Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси. Ряд это в древней руси


ГЛАВА V. РАЗЛОЖЕНИЕ ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ТНОШЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ. Древняя Русь

 В 9-10  вв. на всей огромной территории Восточной Европы, быстрыми темпами идёт процесс разложения пер­вобытно-общинных отношений, процесс распада патриар­хально-родового строя и возникновения феодальных от­ношений.

Как же на обломках первобытно-общинного строя вы­росла феодальная Русь?

В ϲʙᴏей работе «О диалектическом и историческом ма­териализме» И В. Сталин указывает, что «история раз­вития общества есть, прежде всего, история развития производства, история способов производства, сменяю­щих друг друга на протяжении веков, история развития производительных сил и производственных отношений людей.

Значит, историческая наука, если она хочет быть дей­ствительной наукой, не может больше ϲʙᴏдить историю общественного развития к действиям королей и полководцев, к действиям «завоевателей» и «покорителей» го­сударств, а должна, прежде всего, заняться историей производителей материальных благ, историей трудящихся масс, историей народов.

Значит, ключ к изучению законов истории общества нужно искать не в головах людей, не во взглядах и идеях общества, а в способе производства, практикуемом обще­ством в каждый данный исторический период, — в эконо­мике общества.

Значит, первейшей задачей исторической науки являет­ся изучение и раскрытие законов производства, 'законов

развития производительных сил и производственных отно­шений, законов экономического развития общества».

И далее И. В. Сталин подчёркивает: «Вторая особен­ность производства состоит по сути в том, что его изменения и развитие начинаются всегда с изменений и развития про­изводительных сил, прежде всего — с изменений и раз­вития орудий производства».

Поставим ϲʙᴏей задачей показать, как в результате развития производительных сил патриархально-родовой строй, покоящийся на первобытно-общинном способе про­изводства, уступает ϲʙᴏё место феодальному способу про­изводства.

Так как основой экономики древнерусских племён было земледелие, то и смену общественных, производственных отношений мы должны искать прежде всего в развитии производительных сил, точнее, в развитии земледелия, что прежде всего должно "отразиться в росте и развитии земледельческой техники, в развитии новых, более совер­шенных форм земледелия, в прогрессе и развитии сель­скохозяйственных орудий.

В истории древней Руси VIII—X века характери­зуются тем, что медленно нараставший ранее процесс разложения первобытно-общинного способа производства, с патриархальным строем, большими семьями — семей­ными общинами, с коллективной обработкой земли, со слабо проявляющимся общественным разделением труда, отсутствием сколько-нибудь существенного имуществен­ного расслоения, идёт всё быстрее и интенсивней, пока, наконец, в IX—XI вв. в основных, ведущих, наиболее передовых центрах и областях Руси не складывается феодальный способ производства. Процесс генезиса фео­дализма растягивается на несколько столетий и идёт далеко не равномерно, и когда феодальный Киев насчи­тывал уже1 много столетий, в ϶ᴛᴏ время в землях вятичей, в Пинском Стоит сказать - полесье, в земле дреговичей ещё сохранялись устои родового строя.

Аналогично тому как и всякий переходный период в истории обществен­ного развития, VIII—X века в истории древней Руси были тем отрезком времени, в течение кᴏᴛᴏᴩого, с одной стороны, ещё сохранялись общественные формы, ϲʙᴏй­ственные родовому строю, с присущими ему производ­ственными отношениями, бытом, культурой, идеологией,

с другой—росли и бурно развивались общественные формы, ϲʙᴏйственные нарождающемуся феодализму, при­чём вторые повелительно вытесняли и устраняли первые, сохранявшиеся с течением времени исключительно в пережиточной форме в быту, обрядности, повериях, как реликты давно прошедшей поры, да и то всё чаще и чаще исключительно в об­ластях, удалённых от ведущих, передовых центров Руси, отстоящих вдали от столбовых дорог исторического раз­вития. Естественно по϶ᴛᴏму, что мы, с одной стороны, привлекаем памятники материальной и духовной куль­туры древней Руси VIII—X вв. для характеристики пер­вобытно-общинного строя, родового быта, хотя и в ста­дии ϲʙᴏего разложения, а с другой — оперируем материа­лами археологическими и, отчасти, немногочисленными письменными источниками и данными языка той же эпохи для раскрытия путей зарождения феодализма.

Генезис феодализма — не одноактное действие, а дли­тельный процесс, сложный и многообразный, для фикса­ции кᴏᴛᴏᴩого исследователь должен быть вооружён не фотографическим аппаратом для моментального снимка, а киноаппаратом. Здесь нет места статике, всё в дина­мике, всё в развитии Здесь на обломках старого возни­кает новое, опутанное нитями старого, отживающего, цепкими ещё, но обречёнными.

Чем же характерна эпоха разложения первобытно-об­щинного строя?

На начальной её стадии попрежнему ещё сохраняются старые большесемейные городища, о кᴏᴛᴏᴩых речь была выше.

Типичным для ϶ᴛᴏй эпохи будет городище «Монастырище», расположенное на правом берегу реки Ромны у впадения её в Сулу. Отсюда и произошло название по­добных городищ городищами «Роменского типа». Городище «Монастырище» расположено на косе, омываемой с двух сторон рекой. Со стороны суши оно ограждено рвом и валом, а дальше тянется представляю­щее собой естественную защиту непроходимое болото. В древности ϶ᴛᴏ болото, быть может, было единственной защитой от нападения с суши, так как вал — более позд­него происхождения. Размер городища — 75 X 44 метра. Площадь городища испещрена землянками неправильной прямоугольной формы, размерами 4,5X3,70; 5X4,15;

/images/5/664_image006.gif">5 X 4,5 метра и т. п., причём сами землянки расположены очень скученно, на расстоянии от 1,3 до 3,2 метра друг от друга. Внутри землянок находятся глинобитные печи в форме купола с отверстием наверху для выхода дыма и входом сбоку. Перед печами — ямы, вырытые для удоб­ства, так как в противном случае небольшая высота землянок не давала бы возможности выпрямиться рабо­тающему у печи человеку. Гнёзда от столбов, располо­женные исключительно с одной стороны землячки, говорят о на­личии- односкатной крыши. Некᴏᴛᴏᴩые землянки не имеют пола и вообще ничего, кроме печи, другие же имеют под­мостки перед печью и нечто вроде платформы, третьи — платформу для печи, пол и прилавки по стенам. Своеоб­разные возвышения для сиденья и лежанья расположены иногда по стенам, иногда у печи.

Керамика «Монастырища» грубая, из плохой глины, смешанной с просом, представлена главным образом горшками и специфическими сковородками, сделанными от руки, без гончарного круга. Узор — узлами, полували­ками, ровчиками, ямками, гребнем. Ямочно-гребенчатая орнаментика посуды городищ «Роменского типа» свиде­тельствует о глубокой её архаичности и ведёт на север, в лесную полосу. Культура городища «Монастырище» и других городищ «Роменского типа» вообще очень архаич­на и характеризуется костяными изделиями (шила, ложки и др.) и сравнительно небольшим количеством грубых же­лезных изделий (ножики, долотца и др.). Меди и бронзы не обнаружено. На площади городища «Монастырище» располагалось 20—25 землянок, представлявших собой жилища отдельных брачных пар, состоящих из отца, ма­тери и детей. Численность населения всего посёлка опре­деляется в 70—80 человек, включая в ϶ᴛᴏ число женщин и детей. Исходя из ϶ᴛᴏго, мы можем определить горо­дище «Монастырище» и ему подобные как поселения се­мейной общины такого же типа, как и славянские посе­ления середины I тысячелетия н. эры.

У землянок располагались ямы для хранения пищевых продуктов: проса, являвшегося, очевидно, основным куль­тивируемым злаком, мяса (в одной яме найдена масса костей козы), рыбы. Важно знать, что большое значение имело скотовод­ство. Об ϶ᴛᴏм говорит громадное количество костей до­машних животных: лощадей (сравнительно немного) и

 

главным образом рогатого скота, свиней и собак. На боль­шую роль охоты и рыбной ловли указывает наличие кос­тей диких, животных, птиц и рыб.

Остатки костей лошади, обнаруженные в городищах «Роменского типа», свидетельствуют о TOM, что лошадь выступала не только, даже пожалуй, не столько, как ра­бочий скот, а как животное, дающее мясо, молоко и шкуру.

Это говорит о том, что земледелие хотя и играло боль­шую роль в экономике населения городищ «Роменского типа», но не успело стать решающей отраслью хозяй­ственной жизни. Примитивность земледелия приводила к тому, что скотоводство, охота, рыбная ловля и лесной промысел — бортничество, собирание ягод и грибов имели весьма существенное значение и были серьёзным под­спорьем в жизни славян.

В славянских языках наряду с древнейшей земледель­ческой терминологией имеется ряд общих терминов, отно­сящихся к скотоводству и свидетельствующих о большом значении ϶ᴛᴏго последнего в отдалённые времена. Нужно помнить, такие названия домашних животных, как бык, вол, свинья, ба­ран, овца, ягнёнок, телёнок, — очень древнего происхож­дения и общи всем славянским языкам. Сюда же отно­сятся термины бортничества, как то: пчела, трутень, улей и др., а также ряд названий диких животных: тур, бобр, вепрь, олень и т. д. и терминов, ᴏᴛʜᴏϲᴙщихся к охоте и рыбной ловле («ловити», сеть, невод и др.), ещё более древних, чем земледельческие.

О земледелии, скотоводстве и бортничестве славян го­ворят восточные писатели (Ибн-Росте, Персидский Гео­граф и др.).

Городища, подобные роменским, распространены в пре­делах Черниговской, Сумской, Стоит сказать - полтавской, Гомельской, Курской и в других областях.

Особенно интересны в ϶ᴛᴏм отношении городища у села Гнездиловка и деревни Липиной близ Курска, датируе­мые в нижних слоях VIII—IX вв. Население их жило в хижинах-мазанках из хвороста и землянках. Найденные жернова указывают на земледелие, кости домашних и диких животных и рыб — на скотоводство, охоту и рыб­ную ловлю. Стоит отметить, что особенный интерес представляет Липинское городище, стоящее в 20 километрах от Курска. Древней­шие слои его характеризуются материальной культурой

городищ «Дьякова типа», в то время как более поздние

слои дают улучшенную раннеславянскую керамику, и, на­

конец, оно превращается в типичное городище так назы-

ваемой «великокняжеской поры».               

Аналогичное древнее городище обнаружено у села Го-чева Курской области. Отметим, что те же землянки, лепленная от руки посуда, грубые железные вещи и т. д.

Такого же рода городища расположены на территории Смоленской области и в Белоруссии. Типичным для Смо-ленщины будет Ковшаровское городище Смоленского района, нижние слои кᴏᴛᴏᴩого, датируемые VI—VIII вв., содержат в себе лепленную керамику, костяные орудия и т. д., для Белоруссии — Банцеровское городище, где в культурных слоях VI—VIII вв. с лепной керамикой и ко­стяными сооружениями обнаружены зёрна проса, пше­ницы, гороха, вики, конских бобов. Такого же типа древ­нее городище на правом берегу Стоит сказать - полоты, у впадения её в Западную Двину, датируемое VIII—IX вв., с тем же характерным инвентарём.

К городищам Смоленщины, Белоруссии и Днепровского левобережья примыкает и Староладожское городище, нижний слой кᴏᴛᴏᴩого, ᴏᴛʜᴏϲᴙщийся к VIII—IX вв., со­держит лепленную от руки керамику раннеславянского типа.

К концу рассматриваемого нами периода, периода рас­пада первобытно-общинных отношений, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся горо­дища типа Борщевского, расположенного на среднем те­чении Дона у Воронежа. В отличие от городищ «Ромен-ского типа» («Монастырище» и др.) и близких к ним, от древних славянских поселений, небольших и хорошо укреплённых, напоминающих еще более древние «Дья­ковы городища», Борщевское городище характеризуется прежде всего ϲʙᴏими размерами (до 180 метров в длину и 35 в ширину). Стоит заметить, что оно стоит на правом берегу Дона. Его окружает обширное селище. Вся площадь городища по­крыта землянками размером в 12—18 кв. метров. Стены землянок обложены тонкими брёвнами или досками.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси

Образование 24 марта 2016

Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 - 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.

Киевский князь Игорь Рюрикович

Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.

что такое урок в древней руси

Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.

Княгиня Ольга – первая женщина на престоле

Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.

что такое уроки в древней руси определение

Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.

Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.

Видео по теме

Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси

До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.

понятие уроки в древней руси

С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.

Попытки управления и централизации: что означает "уроки" в Древней Руси

Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.

Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально-вассальный тип отношений. Основная часть населения - общинники (свободные крестьяне), другая часть - дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.

Налогообложение в IX-Х веках

Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2-мя способами:

  • повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
  • полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.

Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.

погосты и уроки это в древней руси

Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.

Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:

  • мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
  • вес и мера - соответственно за взвешивание и измерение товаров;
  • торговая бралась с торговцев на рынках;
  • гостиная взималась за устройство складов;
  • вира - штраф за убийство холопа.

Реформы княгини Ольги

Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: "идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки". Ее реформы носили мирный характер.

значение слова уроки в древней руси

Княгиней были проведены преобразования по:

  • установлению размера дани;
  • назначению даньщиков - ответственных лиц по сбору дани;
  • определению опорных пунктов - специальных мест для сборов.

Уроки и погосты в Древней Руси

Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.что означает уроки в древней руси

Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.

Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.

Происхождение слова «урок»

Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного "речь / рещь", когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.

что называли уроки в древней руси

Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».

Что такое урок в Древней Руси: вывод

Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Что такое община в Древней Руси?Образование Что такое община в Древней Руси?

Историки, исследующие, что такое община в Древней Руси, выделяют два вида таких социальных групп – городскую и сельскую. В них проживало большинство населения восточнославянского государства.Сельские общ...

Что такое лапти в Древней Руси?Образование Что такое лапти в Древней Руси?

Крестьянское население на Руси всегда было очень бедным, а жителям деревни приходилось выкручиваться в сложных ситуациях любыми способами. Поэтому вплоть до начала ХХ века самым популярным видом обуви здесь оставались...

Что такое сословие? Сословия Древней Руси и Российской империиДом и семья Что такое сословие? Сословия Древней Руси и Российской империи

Издавна на Руси между определенными людьми, обладающими наследственными правами и обязанностями, которые были закреплены государством или традициями, существовали классовые отношения феодализма. Характерной для них бы...

Что такое современность в музыке? Понятие о современной музыке, примерыИскусство и развлечения Что такое современность в музыке? Понятие о современной музыке, примеры

Что такое современность в музыке? История этого вида искусства такова, что изначально оно было прикладным и часто ритуальным. Поэтому музыка в основном была коллективным явлением. Индивидуальное начало часто не было в...

