Вотчина в Древней Руси. Верьв в древней руси это
Культура и быт языческой Руси — Язычество
В любой стране культура развивается в тесном взаимоотношении с общественными изменениями и потрясениями. Культурное развитие имеет тесную взаимосвязь с историей, и это естественно касается и русской культуры. Н. Бердяев – знаменитый русский философ – в истории русской культуры выделял пять основных периодов, одним из которых является период языческой культуры Древней Руси. Это первый и самый древний слой культуры России, хронология которого относится к середине первого тысячелетия после Рождества Христова. Этот этап в свою очередь можно разделить на три периода:
властвование берегинь и упырей;
культ Рода;
культ бога Перуна – покровителя княжеской дружины.
Суждения о мире у древних славян основывалось на понятиях сопоставления порядка и хаоса, постоянной борьбы добра и зла. Люди верили в духов и сверхъестественных созданий (упырей, берегинь, домовых) и сопровождали свою веру периодическими жертвоприношениями. Жертвами выступали и домашний скот, и вещи, вышитые своими руками, драгоценности. В выборе жертвы главную роль играл именно объект поклонения, которому она приносилась. Известны случаи и человеческих жертвоприношений – в купальные праздники было принято топить девушек. Считалось, что таким образом совершается ритуал брака с потусторонними силами. Кроме того, первоначально славяне практиковали убийство своих врагов и поедание их каких-либо органов, чтобы обрести определенные силы и навыки противника.
У каждого славянского племени был свой бог, которому они всецело поклонялись, но, кроме того, было и признание одного общего племенного бога, которым чаще всего выступал или Велес (бог животных), или Перун (громовержец). Культура и быт языческой Руси развивались очень стремительно.
У восточных славян прослеживается очень развитая форма обрядности –упорядоченная система мистических действий, направленных на управление природой и окружающим миром. Поклонение богам сопровождалось магическими обрядами и ритуалами. Развитая система обрядов восточных славян положила начало развитию и совершенствованию художественной культуры и искусства языческой Руси. Славяне верили, что определенные амулеты и обереги смогут уберечь их от темных сил и активно занимались их изготовлением, подключая к этому процессу всю свою фантазию. Они занимались чеканкой, скульптурой, резьбой, создавая при этом уникальные изображения. В народном фольклоре и зодчестве активно использовались языческие символы – образы дуба, березы, изображения птиц.
Древние славяне активно занимались строительством храмов, используя при этом самый натуральный материал – дерево. Как правило, у каждого храма было по несколько куполов. Но эти строения использовались в основном для хранения объектов поклонения, сами же магические ритуалы и обряды, в том числе и жертвоприношения, люди устраивали, как правило, на природе под открытым небом.
Для того, чтобы объединить восточных славян в одно цельное государство, князю Владимиру необходимо было подчинить все племена одной единой идеей, одной религией. Красное Солнышко провозгласил единой религией язычество, и объявил Перуна главным богом для всех восточных славян. Но каждое племя продолжало верить в своего особенного бога, поэтому для объединения государства потребовались более радикальные меры. Такой мерой стало внедрение христианства на Руси.
pagandom.ru
Вира в Древней Руси
Все знают, что Средневековье – жестокий период. Это верно. Но в средневековой русской истории были времена, когда смертная казнь за преступления законом не предусматривалась, а вместо нее применялось взыскание с виновного денежной суммы в пользу государства. Такую выплату называли вирой.
Происхождение термина
Считается, что традицию брать плату за убийство или увечье вместо кровной мести заимствовано Русью у скандинавов. Во всяком случае, термин точно не славянский. Он родственен латинскому и древнегерманским языкам.
«Vir» по-латыни означает «муж», «полноправный взрослый мужчина». Таким образом, «вира» – как бы компенсация за потерю кормильца. Но средневековое русское законодательство подразумевало взимание виры и за убийство либо увечье женщин.
Область применения
Словом «вира» обозначали плату за смерть или увечье. Древнерусское законодательство устанавливало выплаты и за имущественный ущерб. Но к таким штрафам слово «вира» не применялось. Они выплачивались пострадавшему, а вира – князю или его «официальным представителям». Штраф в пользу потерпевшего или его родственников могли присудить вместе с вирой.
Вирой наказывался только ущерб свободному человеку. Размеры ее зависели от его общественного положения. Самая большая вира (до 80 гривен, а это по тем временам совершенно астрономическая сумма) назначалась за «княжих людей». За убийство чужого холопа платилось возмещение хозяину, а за своего – наказания не полагалось. Закон четко расписывал «расценки» за смерть представителя разных сословных групп и типы увечий: потерю конечностей, глаза, и т.д.
«Русская Правда» Ярослава Мудрого подразумевала применение виры параллельно с кровной местью. Виру брали в том случае, если родственники не желали мстить, или мстителя не оказывалось (им мог стать только мужчина определенной степени родства). Но уже «Правда Ярославичей» упоминания о кровной мести не содержит.
Если преступника не находили, он оказывался неплатежеспособным либо община не выдавала его, применялась «дикая вира». Платила вся община, к которой принадлежал виновный либо на чьей территории было совершено преступление.
С полученной виры князь обязан был внести церковную десятину, которую передавал епископу.
История вопроса
Понятие «вира» в русском законодательстве использовалось в домонгольское время. Впервые оно появилось не в национальных документах, а в международных договорах (в IX веке) и рассматривалась как компенсация за погибшего, выплачивавшаяся в случае, если убийца не был пойман и предан смертной казни.
Внутри страны долгое время нормой считалась месть. Но такое положение вещей нарушало «монополию государства на насилие». Поэтому большинство историков и юристов согласны с тем, что введение виры было попыткой киевских князей укрепить свою власть, переняв на себя право карать за серьезные преступления. По этой же причине княжеские люди при назначении наказания «ценились» особенно высоко.
Можно сентиментально умиляться «гуманизму» Ярослава Мудрого и Ярославичей, отказавшихся от мести и смертной казни. Но преступники тех времен, вероятно, предпочли бы лишиться головы, чем оказаться вынужденными платить назначенную виру, ибо суммы назначались совершенно нереальные для выплаты рядовым общинником.
При новом объединении страны после монгольского нашествия законодательство изменилось, и понятие «вира» из него исчезло.
istoriyakratko.ru
Чем питались на Древней Руси ?
Издревле и в течение многих столетий простые русские люди употребляли в пищу практически одно и то же. Их меню состояло прежде всего из ржаного, реже пшеничного, хлеба, каши, овсяного киселя и различных овощей. Обильна и доступна для всех была мясная кухня: кроме домашних животных и птиц, ели всякого рода дичь, которой было полно в лесах. Реки и озера изобиловали рыбой. В пищу употребляли и мясо медведей или белок, однако с этим не соглашалось духовенство, считая диких животных «нечистыми» . Не полагалось есть и так называемую «давленину» , то есть тех птиц, которые были удавлены силками, а не зарезаны или застрелены. Во время праздников готовились особо торжественные блюда — пироги и блины. Очень долго на Руси ничего не знали о пряностях (соли, перце, ядрице) . Впрочем, как и о картошке. Она начала культивироваться в стране только с XVIII века. Из напитков русские люди употребляли в основном различные сорта кваса, браги, пива, меда. Заморские же (виноградные) вина были доступны только очень состоятельным людям. Такие привычные для нас напитки, как чай и кофе, впервые появились в России во второй половине XVII века.
овёс, пшено и репа.
А это, смотря как, готовить...
и что примечательно они жили меньше нашего, нездорово питающихся)))))
Почитайте художественные книги "Разин Степан", "Батый", "Дмитрий Донской". В них исчерпывающе и достоверно описывается быт людей, живших в то время.
Пища подбирается соответствено климату, вероисповеданию, наши предки были не дураки и здоровее в сто раз.
Щи да каша - пища наша. Щи готовили из кислой (квашеной) капусты со свининой. Каша готовилась молочная в из риса и пшена в глиняных мисках и томилась в вольной русской печи, то есть топили печь, пока дрова горят в чугунах варили щи или похлебку (картофельный суп) . Когда дрова прогорали, жар -горящие угли- выгребали и ставили в печь томиться суп в чугуне. И в глиняной миске смешивали для каши молоко, рис, пшено, соль и также ставили в печь, которую закрывали заслонкой. И до обеда и суп и каша томились в печи. В обед кашу доставали и сверху смазывали сливочным маслом. Каша получается очень вкусная и аппетитная, с пенкой. Весь секрет приготовления вкусной каши - русская печь. В чугунах тушили капусту или картошку с мясом. Томили молоко. Делали жаренку - тушеное мясо. Пекли пироги. На жару пекли блины и ели их с манной кашей, сваренной когда печь топится. Блины и манная каша получаются с дымком и отменным вкусом. Парили свеклу и репу, морковь. Сушили грибы. Делали вареники с квашеной капустой и сушеными грибами. В старину говорили: "Была бы коровка и курочка - состряпает и дурочка".
Потому что не было картошки .
Древние славяне, как и многие народы того времени, верили, что множество болезней появляется от употребления мертвечины. Первые сделали такой вывод индусы. Как только низшие касты стали употреблять в пищу мясо, они стали болеть. Болезней насчитывалось около восьмидесяти! Это испугало индусов, ведь раньше болезней было всего три, одна из которых-старость. Чем же питались древние славяне? Ответ на этот вопрос помогли дать раскопки на территории древних городов. Из «Велесовой книги» мы узнали, что славяне пришли из местности Кулу, окруженной Гималаями. Сейчас это территория Индии. Древние тексты, найденные учеными, свидетельствуют о том, что пища древних славян была исключительно растительного происхождения. Они верили в пользу вегетарианства, занимались земледелием. Еда древних славян состояла из злаковых: просо, пшеницы, ржи, ячменя, гречихи овса. Зерна перемалывались в муку или просто употреблялись размоченными или поджаренными. Хозяйки варили и каши с растительным маслом. Из муки выпекалась пресная лепешка, немного позже, в еде славян появился хлеб на квасе. Женщины выпекали первые хлебные изделия (караваи и калачи) на свадьбу или другие важные события. Немного позже появились и пироги с самыми разнообразными начинками. Также варили каши с растительным маслом. Летом варили тюрю – прародитель современного картофеля.
touch.otvet.mail.ru
Вотчины и родовые поместья бояр на Руси
«Вотчиной» (от слова «отец») в средневековых русских документах могли назвать любое наследство. Но чаще это слово употреблялось в конкретном контексте, и так оно используется историками-медиевистами. Как юридический термин, понятие вотчины применялось до XVIII века, и еще на протяжении столетия – как условное наименование.
Каждый да держит отчину…
Такая формулировка приведена в решении Любечского съезда князей 1097 года. Речь шла о неприкосновенности соседних владений. Соответственно, под «вотчиной» князья разумели контролируемые каждым из них на тот момент земли вместе с населяющими их людьми.
Слово употребляется в разных изданиях «Русской Правды» и ранее. По этим документам можно понять, что вотчина – владение крупного феодала (князя или боярина), которое он получил в наследство от предков и которое закреплено за его родом.
Это понятие включает не только земельный надел, но и обязательно подданных, живущих на нем. Вотчинник обладает по отношению к ним особыми правами – получает платежи, требует повинности, осуществляет суд.
Изначально вотчиной именовали только владения киевских князей. То есть понятие по сути приближалось к «территории государства». Затем так же стали называть владения богатых бояр и удельных князей. Таким образом, вотчина представляла собой государство в государстве, и владелец получал право на осуществление части государственных функций. В числе прочего, он мог раздать часть земель своим слугам «в кормление», то есть в качестве вознаграждения за службу. Но вотчинным такое владение не становилось – его можно было передать по наследству, но лишь при условии, что наследник устроит сюзерена и тоже будет ему служить.
Вотчину можно было получить другими способами: получить в наследство, в подарок, купить или завоевать.
Не совсем собственность
Большинство историков указывает, что вотчина уже в XI веке представляла собой частную собственность боярина. Это не совсем так. Владение принадлежало не человеку, а роду. Им можно было распоряжаться (до продажи и дарения включительно), но только с согласия семьи. Закон оговаривал права наследников (супруги, детей, братьев) на вотчинное владение. Но верно, что боярин мог иметь несколько вотчин на значительном удалении друг от друга, причем его владения могли быть на земле одного князя, а службу он при том нес у другого. Этим вотчина отличается от феодального поместья, которое тоже можно было передать по наследству, но лишь при условии несения службы в пользу высшего сюзерена земли. Именно поэтому
Вотчинные права достигли максимума в эпоху феодальной раздробленности. Усиление же центральной власти же почти сразу вступило с этими правами в противоречие. В XVI веке в Московском государстве начинается ограничение прав вотчинников. Иван Грозный поступил еще проще – сократил количество вотчинных бояр, подвергнув их репрессиям и конфисковав владения в пользу короны. В период опричнины он предпочитал полагаться на помещиков – служилых людей, получавших землю и крестьян от короны за службу (от слова «поместить»). Помещик был заинтересован в карьере – он не получал земли по наследству, а только по выслуге. Распределением владений ведал Поместный приказ.
Позже Петр I юридически уравнял родовые поместья и вотчины, объединив их под термином «имение». После этого слово «вотчина» уже использовалось только символически.
istoriyakratko.ru