Существовало ли на Руси многожёнство. Многоженство в древней руси


Многоженство в Древней Руси: vitalidrobishev

Модель семьи в Древней Руси очень отличалась от современной. До принятия христианства был широко распространен обычай многоженства. Об этом факте можно узнать из исторических летописей. Знаменитый Нестор Летописец, которому принадлежит авторство "Повести временных лет", с возмущением пишет о славянских племенах, где мужчины могли иметь несколько жен.У князя Игоря, кроме супруги Ольги, было еще несколько жен. Князь Ярополк состоял в браке с греческой красавицей, бывшей монахиней, которую захватил в плен его отец Святослав. При этом в исторических источниках пишется о том, что он также просил руки полоцкой княжны Рогнеды. Его брат Владимир Святославович до того как принял христианскую веру и женился на царевне Анне, содержал пять жен.

Многоженство было распространено не только среди восточнославянских племен, но и среди южных и западных славян. До принятия христианской веры польский князь Мешко имел семь жен. Чешский князь Славник также был женат сразу на нескольких женщинах. Кроме того, у него было более двадцати наложниц. Многоженство – одна из неотъемлемых составляющих жизни древнерусской знати. Вышеописанный князь Владимир Святославович имел около трех сотен наложниц в Вышгороде и Белгороде, затем еще две сотни он поселил в Берестове. Наложницами становились пленницы, которых князь захватывал в походах. Они развлекали князя и его воинов, их продавали на рынках.

Арабский писатель и странник, который жил Х веке, однажды совершил поездку на Волгу. Он описал тот факт, что зажиточные славяне могли иметь несколько десятков наложниц. Обычные члены общины, по отзывам многих древних авторов, имели всего одну жену по причине своей бедности.

По мнению историков, во времена Древней Руси существовал еще обычай левирата, когда мужчина был обязан жениться на супруге умершего брата. В летописных источниках пишется о том, что князь Владимир Святославович был женат на вдове своего брата Ярополка.

Структура семьи после принятия христианской религии Возникновение христианства в 988 г. внесло значительные изменения жизнь древнерусского общества. Князь Владимир после обращения в христианство отказался от полигамии и стал жить со своей женой Рогнедой. Однако у них не все складывалось хорошо, и были попытки убить друг друга, но это совсем другая история…

Далеко не все мужчины последовали примеру князя Владимира. В Церковном уставе Ярослава содержались статьи, которые предполагали наказание за многоженство. Позднее полигамию пресекали жесткими юридическими мерами.

Митрополит Киевский Иоанн в XI веке приказал не допускать до святого причастия тех, имеет более одной жены.

После принятия христианства наложничество не исчезло. Деятели церкви резко критиковали людей, которые живут в блуде с несколькими женщинами, но священники не могли напрямую повлиять на ситуацию и только обличали полигамию. Но это явление процветало, независимо от запретов и норм нового времени. В правовых документах того времени указывался тот факт, что дети, которых родила наложница, имеют право на наследство. При этом такой ребенок и его мать обретали свободу от рабства.

Древние летописи рассказывают о захватывающей истории любви князя Ярослава Осмомысла. Он был страстно влюблен в свою наложницу Анастасию и хотел взять ее в жены. Свою официальную жену Ольгу (дочь Юрия Долгорукого) он решил отправить в монастырь. Возмущенные бояре помешали ему совершить задуманное. Они заживо сожгли неугодную наложницу Анастасию, а ее сына отправили в темницу. А Ярослава Осмомысла принудили дать клятву проживать со своей законной супругой.

Вот такие суровые нравы царили на Руси. Источник

vitalidrobishev.livejournal.com

МНОГОЖЕНСТВО НА РУСИ. Быт и нравы наших предков

Один из самых популярных преподавателей исторического факультета УдГУ, доцент Вадим Долгов выпустил научный труд  'Древняя Русь: мозаика эпохи'.

Мы беседуем с автором на темы, поднятые в его книге.

- Вадим Викторович, у Вашей книги есть подзаголовок 'Очерки социальной антропологии'. Объясните, пожалуйста, о чем речь?

- Речь идет не об истории событий (войн, реформ и пр.), а о повседневной жизни и особенностях мышления людей прошлого.

Вот, например, такой важный вопрос, как отношение к детям. В средние века отношение к ним серьезно отличалось от современного. Оно было гораздо суровей. Настолько суровым, что у ученых возникло подозрение, что средневековые родители совсем их не любили.  

Например, когда крестьянская семья уходила работать в поле, новорожденного ребенка могли туго запеленать и просто оставить в избе подвешенным на гвоздик на весь день. Но более глубокие исследования показали, что любовь была, только выражалась она в других формах. Меньше заботились о здоровье, зато больше - о душе. Вот если младенец умирал, родители не жалели никаких денег на оплату поминальных служб в церкви.

И вообще, семейная жизнь человека Древней Руси достаточно сильно отличалась от нынешней. Недавно в обществе обсуждалась проблема снижения брачного возраста. Много говорили о том, что ранние браки никогда не были свойственны нашей культуре. Это большое заблуждение. Согласно древнерусским православным нормам, брачный возраст для девочек наступал в 12 лет, а для юношей - в 15 лет. Иногда случались и более ранние браки. Кроме того, у древних славян в языческую эпоху существовал обычай многоженства. Вопреки распространенному мнению, многоженство было свойственно не только исламским странам.

- В исламе многоженство - тоже наследие языческой эпохи.

- Да, но христианство, принятое Русью в Х веке, в отличие от ислама, предписывало моногамию. Нужно сказать, что древний языческий обычай был довольно живучим. Церкви пришлось долго бороться против него, и победить удалось далеко не сразу. Например, князь Владимир I Святославич имел, согласно летописному свидетельству, 12 жен и 800 наложниц.

- Думается, что 800 наложниц - это все-таки преувеличение. Такую нагрузку примитивная экономика того времени вряд ли бы перенесла. У князя, наверное, и дружинников-то столько не было. И потом, это князь, представитель элиты, а простой крестьянин мог ли содержать несколько жен? В летописях об этом ничего не говорится.

- Свободный крестьянин-общинник в начальный период русской истории вел жизнь достаточно обеспеченную. А эксплуатация до складывания феодализма была слабой. В летописях, конечно, нет сведений о жизни простых людей, зато нам помогают светские и церковные законодательные акты. В них часты упоминания о многоженстве и среди рядовых жителей. Кроме того, отмечу, что не считались запретными и добрачные связи.

- Можно ли сказать, что в Древней Руси имела место сексуальная свобода?

- Нет. Регламентация существовала, только правила были иные, чем сейчас. Древнеславянская культура относилась скорее к типу просексуальных, т.е. положительно относящихся к сексу. И только много позже, благодаря влиянию христианства, утвердилось представление, что чувственная любовь - это 'злой грех'.

- Вы пишете в книге, что сексуальная жизнь древнего славянина была пронизана символическим содержанием...

- Это ярко видно, например, в известном эпизоде с изнасилованием полоцкой княжны Рогнеды, который содержится в летописном рассказе о 'приключениях' Владимира I. Начиная в 980 году свой поход на Киев, он, прежде всего, сватается к полоцкой княжне Рогнеде, уже сосватанной за старшего брата Ярополка, против которого и боролся Владимир. Княжна высокомерно отказывает ему. Тогда Владимир пришел с военной силой, убил родителей невесты, двух братьев, а саму Рогнеду изнасиловал и взял в жены...

- Но, может, это просто бесчинство опьяненного кровью завоевателя в покоренном городе?

- Нет, жестокая расправа с непокорной княжной в изображении летописи выглядит не просто как изнасилование, а как определенный символический акт, призванный утвердить Владимира в статусе победителя. Владимир не только 'был с ней' перед лицом ее отца и матери, которые потом были убиты, но и нарек Рогнеде новое, 'низкое' имя - Горислава.

- В Древней Руси существовали специальные 'княжеские' имена и имена 'для простых'?

- Имя для князя выбиралось по преимуществу из тех, что уже использовались в роду Рюриковичей - Владимир, Ярослав, Изяслав, Всеволод, Святослав, Мстислав. Среди бояр и простых общинников эти имена тоже встречаются, хотя часто они имеют уменьшительную или просторечную форму. Летопись сохранила много весьма колоритных имен бояр, тысяцких и посадников: Воибор Негочевич, Жирослав Нажирович, Рагуил Добрынич, Мирошка Несдинич и пр. Бояре и князья именовались с отчествами - в этом был знак их высокого достоинства.

Традиция величания по отчеству, с окончанием на '-вич' сохранялась как привилегия высших социальных групп на Руси в течение нескольких столетий. Фамилий тогда не существовало. Люди попроще часто всю жизнь назывались тем именем-прозвищем, которое было усвоено ими, вероятно, еще в детстве. Они в меньшей степени нашли отражение на страницах летописей, но зато их много в берестяных грамотах - Жировит, Стоян, Жизномир, Микула, Нежка, Нежебуд, Завид, Братята, Братонежко, Нажир, Доброшка, Гостята и пр. Встречаются среди имен и такие, которые звучат довольно странно для уха современного человека: Упырь Лихой - новгородский писец, оставивший пометки на полях переписанной им для князя Владимира Ярославича книги; Душило или Душилец. Это последнее имя происходит, надо полагать, не от глагола 'душить', а от слова 'душа'.

Если имена князей обычно имеют в своем составе части 'влад/волод', 'слав', 'свят', несущие значения, связанные с военно-дружинными, властными и жреческими общественными функциями, то в именах простых людей наиболее распространены 'жир', 'неже', 'добро'. Давая такие имена, родители хотели привлечь к своему чаду желанную судьбу: маленькому князю - славу и власть над миром, маленькому земледельцу - изобилие, сытость и благополучие.

- Вы упомянули о роде Рюриковичей. Как так получилось, что на Руси власть оказалась полностью сконцентрирована в руках одного княжеского рода - даже в условиях междоусобиц? Ведь в Европе в эпоху феодальной раздробленности наряду с королевскими родами, как правило, существовали семейные династии герцогов, графов, а, например, в арабо-мусульманских странах новые династии - эмиров, султанов бросали вызов власти халифского рода?

- Действительно, это уникальная ситуация. Даже не знаю, чем это можно объяснить. Вопрос нуждается в дополнительном изучении. Возможно, все дело в исключительной плодовитости Рюриковичей - представителей этого рода было так много, что для других родов в Русской земле просто не осталось места.

- Правители мусульманского Востока с их гаремами были в смысле плодовитости не менее эффективны, так что причина тут, конечно, не в этом...

- Возможно, все дело в том сакральном статусе, которым обладали Рюриковичи в глазах населения Русской земли.

- А что вообще кроется за словами 'Русская земля' в XI-XIII вв.? Можно ли сказать, что это группа государств (княжеств), населенных русским народом?

 - Это очень сложный вопрос. Если сказать вкратце, то 'народ' - это понятие, свойственное только современному языку и мышлению. Древняя Русь осознавалась современниками не просто как народ или государство, а как 'земля' или 'страна'. Именно в рамках этого понятия осмысляются этнические и политические процессы в нашей древнейшей летописи - 'Повести временных лет'. Причем границы понимания этого слова существенно отличаются от современного значения слова 'страна'. 'Земля/страна' - это и территория (границы которой определяются достаточно приблизительно - как перечень географических ориентиров мест расселения ее обитателей, прежде всего бассейнов рек, а кроме того, лесов, озер, гор, торговых путей), и этническая общность, культурное и политическое пространство, взятые в неразделимом единстве. Считалось, что население Руси происходит от сына библейского Ноя - Иафета, что с другими славянскими народами русских роднит язык и грамота, название и княжеская династия были получены от пришлых варягов-руси. Также важной координатой для осмысления своей идентичности была включенность в христианский мир. Объем понятия 'русский' в Древней Руси напоминал современное слово 'россиянин'.

- Получается, что уровень нашего сегодняшнего становления как нации - примерно тот же, что и в эпоху Древней Руси?

- В некотором роде, да.

Автор: Беседовал Андрей КОНОВАЛ, 2005 год.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

marena99.livejournal.com

Существовало ли на Руси многожёнство

«Семейная жизнь человека Древней Руси достаточно сильно отличалась от нынешней», – писал Долгов, автор научного труда «Древняя Русь: мозаика эпохи». Коренное отличие кроется в форме брака. Среди населения, особенно в языческие времена, было распространено полигамия или многоженство.

Если б я был славян

Наличие нескольких супруг не было привилегией исключительно князей и знати. Некоторые законодательные акты свидетельствуют о распространении многоженства и среди рядовых жителей.

Многоженство считалось вполне себе обычной реалией. Летописец Нестор, автор «Повести временных лет», с порицанием пишет о радимичах и вятичах. Причина негодования в том, что соседние славянские племена «имяху же по две и по три жены». Также автор приходит к выводу, что настолько обширная половая свобода была неограниченной, потому что браков как таковых не существовало.

После появления Церкви союзы закреплялись официально. Подтверждение полигамных браков присутствует в списках «Пространной правды». В них рассматривалась ситуация, когда в разделе имущества участвовали дети многочисленных жён покойника. Устав Ярослава позволяет полагать, что новые супруги могли появляться одновременно, а не вследствие официального развода с бывшей женой или её кончины: «Аже моуж оженится иною женою, а съ старою не роспустится…», «Аще имеет две жены водити…».

Церковная осторожность

Принятие христианства в 988 году хоть и внесло значительные коррективы в жизнь народа, но не отменило многожёнство полностью. Церковь стремилась подчинить семейные отношения своему влиянию, но занять строгую позицию в отношении запрета на полигамию не могла из-за боязни выпасть как зарождающийся социальный институт и потерять прихожан. Нежелание Церкви занимать шаткое положение отразилось в «Вопрошании». Когда монах Кирик спросил у Новгородского епископа Нифонта, как следует наказать семьянина, который помимо жены состоит в отношениях с другими женщинами, новгородский епископ ответил: «Не добро». Нифонт предложил наказать супруга-многожёнца штрафом, а развод, по мнению служителя Церкви, в такой ситуации неуместен.

В данном вопросе политика Церкви была следующей: брак нужно обязательно оформлять венчанием, а служители должны следить, чтобы благоговение получал только один союз. Конечно, это в корне не изменило ситуацию, но послужило началом формирования «правильного» отношения к семейной жизни, в частности, к единобрачию.

Древнерусские Дон Жуаны

Существует мнение, что у князя Игоря женой была не только Ольга. Это утверждение не доказано. А вот Ярополк Святославович без стеснения сватался к полоцкой княжне Рогнеде, будучи женатым на греческой красавице. Владислав Бахревский в книге «Ярополк» относит это событие к 975 году. Сватовство киевского князя описывается в Начальной и Лаврентьевской летописях. В обеих версиях Рогнеда Полоцкая отвергает другого жениха (Владимира) и говорит: «Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю». Самым популярным полигамным «коллекционером» был Владимир I. Он был решительно настроен, чтобы отбить у своего брата Ярополка чудесную Рогнеду. Завоевать красавицу удалось, она стала «водимой» женой князя. Помимо полоцкой княжны у Владимира были еще четыре официальные жены и согласно летописному счету около 800 наложниц. Принятие христианства утихомирило «древнерусского султана»: князь отказался от полигамии и женился на византийской царевне Анне. Рогнеде «коллекционер в отставке» заявил: «Я крещен теперь, принял веру и закон христианский, теперь мне следует иметь одну жену, которую и взял я в христианстве, ты же избери себе кого-либо из моих вельмож, и я тебя выдам за него».

Постепенно явление многоженства утихает. Одно из последних свидетельств существования полигамии зафиксировала Смоленская уставная грамота в XII веке. В ней сказано, что двоежёнство входит в сферу церковной юрисдикции. Намного дольше просуществовало смежное с многожёнством явление — наложничество.

labuda.blog

Семья – как основа славянского язычества — Славянская культура

Семья – как основа славянского язычества

Семья в языческой Руси – маленькое общество. В период кризиса современной семьи, где как не в корнях искать ответы, как счастливо прожить жизнь в браке, как пронести любовь сквозь времена!? Нужно сказать, что нормы поведения в семье в древности, значительно отличалась от сегодняшних. Стоит поговорить о системе ценностей в языческой семье. Что же её делало особенной? Можно ли полностью принять её модель сегодня? 

Сначала разберёмся в типологических функциях любой семьи.

Семья выполняет самые разнообразные функции, к числу которых относятся рождение и воспитание детей, удовлетворение потребностей мужчины и женщины как биологического, так и духового порядка. Эти функции были всегда, и заострять на этом внимание не стоит.

Семья – воспитательная среда, интерпретационная система, в рамках которой формируются и закрепляются на бытовом уровне мировоззренческие, культурологические и нравственные основы жизнедеятельности общества. Ценности и даже системы мировоззрений могут изменяться, но сам факт того, что семья формирует нравственные, культурные и материальные ценности остаётся всегда.

Главной функцией в языческой семье было деторождение. Считалось, что союз супругов, у которых не было детей, не выполнял функции семьи. Нужно и важно подчеркнуть, что языческая семья – многодетная семья. Недаром ещё даже 20 веке, Столыпин делал ставку на многодетные семьи.

Расторжения брака древнерусское право не знало. В языческую эпоху господствовало представление о том, что брак с одной женой заключается «на веки» и простирается за пределы гроба. Но, если жена не могла родить мужу, муж был вправе взять себе ещё жену. Чаще всего, развода не было как такового, просто муж брал себе ещё одну жену. Мы переходим к вопросу одно/многожёнства на Руси. Свидетельства того, что у славянина могло быть несколько жён и даже наложницы, можно судить по князю Владимиру Красно Солнышко. Есть и этнографические свидетельства многожёнства на Руси. Правда, обычно, это две жены. В таких семьях обязанности по дому строго регламентируются, как впрочем, и в любой другой языческой семье.

Но, «странности» многожёнства это редкость, и они не встречались повсеместно. Язычники считали, что они единожды перед богами давали слово прожить жизнь вместе. И так и делали. Вспомните, клятва перед богами для язычника, это вопрос совести и чести! И фраза: «вместе до гроба, понималась буквально».

Лучшим свидетельством этого утверждения служит «Сказ о Петре и Февронии Муромских». Эта легенда, естественно, имеет языческие корни, но в архаичном, обрядовом, похоронном действии, когда вдова восходила на погребальный костёр вместе с мужем. Об этом свидетельствует путешественник 10 века Аль-Масуди: «Когда умирает мужчина, то сжигается с ним жена его живою; умирает женщина, то муж не сжигается». Это по сегодняшним меркам ужасно, но не учитывается тот факт, что мировоззрение у предков было иным, и чем дальше мы будем освещать вопросы, касающиеся славянской семьи, тем больше вы это будете понимать. Нужно осознать, что язычник дал клятву перед богами, что он проживёт в браке до конца своих дней. Муж и жена теперь одно целое, как сиамские близнецы, когда умирает один, второй так же умирает. Правда это касается только женщины, так как мужчина – воин и пахарь, а община не могла, жертвовать войнами и пахарями.

Женщина добровольно всходила на костёр, так как считалось, что она уходит в иной мир вместе с мужем, и там они будут дальше жить. Этот акт самопожертвования расценивался обыденно, как уход в лучший мир вместе с любимым человеком. Разве это не поэтично? Разве есть сегодня такая любовь? Разве мы так теперь чувствуем?

Как ни забавно это звучит, но термин «семья» на древнерусском языке означал «товарищество, основанное на договоре, соглашении». В некоторых списках узаконений слово «семья» заменялось словом «артель». Получается, что сегодняшние модные брачные договора, не что иное, как вольная интерпретация слова «Брак». За тем лишь исключительным моментом, что сегодняшние брачные договора регламентируют право на имущество при разводе, а сакральное значение «брака» в языческой среде имеет другое значение. Брак понимается как сделка между родителями невесты и женихом. Этот обряд покупки имеет множественную обрядовую форму. Нелепым считаем мысль о том, что родители сами выбирали молодым пару. Это не совсем так, в отголосках 19 века родители и правда могли насильственно женить молодых, прикрываясь пословицей «стерпится, слюбиться». Даже не хочется упоминать Аракчеева, а именно он опошлил эту традицию до неузнаваемости, женя по спискам не учитывая ни возраст, ни родство. В языческую пору не могло быть преград любви. Обычно молодые сговаривались перед Купальскими праздниками, предварительно присматриваясь к друг другу, и естественно нужно родительское благословление. Так, скажем, в более поздней период, межсословные браки были возможны, но по ряду причин затруднительны. Родители лишь обрядово заключали сделку, и старались не противиться воле молодых.

Источники свидетельствуют о существовании в это время различных способов заключения брака. Один из наиболее древних – похищение невесты женихом. Похищение могло быть как действительным, так и формальным, мнимым. Последнее случалось тогда, когда родители и невеста были согласны на брак еще до похищения.

Обряд похищения невесты «у воды» совершался на праздниках в честь богини «женитвы» Лады, которые начинались ранней весной, «на Красную горку», и продолжались до середины лета – дня Купальской ночи. Лада считается покровительницей семейного очага. До замужества, девушки обращались к Лели, дочери Лады. После замужества – исключительно к Ладе. Считалось, что пространство в доме относится к управлению Женщины, поэтому Ладу боготворили только замужние девушки. Об этом сохранились свидетельства в «Домострое»: «женщина доминировала во внутреннем пространстве – доме и семье». Хоть в «Домострое» много христианского, но там легко читаются языческие коды, которые нас очень интересуют. Так термин семья в ее современной трактовке «Домострой» не знает. Он использует слово «дом», обозначая его как некое единое хозяйственное и духовное целое, члены которого находятся отношениях господства-подчинения, но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма.

С течением времени сговор с невестой все чаще стал предшествовать ее уводу. Летописи сообщают, что славяне имели обычай похищать себе на игрищах тех невест, с которыми они сговорились. «…И ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся», – рассказывала об «умыкании у вод» невест «Повесть временных лет».

Выше мы уже упоминали, что по некоторым свидетельствам слово «брак», заменялось словом «артель». Артель в сегодняшнее понимании, это торговое предприятие. Но, как видно из этимологии слова, артели были семейными. Это удивительно ложиться на представление о ремесленной языческой Руси. Знание, и ремесло передавалась в языческой среде от отца к сыну, от матери к дочери. Каждый род владел знаниями в какой либо профессии и родовое ведение торговых дел и есть слово «артель». Получатся, что род это специализированное производство. Каждый член рода это важный элемент в артели (семье). Может поэтому сегодняшние семьи, где муж и жена занимаются различными делами и не знают лада? Или не знают богиню Ладу? Так, думаем, более понятно.

Так кто же был главным в семье? На этот вопрос можно ответить так, только учитывая градации в семье, можно определить главенство. Родом управляли Большак с Большухой. Большак это глава рода, самый старший в роду. Большуха же по «Домострою»: «в семьях главную роль играла «большуха» – старшая наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи». И в каждой отдельной семье мужчина играл главенствующую роль. Получатся, что структура власти в семье не так однородна, как казалось бы. Но, принцип патриархата, имел место быть. Это отслеживается в правовых отношениях, которые засвидетельствованы в языческой Руси и в первые века двоеверия. О главенстве в семье мужчины рассказывает придворный врач англичанин Самуил Коллинс, он сообщал, что и в XVII веке невеста совершала такой обряд: в знак покорности она должна была снять с будущего мужа сапоги. В один сапог жених клал плетку, а в другой – драгоценный камень или монету. Если девушке удавалось снять сначала тот сапог, в котором находилась монета, то невесту считали счастливой. Если в сапоге оказывалась плетка, счастья ей не обещали и говорили, что всю жизнь ей придется угождать мужу. При этом жених в знак своей власти над женщиной ударял свою будущую спутницу жизни плетью по спине.

Но, роль жены и матери в Домострое оценивалась высоко. Жена в Домострое является регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность.

Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей – обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строительством», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине. Отсюда сор из избы, выносить не принято. Это закреплено и доселе в свадебной обрядовой игре «Сор», которую проводят на второй день свадьбы.

Семья для язычника славянина, это целый мир. Его мир и продолжение рода, благополучие в семье и многое другое, стоит выше общественного. Даже в войну, мужчин последних в роду в атаку отправляли последними. Но, существует и левират – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове. Этот обычай был широко распространён на Руси вплоть до 16 века. Архаичность этого обычая восходит к древним временам, когда на брате умершего родича лежит полная ответственность за детей и супругу погибшего. Семей одиночек, просто не было, это нонсенс. Род не мог выкинуть вдову с детьми на улицу. И поэтому, мы на это указывали выше, что изгнание из рода, было самым тяжёлым наказанием, которое практически приравнивалось к смертной казни.

Поэтому на Руси брат стоял за брата, отец за сына. Это был единый организм. Отголоски этого мы находим в древнем обычае прекращать всю работу, если в роду кто-нибудь умер. С точки зрения сегодняшних отношений в семье, такие обычаи на первый взгляд кажутся странными, но как мы понимаем проблему сегодняшней семьи, именно семьи с одним родителем, и являются корнем проблемы. Ну кто, кроме кровного брата позаботиться о вдове и собственных племянниках. Такой обычай сохраняет целостность семьи и оставляется духовную преемственность рода. А это для язычников было чрезвычайно важно.

Отношения между родителями и детьми в славянских семьях языческого периода строились на признании власти родителей над детьми. «Домострой» Указывает на этот же факт: «Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности» но добавляет нужную для понимания роли приемствености в языческих семьях момента «и забота о них в старости».

Именно преемственность родства, ремесла или дела и является основой основ славянской языческой семьи.

Мы рассмотрели многие аспекты славянской языческой семьи, которые позволяют нам судить о следующем. В каждом роду есть большак, который регламентирует отношения в семье и трудовые обязанности. В семье главный мужчина. Семья живёт в любви и ладу по взаимному согласию супругов, но с разрешения (позволения) родителей. Обязанности в их доме распределены между супругами. Жена слушается мужа. Дети, слушаются родителей и следуют их воспитанию.

При любых внешних опасностях, сохранность (целостность) рода ставится превыше всего.

Как мы видим, славянская языческая семья это целостный организм, с конкретно распределенными ролями и обязанностями, где разрыв с родом, был практически не возможен, даже после смерти. Поэтому, знания и традиции, передавались из поколения в поколение. Поэтому Родовые знамёна, в западной традиции герба, сохранились даже до позднего средневековья. По знамёнам (определенные родовые символы) рода и отличали славяне кто из кого рода племени. А, зная это, уже знали о человеке очень многое. Чем занимается, кто большак рода и т.п. Без таких отношений в семье, нельзя было сохранить целостность традиции, поэтому в следующей главе мы постараемся дать максимум рекомендаций, как создать по языческим меркам хорошую семью. Какие обряды и символы для этого необходимы, как лучше разграничить обязанности в семье и многое другое. Надеюсь, знания предков, помогут нам сегодня возродить самое нужное – семью! 

Похожие статьи:

История → Ведическая культура славян ариев

История → Русская вера!

Боги, духи и существа → О тьме и хаосе в начале времен.

История → Велесова книга

События → Под Калугой отдыхающие растащили капище Родноверов

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Каким было многоженство на Руси

«Семейная жизнь человека Древней Руси достаточно сильно отличалась от нынешней», – писал В. В. Долгов, автор научного труда «Древняя Русь: мозаика эпохи». Коренное отличие кроется в форме брака. Среди населения, особенно в языческие времена, было распространено полигамия или многоженство.

Если б я был славян

Наличие нескольких супруг не было привилегией исключительно князей и знати. Некоторые законодательные акты свидетельствуют о распространении многоженства и среди рядовых жителей.

Многоженство считалось вполне себе обычной реалией. Летописец Нестор, автор «Повести временных лет», с порицанием пишет о радимичах и вятичах. Причина негодования в том, что соседние славянские племена «имяху же по две и по три жены». Также автор приходит к выводу, что настолько обширная половая свобода была неограниченной, потому что браков как таковых не существовало.

После появления Церкви союзы закреплялись официально. Подтверждение полигамных браков присутствует в списках «Пространной правды». В них рассматривалась ситуация, когда в разделе имущества участвовали дети многочисленных жён покойника. Устав Ярослава позволяет полагать, что новые супруги могли появляться одновременно, а не вследствие официального развода с бывшей женой или её кончины: «Аже моуж оженится иною женою, а съ старою не роспустится...», «Аще имеет две жены водити...».

Церковная осторожность

Принятие христианства в 988 году хоть и внесло значительные коррективы в жизнь народа, но не отменило многожёнство полностью. Церковь стремилась подчинить семейные отношения своему влиянию, но занять строгую позицию в отношении запрета на полигамию не могла из-за боязни выпасть как зарождающийся социальный институт и потерять прихожан. Нежелание Церкви занимать шаткое положение отразилось в «Вопрошании». Когда монах Кирик спросил у Новгородского епископа Нифонта, как следует наказать семьянина, который помимо жены состоит в отношениях с другими женщинами, новгородский епископ ответил: «Не добро». Нифонт предложил наказать супруга-многожёнца штрафом, а развод, по мнению служителя Церкви, в такой ситуации неуместен.

В данном вопросе политика Церкви была следующей: брак нужно обязательно оформлять венчанием, а служители должны следить, чтобы благоговение получал только один союз. Конечно, это в корне не изменило ситуацию, но послужило началом формирования «правильного» отношения к семейной жизни, в частности, к единобрачию.

Древнерусские Дон Жуаны

Существует мнение, что у князя Игоря женой была не только Ольга. Это утверждение не доказано. А вот Ярополк Святославович без стеснения сватался к полоцкой княжне Рогнеде, будучи женатым на греческой красавице. Владислав Бахревский в книге «Ярополк» относит это событие к 975 году. Сватовство киевского князя описывается в Начальной и Лаврентьевской летописях. В обеих версиях Рогнеда Полоцкая отвергает другого жениха (Владимира) и говорит: «Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю». Самым популярным полигамным «коллекционером» был Владимир I. Он был решительно настроен, чтобы отбить у своего брата Ярополка чудесную Рогнеду. Завоевать красавицу удалось, она стала «водимой» женой князя. Помимо полоцкой княжны у Владимира были еще четыре официальные жены и согласно летописному счету около 800 наложниц. Принятие христианства утихомирило «древнерусского султана»: князь отказался от полигамии и женился на византийской царевне Анне. Рогнеде «коллекционер в отставке» заявил: «Я крещен теперь, принял веру и закон христианский, теперь мне следует иметь одну жену, которую и взял я в христианстве, ты же избери себе кого-либо из моих вельмож, и я тебя выдам за него».

Постепенно явление многоженства утихает. Одно из последних свидетельств существования полигамии зафиксировала Смоленская уставная грамота в XII веке. В ней сказано, что двоежёнство входит в сферу церковной юрисдикции. Намного дольше просуществовало смежное с многожёнством явление - наложничество.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Многоженство и гаремы у славян — factist.ru

Вопреки общепринятому мнению, многоженство характерно не только для мусульманского мира. Наши предки славяне тоже имели гаремы, иной раз довольно многолюдные. Разумеется, это было еще в языческую эпоху, до принятия христианства.

Сведений о семейном укладе восточнославянских племен до нас дошло не так уж много, но они более чем красноречивы.

Главным источником информации о жизни наших предков в древнейшие времена для нас остаются летописи, и, прежде всего «Повесть временных лет», которую приписывают Нестору. Из нее мы узнаем, например, что князь Владимир Святославич, получивший прозвание Красное Солнышко, имел семь жен и 800 наложниц. Очень понятно замечание летописца по этому поводу «князь же Владимир … был ненасытен в блуде».

Насчет 800 наложниц Нестор, видимо, все же погорячился, или просто хотел, как это было принято в те времена, провести аналогию с Библией и уподобить своего князя мудрому царю Соломону, который тоже, как известно, имел большой гарем. Но как бы там ни было, ясно одно – и жен и наложниц у Владимира Святославича было много.

И он был в этом не одинок. Подобных обычаев придерживались в пору язычества все славяне. Каждый мужчина имел столько женщин, сколько мог прокормить, размеры гарема – это своеобразный показатель статуса.

При этом дети от законных жен и от наложниц, по всей вероятности, не сильно разнились в правах. Сам князь Владимир был сыном Святослава от Малуши – рабыни княгини Ольги. Тем, что он «робичич» его частенько попрекали, что не помешало Владимиру сначала занять княжий престол в Новгороде, а затем и в самом Киеве.

Пишет о больших гаремах древнерусских вождей и арабский путешественник ибн Фадлан, живший в X веке, и оставивший интереснейшие записки о путешествии в наши земли.

Он описывает знатного руса, сидящим на ложе, которое «огромно и инкрустировано драгоценными самоцветами. И с ним сидят на этом ложе 40 девушек для его постели. Иногда он пользуется как наложницей одной из них в присутствии своих сподвижников… И он не имеет никакого другого дела как сочетаться (с девушками), пить и предаваться развлечениям».

Восточные славяне в этом смысле не отличались от своих западных родственников. Из исторических хроник мы узнаем, что князь ляхов Мешко, до того, как принял христианство, имел семь жен, не отстал от него и чешский князь Славник.

Но самые, вероятно, красноречивые сведения по этому поводу «Повесть временных лет» дает о восточнославянских племенах вятичей, радимичей, северян.

Дело в том, что во времена Нестора они жили несколько в стороне «от цивилизации», то есть, от Киева и земель, населенных полянами. Вятичи, например, обитали сильно к востоку, в лесах по берегам Оки. Они и во времена Нестора были крещены, скорее, формально, а уж за сто лет до того, во времена князя Владимира и раньше, и вовсе отличались первобытной простотой нравов.

Нестор с крайним неодобрением пишет о том, что вятичи «жили в лесах, как звери, ели все нечистое, срамословье было у них пред отцами и снохами; браков не было у них, но были игрища между селами. Сходились на игрища, на плясанья и на все бесовские игрища и тут умыкали себе жен, с которою кто сговаривался; имели по две и по три жены…». Обычай «умыкать жен по сговору» очень архаичный, как и обычай полигамии. И можно не сомневаться, что точно так же поступали в свое время и более «цивилизованные» поляне.

В летописи есть подробный рассказ о том, как к Владимиру приходят представители разных вер – ислама, иудейской религии, христианства, и рассказывают князю о преимуществах своего обычая. Мусульманство Владимиру Святославичу в некотором смысле даже пришлось по душе, однако он отверг эту религию из-за запрета пить вино, произнеся известную фразу: «Веселие Руси есть питие». Так из-за пристрастия к горячительным напиткам славяне расстались с полигамией.

Но в прошлое обычай иметь много жен и наложниц ушел далеко не сразу. Еще длительное время, вплоть до XII века в церковном уставе сохранялись статьи, предусматривающие наказания за многоженство.

источник

factist.ru

Существовало ли на Руси многоженство

«Семейная жизнь человека Древней Руси достаточно сильно отличалась от нынешней», – писал В. В. Долгов, автор научного труда «Древняя Русь: мозаика эпохи». Коренное отличие кроется в форме брака. Среди населения, особенно в языческие времена, было распространено полигамия или многоженство.

Если б я был славян…

Наличие нескольких супруг не было привилегией исключительно князей и знати. Некоторые законодательные акты свидетельствуют о распространении многоженства и среди рядовых жителей.

Многоженство считалось вполне себе обычной реалией. Летописец Нестор, автор «Повести временных лет», с порицанием пишет о радимичах и вятичах. Причина негодования в том, что соседние славянские племена «имяху же по две и по три жены». Также автор приходит к выводу, что настолько обширная половая свобода была неограниченной, потому что браков как таковых не существовало.

После появления Церкви союзы закреплялись официально. Подтверждение полигамных браков присутствует в списках «Пространной правды». В них рассматривалась ситуация, когда в разделе имущества участвовали дети многочисленных жён покойника. Устав Ярослава позволяет полагать, что новые супруги могли появляться одновременно, а не вследствие официального развода с бывшей женой или её кончины: «Аже моуж оженится иною женою, а съ старою не роспустится...», «Аще имеет две жены водити...».

Церковная осторожность

Принятие христианства в 988 году хоть и внесло значительные коррективы в жизнь народа, но не отменило многожёнство полностью. Церковь стремилась подчинить семейные отношения своему влиянию, но занять строгую позицию в отношении запрета на полигамию не могла из-за боязни выпасть как зарождающийся социальный институт и потерять прихожан. Нежелание Церкви занимать шаткое положение отразилось в «Вопрошании». Когда монах Кирик спросил у Новгородского епископа Нифонта, как следует наказать семьянина, который помимо жены состоит в отношениях с другими женщинами, новгородский епископ ответил: «Не добро». Нифонт предложил наказать супруга-многожёнца штрафом, а развод, по мнению служителя Церкви, в такой ситуации неуместен.

В данном вопросе политика Церкви была следующей: брак нужно обязательно оформлять венчанием, а служители должны следить, чтобы благоговение получал только один союз. Конечно, это в корне не изменило ситуацию, но послужило началом формирования «правильного» отношения к семейной жизни, в частности, к единобрачию.

Древнерусские Дон Жуаны

Существует мнение, что у князя Игоря женой была не только Ольга. Это утверждение не доказано. А вот Ярополк Святославович без стеснения сватался к полоцкой княжне Рогнеде, будучи женатым на греческой красавице. Владислав Бахревский в книге «Ярополк» относит это событие к 975 году. Сватовство киевского князя описывается в Начальной и Лаврентьевской летописях. В обеих версиях Рогнеда Полоцкая отвергает другого жениха (Владимира) и говорит: «Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю». Самым популярным полигамным «коллекционером» был Владимир I. Он был решительно настроен, чтобы отбить у своего брата Ярополка чудесную Рогнеду. Завоевать красавицу удалось, она стала «водимой» женой князя. Помимо полоцкой княжны у Владимира были еще четыре официальные жены и согласно летописному счету около 800 наложниц. Принятие христианства утихомирило «древнерусского султана»: князь отказался от полигамии и женился на византийской царевне Анне. Рогнеде «коллекционер в отставке» заявил: «Я крещен теперь, принял веру и закон христианский, теперь мне следует иметь одну жену, которую и взял я в христианстве, ты же избери себе кого-либо из моих вельмож, и я тебя выдам за него».

Постепенно явление многоженства утихает. Одно из последних свидетельств существования полигамии зафиксировала Смоленская уставная грамота в XII веке. В ней сказано, что двоежёнство входит в сферу церковной юрисдикции. Намного дольше просуществовало смежное с многожёнством явление - наложничество.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru