Читать онлайн "Древняя мудрость Руси. Сказки. Летописи. Былины" автора Жикаренцев Владимир Васильевич - RuLit - Страница 1. Сказания и былины древней руси
Презентация "Былины Древней Руси"
Вольга – богатырь-оборотень
В русском фольклоре богатырь Вольга, он же князь, предводитель дружины, старейшина рода, относится к одним из самых древних персонажей. Вольга не отличался особой силой, его главное «оружие» - способность обернуться в любое живое существо. Он кудесник-оборотень, унаследовавший свои волшебные свойства от отца-змея.
Вольга - богатырь-оборотень. Худ. Г.Н.Юдин
Вольга с дружиной
Вольга собрал дружину, обучил воинов, и первый свой боевой поход он совершил в царство турецкого султана. Дружина Вольги захватила богатую добычу – много золота, серебра, драгоценных камней. Но Вольга не остался жить в Турции, а вернулся на родину, стал княжить и собирать со своих крестьян подати.
Вольга с дружиной. Худ. Г.Н.Юдин
Вольга и Микула Селянинович
Микула Селянинович – простой мужик, пахарь, который так пахал землю, что за три версты слышно, выкорчевывал корневища, выкидывал огромные валуны. Вольга понял, что Микула обладает богатырской силой, и предложил ему вступить в его дружину. Микула дал согласие, но сначала он решил проверить силу воинов Вольги, попросив их вытащить из земли соху, отряхнуть ее и забросить за ракитов куст, чтобы злые люди не позарились на его добро. Дружинники Вольги не смогли этого сделать. Только Микула одной рукой вытащил соху из земли, отряхнул ее и забросил за ракитов куст. Так простой мужик, пахарь Микула Селянинович посрамил богатырей Вольги Святославовича. Эта былина так и называется «Вольга и Микула Селянинович».
Микула Селянинович и Вольга. Худ. Г.Н.Юдин
Святогор
Русский богатырь Святогор живет в святых горах, редко спускается с них к людям. Он огромен, «выше леса стоячего, головой упирается под облако ходячее», его с трудом носит мать сыра земля. Он воплощает в себе могучую, исполинскую силу, но он богатырь-одиночка и сила его бесполезная. Святогор не совершил никаких подвигов, только напрасно похвалялся своей удалью, за что и пострадал. Он не смог поднять котомку переметную с земли. А пахарь Микула Селянинович легко вскинул ее на плечо и отправился своей дорогой.
Русский богатырь Святогор тянет суму переметную. Худ. И.В.Симаков
Святогор. Худ. Н.К.Рерих
Илья Муромец
В образе Ильи Муромца, самого известного и любимого в народе русского богатыря, воплощены лучшие национальные черты: доброта, сила, справедливость, честность. Народная память сохранила свыше десяти былинных сюжетов о его подвигах. Илья Муромец – собирательный образ защитника земли русской.
Богатырь. Худ. В.М.Васнецов
Памятник Илье Муромцу в Муроме
Исцеление Ильи Муромца
Согласно былинам, крестьянский сын Илья родился в селе Карачарово под Муромом. С рождения не мог двигаться и дожил так до 30 лет, лежа на печи. Его исцелили старцы, калики перехожие, наделили его силой великой, сказали, что он будет жить-поживать, много воевать и смерти ему неоткуда ждать. Илья Муромец подобрал себе коня, Бурушко-косматушко, и отправился на военную службу.
Болезнь Ильи Муромца. Худ. П.М. Кубеева
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Свой первый богатырский подвиг Илья Муромец совершил во время поездки в стольный град Киев. Возле Чернигова встретился он с вражьей «черной силушкой», готовившейся захватить город. Всю ее побил и въехал в Чернигов-град. Встретили его черниговцы с радостью, предложили ему княжить у них. Отказался Илья. Ему надо ехать в Киев. Предупредили его мужики, что по прямой дороге ехать опасно, в лесу на семи дубах сидит Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, страшное существо, пугающее всех своим жутким соловьиным свистом, змеиным шипением, звериным рычанием, от которых люди умирают. Никто не сумел победить его.
О том, кто победил Соловья-разбойника, можно прочитать в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Илья Муромец поражает Соловья-разбойника. Худ. Н.Н. Каразин
Илья Муромец и Идолище поганое
Эта былина дошла до нашего времени в нескольких вариантах. В одном говорится, что действие происходит в Киеве, в другом – в столице Византии Царьграде. Идолище поганое – это обобщенный образ иноземного врага, захватчика. Им мог быть татарский хан или печенег. Илья Муромец отправился в Царьград, чтобы освободить город от захватившего его страшного Идолища.
О победе над этим иноземным врагом говорится в былине «Илья Муромец и Идолище поганое».
Идолище поганое. Худ. П.М. Кубеева
Илья Муромец и Калин-царь
В этой былине в обобщенном виде отражена борьба русского народа против монголо-татарского нашествия. В образе Калин-царя воплощены черты предводителей татар, Мамая и Батыя.
Однажды Илья Муромец сильно поссорился с князем Владимиром Красное Солнышко. Приказал князь наказать богатыря – посадить в погреб глубокий, не давать ему ни есть, ни пить. Узнала о жестоком решении своего мужа его жена Апраксия и поняла, что большая беда может случиться, если нападут на Русь враги, не устоит Киев, попадут в полон его жители.
О том, как русский богатырь защищал родную землю, можно прочитать в былине «Илья Муромец и Калин-царь».
Илья Муромец и Калин-царь. Худ. Г.Н. Юдин
Смерть Святогора
Былинный богатырь Святогор был самый сильный, самый великий среди всех русских богатырей. Но за свою долгую жизнь он не совершил никаких достойных подвигов. Только перед смертью Святогор захотел отдать Илье Муромцу свою силу и своего коня. Однако Илья отказался. Не нужно ему излишней силы, от которой страдает мать сыра земля, не нужен и чужой чудо-конь.
Илья Муромец и Святогор. Худ. И.Я. Билибин
Добрыня Никитич
Добрыня Никитич обладал немалой силой, добивался побед в ратных делах благодаря своей ловкости и уму. Он метко стрелял из лука, ловко дрался на саблях, но он же мастерски играл на гуслях. Он был разносторонним человеком, вызывал интерес у многих людей. В былине Добрыня купается в Пучай-реке – это символ крещения и убивает Змея – уничтожает символ язычества.
Поход Добрыни Никитича против Змея лютого. Худ. Г.Н. Юдин
Добрыня Никитич и Змей Горыныч
Семиглавый Змей Горыныч живет на Сорочинской горе, огнем дышит, руками-хоботами людей хватает, душит их. Много русских в плену у Змея. Добрыню Никитича предупреждала мать Амфела Тимофеевна, чтобы не ехал он на эту гору, не испытывал судьбу. Тот ее не послушался. На горе Сорочинской потоптал всех змеенышей и выпустил на волю всех пленных русских. Над рекой огнедышащей появился Змей Горыныч с двенадцатью хоботами. Добрыня не растерялся, швырнул шапку с песком прямо Змею в глаза. Ослеп Змей Горыныч, захлопал крыльями, завыл от боли и упал на землю. Добрыня хотел отрезать ножом огнедышащую голову Змею, но тот взмолился о пощаде. Добрыня ему поверил, сжалился и отпустил, но, как выяснилось, напрасно.
Бой Добрыни со Змеем. Худ. В.М. Васнецов
Добрыня Никитич и Забава Путятична
Забава Путятична – племянница киевского князя Владимира. Ее похитил Змей Горыныч после того, как его пощадил Добрыня Никитич. Очень опечалился князь Владимир, просил Добрыню освободить свою красавицу-племянницу. Богатырь опять поскакал на гору Сорочинскую, потоптал змеенышей, стал выпускать из плена захваченных русских. Разозлился Змей Горыныч и вызвал Добрыню на бой. Три дня и три ночи бились они, обессилили, ни один не победил другого. Тогда Добрыня собрал последние силы, а Змей не выдержал, споткнулся. Тут богатырь и срубил ему голову, а потом выпустил из змеиной горы Забаву Путятичну. Все благодарили Добрыню Никитича, обещали сохранить о нем память великую.
О битве со Змеем и об освобождении Забавы Путятичны говорится в былине «Добрыня и Змей».
Добрыня освобождает Забаву Путятичну. Худ. И.Я.Билибин
Невеста для Добрыни Никитича
Былины о женитьбе Добрыни Никитича встречаются в разных вариантах. В одной рассказывается о случайной встрече Добрыни в чистом поле с одним всадником, которого он вначале принял за богатыря. Немало усилий понадобилось ему, чтобы подъехать ближе и понять, что он ошибся. За богатыря он принял девушку, красавицу Настасью, дочь Микулишну, сильную, готовую дать достойный отпор любому мужчине. Очень понравилась Добрыне Настасья, к ней богатырь и посватался. Она согласилась стать его женой.
Добрыня Никитич и хан Ботиян
В былине о двух богатырях, Добрыне Никитиче и Василии Казимировиче, рассказывается о том времени в истории Руси, когда русские князья должны были платить дань Золотой Орде. Но Добрыня не захотел платить. Вместе с Василием Казимировичем он сумел умом и силой победить татарского хана Ботияна. Русские богатыри не только не заплатили хану дани, а, наоборот, заставили его заплатить им дань. И привезли они в Киев немало богатств.
Добрыня – посол князя Владимира. Худ. Г.Н. Юдин
Добрыня и татарский богатырский боец. Худ. Г.Н. Юдин
Алеша Попович
Богатыри (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович). Худ. В.М. Васнецов
Третий по значению русский богатырь, Алеша Попович, был не так силен, как два его старших собрата – Илья Муромец и Добрыня Никитич. Но он был храбр до безрассудства. Врагов на Руси побеждал не столько силой, сколько отвагой и хитростью.
Алеша Попович и Тугарин Змеевич
Тугарин Змеевич. Худ. П.М.Кубеева
Однажды Алеша Попович вызвал на бой Тугарина Змеевича, который захватил Киев и правил им. Слуги его носили на золотых носилках, никому он не кланялся, ни с кем не здоровался. Алеша Попович убил басурмана-злодея, а в доказательство принес князю Владимиру голову своего врага. Об их битве рассказывает былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
Ставр Годинович
Ставр Годинович – молодой новгородский боярин, славившийся своей игрой на гуслях. В основе былины о Ставре Годиновиче использован исторический факт: в 1118 году киевский князь Владимир Мономах за какие-то провинности заточил в подземелье боярина Ставра Годиновича. В былине действие перенесено на сто с лишним лет назад, в эпоху правления другого князя, Владимира Красное Солнышко, крестителя Руси. Своего любимого мужа хитростью освободила его жена.
Ставр Годинович в подземелье. Худ. П.М. Кубеева
Женщина - богатырь
Василиса Микулишна Худ. С.С.Соломко
Василиса Микулишна – жена боярина Ставра Годиновича, которого заточили в подземелье. Она поленица – женщина-богатырь. Она была не только красивой и сильной, но и умной. Василиса Микулишна хитростью освободила из подземелья своего мужа. Об этом рассказывает былина «Хитрость поленицы».
Ставр Годинович и Василиса Микулишна Худ. Г.Н.Юдин
Соловей Будимирович
Герой русских былин богатый удалой купец Соловей Будимирович, родом из северных, новгородских земель, решил посвататься к племяннице киевского князя Владимира, красавице Забаве Путятичне. Тридцать кораблей снарядил он для этой поездки. В качестве подарков взял с собой меха черных соболей, черно-бурых лисиц, а также много золота и серебра. Вместе с дружиной молодецкой приплыл по Днепру к стольному граду Киеву.
Выдал ли Владимир-князь свою красавицу-племянницу за новгородского купца можно прочитать в былине «Женитьба Соловья Будимировича».
Соловей Будимирович и Забава Путятична. Худ. Г.Н. Юдин
Садко
Садко, богатый новгородский гость. Худ. А.П.Рябушкин
Новгородский торг. Худ. А. М. Васнецов
Садко – новгородский купец, гусляр. Прообразом былинного Садко послужила историческая личность, купец-богач Садко Сытинец, о котором в летописи сообщается, что заложил он в Новгороде каменную церковь в честь святых Бориса и Глеба.
Садко и водяной царь
Садко и водяной царь Худ. П.М. Кубеева
Новгородский гусляр Садко разбогател благодаря помощи водяного царя, но царь не забыл о нем, зазвал к себе в подводное царство. Так и остался бы Садко на дне Ильмень-озера, если бы не подсказки Николая Угодника… О приключениях Садко в подводном царстве рассказывается в одноименной былине.
Садко в подводном царстве. Худ. И.Е.Репин
Проверь себя!
- Кто такой богатырь-оборотень?
2. Какой богатырь живет в святых горах?
3. Какой богатырь является самым известным и любимым народом?
4. Какой первый богатырский подвиг совершил Илья Муромец?
5. Кто из богатырей за свою жизнь не совершил никаких достойных подвигов, хотя был самым сильным, самым великим?
6. Кто из богатырей бился со Змеем Горынычем?
7. С кем сражался Алеша Попович?
8. Кто такая поленица?
9. Кто еще, кроме богатырей, являются героями былин?
10. На берегу какого озера Садко играл на гуслях?
Читайте былины, и вы откроете для себя огромный мир Древней Руси. Богатыри и их деяния всегда будут восхищать нас. Русский эпос – величайшее искусство нашего народа.
Источники
- М.Кубеев. 100 великих легенд и мифов мира. М., «Вече», 2010.
2. Добрыня и Змей. Десять былин. М., «Дет. лит.», 1976.
Спасибо за внимание!
Презентацию подготовила
учитель русского языка и литературы МОУ «Мошонская основная общеобразовательная школа»
Крючкова
Галина
Анатольевна
multiurok.ru
Правда о Древней Руси зашифрована в былинах. Почему русские былины…
Почему русские былины изменялись только внешне, сохраняя суть? Где на самом деле жил Илья Муромец и кто такой Идолище Поганое? Зачем Илья Муромец хотел разгромить Византию? Почему былинный Киев стоит не на Днепре, а на Дунае? Могла ли Древняя Русь граничить с Италией? Откуда в былинах столько «языческих» обрядов и символов? Каким был обряд похорон знатных людей в Древней Руси? Был ли Князь Владимир Красно Солнышко русских былин тем человеком, который крестил Русь? Каков возраст русского эпоса? О том, какая информация зашифрована в русских былинах, рассказывает историк Лев Прозоров.
-А знаете ли вы, что русский народ – один из немногих народов мира, сохранивший богатейший крупнейший национальный эпос: былины. Не только то немногое, что всем известно: при Илью Муромца и Соловья Разбойника, про Алешу Тугарина. Масса героев, масса сюжетов, масса событий. Веками сказители пересказывали, переходили в семьях от бабки к внучке, от деда к внуку – переходили предания о богатырях. Священным долгом своим считали родители рассказывать, ничего не меняя. Хотя не всегда это удавалось, потому что время шло, изменялась жизнь, изменялся мир. И какие-то изменения на былинах сказывались. Появлялись какие-то новые персонажи, новые имена, потому что старые звучали не совсем понятно. Хотин превращался в Хотея, Лешка – в Алешу и так далее. Простой пример: былина об Илье Муромце и Идолище поганом первоначально в самых древних своих записях 17-го века – еще до Петра – повествует о том, что Илья отправился в поход на Царь-град, а Идолище поганое был слугой царь-градского кесаря: царь-градским богатырем – и собирался убить его ради приказа своего покровителя: византийского императора. И когда Илья со своими сподвижниками под видом перехожих пробрался в царь-град и побил идолище, тем самым он спас Русь от набега, спровоцированного византийцами. В последствии, когда на север… русский север хранились веками былины о потоке старообрядцев от преследований старообрядцев петровских, а старообрядцы царь-град: центр византийской веры – очень почитали. Стало как-то немножко неудобно описывать ситуацию, как православный богатырь – тем более, что в 17-м веке Илью задним числом записали в православные святые, – как-то неудобно стало, что русский богатырь, да еще и святой воюет со святым городом царь-градом.
И потому Идолище сделали уже не слугой, а пленителем, захватчиком царь-градского отца, царь-градского императора, а Илья стал спасителем святого города от захватчика, от негодяя. Но и это впоследствии сказителям показалось уж слишком далеким. И былина претерпела еще одно изменение. Ее сюжет переместился в Киев – и Илья спасал Русь уже в Киеве. Но тем не менее, несмотря на все эти изменения, очень много сохранилось с древнейших времен.
Отголоски былинных преданий мы встречаем в записях арабов 10-го века: Ибн Фадлана, Ибн Рушд. И получается, что уже в десятом веке уже сложенные былины были известны, исполнялись, их слышали арабские путешественники. Как же так получается? Получается, что былины сложились в языческие времена? Если мы присмотримся к текстам былин, мы обнаружим: да, сложились в языческие времена. Когда враг подходит к городу Киеву и Владимир Красное Солнышко, испуганный этим, собирается бежать, княгиня говорит ему: «Не бойся, а пойди ты к церквушке, молись богам нашим могучим». Из этого уже видно, что боги могучие.
Изначально там, конечно, была не церковь, раз Владимиру предлагается поклониться в этой церкви – якобы церкви богам могучим. В былинах сохранилось описание языческого обряда погребения в былине про Михаила Батурина: погребение в ладье, в колонне белодубовой, оббитой тесом по бокам, вместе с конем, вместе с женой. Такие обряды, конечно, в ближайшем окружении князя, то есть том, которые должны были первыми обратиться к новой вере, могли быть только в языческие времена. Но я уже говорил, что Ибн Фадлан, живший еще до крещения, описывает вещи, явно пересекающиеся с былинами.
«Ну как же так?» – могут спросить меня. Владимир-то у нас Красное Солнышко традиционно считается тем самым Владимиром, что крестил Русь. Получается, что не совсем так. В былинах Владимир вплоть до конца 19-го века, начала 20-го никогда не называется Святославовичем. Он везде называется Всеславовичем. Этого мало. Где княжит Владимир? В Киеве. А где стоит Киев? Всем понятно, что современный Киев: столица Украинской республики – находится на Днепре. В былинах он находится не на Днепре. Если вы видели картину Васильева «Рождение Дуная», то помните, что, по преданию – по былинному преданию Дунай-река зародилась из крови заколовшегося, бросившегося на меч богатыря. Кстати, тоже языческая черта, поскольку всем известно, что христианство самоубийство сурово осуждает, а вот у русов-язычников был такой обычай: когда человек обесчестил себя, а Дунай себя обесчестил, погубив свою жену, доверившуюся ему, он должен броситься на меч.
Так и делает Дунай в легенде. Но делает он это под Киевом. И под Киевом от его крови протекает Дунай-река. И это не единственный случай. В другой былине Илья Муромец, ведя на подмогу к осажденному очередным вражеским полчищем Киеву своих соратников, вместе с ними на конях перескакивает Дунай-реку. По Дунай-реке к Киеву приплывает Дюк Степанович в третьей былине. И таких примеров множество. Былинный Киев находится на Дунае, и правит там не Владимир Святославович, а Владимир Всеславович Красное Солнышко. Это совпадает с преданиями немецкими и шведскими о том, что Ильяз Русский: лучший воин прусского короля Вольдемара – сражался еще с готами и гуннами в стране, которая была… Граничила одновременно с апулийскими землями в Италии и землями вертинов, то есть веретов Лютичей: половских славян.
А если мы возьмем наши былины, найдем мы там упоминание об этом? Найдем. В былинах упоминается, что Илья Муромец жил несколько лет в тальянской земле, прижил там дочь, которая потом вернулась на Русь как богатырка и вступила в поединок со своим родителем. И в былинах же упоминается о том, что Киевское княжество тоже граничит с землей помарианской – тоже еще одно из названий земель балтийских славян.
Таким образом, и былины русские и немецкие предания по их мотивам и шведские предания по их мотивам указывают, что былины гораздо древнее, чем принято считать. Как минимум уже в рунах они существовали. Традиционно считается, что якобы там смещения какие-то произошли. Но это немножко странно, потому что подданные Вольдемара Конбергского Владимира Крестителя скандинавы прекрасно знали. И они не стали бы отлично знакомого им правителя соседнего государства сдвигать в древность готам и гуннам. Такого, конечно, произойти не могло.
В частности, например, Владимир Красное Солнышко в былинах ведет себя совершенно не так, как вели себя летописные князья Киевской Руси, зато очень похоже на то, как явно с песен русов описывал царя русов Ибн Фадлан. То есть, получается, что по былинам, если посмотреть внимательно тексты… Что Русь былинная… Русь былинная и Киев былинный расположены не совсем там, где мы их привыкли расставлять: не в Восточной, а в Центральной Европе. Не даром Илья Муромец постоянно ездит по латынским, то есть римским, знаменитым римским дорогам. И это, кстати, совпадает с исследованиями многих ученых, которые по названиям местностей, по упоминаниям подчеркивают, что в Центральной Европе в среднем течении Дуная в Средневековье долго еще помнилось о том, что там находилась какая-то Русь, родственная нашей. Видимо, памятью о той Руси и являются дошедшие до нас сейчас, перенесенные на нашу почву, киевские богатырские былины.
swarogfond.livejournal.com
Правда о России. Русские сказки и былины
Изучая русский фольклор, ученые XIX века обнаружили поразительную вещь: русские в XVII–XIX столетиях очень хорошо помнили Древнюю Русь. По всему Северу – в Ярославской, Олонецкой, Архангельской губерниях – рассказывали былины. Это были предания о богатырях, служивших древним киевским князьям. Память народа хранила истории двора Владимира Красное Солнышко, правнука Рюрика, правившего в Киеве в 978– 1015 годах.
Иван ЭГГИНК (1787–1867), «Великий князь Владимир выбирает веру». Выбор религии, как и выбор алфавита, — ответственное дело. От него в очень большой степени зависит, с кем в будущем дружить, а с кем воевать
Такова официальная версия определения, кто изображен в русских былинах под именем князя Владимира Красное Солнышко. Хотя мне лично всегда казалось, что речь фактически идет о слиянии в народном сознании двух исторических персонажей: собственно Владимира Святого – крестителя Руси и Владимира, долгие годы княжившего на Северо-Западе, в Новгороде Великом – Владимира Мономаха. Они-то оба и слились в народном эпосе в собирательный образ Владимира Красное Солнышко. Именно во времена их княжения (и между ними) наивысшего экономического и политического влияния достигла Киевская Русь.
Не будем пока объяснять некую «странность» – рассказчики былин в глуши северных лесов часто и не знали, где находятся Чернигов и Киев! Но «почему-то» народная память о Киевской Руси не задержалась ни под Киевом, ни под Черниговым. Она сохранилась именно на севере. Отметим этот важный момент, – он еще понадобится нам, чтобы объяснить очередной миф.
Несколько толстых книг можно заполнить историями приключений Ильи Муромца, Алеши Поповича, Микулы Селяниновича и других богатырей. Их сражениями с трехглавым драконом, Змеем-Горынычем, сидевшим на дубу Соловьем-Разбойником, иноземными богатырями, «наскакавшими» из степи.
Васнецов. Картина «Богатыри» (Три богатыря). 1898
Красивая сказка? Да, в былинах много откровенно сказочных персонажей: Соловей-Разбойник и Змей-Горыныч. Сказочны описания силы богатырей да и их врагов, легко поднимавших булаву в сорок пудов, на месте следов которых оставались озера.
Как-то Добрыня Никитич «видит в поле громадные следы от копыт: каждый след величиной с полпечи. Присматривается Добрыня к следу, говорит себе:– Это, видно, Жидовин, чужой богатырь, заехал в наши вольные степи из земли жидовской».
Этот самый Жидовин из земли жидовской – самый настоящий богатырь, ничем не хуже того же Ильи Муромца: «Чернеется громадное: конь, как гора, на нем богатырь, словно сена копна, – не видать лица под меховой шапкой пушистой». Палицей он играет «весом в девяносто пудов». Даже одолев Жидовина, Илья Муромец говорит: «Тридцать лет езжу я в поле, братцы мои названые, а такого чуда ни разу еще не наезживал!»Но ведь и остальные чудища, побеждаемые Ильей, не лыком шиты.
Так же сказочно-условны, возвышенны, отрешенны образы Владимира, и его «светлой княгинюшки», и самих богатырей. Скорее, икона, чем портрет. Скорее, житие, чем биография.
Все так. Но при всей сказочности деталей, откровенной условности повествования былины строго привязаны к совершенно определенному периоду русской истории. Первые богатыри появляются при дворе киевского князя Владимира, то есть на рубеже X и XI веков. Последний из богатырей, Алеша Попович, погибает в битве на Калке в 1224 году – в первой битве с монголами. Былины, собранные на севере Руси, хранят не только память о степях, о хазарах и печенегах, о Киеве и о Черном море, но и о событиях 230–240 лет русской истории.
Былины – это одновременно исторический источник и первый на Руси пример исторического мифа. Это не политический миф, не литературный: былины дают образ народа – такой, каким хотел бы видеть себя народ.
Положительный миф? Несомненно! Но, читая былины, убеждаешься: отразившийся в них коллективный образ народа на редкость симпатичен. Именно образ – проявление архетипа. Реальные исторические персонажи могут быть довольно далеки от описанных в былинах. Достаточно сказать, что былины умиленно живописуют супружескую идиллию Владимира Красное Солнышко и «его светлой княгинюшки». И появляются они вместе, и уходят, проводив гостей, и княгиня демонстрирует все необходимые для женщины качества скромности, стыдливости, покорности мужу. И Владимир то заботливо уводит уставшую пировать жену, то обнимает княгиню, прикрывая ее рукой от разбушевавшегося Соловья, то лукаво посматривает на нее, слушая о приключениях Забавы Путятишны.
Не случайно былины ни разу не называют «светлую княгинюшку» по имени. Потому что было у Владимира до 40 жен, и даже брак с византийской царевной Анной, сестрой правящих базилевсов Константина и Василия, мало что изменил. То есть для порядка несколько телег с женами князя разъехались по разным городам, а часть женщин Владимир раздал своим приближенным и сподвижникам. Причем, может, и кому-то из богатырей досталась жена «с княжеского»… плеча, как знать.
Такова история. Во времена Владимира еще живо было язычество. Князья носили два имени – христианское и языческое, и тот же Владимир – Владей Миром – был Василием в крещении. Двоеверие пронизывало жизнь Древней Руси, языческие традиции вовсе не казались чем-то странным для первых поколений христиан.Но авторы былин совершенно не желают считаться с историей! Былины-то сочиняли и передавали потомственные христиане! Они совершенно не одобряли языческой легкости нравов, и хотели видеть князей строгими единоженцами, приличными и верными мужьями. Владимир описан в былинах самыми симпатичными красками. Ну народ и дает ему хорошую жену, достойную такого славного князя.
И вообще, мораль былин исключительно высока. Аналоги былин есть и в Европе. Например, британские сказания о короле Артуре и рыцарях Круглого стола или повествования о графе Роланде. Но в европейских сказаниях супружеская измена – дело довольно обычное.
Например, своим рождением король Артур обязан тому, что предсказатель Мерлин узнал по звездам: если именно в эту ночь жена герцога Горлойса Игрейна зачнет младенца от короля Утера Пендрагона, то на свет появится великий король, объединитель и слава Британии. Обсудив этот важный вопрос с королем, колдун Мерлин отвлек стражу, и король Утер проник в замок своего верного вассала, герцога Горлойса. Околдованная стража приняла его за самого герцога, младенец был зачат… Фанфары!!!
«Король Артур на Авалоне», картина Эдварда Берн-Джонса
Образ короля Артура сделался для своего общества еще ярче и интереснее – посланец небес, с появлением на свет которого связана такая увлекательная история!
…Но вот авторы былин сочли бы такое происхождение «неправильным» и даже обидным для героя.
Самому королю Артуру принято сочувствовать, потому что обе жены были ему неверны. Одна из сторон трагедии Артура в том, что он должен поддерживать самые лучшие отношения с братом Ланселота Бедуиром, которого любит королева.
Личная трагедия короля может быть выражена очень красиво, в самых изысканных выражениях.
Незыблема вершина Камелота,Британия становится сильней.Но что за неотступная заботаТебя не выпускает из когтей?
А все, от бедняка до кавалера,Все знают, чья в печали той вина:Прекрасна королева Гвиневера,Прекрасна, но Артуру не верна.
Сильны и многочисленны отряды,Что за тобой идут на саксов в бой.Но кто стоит с тобой так часто рядом,Но взглядом не встречается с тобой?
Цвет рыцарства, герой, краса турнира,Твой давний друг, уже почти что брат…Но королева любит Бедуира,И вряд ли в этом кто-то виноват.
Ты уезжаешь в дальние походы,Ты закрывать глаза на все готов.Ты им обоим подарил свободу…Ведь это называется «любовь».
Ты грешен, несмотря на святость целей,Так для чего же быть еще грешней?Скажи теперь, о предсказатель Мерлин,Ответь же мне, пророк придворный Мерлин,Прошу, поведай, ясновидец Мерлин,Кто на земле несчастней королей?
Эти красивые стихи сочинил Кретьен Де Труа, придворный бард герцогов Шампани. Они были широко известны во всей Европе.
И погибает Артур от руки своего внебрачного сына, рожденного от феи Моргаузы, кстати, тоже его дальней родственницы.
Нет, нет! И эти истории, и сказания о бесчисленных дамах графа Роланда – очень интересны и увлекательны. И даже поучительны по-своему. Не будем ханжами, в конце концов.
…Но в былинах нет ничего даже отдаленно похожего.
Что характерно – в былинах и женщины наделены высокой моралью. Тот же идеал непререкаемой преданности, силы духа, взаимопомощи, всепоглощающей любви. Забава Путятишна переодевается воином, отправляется искать пропавшего жениха. Победив полчища врагов и самых отборных чудовищ, она спасает парня, увозит домой… и уже вне опасности становится его женой – ко всеобщему удовольствию.
Кстати, в «Слове о полку Игореве» – высоконравственные супружеские отношения. Княгиня Ефросинья Ярославна, вошедшая в историю как образец беззаветной женской любви, жена, которая проводит князя Игоря на войну, в половецкий поход 1185 года, после гибели войска.
На заре, на зорьке, рано-рано,Со своей тоской наедине,Плачет, причитает ЯрославнаНа путивльской городской стене.
Обязанность жены – оплакать мужа? Демонстрация своей роли вдовы? И это тоже. Ярославна ведет себя соответственно роли женщины патриархально-родового строя. Но есть в ее поведении и нечто индивидуальное: далеко не все вдовы князей и бояр оплакивали их так, что плач этот угодил в литературные произведения. Да и называет она князя, отца своих взрослых сыновей не как иначе, как «другом милым», и не страхи вдовьей участи поминает, а то, что ей «без милого тоска».
Борис ОЛЬШАНСКИЙ (род. 1956). Слово о полку Игореве
После того как Игорь бежал из плена, появился в Пу-тивле, супруги на глазах всего города бросились друг к другу и «от слез и от радости ничего сказать друг другу не могли». Летописец не осуждает Игоря за то, что он ведет себя не как князь, а как муж Ефросиньи Ярославны, и, скорее, вызывает сочувствие.
Дамам, изображенным в фольклоре Европы, у Ярославны учиться и учиться!
И во всех остальных отношениях былины утверждают очень высокую мораль. Богатыри – побратимы и нерушимо верны и преданы друг другу. Ни секунды не колеблются они перед тем, как броситься в бой друг за друга. Аналог в жизни Европы разве что мушкетеры Дюма…
Жизнь богатырей – служение. И не столько служение Владимиру Красное Солнышко, сколько Руси. Поссорившись с Владимиром, Илья Муромец уехал со двора, но служить Руси не перестал: отправился прямиком громить Змея-Горыныча.
В другой раз Владимир посадил Илью в темницу. Осаждают Киев враги, очень нужен Илья. Как ни просит Владимир Илью, обиженный богатырь непреклонен: не желает обнажать меч за обидевшего князя. Еле уговорили – и только потому, что разорение угрожало всему городу.
После этой истории Владимир кланяется Илье, просит прощения, уговаривает сесть во главе пиршественного стола. Описания этой сцены в различных списках былин разные: в одних Илья все же уезжает прочь и возвращается через много лет. В других – он дает себя уговорить, и сам Владимир лично подает ему кубок с медом.
Сравнение русских богатырей с европейскими рыцарями не в пользу последних. Несомненно, смелы они и горды, и воины могучие. Но служат все же не Отечеству, а герцогам и королям. И все же обидчивы, как вздорные мальчишки. Вечно у них дуэли да драки. Вообразить же дуэль Ильи Муромца с Алешей Поповичем невозможно даже «в бреду».
Точно так же невозможно представить себе короля Пендрагона, который извинялся бы перед герцогом Горлойсом. Какое там! Ну надо было владыке совершить важный политический акт – сделать нового короля. И вассал отброшен, «аки ветошь».
Владимир тоже может нанести обиду, но его поведение намного нравственнее и человечнее. Уже за счет готовности извиниться. Эта нравственная окраска всех абсолютно поступков, этическая выверенность всех жестов и поз, всех возможных сторон поведения – важнейшая часть жизни героев былин.
Да и скромнее они как-то – и русские князья, и русские богатыри. И душевно широкие, бессребреники, нестяжатели.
Благородство, великодушие к побежденным, отвага, широта души, честность, скромность – вот качества, которые народ отмечает в своих представителях – богатырях.
Стало быть, эти черты он хочет видеть в самом себе. Вместе с неприхотливостью, терпеливостью, способностью к самопожертвованию, верностью семье, князю и Отечеству.
No related links foundtainy.net
Читать книгу Древняя мудрость Руси. Сказки. Летописи. Былины Владимира Жикаренцева : онлайн чтение
Владимир ЖикаренцевДревняя мудрость Руси. Сказки. Летописи. Былины
© В. Жикаренцев, 2009
© ООО «Астрель-СПб», 2009
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес
* * *
Предисловие
Я продолжаю публиковать отрывки из будущей книги «Дорога Домой». Я это делаю только по одной причине: готовящаяся к публикации новая книга слишком переполнена новой информацией, такой, которая выходит за рамки привычного взгляда на мир.
Любое сообщество людей существует благодаря общности взглядов на явления жизни: на свою историю, на свою культуру, на своё место в мире, на строение мира. Такая общность взглядов называется «картиной мира». Общая картина мира обеспечивает гармоничные отношения людей друг с другом, она сохраняет мир, в котором живёт человек. Но когда общество готово к переменам, а такое имеет место быть в жизни каждого сообщества, нужно менять картину мира.
Нашу страну ожидают большие перемены, но нам не пройти в будущее с старыми взглядами. Чтобы достойно встретить их и не потерять то, что мы накопили за прошедшие века, нужно проникнуть глубже в смысл жизни. Это нам помогут сделать наши предки. Они обладали очень глубоким пониманием смысла жизни на земле и её цели. Обращение к корням всегда помогает выжить и пройти самые трудные этапы этого пути в новое счастливое будущее. А нам нужно именно туда.
Данная книга продолжает разговор, начатый в недавно вышедших в свет книгах: «Русь открывает себя» и «Слово о полку Игореве – послание предков». Я открою вам, КАКИМ наши предки видели путь на Небо, в Рай и ЧТО они делали, чтобы попасть туда. Эти знания наши предки оставили нам в сказках, былинах, летописных повествованиях о нашей древней истории.
О чём вам нужно знать, читая эту книгу? Прежде всего, то, что предки играли со словом. Слово (как и бытие) у них было многомерно, и они умели помещать в одно слово множество смыслов, читая его вперёд, назад, внутрь, наружу, используя переход букв друг в друга и разные алфавиты. Это позволяло им сделать текст многомерным, украсить его узорами и наполнить нужными для человека знаниями, причём строго распределёнными по уровням.
Чем больше человек открыт, чем больше в нём разума, тем более глубокое знание он может взять для себя в сказке ли, былине или другом летописном тексте. Взять, чтобы обрести рай на земле. Именно это было главной целью наших предков, именно этот путь они передали нам в устной и письменной традиции.
Сказки, былины и летописные исторические повествования описывают в деталях путь, которым предки шли, чтобы открыть в себе лучшие качества души, такие как: Честь, Жизнь, Воля, Жертва, Любовь, Мудрость. Я с удовольствием представляю вам эту книгу и надеюсь, она поможет вам увидеть и открыть то неизмеримой глубины духовное богатство, которым жили наши предки и которое оставили нам в наследство. Открыть и использовать самим, чтобы сделать свою жизнь светлой и полной радости.
Введение – главная идея сказки
Сначала цель у меня была научить вас, мой читатель, понимать и свободно читать образы, которые несут в себе сказки и былины в общем. Сказка – каз – казать (образы). Любая сказка направлена на то, чтобы передать человеку знания, которые заключены внутри неё в образах. Но будущая книга называется «Дорога Домой», а имя определяет судьбу вещей, поэтому я вынужден был ограничиться сказками и былинами, в которых рассказывается, кaк вернуться домой.
С чего мы начнём рассматривать сказки? С того, что определим действующие лица и пространства, где они действуют. В сказках рассказывается о пространствах ума, поэтому важно научиться видеть и проживать эти внутренние пространства.
Главных героев в сказке несколько. Первый и главный – это Иван-царевич или Иван-дурак, что одно и то же, потому что царевичем может быть только тот, у кого пустой, не связанный шаблонами ум. Умный же человек может быть только либо глупым правителем, либо тираном, тираном, потому что умные больше всего на свете ценят силу (страх большой в них живёт). Иван-царевич/дурак может также представляться в сказках как: купец, солдат, младший брат и т. п.
Вторая по значимости идёт Василиса Премудрая/Прекрасная, но она появляется только в конце сказки. Она олицетворяет Мудрость и Любовь, которые герой получает в награду за свои подвиги. Собственно, герой сказки и пускается в путь, чтобы обрести Мудрость и Любовь. Сказка показывает путь, по которому нужно идти к Мудрости и Любви – главной цели духовного развития наших предков.
Я особо хочу обратить ваше внимание, уважаемый читатель, что Мудрость и Любовь – это не какие-то абстрактные понятия в уме, а это вполне конкретные вещи, которые реально можно получить, если задаться цели и приложить соответствующие усилия. Нужно только знать строение и законы, по которым ум работает, также важно знать какие усилия и куда приложить, чтобы получить мудрость, – об этом-то и рассказывали сказки. Сказок, где герой получает в награду Василису Премудрую, до нас дошло великое множество, их рассказывали по всей Руси, следовательно, практика получения Мудрости и Любви в Древней Руси была широко распространена. Образ жизни наших предков был таков, что каждый должен был обрести Мудрость и Любовь, – мне так видится, раз сказки были так широко распространены.
Следующий главный герой – Кощей, Змей, Чудо-юдо мохнатое, чудище лесное, морское, подводное – всё это синонимы ума и жизни на земле. Ум человека – это и есть жизнь на земле, это он держит нас всех в плену. Мы живём вдоль содержимого ума, вдоль образов мира и шаблонов/образцов поведения, которые в нём содержатся, так? И никуда от этих образов и образцов поведения нам не деться, так? Это и называется «быть в плену у Кощея Бессмертного – у ума». Цель духовного развития человека – выйти из плена бессмертного ума и обрести Мудрость.
Но здесь я вас прошу быть очень точными в образах. В сказках рассказывается, как герой пошёл и освободил Василису Премудрую, что автоматически подразумевает, что она где-то была, просто нужно было её освободить. Ум думает, что мудрость, дескать, где-то внутри есть, её нужно только найти и освободить. В вас нет ещё пока ни Мудрости, ни Любви в прямом смысле, вот когда вы пускаетесь в путь, чтобы добыть, например, перо жар-птицы, вот тогда вы их обретаете, обретаете Василису Премудрую.
А как в сказках герой заполучает Василису Премудрую? Когда он побеждает змея или Кощея Бессмертного. Если змей олицетворяет ум и жизнь в уме, значит, победа над змеем олицетворяет победу над умом, то есть овладение умом. Победа над умом – это победа над жизнью, то есть над мёртвыми шаблонами, которые содержатся в уме и творят окружающий иллюзорный мир.
Любая сказка, где речь идёт о том, как Иван идёт за, например, золотыми яблоками, на самом деле рассказывает о том, как овладеть умом и получить разум, разум, потому что Мудрость живёт только в разуме и нигде больше. А разум, мы знаем, состоит из мужского и женского начал, вот почему мужчина в сказках всегда ищёт женщину, и наоборот. Когда мужское и женское начала обретают друг друга внутри и снаружи, шаблоны исчезают и начинается настоящая жизнь: жизнь по уму умирает, начинается жизнь по разуму. Если вы влюблялись (я не имею в виду страсть, которая затмевает и разум, и ум), то знаете, о чём идёт речь.
А где пролегает путь героя, куда он держит свой путь? Он идёт, долго ли, коротко ли, а приходит сначала в Медное царство, потом в Серебряное, а потом достигает Золотого царства, где и ждёт его Василиса Премудрая и стерегущий её змей, Кощей или иное чудище. Его-то (а на самом деле жизнь в уме) и должен победить Иван, чтобы получить Василису. Всюду, где пролегает путь героя, – всё это пространства сознания, которые существуют в уме человека, и все их нужно изучить и пройти – таково условие обретения мудрости и любви.
Мы познакомились с главными героями сказки, теперь мы поговорим о представленных в сказках пространствах сознания: о Золотом, Серебряном и Медном царствах.
Золотое, Серебряное и Медное царства
Согласно учению Тропы Трояновой [1] наши предки различали три Ядра Сознания – Верхнее, Среднее и Нижнее – три центра Любви, как я их когда-то назвал для себя, когда впервые открыл [14]. Все три ядра сознания расположены внутри Пузыря Жизни – он же Поселённый Пустырь. Ядра Сознания соответствуют пространствам сознания, и каждое из них заполняется личностным составом, то есть тем, из чего строится личность человека.
Среднее (первое) царство – Медное – грудная клетка; нижнее – Серебряное – тазовая область; верхнее – Золотое – голова. Медным царством правит Дева Обида, Серебряным – Дева Боль, Золотым – Безмолвная Мудрость.
Три Девы – это три души, которые наполняют человека жизнью. Работа с собой согласно традиции Тропы начинается с Медного царства, да и в сказках герой тоже сначала приходит в Медное царство. Хозяйкой его является Дева Обида – обратная сторона, как говорили старики-мазыки с Тропы, Середы. Середа – Сердце – Середина – то есть то, что соединяет в себе противоположности – верх и низ, внешнее и внутреннее, левое и правое.
Дева Обида – обратная сторона Середины. Если Середа объединяет в себе противоположности, то Обида их разъединяет. Мы это же самое увидели, когда рассматривали строение имени обида – крайнее противопоставление и отрицание.
С моими исследованиями вы можете познакомиться в недавно вышедшей книге «Слово о полку Игореве – послание предков…» или подождите, когда выйдет новая книга «Дорога Домой».
Дева Обида пришла на Русскую землю править? Значит, до этого момента на Русской земле правила другая Дева? Какая? Скорее всего, это была Дева Мудрость (рис. 1). Почему именно Мудрость? Потому что на Руси было Учение о Вселенском Разуме (разум-мудрость) и потому что в сказках конечной целью героя всегда является Золотое царство.
Рис. 1. Строение мира и строение Вселенной
Именно в нём он достаёт золотые яблоки молодости, перо жар-птицы, встречает Василису Премудрую, которая становится его женой, что, по сути, означает, что наш герой обрёл-таки мудрость на своём жизненном пути. Наши предки назвали основанную ими империю Золотой Ордой именно потому, что они шли путём мудрости (золото во все времена символизировало мудрость).
Василиса – Василий – Басилевс (Царь – греч.) – Всл без огласовок – Влс – Волос – Великий Змей – Вел З – Вел С – Велес. Василиса Премудрая и Велес – это пара – верх и низ.
Василиса Премудрая буквально переводится как Царица/Властительница Сверхмудрости, и она напрямую связана с Велесом, как показывает её имя. Василисе Премудрой соответствует Макошь – Мать-пустота (см. рис. 1). Видите, как на рисунке Макошь соприкасается и сливается в единое целое с Волосом/Велесом?
Имя Василиса наоборот читается как Елисава – Елизавета – это имя мы будем подробно разбирать, когда будем читать христианские мифы. Если Василиса олицетворяет мудрость, то Елисава олицетворяет женственность и вагину (в христианстве это «Вавилонская блудница»). Мудрость и женственность/вагина – противоположности и дополняют друг друга до целого – так показывает само имя Василиса.
Елисава и Велес вместе олицетворяют вагину и уд.
Работа с собой согласно традиции Тропы начинается с того, что человек очищает себя от обиды – душевной боли. Как это делают на Тропе, я не знаю, в своих книгах я предлагаю собственные методы. Когда обида вычищена, наступает душевный Покой, но в нём ещё нет Силы. Сила берётся из нижнего центра Любви – Серебряного царства, которым правит Дева Боль, она же Жива. Освобождённая от боли Жива даёт Покою Силу. Опять же интересующихся, как проживать и отпускать боль, я отсылаю к своим книгам.
Обратите внимание, что в этом царстве живёт также боль от разделённости полов. Телесная любовь в течение последних почти четырёх веков рассматривается как нечто грязное, постыдное и греховное, поэтому боли накопилось в человеке очень много, ведь каждый современный человек собрал в себе всю боль своих предков, которым запретили любить.
И что с этой болью делать? То же самое: проживать. Проживая её, я написал книги из серии «Мужчина и женщина», в которых описываю суть и строение мужского и женского начал. Чем больше вы будете её проживать и отпускать, тем больше вы откроете себя для любви. Границы растворятся, и Сила возвратится к вам.
Когда человек обрёл Покой и Силу, он успокаивается, и это может стать для него ловушкой, как происходит с множеством людей, которые обрели, например, материальное и социальное благополучие или получили какие-то Силы в своё распоряжение: они засыпают – Силы их берут.
Но рано или поздно такой покой взрывается. Почему? Потому что целью любого человека является превращение в Любовь, обретение Мудрости. Именно поэтому Иван-царевич не задерживается ни в Медном царстве, ни в Серебряном царстве, а идёт дальше, в Золотое царство. Баба-яга наставляет его идти дальше. Прервёмся.
О бабе-яге
По дороге герой проходит через всякие испытания, а пытает его Баба-яга. Она – старуха – стрх – страх. Есть страх (м. р.) и есть старуха – тот же страх, но женского рода. Поскольку на рунице знак Х соответствует букве Ж в кириллице (см. рис. 2, взято из [41]), тогда привычное нам слово страх означает страж (м. р.), а Баба-яга – старуха, то есть стрха – стража. Видите, чувствуете, как ум медленно поворачивается, чтобы усвоить сказанное (вы же привыкли, что в страже могут быть только мужчины)? Напомню, что в Средние века почти все слова, употребляемые сейчас только в мужском роде, имели свою женскую ипостась (и наоборот), что указывает на то, что наши предки жили в целостном двойственном мире.
Рис. 2. Древнерусская руница – слоговая азбука
Между героем и Силами всегда стоит стража, которая должна охранять силы, чтобы ими мог овладеть только достойный. И эта стража женского рода, заметьте, потому что наш материальный мир – это мир женщины. Обратите внимание: страхи имеют женскую природу. Преодолеть свои страхи, то есть пройти стражу, в этом и есть весь секрет приобретения Сил, и в том числе Мудрости.
Отмечается, что Баба-яга – хозяйка леса, то есть животного царства, и сторожит она вход в царство мёртвых. Что такое царство мёртвых? Это царство, где «я» человека не существует, оно умерло. Это-то царство и сторожат наши страхи, из которых сплошь состоит наше «я». Можно утверждать, что «я» – это страхи (а теперь ещё и обида). А самый главный страх у нашего «я» – это страх смерти, поэтому Баба-яга и пытает героя на страх смерти. Все, что происходит между героем и Бабой-ягой, есть испытание на то, готов ли герой умереть.
Бабок-ёжек бывает три – три сестры – по одной страже на каждое царство. И, если герой проходит испытания, соответствующая Баба-яга наставляет героя не задерживаться в этом царстве, а идти дальше, к следующей сестре. Каждый раз, когда герой сказки встречает одну из сестёр-стражей, это на самом деле является знаком того, что он вплотную подошёл к тому моменту, когда его «я» должно умереть.
А в чём глубинный смысл стражей каждого из царств – Медного, Серебряного и Золотого? Каждая старуха-стража проверяет, готов ли герой ЖИТЬ в данном царстве. Если готов, то соответствующая часть «я» умирает, а данное царство оживает (как в сказке «Окаменелое царство»). Дело в том, что «я» человека состоит из правил и образцов поведения (они составляют основу наших страхов), и они не живые в прямом смысле этого слова. Поэтому, чтобы царство ожило, соответствующая ему часть «я» – правила и образцы поведения – должна умереть. Так человек шаг за шагом возвращается к ЖИЗНИ, а в конце он получает Разум и Любовь.
Напоследок замечу, что существуют сказки, в которых Баба-яга просто дарит герою что-то, что помогает ему в пути. Это знак того, что соответствующая часть «я» уже умерла, а на её место вошла соответствующая Сила. Когда такое происходит между героем и Бабой-ягой, это знак, что герой готов идти дальше в Золотое царство.
Вернёмся к теме.
Мы говорили до этого о том, что нужно Покой соединить с Силой, прожив боль, которая содержится в Серебряном царстве. Каждый блок содержит в себе обиду, то есть крайнее разделение, и боль. Проходя обиду, а вместе с ней боль, герой получает покой и соединяет его с силой. Так он шаг за шагом продвигается к Золотому царству.
И вот, только когда герой вошёл в Золотое царство, он сможет до конца управлять Силой и Покоем. Золотое царство – это царство Волотов и Берегинь. Я не буду описывать вам, кто они такие, когда подойдёте к этому царству, сами почувствуете.
Так видели путь наши предки. Однако с тех пор в окружающем мире и в уме человека кое-что изменилось, соответственно изменился и путь. Теперь между человеком и Золотым царством стоят не только Дева Обида и Дева Боль, но и абстрактный, борющийся, отрицающий ум-эго. Я подробно описал его строение и свойства в предыдущих книгах. Дева Обида, Дева Боль и абстрактный ум-эго вместе составляют причудливое переплетение внутри ума, перед которым африканские джунгли могут показаться невинной игрой природы.
А если вы хотите узнать путь более подробно, прочитайте мои книги, начиная с первой.
Золотое тридесятое царство
Тридесятое царство и есть Золотое царство. Оно лежит за тридевять земель, то есть 27 + 3 = 30. Нужно прожить двадцать семь лет на земле, когда на горизонте начинает маячить тридесятое царство. Вы замечали, что человек полностью меняется, когда ему исполняется тридцать лет? Что-то глубокое появляется в нём, основа появляется, а женщины наливаются соком.
Так вот, помимо возраста тридцать лет существует ещё и тридцатилетний цикл. По моим наблюдениям он включается, когда мужчине исполняется тридцать лет, и завершается в возрасте 63 года. Также вполне возможно, что человек может встать на духовный путь до исполнения ему тридцати лет, благодаря некоему выдающемуся событию, которое обязательно как-то связано с открытием другого мира, пусть хоть на мгновение, тогда включается счётчик тридцатилетнего цикла. Ну а в сказках это представлено так, что герой пускается в путь за золотыми молодильными яблоками, за жар-птицей, за живой и целящей водой, за похищенной Кощеем или Змеем невестой Василисой Премудрой, то есть за Мудростью.
Путь в сказках – это дорога к себе, домой, к духу. А что такое дух? Дух – это ум, преображённый в любовь через жертву. Когда есть жертва и любовь, приходит мудрость. Путь к мудрости пролегает через тридесятое Золотое царство, в котором героя всегда поджидает змей или другое чудище.
Всё, что связано с тридесятым царством, имеет золотую окраску, и всё, что имеет золотую окраску, скорее всего, имеет отношение к Золотому царству, к мудрости. Дворец золотой, предметы, которые герой достаёт из этого царства, тоже золотые, царевна обязательно имеет какой-нибудь золотой атрибут. «Смотрит, а по синю морю плывёт Василиса-царевна в серебряной лодочке, золотым веслом попихается».
Другим важным моментом, когда упоминается золото тридесятого царства, является присутствие серебра или какого-нибудь предмета белого цвета. Если это золотой дворец, то он стоит на серебряном столбе. Дом из тридесятого царства имеет два крыльца: серебряное и золотое. Иногда рядом с золотом упоминается луна или дом белокаменный, иногда просто упоминаются луна или месяц.
О чём это говорит? О том, что настоящая мудрость соединяет в себе верх и низ. Царство-то золотое, высшее, но опирается оно на серебряное – на низ, Макошь опирается на Велеса, Мудрость – на Силу Жизни (см. рис. 1). «Золотой цвет пламени свечи покоится на фитиле чёрного цвета». Месяц также олицетворяет Силы: «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»
И вот что ещё интересно: исследователи отмечают [37], что тридесятое царство – иной мир – иногда представлено царством не людей, а животных. Похитителем царевны иногда является какое-нибудь животное, но чаще всего змей, и уносят они её к себе, в своё царство. А змей – это Волос, а Волос – это Сила Жизни – царство нави, первобытная сила жизни, которая возникла прежде всего (см. мою книгу «Вращение Силы»).
Вы ещё не видите, но на самом деле это ключ. То, что тридесятое царство представлено как животное царство, и то, что царевну похищает животное или змей, это КЛЮЧ всего процесса духовного развития, и сейчас я вам это покажу.
Для начала посмотрите на рис. 1. Видите как Макошь и Волос – Мудрость и Сила Жизни – составляют пару целого? Следовательно, когда идущий по Пути по-настоящему встречается со змеем или со своим животным началом, это означает, что он попал в Золотое царство.
Рис. 3. Икона «Вход Господень в Иерусалим»
Рис. 4. Икона «Спас в Силах»
БЕЗ ЖИВОТНОГО НАЧАЛА В ЗОЛОТОЕ ЦАРСТВО МУДРОСТИ НЕ ПОПАСТЬ! А чтобы попасть в животное царство, нужно выйти из разделяющего ума и принять жизнь на земле, смириться с ней. Кажется, это легко, но на самом деле очень трудно.
Обратите внимание, что Иисус Христос на иконах изображён въезжающим в Иерусалим – Град Небесный – на осле (см. рис. 3). Иисус имеет золотой нимб вокруг головы, Иерусалим – золотой, а осёл изображён серебряного цвета. Эта икона, в том числе, представляет Большую Троицу [14]: Великая Матерь Макошь/Мудрость – Человек – Волос/Великий Змей/Сила Жизни.
Нам ещё много что нужно сказать о Золотом царстве, но, прежде чем продолжить разговор о нём, поговорим о змее и животном начале. Змей или иное чудище всегда поджидают героя именно в Золотом царстве для последней битвы, поэтому прояснить для себя его суть означает получить знание о том, как обрести мудрость, любовь и счастье в нашем мире. Разговор о змее будет длинный, хотя я его и постарался сократить как можно более.
iknigi.net
Сказания, былины, эпос, летописи древней Руси
Книга представляет собой фундаментальный труд выдающегося отечественного историка и археолога академика Б.А. Рыбакова. Автор обращается к теме русского эпоса: сопряжению письменной традиции — по материалам летописей — и устной былинной традиции. На основе привлечения огромного источниковедческого и фольклорного материала автор проявляет множество сюжетных и смысловых параллелей между этими традициями. Б.А. Рыбаков относит начало русского летописания к IX в., тем самым пересматривая традиционно принятую датировку. Автору удается показать возможности дешифровки эпических произведений русского фольклора и использования их в рамках исторических исследований. Адресуется студентам, преподавателям и научным работникам гуманитарных специальностей. Полнота, ясность и последовательность изложения материала делают книгу доступной и полезной для широкого круга читателей.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Сказания. Былины Глава 1. Истоки русского эпоса 1. Следы древнейшего русского исторического эпоса 2. Сказания о Кие, о Киеве и о полянах Глава 2. Начало былинной поэзии 1. Былины как источник представлений о взглядах народа на родную историю 2. Фрагменты былинного эпоса IX-X вв 3. Микула Селянинович Глава 3. Владимиров цикл былин конца X в 1. Историческая обстановка в конце X в 2. Добрыня Никитич 3. Илья Муромец Глава 4. Былины середины XI в 1. Вещий Боян и былина о Соловье Будимировиче 2. Киевское восстание 1068 г. и его отражение в былинах 3. Новгородская былина «Глеб Володьевич» Глава 5. Былины эпохи Владимира Мономаха (второй Владимиров цикл) 1. Датирующие признаки былин рубежа XI и XII вв Тугарин Змеевич Апракса-королевична 2. Алеша Попович. Идолище Алеша Попович Идолище Поганое у князя ВладимираИдолище Поганое в Иерусалиме и Царьграде 3. Данило Игнатьевич Глава 6. Былины-новеллы эпохи Владимира Мономаха 1. Ставр Годинович. Иван Гостиный сын. Святогор 2. Чурило Пленкович Глава 7. Угасание былинного жанра в ХП-ХШ вв 1. Саур Леванидович. Сухан Одихмантьевич 2. Новгородские былины. Былины о князе Романе. Гибель богатырей
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Летописи Глава 8. Начало русского летописания 1. История изучения летописей 2. Начало киевского летописания 3. Киевский летописный свод конца X в Глава 9. Киевское и новгородское летописание XI в 1. Новгородская боярская летопись XI в 2. Киевская летопись середины XI в Глава 10. Нестор и его «Повесть временных лет» 1. Три редакции «Повести временных лет» 2. Анализ вводной части «Повести временных лет» Повесть временьных лет (Нестора) Черноризьца Феодосиева манастыря Печерьскаго Глава 11. Полемическое летописание эпохи Святополка и Мономаха (1093—1125 гг.) 1. Боярские публицисты конца XI в 2. Нестор и князь Святополк 3. «Поучение» и «Летопись путей» Мономаха 4. Владимир Мономах и княжеский съезд 1100 г 5. Нестор и Мономах 6. Мстислав Владимирович и норманнская тенденция в летописании Глава 12. Княжеские летописцы Южной Руси в середине XII в 1. Киевские и Черниговские летописи в своде 1199 г 2. Летопись Изяслава Мстиславича 3. Княжеский архив и летопись Грамоты из архива князя Изяслава Мстиславича 4. Петр Бориславич, боярин-летописец Заключение
www.etnokniga.ru
Читать онлайн "Древняя мудрость Руси. Сказки. Летописи. Былины" автора Жикаренцев Владимир Васильевич - RuLit
Владимир Жикаренцев
Древняя мудрость Руси. Сказки. Летописи. Былины
* * *
Я продолжаю публиковать отрывки из будущей книги «Дорога Домой». Я это делаю только по одной причине: готовящаяся к публикации новая книга слишком переполнена новой информацией, такой, которая выходит за рамки привычного взгляда на мир.
Любое сообщество людей существует благодаря общности взглядов на явления жизни: на свою историю, на свою культуру, на своё место в мире, на строение мира. Такая общность взглядов называется «картиной мира». Общая картина мира обеспечивает гармоничные отношения людей друг с другом, она сохраняет мир, в котором живёт человек. Но когда общество готово к переменам, а такое имеет место быть в жизни каждого сообщества, нужно менять картину мира.
Нашу страну ожидают большие перемены, но нам не пройти в будущее с старыми взглядами. Чтобы достойно встретить их и не потерять то, что мы накопили за прошедшие века, нужно проникнуть глубже в смысл жизни. Это нам помогут сделать наши предки. Они обладали очень глубоким пониманием смысла жизни на земле и её цели. Обращение к корням всегда помогает выжить и пройти самые трудные этапы этого пути в новое счастливое будущее. А нам нужно именно туда.
Данная книга продолжает разговор, начатый в недавно вышедших в свет книгах: «Русь открывает себя» и «Слово о полку Игореве – послание предков». Я открою вам, КАКИМ наши предки видели путь на Небо, в Рай и ЧТО они делали, чтобы попасть туда. Эти знания наши предки оставили нам в сказках, былинах, летописных повествованиях о нашей древней истории.
О чём вам нужно знать, читая эту книгу? Прежде всего, то, что предки играли со словом. Слово (как и бытие) у них было многомерно, и они умели помещать в одно слово множество смыслов, читая его вперёд, назад, внутрь, наружу, используя переход букв друг в друга и разные алфавиты. Это позволяло им сделать текст многомерным, украсить его узорами и наполнить нужными для человека знаниями, причём строго распределёнными по уровням.
Чем больше человек открыт, чем больше в нём разума, тем более глубокое знание он может взять для себя в сказке ли, былине или другом летописном тексте. Взять, чтобы обрести рай на земле. Именно это было главной целью наших предков, именно этот путь они передали нам в устной и письменной традиции.
Сказки, былины и летописные исторические повествования описывают в деталях путь, которым предки шли, чтобы открыть в себе лучшие качества души, такие как: Честь, Жизнь, Воля, Жертва, Любовь, Мудрость. Я с удовольствием представляю вам эту книгу и надеюсь, она поможет вам увидеть и открыть то неизмеримой глубины духовное богатство, которым жили наши предки и которое оставили нам в наследство. Открыть и использовать самим, чтобы сделать свою жизнь светлой и полной радости.
Введение – главная идея сказки
Сначала цель у меня была научить вас, мой читатель, понимать и свободно читать образы, которые несут в себе сказки и былины в общем. Сказка – каз – казать (образы). Любая сказка направлена на то, чтобы передать человеку знания, которые заключены внутри неё в образах. Но будущая книга называется «Дорога Домой», а имя определяет судьбу вещей, поэтому я вынужден был ограничиться сказками и былинами, в которых рассказывается, кaк вернуться домой.
С чего мы начнём рассматривать сказки? С того, что определим действующие лица и пространства, где они действуют. В сказках рассказывается о пространствах ума, поэтому важно научиться видеть и проживать эти внутренние пространства.
Главных героев в сказке несколько. Первый и главный – это Иван-царевич или Иван-дурак, что одно и то же, потому что царевичем может быть только тот, у кого пустой, не связанный шаблонами ум. Умный же человек может быть только либо глупым правителем, либо тираном, тираном, потому что умные больше всего на свете ценят силу (страх большой в них живёт). Иван-царевич/дурак может также представляться в сказках как: купец, солдат, младший брат и т. п.
Вторая по значимости идёт Василиса Премудрая/Прекрасная, но она появляется только в конце сказки. Она олицетворяет Мудрость и Любовь, которые герой получает в награду за свои подвиги. Собственно, герой сказки и пускается в путь, чтобы обрести Мудрость и Любовь. Сказка показывает путь, по которому нужно идти к Мудрости и Любви – главной цели духовного развития наших предков.
Я особо хочу обратить ваше внимание, уважаемый читатель, что Мудрость и Любовь – это не какие-то абстрактные понятия в уме, а это вполне конкретные вещи, которые реально можно получить, если задаться цели и приложить соответствующие усилия. Нужно только знать строение и законы, по которым ум работает, также важно знать какие усилия и куда приложить, чтобы получить мудрость, – об этом-то и рассказывали сказки. Сказок, где герой получает в награду Василису Премудрую, до нас дошло великое множество, их рассказывали по всей Руси, следовательно, практика получения Мудрости и Любви в Древней Руси была широко распространена. Образ жизни наших предков был таков, что каждый должен был обрести Мудрость и Любовь, – мне так видится, раз сказки были так широко распространены.
www.rulit.me
Былина (старина, старинка) – жанр русского народного эпоса. Это песни-сказания о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси.
Начинают складываться в X –XI веках, в период Киевской Руси. Это своеобразное «эпическое время», когда правит князь Владимир. Это былины о «змееборцах».
Главным и самым любимым героем является «старый казак» Илья Муромец.
Воспевает былина князя Вольгу и крестьянина Микулу.
Повествует былина о богатыре Дунае и великане Святогоре.
Воспеваются важные события.
Былины сюжетны.
Для былин характерно замедленное действие.
Гипербола – преувеличение основных черт и качеств героя.
Освоить содержание лекции
|
rpp.nashaucheba.ru