Что такое язычество и кто такие язычники? Язычество это в древней руси определение


ЯЗЫЧЕСТВО это что такое ЯЗЫЧЕСТВО: определение — История.НЭС

ЯЗЫЧЕСТВО

принятый в христианском богословии и частично в историч. литературе термин, обозначающий дохристианские и нехристианские религии. В более узком смысле, Я. - политеистические религии (см. Политеизм, а также Анимизм, Фетишизм, Шаманство и др.). Термин "Я." происходит из Нового завета - второй, христианской, части Библии, в к-рой под Я. подразумевались народы или "языки" (отсюда Я.), противополагаемые первохристианским общинам. Этот смысл термин "Я." сохраняет и в др. произведениях раннехристианской литературы 1-3 вв. Однако по отношению к исламу и иудаизму - развитым мировым религиям - термин "Я." применялся лишь отд. богословами и широкого признания не получил. В свою очередь, ислам предписывает мусульманам относиться к христианам лучше, чем к идолопоклонникам. В лит. традиции термин "Я." иногда применяется для обозначения миросозерцания, противоположного христи- анскому аскетизму.

Я. на Руси. До принятия христианства славяне обожествляли силы природы (воду, огонь, землю), животных, растения, деревья; культ сил природы довольно рано принимает антропоморфный характер. Напр., культ воды перерастает в поклонение человекоподобному божеству - виле, берегине, русалке. Развитие земледелия и скотоводства стимулировало появление и распространение обрядов, верований, связанных с земледельческим культом (зимние, весенние, летние и осенние празднества, нек-рые черты к-рых прослеживались впоследствии в христианских праздниках: масленице, пасхе, троицыном дне и др.). С семейно-родовым погребальным культом связаны обряды похорон (сожжение покойника, возведение кургана, обрядовый плач), поминок, игр-состязаний. Развитие родо-племенной организации, создание союзов племен, выделение родо-племенной верхушки приводят к изменениям религ. представлений. Культ семейно-родового предка-владыки, патриарха (род, рожаница, дед, шур, чур) становится основой культа плем. бога; боги отдельных племен постепенно сводятся в общий пантеон, в к-ром устанавливается более или менее сложная иерархия, выделяются главные божества, к-рых почитают все или мн. племена. У вост. славян накануне принятия христианства на первом месте среди богов стоит Перун - бог грома и молнии, бог дождя. Бог солнца имел несколько названий - Хорс, Дажь-бог, Ярило, Купала. Стрибог был богом ветра, Волос (Велес) - богом скота, Мокошь - женским божеством прядения и ткачества, Сварог - богом кузнечного дела. Образование Древнерус. гос-ва, объединившего вост.-слав. племена, сопровождалось попыткой вел. киевского князя Владимира Святославича создать общегос. пантеон из божеств различных племен, был учрежден их обязательный культ. У вост. славян существовали языч. святилища, особые служители языч. культа - волхвы. С принятием христианства Я. постепенно вытесняется или приспосабливается к христианским верованиям, обрядам, хотя борьба православной церкви с Я. продолжалась много столетий. Лит.: Аничков Е. В., Язычество и Древняя Русь, СПБ, 1914; Катаров Е. Г., Религия древних славян, М., 1918; Рыбаков Б. A., Основные проблемы изучения славянского язычества, М., 1964. В. И. Буганов. Москва.

Оцените определение:

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

ЯЗЫЧЕСТВО

совокупность народных представлений о сверхъестественных силах, управляющих миром и людьми. На своем пути к истинному Богу русский народ неуклонно отвергал жестокие культы и обряды древних верований, отбирая среди них только то, что было близко его душе. В стремлении к свету и добру русский народ еще до принятия христианства пришел к идее единобожия.

Первые зачатки национального сознания и философского осмысления мира (см.: Философия) несут в себе идею о том, что человек по природе добр, а зло в мире есть отклонение от нормы. В древних русских воззрениях отчетливо пробивается мысль о совершенствовании, преображении души человека на началах добра и зла. В древних языческих культах русских нравственная сторона (принцип добра) преобладала над магической. Нравственный, поэтический взгляд наших древних предков на природу отмечал А.Н. Афанасьев. В языческих божках олицетворялись нравственные основы бытия. Язычество для наших предков - скорее духовно-нравственная культура, чем религия. В основе поклонения - всесоздающие силы природы, которые для русского человека суть благо, добро и красота. Обоготворяется все, что связано с добротой и благом.

Русский человек чувствовал кровную связь с языческими божествами, олицетворяющими добро. Он считал их своими предками. Как справедливо отмечает А.Н. Афанасьев: "Со светлыми, белыми божествами славянин чувствовал свое родство, ибо от них ниспосылаются дары плодородия, которыми поддерживается существование всего живого на земле... "Слово о полку Игореве" говорит о славянах как о внуках Солнца - Дажьбога. Представители творчества и жизни, боги света, были олицетворяемы фантазией в прекрасных и большей частью юных образах; с ними связывались идеи о высшей справедливости и благе".

Крупнейший специалист по язычеству Б.А. Рыбаков полагает, что первоначально славяне "клали требы упырям и берегиням", олицетворявшим два противоположных начала - злое и доброе, враждебное человеку и оберегающее человека.

Позднее в сознании древнего русского человека высшие (по сути дела, нравственные) силы выражались в представлении о Роде. Это был не просто Бог, а скорее идея Вселенной, включавшая в себя все высшие и жизненно важные понятия существования русского человека. Б.А. Рыбаков отмечает, что с именем Рода связан широчайший круг понятий и слов, в котором корнем является "род":

Род (семья, племя, династия) Природа Народ Родить, рожать Родина Урожай

Таким образом, в народном сознании семья, народ, родина, природа, урожай воплощаются в едином символе. Представление о Роде и почитание его сохранялось и через много веков после принятия христианства. Только напрасно Церковь преследовала своих чад, когда они наполняли свои кубки в честь Рода. Это было не поклонение языческому божеству, а традиционное почитание нравственного принципа мироздания, который воплощало понятие Род.

Расшифровав рельефы древнего памятника русской языческой культуры Збручского идола (X в.), Б.А. Рыбаков так представляет мир языческих верований русского народа:

НЕБЕСНАЯ СФЕРА

Дажьбог - божество света, Солнца, податель благ, мифический родоначальник русских людей - "дажьбожьих внуков".

Перун - бог грозы и молнии, покровитель воинов. Земное пространство.

Мокошь - "мать урожая", хозяйка символического рога изобилия. Одна из двух рожаниц.

Лада - вторая рожаница, покровительница весенней ярой вегетативной силы и браков.

Люди - хоровод мужчин и женщин, помещенных у подножия божеств.

ПОДЗЕМНЫЙ МИР

Велес (Волос) - доброжелательный бог Земли, в которой покоятся предки. Бережно держит на своих плечах плоскость земного пространства с людьми на нем.

Рассматривая мир верований дохристианской Руси, следует еще раз подчеркнуть его скорее нравственный, чем религиозный характер. Боги - предки, осуществляющие постоянную нравственную опеку над живущими и требующие исполнения своих заветов. Божества - отражение добрых начал жизни, которым следует поклоняться. Культ добра и культ предков - главное содержание древнерусских верований.

Древнейший пласт верований на Руси после периода "упырей и берегинь" явно тяготеет в сторону единобожия. Языческая идея о Роде как творце вселенной, создателе всего видимого и невидимого мира приближается к христианским представлениям о Боге Саваофе - Боге Отце, Творце всего сущего. Славяне, писал в сер. VI в. Прокопий Кесарийский, считают, что "один только Бог, творец молний, является владыкой над всеми". В мире идет борьба Света и Тьмы, Добра и Зла. Главные атрибуты Бога суть Свет и Добро. Ближайшее к Богу существо есть Светло. Оно символизируется Солнцем. Существо Светло явилось на землю и воплотилось в русском народе, который, по древним поверьям, происходит от Солнца. Б.А. Рыбаков дает очень убедительную схему проявлений солнечного культа в Древней Руси и связи его с судьбой и мировоззрением русского народа.

1. Хорс ("круглый") - божество Солнца как светила. В "Слове о полку Игореве" назван "Великим Хорсом". По всей вероятности, очень древнее божество, представления о котором предшествовали идее светоносного небесного бога вроде Аполлона. Культ Солнца-светила ярко проявился у земледельцев энеолита, а уже в бронзовом веке появилось представление о ночном солнце, совершающем свой подземный путь по "морю мрака". Имя Хорса сохранилось в ритуальной лексике XIX в. ("хоровод", "хорошуль", "хоро").

2. Колаксай - мифический царь сколотов - праславян. Интерпретируется как Солнце-царь (от "коло" - круг, солнце).

3. Сколоты - приднепровские праславяне пахари, названные по имени своего царя Колаксая. В основе самоназвания лежит тот же корень "коло" - солнце, который есть и в имени царя. Записанная Геродотом легенда позволяет перевести слово "сколоты" как "потомки Солнца".

4. Дажьбог. Божественный мифический царь, называемый иногда Солнцем. Бог-податель благ. В изменении имени отразилось расширение представлений о солнечном божестве.

5. "Дажьбожьим внуком", т.е. "внуком Солнца", назван русский князь из Приднепровья, что позволяет сближать отголоски языческих мифов, сохранившиеся до XII в. н. э., с древними мифами о потомках Солнца, существовавшими в этих же местах в V в. до н.э.

6. Последним дошедшим до нас отголоском древних мифологических представлений о "внуках Солнца" является раздел русских богатырских сказок "Три царства", или "Золотое царство".

В 980 кн. Владимир, придя к власти, произвел своего рода реформу язычества и приказал устроить в Киеве новый пантеон главных языческих божеств. В него вошли Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Семарагл, Мокошь. Б.А. Рыбаков, сличивший состав пантеона Владимира и перечни богов по другим источникам, установил, что расхождение между ними касается части Рода и Сварога. По его мнению, это не различные божества, а лишь различные наименования одного божества. Небесное божество язычников могло именоваться и Родом (преобладает творческое, рождающее начало), и Сварогом ("небесный"), и Стрибогом (небесным богом-отцом). Небесным божеством был и Перун, бог грозы.

Высокий нравственный характер языческих воззрений русского народа одухотворял его жизнь, создавая зачатки высокой духовной культуры. Мифы и сказания о богах и богинях воспитывали художественный, поэтический, образный взгляд на мир. В культурном смысле древнерусская языческая мифология ни в чем не уступала древнегреческой языческой мифологии, а в духовно-нравственном смысле была выше ее. В мифах Древней Греции главный акцент делался на поклонение силе, сексуальной стороне жизни, равноправии добра и зла. В мифах Древней Руси акценты были расставлены иначе - поклонение свету и добру, осуждение зла, культ производительной силы как функции плодородия и продления рода, а не эротического смакования чувственных подробностей.

Поклонение единому Богу в образе солнца, символизирующего свет и добро, Роду, Дажьбогу - одухотворяло всю жизнь предков русского народа. Мотивы этого поклонения прослеживаются в сколотский период, даже в самом названии сколоты - потомки Солнца. Каждая неделя начиналась с воскресенья, которое в древнейшие времена именовалось днем Солнца, а позднее Дажьбожьим днем. По отношению к Богу (Роду, Дажьбогу) все остальные божества были производны ему и, возможно, даже являлись разными его наименованиями и воплощениями. Во времена, когда русские люди считали себя Дажьбожьими внуками, четверг был посвящен Перуну, а пятница - Мокоши, суббота - Велесу и предкам, которые покоятся в земле.

Годовой круг языческих обрядов соотносился с солнечным календарем, и самые значительные ритуальные действия совершались в дни зимнего и летнего солнцеворота - на стыке января и декабря и в июне.

