Умеренность есть лучший пир: Что ели наши предки. Как питались наши предки в древней руси
ЕДА НАШИХ ПРЕДКОВ
Еда наших предков-простолюдинов была довольно простой. Они имели обычай есть хлеб, чеснок, яйца, соль, пить квас.
Русская кухня для всех подчинялась обычаю, а не искусству.
Несмотря на то что блюд у богатых было множество, они были довольно однообразны. Зажиточные составляли даже гастрономический календарь на целый год, учитывая церковные праздники, мясоеды и посты.
Кроме того, все готовили дома суп, кашу, овсяный кисель. Суп с куском сала или говядины был любимым блюдом при дворе.
Русские почитали хороший хлеб, рыбу свежую и солёную, яйца, овощи с огорода (капуста, огурцы, репа, лук, чеснок). Вся еда делилась на постную и скоромную, и в зависимости от продуктов, которые использовались для приготовления того или иного блюда, всю пищу можно было разделить на мучнистую, молочную, мясную, рыбную, растительную.
Хлеб.
Когда запасов ржи и пшеницы не хватало, в хлеб добавляли морковь, свёклу, картофель, крапиву, лебеду. А иногда крестьяне были вынуждены готовить саламату - поджаренную пшеничную муку, заваренную кипятком.
Чисто ржаной хлеб назывался житным.
Из сеяной муки пекли пеклеванный хлеб, или ситный.
Из муки, просеянной через решето, пекли решетный хлеб.
Из муки непросеянной изготовляли пушные виды хлеба ("мякина").
Лучшим хлебом считался крупчатый - белый хлеб из хорошо обработанной пшеничной муки.
Пшеничную муку пускали в основном на просфоры и калачи (праздничная еда простолюдинов).
Хлеб из пресного теста делали очень редко, в основном готовили его из дрожжевого, кислого теста.
Благодаря тому, что наши предки научились заваривать муку, у них получался долго не черствеющий хлеб.
Дрожжи делать самостоятельно было сложно, поэтому ставили опару на "головке" - остатке теста от последней выпечки.
Пекли хлеб обычно на целую неделю.
Хлеб круглый, высокий, пышный, сильно пористый назывался караваем. Пирожки и булочки без начинки круглой и эллипсовидной формы - каравайчиками.
Особой любовью пользовались калачи, также пекли сайки, и пирожки.
Пироги.
Очень славились они на Руси - пряженые и подовые. В скоромные дни их начиняли мясом, и даже несколькими видами мяса одновременно; на масленицу пекли пряженые пироги с творогом и яйцами на молоке, масле, с рыбой и яйцами; в постные рыбные дни - пироги с рыбой.
В постные дни вместо масла и сала в тесто добавляли постное (растительное) масло и подавали пироги с патокой, сахаром и мёдом.
Каша.
Хотя в Древней Руси кашей называли любые блюда из измельчённых продуктов, традиционно кашей считается пища, приготовленная из крупы.
Каша имела ритуальное значение. Кроме обычной, повседневной каши и праздничной, была обрядовая - кутья. Её варили из цельных зерён пшеницы, ячменя, полбы, а позднее - из риса. Добавляли в кутью изюм, мёд, мак. Как правило, готовили кутью под Новый год, в Рождество и на поминках.
В древности было известно большое количество разновидностей каш. Сочиво - кашу из дробленного зерна - варили в канун Рождества, в сочельник. Кулеш - жидкую пшеничную кашу - готовили на юге Руси часто с картофелем, заправляли луком, обжаренным с салом или в растительном масле. Ячневую кашу - из ячменя - очень любили в Приуралье и Сибири. "Толстая" каша готовилась из перловой крупы. Заваруха - особый вид каши, которую заваривали кипятком.
Овощные блюда. Овощи раньше почитали больше как за пряную приправу к пище, нежели как самостоятельное блюдо. Это, очевидно, связано с тем, что излюбленной пищей русских людей были лук и чеснок. очень уважали на Руси "толчёнку" из лука с солью, которую ели с хлебом и квасом на завтрак.
Репа - исконно русский овощ. Летописцы упоминают о ней наряду с рожью. До появления картофеля он был главным овощем на столе. Одним из самых распространенных блюд была похлёбка из репы - репница и паренки из репы.
Капуста тоже хорошо прижилась на столе наших предков. Из неё делали запасы на зиму - повсеместно осенью её рубили. Заквашивали не только рубленую капусту, но и целые кочаны.
Вкус картофеля - второго хлеба - узнали на Руси поздно - в 18 веке. Но эти "земляные яблоки" очень быстро завоевали стол русского народа, вытеснив необоснованно репу.
Волей-неволей люди становились стойкими вегетарианцами во время постов. Они ели кислую капусту, свёклу с постным маслом и уксусом, пироги с горохом, луковники, грибы, различные блюда из гороха, хрена, редьки.
Блюда из трав. Щи из крапивы, котлеты из лебеды готовили не только когда поджимал голод. В прошлом в приготовлении пищи использовали и смесь листьев чертополоха, щавеля, репчатого лука. Ели и ряску, добавив сливочное масло и хрен. А для щей годились борщевик, дикий щавель, заячья капуста, кислица, другие дикорастущие растения.
Лавровый лист, имбирь, корицу раньше заменял аир.
В качестве приправы использовали дягиль, зверобой, мяту, любисток, мелиссу, шафран.
Чаи настаивали из иван-чая, душицы, липового цвета, мяты, листьев брусники.
Скоромные блюда.
В мясоед русские люди позволяли себе отведать мясную пищу, блюда из рыбы, творога, молока. Однако традиционных скоромных русских блюд известно мало. Причем существовали некоторые запреты на смешение продуктов. Поэтому не найдёшь в исконно русской кухне фаршей, рулетов, паштетов, котлет.
Рыба считалась полупостным блюдом. Не разрешалось её есть только в дни особо строгого поста. Однако для сельди и воблы и в эти дни делалось исключение. А вот по понедельникам, средам и пятницам блюда из рыбы составляли основу меню.
Молоку отводилась немалая роль. Однако в бедных семьях молоко давали пить только самым маленьким детям, а взрослые ели его с хлебом.
Масло.
У русских после принятия христианства все виды съедобных масел было принято делить на скоромные (животного происхождения) и постные (растительные). Растительное масло особо ценилось в народе, так как его можно было есть и в скоромные, и в постные дни. В северных районах отдавали предпочтение льняному, в южных - конопляному. Но были известны и такие масла, как ореховое, маковое, горчичное, кунжутное, тыквенное. Лишь в 19 веке получило широкое распространение подсолнечное масло.
Растительное масло использовали в русской кухне очень широко. Им заправляли различные блюда (каши, закуски, супы), макали в него лепешки. Обычно употребляли в пищу без предварительной тепловой обработки.
zdorov.mirtesen.ru
Как питались наши предки: примерное меню на день | Правильное питание | Здоровье
Солнце всё ярче, настроение улучшается, но скоро многие начнут «спать»: слабость, апатия типичны для этого времени года, скудного на витамины. Как надо питаться, чтобы не уснуть и сохранить бодрость духа? Что в таких случаях посоветовали бы нам наши предки?
После поста
Но прежде вспомним, что на днях заканчивается Великий пост.
«Он может существенно менять обеспеченность организма питательными веществами, - рассказывает Виктор Конышев, известный специалист по питанию, д.м.н. - Отказ от мяса, яиц, молочных продуктов и редкое потребление рыбы снижают холестериновую нагрузку на организм и калорийность рациона. Это идёт на пользу. Но в то же время мы полностью или частично лишаемся ряда полезных веществ. Например, уменьшается потребление важных для здоровья полиненасыщенных жирных кислот, витаминов D, В₁₂ и В₂, легкоусвояемого железа, йода, кальция».
Стоит напомнить и о дефиците белка - в животных продуктах его гораздо больше, чем в постных. Но его в приличных количествах можно получать и без мяса, птицы и рыбы. И совсем необязательно после поста налегать на эти продукты! В старые времена всё это ели редко, ведь белковые продукты быстро портятся, и надёжных способов их хранения не было.
По этой причине много белка получали с растительной пищей. В первую очередь это бобовые (горох и многочисленные виды фасоли), а также грибы.
«Даже в пост религиозная традиция не возбраняла есть беспозвоночных животных - моллюсков и ракообразных, - говорит В. Конышев. - Поскольку морские моллюски, креветки и мидии считаются бескровными, их приравнивают к грибам и они тоже могут использоваться во время постов. В них полноценный животный белок, витамины В₁₂ и D, железо, йод и др. полезные вещества».Другой источник белка - крупы и злаки. Но есть надо каши не быстрого приготовления, а традиционные. Мучное лучше не из рафинированной муки, а из муки грубого помола, обдирной или цельнозерновой. Так питались наши предки. И ещё на Руси чаще ели не белый пшеничный хлеб, а тёмный - ржаной. Да и сама пшеница ранее была другой - с зёрнами помельче, не так сильно перегруженными крахмалом и гораздо более богатыми белком и другими полезностями. Называлась она полбой, и из неё делали ещё кашу. Помните, как пушкинский Балда просит попа: «Есть же мне давай варёную полбу»? Сегодня её возродили, и кое-где можно купить сами зёрна, муку и хлеб из полбы.
Эх, яблочко!
В рационе наших предков всегда было много капусты, лука, чеснока, репы, редьки, свёклы, моркови и иных даров природы, хранящихся долго. Делайте из них гарниры, первые и вторые блюда, салаты. Важно съедать в день не менее 500 г растительных продуктов. Включайте в их состав фрукты и ягоды. Если вы можете купить их свежими, здорово. Но в прежние времена, когда возможности довезти их из тёплых стран не было, до самого нового урожая лакомились мочёными яблоками и ягодами. Эту традицию стоит возродить. Витаминов в мочёных яблоках может быть немного меньше, чем в свежих, но антиоксиданты и другие полезные вещества сохраняются. И что ещё очень важно, в них остаётся мало сахаров - те превращаются в молочную кислоту при замачивании.
Сами классические русские овощи чрезвычайно полезны. У капусты мощное противораковое действие, особенно сильное в квашеной капусте и салатах. Только в последних нарезанную капусту хорошо ещё подавить, чтобы она пустила сок, и выдержать 10-15 минут до еды. Морковь богата каротиноидами: они и сами по себе полезны, да ещё и в витамин А превращаются. Есть в ней и противораковый фалкаринол. Чтобы его сохранилось побольше, морковку лучше варить целиком и только потом резать.
«Бетанин, придающий свёкле красный цвет, защищает от рака, - говорит В. Конышев. - А другое, бесцветное, вещество с очень похожим названием - бетаин - защищает печень от накопления жира». В поддержку русского национального корнеплода только что опубликованы исследования английских учёных. Они показали способность свёклы снижать давление примерно так же, как и лекарства. После одного стакана свекольного сока давление было ниже примерно на 10 мм рт. ст. И этот эффект связан с пресловутыми нитратами, которыми у нас так любят пугать потребителей.
Однако современная наука уже давно доказала, что они, наоборот, полезны, особенно для сосудов - действуют на них расслабляюще и защищают от всяких вредных воздействий. А чемпионы по их содержанию - свёкла и зелёные салаты - считаются полезнейшими дарами природы.
Но и это не всё. Недавно у свёклы нашли свойства самого настоящего допинга. Она улучшает усвоение кислорода клетками организма и увеличивает выносливость на 16%. Ни один другой продукт таким действием не обладает!
Согласитесь, весной, когда нас неудержимо клонит в сон, такой свекольный стимулятор будет к месту. И ещё это особенно полезно людям немолодым и с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Примерное меню на день
Завтрак. Кофе, овсяная каша (можно с ягодами или фруктами)
1-й полдник. Любой фрукт, чай
Обед. Рыба с гарниром из риса и овощей, щи из квашеной капусты, салат свекольно-морковный с орехами
2-й полдник. Мочёное яблоко, кофе или чай
Ужин. Солянка, чай, зерновой хлеб с маслом
Поздний ужин. Простокваша, кефир или др. кисломолочный продукт
Как сварить русскую кашу из полбы
- 1 стакан зёрен полбы залить ½ л простокваши и ½ стакана воды и замочить на 4-6 часов или на ночь.
- Всё промыть в холодной воде.
- Залить молоком (или равной смесью молока и воды) и варить на небольшом огне.
- Зёрна не развариваются, поэтому готовность определяют на вкус, когда жидкость выкипит.
- Посуду с кашей обернуть толстой тканью на 30-40 минут.
- Заправить маслом и подавать на стол.
www.aif.ru
Чем питались наши предки - К чему стадам дары свободы...
Племена росичей, русичей, поляне, древляне, боровичей и других жили вдоль самого Днепра и его притоков Рось, Роська, Россава, Расставица и еще около трех десятков небольших рек и ручьев. Они в VIII-X веках вели сравнительно скромное сельское хозяйство.
Трудно представить, но набор исходных продуктов был крайне ограничен.
Весной сеяли ячмень, овес и рожь, про пшеницу еще не знали. Она появилась позже, а тогда для выпечки хлеба использовали в основном ячмень и рожь. Помол муки представлял сложную работу, поэтому в главной Слободе каждого племени имелась ручная каменная мельница. Жители везли зерно в Слободу, а там производили помол. За это половина муки оставалась в самой Слободе, где проживал воевода и его дружина.
Ячмень дробили при помощи специальных молотков. Потом из дробленки варили каши.
Торговля с причерноморским краем, а ее вели в период половодья, помогла получить гречиху. Она свое название получила от греков, проживавших на северных берегах Черного моря. Очень неприхотливое растение стала основой для каш и муки из гречневой крупы. В приднепровской зоне гречиха показала высокую урожайность и засухоустойчивость.
О картофеле в те далекие годы и не помышляли. Его роль выполняла брюква. Двулетнее растение, требующее определенного ухода и полива, давало небольшой урожай, около 100...150 кг с сотки (тогда таких мер еще не существовало). Брюква хранилась до середины весны и позволяла нашим предкам поддерживать себя довольно бодрыми до свежей зелени.
Репа являлась одним из основных растительных продуктов. Ее парили в печах, что снижало резкость вкуса и повышало усвояемость. Видимо в те далекие времена и родилась сказка про репку.
Существовала и капуста. Но она не завязывалась в кочаны. Это была листовая капуста, похожая на современные салаты. Хранилась она крайне плохо, поэтому использовалась только летом и осенью.
Ранней весной для питания использовали крапиву. Ее ошпарировали, а потом поедали мягкие листья, содержащие полный набор витаминов.
Войны с кочевыми племенами хазар неожиданно принесли на древнюю Русь семена тыквы. Тыкву выращивали повсеместно, ее семена разбрасывали вдоль тропинок и дорог. Тыква хорошо хранилась в течение зимы. Ее запаривали и добавляли в каши. Часто тыкву применяли в качестве приправы к мясу.
Огурец имеет именно приднепровское происхождение. Огурцы не являлись основным продуктом, но их использовали, чтобы несколько разнообразить стол.
Лес помогал выжить. В лесах собирали грибы, которые варили, а еще больше сушили, чтобы в течение зимы отваривать и добавлять в кашу. Белок грибов подобен мясному и имеет отличный вкус. В лесах собирали ягоды, дикие груши и яблоки. Варить варенье или компоты еще не умели, поэтому потребляли в свежем виде. Некоторые ягоды высушивали и зимой ели сушеные ягоды.
Как появился в этих краях лук доподлинно неизвестно. Наши предки умели его выращивать и на репку и на перо. Чеснок пришел вместе с воинствующими хазарами, те использовали его для приготовления мяса - тушили в больших ямах. Наши предки переняли у своих постоянных врагов такой способ приготовления мяса.
Масло?! Его заменял жир от животных, добытых на охоте. Растительного масла не было в рационе питания наших предков. Молоко еще не стало продуктом питания. Только небольшие стада коз могли давать весьма ограниченное количество молока. Крупный рогатый скот был представлен турами, которые и стали предшественниками современных коров. На них шла охота, а телят отлавливали и использовали в качестве тягловых животных. На быках и коровах пахали, их держали только ради мяса. Позже их стали держать и ради навоза, которым стали удобрять поля.
В лесах водились пчелы, и бортничество позволяло получать мед. Его не разбазаривали и гнезда не разоряли. В стволах деревьев вырубали небольшие отверстия, через которые вырезали часть сотов. Именно эти соты и давали углеводы и сладость. Через некоторое время пчелы заделывали повреждения в стволах или использовали отверстия в качестве дополнительных летков.
По весне добывали сладковатый березовый и кленовый соки. Эти соки помогали ранней весной получить набор витаминов и сладости. Занятие по добычи сока деревьев было довольно серьезным делом. Есть подтверждения, что из кленового сока выпаривали влагу и получали концентрированный сироп.
Охота позволяла запасать мясо. Охотились на кабанов, туров, лосей, барсуков и зайцев. Шкурами животных утепляли жилище. Чтобы выделать шкуры и пошить из них теплую одежду, нужны соль и кислота. Соль выменивали на торгах в низовьях Днепра. Для получения кислоты использовали щавель. Выжимали щавелевый сок, разводили водой и производили пиклевание шкур. После пиклевания шкуры приобретали прочность и эластичность. Носкость вещей повышалась многократно.
Охотились также на соболей, куниц, белку. Их шкурки тоже выделывали солью и щавелевой кислотой. Именно эти шкурки, а также мед являлись основной валютой для обмена на торгах с греками. Добытых пушных зверьков также съедали. Особенно ценились белки, обладающие очень нежным мясом.
Где-то в начале IX века научились засаливать мясо и сало. После засолки они могли храниться довольно долго. Соленое мясо и сало являлось основой белковой и жирной пищей в походах.
Особое место занимала рыбалка. Ловили с помощью вятелей - ловушек, сплетенных из ивового прута. Вятель забрасывали в воду, а через некоторое время в него заплывала рыба, и заползали раки. Вятель вынимался наружу, собирался улов. Рыба на столе наших предков была значительно чаще чем мясо. Наверное, тогда и стали готовить уху.
Раков запекали в углях. Они быстро становились очень вкусными и ароматными.
Сегодня трудно представить, как с таким скудным набором продуктов можно было существовать.
***
Источник.
*
Действительно, как с таким "скудным набором продуктов", без ГМО, без пищевых добавок, да... без того же хамона можно было существовать?!!
Правда, авторы не догадываются, что, например, из указанного первым ячменя можно приготовить десятки разнообразных блюд: каши, супы, квасы, пиво, брагу, салаты.
Из овса уже можно сделать пару сотен разных блюд. А далее по списку - рожь, мясо, рыба, мёд, репа, брюква...
Даже из последней - "105 рецептов блюд из брюквы – это различные супы, овощные рагу, котлеты, а также запеканки и рецепты каши с брюквой".
В общем, тяжело было нашим предкам...
ss69100.livejournal.com
Что ели наши предки
Некоторые люди убеждены, что проблему здоровья и долголетия легко можно решить, вернувшись назад к традициям наших предков, потреблявших простую и здоровую пищу
Умеренность есть лучший пир
"В студенческие годы довелось мне участвовать в археологических экспедициях в окрестностях Вышнего Волочка. К северу от озера Мстино, по дороге в деревню Пуйга, было в тех местах удивительное поле. Каждый год на его поверхность выходили из глубин черепки глиняных горшков с узорами, нанесенными ногтями и узловатой веревкой. Попадались каменные ножи и скребки с заостренными путем выбивания фасеток краями.
Всё это — следы поселения людей, обитавших в тех местах в середине первого тысячелетия нашей эры.
Невольно возникает вопрос, какую же пищу готовили люди с помощью этой нехитрой утвари? Как складывалось на протяжении веков питание наших предков? Были ли они могучими долгожителями? И можем ли мы найти идеал питания среди предков?
Знания о питании основной массы славянского населения, особенно в эпоху домонгольской Руси, касаются не структуры питания с цифрами потребления отдельных групп продуктов, а лишь перечня продуктов, входивших в рацион. В этом аспекте показательна книга В.Ф. Ржиги «Очерки по истории быта домонгольской Руси» (М., 1929). Ее автору пришлось провести кропотливую работу, чтобы раскрыть хотя бы названия использовавшихся в то время продуктов. Ведь в ту пору фрукты называли овощами, а овощи — зельем, да и названия многих овощей были не те, что ныне. Мне не удалось найти в труде В.Ф. Ржиги обоснования выдвигаемого им представления о значительном потреблении населением мяса и рыбы.
Некоторые книги по истории питания россиян, как это ни странно, были изданы не у нас, а на Западе (они сохранились в иностранных библиотеках). В 1927 году Д.К. Зеленин издал в Германии книгу «Восточнославянская этнография», она была переведена на русский язык и опубликована у нас лишь в 1991 году. Основная часть этого труда касается описания предметов быта древних славян, например, рыболовных снастей, но в книге находим и сведения об использовании грибов, диких растений, рыбы и дичи.
Р. Смит и Д. Христиан опубликовали в 1984 году в Кембридже книгу «Хлеб да соль: социальная и экономическая история пищи и напитков в России».
Главной пищей наших предков авторы считают зерновые культуры, в первую очередь рожь и овес. Ячмень и просо имели меньшее значение, а гречневая крупа лишь постепенно завоевывала признание. Горох и другие бобовые использовались мало. Среди овощей распространены были капуста и репа, вытесненная впоследствии картофелем. Ели морковь, свеклу, лук и чеснок, дикие растения.
Мясная пища, по мнению авторов книги, употреблялась редко. Для этого были три причины. В XVII — XVIII веках в лесах значительно сократилось количество дичи; землевладельцы запрещали крестьянам охоту на своих угодьях, к тому же потребление мяса ограничивалось религиозными запретами и традициями. Было запрещено есть конину, мясо лосей, бобров, белок, голубей. Запрещалось есть удавленную дичь, в том числе пойманных силками зайцев и куропаток (чтобы барскую дичь тайком не ловили?). «Поганым» считали мясо кроликов, молоко лошадей и ослов. Чиновникам и судьям было запрещено пить кровь животных. Не полагалось есть телятину. Огромное число постных дней ограничивало потребление мяса. Рыба была доступнее, к тому же ее разрешалось вкушать в некоторые постные дни.
В 1997 году в США вышла книга «Пища в русской истории и культуре», а более новое обобщение исследований по истории питания наших предков находим в вышедшей там же книге Г.Р. Мака и А. Сурины «Культура пищи в России и Центральной Азии» (2005).
Среди продуктов, потреблявшихся в Киевской Руси, авторы назвали капусту, лук, чеснок, репу, яблоки, сливы, ягоды. Использовались каши из проса, ячменя, овса, а на юге Русской равнины употребляли рожь и пшеницу.
Упомянуто использование льняного и конопляного масел, орехов, грибов, диких растений, ряда пряностей. В книге нет сведений о размерах потребления пищи животного происхождения, но дан перечень такой пищи. Названы говядина, свинина, баранина, козлятина, куры, утки, гуси. Мясо крестьяне потребляли лишь по выходным дням. В рационе были молоко и яйца.
Некоторое представление о питании россиян дает «Домострой». Написание его завершилось в XVI—XVII веках и вобрало знания и опыт предыдущей эпохи. В «Домострое» есть глава о том, как держать всякий запас пищи в кадках и бочках, чанах и ведерцах: мясо, рыбу, капусту, огурцы, сливы, лимоны, икру, рыжики, грузди. Не возбранялось и молоко. Советы, содержащиеся в этой книге, были, несомненно, предназначены для зажиточных людей, располагавших обширным хозяйством и имевших слуг. В «Домострое» есть наставление и о том, как кормить слуг: «В скоромные дни можно им ветчины или сала ветчинного положити». В целом для слуг «Домострой» рекомендовал капусту, щи, каши с маслом, салом, мясо и рыбу.
Историк Б.Д. Петров считал основными продуктами питания на Руси злаки (пшеницу, ячмень, просо, рожь), горох, чечевицу, молоко, рыбу и мясо.
Однако знаток российской старины М.И. Пыляев рисует мрачную картину: «Еда наших предков в XVII столетии была крайне неприхотлива: обыкновенною пищею простого народа были ржаной и ячменный хлеб с чесноком или ячменная кашица. Щи составляли уже роскошное кушанье и даже более того, если в них было ржавое свиное сало». От Пыляева узнаем, что в приготовлении блюд помимо чеснока использовали лук, а из масел — конопляное и коровье, готовившееся в допетровские времена горячим способом и быстро прогоркавшее (М.И. Пыляев. Старое житье, СПб., 1897).
В описаниях питания россиян прежних столетий традиционно находим тюрю. Вл. Даль обозначил в своем знаменитом словаре это блюдо как «хлеб или сухари, корки, покрошенные в воде с солью; хлебная окрошка на квасу, иногда с луком, иногда крошево хлебное во щах».
По утверждению историков, гречневая крупа на Руси считалась первоначально кормовым продуктом. Затем отношение к ней изменилось. Энтузиаст православной кухни кулинар О. Корсаков рассказывал в «Известиях» (август, 2006) о гречке, как о важном и почитаемом россиянами минувших столетий продукте. Ели пироги с визигой и гречневой кашей, начиняли кашей рыбу.
В давние времена не пользовался благосклонностью едоков и овес, ныне известный способностью снижать уровень холестерина в крови. В «Прохладном вертограде» (1672) можно прочитать следующее: «Овес есть брашно скотское, а не человеческое». В 1784 году Н. Амбодик, личный лекарь Екатерины II, отмечал в «Энциклопедии питания и врачевания», что овсяный хлеб быстро черствеет, плохо переваривается, но полезен «толстым и жирным, желающим быть потоньше». Таким образом, структура питания населения менялась по мере признания ценности ряда продуктов, которые ранее считались малопригодными.
Питание богатых людей в предыдущие столетия отличалось в России разнообразием блюд, обилием продуктов животного происхождения и нередко многочасовыми застольями. Об этом написал тот же Пыляев. Поэт Е.А. Баратынский сказал о традициях москвичей: «Люблю роскошное довольство их продолжительных пиров», а княгиня Л.Л. Васильчикова вспоминала, что количество потребляемой москвичами пищи казалось немосквичам поистине фантастическим.
В 1795 году поэт Г.Р. Державин в оде «Приглашение к обеду» писал: «Умеренность есть лучший пир». Впрочем, умеренность каждый понимал по-своему. В той же оде Державина читаем:
Шекснинска стерлядь золотая, Каймак и борщ уже стоят; В графинах вина, пунш, блистая То льдом, то искрами, манят; С курильниц благовоньи льются, Плоды среди корзин смеются.
Замечу, что каймак — это сливки. К умеренности в питании призывали не только литераторы, но и книги «диететики» XVIII—XIX веков. Это были проблемы богатой части населения. Не зря сложилась легенда, будто врач XIX столетия С.П. Боткин порекомендовал тучному больному купцу питаться на несколько копеек и самому же их зарабатывать физическим трудом. опубликовано econet.ru
Автор: Виктор Конышев
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
econet.ru
презентация Как питались наши предки
Слайд 1
Как питались наши предки? Выполнил: ученик 3 класса «А» МБОУ СШ №18 Колесников Матвей Валерьевич Руководитель: Бороденко Татьяна ВладимировнаСлайд 2
Актуальность данной работы заключается в сохранении материальной культуры и традиций питания русского народа. Цель работы: Выявить особенности питания наших предков и привлечь внимание к вопросу возможности сохранения здоровья через питание простыми и доступными продуктами. Задачи: изучить историю питания наших предков; выявить традиции организации питания; создать мультимедийную экспозицию о пище предков; Приготовить блюдо.
Слайд 3
Немного истории… Давным-давно наши предки жили на земле, на которой не росли картофель, помидоры, капуста. Зато было много дикой пшеницы – полбы; Именно из полбы варили древние славяне первые каши.
Слайд 4
Особенности питания наших предков: пища была разнообразной; в пище наших предков существенное значение имели пироги, расстегаи, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др. Ели каши из гречневой крупы, пшенной, перловой. Приправляли их молоком, коровьим или льняным маслом, медом. Делали кисели из овсяной или гороховой муки.
Слайд 5
Основными продуктами, составлявшими питание сибиряков- были те, что производились в их хозяйстве. Молоко, мясо, овощи, яйца, изделия из злаковых культур составляли большую его часть. Любимым блюдом сибиряков были пельмени, считалось, что самые вкусные - " смесь из трех мяс”; Особое развитие получили пироги; Из овощных культур сибиряки выращивали тыкву, репу, морковь, свеклу, капусту, огурцы. Варили мучные кисели, молочные, а также ягодные на крахмале. Часто делали кисель из калины.
Слайд 6
Традиции русского застолья Русское гостеприимство Прием гостей; Порядок подачи блюд;
Слайд 7
Царские пиры Количество всевозможных блюд на царских пирах и на пирах богатых бояр доходило до ста, а в особых случаях могло достигать и пол тысячи, причём к столу подносились поочерёдно, по одному, а драгоценные: золотые и серебряные посуды с остальными кушаньями держали в руках стоявшие вокруг стола слуги.
Слайд 8
Крестьянский пир Представители практически всех слоев населения считали обязательным собираться за пиршественным столом по поводу всех значимых событий в жизни, будь то свадьба, крестины, именины, встречи, проводы, поминки, народные и церковные праздники... И естественно именно эта традиция дошла до нас практически ничуть не изменившись.
Слайд 9
Кто из нас не слышал эту пословицу? А еще говаривали: «Каша – мать наша». На Руси кашу называли праматерью хлеба. Ни одного важного дела или события не проходило в старину без каши. Каша считалась символом богатства и благополучия в семье. Ее готовили на свадьбу, поминки, пиры и … носили в школу учителю. «Щи да каша- пища наша»
Слайд 10
«Хлеб да каша – пища наша» Каши на Руси делались в трех видах в зависимости от соотношения зерна и воды: крутые, размазни и кашицы (полужидкие). Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу. Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!»
Слайд 11
Какие каши бывают? Манная Гречневая Рисовая Перловая Пшенная Овсяная Кукурузная Гороховая
Слайд 12
Питание народов ханты Культура народа ханты уникальна. Сегодня, дожив до третьего тысячелетия, они сохранили себя как народы. Сохранили свои языки, материальную и духовную культуру. Сохранили свою Землю. Сохранили своих Богов и Богинь. Сохранили свою Веру Традиционные занятия хантов - речное рыболовство и таежная охота. Большое значение в жизни народа имеет собирательство.
Слайд 13
Основная пища — рыба, которая перерабатывается практически полностью (что не идет в пищу, используется для приготовления клея, жира, утвари), и мясо лося, оленя; приправой к ним служат ягоды, используемые и как начинка для пирогов.
Слайд 14
Рыбу вялят, жарят, варят, коптят, едят свежей, сырой и мороженой (строганина). Готовят уху .
Слайд 15
Правильное питание – залог здоровья и счастья! Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту Наши предки всегда жили в согласии с природой. Зная культуру и традиции предков, мы должны осознать, что питание играет огромную роль для здоровья. В результате проведённой работы, попытались понять, принять и применить опыт наших предков. А что у нас получилось, судить Вам!
nsportal.ru
Рецепты русской кухни
Что ели наши предкиНа Руси начиная с XI века монахи вели свои записи со слов: «В лето…». Летописец верил, что когда- нибудь его потомок «Найдет мой труд усердный, безымянный, Засветит он, как я, свою лампаду —И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу»(А. С. Пушкин. Борис Годунов)Конечно, писали они главным образом о судьбах государства, о войнах и бедствиях народных, а о пище наших предков и тем более приготовлении блюд в летописях сведений мало, и все же…Год 907-й — в летописи среди месячной подати названо вино, хлеб, мясо, рыба и овощи (в те времена овощами называли и фрукты).
од 969-й — князь Святослав говорит, что г. Переяславль удобно расположен — там сходятся «овощеве разноличные» из Греции и мед из России. Уже в то время стол русских князей и богатых людей украшали соленые лимоны, изюм, грецкие орехи и прочие дары восточных стран, а мед был не только повседневным продуктом питания, но и предметом внешней торговли.Год 971-й — во время голода дороговизна была такая, что голова конская стоила полгривны (безумно дорого!). Интересно, что летописец говорит не о говядине, не о свинине, а о конине. Хотя происходит дело во время вынужденной зимовки войска князя Святослава на пути из Греции, но факт все же примечателен. Значит, запрета на употребление в пищу конины на Руси не было, но употребляли ее, вероятно, в исключительных случаях. Об этом говорит и сравнительно небольшой удельный вес конских костей в кухонных отбросах, которые находят археологи.Обычно для характеристики, как мы бы теперь сказали «индекса цен», указывается стоимость продуктов повседневного спроса. Так, другой летописец сообщает, что в неурожайный 1215 г. в Новгороде «был репы воз по две гривны».Год 996-й — описывается пир, на котором было много мяса от скота и зверины, а по городу возили и раздавали народу хлеб, мясо, рыбу, овощи, меды и квасы. Дружина роптала, что ей есть приходится деревянными ложками, и князь Владимир велел дать им серебряные.Конечно, не репу и капусту раздавали народу, а просто в то время не разграничивали овощи и фрукты, меды и квасы были любимыми напитками.Год 997-й — князь распорядился собрать по горсти овса, или пшеницы, или отрубей и повелел женам сделать «цеж» и сварить кисель. Это уже прямая кулинарная рекомендация.Так по крупицам можно собрать в наших летописях много интересных сведений о питании в X — XI веках. Характеризуя простоту нравов князя Святослава (964 г.), летописец говорит, что князь в походах с собой возы не брал и мяса не варил, а тонко нарезав конину, говядину или зверину, ел их, испекши на углях.
Жарка на углях — древнейший способ тепловой обработки, характерный для всех народов, и русскими он не заимствован у народов Кавказа и Востока, а применялся с глубокой древности. В исторических литературных памятниках XV—XVI веков часто упоминаются куры, гуси, зайцы «верченные», т. е. на вертеле. Но все же обычным, самым распространенным способом приготовления мясных блюд была варка и жарка крупными кусками в русских печах.Конечно, только сопоставив материалы летописей с археологическими данными, с народным эпосом и другими источниками, можно представить себе быт наших предков в IX — X веках.Ведь летописцы были тоже живые люди, имевшие свои убеждения, симпатии и, наконец, в какой-то мере были они и подцензурны.Надо критически относиться к таким, например, утверждениям летописца- полянина: «А древляне живяху зверинским образом, живуще скотьски: убизаху друг друга, ядаху все нечисто…». Дело в том, что многие славянские племена еще долго после принятия христианства сохраняли в своем быту многие языческие обряды и обычаи, вызывая гнев своих более правоверных соседей. Вспомните, что вятичи через сто двадцать пять лет после крещения Руси убили миссионера Киево-Печерской лавры.Несмотря на приведенное выше тверждение летописца о «зверинском образе жизни», «вятичи, древляне, радимичи, северяне и все прарусские народы, как свидетельствует наука, ели примерно то же, что и мы с вами едим сейчас — мясо, птицу и рыбу, овощи, фрукты и ягоды, яйца, творог и кашу, сдабривая блюда маслом, анисом, укропом, уксусом и заедая хлебом в виде ковриг, калачей, караваев, пирогов. Чая и водки не знали, но умели делать хмельной мед, пиво и квас» (В. Чивилихин. Память. М.: Советский писатель, 1982).Попробуем восстановить несколько древних блюд.Блюда из репы.Не случайно много раз в летописях упоминается репа. Некогда это был самый распространенный овощ на Руси, и неурожай репы был таким же народным бедствием, как нашествие врагов или эпидемия чумы. Поэтому наряду с крупнейшими событиями летописец сообщает, что в один из годов «черви на репе ботву съели».Некоторые овощи пришли к нам из заморских стран сравнительно недавно (картофель и томаты), а некоторые выращивались на Руси с незапамятных времен. Среди таких древнейших овощей следует назвать в первую очередь репу и капусту. Если провести конкурс на овощную культуру, чаще всего встречающуюся в русском фольклоре, то, вероятно, первое место займет репа. Фигурирует она во многих сказках, поговорках, пословицах и загадках. Между тем репа сейчас в нашем питании играет очень скромную роль. Иначе было в старину. Пареная репа (репня) была одним из самых популярных повседневных блюд русского стола.Репу возделывали очень давно, а при огневом земледелии, когда для пашен и огородов выжигали леса, репа давала прекрасные урожаи и была одной из основных сельскохозяйственных культур. Много позднее получил у нас распространение гибрид репы и капусты — брюква.В XVIII веке, когда наиболее широкое распространение получил картофель, репа утратила свое прежнее значение, однако брюква по-прежнему занимала важное место в питании. Причина этого в том, что корнеплоды ее крупнее, питательных веществ в них больше, чем в репе, да и витамин С более устойчив при кулинарной обработке. И хотя теперь эти овощи используются мало, они не должны исчезнуть из нашего рациона, так как в них содержатся эфирные масла и глюкозиды, придающие блюдам своеобразный вкус и аромат, витамины, ценные минеральные вещества и микроэлементы. Очень важно, что соотношение кальция и фосфора в этих овощах близко к 1:1, в то время как оптимальное соотношение не более 1:1,5. Глюкозид синегрин придает репе и брюкве специфический горьковатый привкус. Вещество это содержится во всех растениях семейства крестоцветных (капусте, горчице, хрене, редьке, редисе и т. д.) и является сильным бактерицидным веществом. Особенно много его в хрене и редьке. Приведем несколько рецептур блюд из этих теперь мало популярных овощей, которые могут разнообразить наш рацион питания.
Салат из репы или брюквы.Овощи измельчают на крупной терке, добавляют шинкованный зеленый лук, соль, перец, поливают майонезом или заправкой и перемешивают. Репа, брюква 150, морковь 50, лук зеленый 25, майонез 30 или масло растительное 20, уксус 5, зелень.Салат деликатесный с репой (брюквой).Вареную морковь и репу нарезают мелкими кубиками, добавляют зеленый горошек, букетики вареной цветной капусты, заправляют майонезом и перемешивают. Морковь 25, репа 50, зеленый горошек 10, цветная капуста 30, майонез 20.
Репа фаршированная
Репа фаршированная.Репу моют, варят в воде до мягкости, остужают, соскабливают кожицу, вырезают сердцевину. Вынутую мякоть мелко рубят, добавляют мясной фарш и заполняют этой начинкой репу. Сверху посыпают тертым сыром, поливают маслом и запекают. Мясной фарш готовят, как для пирожков.Репа очищенная 250, мясной фарш обжаренный 75, сыр 5, масло 20.Брюква запеченная.Брюкву очищают, нарезают кубиками, подливают воды и припускают до размягчения. Воды берут столько, чтобы она к концу припускания почти полностью испарилась. После этого добавляют соль, перец, перемешивают со сметаной или соусом сметанным, раскладывают на кроншели или порционные сковородки, посыпают сыром, поливают маслом и запекают. Брюква 200, масло сливочное или маргарин 10, сметана или соус сметанный 70, сыр 5, зелень, соль, перец.Блюда из капусты. В борьбе побеждает сильнейший. Так, зеленый горошек потеснил русские бобы, картофель — брюкву и репу, фасоль — чечевицу и т. д. Только капуста, как и много веков тому назад, прочно удерживает свои позиции в нашем рационе. Обусловлено это прежде всего ее кулинарными достоинствами и способностью заквашиваться.Капуста была завезена с берегов теплого Средиземного моря и прекрасно прижилась в нашем климате. Само название говорит о ее происхождении (латинское «капут» — голова).Здесь и далее количество продуктов приведено в граммах.В ранних письменных памятниках Древней Руси упоминается о белокочанной капусте как о важнейшей овощной культуре. Другие виды капусты стали появляться на Руси в XVII веке. Однако такие ее виды, как брюссельская и савойская, не нашли широкого применения. Значительно быстрее прижились у нас цветная и краснокочанная капуста, а также кольраби, которую в кулинарных книгах начала XX века называли «репиной капустой». Наконец, уже во второй половине XX века стала использоваться в кулинарии и брокколи. Использование листовой капусты очень ограниченно, и выращивали ее в районах Дальнего Востока.
салат из капусты
Ответить однозначно на вопрос, какой вид капусты ценнее, нельзя — каждый кочанная и красная капуста примерно равноценны (около 1,8%), несколько больше его в кольраби, цветной капусте и брокколи. Самое высокое содержание белка и витамина С в брюссельской капусте, а каротина — в брокколи.По содержанию сахаров их можно расположить в такой последовательности (в порядке убывания): брюссельская, краснокочанная, цветная и белокочанная.Раньше свежая белокочанная капуста использовалась в питании только 1—2 месяца в году, а остальное время ее заменяла квашеная капуста. Поэтому и блюд из свежей капусты у нас сравнительно мало, кроме щей из свежей капусты, любимого блюда нашего народа. Напомним некоторые забытые или мало известные блюда из капусты.Салат из квашеной капусты. Квашеную капусту перебирают. Крупные куски шинкуют. Из яблок удаляют семенное гнездо и нарезают их тонкими ломтиками. Клюкву перебирают. Все смешивают, добавляют шинкованный лук, заправляют растительным маслом. Клюкву можно заменить маринованной вишней.Салат из квашеной капусты отжимают, нарезают квадратиками, обжаривают на масле, кладут на порционные сковородки, заливают смесью яйца с молоком и запекают в жарочных шкафах.Капуста белокочанная 340/272, яйцо 1 шт. (40 г), молоко 20, масло 20, зелень, соль. Капуста, запеченная со сметаной. Кочан капусты разрезают на дольки, варят в подсоленной воде до полуготовности, откидивают и слегка отжимают. Дольки капусты кладут на смазанные маслом сковородки, поливают соусом сметанным, посыпают сухарями и запекают.Капуста 340/272, соус сметанный 75, сухари 3, масло 10.Каравай капустный. Кочан капусты варят до полуготовности и разбирают на листья. Сотейник смазывают маслом, посыпают сухарями. Затем дно его и стенки обкладывают листьями капусты, кладут слой фарша, капустные листья, слой фарша и т. д. Каравай слегка спрессовывают крышкой меньшего размера. Затем поверхность его смазывают сметаной, посыпают сухарями и запекают. Г отовый каравай вынимают из сотейника, нарезают на порции и поливают соусом (сметанным, томатным и т. д.). Фарш готовят, как для голубцов овощных. Для этого нарезают соломкой лук, морковь, сладкий перец и слегка обжаривают с маслом. Добавляют помидоры, немного воды и тушат все вместе. Конечно, в старину помидоры в фарш не добавляли, так как появились они у нас только во второй половине XIX века. Можно делать такой же каравай с мясным фаршем или с рисом и грибами. Капуста 225/180, лук репчатый 30/25, морковь 70/55, перец сладкий или баклажаны 25/20, помидоры 30, рис 10, яйца ‘/5 шт., масло 15, сухари 10.Капуста в сливках. Капусту отваривают до полуготовности, нарезают квадратиками, обжаривают с маслом, заливают сливками и тушат. Капуста 250/200, масло 10, сливки 100.Легендарный автор «Повести временных лет» Нестор поведал нам удивительную историю о том, как во время осады одного из городов русские дружины терпели страшный голод и враги ждали, что сдадутся они в ближайшие дни, но по совету белгородского старца собрали жители последние запасы, сварили кисель, вылили его в колодец, сели вокруг и на виду у осаждавших черпали из колодца кисель и ели. «Их кормит сама земля русская, такой народ не победить!» — решили печенеги и сняли осаду. О каком же киселе идет речь? Конечно, не о современных киселях — сладком блюде, а о сытном, питательном овсяном киселе, который у русских людей был любимым блюдом. Приведем рецептуру этого киселя.Овсяный кисель. Крупу залить теплой водой и оставить на сутки в теплом месте. Затем процедить и отжать. В полученную жидкость добавить соль, сахар и прокипятить, непрерывно помешивая, до загустения. В горячий кисель добавить молоко, перемешать, разлить в тарелки, смазанные маслом, поставить на холод. Когда кисель застынет, разрезать его на порции и подать с холодным кипяченым молоком или простоквашей. Крупа овсяная (геркулес) 100, сахар 8, соль 2, вода 300, молоко 200, масло сливочное 5.Горох колодкой. Вряд ли можно найти другую кухню в мире, в которой готовили бы холодные закуски из круп или гороха, а в русской кухне таких блюд много. Они просты, питательны и вкусны. У современного горожанина горох не в почете. Разве что суп из гороха с копченостями. А зря: в горохе белков около 23%, крахмала 46%, да и витаминов немало. Усваивается он трудно, но этому можно помочь, приготовив «горох колодкой», который готовили на Руси много веков.«Горох колодкой». Горох полностью разваривают и толкут, полученное пюре заправляют солью и формуют (можно использовать формочки, чашки и т. д., смазанные маслом). Сформованное гороховое пюре выкладывают на тарелку и поливают маслом подсолнечным с обжаренным луком, посыпают зеленью.Горох лущеный 100, масло растительное 20, лук репчатый 60, соль по вкусу, зелень.Древние славянские народности — деляне, древляне, кривичи, вятичи, радимичи, северяне и другие говорили по-русски. Объединял их не только общий язык, но и обычаи, предания и традиции стола. В. Чивилихин пишет, что даже феодальная раздробленность, как это ни странно, способствовала формированию общих черт славянского быта: «Князья же, волей или не волей переходя с одного «стола» на другой, брали с собой дружину, воевод, семью, челядь, «добрых старцев», любимых песнопевцев, мастеров высшей квалификации, утварь, книги».
Еще по теме:
Пиры на Руси
Пельмени
Расстегаи
Как пекли пироги на Руси
xeniacook.com
Чем питались наши предки
О кухне римских легионеров, блюдах высоких приемов и положении женщины в античности
Римская кухня чем-то похожа на современную индийскую. Это сочетание соленого, кислого и пряного вкусов. В те времена еще не знали подсолнечного масла, острого красного и сладкого перцев, тыквы, мускатного ореха, картофеля, кукурузы, какао и шоколада, кофе и некоторых видов фасоли. Зато была морковь, но не такая, к какой мы привыкли, а тонкая, горькая, отвратительного фиолетового цвета. Ее использовали как лекарство. Та же история с капустой и свеклой. Римляне — великие травники, они часто использовали то, что растет под ногами. Много использовали руту душистую: в больших количествах она может быть ядовитой, но в малых очень украшает блюдо.
Римляне — яркие представители средиземноморской культуры, основой их рациона были злаки, оливковое масло и вино. Если говорить о кухне типичного горожанина, то это разведенное водой вино, хлеб, овощи. Достаточно скудное питание, но именно из-за этого небольшого выбора продуктов люди гнались за вкусом.
Язычки фламинго, семечки кацио, филе крокодила, фаршированные перепелки – это блюда высоких приемов.
Простым людям была доступна копченая свинина, бекон, соленая рыба, яйца, очень немного говядины и молочных продуктов. В качестве специй использовали изюм, финики, сухари, чеснок, орехи и множество других приправ. Для подслащения блюд добавляли мед, а чтобы раскрыть вкус мяса — вяленые фрукты.
Пища для легионеров должна быть сытной и здоровой, чтобы они были готовы к серьезным физическим нагрузкам. Легионер никогда не был обжорой, но он мог быть, например, сладкоежкой. Поэтому мы их на фестивале слегка балуем: готовим сладкие лепешки, носим фрукты. И все же в таких классических каструмах той эпохи легионер был почти монахом и готовил себе сам. На картинах исторических книг можно заметить, что у некоторых были цепи для обмолачивания зерна. Были жернова, где это зерно перемалывали, а потом из него готовили кашу. Есть, например, каша «Пульс». Это злаковая каша, похожая на современный Артек, с минимальным добавлением бекона и большим количеством жареного лука – вот то, чем активно питались римляне в боевых переходах или на лагерных стоянках.
Некоторых женщин, которые готовили легионерам, ждала очень непростая судьба.
Тех, кто готовил им в тавернах при каструмах, порой, мягко говоря, не уважали, несмотря на очевидную помощь, которую это приносило. Считалось, что порядочным дамам не место в таверне с легионерами. Если девушка была замечена вблизи лагеря, ее могли считать падшей.
Если через несколько веков кто-то будет реконструировать наше время, то мне почему-то кажется, что готовить будут гречневую кашу, пироги и квас. Очень надеюсь, что фаст-фуд не приживется и не станет кулинарным символом нашей эпохи. Сейчас все двигается в сторону упрощения.
Меня удивляет, что в Крыму так много бургерных и суши, когда здесь просто немыслимо богатое кулинарное наследие.
Крушение Римской империи вытеснило из нашей кухни представление о том, что еда может быть не только перченой, соленой или пресной. В этом году реконструкторы римской эпохи очень ждали мою курицу «по-Карфагенски», потому что такого сочетания вкусов в привычных им блюдах нет. Именно поэтому важно сохранять древние рецепты и проносить их сквозь века: это позволяет нам не только обогатить наше вкусовое восприятие, но и глубже понять, что и почему мы едим.
gastrosev.ru