Киевская Русь как раннефеодальная монархия (стр. 1 из 3). Монархия в древней руси


Раннефеодальная монархия Древней Руси

Раннефеодальная монархия – это стадия, которую в своем экономическом и политическом развитии проходят государства в период раннего феодализма. На Руси это время пришлось на IX-XI века.

Во главе государства находился киевский Великий князь (монарх). В управлении страной ему помогала Боярская дума – особый совет, в который входили младшие князья и представители племенной знати (бояре, дружинники). раннефеодальная монархия Раннефеодальная монархия – время, когда княжеская власть еще не была личной властью, неограниченной и наследственной. Феодальные отношения еще не сформировались окончательно, отсутствовала четкая система и иерархия службы, существовала неопределенность в поземельных отношениях, еще не закрепилась система феодальной эксплуатации крестьян.

Политический строй Киевской Руси во многом определялся следующими особенностями. Отдельные земли были в руках родственников киевского князя - удельных князей или посадников. Важную роль в руководстве играла и княжеская дружина. Ее старший состав практически совпадал с представителями Боярской думы. Младшие дружинники в мирное время выполняли обязанности мелких управителей, а во время войны принимали участие в боевых действиях. Князь делился с ними военной добычей и частью собираемой дани.

Старшие дружинники на ранних стадиях имели право собирать дань с определенных территорий, благодаря чему со временем превращались в собственников земли (вотчинников).

раннефеодальная монархия этоВсе население Древнерусского государства облагалось в обязательном порядке данью, которая была экономической основой, благодаря которой существовала раннефеодальная монархия. Сбор дани назывался полюдьем. Обычно он сопровождался исполнением князем судебных функций. Размер повинностей в пользу государства в то время не фиксировался, а просто регулировался обычаем. Но попытки увеличения размеров дани сопровождались открытым сопротивлением народа. В 945 году из-за этого был убит киевский князь Игорь. Его вдова Ольга впоследствии установила фиксированный размер дани и оброка. Единицей обложения было определено земледельческое крестьянское хозяйство.

Практически вся собираемая дань становилась предметом экспорта. Ее по воде отправляли в Константинополь, где обменивали на золото и предметы роскоши.

политический строй киевской русиРаннефеодальная монархия на Руси опиралась на собственную систему права. Самый ранний письменный юридический памятник этого периода — «Русская правда». Самая старая часть ее называется «Правдой Ярослава» или «Древнейшей правдой». Уголовные преступления по этому своду законов наказывались штрафами в пользу князя и потерпевших. За наиболее тяжкие преступления (разбой, поджог, конокрадство) можно было лишиться всего имущества, быть изгнанными из общины или утратить свободу.

Помимо гражданского права, раннефеодальная монархия опиралась и на церковное. Оно регулировало долю церкви в княжеских доходах и преступления, которые подлежали церковному суду (колдовство, богохульство, семейные преступления, а также суд над людьми, принадлежащими к церкви). Этот институт играл важную роль в жизни Руси. Церковь способствовала объединению земель в централизованную державу и укреплению государственности, развитию культуры.

fb.ru

2.Раннефеодальная монархия как форма правления, ее особенности на Руси.

Раннефеодальная монархия — форма правления, хронологически первая из форм феодальной монархии. Развивается при переходе к феодализму в зависимости от климатических особенностей региона либо от рабовладельческого строя (Южная Европа, Северная Африка, Передняя Азия, Средняя Азия, Индия, Китай), либо непосредственно от первобытнообщинного строя (Западная Европа, см.варварские королевства, Северная Европа, Восточная Европа). Сохраняется также в период феодальной раздробленности[1]. Хронологически предшествует сословно-представительной монархии (некоторые исследователи выделяют промежуточный этап вотчинной монархии).

В условиях военной демократии князь (король), опираясь на дружину, из выборного военачальника превращается в главу государства и начинает передавать верховную власть по наследству. Он начинает назначать должностных лиц (графов, «мужей») в качестве своих наместников в округах (в городских центрах союзов племён), позднее наместники монарха заменяют собой и выборных должностных лиц более низких уровней (сотников).

С ростом территории государства, ростом бюрократического аппарата, разветвлением правящей династии происходит политическая децентрализация, на утверждение той или иной кандидатуры на монаршем престоле начинают влиять крупные феодалы. Верховная власть становится номинальной.

На следующем этапе, при полном развитии слоя мелких феодалов на местах и городского сословия, глава государства в союзе с ними получает возможность ущемить права крупных феодалов, территориально увеличить свой домен и начать процесс централизации государства, вновь сделать свою власть реальной и наследственной.

3 . Высшие органы государственной власти Древнерусского государства.

Форма правления Древней Руси – раннефеодальная монархия. Ее особенности обусловлены спецификой древнерусского феодализма. Во-первых, отношения сюзеренитета-вассалитета сложились в патриархальной форме. (вассальная служба осуществлялась за регулярную плату (кормление) ). Во-вторых, в системе государственной власти существовали два источника власти: вече и княжеский род в лице Великого князя Киевского (в ряде случаев – с соправителями).

Центральное управление: вече, Великий князь Киевский, двор, совет при князе, феодальный съезд. Складывается дворцово-вотчинная система управления, однако основные управленческие функции осуществлялись все же местными властями.

Руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства возлагалось на тиунов и старост. Со временем они превращаются в управляющих отраслями княжеского хозяйства. На смену десятичной системе управления приходит дворцово-вотчинная, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Формируются два центра власти - княжеский дворец и боярская вотчина.

Местное управление. В городах действовала десятичная система управления. Город делился на концы, сотни и улицы, которые возглавлялись выборными лицами: тысяцким, сотскими, десятскими. Параллельно в городе существовала и княжеская власть в лице посадников. Складывается система кормления.

Первоначально в Древнерусском государстве существовала десятичная, численная система управления. Эта система выросла из военной организации, когда начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие - стали руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский же стал городским судебно-административным должностным лицом.

В центральном управлении складывается так называемая дворцово-вотчинная система. Она выросла из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. В великокняжеском хозяйстве имелись разного рода слуги, ведавшие удовлетворением тех или иных жизненных потребностей: дворецкие, конюшие и пр. Со временем князья поручают этим лицам какие-либо сферы управления, связанные с их первоначальной деятельностью, предоставляют им для этого необходимые средства. Так личный слуга становится государственным деятелем, администратором.

Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти - наместники и волостели. Они за свою службу получали от населения "корм". Так сложилась система кормления.Основу военной организации Древнерусского государства составляла великокняжеская дружина, сравнительно небольшая. Это были профессиональные воины.Они жили обычно на княжеском дворе или вокруг него и всегда были готовы идти в любые походы.Дружинники были не только воинами, но и советниками князя. Каждый мужчина умел владеть оружием, правда, весьма нехитрым в то время. Боярских и княжеских сыновей уже в трехлетнем возрасте сажали на коня, а в 12 лет отцы брали их с собой в поход. По решению веча созывалось ополчение, которым руководил тысяцкий. Использовались и наемные войска: варяги, кочевники. Войско делилось на тысячи, сотни и десятки.

В Древней Руси еще не существовало специальных судебных органов. Судебные функции выполнялись теми или иными представителями администрации, включая, как уже говорилось, самого великого князя. Однако имелись специальные должностные лица, помогавшие в осуществлении правосудия. Среди них можно назвать, например, вирников - лиц, собиравших уголовные штрафы за убийство. Судебные функции осуществляли и церковные органы. Действовал также вотчинный суд - право феодала самому судить зависимых от него людей. Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных прав.

В сельской общине существовало выборное самоуправление: староста, «добрые люди» (т.е. уважаемые общинники), общинное вече. Общинные органы власти совмещали как частные, так и публичные функции. Иногда в общину присылались княжеские слуги (тиуны) – как временная мера и в чрезвычайных случаях.

Судебная система. Судебная власть в то время была еще неотделима от функций других государственных органов. Высшей судебной инстанцией был Великий князь Киевский, от его имени на местах – представители княжеской администрации совместно с местными выборными людьми. В судебном процессе участвовали и специальные должностные лица: вирники, мечники, метельники. В основном княжеский суд рассматривал серьезные дела. Суд по мелким делам осуществляла община через свои органы. С призванием церкви появляется и церковная юрисдикция.

Прямым налогом на Руси была дань. Способы сбора дани: полюдье (князь и его слуги сами объезжали подданных) или повоз (привозили сами налогоплательщики, для чего Великой княгиней Ольгой в Х в. создана система погостов – пунктов сбора дани. Применялась система подворного налогообложения, т.е. облагаемой единицей был двор – отдельное хозяйство с постройками. Источником дохода были также судебные штрафы и пошлины, торговые пошлины.

Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, тесно связанная с государством. Первоначально Владимир Святославич упорядочил языческий культ, установив систему шести богов во главе с богом грозы и войны - Перуном. Затем, однако, он крестил Русь, введя христианскую религию.Во главе православной церкви стоял митрополит, назначавшийся первоначально из Византии, а затем и великими князьями. В отдельных русских землях церковь возглавлялась епископом.

4.

studfiles.net

Раннефеодальная монархия Древней Руси

Новости и общество 19 апреля 2013

Раннефеодальная монархия – это стадия, которую в своем экономическом и политическом развитии проходят государства в период раннего феодализма. На Руси это время пришлось на IX-XI века.

Во главе государства находился киевский Великий князь (монарх). В управлении страной ему помогала Боярская дума – особый совет, в который входили младшие князья и представители племенной знати (бояре, дружинники). раннефеодальная монархия

Раннефеодальная монархия – время, когда княжеская власть еще не была личной властью, неограниченной и наследственной. Феодальные отношения еще не сформировались окончательно, отсутствовала четкая система и иерархия службы, существовала неопределенность в поземельных отношениях, еще не закрепилась система феодальной эксплуатации крестьян.

Политический строй Киевской Руси во многом определялся следующими особенностями. Отдельные земли были в руках родственников киевского князя - удельных князей или посадников. Важную роль в руководстве играла и княжеская дружина. Ее старший состав практически совпадал с представителями Боярской думы. Младшие дружинники в мирное время выполняли обязанности мелких управителей, а во время войны принимали участие в боевых действиях. Князь делился с ними военной добычей и частью собираемой дани.

Старшие дружинники на ранних стадиях имели право собирать дань с определенных территорий, благодаря чему со временем превращались в собственников земли (вотчинников).

раннефеодальная монархия этоВсе население Древнерусского государства облагалось в обязательном порядке данью, которая была экономической основой, благодаря которой существовала раннефеодальная монархия. Сбор дани назывался полюдьем. Обычно он сопровождался исполнением князем судебных функций. Размер повинностей в пользу государства в то время не фиксировался, а просто регулировался обычаем. Но попытки увеличения размеров дани сопровождались открытым сопротивлением народа. В 945 году из-за этого был убит киевский князь Игорь. Его вдова Ольга впоследствии установила фиксированный размер дани и оброка. Единицей обложения было определено земледельческое крестьянское хозяйство.

Практически вся собираемая дань становилась предметом экспорта. Ее по воде отправляли в Константинополь, где обменивали на золото и предметы роскоши.

политический строй киевской русиРаннефеодальная монархия на Руси опиралась на собственную систему права. Самый ранний письменный юридический памятник этого периода — «Русская правда». Самая старая часть ее называется «Правдой Ярослава» или «Древнейшей правдой». Уголовные преступления по этому своду законов наказывались штрафами в пользу князя и потерпевших. За наиболее тяжкие преступления (разбой, поджог, конокрадство) можно было лишиться всего имущества, быть изгнанными из общины или утратить свободу.

Помимо гражданского права, раннефеодальная монархия опиралась и на церковное. Оно регулировало долю церкви в княжеских доходах и преступления, которые подлежали церковному суду (колдовство, богохульство, семейные преступления, а также суд над людьми, принадлежащими к церкви). Этот институт играл важную роль в жизни Руси. Церковь способствовала объединению земель в централизованную державу и укреплению государственности, развитию культуры.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Что такое сословие? Сословия Древней Руси и Российской империиДом и семья Что такое сословие? Сословия Древней Руси и Российской империи

Издавна на Руси между определенными людьми, обладающими наследственными правами и обязанностями, которые были закреплены государством или традициями, существовали классовые отношения феодализма. Характерной для них бы...

Сценарий колядок - с Древней Руси до нашего времениДом и семья Сценарий колядок - с Древней Руси до нашего времени

Новогодние праздники продолжаются ожиданием Рождества – а значит, весёлых поздравлений и колядок. Эта традиция, как и многое в  российском христианстве, сильно переплетена с языческими обрядами. Так, сценар...

Античное зодчество. Лопатка в архитектуре Древней РусиДомашний уют Античное зодчество. Лопатка в архитектуре Древней Руси

Говоря об истории мировой архитектуры, нельзя пройти мимо работ древнегреческих мастеров, которые на протяжении столетий служили источником вдохновения более поздним авторам. Образцом античной архитектуры по праву счи...

Рецепт пирога с малиной: вкусная выпечка времен древней РусиЕда и напитки Рецепт пирога с малиной: вкусная выпечка времен древней Руси

   Пирогом в нашей стране называется вкусное лакомство, представляющее собой выпечку с начинкой, разнообразной, делающей каждый пирог неповторимым. Конечно, разным может быть и тесто для такого кушань...

Архитектура и живопись Древней Руси. Религиозная живопись Древней РусиИскусство и развлечения Архитектура и живопись Древней Руси. Религиозная живопись Древней Руси

Развитие живописи и архитектурного храмового стиля России берут своё начало в глубине веков. В 988 году Киевская Русь вместе с принятием христианства получила огромное культурное наследие Византийской Империи, сочетаю...

Искусство Древней РусиИскусство и развлечения Искусство Древней Руси

Древнерусское искусство включает в себя несколько эпох: от времен правления Ярослава Мудрого и до времен царствования Петра. Его истоки тесно связаны с разнообразными традициями восточнославянских племен, в которых ор...

Времена Древней Руси, памятники культуры: список, описаниеНовости и общество Времена Древней Руси, памятники культуры: список, описание

Времена Древней Руси, памятники культуры которой составляют предмет настоящего обзора, - это важнейший период в отечественной истории, так как именно тогда были заложены основы государственности, общественной, политич...

Самые дорогие монеты Древней РусиНовости и общество Самые дорогие монеты Древней Руси

Каждое государство, возникавшее на этой планете в любой из исторических периодов, приходило в конце концов к тому, что ему требовалось нечто большее, чем натуральный обмен. Увеличение роста торговли и появление больши...

Святая София - символ Древней Руси. Святая София КиевскаяНовости и общество Святая София - символ Древней Руси. Святая София Киевская

Собор Святой Софии в Киеве – это визитная карточка не только украинской столицы, но и государства в целом. Как много связано с этим величественным памятником архитектуры. Во-первых, Киевская Святая София –...

Что такое нрав? Быт и нравы Древней РусиНовости и общество Что такое нрав? Быт и нравы Древней Руси

Многие слышали выражение: «Какой у него буйный нрав!» Или: «Мне эта девушка по нраву». Так что такое нрав?Если сказать очень кратко, то это принятые в обществе нормы поведения и морали. ...

monateka.com

Монархия в былинной Руси – возможно ли такое? — Славянская культура

Монархия в былинной Руси – возможно ли такое?

Высокоразвитая государственность у славян возникла на много столетий раньше, чем у народов Западной Европы. Своим сенсационным открытием делится выдающийся русский историк, специалист по Дохристианской Руси Лев Прозоров.

Считается, что монархия на Руси возникла не раньше 16 века. Но, реконструируя быт и нравы Дохристианской Руси на основе русского былинного эпоса, историки наталкиваются на чёткие признаки монархического правления, которые имели место не позднее 7-8 века н.э. В этот период западноевропейские народы управлялись ещё племенными вождями. А на Руси уже был свой «священный правитель», «символ нации», «Помазанник Божий». Он был призван олицетворять собой народ и землю перед Богами и другими народами. 

-Работая над своей диссертацией, над книгой о киевских богатырях, перенесшей уже немало изданий, я обнаружил еще одну вещь. Оказывается, на Руси были священные монархи, в то время, когда, по мнению большинства историков, у нас был первобытный общинный строй, былина и не только она показывает, что Русью правили настоящие священные правители на подобии японских микадо, как сейчас японские императоры представляют собой священный символ, воплощение божества на японской земле. Такими же когда-то были, в те далекие времена, правители Руси.

Принято считать, что монархия на Руси, власть, сосредоточенная в единых руках, когда не просто вождь вел за собой дружину, а был правитель, который воплощал в себе волю всему народу и всей земли, появилось на Руси в XVI, а то и в XVII веках при Иване Грозном или при первых Романовых. До этого у нас были дружинные вожди, и мы в очередной раз отстали. Но когда я изучал былины, когда писал книгу о былинных богатырях, я обнаружил, что Владимир Красное Солнышко, Всеславьевич из былин не похож на тот облик дружинного вождя, который показывают нам летописи, он, с одной стороны, очень древний, а с другой стороны, это правитель другого особенного типа. Ибн-Фадлан описывает погребение знатного русса, но большинство исследователей не обращают внимания на то, что там сказано про правителя Руси, ибо слишком это описание отличается от того, что мы знаем по летописям, что князь Игорь, правивший во времена Ибн-Фадлана, его сын Святослав ходили в походы во главе войска. Ибн-Фадлан пишет, что царь руссов сидит постоянно посреди покоя большого, пирует и других дел не имеет, а войско за него водит, как он говорит, наместник. По-арабски Ибн-Фадлан называет этого наместника халифом.

Это оказалось очень похожим на тот образ, который создают наши былины. Вспомним, князь Владимир Красное Солнышко на всем протяжении всего русского былинного эпоса никогда не возглавляет войско, никогда не занимается обороной своего города, он возглавляет пиры, он раздает награды, общается с богатырями, но в походы никогда не ходит. Как известно, Владимир Креститель хоть и был не так героичен, как его отец Святослав, но большую часть своей жизни провел в походах. Еще одно несходство между Владимиром Всеславичем и Владимиром Святославовичем, крестителем Руси. Более того, когда Владимир Всеславьевич Красное Солнышко пытается вмешаться в оборону Киева от подступающего врага, главный богатырь Илья Муромец его довольно жестко отдергивает «ты князь знай свою княгиню Апраксию», а оборону Киева, дескать, предоставь нам. Илья Муромец в эпосе играет роль фактического главы богатырской дружины, того самого наместника по Ибн-Фадлану, который возглавляет все Киевское войско, раздает указания, накладывает указы, отправляет богатырей в поездки.

Что же, собственно говоря, представляет сам Владимир Красное Солнышко, для чего он нужен? Еще Фрейзером отмечено, что у многих народов существовал священный правитель, должность которого была не водить войско в поход, а воплощать собой весь народ, свою землю перед Богами и другими народами. Поэтому Владимир никогда, как полагается такому священному правителю, никогда не покидает Киев, поэтому Владимир постоянно пирует, чтоб магическим образом поддержать благополучие страны и сочетается со своей княжной Апраксией, которая представляет саму страну, как супруга верховного правителя. Такой архаический, мифологический, с одной стороны, а с другой стороны, тот тип, которому впоследствии через много веков снова вернулась монархия, когда монарх стал не полководцем, а символом народа, как сейчас является британская королева, как символом нации является микадо императоры японцев, таким был древний русский князь.

Недаром, когда Русь в XIX веке появляется на страницах западных хроник, ее правитель и его потомки носят вплоть до X века и даже до XI века странный для нынешнего русского уха, связанный с Хазарией титул каган. Почему каган? Потому что каганы тоже были священными правителями, которые не ходили в походы, а представляли собой, это не обязательно у хазар взято, скорее всего, это взято еще и Авар, которые правили центром Европы. Я говорил о том, что Русь былинная зародилась на Дунае и на Дунае стоит былинный Киев и на Дунае правит Владимир Всеславьевич Красное Солнышко. «Видсид» поэма VII-VIII веков англосаксонская говорит, что жителями «holmrygi», то есть жителями острова ругов (руссов) правит каган, то есть еще с VII-VIII веков этот иноземный титул стал применяться к русским князьям, когда большинство славянских князей превратились уже в вождей. Также о правителях Рюгена, острова руссов на Балтийском море, Саксон Грамматик свидетельствует, что они были окружены огромным почти божественным почтением среди остальных славянских народов и правителей, а Адам Бременский даже пишет, что правители Рюгена единственные имеют титул, который он передает, как «rex» (царь, правитель). Власть священных правителей и на дунайской Руси и на балтийской Руси и в былинах у нас сохранилась память об этой власти – все это имеет давнюю традицию, буквально, с былинных времен. Получается, что у наших предков руссов священная монархия возникла не позднее V века н.э., то есть тогда, когда предки европейских королей, даже не правителей, а вождей франков, англов, германских племен были действительно племенными вождями, вождями дружин, а не правителями и тем более не королями еще в те далекие времена.

Источник - Достояние планеты

Похожие статьи:

История → Рюрик - Первый русский князь

Ремесла → Гончарное мастерство дорюриковских времен

История → Крепость Старая Ладога

Славянские герои → Вещий Олег

История → Сказание о призвании варягов

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Монархия в былинной Руси – возможно ли такое? — Славянская культура

Монархия в былинной Руси – возможно ли такое?

Высокоразвитая государственность у славян возникла на много столетий раньше, чем у народов Западной Европы. Своим сенсационным открытием делится выдающийся русский историк, специалист по Дохристианской Руси Лев Прозоров.

Считается, что монархия на Руси возникла не раньше 16 века. Но, реконструируя быт и нравы Дохристианской Руси на основе русского былинного эпоса, историки наталкиваются на чёткие признаки монархического правления, которые имели место не позднее 7-8 века н.э. В этот период западноевропейские народы управлялись ещё племенными вождями. А на Руси уже был свой «священный правитель», «символ нации», «Помазанник Божий». Он был призван олицетворять собой народ и землю перед Богами и другими народами. 

-Работая над своей диссертацией, над книгой о киевских богатырях, перенесшей уже немало изданий, я обнаружил еще одну вещь. Оказывается, на Руси были священные монархи, в то время, когда, по мнению большинства историков, у нас был первобытный общинный строй, былина и не только она показывает, что Русью правили настоящие священные правители на подобии японских микадо, как сейчас японские императоры представляют собой священный символ, воплощение божества на японской земле. Такими же когда-то были, в те далекие времена, правители Руси.

Принято считать, что монархия на Руси, власть, сосредоточенная в единых руках, когда не просто вождь вел за собой дружину, а был правитель, который воплощал в себе волю всему народу и всей земли, появилось на Руси в XVI, а то и в XVII веках при Иване Грозном или при первых Романовых. До этого у нас были дружинные вожди, и мы в очередной раз отстали. Но когда я изучал былины, когда писал книгу о былинных богатырях, я обнаружил, что Владимир Красное Солнышко, Всеславьевич из былин не похож на тот облик дружинного вождя, который показывают нам летописи, он, с одной стороны, очень древний, а с другой стороны, это правитель другого особенного типа. Ибн-Фадлан описывает погребение знатного русса, но большинство исследователей не обращают внимания на то, что там сказано про правителя Руси, ибо слишком это описание отличается от того, что мы знаем по летописям, что князь Игорь, правивший во времена Ибн-Фадлана, его сын Святослав ходили в походы во главе войска. Ибн-Фадлан пишет, что царь руссов сидит постоянно посреди покоя большого, пирует и других дел не имеет, а войско за него водит, как он говорит, наместник. По-арабски Ибн-Фадлан называет этого наместника халифом.

Это оказалось очень похожим на тот образ, который создают наши былины. Вспомним, князь Владимир Красное Солнышко на всем протяжении всего русского былинного эпоса никогда не возглавляет войско, никогда не занимается обороной своего города, он возглавляет пиры, он раздает награды, общается с богатырями, но в походы никогда не ходит. Как известно, Владимир Креститель хоть и был не так героичен, как его отец Святослав, но большую часть своей жизни провел в походах. Еще одно несходство между Владимиром Всеславичем и Владимиром Святославовичем, крестителем Руси. Более того, когда Владимир Всеславьевич Красное Солнышко пытается вмешаться в оборону Киева от подступающего врага, главный богатырь Илья Муромец его довольно жестко отдергивает «ты князь знай свою княгиню Апраксию», а оборону Киева, дескать, предоставь нам. Илья Муромец в эпосе играет роль фактического главы богатырской дружины, того самого наместника по Ибн-Фадлану, который возглавляет все Киевское войско, раздает указания, накладывает указы, отправляет богатырей в поездки.

Что же, собственно говоря, представляет сам Владимир Красное Солнышко, для чего он нужен? Еще Фрейзером отмечено, что у многих народов существовал священный правитель, должность которого была не водить войско в поход, а воплощать собой весь народ, свою землю перед Богами и другими народами. Поэтому Владимир никогда, как полагается такому священному правителю, никогда не покидает Киев, поэтому Владимир постоянно пирует, чтоб магическим образом поддержать благополучие страны и сочетается со своей княжной Апраксией, которая представляет саму страну, как супруга верховного правителя. Такой архаический, мифологический, с одной стороны, а с другой стороны, тот тип, которому впоследствии через много веков снова вернулась монархия, когда монарх стал не полководцем, а символом народа, как сейчас является британская королева, как символом нации является микадо императоры японцев, таким был древний русский князь.

Недаром, когда Русь в XIX веке появляется на страницах западных хроник, ее правитель и его потомки носят вплоть до X века и даже до XI века странный для нынешнего русского уха, связанный с Хазарией титул каган. Почему каган? Потому что каганы тоже были священными правителями, которые не ходили в походы, а представляли собой, это не обязательно у хазар взято, скорее всего, это взято еще и Авар, которые правили центром Европы. Я говорил о том, что Русь былинная зародилась на Дунае и на Дунае стоит былинный Киев и на Дунае правит Владимир Всеславьевич Красное Солнышко. «Видсид» поэма VII-VIII веков англосаксонская говорит, что жителями «holmrygi», то есть жителями острова ругов (руссов) правит каган, то есть еще с VII-VIII веков этот иноземный титул стал применяться к русским князьям, когда большинство славянских князей превратились уже в вождей. Также о правителях Рюгена, острова руссов на Балтийском море, Саксон Грамматик свидетельствует, что они были окружены огромным почти божественным почтением среди остальных славянских народов и правителей, а Адам Бременский даже пишет, что правители Рюгена единственные имеют титул, который он передает, как «rex» (царь, правитель). Власть священных правителей и на дунайской Руси и на балтийской Руси и в былинах у нас сохранилась память об этой власти – все это имеет давнюю традицию, буквально, с былинных времен. Получается, что у наших предков руссов священная монархия возникла не позднее V века н.э., то есть тогда, когда предки европейских королей, даже не правителей, а вождей франков, англов, германских племен были действительно племенными вождями, вождями дружин, а не правителями и тем более не королями еще в те далекие времена.

Источник - Достояние планеты

Похожие статьи:

История → Крепость Старая Ладога

Ремесла → Гончарное мастерство дорюриковских времен

История → Рюрик - Первый русский князь

Славянские герои → Вещий Олег

История → Сказание о призвании варягов

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Киевская Русь как раннефеодальная монархия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Витебский государственный университет

имени П.М. Машерова»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «История государства и права славянских народов»

тема: «Киевская Русь как раннефеодальная монархия»

Витебск, 2009

ПЛАН РАБОТЫ:

Введение

Общественный и государственный строй Киевской Руси

Гражданский порядок в древнерусском обществе по «Русской Правде»

Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Высшие органы власти и управления: великий князь, княжеский совет, вече. Развитие великокняжеской юрисдикции. Отношения вассалитета-сюзеренитета. Феодальные съезды. Численная или десятичная система управления и переход к дворцово-вотчинной системе

Особенности местного управления Киевской Руси

Экономическое развитие Киевской Руси

Основные этапы развития денежного обращения древнерусского государства

Заключение

Литература

Введение

В IX в. на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусское государство с центром в городе Киеве. Образованию этого государства способствовало развитие ремесел, техники обработки земли, торговых отношений, укрепившее связи между существовавшими государственными образованиями отдельных славянских племен.

Момент возникновения Древнерусского государства связан с перерастанием политических образований в феодальное государство восточных славян – Древнерусское Киевское государство.

Древнерусское государство, образовалось в IX в. Оно занимало огромную территорию с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам населением.

Усилению объединения способствовали и внешняя торговля, сложные политические отношения с Византией, необходимость борьбы против нападавших племен.

Важным фактором, стимулировавшим объединение, была определенная этническая общность славян, сходство языческих верований.

Однако главным было то обстоятельство, что киевский князь, имевший много земель, рабов, зависимых крестьян, а потому и сильную дружину, мог защитить власть имущих в условиях острой классовой борьбы, увеличивавшихся классовых противоречий.

Древняя Русь имела большое значение в развитии трех братских народов (русского, украинского и белорусского), так как была первой ступенью в истории государственности их общего предка – древнерусской народности.

Древнерусское государство способствовало дальнейшему развитию феодального землевладения, усилению власти феодалов-землевладельцев, угнетению феодально-зависимого населения и явилось одной из крупнейших держав средневековой Европы.

Общественный и государственный строй Киевской Руси

К IX в., времени образования Древнерусского государства, у восточных славян установилась феодальная собственность на землю и сложились классы – феодалы-землевладельцы и феодально-зависимые крестьяне. В господствующий класс феодалов входили киевские князья, общинная знать (бояре), местные (племенные) князья, дружина князей, верхушка служилых людей.

Земельные владения князей росли за счет экспроприации общинных земель, колонизации земель других племен, захвата пустошей. Киевские князья, стоявшие во главе Древнерусского государства, начинали считать себя верховными собственниками всех земель, ранее принадлежавших крестьянам-общинникам. Дань постепенно превращалась в феодальную ренту. Сбор дани приобретал насильственный характер и зачастую вызывал активное сопротивление крестьян.

Крупными феодалами были правители и других княжеств – представители великокняжеской династии, местные князья. В класс феодалов входили бояре – крупные землевладельцы, захватившие общинную землю, княжеские дружинники, получившие землю от князя. Такое земельное владение именовалось вотчиной, постоянным владением, которое могло быть передано по наследству.

Только на княжеской службе можно было сделаться боярином. Бояре из родоплеменной знати за свою вассальную службу получали иммунитет – освобождение от платежа дани и от подсудности княжеского суда, как сам боярин, так и зависимое от него население.

У многих бояр была своя дружина. Его дружинники оседали на земле и превращались в вассалов второй очереди (подвассалов), они обязаны боярину военной службой.

Остальная масса киевского общества, состояла из двух главных слоев: людей свободных и рабов.

С развитием городской жизни и торговой деятельности в составе свободных людей или «мужей» стали различать горожан от сельского населения. Горожане назывались «градскими людьми» и делились на «лучших» или «вятших», т.е. зажиточных, и «молодших» или «черных», т.е. бедных. По занятиям своим они назывались купцами или «гостями» и ремесленниками.

Сельское население носило название смердов, они были свободными людьми, имели свою пашню и свое хозяйство. Если смерд шел в батраки к землевладельцу и работал на его земле, то он не считался самостоятельным человеком и носил название «закупа». Закуп, однако, не был рабом, он мог снова стать смердом, если мог рассчитаться со своим хозяином.

Впоследствии смердами стали называть всех феодально-зависимых крестьян. Смерды жили общинами, носившими название «верви» или «погоста».

Человек, принадлежавший какому-либо союзу или входивший в какое-то сообщество, пользовался защитой рода, общины, дружины, товарищества. Лишенный же покровительства своих близких, изгнанный из какого-либо сообщества, человек становился беззащитным. Его можно было «убить во пса место» и остаться безнаказанным. Такие беспризорные и беззащитные люди назывались «изгоями». Изгои были как бы «изжитые», выкинутые вон из жизни люди. [2.с.22]

Часть населения составляли рабы. Рабов-пленников называли «челядь». Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам (самопродажа в рабство, женитьба на рабе, сбежавший закуп и др.), назывались холопами.

Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты новой феодальной формации и старой, первобытнообщинной. Во главе государства стоял наследственный князь, называвшийся великим князем. Он управлял при помощи совета других князей и дружинников. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь располагал значительной военной силой, куда входил и флот.

Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Князя окружала дружина. Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в походах, делили дань и военную добычу, пировали вместе с князем. Князь советовался с дружиной по всем делам.

Гражданский порядок в древнерусском обществе

по «Русской Правде»

Древнейшим сводом законов Руси является Русская Правда. В Русской Правде нашли свое отражение основные отрасли права.

Феодальная собственность на землю становится дифференцированной. Сначала крупным землевладельцем становился князь. Он раздавал свои земли боярам-вассалам, они со своей стороны раздавали полученную землю своим боярам и близким людям. Постепенно полученные за службу князю земли закрепились за боярами и слугами и превратились в наследственные и стали называться вотчинами, а земли, которые давались в условное владение за службу и под условие службы назывались поместья. Крупными земельными собственниками стали князья.

Великие киевские князья признавали Русскую землю своим благоприобретенным имением и считали вправе распоряжаться ею по своему произволу: дарить, завещать, бросать. А при отсутствии завещания власть переходила по наследству к детям умиравших князей.

В Русской Правде есть карательные постановления о нарушении границ поземельного владения.

Земля была коллективной собственностью общины. Русскую общину составляли жители селения или деревни, владеющие сообща принадлежащей селению землей. Каждый совершеннолетний поселянин мужского пола имел право на участок земли, равный участкам других жителей его селения, где практиковался периодический передел земли. Только двор, состоящий из избы, холодных построек и огорода, составлял наследственную собственность семейства без права отчуждения лицам, не принадлежащим к общине. Леса, сенокосы и выгоны находились в общем пользовании. Возделанная пахотная земля делилась на равные участки, состоявшие во временном пользовании членов общины, и периодически перераспределялась между ними обыкновенно через 6, 9, 12 лет. Подати и повинности, лежавшие на общине, распределялись между дворами. [2.с.27]

Наследство, называемое в Русской Правде открывалось в момент смерти отца семейства и переходило к наследникам или по завещанию, или по закону. Отец имел право разделить свое имение между детьми и выделить из него часть своей жене по своему усмотрению. Мать могла передать свое имущество любому из сыновей, которого признавала наиболее достойным. Наследование же по закону открывалось тогда, когда после своей смерти наследодатель не оставил завещания.

После отца, не оставившего завещания и не разделившего своего дома при жизни, наследовали законные дети умершего, причем часть наследства шла в пользу церкви «на помин души усопшего» и часть – в пользу пережившей супруги, если муж при жизни не назначил ей доли из своего имущества. Дети, рожденные от рабы, не наследовали отцу, а получали вместе с матерью свободу. Между детьми законнорожденными в праве наследования предпочитались сыновья дочерям, но братья, исключившие сестер из наследства, обязывались содержать их до выхода замуж; а при выходе замуж – должны были снабдить их приданым по своим средствам. [2.с.29]

Двор отцовский без раздела переходил к младшему сыну. Имущество матери, не оставившей завещания, наследовал сын, в доме которого она жила после смерти мужа. Имущество княжеского смерда наследовали лишь его сыновья, а когда их не было, то все имущество умершего поступало князю, причем часть наследства выделялась незамужним дочерям.

mirznanii.com

Всегда ли на Руси правили монархи?. Кто есть кто в истории России

Всегда ли на Руси правили монархи?

С самого начала своей государственности и до 1917 года Россия была страной с монархической формой правления. Однако и в ее истории был эпизод, когда в одной из русских областей образовалась самая настоящая демократическая республика. В историю она вошла под именем Новгородской феодальной республики, а в то время имела почетное наименование «Господин Великий Новгород».

Сначала Новгородская земля входила в состав Киевской Руси. Но в XII веке, в период феодальной раздробленности, Новгород освободился от власти Киева и стал самостоятельным центром довольно обширной территории на севере Руси. Вплоть до XV века новгородские земли являлись практически независимым государством. Новгород поддерживал отношения с Европой и резко отличался по своему устройству от остальных русских княжеств.

Впрочем, и здесь тоже был свой князь, которого обычно приглашали из других земель. Но он не имел реальной власти, был лишен большинства земельных владений и выполнял лишь функции главного военачальника. В любой момент этот князь мог быть изгнан из Новгорода.

Высшим органом власти в Великом Новгороде являлось народное собрание – вече. На него собиралось как городское, так и свободное сельское население. Новгородское вече избирало посадника (высшая государственная должность), тысяцкого и даже архиепископа, решало все важнейшие вопросы общественной жизни. Большую роль в Новгороде играли бояре. В политических делах участвовало и торгово-ремесленное население, которое имело свои объединения, состоящие из кончан (жителей «концов», окраин города), уличан (жителей улиц, обычных горожан) и сотен.

Случалось, что недовольный решениями властей народ сам собирался на сходки. Бывало, что и бояре, враждуя между собой, побуждали простолюдинов к волнениям. В ход шли не только уговоры, но и большие деньги, и тогда на вече появлялись подкупленные крикуны-вечники. Доходило до того, что иногда в одно и то же время собирались два враждебных друг другу веча. Они сходились на Волховском мосту, где и завязывалась схватка, причем противники норовили столкнуть друг друга в реку. В таких случаях разнимать и утихомиривать стороны мог лишь архиепископ в полном церковном облачении и с крестом в руке.

Новгородская демократия примечательна еще и тем, что при ней впервые на Руси проявилось свободомыслие. Именно в Новгороде возникли «ереси», направленные против господства официальной церкви.

Новгородская республика долгое время была «костью в горле» набиравшим все большую и большую силу московским князьям. Наконец, когда последние объединили все русские земли вокруг Москвы, Новгородчина была также включена в состав Русского централизованного государства. Независимость Новгорода пала в 1478 году при Иване III. Многие горожане были насильственно выдворены из родного города и расселены по другим местам. Вечевой колокол – символ ненавистной демократии – был привезен в Москву, где «вознесли его на колокольницу, – говорит летописец, – с прочими колоколами звонити».

Почти через 100 лет, в 1570 году, царь Иван Грозный, ненавидя свободное прошлое Новгорода, совершил бессмысленный поход на Новгородскую землю. Царские опричники подвергли ее страшному разгрому. Уничтожались не только ни в чем не повинные жители, но даже домашний скот.

От этого удара Новгород уже никогда не смог оправиться. Колыбель русской государственности и русской демократии превратилась в заурядную российскую провинцию.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru