Где находился Константинополь? Как сейчас называется Константинополь? Царьград на карте древней руси


Где находился Константинополь? Как сейчас называется Константинополь?

Легендарный город, сменивший множество названий, народов и империй... Вечный соперник Рима, колыбель православного христианства и столица империи, просуществовавшей века… На современных картах этот город вы не найдете, тем не менее он живет и развивается. Место, где находился Константинополь, расположено не так уж и далеко от нас. Об истории этого города и его славных легендах поговорим в этой статье.

Возникновение

Осваивать земли, находящиеся между двух морей – Черного и Средиземного, люди стали в VII веке до н.э. Как говорят греческие тексты, на северном берегу Босфорского пролива обосновалась колония Милета. Азиатский берег пролива обжили мегарцы. Два города стояли друг напротив друга – в Европейской части стоял милетский Византий, на южном берегу – мегарский Калхедон. Такое положение населенного пункта позволяло контролировать Босфорский пролив. Оживленная торговля между странами Черного и Эгейского моря, регулярные потоки грузов, торговые корабли и воинские экспедиции обеспечивали таможенными сборами оба этих города, которые вскоре стали одним целым.Где находился Константинополь

Так, наиболее узкое место Босфора, позже названное бухтой Золотого Рога, и стало той точкой, где находится город Константинополь.

Попытки захватить Византий

Богатый и влиятельный Византий привлекал внимание многих полководцев и завоевателей. Около 30 лет во времена завоевательных походов Дария, Византий находился под владычеством империи персов. Поле относительно спокойной жизни на протяжении сотни лет к его вратам подошли войска царя Македонии – Филиппа. Несколько месяцев осады закончились безрезультатно. Предприимчивые и богатые горожане предпочитали платить дань многочисленным завоевателям, нежели вступать в кровопролитные и многочисленные сражения. Покорить Византий удалось другому царю Македонии – Александру Великому.где находится Константинополь сейчас

После того как империя Александра Македонского была раздроблена, город попал под влияние Рима.

Христианство в Византии

Римские и греческие исторические и культурные традиции были не единственными источниками культуры будущего Константинополя. Возникнув на восточных территориях Римской империи, новая религия, как пожар, охватила все провинции Древнего Рима. Христианские общины принимали в свои ряды людей различной веры, с различным уровнем образования и дохода. Но уже в апостольские времена, во втором веке нашей эры, появились многочисленные христианские школы и первые памятники христианской литературы. Многоязычное христианство постепенно выходит их катакомб и все громче заявляет о себе миру.

Императоры-христиане

После разделения огромного государственного образования восточная часть Римской империи стала позиционировать себя именно как христианское государство. Император Константин принял власть в древнем городе, назвав его Константинополем, в свою честь. Были прекращены преследования христиан, храмы и места поклонения Христу стали почитаться наравне с языческими святилищами. Сам Константин принял крещение на смертном одре в 337 году. Последующие императоры неизменно укрепляли и защищали христианскую веру. А Юстиниан в VI в. н.э. оставил христианство единственной государственной религией, запретив древние обряды на территории Византийской империи.Константинополь находится

Храмы Константинополя

Государственная поддержка новой веры положительно сказалась на жизни и государственном устройстве древнего города. Земля, где находился Константинополь, полнилась многочисленными храмами и символами христианской веры. В городах империи возникали храмы, проводились богослужения, привлекая в свои ряды все новых и новых адептов. Одним из первых знаменитых соборов, возникших в это время, стал храм Софии в Константинополе.

Храм Св. Софии

Основателем его был Константин Великий. Это имя было широко распространенным в Восточной Европе. Софией звали христианскую святую, жившую во II веке н.э. Иногда так называли Иисуса Христа за мудрость и ученость. По примеру Константинополя, первые христианские соборы с таким именем распространились по всем восточным землям империи. Сын Константина и наследник Византийского трона, император Констанций, перестроил храм, сделав его еще красивее и просторней. Сто лет спустя, во время несправедливых гонений на первого христианского богослова и философа Иоанна Богослова, храмы Константинополя были уничтожены мятежниками, а собор Св. Софии сгорел до основания.

Возрождение храма стало возможным лишь при правлении императора Юстиниана.

храмы Константинополя Новый христианский владыка возжелал отстроить собор. По его мнению, Святая София в Константинополе должна почитаться, а посвященный ей храм обязан превзойти своей красотой и величием любое другое сооружение данного рода во всем мире. Для возведения подобного шедевра император пригласил знаменитых архитекторов и строителей того времени – Амфимия из города Тралл и Исидора из Милета. В подчинении зодчих трудились сто помощников, а в непосредственном строительстве были заняты 10 тыс. человек. К услугам Исидора и Амфимия были самые совершенные строительные материалы – гранит, мрамор, драгоценные металлы. Строительство длилось пять лет, и результат его превзошел самые смелые ожидания.святая софия в константинополе

По рассказам современников, съезжавшихся в место, где находился Константинополь, храм царил над древним городом, как корабль над волнами. На удивительное чудо съезжались посмотреть христиане со всех концов империи.

Ослабление Константинополя

В VII веке на Аравийском полуострове возникло новое агрессивное исламское государство - Арабский халифат. Под его давлением Византия потеряла свои восточные провинции, а европейские области постепенно завоевывались фригийцами, славянами, болгарами. Территория, где находился Константинополь, неоднократно подвергалась нападению и обкладывалась данью. Византийская империя утрачивала свои позиции в Восточной Европе и постепенно приходила в упадок.

в 1204 году войска крестоносцев в составе венецианской флотилии и французской пехоты взяли Константинополь в многомесячную осаду. После продолжительного сопротивления город пал и был разграблен захватчиками. Пожары уничтожили множество произведений искусства и памятников архитектуры. На месте, где стоял многолюдный и богатый Константинополь, находится нищая и разграбленная столица Ромейской империи. В 1261 году византийцы смогли отбить Константинополь у латинян, но вернуть городу былое величие уже не удалось.

Константинополь сейчас называется

Оттоманская империя

К XV веку Оттоманская империя активно расширяла свои границы на европейских территориях, насаждая ислам, мечом и подкупом присоединяя к своим владениям все новые и новые земли. В 1402 году турецкий султан Баязид уже пробовал взять Константинополь, но потерпел поражение от эмира Тимура. Разгром при Анкере ослабил силы империи и продлил спокойный период существования Константинополя еще на полвека.

В 1452 году султан Мехмед 2 после тщательной подготовки приступил к захвату столицы Византийской империи. Предварительно он позаботился о захвате более мелких городов, окружил Константинополь своими союзниками и начал осаду. В ночь на 28 мая 1453 город был взят. Многочисленные христианские храмы превращались в мусульманские мечети, лики святых и символы христианства исчезали со стен соборов, а над Св. Софией взлетел полумесяц.

храм Софии в Константинополе

Византийская империя прекратила свое существование, а Константинополь стал частью Османской империи.

Правление Сулеймана Великолепного подарило Константинополю новый "Золотой век". При нем возводится мечеть Сулеймание, которая становится символом для мусульман, таким же, каким оставалась Св. София для каждого христианина. После смерти Сулеймана Турецкая империя на протяжении всего своего существования продолжала украшать древний город шедеврами зодчества и архитектуры.

Метаморфозы имени города

После захвата города турки не стали официально его переименовывать. Для греков он сохранил свое название. Наоборот, из уст турецких и арабскими жителями все чаще стало звучать «Истанбул», «Станбул», «Стамбул» – так все чаще стал именоваться Константинополь. Сейчас называется две версии происхождения этих имен. Первая гипотеза утверждает, что это название - плохая калька греческой фразы, в переводе означающей «иду в город, иду к городу». Другая теория опирается на название Исламбул, что в переводе означает «город ислама». Обе версии имеют право на существование. Как бы там ни было, название Константинополь используется по-прежнему, но в обиход входит и прочно укореняется и имя Стамбул. В этой форме город и попал на карты многих государств, в том числе и России, но для греков он по-прежнему именовался в честь императора Константина.

Современный Стамбул

Территория, где находится Константинополь, сейчас принадлежит Турции. Правда, звание столицы город уже утратил: по решению турецких властей столица в 1923 году была перенесена в Анкару. И хотя Константинополь сейчас называется Стамбулом, для многих туристов и гостей древний Византий по-прежнему остается великим городом с многочисленными памятниками архитектуры и искусства, богатый, по-южному гостеприимный, и всегда незабываемый.

fb.ru

Где находится Царьград?

Чтобы отыскать ответы на поставленные вопросы, давайте внимательно прочитаем очерк Д. Белоусова «Щит на вратах Цареграда».

Жанр баллады прекрасно иллюстрируют произведения В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, но «Песнь о вещем Олеге» оставляет неизгладимый след в памяти юного читателя. И не только потому, что приходится учить большой фрагмент из баллады наизусть. Много вопросов у внимательного читателя!

Опыт медленного чтения, когда ставишь вопросы к тексту и ищешь ответы, выручает и здесь. Как выглядит «цареградская броня»? Где находится этот самый Царьград? И как всё-таки будет правильно: Царьград или Цареград? 

Чтобы отыскать ответы на поставленные вопросы, давайте внимательно прочитаем очерк Д. Белоусова «Щит на вратах Цареграда».

 

 

Знакомая с детства тоненькая книжечка, на титульном листе: «Пушкин. "Песнь о вещем Олеге"».

Как ныне сбирается вещий Олег...

Конечно, я помнил это стихотворение, знал, какие строчки последуют сейчас, поэтому как живой встал перед глазами грозный воин в тяжёлых доспехах, восседающий на могучем коне. За ним движется дружина.

С дружиной своей,В цареградской броне,Князь по полю едетНа верном коне.

И тут какая-то неуверенность появилась у меня. А хорошо ли я знаю это произведение, всё ли в нём ясно? Что это за «цареградская броня»? В стихотворении об этом ни строчки.

Но прочитал дальше. Там речь о кудеснике, предсказавшем судьбу Олега. Внимательно читаю его слова и вижу не очень понятные строки. Волхв говорит: «Победой прославлено имя твоё: Твой шит на вратах Цареграда...»

Из учебника истории я помнил, что Олег совершил военный поход на Царьград (русское название Константинополя), а там в знак победы повесил свой щит на воротах. А ведь мне неизвестно ни зачем (Пушкин писал «Цареград», сейчас принято называть Царьград) он туда ходил, ни как воевал, не знаю и почему щит оказался на воротах.

Энциклопедия не дала полных ответов, а вопросы показались настолько интересны, что пришлось бежать в библиотеку и засесть там за летописи и данные археологических раскопок. Вот что я узнал...

За 33 года правления Олега, по свидетельству летописца, Русь окрепла, разгромила основных врагов и, расширив свои границы, стала могучим государством, а вооружённые силы славян заставляли соседей относиться к Руси с уважением. Но не в войнах богатела страна. Русичи торговали: мёд, воск, меха, лён — всё это шло в обмен на другие товары.

Русь богатела и стремилась торговать со всеми странами. Однако не все государства были в хороших отношениях с ней. Богатая и сильная Византия была обеспокоена ростом своего соседа. Греки не оставляли попыток хоть как-нибудь ослабить молодое, набиравшее силу, государство. Конфликт можно было разрешить только военной силой.

И вот, в 907 году русские выступают в поход.

В старинной летописи «Повесть временных лет» сказано: «...пошёл Олег на конях и ладьях: и было кораблей числом 2000». В каждой ладье по 40 воинов. Таким образом, в походе Олега участвовало окаю 80 тысяч человек — гигантское по тем временам войско.

Как же князь довёл столько людей до Царьграда?

Археологические раскопки свидетельствуют, что ладьи, на которых плавали славяне, выдалбливались из цельного ствола дерева, были легкими и удобными для прохождения мелких рек, остроносые с обеих сторон, чтобы можно было, не разворачиваясь, двигаться вперёд и назад. Но, оказывается, в поход на Царьград отправились наборные ладьи, то есть борта их набирались из досок, набитых ряд за рядом. На этих судах с высокими бортами и выпуклыми днищами можно было смело выйти в море.

Не сохранилось изображений князя, но можно примерно представить, как он выглядел. Уже пожилой: по некоторым источникам в 907 году ему было около 60 лет. Вот почему Пушкин писал: «И кудри их белы, как утренний снег».

Ещё, судя по летописи, у князя были длинные свисающие усы, густые брови. Фигура плотная, крепкая, даже под одеждой выступают налитые мускулы. Одет в длинную, до колен, рубаху, а на ней... Как у Пушкина? «Грозная броня», «цареградская броня».

Что говорят о том времени археологи? Оказывается, в IX—X веках основным защитным вооружением была кольчуга без каких-либо дополнительных металлических пластин, или, как её тогда называли,— броня. Сейчас уже известно, что кольчуги издавна делали на Руси, но во времена Пушкина этого не знали, и поэт под словами «цареградская броня» подразумевал защитное вооружение, сделанное на Востоке и в числе других товаров попавшее к Олегу.

Итак, поверх рубахи была надета длинная кольчуга, у князя, наверно, золочёная, с мелкими украшениями. На голове остроконечный узорчатый шлем, с него свисает бармица — небольшая кольчужка, защищающая затылок. А на плечах красный плащ, подбитый дорогим мехом. В руке длинное копьё, у пояса меч. Поскольку Олег плыл в ладье, его щит был навешен с наружной стороны борта. Примерно так же выглядели и остальные воины, только их вооружение ещё дополняли сулицы (копья для метания), луки и топоры. 

Вот впереди показалась столица Византии. Увидев разноцветные паруса приближающегося русского флота, греки перекрыли гавань цепью, а сами заперлись в городе. Мощные стены Царьграда ощетинились копьями, камни и стрелы, летящие вниз, встретили русичей.

Но не устрашил славян яростный отпор. «Вышел Олег на берег и начал воевать», повествует летопись. Гигантское войско с разноцветными щитами, в блестящих на солнце доспехах высыпало на берег, окружило прекрасный город и начало готовиться к осаде. Стали вязать штурмовые лестницы, натягивать луки, воины строились плотными рядами. Невольная дрожь пробирает защитников Царьграда от этой картины. Но летопись говорит, что город был взят, когда Олег велел поставить ладьи на колеса и поднять паруса. С попутным ветром двинулись они на Царьград. Где же, в каком месте то произошло? Взглянем на карту.

С одной стороны города мощные стены. Если подогнать туда ладьи, то толку от них будет мало. Другое дело со стороны гавани. Там укрепления гораздо слабее и, если на ладьях располагались какие-нибудь метательные орудия, а некоторые источники указывают на возможность этого, то, появившись там, они представляли бы большую угрозу. Именно поэтому вход в гавань со стороны моря преграждала цепь. Скорее всего Олег приказал перевезти ладьи через мыс, что и было сделано таким необычным способом.

Представьте себе ужас греков, ждавших штурма со стороны суши, когда они увидели, что на их самый слабый участок обороны движется армада кораблей, наверное, не менее тысячи! В каждой ладье грозные воины с копьями, торчащими из-за громадных щитов. Греки поняли, что им не устоять, побросали оружие и сдались на милость победителя. Олег взял с них большой выкуп «по 12 гривен на уключину» (конь стоил 2—3 гривны) и подписал очень выгодный для Руси мир, а затем повесил свой щит на главные ворота крепости. Об этом событии и говорит кудесник: «Твой щит на вратах Цареграда».

Интересно, как выглядел этот щит, где сделан и зачем его надо было вешать на ворота?

В Древней Руси щиты делали ремесленники, которых так и называли — щитники. В Новгороде есть Щитная улица, где они селились. Учитывая, что до своего прихода в Киев Олег княжил в Новгороде, можно предположить, что шит, сделанный в этом городе, и совершил столь далёкое путешествие.

Основа русского миндалевидного щита была сделана из дерева. Сверху он обтягивался кожей. В центре красовалась блестящая металлическая бляха, служившая для отражения прямых ударов. С внутренней стороны крепились ремни для руки; наверное, за них его и повесили. Именно повесили, а не прибили, как иногда считают. К такому выводу пришёл, узнав, что не один Олег, но и его воины вешали свои щиты на ворота. Если бы их прибивали, они были бы испорчены, а совершить обратный путь без них было бы небезопасно.

Обычно щиты были красными или украшались цветным орнаментом. Таким же был и тот, что повесил князь. Правда, до сих пор мне не совсем ясно, зачем он это сделал. Щит тогда являлся символом воинской доблести, чести. На нём воины-язычники клялись и присягали. Потеря его считалась позором. Очевидно, он сыграл примерно ту же роль, что сейчас знамя, водружаемое на взятом бастионе.

 

Литература

Белоусов Д. Щит на вратах Цареграда / Костёр. - 1985. - №7.

sesony.ru

Краткая история Константинополя - Забытые истории

Константинополь — город уникальный во многих отношениях. Это единственный город мира, расположенный разом в Европе и Азии и один из немногих современных мегаполисов, чей возраст приближается к трем тысячелетиям. Наконец, это город, который за свою историю сменил четыре цивилизации и столько же названий.

Первое поселение и провинциальный период

Около 680 года до н.э. на Босфоре появились греческие поселенцы. На азиатском берегу пролива они основали колонию Халкедон (сейчас это район Стамбула, который называется «Кадыкей»). Спустя три десятилетия напротив него вырос городок Византий. Согласно преданию, его основал некий Визант из Мегар, которому дельфийский оракул дал туманный совет «поселиться напротив слепых». По мнению Византа, жители Халкедона и были этими слепыми, поскольку выбрали для поселения далекие азиатские холмы, а не находящийся напротив уютный треугольник европейской суши.

Расположенный на перекрестке торговых путей, Византий был лакомой добычей для завоевателей. За несколько столетий город сменил многих хозяев — персов, афинян, спартанцев, македонян. В 74 году до н.э. свою железную длань на Византий наложил Рим. Для города на Босфоре наступил длительный период покоя и процветания. Но в 193 году, во время очередной схватки за императорский трон, жители Византия допустили роковую ошибку. Они присягнули одному претенденту, а сильнейшим оказался другой — Септимий Север. Мало того, Византий еще и упорствовал в своем непризнании нового императора. Три года войско Септимия Севера простояло под стенами Византия, пока голод не заставил осажденных сдаться. Разъяренный император приказал сравнять город с землей. Впрочем, жители скоро вернулись на родные руины, как будто предчувствуя, что впереди их городу уготовано блестящее будущее.

Столица империи

Скажем несколько слов о человеке, который дал Константинополю свое имя.

File:Constantine I Hagia Sophia.jpgКонстантин Великий посвящает Константинополь Богородице. Мозаика

Императора Константина уже при жизни называли «Великим», хотя высокой нравственностью он не отличался. Это, впрочем, и не удивительно, ведь вся его жизнь прошла в ожесточенной борьбе за власть. Он участвовал в нескольких гражданских войнах, в ходе которых казнил своего сына от первого брака Криспа и вторую жену Фаусту. Но некоторые его государственные деяния действительно достойны титула «Великий». Не случайно потомки не жалели мрамора, воздвигая ему гигантские памятники. В музее Рима хранится обломок одной такой статуи. Высота ее головы — два с половиной метра.

В 324 году Константин решил перенести место пребывания правительства из Рима на Восток. Поначалу он примеривался к Сердике (ныне София) и другим городам, но в конце концов остановил свой выбор на Византии. Границы своей новой столицы Константин лично начертал на земле копьем. До сих пор в Стамбуле можно погулять вдоль остатков древнейшей крепостной стены, возведенной по этой линии.

Всего за шесть лет на месте провинциального Византия вырос огромный город. Его украсили великолепные дворцы и храмы, акведуки и широкие улицы с богатыми домами знати. Новая столица империи долгое время носила гордое название «Нового Рима». И лишь спустя столетие Византий-Новый Рим был переименован в Константинополь, «город Константина».

Столичная символика

Константинополь — город тайных смыслов. Местные гиды обязательно покажут вам две главные достопримечательности древней столицы Византии — собор Святой Софии и Золотые ворота. Но далеко не всякий объяснит их тайное значение. А между тем эти постройки появились в Константинополе отнюдь не случайно.

Собор святой Софии и Золотые ворота наглядно воплощали средневековые представления о странствующем Граде, особенно популярные на православном Востоке. Считалось, что после того, как древний Иерусалим утратил свою провиденциальную роль в деле спасения человечества, сакральная столица мира переместилась в Константинополь. Теперь уже не «ветхий» Иерусалим, а первая христианская столица олицетворяла Град Божий, которому предназначено стоять до скончания века, а после Страшного суда стать обителью праведников.

Реконструкция первоначального вида храма Святой Софии в Константинополе

В первой половине VI века, при императоре Юстиниане I, городская структура Константинополя была приведена в соответствие с этой идеей. В центре византийской столицы был сооружен грандиозный собор Софии Премудрости Божией, превзошедший свой ветхозаветный прототип — иерусалимский храм Господень. Вместе с тем городскую стену украсили парадные Золотые ворота. Предполагалось, что в конце времен Христос въедет через них в богоизбранный град, чтобы завершить историю человечества, подобно тому как некогда он въехал в Золотые ворота «ветхого» Иерусалима, чтобы указать людям путь спасения.

Золотые ворота в Константинополе. Реконструкция.

Именно символика Божьего Града спасла Константинополь от тотального разорения в 1453 году. Турецкий султан Мехмед Завоеватель распорядился не трогать христианские святыни. Однако он постарался уничтожить их прежний смысл. Святая София была превращена в мечеть, а Золотые ворота — замурованы и перестроены (как и в Иерусалиме). Позже среди христианских жителей Османской империи возникло поверье, что русские освободят христиан от ига неверных и войдут в Константинополь через Золотые Ворота. Те самые, к которым князь Олег прибил некогда свой червлёный щит. Ну что же, поживем — увидим.

Пора расцвета

Наивысшего расцвета Византийская империя, а вместе с ней и Константинополь достигли в правление императора Юстиниана I, который находился у власти с 527 по 565 год.

Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта (реконструкция)

Юстиниан — одна из самых ярких, и вместе с тем противоречивых фигур на византийском престоле. Умный, властный и энергичный правитель, неутомимый труженик, инициатор многих реформ, он всю жизнь посвятил осуществлению своей заветной идеи возрождения былого могущества Римской империи. Население Константинополя при нем достигло полумиллиона человек, город украсился шедеврами церковной и светской архитектуры. Но под маской великодушия, простоты и внешней доступности скрывалась натура беспощадная, двуличная и глубоко коварная. Юстиниан потопил в крови народные восстания, жестоко преследовал еретиков, расправлялся с непокорной сенаторской аристократией. Верной помощницей Юстиниана была его жена императрица Феодора. В молодости она была актрисой цирка и куртизанкой, но, благодаря редкой красоте и необычайному обаянию, стала императрицей.

Юстиниан и Феодора. Мозаика

Согласно церковному преданию, Юстиниан по происхождению был наполовину славянин. До своего восшествия на престол он будто бы носил имя Управда, а мать его звали Бегляницею. Родиной его было селение Вердяне близ болгарской Софии.

По иронии судьбы, именно в правление Управды-Юстиниана Константинополь в первый раз подвергся нашествию славян. В 558 году их отряды появились в непосредственной близости от византийской столицы. В городе на тот момент имелась только пешая гвардия под началом прославленного полководца Велизария. Чтобы скрыть малочисленность своего гарнизона, Велизарий распорядился волочить позади боевых линий срубленные деревья. Поднялась густая пыль, которую ветер понес в сторону осаждавших. Хитрость удалась. Полагая, что на них движется большое войско, славяне отступили без боя. Однако впоследствии Константинополю пришлось еще не раз увидеть славянские дружины под своими стенами.

Родина спортивных фанатов

Византийская столица нередко страдала от погромов спортивных болельщиков, как это случается и с современными европейскими городами.

В повседневной жизни константинопольцев необычайно большая роль принадлежала ярким массовым зрелищам, в особенности конным бегам. Страстная приверженность горожан к этому развлечению породила образование спортивных организаций. Всего их было четыре: левки (белые), русии (красные), прасины (зеленые) и венеты (голубые). Они различались по цвету одежд возниц конных квадриг, участвовавших в состязаниях на ипподроме. Сознавая свою силу, константинопольские фанаты требовали от правительства различных уступок, а время от времени устраивали в городе настоящие революции.

Ипподром. Константинополь. Около 1350 г.

Самое грозное восстание, известное под названием «Ника!» (то есть «Побеждай!»), разразилось 11 января 532 года. Стихийно объединившиеся приверженцы цирковых партий напали на резиденции городских властей и разгромили их. Восставшие сожгли налоговые списки, захватили тюрьму и выпустили на свободу заключенных. На ипподроме при общем ликовании был торжественно коронован новый император Ипатий.

Во дворце началась паника. Законный император Юстиниан I в отчаянии намеревался бежать из столицы. Однако его супруга императрица Феодора, явившись на заседание императорского совета, заявила, что предпочитает смерть потере власти. «Царская порфира — прекрасный саван», — сказала она. Юстиниан, устыдившись своей трусости, начал наступление на восставших. Его полководцы, Велизарий и Мунд, встав во главе крупного отряда наемников-варваров, внезапно напали на восставших в цирке и всех перебили. После резни с арены было убрано 35 тысяч трупов. Ипатий был публично казнен.

Словом, теперь вы видите, что наши фанаты, по сравнению со своими далекими предшественниками, — просто кроткие ягнята.

Столичные зверинцы

Каждая уважающая себя столица стремится обзавестись собственным зоопарком. Константинополь не был здесь исключением. В городе имелся роскошный зверинец — предмет гордости и заботы византийских императоров. О зверях, обитавших на Востоке, европейские монархи знали лишь понаслышке. Например, жирафов в Европе долгое время считали помесью верблюда с леопардом. Полагали, что от одного жираф унаследовал общий внешний вид, а от другого — окраску.

Однако сказка меркла по сравнению с реальными чудесами. Так, в Большом императорском дворце в Константинополе имелась палата Магнавра. Здесь находился целый механический зверинец. Послы европейских государей, побывавшие на императорском приеме, были поражены увиденным. Вот, например, что рассказывал в 949 году Лиутпранд, посол итальянского короля Беренгара:«Перед троном императора стояло медное, но позолоченное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, сделанные из бронзы и также позолоченные. Птицы издавали каждая свою особую мелодию, а сиденье императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, затем несколько более высоким и, наконец, висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали, в виде стражи, медные или деревянные, но, во всяком случае, позолоченные львы, которые бешено били своими хвостами о землю, открывали пасть, двигали языком и издавали громкий рев. При моем появлении заревели львы, и птицы запели каждая свою мелодию. После того как я, согласно обычаю, в третий раз преклонился перед императором, я поднял голову и увидел императора в совершенно другой одежде почти у потолка залы, в то время как только что видел его на троне на небольшой высоте от земли. Я не мог понять, как это произошло: должно быть, он был поднят наверх посредством машины».

Кстати, все эти чудеса наблюдала в 957 году и княгиня Ольга — первый русский посетитель Магнавры.

Золотой Рог

Константинопольская бухта Золотой Рог в древности имела первостепенное значение при обороне города от нападений с моря. Если неприятелю удавалось прорваться в бухту, город был обречен.

Древнерусские князья несколько раз пытались атаковать Царьград с моря. Но только однажды русскому войску удалось проникнуть в заветную бухту.

В 911 году вещий Олег повел большой русский флот в поход на Константинополь. Чтобы не дать русам высадиться на берег, греки перегородили вход в Золотой Рог тяжелой цепью. Но Олег перехитрил греков. Русские ладьи были поставлены на круглые деревянные валькИ и волоком перетянуты в бухту. Тогда византийский император решил, что такого человека лучше иметь другом, чем врагом. Олегу был предложен мир и статус союзника империи.

Миниатюра Ралзивилловской летописи

В Константинопольских проливах наши предки также впервые познакомились с тем, что мы теперь называем превосходством передовых технологий.

11 июня 941 года сотни ладей князя Игоря блокировали город с моря.

Византийский флот в это время находился далеко от столицы, воюя с арабскими пиратами в Средиземноморье. Под рукой у византийского императора Романа I было всего полтора десятка судов, списанных на берег из-за ветхости. Тем не менее Роман решил дать сражение. На полусгнившие посудины были установлены сифоны с «греческим огнем». Это была горючая смесь, основу которой составляла природная нефть.

Русские ладьи смело атаковали греческую эскадру, один вид которой вызывал у них смех. Но вдруг через высокие борта греческих кораблей на головы русов полились огненные струи. Море вокруг русских судов как будто внезапно вспыхнуло. Множество ладей разом запылало. Русское войско мгновенно охватила паника. Каждый думал только о том, как поскорее выбраться из этого пекла.

Греки одержали полную победу. Византийские историки сообщают, что Игорю удалось спастись едва ли с десятком ладей.

Церковный раскол

В Константинополе не раз заседали Вселенские соборы, спасавшие христианскую Церковь от губительных расколов. Но однажды там произошло событие совсем другого рода.

15 июля 1054 года перед началом богослужения в собор Святой Софии вошел кардинал Гумберт в сопровождении двух папских легатов. Пройдя прямо в алтарь, он обратился к народу с обвинениями против константинопольского патриарха Михаила Керулария. В конце речи кардинал Гумберт положил на престол буллу о его отлучении и покинул храм. На пороге он символически отряхнул прах со своих ног и произнес: «Видит Бог и судит!» С минуту в церкви царило полное безмолвие. Затем поднялся всеобщий гвалт. За кардиналом побежал диакон, умоляя его взять буллу назад. Но тот отвел протянутый ему документ, и булла упала на мостовую. Ее отнесли патриарху, который распорядился обнародовать папское послание, а следом отлучил самих папских легатов. Возмущенная толпа едва не растерзала посланцев Рима.

Вообще говоря, Гумберт приехал в Константинополь совсем для другого дела. В то время как Риму, так и Византии сильно досаждали обосновавшиеся в Сицилии норманны. Гумберту было поручено договориться с византийским императором о совместных действиях против них. Но с самого начала переговоров на первое место выдвинулся вопрос о конфессиональных разногласиях между римской и константинопольской церквями. Император, который был крайне заинтересован в военно-политической помощи Запада, не смог утихомирить разбушевавшихся попов. Дело, как мы видели, кончилось скверно — после взаимного отлучения константинопольский патриарх и римский папа больше не желали знать друг друга.

Позже это событие получило название «великого раскола», или «разделения Церквей» на западную — католическую и восточную — православную. Разумеется, его корни лежали гораздо глубже XI века, а губительные последствия сказались далеко не сразу.

Русские паломники

Столица православного мира — Царьград (Константинополь) — была хорошо знакома русским людям. Сюда приезжали купцы из Киева и других городов Руси, здесь останавливались паломники, идущие на Афон и в Святую землю. Один из районов Константинополя — Галата — даже назывался «русским городом», — так много тут жило русских путешественников. Один из них, новгородец Добрыня Ядрейкович, оставил интереснейшее историческое свидетельство о византийской столице. Благодаря его «Сказанию о Царьграде» мы знаем, каким застал тысячелетний город крестоносный погром 1204 года.

Добрыня посетил Царьград весной 1200 года. Он детально осмотрел монастыри и храмы Константинополя с их иконами, мощами и реликвиями. По подсчетам ученых, в «Сказании о Царьграде» описано 104 святыни столицы Византии, причем так основательно и точно, как их не описывал никто из путешественников более позднего времени.

Весьма любопытен рассказ о чудесном явлении в Софийском соборе 21 мая, которому, как уверяет Добрыня, он лично был свидетель. Вот что произошло в тот день: в воскресенье перед литургией на глазах молящихся золотой запрестольный крест с тремя горящими лампадами чудесным образом поднялся сам собой в воздух, а затем плавно опустился на свое место. Греки восприняли это знамение с ликованием, как знак милости Божией. Но по иронии судьбы спустя четыре года Константинополь пал под ударами крестоносцев. Это несчастье заставило греков переменить взгляд на толкование чудесного знамения: теперь стали думать, что возвращение святынь на место предвещало возрождение Византии после падения государства крестоносцев. Позднее сложилось предание, что накануне взятия Константинополя турками в 1453 году, и тоже 21 мая, чудо повторилось, но на этот раз крест с лампадами навсегда взвились в небо, и это знаменовало уже окончательное падение Византийской империи.Подробнее

Первая капитуляция

На Пасху 1204 года Константинополь оглашали только стенания и плач. Впервые за девять веков в столице Византии орудовали враги — участники IV Крестового похода.

Призыв к захвату Константинополя прозвучал еще в конце XII века из уст папы Иннокентия III. Интерес к Святой земле на Западе в то время стал уже охладевать. Но крестовый поход против православных схизматиков — это было свежо. Мало кто из западноевропейских государей устоял перед соблазном пограбить богатейший город мира. Венецианские корабли за хорошую мзду доставили орду крестоносных громил прямо под стены Константинополя.

Штурм крестоносцами стен Константинополя в 1204 году. Картина Якопо Тинторетто, XVI век

Город был взят штурмом в понедельник 13 апреля и подвергся тотальному ограблению. Византийский летописец Никита Хониат возмущенно писал, что даже «мусульмане более добры и сострадательны по сравнению с этими людьми, которые носят на плече знак Христа». Неисчислимое количество мощей и драгоценной церковной утвари было вывезено на Запад. По оценкам историков, и по сей день до 90% самых значимых реликвий в соборах Италии, Франции и Германии составляют святыни, вывезенные из Константинополя. Величайшая из них — так называемая Туринская плащаница: погребальная пелена Иисуса Христа, на которой запечатлелся Его лик. Сейчас она хранится в соборе итальянского Турина.

На месте Византии рыцари создали Латинскую империю и ряд других государственных образований.

Раздел Византии после падения Константинополя

В 1213 году папский легат закрыл все церкви и монастыри Константинополя, а монахов и священников заточил в темницы. Католическое духовенство вынашивало планы настоящего геноцида православного населения Византии. Настоятель собора Парижской Богоматери Клод Флери писал, что греков «нужно истребить и населить страну католиками».

Этим планам, к счастью, не суждено было осуществиться. В 1261 году император Михаил VIII Палеолог почти без боя вернул себе Константинополь, положив конец латинскому владычеству на византийской земле.

Новая Троя

В конце XIV–начале XV веков Константинополь пережил самую длительную в своей истории осаду, сравнимую разве что с осадой Трои.

К тому времени от Византийской империи остались жалкие клочки — сам Константинополь да южные районы Греции. Остальное захватил турецкий султан Баязид I. Но независимый Константинополь торчал у него как кость в горле, и в 1394 году турки взяли город в кольцо осады.

Император Мануил II обратился за помощью к сильнейшим государям Европы. Кое-кто из них откликнулся на отчаянный призыв из Царьграда. Из Москвы, правда, прислали только деньги — московским князьям хватало своих забот с Золотой Ордой. А вот венгерский король Сигизмунд смело отправился в поход против турок, но 25 сентября 1396 года был наголову разбит в сражении у Никополя. Несколько удачнее действовали французы. В 1399 году полководец Жоффруа Букико с тысячью двумястами воинов прорвался в Константинополь, усилив его гарнизон.

Однако настоящим спасителем Константинополя стал как ни странно Тамерлан. Конечно, великий хромец меньше всего думал о том, чтобы сделать приятное византийскому императору. С Баязидом у него были свои счеты. В 1402 году Тамерлан разбил Баязида, захватил его в плен и посадил в железную клетку.

Сын Баязида Сулим снял восьмилетнюю осаду с Константинополя. На начавшихся вслед за тем переговорах византийский император сумел выжать из ситуации даже больше, чем она могла дать на первый взгляд. Он потребовал возвращения ряда византийских владений, и турки безропотно согласились на это. Более того, Сулим принес императору вассальную клятву. Это было последним историческим успехом Византийской империи — но зато каким! Чужими руками Мануил II вернул себе значительные территории, и обеспечил Византийской империи еще полвека существования.

Падение

В середине XV века Константинополь все еще считался столицей Византийской империи, а ее последний император, Константин XI Палеолог, по иронии судьбы носил имя основателя тысячелетнего города. Но то были лишь жалкие руины некогда великой империи. Да и сам Константинополь давно утратил столичный блеск. Его укрепления были полуразрушены, население ютилось в ветхих домах, и только отдельные постройки — дворцы, церкви, ипподром — напоминали о былом величии.

Византийская империя в 1450 г.

Такой вот город, или скорее исторический призрак, 7 апреля 1453 года осадила 150-тысячная армия турецкого султана Мехмета II. В Босфорский пролив вошло 400 турецких кораблей.

29-й раз за свою историю Константинополь подвергался осаде. Но никогда еще опасность не была столь велика. Турецкой армаде Константин Палеолог мог противопоставить всего 5000 солдат гарнизона и около 3000 венецианцев и генуэзцев, откликнувшихся на призыв о помощи.

Панорама «Падение Константинополя». Открыта в Стамбуле в 2009 г.

На панораме изображено примерно 10 тысяч участников битвы. Общая площадь холста — 2 350 кв. метров при диаметре панорамы в 38 метров и 20-метровой высоте. Символично и место её расположения: неподалеку от Пушечных ворот. Именно рядом с ними была пробита брешь в стене, которая решила исход штурма.

Тем не менее, первые приступы со стороны суши не принесли туркам успеха. Неудачей закончилась и попытка турецкого флота прорвать цепь, преграждавшую вход в бухту Золотой Рог. Тогда Мехмет II повторил маневр, который некогда доставил князю Олегу славу покорителя Царьграда. По приказу султана османы соорудили 12-километровый волок и перетащили по нему в Золотой Рог 70 кораблей. Торжествующий Мехмет предложил осажденным сдаться. Но те ответили, что будут стоять насмерть.

27 мая турецкие орудия открыли ураганный огонь по городским стенам, пробив в них огромные бреши. Два дня спустя начался последний, общий штурм. После ожесточенной схватки в проломах турки ворвались в город. Константин Палеолог пал в бою, сражаясь как простой воин.

Официальный ролик панорамы «Падение Константинополя»

Несмотря на причиненные разрушения, турецкое завоевание вдохнуло в умиравший город новую жизнь. Константинополь превратился в Стамбул — столицу новой империи, блистательной Османской Порты.

Утрата столичного статуса

470 лет Стамбул был столицей Османской империи и духовным центром исламского мира, поскольку турецкий султан являлся одновременно и халифом — духовным владыкой мусульман. Но в 20-х годах прошлого века великий город утратил свой столичный статус — надо полагать, навсегда.

Причиной тому послужила Первая мировая война, в которой издыхавшая Османская империя имела глупость выступить на стороне Германии. В 1918 году турки потерпели от Антанты сокрушительное поражение. Фактически страна утратила независимость. Севрский договор 1920 года оставил Турции лишь пятую часть ее прежней территории. Дарданеллы и Босфор объявлялись открытыми проливами и подлежали оккупации вместе со Стамбулом. В турецкую столицу вошли англичане, в то время как греческая армия захватила западную часть Малой Азии.

Однако в Турции нашлись силы, не пожелавшие смириться с национальным унижением. Национально-освободительное движение возглавил Мустафа Кемаль-паша. В 1920 году он провозгласил в Анкаре о создании свободной Турции и объявил недействительными подписанные султаном договоры. В конце августа–начале сентября 1921 года между кемалистами и греками произошло крупное сражение на реке Сакарье (в ста километрах к западу от Анкары). Кемаль одержал убедительную победу, за которую получил звание маршала и титул «Гази» («Победитель»). Войска Антанты были выведены из Стамбула, Турция получила международное признание в ее нынешних границах.

Правительство Кемаля провело важнейшие реформы государственного строя. Светская власть была отделена от религиозной, султанат и халифат ликвидированы. Последний султан Мехмед VI бежал за границу. 29 октября 1923 года Турция была официально провозглашена светской республикой. Столицу нового государства перенесли из Стамбула в Анкару.

Потеря столичного статуса не вычеркнула Стамбул из списка великих городов мира. Сегодня — это крупнейший мегаполис Европы с населением в 13,8 миллионов человек и бурно развивающейся экономикой.

sergeytsvetkov.livejournal.com

Константинополь – столица Византии | Города мира

Константинополь, столица Византии. Укрепления византийского времени в Стамбуле. Турция. Константинополь (Царьград) – одна из древних столиц мира. Константинополь – исчезнувшая столица исчезнувшего государства – Византийской империи (Византии). О былом величии Константинополя напоминают памятники византийской архитектуры, которые находятся в Стамбуле.

Константинополь (Царьград) – столица Римской империи, затем Византийской империи – государства, возникшего в 395 г. при распаде Римской империи в её восточной части. Сами византийцы называли себя римлянами – по-гречески «ромеями», а свою державу «Ромейской».

Где находится Константинополь? В мае 1453 г. турецкие войска захватили столицу Византии. Константинополь был переименован в Стамбул и стал столицей Османской империи. Таким образом, древняя столица Византии Константинополь исчезла с политической карты мира, город же не перестал существовать в реальности. На политической карте вместо Константинополя появился Стамбул – столица Османской империи (до 1923 г.).

Мозаика дворца византийских императоров в Константинополе. Музей мозаики большого дворца. Стамбул.Основание Константинополя. Константинополь (Царьград средневековых русских текстов) был основан римским императором Константином I (306 – 337) в 324 – 330 гг. на месте возникшей около 660 г. до н. э. на европейском берегу пролива Босфор мегарской колонии Византий (отсюда название государства, введённое гуманистами уже после падения империи).

Перенесение столицы Римской империи из Рима в Константинополь. Перенесение столицы Римской империи в Константинополь, состоявшееся официально 11 мая 330 г., было обусловлено его близостью к богатым восточным провинциям, благоприятным торговым и военно-стратегическим положением, отсутствием здесь оппозиции императору со стороны Сената. Константинополь, крупный экономический и культурный центр, не избежал массовых народных восстаний (наиболее значительное – «Ника», 532 г.).

Расцвет Константинополя. Константинополь при Юстиниане I (527 – 565). Статуи Юстиниана в Константинополе. Расцвет Константинополя связан с императором Юстинианом I. В столице было множество посвященных ему статуй, однако они не сохранились и известны только по описаниям. Одна из них представляла императора на коне в образе Ахиллеса (543 – 544 гг., бронза). Сама статуя и поднятая правая рука Юстиниана были обращены на Восток как «вызов» и предупреждение персам; в левой император держал шар с крестом – один из атрибутов власти басилевсов, символ могущества Византии. Статуя находилась на форуме Августеон, между воротами Большого дворца и храмом св. Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе – мечеть Айя София в Стамбуле. Архитекторы Анфимий из Трал и Исидор из Милета. 537 г. Собор Святой Софии в Константинополе. Значение названия храма. Собор Святой Софии в Константинополе – самый знаменитый храм Византии – построили архитекторы Анфимий из Трал и Исидор из Милета по приказу Юстиниана I за пять лет, и 26 декабря 537 г. храм был освящен. «Святая София» означает «святая премудрость», что согласно богословской терминологии означает «святой дух». Храм не был посвящен святой по имени София, это – синоним «божественной мудрости», «слова божьего».

Архитектура собора Святой Софии в Константинополе. Внутреннее убранство храма. Мозаики собора Святой Софии. Архитектурный образ святой Софии символически приближает его к образу вселенной. Подобно небосводу, он как бы «свисает» вниз от невидимой, вне мира находящейся точки. По словам византийского писателя Прокопия Кесарийского (5 – 6 вв.), купол храма Святой Софии «кажется… золотым полушарием, спущенным с неба». Замечательно внутренне убранство храма. В 867 г. апсиду храма Святой Софии украсили фигурой сидящей Богоматери с младенцем и двумя архангелами. Античной чувственностью, не византийским аскетизмом, и вместе с тем одухотворенностью проникнуто лицо Богоматери. Мозаика собора Святой Софии в Константинополе (мечеть Айя София в Стамбуле).Вход в храм предваряла мозаичная сцена (конец 11 в.), в которой император Лев VI Мудрый (866 – 912) был представлен коленопреклоненным перед Христом. Так он падал ниц всякий раз во время церемонии своего входа в собор. Ритуальный характер сцены выражен в самой ее идее – передать связь императора с богом. Император преклонялся перед Христом как его земной преемник.

Интересный факт о мозаике собора Святой Софии. Мозаики храма Святой Софии – источник для изучения повседневной истории византийского императорского двора. На мозаике 12 в. императрица Ирина выглядит бесстрастно, изображена согласно моде того времени, её лицо покрыто толстым слоем косметики, брови – подбриты, щеки – сильно нарумянены.

Константинополь в 7 – 11 веках. Ипподром в Константинополе. Бронзовая квадрига императорской ложи на ипподроме. Несмотря на экономический спад, который переживала Византия с конца 7 в., хозяйственное значение столицы возрастало. Поскольку большая часть византийских городов аграризовалась, торгово-ремесленная деятельность сосредоточилась преимущественно в Константинополе. До конца 11 в. он политически и экономически господствовал над страной. Басилевсы украсили свою столицу многочисленными статуями на площадях, памятными триумфальным арками и колоннами, храмами и увеселительными сооружениями. Ипподром Константинополя. Стамбул. Турция. Так, императорская ложа на ипподроме (длина – 400 м, ширина около 120 м, вмещал до 120 тыс. зрителей) была украшена бронзовой квадригой, впоследствии перевезенной в Венецию, где она и поныне стоит над порталом собора св. Марка. Арабский географ 11 в. Идризи сообщает, что на ипподроме, кроме знаменитой квадриги, стояли также в два ряда очень живо исполненные бронзовые статуи людей, медведей и львов, там же находились два обелиска. И европейцы «глядели на императорское Игралище как на чудо, когда они его видели» .

Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г. В 12 ст. начался упадок ремесла и торговли города, обусловленный проникновением в Константинополь итальянских купцов, которые поселились в одном из его районов – Галате. В апреле 1204 г. Константинополь был взят и разграблен участниками IV Крестового похода (1202 – 1204). Только из храма Святой Софии, как сообщает очевидец событий, были вывезены «священные сосуды, предметы необыкновенного искусства и чрезвычайной редкости, серебро и золото, которыми были обложены кафедры, притворы и врата». Войдя в азарт, крестоносцы, рыцари Христа, заставили танцевать на главном престоле, пишет очевидец, обнажённых женщин и ввели в церковь мулов и коней, чтобы вывезти награбленное.

Квадрига. Скульптурная композиция, привезенная в Венецию после захвата Константинополя в 1204 г. крестоносцами. Собор Сан Марко в Венеции. Италия. Константинополь – столица Латинской империи. В том же, 1204 году, город стал столицей созданной крестоносцами Латинской империи (1204 – 1261), экономическое господство в нём перешло к венецианцам.

Константинополь в 1261 – 1453 гг. Восприятие византийцами ислама. В июле 1261 г. византийцы, поддержанные генуэзцами, отвоевали город. До середины 14 в. Константинополь оставался крупным торговым центром, затем постепенно пришёл в запустение, ключевые позиции в нем захватили венецианцы и генуэзцы.

С конца 14 в. столицей не раз пытались овладеть турки. И при этом византийцы сдержанно относились к исламу. В Константинополе и под его стенами воздвигались мечети и исламские мавзолеи. Да и сами византийцы сначала думали, что ислам – это разновидность христианской ереси, что он мало чем отличается от несторианства и монофизитства, идейных течений в восточных провинциях империи.

Взятие Константинополя турками в 1453 г. Памятники архитектуры византийского времени в Стамбуле – бывшем Константинополе. В мае 1453 г. после длительной осады турецкие войска заняли город. Форум Константина в Константинополе, столице Византии. Стамбул. Турция. Константинополь был переименован в Стамбул (столица Османской империи до 1923 г.). От византийского времени в современном Стамбуле сохранились остатки крепостных стен, фрагменты императорских дворцов, ипподрома, подземные цистерны. Большинство культовых сооружений были приспособлены под мечети: храм Святой Софии сегодня – это мечеть Айя-София, базилика св. Иоанна Студита (Эмир Ахор-джамиси, 5 в.). Церкви св. Ирины (532 г., перестроена в 6 – 8 вв.), св. Сергия и Вакха (Кючюк Айя-София, 6 в.), св. Андрея (Ходжа Мустафа-джами, 7 в.), св. Феодосия (Гюль-джами, вторая половина 9 в.), Мирелейон (Будрум-джами, первая половина 10 в.), св. Федора (Килисе-джами, вторая половина 11 – 14 вв.), храмовой комплекс Пантократора (Зейрек-джами, 12 в.), церковь монастыря Хора («за городскими стенами») – Кахрие-джами (перестроена в 11 в., мозаики начала 14 в.).

С взятием турками Константинополя его история, как и история Византии, была окончена, история Стамбула и Османской империи только начиналась.  

Автор текста: А.A. Шарибжанова.

Перепечатка статьи в целом и по частям запрещена. Гиперактивная ссылка на данную статью должна включать данные автора статьи, точное название статьи, название сайта.

Понравилась статья? Поддержи нас в социальных сетях, нажми:

www.gorodamira.biz

Первый Аскольдов поход 859 — История России

Морской поход руссов и их нападение на Константинополь (Царьград). Первый Договор любви и дружбы с Византией.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ 860 ГОДА

Пошли Аскольд и Дир на греков и пришли к ним в четырнадцатый год царствования Михаила. Цесарь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет на Царьград, и возвратился цесарь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Цесарь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы Влахернской, и вынесли они с пением божественную ризу святой Богородицы и погрузили в реку. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и встали огромные волны, и разметало корабли безбожной Руси, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось спастись от этой беды и вернуться домой.

Повесть Временных лет (пер. О.В. Творогова)

 

ПОХОД РУСОВ НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ

Одним из первых известных нам деяний руси на международной арене стало событие первостепенного военного и политического значения - осада летом 860 г. столицы Византийской империи Константинополя, который являлся в то время едва ли не крупнейшим и богатейшим городом во всем мире. Одним из следствий этого похода стало крещение руси посланцем Константинопольского патриарха (не позднее 867 г.). В этой связи нельзя не отметить уникальность некоторых источников, из которых нам известно об этих событиях: особо следует выделить свидетельства их современника и очевидца Константинопольского патриарха Фотия, а также заметку в одной из византийских малых хроник («Брюссельской хронике»), где приводится точная дата нападения руси - 18 июня 860 г. (редчайший случай в древнерусской истории!).

Особого внимания данный поход заслуживает еще и потому, что эта первая крупная военная акция руси против Византийской империи относится к периоду до установления гегемонии Рюриковичей, с которыми по традиции связывается становление русской государственности. Тем не менее этот поход был прекрасно организован и стал едва ли не самым успешным в военном отношении - лишь морская стихия смогла совладать с русским флотом.

В общих чертах информация источников может быть изложена следующим образом: 18 июня 860 г. к Константинополю подошел вражеский флот численностью от 200 до 360 кораблей. Нападавшие явились с севера и преодолели значительное расстояние, но их нападение оказалось совершенно неожиданным. Это был «скифский» народ, до этого события не пользовавшийся славой и считавшийся «малозначительным», но добившийся крупных военных побед над своими соседями и дерзнувший испытать свою силу, напав на саму столицу Византии; вооружение и организация войска варваров были примитивными, их главной силой была храбрость и ярость. Поскольку император Михаил III с армиями находился в это время в походе против арабов, враги, не встретив сопротивления, осадили Константинополь, разграбили пригороды, захватили в плен или убили множество жителей, действуя с невиданной жестокостью; разорению подверглись также окрестные области, в том числе Принцевы острова в Мраморном море, в 100 км от Константинополя. Укрывшиеся в городе жители впали в отчаяние и с ужасом ожидали штурма, который осаждавшие откладывали, вероятно, требуя выкупа. В одну из ночей, возможно, была предпринята атака на город со стороны моря, посеявшая панику среди горожан.

Патриарх Фотий вразумлял и ободрял горожан, призывая уповать на покровительство Богородицы; вокруг стен с молебнами была обнесена священная риза Богородицы, вскоре после чего враги сняли осаду и отступили от города, унеся немалую добычу.

Тем временем император, получив от охранявшего столицу эпарха сообщение о нападении руси, прервал свой поход в районе Мавропотама и спешно вернулся в Константинополь, с трудом переправившись через Босфор; вместе с патриархом он молился во Влахернском храме, и, когда в море окунули хранившуюся там святыню -покров (мафорий) Богородицы, поднялась внезапная буря, погубившая флот руси; в итоге нападавшие были наголову разбиты. Вскоре после событий 860 г. грозный и жестокий народ, недавно причинивший христианам столько бед, добровольно склонился к принятию христианства. В Константинополь прибыло посольство руси, заключившее с империей договор о мире и просившее о крещении. Фотий отправил к руси епископа, который ок. 866/67 г. сообщил об успехах своей проповеди.

После убийства Михаила III и низложения Фотия новый император Василий I (867-886) с помощью богатых даров добился от руси подтверждения мирного соглашения и исполнения договоренности о крещении; однако архиепископ, поставленный патриархом Игнатием (867-877), был встречен с недоверием и по просьбе вождя руси на собрании старейшин и народа явил чудо с книгой Евангелия, оставшейся невредимой в огне; после этого люди согласились принять крещение.

Поход руси на Константинополь помещен в самом начале датированного повествования «Повести временных лет». В этой части летописи события византийской истории соседствуют с повествованием о начале Руси, причем данный поход является едва ли не единственным связующим звеном этих двух планов. Рассказ о походе на Константинополь представляет собой дословный перевод отрывка из византийской хроники семейства Симеона Логофета второй редакции, взятого не непосредственно из ее древнеславянского перевода («Временника»), а из некоего свода мировой и русской истории - например, «Хронографа по великому изложению». При этом летопись связывает поход с киевскими князьями Аскольдом и Диром.

В Новгородской первой летописи известие о походе руси на Константинополь при Михаиле  III заимствовано из той же переводной византийской хроники, что и в «Повести временных лет». Наиболее существенно, что новгородский летописец не пытался связать этот поход с именами Аскольда и Дира, сообщая о нем в части, относящейся еще к правлению Кия с братьями.

Создается впечатление, что русские летописцы просто не знали, куда отнести знаменитый поход, известный им, похоже, лишь по византийской хронике, поэтому видеть в Новгородской летописи веское подтверждение связи похода 860 г. с Киевом едва ли возможно. Но важно отметить, что и Новгородская летопись, и «Повесть временных лет», при всей скудости их сведений об истории Приднепровья в IX в., относят поход именно к этому региону. При этом редактор «Повести временных лет» попытался увязать это важнейшее событие с Рюриком, приписав поход его «боярам», «отпросившимся» к Царыраду «с роды своими».

Кузенков П.В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках

 

 

histrf.ru

Царьград - город городов

Фото: Телеканал "Царьград", Константин Великий приносит Город в дар Богородице. Мозаика над входом в Святую Софию

Протоиерей Андрей Ткачев о Константинополе

Автор:Протоиерей Андрей Ткачев

Дни рождения есть у людей, есть дни рождения и у городов. Бывают города, где мы точно знаем день закладки первого здания или крепостной стены. А бывают те города, о которых мы этого не знаем, и пользуемся только первым летописным упоминанием. Так дело обстоит с большинством городов: впервые услышали где-нибудь упоминание, и считают это единственным появлением в исторических анналах.

Но мы точно знаем, что 11 мая 330 года от Рождества Христова был заложен Константинополь, город Константина. Царь Константин, который явился первым христианским императором, сам крестился только перед смертью. Однако Миланским эдиктом он прекратил преследования христиан. Впоследствии он же возглавил первый Вселенский Собор.

Константин заложил новый город, в честь своего имени. Как пишется, нарекоша имена своя на землях. Александр насыпал по всему миру Александрий, а Константин создал Константинополь.

Что говорить про Константина, если у нас всякие Калинины, Ждановы, Сталинграды - этих городов было немереное количество. Люди спешили назвать своим именем метрополитен, заводы, пароходы и так далее. Константин поступал смиреннее - назвал только один город, столицу империи.

Этот город русские называли Царьград - Город Царя, Царский Город, Великий Город. По сравнению с Константинополем, все остальные города были деревнями. Сегодняшнее имя Стамбул - это отуреченное греческое выражение "истинполин", в переводе "из города". То есть откуда ты идешь - из города. Так появился Истанбул.

Это Город Городов, мать всех городов мира. Не только русских городов, как Киев мы называем. В России, на Руси, всегда относились трепетно и благоговейно к этому чудному городу - городу монастырей, книжной мудрости, городу царя и Василевса. Поэтому ровно через тысячу лет после основания Константинополя русские заложили на Боровицком холме, в пределах Московского Кремля, каменный храм Спаса на Бору. Его, правда, разрушили большевики. Но это был такой символический акт - протягивания исторической нити от Царьграда до нового Царьграда. От Второго Рима до Рима Третьего. Хотя еще турки не зашли в Константинополь, еще Мехмет-завоеватель не проломил стены Константинополя, ни внешние, ни внутренние, еще не пели "азан" в Айя-София - но уже русские чувствовали свою преемственность и связь. Тысячу лет спустя они заложили основания Константинополя, храм Спаса на Бору, внутри кремлевских стен.

Была у наших предков эта чуйка - связи и преемственности с Византией, постепенно сходящей с исторической арены.

Итак, поздравляю всех цареградцев - всех, работающих на нашем канале, а также всех людей, которые имеют твердую мировоззренческую вертикаль, связь с небесным Иерусалимом, с днем памяти заложения города Константина, с днем рождения города, который в противоположность ветхому Риму стал основанием Византийской Империи, на долгую тысячу с лишним лет. Который зародил христианское богослужение. И вообще, влияние которого на мировую историю трудно переоценить. Каждые 11 мая, в день города, в недрах нынешнего Стамбула, как огонь под пеплом, горит память о Святой Софии и Святом Константинополе…

Оставьте email и получайте интересные статьи на почту

*

Подписаться

12 Мая 15:00Кто опять копает Москву 12 Мая 15:17Россия хочет развивать Арктику и призывает к сотрудничеству, а не конфронтации

Оставить комментарий

tsargrad.tv

Где находится Константинополь? Константинополь называют Царьградом?

Константинополь. Краткая история города

Константинополь, Царьград, Византий, Город, Стамбул, Истамбул, Новый Рим – все это названия одного и того же великого города, который существует уже около двух тысяч лет. Именно он в своем время стал называться столицей Второго Рима, стал крупнейшим торговым центром Европы, а возможно и самым крупным городом в мире. Через него проходил огромный грузопоток, он становился целью завоеваний огромного числа военачальников, но долгие столетия неизменно оставался жемчужиной изведанного мира, успешно сопротивляясь всем врагам и проводя в ответ победоносные военные акции. В отличие от городов-полисов Древней Греции, он не был сам по себе. Это была столица огромной Византийской Империи, которая пусть и уступала той самой, легендарной Римской Империи, но все равно оставалась одной из величайших стран мира, как по количеству населения, так и по территориям, богатству, силе, культуре и науке. В свое время Константинополь, или, как он тогда стал называться – Стамбул, стал причиной большого количества войн между Россией и Турцией. К сожалению, безуспешных с нашей стороны. Этот город существует и по сей день, являясь столицей Турции и привлекая огромное количество туристов и паломников.

Константинополь – основание города

Основан город был в далеком 324 году н.э., Константином Великим – императором существовавшей ещё на тот момент Римской Империи. Фактически, до момента создания города на его месте уже достаточно давно существовало поселение-колония Византий, но такого значения, какое получил впоследствии город, оно не имело. Начались возводиться масштабные постройки, среди которых был даже ипподром, дворцы, церковь, стены и так далее. Город активно украшается и обустраивается. В него активно завозятся различные статуи, картины и другие подобные произведения искусства. За шесть лет Константинополь в разы увеличивается в размерах, и император принимает решение перенести сюда свою столицу. Это не самое распространенное, но достаточно удачное решение, которое могло решить сразу множество проблем со старым двором, ведь на новое место можно взять с собой только самых верных и преданных. Многие правители древности предпочитали таким простым образом решать накопившиеся проблемы, одновременно избавляясь от неугодных и фактически не настраивая ни знать, ни народ против себя. Новая столица получает название Новый Рим, и именно оно остается официальным на долгие столетия, хотя подавляющее большинство, как жителей империи, так и граждан других стран называет его по имени фактического основателя – Константинополь. Всего через 50 лет город вырастает настолько, что вокруг него возводится очередной круг стен. Интересен тот факт, что после этого на территории столицы стали находится сразу семь холмов, прямо как в Риме, что также было достаточно символично.

Константинополь как столица Византии

В 395 году произошло окончательное разделение Великой Римской Империи на две части – Западную и Восточную. Восточная римская империя получила название Византия, хотя сами ее жителя называли себя ромеями, то есть – римлянами и Византийской империю называли в основном жители окружающих стран. Естественно, столицей стал Новый Рим, то есть – Константинополь. Происходило достаточно эффективное и быстрое развитие города, которое практически не останавливалось на протяжении всей его истории. Исключением являлись войны или другие катастрофы, следствием которых становилась остановка в развитии города, но это были лишь кратковременные этапы, которые все равно завершались и город начинал расти дальше.

Константинополь – первый расцвет и осады

В 527 году, когда к власти пришел император Юстиниан, начинает первый действительно серьезный расцвет, который переживал Константинополь. Не смотря на то, что всего лишь через пять лет после этого, Константинополь подвергается очень значительному разрушению из-за вспыхнувшего бунта, в рамках которого даже знаменитый собор Святой Софии сгорел. Это лишь на короткий срок остановило развитие столицы. Сразу после окончания бунта, привлекаются лучше архитекторы, которых только можно было найти. Они не просто восстанавливают Константинополь в первозданном виде, но и значительно его улучшают, возводят новейшие, великолепные дворцы, храмы, различные здания и активно украшают город. На это тратится огромное количество средств, но учитывая выгодное расположение столицы и богатство империи, такие траты не выглядят катастрофичными для бюджета страны. Естественно, Святая София также была восстановлена и получила статус самого огромного и величественного храма из всех христианских подобных построек. В принципе, такой статус за этим строением сохранялся вплоть до момента, когда был возведен собор Святого Петра, но и после этого, Святая София осталась оплотом всех православных верующих. Как легко заметить, расцвет развития города не был непрерывным. Кроме бунта, была ещё чума, во время которой почти половина населения вымерла. Но уже через непродолжительный период времени он вновь был полон населения и продолжил активно развиваться. Через некоторое время Константинополь стал настолько велик и знаменит во всем мире, что многие начали его просто называть Город. Сразу становилось понятно, о чем именно идет речь. Интересен тот факт, что именно тогда возникло текущее название столицы Турции. Так, в арабских странах Константинополь получил название Истанбул, что было прямой отсылкой к греческому языку, в котором была созвучная фраза «ис тин полин», что значило «в город». Подобное наименование начинает активно распространяется начиная примерно с 10 века нашей эры.

Константинополь. Второй расцвет

Город Царьград – это тот же Константинополь, но уже с точки зрения славян. Это был город великих царей (что в аналогии значило примерно тоже самое, что и император) и потому такое название было более привычно и логично, чем некий непонятный Новый Рим, Константинополь и уж тем более Византий (хотя как раз последнее название также использовалось часто, исходя из названия империи). Итак, столица Византии – Царьград (по версии славян) примерно в промежутке с 666 и по 950 год переживает не самые лучшие свои времена. Правительство в это время было не слишком удачным, а внешние враги не давали привести дела в порядок. Так, активно на город нападали представители различных арабских стран. Но и братья-славяне не отставали, неоднократно осаждая Константинополь.

Константинополь – последний расцвет и падение

Константинополь на карте мира занимает достаточно удачное место. Миновать его пусть и можно (хотя в ряде случаев – крайне сложно), но в принципе, это бессмысленно, ведь именно там очень активно развивается торговля. Большинству торговцев было крайне выгодно продавать или покупать товары именно в Новом Риме, куда стекалась продукция со всего мира. Если чего-то не было в Царьграде (так на Руси называли столицу Византии), то это или ещё не завезли или оно в мире вообще не существовало. С 9 века нашей эры начинает второй и самый масштабный расцвет развития города вообще, да и Византии в частности. Тогда ни у кого не возникало вопросов, Царьград это Константинополь? Все кто хоть как-то интересовался ситуацией в мире и так прекрасно знали правильный ответ. Начался новый виток развития с успешных военных действий. Самые опасные противники были разбиты и больше не могли представлять из себя никакой угрозы для такой столицы как Константинополь. История города хранит множество славных побед. Причем не только военных, но и научных, торговых и даже культурных. Во время нового расцвета активно развивается наука, достаточно существенно реформируется первый в Европе университет, основанный ещё в 425 году. Развивается литература, живопись, проводится активная миссионерская деятельность (самым глобальным примером которой являются Кирилл и Мефодий) и так далее. В 1054 году Константинополь становится столицей православия, после того как происходит раскол христианства, что только увеличивает его влияние в определенной части мира. К сожалению, к этому моменту Византия уже потеряла достаточно существенные территории и больше крупных городов, которые могли бы сравнится к Новым Римом к этому моменту не осталось. Для империи это была трагедия, но вот развитию Константинополя это пошло только на пользу. Закончился этот этап развития в 1071 году, причиной чего стали турки-сельжуки, которые погрузили империю в ужас очередной, жесточайшей войны. С 1081 начинался ещё один кратковременный период расцвета столицы Византии, но он закончился достаточно быстро. Пал город в 1204 году. Фактически, после этого были попытка вернуть себе контроль над столицей и хотя она была успешной, уже такого значения как до этого Константинополь не имел. Последним годом существования Нового Рима стал 1453 год. После этого его взяли Османы и сделали столицей своей империи, дав название Истанбул. Константинополь хоть и пал, но не был уничтожен, а смена названия не слишком на нем сказалась. Естественно, православным стало в нем жить не так комфортно, но это вполне логичное следствие становления мусульманской страны.

Константинополь сейчас

Так закончилась история великого города Константинополь. Где находится сейчас столица Турции, раньше была столица Восточной Римской империи. Фактически, город хоть и был относительно серьезно разрушен, но не настолько критично. И разница заключалась только в том, каким стало название. С тех времен осталось только небольшое количество документов и легенды. В наши дни люди ещё помнят о том, что существовал Царьград. Это название какого города? Возникает сейчас такой вопрос, ведь ассоциаций с Константинополем уже не осталось. Тем не менее, все ещё стоит Собор Святой Софии, да и в целом, город себя чувствует под властью Турции достаточно неплохо. До этого момента, когда существовала ещё Османская империя, город также активно развивался, переживал многочисленные этапы, которые можно назвать золотыми веками, был крупным торговым центром и так далее. Были в дальнейшей история и падения, связанные по большей части с войной с Российской империей. В конечном итоге, эти боевые действия хоть и не позволили взять Стамбул, но привели к падению империи как таковой. У нее забрали многочисленные территории, среди которых был и Крым. Во время Первой Мировой войны Стамбул оккупируется войсками Антанты, но достаточно быстро, после восстания, которое активно поддерживали большевики, он вновь становится столицей, но уже на тот момент Турции.

Недавние события в Турции или современный Константинополь

Константинополь или, как его сейчас называют – Стамбул, стал центром ещё одного достаточно важного и резонансного конфликта в 2016 году. Там была совершена попытка государственного переворота, которая была неудачной. Интересен тот факт, что в теории, это должно было сыграть на руку США и убрать Турцию из сферы влияния РФ, однако фактически, все произошло абсолютно наоборот. Тут главную роль сыграли разные типы воздействия на другие страны, которые используются США и РФ. Так, первые предпочитают вносить хаос и разброд, играя на противоположностях разных фракций. А РФ стремится поддерживать более стабильные отношения с существующим официальным правительством. Как следствие, после неудачной революции, позиция Эрдогана только укрепилась. И хотя до этого он придерживался достаточно жесткой антироссийской позиции, именно переворот позволил ему сравнительно спокойно и безболезненно перейти на сторону России, хоть и не так явно, как бы этого хотелось. В целом, несмотря на все перипетии, Константинополь продолжает существовать под другим названием и постепенно все равно развиваться. Константинополь – великий город, он не может быть уничтожен полностью, и какое бы название он ни носил сейчас, в умах очень многим он останется не Стамбулом – столицей Турции, а Константинополем – столицей одной из величайших империй – Византии.

1000pochemu.ru