26 декабря праздновался бог Род, творец всего сущего, и сопутствующие ему рожаницы. Почти две недели, вплоть до Велесова дня (6 января), проходили веселые гулянья, так называемые колядки, или зимние русалии. С ритуальной целью обряжали сноп или соломенную куклу, называя их Коляда. В нем воплощалось солнце-младенец, новорожденное молодое солнце, т.е. солнце будущего года. В образе Коляды, по-видимому, подразумевались ежегодно обновляющийся бог Род и неотвратимость победы светлого и доброго начала над злым. Злым божеством этого времени считался Карачун, именем которого у древних славян назывался день зимнего солнцеворота. По древним поверьям, сильные морозы и разгул злых духов и ведьм можно преодолеть веселыми гуляниями и радостными заклинаниями в честь солнечного бога. На зимние коляды приходилась самая великая пятница в честь богини Мокоши, которой особо молились женщины. 6 января язычники обращались к богу скота и богатства Велесу, прося его о плодородии, хорошем урожае и благополучии.

В начале февраля древние русские язычники отмечали Громницу - праздник в честь бога Перуна и почитания огня. 11 февраля обращались к богу скота и богатства Велесу, умоляя его сохранить домашних животных в последний зимний месяц. Вместе с Велесом (Волосом) в этот же день праздновали Волосынь, по-видимому его жен, представлявшихся русским в виде созвездия Плеяд. Совершали особый ритуал окликания звезд. Существуют сведения, что именно в этот день женщину, заподозренную в злых умыслах и сношении со злыми духами, зарывали в землю.

В языческой Руси год начинался 1 марта. В этот день праздновали Авсеня, божество смены времен года, благополучия, плодородия, а также Позвизда, божество ветров, бурь и непогоды.

В марте проходили т.н. Мертвые Коляды. Чтобы преодолеть мертвые силы зимы и закликать весну, выпекали из теста жаворонков, забирались с ними на деревья и крыши и просили ранней теплой погоды. Два раза в этот месяц - 9 и 25 марта праздновали богиню любви Ладу. Со дня весеннего равноденствия (25 марта) отмечали Комоедицы - медвежий праздник (в христианские времена получивший название Масленицы). Совершали обряд поклонения Перуну. Зажигали костры, прыгали через огонь для очищения себя от нечистой силы, благодарили Перуна за начало весны. В конце праздника сжигали на костре соломенную куклу, символизирующую зло и смерть.

В апреле язычники поклонялись божествам, связанным с любовью, продолжением рода и семейной жизнью, - Ладе, Яриле и Лелю. 22 апреля все вставали до рассвета и поднимались на высокие холмы, чтобы оттуда увидеть восход солнца. Это был один из ритуалов культа Дажьбога.

Первого и второго мая язычники снова славили богиню любви Ладу. 10 мая молились о плодородии Земли, считая, что в этот день Земля - именинница. 11 мая поклонялись Перуну - Царь-Огонь, Царь-Гром, Царь-Град. В этот день, как правило, были первые майские грозы.

В июне, после завершения тяжелых сельскохозяйственных работ, русские язычники молили свои божества о сохранении семян и посевов, о теплых дождях и хорошем урожае. Плодородие земли и продолжение человеческого рода в их сознании были связаны в едином образе ритуального персонажа, а возможно даже божества, Ярилы, олицетворяющего плодородие и сексуальную мощь. Ритуалы, связанные с Ярилой, начинались 4 июня и повторялись в этом месяце еще два раза. 19-24 июня шла русальная неделя, кульминацией которой был праздник Купалы, божества лета, покровителя полевых плодов и летних цветов. На полях жгли костры, вокруг них устраивались хороводы с пением. Чтобы очистить себя от нечисти, прыгали через костры, а затем прогоняли между ними свой скот. 29 июня отмечался праздник Солнца - поклонялись Дажьбогу, Сварогу, Хорсу и Ладе. Перед праздником Купалы (24 июня) совершали ритуалы Мокоши.

Языческие ритуалы июля и августа были преимущественно связаны с молениями о дожде, а после начала жатвы (24 июля) - с молениями о прекращении дождей. После окончания жатвы 7 августа - праздник первых плодов и урожая. 19 июля праздновали Мокошь, а на следующий день - самого Перуна. После завершения жатвы на поле оставляли небольшой кусок неубранного хлеба - "Велесу на бородку".

Проводы лета в сентябре начинали с обрядов, посвященных Белбогу, божеству света, добра, удачи и счастья. 8 сентября почитали Рода и рожаниц. 14 сентября, по древним поверьям, язычники считали, что птицы, змеи отправлялись в Ирье, теплую райскую страну, где царит вечное лето и растет мировое дерево.

Октябрь в языческих ритуалах был посвящен Мокоши (Мать Сыра Земля), божеству плодородия, судьбы, женского начала. С наступлением холодов в ноябре русские язычники обращались к богу огня Перуну и богине Мокоши, моля их согреть и сохранить, а 26 ноября совершали ритуалы владыке света и добра - Дажьбогу, одновременно моля злого божка Карачуна избавить их от смерти и падежа скота.

Крещение Руси в 988 преобразило русский народ. Добротолюбие, духовно-нравственные ценности, которым с древности поклонялись наши предки, нашли в русском Православии идеальное воплощение. Только в христианстве русский народ получил настоящее религиозное сознание. В свою очередь, русские святые и подвижники подняли христианство до огромных духовных высот. Ни в одной другой стране мира не было такого количества святых и подвижников, которые своей жизнью подтвердили торжество Православия. В то время как на Западе вера умирала, в России совершался религиозный подъем, в XX в. увенчанный терновым венцом миллионов мучеников за Православие. На фоне всего этого нелепостью являются утверждения о якобы существовавшем в России двоеверии - одновременном исповедании христианства и язычества. На самом деле из древних языческих обрядов русский народ сохранил только музыкальный песенный и плясовой элемент - хороводы, песни, игры. Исполняемые обряды не носили религиозного характера, а были лишь продолжением народной эстетической традиции. Имена большинства языческих богов были забыты, а оставшиеся - Купала, Лада, Ярило - воспринимались как игровые персонажи в народных обрядах.

Часть бывших языческих божеств и злых духов в народном сознании приобрели характер нечистой силы и вполне органично вписались в христианскую демонологию, рассматриваясь как воплощение сатаны. Общение с миром демонов считалось у русских людей страшным преступлением. Ведьмы и колдуны, уличенные в этом, уничтожались, крестьяне самосудом их жгли или топили в воде.

О. Платонов

Оцените определение:

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь

interpretive.ru

Что такое язычество и кто такие язычники?

На протяжении всей человеческой истории люди поклонялись богам и верили в высшие силы. Но если ислам, христианство и иудаизм считаются общепризнанными религиями, то отдельные верования относят к мистическим или философским мировоззрениям, а иногда придают им негативный оттенок.В христианском богословии все нетрадиционные религии принято называть языческими. В древние времена их старались пресечь, искоренить, для чего сжигали языческие храмы и уничтожали идолов. Тем не менее, язычество существует и в наши дни. Что это за понятие? Кто такие язычники и во что они верят?

Что означает слово «язычество»?

Термин «язычество» имеет славянское происхождение. Понятие связывают с церковным словом ıảзы́цы, что означает «племя, народ». К языческим религиям чаще всего относят этнические верования, которые в былые времена были приняты в небольших поселениях.

В европейских странах вместо слова «язычество» употребляют производные от латинского pagus (округ). Это связано с тем, что в Древнем Риме христианство начало распространяться с больших городов, а в малых еще долгое время сохранялись собственные религиозные представления.

Что такое язычество?

Понятие «язычество» имеет множество определений. Чаще всего под ним подразумевают любые религии, кроме трех мировых.В христианстве термин используется для противопоставления единобожию и указывает на политеистические верования, то есть мировоззрения, основанные на одновременной вере в несколько богов.

Нередко язычество называют идолопоклонством – верованием в другие творения, кроме единого Бога. Еще одно значение термина – иноверие, то есть вероисповедание, отличное от общепризнанных религий.

В более узком смысле под язычеством понимают исторически сложившиеся этнические верования, культурные традиции тех или иных народностей. В любом случае, его основная суть заключается в единении с природой, общении с предками посредством магических символов, идолов, божков.

В отличие от мировых религий, язычество считается более толерантным и взвешенным, в нем нет нетерпимости к инакомыслию, в нем отсутствуют понятие «ересь» и четко выраженные запреты, а человек признается совершенным с самого рождения и изначально не несет на себе печать греха.

Какие бывают языческие религии?

Языческих религий достаточно много. У каждого народа в давние времена были свои верования и убеждения. Так, на Руси существовало славянское язычество, сторонники которого одухотворяли природу и верили в существование всемогущих богов – Перуна, Дажьбога, Стрибога и других.В Древней Греции приветствовался культ целого ряда высших сил, разделявшихся на демиургов (прародителей) и богов первого, второго, третьего поколений (Зевс, Гелиос, Уран, Нептун и т.д.). В Египте почитался культ животных, а в Вавилоне поддерживались шумерские учения о существовании трех миров.

Кто такие язычники?

Язычниками называют людей, которые исповедуют языческие религии. Их появление – это результат дохристианского развития человечества. Душа человека не терпит пустоты, поэтому до возникновения вероисповеданий о едином Боге люди усваивали те представления, которые им предлагал окружающий мир.

Несмотря на то что язычники верят во многих богов, на деле практически в любой языческой иерархии есть верховные божества, то есть даже в сознании идолопоклонников существует некоторые догадки, что Творец все же един.

Что такое неоязычество?

В последнее время в мире начали появляться новые практики и учения языческих верований, которые получили название «неоязычество». Чаще всего наши современники реконструируют древние вероисповедания, придавая им свежий смысл, но иногда в неоязычестве появляются совершенно новые фетиши или соединяются разнородные вероучения.Простыми словами, под этим термином понимаются искусственные религии, которые создаются для возрождения национальной духовности из отдельных элементов древних этнических верований.

www.mnogo-otvetov.ru

Язычество – это религия или культурные традиции?

Существует множество определений понятия "язычество". Одни исследователи считают, что язычество – это религия, другие предполагают, что больше чем религия, а скорее, образ жизни, мысли целого народа, третьи просто предполагают, что это фольклорная составляющая древних людей. И все-таки стоит более подробно рассмотреть, чем было язычество в жизни людей далеких времен на примере быта и культуры древних славян.

язычество древних славянВ нынешней трактовке язычество – это религия стран, которые не исповедовали на тот момент монотеистических религий, не были приверженцами иудаизма. Язычество было широко распространено, но наиболее сильные культы были на территории древней Скандинавии и Руси. К язычникам относились и древние египтяне, и римляне, греки и многие другие народы, но при произношении этого термина в памяти возникают рунические формулы скандинавов и славянские традиции. Даже если принять определение, гласящее, что это религия, то язычество древних славян, впрочем, как и других народов, не было религиозным каноном. Древний человек жил этими устоями. Для него не было мира вне язычества. Понять и принять мироздание славяне могли только через комплекс и свод правил и законов языческого устройства. Для них язычество – это боги, а боги управляли каждой минутой их жизни, давали радость и наказание. Люди жили в соответствии с культом каждого божества. Каждый бог владел определенной частью мира и управлял ею, а человек принимал как должное и никогда не роптал на высшие силы.

язычество этоДревний славянский мир существовал по воле и под управлением богов. Это были не раздельные божества, боги язычества представляли собой четко структурированный пантеон. В иерархической лестнице каждый бог имел свой вес и определенный комплекс обязанностей. Парадокс язычества заключался в том, что в какой-то степени, несмотря на необыкновенную силу, которой были наделены боги и духи древних славян, сильны они были только в той стихии, которой управляли, в то время как человек включал в себя Вселенную, а просвещённый человек мог силой духа управлять всеми силами природы.

боги язычестваЧеловек был подобен богу Роду, который был верховным божеством, но в силу того, что его возможности включали в себя полный цикл, он мог быть женского и мужского рода, он мог быть огнем и одновременно водой, он был всем – сущностью Вселенной. Несмотря на это, а может быть, и потому что это явление было слишком сложным для понимания древнего человека, главенство в пантеоне времен князя Владимира было отдано Перуну, который управлял молниями и громом – вполне понятными мощнейшими природными явлениями, сила которых необыкновенно пугала древнего человека и служила регуляторной составляющей. Было понятно, что Перун может покарать, и наказание его будет страшнейшим ударом грома и молнии. Как и любой политеистический мир, язычество – это поклонение множеству богов, точнее, для каждого племени были важны определенные божества и духи, а верховный правитель был страшен, но далек.

боги язычестваДанный образ мысли и жизни настолько крепко вжился в культуру и саму жизнь славян, что после крещения Руси передал часть праздников, обрядов и божеств христианству. Божества изменили только имена, не изменив своих функций. Яркий тому пример - трансформация Перуна в Илью-пророка, который до сих пор в народе называется громовержцем. И таких примеров тысячи. Обряды, поверья, праздники существуют и в наши дни. Язычество – это мощнейший культурный комплекс, это история народа, его суть. Невозможно представить себе Русь без язычества. Даже понятие православия, введенное христианской церковью в XII веке, было позаимствовано из языческого канона славить право, правду – правильно жить.

fb.ru

История 1 (Язычество, христианство)

Семинарское занятие - 2 ч.

ЯЗЫЧЕСТВО ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

План:

  1. Причины крещения Руси, реформы язычества 980 года.

  2. Выбор веры. Принятие христианства.

  3. Период двоеверия.

Основная литература

  1. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций / Под. ред. Б.Н. Личмана. - Екатеринбург: Урал. гос. техн. ун-т, 1995. – 304 с. - С.60-66.

  2. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / ред. Н.И. Павленко. – Высш. шк., 1998. – 559 с. - С.46-48.

  3. История России с древнейших времен до конца XVII века. / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 1997. – С.75-85.

  4. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 399с. - С.206-212.

  5. Повесть временных лет. – М., 1996.

  6. Юдин А.В. Русская народная духовная культура: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Высш. шк., 1999. - 331 с. - С.55-124.

Дополнительная литература

  1. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. – М.: Юрайт, 1998. – 576 с. - С.20-23.

  2. История русской культуры. – М., 1996.

  3. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1994. - С.354-471.

Методические указания:

  1. В рамках первого вопроса необходимо сформулировать определение понятию «язычество».

Язычество – это …

Для более четкого понимания данного явления следует:

  1. Выделить признаки, характерные для язычества.

  2. Подтвердить предложенные признаки конкретными фактами из истории Руси X в.

  3. Подобрать аргументы, доказывающие политическую силу и слабость языческой религии для дальнейшего развития государства.

  1. При ответе на второй вопрос необходимо выделить этапы развития язычества. Определить причины изменения языческой веры. Определите, по какому пути шло развитие язычества.

Следует рассмотреть основных языческих богов, существовавших до реформы язычества 980 г., определите основные функции и воплощение каждого божества. Обратите внимание на связь языческих богов, почитаемых в той или иной местности, с видами хозяйственной деятельности населения (скотоводство, земледелие).

Помимо этого, в данном вопросе особое внимание надо уделить попытке Владимира реформировать языческий культ (культ Перуна, пантеон Владимира). Подумайте, каковы причины данной реформы и ее последствия для дальнейшего развития Руси.

  1. В рамках третьего вопросы необходимо составить развернутый конспект, выделяя следующие заголовки:

Развернутый конспект: Выбор веры. Принятие христианства

I Христианство – это …

II Причины принятия Русью православия:

Отразите информацию в форме таблицы (см. табл.1). Проанализируйте все перечисленные причины принятия христианства на Руси и определите главную причину, аргументируя свой выбор в выводе к таблице.

Таблица 1. Причины принятия христианства на Руси

Политические причины

Экономические причины

Социальные причины

Культурные

причины

III Основные черты христианской доктрины и устройства культа.

IV Последствия принятия христианства на Руси.

Обратите внимание на особенности культурного развития Руси после принятия христианства, определите роль византийского влияния на развитие русской культуры. На основе анализа последствий принятия христианства оцените значение крещения Руси.

  1. При ответе на четвертый вопрос необходимо определить понятие двоеверие.

Двоеверие – это …

Для систематизации знаний рекомендуется заполнить сравнительную схему:

Признаки язычества

Признаки христианства

Наряду со схемой необходимо:

  1. Доказать на конкретных примерах, что после принятия христианства языческие верование полностью не исчезли.

  2. Объяснить, почему на народном уровне происходило смешение элементов христианства и язычества (синкретизм).

К семинарскому занятию необходимо выучить представленные понятия, даты и события, персоналии!!!

Понятия:

Двоеверие – религиозное и культурное явление, заключающееся в сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований.

Крещение Руси - введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века (с 988 г.) году князем Владимиром Святославичем.

Культ предков – одна из ранних форм религии, поклонение душам умерших предков, которым приписывалась возможность влиять на жизнь потомков и приносились жертвы. В славянском язычестве выражается в почитание чуров, щуров, пращуров.

Монотеизм – (от моно и греч. theos – бог), система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие). В монотеизме Бог обычно персонифицируется, то есть является определённой «личностью». К монотеистическим религиям относятся иудаизм, ислам и христианство и др..

Политеизм – (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «бог, божество») - букв. «многобожие» - религия, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов. Боги имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния.

Тотемизм – комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных с представлением о сверхъестественном родстве между определёнными группами людей и так называемыми тотемами - видами животных и растений; культ животных и растений.

Фетишизм – религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства - культ неодушевленных предметов; форма первоначальной, непосредственной религии.

Христианство – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), возникло в I в. н. э. как вера в Иисуса Христа, основателя христианства, богочеловека, принявшего смерть на кресте во искупление грехов человеческих и затем воскресшего, вознесшегося на небо, спасителя мира, второго лица триединого божества. Главный источник вероучения - священное писание (Библия, особенно ее вторая часть Нового завета).

Христианство – религия, основанная на вере в единого Бога, обладающего абсолютной неразделимой властью и силой, а также являющегося Создателем всего сущего (монотеистическая религия).

Язычество – религия, возникшая на стадии родовых отношений, основанная на многобожии, поклонении силам природы и духам предков; идолопоклонство.

Даты и события:

957г. - крещение княгини Ольги в Константинополе

980-1015 гг. - княжение Владимира

980 г. - реформа язычества

988 г. - крещения Руси

Персоналии:

Владимир I (Креститель) – великий князь киевский (980-1015 гг.), сын Святослава Игоревича и ключницы Малуши. В 980 г., убив брата Ярополка захватил киевский престол. В 988 г. принял крещение, получил христианское имя Василий. В 988 г. ввел христианство в качестве государственной религии.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое язычество?

  2. Каковы основные черты языческой религии у восточных славян?

  3. Какова цель и итоги реформы язычества 980 г.?

  4. Почему киевский князь Владимир именно христианство избрал в качестве общегосударственной религии?

  5. Каково значение принятия христианства на Руси?

studfiles.net

Русь. Язычество. Мудрость предков — Веды — Древняя славянская культура

Русь. Язычество. Мудрость предков - ВедыЯзычество – это древнейшая вера на Земле. Оно впитало в себя многотысячелетнюю мудрость, знание, историю, культуру. В наше время язычниками называют тех, кто исповедует старую веру, бывшую до возникновения христианства.

А, к примеру, у древних евреев языческими религиями считались все верования, не признававшие Яхве, или отказавшиеся следовать его закону. Древнеримские легионы завоевали народы Ближнего Востока, Европы и Северной Африки. Одновременно это были и победы над местными верованиями. Эти религии иных народов, «языков» именовались языческими. Им предоставлялось право на существование в соответствии с интересами Римского государства. Но с возникновением христианства и сама религия Древнего Рима с культом Юпитера была признана языческой…

Что касается древнерусского многобожия, отношение к нему после принятия христианства было воинствующим. Новая религия противопоставлялась прежней как истинная – неистинной, как полезная – вредной. Такая установка исключала терпимость и предполагала искоренение дохристианских традиций, обычаев, обрядов. Христиане не хотели, чтобы потомкам их остались признаки «заблуждения”, которому они дотоле предавались. Подвергалось преследованию все то, что так или иначе было связано с русскими верованиями: «бесовские игрища», «нечистая сила», волхвование. Возник даже образ подвижника-«бесоборца», посвятившего свою жизнь не ратным подвигам на поле брани, а преследованию и уничтожению «темных сил». Такой ревностностью отличались новые христиане во всех странах. Но если в Греции или Италии время сберегло хотя бы малое количество древних мраморных изваяний, то Древняя Русь стояла среди лесов. И царь-огонь, разбушевавшись, не щадил ничего: ни людских жилищ, ни храмов, ни деревянных изображений богов, ни сведений о них, писаных славянскими резами на деревянных дощечках.

И лишь негромкие отголоски донеслись до наших дней из глубин языческого мира. А он прекрасен, этот мир! Среди удивительных божеств, которым поклонялись наши предки, нет отталкивающих, уродливых, омерзительных. Есть злые, страшные, непонятные, но куда больше прекрасных, загадочных, добрых. Славянские боги были грозны, но справедливы, добры. Перун поражал молнией злодеев. Лада покровительствовала влюбленным. Чур оберегал границы владений. Велес являлся олицетворением хозяйской мудрости, а также был покровителем охотничьей добычи.

Вера древних славян являлась обожествлением сил природы. Пантеон богов был связан с выполнением родом хозяйственных функций: земледелием, скотоводством, борт-ничеством, ремеслом, торговлей, охотой и т. д.

И не следует считать, что язычество – это всего лишь поклонение идолам. Ведь даже мусульмане продолжают кланяться черному камню Каабы – святыне ислама. У христиан в этом качестве выступают бесчисленные кресты, иконы и мощи святых. А кто считал, сколько крови было пролито и жизней отдано за освобождение Гроба Господня в крестовых походах? Вот настоящий христианский идол, одновременно с кровавыми жертвами. И воскурить фимиам, поставить свечку – это то же самое жертвоприношение, только принявшее благообразный вид.

Расхожее представление о предельно низком уровне культурного развития «варваров» не подтверждается историческими фактами. Изделия древнерусских резчиков по камню и дереву, орудия труда, ювелирные изделия, былины и песни могли появиться только на почве высокоразвитой культурной традиции. Верования древних славян не были «заблуждением» наших предков, отражающим «примитивизм» их мышления. Многобожие – это верования не только славян, но и большинства народов. Оно было характерно для Древнего Египта, Греции, Рима, культуру которых никак не назовешь варварской. Верования древних славян мало чем отличались от верований других народов, и эти отличия определялись спецификой жизненного уклада и хозяйственной деятельности.

В конце 80-х годов прошлого века доживающая последние дни Советская власть решила отпраздновать 1000-летие крещения Руси. Сколько раздавалось приветственных криков: «1000-летие русской письменности!», «1000-летие русской культуры!», «1000-летие русской государственности!» Но ведь Русское государство существовало и до принятия христианства! Недаром же скандинавское название Руси звучит как Гардарика – страна городов. О том же пишут и арабские историки, исчисляя русские города сотнями. При этом утверждая, что в самой Византии есть только пять городов, остальные же – «укрепленные крепости». И русских князей арабские хроники именовали хаканами, «хакан-Рус». Хакан – это императорский титул! «Ар-Рус – это название государства, а не народа и не города», – пишет арабский автор. Западные же летописцы называли русских князей «короли народа Рос». Не признавала за правителями Руси царского достоинства только надменная Византия, но она не признавала его и за православными царями Болгарии, и за христианским императором Священной Римской империи германской нации Оттоном, и за эмиром мусульманского Египта. Жители Восточного Рима знали только одного царя – своего императора. Но даже на врата Царьграда прибили щит русские дружины. И, между прочим, персидские и арабские хроники свидетельствуют, что русы делают «отличные мечи» и ввозят их в земли халифов.

То есть русы продавали не только меха, мед, воск, но и изделия своих ремесленников. И те находили спрос даже в краю булатных клинков. Другим предметом экспорта были кольчуги. Их называли «прекрасными» и «отличными». Технологии, таким образом, в языческой Руси были не ниже мирового уровня. Некоторые клинки той эпохи сохранились до наших дней. На них имена кузнецов-русов – «Людота» и «Славимир». И на это стоит обратить внимание. Значит, язычники-кузнецы были грамотны! Вот это и есть уровень культуры.

Расчет формулы мирового круговращения (Коло) позволил язычникам построить кольцеобразные металлические святилища, где они создали древнейшие астрономические календари. Славяне определяли продолжительность года в 365, 242, 197 суток. Точность уникальна! А в комментарии к Ведам упоминается расположение созвездий, относимое современной астрономией за 10000 лет до н. э. По библейской хронологии в это время не был создан даже Адам. Космические познания язычников шагнули довольно далеко. Свидетельство тому – миф о космическом вихре Стрибоге. И это согласуется с теорией зарождения жизни на Земле – гипотезой панспермии. Суть ее сводится к тому, что жизнь не возникла на Земле сама, а была занесена целенаправленным потоком со спорами, из которых потом развилось многообразие живого мира.

Именно эти факты и являются показателями, по которому следует судить об уровне культуры и образованности славян-язычников. И что бы ни утверждали приверженцы православия, но христианство – это пришлая, иноземная религия, которая прокладывала себе дорогу на Руси огнем и мечом. О насильственном характере крещения Руси написано немало, причем не воинствующими безбожниками, а церковными историками.

И не стоит считать, что население русских земель безропотно приняло повеление Владимира-отступника. Люди отказывались приходить на берег реки, уходили из городов, поднимали восстания. И язычники отнюдь не таились в отдаленных лесах – еще век спустя после крещения волхвы объявились в крупных городах. А население никакой враждебности к ним не испытывало, и либо с интересом внимало им (Киев), либо вовсе охотно шло за ними (Новгород и Верхнее Поволжье).

Так и не смогло христианство полностью искоренить язычество. Не принимали люди чуждую веру и свершали языческие обряды. Приносили жертвы водяному – топили коня, или улей, или черного петуха; лешему – оставляли в лесу коня или хотя бы масленый блин или яйцо; домовому – ставили плошку с молоком, обметали углы смоченным в петушиной крови веником. И верили, что если от досаждающей нечисти не помогает крестное знамение или молитва, то поможет происходящая от языческих заклятий матерная брань. Кстати, в Новгороде были найдены две берестяные грамоты. В них содержится, по крайности, единственный матерный глагол да «ласковое» определение в адрес некой новгородки, задолжавшей деньги составительнице грамоты, и обозначенной за это женским естеством.

Спору нет – за десять веков православие оказало огромное влияние на историю, культуру, искусство России, на само существование Российского государства. Но вот принял бы Владимир Креститель католическую веру или ислам, и кричали бы нынешние апостолы «русской исконной веры» о «возрождении русского католичества…», или «… Россия – оплот мирового мусульманства. » Хорошо еще, что не отправили послов к жрецам культа Вуду.

А старая вера древних руссов все равно останется русской верой.

svargich.ru

2. Язычество Древней Руси.

Более тысячи лет отделяет нас от тех, ставших уже легендарными, времен, когда

Россия, в то время Русь, стала христианской страной. Крестом и мечом на

протяжении столетий насаждалась новая вера среди русского народа. Торжество

христианства было достигнуто путем подавления жесткого сопротивления народа,

сопровождалась крупными историческими событиями, имевшими зачастую

трагическую окраску. События тех лет скрыты от нас завесой тысячелетия.

Большинство летописей, как источников прошлого сгорело в пожарах войн и

междоусобицах, когда брат вставал на брата, сын на отца. Когда полчища

иноземных завоевателей топтало русскую землю Да и просто истлело от старости

и от недосмотра наших предков. Поэтому вокруг проблемы крещения Руси до сих

пор не стекает острая полемика, сталкиваются различные точки зрения.

Бесспорно влияние христианства на отечественную культуру высоко, но говоря о

прогрессивном характере христианизации нельзя не отметить побочные

отрицательные последствия этого процесса. Пришедшее на Русь христианство

подавляло предшествующую ему национальную культуру. Выстроенный церковью

идеологический барьер на многие века отгородил Русь от Западной Европы и

стран Востока. Не всегда благоприятную роль играли тесные связи с

византийской культурой, находящейся в состоянии упадка и застоя.

Русь не сразу же и без восторга приняла христианство. Усвоение новой религии

не представляло собой единоразового и беспроблемного акта. Ведь крещение это

еще не христианизация. Чтобы понять Бога нужно принять его не телом, а душой,

сердцем. Да и религия до христианизации была другая.

Языческое землевладельцев Восточной Европы сложилось во II-I тысячелетии до

н.э., в эпоху первобытного строя и бронзового века, задолго до возникновения

славянских государств. У древних славян сформировался культ: земли, солнца,

дождя, рек, источников, т.е. всего, что было связано с производственной

деятельностью земледельца. Зависимость урожая от природных условий, от

цикличности сельскохозяйственных работ придавала и подчиняла жизнь

земледельца, налаживала своеобразные путы на его мировоззрение. Не располагая

научными знаниями об окружающем мире, причинах погодных условий, явлений,

смены времен года, рождения и смерти, человек раннего средневековья находился

в плену сложных религиозных, в частности магических верований, обожествляя

постоянно повторяющиеся природные явления.

