Княжеские усобицы на Руси: их причины и последствия. Усобица это в древней руси
это непонимание сторон, которое часто перерастает в военный конфликт. Усобицы в мире и на Руси
Когда речь идёт о власти и деньгах, люди часто становятся беспринципными, жестокими и агрессивными. Они пытаются оторвать себе кусок пирога побольше, поэтому часто жертвуют принципами и дружбой. Возникают скандалы, конфликты, иногда войны. Если при этом за оружие берутся представители одного сословия, общины или государства, это настоящая трагедия.
Понятие и его значение
Усобицы – это непонимание, столкновение интересов и взглядов, которое часто перерастает в конфликт. За оружие берутся люди одной национальности, вероисповедания, воспитания. Они живут в общей стране, но в разных областях, губерниях, районах. Усобицы – цикличное явление. Они всегда были и умрут только с гибелью человечества. За место под солнцем постоянно сражались европейские феодалы в мрачное Средневековье. Аналогичные войны велись между эмирами в Сирии, герцогами Священной Римской Империи – в Германии, знатными родами Тайра и Минамото – в Японии, принцами одной крови – в Англии.
Усобицы – это всегда трагедия. Часто на поле боя человек мог узнать в рядах противника своего отца, соседа, приятеля. В каждой стране, где происходили подобные конфликты, они сыграли разную роль. Но результат всегда оставался плачевным. Даже если земли удавалось завоевать, благородных правителей на трон посадить и справедливости добиться, цель не оправдывала утраты. Ведь погибали близкие люди, братья по крови.
Усобицы на Руси
В наше время также существуют усобицы – это разногласия между политическими партиями, лидерами, общественными деятелями, регионами в государстве. Если между ними возникает военный конфликт, его называют гражданской войной, сепаратизмом или восстанием. Подобные конфликты в нашей державе были ещё со времён Киевской Руси. Князь Игорь, например, на протяжении долгих лет пытался душить восстания древлян, которых не устраивала политика правителя.
Вывод
Усобицы – это начало конца. Если у власти отсутствует сильный, умный и уверенный в себе правитель, способный подавить мятеж и усмирить недовольных, держава распадается и перестаёт существовать. Что и случилось впоследствии с Киевской Русью.
fb.ru
Междоусобицы на Руси кратко
Междоусобица – внутренний раздор, война между людьми, живущими на одной территории.
Киевская Русь с 9 по 11 век довольно часто сталкивалась с междоусобными войнами; причиной княжеских междоусобиц была борьба за власть.
Самые крупные княжеские междоусобицы на Руси
Всего можно насчитать три крупные междоусобные войны:
- Первая междоусобица князей (конец 10 – начало 11 века). Вражда сыновей князя Святослава, вызванная их желанием добиться независимости от власти Киева.
- Вторая междоусобица (начало 11 века). Вражда сыновей князя Владимира за власть.
- Третья междоусобица (вторая половина 11 века). Вражда между сыновьями князя Ярослава Мудрого за власть.
Первая междоусобица на Руси
Древнерусские князья имели традицию заводить большое количество детей, что и являлось причиной последующих споров за право наследования, так как правила наследования от отца к старшему сыну тогда не существовало. После смерти князя Святослава в 972 году, у него осталось три сына, которые имели право на наследство.
После смерти Святослава, его сыновья получили единоличную власть в своих землях и теперь могли управлять ими по своему разумению. Владимир и Олег хотели получить полную независимость для своих княжеств от воли Киева, поэтому ими были предприняты первые походы друг против друга.
Первым выступил Олег, по его приказу в землях древлян, где правил Владимир, был убит сын воеводы Ярополка – Сеневельд. Узнав об этом, Сеневельд решил отомстить и заставил Ярополка, на которого имел большое влияние, пойти со своим войском на брата Олега.
977 г. - было положено начало междоусобице сыновей Святослава. Ярополк напал на Олега, который не был подготовлен, и древляне, вместе со своим князем, вынуждены были отступать с границ в столицу - город Овруч. В результате по время отступления князь Олег погиб – был задавлен копытами одной из лошадей. Древляне стали подчиняться Киеву. Князь Владимир, узнав о гибели брата и начавшейся семейной междоусобице, бежит к варягам.
980 г. – Владимир возвращается на Русь вместе с войском варяг. В результате сражений с войсками Ярополка, Владимиру удалось отбить Новгород, Полоцк и двинуться в сторону Киева.
Ярополк, узнав о победах брата, созывает советников. Один из них уговаривает князя уехать из Киева и спрятаться в городе Родне, однако позже становится ясно, что советник является изменником – он вступил в сговор с Владимиром и отправил Ярополка в умирающий от голода город. В результате, Ярополк вынужден вступить в переговоры с Владимиром. Он едет на встречу, однако, по прибытии погибает от руки двух варяжских воинов.
Владимир становится князем в Киеве и правит там вплоть до своей смерти.
Вторая междоусобица на Руси
В 1015 году умирает князь Владимир, имевший 12 сыновей. Началась новая война за власть между сыновьями Владимира.
1015 г. – князем в Киеве становится Святополк, убивший собственных братьев Бориса и Глеба.
1016 г. – начинается борьба между Святополком и Ярославом Мудрым.
Ярослав, княживший в Новгороде, собрал отряд из варяг и новгородцев и двинулся на Киев. После кровавой битвы близ города Любеча, Киев был захвачен и Ярослав вынужден был отступить. Однако на этом вражда не закончилась. В этом же году Ярослав собрал войско, пользуясь поддержкой польского князя, и отвоевал Киев, прогнав Ярослава обратно в Новгород. Спустя несколько месяцев, Святополк снова был изгнан из Киева Ярославом, собравшим новое войско. На этот раз Ярослав навсегда стал князем в Киеве.
Третья междоусобица на Руси
Очередная междоусобица началась после смерти Ярослава Мудрого. Великий князь умер в 1054 году, что спровоцировало междоусобицу между Ярославичами.
Ярослав Мудрый, боясь очередной вражды, сам распределил земли между сыновьями:
1068 г. - Несмотря на то, что каждый из сыновей имел свой собственный удел, все они ослушались воли отца и захотели претендовать на власть в Киеве. Несколько раз сменив друг друга на посту киевского князя, власть окончательно досталась Изяславу, как и завещал Ярослав Мудрый.
После смерти Изяслава и вплоть до 15 века на Руси случались княжеские междоусобицы, однако никогда больше борьба за власть не была столь масштабной.
historykratko.com
их причины и последствия — журнал "Рутвет"
Оглавление:
- Первая княжеская усобица в Киевской Руси
- Причины княжеских усобиц
- Призыв к прекращению княжеских усобиц
Перед смертью Ярославом была разделена территория русского государства на пять частей, каждая из которых досталась пятерым его сыновьям в порядке старшинства. Каждый брат руководил отдельным княжеством, но всеми русскими землями управлял старший из братьев — Великий князь Киевский. После его смерти должен был утверждаться в Киеве не сын, а следующий по старшинству брат. В случае смерти этого брата правление переходило в руки следующего брата. Такой порядок наследования делал русскую землю совместным владением рода Рюриковичей.
Порядок, который основал Ярополк, казался четким и понятным, но каждое новое поколение становилось всё большим по числу членов княжеского рода, что всё более запутывало родовые отношения.
Каждый из князей стремился доказать именно своё старшинство в роду и тем самым получить возможность править более значительным и богатым княжеством. Недовольство результатами передела земель стало порождать княжеские усобицы.
В это же время угроза со стороны половцев принимала всё более серьёзные очертания. Поэтому в 1097 году русские князья собрались в городе Любече и договорились о прекращении распрей ради сплочения против степняков. На съезде было решено наследовать земли своих отцов.Это значило, что Русь больше не была единой землёй для всего княжеского рода, а стала совокупностью каждого отдельного наследственного владения. Этот установленный в Любечах принцип стал основой для начала раздробления русских земель.
Первая княжеская усобица в Киевской Руси
После того как умер Святослав в 972 году, началась первая княжеская междоусобица в Киевской Руси. Это событие было ярким свидетельством незрелости государства.
После смерти Святослава правление Киевом перешло в руки его старшего сына Ярополка. Его воспитывала Ольга, с детства привившая ему христианскую веру. В жены Ярополк взял себе греческую монахиню, которую он полонил в Византии. Эти обстоятельства вызывали недовольство языческой Киевской верхушкой, и против Ярополка стали выступать древляне.
Ярополк пошел со своим войском на древлянскую землю, где в сражении за город Овруч был убит его младший брат Олег. Но тут бороться за Киевский престол начал и Владимир, сын Святослава. Несмотря на то что у Владимира права на престол не было (поскольку его родила рабыня, ключница Ольги, Малуша), он всё же отличался довольно честолюбивым нравом, и уже в течение нескольких лет правил Новгородом от имени князя Киевского. К тому же ему помогал опытный воин, его дядя, брат Малуши — Добрыня.
Понимая, что Ярополк пойдёт с войском на Новгород, Владимир со своим дядей бежал к варягам, где собрал из них дружину и вернулся в Новгород, в котором уже правил наместник Ярополка. Взяв Новгород, Владимир двинулся на Киев, по дороге к которому захватил и Полоцк. В Полоцке в то время правил союзник Ярополка — Рогволд. Убив его, Владимир женился на дочери Рогволда Рогнеде против её воли, увеличил численность своего войска за счет полочан и, прибыв к Киеву, начал его осаду. Переманив к себе со стороны Ярополка воеводу Блуда, организовав против брата заговор и убив его, князь Владимир занимает Киевский престол. Так первая княжеская усобица привела к победе русского севера над русским югом.
Причины княжеских усобиц
Княжеские усобицы на Руси привели к распаду Древнерусского государства в середине 12 века на самостоятельные её части. Большинство стран Западной Европы в своё время также подверглись подобным процессам, которые, по мнению историков, были вполне закономерными для того времени — эпохи политической раздробленности.
