Урок. Тема: Во времена Древней Руси. Времена древней руси
РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА.doc - РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. ...
1996.Религии мира.– М.:Аванта +,Велес превратился в покровителя домашних животных, «скотьего бога». Почитали Велеса и как бога богатства (вдревности расплачивались друг с другом домашними животными, и поэтому слово «скот» имело ещё и значение«деньги»). Среди женских божеств плодородия и благополучия почитались богини Лада, Леля, Макошь, которая такжебыла богиней женских работ, чудесной пряхой. Среди общеславянских богов особое место занимают воинственные боги,которым приносились кровавые жертвы, – Ярило и Перун. Ярило считался богом зерна, умирающего в земле, чтобывозродиться колосом. Яриле как богу смерти и воскрешения приносилась в жертву молодая овца, кровью которойокропляли пашню, чтобы сделать урожай более обильным. Перун был богомгромовержцем, обладателем молниимолота,он считался защитником скота, вод и светил от врагов (ЗмеяГорыныча, ТугаринаЗмеевича и др.) (см.: Энциклопедия длядетей.
славян).«Следы» славянских обрядов в современной культуре. До сих пор мы испытываем влияние древнеславянскихтрадиций, представлений о мире. Новогодний карнавал, Рождество с ряжеными напоминают о том, как наши предкипереодевались в шкуры животных – своих мифических прародителей, пытаясь таким образом вступить в общение смиром мёртвых. Накануне Рождества (вечером 6 января) в сельской местности ещё можно увидеть группы молодёжи,которые ходят от дома к дому и поют колядки – короткие обрядовые песни, в которых желают хозяевам благополучия.Слово «коляда» заимствовано от лат. calendae – «первый день месяца». В конце февраля – начале марта многие судовольствием празднуют проводы зимы – Масленицу. На Масленицу пекут блины, жгут костры – всё это символизируетсолнце, набирающее силу. Отголоски славянских традиций можно найти и в убранстве современных жилищ, способахукрашения одежды, в ювелирных изделиях. С древнейших времен человек, охраняя себя от злых сил, покрывал своюодежду и жилище изображениямиоберегами, сплетая охранительную символику в единый образ мироздания. В первуюочередь магические узоры наносили на края одежды – горловину, низ рукава, подол, чтобы враждебные духи не прониклик телу человека. Кольца, браслеты, ожерелья, головные уборы также были насыщены символикой и тоже неслиохранительную функцию. Конечно, сегодня значение языческих символов, обрядов стало забываться, но тем не менеевнимательный взгляд на многие привычные вещи и явления может открыть их древнейший смысл и предназначение. (См.:Энциклопедия для детей. Религии мира. – М.: Аванта +, 1996. Т. 6, ч. 1. Верования древних славян; Мифы древнихВерования древнихТ.6,ч.1.© ООО «Баласс», 2013
znanio.ru
Во времена Древней Руси
Открытый урок по окружающему миру, проведённый в 4 классе.
Учитель: Лепешкина Ольга Петровна
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Учебник: Плешаков «Окружающий мир 4 класс».
Тема урока: Во времена Древней Руси.
Цели урока: формировать представление о Древней Руси, русских князьях; развивать устную речь, умение работать с исторической картой; воспитывать интерес к истории.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация
Ход урока.
Организационный момент.
Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,
И хочется играть сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный -
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный!
Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке вы познакомились с жизнью Древних славян. Расскажите об их занятиях.
- Опишите жилище Древних славян.(защита проектов)
- Расскажите о богах, которым поклонялись Древние славяне, и о славянских праздниках.
3. Объяснение нового материала.
Слайд 1.
- Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру. Но сначала поговорим о Древней Руси.
Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Когда они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно. В летописи рассказывается об этом следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три князя варяго-русские Рюрик и два брата его пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.
Слайд 2.
2. Работа с исторической картой (п.т. №1 с.15).
- Рассмотрите карту на с.41 учебника. Что нужно знать, чтобы её прочитать? (Условные знаки)
- Каким цветом на карте показана территория Древней Руси в конце IX века? (Светло-зелёным). Раскрасьте эту территорию на контурной карте в рабочей тетради.
- Каким цветом на карте показана территория Древней Руси в середине XI века? (Зелёным). Раскрасьте эту территорию на контурной карте в рабочей тетради.
-Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть, путешествуя по ней? (Переяславль, Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород.)
- Главными дорогами, связывающими жителей, были реки и моря. По ним плыли ладьи и плоты переселенцев на новые земли, а также купеческие караваны. Именно по реке Днепр проходил важнейший торговый путь «из варяг в греки». Обозначьте его красной линией на контурной карте.
-К середине XI века Русь занимала пространство от Балтийского моря до чёрного. Управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Главой Руси был великий князь киевский, его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина. Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности.
Слайд 3.
- Велики заслуги перед Русью князя Владимира. Былины воспевают его, величают Красным Солнышком. Владимир Святославович младший сын князя Святослава занял киевский престол после убийства своего брата Ярополка. Князь Владимир был умелым воином и мудрым правителем. Он превратил Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Весь период его правления можно разделить на два этапа: языческий и христианский. Княжение Владимира считается периодом подъёма Руси.
Слайд 4.
- Как вы думаете каковы причины религиозной реформы?
- Князь Владимир стремился объединить славянские племена и защитить русские земли от кочевников. Поэтому он решил провести религиозную реформу. Её девизом стали слова «Один бог на небе, один князь – на земле».
- Что такое реформа? (работа со словарём)
РЕФОРМА - преобразования, изменения направленные на улучшение.
Слайд 5.
Вначале Владимир решил провести языческую реформу и провозгласил верховным богом Перуна. Остальные боги были сохранены, но «подчинялись» Перуну. Однако эта реформа провалилась. Славяне не понимали, почему Перун вдруг стал главным богом, и поэтому они продолжали поклоняться и остальным богам, причем каждое племя по-прежнему почитало своего бога.
Слайд 6.
Владимир начал искать другую религию. По преданию он пригласил послов из Волжской Булгарии(ислам), Хазарии (иудаизм) и Византии(православие), и они рассказали ему о своей вере. Затем в эти страны были направлены послы князя и, только выслушав их отчет, Владимир остановил свой выбор на христианстве, ведь эта религия была распространена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами. Сам князь крестился во время своей поездки в Корсунь.
Слайд 7.
В 988 г. Владимир крестил Русь. Первыми были киевляне. В Киев приехали византийские священники. В назначенный день жителей города загнали в Днепр, монахи окропили их святой водой и прочитали молитву. Князь Владимир Святославович с высокой горки наблюдал за происходящим. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по его приказу загоняли в Днепр силой. Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввёл христианство и в других русских городах. В Новгороде крещение чуть было не закончилось восстанием. Новгородский воевода насильно заставлял жителей креститься, сжигая дома и усадьбы у всех недовольных. В Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком.
Слайд 8.
Конечно, не сразу укрепились русские в новой вере. Ещё долгое время они только по имени были христиане и всё ещё справляли языческие обряды и празднества. Даже и в настоящее время не совсем вывелись языческие обычаи, например – колядование. Однако принятие христианства сыграло огромную роль в нашей истории. Вера в бога-спасителя делала людей честнее, терпимее, учила уважать государственную власть, помогать бедным и несчастным. На Руси укрепилась власть князя, распространилась письменность, стало больше образованных людей, развивалась культура. Древнерусское государство перестало считаться языческим и вошло в число европейских христианских стран.
Слайд 9.
Сам же князь Владимир, приняв новую веру, как рассказывает летописец, совершенно переменился: из сурового и жестокого сделался добрым и ласковым ко всем, а к нищим щедрым. Опасаясь греха, он не хотел даже казнить разбойников. По воскресеньям и другим христианским праздникам князь устраивал у себя пиры, на которые сходились со всей земли русской бояре, духовные всякого звания люди. Больным князь приказывал развозить по домам хлеб, мясо, мёд. За введение христианства Владимир призван церковью Святым и Равноапостальным.
4. Закрепление пройденного.
1. Работа в рабочей тетради.
№2 с.16
№5 с.17
№3 с.16
№4 с.16
- У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Как люди называли князя Владимира? (Красное Солнышко.) Почему? (Он был мудрым правителем и умелым воином.)
5. Итог урока, домашнее задание.
- Сегодня на уроке мы побывали в Древнем Киеве в гостях у князя Владимира.
-О каком важном событии в истории вы узнали? (О крещении Руси.)
- В чём значение принятия Русью христианства? (Окрепли её связи с другими государствами, вырос авторитет.)
