§ 7. Культура Древней Руси. Культура древней руси и современность


Культура Древней Руси и современность

Добро пожаловать!

Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их общественно-трудовой практики. Культура каждого народа предстает как часть мировой культуры, как результат его творческих усилий, включающий все, что было создано умом и руками людей.

Культура всякого народа складывается из суммы ценностей, унаследованных от прошлых времен, собственного вклада современников, заимствований у других народов. Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Через Византию Русь приобщилась к богатейшему наследию античности. Традиции Византии — одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира — оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве.

К сожалению, многие памятники культуры до нас не дошли. Значительная часть их погибла в огне пожаров, нашествий, войн. Например, когда в 1382 г. ордынцы осаждали Москву, ее жители снесли книги в кремлевский собор. Летописец записал: книг было так много, что они подпирали своды здания. Когда же Тохтамыш обманом ворвался в Кремль, то эти несметные книжные богатства сгорели. Гибли книги и в последующие века. В огне пожара 1812г. погиб единственный список «Слова о полку Игореве». Большое число памятников культуры было уничтожено фашистами в годы Великой Отечественной войны. Многие памятники культуры погибли и в результате действий властей, громивших их по «идейным» соображениям.

Для возрождения памятников старины многое сделали реставраторы. Например, иконописное творчество Андрея Рублева стало по-настоящему известно только в XX в., когда выдающийся искусствовед И. Э. Грабарь начал расчистку его икон от олифы и поздних наслоений. Отреставрированные черные доски «засветились», как много столетий назад.

Мы решили представить вам те памятники Древнерусской культуры, что сохранились до наших дней. То, что связывает эти, казалось бы, столь далекие друг от друга эпохи. То, что связывает современность и Древнюю Русь.

russianculture.my1.ru

§ 7. Культура Древней Руси.

Культура Древней Руси, не скованная феодальными путами, достигла высокого уровня развития. Нет никаких оснований видеть в ней «две культуры» - культуру господствующего класса и класса эксплуатируемых, по той простой причине, что классы в древнерусский период нашей истории еще не сложились. Культура вырастала прямо из недр народных масс. В основе ее было устное народное творчество. Если о славянской мифологии мы имеем мало сведений, то о более позднем пласте народной культуры - былинах мы знаем больше. Ряд современных историков и филологов считают, что в былинах нашли отражение конкретные исторические факты и фигуры. Гораздо более правильной представляется точка зрения на былины как на явление фольклора, отражающее самые общие процессы социальной и политической жизни, а на былинных героев - как на совмещающих в себе разные хронологические пласты. Но нет никаких оснований относить былины к некоему эпическому периоду ранее эпохи Киевской Руси. Как установлено в последнее время (И.Я. Фроянов, Ю.И. Юдин), былины достаточно адекватно отражают демократический строй Киевской Руси. Наиболее известным является героический былинный цикл, в котором воспеваются народные герои, защитники Руси - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др. Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры, свидетельству­ют о культурном уровне народных масс, их образованности и грамотности. Широкое распространение грамотности и письменности в самых разных социальных группах древнерусского населения подтверждается и другими источниками (граффити, берестяные грамоты и др.). Все это позволяет пересмотреть те взгляды, которые получили широкое распространение в советский период, - о том, что письменность появляется лишь в условиях классового общества, а грамотность была уделом знати. Письменность у восточных славян появляется под воздействием внутренних факторов - процесса формирования городов-государств, волостей, во многом идентичных древневосточным номам и древнегреческим городам-государствам. На ранней стадии развития этих доклассовых государственных образований интеграционные тенденции были настолько сильны, что активно стимулировали рост письменности как одно из средств межобщинных отношений. Решающее значение народных нужд в развитии древнерусской письменности подтверждается историей древнерусского литературного языка. Присущие древнерусскому обществу общинность и демократизм оказали свое влияние на литературный язык. Древнерусский литературный язык весь пронизан разговорной речью: он звучит в юридических текстах, летописях, древнейшей из которых была «Повесть временных лет», в «Молении» Даниила Заточника и многих других письменных памятниках. Звучит он и в жемчужине древнерусской письменности - «Слове о полку Игореве», посвященном походу в 1187 г. новгород-северского князя Игоря на половцев. Нельзя, впрочем, не отметить, что некоторые историки считают этот памятник подделкой XVIII в. (А.А. Зимин).

В Киевской Руси высокого уровня достигла и «поэзия в камне» - архитектура. К сожалению, мы мало знаем о дохристианском зодчестве восточных славян, оно почти не сохранилось, так как было деревянным. Тут могут помочь лишь археологические раскопки и те описания, которые сохранились о храмах славян Центральной Европы. Не так много сохранилось и каменных храмов. Уже в 989 г. князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь, посвященную Успению Богородицы и названную так потому, что на ее содержание выделялась церковная десятина. В Киеве же был возведен Софийский собор - замечательный памятник зодчества и изобразительного искусства. Храмы, посвященные святой Софии, были построены в Новгороде и Полоцке. Русские мастера, заимствовав многое из Византии, творчески развивали византийские традиции. Каждая строительная артель пользовалась своими излюбленными приемами, и постепенно в каждой земле возникала своя собственная культовая архитектура. Основным строительным материалом был тонкий кирпич - плинфа, а секреты состава раствора передавались из поколения в поколение. Отличительными чертами новгородского архитектурного стиля были монументальная строгость и простота форм. В начале XII в. здесь работала артель мастера Петра, воздвигнувшая соборы в Антониевском и в Юрьевском монастырях. Ему также приписывается создание церкви Николы на Ярославовом дворище. Замечательным памятником была церковь Спаса на Нередице, разрушенная в годы Великой Отечественной войны. Иной характер имела архитектура Ростово-Суздальской земли, где основным строительным материалом была не плинфа, а белый камень-известняк. Главные черты архитектуры этой земли сложились во время правления Андрея Боголюбского. Тогда во Владимире был воздвигнут Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота, княжеский замок - в Боголюбове, а неподалеку - шедевр - церковь Покрова на Нерли. Для Владимиро-Суздальской архитектуры характерно использование выступающих пилястр, барельефных изображений людей, животных и растений. Как отмечают искусствоведы, эти храмы и строгие, и нарядные одновременно. В конце XII - начале XIII в. зодчество становится еще пышнее, декоративнее. Ярким памятником этого времени является Дмитриевский собор во Владимире, который был построен при Всеволоде Большое Гнездо. Собор украшен тонкой и затейливой резьбой.

В настоящее время, благодаря достижениям археологии, мы многое можем сказать не только о культовой архитектуре и теремах, но и об оборонном зодчестве, а также о жилищах рядового населения. В прошлое ушло утверждение о том, что в Древней Руси имелась существенная разница между образом жизни феодальных верхов и основной массы населения. Основным типом славянского жилища была усадьба, основой которой был бревенчатый сруб, зачастую двухэтажный.

В Древней Руси получила распространение и живопись - прежде всего, фресковая роспись по сырой штукатурке. Замечательный памятник фресковой живописи - Софийский собор в Киеве. Многие из фресок посвящены бытовым сюжетам: изображение семьи Ярослава Мудрого, борьба ряженых, охота на медведя и т.д. Во внутренних помещениях собора сохранились и великолепные мозаики - изображения, составленные из мельчайших кусочков смальты. Одно из наиболее известных - изображение Дмитрия Солунского. Получила распространение в Древней Руси и икона - изображение святых, почитаемых церковью, на специально обработанных досках. Древнейший сохранившийся памятник иконописи - икона Божией Матери «Владимирской». Она была перенесена Андреем Боголюбским из Киева во Владимир, откуда и идет ее название. Искусствоведы отмечают в этой иконе лирику, мягкость, глубину выраженных в ней чувств. Это народное поэтическое начало получает во владимиро-суздальском искусстве свое дальнейшее развитие. Оно видно уже в древнейшем из дошедших памятников станковой живописи этой земли - в оглавном «Деисусе», выполненном, вероятно, в конце XII столетия («Деисус» означает «моление»). На иконе Христос представлен между двумя ангелами, слегка склонившими к нему головы. К этой же земле относится и великолепная икона «Оранта».

Русские «златокузнецы», используя сложнейшую технику: скань, зернь, перегородчатую эмаль, изготовляли разнообразные украшения - серьги, кольца, ожерелья, подвески-колты и т.д.

Давая оценку древнерусской культуре в целом, нужно иметь в виду, что она насквозь была пронизана языческими традициями. Не говоря о том, что целые районы были населены язычниками, само древнерусское христианство можно определить как охристианенное язычество.

Высокая и своеобразная культура стала одним из факторов формирования древнерусской народности - основы дальнейшего возникновения великорусской, украинской и белорусской народностей. Как показал В.В. Мавродин, древнерусская народность имела и другие атрибуты такого рода общности: территорию обитания, язык, единство экономической и политической жизни.

Эта народность, вовлекая в ареал своей жизнедеятельности различные этносы, устанавливая оживленные контакты с соседними государственными образованиями, создала своеобразную древнерусскую цивилизацию. Расхожая ныне мысль о том, что русская цивилизация была на «стыке» западной и восточной цивилизаций, нуждается в существенной поправке, ибо волей-неволей придает нашей цивилизации определенную эклектичность.

Древнерусская цивилизация как вариант российской цивилизации была, конечно же, обращена не к Западу, а к Востоку, но это обращение не свелось к простому заимствованию. С самого начала это была особая своеобразная цивилизация, в созидании которой, наряду с главной силой - славянами, сыграли свою роль балты и финно-угры, тюрки и иранцы и даже генетическая память о скифах, сарматах и древнегреческих городах-государствах, когда-то существовавших на этой территории.

studfiles.net

Лекция 10. культура древней руси

Лекция 10. Культура Древней Руси

Древняя Русь как цивилизация, культура образовалась намного позже восточных и античной цивилизаций – в 9 веке н.э., когда возникла письменность, но сведения о славянах появились гораздо раньше. Сначала славяне (они называли себя «словене», т.е. «владеющие словом, понятной речью») говорили на одном языке и жили на земле между реками Вислой, Днепром и Дунаем. Позже они расселились на огромной территории от Балканского полуострова до Балтийского моря, от реки Эльбы до Тихого океана, все больше отдаляясь друг от друга по языку и культуре. Произошло разделение единого славянского народа на три ветви: западную (современные Чехия, Словакия, Польша), южную (Болгария, страны Бывшей Югославии) и восточную (Россия, Украина, Белоруссия).

Названия «Русь», «русские» произошли от древнего слова «русь», что значит «княжеское войско», «дружина», а Росью (Россией) называли Русь греки и византийцы.

Каждый город имел своего князя (правителя). Князья друг с другом постоянно воевали, поэтому славяне были хорошими воинами. Но городов было не так уж много. В основном, славяне жили в небольших поселениях, состоявших всего из нескольких деревянных домов, наполовину врытых в землю. В каждом доме была печь для приготовления пищи. Поселения обычно обносили частоколом – ­стеной из заостренных бревен. Названия славянских племен иногда указывают на местность, которую они населяли: дреговичи (от«дрягва» - болото) жили среди болот, древляне (древо - дерево) строили дома в лесу, поляне - на открытом месте, в поле и т. д.

Основным занятием древних славян было земледелие. Они вырубали и выжигали леса, чтобы расчистить землю под пашню, а зола сожженных деревьев служила удобрением для почвы. Но такие поля оставались плодородными недолго, поэтому славяне часто переезжали с места на место. Кроме земледелия славяне занимались скотоводством, охотились, ловили рыбу, собирали мед диких пчел. У славян были развиты и ремесла, особенно кузнечное и гончарное, так как им нужны были железные орудия для обработки земли и глиняная посуда для приготовления пищи. Кузнец и пахарь были любимыми героями славянского фольклора.

До принятия христианства в 988 году н.э. славяне были язычниками, то есть не верили в единого Бога. Мир они населяли множеством богов и духов, помогающих или вредящих человеку. Человек старался задобрить богов, принося им жертвы и соблюдая различные обряды, связанные с земледелием. Но славянская мифология не была такой красочной, как древнегреческая. Низшие духи (упыри, вилы, берегыни, русалки, лешие, домовые, кикиморы, рожаницы) обычно не имели личных имен. Высших богов было немного: Перун - верховный бог, бог грома и молнии, Сварог - бог огня, Дажьбог - дающий удачу, Стрибог - бог ветра, Велес - ­покровитель животных и некоторые другие. Их функции не всегда ясны. У восточных славян храмов не было, идолы (вырезанные из дерева изображения богов) ставились в святилищах (капищах) под открытым небом.

С принятием христианства языческие верования не ушли в прошлое, а остались в быту, смешались с новой религией. Все работы, связанные с земледелием, все события жизни человека (рождение, свадьба, погребение и др.) сопровождались не только христианскими молитвами, но и различными языческими обрядами и магическими заклинаниями. Наряду с церковными праздниками отмечались и языческие, связанные с различными моментами в жизни природы: весенним пробуждением, осенним замиранием и т.д. Православие (русское христианство) ориентировало человека на покорность, самосовершенствование, духовное преображение, а язычество – на жизнелюбие, единение с природой, веру в многообразных духов. Остатки прежних языческих представлений о мире живы до сих пор в сознании любого русского человека.

Принятие христианства имело большое значение для развития духовной культуры русского народа. Из Болгарии на Русь пришла письменность – алфавит и первые книги для богослужения. Из Византии Древняя Русь заимствовала искусство строительства каменных храмов и иконопись. Появились монастыри, которые стали центрами не только богословия, но и книгописания, учености. В монастырях стали создавать летописи, появились первые библиотеки и школы, в которых обучали грамоте. Соединение христианства и язычества определило самобытность культуры Древней Руси.

Лекция 11. Старославянский язык – древнейший литературный язык славян

СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК – это язык древнейших славянских переводов с греческого, которые были сделаны братьями Кириллом и Мефодием в середине 9 в. Разработанная ими система вошла в историю как первый письменный литературный славянский язык, который был предназначен для нужд христианского культа, и прежде всего для перевода греческих богослужебных книг. Несмотря на то, что в его основе лежит южнославянский диалект города Солуни - родины Кирилла и Мефодия (поэтому их и называют солунскими братьями), старославянский язык никогда не использовалась в качестве средства живого, повседневного общения, а изначально задумывался как книжный, литературный, письменный. К тому же он не был показателем национальной принадлежности. Данную систему приняли средневековые славянские народы Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы. Под влиянием живой речи книжный язык видоизменялся, рядом со старыми написаниями появлялись новые, отражающие местные языковые особенности. В разных регионах складывались свои разновидности (изводы) литературного языка, который с момента возникновения этих региональных расхождений называется уже не старославянским, а церковнославянским.

Создание первых славянских переводов относится ко второй половине 9 в., а рукописи, на основании которых мы можем судить о древнейшем славянском литературном языке, датируются 11 в. Таким образом, первые полтора столетия истории славянской письменности почти не документированы, и современные описания старославянского языка в значительной степени являются реконструкцией.

Старославянский язык - язык переводов с греческого, который к 9 веку насчитывал тысячу лет литературного развития. И первый книжно-литературный славянский язык в полной мере отразил достижения этого древнего классического языка, особенно в области художественных средств и в лексике. Большое количество грецизмов разными путями вошли в старославянский язык, а позже - и в русский: ангел, благодать, диалектика, икона, просвещение и мн.др. Следовательно, отличительными чертами рассматриваемого языка с самого начала были: наддиалектность, интернациональность, обработанность, наличие только письменной формы.

Кроме того, старославянский язык характеризуется структурной однородностью, что объясняется, по-видимому, сохранением в нем фонетических и морфологических особенностей праславянского языка, а также консервативностью его функций - письменного средства, которое обеспечивает распространение авторитетных религиозных текстов.

Сложность изучения старославянского языка состоит в следующем: самые первые переводы, сделанные непосредственно Кириллом и Мефодием, не сохранились. Наука располагает лишь их списками (копиями) или новыми переводами, выполненными в 10-11 веках по образцу старейших. Однако и таких источников крайне мало - около 20. Основными источниками для изучения старославянского языка являются памятники 10–11 в. македонского, болгарского и моравского происхождения, дающие материал для восстановления древнейшей системы письменного славянского языка. Эти тексты написаны на двух разных славянских азбуках: на кириллице и глаголице. Ценным источником является Остромирово евангелие, памятник русского извода древнецерковнославянского языка.

Изучение старославянского языка начинается в 19 в. в связи со становлением сравнительно-исторических методов. Старославянский по фонетическому и морфологическому строю был близок праславянскому языку позднего периода. Для него характерно наличие редуцированных гласных [ъ] и [ь] ( – "крепок", – "телец"), утрата которых знаменует конец общеславянского языкового единства, носовых звуков , ( – "рука", – "пять"), звука , обозначаемого буквой ять ( – "цвет"). Среди морфологических особенностей отметим шесть типов склонения существительного, двойственное число, особую глагольную форму супин, четыре прошедших времени. Синтаксис старославянского языка не отражает живой речи славян; он изобилует калькированными конструкциями, возникшими вследствие дословного перевода. Большое влияние оказал греческий язык и на лексику. В старославянском языке имеется значительное число заимствований и калек.

Каждый год в самом конце мая мы отмечаем День Славянской письменности, воздавая славу создателям нашего алфавита и во многом – нашего современного письменного языка – святым братьям Кириллу и Мефодию.

Итак, старославянский язык – не разговорный язык славян 9 века, но язык, специально созданный для переводов христианской литературы и создания собственных славянских религиозных произведений. Он просто не мог совпадать с живым языком того же времени. Однако он был понятен говорящим на славянских языках и в своей фонетике, и в морфологии, и в синтаксисе, а не употребляемая в разговорном языке лексика оказывалась связанной с новой религией, заучивалась, входила в употребление вместе с новой верой. Старославянский язык создан на основе диалектов южной группы славянских языков, к которой из современных славянских языков принадлежат, к примеру, болгарский, сербский, македонский языки. В то же время он начал распространяться и на территории, которую теперь занимают чешский, словацкий, польский языки, принадлежащие к западной группе, а к концу 10 века он попадает и на восточнославянскую территорию, населенную предками нынешних русских, белорусов, украинцев. Язык, на котором говорят в то время наши предки, принято называть древнерусским, таким образом после крещения Руси на её территории функционирует живой разговорный язык восточных славян – древнерусский – и литературный письменный язык – старославянский, который принимает в себя некоторые черты живого и в таком виде существует вплоть до 17 века в качестве основного письменного литературного языка. Ученые называют этот язык "церковнославянским", оставляя термин "старославянский" для языка 9 века, того самого, который создал Кирилл и его ученики. На древнерусском языке письменность осуществляется, но это деловая и бытовая переписка, тогда как художественные произведения, летописи, жития святых, поучения пишутся с ориентацией на книжный церковнославянский язык.

Материалы практических занятий

К практическому занятию 1.

Понятие о древних культурах. Культура первобытной эпохи

  1. Что такое «древние культуры»?

  2. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?

  3. Зачем современные ученые изучают древние языки и культуры?

  4. Расскажите о зарождении первых цивилизаций в районе Плодородного Полумесяца. Покажите на карте.

Материалы для чтения и обсуждения.

1. Первые произведения искусства каменного (первобытного) века были созданы около XXV тыс. до н.э. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские, вырезанные из бивня мамонта или мягкого камня. Нередко их поверхность испещрена углублениями, означавшими, вероятно, меховую одежду.

Помимо ''одетых'' статуэток встречаются обнаженные женские фигуры с непропорционально широкими бедрами и огромной грудью. Это так называемые ''Венеры каменного века''. На их бедрах можно различить небольшой поясок наподобие набедренной повязки, а иногда и татуировки. Интересны прически статуэток, порой достаточно сложные и пышные. К этому же периоду относятся вырезанные из кости или камня фигурки животных.

Для произведений искусства раннего каменного века, или палеолита, характерна простота форм и расцветок. Наскальные рисунки представляют собой, как правило, контуры фигур зверей, выполненные яркой краской – красной или желтой, а изредка – заполненные круглыми пятнами или полностью закрашенные. Такие ''картины'' были хорошо видны в полумраке пещер, освещавшихся только факелами или огнем дымного костра.

И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно.

2. Анимизм (от лат. animus — "душа") - вера в одушевленность предметов – является неотъемлемой частью каждой древней культуры. На заре человечества наличие души приписывалось небу и солнцу, радуге и зарнице; стихийным явлениям — грому и молнии, дождю и граду; окружающей природе — морю, рекам, озёрам, водопадам, источникам и ручьям, горам, холмам, скалам, пещерам и отдельным камням, лесам, рощам, деревьям и т.д. Среди этнографов и религиоведов распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевлённость природы — аниматизм (от лат. апimatus — "одушевленный").

Тотемизм — одна из наиболее ярких форм проявлений древней культуры. Сам термин тотем означает вид животных или растений, являющийся символическим покровителем, а на более поздней стадии — прародителем группы кровных родственников. Тотемы олицетворяли связь человека с живой природой. Смысл тотемизма хорошо выражают африканские поговорки: "Животное и человек — близнецы", "Позади каждого человека — тотем".

К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей — своих родственников — от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только настоящее животное, насекомое или растение. Затем достаточно было его более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком. Каждый род носил имя своего тотема, но встречались и более цивилизованные тотемы. Например, все мужчины племени считали своим предком одно животное или растение, а женщины — другое.

Фетишизм - она из самых ранних форм древней культуры, известная практически всем народам нашей планеты. Фетиш – иначе – талисман или амулет, обладающий защитными, охранительными и сверхъестественными свойствами. Фетишем иногда становилась частица почитаемого объекта, например камень с горы, которой поклонялись, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т. д.). Фетишем мог быть даже какой-нибудь рисунок, татуировка на теле, также - любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека.

Табу означает ритуальный запрет, налагаемый под страхом кары сверхъестественными силами на людей, на некоторые их слова и поступки, на их общение с запретными видами животных, растений, также использование определённых озёр, рек... Сформированная система табу является одной из составных частей каждой древней культуры. Табу были распространены у очень многих народов мира на ранней стадии развития; у некоторых из них табу сохраняются и поныне в видоизмененной форме (например, вера в несчастливое число и в другие приметы).

К практическому занятию 2.

Культура Древнего Китая

Задание для студентов: подготовить сообщения о различных аспектах китайской культуры и истории.

К практическому занятию 3.

Культура Древней Индии

Вопросы по материалам лекции (см. вопросы текущего и выходного контроля в рабочей программе)

К практическому занятию 4.

Культура Древнего Египта

Вопросы по материалам лекции (см. вопросы текущего и выходного контроля в рабочей программе)

К практическому занятию 5.

Культура Древней Греции

Вопросы по материалам лекции (см. вопросы текущего и выходного контроля в рабочей программе)

К практическому занятию 6.

Культура Древнего Рима

Вопросы по материалам лекции (см. вопросы текущего и выходного контроля в рабочей программе)

К практическому занятию 7.

Основы латинского языка. Фонетика. Правила чтения

Латинские слова и выражения для чтения и запоминания (заучивания)

Alma mater [альма матер] (букв. Мать-кормилица) высшее учебное заведение

Alter ego [альтер эго] другое Я

Amicus Plato, sed magis amica verǐtas [амикус плято сед магис амика веритас] Платон – друг, но истина дороже (букв. Платон – друг, но истина – больший друг)

Ars longa, vita brevis est [арс лёнга вита бревис эст] искусство вечно, жизнь коротка

Carpe diem [карпе диэм] (букв. лови день) не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

Cogǐto, ergo sum [когито эрго сум] я мыслю, следовательно, я существую

Dum spiro, spero [дум спиро сперо] пока дышу - надеюсь

Errare humanum est [эраре хуманум эст] человеку свойственно ошибаться

Homo sapiens [хомо сапиенс] человек разумный

Memento mori [мементо мори] помни о смерти

O tempŏra, o mores! [о темпора о морес] О времена, о нравы!

Tabǔla rasa [табуля раза] букв. Чистая доска (так говорят о человеке, который ничего не знает)

Veni, vidi, vici [вени види вици] пришел, увидел, победил

Repetitio est mater studiorum [репетицио эст матер студиорум] Повторение – мать учения

Pro et contra [про эт контра] за и против

Omnia mea mecum porto [омниа меа мекум порто] все своё ношу с собой

Per aspĕra ad astra [пер аспера ад астра] через тернии к звёздам

Scientia potentia est [сценциа потенциа эст] Знание – сила

In vino verǐtas [ин вино веритас] истина в вине (пьяный говорит правду)

Nota bene (NB) [нота бене] заметь хорошо

Status quo [статус кво] прежнее (начальное) положение вещей

Perpetuum mobile [перпетуум мобиле] вечное движение

Post scriptum (P.S.) [пост скриптум] после написанного (приписка к письму)

Terra incognǐta [тера инкогнита] неизвестная (неизведанная) земля

De jure [де юре] Юридически

De facto [де факто] Фактически

Lupus in fabǔlis [люпус ин фабулис] (букв. Волк в басне) Лёгок на помине

Латинский алфавит и правила чтения

Латинский алфавит

(современный вариант)

буква

название

чтение

буква

название

чтение

A a

а

а

N n

эн

н

B b

бэ

б

O o

о

о

C c

цэ

ц или к

P p

пэ

п

D d

дэ

д

Q q

ку

к

E e

э

э

R r

эр

р

F f

эф

ф

S s

эс

с или з

G g

гэ

г

T t

тэ

т

H h

ха

х (выдох)

U u

у

у (с XVI в.)

I i

и

и

V v

вэ

в

J j

йот

й (с XVI в.)

W w

дубль вэ

в (с XI в.)

K k

ка

к

X x

икс

кс

L l

эль

ль

Y y

ипсилон

и/ю (греч.)

M m

эм

м

Z z

(д)зэта

з (дз греч.)

Греческий алфавит

(современный вариант)

буква

название

чтение

буква

название

чтение

Α α

альфа

а

Ν ν

ню

н

Β β

бета

б/в

Ξ ξ

кси

кс

Γ γ

гамма

г

Ο ο

о микрон

о краткое

Δ δ

дельта

д

Π π

пи

п

Ε ε

э псилон

э краткое

Ρ ρ

ро

р

Ζ ζ

дзета

дз

Σ σ ς

сигма

с

Η η

эта

е долгое

Τ τ

тау

т

Θ θ

тета

т (англ. th)

Υ υ

и псилон

ü (немецк.)

Ι ι

иота

и

Φ φ

фи

ф

Κ κ

каппа

к

Χ χ

хи

х

Λ λ

ламбда

ль

Ψ ψ

пси

пс

Μ μ

мю

м

Ω ω

о мега

о долгое

Современный латинский алфавит по количеству букв (26) несколько отличается от алфавита классической эпохи, когда букв J и U не было, а буквы V и I обозначали и гласные [у] и [и], и согласные [в] и [й]. Буква W появилась в нем в XI веке, буквы J и U вошли в латинский алфавит лишь в XVI веке.

Буква K в латинской письменности использовалась только некоторых сокращениях, например, К или KAL – сокращенное написание слова Kalendae «календы», которым обозначался первый день каждого месяца. Для обозначения звука [к] в классическую эпоху служила буква C. Чтение этой буквы как [ц] перед гласными i, e, ae, oe, y появилось лишь в послеантичное время. Буквы Y и Z употреблялись обычно только при написании слов греческого происхождения для обозначения звуков, отсутствовавших в латинском языке.

В настоящее время латинским письмом – латиницей пользуются большинство народов мира: почти вся Европа (кроме Греции, Грузии, Армении, Болгарии, Югославии, Украины, Белоруссии и России), вся Америка, Австралия и почти вся Африка, в Азии также Турция, Индонезия, Филиппины и др.

Современное чтение букв латинского алфавита в разных странах обычно подчиняется нормам произношения новых языков.

Все звуки делятся на гласные и согласные. В латинском языке имеются также двугласные звуки (дифтонги), обозначаемые сочетаниями двух букв, это диграфы au, eu. Они произносятся как один слог с сильным первым компонентом и слабым вторым [áу], [эу], например: aurum «золото», aurora «утренняя заря», neuter «нейтральный», Europa «Европа».

Диграфы ae и oe в поздней латыни стали обозначать один звук (монофтонг). Диграф ae (иногда в виде лигатуры Æ или æ) произносится как русское [э], например: aera «эра». Диграф oe (иногда в виде лигатуры Œ или œ) произносится как русское [е], например: poena «наказание». Если ae или oe произносятся раздельно как два самостоятельных звука, то над второй буквой ставят знак долготы (черточку) или трему (две точки): aēr (aër) «воздух», poēta (poëta) «поэт».

Буквосочетания th, rh, ch, ph используются обычно в словах греческого происхождения. Rh и th произносятся везде как r и t. Буквосочетание ch служит для обозначения шумного звука [х]: charta [харта] «бумага» (ср.: хартия). Буквосочетание ph используется для обозначения звука [ф]: philosophia [философиа] «философия».

Буква Qq всегда употребляется в буквосочетании qu, которое произносится как русское [кв]: aqua [аква] «вода», quinque [квинквэ] «пять».

Буквосочетание ngu перед гласным звуком произносится как русское [нгв]: lingua [лингва] «язык».

Буквосочетание su перед гласным звуком произносится как [св]: suavis [свавис] «приятный, сладкий».

Буквосочетание ti перед гласным звуком произносится как [ци]: ratio [рацио] «счет, разум». После s, t, x оно читается как [ти]: bestia [бэстиа] «зверь».

Буква Ll произносится несколько мягче русского твердого [л]: labor [лабор] «труд».

Букву Ss между двумя гласными принято читать как русское [з] (кроме слов греческого происхождения): rosa [роза] «роза».

Ударение в слове падает на второй слог от конца, но если он краткий, то ударение переносится на третий слог от конца слова. Краткость гласного обозначается дужкой над буквой. Гласный перед другим гласным всегда краткий, такая краткость обычно не обозначается. Например: amāre [ама´рэ] «любить», regĕre [рэ´гэрэ] «править», victoria [викто´риа] «победа».

Задание 1. Расставьте ударения, прочитайте латинские слова и выражения (см. список выражений для чтения и запоминания).

Задание 2. Прочитайте, разбейте на слоги и поставьте ударение в словах:

Urbs, ars, arx, moles, haud, procul, cura, cera, quamquam, caelum, quidquid, unguis, ignis, quinque, unguentum, agricŏla, poena, aurōra, caelicŏla, aes, proelium, aura, auris, aurum, Juppĭter, os, ratio, Diogĕnes, amicitia, Themistŏcles, popŭlus, lūno, laevus, levis, dexter, oboedientia, Quintus, poēta, bacŭlus, Boeotia, audacia, Bacchus, Aristophănes, Belgae, beātus, Cicĕro, Atheniensis, Venus, Publius Ovidius Naso, Cato Major, laetitia, Gaius Julius Caesar, Tiberius Gracchus, pulchritūdo, ardesco, consuetūdo, assuefacĕre, bestia, consuesco, Carthāgo, Thebae, color, calor, Athēnae, causa, janua, Socrătes, civis, jambus, coeptum, Syracūsae, centum, Miltiădes, Sicilia, Aristīdes, Aristotĕles, Carthaginienses, Xenŏphon, Zeuxis, Demosthĕnes, thesaurus, caecus, Pyrrhus, Troja, pinguis, Pythagŏras, Tyrrhēnus, Xerxes, Thermopўlae, ornamentum, Italia, Graecia, Thracia, Thetis, Roma.

К практическому занятию 8.

Основы латинского языка. Грамматический анализ и перевод

ЗАДАНИЯ

1. Определите спряжение следующих глаголов:

dormīre, tacēre, scribĕre, laborāre, agĕre, debēre, clamāre, mittĕre.

2. Определите спряжение и назовите основные формы глаголов:

capĕre, venīre, jacēre, jacĕre, agĕre, tacēre, errāre

3. Определите грамматические формы и переведите:

dormiunt, mittit, scribĭtis, tacet, clamāmus, labōras, agunt, laborāre debent.

4. Просклоняйте:

fabŭla antīqua, nauta, insŭla formōsa

5. Переведите с русского языка на латинский:

1. Ты хорошо читаешь. 2. Вы всегда должны хорошо учиться. 3. Они храбро сражаются. 4. Кто рассказывает? 5. Куда они идут? 6. Что ты делаешь? 7. Я иду спать. 8. Вы не должны плохо читать. 9. Они не только хорошо читают, но и пишут по-латыни.

6. Определите к каким латинским словам восходят следующие слова:

территория, террариум, гербарий, витамин, орнамент, ситуация, доцент, персональный, вариация, патриотизм, медик, таблица, инициалы, пропеллер, эпистолярный, дебет, агрикультура, магистраль

ТЕКСТ

Переведите:

1. Narrāmus. 2. Audīmus. 3. Semper bene labōras. 4. Semper bene labōrare debes. 5. Noctu dormīmus. 6. Fortĭter pugnat. 7. Bene dicit, sed male scribit. 8. Bene legĕre debētis. 9. Latīne multum legunt et scribunt. 10. Quid agunt? Latīne legunt et scribunt. 11. Quid agĭtis? Latīne legĭmus et scribĭmus. 12. Quid agit? Venit dormītum. 13. Bene discĕre debētis. 14. Quid dicis? 15. Quis legit? 16. Quō vadis? 17. Saepe taces. 18. Tacēre non debes. 19. Quis venit? 20. Saepe Latīne scribĭmus et legĭmus. 21. Mittĭmus ornātum. 22. Bene Latīne discunt. 23. Dum spiro, spero. 24. Veniunt spectātum. 25. Dum docēmus, discĭmus. 26. Quis docet? 28. Cum tacent, clamant. (Cicĕro) 29. Quid narras? 30. Libenter audiunt. 31. Latīne non solum bene legĭtis, sed etiam non male scribĭtis et dicĭtis.

К практическому занятию 9.

Культура Древней Руси

Вопросы по материалам лекции (см. вопросы текущего и выходного контроля в рабочей программе)

К практическому занятию 10.

Влияние старославянского языка на формирование современного русского языка

Вопросы по материалам лекции (см. вопросы текущего и выходного контроля в рабочей программе)

Список использованных источников

1. Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Древний мир. – М.: ОЛМА-ПРЕСС., 2000.

2. Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Древний мир-2. – М.: ОЛМА-ПРЕСС , 2000.

3. История и культурология: Учебное пособие / Под ред. Н.В. Шишовой. – М.: Логос, 2005.

4. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учебник. – М.: Nota bene., 1998.

5. Маркс Э., Тинджэй Г. Римляне: Пер. с англ. – М.: Росмэн, 1997.

6. Миллард Э. Атлас Древнего мира: Пер. с англ. – Лондон: М.: Дорлинг Киндерсли., 1999.

7. Петрухин В.Я. Славяне. – М.: Росмэн, 1998.

8. Пич С., Миллард Э. Греки: Пер. с англ. – М.: Росмэн, 1997.

9. Чизхолм Д., Миллард Э. Ранние цивилизации: Пер. с англ. – М.: Росмэн, 1994.

10. Афонькин С.Ю. Зри в корень: Толковый словарь иностранных слов греческого и латинского происхождения. – СПб.: Химиздат, 2000.

11. Иванова Т.А. Старославянский язык. – М.: Высшая школа, 1997.

12. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Введение в латинский язык и античную культуру: В 3-х ч. – М.: Флинта: Наука, 2000.

13. Покровская З.А., Кацман Н.Л. Латинский язык. – М.: Высшая школа, 2000.

14. Мирошникова В.И., Федоров Н.А. Латинский язык для гуманитарных вузов: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

15. Соболевский С. И. Грамматика латинского языка. Теоретическая часть. Морфология и синтаксис

/book/75302/

16. Соболевский С. И. Древнегреческий язык

/book/75300/

17. Шулежкова С. Г. Старославянский язык, древнерусский язык и историческая грамматика русского языка: опыт сопоставительного изучения

/book/57633/

refdb.ru

Культура Древней Руси и современность

Живопись

Как известно из истории, раннефеодальное государство Киевская Русь образовалось в IX веке, достигнув своего могущества в X - XI столетиях при князе Владимире. Именно при нем, в конце X века Русь приняла Христианскую религию от Византии. Это обстоятельство определило дальнейшее развитие древнерусского государства во всех аспектах: в политическом, социальном, культурном.

Среди сохранившихся памятников живописи Киевской Руси следует отметить мозаики и фрески Собора Святой Софии в Киеве. Живописное оформление храма в соответствует византийским канонам, что не удивительно: авторами мозаик и росписей были византийские мастера. Живописные композиции храма символизируют «церковь небесную» и «церковь земную».

Как один из последующих этапов развития древнерусской живописи необходимо отметить мозаики церкви Михаила Архангела Михайловского монастыря, которые относятся к 1111-1112 годам.

Как отдельный вид изобразительного искусства, пришедший на Русь из Византии, можно выделить миниатюру. По немногочисленным несохранившимся образцам миниатюры того времени можно сделать вывод о наличии культурно-художественных связях с Болгарией (Остромирово евангелие, 1056-1057; «Изборник Святослава», 1073) и романским Западом (Трирская псалтирь, 1078-1087).

Важное значение в древнерусской живописи занимает иконопись. Из литературных источников известно о существовании в Киеве конца XI-начала XII века иконописца Алимпия. К сожалению, икон XI - начала XIII веков сохранилось очень мало, основной причиной чему является уничтожение художественных центров Руси во время нашествия Батыя. Более остальных русских городов повезло Новгороду, который находится севернее, и не был взят Батыем. Именно здесь и сохранилась большая часть русских икон, относящихся к домонгольскому периоду. Известно, что в Новгороде в XII - начале XIII веков трудились мастера иконописи, создававшие великолепные образы, исполненные необыкновенной глубины и подлинного величия. Из сохранившихся икон следует отметить:

"Устюжское Благовещение"

"Спас Нерукотворный"

"Успение"

"Голова архангела"

"Св. Георгий"

Окончательно древнерусская живопись, как самостоятельная школа, сформировалась со второй половины XIII столетия, после того, как связи с Византией и Балканами разорвались в результате нашествия Батыя. Именно тогда сформировались собственные традиции в русской живописи. Тем не менее, уже с конца XII столетия в древнерусской живописи начинают накапливаться черты, которые со временем определят характер произведений, где совсем не ощущается высокий, торжественный строй. Считается, что эти черты впервые проявились в росписях церкви Спаса Нередицы.

russianculture.my1.ru