Флаг и знамя Руси и Российского государства. Флаг древней руси
От крещения до федерации: история флагов России
Редакция diletant.media представляет вам подборку флагов России за всю историю с кратким описанием, начиная с Крещения Руси и заканчивая сегодняшним триколором.
Стяг с двузубцем 966 — 988
Такая форма стягов прочерчивалась на арабских дирхемах X в. Двузубец был символом Хазарского каганата, и когда князь Святослав Великий сокрушил каганат, то ввёл стяги с изображениями двузубца, как символ победы над Хазарией.
Червленый стяг XI — XII века
В XI—XII вв.еках на Руси были в основном треугольные стяги преимущественно красного цвета. Также встречаются желтые, зеленые, белые, черные знамена.
Стяг «Всемилостивейшего Спаса» XII — XVI века
Перед вами один из древнейших русских стягов, который использовался войсками Александра Невского и Дмитрия Донского. Сохранился единственный такой стяг.
Великий стяг Ивана Грозного 1550 — 1584
У древка на лазуревом поле изображён Святой Михаил на коне. На откосе «сахарного» цвета изображён Христос. Знамя имеет кайму «брусничного цвета», у откоса дополнительно кайма «макового» цвета. Религиозные сюжеты изображались и на других царских знамёнах. На алом знамени Алексея Михайловича, например, изображался лик Спасителя.
Знамя Ермака 1581 — 1585
В коллекции реликвий Оружейной палаты до сих пор имеются три знамени Ермака, «под которыми он в 1582 году покорил Сибирское ханство Кучума». Полотнище имеет длину более 2 метров, на одном из которых вышиты образы Иисуса Навина и св. Михаила (сюжет изображения — сцена из Ветхого Завета), на двух других — лев и единорог, готовые к бою.
Знамя Дмитрия Пожарского 1609 — 1612
Знамя использовалось Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во Втором Народном ополчении.
Знамя Большого полка 1654 — 1701
Это знамя использовалось исключительно в Большой полку с 1654 по 1701 год. Отменено Петром I.
Гербовое знамя Алексея Михайловича 1668 — 1696
Это первое гербовое знамя России, учреждённое царём Алексеем Михайловичем в 1668 году, совместно с первым русским флагом (см. ниже). Гербовое знамя было белым с широкой красной каймой, в центре изображался золотой двуглавый орёл и гербы подвластных царю земель, на кайме размещалась легенда.
Флаг Царства Русского (XVII век) 1668 — 1696
Самый первый государственный флаг России. Утверждён Алексеем Михайловичем, как флаг первого русского торгового суда «Орёл».
Флаг царя Московского 1693 — 1720
Флаг начал использоваться Петром I в 1693 году. Царь велел относить этот флаг и ко всем бывшим царям Московским. На нём изображён русский триколор и герб России XVII века.
Торговый флаг России 1705 — 1917
Триколор, введённый Петром I как часть штандарта Московского царя и армейского знамени, в 1705 году стал судовым флагом России и использовался вплоть до 1917 года.
Штандарт Российский или Царский
Собственноручное описание Петра: «Штандарт, черный орел в желтом поле, яко Герб Российской империи, имея три короны: две королевских и одну Империальскую, в которого грудях св. Георгий с драконом. В обеих же главах и ногах 4 карты морских: в правой главе Белое море, в левой Каспийское, в правой ноге Палас Меотис (Азовское море), в левой Синус Финикус (Финский залив) и пол Синуса Ботника (Ботанический залив) и часть Ост-Зее (Балтийское море)».
Государственное знамя Российской империи 1742−1858
В 1742 году в связи с предстоящей коронацией императрицы Елизаветы Петровны было изготовлено государственное знамя Российской империи, которое стало одной из инсигний и использовалось на торжественных церемониях, коронациях, погребениях императоров. Оно состояло из жёлтого полотнища с изображением на обеих его сторонах чёрного двуглавого орла в окружении овальных щитков с 31 гербом, символизирующих упомянутые в императорской титулатуре царства, княжества и земли.
Государственный (гербовый) флаг 1858
Указом Александра II от 11 июня 1858 года был введён чёрно-жёлто-белый «гербовый» флаг. Флаг состоит из трёх горизонтальных полос: чёрной, жёлтой (золотой) и белой.
Российский национальный флаг 1883
На протяжении второй половины 19 века среди историков велись споры какой же флаг считать национальным: бело-сине-красный или чёрно-жёлто-белый. Вопрос был официально решён 28 апреля 1883 года, когда Александр III распорядился использовать исключительно бело-сине-красный флаг. Черно-желто-белый остался только у императорской фамилии.
Государственный национальный флаг 1914 г
В 1914 году особым циркуляром министерства иностранных дел был введён новый национальный бело-сине-красный флаг с добавленным в верхней части жёлтого квадрата с чёрным двуглавым орлом.
Согласно решению Юридического совещания в апреле 1917 года: «Бело-сине-красный флаг, поскольку он не несет атрибутов никаких династических эмблем, может считаться флагом новой России».
Флаг СССР 1924
Флаг представлял собой красное прямоугольное полотнище с изображением в верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамлённой золотой каймой. Он являлся «символом государственного суверенитета СССР и нерушимого союза рабочих и крестьян в борьбе за построение коммунистического общества». Красный цвет флага — символ героической борьбы советского народа за построение социализма и коммунизма, серп и молот означают незыблемый союз рабочего класса и колхозного крестьянства. Красная пятиконечная звезда на флаге СССР — символ конечного торжества идей коммунизма на пяти континентах земного шара.
Флаг РСФСР 1991 — 1993
Государственный флаг РСФСР с 1 ноября 1991 года. Оставался Государственным флагом до 11 декабря 1993 года.
Флаг России 1993 — по настоящее время
Официальный государственный символ Российской Федерации, наряду с гербом и гимном. Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Цветам флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Самая популярная расшифровка заключается в следующем:
Белый цвет символизирует благородство и откровенность;
Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.
Надругательство над Государственным флагом Российской Федерации является преступлением.
Рекомендовано вам
diletant.media
Боевые знамена допетровской Руси | Русская семерка
Великий Стяг Ивана Грозного
При Иване Грозном отношение к флагам стало не просто уважительным, а священным. За каждым из них стояла история, победы, подвиги и жизни. Про них говорили «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы». Флаги создавались из дорогих тканей, с искусной вышивкой золотом или серебром по шелку. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Флаги Ивана Грозного достигали в длину по 3 метра, в высоту – 1,5. Для ношения знамени назначались два-три человека. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя могло втыкаться в землю.
Описание великого стяга Ивна IV: «Построено» оно из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос сахарный (белый), кайма вокруг полотнища брусничного цвета, а вокруг откоса – макового. В лазоревую середину вшит круг из темно-голубой тафты, а в круге – изображение Спасителя в белой одежде, на белом коне. По окружности круга – золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним – небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге – святой архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.
Под этим стягом в 1552 русские полки шли под ним на победоносный штурм Казани. В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552) говорится: «и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный». Это знамя полтора века сопровождало русскую армию. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при Петре I — в Азовском походе и на войне со шведами.У стяга «Всемилостивейшего Спаса» после взятия Казани был отслужен молебен, затем царь приказал воздвигнуть церковь на том месте, где во время боя стояло знамя.
russian7.ru
Для Руси Стяг – традиционно Красный! » Перуница
Учитывая направленность форума, немного корректирую исходный текст, дабы не обвинили в вбросе. Оригинал в ссылке.
На Руси флаги и знамена называли стягами, поскольку к ним стягивалось войско. При Иване Грозном стяги могли достигать трех метров в длину. Вспоминаем знамена, под которыми ходили в бой в допетровские времена.Традиционный для Руси стяг – красный. Многие века а дружины бились под полотнищами стягов клиновидной формы, с навершиями в виде копья с перекладиной, то есть в форме креста. Святослав Великий, Дмитрий Донской, Иван Грозный вели дружины под красными флагами .Наивна версия о том, что до второй половины XVII века в России не было флагов, и придумали их голландцы. О первых флагах на Руси мы получаем сведения уже из летописи «Повесть временных лет».
1. Русский Стяг
Илл. Осада Корсуня (Херсонеса) войском князя Владимира. Миниатюра из Радзивилловской летописиНа Руси вместо слов «флаг» и «знамя» употреблялось слово «стяг», т.к. под него стягивалось войско. Флаг отмечал середину огромного войска. Его охраняли богатыри — стяговники. Издалека было видно – терпит ли дружина поражение (стяг упал) или бой идет успешно (стяг «простирашася яко облацы»). По форме стяг были не прямоугольный, а в виде трапеции. Полотнище стяга могло быть с тремя, двумя, но чаще с одним треугольным клином материи.Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов, собираться под которыми нужно было по звуковому сигналу. Звуковые сигналы подавались при помощи труб и бубнов. В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов», его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».
2. Русская ХоругвьИлл. Борис идет на печенегов. Миниатюра из Сильвестровского сборника. XIV в.
В XII веке, в знаменитом «Слове о полку Игореве», упоминается еще одно обозначение воинского знамени – хоругвь. Хоругвь становится не средством управления войском, а символом государства, власти. Теперь победа знаменуется водружением хоругви на городских стенах и воротах противника.Из описаний знамен, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище», следует, что на русских воинских стягах изображались святые, о чем в более ранний период практически не упоминается. Перед одним из таких знамен, начиная битву, упал на колени князь Дмитрий Иванович Донской, чтобы помолиться о победе над татарами.В «Сказании» это описывается очень образно: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно»… После молитвы перед знаменем великий князь объехал полки, обратясь к русским воинам с прочувствованной речью, в которой призывал «без смятения» стоять крепко за Русскую землю.
3. Русское знамя
Илл. Битва на Куликовом поле. Миниатюра. XVI в.Знамя происходит от слова «знамение», это стяги с изображением православных ликов – Георгия, Христа, Богородицы. С древних времен великие князья ходили в походы под такими знаменами. Феодалы Западной Европы несли на своих знаменах личные гербы, эмблемы правящих родов – вполне светские символические знаки. Русь обращалась к Богу, к Пресвятой Богородице, к святым заступникам – «помощникам во бранех», так как именно благодаря православию русским удалось противостоять многовековому иноземному игу. Подобные обращения к небесным покровителям, заступникам земли Русской, несли также знамена, сопровождающие русских князей в их военных походах. И образ Всемилостивейшего Спаса, например, на знамени Дмитрия Донского не случаен.
4......На белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Иван Грозного, изображался ....
5. Великий Стяг Ивана Грозного
При Иване Грозном отношение к флагам стало не просто уважительным, а священным. За каждым из них стояла история, победы, подвиги и жизни. Про них говорили «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы». Флаги создавались из дорогих тканей, с искусной вышивкой золотом или серебром по шелку. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Флаги Ивана Грозного достигали в длину по 3 метра, в высоту – 1,5. Для ношения знамени назначались два-три человека. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя могло втыкаться в землю.
Описание великого стяга Ивна IV: «Построено» оно из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос сахарный (белый), кайма вокруг полотнища брусничного цвета, а вокруг откоса – макового. В лазоревую середину вшит круг из темно-голубой тафты, а в круге – изображение....
Под этим стягом в 1552 русские полки шли под ним на победоносный штурм Казани.
6. Стяги по ...
.В ХVII веке. Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович, ходил на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты багряного цвета с ...
7. Первый государственный флаг
http://mtdata.ru/u18/photoC94E/20828358026-0/original.gif#20828358026
Россия до царя Алексея Михайловича не имела единого государственного знамени. Флаги были государевы, даже князья и военные предводители (как Ермак) имели свои знамена, но они тоже считались государевыми и выдавались только на время участия в походе. Первый государственный флаг был создан по подобию стрелецких знамен. Флаг царя Алексея Михайловича глубоко символичен. В его основе лежит пропяло ( слово старославянское) .....
Василий Ш
www.perunica.ru
Флаги Руси и России | Политика
.
Стяг с двузубцем 966 — 988
Такая форма стягов прочерчивалась на арабских дирхемах X в. Двузубец был символом Хазарского каганата, и когда князь Святослав Великий сокрушил каганат, то ввёл стяги с изображениями двузубца, как символ победы над Хазарией.
...
Червленый стяг XI — XII века
В XI—XII вв.еках на Руси были в основном треугольные стяги преимущественно красного цвета. Также встречаются желтые, зеленые, белые, черные знамена.
Стяг «Всемилостивейшего Спаса» XII — XVI века
Перед вами один из древнейших русских стягов, который использовался войсками Александра Невского и Дмитрия Донского. Сохранился единственный такой стяг.