Начало ожесточенной борьбы за Киевский престол было положено сыновьями Святослава. Позже их потомки продолжали усобицы и конфликты, которые длились почти сотню лет. К внутренним распрям добавлялись и половецкие набеги, разоряющие русские земли и ускорявшие процесс распада государства.
Историки выделяют следующие причины княжеских усобиц:
Порядок управления
Каждая русская земля-волость имела обычай собирать свои народные собрания, имела свою выборную власть и народное ополчение. При назначении здесь наместниками киевского князя, его братья и сыновья очень скоро начинали чувствовать свою самостоятельность, что побуждало их к отделению от Киева. Это желание подкреплялось поддержкой народа, не хотевшего платить Киеву дань. Кроме того, населению более выгодно было вместо киевского наместника иметь своего князя, который бы отстаивал их интересы.
Порядок наследования престола
В Древней Руси отсутствовал твёрдый определённый порядок наследования престола Киева, практика принципа старшинства не прижилась из-за сложностей и путаницы уже во вторых и третьих поколениях Ярославовичей. Поэтому князьям удобнее было закреплять власть на определённых территориях, чтобы потом передать её в наследство своим сыновьям, не растрачивая при этом средства и силы на борьбу за киевский престол.
Подрыв обороноспособности и упадок Киевской Руси
Первые княжеские усобицы, а также последующие конфликты постепенно привели к подрыву обороноспособности государства. Половцы, которых разгромил Владимир Мономах, снова возобновили свои набеги на Русь. Ситуация осложнялась также и тем, что сами князья, борясь друг с другом, зачастую нанимали половецкие отряды для набегов на конкурентов. В результате набегов степной конницы и междоусобных войн Киев больше не был крупнейшим торговым центром и самым богатым русским городом. На фоне угасающего Киева начали расти новые города, затмевавшие его своим богатством и не желавшие более ему подчиняться.
Видео о княжеских усобицах на Руси
Изменение хозяйственной жизни государства
Князья постепенно оседали на землю. Основой их богатства теперь была не дань, которую они ранее собирали с подвластных земель и не военная добыча, а эксплуатация сельских людей внутри каждой из вотчин. Отсутствие необходимости перехода на новые княжеские столы отобрало у князей стимул быть более подвижными. Каждый из них заботился об укреплении собственного владения. Также у князей и дружинников пропала возможность обогащения за счет торговли с заморскими государствами, поскольку страна переживала упадок торгового пути из-за половцев.
Призыв к прекращению княжеских усобиц
Политическое разъединение Руси привело к достаточно печальным последствиям. В 1240 году Киев потерпел страшный удар от нашествия монголов. А в 1321 году киевский князь Судислав, сражаясь с литовцами на реке Ирпень, потерпел поражение, в результате ему пришлось признать себя вассалом литовского князя. В это же время Киевская Русь находилась в зависимости от Орды.
Русь, пребывая в упадке, страдая от произвола мелких князей и внешних притеснений, почувствовала острую необходимость в объединении русских земель.
До настоящего времени сохранились летописные рассказы о походе Игоря Святославовича в 1185 году. Самый известный среди них — «Слово о полку Игореве». Это произведение — призыв к прекращению княжеских усобиц, к объединению общественного мнения против внешних угроз, феодальных княжеских раздоров, к идейному сплочению всего русского народа вокруг мысли о единстве земли русской.
Киевская Русь имела достаточное количество важнейших объединяющих факторов, свидетельствующих об общности её земель:
- Несмотря ни на что, формально Киев продолжал оставаться русской столицей, часто его называли как «старействующий град» и «мать городов». Он имел значение сакрального центра православной земли.
- До того времени, когда Киевские земли стала завоёвывать Литва, практически каждый из местных престолов был занят только потомками Рюрика. Издавна Русью владел единый княжеский род. Традиция общеродового владения подразумевала, что защищать Русскую землю — это общерусское дело. Крупные походы против половцев и монголов во все времена объединяли всех князей.
- После дня крещения Киевской Руси вся её территория состояла из единой митрополии, которой управлял киевский митрополит. В 1160 годах ему был присвоен титул «Всея Руси». Поэтому огромное значение в объединении Руси имела церковь и православные убеждения народа.
- Киевская Русь имела единую историческую память. Все русские летописи брали начало с деятельности первых князей Руси.
- Народы, проживающие на огромной территории Руси, осознавали свою этническую общность. Особенно остро это стало проявляться в период раздробленности. Люди каждого из княжеств называли себя русскими и говорили на общем, русском языке.
Собирание земель Киевской Руси осложнялось тяжелыми внешнеполитическими условиями и было продиктовано, прежде всего, политическими предпосылками. В итоге северо-восточная Русь до 16 века консолидировалась вокруг Москвы, а русские земли юга и запада вошли в состав великого Литовского княжества.
Как Вы считаете, на что повлияли княжеские усобицы в масштабах истории? Поделитесь своим мнением в комментариях.
www.rutvet.ru
Первая усобица на Руси
Перед отъездом из Киева на Дунай Святослав распорядился о судьбе трех своих сыновей. Старшего, Ярополка, он оставил в Киеве; среднего, Олега, отправил княжить в землю древлян, а младшего, Владимира (Вольдемара), посадил в Новгороде. Итак, у власти в Киеве оказался Ярополк Святославич. Но вскоре между братьями началась усобица. В 977 г. Ярополк по совету Свенельда напал на Олега Древлянского, и в бою у города Овруч тот погиб – был сброшен с моста в ров и там задавлен своими падавшими сверху конными воинами. Младший же, малолетний брат Владимир, узнав о выступлении Ярополка против Олега и опасаясь за свою жизнь, бежал в Скандинавию.
Это было время еще тесных связей правивших Русью варяжских конунгов с родиной предков. В научной литературе XX в. стремились как можно раньше «ославянить» викингов, объединить их с местной славянской знатью. Этот процесс, конечно, шел, но значительно медленнее, чем того хотелось бы некоторым историкам. Еще долго русская элита была двуязычной – отсюда и двойные славянско‑скандинавские имена: Олег – Хельг, Игорь – Ингвар, Святослав – Сфендислейф, Малуша – Малфред. Еще долго приходившие из Скандинавии варяги находили в Киеве пристанище перед своими набегами на Византию и другие южные страны. Не раз и не два русские князья, отказавшиеся от скандинавского названия «хакан», бежали на родину предков – в Скандинавию, где находили помощь и поддержку среди родичей и друзей.
980 – Захват власти Владимиром Святославичем
Недолго пробыл беглый Владимир в Скандинавии. С нанятой там варяжской дружиной в 980 г. он двинулся на Киев, послав вперед вестника, который передал Ярополку: «Владимир идет на тебя, готовься с ним биться!» Таков был тогдашний благородный обычай объявления войны. Предварительно Владимир хотел заполучить в союзники Полоцк, где правил тогда варяг Рогволод. Для этого Владимир решил породниться с ним, женившись на дочери Рогволода Рогнеде, которая, впрочем, считалась уже невестой князя Ярополка. Послам Владимира Рогнеда гордо отвечала, что за сына рабыни (Владимир действительно родился от рабыни княгини Ольги, ключницы Малуши) она никогда не пойдет. Мстя за это унижение, Владимир напал на Полоцк, убил Рогволода и двух его сыновей и взял Рогнеду в жены силой. Она стала одной из многих жен Владимира, имевшего большой гарем. Летописец утверждает, что в гареме Владимира было 800 женщин, при этом князь отличался безмерной блудливостью: хватал чужих жен и растлевал девиц. Но на Рогнеде он женился по политическим мотивам. Согласно легенде, впоследствии Рогнеда, оскорбленная многолетним невниманием к ней Владимира, хотела убить князя, но тот успел выхватить занесенный над ним нож.
Вскоре Владимир во главе могучей варяжской дружины легко захватил Киев. Ярополк же оказался неопытен в делах, став игрушкой в руках своих советников. Один из них, по имени Блуд, предательски насоветовал князю бежать из укрепленного Киева, а потом сдаться на милость победителя, что тот и сделал. Другой советник князя, по имени Варяжко, уговаривал его не верить Владимиру и бежать к печенегам. Но князь не прислушался к совету Варяжко, за что и поплатился: «И пришел Ярополк ко Владимиру, когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазухи», как отмечает летописец. А коварный Блуд в это время придерживал дверь, чтобы свита Ярополка не помешала братоубийству. С похода Ярополка на Олега Древлянского и Владимира на Ярополка начинается долгая история братоубийств на Руси, когда жажда власти и безмерное честолюбие заглушали зов родной крови и голос милосердия.
studfiles.net
Первая усобица на Руси. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты
Первая усобица на Руси
Перед отъездом из Киева на Дунай Святослав распорядился о судьбе трех своих сыновей. Старшего, Ярополка, он оставил в Киеве; среднего, Олега, отправил княжить в землю древлян, а младшего, Владимира (Вольдемара), посадил в Новгороде. Итак, у власти в Киеве оказался Ярополк Святославич. Но вскоре между братьями началась усобица. В 977 г. Ярополк по совету Свенельда напал на Олега Древлянского, и в бою у города Овруч тот погиб – был сброшен с моста в ров и там задавлен своими падавшими сверху конными воинами. Младший же, малолетний брат Владимир, узнав о выступлении Ярополка против Олега и опасаясь за свою жизнь, бежал в Скандинавию.
Это было время еще тесных связей правивших Русью варяжских конунгов с родиной предков. В научной литературе XX в. стремились как можно раньше «ославянить» викингов, объединить их с местной славянской знатью. Этот процесс, конечно, шел, но значительно медленнее, чем того хотелось бы некоторым историкам. Еще долго русская элита была двуязычной – отсюда и двойные славянско-скандинавские имена: Олег – Хельг, Игорь – Ингвар, Святослав – Сфендислейф, Малуша – Малфред. Еще долго приходившие из Скандинавии варяги находили в Киеве пристанище перед своими набегами на Византию и другие южные страны. Не раз и не два русские князья, отказавшиеся от скандинавского названия «хакан», бежали на родину предков – в Скандинавию, где находили помощь и поддержку среди родичей и друзей.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Княжеские усобицы на Руси 11-12 века
От покорения Киева князем Олегом и до смерти Ярослава Мудрого власть великого князя Киевского на Руси была тверда, за исключением некоторых кратких периодов. Но раздел Руси между сыновьями Ярослава по его завещанию открыл период жестоких княжеских усобиц.
После Ярослава великим князем сделался старший из живых его сыновей, Изяслав Ярославич (1054 – 1078 гг.). Первые смуты начал князь-изгой Ростислав Владимирович, отец тоже был сыном Ярослава, и старше Изяслава, но умер еще при ярославовой жизни. Ростислав, недовольный своей владимиро-волынской областью, набрал дружину и овладел в Крыму Тмутараканью, но здесь был отравлен греками. Однако у него остались сыновья Володарь и Василько. Кочевники-половцы, появившиеся в это время в южных степях, разбили соединенные силы русских князей. Киевляне хотели вторично сразиться с половцами, но Изяслав этому воспротивился, и тогда Изяслава изгнали из Киева (1068). При помощи польского короля Изяслав опять занял Киев (1069), но вскоре поссорился с братьями, был изгнан ими и бежал в Западную Европу. Великокняжеский престол занял не по праву (1073) следующий за ним брат, Святослав черниговский. Лишь после смерти Святослава Изяслав снова возвратился в Киев.
Изяслав погиб (1078) в борьбе с Олегом Святославичем и Борисом Вячеславичем, которые в союзе с половцами восстали против него и его брата Всеволода, так как дяди не хотели давать племянникам волостей. Изяславу наследовал в Киеве слабый Всеволод Ярославич (1078-1093), чьё княжение было очень беспокойно, так как младшие князья вели споры за уделы, а половцы нападали на русскую землю. Только при помощи своего знаменитого сына Владимира Мономаха Всеволод мог удержаться на престоле до самой смерти. О Всеволоде мы знаем из поучения его сына Мономаха, что он очень любил образование и знал 5 языков; вообще любовь к образованию была наследственна в семье Ярослава.
Русь в 11 - начале 12 века
Всеволоду наследовал по старшинству (Игорь и Вячеслав Ярославичи умерли еще в первые годы княжения Изяслава) слабый и нерешительный, но властолюбивый Святополк II Изяславич (1093 – 1113 гг.). При нем Олег Святославич с половцами несколько раз опустошал русскую землю, желая возвратить себе отцовский город Чернигов.
Для прекращения междоусобий князья съехались на общий совет в Любече (1097 г.), где положили каждому владеть тем, чем владел его отец: Святополку – Киевом, Мономаху – Переяславлем, Святославичам (Олегу, Давиду и Ярославу) – чернигово-северской и муромо-рязанской землями. Князьям изгоям Давиду Игоревичу и Ростиславичам Володарю и Васильку дана была владимиро-волынская земля, разделенная на 2 части – волынскую, доставшуюся Давиду, и Червонную Русь, которую получили Ростиславичи. «Зачем губим русскую землю», говорили князья на съезде, «поднимая сами на себя ссору? Станем лучше жить единодушно и не дадим половцам разносить русскую землю», и при этом скрепили мирный договор крестным целованием.
Согласие князей однако продолжалось недолго. Вскоре после съезда Давид Игоревич, недовольный уделом и боявшийся воинственных Ростиславичей, особенно Василька, храброго и предприимчивого, захватил последнего с согласия Святополка и ослепил его. Произошли новые усобицы, окончившиеся вторым съездом князей – в Витичеве (1100 г.), на котором они наказали Давида, отняв у него Владимир Волынский. Половцы, пользуясь непрерывными усобицами князей, неоднократно разоряли русскую землю. Владимир Мономах по прекращении смут убедил князей соединиться и идти на половцев. Было совершено 2 похода. Во время второго из них князья, углубившись в половецкие земли, разбили половцев на голову при реке Сале, впадающей в Дон (1111 г.). Полная победа над половцами, постоянными врагами Руси в глубине их степей произвела сильное впечатление в русской земле, так как после Святослава Игоревича, о походах которого уже мало кто помнил, ни один из князей не ходил так далеко на восток. Понятно, какую славу приобрел главный герой этого похода – Мономах. Долго ходило предание о том, «как пил он Дон золотым шеломом, как загнал окаянных агарян за железные ворота».
После смерти Святополка Изяславича великим князем сделался Владимир Мономах (1113 – 1125 гг.). При этом сильном и умном правителе усобицы на Руси временно прекратились. О нём можно прочитать в статьях нашего сайта Владимир Мономах – краткая биография, Владимир Мономах – исторический портрет.
Мономах и вся его семья приобрели такое расположение народа, что после смерти Владимира старший его сын Мстислав занял Киев, хотя и не был старшим в доме Рюрика. Мстислав правил русской землей (1125 – 1132 гг.) подобно своему отцу и держал в повиновении удельных князей. Дому Мономаха принадлежали в это время Киев, Новгород, Смоленск, Переяславль, Туров, Волынь, Ростов и Суздаль. Кроме того Мстислав завладел еще княжеством полоцким и отдал его своему сыну Изяславу, а полоцких князей отправил изгнанниками в Грецию. Таким образом, дом Мономаха по своим владениям был сильнее всех других Рюриковичей. Во время Мстислава он был силён и братским единодушием всех своих членов.
Мстиславу наследовал в Киеве его брат Ярополк (1132 – 1139 гг.), при котором между Мономаховичами произошли раздоры – племянники захотели быть старше дядей и наследовать киевское княжение. Этими раздорами воспользовались Ольговичи, сыновья Олега Святославича, и начали борьбу с Мономаховичами за старшинство. Полоцкие князья также воспользовались этими усобицами и снова заняли полоцкое княжество.
После смерти Ярополка великим князем сделался старший из Ольговичей Всеволод, выгнав из Киева Вячеслава Владимировича, (1139 – 1146 гг.). Всеволоду хотел наследовать брат его Игорь, но киевляне, не любившие Ольговичей и привязанные к дому Мономаха, призвали к себе Изяслава II Мстиславича (1146 – 1154 г.), а Игоря убили. Изяслав занял Киев помимо старших в роде дядей его Вячеслава и Юрия, но он мало думал о том, на чьей стороне право: «не место идет к голове, – говорил он, – но голова к месту».
Против Изяслава вооружился за нарушение старшинства дядя его Юрий Долгорукий; произошла упорная борьба за Киев, в которой принимали участие другие русские князья, а также венгры и половцы. Два раза изгоняемый из Киева Юрием, но не желавший уступить ему, Изяслав отдал Киев старшему, но неспособному дяде Вячеславу Владимировичу (1151 – 1154 гг.), и под его именем правил Киевом до своей смерти. После Изяслава II Юрий Долгорукий окончательно занял Киев и владел им до смерти (1157 г.).
После Юрия Киев опять переходил из рук в руки и наконец достался Мстиславу II Изяславичу, но его двоюродный дядя, сын Долгорукого, Андрей Юрьевич Боголюбский вооружился против него за нарушение прав старшинства. В 1169 г. Киев был взят Андреем, разграблен и должен был уступить первенство в русской земле Владимиру-на-Клязьме.
Во второй половине XII в. переходы князей по старшинству из одной волости в другую прекратились. Русь распадалась на несколько отдельных самостоятельных княжеств или земель, границы которых отчасти соответствовали границам земель первоначальных славянских и финских племен, но земли эти теперь уже назывались по городам, а не по племенам. В каждой из этих земель утвердилась одна какая-либо ветвь Рюриковичей с одним великим князем в главном городе земли и младшими удельными в младших городах и между ними – уже в этих мелких областях – пошли те же усобицы за старшинство и за уделы. Хотя некоторые князья еще спорили за Киев, он утратил былое значение, и место главного центра Руси занял Владимир. Остальные княжества были следующие: ростово-суздальское, киевское, черниговское, северское, муромское, рязанское, полоцкое, смоленское, волынское, галицкое и новгородское. Из всех этих княжеств во второй половине XII в. возвысилось над прочими Ростово-Суздальское, где начала складываться великорусская народность.
rushist.com
Третья усобица на Руси. Владимир Мономах
Количество просмотров публикации Третья усобица на Руси. Владимир Мономах - 626
В 1054 ᴦ. Ярослав умирает, завещав Киевскую Русь перед смертью трем своим сыновьям – Изяславу, Святославу и Всеволоду. Первоначально братья правили триумвиратом (совместно, втроем).
В 1068 ᴦ. в битве на реке Альте войско Ярославичей было разбито половцами – кочевыми племенами – новыми врагами Руси. Во главе половецкого войска стоял хан Шарухан. Киевляне, видя неспособность князей организовать оборону столицы, потребовали от Изяслава (киевского князя) раздать им оружие. Его отказ спровоцировал народное восстание. Изяслав был изгнан из Киева, а на престол сел Всеслав – давний недруг Ярославичей.
В 1069 ᴦ. Ярославичи вернули Изяславу престол.
В 1072 ᴦ. братья создали вторую часть свода законов – Русской Правды – Правду Ярославичей. Кровная месть заменена штрафом за убийство –вирой. Размер виры зависел от социального положения жителя Руси. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, мы получаем информацию о социальной структуре Киевской Руси.
Основной слой населения на Руси – ʼʼлюдиʼʼ – свободные крестьяне-общинники.
Категории зависимого населения представлены смердами (зависимыми от князя людьми), и холопами (рабами). Холопы делились на обельных (полных) и необельных. Обельные были абсолютно бесправны, но именно из их числа нередко назначали чиновников, в частности – тиунов (управляющих собирающих дань и ведущих торговлю от лица князей или бояр) и ключников (домоправителей). Среди необельных выделяются закупы (долговые рабы, ʼʼкупаʼʼ – долг) и рядовичи (рабы по договору, ʼʼрядʼʼ – договор). Рабство на Руси носило патриархальный характер и имело мало общего с классическим античным рабством.
В 1073 ᴦ. начинается Третья усобица на Руси – борьба между Ярославичами за власть. Престол захватывает Святослав Ярославич, правивший Киевом до собственной смерти (1076 ᴦ.). Изяслав, с помощью Всеволода, возвращается в Киев. Против Ярославичей выступает в союзе с половцами сын Святослава Олеᴦ.
1078 ᴦ. - битва на Нежатиной ниве между Ярославичами и Олегом Святославичем. Братья победили, но Изяслав погиб.
1078 - 1093 гᴦ. – правление в Киеве Всеволода Ярославича.
1093 - 1113 гᴦ. – правления сына Изяслава Святополка, который, как и его предшественники, получает власть по горизонтальной (ʼʼлествичнойʼʼ) системе престолонаследия, утвердившейся после Ярослава Мудрого. Власть передается не от отца к сыну, а ʼʼк старшему в родеʼʼ - следующему по старшинству брату, а затем старшему из племянников.
В 1097 гᴦ. по инициативе переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (внука Ярослава Мудрого) собрался съезд князей в Любече. Цели съезда:
1. Прекращение усобиц.
2. Организация походов против Степи (против половцев).
Князья договорились о совместных походах. Οʜᴎ состоялись в 1103 - 1111 гᴦ. Поход 1111 года – получил название ʼʼКрестовый поход против степиʼʼ. Руководитель походов – Владимир Мономах.
Чтобы прекратить усобицы князья установили новый принцип организации власти на Руси: ʼʼКождо да держить отчину своюʼʼ, ᴛ.ᴇ. князьям предлагалось без оглядки на Киев править собственными вотчинами. Это решение формально провозглашало феодальную раздробленность, но прекращению усобиц не способствовало. Стравливанием князей между собой активно занимался Святополк Изяславич.
В 1113 ᴦ. умер Святополк и в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков и спекулянтов солью, которых он поддерживал. Успокоить восставших удалось только Владимиру Мономаху, приглашенному на престол.
Мероприятия Владимира:
1. ʼʼУстав Владимира Мономахаʼʼ (ʼʼУстав о резахʼʼ) – дополнение к Русской Правде. Вместе с Правдой Ярослава и Правдой Ярославичей, составлявшими первую –Краткую – редакцию Русской Правды, Устав образует вторую – Пространную. ʼʼУставʼʼ ограничил произвол ростовщиков. Закупы получили разрешение уходить от своих хозяев на заработки.
2. Организуются походы против половцев. Οʜᴎ не уничтожены, но вынуждены вступить в союз с русскими князьями.
3. Создано литературное произведение – ʼʼПоучение к детямʼʼ – первый политический трактат на Руси.
Колоссальный авторитет Владимира Мономаха (1113 – 1125 гᴦ.) и его сына Мстислава Великого (1125 – 1132 гᴦ.) еще позволял сохранять целостность Киевской Руси, но с 1132ᴦ. начинается феодальная раздробленность.
Раздел 2. Феодальная раздробленность на Руси
Причины феодальной раздробленности на Руси:
1. Господство натурального хозяйства и, как следствие, слабые экономические связи между районами государства.
2. Усиление отдельных княжеств, правители которых уже не желают подчиняться киевскому князю. Постоянные усобицы.
3. Усиление феодальных вотчин и нарастание боярского сепаратизма.
4. Усиление торговых городов, не желавших платить дань единому правителю.
5. Отсутствие сильных внешних врагов, для борьбы с которыми требовалось бы объединенное войско во главе с единым правителем.
6. Пестрый этнический состав Киевской Руси.
Значение феодальной раздробленности:
1. Созданы условия для самобытного социально-экономического и политического развития отдельных районов страны.
2. Наблюдается расцвет городов, подтверждающий данное Руси в Западной Европе название – Гардарика – страна городов.
3. Начинается формирование трех великих восточнославянских народов – русского, украинского и белорусского. С XIII века существует древнерусский язык.
4. Резко ослабла обороноспособность русских земель.
5. Происходит усиление княжеских усобиц.
Особенности феодальной раздробленности:
1. В отличие от Средневековой Европы, на Руси отсутствовал общепризнанный политический центр (столица). Киевский престол быстро пришел в упадок. В начале XIII века Великими начинают величать Владимирских князей.
2. Правители во всех землях Руси принадлежали к одной династии.
Когда начнется процесс объединения русских земель эти особенности приведут к напряженной борьбе между отдельными княжествами за статус столицы единого государства. В большинстве других Европейских государств вопрос о выборе столицы не стоял (Франция – Париж, Англия – Лондон и т.д.).
В период феодальной раздробленности, на фоне многочисленных, постоянно мельчавших уделов, несколько земель приобрели совершенно особое значение.
Прежде всего, это древняя земля кривичей и вятичей, расположенная на северо-востоке Руси. Из-за низкой плодородности земель колонизация этих районов началась только в конце XI - начале XII вв., когда сюда переселяется население с юга, спасаясь от набегов кочевников и притеснения бояр-вотчинников. Поздняя колонизация обусловила и более позднее обояривание (в середине XII в.), в связи с этим в Северо-Восточной Руси не успела к началу раздробленности сложиться сильная боярская оппозиция. В этом регионе возникло Владимиро-Суздальское (Ростово-Суздальское) государство с сильной княжеской властью.
1132 – 1157 гᴦ. – правление сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого. Оставаясь князем старой закалки, он продолжил борьбу за великокняжеский престол, явно переоценивая его значение. Ему удалось дважды завоевать Киев в 1153 и 1155 гᴦ. Отравлен киевскими боярами. В связи с его именем впервые упоминаются Тула (1146ᴦ.) и Москва (1147ᴦ.)
1157 – 1174 гᴦ. – правление сына Юрия Андрея Боголюбского. Он отказался от борьбы за киевский престол и вел активные междоусобные войны. 1164 ᴦ. – поход в Булгарию. В честь победы и в память о сыне построил собор Покрова на Нерли (1165г.). В 1169 ᴦ. взял Киев, но править там не стал, а подверг демонстративному разорению. Перенес столицу из Суздаля во Владимир. Размещено на реф.рфОтличался подозрительностью и жестокостью, за что и был убит слугами.
С 1174 по 1176 гᴦ. – правление Михаила Юрьевича.
1176 – 1212 гᴦ. – правление брата Андрея Боголюбского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Общий предок почти всех будущих князей – отсюда и прозвище. При нем государство достигло наивысшего расцвета͵ но распалось вскоре после его смерти. Именно при Всеволоде Владимирский престол приобретает статус великокняжеского (1212 ᴦ.), позднее во Владимир была перенесена ставка митрополита. Известен своим огромным авторитетом среди современников. Автор ʼʼСлова о полку Игоревеʼʼ (1187 ᴦ.) писал о Всеволоде, что его дружина может ʼʼДон шеломами вычерпать, а Волгу веслами расплескатьʼʼ.
В совершенно иных условиях находилась юго-западная, Галицко-Волынская Русь. Мягкий климат и плодородные земли всегда привлекали сюда массу земледельческого населения. В то же время данный цветущий край постоянно подвергался набегам соседей – поляков, венгров, степняков-кочевников. К тому же, из-за раннего обояривания, здесь рано сложилась сильная боярская оппозиция.
Первоначально Галицкое и Волынское княжества существовали как независимые государства. Стремясь прекратить боярские усобицы, правители этих земель, особенно Ярослав Осмомысл Галицкий, не раз пытались их объединить. Эту задачу удалось решить только в 1199 ᴦ. волынскому князю Роману Мстиславичу. После его смерти в 1205 ᴦ. власть в княжестве захватили бояре, нужнолго превратив его в ряд небольших, враждующих друг с другом уделов. Лишь в 1238 ᴦ. сын и наследник Романа Даниил (Даниил Галицкий) вернул власть и стал одним из самых сильных русских князей – Даниил стал единственным на Руси князем, которому Папа Римский прислал королевскую корону.
К северу от Владимиро-Суздальской земли находилась огромная Новгородская земля. Климат и почвы здесь были еще менее пригодны для земледелия, чем на северо-востоке. Зато древний центр этих земель – Новгород – находился у начала одного из самых важных торговых путей того времени – ʼʼиз варяг в грекиʼʼ (ᴛ.ᴇ. из Скандинавии в Византию). Древний торговый путь проходил так: из Балтики – в Неву, затем – в Ладожское озеро, потом – по реке Волхов (через Новгород), - в Ильмень озеро, оттуда – в реку Ловать, затем – волоком, в Днепр, а уже оттуда – в Черное море. Близость торгового пути превратила Новгород в один из важнейших торговых центров Средневековой Европы.
Успешная торговля и отсутствие сильных внешних врагов (а значит и отсутствие крайне важно сти в собственной княжеской династии) привели к складыванию в Новгороде особого государственного строя – феодальной (аристократической) республики. Датой начала республиканского периода его истории принято считать 1136ᴦ. – восстание новгородцев против внука Мономаха Всеволода Мстиславича. Основную роль в данном государстве играл слой новгородских бояр. Размещено на реф.рфВ отличие от бояр в других землях, новгородские не имели отношения к дружине, а были потомками родоплеменной знати ильменских славян.
Высшим органом власти в Новгороде было вече – собрание наиболее богатых бояр (ʼʼтриста золотых поясовʼʼ), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ решало важнейшие вопросы и избирало высших должностных лиц: посадника, вершившего суд и управлявшего Новгородом, тысяцкого, возглавлявшего налоговую систему и ополчение; владыку – епископа (позднее – архиепископа) – руководившего белым духовенством, ведавшего казной и внешней политикой, а так же архимандрита – главу черного духовенства. Князь призывался в Новгород. Функции князя были ограничены: он был нужен городу как командир дружины и формальный адресат дани с новгородских земель. Любая попытка вмешательства князя во внутренние дела Новгорода неизбежно заканчивалась его изгнанием.
referatwork.ru