Д/з: с.40-45 пересказывать.
multiurok.ru
Времена Древней Руси - презентация
Слайды и текст этой презентации
Слайд №1
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ
МБОУ Быстрогорская СОШ, учитель начальных классов:Савенкова Елена Ивановна
Слайд №2
Скорее всего, славяне пришли в Европу вместе с германцами в эпоху Великого переселения народов. В Европе они поселились на северных склонах Восточных Карпат. Отсюда славяне стали осваивать соседние территории. Часть славянских племен, перейдя Карпаты, начала продвигаться на юг. В течение 7 века южные славяне в боролись с Византией за Балканский полуостров. Переселение германских племен из Центральной Европы на земли бывшей Римской империи создало благоприятные условия для продвижения славян на запад. В результате к 7-8 вв. славянами были освоены междуречья Вислы, Одры и Лабы, балтийское Поморье. В то же время славяне осваивали территории к востоку от Карпат, в лесостепной зоне бассейна реки Днепр. Переселялась в Поднепровье и часть славянских племен, отброшенных от границ Византии. В 6 в. славяне пережили нашествие кочевой орды аваров. Спасаясь от кочевников, славяне уходили в северные леса, укоренялись там, и со временем заселили обширную территорию Восточно-Европейской равнины.
Слайд №3
Восточные славяне занимались пашенным земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством.
Слайд №4
Позднее племена славян, широко расселившись по Европе, разделились на восточных, южных и западных. Славяне стали предками многих современных народов. От восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.Картина В. М. Васнецова. «Баян»
Слайд №5
Еще до появления у славян письменности память о прошлых временах хранили гусляры-сказители. На радостных и скорбных пирах они сказывали былины о славных богатырях и князьях, о военных походах и нашествиях кочевников, о великих победах и поражениях Руси.В. М. Васнецов. «Гусляры» (1899).
Слайд №6
У проезжающих купцов славяне покупали редкие товары, такие, как соль, драгоценности и металлы.С картины С. Иванова «Торг в стране восточных славян».
Слайд №7
Через земли восточных славян проходил знаменитый путь — «из варяг в греки». По этому пути шли в Византию торговые караваны и отряды варягов (воинов-разбойников). Некоторые варяжские отряды захватывали славянские поселки и собирали дань с соседних племен.Н. К. Рерих. «Заморские гости».
Слайд №8
Древние славяне молились многим богам: Перуну — богу грозы, Велесу — покровителю домашних животных, Яриле — богу плодородия и солнца. Они считали, что все стихии и явления природы имеют своих правителей-духов. В лесу — это леший, в воде — водяной. Славяне приносили в жертву своим богам и духам животных и без нужды, опасаясь гнева богов, не вредили природе.
Слайд №9
К середине 9 века нашей эры у восточных славян уже существовали свои княжества (государства). Но единого государства не было. В 869 году князем стал Олег. Хитростью Олег захватил Киев и сумел объединить северную и южную Русь. Олег подчинил своей власти земли восточнославянских племен кривичей, древлян, северян и радимичей. Они стали платить ему дань.
Слайд №10
В 988 году византийские священники окрестили вначале князя Владимира и его дружину, а потом уже сам князь осуществил массовое крещение в Киеве.
Слайд №11
Князь Владимир Святой в 988 году крестил Русь с помощью византийских священников. Согласно преданию, после крещения буйный дух князя стал смиряться.
Слайд №12
Архитектура Киевской Руси.
Деревянная церковь близ Новгорода.
Слайд №13
Софийский собор был построен в 1045-1050 годах при князе Владимире, сыне Ярослава Мудрого. Собор считается шедевром древнерусского зодчества.
Слайд №14
Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, открыт в 1862. Архитектор М. О. Микешин. Верхняя часть символизирует державу, вокруг которой расположены скульптурные группы, темы которых отражают историю России.
Слайд №15
Новгородцы торговали со всей Европой мехами, лесом, пенькой, рыбой, медом, воском.
Новгородский торг. Старинная миниатюра.
Слайд №16
ИСТОЧНИКИ
1. Детская электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007г.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!volna.org
Урок. Тема: Во времена Древней Руси.
Тема: Во времена Древней Руси.
Цель: Изучить особенности расселения Древних славян.
Задачи (в когнитивной области):
- Знать географическое положение расселения Древних Славян.
- Понимать причины необходимости введения новой религии в древнее общество.
-Уметь пользоваться различными источниками информации.
(в аффективной области):
- Внимательно слушать учителя и товарищей, вести беседу с педагогом и учащимися.
- Проявлять самостоятельность в учебной работе.
Список использованной литературы:
1)Учебник школьный
2) Интернет
3) Учебник 6 класс
План урока.
Этап урока
Речь и деятельность учителя (ответы учеников)
Повторение ранее изученного.
Новый материал. 1)Введение – легенда.
2) Д/З
3) Князья.
4)Крещение Руси.
5) Закрепление
1. Работа в тетради.
2. Ответы на вопросы стр. 45.
-На прошлом уроке вы изучали жизнь Древних Славян.
-Что значит древних? Как давно это было? (Полторы тысячи лет назад).
- Посмотрите на ленту времени.
- Почему она окрашена в 2 цвета? (до и после н.э.)