Великий стяг Ивана Грозного 1550 — 1584
У древка на лазуревом поле изображён Святой Михаил на коне. На откосе «сахарного» цвета изображён Христос. Знамя имеет кайму «брусничного цвета», у откоса дополнительно кайма «макового» цвета. Религиозные сюжеты изображались и на других царских знамёнах. На алом знамени Алексея Михайловича, например, изображался лик Спасителя.
Знамя Ермака 1581 — 1585
В коллекции реликвий Оружейной палаты до сих пор имеются три знамени Ермака, «под которыми он в 1582 году покорил Сибирское ханство Кучума». Полотнище имеет длину более 2 метров, на одном из которых вышиты образы Иисуса Навина и св. Михаила (сюжет изображения — сцена из Ветхого Завета), на двух других — лев и единорог, готовые к бою.
Знамя Дмитрия Пожарского 1609 — 1612
Знамя использовалось Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во Втором Народном ополчении.
Знамя Большого полка 1654 — 1701
Это знамя использовалось исключительно в Большой полку с 1654 по 1701 год. Отменено Петром I.
Гербовое знамя Алексея Михайловича 1668 — 1696
Это первое гербовое знамя России, учреждённое царём Алексеем Михайловичем в 1668 году, совместно с первым русским флагом (см. ниже). Гербовое знамя было белым с широкой красной каймой, в центре изображался золотой двуглавый орёл и гербы подвластных царю земель, на кайме размещалась легенда.
Флаг Царства Русского (XVII век) 1668 — 1696
Самый первый государственный флаг России. Утверждён Алексеем Михайловичем, как флаг первого русского торгового суда «Орёл».
Флаг царя Московского 1693 — 1720
Флаг начал использоваться Петром I в 1693 году. Царь велел относить этот флаг и ко всем бывшим царям Московским. На нём изображён русский триколор и герб России XVII века.
Торговый флаг России 1705 — 1917
Триколор, введённый Петром I как часть штандарта Московского царя и армейского знамени, в 1705 году стал судовым флагом России и использовался вплоть до 1917 года.
Штандарт Российский или Царский
.оо Собственноручное описание Петра: «Штандарт, черный орел в желтом поле, яко Герб Российской империи, имея три короны: две королевских и одну Империальскую, в которого грудях св. Георгий с драконом. В обеих же главах и ногах 4 карты морских: в правой главе Белое море, в левой Каспийское, в правой ноге Палас Меотис (Азовское море), в левой Синус Финикус (Финский залив) и пол Синуса Ботника (Ботанический залив) и часть Ост-Зее (Балтийское море)».
Государственное знамя Российской империи 1742−1858
В 1742 году в связи с предстоящей коронацией императрицы Елизаветы Петровны было изготовлено государственное знамя Российской империи, которое стало одной из инсигний и использовалось на торжественных церемониях, коронациях, погребениях императоров. Оно состояло из жёлтого полотнища с изображением на обеих его сторонах чёрного двуглавого орла в окружении овальных щитков с 31 гербом, символизирующих упомянутые в императорской титулатуре царства, княжества и земли.
Государственный (гербовый) флаг 1858
Указом Александра II от 11 июня 1858 года был введён чёрно-жёлто-белый «гербовый» флаг. Флаг состоит из трёх горизонтальных полос: чёрной, жёлтой (золотой) и белой.
Российский национальный флаг 1883
На протяжении второй половины 19 века среди историков велись споры какой же флаг считать национальным: бело-сине-красный или чёрно-жёлто-белый. Вопрос был официально решён 28 апреля 1883 года, когда Александр III распорядился использовать исключительно бело-сине-красный флаг. Черно-желто-белый остался только у императорской фамилии.
Государственный национальный флаг 1914 г
В 1914 году особым циркуляром министерства иностранных дел был введён новый национальный бело-сине-красный флаг с добавленным в верхней части жёлтого квадрата с чёрным двуглавым орлом.
Флаг республиканской России 1917
Согласно решению Юридического совещания в апреле 1917 года: «Бело-сине-красный флаг, поскольку он не несет атрибутов никаких династических эмблем, может считаться флагом новой России».
Флаг СССР 1924
Флаг представлял собой красное прямоугольное полотнище с изображением в верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамлённой золотой каймой. Он являлся «символом государственного суверенитета СССР и нерушимого союза рабочих и крестьян в борьбе за построение коммунистического общества». Красный цвет флага — символ героической борьбы советского народа за построение социализма и коммунизма, серп и молот означают незыблемый союз рабочего класса и колхозного крестьянства. Красная пятиконечная звезда на флаге СССР — символ конечного торжества идей коммунизма на пяти континентах земного шара.
Флаг РСФСР 1991 — 1993
Государственный флаг РСФСР с 1 ноября 1991 года. Оставался Государственным флагом до 11 декабря 1993 года.
Флаг России 1993 — по настоящее время
Официальный государственный символ Российской Федерации, наряду с гербом и гимном. Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Цветам флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Самая популярная расшифровка заключается в следующем:
Белый цвет символизирует благородство и откровенность;
Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.
Надругательство над Государственным флагом Российской Федерации является преступлением.
maxpark.com
Русский стяг | Русский след
Древнерусский Стяг XI–XVII вв. (флаг; англ. flag, banner)
История отечественных воинских стягов (флагов, знамён) уходит корнями в глубокую древность. В древнерусской летописи «Повесть временных лет» знамена именуются «стягами». Стяг – это военное знамя, возносимое на древке в военных событиях конца XI века. Свое название оно могло получить от «стяганья» – соединения, сбора вокруг себя воинов («Язык стяг, дружину водит»). Исходя из смысла летописного текста, очевидно, что речь идёт о военных соединениях – полках, которые именуются стягами. Летопись 1096 года сообщает о том, что к Киеву подошёл с половцами «Боняк безбожный, шелудивый, тайно, как хищник, внезапно». Город ему не удалось взять, тогда «придоша на манастырь Печерьскый… и кликнуша около манастыря, и поставиша стяга два пред враты манастырьскыми». Монахи же бежали задами монастыря, некоторые спрятались на хорах.
«Выступи полк… и подъяша стяг» (Ипатьевская летопись). Значение стяга в древнерусском войске (рати) огромно. Перед началом сражения вокруг воинского стяга строилось русское войско в боевом порядке. Если в ходе сражения древнерусское войско распадалось на отдельные рукопашные схватки, стяг служил для воинов указателем хода боя, определённым ориентиром, местом сбора воинов.
Если враг «досекошася до стяга и стяг подсекоша», это означало поражение, и за этим неизбежно следовало беспорядочное отступление или бегство всего войска. Во время междоусобных сражений княжеские дружины стремились захватить стяг противника. Вокруг стяга разыгрывалась самая жестокая битва, на захват флага противника направлялись все усилия, так как судьба воинского стяга решала исход всей битвы.
Древнерусские стяги в хронике Манассии 1344-45 годы («Святослав идет на Доростол»), на одном из рельефов трона Мономахов, на иконе.
Словари древнерусского языка, кроме перевода понятия «стяг» как военное знамя, дают ему также толкование «полк, строй, войско». «Стояти под стягом» понимается как стоять в боевом порядке, а также находиться в чьем-либо войске, отряде.
В ХII веке под «стягом» всё чаще уже понимается именно знамя, а не воинское соединение. Встречается в летописи и слово «стяговникъ» – знаменосец, подобно тому, как существовали наименования «драконариос» для знаменосца в Риме, «бандофорос» в Византии, «баннерет» в Западной Европе.
Княжеское войско имело несколько военных стягов, собирательная и управленческая функции стяга дополнялась звуковыми сигналами труб и бубнов. В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов», его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».
В ХII веке для обозначения воинского знамени упоминается слово хоругвь, являющееся общеславянским термином. Древнерусские стягви и хоругви поэтично описаны в известнейшем памятнике древнерусской литературы конца ХII века «Слове о полку Игореве». Автор, рассказывая о подготовке похода, восклицает: «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле!». Первая встреча с половцами закончилась удачно для русского князя, и автор «Слова», воздавая ему хвалу, восклицает: «Червленый стяг, белая хоругвь, червленая чолка, серебряное копье (древко?) – храброму Святославичу!».
Функция ранних древнерусских знамён состояла в управлении войском, но со временем знамёна и хоругви стали символами власти князя. Древнерусский стяг украшала эмблема князя, с началом христианизации Руси, к концу XIV века на стяге изображали лик Иисуса Христа. «…И велел государь херугви христианьскые розвертити, сиречь знамя, на них образ господа нашего Иисуса Христа» (Никоновская летопись о Куликовской битве).
В летописных памятниках Древней Руси — «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», наряду с обстоятельным описанием сражения войска Дмитрия Донского с полчищами хана Мамая в 1380 году, упоминаются стяги и хоругви, выполняющие важные функции во время боя.
Из описаний русских знамён, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище», следует, что на русских воинских стягах изображались христианские святые. Перед одним из таких знамен князь Дмитрий Иванович Донской перед началом битвы встал на колени и молился о победе над татарами. В «Сказании о Мамаевом побоище» летописец пишет: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошёл с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка чермным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно»… После молитвы перед знаменем великий князь объехал полки, и обратился к русским воинам с призывной речью «без смятения» стоять крепко за Русскую землю.
Князь Борис идёт на печенегов. Миниатюра из Сильвестровского сборника. XIV века
Чаще всего для воспроизведения старинных знамён использовали лицевые рукописи, снабженные миниатюрами. Радзивилловская летопись середины ХVI века содержит более 600 красочных миниатюр, на которых более 200 раз изображены русские стяги. Лицевой летописный свод украшали тысячами миниатюр, иллюстрирующих исторические события «от сотворения мира» до ХVI века.
Радзивилловская летопись позволяет отметить составные части ранних русских стягов (знамён) — навершие в виде наконечника копья, возможно, в раннюю эпоху древко стяга служило копье. Позднее навершие древка стяга у русских было в виде креста, в виде полумесяца у половцев, в виде пучка (чубук) из конских волос, называемая – «чолка стяговая», которую могли прикрепить и под навершием. Цвета русских воинских стягов и знамён, в основном, красного цвета, а также зелёного и синего цвета. В рисунках Лицевого летописного свода цвет военных знамен также красный или зелёный.Форма полотнищ стяга – треугольная, широкий конец полотнища крепили к древку, а узкий длинный конец полотнища развивался на ветру. Стяговник носит в руках стяг воинского отряда, который был не большого размера. Во многих древнерусских летописях воинские стяги изображали однотипно, с соблюдением определенного канона, к сожалению, стяги ХVI века не сохранились до наших дней.
Битва на Куликовом поле. Миниатюра. XVI век.
Чрезвычайный интерес для изображения знамён представляет лицевой список ХIV века – «Хроника Георгия Амартола». Она составлена в середине IX века византийским монахом Георгием, именовавшим себя Амартолом (Грешником), затем продолжена другим автором до середины Х века и, вероятно, тогда же иллюстрирована. Многие исследователи полагают, что перевод с греческого хроники Амартола впервые был сделан при дворе Ярослава Мудрого в 40-х годах XI века. На Руси текст этого исторического источника стал необыкновенно популярным и неоднократно использовался в русском летописании. Уникальным является иллюстрированный список хроники Амартола ХIV века, происходящий из Твери, в миниатюрах, на которых изображены воины с разнообразными знамёнами. Одноцветные красные, зелёные треугольные вытянутые полотнища, прикреплены к копью, и красные прямоугольные узкие полотнища, прикрепленные к древку без навершия, и стяги с копьевидным навершием, к древку которых прикреплено красное или жёлтое узкое прямоугольное полотнище, а от него отходят разноцветные косицы-хоботы. Некоторые стяги завершены «чолкой стяговой».
В конце ХIII века на Руси в употребление входит термин «знамя». В ХIII — XVII веках употребляются оба названия — «стяг» и «знамя», а в конце XVII века слово «стяг» уже не встречается. В XVI веке «большое воинское знамя» было уже в каждом полку, а у воинской сотни были «меньшие знамена».В Галицко-Волынской летописи ХIII века рассказано о воцарении князя Даниила Романовича Галицкого в Галиче после очередного изгнания: «Даниил вошёл в город свой, пришёл в храм Пресвятой Богородицы, и принял стол отца своего, и отпраздновал победу, и поставил на Немецких воротах знамя своё». В начале ХIII века в Галицко-Волынской летописи рассказывается о походе князей Даниила и Василька Романовичей к польскому городу Калишу. Польские воины обращались к своему князю: «Если русское знамя водрузится на городских стенах, то кому воздашь честь?». В этих летописных отрывках речь идёт о польских и соседних юго-западных русских землях, где существовала традиция вывешивать на городских стенах, башнях и воротах знамёна и городские стяги. Эта традиция существовала и Галицко-Волынском княжестве, но в других регионах Руси этого обычая не было. Нашествие Батыя. Миниатюра. XVI век.
Феодалы Западной Европы изображали на своих знаменах личные гербы, светские знаки, символы, эмблемы правящих родов. На стягах русских князей не было княжеских гербов и эмблем вплоть до ХVII века. Рыцарские эмблемы, гербы родов, рыцарские ордена — всё эти атрибуты, довольно, агрессивного западноевропейского воинства ХII-ХV веков, прославлявшие их завоевательные военные походы, битвы и сражения. Воины Руси часто носили оборонительный характер, в силу миролюбивого характера славян, предпочитавших откупиться от противника данью, но сохранить свой город, дом, имущество, жизни своего семейства и всего рода. Если же славян вынуждали воевать, то «доблестное» западноевропейское рыцарское войско часто бывало разбито и остатки его бежали без оглядки, оставляя на поле боя своё искусно сделанное военные доспехи и оружие. Русские воины побеждали в бою не численностью, а умением бесстрашно вести бой, храбростью, физической и духовной силой, которую они издревле черпали у родной земли русской, а после принятия христианства, в православной вере.
«Спас Нерукотворный». Икона-хоругвь. XIV в.
Русское воинство побеждало в бою, обращаясь за помощью к Господу Богу, Пресвятой Богородице, и святым заступникам – главным «помощникам во бранех». Древнерусский стяг и знамёна, сопровождавшие войско русских князей в военных походах, несли во главе войска во славу небесным покровителям и заступникам земли Русской. На знамени Дмитрия Донского образ Всемилостивейшего Спаса, придавший святость самому знамени, ведущему русских воинов в бой и благословлявших их в сражении.
Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович, водил своё войско на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты багряного цвета с вышитым на нём образом Иисуса Христа. Знамя это – настоящее произведение искусства, исполненное тончайшей вышивкой, а образ Спасителя по выразительности близок к иконописи. Подобным знаменам воздавались большие почести, знамёна освящал патриарх по чину святых икон.
На белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Ивана Васильевича Грозного, изображался библейский полководец Иисус Навин. Спустя сто лет Иисус Навин появился на малиновом полотнище знамени князя Дмитрия Пожарского, которое хранится сегодня в Оружейной палате. Знамя прямоугольной формы, двустороннее, с одной стороны Вседержитель – Иисус Христос, благословляющий воинов и держащий святое Евангелие. Образ Иисуса Христа на знамени окаймлён текстами Священного Писания. На оборотной стороне знамени Иисус Навин преклонил колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства.
Русские знамена ХVI-ХVII веков кроили «косынею». Прямоугольная часть полотнища называлась серединой, её длина была больше высоты; прямоугольный треугольник (откос) пришивался к полотнищу своей короткой стороной. Материалом для русских знамён служила камка (камчатный, камчатый узор; «камка луданная», то есть блестящая) – шелковая китайская ткань с узорами, или тонкая тафта – гладкая шёлковая ткань. На воинском знамени вышивали серебряными, золотыми и цветными нитями святые образы и отрывки текстов из Евангелия. По краю знамя украшали каймой или бахромой.
Размеры воинских русских знамён были, как правило, большими. Знамя царя Ивана Грозного, с которым он ходил в 1552 году в поход на Казань, имеет длину около 3 метров, а высоту древка – 1,5 метра. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя можно было воткнуть в землю. Для ношения такого знамени в военном походе назначали два-три человека. На знамени царя Иван IV Грозного был изображён «Всемилостивейший Спас». После взятия Казани у святого воинского знамени был отслужен молебен. В благодарность за победу царь Иван IV приказал построить церковь на том месте, где во время боя стояло святое знамя «Всемилостивейшего Спаса». Это знамя участвовало в других походах не только в ХVI веке, но и в ХVII веке. В начале ХVIII века это знамя вручили графу Борису Петровичу Шереметеву, отправившемуся в Свейский поход, со словами: «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы».
Ещё большего размера был великий стяг Ивана Грозного 1560 года. «Построен» стяг из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос белый, кайма по краю полотнища брусничного цвета, а вокруг белого откоса – макового цвета. В лазоревую середину вшит круг из тёмно-голубой тафты, а в круге – изображение Спасителя в белой одежде, на белом коне. По окружности круга – золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним – небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге – Святой архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.
На «басурманские народы» русское воинство ходило и под другими знаменами. В Москве в Оружейной палате хранятся военные стяги Ермака Тимофеевича, с которыми он в 1581 году завоевывал Сибирское ханство Кучума. На синих стягах Ермака словно на небе был изображен Иисус Христос и архангел Михаил, и льва с единорогом, готовящиеся к бою. На рисунке в «Истории Сибирской», составленной через сто лет С. У. Ремезовым, войско Ермака сопровождают действительно очень большие знамена, полотнища которых украшают архангел Михаил и Святой Николай Чудотворец.
Гербовое знамя. 1696 год.
Среди военных знамён нет такого знамени, которое можно было назвать государственным. Государевым знаменем Большого полка, можно считать царский стяг, под которым царь участвовал в военных действиях. Русские князья и воеводы, военачальники, как Ермак Темофеевич, имели свои знамена, считавшиеся государевыми. Воинские знамёна выдавали только на время участия в походе.
Невская битва. Фрагмент картины. Худ. А. Кившенко
Подьячий Посольского приказа Котошихин, составивший труд о России – в царствование Алексея Михайловича и сообщивший много деталей о времени и о событиях, участником которых он являлся, так писал о знамёнах царских воевод: «…Хоругви у них болшие, камчатые и тафтяные, не таковы, как рейтарские; трубачеи и литаврщики их же… дворовые люди. А учения у них к бою против рейтарского не бывает и строю никакого не знают; кто под которым знаменем написан и по тому и едет без устрою». Далее описываются эти «болшие» боярские знамена: «А бывают царские знамена у самого в полку и у бояр болшие, шиты и писаны золотом и серебром, на камке Спасов образ или какие победительные чюдеса; а боярские знамена бывают таковы, что у полской гусарии, разноцветные, долгие».Почему Котошихин противопоставляет «исконные» боярские полковые и сотенные знамена русского войска рейтарским, гусарским и прочим знамёнам? Дело в том, что в конце ХVI века на военную службу в Московию стали усиленно приглашать много иностранцев. При царе Фёдоре Иоанновиче в русском войске состояло более 4 000 наёмников – голландцев, шотландцев, датчан, шведов; Борис Годунов пригласил на военную службу ливонских немцев и сформировал из иноземцев целое воинское подразделение. Особенный приток иностранцев в воинскую службу произошёл после Смуты начала ХVII века. В Московском войске к иноземному строю относились солдатские, рейтарские и драгунские полки, командовали которыми исключительно иностранцы. При царе Михаиле Федоровиче, кроме иноземных отрядов, существовали и регулярные полки русских солдат, обученных в Москве иноземному строю.
Иностранцы вносили в свою военную службу свойственные им порядки и обычаи. Кроме военного обучения частей иностранных наёмников, они должны были снаряжать войска, изготавливать знамена для вверенных им полков. В русском войске появился западный обычай изображать светские эмблемы на военных знамёнах и хоругвях. Знамёна были разнообразной формы и рисунки на них выполняли, «как ротмистр укажет сам». На этих знаменах «писали» орла, грифа, змею, льва или химеру, и надписи делали на латинском языке.
Секретарь голштинского посольства Адам Олеарий, впервые побывавший в Москве в 1634 году, так описывал приём турецкого посла, свидетелем которого он был во время путешествия в Московии. Турецкого посла встречали 16 тысяч человек конницы: «В этом большом войске можно сосчитать не более 6 штандартов. Первый, принадлежащий лейб-компании, был из белого атласа с изображением на нем двуглавого орла с тремя коронами, окруженного лавровым венком с надписью „Virtute Supero“, то есть „доблестью побеждаю“. Далее было три синих с белым штандарта с изображением на одном грифа, на другом – улитки и на третьем – руки с мечом. Далее еще один штандарт из красного дамаста, изображающий двуликого Януса, и наконец, красный штандарт без изображения. Мы предположили, что такие эмблемы и знаменные изображения были помещены по указанию немецких офицеров… Сами русские очень не искусны в изобретении таких вещей».
Знамя стрелецкое сотенное. Россия. XVIII в.
В течение ХVII века обычай помещать светские эмблемы распространяется не только на ротные (сотенные) знамёна, но и на полковничьи, на боярские, а также – на знамена старого московского строя (стрельцов), казаков. На одном из знамен стрелецких полков в первой половине ХVII века был «вышит зверь грив, в передней лапе палаш», хотя полковые стрелецкие знамена несли кресты, а цвет полотнища, каймы четырехугольного знамени и креста соответствовали цветам одежды того или иного полка.
К концу ХVII века на военных знаменах можно было увидеть и территориальные эмблемы, многие из которых затем использовались как городские гербы. Например, в Оружейной палате хранилось знамя астраханских стрельцов, в середине которого была написана золотом и краскою астраханская эмблема: в голубом поле – золотая корона, под нею – серебряный восточный меч с золотой рукояткой.
Особенно полюбились русским воеводам длиннохвостые прапоры – небольшие знамена конца ХVI века, используемые в Польше, как личные штандарты. По сообщению служившего у Бориса Годунова француза Жака Маржерета, у каждого воеводы был свой прапор. Некоторым поклонникам так нравились западные новшества, что они имели по нескольку прапоров с разными эмблемами, что свидетельствует об отсутствии у них родового герба, то есть постоянного родового знака. Известны, например, два прапора Никиты Ивановича Романова, двоюродного брата царя Михаила Федоровича. На одном из них изображался золотой идущий грифон с мечом и щитом в лапах, на щите – небольшой чёрный орлик. Полотнище прапора белое, с червленой каймой, а у откоса – кайма чёрная и на ней изображены золотые и серебряные львиные головы. В XIX веке этот белый прапор послужил основой при создании герба дома Романовых.
Россия в ХV веке и первой половине ХVII века не имела единого государственного знамени, на котором бы изображался государственный символ, хотя этот символ в виде двуглавого орла уже изображали на воинских знамёнах с конца ХV века. При Иване Грозном уже была особая государственная печать, которую ставили на документах и грамотах, отправляемых в соседние страны.
Государственная символика на воинских стягах, олицетворяла верховную власть государя над русскими землями, присоединенными к России. Государь даровал новым землям знамёна с государевой символикой.В 1646 году царь Алексей Михайлович пожаловал знамя Войску Донскому – «на средине двуглавый орёл, на груди его государев образ на коне, колет змия». В России ХVII века существовало белое знамя с золотым двуглавым орлом, так называемое «ясачное», под этим знаменем с народов Поволжья и Сибири собирали ясак – натуральную подать.
Количество знамён и прапоров со светскими, не типичными для русского воинства эмблемами и символами увеличилось во второй половине ХVII века при царе Алексее Михайловиче, поощрявшего появление западных новшеств в русской жизни. Обществу прививался «вкус к геральдике», что выразилось в введении государственного герба, объяснении его символики, в появлении у вельмож личных печатей с гербами, и в украшении гербами бытовых предметов знати.
Изображение герба на знамени полка. Конец XVIII века
По именному указанию царя было «состроено» необычное знамя, отличающееся от прежних «государевых знамён» тем, что оно соединяло церковную символику со светской. В «Описи Оружейной палаты» есть описание «Знамя гербовное царя Алексея Михайловича, 1666–1678». Середина и откос его сделаны из тафты белого цвета, кайма кругом полотнища из малиновой тафты; в середине в кругу изображен двуглавый орел под тремя коронами со скипетром и державой; на груди орла в щитке – «царь на коне колет копием змия». Под орлом – вид Кремля со стороны Красной площади, около башни надпись – «Москва». На верхней кайме изображены Иисус Христос и два восьмиконечных креста с подножием. Вокруг орла, по боковым и нижней кайме, в картушах расположены клейма, в которых нарисованы эмблемы земель, упомянутых в царском титуле. На знамени написан полный титул государя. Известен и автор рисунка знамени — это живописец Станислав Лопуцкий, которому по именному указанию царя «велено было на том знамени написать розных государств четырнадцать печатей в гербах». Он «расписывал» знамя вместе со своими учениками Иваном Безминовым и Дорофеем Ермолаевым.
Знамя девятой конной стрелецкой сотни. Россия. XVII в.
Было изготовлено и второе знамя подобного же типа, но «на коймах оружие бронь». Однако в исторических источниках отмечается, что оба знамени «на государственной службе никак не бывали».
В правление царя Алексея Михайловича возникло ещё одно «знамённое новшество». По ходатайству одной из персидских купеческих компаний, которая желала перевозить в Западную Европу товары через нашу страну, Россия за вознаграждение согласилась охранять товары во время пути. Для этого нужно было построить суда, способные нести охранную службу во время плавания по Каспийскому морю и по Волге. В 1667 году в дворцовом селе Дединове на реке Оке построили корабль «Орёл», яхту, бот и две шнявы для охранных целей. Руководил строительством, а потом получил должность капитана «Орла» голландец Д. Бутлер и членами экипажа были голландцы. Все необходимое для строительства корабля было выписано из Голландии по требовательной ведомости Д. Бутлера. Среди них была указана и материя для корабельных флагов – «морских знамён для воинского хода потребных». Определенное количество материи, по смете Д. Бутлера, требовалось на изготовление «большого знамени, что живет на корме» — кормового флага, «на узкое долгое знамя, что живёт на среднем большом дереве» — вымпела , «на знамя, что живёт на переднем лежачем дереве» — гюйса. «А цветами, – писал далее Д. Бутлер, – как великий государь укажет; но только на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает и знамя».
По запросу Д. Бутлера Сибирскому приказу было «велено прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафть, червчатых, белых, лазоревых к корабельному делу на знамена и яловчики» (вымпелы). Корабль «Орёл», и его флаги просуществовали недолго, дойдя до Астрахани, из корабельных пушек открыли огонь по восставшим казакам Степана Разина. Казаки Разина подожгли корабль, команда «Орла» разбежалась даже не прихватив с собой знамёна.
Древнерусские доспехи - колонтарь, куяк, байдана Древнерусский лучник X - XIII века
ru-sled.ru
Флаг и знамя Руси и Российского государства - Российская Империя
По стягу судили о ходе битвы. Стяг "простирашася яко облацы" - значит, бой идёт успешно. Падение стяга говорило о бедственном положении войска, о том, что враги "досекошася до стяга, и стяг подсекоша". Наши летописи чрезвычайно лаконичны и скупы на подробности. Тем не менее в них отмечались даже потеря части стяга и смерть стяговника: "челку стяговую соторгоша", "стяговника нашего потяти".
Примечательно и происхождение слова "знамя". "Знамениями" называли изображения православных святынь. После того, как на стягах стали изображать св. Георгия и другие святые лики, они превратились в "знамения", а затем в "знамёна".
Единого национального флага в допетровской Руси не существовало. С древних времён на знамёнах великих князей изображались святые, лики Христа и Богородицы.
На протяжении многих веков русскую армию осеняли красные знамёна. Ещё в Х веке витязи Святослава Великого бились под красными стягами. В одной из древних рукописей сохранились их изображения. Полотнища стягов были клиновидной формы, а навершия - в виде копья с перекладиной, то есть в форме креста.
Три века спустя армия Дмитрия Донского вышла против полчищ Мамая. На Куликовом поле над русской армией реяло огромное красное знамя с изображением образа Нерукотворного Спаса.
По сути, такого же цвета и с таким же образом было полковое Большое знамя Ивана Грозного. В 1552 русские полки шли под ним на победоносный штурм Казани. В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552) говорится: "и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный, и наверх водружен животворящий крест, иже бе у прародителя его, государя нашего, достохвалного великаго князя Дмитриа на Дону".
Знамя Ивана Грозного полтора века сопровождало русскую армию. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при Петре I - в Азовском походе и на войне со шведами.
В Лицевом летописном своде помещено изображение знамени Ивана Грозного в Казанском походе – раздвоенное белое с изображением Спаса и восьмиконечным крестом над ним. По другим данным знамя (вероятно полковое) было красным с изображением Спаса. Копия этого знамени, много раз отреставрированная, по сей день хранится в Оружейной палате Кремля.
Хорошо известен так называемый "Великий стяг" Ивана Грозного. Это полотнище в виде трапеции (с откосом). У древка на лазуревом поле изображён Святой Михаил на коне. На откосе "сахарного" цвета изображён Христос. Знамя имеет кайму "брусничного цвета", у откоса дополнительно кайма "макового" цвета.
В 1612 году над ополчением, вышедшем из Нижнего Новгорода к Москве, развевалось знамя Дмитрия Пожарского. Оно было малинового цвета и на одной своей стороне несло образ Господа Вседержителя, а на другой - архангела Михаила. Народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского положило конец Смуте, освобождению от польско-литовского ига и освободило Москву от захватчиков. Враги и предатели России были изгнаны, а русская государственность восстановлена. Знамя князя Пожарского по наступлении мирного времени было помещено в церкви и почиталось наравне с иконами. В грозный год наполеоновского нашествия со знамени Пожарского была сделана точная копия и вручена Нижнегородскому ополчению.
Религиозные сюжеты изображались и на других царских знамёнах. На алом знамени Алексея Михайловича. например, изображался лик Спасителя.
Со времён царя Алексея Михайловича начали изготавливать "гербовые знамёна", первое такое знамя было белым с широкой красной каймой, в центре изображался золотой двуглавый орёл и гербы подвластных царю земель, на кайме размещалась легенда (автор герба Станислав Лопуцкий). В описи Оружейной палаты о гербовом знамени 1666-1667 годов сказано: "В кругу изображен двуглавый орел, коронованный двумя коронами, а на груди у него "царь на коне колет копием змия".
Россия до царя Алексея Михайловича не имела единого государственного знамени. Русские люди в разных обстоятельствах использовали разные символы, чтобы выразить свою народную, русскую сущность - хоругви, иконы, казачьи бунчуки, знамена стрелецких полков и т.д. По всей видимости, не было насущной потребности в подобном символе; его функции выполнял герб государства Российского - двуглавый орел. Из подобных символов вырос и русский государственный флаг, а оформился он при царе Алексее Михайловиче (отце Петра Первого).
В ответ на предложение персидского шаха вывозить шелк в Европу водным путем через Россию царь указал "… для посылок из Астрахани в Хвалынское (Каспийское) море сделать корабли в Коломенском уезде в селе Дединове и то корабельное дело ведать... боярину А. Л. Ордину-Нащокину". Менее чем через год, 19 мая 1668 года, дединовские мастера Яков Полуэктов и Степан Петров вместе со своими плотниками и кузнецами спустили на воду первый русский военный корабль "Орел". По царскому указу кораблю надлежало иметь государственный флаг. Царь Алексей Михайлович определил внешний вид флага не по подобию флагов других европейских морских держав, как это утверждается некоторыми историками, а по подобию стрелецких знамен, которых в то время в России было великое множество.
В книге "Корабельные флаги" Карла Алярда, изданной в Амстердаме еще в 1695 году, этот флаг описан так: "флаг Московский, определен синим крестом, первой и четвертой квартиер белой, второй и третий красной".
Флаг царя Алексея Михайловича глубоко символичен. В его основе лежит Крест. Таким образом, этот флаг указывает на миссию России во вселенной, как на последнего носителя истинной веры - православия. Он рождался постепенно, выходя из монашеских келий, оформляясь первоначально в идее Третьего Рима, а затем воплощаясь в конкретные, зримые символы.
Этот флаг представлял Россию значительный период исторического времени, и не только на торговых кораблях, но и на дипломатических представительствах, в армии, а позже и на аэропланах Первой Мировой войны.
www.rusempire.ru
Боевые знамена допетровской Руси | Продолжение проекта «Русская Весна»
Традиционный для Руси стяг — красный.
Святослав Великий, Дмитрий Донской, Иван Грозный вели дружины под красными флагами.
Многие века дружины бились под полотнищами стягов клиновидной формы, с навершиями в виде копья с перекладиной, то есть в форме креста.
Наивна версия о том, что до второй половины XVII века в России не было флагов, и придумали их голландцы. О первых флагах на Руси мы получаем сведения уже из летописи «Повесть временных лет».
Русский Стяг
На Руси вместо слов «флаг» и «знамя» употреблялось слово «стяг», т. к. под него стягивалось войско. Флаг отмечал середину огромного войска. Его охраняли богатыри — стяговники. Издалека было видно — терпит ли дружина поражение (стяг упал) или бой идет успешно (стяг «простирашася яко облацы»).
По форме стяг были не прямоугольный, а в виде трапеции. Полотнище стяга могло быть с тремя, двумя, но чаще с одним треугольным клином материи.
Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов, собираться под которыми нужно было по звуковому сигналу. Звуковые сигналы подавались при помощи труб и бубнов.
В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов», его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».
Русская Хоругвь
В XII веке, в знаменитом «Слове о полку Игореве», упоминается еще одно обозначение воинского знамени — хоругвь. Хоругвь становится не средством управления войском, а символом государства, власти. Теперь победа знаменуется водружением хоругви на городских стенах и воротах противника.
Из описаний знамен, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище», следует, что на русских воинских стягах изображались святые, о чем в более ранний период практически не упоминается. Перед одним из таких знамен, начиная битву, упал на колени князь Дмитрий Иванович Донской, чтобы помолиться о победе над татарами.
В «Сказании» это описывается очень образно: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно»…
После молитвы перед знаменем великий князь объехал полки, обратясь к русским воинам с прочувствованной речью, в которой призывал «без смятения» стоять крепко за Русскую землю.
Русское знамя
Знамя происходит от слова «знамение», это стяги с изображением православных ликов — Георгия, Христа, Богородицы. С древних времен великие князья ходили в походы под такими знаменами.
Феодалы Западной Европы несли на своих знаменах личные гербы, эмблемы правящих родов — вполне светские символические знаки.
Русь обращалась к Богу, к Пресвятой Богородице, к святым заступникам — «помощникам во бранех», так как именно благодаря православию русским удалось противостоять многовековому иноземному игу.
Подобные обращения к небесным покровителям, заступникам земли Русской, несли также знамена, сопровождающие русских князей в их военных походах. И образ Всемилостивейшего Спаса, например, на знамени Дмитрия Донского не случаен.
Иисус Навин на знамени
На белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Иван Грозного, изображался библейский полководец Иисус Навин.
Спустя сто лет Иисус Навин появился на малиновом полотнище знамени князя Дмитрия Пожарского, которое хранится в Оружейной палате. Оно прямоугольное, двустороннее: на одной стороне Вседержитель — Иисус Христос, правая рука которого в благословляющем жесте, левая держит Евангелие.
Образ окаймлен текстами Священного Писания. На оборотной стороне знамени Иисус Навин преклонил колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства, а идущая по краю знамени надпись объясняет смысл библейского сюжета.
Великий Стяг Ивана Грозного
При Иване Грозном отношение к флагам стало не просто уважительным, а священным. За каждым из них стояла история, победы, подвиги и жизни. Про них говорили «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы». Флаги создавались из дорогих тканей, с искусной вышивкой золотом или серебром по шелку. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Флаги Ивана Грозного достигали в длину по 3 метра, в высоту — 1,5. Для ношения знамени назначались два-три человека. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя могло втыкаться в землю.
Описание великого стяга Ивна IV: «Построено» оно из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос сахарный (белый), кайма вокруг полотнища брусничного цвета, а вокруг откоса — макового. В лазоревую середину вшит круг из темно-голубой тафты, а в круге — изображение Спасителя в белой одежде, на белом коне. По окружности круга — золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним — небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге — святой архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.
Под этим стягом в 1552 русские полки шли под ним на победоносный штурм Казани. В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552) говорится: «и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный». Это знамя полтора века сопровождало русскую армию. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при Петре I — в Азовском походе и на войне со шведами. У стяга «Всемилостивейшего Спаса» после взятия Казани был отслужен молебен, затем царь приказал воздвигнуть церковь на том месте, где во время боя стояло знамя.Стяги по чину святых икон
В ХVII веке. Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович, ходил на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты багряного цвета с ликом Иисуса Христа на нем. Знамя это — настоящее произведение искусства, исполненное тончайшей вышивкой, а образ Спасителя по выразительности близок к иконописи.
Подобным знаменам воздавались большие почести. Они освящались патриархом по чину святых икон.
Первый государственный флаг
Россия до царя Алексея Михайловича не имела единого государственного знамени. Флаги были государевы, даже князья и военные предводители (как Ермак) имели свои знамена, но они тоже считались государевыми и выдавались только на время участия в походе. Первый государственный флаг был создан по подобию стрелецких знамен. Флаг царя Алексея Михайловича глубоко символичен. В его основе лежит Крест. Таким образом, этот флаг указывает на миссию России во вселенной, как на последнего носителя истинной веры — Православия.
rusnext.ru