Книга: Цыб С. В. «Древнерусское времяисчисление в "Повести временных лет"». Древнерусское времяисчисление
РУССКОЕ ВРЕМЯИСЧЕСЛЕНИЕ | Реальность
Система времяисчисления, которая существовала у разных народов, как считает доктор исторических наук, профессор Р. Симонов, — чрезвычайно интересная тема. Однако вопрос о том, каким был календарь восточных славян, до сих пор остается открытым. Автор статьи «Солнечное коло» выдвигает оригинальную гипотезу о том, что он был упорядочен принципиально иначе, чем современный календарь с семидневной неделей и двенадцатью месяцами. По мнению Валерия Байдина, в IV—X веках в языческой неделе было 9 дней, а в месяцах — 40. Эти модули, конечно же, должны отразиться в счете.
И действительно, счет сороками и девяностами дожил до XVI века, о чем, например, писал немецкий дипломат С. Герберштейн, посетивший Московию в то время. В. Байдин приводит убедительную систему доказательств археологического и лингвистического характера. Его реконструкция древнерусского календаря VIII—X веков интересна для самого широкого круга читателей.
«Встарь вели счет у нас сороками и девяностами», — этой поговорке, приведенной в Словаре В. Даля, вполне соответствует другая, не менее характерная: «Что девять сороков, что четыре девяноста — одно». Следы отразившейся здесь счетной традиции представляют немалый интерес, поскольку ее истоки восходят к далекой древности, к дохристианскому солнечному календарю. Историческая наука давно доказала существование у восточных славян солнечного летосчисления. Однако до сих пор остается неясным, каково же было устройство древнего календаря. Предлагаемая реконструкция, как и предпринимавшиеся ранее, разумеется, не претендует на окончательность: это всего лишь одна из фаз работы, связанной с систематизацией и осмыслением имеющихся знаний.
Даже при беглом взгляде понятно, что «девять сороков» или «четыре девяноста» по архаическому календарю составляют 360 и равняются числу дней в году Древнего мира. Эта система счета была распространена у многих народов. (Возможно, именно отсюда идут и деление круга на 360° и древневавилонская шестидесятеричная система счисления.)
Славяне, по-видимому, унаследовали древнеевропейскую традицию счета: в ней отличие от обыденного, десятеричного, счет «сороками», «девяностами» и «девятами» являлся священным.
Если в древнем Риме «календы» — близкие к времени новолуний начальные дни каждого месяца — были связаны с лунным счетом дней и дали название современному «календарю», то у восточных славян слова «круг», «коло» имели прямое отношение к годовому летосчислению — «коловращению» солнца и, разумеется, к религиозным верованиям. Основой этих верований был первоначальный монотеизм — культ природных стихий, обожествление «сияющего неба» и Солнца. Верховное божество выступало на протяжении веков под разными именами: Сварог, Световид, Хоре, Бог, Даждь-бог, Перун… Создававшиеся под открытым небом, часто на вершинах холмов, славянские круговые святилища имели явное календарное предназначение (их форма является тому подтверждением), а членение круга на 2, 4, 8 правильных частей с ориентацией по сторонам света отражало деление года по солнечным фазам. Такое деление было известно индоевропейцам уже с эпохи неолита и сохранилось в «мегалитических обсерваториях» IV—III тысячелетий до P. X. До самого недавнего времени следы этого древнейшего календаря сохраняли жители местности Лима на северо-востоке Албании — они делили год на восемь 45-дневных периодов.
Если для определения дней солнцеворотов и равноденствий на северо-западе Европы (Англия, Шотландия, Нормандия) издревле использовали гигантские каменные кромлехи, то на почти лишенном камня лесистом востоке континента этой цели служили земляные святилища, например, Перынское (IX—X веков) под Новгородом и Збручское (VIII—IX веков) в верховьях Днестра. Археолог В. Седов так описывает открытое им в 1952 году Перынское святилище: это был круг, окруженный рвом, точно в центре круга находилась яма от столба, а ров имел «восемь дугообразных выступов, расположенных правильно и симметрично. В каждом таком выступе на дне рва разжигали ритуальный костер, а в одном из них, восточном, судя по количеству углей и прокаленности материка, горел «неугасимый огонь». Все остальные костры также были ориентированы строго по сторонам света. Центральный столб позволял, подобно гномону древних греков, определять по углу падения и длине тени от Солнца фазы его годового и дневного движения.
Перынское святилище (IX—X века). Найдено под Новгородом. Реконструкция В. В. Седова (1953 г.). Правильный круг диаметром 21 м окружает ров шириной до 7 м и глубиной более 1 м. Точно в центре круга — яма от столба. Во рву — восемь дугообразных выступов, расположенных симметрично. Центральный столб позволял определять по углу падения и длине тени от Солнца фазы его годового и дневного движения, а счет дней можно было вести, последовательно зажигая костры.
Весьма вероятно, что восьмичастное деление годового круга отразилось в индоевропейском названии числа «восемь» (okto(u)), которое, по мнению известного лингвиста М. Фасмера, соответствует «двойственному числу» числительного «четыре» и «свидетельствует о древнем четверичном счете». Очевидно, в качестве культового наряду с обычным «пальцевым» счетом (пятерично-десятеричным) существовал четверично-восьмеричный счет. В большинстве индоевропейских языков праформа newos является общей для слов «новый» и «девять». Исключение составляют лишь славянские и балтийские языки, в которых основа для числительного «девять» другая: видимо, праславянами число devet воспринималось не как «новое», а как «посвященное небу, Богу», о чем говорит его сближение с индоевропейским корнем deiuo «небесный, сияющий, божественный», ставшим истоком позднейших слов, относимых к понятию «Бог»: латинское Deus, греческое Deos, славянские — «Дый», «Дивный».
Это предположение подтверждается широким распространением в Евразии почитания священной девятки, что было связано более всего с религиозными мифами и обрядами: «навагва» — 9 предков и первых жертвователей у древних индусов, 9 муз у эллинов, 9 миров и корней мирового древа у скандинавов, 9 ипостасей литовского Перкунаса; известно особое значение числа девять и в шаманской космологии. Необычайно широко почитание девятки представлено в культуре восточных славян, где возник даже особый девятеричный счет — священная мера мифологического времени и пространства. Если допустить, что в календарной практике славян произошел переход от восьмерицы к девятерице дней и от восьмичастного к девятичастному делению года, то в святилище перынского типа такая смена ритма оказалась бы совершенно естественной: она предполагалась уже самим существованием центрального, девятого элемента конструкции. Но, по-видимому, на начальном этапе девятый день солнечной недели вовсе изымался из счета, как посвящаемый небесному Божеству. Все вместе «девятые» дни составляли в таком календаре ровно сорок дней, то есть девятую часть года. Это, быть может, и являлось той древней «девятиной» — священной частью годового времени и самой человеческой жизни, отдаваемой в жертву Богу. Нетрудно заметить, что всего в году насчитывалось сорок девятидневных недель, а оставшиеся пять дней, как и во многих иных древних календарях, учитывались отдельно.
Но как же практически велся счет дней в святилищах такого типа? Поскольку один — восточный костер горел постоянно, день, когда все остальные огни были погашены, считался первым (см. схему 1, положение 1—1). На второй день зажигался следующий по ходу Солнца костер, а первый продолжал гореть (положение 1—2), подобное чередование длилось в течение восьми дней (до положения 1— 8). На девятый день зажигались все восемь костров сразу, что символически означало и жертвенное «всесожжение» небу и само «сияющее небо» — «диво» славян или deiuo индоевропейцев.
Схема (1) обрядового счета дней девятидневной недели в святилище
Солнечный календарь позволяет понять, почему в Древней Руси наряду с «девятой» особо почиталось число сорок. Свое название оно сохраняло и в христианскую эпоху, вытеснив книжное «четыредесять». Едва ли не главной причиной этого была казавшаяся удивительной сочетаемость числа сорок, при календарном счете года в 360 дней, со священной девяткой. Сочетались и варианты этих двух чисел кратные десяти: девяносто и четыре. Девяносто дней составляли счетную четверть («четь») года и почти точно отмечали наступление одной солнечной фазы вслед за другой.
Отсюда особое значение и этого числа, также удержапшего свое старое название «девяносто» в отличие от церковно-славянского «девятьдесять».
Наряду с девятинами период в сорок дней получил у славян значение священного обрядового срока, что было закреплено и в языке: слово «сорок», по-видимому, является лишь поздней, возникшей в XIII веке, русской разновидностью общеславянского sъrокъ — «срок, зарок, завет, соглашение, знак». Вне сомнения, сорокадневный священный период был хорошо известен еще в Древнем мире. Эта традиция восходит к погребальным культам Египта, сорок дней и сорок лет считались временем «приуготовления» (очищения, жертвы, испытания) в Библии и Коране. Сорок, как число полноты, совершенного множества, встречается не только в славянском, но и в армянском, тюркском, монгольском эпосах. Следы почитания числа «сорок» имеются в архаическом счете двадцатками (полусороками) у французов и англичан.
Но как же совмещался счет годового времени «сороками и девяностами» с восьмичастной конструкцией славянских святилищ-календарей? Поскольку в солнечном календаре должны были отмечаться четыре годовые фазы Солнца, для их определения вводился счет «девяностами» и лишь внутри каждого такого периода располагались циклы в 40 и 9 дней. При этом нарушалась строгая симметрия древнего календаря, имевшего восемь равных частей по 45 дней, и вводилась новая, более сложная ритмика: к двум «сорокам», следующим подряд, добавлялась одна «девята», что равнялось 89-ти дням, последний, девяностый, был днем праздника, совпадавшего с наступлением очередной солнечной фазы.
Очевидно, «девятый», священный «срок» года лишь постепенно составлялся на протяжении всего солнечного круга. Можно сделать вывод, что после отказа от прежнего восьмичастного солнечного года астрономический календарь индоевропейцев начал превращаться в обрядовый, а древняя наблюдательная астрономия постепенно заменялась вычислительной, сугубо ритуальной: не отсюда ли родство древнерусских понятий «считать» и «почитать», соединившихся в слове «чести»? Для славянских племен, оказавшихся на бескрайних равнинах северо-востока Европы, в зоне повышенной облачности и скрытой линии горизонта, переход к такому календарю был, наверное, неизбежен и начался он, судя по данным астрономии, в IV веке.
Ритмическая структура древнего солнечного календаря подтверждается, как это ни странно, Юлианским церковным календарем и связанными с ним народно-церковными средневековыми месяцесловами, святцами. В расположении важнейших христианских праздников, не связанных с подвижной лунно-солнечной пасхалией, наблюдается такое же чередование 40-дневных и 9-дневных периодов (см. схему 2). Если точками отсчета брать астрономические дни равноденствий и солнцеворотов (по состоянию на IV век), то с ритмическим модулем 40-40-9-1 внутри каждой четверти года совпадут даты более двух третей непереходных двунадесятых и великих церковных праздников, что не может быть случайностью.
Схема 2. Реконструкция восточнославянского солнечного календаря (IV—X века). Деление его на восемь основных частей связано с годовыми фазами Солнца, днями равноденствий и солнцестояний. На схеме звездочкой * помечен «Велик(о)день» — предположительно особый дополнительный период, который отмечался в дни летнего солнцестояния. Впоследствии словом *Велик(о)день» стали называть главный христианский праздник — Пасху.
