Традиции застолья древних времен на Руси. Столы в древней руси


Княжий стол - это... Что такое Княжий стол?

  • СТОЛ — 1) в Древней Руси княжий престол; 2) низшая структурная часть центральных и местных учреждений дореволюционной России; 3) учреждение, занимающееся каким либо узким кругом канцелярских дел (адресный С. и др.) …   Юридический словарь

  • СТОЛ — 1) в Древней Руси княжий престол; 2) в дореволюционной России низшая структурная часть государственных центральных и местных учреждений; У) учреждение, занимающееся каким либо узким кругом канцелярских дел (например, адресный С.) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • стол — 1) в Древней Руси княжий престол; 2) низшая структурная часть центральных и местных учреждений дореволюционной России; 3) учреждение, занимающееся каким либо узким кругом канцелярских дел (адресный С. и др.) …   Большой юридический словарь

  • Гостиница Княжий двор — (Суздаль,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Полевая 28, Суздаль, Россия …   Каталог отелей

  • КНЯЗЬ — муж. (кон? конь? нормандское konung? как от Vicking витязь, от Pfenning пенязь?) начальник, властелин; владетель области, княжества; | почетное званье некоторых дворянских родов, от владетельных князей, или жалованных почетно. Князья величаются… …   Толковый словарь Даля

  • СВАТАТЬ — девку, невесту, сиб. свашить, улаживать свадьбу, предлагать жениха, просить кому в жёны; или просить себе в жены, предлагать самого себя; редко и б.ч. шутл. говорят о мужчине, его сватают. Самому за себя сватать стыдно, а это дело свахи. Ее,… …   Толковый словарь Даля

  • НОВОБРАННАЯ — посконь. бранец, рекрут, солдат новик. Новобрачный стол, княжий стол на другой день брака, у родителей. молодой. Новобрачный муж., сущ. ная жен. молодой и молодая, новобрачные. Как голубь без голубки гнезда не вьет, так новобрачный князь без… …   Толковый словарь Даля

  • История Украины — История Украины …   Википедия

  • Деревянная свадьба — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Ярослав Владимирович Мудрый — Запрос «Ярослав Мудрый» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Ярослав Владимирович Мудрый …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Сервировка древнерусского стола | Вечный студент

    Утраченная Русь

    Что же стояло на обеденных столах наших предков? Что входило в его сервировку?

    Все что стояло на столе, называлось общим словом «судки».

    Слово, кстати, интересное. Мы так привыкли, что наши корабли называем мы еще и синонимом «суда, судно». И никак не связываем в своем сознании это слово с посудой. А слова однокоренные.

    Заметьте, каким художником и поэтом был человек, который, глядя на стол с мисками и плошками представил себе море с кораблями! А может, наоборот, голодный русский путешественник, глядя с высокого берега на плывущий корабль, представил себе блюдо с едой!

    Итак, на столе судки, которые мы теперь называем посудой!

    Самые огромные, оловянники, для жидкой пищи, носили работники из кухни вдвоем. Для этого к ручкам этих посудин были прикованы цепи. Сами по себе тяжелые, с тяжелыми оловянными крышками, они были серьезным испытанием для работников.

    Чуть меньшими по объему были рассольники. В них носили как жидкую пищу, так и квашеные овощи: капусту, морковь, репу, — на закуску.

    Итак, внесли в столовую работники тяжелые посудины на цепях. Теперь стольники разливают содержимое в мисы. То, что сейчас называем мы тарелками. В богатых домах мисы были серебряными. В домах простых — оловянными или деревянными.

    Как можем мы догадаться, что в домах простых и стольником взяться было неоткуда. И подавала из печи на стол горшки с варевом, подцепив их ухватом, и разливала похлебку по мискам повариха или сама хозяйка.

    Твердую пищу приносили из кухни в блюдах. В богатых домах были большие набор блюд — для каждого кушанья особые. Были блюда гусиные, были лебяжьи. Были особой формы блюда для овощей. Эти огромные тяжелые посудины тоже приспосабливались для носки вдвоем.

    Скажем, лебедя на блюде сильный работник принести вполне может. А вот целого кабана или двухметрового осетра — тут уж требуется коллективная работа.

    На столе кушанья разрезались стольниками на порционные куски и раскладывались на небольшие блюда,- блюдца. Однако, эти блюдца были далеко не чайные. Рассчитаны они были на то, чтобы есть с них вдвоем. Видимо, из экономических соображение. Посуда была дорогой роскошью.

    А тарелки, «тарели» — они тоже были. Но не во всех домах, только в очень именитых. Это были скорее столовые украшения. Делались они из драгоценных металлов, из граненого хрусталя. На них раскладывали в центре стола изысканные продукты.

    По-видимому, когда к 17 веку привилась привычка к роскоши и в обиходе появилось много серебряных мисок и блюдец для еды, то название «тарели» перешло на них и прижилось.

    Ложки в то время были строго именными. В богатых домах очень красивые, серебряные, с фигурками на рукоятках и именем владельца. А люд попроще ходил всюду с собственной ложкой, которую носил обычно… в сапоге. Из гигиенических, видно, соображений.

    Ножи были в то время предметом особой роскоши, гордостью хозяина-охотника. А за столом гостям ножей не полагалось. Вся пища разрезалась стольниками.

    Далеко не везде к столу подавались вилки, и были они двузубыми. Использовались они для того, чтобы издалека подцепить лакомый кусок. А для еды и ложки было достаточно.

    И обязательно стояли на столах приборы для соли, перца, горчицы и уксуса. Эти сосуды были в богатых домах очень красивы, часто из драгоценных металлов с финифтью.

    Продолжение цикла:

    Стирка в дотайдовскую эпоху

    Поделиться ссылкой:

    Похожее

    olgaveiga.ru

    застолье наших предков X–XVII веков

    Valgucream - лечение вальгусной деформации за 1 курс

    Были времена, когда русский крестьянин не мог побаловать себя соленым или свежим помидорчиком, отварной картошкой. Древняя Русь питалась хлебом, кашами, молоком, овсяным крутым киселем, репой. Кстати, кисели — блюдо древнейшее. Упоминания о гороховом киселе встречается в летописном своде «Повести временных лет».  Употреблять кисели полагалось в скоромные дни с маслом или с молоком.

    Привычным блюдом  у русичей  на каждый день считались щи с капустой, которые иногда заправлялись вдобавок гречневой или пшенной кашей. Ломтем  круто посоленного ржаного хлеба подкреплялся русич на работе в полях, в походах. Пшеница была редкостью для стола простого крестьянина в средней полосе России, где выращивать этот злак оказывалось делом непростым из-за погодных условий и качества земель. К праздничному столу в Древней Руси подавали до 30-ти видов пирогов: грибники, курники (с куриным мясом), с ягодой и с маком, репой, капустой и рублеными  крутыми яйцами.

    img56Наряду  со щами популярной была и уха. Но не стоит думать, что это только рыбный суп. Ухой на Руси называли любой суп, не только с рыбой.Уха могла быть черной или белой, в зависимости от наличия в ней приправ. Черная с гвоздикой, а белая с  черным перцем. Уха без приправ прозывалась «голой».

    В отличии от Европы Русь не знала  дефицита   восточных специй. Путь из варяг в греки  решал проблему поставок перца,  корицы, прочих заморских пряностей. С 10-го века культивировалась на русских огородах горчица. Быт Древней Руси был немыслим без приправ — острых и душистых. Не всегда хватало крестьянам зерна. Вспомогательной пищевой культурой до внедрения картофеля  служила русским крестьянам репа.Ее заготавливали впрок в разных видах. Амбары зажиточного хозяина также полнились горохом, бобами, свеклой,  морковью. Русские блюда  поваране скупились сдабривать не только перцем, но и местными приправами — чесноком, луком. Королем русских приправ оказывался забористый хрен.Его даже и для кваса не жалели.

    Мясные блюда на Руси приготавливали и вареными, и пареными,  и жареными. Дичи, рыбы в лесах водилось множество. Так что недостатка в тетеревах, рябчиках, лебедях и цаплях никогда не чувствовалось. Примечено, что  до 16 века потребление мясной пищи русским народом было гораздо выше, чем в 18 и 19 веках. Впрочем, здесь Русь шла в ногу с европейской тенденцией питания простого народа.

    Из напитков все сословия  предпочитали ягодные морсы, квасы, а также крепкие хмельные  меды. Водка изготавливалась  в небольшом количестве, пьянство  до 16 века  осуждалось церковью и властями. Переводить зерно на водку считалось громадным грехом. Впрочем, известно. что при дворе царя Алексея Михайловича  мастера изготавливали водку на травах, которые царь приказывал выращивать на своем аптекарском огороде. Государь потреблял иногда чарку-другую водку на зверобое, можжевельнике, анисе, мяте. Фряжские вина (из Италии) и вина из Германии, Франции казна царя покупала для официальных приемов в больших количествах. Доставляли их в бочках на перекладных.

    Быт Древней Руси предполагал особый порядок вкушения пищи. В крестьянских домах трапезу возглавлял глава семейства, никто не мог начать есть без его разрешения. лучшие куски отдавались главному работнику в хозяйстве — самому крестьянину-хозяину, восседавшему под иконами в избе.Прием пищи начинался с творения молитвы.

    В боярских и царских пирах господствовало местничество. Самый уважаемый вельможа на царском пиру сидел по правую руку Государя. И ему первому подносили кубок с вином или медом.  В залу к застольям  у всех сословий женский пол не допускался. Интересно, что на званый обед просто так, мимоходом, приходить запрещалось. Кто нарушал такой запрет, тот мог поплатиться жизнью — вполне вероятно затравили бы собаками или медведями. Также правила хорошего тона в русском застолье рекомендовали не ругать вкус кушаний, вести себя чинно и пить в меру, чтобы не падать под стол пьяным до бесчувствия.

    Источник

    slavicnews.ru

    Традиции застолья древних времен на Руси

    Традиции застолья наших предков на Руси были весьма своеобразными и формировались под влиянием многих исторических факторов. Так, например, князья организовывали пиры, чтобы пообщаться со своими дружинниками. Обязательным условием было чокнуться со всеми гостями так, чтобы вино из кубка попало к соседу по столу. Так наши предки показывали, что вино не отравлено. И хотя сейчас исторический подтекст данной традиции уже забыли, мы по-прежнему продолжает чокаться бокалами за праздничным столом.

    Когда Москва стала центром крупного государства в 15 веке, пиры превратились в своего рода приемы для важных гостей. Тогда было принято подавать на стол изысканные блюда, которые отображали величие государства. Особенно популярным блюдом считался запеченный лебедь. Если его не было на праздничном столе, это означало, что хозяин застолья не проявил уважения к своим гостям.

    Позже традиции застолья немного изменились, и вместо запеченной дичи на стол стали подавать большую волжскую рыбу. Причем, мастерство кулинаров тех времен доходило до того, что рыбу вполне могли превратить в курицу, гуся или утку по форме или вкусу.

    Интересно и то, как наши предки готовились к грандиозным пирам. Помимо украшения трапезного зала, существовала определенная иерархия для гостей. Наиболее важных приглашал лично хозяин застолья, а менее именитых гостей приглашали через слуг.

    Для самого обычного пира в богатом доме готовили минимум 50 блюд, хотя их количество нередко доходило и до сотни. Причем гостю нужно было обязательно попробовать каждое блюдо, иначе он мог обидеть хозяина. Интересно и то, как наши предки на Руси относились к водке, которую уже тогда традиционно подавали в качестве алкоголя. Быстро пьянеть считалось дурным тоном, но в конце застолья все гости должны были быть под хмелем (или, по крайней мере, притвориться таковыми).

    И хотя с тех времен многое изменилось, мы продолжаем организовывать грандиозные застолья и придерживаемся традиций наших предков, даже не догадываясь об этом.

    www.foodestet.ru

    Откуда стол пришел: история стола

    Каждый раз, присаживаясь за стол, мы с привычным ощущением удобства, которого практически не замечаем, начинаем работать (часто - ложкой). Знакомый из детства Самуил Яковлевич Маршак задался вопросом, увековечив историю стола в своих стихах: "Берете книгу и тетрадь, садитесь вы за стол. А вы могли бы рассказать, откуда стол пришел?"

    Непременно, стол, как письменный, так и обеденный в равной степени заслужил перед человечеством памятника, вот только памятника удостоили стула, и то - 12-ого стула, за которым охотился Остап Бендер. Давайте хотя бы попробуем выяснить, как давно известен стол, где и когда это до гениальности простое изобретение появилось впервые.

    Первые столы, вероятнее всего, появились с развитием прямохождения у человека. Когда он выпрямил спину и встал на пару нижних конечностей, наклоняться за пищей показалось ему не благородным занятием, а вскоре возникли и первые столы - этакие доски, водруженные на праобраз современных ножек - какие-нибудь кОзлы. Но это мы - выдумщики высказали наше собственное предположение, которое ни в коем случае не навязываем, хотя не исключаем, что так оно и было на самом деле. Возможно, происхождение стола связано с религиозными верованиями разных народов, где в качестве стола для жертвенных подношений богам люди использовали алтари. По-сути, это те же столы, только в профиль, например, из каменной глыбы (такие были у древней цивилизации майя, жившей еще задолго до египтян). Потом, вероятно, жрецы или шаманы (все они, шуллеры, таки-заставили себя уважать за свое искусство шарлатанства), возомнили себя достойными бережного обращения, этаким передаточным звеном между божествами и людьми, и позволили себе более не наклоняться, не брать подножный корм, а возлагать пищу на возвышенный алтарь, который (из боязни вызвать гнев и негодование простолюдин и божеств), назвали более обыденно (или обеденно) столом. Простой народ перенял добрую и рациональную инициативу и тоже перестал есть с пола.

    Документальное подтверждение первым обеденным столам находят у древних египтян (что и не удивительно, ибо они - первая цивилизация, наученная документировать, благодаря появлению более-менее членораздельной письменности и оптимального сортимента иероглифов). Хотя сам термин "стол", как убеждают своим умением экстраполировать историки и лингвисты, является заслугой латинского слова, означающего нечто вроде современных понятий "доска, плоскость". Но если потрудиться и заглянуть в английскую википедию, то народ пишет в ней схожее предположение - стол как пъедестал для еды могли придумать еще древние египтяне.

    На Руси стол был большим (так как были большими семьи) и традиционно занимал почетное место в светлице. Даль в своем словаре толкует происхождение слова стол от древнерусского глагола "стлать". По старинным словесным оборотам "своего стола не держит", означающим, что человек не обедает дома, первоначальная миссия стола - служить кухонной утварью, точнее - кухонной мебелью, потому-то и произошло название помещения "столовая", в которой "столоваются" - садятся кушать. А если проследить значение слова столица - оно происходит все от того же стола: слово "стол" являлось синонимом престола, княжения, власти, а столица в древности это стольный город, в котором самые пышные застолья с честными гостями есть показатель, достойный лишь правительственной особы.

    До сих пор столы собирают на праздники гостей и родственников, а в будние дни в трапезы - домашних. У всех теперь разные столы - есть откидные и складные, есть маленькие и большие, в зависимости от площади комнат и членов семьи. Любопытно, что складными столы стали не у наших современников. Столы со съемными столешницами появились еще в средние века - во время массовых светских собраний после застолья они разбирались, чтобы освободить место для танцевальных развлечений. Раздвижные столы появились в середине XVII столетия. Первые конструкции имели почти 3 метровую длину, но со временем тенденции моды изменились: более поздний столовый этикет не позволял усаживать гостей за одним столом по разным причинам, поэтому появились маленькие столы. Раздвижные столы преобразились к XVIII веку - необходимость в проногах, соединяющих ножки, отпала, появились столы с откидной крышкой. Вышло из моды держать неприбранный (разложенный) большой стол в обычной комнате, даже если площадь помещения позволяла. Большие столы сохранились лишь в специальных помещениях - столовых.

    Любопытно, что конструкция стола во все времена мало чем отличалась от современных - откидные "крышки" или раздвижные створки-вкладки продолжают существовать не только в кухонных столах, но и в столах-книжках, приспособленных для гостиных и спален. Не смотря на всевозможные модификации, стол остается главным предметом мебели в истории человечества: все знаковые для народа события решались управленцами ранее у алтаря, а сегодня за большими, круглыми и не очень, а чаще - обеденными столами.

    www.kuhnyasmi.ru

    предмет особого почитания — Славянская культура

    Стол - предмет особого почитания

    Стол — предмет особого почитания. Для восточных и западных славян наиболее характерен высокий СТОЛ, стоящий в красном углу; южные же славяне (сербы, македонцы, болгары) традиционно пользовались низким круглым столиком, который появился у них под турецким влиянием.  

    Впрочем, в некоторых районах Украины, Белоруссии, Польши и Словакии известны были и другие виды СТОЛОВ: СТОЛ - скрыня, глиняный СТОЛ и др., пользовались для еды широкой переносной лавкой, табуреткой и т.д.СТОЛ, стоящий в красном углу, составлял неотъемлемую принадлежность дома; например, при продаже дома СТОЛ обязательно передавали новому владельцу. Такие свойства СТОЛА, как его неподвижность и неотделимость от жилища, используются в ряде обрядов. В Воронежской губернии купленных кур вертели вокруг ножки СТОЛА, приговаривая: «Как СТОЛ от избы не отходит, так бы и вы, куры, от двора не отходили!» Передвижение СТОЛА становится возможным только при совершении обряда, например, во время свадьбы или похорон.

    Символическое осмысление СТОЛА в народной традиции во многом определялось его уподоблением церковному престолу. Формулы «стол — это престол» и «стол — это ладонь Божья» известны у всех восточных славян. Широко распространены и предписания типа: «Стол — то же, что в алтаре престол, а потому и сидеть за столом, и вести себя нужно так, как в церкви» (Олонецкая губерния). Например, не разрешалось помещать на СТОЛ посторонние предметы, так как это место самого Бога. У восточных и западных славян на СТОЛЕ постоянно находился хлеб, что как бы превращало его в престол, ср. поговорку: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска». Постоянное пребывание хлеба на СТОЛЕ должно было обеспечить достаток и благополучие дома. На Русском Севере не разрешалось стучать по СТОЛУ, ибо СТОЛ — это ладонь Бога или Богоматери, протянутая людям. Там же СТОЛ называли материнским сердцем, подразумевая, во- первых, сердце матери и, во-вторых, сердце Богородицы. (ср., также, ЕДА- жратва, Жертвоприношение)

    В Орловском уезде во время обеда и ужина крестьяне старались подольше посидеть за СТОЛ, «потому что, по их мнению, сколько за столом просидишь, столько в царстве небесном пробудешь». В Харьковской губернии на второй или третий день после крестин совершался обряд «ходить (садиться, собираться) в рай», во время которого, в частности, обходили вокруг СТОЛА или сидели за СТОЛОМ. По-видимому, соотнесение с раем СТОЛА объясняется одним из значений церковного алтаря: «земной рай, где жили наши родители».

    Во многих славянских обрядах известен ритуальный обход СТОЛА (свадьба, родины и др.). На Украине и в Белоруссии вокруг СТОЛА обносили новорожденного; в Костромском крае вокруг него баба-повитуха трижды обводила роженицу со словами: «Освободи, Господи, душу грешную, а другую безгрешную». В то же время вне ритуала обход стола возбранялся: человек должен был выходить из-за СТОЛА на ту же сторону, с которой входил за него. Во многих местах считалось, что у того, кто, выходя из-за СТОЛА, обойдет его кругом. умрет кто-нибудь из ближайших родственников.

    Символика СТОЛА у восточных славян соотнесена с идеей пути; как сакральный центр жилища он является и начальной, и конечной точкой любого пути. По белорусскому обычаю, отправляющийся в путь «целует домашний СТОЛ: если предстоит дальний путь, он целует средину СТОЛА, близкий — один или оба угла его, приходящиеся на избу. То же целование СТОЛА делается и по возвращении с пути».

    Место, занимаемое за СТОЛОМ, — важный показатель семейного и социального положения человека, что многократно обыгрывается в обрядах и фольклоре .Лит.:

    Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983;Топорков А.Л. Происхождение элементов застольного этикета у славян // Этнические стереотипы поведения. Л., 1984;Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. Л., 1990.

    А.Л.Топорков 

    Похожие статьи:

    Фольклористика → Как оберегали невест от порчи, а мужиков - от недорода

    Боги, духи и существа → Тридевять сестер

    История → Восточные славяне

    Книги → Смирнов И. Очерки культурной истории южных славян. Том 1,2,3 (1900-1904)

    Традиции → Русская изба

    Рейтинг

    последние 5

    slavyanskaya-kultura.ru

    СТОЛ - это... Что такое СТОЛ?

  • стол — стол, а …   Русский орфографический словарь

  • стол — сущ., м., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? стола, чему? столу, (вижу) что? стол, чем? столом, о чём? о столе; мн. что? столы, (нет) чего? столов, чему? столам, (вижу) что? столы, чем? столами, о чём? о столах 1. Стол это предмет мебели… …   Толковый словарь Дмитриева

  • СТОЛ — СТОЛ, стола, муж. 1. Предмет домашней мебели, представляющий собою широкую поверхность из досок (деревянных, мраморных и др.), укрепленных на одной или нескольких ножках и служащий для того, чтобы ставить или класть что нибудь на него. Круглый… …   Толковый словарь Ушакова

  • СТОЛ — муж. (стлать?) утварь домашняя, для поклажи, постановки чего. В столе отличают: столешницу, верхнюю доску, и подстолье, а в этом: обвязку (иногда с ящиком) и ножки, иногда с разножками. По образцу, столы, бывают: четырехугольные, долгие, круглые …   Толковый словарь Даля

  • стол —  СТОЛ    , а, м.    ◊ Зелёный стол. Карточный стол.    ◘ ◊ Столы зелёные раскрыты: // Зовут задорных игроков // Бостон и ломбер стариков, // И вист, доныне знаменитый, // Однообразная семья, // Все жадной скуки сыновья. А.С.Пушкин. Евгений… …   Карточная терминология и жаргон XIX века

  • стол — а; м. 1. Род мебели в виде широкой пластины из досок, пластмассы и других материалов, укреплённой в горизонтальном положении на одной или нескольких ножках, служащий для размещения на поверхности каких л. предметов. Круглый с. Обеденный с.… …   Энциклопедический словарь

  • Стол — предмет мебели, состоящий из столешницы (верхней доски) и подстолья (ножек или козлов, иногда обвязки). С. может быть на одной, трех, четырех и более ножках (чаще всего на четырех), на тумбах, с выдвижными ящиками; столешница может быть по форме… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • стол — См. питание, пища жить на готовом столе, сидеть за столом... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. стол питание, пища; плита; столик, верстак, кассореал, табльдот, харчи,… …   Словарь синонимов

  • стол — СТОЛ, а, муж. 1. Предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках. Обеденный, письменный, рабочий, кухонный, садовый с. Овальный, круглый, квадратный с. Сесть за с. Встать из за стола. Сесть за с. переговоров (перен.:… …   Толковый словарь Ожегова

  • СТОЛ — 1) в Др. Руси княжеский престол.2) Низшая структурная часть государственных центральных и местных учреждений дореволюционной России.3) Учреждение, занимающееся каким либо узким кругом канцелярских дел (адресный стол и др.) …   Большой Энциклопедический словарь

  • СТОЛ 1 — СТОЛ 1, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • dic.academic.ru