Москва построена на древнем славянском Капище. Капище это в древней руси это


Капище – это один из самых интересных памятников славянской языческой культуры

Капище – это один из самых интересных памятников славянской языческой культуры

Капище – это языческий храм, место для проведения богослужений, различных обрядов, так или иначе связанных с богами и верой древних славян. Капище в Древней Руси – это один из видов святилища. Славяне, будучи язычниками, создавали различные святилища для проведения там религиозных обрядов. Так вот капища – святилища, которые строили на круглых площадках, с центральным расположением идола.

Слово капище пришло с древнеславянского языка и сегодня означает место в языческом храме, находящееся за алтарем, куда ставят статуи или другие предметы.

Значение слова капище до сих пор неизвестно. Предполагается, что это «идол» или «кумир», если переводить с древнеславянского.

В капищах проводили различные обряды и ритуалы, праздники и некоторые важные события. Храмы, которые существуют сегодня, были созданы на основе древних капищ. У них и функции сходны, и внешний вид.

Материалом для капищ чаще всего было дерево. Однако мог использоваться и камень. Территория для капища выбиралась не наобум. Она должна была иметь определенную энергетику. Это позволяло проводить все обряды более качественно. Крещение Руси в десятом веке нашей эры привело к том, что капища были разрушены. На их месте начали возводить христианские храмы.

Что касается функций капища, то они могли быть универсальными и специальными. Для последних возводили именные капища (Перуна, Велеса и др.).

Структура капища

Капище – это один из самых интересных памятников славянской языческой культуры
  • Остовница – подземная часть. Служила местом проведения огненных обрядов и местом для хранения треб (жертв).
  • Нижнее капище – так называемый первый этаж. Оно постоянно было открыто. Предназначалось для тризн (погребальных обрядов), мистерий (тайных богослужений), обычных служб.
  • Верхнее капище – так называемый второй этаж. Оно должно было иметь ровно шестнадцать стен (так как в Сварожьем круге именно шестнадцать чертогов), поэтому капища часто называют круглыми постройками. В нем проводили службы в честь Вышних богов.
  • Небесное капище всегда было по форме как девятиконечная звезда. Его значение заключалось в проведении праздников (Любомиров) и некоторых ритуалов.

Капище должно было иметь три, девять или шестнадцать куполов. По структуре капища могли отличаться в зависимости от функции и предназначения.

Идол в капищах

Идол был в капище главным объектом культа, представленный в виде скульптуры бога. Обычно этому богу и посвящалось капище. Все обряды и ритуалы, прошения и жертвы были направлены именно к нему. Идол здесь имел функцию связного между человеком и богом. Он представлял собой каменную скульптуру длиной два-два с половиной метра. По внешности статуя на капище была похожа на человека, но не с одним лицом, а с несколькими (чаще их было четрые).

Капище – это один из самых интересных памятников славянской языческой культуры

Чаще всего идол с капища имел какой-то атрибут правой руке – кольцо или меч, например. Был у него и какой-либо головной убор. Руки идола могли быть скрещены на груди, одна могла быть поднята. Согласно данным о находках этих скульптур, они могли быть в виде столба, в виде столба с объемной головой, в виде столба с несколькими лицами и другие. По форме они были прямоугольными. И обязательным условием считалось то, что идол обязательно должен занимать место в центре капища.

Принципы постройки капищ

Место капища часто выбирали за населенным пунктом, даже близ могильников. Площадь, где оно располагалось, могла быть отделана камнем или глиной. Интересно, что при раскопках археологи обнаружили, что стены капищ имели обожженную поверхность. Это значит, что многие ритуалы проводились с использованием ритуальных костров. Важным условием было обнесение капища каким-то ограждением, которое должно было защищать от злых сил. Обычно языческий храм обносили канавой или рвом (два-пять метров шириной), в которых горел огонь. Археологи находили и остатки жертвоприношений – кости животных, глиняные осколки (скорее всего от посуды, в которой была какая-то пища).

Места силы. Необъяснимо, но факт.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Что такое капище? Примеры древних капищ :: SYL.ru

В наши дни и ранее археологами и этнографами были найдены множество древних языческих ритуальных мест, сооружений, иначе говоря – капища (святилища, кумирни).

Сперва нужно уяснить, что такое капище. В открытых источниках уже дано определение: это культовое месторасположение языческих идолов или храмов богов для проведения обрядов.

Само слово «капище» изначально отождествляется с культовыми местами славян дохристианского периода. Реже так называют культовые места иных народов.

Немецкий след

Большинство капищ (что такое, рассматривается в статье) было найдено на территории России, Украины, Беларуси, Польши и славянских государств Балканского полуострова. Однако славяне расселялись на довольно обширной территории и оставили следы своего прежнего пребывания на федеральной земле Мекленбург-Передняя Померания (Германия).

На острове Рюген, в северо-восточной его части, находится самое известное капище, вероятнее, прибалтийских славянских племен руян – Аркона. По найденным останкам святилища площадь языческого капища составляет девяносто на сто шестьдесят метров. Но исследователи предполагают, что реальные размеры были в разы больше. Последние раскопки проводились в конце 1921 года, в 1930 году и в конце 60-х годов прошлого столетия. Верхушка мыса, где расположилось святилище, была окружена двумя валами, в которых обнаружили три строительных периода. Во внутренней окружности вала ров с плоским дном. Был найден ларец с вещами и несколько черепов мужчин.

Спрятано рядом

Порой первые находки археологам попадались не в самых легкодоступных местах. Одно из первых, найденных в России, древнее капище Асташово. Нашли его посреди болот в лесу Смоленской области. Как и многие другие такие находки, оно находилось в центре городища, было окружено валом и рвом глубиной полметра, а сама площадка была опалена. Рядом нашли поселение.

Это один из примеров, когда капища скрыты в болотах, возможно, язычниками прятавшимися и уходившими в леса от уже насаждаемой князьями новой религии. Но есть места капищ прямо в городах, куда ходят по воскресеньям молиться, только уже не нескольким богам, а одному. Летописные источники подтверждают, что очень часто на местах, где стояли кумиры богов, воздвигали христианские храмы. Священники просто его «очищали от скверны поганской» особым ритуалом. Что такое капище, объяснят примеры.

Например, Богоявленский Аврамеев монастырь в Ростове (не путать с Ростовом-на-Дону). Более восьми веков назад, до возведения здания, здесь было капище Велеса. В самой столице необъятной Родины стоит всем известная церковь Рождества Ионна Предтечи. Во время археологических раскопок девятнадцатого века исследователи пришли к выводу, что церковь была построена на месте древнего капища. Можно продолжать: Новгород – Юрьев монастырь – бывшее капище Перуна. По приданиям, на возвышенности, называемой Яруновой горкой, в Суздале стояло капище Яруна, или Ярилы – Бога весеннего солнца, любви и плодородия.

Капища Белой Руси

Что такое капище, после крещения Руси можно увидеть и в соседнем государстве. Самый древний костел в Беларуси находится в городе Новогрудке Гродненской области. Это костел (кафедральный, фарный, Фара Витовта) Преображения Господнего. Он занимает весомое место в истории Беларуси. Заложил его небезызвестный князь Витовт. Но в приданиях говорится, что здесь было капище Перуна. В деревне Ишкольдь (Барановичский район, Бресткая область) на месте древнего капища стоит Троицкий костел в готическом стиле, который сохранился с 1472 года. Единственное, что не осталось прежним, из-за частых переделок под разные конфессии декоративное оформление внутри.

Соседка Украина

Ни одно славянское капище, а, возможно, и сотни, можно найти в Украине. Наиболее известны Дивич-гора у села Триполье (Киевская область), находится на возвышенности. Исследователи считают, что здесь совершались ритуалы в честь богини Даны.

На Иванковском капище (Хмельницкая область) около четвертого века найдено древнеславянское святилище с каменными идолами. Сплошным сосредоточением культовых мест, как найденных, так и сокрытых, хранит Киев. Еще в 70-х годах прошлого века в центре города, на Житомирской улице, открыта жертвенная яма.

Существует еще множество примеров по всему миру. Каждый из них достоин отдельной статьи.

www.syl.ru

Капище – это храм? История и современность дохристианских культовых сооружений

Источников, по которым можно судить о том, как именно проводились языческие религиозные обряды на территории Руси до принятия христианства, сохранилось не так уж и много. В частности, ученым мало что известно об обустройстве древних языческих культовых сооружений. Неоднородность древнеславянских верований, смешение элементов культуры разных племен, существовавших на той или иной территории в разные периоды времени, существенно затрудняют исследования. Однако в последнее время, в связи с ростом интереса к дохристианской истории нашей страны, ученым удалось получить довольно-таки много новой информации по этому вопросу.

капище это

Капище на открытом воздухе

Для начала разберемся с тем, что же такое языческое капище? Это одна из разновидностей дохристианского культового сооружения, основным предназначением которого было непосредственное общение человека с верховными богами. Собственно, сооружением капище назвать сложно, так как представляло оно собой овальную или круглую площадку на открытом воздухе, часто огороженную рвом. При этом в центре располагался идол того божества, в честь которого оно было обустроено.

Очень часто языческое капище этого типа располагалось вдалеке от поселений и деревень. Исследователи часто находят подобные культовые площадки на вершинах гор, посреди лесов, болот и т. д. Диаметр круга мог составлять несколько десятков метров. Во рвах разжигались жертвенные костры, а по их краям расставлялись разного рода священные предметы (камни, столбы). Если капище было посвящено нескольким богам, по окружности могли располагаться их идолы. Некоторые объекты подобного рода названы учеными малыми городищами, так как окружены невысокими насыпями.

древнее капище

Капище в храме

Свои ритуалы славяне проводили и в настоящих храмах (от слова «хоромы»). В каждом подобном сооружении имелось капище. Это название носила часть храма, располагавшаяся за алтарем. Здесь обычно устанавливались идолы. В некоторых случаях капищем называется и сам храм. Чаще всего подобные постройки имели круглую форму. Однако археологами были обнаружены и квадратные сооружения.

Археологические находки на территории древней Руси

Как уже упоминалось, материальных свидетельств и письменных источников, позволяющих судить о том, как именно выглядели славянские культовые сооружения, посвященные тем или иным богам, сохранилось очень мало. Наиболее известными историческими памятниками являются Киевское и Перыньское славянские капища. Последнее было посвящено славянскому богу войны Перуну. Создали его по приказу князя Владимира в ходе языческой реформы в 980 г. Археологам частично удалось восстановить его первоначальный вид. Объект представлял собой практически идеально круглую площадку диаметром в 21 метр. Окружена она была рвом метровой глубины.

Что касается такого сооружения, как древнее капище в Киеве, то здесь практически никаких археологических находок сделано не было. И это не удивительно. Ведь территория, на которой оно расположено, на протяжении многих веков активно использовалась. Да и вряд ли в столице христианского государства сохранилось бы слишком много предметов, относящихся к старому культу.

языческое капище

Славянские боги

Итак, мы выяснили, что капище – это, по сути, языческий храм, расположенный на открытом воздухе или представляющий собой культовую постройку. Что касается собственно предмета поклонения тех, кто посещал эти священные места в древности – славянских богов, то о них известно немного больше. В ходе реформы, проведенной князем Владимиром, в пантеон основных божеств были включены Даждьбог, Хорс, Стрибог, Макошь и Семаргл во главе с Перуном. Их идолы стояли рядом с княжескими хоромами на Киевской горе. Восточными славянами особо почитался и еще один бог – Велес. В «Повести временных лет» помимо этих божеств упоминаются и другие – Лада, Купала, Коляда, Позвизд.

Славянские идолы

Славянские идолы представляли собой антропоморфные (человекоподобные) деревянные фигуры высотой порядка 2-2.5 м. В основании такой столб мог быть как круглым, так и четырехугольным. В правой руке бог мог держать меч, кольцо или рог. Иногда руки божества скрещивались на груди. При этом правая обычно располагалась выше левой. В некоторых летописях упоминается о существовании идолов, изготовленных и из других материалов – меди, мрамора, золота или серебра. Найдены были археологами и каменные культовые изваяния.

славянские капища

Естественные святилища

Система языческой обрядности основывается прежде всего на подборе эффективного языка общения с силами природы. В любом явлении, происходившем в то или иное время года, язычники усматривали сакральную волю высших сил. Поэтому у славян очень хорошо была развита система почитания разного рода священных мест – рощ, отельных деревьев , камней, родников, озер, болот и т. д.

Таким образом, капище – это место, в котором практиковались обряды, посвященные языческим богам. Эти древние сооружения, практически не дошедшие до наших дней, стали прототипами современных церквей. В частности, некоторыми исследователями выдвигаются предположения о том, что многоглавость православных храмов, а также такой архитектурный элемент, как восьмерик, имеют древние языческие корни.

fb.ru

Что такое капища?

Valgucream - лечение вальгусной деформации за 1 курс

Капище – это один из самых интересных памятников славянской языческой культуры

Капище – это языческий храм, место для проведения богослужений, различных обрядов, так или иначе связанных с богами и верой древних славян. Капище в Древней Руси – это один из видов святилища. Славяне, будучи язычниками, создавали различные святилища для проведения там религиозных обрядов. Так вот капища – святилища, которые строили на круглых площадках, с центральным расположением идола.

Слово капище пришло с древнеславянского языка и сегодня означает место в языческом храме, находящееся за алтарем, куда ставят статуи или другие предметы.

Значение слова капище до сих пор неизвестно. Предполагается, что это «идол» или «кумир», если переводить с древнеславянского.

В капищах проводили различные обряды и ритуалы, праздники и некоторые важные события. Храмы, которые существуют сегодня, были созданы на основе древних капищ. У них и функции сходны, и внешний вид.

Материалом для капищ чаще всего было дерево. Однако мог использоваться и камень. Территория для капища выбиралась не наобум. Она должна была иметь определенную энергетику. Это позволяло проводить все обряды более качественно. Крещение Руси в десятом веке нашей эры привело к том, что капища были разрушены. На их месте начали возводить христианские храмы.

Что касается функций капища, то они могли быть универсальными и специальными. Для последних возводили именные капища (Перуна, Велеса и др.).

Содержание статьи

Структура капища

Капище – это один из самых интересных памятников славянской языческой культуры

  • Остовница – подземная часть. Служила местом проведения огненных обрядов и местом для хранения треб (жертв).
  • Нижнее капище – так называемый первый этаж. Оно постоянно было открыто. Предназначалось для тризн (погребальных обрядов), мистерий (тайных богослужений), обычных служб.
  • Верхнее капище – так называемый второй этаж. Оно должно было иметь ровно шестнадцать стен (так как в Сварожьем круге именно шестнадцать чертогов), поэтому капища часто называют круглыми постройками. В нем проводили службы в честь Вышних богов.
  • Небесное капище всегда было по форме как девятиконечная звезда. Его значение заключалось в проведении праздников (Любомиров) и некоторых ритуалов.

Капище должно было иметь три, девять или шестнадцать куполов. По структуре капища могли отличаться в зависимости от функции и предназначения.

Идол в капищах

Идол был в капище главным объектом культа, представленный в виде скульптуры бога. Обычно этому богу и посвящалось капище. Все обряды и ритуалы, прошения и жертвы были направлены именно к нему. Идол здесь имел функцию связного между человеком и богом. Он представлял собой каменную скульптуру длиной два-два с половиной метра. По внешности статуя на капище была похожа на человека, но не с одним лицом, а с несколькими (чаще их было четрые).

Капище – это один из самых интересных памятников славянской языческой культуры

Чаще всего идол с капища имел какой-то атрибут правой руке – кольцо или меч, например. Был у него и какой-либо головной убор. Руки идола могли быть скрещены на груди, одна могла быть поднята. Согласно данным о находках этих скульптур, они могли быть в виде столба, в виде столба с объемной головой, в виде столба с несколькими лицами и другие. По форме они были прямоугольными. И обязательным условием считалось то, что идол обязательно должен занимать место в центре капища.

Принципы постройки капищ

Место капища часто выбирали за населенным пунктом, даже близ могильников. Площадь, где оно располагалось, могла быть отделана камнем или глиной. Интересно, что при раскопках археологи обнаружили, что стены капищ имели обожженную поверхность. Это значит, что многие ритуалы проводились с использованием ритуальных костров. Важным условием было обнесение капища каким-то ограждением, которое должно было защищать от злых сил. Обычно языческий храм обносили канавой или рвом (два-пять метров шириной), в которых горел огонь. Археологи находили и остатки жертвоприношений – кости животных, глиняные осколки (скорее всего от посуды, в которой была какая-то пища).

Места силы. Необъяснимо, но факт.

Источник

slavicnews.ru

Москва построена на древнем славянском Капище: ladstas

Ряд историков считают, что знаменитые семь холмов, на которых, по преданию, стоит Москва, — это вовсе не семь возвышенностей, а семь древних славянских сакральных центров. На их месте в древние времена славяне поклонялись сначала природным древним Богам, затем "православным" святым, а уже в советское время там разместились культовые сооружения государства атеистов.Рассказать изданию "Загадки и тайны" о том, где же на самом деле находятся семь духовных вершин Москвы, согласился известный писатель, этнограф и специалист по тайным обществам мира Андрей СИНЕЛЬНИКОВ.— Андрей, что представляли из себя сакральные места наших предков?

— В ту эпоху, когда наши пращуры поклонялись своим древним богам, подобные места назывались капищами. В их центре горел знич — ритуальный огонь, вокруг которого размещались требище и гульбище. Требище — это то место, где требовали от своих богов необходимые для племени блага, а гульбище — где гулял в праздничные дни народ.

— Неужели в Москве были такие языческие капища? Она же сравнительно молодой город.

— Согласно исследованиям археологов, Москва была буквально насыщена древними языческими капищами. Причем существовали они практически до времен Смуты и прихода к власти династии Романовых. Например, царь Алексей Михайлович писал воеводе Шуйскому в 1649 году, сетуя на огромные языческие гуляния 22 декабря, что праздновавшие славили Коляду, Усеня и «плугу», повсюду играли скоморохи. В числе районов, охваченных весельем, были им указаны: Кремль, Китай, Белый и Земляной города, то есть практически вся территория Москвы тех лет.

Такая живучесть традиции объяснялась тем, что Москва была основана на месте, где святилищ было больше, чем обычно, это был единый священный комплекс площадью около 8 квадратных километров, построенный как изображение законов мирового коловращения.

— Но при чем тут легендарные семь холмов?

— Всем хорошо известно, что Москва стоит на семи холмах. Впрочем, не она одна. Рим, Византия (Константинополь, Царьград) тоже стоят на семи холмах. Историки многих стран упорно ищут эти легендарные холмы, возвышенности или хоть что-то похожее на них, но тщетно. Поэтому и появилась теория о семи духовных, а не физических возвышенностях. Действительно, святой город Рим, изначально пишущийся как Ром, от древнего названия святого капища РОМОВА, должен был стоять на святом месте. Царь-град, как известно, — Второй Рим, а Москва — Третий. Названия этих духовных вершин у разных народов различны, но наиболее вероятно, что они выражены именами богов.

— Каким богам поклонялись в древней Москве славяне?

— Точно известно семь божеств: Род, Велес, Купала, Ярило, Макошь, Перун и Троян. Изучая родоверческие книги, я вместе с коллегами обнаружил интересный список древних московских капищ, посвященных старым славянским богам. Относясь к нему как к косвенной улике, мы попробовали доказать или опровергнуть изложенное в нем на практике.

— И что у вас получилось?

— Что-то совпало, что-то нет, но места капищ мы вычислили!Дело в том, что места Силы при смене любых верований и религий обязательно занимаются знаковым сооружением нового культа, зачастую сохраняя внешние признаки и даже измененное название предтечи. Самой востребованной и почитаемой духовной вершиной для любого времени, безусловно, являлась воинская слава. Богами войны были: у греков — Арес, у римлян — Марс, у скандинавов — Тор, у славян — Перун. Есть вершина воинского духа, «холм» воинов и в Москве.

— И где же?

— По форме капище бога воинов в то время напоминало восьмиугольник, отражая символ Перуна «огневик», «коло» — восьмилучевую звезду. Ориентированное по сторонам света, оно разбивало внутреннее пространство на девять святилищ, в которых совершались поклонения светлым богам. Восемь святилищ располагались вокруг девятого, посвященного высшему духу воина — богу Перуну. Алтарь этого капища находился в центре города на Алатырь-камне, расположенном на Красной площади у ее перехода на Васильев (Велесов) спуск.Этот огромный ледниковый валун послужил потом основанием Троицкой церкви, стоявшей на этом месте. Затем система устройства и внешний вид капища Перуна были использованы Постником и Бармой при возведении девятикупольного храма Покрова Пресвятой Богородицы что на Рву, также называемого собором Василия Блаженного. Это первый сакральный холм — холм Перуна.

— Чье капище было вторым по важности после Перуна?

— Второй духовной ценностью, чтимой на Руси, было то, что мы называем «судьба», или «доля». Как известно, нити судьбы прядут божественные пряхи: у греков — мойры, у римлян — парки, у викингов — норны, у славян главная пряха — Макошь.Холм Ма-коши — капище хозяев своей судьбы, который можно было бы назвать «сакральная пара». Сакральную пару составляют обычно два капища: мужское и женское, находящиеся на противоположных сторонах реки. Если река делает изгиб, то образуется высокий «обнимающий» берег и «обнимаемый» заливной луг.

Боровицкий холм и Замоскворечье замечательно подходят под определение пары. На холме существовало мужское капище Яриле — богу Солнца, богу жизни. А за рекой должно было бы находиться место почитания женского божества — Макоши-судьбы. Чтобы обнаружить место капища Макоши, необходимо понять, кто в пришедшем христианстве заменил ее культ. Это Параскева Пятница! Название улицы Пятницкая указывает нам на женское божество, коему поклонялись здесь исстари. Действительно, на улице стояла церковь Параскевы

Пятницы, имеющая условный статус «прощной». А по этнографическим свидетельствам, «прощами» назывались места поклонения Макоши. Стояла она на том месте, где сейчас вестибюль станции метро «Новокузнецкая».

— Значит, капище Яриле было напротив, на Боровицком холме. За что же отвечало это божество?

— Как Ра в Египте и Аполлон в Греции, Ярило у славян отвечал за жизнь. По преданию, на месте святилища была заложена деревянная церковь Иоанна Предтечи что на Бору. Летописец утверждал, что сей храм «первая на Москве церковь быть». Строительство христианского храма мало что изменило, ибо рядом по-прежнему находился Велесов камень, которому по праздникам стекались москвичи.

В 1509 году в этом храме был устроен придел святого мученика Уара. Москвичи называли его по старинке Яром, подразумевая Ярилу. Но 2 октября 1846 года император Николай Павлович, будучи в Кремле, сделал замечание, что церковь Святого Уара портит вид из окон Кремлевского дворца. Когда вельможа А. Н. Муравьев обратился к церковному владыке с просьбой сохранить храм, тот ответил весьма многозначительно: «Простите, что я поклоняюсь иконами прочей святыне, а не рассевшимся камням Василия Темного». Следует заметить, что камнем Василия Темного митрополит Филарет именовал именно камень Велеса. Храм Уара был разобран, а камень Велеса убран в одну ночь. Очевидно, что капище Яриле было на Бору, то есть в Кремле, на Боровицком холме.

— Но какие жизнь и судьба без воли, особо почитаемой на Руси? Какой бог отвечал за нее?

— Да, божество воли, свободы и власти особенно сильно было почитаемо у северных народов. У кельтов и викингов — это Фрея, или Фрида. У славяно-балтов — Велес.Так сложилось, что местонахождение капища Велеса оказалось известно наиболее точно и, что удивительно, подтверждено археологическими раскопками. Это знаменитый Красный холм, или, как его еще называли в древности, Болванова гора. Примечательно, что старое название Верхнерадищевской улицы, расположенной в этом месте, — Болвановка.Этим словом христиане именовали языческих идолов на капище, поэтому наличие подобного топонима можно рассматривать как факт, указывающий на существование в этих местах языческого культа. Как правило, в том месте, где располагалось капище, горели священные костры — чигасы. Следовательно, точное месторасположение капища — это церковь или монастырь, построенные на месте капища, имеющие в своем названии слово «чигас».

И точно, во дворе дома на Котельнической набережной когда-то стоял Спасо-Чигасов монастырь. Впервые в летописи он упоминается как каменный в 1483 году. Рядом с ним стояла церковь Никиты Угодника, про которую в летописи в 1533 году сказано: «...взошла туча велика страшна... и за Яузою у церкви святаго мученика Никиты прошибе стену...» Когда на месте церкви Никиты в 1997 году проводили раскопки, то обнаружили несколько глиняных статуэток всадника верхом на волке и мужчины с волчьей головой и бубном в руках.

Статуэтки не имеют аналогов и датированы археологами XIV веком, т. е. тем временем, когда Красный холм только начинал заселяться горожанами. Эти находки явно говорят, чье капище находилось в этом месте, ведь волк — тотемное животное бога Белеса. Недаром слова «власть» и «воля» фонетически созвучны слову «волк». Правда, некоторые исследователи соотносят Белеса с волом, но это ошибочное сопоставление, так как во множестве летописных славяно-балтийских источников Белес абсолютно точно интерпретируется именно с волком.

— А как же отец всех славянских богов — Род?

— Безусловно, в Москве существовало и его капище. Род — общеславянский бог, создатель всего живого и сущего. Род — это почитание предков, обращение к иному миру, к Нави. В старой Москве есть интересное место, сохранившее свое своеобразие и поныне. К западу от Кремля раскинулся район Чертолье, в который входили Чертольские улицы, ручей Черторый, Волхонка, Власьева слобода и два Власьевских переулка. Сивцев Вражек тоже относился к Чертолью. Бражками на московском говоре называли овраги; в данном случае это овраг-ручья Черторыя. Поскольку Сивцев Вражек и другие выше перечисленные названия Чертолья восходят к изначальным стихиям, к единению всех богов, то именно Род. почитался в данной местности. Причем названия улиц Чертолья произошли вовсе не от «чёрта», как можно подумать, а от «черты», отделяющей Навь и Явь.

Навь — мир пращуров, предков, тех, кто хранит традиции Рода, а Явь — мир живых. Скорее всего, капище находилось на дне оврага, по которому тек ручей Черторый. Наиболее вероятно—в том месте, где сейчас Сивцев Вражек пересекается с Большим и Малым Власьевски-ми переулками. Раньше здесь находилось урочище Козье Болото. В этом названии — тоже языческие корни, ведь козел был символом и воплощением рождающей силы земли. Это — Смоленская площадь.— Где находилось капище особо любимого в Москве Купалы?

— Купала — это всегда обряды, связанные с водой, огнем и травами. При этом основная часть купальских обрядов проводится ночью. В купальскую, самую короткую ночь в году оживают обитатели Нави. Пропадает грань между духами и людьми. В наш мир приходят ведуны и ведуньи, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. В праздник Купалы, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнем, а их союз считается природной силой.

Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые зажигались в ночь на Купалу. Но многочисленные этнографические исследования говорят, что Купала — это более позднее имя другого древнего бога — Марены. Образ Марены связывается со смертью, отсюда и сезонные аграрные обряды — в честь умирания и воскресения природы. Аналогом этого божества у египтян выступает Сехмет, а у скандинавов — Хель. Так вот, на роль капища Марены может претендовать еще одна точка Чертолья — место впадения ручья Черторыя в Москва-реку. Так сказать, другой конец Навьего оврага — Сивцева Вражка.

Очень примечательна судьба этого места, которое называют проклятым — оно известно тем, что здесь испокон веков строились храмы, но у всех была недолгая и печальная судьба. Два заглохших в древности монастыря, взорванный первый храм Христа Спасителя, Дворец советов, «уплывший» на пойменных водах, плавательный бассейн «Москва» — все эти объекты «нехорошее место» словно сбрасывало с себя, стремясь остаться свободным... Так вот, капище Купалы-Марены, духа магии, располагалось на месте нынешней Кропоткинской площади.

— Кто был седьмым в пантеоне древних богов славян?

— Это Троян, Триглав, или Трибог. У историка Герборда это божество властвует над тремя мирами — небом, землей и подземным миром. Троян, Триглав — в мифологии славян трехглавое божество, символизирующее триединство всего в этом мире. День — ночь — сутки. Зима — лето — год. Солнце — луна — небо. Мужчина — женщина — семья. Навь — Явь — Правь.

Праздник Трояна не имеет жесткой привязки к дате календаря и совпадает с появлением цветов на дубе, а происходит это приблизительно 22 мая. Дуб — священное дерево Трояна, а дубовая роща обязательна на месте его капищ. Такое место было и в Москве. Это Зарядье, место, где недавно располагалась гостиница «Россия».

Беседовал Дмитрий СОКОЛОВ

Капище Ярилы было там, где сегодня Дом на Котельнической набережной.Капище Мокоши на Большой Ордынке.На месте капища Велеса стоит Храм Христа Спасителя.Капище Купалы: Москворецкий мост.

Исток - http://сварог-фонд.рф/index.php/component/k2/211-moskva-postroena-na-drevnem-kapishche

Примечание, насчёт язычества и язычников (кстати, язычниками в Древнем Риме называли первых христиан...):

Язычество происходит от корня-слова Языче – то есть языки – народы. Язычник = языче ни какой, человек не имеющий языка - не говорящий по русски (по-славянски) - немец ("немой"), т.е. чужой. Не путать Русский ведизм (Родноверие) с язычеством, т.к. с подачи христиан, язычеством называют все дохристианские и другие нехристианские религии: эллинов, древних римлян, сибирских и североамериканских шаманов, южноамериканских, австралийских, африканских колдунов и т.д.; одухотворение природы (пантеизм) и т.д. Что интересно, в эпоху древней Римской империи, римляне называли язычниками – христиан, а христианскую веру – язычеством, и лишь после захвата христианами власти в Империи, всё перевернулось наоборот.

------------------------------------------

ДОПОЛНИТЕЛЬНО, информация к размышлению насчёт официальной даты основания Москвы:

Золотая монета из Девицкого клада - датируется 837-838 гг. нашей эры

Чтение некоторых надписей на аверсе монеты

Чтение некоторых надписей на реверсе монеты.

Расшифровку надписей на монете проводил академик Чудинов В.А.,подробнее - http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001a/00160087.htm

Также см. Чудинов В.А. "Вернём этрусков Руси" стр. 384-387

ladstas.livejournal.com

КАПИЩЕ - это... Что такое КАПИЩЕ?

  • капище — идолище, языческий храм, жрище, поганище, кумирня; божница идолопоклонников (Даль) См …   Словарь синонимов

  • капище —     КАПИЩЕ, святилище, устар. кумирня, устар. мольбище …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • КАПИЩЕ — КАПИЩЕ, капища, ср. (книжн. устар.). 1. Языческий храм. 2. перен. Место служения чему нибудь вообще (ритор.). «Из капища наук явился он (поэт Языков из университета) в наш сельский круг.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • КАПИЩЕ — КАПИЩЕ, а, ср. Языческое культовое сооружение. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • капище — 1. Славянский языческий храм 2. Открытая площадка, на которой стояли изображения идолов [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики здания, сооружения, помещения EN slav heathen temple DE heidnischer… …   Справочник технического переводчика

  • Капище — Капище  древнеславянское слово, которым обозначается пространство языческого храма, расположенное за алтарём, и предназначенное для установки капей (статуй, изображающих богов) или иных сакральных предметов. В классический период капище… …   Википедия

  • КАПИЩЕ — 1. славянский языческий храм 2. открытая площадка, на которой стояли изображения идолов (Болгарский язык; Български) капище (Чешский язык; Čeština) slovanská pohanská svatyně (Немецкий язык; Deutsch) slawischer Tempel; heidnischer Tempel… …   Строительный словарь

  • капище — а, с. 1) Языческий храм дохристианского времени. [Борис Петрович] на острове Капри лазил на страшные скалы, глядел капища поганых римских богов и прилежно осматривал католические монастыри (А. Н. Толстой). 2) перен., обычно чего Место служения… …   Популярный словарь русского языка

  • капище — КАПИЩЕ, а, ср Сооружение культового назначения у славян язычников в дохристианский период. В 168 году селевкидский царь Антиох IV начал жесткие гонения против религии Ветхого Завета. Книги Писания предавались огню, обряды запретили, а храм… …   Толковый словарь русских существительных

  • капище — а, ср.    Языческий храм, место жертвоприношений идолам.    ► В каком то капище был деревянный бог, И стал он говорить пророчески ответы И мудрые давать советы. // Крылов. Басни // …   Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

  • dic.academic.ru

    Крады, капища | Древнерусский словарик

     

    КРАДЫ — своеобразные алтари, капища, требища, священные места, приспособленные для молений и жертвоприношений (первоначально эти действа проводились на природе в естественных условиях, подле водоемов, омутов, родников, дубов). Устраивались под открытым небом в форме круга, но могли быть и в форме квадрата или треугольника без крыши. Обносились обычно двумя земляными валами. Там можно было молиться любому богу, любому из них приносить жертвы, в честь любого из них совершать священные обряды. Там могло совершаться ритуальное сожжение умерших, в результате которого их души якобы сразу же отправлялись в рай. Ритуальный огонь разводился в центре. Между валами, вероятно, совершался поминальный прием пищи.

    Постепенно в капищах стали устанавливаться идолы — деревянные изображения тех или иных богов, затем для их защиты от непогоды и для создания более благоприятных условий для обитания своих, уважаемых богов стали возводиться крыши, а потом и стены — появились храмы, посвященные персонально каким-то божествам. Известно, например, что существовали храмы, посвященные Перуну, Световиду, но с введением христианства все эти памятники старины — и крады-капища, и храмы, и идолы — были уничтожены.

     

    Известный отечественный историк Б. А. Рыбаков полагал, что слово «крада» означало не толькопогребальный костёр, но и всякое жертвенное сожжение: «крады и требища идольская», где «крада»соответствует греческому homos — горящему жертвенному алтарю. Он отмечал, что слово «крада»встречается в русских переводах с греческого: например, это Хроника Георгия Амартола, где несколько раз встречается слово «крада», соответствующее двум различным по смыслy греческим словам: рyra (огонь) иsphaira (круг). Б.А. Рыбаков считал, что слияние понятий «огонь» и «круг» в одном слове «крада» произошло в силу того, что, кроме огненной сущности жертвенного (в данном случае погребального) костра, существенную роль играла и круговая форма.

    data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="1163689543">

    крады, капища

    Капище – это языческий храм, место для проведения богослужений, различных обрядов, так или иначе связанных с богами и верой древних славян. Капище в Древней Руси – это один из видов святилища. Славяне, будучи язычниками, создавали различные святилища для проведения там религиозных обрядов. Так вот капища – святилища, которые строили на круглых площадках, с центральным расположением идола.

    Слово капище пришло с древнеславянского языка и сегодня означает место в языческом храме, находящееся за алтарем, куда ставят статуи или другие предметы.

    Значение слова капище до сих пор неизвестно. Предполагается, что это «идол» или «кумир», если переводить с древнеславянского.

    В капищах проводили различные обряды и ритуалы, праздники и некоторые важные события. Храмы, которые существуют сегодня, были созданы на основе древних капищ. У них и функции сходны, и внешний вид.

    капище, крады

    Материалом для капищ чаще всего было дерево. Однако мог использоваться и камень. Территория для капища выбиралась не наобум. Она должна была иметь определенную энергетику. Это позволяло проводить все обряды более качественно. Крещение Руси в десятом веке нашей эры привело к том, что капища были разрушены. На их месте начали возводить христианские храмы.

    Что касается функций капища, то они могли быть универсальными и специальными. Для последних возводили именные капища (Перуна,Велеса и др.).

    data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="2423584382"data-ad-format="auto">

    Вконтакте

    Facebook

    Twitter

    Google+

    Мой мир

    Одноклассники

    drevnerus.ru