Что такое роспись в Древнем Египте? Давайте узнаемИскусство и развлечения Что такое роспись в Древнем Египте? Давайте узнаем

Египет - это загадочная страна, которая привлекает многих своим историческим и культурным наследием. Помимо величественных пирамид и папирусов культуру Древнего Египта хорошо характеризуют еще и росписи на стенах, кот...

Что такое форум в Древнем Риме и что у него общего с современными форумамиКомпьютеры Что такое форум в Древнем Риме и что у него общего с современными форумами

Многие слова, пришедшие к нам из глубокой древности, используются и сейчас, но уже в несколько ином значении. Бывает очень интересно проследить, как изменялся их смысл со временем.

Что такое Компьютеры Что такое "скилл" и чем это понятие в разных играх отличается?

Играя в игры, человек волей-неволей начинает узнавать новые слова и понятия. Однако не все слова значат одно и то же. В статье мы попробуем ответить, что такое "скилл" в самых популярных играх.

Что такое морфология в русском языке? Основные понятия разделаОбразование Что такое морфология в русском языке? Основные понятия раздела

Морфология как раздел языкознания представляет собой знание о слове и его составных частях. Ёмким считается определение языковеда В.В. Виноградова о том, что такое морфология в русском языке: он назвал её грамматическ...

Что такое урок? Подробный разборОбразование Что такое урок? Подробный разбор

В статье рассказывается о том, что такое урок, что включает в себя этот процесс, какие его виды бывают и для чего он нужен.Древние временаВо времена первобытного и более позднего, общинного, строя наши...

Что такое спора в биологии: определение понятия, строение и функцииОбразование Что такое спора в биологии: определение понятия, строение и функции

Споры живых организмов - удивительные клетки. На Земле они могут находиться в условиях очень низких или высоких температур, повышенного давления и радиоактивного излучения. Доказано, что споры находятся даже в космиче...

monateka.com

Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси

Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 - 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.

Киевский князь Игорь Рюрикович

Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.

что такое урок в древней руси

Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.

Княгиня Ольга – первая женщина на престоле

Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.

что такое уроки в древней руси определение

Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.

Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.

Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси

До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.

понятие уроки в древней руси

С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.

Попытки управления и централизации: что означает "уроки" в Древней Руси

Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.

Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально-вассальный тип отношений. Основная часть населения - общинники (свободные крестьяне), другая часть - дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.

Налогообложение в IX-Х веках

Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2-мя способами:

  • повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
  • полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.

Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.

погосты и уроки это в древней руси

Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.

Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:

  • мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
  • вес и мера - соответственно за взвешивание и измерение товаров;
  • торговая бралась с торговцев на рынках;
  • гостиная взималась за устройство складов;
  • вира - штраф за убийство холопа.

Реформы княгини Ольги

Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: "идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки". Ее реформы носили мирный характер.

значение слова уроки в древней руси

Княгиней были проведены преобразования по:

  • установлению размера дани;
  • назначению даньщиков - ответственных лиц по сбору дани;
  • определению опорных пунктов - специальных мест для сборов.

Уроки и погосты в Древней Руси

Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.что означает уроки в древней руси

Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.

Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.

Происхождение слова «урок»

Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного "речь / рещь", когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.

что называли уроки в древней руси

Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».

Что такое урок в Древней Руси: вывод

Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.

загрузка...

4responsible.ru

Торговля в Древней Руси - Википедия

Торговля в Древней Руси с момента основания древнерусской государственности в IX веке и до монгольского нашествия имела большое значение. Особенно выделялась внешняя торговля, она была важной составляющей экономики древнерусских княжеств. Некоторые историки считали её главной опорой экономики Руси того времени[1]. Особенно важную роль она играла в городах. В торговле были заняты различные слои городского населения, она связывала между собой ремесло, сельское хозяйство и промыслы[2].

Историк Б. А. Рыбаков в истории торговли в Древней Руси выделял два периода: IX—XI вв. и XI—середина XIII вв.[3].

Внутренняя торговля[ | ]

В городском населении Руси значительную долю составляли мелкие торговцы и ремесленники. Ремесло в Древней Руси получило значительное развитие, благодаря чему рос внутренний рынок, а торговля выходила на новый уровень. Продукция ремесленников находила сбыт не только внутри страны, но и за её пределами. Рынки, именуемые также «торгами», были развиты не только в городах, но и в каждом относительно крупном населённом пункте. Сюда собирались крестьяне из окрестных мест и обменивали продукты своего труда на железные или медные орудия, утварь и т. д., как правило продукты питания жители деревень меняли на изделия посадских ремесленников. При этом многие из ремесленников имели на рынках постоянные лавки[4]. Для мелких взвешиваний при торговле применялись миниатюрные весы. А для взвешивания тяжелых грузов (7—8 пудов) служили большие весы — безмены, известные по находкам в Старой Рязани, Новгороде и других городах. Концентрация в крупных торговых центрах свинцовых пломб, которыми опечатывали тюки товаров или связывали служившие платежным средством меха, свидетельствует о постоянном росте торговли вплоть до нашествия Батыя[5].

