Северная чернь. Чернь это в древней руси


История древней Руси - » Городские ювелиры

Рассмотрение кузнечного дела уже показало тот высокий технический уровень, которого достигло городское ремесло в древней Руси. Но подлинную виртуозность русские мастера проявили в обработке цветных и благородных металлов. Им были доступны решительно все технические приемы, известные в передовых странах тогдашнего мира. Не было, пожалуй, такой отрасли художественного ремесла, в которой русские ремесленники XI—XII вв. не создали бы замечательных, поражающих своим совершенством вещей. Русскими мастерами была освоена сложная техника зерни, скани, фигурного литья и, наконец, сложнейшая из всех — техника перегородчатой эмали. Клады и уцелевшие от погребальных костров вещи в курганах IX—X вв. (Гнездово, Киев, Чернигов и др.) дают нам ряд тонких и изящных изделий по большей части местной работы, обнаруживающих опытность и высокое искусство русских мастеров. При рассмотрении начальных истоков городского ювелирного ремесла мы в еще большей степени, чем для деревни, должны учитывать художественные и технические традиции предшествующей эпохи.

(далее...)

Одним из важнейших разделов городского ремесла была обработка меди. Медники составляли особую группу ремесленников «котельников», но работы из меди производились и другими мастерами.

(далее...)

Часть предметов отливалась в каменных литейных формах, большая же часть отливалась с восковых моделей, наличие которых мы уже видели выше у деревенских кузнецов. Образцами плоского литья по восковой модели может служить известная бронзовая арка XII в. из города Вщижа Восчижа) на Десне (точное бытовое назначение предмета не определено).

(далее...)

Наряду с литьем металла широкое (в отличие от деревни) применение имели ковка и чеканка.

(далее...)

В связи с техникой выпуклой чеканки стоит вопрос и о технике тиснения металла на специальных матрицах. Эта техника имеет очень старую традицию, восходящую еще к скифской эпохе. На Руси она не применялась до XI в., но в византийских городах, например, в Херсонесе, часто вместо выпуклой чеканки применялось тиснение. Для этого отливали массивную медную пластинку — матрицу с желаемым рельефом, а затем накладывали на нее серебряную пластинку и вдавливали серебро во все углубления пластинки. Иногда поверх серебра клали свинцовую пластинку и били молотком по свинцу, благодаря чему серебро мягко облегало рельеф матрицы. На херсонесских крестах X в., покрытых тонкой чеканной обкладкой, часть орнамента, наиболее простая, выполнялась простой чеканкой, а клейма с фигурами тиснились на матрицах. Подобные матрицы известны среди херсонесских находок.

(далее...)

Следующим разделом ювелирной техники древнерусских городов является волочение проволоки. Потребность в проволоке была большая и требовалось ее для различных нужд очень много. Медная, серебряная и золотая проволока шла на самые различные изделия: проволока крупного калибра шла на изготовление гривен и браслетов, более тонкого — на височные кольца, цепочки и пр., а наитончайшие проволочные нити украшали поверхность различных предметов сложным и изящным узором филиграни.

(далее...)

Тонкая проволока служила для выполнения бесконечного разнообразия филигранных узоров. Филигрань, русская скань (от «скати» — свивать, сучить) представляет собой скрученные проволоки, образующие какой-либо узор.

(далее...)

Совершенно неотделима от скани всегда сопутствующая ей техника зерни, когда на пластинку напаивали мельчайшие зерна металла. Зерна золота или серебра заготавливались заранее из мельчайших капель металла, а затем укладывались при помощи маленького пинцета на орнаментируемую пластинку. Далее все следовало так же, как и со сканью: посыпали припоем и ставили на жаровню.

(далее...)

Чтобы закончить обзор ювелирного дела древней Руси, остается еще упомянуть об инкрустации золотом и серебром по железу и меди и о золочении.

(далее...)

Перейдем к той части ювелирной работы, где от мастера требовалось но только умение обращаться с золотом и серебром, но и известное знание химии. Речь идет о технике черни и эмали. В X в. автор специального сочинения о технике художественных ремосл (Schedula diversarum artium) пресвитер Теофил — современник Святослава и того безымянного русского князя, который был похоронен в Черной Могиле, говорит о том, что «Руссия» славится изготовлением эмали и черни. Во введении к своему трактату Теофил, обращаясь к читателю, перечисляет ряд стран — Грецию (Византию), Руссию (Русь), Аравию (арабов), Италию, Францию, Германию, славящихся каждая тем или другим видом художественного ремесла, и среди них называет и древнюю Русь со следующей характеристикой в общем контексте: «Если ты его [т. е. трактат] подробно изучишь, то узнаешь… что нового изобрела Русь в искусстве изготовления эмалей и в разнообразии черни». Таким образом, для Теофила художественное ремесло древней Руси уже в X в. не только стояло на одном уровне с другими странами Западной Европы, но и выделялось среди них своеобразием некоторых видов своей художественной техники.

(далее...)

Русские эмали пользовались у современников и пользуются поныне вполне заслуженной славой. Тщательность работы, яркость красок, продуманное сочетание тонов и тонкость рисунка, соединенные с прочностью эмалевых вещей, делают их одним из лучших разделов мирового ювелирного искусства XI—XIII вв.

(далее...)

istoiarusi.ru

Чернь - это... Что такое Чернь?

  • чернь — чернь, и …   Русский орфографический словарь

  • чернь — чернь/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • Чернь — Чернь: Чернь (историзм, от «чёрные люди»)  люди из непривилегированных классов, простонародье, толпа, в поэтической речи  народ, лишённый высоких интересов. См. также охлократия, народ. Чернь  чёрный цвет в геральдике. Чернь или… …   Википедия

  • чернь — Простонародье, народ, улица, масса, плебс, плебеи; отребье, подонки общества. Ср. толпа... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. чернь простонародье, народ, улица, масса, плебс …   Словарь синонимов

  • ЧЕРНЬ — ЧЕРНЬ, черни, мн. нет, жен. 1. То же, что чернота (устар., прост.). «На площадь, мрачно очерченную чернью, багровой крови пролилась струя.» Маяковский. 2. Черненое серебро, употр. в ювелирных изделиях. Табакерка с чернью. 3. То же, что… …   Толковый словарь Ушакова

  • чернь — ЧЕРНЬ, и, жен. (устар.). 1. В дворянском обществе, в высокопарно презрительной речи: люди, принадлежащие к непривилегированным классам. 2. Люди, далёкие от духовной жизни, высоких идеалов. Светская ч. II. ЧЕРНЬ, и, жен. Гравировка на металле… …   Толковый словарь Ожегова

  • чернь — и; ж. 1. Книжн. = Чернота (1 2 зн.). Ч. ночи, неба. Ч. волос, крыла. Ч. южного загара. 2. Художественная обработка металла, при которой гравированный на нём рисунок заполняется чёрным матовым сплавом из серебра, меди, серы и т.п.; самый этот… …   Энциклопедический словарь

  • чернь — Барин, благотворительность, господин, жалованье, чернь. Резкий сдвиг в русском языке произошел в эпоху социалистической революции. Ликвидация классов приводит к постепенному отмиранию классовых и сословных диалектов. Уходят в архив истории слова …   История слов

  • чернь — 1 іменник жіночого роду сплав із срібла, свинцю, сірки, який використовується для художнього оздоблення металевих виробів; одяг чорного кольору арх.; чорні нитки; чорна вугільна фарба) чернь 2 іменник жіночого роду простолюд) збірн., зневажл.… …   Орфографічний словник української мови

  • ЧЕРНЬ 2 — ЧЕРНЬ 2, и, ж. Гравировка на металле (серебре, золоте), штрихи к рой заполнены чёрным металлическим сплавом. Кубок с чернью. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • dic.academic.ru

    Северная чернь. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

    Немного истории

    Это, поистине русское ремесло, сложилось в XVII веке в Великом Устюге (ныне — районный центр в Вологодской области). Первое упоминание о великоустюгской черни относится к 1683 г.

    Серебряный поднос и деталь. Великий Устюг. 1779pinterest button Серебряный поднос и деталь. Великий Устюг. 1779 художник 18 века, CC BY-SA 3.0

    Вершиной серебряного дела Устюга стало искусство нанесения на изделия черневого состава, позволяющего через игру света передать глубину и объём изображения. Изначально, целью возникновения ремесла, было украшение церковной утвари.

    Развитие стиля

    Художественно-стилевое развитие «Северной черни» на протяжении XVIII — первый половины XIX вв.  протекало в общем русле развития русского искусства. Черневые изделия , несут черты пышного барокко.

    Изделия подчёркнуто массивны, пластичны, имеют округлые очертания. Мягкая гравировка создает впечатление удивительной пластики рисунка, его глубины.

    Серебряная табакерка работы Михаила Климшина. Великий Устюг. 1764pinterest button Серебряная табакерка работы Михаила Климшина. Великий Устюг. 1764 работа Михаила Климшина, CC BY-SA 3.0

    Типична для мастеров искусства барокко контрастность: глубокий, насыщенный по тону черневой рисунок и яркий позолоченный фон изображения.

    Тематика рисунков черневых изделий середины XVIII в. удовлетворяла, главным образом, требования и запросы богатого заказчика. Обычно изображались пасторали, увеселительные прогулки знати на фоне пышной природы, садовые пейзажи с архитектурой.

    Образование фабрики

    В 1961 году артель, сохраняя своё название, преобразовывается в фабрику, а затем в завод. Отличительной особенностью этого периода является обращение к традициям старины: кроме ставших привычными предметов на предприятии изготавливают чарки, братины.

    pinterest button Овальная брошь Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

    Для украшения произведений в основном используются крупные растительные узоры, с включёнными в них птицами, сказочными и мифологическими существами.

    Особенности технологии

    «Северная чернь» — это индивидуальная ручная работа. Как и три века назад, мастер специальным резцом-штихелем, неотрывно следуя намеченным линиям, вырезает нанесённый на изделие рисунок.

    Гравирование под чернь – это ручная творческая работа, в которой проявляются художественные наклонности гравера, его умение владеть материалом, индивидуальное чувство линии и ритма, точность руки. От качества гравировки под чернь зависит правильность, чёткость и выразительность рисунка, его прочность.

    pinterest button Круглая брошь Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

    Следующий этап – чернение по серебру. Соотношение количества каждого ингредиента черни являлось тайной старых мастеров великоустюгского промысла, и сохраняется по сей день.

    При обжиге чернь прочно соединяется с основным металлом, превращаясь в твердое тёмно-бурое покрытие, которое затем в несколько приёмов снимается до тех пор, пока не появится черневой рисунок на серебре. В результате чёрный сплав остается только в углублениях.

    Композиция дополнительно обогащается гравировкой, чеканкой, золочением и оксидировкой поверхности металла. Для этого изделие вновь поступает в гравёрный участок или на участок финишной обработки.

    Рабочие участка финишной обработки создают блестящую оправу искусству чернения по серебру.

    ru.russianarts.online