1.Образование и расцвет Древнерусского государства ( IX-XII вв.). Расцвет древней руси кратко
Образование и расцвет древнерусского государства
Образование Киевской Руси – закономерный результат социально–экономического развития восточнославянской этнической общности. Сложившееся государство представляло собой раннефеодальную монархию. Главой государства считался великий князь киевский. Его дружина правила страной, вершила суд, собирала налоги, дань.
Молодое государство вынуждено было напрягать усилия для защиты своих границ от набегов кочевников, домогательств Византии, хазар, Волжской Болгарии. Это накладывало свой отпечаток на внутреннюю и внешнюю политику киевских князей.
Возникновение Новгородско-Киевской Руси. Процесс складывания в единое государство восточных славян, как и происхождение династии киевских князей, недостаточно ясны. По версии летописца XII ., решающую роль в этом сыграл варяжский князь Рюрик с братьями. Но переход власти в Новгороде к Рюрику (даже если это была реальная историческая личность) не означал создания древнерусского государства.
Известно, что в 860 г. киевские князья Аскольд и Дир совершили удачный военный поход против Византии, из чего можно предположить существование в то время славянского государства в среднем Поднепровье.
После смерти Рюрика (ум. в 879 г.) власть в Новгороде захватил Олег – один из варяжских князей, т.к. Рюрик не оставил после себя наследника (существует версия, что наследником был Игорь, отсюда принятые в исторической литературе выражения – династия князей Рюриковичей, держава Рюриковичей). В 882 г. Олег захватил Киев, киевские князья Аскольд и Дир (как полагают, потомки Кия) были убиты. Киев стал центром объединенного государства.
Расцвет Киевской Руси. Сын Святослава Владимир (980–1015) собрал все земли восточных славян в составе Киевской Руси. При нем совершенствуется государственный аппарат. Крупные центры страны были переданы под управление княжеских сыновей и старших дружинников. Благодаря системе крепостей укрепились границы государства.
К этому времени в Киевском государстве утвердились феодальные отношения, сформировались и основные классы феодального общества – феодалы и крестьяне; феодалы возникли из родоплеменной знати, за счет оседания на земле дружинников князя и выделения наиболее богатых общинников.
Крестьянство формировалось за счет превращения бывших свободных общинников в феодально зависимых людей при захвате общинных земель феодалами, при раздаче князем земель дружинникам за службу и при разорении хозяйств общинников от стихийных бедствий, войн и т.д.
Феодалы выступали в роли владельцев земли, а крестьяне – ее держателями, получая от феодала участок земли на определенных условиях: либо отрабатывая на господской земле, либо внося натуральный или денежный оброк. Крестьянин был лично зависим от феодала, и в этом был смысл внеэкономического принуждения. Крестьянская собственность состояла из орудий труда, скота, жилища.
Распространенной хозяйственной единицей в то время стала феодальная вотчина (вотчина – отцовское владение, передаваемое по наследству) боярина или князя. Помимо вотчины, существовало хозяйство свободных крестьян – общинников, выплачивавших дань великому князю.
Все свободное население Киевской Руси называлось "люди", поэтому сбор дани – "полюдье".
Основную массу сельского населения составляли "смерды", жившие либо в свободных крестьянских общинах, либо в вотчинах. Жизнь смердов в вотчинах была более тяжкой, поскольку они находились в крепостной зависимости. В крепостную зависимость смерд попадал через закупничество, т.е. когда брал у феодала в долг "купу" – часть урожая, деньги, скот. Таких крестьян называли "закупы", они освобождались от зависимости при возвращении долга. Кроме смердов и закупов в вотчине были рабы – "холопы", или "челядь", пополнявшиеся за счет пленных и обедневших соплеменников. Развитие феодальных отношений требовало соответствующего идеологического обеспечения, что было связано в то время с религиозными представлениями.
Владимир попытался реформировать языческую Древнюю Русь. С этой целью в Киев свезли статуи всех племенных богов. Но превратить язычество в государственную религию Владимиру не удалось, поскольку каждое племя поклонялось своим богам.
В 988–989 г.г. Владимир проводит еще одну религиозную реформу. Государственной религией было выбрано христианство византийского толка. Около 988 г. Владимир крестился сам, а затем приказал крестить бояр и народ. Христианство внедрялось медленно, особенно на окраинах государства, народ сопротивлялся.
Принятие христианства имело большое значение для Киевской Руси. Оно укрепляло власть феодалов, государственную власть и территориальное единство страны. Русь стала теперь равной другим христианским странам, значительно возросли внешние связи. Христианство оказало свое влияние и на культуру Руси.
С принятием христианства появляется особая организация – церковь. Во главе ее был поставлен митрополит, назначавшийся константинопольским патриархом, в отдельных областях Руси появились епископы, которым подчинялись священники на местах. Все население было обязано платить церковную "десятину" (десятую часть дохода). Церковные учреждения вскоре становятся крупнейшими феодальными собственниками, оказывающими огромное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства.
После смерти Владимира Ярослав, названный Мудрым (1019–1054), укрепил границы государства от набегов кочевников. Возросший авторитет Руси позволил Ярославу впервые назначить митрополита, минуя Константинополь. Им стал русский писатель и государственный деятель Илларион. Сам великий князь стал называться царем, как и правитель Византии.
При Ярославе Мудром Киевское государство пользовалось широким международным признанием, крупнейшие королевские дворы Европы стремились породниться с киевским князем.
С именем Ярослава связано появление "Русской правды" – своеобразного кодекса законов, регулирующего взаимоотношения между отдельными группами населения. Так, "Русская правда" ограничивала кровную месть между ближайшими родственниками, разбирала споры между свободными людьми и т.п. Она была дополнена рядом статей в защиту вотчины. Новый документ получил название "Правда Ярославичей".
Из этого документа стало известно, как была устроена вотчина. Центром ее был княжеский или боярский двор с хоромами феодала, домами приближенных, скотным двором, конюшней. Вотчиной управлял огнищанин ("огнище" – дом). Богатством вотчины была земля, она охранялась огромным штрафом. На господской земле работали феодально–зависимые смерды, холопы, челядь. За их работой следили старосты. В вотчине жили и ремесленники.
"Правда Ярославичей" отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, защитив собственность, жизнь феодалов и близких к ним людей.
В 1113 г. после народного восстания в Киеве по приглашению киевских бояр великим князем стал Владимир Мономах (1113–1125). Владимир Мономах вынужден был пойти на уступки народу, дополнив "Русскую правду" Уставом, по которому упорядочивалось взимание процентов ростовщиками, улучшалось положение купечества. Уделялось Уставом внимание холопам и закупам, тем более, что закупничество стало распространенным явлением и закабаление смердов ускорилось.
Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю русскую землю, хотя признаки раздробления все более усиливались. При нем возрос международный авторитет Киевской Руси. Была составлена летопись "Повесть временных лет".
После смерти сына Владимира Мономаха Мстислава в 1132 году Киевская Русь окончательно распалась. Наступил период феодальной раздробленности.
3. Принятие христианства на Руси и его значение. Владимир I Святой.
При Владимире (980-1015гг.) произошло великое событие в русской истории - Русь приняла христианство. Владимир сначала пытался укрепить языческую веру, создав единый пантеон языческих богов, но язычество, будучи системой демократических пережитков древности, не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивавшихся феодальных отношений. Владимир женился на византийской принцессе Анне и был крещен в Херсонесе в 588 году. Можно выделить следующие причины принятия христианства:
Язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли.
Монотеизм (религиозное представление о единственности Бога) христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси.
Появляющееся соц. неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.
Владимир приказал уничтожить языческих идолов, статую Перуна бросить в воду. В Киеве все жители города вошли в реку Днепр, и священники провели обряд крещения. В Новгороде жители сопротивлялись введению христианства. Воеводы Владимира вынуждены были поджечь пригород и, угрожая оружием, заставить новгородцев креститься в реке Волхов. «Мечом и огнем Русь крещена была», - говорили современники. На Руси возникло двоеверие: христиане молились в церкви, имели дома иконы, но одновременно справляли языческие праздники: масленицу, Ивана Купала, сохранилась вера в леших, домовых, русалок. Лишь через 200-300 лет христианство было принято всем народом. Принятие христианства имело для Руси огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую и духовную жизнь народа:
Церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживало усилие князей в борьбе за единство Руси.
Принятие христианства изменило международное положение Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, что привело к установлению более тесных связей с соседними христианотизированными странами.
Церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг летописных сводов и философских трактатов. При монастырях открывались школы и библиотеки.
4. Расцвет Киевской Руси. Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Русская Правда.
После смерти Владимира I началась междоусобная борьба за киевский престол между его сыновьями. Киев получил Ярослав Мудрый (1019—1054). Киевская Русь в его правление достигла наивысшего расцвета, пика своего развития и стала во всех отношениях одним из сильнейших государств Европы, быстро догоняющим и обходящим передовые государства.
Ярослав Мудрый был одним из составителей первого письменного свода законов Руси — Русской Правды. Источником для ее создания были нормы обычного права, узаконенные государством судебные местные обычая, а так же судебная практика местных князей. В Русской Правде нашли отражение и новые явления древнерусской действительности. Они свидетельствовали о постепенной утрате принципов родовых отношений, господствовавших ранее. Ярослав Мудрый уделял большое внимание просветительству на Руси и ее христианизации. В годы его правления христианство распространилось на все русские земли, появился первый монастырь. Ярослав Мудрый открыл первые государственные школы, куда принимались как мальчики, так и девочки.
Внешняя политика Ярослава Мудрого была достаточно продуктивной, а международный престиж Руси этой эпохи был высок. Русские князья заключали династические браки с крупнейшими европейскими королевскими дворами. Но Ярослав Мудрый не только развивал торговые и культурные связи, но и весьма успешно воевал. Ему удалось разбить печенегов под Киевом в 1036 г. Именно после этого печенеги перестали представлять грозную силу и беспокоить Русь своими набегами. Воевал Ярослав Мудрый и с финнами, ятвягами, литовцами. Во время правления Ярослава мудрого произошло последнее столкновение Руси с Византией, было это в 1043—1046-х годах.
Третий, кризисный период развития Древней Руси начался с княжеских усобиц между сыновьями Ярослава Мудрого — Изяславом, Святославом и Всеволодом. Первые усобицы открыли череду войн среди потомков Ярослава за овладение киевским престолом и престолами в других городах. В дальнейшем ожесточенность в борьбе за власть только нарастала. Важнейшим событием этого периода стал Любечский съезд князей, созванный в 1097 г., на котором было принято решение прекратить усобицы и провозглашался принцип: «Каждому своя вотчина». В начале XII века Русь снова объединилась перед лицом нового врага — половцев. Это было время правления Владимира Мономаха (1113—1125) и его сына Мстислава (1125—1132).В 1111 г. князь Владимир Всеволодович Мономах организовал успешный поход против половцев и одержал убедительную победу. Именно Владимир Мономах — авторитетнейший князь, прославленный своими успехами в борьбе с кочевниками — был приглашен на киевский престол в 1113 г., в обход своих старших родственников. На протяжении последующих двадцати лет — до 1132 года (когда умер преемник Мономаха, его старший сын Мстислав Великий) Киевская Русь пережила период своего последнего величия. В эти годы страна не знала больших княжеских смут, были проведены реформы, облегчившие жизнь простого люда. Известный своим художественно-политическим «Поучением», Владимир Мономах содействовал расцвету древнерусской литературы. Именно в период его правления создается летопись «Повесть временных лет», которая повествует о начале древнерусской государственности. Владимир Мономах не был противником все углублявшегося деления Русской земли на отдельные княжества, но стремился при этом сохранить политическое, военное и культурное единство Руси на новой моральной основе: на основе договоров о союзах князей между собой, скрепляемых целованием креста, взаимными обещаниями и сохранением за собой вотчин без посягательств на вотчины соседей. Свою идею союзов он постоянно высказывал на княжеских съездах (1097, 1100 и 1103 гг.). Стремясь к миру и добровольному единству Руси при одновременном наличии многих ее «держателей», Владимир Мономах покровительствовал летописанию, напоминая об историческом единстве княжеского рода и пропагандируя легенду о происхождении всех русских князей от одного князя — Рюрика. В 1113 г. он был призван на киевский стол восставшими народными массами. Князь законодательным путем вводит некоторые смягчения для низов, облегчает положение должников и закупов. Так возникает Устав Владимира Мономаха.
studfiles.net
Расцвет и упадок Киевской Руси
§ 1. Походы князя Святослава. В 957 г. Ольга уступила бразды правления Киевской Русью своему сыну Святославу. Важно, что он был первым князем из династии Рюриковичей, который носил славянское имя. Это означает, что к середине X в. осевшие на Руси варяги были ассимилированы славянами. С этого времени русскими стали называть не скандинавов, а восточных славян – жителей Киевской Руси.
Князь Святослав прославился в первую очередь как воин и полководец. Начиная с 964 г., он почти непрерывно совершал походы против соседних государств. Он нанес поражение Хазарскому каганату, захватил хазарские крепости Саркел и Итиль и вывел свое войско в приазовские степи. Там он разгромил и подчинил некоторые народы Северного Кавказа – предков современных осетин и адыгов. В результате его побед славянское племя вятичей, до того платившее дань хазарам, вошло в состав его государства, а на кубанских землях возникло зависимое от Киева Тмутараканское княжество. Наиболее важный итог походов Святослава заключалось в том, что отныне не Хазарский каганат, а Киевская Русь являлась сильнейшей державой Восточной Европы.
В 967 г. Святослав с войском вторгся в пределы Болгарии. Русским удалось захватить, согласно сообщению летописи, 80 крепостей. Одна из них, Переяславец, стала резиденцией Святослава. У князя даже возникло намерение перенести туда столицу государства. Активные действия русского князя стали представлять опасность для Византии. Для борьбы с ним византийцы использовали печенегов. Это кочевое племя тюркского происхождения появилось в причерноморских степях в начале X в., воспользовавшись нарастающей слабостью Хазарского каганата. В 968 г. печенеги, очевидно, подкупленные византийцами, неожиданно появились под стенами Киева. По просьбе своей матери, княгини Ольги, Святославу пришлось покинуть Болгарию и отразить нападение врага.
Однако на этом Святослав не успокоился. Он вернулся в Болгарию и продолжил завоевание этой страны. Однако на этот раз он столкнулся с сильным византийской армией. После ряда боев византийцы осадили русское войско в одной их болгарских крепостей. Находясь на грани поражения, Святослав вынужден был заключить мирный договор, по которому он отказался от всех своих завоеваний в Болгарии. В 972 г. русское войско, возвращавшееся по Днепру на родину, подверглось нападению печенегов, предупрежденных византийцами. Святослав погиб в бою, а из его черепа печенежский князь сделал себе чашу, из которой пил на торжественных пирах.
§ 2. Князь Владимир и принятие христианства. После гибели Святослава земли Киевской Руси были поделены между тремя его сыновьями. Однако вскоре между ними развернулась междоусобная борьба, победителем из которой вышел младший сын – Владимир (980 г.). Владимир уделял внешней политике меньше внимания, чем его отец, хотя ему также пришлось воевать: при нем были окончательно подчинены вятичи, присоединены земли современных Западной Белоруссии и Западной Украины.
К этому моменту развитие государственности достигло такого уровня, что потребовалось введение единой религии, которая объединила бы население страны. Этим была вызвана религиозная реформа Владимира: в Киеве и Новгороде были поставлены идолы языческих богов. Главным из них был Перун – аналог древнегреческого Зевса. Этот бог считался покровителем княжеской дружины. Вероятно, это и стало причиной выдвижения его культа на первое место.
Однако язычество не могло обеспечить государству устойчивого положения на международной арене. Страны, в которых господствовало язычество, воспринимались как христианскими, так и мусульманскими государствами как варварские. Они не рассматривались как субъекты международного права, их можно было захватить под предлогом защиты проповеди одной из мировых религий. Подобная печальная участь постигла в XI—XII вв. некоторые племена западных славян, а также народы Прибалтики, земли которых были захвачены немцами.
Во избежание этого Руси требовалось принятие одной из мировых религий в качестве государственной. Обычно выбор религии был предопределен географическим положением: новая вера заимствовалась из соседней страны. Уникальность Руси была в том, что она находилась на стыке сфер влияния разных мировых религий. На западе находилась Польша, которая приняла христианство в форме католичества; на востоке располагалась Волжская Булгария, жители которой исповедовали ислам; к югу лежали земли разгромленного Хазарского каганата, государственной религией которого был иудаизм; наконец, Черное море отделяло русские земли от Византии – центра православного христианства. Поэтому Владимир имел возможность выбрать религию с учетом государственных интересов. Принятие веры от соседнего государства было чревато усилением его политического влияния на Русь. В этом смысле православие было идеальным вариантом, так как Византия находилась за морем и не могла оказывать непосредственного воздействия на русские дела.
На выбор православия могли повлиять и другие факторы. Не стоит забывать, что православие уже раньше начало проникать в русские земли. Известно, что в Киеве существовал православный храм. Отдельные группы жителей Руси принимали крещение в индивидуальном порядке. Наиболее известен пример княгини Ольги, крестившейся в Константинополе, причем ее крестным отцом, согласно летописи, был византийский император Иоанн.
В 988 г. князь Владимир со своей дружиной принял крещение в крымском городе Херсоне, признававшем власть Византийской империи. После этого прошло массовое крещение киевлян. В 989 г. аналогичное крещение состоялось и в Новгороде. Идолы языческих богов были повержены. Русская Православная церковь стала частью византийской. Новую структуру возглавил митрополит киевский и всея Руси, который назначался константинопольским патриархом. Митрополиту киевскому подчинялись епископы, в ведении которых находились священники в городских и сельских приходах.
Распространение христианства на Руси шло медленно. Первоначально оно утвердилось в городских центрах, затем, мало-помалу, начало проникать и в сельскую местность. Однако долгое время в народе сохранялись пережитки прежних, языческих верований. Их сочетание с новыми православными обрядами получило название двоеверия.
Принятие православия сопровождалось появлением ряда новшеств в культурной жизни. Вместе с христианской церковью на Русь появились достижения византийской культуры – литература, архитектура, музыка, живопись. Важнейшим приобретением стала письменность, которая пришла вместе с церковной литературой. Она получила широкое распространение не только среди книжников, но и среди обычных горожан. Об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные отечественными археологами при раскопках древнерусских городов.
§ 3. Расцвет Киевской Руси при Ярославе. После смерти Владимира в 1015 г. развернулась ожесточенная борьба за власть между его сыновьями и племянником Святополком. Первыми ее жертвами стали князья Борис и Глеб, которые после этого были канонизированы и стали первыми русскими святыми. В 1019 г. с помощью варяжских наемников власть в Киеве захватил Ярослав, прозванный Мудрым. Его правление, продолжавшееся до 1054 г., стало временем расцвета Киевской Руси.
При Ярославе Мудром Русь пожинала плоды того, что было заложено при Владимире. Укрепление ее международного положения проявилось в том, что супругами самого Ярослава и его детей были представители европейских королевских династий. Например, женой Ярослава была шведская королевна Индигерда, его сын Всеволод взял замуж византийскую принцессу, а мужем его дочери Анны стал французский король Генрих I.
При Ярославе были построены первые сохранившиеся памятники русского зодчества – каменные Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Тогда же возникло и первое литературное произведение, созданное на русской земле – «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. При Ярославе началось составление «Русской правды» – древнейшего кодекса русского права.
Наконец, в правление Ярослава Мудрого определились внешние границы Киевской Руси, которые сохранялись даже после начала периода раздробленности. В ее состав, помимо всех восточнославянских племен, вошли и некоторые неславянские народы. Неуклонно распространялось русское влияние в Прибалтике и Поволжье. Впоследствии именно территория Киевской Руси станет колыбелью русского, белорусского и украинского народов.
§ 4. Раздробленность Киевской Руси. Однако уже после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. начался процесс распада Руси на отдельные земли и княжества. В отличие от феодальной раздробленности, которая существовала в средние века в Западной Европе, раздробленность на Руси носила другой характер. На Западе земля распалась на владения отдельных феодалов. На Руси это было невозможно, так как не существовало сословия, аналогичного европейским рыцарям. Русские дружинники во всем зависели от своего князя, обязанностью которого было снабжать их всем необходимым. Поэтому системы феодального землевладения на Руси не сложилось.
Единству русских земель угрожала другая опасность. Князья рассматривали Русскую землю как свою собственность. Поэтому после смерти она делилась в равной пропорции между их сыновьями. Первоначально после смерти князя его сыновья пытались в междоусобной борьбе выявить сильнейшего, что вело к страшному кровопролитию. Однако в 1097 г. на княжеском съезде в Любече было принято решение закрепить существующее положение и отказаться от политического единства Руси. Отныне дробление происходило едва ли не в геометрической прогрессии.
Территория государства распалась на тринадцать отдельных земель. Шесть из них находились на территории современной России. Это (1) Владимиро-Суздальская земля, занимавшая центр России, (2) Новгородская земля, простиравшаяся на огромной территории от Балтики до Урала, (3) отделившаяся от нее Псковская земля, (4) Смоленская земля, небольшие (5) Рязанская и (6) Муромская земли. В каждой из этих земель (кроме Новгородской и Псковской) сложились свои княжеские династии. При этом сохранялось общее правило, согласно которому князем мог быть только потомок Рюрика. В свою очередь, земли делились на отдельные волости, во главе которых также стояли князья. Иногда дробление приводило к тому, что некоторые княжества ограничивались лишь несколькими селами. Между князьями постоянно происходили конфликты, часто заканчивавшиеся военными походами.
Единство Русской земли обеспечивалось династией Рюриковичей и Православной Церковью. Кроме того, правитель Киева носил титул великого князя и формально считался старшим среди остальных князей. Однако реальной власти над ними у великого князя не было. Только иногда, в случае внешней опасности, князья могли на время объединиться для организации отпора врагу.
В эпоху раздробленности усилилась внешняя опасность. В 1055 г. в южнорусских степях печенегов сменили новые кочевники – кипчаки. На Руси их называли половцами. Половецкие и русские князья часто совершали грабительские набеги друг на друга, нередко в ходе своих междоусобиц русские князья нанимали половецкие отряды для усиления своих отрядов. Вероятно, из-за их активности русские князья утратили контроль над Тмтараканским княжеством и другими владениями в степной полосе.
Другая опасность возникла на Северо-Западе. Располагавшееся на территории Белоруссии слабеющее Полоцкое княжество постепенно утрачивало контроль над Прибалтийскими землями. Этим немедленно воспользовались немецкие крестоносцы. В 1201 г. они построили крепость Ригу в устье Западной Двины. Опираясь на этот город, крестоносцы начали завоевание латышских и эстонских земель, в которых насаждалось католичество. Под натиском немцев русские князья лишились своих владений в Прибалтике. Границы русских земель с владениями немецких крестоносцев были определены только после победы князя Александра Невского в Ледовом побоище (1242 г.).
Но наибольшую опасность представляли собой литовцы. Князья этого остававшегося в то время языческим народа воспользовался слабостью русских княжеств. Поначалу активность литовцев ограничивалась грабительскими набегами, а на рубеже XIII и XIV веков они перешли к подчинению пограничных русских земель (подробнее об их экспансии см. тему 5).
Таким образом, перед лицом монгольского нашествия Русь предстала внутренне разделенной и утрачивающей свое международное влияние. Но даже если Русь и осталась бы единой, противостоять такому грозному и умелому врагу, каким в то время были монголы, она не смогла бы. И дело не в нашей слабости, а в необыкновенной силе государства Чингисхана и его наследников.
studfiles.net
РАСЦВЕТ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Как внутренняя, так и внешняя политика князя Владимира существенно отличалась от политики его предшественников. Основные его усилия направлены на консолидацию территории и укрепление властных структур Древнерусского государства. Он решительно уничтожает последних независимых скандинавских правителей в Полоцке, присоединяет новые регионы на западе (Перемышль, Червенские города, Среднее Побужье), усмиряет восставших радимичей и вятичей, создает систему оборонительных линий вдоль южных рубежей Руси, страдавших от нападений печенегов.
Впервые в его деятельности важное место занимает формирование общерусской государственной идеологии. Видимо, в его правление формируется династическая легенда о происхождении княжеского рода от Рюрика — первого «легитимного», пришедшего к власти по договору, правителя в одной из важнейших областей Руси. Идеологической консолидации государства служит и попытка укрепить позиции язычества: по рассказу летописцев конца XI–XII в. (его достоверность подвергается сомнению), Владимир учреждает языческий пантеон в Киеве, объединивший богов балто-славянского (Перун — глава пантеона), славянского (Велес, Мокошь, Даждьбог) и иранского (Хоре, Симаргл) происхождения. Следующим шагом в этом направлении, имевшим непреходящее значение для дальнейшего развития Руси, стало принятие Владимиром христианства как официальной государственной религии. Это событие отразилось в ряде преданий, включенных как в летопись, так и в жития св. Владимира.
Летописное «Сказание о выборе вер» повествует о приходе к Владимиру представителей четырех вероисповеданий: мусульманина из Волжской Булгарин, иудея из Хазарии, христианина-«немца» из Рима и христианина, «присланного от грек». Выслушав рассказы каждого о своей религии (в «Речи философа»-грека кратко изложена библейская история и основы христианской догматики), Владимир вместе с боярами выбирает восточное христианство. Этот выбор был обусловлен всей предшествующей историей Руси с ее ориентацией на Византию и южных славян, с которыми она находилась в тесных политических, экономических и культурных связях. Истории собственно крещения Владимира посвящена «Корсунская легенда»: Владимир захватил византийский город Корсунь в Крыму (античный Херсонес, в черте совр. Севастополя) и потребовал от императоров-соправителей отдать ему в жены их сестру Анну. По настоянию византийской стороны, Владимир в 988 или 989 г. принимает крещение в Корсуни и затем женится на Анне. Вернувшись в Киев, Владимир разрушает языческое святилище, на месте которого воздвигает христианский храм («Десятинную» церковь Богородицы) и заставляет под угрозой силы киевлян принять новую веру, а в Новгород отправляет своего дядю Добрыню для крещения новгородцев («огнем»).
Принятие Владимиром христианства проходило в исключительно благоприятных для Руси обстоятельствах: византийский император Василий II Болгаробойца остро нуждался в военной помощи для подавления внутреннего мятежа и в нарушение строжайших византийских традиций согласился отдать замуж за «варвара» багрянородную принцессу, что заставило византийские власти максимально ускорить организацию русской церкви: почти сразу была учреждена митрополия в Киеве с подчиненными ей епархиями в Новгороде, Белгороде, Полоцке и Чернигове; к концу XI в. уже насчитывалось девять епархий. Однако христианство далеко не сразу распространилось на Руси: на протяжении первого столетия оно постепенно охватывало лишь верхушку общества и горожан. Лишь к концу XIII в. оно укоренилось в сельской местности.
Принятие христианства сыграло важнейшую роль в консолидации государства: оно конфессионально объединило разноэтничные народы, вошедшие в состав Древней Руси, идеологически легитимизировало княжескую власть Рюриковичей и поддерживала ее своим авторитетом. Не меньшее значение христианизация имела и во внешнеполитическом плане: Русь вошла в семью христианских народов Европы, стала полноправным партнером в системе европейских политических связей, обрела доступ к сокровищнице европейской культуры.
Внутриполитическая стабильность, которой стремился достичь Владимир, разместив в крупнейших городах своих многочисленных сыновей в качестве посадников, была нарушена после его смерти 15 июля 1015 г. Согласно летописному рассказу, Святополк, «сын двух отцов» (беременная вдова Ярополка Святославича, убитого по приказу Владимира, была взята им в жены) и главный претендент на киевский стол, устранил своих младших братьев Бориса, Глеба и Святослава, первому из которых Владимир, видимо, намеревался передать власть. Сидевший в Новгороде Ярослав, сын Владимира и полоцкой княжны Рогнеды, узнав об убийстве братьев, выступил против Святополка и после битвы у Любеча (1016 г.) вынудил его бежать. Однако в 1018 г. при поддержке своего тестя, польского короля Болеслава I Храброго
Святополк захватил Киев, а Ярослав вернулся в Новгород, где собрал новое войско, подкрепленное отрядом варягов, присланных из дружественной ему Швеции. В битве на р. Альта (1019 г.) Святополк потерпел сокрушительное поражение и бежал (обстоятельства его смерти неизвестны). В Киеве вокняжил Ярослав.
Начало его правления не отличалось спокойствием: в 1023 г. с претензией на киевский стол выступил княживший в Тмуторокани его брат Мстислав Владимирович (ум. 1036 г.). Ярослав в это время находился в Новгороде, но киевляне отказались впустить Мстислава в Киев, и он сел в Чернигове. Попытка Ярослава изгнать Мстислава в следующем году окончилась неудачей: он потерпел поражение в битве возле Листвена в Черниговской земле и бежал обратно в Новгород. Лишь в 1026 г. по предложению Мстислава был заключен мир, по которому Южная Русь была разделена: Киев с Правобережьем остался за Ярославом, Чернигов с Левобережьем — за Мстиславом. Смерть Мстислава в 1036 г. оставила Ярослава Владимировича единственным правителем Руси.
Княжение Ярослава Владимировича Мудрого (ум. 1054) — эпоха завершения процессов становления Древнерусского государства. В это время происходят кардинальные изменения практически во всех областях общественной жизни Руси. На смену дружинной форме управления государством, еще сохранявшейся при Владимире, приходят властные институты со специализированными функциями. Силовые методы борьбы за власть уступают место договорным разделам княжений, которые в последующем станут предметом соглашений на княжеских съездах. Происходит первая запись правовых норм — в 1015 г. Ярослав дает новгородцам «Правду Русскую» («Правду Ярослава»). Первый русский судебник был предназначен для ограниченного круга субъектов права — свободного городского населения, но уже через полвека он дополняется нормами, охраняющими княжеское хозяйство («Правда Ярославичей»).
В эпоху Ярослава создается государственная идеология: устанавливается общерусское прославление свв. Бориса и Глеба как небесных покровителей династии Рюриковичей и всей Руси, возникает концепция богоданности княжеской власти. Укрепляется материальное обеспечение церкви (десятина с княжеских доходов была установлена еще Владимиром): Ярослав предоставил церкви право взимания штрафов по делам, подпадавшим под церковную юрисдикцию. В своем церковном уставе Ярослав впервые законодательно разграничил сферы светского (княжого) и церковного права, передавая церковному суду юрисдикцию по вопросам семьи и брака, преступлений против нравственности, проявлений язычества и прочего; ей также подлежали духовенство и «церковные люди» (миряне, служившие в церкви, сироты и вдовы и т. п.). Ярослав делает первую попытку ослабить зависимость древнерусской церкви, подчиненной Константинопольскому патриархату, от Византии. В 1051 г. киевским митрополитом впервые стал русский священнослужитель Иларион, поставление которого состоялось, вопреки церковным нормам, не в Константинополе, а на соборе русских епископов. Написанное им незадолго до этого «Слово о Законе и Благодати» обосновывает права Руси на равенство среди других христианских народов. Возникают и получают княжескую поддержку монастыри, прежде всего Киево-Печерский, основанный, по преданию, Антонием и занявший главенствующее положение в культурной жизни Руси во второй половине XI в. В нем и в других монастырях осуществляются переводы византийских сочинений, как богословских, так и исторических, на древнерусский язык, закладываются основы летописания, создаются первые литературные произведения.
При Ярославе проводится масштабная перестройка Киева по константинопольскому столичному образцу с храмом ев. Софии, Золотыми воротами и пр. В Киеве, как и в других крупнейших центрах государства, строятся новые оборонительные сооружения, возводятся соборы и церкви, в первую очередь кафедральные Софийские соборы в Новгороде и Полоцке.
Чрезвычайно расширяется круг международных контактов Руси: более или менее прочные отношения связывают молодое государство и со старыми, традиционными партнерами: Византией, Швецией и (после периода военного противостояния) с Польшей, а также с новыми партнерами — Данией, Норвегией, Германией, Францией и Венгрией. Радикально меняется характер и направление внешней политики Руси. Многочисленные, но личностные, не объединенные едиными целями контакты с Византией, Болгарией и Скандинавскими странами перерастают в систему межгосударственных отношений, в которых доминанта переносится с Византии на Запад и Север. Переориентация внешней политики диктовалась обстановкой начального периода правления Ярослава: необходимостью обеспечить себе союзников в борьбе со Святополком и поддерживающей его Польшей. Германия и Дания выступали естественными противниками Польши, Швеция была связана с Ярославом как издавна сложившейся традицией, так и новыми родственными узами — в 1019 г. Ярослав женится на дочери шведского конунга Ингигерде (в крещении Ирине). Разнообразнее становятся формы теперь уже межгосударственных отношений. Военно-политические и торговые контакты осуществляются через обмен посольствами, подвергаются регламентации и становятся предметом договоров (древнейший из известных нам, хотя его текст и не сохранился, с Норвегией 1024–1027 гг.), заключаются многочисленные династические браки: к концу своего правления Ярослав оказывается в родственных отношениях с правителями Швеции, Византии, Польши, Франции, Дании, Венгрии и Норвегии. Имя Ярослава становится широко известно в Европе.
znaew.ru
Начало расцвета Древней Руси. Владимир Святой ( 980-1015 гг.)
Святослав Ярополк Владимир (Новгород) ( Киев ) (от ключницы Ольги – Малуши, был в Новгороде (воспитывался Олег со своим дядей Добрыней, ярый язычник) бабкой-Ольгой) (древляне) убил Олега, присоединил древлян после смерти Олега Владимир бежал к варягам, вернулся с ними, захватил Новгород, затем Полоцк, двинулся на Киев. В Киеве Ярополка не любили, он погиб в результате заговора.
|
stydopedia.ru
1.Образование и расцвет Древнерусского государства ( IX-XII вв.)
Лекция доцента Мосуновой Т.Г.
Древняя Русь в IX - XIII вв.
1. Образование и расцвет Древнерусского государства (1Х-ХП вв.).
2. Русские земли и княжества в Х1- первой половине ХШ вв.
3. Борьба Руси за независимость в ХШ в. Выбор Александра Невского.
Славяне – древнейшее население Европы. Во времена Римской империи они жили однородной, этнически не дифференцированной массой в Центральной Европе. После падения империи эта однородность стала нарушаться вследствие переселения народов. Славяне в результате последовательного движения готов, гуннов, аваров лишаются былого единства. Мощной волною они расселяются из района компактного проживания (Верхний Одер —Средний Днепр) по трем основным направлениям: на юг - Балканский полуостров, восток и север — по Восточно-Европейской равнине, на Запад – в Среднее Подунавье и Междуречье Одера и Эльбы. Расселение праславян в течениеVI - VII вв. на больших пространствах, их активное взаимодействие с иноэтническими племенами привела к дифференциации славянского мира и членению единою языка на отдельные славянские языки. К VII в. из некогда единой славянской общности выделились три ветви: восточная, западная и южная. Каждая из них начинает самостоятельный путь в истории.
Восточные славяне, расселяясь на обширной территории Восточно-Европейской равнины от берегов Ильменского озера до среднего течения Днепра и Дуная, от Оки до Десны, закладывали основы будущей Российской цивилизации. В отличие от Византии и Европы Русь не была преемственной цивилизацией — она развивалась на территории, где практически не осталось очагов культуры ее предшественниц. (Исключением являются сравнительно небольшие пространства по берегам Черного и Азовского морей — Ольвия, Херсонес, Феодосия и др.) Русь должна была создавать свое цивилизационное пространство или, точнее, делать его цивилизованным. Вместе с тем, не получив богатого наследства от культур прошлого, она имела возможность взаимодействовать с современными ей народами и цивилизациями.
На протяжении VI — VIII вв. в обществе восточных славян одновременно развивались три процесса: дальнейшее становление славянского этноса, социальное расслоение, стремление к политическому объединению.
Эпоха Великого переселения народов, к концу которой произошло обособление восточных славян, способствовала разрушению древних родовых связей и усилению территориально-политических. Территориально-политическими, а не этническими образованиями были и славянские союзы племен: радимичи» кривичи, поляне, древляне, бужане, дулебы и др. Такие союзы племен, вероятно, не были чисто славянскими и включали в свой состав финно-угорские, балтские и иные этнические группы.
Условия жизни разных союзов и племен и уровень их политического
развития в VIII — 1X вв. были совсем не одинаковыми. Разнились и основные занятия населения, и взаимоотношения со Степью). В разной степени союзы племен были вовлечены в хозяйственное, культурное и военное взаимодействие с народами, уже обладавшими своей государственностью. Тем не менее относительное однообразие климатических и ландшафтных условий, отсутствие серьезных естественных преград на просторах Восточно-Европейской равнины, как и несомненная близость культуры, языка, верований, создавали объективные предпосылки для политического взаимодействия восточнославянских народов. Сложные процессы, связанные с этим взаимодействием, способствовали становлению Киевского (Древнерусского) государства.
Возникновение государства — закономерный этап развития общества. Государственность вырастает из естественного стремления общества к самоорганизации, к упорядочению усложняющихсяотношений между людьми. Общины восточных славян состояли не только из сородичей, но и из пришлых, чуждых роду людей. Подобные соседские общины уже не могли управляться на основе старых племенных обычаев; возникновение семейной собственности (иногда заменявшей родовую, иногда сосуществовавшей с ней) требовало новых правил, форм общежития.
Возможно, у некоторых славянских племен разрушение родовой общины привело к созданию совершенно обособленных семейных хозяйств, уже никак не подчиненных власти старейшин. И соседские общины, и отдельные семейные дворы были слишком слабы, чтобы самостоятельно обеспечить свою безопасность. Естественным гарантом безопасности становился князь, располагавший укрепленным оборонительным пунктом (городом). Укрепления защищали хорошо вооруженные воины; земледельческие общины, расположенные в окрестностях города, постепенно отдавались под покровительство князя и его дружины.
В IX в. продолжалось постепенное огосударствление княжеской власти. Этот процесс ускорился под воздействием внешних факторов: на севере Восточно-Европейской равнины постоянным явлением стали набеги скандинавов (варягов), на юге обострялась вражда славянских и тюркских племен. Возникла настоятельная необходимость в создании серьезных оборонительных союзов, располагающих большими людскими ресурсами и действующими не время от времени, а регулярно.
Итак, в IX в. и северные, и южные союзы восточных славянских племен были близки к тому, чтобы придать княжеской власти постоянный и государственный характер. Наиболее крупными территориально-политическими образованиями в это время были Киевское и Новгородское. Первоначально процесс объединения восточнославянских центров происходил при ведущей роли этих местных объединений. Позднее летописная традиция отдает в одних случаях предпочтение Киеву, в других — Новгороду. Вероятно, это результат возникшего позже соперничества между киевским и новгородским летописанием. Летописи, как известно, писались, переписывались и дописывались, так что некоторые сюжеты истории в их изложении выглядят как легенды.
В древнейшей, дошедшей до наших дней русской летописи "Повесть временных лет" есть две версии о начале Руси. Согласно одной поляне (русь) после переселения из Подунавья поселились в Среднем Приднепровье, а первым русским князем стал Кий, правивший с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью. Обратим внимание на то, что данная легенда отражает идею славянского источника древнерусского государства. Здесь "русь" название одного из племен полян, обитавшего в районе среднего течения Днепра и его притока — реки Рось.
Вторая версия отражает идею иноземного источника древнерусской государственности. "Русь" — этносоциальная группа, включавшая в свой состав преимущественно скандинавов и родоплемен-ную славянскую знать, дружинная прослойка. Содержание второй версии легенды в летописи — призвание варягов на княжение по решению новгородского веча. Причина их призвания — усобицысреди разноэтнических племен Приильменья, когда встал "род на род" и появилась необходимость иметь князя, чтобы он «владел и судил по праву». Варяжский князь Рюрик пришел на землю славян с разноплеменной дружиной, в которой преобладали норманны. Они были из племени русь, поэтому и земля наша стала называться Русью. В ряде исследований отмечается, что в ходе норманнской экспансии на Русь сначала норманны (скандинавы, викинги) выступали в роли купцов. Их знания о соседних странах, военный, особенно навигационный, опыт нашли свое применение в военной и административной целях.
Заключительный этап образования Древнерусского государства — политическое объединение северорусских и южнорусских земель. Инициатором объединения был преемник Рюрика новгородский князь Олег. В 882 г. он во главе варяжско-славяно-фиино-угорских дружин спустился по Днепру, захватил Киев, убил княживших там Аскольда и Дира и сделал Киев центром своей державы. Так на карте Европы появилось государство Киевская Русь. Возникновение его хронологически вписывается в процесс образования государств, протекавший в IX — X вв. на обширной территории Северной, Центральной й Восточной Европы (Великоморавское, Чешское княжества, Древнепольское государство, государства в Хорватии и на сербских землях, объединенное англосаксонское королевство, Датское королевство).
Объединение восточнославянских земель в целом заняло более столетия. Первоначальное ядро Древнерусской державы складывалось вдоль одной из крупнейших водных артерий Восточной Европы, именуемой путем "из варяг в греки", соединявшей Балтику с Черным морем и Византией. Но существовал и другой важный торговый путь из Балтики в страны Востока — по Волге и Каспию. По данным археологов, колонизация викингов на Восток ограничивалась Средней Волгой. Известны их погребения в Ладье под Ярославлем. Там же найдены характерные предметы — амулеты, мечи, фибулы. Что же остановило и движение викингов, и вероятное развитие Древнерусского государства в восточном направлении? Дело в том, что Восточный путь был заблокирован болгарами и хазарами. А на всем протяжении пути "из варяг в греки" обитали племена, родственные ядру приильменской державы.
Летописный рассказ о призвании князей-варягов послужил основой для создания в 30-е гг. XVIII в. работавшими в России немецкими учеными Байером и Миллером так называемой норманнской теории происхождения древнерусского государства. Ими доказывалось, что имя Российской империи скандинавского происхождения и само государство было создано выходцами с запада. Из такого заключения делались политические выводы о неспособности русского народа к самостоятельному историческому развитию, образованию государственности. Подобные выводы с самого начала имели политическую направленность. Но как же обстояло дело в действительности? Ведь призвание варягов — не выдумка немецких историков, а факт, почерпнутый из источников. С критикой норманнской теории выступали такие русские ученые, как М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, В. Г. Василевский. Но и среди норманнистов были известные исследователи: Н. М. Карамзин, М. П. Погодин, С. М. Соловьев.
В советской историографии существовали представители обоих направлений, хотя были периоды в истории СССР, когда ярлык "норманниста" делал человека чуть ли не врагом народа.
С точки зрения современной исторической науки оба вопроса — происхождение термина "Русь" и династии Киевских князей — второстепенны. В XVIII — начале XX в. исследователи стояли на единых методологических позициях: идеалистическом представлении о возможности создания государства одним лицом или группой лиц. Это обусловило подмену проблемы происхождения государства вопросом о происхождении его названия. Именно поэтому признание скандинавской этимологии названия Древнерусского государства неизбежно вело к утверждению приоритета скандинавов в самом его формировании.
Сегодня очевидно, что настоящих норманнистов, т. е. тех, кто утверждает неспособность славян самим создать свое государство, давно нет. В современной историографии доказано:
∙ возникновение Древнерусского государства стало возможным лишь в результате социально-экономического развития;
внешние влияния могли несколько ускорить или замедлить, но не заменить внутренних процессов;
Древнерусское государство складывалось как экономическое, политическое, культурное объединение (синтез) славянских и неславянских племен; русский народ формировался не на мононациональной основе; в его создании приняли участие финны, балты и другие народы, в том числе и варяги.
Итак, какова же роль варяжского элемента в создании Киевской Руси? Появление варяжских дружин в Восточной Европе ускорило процесс "собирания" восточнославянских земель, уже подготовленных внутренним развитием к государственности и объединению. В УШ – 1Х вв. славяне и скандинавы находились приблизительно на одном уровне социального развития. В этих условиях норманны не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государ ственности. Зато одностадийность развития способствовала более легкому общественному синтезу пришельцев и аборигенов (славян и финно-угров). Варяжские дружины являлись необходимым консо лидирующим элементом, они — на первом этапе — составляли опо ру военной власти великого князя. Славянизация династии и дру жинной верхушки была, по-видимому, предопределена изначально (аналогичной была судьба норманнских властителей Сицилии, Нормандии, Англии, в конце концов усвоивших язык и культуру местного населения). В дальнейшем от варягов осталось только на звание династии киевских князей — Рюриковичи да воспоминания о происхождении отдельных знатных родов.
КИЕВСКАЯ РУСЬ. Историю Древнерусского государства можно разделить на три периода. Первый — это время длительного "собирания" восточнославянских земель. Он растянулся с 80-х гг. IX в. до конца X в. Киевский князь Олег (882 — 912) покоряет угличей, тиверцев, вновь подчиняет древлян. Сын Игоря и Ольги князь Святослав (964 — 972) покоряет независимый союз вятичей.Наконец, при ВладимиреI (980 — 1015) были окончательно присоединены радимичи и вятичи.
Второй период — это время существования единого, или относительно единого, Киевского раннефеодального государства, приблизительно со времени Владимира I до конца 20-х гг. XII в., когда оно окончательно распалось на независимые княжества.
Третий период — период феодальной раздробленности — от 1132 г. до монгольских нашествий 30 — 40-х гг. ХШ в. Во главе Киевского государства стоял князь, который именовался Великим; на местах управляли зависимые от него князья. Великий князь не был самодержцем в буквальном смысле слова. Он управлял от имени своих ближайших родственников и ближайшего окружения — крупного боярства, формировавшегося из верхушки княжеской дружины и знати Киева. Материальной основой ее существования в IX — первой половине X в. были военные походы и связанные с ними грабежи и торговля, а также "полюдье" (сбор дани).
Великому князю подчинялись другие князья. Можно сказать, что Киевская Русь представляла собой федерацию княжеств, находившихся не в одинаковом положении. Великокняжеская власть вела борьбу с местным сепаратизмом. Наиболее известен пример с древлянами, о которых в летописи сохранилось много данных из-за убийства там князя Игоря и мести древлянам его жены княгини Ольги.
В источниках больше всего сведений содержится о внешней политике Руси. В IX — X вв. существовало два основных направления древнерусской внешней политики — Византия и Восток (Хазарский каганат, затем Передняя Азия). Результатом походов на Византию явились русско-византийские договоры 911, 941, 944 гг., обеспечивавшие выгодные условия для русских купцов в Византии и решающие некоторые политические задачи.
Князь Святослав совершил ряд походов на Хазарию, Волжскую Болгарию, Дунайскую Болгарию, вел войну с Византией из-за этих территорий. В 971 г. после битвы при Доростоле Святослав заключил мир с Византией, но при возвращении на Русь был убит печенегами.
После смерти Святослава между его сыновьями началась борьба за верховную власть. Здесь мы сталкиваемся с фактом, ранее не известным на Руси: разделом государства между сыновьями Великого князя. Владимир падучшг Новгород и, опираясь на новгородцев и варягов, победил своих братьев и стал Великим князем. Его внутренняя и внешняя политика отличалась от отцовской. Больших войн с соседями он не вел. Восточнославянские земли в основном уже были объединены. К тому же внутри государства назревали изменения, которые надо было закрепить в законодательном порядке.
Важнейшими здесь были религиозные реформы Владимира. Их было две. В X в. восточные славяне оставались язычниками. Славянское язычество являлось составной частью комплекса первобытных воззрений, верований и обрядов первобытного человека на протяжении многих тысячелетий. Термин "язычество" условный, его используют для обозначения того многообразного круга явлений (анимизм, магия, тотемизм, фетишизм и др.), которые входят в понятие "'ранние формы религии". Спецификой язычества является характер его эволюции, при которой новое не вытесняет старое, а наслаивается на него.
Славяне обожествляли разные явления и силы природы, наделяя их человеческими чертами (Даждьбог, Хорс — божество солнца; Перун — бог грозы; Стрибог — бог ветра; Сварог — небо, отец солнца; Мокошь — божество земли и др.). Более культа видимой природы у славян был развит культ предков, обусловленный родовым бытом славян.
Проведение религиозных реформ было связано с потребностями зарождавшейся древнерусской государственности, которая нуждалась в новом идейном обоснований, позволяющем Руси стать вровень с сильными державами мира. Стремление к политической централизации и укреплению авторитета власти великого князя выразилось прежде всего в том, что Владимир преобразовал пестрый пантеон многочисленных племенных богов так, чтобы создать строгую иерархическую систему. Эта реформа оказалась недостаточной, требовалось утверждение монотеистической религии, лучше освящавшей власть великого князя. Таких религий в Киеве знали три: христианство, ислам, иудаизм. К тому времени молодое Древнерусское государство вышло на международную арену. С ним вынуждены были считаться и Арабский халифат, и Византия. Союза с киевскими князьями искал Папа Римский. В этом смысле выбор религии был связан с выбором политической ориентации. В 988 г. князь Владимир принял христианство из Византии (православный вариант).
Следует отметить, что сознание политической элиты в данном случае явно опережало массовое сознание. Христианизация Киевской Руси была проведена "сверху", и это естественно, так как в древнерусском язычестве еще не сложился единый пантеон, как это было в Греции и Риме, не выработались четкие представления о потустороннем мире. Одним словом, язычество в Древней Руси еще не прошло весь круг своего развития и не достигло той точки, когда начинается распад его и возникает потребность в новой религии. В результате до XII — XIII вв. существовала система религиозных представлений, в которой языческие и христианские верования пересекались, взаимодействовали и проникали друг в друга. Так, древний бог Велес, покровитель скота, "совместился" с христианским святым Власием. Илью Пророка наделяли функциями Перуна, бога грома, и создавали о нем легенды.
В Западной Европе разрыв между интеллектуальной элитой и массами также был велик, и там народное сознание выработало свою систему религиозных представлений. Ко католическая церковь гораздо более упорно и деятельно "работала" с народным сознанием, внедряя христианство. В Древней Руси паства была лишена такого продуманного и планомерного воздействия со стороны церкви. Как и в Византии, верующему предоставлялась достаточно большая внутренняя свобода в общении с Богом через молитву. Сказывался и невысокий уровень образованности приходского духовенства.
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ. Войдя в состав христианской цивилизаии, Россия открыла для себя путь к усвоению религиозно- нравственных ценностей, естественнонаучных знаний, накопленных Византией и Европой, которые гораздо раньше начали свое цивилизационное развитие и к тому времени уже успели достичь высокого уровня духовной культуры. Однако противоборство восточного и западного христианства сразу же определило и положение России в христианском мире, и направление культурных контактов.
Оказавшись в орбите влияния Византии, Россия на многие века отстранилась от Западной Европы. Это не означает, конечно, что контакты отсутствовали вообще, они существовали, но на протяжении всего русского средневековья были слабыми. Гораздо более серьезным было воздействие Византии, по отношению к которой Древняя Русь, особенно с XV в., ощущала себя преемницей.
Утверждение христианства в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси. Укрепилась великокняжеская власть, распространились нормы византийского права, что стимулировало формирование феодальных отношений, поляризацию отдельных социальных групп. Идея монархической власти, которую Русь получила из Византии, быстро вошла в политическое сознание. Историки полагают, что выбор Владимира пал именно на православие и потому, что оно в отличие от католичества передавало всю полноту власти императору. Князь Владимир, поставивший целью добиться централизации, предпочел ориентироваться на Византию, где император считался "для церкви высшим господином" и где власть монарха считалась священной по своей природе.
Важно отметить, что на начальном этапе идея единоличной власти была неразрывно связана с требованиями о гуманности и мудрости ее. Например, прославленный политический деятель начала XII в. Владимир Мономах в своем "Поучении" создал образ идеального князя. Он стремился к тому, чтобы власть была нравственной и основывалась на соблюдении евангельских заповедей. Она должна защищать слабых, быть справедливой. Конечно, это были лишь рекомендации. В реальной жизни князья в борьбе за власть совершали много нелицеприятных поступков. Но само по себе существование такого рода идеала давало возможность оценки и критики действий власти. В дальнейшем идея власти претерпела существенные изменения.
X— ХП вв. — период достаточно сильного влияния Византии на древнерусскую культуру. Именно византийская литература была тем источником, из которого черпали премудрость древнерусские книжники; по византийскому образцу велось богослужение; творения византийских богословов были основой, на которой развивалась оригинальная философская мысль Древней Руси; иконы создавались по византийским образцам, а сюжеты многих византийских легенд и житий вошли в народную поэзию и сохранили свою популярность вплоть до XX в. Безусловно, усвоение достижений чужой культуры — процесс активный и творческий, в котором обязательно происходит отбор. Древнерусская культура является результатом синтеза славянской языческой культуры с культурой, доступ к которой открылся Руси с принятием христианства.
Важным фактором было восприятие этой культуры через письменность на славянском языке, понятном населению. Созданная Кириллом и Мефодием славянская письменность во второй половине IX в. получила развитие в государствах, исповедовавших христианство в восточном варианте — на Руси, в Болгарии, Сербии. В отличие от стран Западной Европы, а также славянских государств Польши и Чехии, в которых утвердился западный католический вариант христианства и где языком богослужения (а отсюда и литературы) была латынь, на Руси, в Болгарии и Сербии церковная служба совершалась на славянском языке.
Во многом благодаря этому на Русь поступило большое количество славяноязычной литературы церковного содержания (главным образом из Болгарии, принявшей христианство на 100 лет раньше). Таким образом, страна приобщалась к античной, ближневосточной, византийской, славянской культурам. Обратим внимание на то, что античность Русью была усвоена из "вторых рук", из пересказов византийских писателей и историков. В дальнейшем, как считают исследователи, это возвело большие препятствия на пути новых идей в эпоху русского Предвозрождения, т. е. в XIV — XV вв.
После кончины Владимира началась междоусобная борьба между его сыновьями, в результате которой победил Ярослав по прозвищу Мудрый. По традиции как новгородского князя его поддержали варяги и церковь, которая выступила против Святополка, опиравшегося на католическую Польшу. Сначала Ярославу не удалось управлять всей Русью, но последние 18 лет он властвовал над всей землей Русской. Как осторожный и умный правитель, в отношении соседей Ярослав действовал главным образом не военной силой, а при помощи брачных союзов с правящими домами Европы. Хотя его поход против Византии в 1034 г. окончился неудачей, Ярослав укрепил независимость страны от посягательства империи, назначив митрополитом не грека, как уже повелось, а русского Иллариона (1051). Этим актом князь поднял престиж русской церкви и княжеской власти.
После смерти Ярослава Мудрого (1054) Русь, хотя формально и сохраняла единство, практически была разделена на три части между его сыновьями. В этом проявились ростки будущей политической раздробленности Руси. В третьей четверти XI в. между братьями началась борьба за киевский престол. Положение осложнялось внешнеполитическими изменениями. В середине XI в. печенеги были вытеснены из южных степей новыми кочевыми племенами — половцами (кыпчаками, или куманами). Братья жили недружно, и даже их совместное выступление против половцев в 1068 г. закончилось поражением на реке Альте. Оно привело к народному восстанию в Киеве и к смене великого князя.
Необходимость обороны от половецких нашествий, а также решения разных общих вопросов вынуждали князей к разным способам координации своих действий. В частности, одним из них были княжеские съезды (Любеческий — 1097 г., Долобский — 1103 г.). В попытках объединения князей главную роль играл князь Владимир Мономах, в то время князь Переяславский. Киевским князем он стал в 1113 г., когдав Киеве произошло народное восстание. Талантливый правитель и полководец Владимир Мономах прибыл в Киев по призыву напуганной знати. Где уступками, где силой Мономах ликвидировал восстание и утвердился в столице, сумев заставить прочих князей признать свою власть. Однако после смерти его сына Мстислава (1125 — 1132) произошло неизбежное — Русь окончательно распалась на отдельные княжества. Старые центры Киевской Руси постепенно приходили в упадок. Население начало уходить из Киевской и соседних земель, двигаясь в двух противоположных направлениях: на юго-запад — в Галицию и на северо-восток — в землю Ростовско-Суздальскую. Почему?
Два ряда причин, внутренних и внешних, вызвали упадок Киевской Руси. Половецкие набеги были особенно пагубны для Переяславской и Киевской земель. Но в основе ослабления старых центров Древней Руси лежали все-таки внутренние процессы: а) рост крупного феодального землевладения и б) ослабление центральной власти. Формирование феодальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к сеньориальным (вотчинным). Но в отличие от Западной Европы, где традиции частной собственности обусловили быстрый рост сеньориального землевладения, на Руси этот процесс шел сложнее и медленнее. В 1Х - X вв. формирование крупной земельной собственности на Руси происходило путем "окняжения" ранее общенародных общинных земель, которое делало живших там свободных общинников — "людей" — зависимыми от князя "смердами", платившими ему подати (т. е. подвергавшимися государственной эксплуатации).
Затем великие князья стали раздавать "окняженные" земли зависившим от них местным князьям, боярам, монастырям сначала в форме столов-"кормлений" (права сбора подати с определенной территории), а затем и виде земельных пожалований. Из тех и других в XI в. формировались уже феодальные вотчины — наследственные земельные владения феодалов, обрабатываемые трудом зависимого сельского населения. Первый свод законов "Русская правда" называет следующие категории населения: "челядь", "холопы", т. е. рабы, оторвавшиеся от своих общин и живущие в чужих; "закупы" — люди, попавшие в долговую кабалу и работавшие в хозяйстве до выплаты ссуды. Появление изгоев и закупов свидетельствует о расслоении в общине и создании категорий населения, вынужденных вступать в поземельную зависимость от государства или от господ.
Другая особенность Руси состоит в том, что в основе вассалитета лежало не столько условное земельное держание (как в "классических" западноевропейских странах), сколько подчинение "младших" князей "старшим" по силе и могуществу, а бояр — великому князю и другим князьям.
В XII в. в отдельных княжествах на землю сажается часть дружин и слуг княжеского "двора", которые составили основу будущего слоя дворян и "детей боярских", т. е. низшее звено феодальной иерархии. На этом, более высоком уровне феодализации, политическая раздробленность Древнерусского государства была закономерна и вела к укреплению его функций в интересах отдельных земель, местных бояр, городов, дворян. Вместе с тем она делала Русь более уязвимой для внешних врагов. Боярство формировалось из верхушки княжеской дружины, в меньшей степени — из местной знати.
В Киевской Руси большую роль играли города, которых к середине XIII в. было около 150. Наиболее значительные древнерусские города не уступали западноевропейским. В большинстве городов были некоторые элементы самоуправления, а Новгород и Псков стали самостоятельными городскими республиками. В отличие от Западной Европы, где города возникали в противовес феодальной вотчине и развивались в борьбе с сеньорами, русский город всегда сохранял тесную связь с феодалами и их сельскими владениями. Отсюда та большая роль, которую играло в городах боярство, чья экономическая сила черпалась в основном вне города. В историографии имеется точка зрения о народовластии на Руси, осуществляющемся народным собранием — вечем. Мнение большинства ученых таково: вече, которое генетически восходит к народному собранию древних славян, в XI — XII вв. даже в Новгороде было уже покорным орудием в руках бояр и торгово-ремесленной верхушки.
Таким образом, древнерусское общество с конца X — начала XI вв. становилось раннефеодальным. На Руси имелись особенности социально-экономического развития, но сам тип феодальных отношений был общим с Европой.
studfiles.net
Принятие христианства, Расцвет Древней Руси - История России
Принятие христианства
В первые годы своего правления Владимир был ревностным язычником и поклонялся древним славянским богам. Он воздвигал капища - святилища языческих идолов. Но во имя укрепления княжеской власти Владимир выбрал для себя и своих подданных другую религию - христианство, которое было перенесено на Русь из Византии. Предпочтение было отдано окончательно оформившейся после 1054 г. греко-православной ветви христианской религии.
Владимир и его окружение прекрасно осознавали необходимость отказа от язычества в пользу христианства, так как это было одним из способов, позволяющих ликвидировать изоляцию Руси от общеевропейского христианского мира. Провозглашение монотеизма укрепляло позиции главы государства и сакрализировало сословную иерархию, складывавшуюся в древнерусском обществе. Христианство формировало иную мораль, ставшую основой для развития новых принципов взаимоотношений между людьми. Кроме того, на Русь были привнесены и те огромные достижения христианской культуры, которые накопились за всю многовековую историю и аккумулировали важнейшие ценности духовного воспитания древнейших цивилизаций.
Формально крещение Владимира произошло в связи с его женитьбой на византийской царевне Анне (сестре императоров-василевсов Василия и Константина). В связи с этим событием 988 г. считается годом принятия Русью христианства в качестве государственной религии. В Киеве была учреждена русская митрополия, а в важнейших русских городах стали создаваться епископства. Но между крещением князя Владимира и крещением всей Русской земли прошло немало времени. Лишь в 990 г. великий князь предпринял первые шаги по введению христианства на всей подвластной ему территории. Поначалу крещение приняло все население Киева. Прежние языческие идолы были повержены, а жители города по приказу Владимира вошли в воды Днепра и византийские священники произвели над ними обряд крещения. Однако не всегда обращение в новую веру проходило мирно. Например, в Великом Новгороде дядя Владимира Святославича Добрыня крестил языческое население силой, преодолевая вооруженное сопротивление. С таким же трудом вводилось христианство и в Ростове.
Расцвет Древней Руси
Тесный союз государственной и церковной властей длительное время служил на Руси укреплению единства русских земель, ликвидации автономии прежних союзов племенных княжеств. Уже в правление Владимира Святого киевский князь лично направлял своих наместников в другие города. Чаще всего таковыми становились его сыновья. Вместе с тем уничтожение власти местных князей так и не смогло окончательно устранить сепаратизма и межкняжеских распрей. В ходе междоусобицы, возникшей после смерти Владимира (1015), по приказу старшего сына князя Святополка I Окаянного (ок. 979-1019) были убиты его сводные братья Борис и Глеб, ставшие первыми русскими святыми великомучениками Русской православной церкви. Однако возобладали все-таки объединительные тенденции, позволившие сохранить общерусскую государственность. Изгнавший с престола Святополка Окаянного новгородский князь Ярослав Владимирович Мудрый в 1019 г. стал княжить в Киеве.
Великий князь Ярослав Владимирович Мудрый (1019- 1054) в годы своего правления в Киеве сумел подчинить почти всю Русь, за исключением лишь Полоцкого княжества. В историю Ярослав Мудрый вошел как крупнейший государственный деятель, который вывел Русскую державу на международную арену, сумел одержать значительные победы над внутренними и внешними противниками и на долгие годы сохранил единство государства.
Будучи для своего времени высокообразованным человеком, великий князь способствовал развитию грамотности. При нем открывались школы, появились первые библиотеки, переводились древние богословские и исторические труды на славянский язык. При правлении Ярослава активно развивались градостроительство и архитектура, возводились новые города на Волге, берегах Балтики, южных границах Руси, строились церкви, поражавшие современников своим великолепием. Выдающимся вкладом Ярослава Мудрого в укрепление единства Руси стало установление порядка передачи великокняжеской власти но старшинству, что закрепило систему престолонаследования в разросшемся роде Рюриковичей.
Вся эпоха правления князя Ярослава ознаменована развитием древнерусской государственности. Уже в середине XI в. впервые сложилась концепция закономерной связи Древнерусского государства с мировой историей, с крупнейшими державами мира. Как особо подчеркивал первый киевский митрополит из русского, а не константинопольского духовенства Илларион в "Слове о Законе и Благодати", Русь в эту эпоху уже рассматривалась как наследница Римской империи.
geum.ru