На городских рынках особое место занимали кузнечные изделия

Между тем городские рынки также были тесно связаны с политической жизнью и управлением. Именно на рыночных площадях делались все официальные объявления. Согласно «Русской Правде», при поимке вора заявитель должен был сообщить об этом именно на рыночной площади. Также на городских рынках народ собирался на вече, особенно в случае, если оно было созвано людьми, находившимися в оппозиции князю. Характерным примером, подтверждающим важность рыночных площадей, служат действия князя Изяслава, который в 1069 году перенёс главный киевский рынок из центра города на холм, поближе к собственному дворцу[6].

На рынках древнерусских городов покупались и продавались самые разнообразные товары. По мнению М. Н. Тихомирова, значительную роль в формировании перечня предметов торга играла сельская местность[7]. В источниках того времени упоминаются: оружие, кузнечные изделия, металлы, соль, одежда, шапки, меха, полотно, гончарные изделия, древесина, пшеница, рожь, просо, мука, хлеб, мед, воск, благовония, лошади, коровы, овцы, мясо, гуси, утки, дичь и т. д.[6] В небольших городах торговля как правило была в руках местных купцов. При этом особую активность в открытии своих представительств по всей Руси проявляли новгородские купцы[6].

Стольные княжеские города были также и важнейшими торговыми пунктами, куда направлялись товары из далёких областей Руси. Главными торговыми городами Руси длительное время были находящиеся на пути «из варяг в греки» Новгород, Смоленск, Киев, Олешье. Позднее к ним добавились Тмутаракань, Чернигов, Галич, Полоцк, Владимир-на-Клязьме и др. Торговые пошлины были важной частью княжеских доходов[8].

Внутренняя торговля в Древней Руси была явлением повседневным и мало привлекала к себе внимание современных ей летописцев. Поэтому сведения о внутреннем обмене неполны и отрывочны. Даже сведения о ценах на продукты питания летописцы сообщали с целью подчеркнуть их высоту[9].

Б. А. Рыбаков писал[8]:

Внутренняя торговля, успехи которой были теснейшим образом связаны с развитием ремесла и торговли и отделением его от земледелия, переживала своё цветущее время в XI и начале XII вв. В это время на торговых площадях больших городов можно было купить многое. Если мы представим себе «богатого гостя Садко», который скупает все товары Великого Новгорода, то мы должны будем признать, что возможности у него были большие. Он мог на торгу не только попить меду, поесть пирогов, одеться в китайский шелк или во фризское сукно, но мог при желании купить себе сотни рабов, мог тут же на торгу одеть их, вооружить и посадить на коней или в ладьи. Больше того, тут же в Новгороде он мог купить участок земли, купить строительный лес, нанять за деньги «древоделей» и построить хоромы с крепким тыном, внутреннее убранство которых также в значительной степени могло быть куплено на торгу.

Вплоть до XI века, то есть до распада Древней Руси на ряд независимых княжеств, торговля характеризовалась развитием внутреннего товарооборота, вывозом за рубеж продукции отечественных ремесленников и утратой самой торговлей транзитного характера. После начала феодальной раздробленности изменились торговые пути, всё большее внимание русских купцов привлекала Северная Европа. В этот период возникли первые купеческие гильдии на Руси[10].

Б. А. Рыбаков выделял два типа рынков: сельский и городской. При этом товары с сельского рынка, как правило, поступали в близлежащий город. Продукция городских ремесленников распространялась на 150—400 километров от места её производства, что было значительно больше, нежели у сельских ремесленников. Одновременно иностранные купцы, покупавшие продукцию русских ремесленников, распространяли её в своих странах[11].

Денежная система[ | ]

Становление денежного обращения на славянских землях Восточной Европы происходит на рубеже VIII—IX веков, когда началась активная торговля Северной и Восточной Европы со странами Халифата. Восточноевропейские страны, лишённые крупных рудных запасов монетного металла, активно импортировали серебро. В первой трети IX века в Древней Руси получили распространение монеты, которые чеканили в африканских центрах Халифата и которые попадали на Русь кавказским и среднеазиатским торговыми путями. С 830-х годов распространение получают дирхемы азиатской чеканки[12].

Во второй половине X века появились две территориальные русские системы, определившиеся на фоне разного тяготения северного и южного регионов к международным рынкам. Главным средством обращения Южной Руси (Киев, Чернигов, Смоленск и т. д.) стали вырезки из дирхемов весом 1,63 грамма, составляющие 1/200 византийской литры. Аналогичные вырезки использовались на землях Северной Руси, однако их вес был 1,04 грамма или 1/200 серебряной гривны. Важным памятником этой системы являются сферические весовые гирьки, употреблявшиеся в северных областях Руси для взвешивания серебряных монет. После угасания притока восточных монет на Русь из-за ослабления Халифата их заменили товаро-деньги. На рубеже X—XI веков во времена Владимира Красное Солнышко и Святополка была предпринята попытка чеканки собственных монет. Однако вскоре она была прекращена из-за отсутствия сырьевой базы[12].

В северных областях на замену дирхемам пришли западноевропейские денарии германской, английской и скандинавской чеканки. Они имели хождение до начала XII века[12].

Внешняя торговля[ | ]

Картина Рериха «Заморские гости»

Внешняя торговля была тесно связана с системой данничества, получившей особое развитие на Руси в IX—X веках. Дань взималась деньгами (бель и щеляги — серебряные монеты или гривны — серебряные слитки), а также мехами пушных зверей. Часть её также составляли скот, продукты питания и т. д. Каждый год после сбора дани, который именовался полюдьем, значительная её часть продавалась на внешнем рынке, преимущественно в Византии. При этом в торговлю оказался вовлечённым военный элемент, так как княжеские дружинники сопровождали купеческие караваны, охраняя их от атак кочевников — венгров, печенегов и др. В X веке благодаря ряду военных конфликтов киевские князья создали благоприятные условия для торговли на Чёрном море, в Византии, Хазарском каганате и Волжской Булгарии. В этот период в древнерусской торговле значительную роль играли дружины варягов-викингов, которые в VIII веке проложили торговый путь из Балтийского в Чёрное и Каспийское моря. Он пролегал через Русь и играл крайне важную роль. За один поход варяги могли принять участие в грабительском набеге, торговать или поступить на службу в качестве наёмников. Дружины варягов на Руси получили наименование гостей, впоследствии термин гость стал обозначать заграничного купца[7]. В X веке русские сами организовали торговлю по этому пути, продолжая извлекать прибыль из транзитной торговли[6].

Кроме вывоза дани, на Руси значительную роль играла и транзитная торговля. Через населенные восточными славянами земли пролегали торговые пути из Европы в Хорезм и арабский мир, с берегов Балтийского моря в Византию. После того как норманны взяли под контроль торговые пути в Средиземном море, связывающие Южную Европу с византийскими рынками, а венгры нарушили прямое сухопутное сообщение между Центральной Европой и Византийской империей, выросло значение пути «из варяг в греки», который позволил купцам путешествовать из Северной Европы в Черное море. Благодаря этому пути Днепр вскоре превратился в основную артерию русской торговли. Поэтому Чёрное море стало играть более важную роль, нежели Каспийское, однако и последнее привлекало внимание русских купцов. В конце XI века дорогу на Каспий перекрыли половцы, которые, впрочем, во время перемирий были посредниками в торговле между Русью и Востоком. Также сходную роль играла Волжская Булгария[13].

Изменения в торговле в Средиземноморье, связанные с Первым крестовым походом, существенно снизили прибыльность черноморской торговли как для Византии, так и для Руси. Разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 году свело её до минимума. Потеря византийских рынков для Руси была частично компенсирована сухопутными торговыми путями между ней и Центральной Европой, которые начали динамично развиваться на протяжении XII столетия. Также продолжала развиваться торговля на Балтике, благодаря которой продолжали крепнуть Новгород и Псков[13].

Б. А. Рыбаков во внешней торговле особенно выделял связи с арабско-персидским миром. Торговля восточных славян с арабами началась еще в VII веке и продолжалась до XI века. Вначале посредником выступал Хазарский каганат. При этом арабские купцы торговали как с теми племенами, которые были в политической зависимости от хазар, так и с сохранявшими независимость. В свою очередь, славяне также посещали арабские страны и Персию, особенно побережье Каспийского моря. В начале XI века торговля с арабами замирает и возобновляется только в следующем веке[14].

Торговые пути викингов в значительной степени пролегали по землям Древней Руси

Внешняя торговля древнерусских княжеств была тесно связана с тремя торговыми путями[15]:

Монгольское нашествие нанесло тяжелейший удар по экономике древнерусских княжеств и привело к резкому сокращению всех видов зарубежных контактов. Международные связи в Восточной Европе были надолго парализованы и возродились уже по другим руслам во время становления централизованного русского государства[5].

Предметы торга[ | ]

Лисьи шкурки. Русскими мехами торговали от Европы до Средней Азии Янтарь был важным предметом торга в Древней Руси

Летописи сохранили достаточно подробные сведения об основных товарах внешней торговли. Историк Б. А. Рыбаков выделял несколько товаров, которые он считал наиболее значимыми во внешней торговле княжеств Древней Руси и которые были предметом экспорта:

