Древнерусская каменная пластика-каменные иконки и кресты. Резьба по камню в древней руси


Что изображали в резьбе по камню мастера Древней Руси?

Резьба по камню была известна на Руси с древнейших времен. Наиболее широкого распространения и блестящего расцвета она достигает в декоре зданий, высекавшемся чаще всего из белого известняка, шифера и мрамора. Резьба по камню в мелких предметах применялась довольно ограниченно. Из камня — шифера, сланца, известняка — выполнялись резные иконки, кресты, литейные формы для металлического литья, пряслица, рыболовные грузила, шахматы. Резьба Дмитриевского собора во Владимире. 1199 г. Нагрудные каменные иконки XI–XIV веков, в отличие от мелкой пластики в металле, вырезались самими мастерами. Поэтому они никогда не повторяют друг друга, кроме случаев подражания. Иконки резали из розового и серого шифера, из сланцев и из светло-желтого известняка. Изготовлялись они во многих русских городах, в том числе и в Новгороде. Новгородские иконки кроме символических сюжетов на лицевой стороне имели на обороте изображения патрональных святых, как, например, иконки с именами святых Ивана, Захарии, Георгия, Никиты, Власия и других. В Новгороде найдены иконки работы не только местных, но и византийских, западноевропейских и южнорусских мастеров. Всего на раскопках найдено двадцать семь каменных иконок. Одним из лучших образцов древнерусского прикладного искусства является шиферная иконка, найденная в Новгороде в слоях первого десятилетия XIV века. На одной стороне (лицевой) изображены святые Симеон Столпник и Ставрокий, по бокам — колончатые надписи. На другой стороне — святой Георгий на коне. Следует отметить высокое художественное мастерство резчика лицевой стороны. Он сумел, несмотря на плоскостность изображения, передать рельеф разной высоты и сделать плавный переход к фону. Высокое профессиональное мастерство, палеографические признаки надписей и аналогии с иконкой Бориса и Глеба, происходящей из Солотчинского монастыря позволяют датировать иконку первой третью XIII века. В совершенно иной манере выполнена резьба на оборотной стороне. Она отличается большей резкостью линий, контрастным переходом от фигур к фону, схематичностью деталей и некоторым примитивизмом. Иной и характер надписей. Иконка была сделала в мастерских Киева или Старой Рязани и затем попала в Новгород. В конце XIII века новгородский владелец иконки вырезал на ней изображение своего патрона Георгия. Печные глиняные изразцы в Новгороде появляются в конце XIII века. Изразцы представляли собой кирпич из красной или (довольно редко) белой глины размером 13 х 13 x 7 см. В центре лицевой стороны изразца имелся цилиндрический выем. Плоские лицевые поверхности изразца украшались нарезками в виде прямых или изогнутых линий, иногда фигурами в виде квадратов с диагоналями или треугольников. В XV веке в связи с появлением дымоходов эта форма изразцов сменяется другой. На ней уже нет цилиндрического выема и вся гладкая лицевая поверхность украшается рельефным изображением, часто с жанровыми сценками.

www.soloby.ru

Древнерусская каменная резьба

Резьба по камню и из камня была сравнительно редка в древней Руси. Первые образцы в этом искусстве — резные иконки-панагии — были даны Византией и русские резчики, естественно, следовали этим образцам. Недостаток подходящего материала и техническая трудность его обработки не могли содействовать широкому развитию такого вида искусства, особенно при наличии широко развитого искусства резьбы по дереву.

Древнерусская каменная резьба

Столь же эпизодическими представляются и памятники резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, представляющие высшую ступень технических трудностей в резном деле. Из выдающихся произведений этого рода, относящихся к XVII веку, можно указать большой резной изумруд в венце среднего ангела на ризе рублевской Троицы б. Сергиевой лавры, резные же изумруды оклада евангелия, царицы Натальи Кирилловны и несколько других резных самоцветов.

Более распространенной ветвью искусства резьбы по камню являлась архитектурная резьба. Наиболее древние и впечатляющие ее памятники — это резные «прилепы» Дмитриевского собора во Владимире национальность мастеров, которых еще не установлена прочно, и разновременная скульптора Юрьевского Георгиевского храма, в которой, по летописям, принимал участие сам возобновитель храма князь Святослав Всеволодович. Здесь сюжетные мотивы, естественно, очень редки, а главное место занимает орнаментика, «каменная резь», как образно называлась она в старину.

Древнерусская каменная резьба

Дмитриевский собор.

Древнерусская каменная резьба

Георгиевский собор.

В более поздних образцах этого искусства, как, например, в резных украшениях московского Теремного дворца, чрезвычайно явственны западные влияния, как всегда, осложняемые привнесением в них национальных русских элементов и мотивов Востока.

По целостности впечатления, оригинальности замысла и чистоте стиля древнерусская каменная резьба, какими бы интересными ни казались отдельные ее памятники, во всяком случае, должна уступить первое место резьбе по дереву, как искусству вполне национальному и более высокому по своему развитию.

informvest.ru

Древнерусская каменная пластика-каменные иконки и кресты

Предмет, которому посвящена статья, может быть, точнее было бы назвать малой скульптурой во избежание смешения его с другими видами мелкой пластики – литьем, чеканкой и пр. Вопреки существующим представлениям о небольшой доле этого вида искусства в общем художественном наследии Древней Руси, число его памятников весьма значительно, и новые находки непрерывно увеличивают его. Однако этот материал еще не может считаться всесторонне изученным.

Резьба по камню была известна на Руси с древнейших времен. Наиболее широкого распространения и блестящего расцвета она достигает в декоре зданий, высекавшемся чаще всего из белого известняка, шифера и мрамора. Резьба по камню в мелких предметах применялась довольно ограниченно. Из камня — шифера, сланца, известняка — выполнялись резные иконки, кресты, литейные формы для металлического литья, пряслица, рыболовные грузила, шахматы.

Резьба Дмитриевского собора во Владимире. 1199 г.

Нагрудные каменные иконки XI-XIV веков, в отличие от мелкой пластики в металле, вырезались самими мастерами. Поэтому они никогда не повторяют друг друга, кроме случаев подражания. Иконки резали из розового и серого шифера, из сланцев и из светло-желтого известняка. Изготовлялись они во многих русских городах, в том числе и в Новгороде. Новгородские иконки кроме символических сюжетов на лицевой стороне имели на обороте изображения патрональных святых, как, например, иконки с именами святых Ивана, Захарии, Георгия, Никиты, Власия и других. В Новгороде найдены иконки работы не только местных, но и византийских, западноевропейских и южнорусских мастеров. Всего на раскопках найдено двадцать семь каменных иконок.

Одним из лучших образцов древнерусского прикладного искусства является шиферная иконка, найденная в Новгороде в слоях первого десятилетия XIV века. На одной стороне (лицевой) изображены святые Симеон Столпник и Ставрокий, по бокам — колончатые надписи. На другой стороне — святой Георгий на коне. Следует отметить высокое художественное мастерство резчика лицевой стороны. Он сумел, несмотря на плоскостность изображения, передать рельеф разной высоты и сделать плавный переход к фону. Высокое профессиональное мастерство, палеографические признаки надписей и аналогии с иконкой Бориса и Глеба, происходящей из Солотчинского монастыря позволяют датировать иконку первой третью XIII века. В совершенно иной манере выполнена резьба на оборотной стороне. Она отличается большей резкостью линий, контрастным переходом от фигур к фону, схематичностью деталей и некоторым примитивизмом. Иной и характер надписей. Иконка была сделала в мастерских Киева или Старой Рязани и затем попала в Новгород. В конце XIII века новгородский владелец иконки вырезал на ней изображение своего патрона Георгия.

Печные глиняные изразцы в Новгороде появляются в конце XIII века. Изразцы представляли собой кирпич из красной или (довольно редко) белой глины размером 13 х 13 x 7 см. В центре лицевой стороны изразца имелся цилиндрический выем. Плоские лицевые поверхности изразца украшались нарезками в виде прямых или изогнутых линий, иногда фигурами в виде квадратов с диагоналями или треугольников. В XV веке в связи с появлением дымоходов эта форма изразцов сменяется другой. На ней уже нет цилиндрического выема и вся гладкая лицевая поверхность украшается рельефным изображением, часто с жанровыми сценками.

В отличие от ряда других видов древнерусского искусства, таких, как живопись, книжная миниатюра, художественное шитье, даже монументальная скульптура, вопросы организационных форм профессиональной художественной деятельности, существования специальных мастеров и мастерских, вопросы сырья и техники для искусства малой скульптуры гораздо более далеки от ясности. Поэтому позволительно попытаться обобщить то немногое, что, по-видимому, накопилось из практического изучения ее памятников. Особые трудности изучения этих памятников состоят в том, что произведения малой скульптуры ни в какой степени не нашли себе отражения на страницах исторических и вообще древних письменных источников. Некоторые преимущества заключаются в том, что памятники каменной пластики в значительной мере являются находками археологическими и как таковые состоят, так сказать, в двойном подчинении: искусствоведения и археологии и могут поэтому частично изучаться методами последней. Обращаясь к предыстории русской христианской пластики, можно сказать, что у пластического искусства уже в дохристианскую пору имелась прочная основа. Известные сообщения западных историков Титмара Мерзебургского и Саксона Грамматика, касающиеся скульптурного украшения не дошедших до нас славянских языческих капищ, находят косвенное подтверждение в бытовом инвентаре, в изобилии, открываемом раскопками Освоение искусства скульптуры в области нового, христианского культа поэтому, очевидно, не было трудным, что и подтверждается отзывами иноземных авторов XII–XIII вв., византийца Иоанна Тцетцеса и итальянца Плано Карпини, о высоте русского резного искусства, превосходящего уровень многих европейских стран.

Резные иконки в русском искусстве, естественно, повели свое начало со времени введения в стране христианства.

В этой области искусства, как и в других, связанных с новым культом, на первых порах в особенности, в употреблении были также привозные предметы. Резные византийские иконки известны среди русских древностей юга Руси (киевских) и севера (новгородских, владимирских).

Находки в Увеке на Нижней Волге В ряде случаев привозные предметы, несомненно, могли служить и служили образцами для местных произведений нового культа. В этой связи, может быть, небезынтересно отметить случай, связанный с одним изображением, явно завезенным извне, неправильно понятым, но получившим долгую жизнь и традицию в древнерусском искусстве. Речь идет об изображении античной богини Ники с венком в руках на византийской каменной или костяной пластинке, найденном в Увеке на Нижней Волге, видимо, попавшем сюда, в район татарских кочевий, вместе с угнанными с Руси ремесленниками в числе образцов и собственных их изделий. Но как еще до этого, в XII – начале XIII в., так затем и позднее оно неоднократно повторялось в дошедших до нас русских изделиях – серебряной гривне XIII в., бронзовом энколпионе XIV в., медном кресте XVI–XVII вв. – как изображение архангелов Гавриила или Михаила.

Каменные иконки с сюжетом «Гроб Господень». XIV век. Новгород (?) Среди христианских изображений, поступавших в новообращенную страну из Византии, и в живописи, и в скульптуре, несомненно, были изображения Христа, богоматери, общехристанских святых и так называемых праздников. К числу таких, надо думать, принадлежала, как показывает тот же комплекс увекских находок, композиция, известная под названием «Гроб господень» или «Святая святых», особенно широко распространившаяся на Руси и получившая развитую иконографию. Однако позволим себе заметить, что при отсутствии точно обозначенных импортных памятников и слабо еще разработанной методике атрибуций не исключено, что по крайней мере некоторые из каменных иконок XI–XIII вв., найденных раскопками в древнерусских городах и признаваемых за византийские, могут быть русскими изделиями. Одинаково содержащие изображения основных лиц христианского пантеона и так называемых праздников, они по материалу, формам, технике, иногда и по стилю, не всегда точно различимы с одновременными им иноземными. Во всяком случае количество собственных русских разных иконок, несомненно, во много превосходило число привозных.

Иконка св. Давида-Глеба, XI в. Древнейшим русским памятником христианской мелкой каменной пластики из числа введенных в литературу принято считать иконку св. Давида-Глеба, XI в. (из собрания Государственного Исторического музея), найденную на Таманском полуострове в древней Тмутаракани и связываемую с князем Глебом Святославичем. Возможно, близка к ней по времени иконка св. Алексея и Федора, найденная на Азовском побережье, в 1950 г. поступившая в Таганрогский музей. Другие известные каменные иконки из несомненно русских относятся уже ко времени XII и XIII в. и позднее.

Кем изготовлялись на Руси мелкие резные иконки в ту раннюю пору? Существовали ли специальные мастерские по их производству и специальные мастера? При находках каменных и реже костяных резных иконок XII–XIII вв. при раскопках в разных городах древней Руси – Киеве, Изяславле, Минске, Пинске, Новгороде и др.– никто из руководителей раскопок не делал выводов о существовании производства их в данном месте. В разных городах, начиная с таких крупнейших центров культуры, как Киев и Новгород, раскопками обнаружены остатки многочисленных ремесленных мастерских по производству художественных изделий из металла, кости и даже камня. Но специальных мастерских, к которым можно было бы отнести с полной уверенностью изготовление каменных образков, пока не открыто. Можно думать, что при относительной редкости спроса и заказов на них таких специальных мастерских и не существовало.

В соответствии с этим следует, по-видимому, решать вопрос и о мастерах каменных резных иконок XI–XIV вв.: существование именно таких мастеров пока установить невозможно. Сравнительно редкие заказы на изготовление каменных иконок, вероятно, выполнялись в мастерских широкого профиля мастерами мелких художественных изделий: резчиками каменных формочек для отливки ювелирных украшений, резчиками по кости и т. п., что предполагает у части этих мастеров знания иконографии. Наряду с формочками для отливки колтов, браслетов, бус известны и каменные формочки для отливки иконок, вырезанные, как и те вглубь, контррельефом. Такова формочка (собрание Русского Музея, XIII–XIV вв.) из песчаника с вырезанной на одной стороне композицией Крещения, на другой – Сретения. Исполнявший ее мастер, очевидно, мог свободно резать и обычные рельефные иконки. Но известны также каменные резные изделия с изобразительными элементами не культового характера. В качестве примера можно привести неопубликованную поделку (фрагмент) неизвестного назначения (из того же собрания) с изображением на ней птицы и грифона (?), обведенных рамками в виде плетенки. Предмет, видимо, новгородского происхождения: в настоящее собрание поступил из бывшего музея при училище Штиглица, в книге поступлений которого имеется отметка о приобретении его из Новгорода и находке на Прусской улице.

Поэтому представляется глубоко правильным, что Б. А. Рыбаков, авторитетный знаток древнерусского ремесла, составляя список профессий ремесленников периода X–XIII вв., отнес мастеров мелкой каменной резьбы не к IV группе (каменосечцы, скульпторы-декораторы, жерносеки и пр.), а к IX (костерезы, гребенщики, гранильщики). Это тем более верно, что и инструменты (пилки, напильники разного профиля, стамески, молоточки, иглы и пр.), и техническое уменье мастеров данной группы в основном были такими же, как у мастеров мелкой каменной резьбы.

Существует неоднократно высказанное в литературе мнение, что каменные образки резались при монастырях монахами. Конечно, нельзя исключать отдельные такие случаи, но при этом не следует считать, что это было занятием только монахов. Другое дело, что каменные иконки могли резаться в мастерских, существовавших при крупных церковных организациях, как, например, Софийской мастерской в Новгороде. Такие мастерские были многопрофильными, объединявшими мастеров разных специальностей, но в большей части также скорее мирских. Изготовление резных образков при монастырях характерно для относительно позднего времени, XV–XVI вв., осененного знаменитым именем троицкого инока Амвросия, несравненного резчика и ювелира (однако Амвросий не резал по камню).

В противоположность ряду других категорий художественных памятников древней Руси каменные иконки не сохранили имен их мастеров, за единственным исключением. В связи с предыдущей речью о мастерах может показаться не случайным, что единственная собственная метка мастера на каменной иконке содержит мирское имя: «Резал Истома на Вологде». Может быть, здесь уместно вспомнить и то, что царь Иван Грозный, давая в 1556 г. задание новгородским дьякам о присылке в Москву мастеров разных специальностей, писал: «Есть в Новгороде, Васюком зовут, Никифоров, умеет резь резать всякую, и вы бы этого Васюка прислали к нам в Москву». Правда, узкая специализация этого резчика Васюка Никифорова неизвестна.

Относительно материала, который употреблялся для произведений малой скульптуры, позволительно думать, что в его число входили и дерево, и кость, и камень, однако не в одинаковой степени. В древнейшее время (XI–XIV вв.), очевидно, для резных иконок мало использовался пластический материал, считающийся исконно русским, – дерево. Деревянных памятников мелкой резьбы указанного времени нет – обстоятельство, как нам кажется, объясняющееся не столько плохой сохранностью этого материала, сколько тем, что по свойствам прочности он не отвечал требованиям, предъявляемым к этого рода произведениям в их практическом употреблении.

В большей степени им удовлетворяла кость, превосходившая дерево по прочности и дававшая даже большие технические возможности, нежели камень. Однако среди русских древностей, находимых при раскопках, костяные иконки известны в единичных экземплярах. Костяная икона Георгия и Власия Как на редкий пример можно указать на двустороннюю костяную иконку Георгия и Власия, найденную в Новгороде в 1969 г., датируемую В. Л. Яниным первой половиной XIV в.

Основным материалом для этой категории произведений художественного мастерства был камень, свойства которого наиболее отвечали назначению предметов, сопровождавших человека в пути, бою и т. п. Еще лучше отвечал этим требованиям металл. Но изделия из него (кресты, обрезки, энколпии, амулеты змеевики), дошедшие до нас в неизмеримо большем числе, были относительно более дешевыми предметами массового спроса и изготовления, каменные – более дорогими произведениями индивидуального заказа и потребления. Относительно скромный вид образков из камня иногда компенсировался золочением или заключением их в драгоценные, пышно украшенные рамки.

Не собрано еще исчерпывающих и вполне точных данных о породах камня, служивших материалом для изделий малой скульптуры, равно как и о соотношении привозного и местного сырья. В числе материалов, из которых делались каменные иконки, в археологической литературе называются стеатит, литографский камень, жировик черный, плотные сорта известняка, ряд полудрагоценных и драгоценных камней.

Каменный крестик Совершенно точное определение камня в затертых от долгого употребления предметах, в ряде случаев наглухо заделанных в металлические оправы, часто бывает затруднительным, и потому обозначения его в музейных инвентарях и каталогах в отдельных случаях надо принимать как условные. Данные экспертизы предметов собрания Русского Музея, предпринятой с привлечением специалистов из Ленинградского горного института и Геологического музея Академии наук, в основном совпали с определениями археологов и музейных работников. Для экспертизы были предъявлены 112 иконок, из которых к каменным отнесены 101, остальные – к искусственным материалам, так называемым литикам, глине и пр. Экспертами были определены камни, объединяющиеся в несколько групп, которым попутно даны производственно-технические характеристики.

К первой группе наряду со стеатитом отнесены близкие к нему и иногда смешиваемые с ним пирофиллит, жировик, мыльный камень (восемь предметов, т. е. около 8%) – тальковые камни, с содержанием талька до 90%, очень мягкие, хорошо режущиеся. Заметим, что большинство памятников, оказавшихся в этой группе, принадлежат к числу древнейших – XII и XIII в., два – XIV в.

Во вторую, тоже сравнительно немногочисленную группу (шесть предметов, около 6%) вошли известняк и мергель, также относительно мягкие камни, по указаниям экспертов, с показателем твердости 2–3 по десятибалльной системе, однако они хуже названных выше по свойствам хрупкости, легко крошатся, особенно при обработке мелких изделий.

В третью группу вошли изделия из разновидностей песчаника, принадлежащих хотя к более твердым, чем известняки, породам, с показателями твердости до 5, но зато менее хрупким и крошащимся. Эта группа оказалась в коллекции более многочисленной (28 предметов, т. е. около 28%).

Наибольшее количество предметов (59 – около 58,5%) было определено как изделия из сланцев разных типов – глинистых, песчано-глинистых и др.; в число этих изделий вошли и те, которые считались изготовленными из шифера и аспида. Глинистые сланцы, показатель твердости которых невысок (около 2,5 – у песчаных до 4), почти так же удобны для резания, как тальковые камни, но уступают им по вязкости, иногда при работе дают расслоения.

Определения камней, по заявлению экспертов, в отдельных случаях имели условный характер, так как производились без специальных лабораторных анализов. Основанные на них подсчеты, кажется, все же можно признать типическими и для других крупных музейных собраний. О месторождениях камней, употребленных на изделия, заключений дано не было. Представить ясную картину обеспечения интересующей нас отрасли художественного производства сырьем, т. е. заготовками для изделий, за отсутствием данных затруднительно. По-видимому, можно думать, что наряду с готовыми изделиями извне, из Византии, поступала на Русь и часть сырья, в частности такой распространенный материал для миниатюрной резьбы, как стеатит, вытеснявший дорогую слоновую кость в период обнищания империи после разгрома ее крестоносцами. Но нельзя и преувеличивать размеров этого импорта. Следует принять во внимание, что в собственных видах сырья, пригодных для подобных изделий,– песчаниках, известняках и еще более удобных сланцевых камнях – недостатка не было. Шиферное пряслице Распространение по Руси этого сырья из хорошо известных и уже используемых для других резных изделий месторождений, очевидно, происходило, как, например, и распространение овручских шиферных пряслиц, через расхожих «гостебников», развозивших не только готовые изделия, но и портативное сырье. Возможно, что с таким способом распространения заготовок для изготовления мелких каменных иконок следует связать и самый вид этих заготовок – пластинок, удобных для транспортировки. Размеры каменных иконок древнего времени невелики, редко превосходят 5х7 см при толщине около 0,8 см, с преобладанием в наиболее древних произведениях (XII–XIII вв.) наиболее тонких – 0,5–0,6 см.

Что касается формы иконок, ее, очевидно, избирали и придавали изделию сами мастера резчики в зависимости от своего усмотрения или желания заказчика. Можно насчитать свыше 20 разных форм каменных иконок XI–XVI вв. Наиболее распространенная – прямоугольная, вытянутая в длину, реже приближающаяся к квадрату. Столь же распространена форма прямоугольная внизу, но с полукруглым или плоско скругленным верхом. Иногда вместо округленности верх пластинки бывает обработан прямыми линиями в виде щипца или срезанных верхних углов, что придает всему изделию соответственно форму пяти- или шестиугольника. Как разновидность указанных выше типов, прямоугольного и со скругленным верхом, имеются иконки с расширением боковых сторон к низу, придающим изделию вид трапеции. К числу более редких форм, имевших преимущественное распространение в раннее время (XII–XIII вв.), можно отнести форму киотцев, отличающуюся наличием плечиков у верхней стороны пластинки. Еще реже можно отметить среди древних каменные иконки круглой или овальной формы.

Коснемся попутно вопроса о двусторонних каменных иконках, число которых в общем фонде памятников довольно значительно. В собрании Русского Музея их 35, т. е. около 35%. То же характерно и для других собраний этого вида искусства. Чем объясняется помещение изображений на обеих сторонах некоторых каменных иконок? В первую очередь, вероятно, особым бытовым назначением этих предметов. В области меднолитых иконок, как известно, явления двусторонности не наблюдается. Среди литых изделий к двусторонним принадлежат кресты-энколпионы и змеевики, предназначенные, как и каменные иконки, не для поклонения на божнице, а для ношения на груди.

Этой же ролью каменных иконок определялся и выбор изображений на них. Среди единоличных изображений святых – главным образом святые – покровители и помощники в ратных делах, в пути, в болезнях или профессиональной деятельности, притом преимущественно связанные с демоно-борческими представлениями. Это могли быть также патрональные святые, соименные самому заказчику и членам его семьи. Традиционный круг композиционных изображений на каменных иконках тоже в основном определялся особым значением сюжетов, отбираемых для личных оберегов.

Исполнялись ли оба изображения, помещенные на той и другой сторонах предмета, одновременно, т. е. при первоначальном изготовлении предмета? По-видимому, это было именно так. Хотя имеются, правда крайне редкие, случаи, когда изображения на разных сторонах иконки относятся явно к разному времени. В качестве примера может быть указана каменная иконка, найденная при раскопках в Новгороде в 1973 г. На одной стороне ее содержится изображение Симеона Столпника и Ставракия, относящееся к XII–XIII вв., на другой – изображение Всадника Георгия, исполненное позднее, в XIV в.

Техника исполнения изображений на каменных иконках хорошо прослеживается на случайно дошедших до нас неоконченных изделиях. Таковы имеющиеся в собрании Русского Музея три памятника, интересных и важных в данном отношении. Иконка XIII в. из глинистого сланца, прямоугольная. На ее лицевой стороне – изображение композиции Деисус, на оборотной – начатое изображение поясной фигуры неизвестного святого в фас. Иконка XIV в. из песчано-глинистого сланца, с полукруглым верхом. На лицевой стороне содержит изображение композиции «Гроб господень», на оборотной – незаконченное изображение двух неизвестных святых в рост. Форма иконки, видимо, также осталась незавершенной: на левом краю имеются следы плечика. Иконка XV в. из песчано-глинистого сланца, неправильной трапециевидной формы. На одной стороне – поясное изображение Василия Великого, на другой – начатое, поясное же, изображение неизвестного святого.

Процесс вырезывания изображений, как это хорошо можно видеть на снимках, начинался с обозначения рамки и контуров фигур, с постепенным углублением затем фона между ними. Во всех трех случаях работа по дальнейшей разделке лиц и одежд намеченных фигур не была еще начата. Во втором случае на углубленном фоне, по-видимому, были уже слабо намечены надписи. Возникает вопрос: почему начатая работа была прервана и изображения оставлены неоконченными? В первом случае причина – расслоение и откалывание камня. Именно откол большого участка побудил мастера прекратить начатую работу. Во втором и третьем случаях, возможно, на пластинке попалось более твердое включение, плохо поддававшееся обработке. Заметим, что все три случая относятся к сланцевым камням, чаще других подверженным расслоениям, на других, более вязких камнях подобные случаи, видимо, бывали реже.

Итак, рабочим материалом для древнерусских резчиков каменных иконок служили заранее приготовляемые пластинки пород камня. Единоличные и многофигурные изображения на них вырезывались путем углубления, выемки фона. Это и определяло общий тип произведений как низкого рельефа, высота которого никогда не выступала за пределы толщины пластинки и сохранялась рамкой изображения.

Уважаемые посетители данного ресурса-коллеги, буду премного благодарен, если Вы пополните данную коллекцию каменных иконок и крестов своими фото:

www.mednyobraz.ru

Забытая реальность — Белокаменная резьба ведических храмов Руси

Главная » Архитектура

Белокаменная резьба России и в частности Владимирской области, в том числе Успенского и Дмитриевского собора, церкви Покрова На Нерли. Благодаря сохранившейся уникальной резьбе мы можем вспоминать подлинную культуру и историю ведической Руси, которую знаем с детства по старинным русским народным сказкам…

С приходом оккупантов Романовых на Русь и их орудия — Никона с его реформой, нам подсунули совсем другую историю…

Больше фотографий можно увидеть в источнике

Источник: www.kramola.info

Пометить материал как неуместный

Оценка информации

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

Белокаменная резьба на храме в Юрьеве-Польском

   Про прекрасный маленький городок Юрьев-Польский, что во Владимирской области, я уже не раз рассказывал. Напомню лишь то, что с Польшей никакой связи у него нет, Польский он лишь потом, что находится в районе, который раньше называли Ополье. Здесь например, снимали Золотого Теленка - именно Юрьев-Польский стал городом Арбатов. Но сегодняшний пост не про это, а вот про что. Есть здесь великолепный храм. Лично для меня он входит в тройку самых красивых  в России, про него я тоже как-то уже рассказывал, однако сегодня хотелось юы немного рассказать про его великолепную белокаменную резьбу, которую оставить без внимания трудно.

    Скажу сразу, что я перелопатил много сетевой информации, чтоб постараться определить сюжеты, изображенные на стенах храма. Определить же все сюжеты я не представляю себе возможным - тут и специалисты не справятся, мне кажется.

    Собор этот уникален тем, что это последний белокаменный собор на Руси подобного рода, построенный до нашествия татар.  Освящен он был в очень удобнозапоминаемую дату - 1234, а через 4 года случилась трагическая битва на реке Сити, в которой и погиб Юрий Всеволодович и с которой в большой степени и началось татарское иго.  Изначально он был выше и "стройнее" нынешнего собора - этот, как гриб-боровик прижимается в земле.  Это связано с тем, что в середине 15 века он обрушился и его пришлось восстанавливать. Да и расположение белокаменной резьбы тоже немного другое, хотя

    Диковынными орнаментами покрыт почти весь собор, сами по себе они уже - произведения искусства. Но так же здесь есть не просто орнаменты, но и барельефы с изображением святых, князей, мифических существ, и даже слона! Слона, кстати, найти не так уж и просто, в конце поста я раскрою тайну его нахождения=)

    Присмотримся, однако, ближе к самой резьбе. Существенным техническим и художественным новшеством декоративной системы Георгиевского собора является соединение отдельных изображений и фигур, выполненных в высоком рельефе, с тончайшим ковровым орнаментом, обтягивающим и свободные плоскости стен и фон вокруг горельефов. О характере этой системы позволяют судить фасады северного и южного притворов Георгиевского собора, где резные камни, исполненные в высоком рельефе, сочетаются с побегами плоскостного растительного орнамента. Та же система сочетания коврового узора с горельефными фигурами святых, зверей и чудищ и на втором ярусе фасадов.

  Это сочетание двух манер резьбы на больших плоскостях фасадов было технически весьма сложным. Сначала они украшались горельефными изображениями, которые вытесывались на отдельных камнях на строительной площадке и затем вводились в кладку стены. На этом первом этапе убор здания напоминал церковь Покрова на Нерли: рельефы выступали на гладкой плоскости стены. Затем начиналась резьба коврового узора, которая велась по уже готовой стене, переходя на ее архитектурные детали и оплетая горельефные скульптуры. Эта работа требовала от резчиков безупречной точности глаза и руки, безошибочного движения резца, так как малейшая погрешность была бы непоправимой. Тончайший узор наносился сперва одним прочерченным контуром: это хорошо видно на южной стене западного притвора, убор которой остался незаконченным. Сочетание этих двух систем резной декорации требовало предварительного детального и точного ее проекта, который заранее учитывал размещение резных камней, чтобы связанный с ними узор мог нормально развертывать свои элементы при подходе к горельефам.

Растительные узоры

Ковровый орнамент

Лица. Интересно вообще, есть ли описание всех сюжетов этого собора?

    Над  порталом было помещено изображение покровителя города и храма — святого Георгия, одетого в воинские доспехи и опирающегося на высокое копье и миндалевидный щит с изображением барса — эмблемы династии владимирских князей.

Животина:

    Фигуры святых — покровителей княжеств. Этот ряд рельефов, по одной из версий, раскрывал основную идею программы резного оформления храма: небесные силы оказывают особое покровительство владимирским князьям и их богоизбранной земле.

Сюжет «Даниил во рву львином»

У самого окна только Даниил с распростертыми руками.

Наверху два льва из сюжета

От «Семи отроков эфесских» осталось только пять. Это лежачие фигуры с "корзинками"

Около слона ещё один из отроков

Сверху - святые деисусного чина

Святые деисусного чина

Сюжет «Три отрока в пещи»

Справа от трубы наверху левый отрок

Ангел в центре

Вообще, собирать эту мозаику ну очень интересно, но невероятно трудно!

Вознесение (?). Над ним распространенные здесь маски льва.

 Сюжет Преображения

Богоматерь Оранта

Ещё маски льва и грифоны

А вот и слон, его можно увидеть на северном фасаде лишь поднявшись на ступеньки соседнего храма из красного кирпича.

Вот ткой вот прекрасный храм с российской глубинке

Добавить в друзья в ЖЖ  ||   Facebook   ||   Twitter   ||    Instagram    ||

cheger.livejournal.com

Резьба по камню: обучение, инструменты и технологии

С давних пор заветной мечтой человека является покорение камня. Примером могут служить египетские пирамиды. Но и в настоящее время востребованность природного материала велика. Камень является сырьем для различных отраслей промышленности, таких как ювелирная или строительная, поскольку обладает невероятной прочностью и изумительной красотой. Но это не предел его использования. Существует такой вид искусства, как резьба по камню. Этот промысел зародился очень давно, но не теряет своей актуальности и сегодня. Об этом пойдет речь в данной статье.

Инструменты

Чтобы выполнить резьбу по камню, нужно иметь набор инструментов, который называют «классическим». Но это не означает, что у каждого мастера он одинаковый. Наличие лишь некоторых инструментов в наборе является обязательным для работы - это остается неизменным с тех пор, как древние мастера впервые освоили этот вид искусства.

Резьба по камню

Кувалда

Инструмент с длинной ручкой (один метр) и массивным молотом. Он тяжелый, его вес достигает четырех-шести килограммов. Благодаря большому размаху, сила удара значительно увеличивается.

Молоток отбойный

Его главное отличие от обычного инструмента этого вида – большой вес, целых три килограмма. Благодаря этому, удары становятся мощней, из-за чего камень быстрей поддается обработке. Отбойный молоток используется, когда возникает необходимость обтесать камень. Одна сторона наконечника тупая, другая – острая.

Кирка

Этот инструмент для резьбы по камню используется и в настоящее время. Опускаясь в шахты или каменоломни, рабочие берут его с собой. Наконечник кирки имеет два конца: один тупой, другой острый, с одним или двумя зубьями. У этого инструмента большая разрушающая сила. По этой причине его считают основным инструментом каменщика.

Молоток каменщика

У этого инструмента один боек тупой, от кувалды он отличается более компактным размером. Его предназначение – обтесывать небольшие по величине камни или мелкие детали.

Инструмент для резьбы по камню

Киянка

Применяется инструмент тогда, когда нужно куда-то уложить камень - в землю, например. У него имеется специальный боек, для изготовления которого используется упругий материал, например кожа, резина, дерево.

Стамеска

Инвентарь имеет небольшой размер, легко помещается в руке мастера. Его используют для выполнения работы, отличающейся высокой декоративностью, когда нужно выполнить точный подгон элементов композиции. Чтобы придать камню граненую форму, используют разные стамески: широкие, острые или тупые.

Клинья

Представляют собой втулки из металла. Используются, когда каменную глыбу нужно расколоть на много более мелких кусочков. Для этого в камне проделываются отверстия, в них вставляются втулки. Мастер берет кувалду или молоток и ударяет по ним поочередно.

Чертилка

Этим инструментом делают рисунки на камне. У него имеется наконечник, выполненный из твердого материала, благодаря чему мастер осуществляет жесткую работу во время резьбы по камню.

Обучение резьбы по камню

Скарпель

Декоративный инструмент, по внешнему виду похож на карандаш. Им наносят гравировку на камень. Наконечники скарпеля имеют зубцы с разной толщиной, от двух до двух с половиной миллиметров.

Фрезы

Их используют для резьбы по камню, который считается драгоценным, для придания ему нужной формы. С помощью фрез убираются ненужные элементы с камня. Эти инструменты бывают ручными, механическими, полировочными, шлифовальными.

Напильники

Это ручные инструменты, их используют, когда нужно обработать мягкую породу камня. Они бывают двух видов: прямые и кривые. Напильники дополнены другими устройствами: ручками, шнутами, спицами, закольниками.

Терка

Этот инструмент называют щеткой или губкой, он используется, когда работа мастера подходит к концу. Терка предназначена для шлифовки или полирования камня. Однако степень воздействия может быть разной, в зависимости от того, какую зернистость имеет инструмент.

Художественная резьба по камню

Художественный вид резьбы

Это самое благородное, но и самое сложное искусство резьбы по камню. По сути, это те самые изящные формы из камня, которые новичкам в этом деле так трудно даются. Используя художественную резьбу по камню, мастера создают настоящие шедевры.

Особой популярностью пользуются изделия из таких камней, как мрамор и гранит. Но для художественной резьбы используют разные породы камней, твердость которых различается. Инструменты для работы более разнообразные, чем при обычной резьбе. Мастера резьбы по камню чаще всего используют следующие материалы.

  • Бело-розовый, голубоватый ангидрид. Его еще называют «небесным камнем» или «нижегородским мрамором».
  • Монокристаллический гипс, поверхность которого блестящая и гладкая, отливает перламутром. Его называют «Марьиным стеклом», потому что в далеком прошлом камень заменял людям стекло.
  • Селенит – этот камень называют «лунным». Он обладает волокнистой структурой и ни с чем не сравнимым блеском, напоминающим шелковую гладь. Образованные камнем прожилки в мелкозернистом гипсе и глинах смотрятся потрясающе красиво.
  • Стеарит – его называют «черным камнем». Мастера используют его, когда нужно создать глазки или носики животным.
  • Алебастр природный с нежно-желтым, а также розоватым оттенками. Ему свойственна мягкая прозрачность и изящные узоры, составленные пятнами и разводами причудливой формы.
Мастера резьбы по камню

Воплощение замысла в произведении

Работая с камнем, мастер становится творцом. Бесформенной твердой глыбе придается новая форма. Камень получает новую жизнь в произведении искусства, созданном художником. Это с одной стороны. А с другой – для мастера важно выполнить главную задачу, которая состоит в том, чтобы раскрыть созданную природой красоту и особенность минералов, а затем продемонстрировать это людям. Глядя на творение рук человека, многим хочется овладеть этим видом искусства. Обучение резьбе по камню требует большой усидчивости, терпения и времени. Но если следовать рекомендациям мастера, все получится. Конечно, будут и неудачи, но огорчаться не нужно, работу следует продолжать, а знания и квалификация придут с опытом.

  • Сначала оформляется замысел. Для этого на бумаге рисуется эскиз, продумываются все детали будущей композиции, прорабатывается образ. Не следует считать творческий поиск мастера потраченным зря временем. Ведь именно на этом этапе художник наделяет будущий шедевр чувствами, эмоциями.
  • По эскизу из мягкого материала (пластилина, например) создается задуманный образ с учетом естественной анатомии. Затем готовый прототип отливается из пластикрита, который заменяет гипс.
  • Следующим этапом является выбор камня, из которого будет создаваться скульптура, а также материалов для отделки. Здесь важно учитывать их "соседство" между собой.
  • Каменной заготовке придается первичная форма. Для этого используется крупная пила. После того как сделан набросок, осуществляется проработка деталей, в соответствии с выполненной до этого моделью. Используются мелкие пилы. Основным инструментом являются алмазные диски. Важно, чтобы к станку подавалась вода - так будет видно каждое движение. Спешить не нужно. Для обработки камня применяются мелкие, неглубокие движения. Это нужно для того, чтобы мастер мог прочувствовать малейшие изменения в структуре камня. Работа требует большой сосредоточенности, отвлечения недопустимы.
Станки для резьбы по камню
  • Следующим этапом камнерез намечает необходимые для скульптуры детали: черты лица, складки одежды, мускулатуру и прочее. Этот этап работы считается самым кропотливым, здесь нужна предельная внимательность. Есть такой станок для резьбы по камню – бормашина, в состав которой входят алмазные буры с разным калибром. С ее помощью прорабатывается каждая деталь. Но перед глазами мастера должен быть макет, чтобы постоянно сверять фигурку из камня с замыслом.
  • Предпоследним этапом является шлифовка скульптуры с помощью пасты и станка. Каждая деталь доводится до зеркального блеска. В результате этой операции виден рисунок и цвет камня.
  • Заключительным этапом работы над созданием произведения искусства является сборка всех обработанных элементов в единую композицию. Они соединяются незаметными швами, штифтами, прочной склейкой. Здесь тоже имеется много секретов. Со временем новичок овладеет и ими, ведь от этого финального шага во многом зависит результат сложной и длительной по времени работы.

fb.ru

Резьба по камню на храмах XII

Феодальная раздробленность, характерная для молодых государственных образований, коей и была Киевская Русь XII века,  породила четыре крупных осколка-княжества.

Владимиро-Суздальское княжество, спрятанное в лесах от неприятелей, было подчинено единоличной власти владыки. Под надежной рукой оно стало крупным центром зодчества.  Церкви и соборы из белого камня по велению князя вырастали словно из-под земли.

Если Владимиру Мономаху приходилось строить оборонительные сооружения, защищаясь от волжский болгар и печенегов, то его внуку — Андрею Боголюбскому  досталась более приятная доля — он возводил прекрасные церкви и княжеские дворы.

Город Владимир, заложенный Мономахом на берегу реки Клязьмы, стал центром русских земель, поэтому было важно, чтобы  новая столица затмила красотой и статью старую.

Успенский собор - архитектура 12 века

Город, обнесенный стенами и валами, имел Золотые ворота, которые сохранились и поныне. Путники, въезжая в величественный город, видели пятикупольный Успенский собор. Владимирские резчики по камню, которые превосходно владели техникой обработки, создали привычный нам образ древнерусского города, который органично вписался в ландшафт.

На строительство Успенского собора пошла десятая часть доходов князя Андрея. Задумав превзойти Киевскую Софию, князь повелел, чтобы высота здания превышала 30 метров. Трехнефный храм под одним куполом, построенный Боголюбским, сильно пострадал от пожара, поэтому Всеволод Большое Гнездо, младший брат Андрея, увеличил количество нефов и куполов до пяти. Изменился облик и крепостных стен, и интерьер храма. Успенский Собор со временем превратился в усыпальницу великих князей, став памятником их величия.

Дмитриевский собор - искусство 12 века

Дмитриевский собор, одноглавый крестово-купольных храм с четырьмя опорными столбами, еще один достойный представитель  владимиро-суздальского зодчества. Его построили по приказу князя Всеволода, причем строительством и резьбой по камню занимались уже русские мастера. Дмитриевский собор — это уникальное сооружение, которое не имеет европейских прототипов. Стены собора украшены великолепной резьбой. Высеченные из камня  святые, животные, птицы, растения превращают стену в каменную летопись. Народная фантазия переплетается с византийскими преданиями, отчего собор становится сосредоточием русско-византийской мифологии. На стенах храма можно встретить и Александра Великого, и царя Давида, и даже грифона из европейского бестиария. На фантастическое зверьё ведут охоту люди, преследующие своих жертв по бесконечным полям с роскошными цветами.

Резчики наносили изображения на камень отдельно, но лишь все вместе фигуры рассказывали  поучительные истории.

Белокаменный дворец князя Андрея Боголюбского

Дворец князя Андрея Боголюбского, что лежит в 10 км от Владимиро-Суздальской столицы, охраняется крепостными стенами и башнями. Княжеский двор был настоящей средневековой крепостью с  дворцом, каменными переходами и храмами. Собор Рождества Богородицы — был центром данной архитектурной композиции. Резчики по камню и во дворце князя Боголюбского превзошли самих себя, фигуры, выступающие с плоскости камня, смотрятся живыми.

Достойны упоминания и храм Покрова на Нерли, и Геогриевский собор в Юрьеве-Польском. К сожалению, последний из них не сохранил своей былой мощи и красоты.

В годы, когда Русь сотрясалась от внутренних раздоров и разваливалась под напором врага, русские мастера вели тихую работу созидания. Архитектура была призвана скрепить народ, поднимая знамя веры и единства происхождения. Общенациональные идеи нашли отражение в декоре соборов, которые был пропитаны светлыми, красочными мотивами простой и мирной крестьянской жизни. Современные художники черпают свое вдохновение в разных источниках. А художник Василий Афанасьевич Лесков, восхищенной непосредственностью, чистотой и выразительностью древнерусского зодчества, в своих картинах  обращается к истокам, чтобы мы не забывали, откуда мы родом. Его картины можно приобрести, воспользовавшись телефонами, указанными на его сайте. Большая редкость, когда художник не забывает о своих корнях, польстившись на великолепие европейского дома.

art-leskov.ru