- А кто знает что принято за границу до н.э и после н.э.? (Рождение Иисуса).
-когда же жили Древние Славяне? А мы сейчас, где находимся?
- Посмотрите до 0, да еще после какой интервал. Получается 3 тысячи лет назад на земле жил этот народ.
2) Тетрадь.
- Откройте тетради на стр.14. Прочитайте, какие народы произошли от Древних Славян.
- Наши предки Древние Славяне.
- Где жили Древние Славяне? (в племенах, в поселениях)
- Чем занимались люди?
- Да! Земледелием! Это был большой прогресс, шаг в перед в развитии. До этого люди занимались собирательством в лесу, что находили то и ели, а здесь человек сам выращивал. Это можно сравнить только с полетом в космос.
- Кто читал статью, добавьте занятия Древних Славян. (Мужчины – рыболовством, женщины готовили пищу, шили, занимались врачеванием).
3) Работа с книгой – чтение.
- Откройте по закладке учебник на странице 36.
- Прочитайте о земледелии.
- Расскажите как обрабатывали землю Др. Славяне.
- Какие жилища у них были?(37 - иллюстрация).
- Чем они отличается от современных домов?
- Как вы думаете, комфортно ли было людям в таких домах? Почему? (Сыро – до половины в земле).
- Как бы мы сегодня назвали такие дома? (Землянки).
- Древние Славяне верили в духов природы. Почему? (Не могли нечего объяснить, жили в окружение природы).
- Покланялись они Богам:
Род: Бог рот - бог неба и земли
Всевышний создал своей мыслью Золотое яйцо, из которого вышел Его сын — Род. Этот бог начал создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники.Сын Всевышнего разделил мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний находится в небесах. Там обитают боги, которые правят людьми. Они поступают правильно, и поэтому обитаемые небеса называются Правь. Ниже расположен человеческий мир, который мы явно видим. Он нам явлен богами, и поэтому его имя — Явь. Нижний — мир прошлого. Туда уходили предки. Это — Навь. Оттуда прилетают наваждения и дурные сны. Наши предки выходцев с Того света называли «навьими» людьми.
Перун: Перун - бог грома и молнии, а также войны и оружия1. Бог грома и молний, как небесного огня2. Покровитель воинов и княжеской дружины.3. Бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов.Белбог
(Белобог, Белун) — воплощение света, бог добра, удачи, счастья, блага, олицетворение дневного и весеннего неба.
Велес: Волос или Велес - бог богатства и скотоводства1. "Скотий бог" - хозяин Дикой Природы. 2. Водчий на всех Дорогах, господин Путей, покровитель всех путешественников3. Посмертный судья и прижизненный испытатель.
4.Бог удачи.5. Могучий волшебник и повелитель магии, оборотень.6. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов.7. Податель богатств.8. Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам, в том числе скальдическому
Дажь бог (или Ярило) - солнечное божество света, тепла и расцветающей природы. Очень важны были божества, связанные с теми силами природы, влияющими на земледелие. Догода
Бог тихого, приятного ветра и ясной погоды, полная противоположность своему свирепому брату, покровителю ветров Позвизду.
Они верили в духов: домовых, леших, водяных.
- Такую веру называют языческой , а людей язычниками.
- Самые главные праздники у них были праздники связанные с земледелием. Как вы думаете почему? (от земледелия она очень зависели, а если быть точнее от урожая – основной источник пропитания). Они отмечали разные праздники:
- Какие праздники дошли и до нас? (Ивана Купала).
- Масленица - это праздник, который древние славяне посвящали богу плодородия и скотоводства Велесу
- А вот что было дальше я вам расскажу одну легенду, а после нее вы ответите на вопросы.
Легенда: Близко ли, далеко ли, а было это 3 тысячи лет назад было 2 великих народа: Варяги и Греки. Невероятным величием и богатством славились они. И не было им равных. Военной политики они предпочли мирную торговую. Везли по морям драгоценные камни, богатые шелка, золото, серебро. Но путь их был на прост! Помимо 3х морей: Болтийского, Черного и Каспийского нужно было пройти им и через 2е ворот. Вход и выход в великую реку – Днепр. Река эта половодная. Размеренная и очень спокойная. Древние называли этот путь шелковым. Именно здесь и образовалось великое государство – Древняя Русь! Великие города были основаны на берегах рек Днепра. Такие как: в6еликий Киев, которому было суждено стать столицей древней Руси, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Переяславль.(на слайде карта)
- Откройте учебники на стр. 40 Прочитайте название.
- Как вы думаете, как бы мы сегодня называли Русь? (Россия).