  • Рабы (и в особенности более высоко ценившиеся рабыни). Их славяне захватывали в набегах на соседей либо во время междоусобных войн. Традиции работорговли у славян, появившиеся в VI веке, сохранились и в эпоху Древней Руси. Торговля людьми сохранялась вплоть до монгольского нашествия на Русь, хотя и несколько уменьшилась в масштабах к тому времени. Свидетельства об этом сохранились в русских, греческих, арабских, германских, персидских, армянских и еврейских хрониках и летописях. Русские купцы продавали рабов в Константинополе, Преславе-на-Дунае, Булгаре, Итиле, Керчи, Праге, Дербенте, Багдаде, Александрии и т. д.[16][17]
  • Меха. Б. А. Рыбаков отмечал, что хотя древнерусское хозяйство не было охотничьим, требования князей выплачивать дань пушниной заметно стимулировали добычу мехов. В тех районах Руси, где не было ценных видов пушных зверей, снаряжались экспедиции за мехами. Особенно активно торговали мехами новгородские купцы, добывавшие их в том числе в районах Белого моря и Приуралья (и даже восточнее — в Югре, где меха выменивались на железные изделия у местных народов, ещё пребывавших на стадии неолита)[18][19].
  • Воск и мёд. Потребности освещения делали воск очень ценным товаром. Воск продавали кругами и бочками. Взвешивали не менее чем пудами. Сохранилась и специальная русская мера «пуд вощаной», эталоны которой хранились в палатах в Новгороде и Смоленске[18][20].
  • Льняные ткани. Предположительно, изделия из льна были частью дани, выплачиваемой крестьянами князьям. Купцы торговали ими в Византии, Хорезме и странах Европы. В Италии среди сортов ткани выделялась «русская ткань»[21] (возможно, впрочем, что такое название носила ткань, попадавшая в Италию через Русь транзитом из Византии и с Востока[22]).
  • Ювелирные изделия. Предметы работы древнерусских ювелиров очень ценились в Центральной Европе и Восточной Европе. Археологи находят их в Польше, Чехии, Германии и прибалтийских странах. Из Руси они вывозились в основном по двум путям — через Краков в Польшу и Чехию, и через Балтику в приморские славянские города и Германию[21].

Б. А. Рыбаков также выделял ряд товаров, которые занимали особое место в числе предметов древнерусского импорта:

  • Ткани, в том числе шелковые. Цветистые шелковые ткани на Руси именовались паволоками. Особенно важную роль ткани играли в торговле с Византией. Византийские чиновники пытались ограничить вывоз тканей из Византии русскими купцами, один купец мог везти на Русь тканей на общую сумму не более чем в 50 златников. Однако византийцам не удалось удержать монополию, ткани в значительных количествах вывозились на Русь, а оттуда попадали и в страны Центральной и Западной Европы. Попадали на Русь ткани и с мусульманского Востока. В XI—XII вв. на Руси появились ткани фламандского и фризского производства[22][23].
  • Мечи. Несмотря на то, что древнерусские кузнецы самостоятельно ковали мечи высокого качества, на Руси пользовались популярностью западноевропейские клинки. Их привозили купцы и варяжские дружины. Часть мечей импортировалась в виде простых клинков, а рукояти к ним устанавливали уже русские мастера[24].
  • Цветные металлы. Серебро поступало из арабского мира до XI века, затем — из европейских стран. Олово и свинец поступали в основном через Новгород. При этом спрос на свинец был достаточно велик, им покрывали крыши зданий. Особенное место в импорте занимал ввоз меди. При этом не сохранилось точных данных о путях её ввоза[24].
  • Приправы и пряности. Их использовали при приготовлении пищи, что сделало приправы одной из важных статей международной торговли. Пошлина за торговлю ими зачастую взималась натурой. Например, в Великом Новгороде пошлину с транзитных грузов брали перцем[24].

Также предметами как внешней, так и внутренней торговли были: зерно, вина, иконы, ювелирные украшения, фрукты, изделия из стекла, клыки моржей, драгоценные камни, дамасская сталь, лошади, пенька, канаты, холстина, хмель, сало, говяжий жир, овчины и шкуры, соль, пиво и т. д.[25][26]

Торговое право и договоры[ | ]

Русско-византийский договор 907 года защищал права русских купцов в Византии

Князья специальными договорами с иностранными государствами стремились защитить интересы русских купцов. Особенно заметно это было в договорах с Византией и в «Русской правде» более поздней редакции XII — начала XIII веков, которая предусматривала некоторые меры по охране имущества купцов от потерь, связанных с войнами и другими обстоятельствами[27]. В IX—X веках русские дружинники были единственными, кто добился права на беспошлинную торговлю в Константинополе[28].

В период до татаро-монгольского нашествия русское торговое право имело международный аспект. Отношения между русскими и иностранными купцами регулировались рядом международных торговых договоров и соглашений, первым из которых был договор Олега Вещего с Византией. В начале XI века было заключено торговое соглашение между Русью и Волжской Булгарией. Возможно, торговые статьи входили в мирные договоры, заключённые с хазарами в XI—XII веках[27].

В 1195 году Новгородская республика заключила подробный торговый договор с городами Северной Европы. Ещё более детальный договор был подписан в 1229 году между Смоленском, Ригой, Готландом и рядом немецких городов Померанского побережья. Оба договора содержат как торговые статьи, так и нормы, предусматривающие наказание в случае нанесения увечий или убийства русских иностранцами и наоборот. Равенство сторон, по мнению Г. В. Вернадского, стало особенной чертой этих документов[27].

Купцы[ | ]

Изучение древнерусского купечества исследователями ведётся как по данным письменных источников (летописей, грамот т. д.), так и по материалам археологических раскопок. Было найдено множество захоронений купцов X—XI веков. В этот период в роли купца выступал воин-дружинник, хорошо одетый и вооружённый. Помимо оружия неотъемлемой принадлежностью древнерусского купца были миниатюрные весы, а также конь либо ладья. Товары перевозились в ладьях, на конях либо их могли нести рабы. Также иногда использовались телеги. Для периода X—XI веков характерно передвижения купцов караванами, иначе говоря — дружинными отрядами. Русские купцы-дружинники подобно варягам за один поход могли как торговать, так и совершить военный набег[29].

Иван Билибин. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане». Купцы 1905

Около середины XI века торговля все больше переходит к профессиональным купцам, в то время как военные профессионалы-дружинники занимаются ею все реже. Князья также дистанцировались от торговых операций, предпочитая не самостоятельно снаряжать караваны, которые бы продавали собранные в качестве дани товары, а предоставлять эту возможность представителям купечества. В XII веке понятия «гостя-купца» и «княжьего мужа» были отделены друг от друга. В некоторой степени это было связано с развитием внутренней торговли и укреплением положения русских купцов. В то же время термин «гость» закрепился за торговцами из других стран[29].

На Руси также существовали купеческие объединения, аналогичные западноевропейским гильдиям и торговым братствам. Как правило, купцы в Древней Руси объединялись для борьбы с княжеской властью, контроля над торговлей в пределах конкретного города, взаимной помощи, защиты купеческих интересов и т. д. Также существовали и празднично-культовые цели: объединение имело своего христианского покровителя, в церкви которого устраивались совместные празднования, хранились товары членов объединения, казна, архив, эталоны весов и т.д. В случае конфликта с князьями купеческие объединения зачастую искали поддержки у городских ремесленников[30].

В качестве примера таких объединений Б. А. Рыбаков приводит Иванскую общину в Великом Новгороде, возникшую в 1134—1135 годах. Во главе общины стояли пять старост, в число которых входил и тысяцкий. Они ведали всеми торговыми и гостинными делами, а также торговым судом. Новгородские посадник и бояре не имели права вмешиваться в их дела. Членом общины мог стать купец, внесший 50 гривен (10 килограммов серебра). Она имела свою пристань на берегу Волхова, за причал к которой взималась пошлина. Также её купцы взимали пошлины с других купцов за торговлю воском[30].

Примечания[ | ]

  1. ↑ Вернадский, 2012, с. 134.
  2. ↑ Куза, 1989, с. 130.
  3. ↑ История культуры Древней Руси, 1951, с. 316.
  4. ↑ Куза, 1989, с. 129.
  5. ↑ 1 2 Древняя Русь. Город, замок, село, 1985, с. 399.
  6. ↑ 1 2 3 4 Вернадский, 2012, с. 135.
  7. ↑ 1 2 Тихомиров, 1956, с. 103.
  8. ↑ 1 2 Тихомиров, 1956, с. 104.
  9. ↑ Тихомиров, 1956, с. 102.
  10. ↑ История культуры Древней Руси, 1951, с. 318.
  11. ↑ История культуры Древней Руси, 1951, с. 362.
  12. ↑ 1 2 3 Древняя Русь. Город, замок, село, 1985, с. 364.
  13. ↑ 1 2 Вернадский, 2012, с. 136.
  14. ↑ История культуры Древней Руси, 1951, с. 337.
  15. ↑ Куза, 1989, с. 128.
  16. ↑ История культуры Древней Руси, 1951, с. 322.
  17. ↑ Путь из варяг в греки (рус.). Проверено 1 февраля 2017.
  18. ↑ 1 2 История культуры Древней Руси, 1951, с. 323.
  19. ↑ Путь из варяг в греки (рус.). Проверено 1 февраля 2017.
  20. ↑ Путь из варяг в греки (рус.). Проверено 1 февраля 2017.
  21. ↑ 1 2 История культуры Древней Руси, 1951, с. 324.
  22. ↑ 1 2 История культуры Древней Руси, 1951, с. 328.
  23. ↑ Путь из варяг в греки (рус.). Проверено 1 февраля 2017.
  24. ↑ 1 2 3 История культуры Древней Руси, 1951, с. 329.
  25. ↑ Вернадский, 2012, с. 137.
  26. ↑ Путь из варяг в греки (рус.). Проверено 1 февраля 2017.
  27. ↑ 1 2 3 Вернадский, 2012, с. 139.
  28. ↑ История культуры Древней Руси, 1951, с. 332.
  29. ↑ 1 2 История культуры Древней Руси, 1951, с. 366.
  30. ↑ 1 2 История культуры Древней Руси, 1951, с. 368.

Литература[ | ]

  • Вернадский Г.В. Золотой век Киевской Руси. — М.: Алгоритм, 2012. — 400 с. — ISBN 878-5-699-55146-0.
  • Древняя Русь. Город, замок, село / Рыбаков Б.А.. — Москва: Наука, 1985. — 429 с.
  • История культуры Древней Руси / Греков Б.Д., Артамонов М.И.. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1951. — 483 с.
  • Куза А. В. Малые города Древней Руси. — Москва: Наука, 1989. — 168 с. — ISBN 5-02009473-0.
  • Тихомиров М.Н. Древнерусские города. — Москва: Государственное издательство политической литературы, 1956. — 477 с.
  • Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. — Ленинград, 1974.

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid