Культура Древней Руси. Культура литература древней руси


Культура Древней Руси Википедия

Культура Древней Руси (или Культура Средневековой Руси) — культура Руси в период Древнерусского государства с момента его образования до татаро-монгольского нашествия.

Письменность и просвещение

О существовании у восточных славян письменности в дохристианский период свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки.[1] Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX-Х веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название кириллица. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке.

Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде, Твери, Смоленске, Торжке, Старой Руссе, Пскове, Старой Рязани и др. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т.п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простые горожане оставляли многочисленные записи на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов. Самой древней на Руси книгой, из сохранившихся, является т.н. «Новгородская псалтырь» первой четверти XI в.: деревянные, покрытые воском дощечки с текстами 75 и 76 псалмов.

Большая часть памятников письменности домонгольского периода погибла во время многочисленных пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась только их незначительная часть. Древнейшими из них являются «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году, и два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 годов. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым выполнены эти книги, свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в первой половине XI века, а также об устоявшихся к этому времени навыках «книжного строения».

Переписка книг велась, в основном, в монастырях. Ситуация изменилась в XII веке, когда в крупных городах также возникло ремесло «книжных описателей». Это говорит о возрастающей грамотности населения и возросших потребностей в книгах, которую не могли удовлетворить монастырские писцы. Переписчиков книг содержали при себе многие князья, а некоторые из них и переписывали книги самостоятельно.

Владимир Святославич

В то же время, основными центрами книжности продолжали оставаться монастыри и соборные церкви, где существовали специальные мастерские с постоянными коллективами переписчиков. Они занимались не только перепиской книг, но и вели летописи, создавали оригинальные литературные произведения, переводили иностранные книги. Одним из ведущих центров этой деятельности был Киево-Печерский монастырь, в котором сложилось особое литературное направление, оказавшее большое влияние на литературу и культуру Древней Руси. Как свидетельствуют летописи, уже в XI веке на Руси при монастырях и соборных церквах создавались библиотеки, имеющие до нескольких сотен книг.

Нуждаясь в грамотных людях, князь Владимир Святославич организовал первые школы. Грамотность не была привилегией только господствующего класса, она проникала и в среду горожан. Обнаруженные в значительном количестве в Новгороде грамоты, написанные на бересте (с XI в.), содержат переписку простых горожан; делались надписи и на ремесленных изделиях[1].

Образованность весьма ценилась в древнерусском обществе. В литературе того времени можно найти немало панегириков книге, высказываний о пользе книг и «книжного учения».

Литература

С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Развитие русской письменности постепенно стало основой для возникновения литературы и было тесно связано с христианством. Несмотря на то, что письменность была известна в русских землях и ранее, только после крещения Руси она получила широкое распространение. Также она получила основу в виде развитой культурной традиции восточного христианства. Обширная переводная литература стала основой для формирования с несобственной традиции.

Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство[1]. Её ярким представителем был митрополит Иларион, автор известного «Слова о законе и благодати», датируемого серединой XI века. В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси. Использовав форму церковной проповеди, Иларион создал политический трактат, в котором нашли отражение злободневные проблемы русской действительности. Противопоставляя «благодать» (христианство) «закону» (иудаизм), Иларион отвергает свойственное иудаизму понятие богоизбранничества и утверждает идею перенесения небесного внимания и расположения с одного избранного народа на все человечество, равноправия всех народов.

Нестор Летописец, автор «Повести временных лет» (скульптура работы М. Антокольского)

Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». «Чтение» написано в несколько отвлеченном стиле, в нём усилены назидательные и церковные элементы. Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания — «Повесть временных лет», сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIV—XV веков. Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов — исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести», монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран. Основное внимание в «Повести» уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати. Хозяйственная жизнь и быт народа описаны менее детально. Отчетливо проявилось в летописи и религиозное мировоззрение её составителя: конечную причину всех событий и поступков людей он видит в действии божественных сил, «провидения». Однако за религиозными расхождениями и ссылками на волю Бога часто скрываются практический подход к действительности, стремление выявить реальные причинно-следственные связи между событиями.

В свою очередь, Феодосию, игумену Печерского монастыря о котором также писал Нестор, принадлежит несколько поучений и посланий к князю Изяславу.

Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя — справедливого феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение» является произведением светского характера. Оно проникнуто непосредственностью человеческих переживаний, чуждо отвлечённости и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни.

Вопрос о княжеской власти в жизни государства, о её обязанностях и способах осуществления становится одним из центральных в литературе. Возникает мысль о необходимости сильной власти как условия успешной борьбы с внешними врагами и преодоления внутренних противоречий. Эти размышления воплощены в одном из самых талантливых произведений XII-XIII веков, дошедшего до нас в двух основных редакциях «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Убеждённый сторонник сильной княжеской власти, Даниил с юмором и сарказмом пишет об окружающей его печальной действительности[2].

Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В нём повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича. Описание этого похода служит автору только поводом для размышления о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. Центральным в «Слове» является образ Русской земли. Автор принадлежал к дружинной среде. Он постоянно пользовался свойственными ей понятиями «честь» и «слава», но наполнял их более широким, патриотическим содержанием. В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты древнерусской литературы того времени: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм.

Большое влияние на Русскую культуру оказало Батыево нашествие. Первая работа посвященная нашествию — «Слово о погибели Русской земли». Данное слово дошло до нас не полностью. Также Батыевому нашествию посвящена «Повесть о разорении Рязани Батыем» — составная часть цикла повестей о «чудотворной» иконе Николы Зарайского.

Зодчество

До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.

Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.

Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Живопись

После крещения Руси из Византии пришли новые виды монументальной живописи — мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Также из Византии был перенят иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре.

Наиболее ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Согласно летописям, первые храмы украшали приезжие мастера-греки, добавившие в сложившуюся иконографию систему расположения сюжетов в интерьере храма, а также манеру плоскостного письма. Своей особой красотой известны мозаики и фрески Софийского собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Их создатели мастерски использовали разнообразие оттенков смальты, искусно объединили мозаику с фреской. Из мозаичных работ особенно значительны изображения Христа Вседержителя в центральном куполе. Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти.

Ещё одним уникальным памятником светской живописи Древней Руси являются росписи стен двух башен Киевской Софии. На них изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты, фантастические звери и птицы, что несколько отличает их от обычных церковных росписей. Среди фресок Софии — два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого.

В XII-XIII веках в живописи отдельных культурных центров стали проявляться местные особенности. Это характерно для Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. С XII века формируется специфический новгородский стиль монументальной живописи, который достигает более полного выражения в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах и особенно Спаса-Нередицы. В этих фресковых циклах, в отличие от киевских, заметно стремление к упрощению художественных приемов, к экспрессивной трактовке иконографических типов. В станковой живописи новгородские черты были выражены слабее.

Во Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода сохранились фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, а также несколько икон. Основываясь на этом материале, исследователи считают возможным говорить о постепенном становлении Владимиро-суздальской школы живописи. Лучше всего сохранилась фреска Дмитриевского собора с изображением Страшного суда. Она создана двумя мастерами — греком и русским. К Владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон XII — начала XIII веков. Самой ранней из них является «Боголюбская Богоматерь», датируемая серединой XII века, стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери», которая имеет византийское происхождение.

Фольклор

Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Значительное место в нём занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Широкое распространение получили и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Однако эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX-ХХ веков, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл, обряды же превратились в народные игры.

Существовали также такие формы фольклора, которые не были связаны с языческим культом. К ним относятся пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своем творчестве. Письменные памятники сохранили многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами. Так, народные сказания о событиях II-VI веков отразились в «Слове о полку Игореве».

В IX веке возник новый эпический жанр — героический былинный эпос, ставший вершиной устного народного творчества[3] и следствием роста народного самосознания[1]. Былины – устные поэтические произведения о прошлом[3]. В основу былин легли реальные исторические события[3], прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославича – воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в древнерусских летописях.

В свою очередь, в военном сословии, в княжеско-дружинной среде существовала своя устная поэзия. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. В княжеских дружинах были свои «песнотворцы» — профессионалы, слагавшие песни-«славы» в честь князей и их воинов.

Фольклор продолжал развиваться и после распространения письменной литературы, оставаясь важным элементом древнерусской культуры. В последующие столетия многие писатели и поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсенал её художественных средств и приемов.Так же на Руси было широко распространено искусство игры на гуслях , родиной коих она и является.

Декоративно-прикладные ремёсла

Киевская Русь славилась своими мастерами в прикладном, декоративном искусстве, которые в совершенстве владели различными техниками: сканью, эмалью, зернью, чернью о чём свидетельствуют ювелирные украшения. Не случайно велико было восхищение чужеземцев художественным творчеством наших умельцев. Л. Любимов в своей книге «Искусство Древней Руси» приводит описание звездчатых серебряных колтов из тверского клада XI–XII веков: «К кольцу с полукруглым щитком припаяны шесть серебряных конусов с шариками. На каждый конус напаяно 5000 крохотных колечек диаметром 0,06 см из проволоки в 0,02 см толщиной! Только микрофотосъемка позволила установить эти размеры. Но это не все. Колечки служат лишь постаментом для зерни, так что на каждое насажено еще зернышко серебра диаметром 0,04 см!». Ювелирные изделия украшались перегородчатой эмалью. Мастера использовали яркие краски, умело подбирали цвета. В рисунках прослеживались мифологические языческие сюжеты и образы, которые особенно часто использовались в прикладном искусстве. Их можно увидеть на резной деревянной мебели, домашней утвари, расшитых золотом тканях, в резных костяных изделиях, известных в Западной Европе под названием «резьба тавров», «резьба русов».

Одежда

Современные исследователи располагают многочисленными свидетельствами о том, как одевались князья и бояре. Сохранились словесные описания, изображения на иконах, фресках и миниатюрах, а также фрагменты тканей из саркофагов. Данные материалы различные исследователи в своих работах сопоставляли с упоминаниями одежды в письменных документальных и нарративных источниках – летописях, житиях и разного рода актах.[4]

См. также

Примечания

Литература

  • Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. — М., 1995.
  • Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. — М.: Знак, 2006. — 472 с. — 800 экз. — ISBN 5-9551-0115-2.
  • История культуры Древней Руси / Под общ. ред. акад. Б. Д. Грекова и проф. М. И. Артамонова. — Л., 1951.
  • Книжные центры Древней Руси: Книжники и рукописи Соловецкого монастыря / Рос. акад. наук. Ин-т рус. лит. (Пушк. Дом); Отв. ред. С. А. Семячко. — СПб., 2004.
  • Колесов В. В. Источники древнерусской культуры и истоки русской ментальности // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2001. — № 1 (3). — С. 1–9.
  • Культура Древней Руси // Культурология: Учебное пособие / Сост. отв. ред. А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — 304 с. (копия)
  • Культура Киевской Руси // Всемирная История в десяти томах / Академия наук СССР. Институт истории. Институт народов Азии. Институт Африки. Институт Славяноведения. Под ред. В. В. Курасова, А. М. Некрича, Е. А. Болтина, А. Я. Грунта, Н. Г. Павленко, С. П. Платонова, А. М. Самсонова, С. Л. Тихвинского. — Соцэкгиз, 1957. — Т. 3. — С. 261-265. — 896 с. (копия)
  • Любимов Л. Искусство Древней Руси. — 1981. — 336 с.
  • Остроумов Н. И. Свадебные обычаи в Древней Руси. — Типография И. Д. Фортунатова, 1905. — 70 с.
  • Прохоров Г. М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. — СПб., 2010.
  • Рабинович Е. Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв. // Древняя одежда народов Восточной Европы: Материалы к историко-этнографическому атласу / Рабинович М. Г. (отв.ред.). — М.: Наука, 1986. — С. 40–111. — 273 с.
  • Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки XI-XIII вв.. — М.: Территория, 200. — 256 с. — (Памятники русской исторической мысли). — 1000 экз. — ISBN 5-900829-19-7.
  • Рыбаков Б. А. Декоративно-прикладное искусство Руси Х-XIII веков. — Аврора, 1971. — 118 с.
  • Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. — М.: Академический проект, 2016. — 495 с. — ISBN 978-5-8291-1894-5.
  • Скурат К. Е. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. — М.: НОУ Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2006. — 128 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94790-010-6.
  • Старикова И. В., монахиня Елена (Хиловская). История русского церковного пения начала XII — конца XVII в. в исследованиях 2000–2010 гг.: Библиографический список // Вестник церковной истории. — 2011. — № 3-4. — С. 311—336.
  • Фёдоров Г. Б. По следам древних культур. Древняя Русь. — М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1953. — 403 с.
  • Чёрная Л. А. История культуры Древней Руси. — М.: Логос, 2007. — 288 с. — ISBN 978-5-98704-035-3.

Ссылки

wikiredia.ru

Реферат - Урок история + литература «Культура Древней Руси»

Бинарный урок история + литература «Культура Древней Руси».

Давыдова Ольга Валерьевна

учитель истории и обществознания, МОУ "СОШ №20", г.Энгельс.,

Лобода Елена Александровна

учитель русского языка и литературы, МОУ "СОШ №20", г.Энгельс.,

Цели:

1. Дать представление об истории и культуре древнерусского государства .

2. Познакомиться с тем, как на Руси постепенно распространяются идеи христианства.

3.Раскрыть самобытность и патриотизм древнерусской культуры.

4. Воспитание духовно-нравственных ценностей на примере литературных и исторических памятников древней Руси.

Ход урока

1.Организационный момент. (Дети в классе уже сидят)

1слайд

На фоне музыки. Свиридова « Пушкинский венок». Пастораль№5.

Е.А: Эпиграф: «О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: 2 слайд озерами многими славными,

3 слайд реками чистыми и источниками месточтимыми, 4 слайд горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями,5 слайд дивными зверями, разнообразными птицами,6 слайд бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими,7слайд храбрыми воинами и князьями грозными,8 слайд боярами честными, вельможами многими.9слайд Всем ты преисполнена, земля Русская…»10слайд

О.В: Ребята, наверное, вы уже догадались, что речь пойдет о земле русской. Давайте вспомним. Что мы о ней уже знаем.

Слайд11

Кроссворд. ( 2 мин.)

к

и

е

в

у

р

о

к

и

п

о

л

и

т

и

к

а

п

о

л

ю

д

ь

е

в

о

т

ч

и

н

а

у

с

о

б

и

ц

ы

е

р

е

с

ь

д

а

н

ь

Город, по преданию созданный братьями: Кием, Щеком и Хоривом.

Размер дани и сама дань в Древней Руси. Были установлены реформой княгини Ольги.

Как называлось искусство управления государством?

Как назывался объезд киевским князем своих земель для сбора дани?

Наследственное земельное держание.

Княжеские раздоры на Руси.

Учение, отклонившееся от господствующих положений религиозного учения.

Натуральный или денежный побор с покоренных племен.

Слайд12

О.В: Какое слово получилось по вертикали? Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? Мы поговорим о культуре . Культуре Древней Руси.

Слайд13 Культура Древней Руси

Е.А: Когда мы слышим слово «культура», то чаще всего думаем, что речь идет о художественной литературе, изобразительном искусстве, картинах, музеях, музыке, театре или о каком-либо конкретном памятнике архитектуры.

Слово «культура» существует во многих языках и употребляется в различных значениях. Культура окружает нас всю нашу жизнь и помогает нам хранить все прекрасное, разумное, доброе и вечное. Слайд14 с фото священников

Одно из определений культуры дали два известных философа — священник Павел Флоренский и С.Н. Булгаков .Обратите внимание на экран.

^ Слайд15 Культура – совокупность культов (законов), которые распространяется на широкий круг людей, передаются из поколения в поколение, используется для воспитания молодых людей.

То есть - это система правил, вошедших в быт, которые используются для возделывания ими настоящего, чтобы в будущем получить наилучшие плоды.

Культура обладает свойством преодолевать время, соединять прошлое, настоящее и будущее.

О.В: Культура народа является частью его истории. Люди на Руси не только выращивали хлеб, торговали, воевали, но и строили величественные храмы, украшали их стены искусными росписями, изготавливали прекрасные ювелирные изделия. Они слагали поэмы, сказки, песни, открывали школы, накапливали знания о природе и окружающем мире, т.е. создавали культурные ценности.

^ Слайд16. Культура древней Руси= наследие древних славян, культура соседей Руси, Византийская культура.

Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян: древние мифы и сказания.

Древнерусская культура впитывала в себя и культурные достижения народов, проживающих в составе Руси и окружающих его народов: угрофинов, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян.

Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.

Но Древняя Русь не стала слепо подражать своим византийским учителям. Создавая свои творения, они стремились отразить в них чувства и душу русского народа. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм.

Как вы понимаете слово патриотизм?

( ответы детей)

^ Слайд17: патриотизм-это любовь к своему Отечеству. (1мин.)

Фольклор, былины.

Е.А: Любовь к Отечеству важная тема устного народного творчества.

Вспомните произведения устного народного творчества, в которых прослеживается тема любви к Отечеству.

Сказки, былины (Ответы детей). Спрашиваю о жанрах УНТ. Как иначе мы называем УНТ? (Ответы детей) ( 2мин.)

^ Слайд18 . Фольклор- народная мудрость, народное знание.. Люди всегда мечтали о победе над злыми силами, верили в конечную победу над ними. Этой верой обусловлены победы сказочных героев над чудовищами и злыми волшебниками. Образы героев становились примером для подражания. Фольклор дает историческую картину духовного развития народа. Былины и исторические песни учат мужеству и силе духа, сказки - находчивости и смекалке, песни учат терпению и состраданию, пословицы- мудрости, наблюдательности и остроумию. Таков русский человек во всем его величии, просторе и красоте.

О.В: Считается, что русская литература возникла внезапно. С появление на Руси христианства и церкви, потребовавшей появления письменности, которая является основой любой древней культуры. Однако, письменность на Руси зародилась задолго до введения христианства. О наличии письменности у восточных славян дохристианской поры сообщают ещё арабские и немецкие источники X века.

Е.А: Широкое распространение на Руси получила славянская грамота- славянский алфавит, созданный братьями Кириллом и Мефодием.

(Сообщение о Кирилле и Мефодии.)

^ Слайд19. Кирилл и Мефодий.

Дети:

1р.Жили братья в 9 веке, родились в городе Солуне, в Македонии. Сначала старший - Мефодий, а позже младший-Константин, приняли монашество. Константин получил в монашестве имя Кирилл. Братья проводили свои дни в молитве и изучении Священного Писания. Читали книги на греческом и латинском языках.

2р.Они стали известными своей образованностью, ученостью и были направлены патриархом Фотием проповедовать Священное Писание среди славянских народов. Они хорошо знали славянские языки и могли проповедовать на языке, понятном этим народом. Не довольствуясь лишь устной проповедью, Кирилл создал славянский алфавит ( кириллицу) (2мин.)

^ Слайд20. Кирилица.

Е.А: Первым письменным литературными произведениями на Руси были летописи. Летопись-жанр древнерусской литературы.

Слайд 21. Летопись-…

Е.А: Запишем в тетрадь определение слова летопись.

^ Работа в тетради:

Летопись- …( 1мин.)

Слайд22 Красная строка

О.В: Летописи немного напоминали европейские хроники. Это исторические повествования о днях прошлых и рассказ о современных событиях.

Слайд. 23.Летописцы начинали рассказ с сотворения мира.

2.Описывали события по годам.

3.Каждая летописная статья начинается словами: « В лето…», затем называется год от сотворения мира, и излагаются события этого года.

1.Летописцы начинали рассказ с сотворения мира.

2.Описывали события по годам.

3.Каждая летописная статья начинается словами: « В лето…», затем называется год от сотворения мира, и излагаются события этого года.

Зачем же они начинали рассказ с тех древних времен? Для чего повторяли давно известные всем события? Ведь легче было рассказать о событиях как в современных газетах. ( ответы детей 2мин.) Не мог летописец так строить свой труд. У него был свой, христианский взгляд на историю. Для него в события настоящего вплетались прошлые и будущие времена. Ведь для христианина настоящее- это итог прошлой истории, и от сегодняшних поступков людей будет зависеть будущее спасение человека и страны или их гибель.

О.В.: Древнейшая из дошедших до нас летописей- « Повесть временных лет». Составил ее монах Киево-Печерского монастыря Нестор около 113года.

^ Слайд24. Нестор- летописец.

На исторические события летописец смотрит с точки зрения христианской морали, видит в истории и в делах людей борьбу двух начал- света и тьмы, Бога и дьявола. Значит, далекое прошлое живет в настоящем и от настоящего зависит будущее. За грех в настоящем последует наказание в будущем.

О чем свидетельствует отрывок из « Повести Временных лет»

^ Слайд25. Отрывок из повести временных лет.« Пришли иноплеменники на русскую землю, половцев множество. Навели на нас Бог поганых за грехи наших» .

« Повесть временных лет» создавалась в период, когда на Руси пробудился особый интерес народа к своей истории. Гордостью за свой народ , за его высокое место в мировой истории веет со страниц Несторовой летописи. Целая галерея исторических деятелей проходит на ее страницах- князья, бояре, посадники, тысяцкие, дружинники , купцы. Все это автор описывает вдумчиво и спокойно. Убийство, предательство, обман, клятвопреступления автор осуждает, превозносит честность , смелость, верность, благородство, добродетель.

Слайд26. Подумай и ответь!

Вопросы:

^ 1.Вы запомнили ,что такое летопись? Чем она отличается от хроник?

2.Как называется древнейшая, из дошедших до нас летописей? Кто ее автор?

3.Почему так важно было для наших предков записать, что « в лето» такое-то происходили такие-то события?

4. Зачем летописец в события настоящего вплетал прошлые и будущие времена. ( Ведь для христианина настоящее- это итог прошлой истории, и от сегодняшних поступков людей будет зависеть будущее спасение человека и страны или их гибель.) А если вы будете совершать плохие поступки это отразится на вас и ваших близких?

( ответы детей- 5 мин.).

Е.А: Один из списков «Повести временных лет» содержит «Поучение» Владимира Мономаха.

^ Слайд27. Владимир Мономах.Владимир Мономах пишет свое «Поучение» детям « или иным, кто прочтет». Описывая исторические события, Мономах опирался на христианские общечеловеческие ценности. В них он черпал нравственную опору. Его «Поучение» – это гимн праведникам, неприятие злых и лукавых людей, вера в добро, наказуемость зла. Давайте обратимся к тексту документа.

(Работа с документом)

Слайд28 документ Поучение Владимира Мономаха.

«…Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Более же всех убогих не забывайте, но сколько можете по силам вашим, кормите и сироте ( милостыню) подавайте, и вдовицу сами оправдывайте, и не дайте сильным погубить человека. Ни правого , ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет достоин смерти, и не губите никакой души христианской…Старых почитайте, как отца, а молодых как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите... И мимо человека на пройдите, не поприветствовав, доброе слово ему скажите .Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков".

^ Вопросы к документу:

Кому адресует свои послания Владимир Мономах?

Чему учит « Послание Владимира Мономаха» ?(-не станет лениться, а будет трудиться;

убогих не забывайте, кормите и сироте ( милостыню) подавайте;

не дайте сильным погубить человека;

Ни правого , ни виноватого не убивайте

не губите никакой души христианской…

Старых почитайте,

В дому своем не ленитесь

И мимо человека на пройдите, не поприветствовав

доброе слово скажите.

^ 2.Как вы думаете, актуальны ли сегодня эти «Поучения»? Почему?

3.Какое высказывание вам понравилось больше всего? (8мин.)

Е.А: «Повесть временных лет содержит не только « Поучения Владимира Мономаха», но и распространенный жанр ДРЛ жития святых. Нестор был одним из первых создателей житий.

^ Слайд29. Житие- литературное описание жизни людей причисленных к лику святых.

Работа в тетради:

Житие- литературное описание жизни людей причисленных к лику святых. (1 мин.)

В житиях рассказывается о делах, совершаемых святыми при жизни и после смерти. Нестор написал одно из первых житий Бориса и Глеба.

^ Слайд30. Святые Борис и Глеб.

Это произведение было создано в XII веке. В тяжелые моменты жизни люди обращаются к ним, и они всегда приходят на помощь. Святые символизировали дух русского войска в величайших битвах русской истории.

Слайд 31 Архитектура

   О.В: принятие христианства на Руси нашло отражение не только в литературных памятниках, но и в архитектуре и живописи. На архитектуру и живопись большое влияние оказала Византия.  Говорят, что архитектура- это душа народа, воплощенная в камне. Раньше на Руси строили крепости, башни, дворцы, деревянные языческие храмы. Характерные черты русского деревянного зодчества:

^ Слайд32. Теремная архитектура.

- многоярусность строений, наличие разнообразных пристроек, теремов, башенок, художественная резьба по дереву.

Самой ранней постройкой Киева была церковь Богородица или Десятинная,

^ Слайд 33Десятинная.

она была построена в 989-996 гг. византийскими мастерами, разрушена в 1240 году во время осады Киева монголо-татарами. На строительство и содержание храма князь отдал десятую часть княжеских доходов- отсюда такое название.

^ Слайд34. Софийский Собор.

Софийский собор в Киеве заложен в 1037 году Ярославом Мудрым.

Задуман был как главный храм. В соборе была создана библиотека. Софийский престол служил местом захоронения царей и митрополитов.

Слайд 35 Софийский собор в Киеве – шедевр древнерусской архитектуры. Древние зодчие тщательно выбирали место для строительства. Зодчие были людьми одухотворёнными, понимали и ценили красоту. Творения зодчих органически сливаются с окружающей природой.

  ^ Слайд 36. Новгородская София.

   Вслед за киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке.

Слайд37. Крестово-купольный тип храма.

  На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма. Внутреннее пространство здания делилось четырьмя массивными столбами и если смотреть сверху, то можно было увидеть крест.

^ Слайд38. Роспись Софийского собора.

    Храм Святой Софии поражал своим великолепием и роскошью внутреннего убранства. Под самым главным куполом произносились проповеди, совершались торжественные церемонии.

Стены Софийского собора украшали сверкающие золотом мозаики с сине-голубыми, сиреневыми, зелёными и пурпурными переливами. Всего насчитывалось 130 оттенков.

Слайд39 Вседержитель В главном куполе размещалось изображение Иисуса Христа Вседержателя, в простенках - изображения святых,

Слайд 40 Оранта

в центре – Богоматерь с простёртыми к небу руками – «Оранта».

Свечи озаряли иконописные лики и воспламеняли мозаику.

^ Слайд41. Мозаика- художественное изображение, созданное из фрагментов цветного стекла ( смальты).

Камешки вдавливались в сырую штукатурку под разным углом друг к другу, а когда свет падал на них, проливаясь сквозь проёмы окон все изображения искрились, переливались, разными цветами.

Храм украшали ещё и фресками.

^ Слайд42. Фреска- роспись на сырой штукатурке. На фресках Святой Софии можно было увидеть разнообразные сюжеты. Особый интерес представляют изображения семьи князя Ярослава Мудрого.

Слайд43 Семейство Ярослава Мудрого

В православном храме всегда можно было увидеть иконы.

^ Слайд44. Иконопись – это искусство изображения святых по строго определённым канонам.

Первые иконы пришли на Русь из Византии. Но на Руси лики апостолов и святых потеряли свою византийскую суровость - они стали более мягкими, округлыми. Художники сделали облик Богородицы теплее, человечнее.

Слайд45 Это, прежде всего, Мать-Заступница, несущая людям помощь и сострадание.

В строгих ликах, в их больших и темных глазах ощущаются напряженная внутренняя жизнь, глубокая убежденность в истинности своей веры, готовности во имя ее к любым жертвам. Храм в Древней Руси был центром нескольких видов искусства. Иконопись, фреска, мозаика и богослужение, церковное пение составляли в нём единство и гармонию. Находящиеся в храме чувствовали особую близость к Богу – в этом проявлялась сила древнерусского искусства.

Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним :

Закрепление

Какие из памятников древнерусской культуры (архитектурных, литературных) вам известны?(десятинная церковь, Софийский собор в Киеве, «ПВЛ», летописи, жития святых.)

Можно ли говорить о том, что Русь копировала культуру Византии, или речь идет о самобытности древнерусской культуры?

Какие идеи древнерусской культуры современны и сегодня? ( 5 мин.)

Е.А:

Рефлексия.

Сегодня на уроке мы узнали, что…главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм. Дошедшая до нас древнейшая летопись-это «Повесть временных лет». Она была создана в Киево-Печерском монастыре монахом Нестором. Письменность на Руси была создана братьями Кириллом и Мефодием. ( 3мин.)

Слайд 46 уклонись от зла.

Слайд 47 Спасибо за урок!

www.ronl.ru

Культура Древней Руси Википедия

Культура Древней Руси (или Культура Средневековой Руси) — культура Руси в период Древнерусского государства с момента его образования до татаро-монгольского нашествия.

Письменность и просвещение[ | код]

О существовании у восточных славян письменности в дохристианский период свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки.[1] Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX-Х веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название кириллица. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке.

Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде, Твери, Смоленске, Торжке, Старой Руссе, Пскове, Старой Рязани и др. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т.п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простые горожане оставляли многочисленные записи на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов. Самой древней на Руси книгой, из сохранившихся, является т.н. «Новгородская псалтырь» первой четверти XI в.: деревянные, покрытые воском дощечки с текстами 75 и 76 псалмов.

Большая часть памятников письменности домонгольского периода погибла во время многочисленных пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась только их незначительная часть. Древнейшими из них являются «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году, и два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 годов. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым выполнены эти книги, свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в первой половине XI века, а также об устоявшихся к этому времени навыках «книжного строения».

Переписка книг велась, в основном, в монастырях. Ситуация изменилась в XII веке, когда в крупных городах также возникло ремесло «книжных описателей». Это говорит о возрастающей грамотности населения и возросших потребностей в книгах, которую не могли удовлетворить монастырские писцы. Переписчиков книг содержали при себе многие князья, а некоторые из них и переписывали книги самостоятельно.

Владимир Святославич

В то же время, основными центрами книжности продолжали оставаться монастыри и соборные церкви, где существовали специальные мастерские с постоянными коллективами переписчиков. Они занимались не только перепиской книг, но и вели летописи, создавали оригинальные литературные произведения, переводили иностранные книги. Одним из ведущих центров этой деятельности был Киево-Печерский монастырь, в котором сложилось особое литературное направление, оказавшее большое влияние на литературу и культуру Древней Руси. Как свидетельствуют летописи, уже в XI веке на Руси при монастырях и соборных церквах создавались библиотеки, имеющие до нескольких сотен книг.

Нуждаясь в грамотных людях, князь Владимир Святославич организовал первые школы. Грамотность не была привилегией только господствующего класса, она проникала и в среду горожан. Обнаруженные в значительном количестве в Новгороде грамоты, написанные на бересте (с XI в.), содержат переписку простых горожан; делались надписи и на ремесленных изделиях[1].

Образованность весьма ценилась в древнерусском обществе. В литературе того времени можно найти немало панегириков книге, высказываний о пользе книг и «книжного учения».

Литература[ | код]

ru-wiki.ru