (церковь Бориса и Глеба в Вышгороде близ Киева, 1020-1026 годы, зодчий Миронег) и даже тринадцать глав (деревянный Софийский собор в Новгороде, 989 год). Первая в Киеве каменная Десятинная церковь (989-996, разрушена в 1240 году) была сложена из чередующихся рядов камня и плоского квадратного кирпича-плинфы на растворе из смеси толченого кирпича с известью (цемянка).

В этой же технике кладки возводились появившиеся в 11 веке каменные проездные башни в городских укреплениях (Золотые ворота в Киеве), каменные крепостные стены (Переяслав Южный, Киево-Печерский монастырь, Старая Ладога; все конец 11 — начало 12 века) и величественные трехнефные (Спасо-Преображенский собор в Чернигове, начат до 1036) и пятинефные (Софийские соборы в Киеве, 1037 год, Новгороде, 1045-1050 годы, Полоцке, 1044-1066 годы) храмы с хорами вдоль трех стен для князей и их приближенных.

Универсальный для византийского культового строительства тип крестово-купольного храма, по своему истолковывается древнерусскими зодчими — купола на высоких световых барабанах, плоские ниши (возможно с фресками) на фасадах, узоры из кирпича в виде крестов, меандра. Древнерусское зодчество сходно с архитектурой Византии, южных славян и Закавказья. В то же время в древнерусских храмах проявляются и своеобразные черты: многоглавие (13 глав Софийского собора в Киеве), ступенчатое расположение сводов и отвечающих им на фасадах рядов полукружий-закомар, паперти-галереи с трех сторон. Ступенчато-пирамидальная композиция, величавые пропорции и напряженно-медлительный ритм, уравновешенность пространства и массы делают архитектуру этих значительных по высоте зданий торжественной и полной сдержанной динамики. Их интерьеры с контрастным переходом от невысоких, затененных хорами боковых нефов к просторной и ярче освещенной подкупольной части среднего нефа, ведущего к главной апсиде, поражают эмоциональной напряженностью и вызывают богатство впечатлений, которые порождаются пространственными членениями и многообразием точек обзора.

Наиболее полно сохранившиеся мозаики и фрески Софийского собора в Киеве (середина 11 в.) исполнены преимущественно византийскими мастерами. Росписи в башнях — полные динамики светские сцены плясок, охот, ристалищ. В изображениях святых, членов великокняжеской семьи движение порой лишь обозначено, позы фронтальны, лица строги. Духовная жизнь передается посредством скупого жеста и широко раскрытых больших глаз, взгляд которых устремлен прямо на прихожанина. Это сообщает напряженность и силу воздействия изображениям, проникнутым высокой духовностью. Монументальным характером исполнения и композиционно они органически связаны с архитектурой собора. Миниатюра Древней Руси («Остромирово евангелие» 1056-1057) и красочные инициалы рукописных книг отличаются цветовым богатством и тонкостью исполнения. Они напоминают современную им перегородчатую эмаль, украшавшую великокняжеские венцы, подвески-колты, которыми славились киевские мастера. В этих изделиях и в шиферных монументальных рельефах мотивы славянской и античной мифологии совмещаются с христианскими символами и иконографией, отражая типичное для средних веков двоеверие, долго удерживавшееся в народной среде.

В 11 веке получает развитие и иконопись. Произведения киевских мастеров пользовались широким признанием, особенно иконы работы Алимпия, которые вплоть до монголо-татарского нашествия служили образцами для иконописцев всех древнерусских княжеств. Однако икон, безоговорочно относимых к искусству Киевской Руси, не сохранилось.

Во второй половине 11 в. на смену княжескому строительству храмов приходит монастырское. В крепостях и загородных замках князья сооружают лишь небольшие церкви (Михайловская божница в Остре, 1098, сохранилась в руинах; церковь Спаса на Берестове в Киеве, между 1113 и 1125 годами), а ведущим типом становится трехнефный шестистолпный монастырский собор, более скромный по размерам, чем городские, часто без галерей и с хорами только вдоль западной стены. Его статичный, замкнутый объем, массивные стены, разделенные на узкие части плоскими выступами-лопатками, создают впечатление мощи и аскетической простоты. В Киеве строят соборы однокупольные, иногда без лестничных башен (Успенский собор Киево-Печерского монастыря, 1073-1078 годы, разрушен в 1941 году). Новгородские храмы начала 12 в. увенчаны тремя куполами, один из которых — над лестничной башней (соборы Антониева, заложен в 1117 году, и Юрьева, начат в 1119 году, монастырей), или пятью куполами (Николо-Дворищенский собор, заложен в 1113 году). Простота и мощь архитектуры, органичное слияние башни с основным объемом собора Юрьева монастыря (зодчий Петр), придающее цельность его композиции, выделяют этот храм как одно из высших достижений древнерусского зодчества 12 века.

В это же время меняется и стиль живописи. В мозаиках и фресках Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (около 1108 года, собор не сохранился, восстановлен заново) выполненных византийскими и древнерусскими художниками, свободней становится композиция, изысканный психологизм образов усиливается живостью движений и индивидуализацией характеристик. Вместе с тем по мере вытеснения мозаики более дешевой и доступной по технике фреской возрастает роль местных мастеров, которые в своих работах отходят от канонов византийского искусства и в то же время уплощают изображение, усиливают контурное начало. В росписях крещальни Софийского собора и собора Кирилловского монастыря (оба — в Киеве, 12 века) преобладают славянские черты в типах лиц, костюмах, фигуры становятся приземистей, их моделировка цветом сменяется линейной проработкой, краски светлеют, исчезают полутона; образы святых становятся ближе к фольклорным представлениям.

Художественная культура Древнерусского государства получила дальнейшее развитие в период раздробленности в различных древнерусских княжествах, обусловленное особенностями их экономической и политической жизни. Возникли ряд местных школ (владимиро-суздальская, новгородская), сохраняющих генетическую общность с искусством Киевской Руси и некоторое сходство художественно-стилистической эволюции. В местных течениях приднепровских и западных княжеств, северо-восточных и северо-западных земель сильней дают о себе знать народные поэтические представления. Выразительные возможности искусства расширяются, но слабеет пафос формы.

Разнообразные источники (народные песни, былины, летописи, произведения древнерусской литературы, памятники изобразительного искусства) свидетельствуют о высоком развитии древнерусской музыки. Наряду с различными видами народного творчества важную роль играла военная и торжественно-церемониальная музыка. В военных походах участвовали трубачи и исполнители на «бубнах» (ударных инструментах типа барабана или литавр). При дворе князей и у дружинной знати состояли на службе певцы и исполнители-инструменталисты, как местные, так и из Византии. Певцы воспевали ратные подвиги современников и легендарных богатырей в песнях и сказаниях, которые они сами слагали и исполняли под аккомпанемент гуслей. Музыка звучала во время официальных приемов, празднеств, на пирах князей и именитых людей. В народном быту видное место занимало искусство скоморохов, в котором были представлены пение и инструментальная музыка. Скоморохи нередко появлялись и в княжеских дворцах. После принятия и распространения христианства широкое развитие получила церковная музыка. С ней связаны ранние письменные памятники русского музыкального искусства — рукописные богослужебные книги с условной идеографической записью напевов. Основы древнерусского церковно-певческого искусства были заимствованы из Византии, но дальнейшая постепенная их трансформация привела к образованию самостоятельного певческого стиля — знаменного распева, наряду с которым существовал особый род кондакарного пения.

megabook.ru

Столицы древнерусского государства - все города

YR38S_croper_ru

sofiyskiy_sobor_24s

Древнерусское государство возникло на торговой дороге «из варяг в греки». Государство основано на территориях, которые раньше заселяли такие племена, как ильменские славяне, кривичи, поляне, древляне, дреговичи, полочани, радимичи, северяни.

Первые документальные сведения о державе относят к IX веку. Приблизительно этим периодом датируется появление этнонима «Русь». Историки говорят, что этноним «Киевская Русь» возник только в XVIII – XIX столетиях в документальных исследованиях.

Первый поход древнерусской державы датируют 860 годом. Большинство ученых связывает поход с крещением государства и основанием правительственных верхов (во главе был Аскольд).

Первая столица древней Руси

Период основания – VIII столетие. Город именовался Ладогой, и воспоминания о нем зафиксированы в Ипатьевском списке «Повести временных лет». Считают, что древний город принадлежал Рюрику .Многие ученые приходят к выводам, что Ладога была столицей древнерусской державы, начиная с 862 и по 864 год. Именно на протяжении этих лет Рюрик пребывал в городе. Нынче Ладогу переименовали в Новую Ладогу (Ленинградская область).

Внимание

Многие ученые не признают Ладогу первой столицей Руси.

Новгород (862 – 884)

Соответственно с другими летописями, первая столица древней Руси – Великий Новгород, где с 862 года правительствовал князь РюрикНе смотря на то, что вскоре столица древнерусской державы была перенесена в Киев, Новгород оставил за собою важнейшее политическое значение. Традиционно, старшего сына князя было направлено властвовать именно в Новгород. Соперничество между двумя столицами оставалось яркой чертой древнерусской державы во все периоды ее существования. То, какой город был столицей древней Руси с момента ее основания, до сих пор остается не выяснено.

Столица древнерусского государства в 9 13 веке

talantov.info

talantov.info

Когда к власти пришел князь Олег, кто провозгласил Киев столицей древнерусского государства, Новгород потерял свой авторитет столицы. С периода, как Древняя Русь обрела христианство (с Х столетия), Киев стал городом, где пребывал митрополит. Это имело очень большое значение для развития города и государства.Столица древнерусского государства Киев находилась на земле полян, имела удобное месторасположение, что сделало ее главным городом на долгие годы. Именно в Руси была основана столица, как главный центр политических и светских событий.В 1020 году столицей древней Руси был Киев, который оставался культурным и светским центром Руси, не смотря на отсутствие в стране политической целостности. Все процессы, происходящие в древнерусском государстве, были сконцентрированы вокруг персоны главного политического деятеля – великого князя.Начиная с конца XII и до начала XIII века, Русь была разделена на четыре центра: Суздальский (Владимирский), Волынский, Смоленский и Черниговский. В каждом из них был свой правитель. Но он оставался зависим от Киевского княжества. Занять трон киевского князя могли только наследники Рюрика. Но династия так и не сложилась, ведь этот престол становился целью для большинства претендентов. Часто родные братья становились врагами, убивая друг друга. Эти братоубийственные войны привели Киев к падению, но он оставался центром интересов всей древнерусской державы.Столица Руси в 12 веке еще пребывала в Киеве. Но он уже потерял свою роль центра Руси. Великий князь уже не обязательно располагался именно в Киеве. С 1169 года начала появляться тенденция к тому, что князь отдавал столицу во владение родственником, сам при этом предпочитая черниговские или смоленские земли.Но традиционно, тем владыкам, которые хоть немного пребывали правителями в столице, прилагали титул князя всей Руси. В большинстве источников и среди других стран Киев оставался главным городом Древней Руси.Эту традицию прервали нападения монголов на Киев. Разрушенный город еще на долгие годы стал отставать в развитии, за него больше не боролись претенденты на престол.С периода разрушения Киева, столицей древнерусского государства являлся город Владимир, который возглавил князь Ярослав. Уже никогда Киеву не удалось достигнуть былой силы и влияния. Город возглавляли слабые князья, который не была нужна власть над всей Русью.

Перенос столицы Руси во Владимир

kupitkartinu.ru

kupitkartinu.ru

Город Владимир появился 1108 года. Основателем города был князь Владимир Мономах. Вскоре его начали считать столицей Северо-Восточной Руси. До этого момента был Суздаль столица Руси. Причиной изменения столицы стало решение князя Андрея Боголюбского перенести собственные владения из Суздаля во Владимир. Боголюбский имел цель – превратить свой город в такой же влиятельный, как раньше был Киев. Наверное, именно поэтому архитектурные особенности Владимира очень близки к киевским .

Столица одного из княжеств древней Руси часть золотого кольца – территория, которая была независимой от Киева. Есть даже мнения, что с 1169 года Владимир имеет статус столицы всей русской державы. Но нынче ученые не считают такую трактовку Владимира достоверной. Все-таки город считают столицей только Северо-Восточной территории. Наивысшего уровня развития Владимир достиг во времена правления Всеволода Юрьевича Большое гнездо.После нашествий монголов вся Русь стала владением Золотой Орды. С этого момента все решения князей контролировались ханом. Именно Владимирских князей названо Золотой Ордой основными правителями Руси. Начиная с 1299 года, во Владимире находится и резиденция митрополита. Реально князи в этот период могли контролировать только территории Северо-Восточной Руси и Новгорода.Последний князь, правивший во Владимире, считается Василий I. Его наследники уже были коронованы в Москве. Город Владимир стал провинцией, хоть по инерции его еще долгое время упоминают, как город большого государственного значения.

Столицы Южной Руси

Как известно, Южная часть Руси осталась вне правительства наследников Рюрика. На этих землях существовало Галицко-Волынское княжество.