Обратимся к схеме реконструкции годового круга восточнославянских празднеств. Если в церковном, поделенном на 12 месяцев, календаре насчитывалось «дванадесять» важнейших праздников, то в дохристианском таковых было девять, по числу солнечных «сроков». Одним из свидетельств тому является русская счетная поговорка: «Един Бог, два тавля Моисеевых, три патриарха на земле… ВОСЕМЬ КРУГОВ СОЛНЕЧНЫХ, ДЕВЯТЬ В ГОДУ РАДОСТЕЙ (выделено автором), десять Божиих заповедей…» и т. д. Каковы же были, хотя бы по названию, эти «радости», когда они отмечались восточными славянами?
Естественно предположить, что восемь из них оказывались приурочены к четырем фазам и четырем полуфазам Солнца. Самыми главными, несомненно, являлись таинства Купалы — летнего солнцеворота 22 июня (в настоящей статье все даты приводятся по новому стилю, почти совпадающему с астрономическими датами «староюлианского» и древнего солнечного календаря). Вторым по значению и сходным по смыслу был праздник зимнего солнцеворота 22 декабря — Коляда.
Эти праздники являлись вершинами многодневных летних и зимних солнцестояний. Далеко не сразу они стали восприниматься как начало нового солнечного круга: в древности не существовало современного понятия «новый год», время было циклично, как и движение Солнца. Например, в дни Коляды славяне отмечали начало всемирного «небесного рассвета», древний возглас «Овсень-Таусень», повторяемый на разные лады, означал именно «рассвет», как и родственное греческое слово Eos, буквально «утренняя заря», или латышское aust «рассветать». К тому же слово «новолетие» позволяет думать, что летом славяне также отмечали новый год. Но вновь оговоримся: выражение «новый год» изначально относилось к другому славянскому празднеству — дню весеннего равноденствия. Праславянское godъ точно отражает древнейшее понимание этого события как наступления «годного» для сельских работ времени.
Восточнославянские названия праздников весеннего и осеннего равноденствий не сохранились, восстановить их можно лишь предположительно. Основанием для реконструкции могли бы стать украинские, восходящие к праславянским, названия марта «березень» и сентября «вересень». Не исключено, что до принятия церковнославянского термина «равноденствие» (калька с греческого) существовало его древнеславянское наименование, связанное с понятием солнечного «поворота» — «вересеня» (или «веретеня»?), его можно сблизить по смыслу со словенским названием октября obrocnik, т. е. «поворотный» месяц. Слово «вересень», очевидно, удержалось для названия осеннего праздника и следующего за ним 40-дневного периода. Весеннее равноденствие и соответствующий «срок» стали называть иначе: в «Словаре древнерусского языка» И. Срезневский привел одно из архаичных названий апреля брезозоръ. Оно состоит из двух частей: индоевропейской основы braz/brez (откуда древнерусское брезгъ «рассвет») и славянского корня зор, связанного со словами възоръ, зрети (смотреть). По смыслу — это «время созерцания рассвета», что может быть отнесено к обряду встречи Солнца в день весеннего равноденствия. Позже это слово превратилось в березозолъ и стало истолковываться как «время заготовки березовой золы», что вряд ли имело календарно-обрядовое значение в жизни славян.
Четыре древнеславянских празднества, отмечавших «осьмины» года, как уже говорилось, были перенесены с 45-го на 40-й день после соответствующей фазы Солнца. По-видимому, такой перенос произошел и у других европейских народов. Например, в календаре католической церкви сохранились имеющие явное народное происхождение праздники «День усопших» (латинское Defuncti) 2 ноября и «Свечи» (латинское Candelae) 2 февраля. В «Солнечном коле» им могли бы соответствовать названия «Деды» (если принять во внимание польско-белорусские Дзяды) или «Родители», «Родителевы помины» 2 ноября, а также сохранивший общеевропейское название праздник «Свечи» («Свечник»), правда, он должен был отмечаться не 2-го, а 1-го февраля, ровно на 40-й день после зимнего солнцеворота. После принятия христианства праздник «Свечей» на Руси был заменен Сретением (2 февраля), а праздник «Родители», «Деды» в XIV веке сделан переходным и приурочен к ближайшей субботе перед днем памяти 26 октября св. Димитрия Солунского — «Димитриевская родительская суббота».
Следы двух других «промежуточных» праздников почти не сохранились. Календарная схема позволяет определить лишь их даты: спустя один «срок» после весеннего равноденствия, то есть 1 мая, и через 40 дней после Купалы и дополнительных пяти дней «конца года», то есть 5 августа. Попытаемся, пусть гипотетически, предположить, что 1 мая славяне отмечали древнюю Радоницу — праздник весеннего возрождения. Он не был подвижным. Не потому ли часть его обрядности была перенесена позже на «Егорьев день» 23 апреля (за девять суток до 1 мая)? Пасхальный цикл церковного календаря со временем стер из народной памяти почти все следы радоничных торжеств. Теперь Радоницей называют лишь день поминовения умерших, отмечаемый через одну девятину после Пасхи, но в XIX веке еще помнили и другое его название «Красная (Кресная) Горка», объясняемое древними представлениями о таинственном «кресении», воскресении душ умерших. Видимо, прежде Радоница начинала очередной 40-дневный «срок», называвшийся «крёсень» и подводивший 22 июня к летнему таинству Крёса — возрождения Солнца и священного огня купальского костра.
Праздник, приходившийся на 5 августа, также предварял очередные солнечные сороки. Как же он назывался? Быть может, подобно месяцу зареву — Зари? В древности это слово означало «сильное желание, страсть», оно родственно глаголу «зариться» — «распаляться, возбуждать, сильно желать». В. Даль приводит выражения «девка призарила парня», «приходить в зари». Очевидно, в суровую древнюю эпоху, когда во имя выживания рода брачные связи жестко регулировались общиной, праздник Зари открывал пору предсвадебных «игрищ» и «гуляний» молодежи. В это же время, с наступлением месяца зарева, расцветал любисток — излюбленный цветок девичьих любовных заговоров и гаданий, носивший и другое название — «зоря».
Все восемь годовых праздников «Солнечного кола» либо начинали, либо завершали определенный «срок», часто давая ему смысл и название. Неясным остается, что же представлял собою девятый праздник, та самая «девятая радость» народной поговорки. Быть может, это был отмечавшийся во время долгого летнего «солнцестояния» священный конец года — древний славянский Великодень, тот первоначальный «праздников праздник», когда в течение нескольких дней соединялись вместе все годовые праздники Солнца, почти не заходящего в этот период в землях восточных славян?..
Отношение древних народов к праздникам, которые являлись почитаемыми «таинствами», требовало обрядового очищения и особого предпраздничного посвящения, а после праздника, судя по всему, и совершения оберегающих и благодарственных обрядов. У восточных славян длительность этих культовых действ, словно обрамлявших каждый праздник, равнялась одной девятидневной неделе. В свою очередь, начала или завершения таких периодов сами могли стать праздничными, почитаемыми днями. Нечто подобное было и у других европейских народов: 9 дней длились обряды посвящения в элевсинских мистериях греков, таким же был срок почитания древними римлянами душ предков (Манов), у римлян имелось даже особое божество девятого дня жизни младенца — Нундина, с помощью «девятидневок» (нундин) они определяли календарные даты дней торговли и пр.
Опираясь на реконструкцию солнечного календаря, можно предположить, что слово «святы», у белорусов и украинцев до сих пор означающее «праздник», а у русских сохранившееся в уменьшительном «святки», прежде означало именно «посвящение» — девятидневные обряды приготовления всех членов общины к грядущим таинствам. Дольше всего следы таких «свят-посвящений» сохранялись перед двумя важнейшими празднествами: Купалой («зеленые святки») и Колядой («зимние святки»). Нечто подобное, видимо, имело место и перед обоими равноденствиями. В таком случае эти четыре «посвятительные» девятины вместе с днями самих празднеств составляли уже упоминавшийся «девятый» годовой «срок» — особое, «освященное» время года (не имевшее своего названия). С меньшей уверенностью можно говорить о существовании подобных подготовительных девятин перед четырьмя «промежуточными» праздниками, а также девятин оберегов и благодарений после всех восьми годовых празднеств. Правда, одним из аргументов в пользу существования этого обычая может служить неожиданное и довольно точное совпадение крайних дат таких девятин по «Солнечному колу» с датами целого ряда православных праздников (см. схему 2): их взаимное расхождение не превышает 2— 3 дней.
Отдельным, хотя и весьма проблематичным вопросом является реконструкция названий солнечных «сроков». При всем пестром разбросе славянских народных названий месяцев среди них можно выделить два смысловых ряда, следы, по сути, двух разных календарей: лунного и солнечного (см. таблицу). Одна группа Названий имеет явно земной, природно-земледельческий характер: студен(ь), снежен (ь), лютый, сухий, травен(ь), цветень, червен, липень, серпень и т. д. Другая группа этимологически связана со светосолнечной символикой языка и культовой терминологией (просинец, свечень, брезозор, кресень, зарев, вересень, корочень). Именно в ней оказалось более всего потерь и позднейших искажений. Видимо, в христианскую эпоху часть названий «Солнечного кола» была забыта или перенесена на новые, «лунные» месяцы. Но часть из них еще в эпоху общеславянского языкового единства, сохранявшегося в какой-то мере до конца I тысячелетия н. э., была переосмыслена с позиций сельского трудового года: например, древний свечень был превращен в «сечень» (от «сечь сучья»).
Сразу после Велик(о)дня наступал «срок», название которого было полностью утеряно. Оно восстанавливается предположительно в форме ярь/яр или близкой к ней «жар» как архаическое название «нового года»: праславянская основа jarъ в значении «год» родственна авестийскому уаче, греческому oros, готскому jer. По В. Далю, старое значение слова «жаръ» — это «пора летнего зноя, межень… июль, иногда с прибавкой первой половины августа или последней июня». Нетрудно заметить, что «жары» совпадали со временем того «срока» по «Солнечному колу», который длился от 26 июня до 4 августа. Это было самое жаркое, «ярое» время года, период «ярения» — наивысшей силы земли, растений, животных, человека; «ярью», «яриной» называли на Руси «тук, растительную силу почвы».
Когда же и кем было создано «Солнечное коло» восточных славян, вряд ли существовавшее в том идеальном, целостном виде, который представляет настоящая реконструкция? На этот вопрос нельзя ответить определенно: слишком глубоко в индоевропейское прошлое уходят его корни. Из-за постепенности развития датировать можно, пожалуй, лишь завершающий этап оформления этого древнего календаря на восточнославянской почве, в IV—X веках, в новых условиях Северо-Восточной Европы, когда происходило заселение славянами этих областей. Под влиянием религиозных идей балканского, иранского, германского, а затем иудейского и христианского происхождения в эту эпоху «русская вера» стала постепенно принимать черты «предхристианства». «Солнечное коло» находилось в самой сердцевине начавшегося процесса, и временем его окончательного оформления, были, очевидно, VIII—X века. При этом не могло не обнаружиться разительное сходство ритмической конструкции церковного и языческого календарей. Наиболее разумное объяснение этого факта — существование у них общей древнеевропейской календарно-обрядовой традиции, связанной с архаичным солнечным календарем.
Церковь при создании своего календаря вовсе не стремилась отбросить «языческое наследие». В переосмысленном виде она приняла его вместе с архитектурой базилик, священными орнаментами, античной гимнографией и классической философией. Именно эту проповедь византийской веры, облеченную в высшие формы древней культуры, и восприняла во время крещения Русь. К концу тысячелетия священное слово превратилось для славян в священную книгу, знак — в икону, святилище — в церковный храм, а «Солнечное коло» — в христианский календарь.
Русское времяисчисление, русское, Времяисчисление, русское, Русское времяисчисление, русское, времяисчисление, Русское времяисчисление, времяисчисление, Русское времяисчисление, времяисчисление, русское, Времяисчисление, русское времяисчисление, Времяисчисление, русское, русское времяисчисление, Русское, времяисчисление, Русское, русское времяисчисление, Русское, времяисчисление, русское времяисчисление, Времяисчисление, русское времяисчисление, русское, Русское, русское времяисчисление, времяисчисление
Похожие Публикации
newspark.net.ua
Меры времени СЛАВЯН И АРИЕВ
Если понаблюдать за восходами Солнца, то мы заметим, что точка восхода каждый день будет смещаться от предыдущего места. Доходя максимально к северу 22 июня, эта точка затем двинется к югу, дойдя до другой крайней отметки — 22 декабря. Таков космический порядок.Число отчётливо видимых точек наблюдения Солнца — четыре. Две — точки восхода 22 июня и 22 декабря и две таких же точки захода — на другой стороне горизонта. Добавьте две точки — моменты равноденствия 22 марта и 22 сентября. (21марта в 6.00 часов)Это давало достаточно точное определение протяжённости года. Однако в году есть много других значимых событий. И их можно отмечать с помощью другого светила — Луны. Несмотря на сложности в её наблюдении, всё же древние люди знали законы её движения по небосводу. Вот некоторые:1) Полнолуния, приходящиеся близко к 22 июня, наблюдаются у точки зимнего солнцестояния (22 декабря) и наоборот.2) События Луны мигрируют у точек солнцестояния с циклом в 19 лет («высокая» и «низкая» Луна).
НОВОЛЕТИЕ – по Славяно-Арийскому календарю лето (год) начинаетсясо дня осеннего равноденствия, то есть с 21-22 сентября.
Прецессия — это медленное передвижение оси вращающегося тела.На данный момент астрономы считают длину прецессии равной 25729 года (Платонов год). Астрологи считают, что цикл прецессии составляет 25920 лет. При этом одна астрологическая эра равна 1/12 цикла и составляет 2160 лет.Равноденствие - пересечение Солнцем небесного экватора в его видимом годичном движении по эклиптике. Точка, в которой Солнце пересекает экватор при движении из южного полушария в северное, называется точкой весеннего равноденствия, а день, в который это происходит (20/21 марта), - днём весеннего Р. Переходу Солнца из северного полушария в южное соответствует точка осеннего равноденствия и день осеннего Р. (22/23 сентября). Название “Р.” объясняется тем, что в дни Р. Солнце 12 часов находится над горизонтом, а 12 часов - под ним (день равен ночи).В контексте этой традиции, Зимнее Солнцестояние 21 декабря праздновалось как день рождения Солнца. Это - самая длинная ночь года и самый короткий день года, что представляет наивысшую власть темных сил природы: длинная зимняя ночь, когда все кажется мертвым и застывшим. И из глубин этой самой длинной ночи рождается новое Солнце. С этого момента сила света растет и дни медленно начинают становиться все более длинными. Зимнее Солнцестояние открывает рождение нового солнечного года.
2160-одна астрологическая эра=1/12цикла.цикл прецессии=25920.в Ведических религиях на 360 умножалось 72 и получался срок – 25 920 лет.
Круг Сварога делится на 16 эпох (в христианстве 12), каждая из которых равна 1620(2160) годам. В 2012 году заканчивается (эпоха христианства эра Рыб(Лиса)) и начинается новая эпоха Волк (Белый Пёс). В 2012 году замыкается круг Сварога и начинается новое Сварожье коло.
Эпохи Суток Сварога
№ | Чертог, Эпоха | Бог-Покровитель | Дата эпохи | Описание эпохи |
1 | Дhва | Джива | 10948-9328 г. до н. эры | Вечер |
2 | Раса (Леопард) | Даждьбог (Тарх) | 9328-7708 г. до н. эры | Вечер |
3 | Орьлъ | Перун | 7708-6088 г. до н. эры | Вечер |
4 | Конь | Купала | 6088-4468 г. до н. эры | Вечер |
5 | Финист | Вышень | 4468-2848 г. до н. эры | Ночь |
6 | Лось | Лада | 2848-1228 г. до н. эры | Ночь |
7 | Тuръ | Крышень | 1228-392 г. до н. эры | Ночь |
8 | Лиса | Марена | 392-2012 г. н. эры | Ночь |
9 | Влькъ (Бhлый Пьсъ) | Велес | 2012-3632 г. н. эры | Утро |
10 | Бусл (аист) | Род | 3632-5252 г. н. эры | Утро |
11 | Медведь | Сварог | 5252-6872 г. н. эры | Утро |
12 | Вранъ | Коляда, Варуна | 6872-8492 г. н. эры | Утро |
13 | Змhй | Семаргл | 8492-10112 г. н. эры | День |
14 | Стрькъ (Лебедь) | Макошь | 10112-11732 г. н. эры | День |
15 | Щука | Рожана | 11732-13352 г. н. эры | День |
16 | Вепрь | Рамхат | 13352-14972 г. н. эры | День |
Древний Славянский Календарь
Древний Славянский Календарь основан на шестнадцатиричной системе счисления и образует продолжительные промежутки времени, называемые Сварожьими Кругами, в каждом из которых Солнце проходит последовательно все 16 Чертогов за 180 Кругов Жизни. Это и есть сутки Сварога. (Кстати, 180 Кругов Жизни х 144 Лета = 25 920 Лет — это известный период обращения солнечной системы нашего Ярилы-солнца вокруг центра нашей галактики).
До этого времени в летописаниях и широких народных массах использовался Даарийский Круголет Числобога, иначе он назывался Календарь или Коляды Дар.Сварожий Круг, т.е. период, в течение которого ось Земли описывает один воображаемый круг на небесной сфере, называемой в древности Сваргой, в течение этих самых 25920 лет. Разделенный на 180 частей он дает Круг Жизни в 144 года – основу древнего календаря.
Коляды Дар, содержит три природных сезона: Оусень, Зима и Весна.Эти три сезона объединены в единый солнечный цикл, который называется - Лето.Лето состоит из 9 месяцев, таким образом на каждый природный сезон приходится по три месяца.В календаре есть два понятия: Простое Лето и Священное Лето. Они составляют Круг Лет, в котором 15 простых и 1 Священное Лето.Девять Кругов Лет, составляли Круг Жизни, который состоит из 144 лет. Эти повторяющиеся циклы, называют Круголетом Числобога.Простое Лето состоит из 365 дней, все нечётные месяцы содержат по 41 дню, а чётные - по 40 дней. (5х41=205)+(4х40=160)=365.Священное Лето состоит из 369 дней, все месяцы содержат по 41 дню. (9х41)=369.
Новые сутки Сварога раньше начинались в момент захода Ярилы-Солнца в день равноденствия — очень просто и наглядно.
СВАРОЖИЙ КРУГ
№ | Небесные Чертоги | Покровители | Период |
1 | Чертог Девы | Джива | 18 Тайлетъ - 1 Рамхатъ |
2 | Чертог Вепря | Рамхат | 1 Рамхатъ - 22 Рамхатъ |
3 | Чертог Щуки | Рожана | 22 Рамхатъ - 4 Айлетъ |
4 | Чертог Лебедя | Макошь | 4 Айлетъ - 25 Айлетъ |
5 | Чертог Змея | Семаргл | 25 Айлетъ - 7 Бейлетъ |
6 | Чертог Ворона | Варуна | 7 Бейлетъ - 29 Бейлетъ |
7 | Чертог Медведя | Сварог | 29 Бейлетъ - 12 Гейлетъ |
8 | Чертог Бусла | Род | 12 Гейлетъ - 37 Гейлетъ |
9 | Чертог Волка | Велес | 37 Гейлетъ - 22 Дайлетъ |
10 | Чертог Лисы | Марена | 22 Дайлетъ - 4 Элетъ |
11 | Чертог Тура | Крышень | 4 Элетъ - 26 Элетъ |
12 | Чертог Лося | Лада | 26 Элетъ - 9 Вейлетъ |
13 | Чертог Финиста | Вышень | 9 Вейлетъ - 31 Вейлетъ |
14 | Чертог Коня | Купала | 31 Вейлетъ - 13 Хейлетъ |
15 | Чертог Орла | Перун | 13 Хейлетъ - 35 Хейлетъ |
16 | Чертог Расы | Тарх | 35 Хейлетъ - 18 Тайлетъ |
Следующий круг, называют Кругом Стихий, в нем обозначены 9 Стихий через которые проходит время жизни.Каждой Стихии дано своё название и своя Руна Порядка. Начало положено от Первой Стихии...1. Земля2. Звезда3. Огонь4. Солнце5. Древо6. Небеса7. Океан8. Луна9. Бог
Многие элементы Славянского Календаря дошли до наших дней в виде поговорок и обычаев, истоки которых, к сожалению, уже забылись. Например, Великая тризна, то есть поминовение умершего родственника, совершается через неделю (9 дней) и через месяц (40 дней), то есть на девятый и сороковой день.
Семь месяцев вынашивает мать чадо во чреве своем и сорок сороков (сорок месяцев) потом кормит его грудным молоком.
А через сорок сороков (или четыре лета и четыре месяца) после рождения первого ребенка у женщин наступает период жизненного совершенствования, в результате чего она становится Ведающей Матерью или ВедьМой.
Через 369 недель после рождения человека начинается период его Духовного Обучения, ибо в девять лет происходит первое Великое приобщение к Древней Мудрости Богов и Предков.
Когда же детям из Славянских Родов исполнялось 12 лет (108 месяцев) и они достигали роста 7 пядей во лбу (124 см), для детей начинался новый этап в жизни. В 108 месяцев (или в 12 лет) наступает совершеннолетие человека, и он проходит обряды Совершеннолетия и Имянаречения, после чего мальчиков начинают обучать родовым ремеслам и воинскому искусству.
А еще через 108 месяцев, то есть в 24 лето, он, принимая Духовное освящение Священным Огнем, познает истинный смысл бытия своего Рода и истинное значение Родового имени.
В 33 лето наступает время Духовного совершенствования.
А в 369 месяцев или в 41 лето начинается эпоха Духовного Озарения.
Девушка могла выходить замуж только после 16 лет или 144 месяцев, что составляет Единый Круг Круголета. До этого срока она вестует — познаёт Весть, то есть обучается ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми, рукоделию, а в 16 лет — заканчивает вестовать и становится НеВестой.
Круголет Числобога
Насчитывает - 144 года, проходит через 9 стихий в 16 ричьной системе + Священные лета каждый 16 год.
Меры времени СЛАВЯН И АРИЕВ
Сантиг | 1/14400 Сига | 0.000 000 000 000 229 секунды | 1/4.7 ТГц |
Сиг | 14 400 сантигов | 0.000 000 003 304 9 секунды | 1/300МГц |
Миг | 160 сигов | 0.000 000 528 789 секунды | 1/2МГц |
Мгновение | 760 мигов | 0.000 401 88 секунды | 1/2500Гц |
Доля | 72 мгновения | 0.028 935 36 секунды | |
Получасть | 648 долей | 18.750 113 3 секунд | |
Часть | 1296 долей | 37.500 226 6 секунд | |
Час | 144 части | 90 минут = 5400.032 63 секунд |
Вероятно нашими предками телепортацию измеряли в сигах или даже одном сиге. Отсюда слово "сигануть", т.е. быстро переместиться. По международным стандартам одна эталонная секунда равна 9 миллиардам колебаний волны цезия, одно колебание волны цезия по Ведическому стандарту равно 30 сигам.
Сутки – 16 часов
У каждого из 16 часов тоже было свое название:
Новый день начинался с 16-го часа.
Неделя называлась ПОЛАДЕНИЦА, она была Богиней. Неделя Славянского календаря также состояла из 9 дней. Они несли числовую форму и назывались:
а} | Понедhльникъ |
в} | Въторьникъ |
г} | Тритейникъ |
д} | Четвергъ |
е} | Пeтница |
s} | Шестица |
z} | Седмица |
и} | Осмица |
f} | Недhл_ |
Вспомните фразы из неисправленных «историками» сказок: «и на первую седмицу он поехал в Град-столицу» (Конек-Горбунок), «вот осмица уж прошла и неделя подошла» (Каменная чаша).
Месяц – 40 суток; в современном календаре солнечный месяц равен 30 или 31 суткам, лунный – 29 или 30 лунным суткам.
Вот названия Месяцев Славянского Календаря:
а} | Рамхатъ | месяц Божественного Начала | 41 |
в} | Айлhтъ | месяц Новых Даров | 40 |
г} | Бейлhтъ | месяц Белого Сияния и Покоя Мира | 41 |
д} | Гэйлhтъ | месяц Вьюг и Стужи | 40 |
е} | Дайлhтъ | месяц Пробуждения Природы | 41 |
s} | Элhтъ | месяц Посева и Наречения | 40 |
z} | Вэйлhтъ | месяц Ветров | 41 |
и} | Хейлhтъ | месяц Получения Даров Природы | 40 |
f} | Тайлhтъ | месяц Завершения | 41 |
Название месяцев не только в Рунике имели глубокий смысл, но и в Буквице тоже. По своей совокупности Образы Буквиц, с которых начинались названия месяцев тоже несли особый смысл. Чтобы хоть как-то его понять, нужно просто вспомнить названия Буквиц в Древнеславянской письменности и что они означают:
Р - Реци, - наставлять, сообщать;А - Азъ, - человек, людина;Б - Боги,Г - Глаголь, - говорить;Д - Добро,Э - Эта, - указующая форма;В - Веди, - Веды, мудрость, знание;Х - Хранъ, - сохранение;Т - Твердо. - завершение, окончательная форма.
Соединив данные Образы буквиц, мы получаем следующий текст: Наставляли человека Боги говоря доброе, эту Мудрость сохранять твёрдо.Лето (год) – 9 месяцев по 40 суток.
Срок – 40 лет.Век – 100 лет.Круг – 144 года.Сорок сороков – 1600 лет.Тьма – 10 000 лет.Вран – 10 000 000 лет.Колода – 100 000 000 лет.Юга – временной промежуток из циклично повторяющихся эпох, которыйпроходит в своём развитии наша Вселенная: «Сатья-юга» – 1 728 000- «Двенадцать раз по 20 поколений есть 1.728.000 дней – число Куба Закона.лет, «Трета-юга» – 1 296 000 лет, «Двапара-юга» – 864 000 лет, «Кали-юга» –432 000 лет.Дивья-юга – 4 юги, т.е. жизнь Брахмы (Рода).Вечность – отсутствие времени.
По земному исчислению 1000 эпох, вместе взятых, равныодному дню Брахмы (Дажьбога). И так же долго длится егоночь. В начале дня Брахмы все живые существа проявляются изнепроявленного состояния, и затем, когда наступает ночь, они сновауходят в непроявленность.
Одна эпоха (Махаюга) включает в себячетыре юги общей продолжительностью 12000 лет богов (то естьтех, кто живёт в мире Слави в Дивьем теле): один год богов равен360 годам людей. Сатья-юга длится 4800 лет, Трета-юга –3600 лет, Двапара-юга – 2400 лет, а Кали-юга, в которой мы живем– 1200 лет богов.
День Брахмы длится тысячу Махаюг 4320000 х 1000 =4320000000 лет. И столько же длится его ночь. Таким образомсутки Брахмы равны 8640000000 лет. Когда наступает ночь, происходитчастичное разрушение Солнечной системы и жизни в ней.Год Брахмы равен 3110400000000 лет, а он живет в течение 100таких лет, следовательно наша Солнечная система существует311040000000000 лет. После этого она полностью уничтожается.
С уважением Александр
www.sovershenstvo-mysli.ru
С. В. Цыб. Древнерусское времяисчисление в "Повести временных лет"
★★★★☆ В книге излагаются результаты многолетней работы доктора исторических наук, профессора С. В. Цыба, по изучению древнерусской хронологии. На основании изучения хронологических показаний "Повести временных лет" и других древнерусских и иностранных источников автор производит реконструкцию применявшихся в Древней Руси систем учета лет и календарных систем. Итогом исследования стал вывод о многообразии способов времяисчисления на Русской земле в Х-Х II вв., и это утверждение ставит перед исторической наукой задачу проверки точности и достоверности хронологической шкалы средневековой русской истории, поскольку до сих пор ее основанием было мнение оединообразии способов учета времени в эпоху Киевской Руси. Книга рассчитана на широкую читательскую аудиторию. Изложенные в ней выводы будут интересны и профессиональным историкам, изучающим древнерусскую эпоху, и любителям отечественной истории, желающим расширить свои знания об одном из элементов древнерусской культуры- искусстве... Издательство: "Дмитрий Буланин" (2011) Формат: 60x90/16, 320 стр.
ISBN: 978-5-86007-630-3 |
Отзывы о книге:
★★★★☆
Очень основательное исследование. Фактически настольная книга для изучающих древнерусские летописи.
Семёнов Сергей, 41 год, Россия
См. также в других словарях:
Повесть временных лет — Запрос «ПВЛ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Повѣсть временныхъ лѣтъ … Википедия
Повести или Повесть временных лет — Запрос «ПВЛ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. 14 й лист Радзивилловской летописи, включающей в себя список «Повести временных лет» с уникальными иллюстрациями XV века. На листе описывается поход Вещего Олега на Царьград. Повесть… … Википедия
ПВЛ — Запрос «ПВЛ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. 14 й лист Радзивилловской летописи, включающей в себя список «Повести временных лет» с уникальными иллюстрациями XV века. На листе описывается поход Вещего Олега на Царьград. Повесть… … Википедия
Несторова летопись — Запрос «ПВЛ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. 14 й лист Радзивилловской летописи, включающей в себя список «Повести временных лет» с уникальными иллюстрациями XV века. На листе описывается поход Вещего Олега на Царьград. Повесть… … Википедия
Первоначальная летопись — Запрос «ПВЛ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. 14 й лист Радзивилловской летописи, включающей в себя список «Повести временных лет» с уникальными иллюстрациями XV века. На листе описывается поход Вещего Олега на Царьград. Повесть… … Википедия
Повесть Временных лет — Запрос «ПВЛ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. 14 й лист Радзивилловской летописи, включающей в себя список «Повести временных лет» с уникальными иллюстрациями XV века. На листе описывается поход Вещего Олега на Царьград. Повесть… … Википедия
Ультрамартовский стиль — Ультрамартовский стиль один из древнерусских вариантов летоисчисления, основанный на Константинопольской эре («От сотворения мира»). Альтернативный вариант летоисчисления называется мартовским. Содержание 1 История появления термина 2… … Википедия
dic.academic.ru
Цыб С. В.. Древнерусское времяисчисление в "Повести временных лет"
В книге излагаются результаты многолетней работы доктора исторических наук, профессора С. В. Цыба, по изучению древнерусской хронологии. На основании изучения хронологических показаний "Повести временных лет" и других древнерусских и иностранных источников автор производит реконструкцию применявшихся в Древней Руси систем учета лет и календарных систем. Итогом исследования стал вывод о многообразии способов времяисчисления на Русской земле в Х-Х II вв., и это утверждение ставит перед исторической наукой задачу проверки точности идостоверности хронологической шкалы средневековой русской истории, поскольку до сих пор ее основанием было мнение о единообразии способов учета времени в эпоху Киевской Руси. Книга рассчитана на широкую читательскую аудиторию. Изложенные в ней выводы будут интересны и профессиональным историкам, изучающим древнерусскую эпоху, и любителям отечественной истории, желающим расширить свои знания об одном из элементов древнерусской культуры - искусстве считать время. Наконец, ее выводы могут применяться и в преподавании исторической науки в высшей и средней школе, потому что этот процесс выстраивается по хронологическому принципу. Издательство: "Дмитрий Буланин" (2011)
ISBN: 978-5-86007-630-3 |
См. также в других словарях:
Повесть временных лет — Запрос «ПВЛ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Повѣсть временныхъ лѣтъ … Википедия
Повести или Повесть временных лет — Запрос «ПВЛ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. 14 й лист Радзивилловской летописи, включающей в себя список «Повести временных лет» с уникальными иллюстрациями XV века. На листе описывается поход Вещего Олега на Царьград. Повесть… … Википедия
ПВЛ — Запрос «ПВЛ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. 14 й лист Радзивилловской летописи, включающей в себя список «Повести временных лет» с уникальными иллюстрациями XV века. На листе описывается поход Вещего Олега на Царьград. Повесть… … Википедия
Несторова летопись — Запрос «ПВЛ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. 14 й лист Радзивилловской летописи, включающей в себя список «Повести временных лет» с уникальными иллюстрациями XV века. На листе описывается поход Вещего Олега на Царьград. Повесть… … Википедия
Первоначальная летопись — Запрос «ПВЛ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. 14 й лист Радзивилловской летописи, включающей в себя список «Повести временных лет» с уникальными иллюстрациями XV века. На листе описывается поход Вещего Олега на Царьград. Повесть… … Википедия
Повесть Временных лет — Запрос «ПВЛ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. 14 й лист Радзивилловской летописи, включающей в себя список «Повести временных лет» с уникальными иллюстрациями XV века. На листе описывается поход Вещего Олега на Царьград. Повесть… … Википедия
Ультрамартовский стиль — Ультрамартовский стиль один из древнерусских вариантов летоисчисления, основанный на Константинопольской эре («От сотворения мира»). Альтернативный вариант летоисчисления называется мартовским. Содержание 1 История появления термина 2… … Википедия
dic.academic.ru