У славян был разный уровень богов. Поздний культ Перуна стоял на ровне со

сложившимися в разное время и имеющих разное происхождение культа Сварога,

Хорса и Ярилы. Наряду с ними почитались божества плодородия и предков – Род и

Рожаницы, бог скота, Волос, женское божество Мокошь, множество низших

божеств, духи добра и зла – Берегини и Упари, Русалка и прочие. Со временем

бы Род превратился бы в главное Бога, что связано с наметившимся развитием

религиозных представлений в сторону единобожия, т.е. монотеизма. Солнечные

символы Древней Руси тесно связаны с конем (коньком) и водоплавающей птицей,

прежде всего с уткой. Их изображение в виде амулетов – оберегов часто находят

при раскопках курганов. Вера в существование загробного мира заставляла

вместе с покойником класть в могилу все, что могло ему пригодиться, в том

числе жертвенную еду. При похоронах лиц, принадлежавших к социальной

верхушке, сжигали их наложниц, справляли поминки так называемую тризну.

Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили

моления и жертвоприношения. Они представляли собой округлые или сложные по

очертаниям, как розетки, земляные или деревянные сооружения. В центре капища

находилось каменное или деревянное изображение богов, вокруг него жгли

костры. В жертву богам приносили плоды земли, животных и птиц, а также

человеческие жертвоприношения. Такие святилища изучены на Волхове под

Новгородом и в других местах. Языческий четырехсторонний идол из реки Збруга

на Волыни дает картину мира предхристианских времен. На нем изображены три

горизонтальных ряда человеческих фигур, что свидетельствует о существовании в

представлениях того времени трех ярусов мира – верхнего, почти бесконечного

неба с устремленными вверх мужскимии женскими богами, близкого зрителям

среднего – земли и нижнего – подземного, боги которые держат на себе верхние

ярусы вселенной. В верхнем мире могут быть опознаны Перун с саблей и конем,

Дажьбог, женского божество с рогом изобилия и коньком (Берегиня или

Рожаница?) и др.

Обслуживанием культа и выполнением ритуальных действий занимались волхвы –

кудесники, обладавшие даром психологического воздействия на людей и

составлявшие социальный слой. В древности функции культа были соединены с

властью племенных старейшин и князей, но в Древней Руси жречество уже

отделилось от политической власти и свидетельства XI века о языческих

выступлениях против князей, подтверждают это.

Формирование господствующего класса, связанного с военной функцией, с

внешнеэкономическим принуждением изменило традиционное отношение божеств и

выдвигало дружинного бога молнии Перуна вперед. Именно он позднее стал

объектом монотеистического культа при дальнейшем развитии религии на основе

язычества, отодвинув божество Род на второе место. Это подняло язычество на

новую ступень и делало его государственным культом. Княжеская власть вступает

в новые тесные связи с культом, святилища соседствуют с княжескими замками.

Власть князя заинтересована в идеологической поддержке со стороны волхвов,

обеспечивала их долей даней и военных трофеев. От этого видимо и происходит

десятая часть, перенесенная затем князем Владимиром на христианский культ

(Десятинная церковь). В условиях дальнейшей смены в Древней Руси язычества

христианством вынесение на первое место культа Перуна способствовало

укреплению монотеизма, но не могла оставить заметной памяти в XI-XIII веках,

(времена, к которым относятся письменные сообщения о древнерусском

язычестве). Этот слой в двухтысячелетней толще язычества оказался слишком

тонким.

studfiles.net

Возникновение язычества на Руси — Древняя славянская культура

Возникновение язычества на РусиЯзычество и история возникновения данной религии на территории Древней Руси и последующих государств, образованных в этой местности, берет свои истоки во времена формирования славянского этноса. Само по себе язычество возникло в далеких веках, еще во времена первобытных племен, что подтверждают наскальные рисунки и оставшиеся артефакты в виде статуэток божеств и ритуальных предметов. Поэтому все народности и этносы, которые когда-либо проживали или временно находились на прилегающих территориях «делились» своей мифологией и верованиями. Таким образом, на базе праиндоевропейской общности начали выделяться исконно славянские языческие верования. Таким образом, язычество стало возникать одновременно с процессом выделения славянского этноса из общего числа индоевропейских.

Возникновение язычества на территории Киевской Руси можно отнести к периоду, предшествовавшему образованию самого государства. Еще во времена разрозненных и раздробленных племен среди последних имели место верования в существование различных божеств. Они базировались на анимистических представлениях того, что у всего вокруг есть своя душа. То есть, природа и ее явления, животные и птицы, человек и местность, на которой он проживает, — все это имеет душу. Отсюда стали отделяться определенные поверья в существование конкретных божеств дождя, солнца, ветра. Стали появляться магия, а также тотемизм и фетишизм, которые в синкретическом объединении стали основой для языческой религии древних славян.

Первый этап язычества славян представлял собой веру в духов природы, поклонение духу Земли, культ воды и огня – стихий, из который образовался весь мир. После возникновения подобных взглядов на природу, славяне шагнули далее и предположили, что все природные объекты населены мифическими и сверхъестественными духами-существами вроде русалок, лесовиков и водяных. В честь подобных божеств стали устраивать празднества, в ходе которых их пытались всячески ублажить, принести в жертву какие-либо блюда.

Это делалось для того, чтобы оградить себя от гнева существ, так как последние могли повлиять на человека, наслав на него беду, болезни или лишив урожая. Также в этот же период у славян появляется вера в общего предка каждого рода, который являлся животным. Это могли быть медведи, лоси, волки и другие животные. В их честь проводили обряды и приписывали им различные характеристики, сходные с людскими. Предков-животных почитали и в отдельные дни устраивали праздники в их честь, чтобы получить их расположение и те помогали людям в охоте и рыбалке, земледелии и собирательстве.

На втором этапе развития язычества на Руси славяне стали придумывать собственных верховных богов, многие из которых имели праобразы в прошлых божествах или одухотворенных предках-животных. Среди них бог Род, Сварог, Даждьбог, Макошь и другие. Третий же этап подарил Руси Сварожичей и других более молодых богов, которых стали почитать на государственном уровне и даже внесли в пантеон богов князя Владимира. После принятия христианства на Руси еще долгое время превалировало язычество.

svargich.ru