Читайте подробнее о роли города на Руси

Правителем этих земель было признано Данила Романовича. 1254 года его было титуловано королем Руси. Особенностью Южной части Руси есть тот факт, что здесь не было единой четко обозначенной столицы. Эти владения существовали до 14 столетия. Потом его разделили между собою Польша и Литва.Часть южных земель Руси досталась Великому княжеству Литовскому со столицей в городе Вильно. Вскоре Литва объединилась с Польшей, обе страны стали принадлежать к католической вере. Это привело к постоянным конфликтам с христианской Русью.

Столица Москва

sofiyskiy-sobor.polnaya.info

sofiyskiy-sobor.polnaya.info

Первые упоминания об этом городе датируют в летописях 1147 года. До момента завоевания земель Золотою Ордою и монгольскими татарами Москва не играет важной политической роли. Город считают провинцией. С началом правления (с 1263 года) Даниила Александровича Москва начала развиваться. Даниил не претендовал на роль главного владыки, но и не сидел, сложа руки. Даниил Александрович увеличил собственные территории с помощью смоленской и рязанской волости. Это дало ему возможность основать сильное войско. И это становится важнейшим шагом в процессе развития города.Начиная с 1325 года, митрополит пребывает в Москве. Территории московских князей увеличились, войско становится в разы сильнее. Но, не смотря на это, Москва имела непрочное положение в связи с тем, что древнерусская держава находилась под властью хана. Лишь разногласия в Золотой Орде дали возможность владыкам Москвы усилить свой власть и влияние. Переломным моментом стала победа Москвы ордынской армии Мамая в 1380 году (Куликовская битва).На вопрос, какой город стал столицей древнерусского государства, ясен ответ – Москва.Во время правления Ивана III и Василия III завершилось объединение Руси в сильную державу. На этом завершилось подчинение древней Руси ордынцам и хану.

perstni.com

Образование Руси. Образование государства древняя Русь, кратко история древнерусского государства

СВ-Астур. Туристическая фирма
  • Домой
  • Написать нам
  • Карта сайта
  • (495) 517-51-35
  • (495) 741-98-71
Новые фото тура из Бахчисарая в Ялту
  • Активные туры
    • Выходного дня
    • Горно-пешие
    • Конные
    • Комбинированные
    • Сплавы по рекам
    • Велосипедные
    • Джип-туры
    • Квадроциклы
    • Лыжные
    • Снегоходные
  • Экскурсионные туры
    • Автобусные туры
    • Ж/д туры
  • Праздничные туры
    • Новогодние туры
    • 23 февраля
    • Масленница
    • 8 Марта
    • Майские праздники
    • 12 июня
    • 4 ноября
  • Контакты

через горы к морю с легким рюкзаком

через пещерные города и каньоны

svastour.ru

ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп. 6 класс. Страница 3

Страница 3. Образование Древнерусского государства —ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп. 6 класс

ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп. 6 класс. Страница 3

Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам.Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё.

ЗАДАНИЯ

1. Обведите границу Древнерусского государства в 912 г.

ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп. 6 класс. Страница 3

2. Подпишите в легенде, что обозначено на карте стрелками.

Направление движения варягов (норманнов) во второй половине IX — начале X вв.

ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп. 6 класс. Страница 3

3. Подпишите названия государствообразующих центров Руси и городов, находившихся под влиянием Рюрика.

Государствообразующие центры Руси: Новгород, Киев

Города Древнерусского государства находившиеся под влиянием Рюрика: Ладога, Белоозеро, Ростов, Муром, Изборск, Полоцк

ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп. 6 класс. Страница 3

4. Легендарный полководец и предусмотрительный политик князь Олег совершил множество походов. Обозначьте на карте направления этих походов. Подпишите название города, на вратах которого по легенде князь Олег прибил свой щит.

Направления даты походов князя Олега обозначены красными стрелками.

Город, на вратах которого по легенде князь Олег прибил свой щит: Царьград.

ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп. 6 класс. Страница 3

5. Как известно, знаменитый торговый путь (путь «из варяг в греки») соединял район Балтийского моря и Византию. Подпишите названия рек, по которым он проходил, и покажите на карте маршрут, по которому могли следовать те, кто хотел попасть в Византию. Подпишите названия морей, которые соединил этот путь.

Название рек: Волхов, Ловать, Днепр, Южный Буг.

Название морей: Балтийское море, Чёрное море.

ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп. 6 класс. Страница 3

history-gdz.ru