- Только что я прочитала вам легенду.
Вопросы:
- Скажите где расположилось древнее государство Древняя Русь? (между Черным и Балтийским морями).
- Какие города находились на берегу Днепра? (Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Переяславль).
- Какой город являлся столицей? (Киев). А сейчас какой город является столицей нашей страны? (Москва).
- Кто запомнил: Как назывался шолковый путь? (Путь из Варяг в Греки).
- Представляете этот путь проходил и по нашей реке Неве, правда тогда на ней еще небыло нашего города С-Пб, и реке не была одета в гранит.
- Что еще изображено на карте? (всадники – кочевники – лихие люди, промышляющие разбоем; Князь со своей дружиной).
- Сколько оттенков зеленого на этой карте? Какой что обозначает?
- Да посмотрите как расширилась территория древнего государства за какие-то 150-200 лет.
- Откройте стр.15. дома вы будете делать такую же карту. Вы должны будете нанести на нее территорию Др. Руси. Темно – зеленым какой она была в конце 9 века, светлым в середине 9го и солатывым – осваиваемые в 11м. Красным карандашом вы должны будете нанести шелковый путь – из Варяг в Греки. Как вы будете это делать – сначала простым карандашом нанести опорные точки, смотря в учебник, затем простым карандашом по точкам нарисовать этот путь, сверить с книгой, обвести красным карандашом или красной ручкой.
- Переверните странице. Читай 1 и 2й абзац.
- Итак, ребята, территория огромная, кочевники постоянно совершают набеги. В стране нужен порядок, иначе она развалится. Что делается? (Избирается глава - царь).
- Царь – один. Городов много. В каждом городе царь сажает наместника – тот кто правеет на месте, в этом городе. Это может быть его сын, приближенный которому он доверяет.
- Но царь – глава, но у него есть помощники, советники – бояре – знатные и богатые люди.
- Кстати, первоначально богатый – не тот у кого много денег, давайте выделим корень – бог, значит какой это человек, у которого есть ….(бог), да у которого есть бог в душе – верующий человек. А если он верующий, праведник – он угоден богу, то его любит, посылает всевозможные блага – удачу например.
- Так же у царя есть надежная дружина. Маленький отряд который предан своему царь, который защищает и оберегает царя.
- Простой люд давал царям прозвища. Прозвище – это не обидное слово, а то которое наиболее точно характеризовало правление данного царя. Допустим:
Ярослав - Мудрый; Владимир - Красно Солнышко; Олег - Вещий; Иван IV - Грозный;(слайд)
- Откройте стр.43. Прочитайте название. Читаем.
- Все самые важные события писались в летописи. Летопись – это книга, которая писалась монахами. Они седели в кельях – специальное полуподземное помещение с маленьким окном. И гусиным пером писали историю. Каждые новый монах начинал с того что переписывал всю книгу с самого начала, поэтому мы не можем говорить с полной уверенностью что все было именно так! Ведь человек мог где-то приукрасить, что-то пропустить, дописать свой взгляд на ситуацию, а следующей маннах будет воспринимать эту ситуацию как факт! Тем немение это единственный источник знаний о древности.
- В 988г – произошло массовое крещение Киевлян.
- Найдите и прочитайте определение крещения. Откройте тетради на стр.16, выполните задание №2.
В летописи было написано, что истинная причина принятия Христианства лежит в политики.
- Византийские князья – они были христиане, не могли справиться с одним мятежником, они попросили помощи у Славянского князя Владимира. Тот в ответ сказал, что поможет, если ему отдадут в жены сестру византийских князей. Опят же выдвинулось условие что Владимир должен принять христианство. Владимир помог, но девушку ему не отдали. Тогда он захватил город Херсонес (Севостополь), и пригрозил, что пойдет на Константинополь, ему отдали девушку, после того как он крестился. Далее Владимир приехав домой крестил всех киевлян, в Днепр был скинут языческий идол Перуна, тем самым было продеманстрированно бессилие языческих богов.
- Крещение происходило насильно, войска выгоняли людей из домов и сбивали в колонны, вели к реке Почайне, крестили. Не сразу прижилась новая вера. Многие языческие праздники остались. Масленица – один из таких праздников.
Крещение по летописи произошло в 988 году.
- Новая вера учила думать людей, стали развиваться различные ремесла, т.к. нужно было строить богатые храмы.
- Прочитаем последний абзац.- Выполните задание №3. Проверим. (слайд)
- Прочитайте задание№4.
- Выполните самостоятельно. Проверим. (слайд)
- Как вы думаете, почему во многих странах первыми принимали крещение правители? (за ними тянулись люди, они показывали пример).
Кроссворд:
Как назвался обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской церкви. (Крещение)
Какой город был столицей древней Руси? (Киев)
Как по-другому называли пусть из Варяг в Греки? (Шелковый путь)
Как звали бога грома и молнии? (Перун)
Какой из богов древних Славян самый древний? (Род)
Какой бог считался скотным богом? (Велес)
Как звали князя, который крестил Киевлян? (Владимир)
Кто помогал князьям принимать важные решения для жизни страны? (Бояре)
Как по другому называли охрану князя? (Дружина)
8
Б
7
5
Р
О
Д
3
Ш
Ё
Л
К
О
В
Ы
Й
Я
Л
1
Р
А
2
К
И
Е
В
Д
Р
И
6
В
Е
Л
Е
С
М
Щ
И
Е
9
Д
Р
У
Ж
И
Н
А
И
4
П
Е
Р
У
Н
infourok.ru
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИСкорее всего, славяне пришли в Европу вместе с германцами в эпоху Великого переселения народов. В Европе они поселились на северных склонах Восточных Карпат. Отсюда славяне стали осваивать соседние территории. Часть славянских племен, перейдя Карпаты, начала продвигаться на юг. В течение 7 века южные славяне в боролись с Византией за Балканский полуостров. Переселение германских племен из Центральной Европы на земли бывшей Римской империи создало благоприятные условия для продвижения славян на запад. В результате к 7-8 вв. славянами были освоены междуречья Вислы, Одры и Лабы, балтийское Поморье. В то же время славяне осваивали территории к востоку от Карпат, в лесостепной зоне бассейна реки Днепр. Переселялась в Поднепровье и часть славянских племен, отброшенных от границ Византии. В 6 в. славяне пережили нашествие кочевой орды аваров. Спасаясь от кочевников, славяне уходили в северные леса, укоренялись там, и со временем заселили обширную территорию Восточно-Европейской равнины.
|
rpp.nashaucheba.ru
Интернет-урок по окружающему миру «Времена Древней Руси. Как появилось наше государство»
Сегодня на Интернет-уроке по окружающему миру мы переместимся на несколько веков назад и узнаем, откуда появилось наше государство…
Итак, давным-давно на просторах нашей Родины поселились предки наши — славяне. Заняли земли славяне к северу от реки Дунай до Карпатских гор… На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли.Это было медленное, совершавшееся веками передвижение общин и отдельных семей, искавших новые, богатые хорошей почвой, зверем и рыбой места.
В то время у славян ещё не было государства. Они жили вольно и делились на племена: поляне, древляне, волыняне, радимичи, северяне, вятичи, кривичи и др.
Путешественники писали о славянах, что они были людьми добрыми и гостеприимными. Двери в домах не запирались, а гостей всегда хорошо угощали. Славяне высокие, сильные и крепкие, легко переносили мороз и жару. Живя возле рек, славяне с детства прекрасно плавали и ныряли.
В то далёкое время земля была покрыта дремучими лесами, а среди лесов были полноводные реки. Поэтому самыми удобными дорогами были реки. По берегам этих рек и строили посёлки славяне…
Поселения древних славян обычно располагались на возвышенных местах около воды — реки, ручья или родника. Поселение, которое обычно состояло из нескольких домов никогда не оставалось без защиты. Поселки окружались частоколами — изгородями, состоящими из глубоко забитых в землю рядом друг с другом толстых бревен. Их концы обычно заострялись и для прочности обжигались на костре.
Сначала славяне жили в землянках
Позже начали строить дома из толстых бревен. Они были покрыты соломой или крышами из деревянных жердей. Окна в домах были небольшими и прорубались почти у самой земли. Вот почему в жилищах древних славян было так мало света — старались сохранить тепло в холодное зимнее время.
Главная часть дома — очаг, сложенный из камней. Он использовался для отопления и приготовления пищи. Трубы у очага не было, и дым выходил на улицу через открытую дверь. Мебели в таком жилище было очень мало: несколько деревянных лавок и большой стол для совместной трапезы, еды.
Вождь, возглавлявший своё племя во время войн, назывался князем. Князей выбирали на общем собрании всех членов рода или племени. Все важные вопросы славяне решали на таких народных собраниях — вече, которое проходило в посёлке на свободном месте.
Позднее на этой площади стали устраивать святилища, где поклонялись главнейшим богам, для этого сооружались деревянные и каменные изваяния. У каждого племени существовали общие святилища, где совершались обряды во время праздников и решались важнейшие вопросы племенной жизни. Рядом со святилищем обычно строили небольшой домик, где жил жрец, совершавший церемонии.
В глубокой древности у людей возникло представление о том, что человек окружен невидимыми духами, которые делятся на враждебных и доброжелательных. Эта вера в духов, различных богов называется язычество. У них не было единого бога. Они обожествляли явления природы, которые не могли объяснить: гром и молнию, солнце и дождь. Главными же богами у славян были:
бог Вселенной — Род
божество солнца — Даждьбог (у некоторых славянских племён вон назывался Ярило или Хорс)Сварог — бог огня Велес — бог скота и богатства Перун — бог грозы и войны Мокошь — богиня Земли и плодородия Кроме того, было распространено почитание домашних богов. Поэтому очаг и печь считались священными местами в доме.С древнейших времён у славян cуществовал годовой цикл земледельческих праздников в честь Солнца и смены времён года. В честь бога Солнца устраивали праздник в конце декабря. День становился длиннее, а ночь — короче. Ряженые ходили из дома в дом, пели, шутили и собирали дары Яриле. Весенний праздник: проводы зимы — Масленица. Славяне жгли костры, устраивали игры, водили хороводы. Летний праздник в честь солнца — Купала. В этот день собирали травы, купались, прыгали через костры (помните, сказку «Снегурочка»?) Считалось, ночью на Купалу деревья в лесу переходят с места на место и разговаривают друг с другом шумом ветвей. Только в жту таинственную ночь цветёт папоротник, и тот, кто найдёт его цветок, поймёт язык деревьев и легко найдет любой клад.
В изменённой форме праздники дожили до наших дней. Они совпали с христианскими праздниками, например, Купала с Ивановым днём.
Особыми обрядами сопровождались главные события в жизни человека — рождение, свадьба, смерть.
Важнейшее место в религиозных верованиях славян занимал культ предков. Своих умерших славяне не хоронили в землю, а сжигали на поминальном костре. Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костёр вмести с умершим клали вещи, оружие, запас пищи. Пепел от костра выставляли в горшках на высоких столбах. Такие столбы ставились на распутьях дорог. В знак горя родственники умерших резали и царапали себе лицо.
Когда на Руси часто проходили войны, то главным богом стал Перун, который олицетворял представление о грозе, громе и молнии. Он же стал богом войны, а следовательно, покровителем воинов и князей.
Главным занятием славян было земледелие. Чтобы не умереть с голоду и пережить долгую и холодную зиму, человеку приходилось затрачивать огромные усилия. Вначале нужно было подготовить землю для посева. Для этого еще зимой выбирали участок в лесу и вырубали растущий на нем лес. Многие деревья в лесу были очень высокими и толстыми. Поэтому мужчины зимой подрубали деревья, чтобы те высохли на корню. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, так и назвали «сечень», от слов «сечь», «рубить».Оставшиеся от деревьев пни корчевали. Затем выжигали эти участки леса. Вот почему следующие месяцы назывались «сухий» и «березол». Весной землю, посыпанную золой, разрыхляли деревянной сохой или оралом, а затем сеяли семена.
Основным зерновым растением у древних славян было просо; пшеница, ячмень и рожь были распространены гораздо меньше. Из овощей чаще всего выращивали репу, а также горох. Перед наступлением осени созревший хлеб вначале жали серпами, а затем сушили и молотили. Поэтому осенние месяцы так и назывались -«серпень», «вресень» (от слова «врещи» -молотить).
Кроме земледелия древние славяне занимались разведением домашнего скота — овец, коров и свиней, охотились на разных зверей, ловили рыбу. Очень важным в хозяйственном отношении занятием было бортничество — собирание меда диких пчел.
Позже у восточных славян сложились первые города, в которых развивались ремёсла (литейное, кузнечное, ювелирное) и товарный обмен.
В каждом племени власть переходит в руки военных вождей — князей. Князья набирали воинов в дружины, обороняли свои земли, вели между собой войны. И тогда сошлись в Новгороде старейшины племён. Призвали княжить к себе князя Рюрика с дружиною — из северных воинов-викингов. Называли их на Руси варягами.
После Рюрика княжил новогородский князь Олег, о котором сложено много легенд и преданий. Он объединил два самых сильных города — Новгород и Киев. Так в 882 году было создано государство — Древняя Русь. Столицей этого государства стал Киев.
Так и началась история нашей страны…
Надолго осталась в память о князе Владимире, которого называли Владимир Красное Солнышко. В былинах описывается как идеальный князь: в бою — смелый, на весёлом пиру — приветливый, к бедным — щедрый. Киев при Владимире стал богатым и красивым городом.
По воле князя Владимира в 988 году было проведено крещение Руси. Сначала князь долго выбирал какую из религий, существовавших в то время, принять на Руси. Отправил послов в разные страны, чтобы разузнать какая там вера в стране.
Из летописи «Повести временных лет». Выбор веры.
«Вошли мы в греческий храм и увидели великую красоту. Ничего с ней сравниться не может. Даже не знали, где мы стоим во время церковной службы-на небе или на земле. Не можем мы забыть такой красоты и не хотим другой веры кроме греческой». Согласился с этм князь и решил все на свете: принять Руси крещение
Вначале крестился сам Владимир, а затем приказал сжечь и изрубить статуи языческих богов. Затем Владимир приказал всем киевлянам креститься в назначенный день. И объявил через гонцов:
«Если кто не придёт завтра на реку креститься — будь он богатый или бедный, нищий или раб, — будет мне врагом»
После таких слов горожане не могли не прийти к Днепру. Их собралось привеликое множество.
Постепенно Русь стала христианской страной. С ней больше стали считаться соседние государства. Получили развитие письменность и культура. Кроме деревянных начали строить и каменные храмы — это здания для богослужений, чтения молитв, обращенных к Богу.
Через полвека в столице Древней Руси — городе Киеве был построен самый красивый храм тех времен — храм Святой Софии- Премудрости Божьей.
Мультфильм о князе Владимире
Детство Ратибор. Хороший мультфильм о жизни славян…
www.klass39.ru
Во времена Древней Руси. Принятие христианства
Работа с исторической картой
С.40
Вопрос: найдите на карте (с.41) территорию Древней Руси: а) в конце IX века; б) в середине XI века. Сравните.
Ответ: к середине XI века территория Древней Руси увеличилась. За счет городов: Владимира, Перемышля на западе, до границ с Польшей и Венгрией; на востоке приросла Муромом и граница пошла по Волге. В Хазарском царстве были два анклава Древней Руси: Тмутаракань на Азове, и Белая Вежа в нижнем течении Дона.
Князь Владимир и крещение Руси
Обсудим!
С. 45.
Вопрос: почему во многих станах первыми принимали Крещение правители?
Ответ: потому, что правители считались отцами, наставниками и защитниками своего народа. Для того чтобы народ принял новую для него веру и отказался от старой, правителям необходимо было показать пример всем своим подданным.
Проверь себя
1.Вопрос: назови столицу Древней Руси.
Ответ: столицей Древней Руси был город Киев.
2. Вопрос: как было организовано управление в Древней Руси?
Ответ: главой государства был великий князь Киевский, его помощниками и советниками
Были бояре, а опорой и поддержкой – дружинники (воины)
3. Вопрос: каковы заслуги князя Владимира?
Ответ: заслуга князя Владимира в том, что он является Крестителем Руси и основателем Христианства на русских землях. Русь приняла Христианство в 988 году. Еще одной немаловажной заслугой Владимира была просветительская деятельность, открытие школ для простого люда.
4. Вопрос: в чем значение принятия Русью Христианства.
Ответ: просвещение было жизненно необходимо для Руси, так как она имела очень молодую и неразвитую культуру. Ее удаленность от духовных и экономических центров мира создавала печальную перспективу замкнутости и одичания. Поэтому для налаживания связи со всеми странами необходимо было искать общность интересов, таким подспорьем и стало принятие Русью Христианства. Владимир тепло принимал послов, старался перенять все достижения христианских цивилизаций, особенно заботясь о распространении духовной литературы. Из южнославянских стран стали прибывать священники — греки, болгары, сербы. Они привозили с собой церковную утварь, древнюю религиозную литературу, богослужебные книги, которые начали переводить на славянский язык. Появились книжники, специализировавшиеся на переписывании книг. Одновременно народ начали обучать грамоте — христианская Церковь стала просветительницей Руси.
На следующем уроке
С. 45.
Вопрос: вспомни, как были устроены поселения славян, каковы особенности природы Русского севера.
Ответ: поселения древних славян — городища располагались на высоких берегах рек и были ограждены насыпными валами, рвами и бревенчатыми частоколами. Славянские жилища обыкновенно представляли собой рубленые избы или полуземлянки. В центре поселений располагалась площадь.
Основным занятием населения было земледелие (ячмень, рожь, просо, пшеница), животноводство (корова, лошадь, свинья, курица и собака) и ремесло.
Сельхозинвентарь железный: сошники, топоры, долото, ножи, косы, серпы.
Керамика лепная. Помимо хозяйственных объектов имелись и культовые — капища, со следами идолов и костров.
Природа русского севера сурова, зимой морозы, летом прохладно и сыро, множество рек, болотистых мест, большие леса. Для пашни мест мало. Жили в основном за счет промысловой торговли.
resheba.com